Жанр я памятник себе воздвиг нерукотворный. Анализ стихотворения «Я памятник воздвиг
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2011-05-09
ПосмотритеВнимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Историко-биографический материал
История создания и дата написания стихотворения
Стихотворение было написано за несколько месяцев до смерти поэта в 1836 году. Оно было зачитано Пушкиным на новогоднем балу.
Место стихотворения в творчестве поэта
Поэт подводит итоги своему творчеству, пытаясь заглянуть и в будущее.
Главная тема стихотворения
Стихотворение «Памятник» посвящено размышлениям о назначении поэта и поэзии на земле. Мне кажется, данное стихотворение выражает твердые, уже сложившиеся взгляды поэта. По мнению Пушкина, поэта – божий посланник, который несет праведное слово народу. Автор уверен в том, что его творчество не померкнет с годами, и люди всегда будут интересоваться его творениями.
Тема творчества, поэта и поэзии.
Лирический сюжет
Сюжет стихотворения это осмысление судьбы поэта в историческом масштабе.
Проблема стихотворения
Проблема закрепления своей славы поэта во времени.
Композиция стихотворения
Пушкин верит, что его душа, заключенная в стихах, бессмертна:
Душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит.
В последней строфе поэт призывает музу быть благосклонной, то есть просит о том, чтобы вдохновение не покидало его. Также просит «хвалу и клевету приемлить равнодушно», потому что толпа непостоянна: сегодня она хвалит, а завтра – стыдит и ненавидит твои стихи. Конечно, это введет в заблуждение или в растерянность кого угодно.
Последняя строка уговаривает музу «не оспоривать глупца». Если человек не понимает всего того, что хотел передать поэт в стихах, то и не нужно доказывать ему о значимости поэта и поэзии на нашей земле.
В первых четырех строфах лирический герой размышляет над своим поэтическим наследием, последняя строфа – обращение к музе.
Лирический герой
Преобладающее настроение, его изменение
Настроение торжественное и возвышенное на протяжении всего стихотворения.
По своей возвышенности произведение можно определить как оду. Оно воспевает поэта и его заслуги.
Пять строф, четверостишия.
Основные образы
Образ нерукотворного памятника создается в сравнении с реальной гранитной колонной, установленной в 1834 г. на Дворцовой площади Санкт-Петербурга в честь победителя Наполеона, одного из организаторов Священного Союза императора Александра I.
Образ музы чистый, не запятнанный гордыней. Она не принимает лести и не осуждает критиков.
Лексика стихотворения
Лексика высокого стиля, что характерно для данного жанра: «воздвиг», «главою», «велению».
Поэтический синтаксис
В стихотворении использовано много ярких средств языковой выразительности. Например, аллегория (под словом «памятник» подразумевается то, что поэт создал за свою жизнь), эпитеты (памятник нерукотворный, главою непокорной, в заветной лире, мир подлунный, по Руси великой, сущий язык, друг степей калмык, дикой тунгус), олицетворения (душа прах переживет и тленья убежит; муза, будь послушна, хвалу и клевету приемли равнодушно, не оспаривай глупца), антитезы (нерукотворный и непокорной, чувства добрые и жестокий век, хвалу и клевету), архаичные слова, которые придают стихотворению торжественность (пиит, доколь, в заветной лире, по Руси великой, воздвиг нерукотворный, приемли, сущий, не оспаривай).
Сложные предложения, использована инверсия.
Изобразительные средства иносказания
эпитеты: «памятник нерукотворный», «главою непокорной», «заветной лире».
Звукопись
Динамика развития лирического сюжета передана фоническими средствами. Повтор, превалирующий в первой строфе, акцентирует ключевую мысль (звуковые ассоциации):
Я памятник
себе воздвиг не
рукотворный
,
К не
му не
зарастет на
родная
тропа,
Возне
сся выше он
главою не
покорной
Алексан
дрийского столпа.
Нет
, весь я не
умру…
В следующих трех строфах-четверостишиях на первый план выходит такая фоническая система, как ономатопея. Благодаря повтору «д» с гласными слышен отзвук колокольного звона. Впечатление создается не только торжественное, но и тревожное, так как активизируется ассонансный звук «у». В последней строфе он преобладает, акцентируя в психологическом состоянии лирического героя трагические ноты.
Шестистопный ямб, стопа двухсложная с ударением на 2ом слоге.
Ритм и рифма. Способы рифмовки
Рифмовка перекрестная.
Эмоции вызванные при прочтении
На мой взгляд, стихотворение «Памятник» - одно из самых ярких и прекрасных стихотворений А.С. Пушкина, которое занимает значимое место в его творчестве.
Памятник А.С.Пушкину в Царском Селе (фото автора статьи, 2011)
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» написано в 1836 году, за полгода до гибели Пушкина. Не самые лучшие времена переживал тогда поэт. Критики не жаловали его, царём были запрещены в печати лучшие работы, в светском обществе распускались сплетни по поводу его персоны, в семейной жизни всё было далеко не безоблачно. Поэт был стеснён в денежных средствах. Да и друзья, даже самые близкие, с прохладцей относились ко всем его тяготам.
Вот в такой непростой обстановке Пушкин пишет поэтическую работу, которая со временем становится исторической.
Поэт как будто бы подводит итог своему творчеству, искренне и откровенно делится мыслями с читателем, оценивая свой вклад в русскую и мировую литературу. Верная оценка своих заслуг, понимание грядущей славы, признания и любви потомков – всё это способствовало тому, чтобы помочь поэту спокойно относиться к клевете, обидам, «не требовать от них венца», быть выше этого. Об этом Александр Сергеевич говорит в последней строфе произведения. Возможно, именно тягостные думы о непонимании и недооценке его современниками и подвигли поэта написать это важное стихотворение.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» в какой то степени является подражанием известному стихотворению «Памятник» (в основе которого в свою очередь, лежит стих Горация). Пушкин следует за текстом Державина, однако вкладывает в свои строчки совершенно другой смысл. Александр Сергеевич вещает нам о своей «непокорности», о том, что его «памятник» выше памятника Александру I, «Александрийского столпа» (мнения литературных исследователей о каком памятнике идёт речь, расходятся). И о том, что народ будет постоянно приходить к его памятнику, и дорога к нему не зарастёт. И пока в мире будет существовать поэзия, «пока в подлунном мире жив будет хоть один пиит», слава поэта не померкнет.
Пушкин знает точно, что все многочисленные народы, входящие в состав «Руси великой», будут относиться к нему, как к своему поэту. Любовь народа и вечное признание Пушкин заслужил уже тем, что его поэзия пробуждает в людях «добрые чувства». А также и тем, что он «восславил свободу», боролся, как умел, создавая свои важные произведения. И никогда не переставал верить в лучшее, а для «падших» просил «милости».
Анализируя стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», мы понимаем, что это произведение — философское размышление о жизни и творчестве, это выражение своего поэтического предназначения.
По жанру стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» – ода. В её основе лежат главные пушкинские принципы: свободолюбие, гуманность.
Размер стихотворения — шестистопный ямб. Он великолепно передаёт решительность и ясность мыслей поэта.
В произведении не только «фразеологические сочетания, но и отдельно взятое слово, влечет за собой целый круг ассоциаций и образов, теснейшим образом связанных с той стилистической традицией, которая была привычной для поэтов – лицеистов».
Количество строф в стихотворении – пять. Последняя строфа выдержана в торжественно-спокойном тоне.
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Функция полисиндетона — «побуждать читателя к обобщению, к восприятию ряда деталей, как цельного образа. Видовое складывается при восприятии в родовое, а именно — «народы Российской империи».
Идея стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» скорее всего, навеяна воспоминаниями Пушкина . Именно он, ближайший и преданный друг Александра Сергеевича, первым понял величие Пушкина и предсказал ему бессмертную славу. При жизни Дельвиг во многом помогал поэту, был утешителем, защитником, и в чём-то даже учителем Пушкина. Предчувствуя скорую кончину и прощаясь с творческой деятельностью, Пушкин как бы соглашался с словами Дельвига, утверждал, что его пророчества сбудутся, вопреки недалёким глупцам, которые губят поэта так, как погубили за пять лет до того его собрата «по музе и судьбам», самого Дельвига.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный… (А.С.Пушкин)
(полный текст стихотворения)
Exegi monumentum
*.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
*) Я памятник воздвиг.. (начало стихотворения Горация)
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина « » является не совсем оригинальным первоисточником. Когда Пушкин сел его писать, он был знаком с оригиналом — стихотворением «К Мельпомене» Горацио, вольными переводами и переложениями иностранных и русских поэтов. В России на эту тему писали Батюшков, Державин (чей стих часто с пушкинским), Ломоносов. Позднее – Лермонтов, А. Фет, Капнист.
И в то же время анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» показывает, что оно не является переводом, как произведения Ломоносова, Фета, Капниста. Это даже не подражание древнеримскому поэту, жившему в дохристианские времена. Хотя некоторые мотивы Горацио в пушкинском произведении присутствуют. Древнеримская ода послужила формой, своеобразной оберткой для самобытного стихотворения Пушкина, в которое поэт вложил свое содержание — чувства и мировоззрение.
Стихотворение было написано в 1836 году, незадолго до смерти. Это было время творческого расцвета, грандиозных литературных планов и личного душевного кризиса.
В этом стихотворении Пушкин, подводя итоги своему творчеству, говорит:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу,
И милость к падшим призывал.
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
Между строк читается вера поэта в то, что люди будут когда-нибудь свободными и образованными, а его, Пушкина начнут переводить на другие языки. Что ж, это его пророчество сбылось.
Обращение к Музе быть послушной веленью Божьему — это призыв к литераторам, которые будут творить после него.
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,И не оспаривай глупца.
Стихотворение приближено к жанру оды, написано оно шестистопным ямбом. Этот ритм более других соответствует древнему стихотворчеству, и подходит к оде. Но в отличие от древних литературных произведений, стихотворение Пушкина не читается тяжеловесно. Напротив, ритм стиха энергичный, а само произведение звучит торжественно. Правда, последняя строфа изложена четырехстопным ямбом, что и делает ее энергичной.
Произведение состоит из 5 строф, рифма перекрестная, женская рифма чередуется с мужской. Его можно разделить на 3 части: в первой поэт говорит о том, что воздвиг себе памятник. Во второй части он объясняет, чем, по его мнению, он будет «любезен народу». И третья часть это призыв к поэтам, которые будут творить после него.
С одой стихотворение роднят старославянизмы — глава, столп, пиит, сущий; и многосоюзие.
В стихотворении применены средства художественной выразительности, помогающие почувствовать настроение поэта. Это эпитеты – нерукотворный, непокорной, великой, заветной, гордый, добрые, дикой, жестокий.
Само стихотворение метафорично по сути. Всем известно, что Пушкин — не архитектор и не скульптор, и ничего не возводил. Он применил инверсию. Под памятником подразумевается все его литературное творчество, которое и сохранит память о нем в народе. Он говорит, что душа его живет в его произведениях. «Душа в заветной лире». Лира – это древнегреческий музыкальный инструмент, символизирующий поэтическое творчество. Эту же мысль подтверждает Анненков:
«Настоящая, полная жизнь его [Пушкина] заключается в самых его произведениях, порожденных, так сказать, ходом ее. В них читатель может изучать и душу поэта, и обстоятельства его существования, переходя от одного художнического образа к другому. Так писал Пушкин свою биографию… Читатель может иметь наслаждение проследить этот поэтический рассказ о самом себе, начиная с первых подражаний поэта нашего эротическим писателям Франции, до тех пор, пока после ряда могущественных созданий он мог воскликнуть в справедливой гордости:
Я памятник воздвиг себе нерукотворный:
К нему не зарастет народная тропа.
- Какие темы раскрываются в этом стихотворе-нии?
- В чем видит Пушкин свою заслугу как поэта перед обществом? Найдите в тексте слова и выра-жения, в которых он определил значение своего творчества.
- В каком значении употреблены слова «лира», «язык»?
- Как вы понимаете выражение «нерукотвор-ный памятник»? В чем смысл противопоставления его Александрийскому столпу?
- Найдите в тексте архаизмы, объясните их роль в стихотворении. Почему Пушкин активно вводит их в свои поэтические рассуждения?
- Обратите внимание на эпитеты к словам «па-мятник», «тропа», «глава», «лира», «чувства», «век». Способствуют ли они раскрытию чувств и мыслей автора?
- Вспомните, что среди поэтов разных эпох бы-ла традиция лирического изображения «неруко-творного» памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Вы уже знакомились с «Памятником» Державина. Сопоставьте державин-ский и пушкинский тексты. Как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях? Чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравните художественные средства, с помощью которых вы-ражена точка зрения поэтов.
Стихотворение содержит размышления по нескольким проблемам, главная из которых — поэт и поэзия, судьба худож-ника, поэт и общество, заслуги творца пе-ред народом. Он утверждает высокую цен-ность искусства, свободу творчества. Дру-гие темы и мотивы: сущность, философия славы и памяти, бессмертия, свободолю-бивые мотивы, милосердие и др.
Пушкин сказал немногие, но очень точ-ные слова, почему он долго будет «любе-зен народу», и тем самым точно опреде-лил значение своего творчества для всех народов, населявших Россию.
Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.
Тем самым он утверждал высокую гу-манистическую ценность своей поэзии.
Слово «язык» обозначает не только средство общения, которое использует тот или иной народ, но и сам народ с его куль-турой и традициями. Надеясь, что его имя назовет «всяк сущий в ней язык» и пере-числяя славянина, финна, тунгуса, кал-мыка, он высказывает уверенность, что его творчество будет должным образом оценено этими и многими другими наро-дами России. Под словом «лира» подразу-мевается поэзия.
Имеется в виду противопоставление па-мятника материального (рукотворного) тому высокому духовному наследию, ко-торое оказывается прочнее и долговечнее в народной памяти, нежели то, что сотво-рено из железа или гранита. «Неруко-творным» памятником выступает в рас-суждениях Пушкина художественное творчество, которое близко и дорого мно-гим народам разных времен.
Архаизмы воздвигнуть, доколь, всяк сущий в ней язык, вознесся, воссла-вить, глава, пиит, веленью божию, за-ветный, падшим придают стихотворе-нию торжественное звучание, усиливают высоту заложенных в нем размышлений о роли поэта в обществе, о значении высо-ких идей, которые приносит людям поэт.
Памятник — нерукотворный, тропа — народная, лира — заветная, чувства — добрые, век — жестокий. Эпитеты пре-вращают определяемые слова из нейтраль-ных понятий в эмоционально окрашен-ные. Эпитет нерукотворный создает противопоставление традиционным мате-риальным сооружениям, увековечиваю-щим известных лиц или значительные со-бытия. И хотя памятник рукотворный ва-жен и прочен, может привлекать своей красотой и уважением к памяти достой-ных людей, духовные ценности (неруко-творный) значительно прочнее в памяти народной. Народная тропа звучит тор-жественно (не тропинка, не тропка, не дорога), символизирует постоянное дви-жение к осмыслению, углубленному по-стижению наследия великого поэта, при-общению к его чувствам добрым. За-ветная лира может иметь два значения: завещанная лучшими поэтами прошлого или особая, тайная, сокровенная, чарую-щая, свято хранимая. С одной стороны, чувства добрые противопоставлены жес-токому веку, с другой — они и притяга-тельны, способствуют уменьшению жесто-кости и утверждению милосердия. Материал с сайта
И Державин, и Пушкин говорят о нема-териальном памятнике. Он не подвержен разрушению временем и природными си-лами, он выше и тверже рукотворных со-оружений. Но именно Пушкин определил его как нерукотворный и обладающий непокорной главой. Такой оппозиции Державин не выстраивает. Девятнадца-тый век поставил перед национальным поэтом иные задачи. Если Державин ви-дит будущую славу свою в культуре сла-вянских народов, то Пушкин — шире: среди своих читателей он называет и сла-вянина, и финна, и калмыка, и тунгуса, пока еще дикого, но в перспективе приоб-щившегося к высокому культурному дос-тоянию страны. Ценность своего творче-ства и доступность его разным народам России и многим поколениям осознает поэт. И, наконец, Державин свои заслуги перед русской литературой и русским языком формулирует конкретно как ре-форму оды, более свободный разговор с властью, достаточно критичный и откры-тый, чем ранее. Пушкин свою заслугу видит широко, в общечеловеческом мас-штабе.
История создания. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредственным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотворение Державина «Памятник» (1795), получившее большую известность. При этом Пушкин не только сопоставляет себя и свою поэзию с великим предшественником, но и выделяет характерные именно для своего творчества особенности.
Жанр и композиция. По жанровым признакам пушкинское стихотворение является одой, но это Особая разновидность данного жанра. Она пришла в русскую литературу как общеевропейская традиция, берущая начало в античности. Недаром эпиграфом к стихотворению Пушкин взял строки из стихотворения древнеримского поэта Горация «К Мельпомене»: Exegi monumentum - «я воздвиг памятник». Гораций является автором «Сатир» и целого ряда стихотворений, прославивших его имя. Послание «К Мельпомене» он создал в конце своего творческого пути. Мельпомена в древнегреческой мифологии - одна из девяти муз, покровительница трагедии, символ сценического искусства. В этом послании Гораций оценивает свои заслуги в поэзии.. В дальнейшем создание такого рода стихотворений в жанре своеобразного поэтического «памятника» стало устойчивой литературной традицией, В русскую литературу ее ввел еще Ломоносов, который первым перевел послание Горация. Затем вольный перевод стихотворения с оценкой своих заслуг в поэзии сделал Г.Р. Державин, назвав его «Памятник». Именно в нем определились основные жанровые особенности таких поэтических «памятников». Окончательно эта жанровая разновидность сформировалась в пушкинском «Памятнике».