Виды техник работы с метафорическими ассоциативными картами. Научные исследования на тему метафорических ассоциативных карт

10

03.03.2018

Дорогие читатели, у всех у нас бывают моменты сомнений, страхов, затруднений. Иногда мы справляемся с ними сами, иногда ищем поддержки у друзей, психологов, применяем специальные техники. Метафорические ассоциативные карты это относительно новый психологический инструмент, который только начинает приобретать популярность. Но техники работы с метафорическими картами тоже служат этой цели – помогают разобраться в себе и снова найти точку внутренней опоры. О том, как это работает, и пойдет сегодня речь в рубрике . Ее ведущая – Хуторная Елена, писатель, автор интуитивных и метафорических карт, и я передаю Лене слово.

Приветствую вас, дорогие читатели блога Ирины. В продолжении темы о метафорических ассоциативных картах, о которых была статья на блоге , будет уместно рассказать о некоторых техниках их использования. Как мы уже говорили, ассоциативные карты вызывают у нас ассоциации, которые напрямую связаны с нашими глубинными установками и желаниями. Именно поэтому с помощью них достаточно легко и эффективно можно понять себя и найти оптимальное решение для стоящей перед нами задачи.

Расшифровка метафорических карт

У метафорических карт, как мы знаем, нет фиксированных значений – важно только то, что мы сами видим в рисунке, какие у нас самих возникают мысли и ощущения. Именно поэтому в работе с ними можно пользоваться поддержкой психолога, который направляет нас в этой работе над собой, а можно делать это самостоятельно, просто осознавая тот новый взгляд на происходящее, иное видение, которое открывают для нас карты. И то значение метафорических карт, которое мы видим в них сами, и есть самое верное.

Также метафорические карты можно использовать для групповой работы. Например, они очень хорошо помогают познакомиться участникам в группе, и именно с такого применения метафорических карт мы и начнем.

Метафорические карты для знакомства в группе

Рассказ о себе

Напомню, что карты можно доставать в открытую или вслепую. Для знакомства каждый участник достает из колоды 5 карт вслепую, держат их при этом закрытыми. Далее все по очереди начинают открывать карты по одной и рассказывать, что они видят в своих картах, почему они о них, как они связаны с их жизнью. Постепенно ассоциации, связанные с картами, складываются в рассказ о себе, в котором каждый успевает сказать о себе самое важное.

Именно так это и работает – когда мы рассказываем о себе сами, мы часто выдаем шаблоны, описываем внешнюю сторону себя. Но карты всегда затрагивают все самое важное, действительно значимое для нас. И так за короткое время карты позволяют узнать о человеке больше, чем он сам рассказал бы о себе в гораздо более продолжительном рассказе.

Игра подходит для небольших групп. Если группа большая, можно убавить количество карт на каждого участника либо разбить группу на более мелкие.

Я – не я

Для такого знакомства участники вытягивают вслепую по две карты. Далее каждый участник рассказывает, какая из этих карт это он, а какая – не он, и объясняет, почему он думает именно так.

Хитрость этой игры заключается в том, что и та, и другая карта, конечно, будет о нас. Но, скорее, они будут олицетворять то, что мы принимаем в себе, то, что нам нравится, и то, что мы не принимаем и не слишком приветствуем в себе.

Поиск решения поставленной задачи

Метафорические ассоциативные карты подсказывают нам пути выхода из сложившихся ситуаций, способы решения актуальных для нас вопросов. И для этого тоже существуют простые и эффективные упражнения с метафорическими картами.

Путь к цели

Для реализации этой техники нужно в открытую выбрать две карты. Одна из них будет выражать для нас существующую на данный момент ситуацию в отношении поставленного вопроса. Вторая карта – это то состояние, та цель, которой мы хотели бы достичь.

После этого уже взакрытую вытягиваем три карты и кладем их, не открывая, между картой настоящего и картой, выражающей нашу цель. Эти три карты и покажут нам путь, который поможет нам достигнуть нашей цели.

По одной открываем закрытые карты и описываем, что мы видим в них. Они могут стать ответами на вопросы: что поможет нам преодолеть этот путь? Что мы еще должны понять, принять, чтобы продвигаться к своей цели? Что нам мешает и что даст ресурс, чтобы пройти этот путь?

Реализация в профессии

В открытую выбираем три карты. Первая – это вы в начале своей профессиональной деятельности. Вторая – это вы в своей профессии на текущий момент. Третья – то, каким профессионалом вам хотелось бы стать.

Еще одну карту вытягиваем вслепую. Эта карта покажет, что поможет вам стать тем профессионалом, каким вы хотели бы видеть себя в будущем.

Для обретения внутреннего спокойствия

С помощью метафорических карт можно менять свое душевное состояние, они помогают восстанавливать внутреннее равновесие. К примеру, нас что-то тревожит, беспокоит. Иногда это бывает какая-то вполне конкретная проблема, иногда что-то неосознанное, иррациональное, но в любом случае чтобы нормально чувствовать себя и здраво мыслить, нужно в первую очередь успокоиться.

Однако сделать это без сторонней поддержки бывает достаточно сложно. Иногда мы обращаемся к друзьям, близким за этой поддержкой, но не всегда они бывают доступны, не всегда способны уделить нам внимание. И в такие моменты очень хорошо бывает использовать карты. Более того, они также и более эффективны в таких случаях, потому что найти поддержку, по сути, мы всегда можем только в себе, в своих внутренних ресурсах. И именно этому как раз служат метафорические карты и техники работы с ними.

Нужно сформулировать запрос, проблему, которая нас волнует. И после этого задать себе вопрос:

  • что мне поможет успокоиться?
  • что мне нужно понять и принять, чтобы обрести внутреннее равновесие?
  • какой мой внутренний ресурс поможет мне вернуть спокойствие?
  • чему должна научить меня эта ситуация?

После этого вытягиваем вслепую от одной до пяти карт, по одной открываем их для себя и смотрим, о чем нам говорят карты, какой они дают нам ресурс, какое видение, которое помогает нам справиться с волнением.

Получить ресурс

Использование метафорических карт не только позволяет выявить существующую проблему, не только показать путь решения этой проблемы, но и дать ресурс, который поможет этот путь пройти. Собственно, об этом речь шла и выше, ведь мало просто понять, в чем заключается сложность, но нужно иметь силы, чтобы с этим справиться. И, конечно, эти силы тоже в нас есть, и нужно только открыть их в себе. И этому тоже может послужить работа с метафорическими картами.

Для этого можно в минуты затруднений просто вытянуть для себя карту, обратиться к своей внутренней мудрости: что может стать моим ресурсом в данной ситуации? И посмотреть, о чем нам эта карта скажет. А можно также использовать специальные техники.

Мои скрытые ресурсы

Вытягиваем взакрытую три карты. Первая – это то, как мы видим себя. Вторая – то, как видят нас окружающие, судя по тому, как они о нас говорят, какими нас представляют. Третья – это то, что мы не замечаем или не признаем в себе, но это тоже есть в нас и является тем самый ресурсом, использование которого может открыть перед нами гораздо большие возможности.

Препятствия и возможности

Работа с метафорическими картами в группе также дает нам прекрасную поддержку. Эту игру-упражнение хорошо выполнять в группе из 4-6 человек. Каждый участник вытягивает из колоды карты по числу присутствующих. Сами свои карты видим, но остальным участникам не показываем.

После этого участники среди своих карт выбирают карту, которая означает их препятствие. По очереди каждый выкладывает в центр карту со своим препятствием, рассказывает кратко, в чем оно заключается, что он видит в этой карте. Остальные же участники выбирают карту среди своего набора и добавляют ее к карте-препятствию в качестве возможности, которая поможет справиться с ситуацией, решит проблему, даст ресурс, и так же кратко описывают, в чем они видят этот ресурс, что его могло бы дать в ситуации с таким препятствием на пути.

Работа с метафорическими ассоциативными картами позволяет нам разобраться в себе, лучше понять свои желания, устремления, свои сильные и слабые стороны. Помогает справиться с проблемами, найти пути решения волнующих нас вопросов, создать нужный для достижения цели настрой. Именно поэтому психологи, да и не только психологи, а те, кто использует эти техники для себя, просто влюбляются в такой простой и эффективный инструмент, как метафорические карты. Возможно, это случится и с вами.

Метафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одинаковых картинках один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.

Метафорические ассоциативные карты хороши тем, что являются переводчиком бессознательного на уровень . Бессознательное оперирует образами и картинками, сознание же мыслит единицами речи – словами, фразами. Бессознательные процессы являются приэтом самой большой частью психического айсберга, на сознание остается лишь малая часть, которая уже не решает, а лишь объясняет бессознательные импульсы.

В , как правило, прячутся родовые, детские травмы, которые создают запреты у человека на определенные действия. Человек может желать чего-то, однако бессознательное, следуя своей цели сохранить жизнь и психическое равновесие, не пускает его, поскольку здесь произошла определенная травма. С опасностью мог столкнуться даже другой человек, что может сохраниться в подсознательном и будет препятствовать повторению негативного, возможно, опыта. С помощью же картинок можно извлечь то, что препятствует достижению целей.

Метафорические карты – руководство для психолога

Как работают метафорические ассоциативные карты? Человек описывает картинку, которую он вытащил по своему запросу, барьер незаметно снимается. Он говорит не о себе, а потому расслабляется, работа с метафорическими ассоциативными картами высвобождает болезненные блокированные переживания, которые обычным способом поднять человек не сможет. Через карты боль можно обнаружить, вытащить и проработать вплоть до полного исцеления.

Клиенты любят взаимодействие с метафорическими картинками, поскольку большую часть времени им нужно расслабляться и играть, даже это благотворно воздействует на эмоциональное состояние. Если не всегда клиент серьезно воспринимает работу с проективными карточками – при профессиональной работе психолога может быть проведена колоссальная работа с глубинными внутренними изменениями, которые клиент не сможет в себе не отметить.

Существует много различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами и в расстановках. При консультации с ней психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».

Карты «Ох» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Однако строгих правил здесь нет, если картинка со словом для нее никак не связываются и не резонируют, материал не пошел – можно заменить картинку.

Существуют наборы карточек для работы специально с травматическими переживаниями, для поиска ресурсов, даже чистые наборы, когда можно самостоятельно нарисовать желаемое. У многих наборов карт есть и цифровой вариант, который позволяет консультировать удаленно, сохраняя весь процесс в презентацию. Ее можно передать клиенту, он сможет продолжать с ней взаимодействовать, закрепляя результаты работы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, и установки.

Значение метафорических карт

Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.

Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих , расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.

Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.

Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.

Как работать с метафорическими картами?

В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.

Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.

Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.

Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.

Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.

Техники работы с метафорическими картами

Метафорические карты – хороший рабочий инструмент, который в легкой непринужденной форме выявляет глубинные содержания человека, о каких он не смог бы даже сходу рассказать.

Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь. В каждой метафорической колоде обычно порядка 90 карт, потому сюжетных линий можно разложить довольно много. Имея большой опыт работы с разными наборами карт, психолог может подобрать для каждого клиента и его проблемы максимально подходящую колоду.

В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там. Выслушивая содержания клиента, в конце психолог узнает у клиента, может быть, у него есть еще что-либо об этом.

Существуют и техники, преимущественно опирающиеся на игру. Например, в технике «Препятствия и возможности» психолог выступает ведущим и просит игроков выбрать по 5 карт вслепую, даже не задавая перед этим никаких вопросов, не формулируя запросы. Игра ассоциативная, потому здесь нет выигрыша, кроме, конечно, психологической выгоды от полученных выводов. Психолог просит первого игрока посмотреть карты, не показывая их другим, и выбрать одну, на какой изображено препятствие, трудность. Например, он выбирает и выкладывает карточку с домиком, сообщая, что он разваливается. Задача второго игрока найти среди своих карточек и выложить ту, что изображает возможность для решения проблемы. Первый игрок, предъявивший проблему, слушает и принимает предложенное решение. Если оно оказалось, как он посчитал, неподходящим или недостаточным – сообщает об этом, второй игрок снова предлагает карту возможности. После принятого решения игроки меняются местами.

После игры психолог предлагает игрокам проанализировать, пересекается ли игра с жизнью, обнаружили ли участники какие-то личностные проблемы, а также решения для них. Объяснение перед другими участниками, потому не обязательно ему быть подробным, достаточно понять ситуацию для себя, немного озвучив. Однако часто еще до этого участники понимают, чем обусловлен их выбор карт.

Следующая техника называется «Место и время моей мечты». Клиенту предложено выбрать из перевернутых рубашкой вверх карт одну, перед этим также можно не формулировать запрос. Посмотрев на нее, он должен подумать, какая это страна, какое время, наше ли, прошлое. Чем ему может быть нужно пребывание в этом времени. Клиент может вообразить себя в нем, будто войти в мир, изображенный на карточке, и походить в нем, посмотреть, даже мысленно взять подарок себе или близкому. Психолог задает снова наводящие вопросы, спрашивает, что полезного клиент нашел для себя в этом времени, какой ресурс смог пополнить.

Техника «Выход из тупика» подходит для поиска выхода из сложных ситуаций и анализа повторяющихся проблем, которые клиент никак не может решить. Для определения текущей ситуации тупика перед клиентом раскладываются открытыми несколько карт, предлагается выбрать одну, какая максимально точно описывает текущее состояние дел. Выбирать следует чувствами, ту карточку, какая привлекает внимание больше всех. Выбрав, психолог уточняет, что клиента цепляет на этой карточке, куда все время тянется взгляд. Обратив свое внимание на эту деталь, клиент должен пронаблюдать, какие эмоции у него появляются. Возможно, на карте он найдет также то, что ему не нравится, вызывает отторжение, нежелание смотреть на этот элемент карты. Далее психолог просит рассказать о ситуации, изображенной на карточке, и герое ее сюжета.

Следующий расклад в этой технике – изображения различных дверей как путей выхода из ситуации. Клиенту нужно отобрать одну и описать, что за дверь, может ли она помочь выйти из тупиковой ситуации, сложно ли в нее пройти или легко, открыта она или закрыта для него. Затем, возможно, клиент сможет представить, что находится за дверью, описав свои ощущения. Если для клиента эта дверь не является выходом, то психолог уточняет, куда она может вести.

Затем следует расклад карт по вопросу, что мешает выйти из тупиковой ситуации. Здесь клиент может выбрать уже до трех карт, тех, что описывают страхи и блоки. Психолог уточняет, что сам клиент подразумевает в каждой выбранной карте, что, возможно, пугает клиента или препятствует поиску выхода, просит рассказать историю каждой карточки, об изображенных на ней персонажах, чтобы максимально раскрыть то, что блокирует клиента, не дает ему выйти из сложной ситуации. Часто на картах обнаруживаются и вторичные выгоды клиента, психолог просит его задуматься, какую выгоду он получает оттого, что остается в этом тупике, от чего страх, возможно, защищает его, что еще более страшное может произойти в жизни, если он решится все же на перемены. Осознавая свои страхи, блоки и вторичные выгоды, клиент может двигаться дальше и имеет шанс преодолеть тупик.

Последний расклад – ресурсный. Снова перед клиентом несколько карточек с тем, что может помочь выйти из тупика, совершить перемены. Психолог просит его выбрать те, что являются для клиента поддержкой и ресурсом, на какие он может опираться, а выбрав, описать каждую. Клиент рассказывает, что наиболее интересно, позитивно для него на карточке, что привлекает внимание, вызывает прилив энергии, дает силы. Психолог предлагает рассмотреть, какие из изображенных ресурсов у клиента уже есть, а какие можно привлечь, подумать, каким образом ресурс можно использовать, что можно сделать уже в ближайшее время. Чем более подробно клиент отвечает на вопросы, описывая карту – тем более содержательный он извлечет результат, более интересные открытия получит о своем тупике, о том, почему в нем находится, зачем тупик ему нужен. Это может стать точкой, из которой клиент даже сможет перевернуть свое мировоззрение.

С помощью ассоциативных метафорических карточек можно поработать и с Тенью. Психолог тогда просит клиента создать мысленное намерение, а затем из колоды карточек с лицами выбрать себя, каким клиент сейчас себя видит и принимает, потом – свою противоположность. Пол и возраст изображенного на карточке человека значения не имеет, важны лишь его эмоции. Если клиент затрудняется выбрать только одну карточку на каждую из ипостасей – он может выбрать две или даже несколько.

Описывая первую ипостась, клиент рассказывает, что он видит на карточке, какие чувства и эмоции на ней присутствуют. Если изображенный на ней человек, по словам клиента, смотрит на кого-то – психолог просит выбрать из колоды того, на кого он смотрит, что можно сделать в закрытую, а затем описать. Далее психолог переводит клиента к описанию карты противоположности. После чего спрашивает, правильно ли карты расположены перед ним на столе, или клиенту хочется изменить их позиции. Чаще всего клиент отодвигает карту противоположности, символизирующую его Тень.

Психолог просит клиента проанализировать взаимодействие карт-антиподов, спрашивая, видит ли одна карта другую. Если да, то, как изображенные на них личности относятся друг к другу, нужна ли карта противоположности главной карте, может ли главная карта за что-то поблагодарить свою противоположность, что негативного привносит карта противоположности в жизнь главной карты, если ее хочется отодвинуть.

Если карты не видят друг друга, то, что необходимо изменить в раскладе, чтобы они увиделись. Когда клиент изменяет положение карточек, психолог узнает, что изменилось у главной карты. Когда клиент говорит о негативных качествах антипода, психолог выслушивает, затем предлагает трансформировать эти качества, заменив их позитивными синонимами, и подытоживает, проговаривая, какое положительное зерно было найдено, как главная карта может интегрировать эти качества, как изменится после этого, может ли поблагодарить свою противоположность и какие чувства после благодарности испытывает.

После проведенной работы будет отличным, если клиент от имени главной карты проговорит благодарность карте-антиподу за переданный ресурс. Возможно, после того клиент снова захочет поменять расположение карточек на столе или даже заменить какую-то карточку на другую из колоды.

Данная техника позволяет проработать теневые качества личности, в результате клиент может интегрировать, принять свою теневую сторону. Психолог спрашивает, что клиент ощущает в связи с проведенной работой, как изменились его ощущения после примирения со своей ранее вытесненной частью.

1 Урок. Что такое метафорические карты?

Предмет курса

Предметом изучения данного курса является работа психолога с помощью метафорических карт. Это то, чему будут посвящены ближайшие 200 страниц текста.

Глубина изложения предмета курсом

Берясь за описание любого предмета автор прежде всего должен решить насколько подробна будет его модель.

Кто-то хочет, к примеру, научиться водить автомобиль. Кто-то желает не просто водить, а побеждать в гонках. Другой планирует водить, побеждать и самостоятельно ремонтировать. Четвертый уже все это умеет и решил освоить тюнинг. Пятый мечтает стать инженером и научиться создавать автомобили.

Каждый из этих людей нуждается в разных по подробности моделях такого предмета, как автомобиль.

Угодить всем невозможно. Подробная модель окажется слишком сложной для того, кто хочет побыстрее и попроще. В свою очередь простая покажется примитивной любителю разобраться как следует.

Поэтому, прежде чем начать писать, любой автор должен сделать выбор.

Все обучающие курсы по метафорическим картам в России - это обучение вождению. Вот газ, вот тормоз, вот техника для поворачивания направо, вот техника для паркования. Покупай колоду и трогай. Что там под капотом - не твое дело.

Я решил сделать что-то противоположное, потому что сам в свое время нуждался именно в фундаментальном руководстве. Я тогда даже не был психологом.

Таким образом, берясь за написание этого курса, я исхожу из двух допущений:

1.Вы почти ничего не знаете о метафорических картах.

2.Вы почти ничего не знаете о психологии.

Это курс для чайников.

Начнём мы с первого пункта. С метафорических карт.

Что такое метафорические карты?

Если максимально просто, то метафорические(проективные, ассоциативные) карты - это наборы карточек из плотной бумаги или картона с нанесёнными на них рисованными или фотографическими изображениями.

Вот, например, колода метафорических карт “Тан Ду”.

Чаще всего метафорические карты выполнены в формате игральных с одинаковой для всех обложкой, хотя бывает по-разному.

На данный момент мне известно примерно о 80-ти различных более менее популярных колодах, которые выпускаются в Германии, Израиле, Голландии, России и Украине.

Сами по себе метафорические карты никакой ценностью не обладают. Если дать вам колоду, вы и за десять лет не поймете, как извлечь из них пользу. Карты всего лишь инструмент. Они становятся полезны только в руках того, кто знает что с ними делать. Это может быть любой человек с одной важной особенностью - он должен разбираться в психологии. Поэтому картами пользуются в основном психологи.

Для чего же им эти карточки с картинками?

Если коротко, психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции проблем человека.

Объяснить, как проходит такая работа, дело не одной сотни страниц, но главный принцип прост:

Основной принцип действия метафорических карт

Каждая метафорическая карта - это визуальный стимул, рассматривание которого вызывает в сознание человека “материал” из его психики.

Простой пример. Посмотрите, пожалуйста, на эту карту:

Взгляд на нее наверняка вызвал в вашем сознании понимание, что перед вами изображение стула.

Вам кажется это естественным. И в самом деле, - скажете вы, - вот это новость, глядя на фото стула, я вижу стул. Офигеть чудо!

На самом деле все не так просто. Если вы покажете ту же карту младенцу, он не увидит на ней стул. Для него это будет просто твердая бумажка с цветными пятнышками, возможно съедобная. Тоже самое произойдет при предъявлении карты представителю примитивного племени откуда-нибудь с Амазонки.

Понимаете? Вы видите на карте стул только потому, что стул уже есть в вашей голове. Так устроено человеческое восприятие - мы видим, слышим, обоняем, чувствуем только то, что знаем.

Когда корабль Колумба приплыл к островам в Тихом океане, находящиеся на берегу индейцы не обратили на него внимания. Им показалось что это какая-то странная маленькая лодка. Они просто не представляли, что такое европейский корабль и какого он размера. В их опыте не было ничего похожего кроме их собственных лодченок, поэтому они и решили, что к ним в бухту заплыла такая же лодка и очень удивлялись как на ней поместилась такая прорва испанцев.

Вот именно с содержимым памяти человека, с его личным опытом, а в целом с нейронными связями в его мозгу и позволяют работать метафорические карты.

Каждая метафорическая карта - это визуальный стимул, предъявление которого позволяет вызвать в сознание человека смыслы, содержащиеся в его психике, а затем проводить с ними манипуляции в соответствии с замыслом психолога.

Образы, смыслы, извлекаемые из памяти человека с помощью метафорических карт, в дальнейшем мы будет называть материалом .

Про манипуляции поговорим позже, а сейчас посмотрим, как происходит сам процесс вызывания материала в сознание с помощью метафорической карты. Заодно освоим первую технику, которую я называю “Искренний разговор обо мне”.

Техника: Искренний разговор обо мне

Здравствуйте! Меня зовут Затей. Мне 32 года. 4 из них я работаю психологом-консультантом в одном из московских центров. Психологическое образование я получил в Российском университете дружбы народов на кафедре “психологическое консультирование”. Но по основному образованию я химик-технолог нефти и горючего. Я не женат, детей нет. В свободное время танцую хастл, посещаю секцию муай-тай. Люблю научную фантастику, пару лет работал сценаристом на телевидении.

Примерно так я рассказал бы о себе, придя к вам на консультацию в качестве клиента.

После того, что вы обо мне узнали, как вы думаете, я смогу платить за ваши услуги? Я настроен на решение своих личностных проблем или мне просто некому пожаловаться? Вам вообще стоит пытаться мне помочь или лучше направить меня к психиатру?

Согласитесь, если бы вы были психолог, а я ваш клиент на первой консультации, из моего представления выше вы бы не поняли обо мне ничего действительно важного.

Именно такими и бывают абсолютное большинство рассказов людей о самих себе. Тот материал, который мы выдаём сознательно, часто лжив, неполон, состоит из социальных штампов(учился, женился, работал) и не несёт особой ценности для психолога.

Но не всегда. Сейчас я попробую рассказать о себе с помощью метафорических карт. Конкретная техника, которую я для этого использую, называется “Искренний разговор обо мне”. Я всегда использую её на первой сессии чтобы познакомиться с новым клиентом, объяснить ему принцип работы карт и изменить его внутреннее состояние на более заинтересованное и открытое.

Описание техники “Искренний разговор обо мне”

Цель техники: знакомство с новым клиентом. Создание атмосферы доверия и близости. Обучение клиента основным способам работы с картами.

Порядок выполнения : взять любую колоду метафорических ассоциативных карт и предложить клиенту наугад извлечь из неё произвольное количество карт рубашками вверх(обычно хватает штук 5-ти). Затем попросить клиента по очереди переворачивать карты и откровенно рассказывать, какие мысли о его собственной жизни приходят ему на ум при разглядывании изображения на обороте.

Пример выполнения техники : я прямо сейчас возьму колоду метафорических карт “Ох” и проделаю эту технику.

Вот, что у меня получилось:

Переворачиваю первую карту:

Тут всё просто. Это квартира, которую я снимаю в Москве. 10-го числа надо платить.

Переворачиваю вторую метафорическую карту:

Неприятная карта. Мне кажется этот человек переживает отчаяние, ему кажется, что он потерпел полное поражение, не справился с жизнью. Он чувствует, что обречён, больше у него нет сил на то, чтобы встать и продолжать пытаться всё изменить. У меня был такой эпизод в жизни - полное поражение вообще во всех сферах жизни. Как-то так получилось, что родители не научили меня вообще ничему, не создали никакой материальной базы. Отец в 40 лет сгорел от водки. Мать всегда была беспомощной и одержимой иллюзиями. В 27 лет я работал карамельщиком на конфетной фабрике. Разливал расплавленный карамель на линию - руки до сих пор в ожогах. Всего имущества - одна пара протёртых кроссовок, старые джинсы, несколько футболок, квартирная аренда в Москве, на которую уходила вся зарплата, долги. А ещё мать, сестра и брат на содержании. Никогда не было девушки.

Переворачиваю третью метафорическую карту:

Это наверно аура, всякие там тела, которые якобы окружают наше материальное тело. Сразу вспоминается моя мама. Всю жизнь она боится сглаза, пустых вёдер, свистеть в помещении, верит любому, кто рассказывает про “тонкий план”, чакры. Сейчас пошло увлечение семинарами очередного гуру, пришедшего в наш мир “с высоких мерностей”. Влетает это в копеечку, а вот полечить свой варикоз или заменить зубную коронку на керамическую у неё денег нет. И это бесит.

Переворачиваю четвёртую метафорическую карту:

На этой карте я вижу себя идеального. Это метафора того состояния, к которому я когда-нибудь хочу прийти. Спокойный, мудрый и счастливый человек, каким-то очень сложным способом служащий чему-то, что несравнимо больше его самого. Для меня это мой народ.

Переворачиваю пятую метафорическую карту:

Сразу приходит на ум моё недавнее желание научиться играть на укулуле - это такая маленькая гавайская гитара с четырьмя струнами. Проблема в том, что я уже хожу на хастл, который тогда придётся бросить. Ну и чёрт бы с ним, но… я довольно часто бросаю дело не доделав. Навык мобилизовываться и делать то, что должно быть сделано, хочешь ты этого или нет, сейчас самый важный для меня. Пусть написание этого курса будет ещё одним упражнением в этом.

Вот и вся техника.

Как вам кажется, теперь вы знаете обо мне больше? Это значимая для психолога информация?

Очевидно, что да. А если таких карт будет 20? К концу беседы вы будете знать обо мне больше, чем моя тётя из Винницы.

Эту технику я использую на самой первой сессии при знакомстве с клиентом. Выкладываю себе 5 карт, даю выбрать ему. Затем мы по очереди переворачиваем свои карты и рассказываем, что видим. Я - он, я - он...

Одновременно решаются три задачи - знакомство, создание атмосферы доверия и обучение нового человека работе с метафорическими картами. Я уже не говорю про диагностику проблем клиента. Как видите, материал поднимается важный.

А теперь посмотрите видеопример выполнения той же техники в исполнении Ники Верниковой. Смотрите с 12-ой минуты:

Опять же, согласитесь, клиентка озвучила очень важный материал, который другим способом, возможно, получить бы не удалось.

А теперь проделайте технику “Искренний разговор обо мне” сами.

Упражнение на отработку техники “Искренний разговор обо мне”

Я прямо сейчас наугад достану для вас 5 карт из метафорической колоды Ох. Каждый раз перед тем как взглянуть на карту, спросите себя: “На что в моей жизни указывает эта карта?”

Чтобы увидеть лицевую сторону карты просто кликните по ней.

Первая метафорическая карта:

Говорите первое, что приходит в голову, когда вы смотрите на карту вне зависимости от того как вы к этому относитесь. Если эта мысль появилась первой, значит она действительно важна и давно хотела оказаться в фокусе вашего внимания.

Вторая метафорическая карта:

Третья метафорическая карта:

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

Четвёртая метафорическая карта:

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

Пятая метафорическая карта:

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

Ну как, получилось?

Теперь осталось попрактиковать эту технику на живых людях. Вы можете проделать это с любыми своими знакомыми или близкими. Обычно она воспринимается как интересная игра, потому что, скажем прямо, искренних разговоров в нашей жизни не так уж много, да и говорить о самих себе мы все очень любим.

Играть могут двое и более человек. Главное чтобы у вас была колода.

Если дело касается обычного среднестатистического клиента, в процессе “искреннего разговора” он интуитивно понимает как с помощью метафорической карты извлечь из себя “материал” для работы и дальше консультация продолжается без сучка и задоринки в соответствии со структурой сессии.

Но так происходит не всегда. Иногда клиенту непонятно как разглядывание карты привело к воспоминанию о том, как в детстве меня забыли в универмаге. Интуитивное понимание не приходит.

Клиент смотрит на метафорическую карту и не знает что сказать.

Что ж, такое тоже бывает.

В этом случае передо мной встаёт задача быстро обучить его способам извлечения “материала” из своей психики.

Всего таких способов 5. Ими мы и займёмся в следующем уроке.

Домашнее задание

Выполнить технику “Искренний разговор о себе” с 5-ю разными людьми.

Резюме урока

Метафорические(проективные, ассоциативные) карты - это наборы карточек из плотной бумаги или картона, с нанесёнными на них графическими изображениями.

Психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции психогенных проблем человека.

Основной принцип работы метафорических карт следующий: каждая карта - это визуальный стимул, который позволяет вызвать в сознание человека смыслы содержащиеся в его психике.

Эти образы и смыслы принято называть материалом.

Благодаря вызыванию материала из психики клиента в сознание с помощью карт становятся возможными манипуляции психолога с этим материалом так чтобы решить проблему клиента.

Самый простой пример извлечению материала из психики человека с помощью метафорических карт - техника “Искренний разговор обо мне”. С помощью этой техники до того незнакомые психолог и клиент знакомятся, извлекая из своей психики искренний рассказ о самих себе, очень отличающийся от того, что они рассказывали бы без карт. Заодно клиент обучается такому извлечению, что понадобится ему в дальнейшей работе.

Конечно, для самостоятельного применения можно купить колоду МАК, кое-что почитать о том, как с ними работать, освоить по информации, выловленной из Интернета пару несложных техник – и применять МАК в своей жизни в свое удовольствие.
Но, если вы специалист, который применяет метафорические карты в профессиональной деятельности, то надо освоить инструмент глубже.

Как минимум, необходимо пройти . Никакое количество статей, книг и постов из социальных сетей не даст вам такой глубины понимания вопроса, структуры, прочной основы, как несколько дней обучения у хорошего специалиста. Даже если речь идет о том, что можно прочитать в открытом доступе, то очень разные вещи – прочитать или посмотреть на работу специалиста, попробовать своими руками, обсудить и тот и другой опыт с группой или тренером.
А ведь есть нюансы, о которых просто нигде не пишут. Это – не формат для постов, статей и кратких инструкций. Этому можно научиться только в обучающем процессе. И это – необходимый минимум для начала применения МАК в профессиональной деятельности.

Обучение метафорическим картам

Видимая на первый взгляд, кажущаяся простота работы с метафорическими ассоциативными картами может спровоцировать и иногда действительно вызывает «несерьезное» отношение к этой форме работы. Эффект усугубляется возможностью применения МАК «для себя» людьми без психологического образования.

Но здесь специалисту необходимо удержать себя от искушения и провести границу между игровыми формами работы с МАК, приятными открытиями о себе, сделанными самостоятельно и действительно глубокой психологической работой, которой ожидает от нас клиент.
Специалисту, который претендует на проведение серьезной работы, необходимо профессионально владеть всеми инструментами и методиками, которыми он пользуется. А профессиональное овладение невозможно без прохождения обучающего процесса.

Далее стоит четко позиционировать: что такое метафорические ассоциативные карты в моей практике? Если это – вспомогательный инструмент, а в основном специалист опирается в работе на другие методики, в которых он прошел обучение и сертифицирован, то краткого базового обучения работе с МАК может быть вполне достаточно.

Но если метафорические ассоциативные карты – основной или один из основных инструментов работы специалиста, то кратким, «общим» обучением МАК ограничиться не получится.

Метафорические карты в краткосрочной консультации: Проведение психологических игр с помощью МАК. Применение МАК в работе с парами. И чтобы научиться хорошо решать каждую такую задачу, этому надо обучиться. Только после этого специалист действительно понимает, что происходит, чувствует все нюансы ситуации, понимает значение проекций клиента и умеет на них профессионально реагировать.

И значит, чем глубже метафорические ассоциативные карты входят в работу специалиста, чем сильнее он на работу с МАК опирается или планирует опираться, тем более подробно и серьезно ему понадобится обучиться работе с МАК. И тем эффективнее будет работа и серьезнее результаты.

8.3.1. Назначение и краткая характеристика топографических карт

Топографическая карта - основной графический документ о местности, содержащий точное, подробное и наглядное изображение местных предметов и рельефа. На топографических картах местные предметы изображаются условными общепринятыми знаками, а рельеф - горизонталями.

Топографические карты предназначены для работы командиров и штабов всех степеней при подготовке и ведении боевых действий. По ним изучают и оценивают местность, решают различные расчетные задачи, связанные с определением расстояний, углов и площадей, высот, превышений и взаимной видимости точек местности, крутизны и видов скатов и т. п. По топографическим картам планируют марш и готовят данные для движения по азимутам.

Карты позволяют точно определять свое местоположение, координаты ориентиров и целей.

На топографических картах с помощью графических, буквенных и цифровых обозначений показывается местоположение объектов местности и передаются их качественные характеристики. Условные знаки подразделяются на масштабные, внемасштабные и пояснительные. Масштабные (контурные) условные знаки состоят из контура (внешнего очертания объекта), изображаемого сплошной линией или пунктиром, внутри которого значками, цветом или штриховкой обозначается характер объекта.

Условные линейные знаки применяются при изображении объектов линейного характера: дорог, линий электропередач, границ и т.п. Местоположение и плановое очертание оси линейного объекта изображаются на карте точно, но их ширина значительно преувеличивается. Например, условный знак шоссе на картах масштаба 1:100 000 преувеличивает ее ширину в 8-10 раз.

Внемасштабные условные знаки используются при изображении объектов, плановое очертание которых не может быть предано в масштабе карты. Местоположение таких объектов определяется: геометрическим центром, вершиной прямого угла у основания знака, серединой основания знака или геометрическим центром нижней фигуры.

Условные пояснительные знаки применяются для дополнительной характеристики объектов местности. Например, стрелка на реке обозначает направление течения и т.п.

Кроме условных знаков, на карте применяются полные и сокращенные надписи , а также цифровые характеристики некоторых объектов. Полностью подписываются собственные названия населенных пунктов, рек, гор и т.п. Сокращенные пояснительные подписи, сопровождающие условные знаки, стандартны, как и сами знаки, для всех топографических карт. Они применяются для дополнительной характеристики изображаемых на карте предметов.

Сокращенными подписями поясняются также некоторые местные предметы и ориентиры, не имеющие своих условных знаков, но выделяющиеся по своему значению. Например, у здания школы ставится подпись шк., у казармы – каз., у сарая – cap. и т.п.


Цифровые обозначения применяются для указания числа жителей в населенных пунктах, высот, наиболее характерных точек рельефа и т.п.

Топографическая карта, содержащая подробные сведения о местности и позволяющая точно определять координаты точек местности и расположенных на ней объектов, является секретным документом. Поэтому в любой обстановке все военнослужащие обязаны бережно обращаться с полученными картами, хранить их как важные документы. При совершении прыжка с парашютом карта укладывается во внутренний карман куртки (комбинезона).

Полнота, подробность и точность изображения местности на карте зависят, прежде всего, от ее масштаба.

Масштаб карты показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности. Он выражается в виде отношения двух чисел. Например, масштаб 1: 50 000 означает, что все линии местности изображены на карте с уменьшением в 50 000 раз, т. е. 1 см на карте соответствует 50000 см (или 500 м) на местности.

Масштаб указывается под нижней стороной рамки карты в цифровом выражении (численный масштаб) и в виде прямой линии (линейный масштаб), на отрезках которого подписаны соответствующие им расстояния на местности. Здесь же ниже линейного масштаба указывается величина масштаба - расстояние в метрах (километрах) на местности, соответствующее одному сантиметру на карте. Полезно запомнить правило: если в правой части численного масштаба зачеркнуть два последних нуля, то оставшееся число покажет величину масштаба карты.

Пример. Масштаб карты 1:50 000, получаем в 1 сантиметре 500 метров.

При сравнении нескольких масштабов более крупным будет тот, у которого число в правой части отношения меньше. Так, при изображении одного и того же участка местности на картах масштабов 1: 25000, 1: 50000 и 1: 100000 масштаб 1: 25000 будет самым крупным, а масштаб 1: 100000 - самым мелким. Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее на ней изображена местность. С уменьшением масштаба карты уменьшается и количество наносимых на нее деталей местности.

Подробность изображения местности на топографических картах зависит от ее характера: чем меньше деталей содержит местность, тем полнее они изображаются на картах более мелких масштабов.

Для топографических карт России установлен масштабный ряд (табл. 8.3.).

Карта масштаба 1:10 000 – в таком масштабе создаются планы городов (крупных поселков городского типа, железнодорожных узлов). Они применяются для детального изучения городов и подступов к ним, ориентирования в населенном пункте и целеуказания, управления подразделениями в ходе боя за город, выполнения точных измерений.

Похожие публикации