Уход за больными с заболеваниями уха. Особенности сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями органов зрения и слуха

Этап сестринского процесса - сбор информации.

Головокружение создает у пациента иллюзию, что его тело или окружающие предметы кружатся или падают. Часто больные жалуются на головокружение, подразумевая ощущение измененной пространственной ориентации, например, неустойчивость, потерю равновесия или легкость в голове. При сборе анамнеза важно отличать чувство общей неустойчивости от ощущения вращения. Например, если пожилой пациент быстро встанет, он может почувствовать головокружение по причине ортостатического перераспределения крови, а не вследствие болезни вестибулярной системы. Головокружение обычно указывает на заболевание вестибулярного аппарата. Ощущение опрокидывания или падения может носить изначально вестибулярный характер.

Если подозревается заболевание, связанное с дисфункцией ЦНС, нужно спросить пациента, страдает ли он головными болями, и наблюдаются ли у него зрительные, сенсорные или моторные нарушения. Приступы, сопровождающиеся падением, или глубокие обмороки с нарушением нормального процесса мышления, подсказывают, что происхождение заболевания носит центральный (мозговой) характер. Пациент с поражением центральной нервной системы также может рассказать о развитии головокружения при внезапной вспышке света или быстрой смене окружающей обстановке. У пациентов старшего возраста с гипертонической болезнью причиной головокружения могут быть преходящие нарушения мозгового кровообращения.

Необходимо знать подробную историю приема пациентом лекарств. Головокружение обычно вызывают нейролептики и гипотензивные средства. Нерегулярный пульс, слабость, усталость или затруднение мышления в комбинации с приступами головокружения и сильной головной болью, а также пониженное давление – могут стать причиной предобморочного головокружения. На неспецифическое головокружение обычно жалуются пациенты с гиповолемией.



Возникновение чувства тревоги объясняется сведениями из анамнеза болезни. Такие пациенты жалуются на немотивированное возникновение паники и фобии. Они редко упоминают непосредственно о головокружении, но могут описывать свое состояние как плавающее, сопровождаемое чувством отрешенности. При подозрении, что головокружение пациента связано с чувством тревоги, не следует тут же ставить диагноз вестибулярного заболевания, так и от чувства тревоги. Зная продолжительность симптоматики, врач может облегчить себе задачу при определении причины появления головокружения. Поэтому важно спросить: «Как долго обычно продолжаются головокружения?».

Секунды Доброкачественное позиционное головокружение

Минуты Вертебробазилярная недостаточность, мигрень

Часы Болезнь Меньера

Дни Вестибулярный неврит, инфаркт лабиринта.

Примеры сестринских диагнозов при заболеваниях уха:

Чувство потери (или снижения) слуха после приема водных процедур

Заложенность уха

Боль в ухе стреляющего характера

Выделения из уха

Головная боль

Ощущение прорыва барабанной перепонки

Постоянное гноетечение (при эпитимпанитах)

Беспокойство

Недомогание, слабость, разбитость

Осуществление плана сестринских вмешательств.

Подготовка к операции на верхних дыхательных путях и ухе производится по общим правилам с некоторыми дополнениями. В настоящее время при операциях на ухе практически отказались от стрижки головы наголо. Вечером перед операцией выбривают кожу позади ушной раковины (размером примерно 4-6 см.). Остальные волосы зачесывают на сторону, противоположную оперируемому уху, а около операционного поля закрепляют повязкой с клеолом. Утром перед операцией больной чистит зубы и полощет рот дезинфицирующим раствором.

Медсестра аудиологического кабинета.

Медицинская сестра сурдологического (аудиологического) кабинета должна уметь проверять слух шепотной и разговорной речью, камертонами, проводить тональную аудиометрию, воспроизводить ее на специальных бланках - аудиограммах. Перед обследованием сестра должна объяснить больному, что ему следует делать, как вести себя в процессе исследования. Если больной не слышит, надо написать задание на бумаге. Лишь после того, как сестра убедиться, что ее поняли, можно выполнять обследование. Аккуратность, внимание - основные качества, облегчающие труд медицинской сестры на этом посту.

Как поступать, если показания аудиограммы расходятся с результатами осмотра и теста камертоном? Возможно, аудиологическое оборудование уже давало ошибочные результаты в последнее время? Оба ли наушника исправны? Правильно ли тестирующий пользуется камертонами? Понял ли пациент указания медицинской сестры? Возможно, у пациента замедленное восприятие. Необходимо просмотреть (если это возможно) старые аудиограммы для сравнения.

Все пациенты с потерей слуха должны пройти медицинское освидетельствование, прежде чем приобретать слуховой аппарат. Часто пациентам с нарушением слуховой проходимости может помочь консервативное или хирургическое лечение.

Пациент с внезапной потерей слуха из-за травмы или инфекции или с асимметричной потерей слуха должен пройти обследование с применением слуховых тестов.

При таких симптомах, как шум в ушах, чувство заложенности, головокружение или травма уха – обязательная консультация оториноларинголога - сурдолога.

Элементы сбора анамнеза и осмотра пациента с потерей слуха.

1. Сбор анамнеза включает выявление событий того периода, когда произошла потеря слуха, например, была ли она следствием травмы, инфекции, напряжения или консервативного лечения.

2. Выяснение природы начала симптомов, включая время, определение пораженной части, отологических симптомов: боли, выделений, шума в ушах, головокружения, дисфункции черепных нервов и других неврологических отклонений.

3. Выявление событий, предшествовавших потере слуха, - наследственность, оториноларингологические вмешательства на ухе, чрезмерное воздействие шума.

4. Физикальное обследование – полный осмотр области головы и шеи, включая исследование состояния черепных нервов, проведение пневматической отоскопии, тестов с камертонами.

5. Неврологический осмотр – по показаниям.

Тест слуха.

Ниже приведена серия вопросов, специально разработанных для оценки состояния слуха и обнаруживающая признаки ухудшения слуха.

1. Вам хочется, чтобы с Вами говорили медленнее, так как Вам трудно понять содержание разговора.

2. Вы часто просите собеседника говорить громче.

3. Вам трудно разговаривать по телефону, так как Вы не понимаете отдельных слов.

4. Ваши близкие жалуются, что Вы слишком громко включаете телевизор или радиоприемник.

5. На совещаниях, докладах, в гостях, в театре Вы напрягаете свой слух и при этом пропускаете, не слышите отдельных слов и даже иногда теряете смысл отдельных фраз.

6. Вы с трудом разбираете женские и детские голоса

7. Вы чувствуете, что перестали слышать знакомые Вам ранее звуки: пение птиц, шорохи листьев, тихую музыку, тихий разговор окружающих и так далее.

8. Вы стали плохо слышать звонок телефона или дверной звонок.

9. Находясь в транспорте, Вы с трудом понимаете разговор.

Если хотя бы на один из вопросов у Вас будет утвердительный ответ, если к тому же у Вас в детстве болели уши, если Вы любите слушать громкую музыку, - Вам необходимо обратиться в Центр коррекции слуха, где Вам смогут помочь. Помните, что слух – это Ваше здоровье и Ваш комфортный стиль жизни.

Если у пациента с потерей слуха возникают объективные или субъективные трудности при общении, ему может помочь усилитель звука. Виды слуховых аппаратов:

заушный слуховой аппарат,

внутриушной слуховой аппарат,

внутриканальный слуховой аппарат,

укороченный внутриканальный слуховой аппарат,

карманный слуховой аппарат,

слуховой аппарат в оправе очков.

в настоящее время активно используются и применяются цифровые (компьютерные) слуховые аппараты, а также слуховые импланты.

Медицинская сестра сурдологического кабинета должна знать особенности каждого из аппаратов и объяснить при необходимости их преимущества и недостатки.

Преимущества заушного слухового аппарата:

Достаточная мощность, чтобы помочь пациенту с глубокой потерей слуха;

Внешне более привлекателен, чем карманный;

Устройство достаточно велико, чтобы осуществлять многосторонний контроль электроакустических свойств, легко настраивать;

Недостатки заушного слухового аппарата:

Требуется навык в обращении;

Ушные раковины должны быть нормально развиты. Слуховые аппараты запотевают и внешне менее привлекательны по сравнению с теми, которые вставляются в ушное отверстие или канал.

Человек, который не слышит, лишен возможности полноценного общения, ему недоступно богатство и красота звуков. Это ведет к возникновению чувства одиночества, сковывает рамками непонимания. Люди такого типа легко ранимы, обидчивы. Недостаток звуковой информации проявляется в недопонимании, а иногда и в недружелюбном отношении глухого к слышащему. Это надо учитывать медсестре при работе с больными со сниженным слухом. Они не сразу понимают, чего от них хотят, часто просят повторить сказанное, записать, что требует от медицинского персонала терпения и такта, неукоснительного соблюдения правил деонтологии и этики. Человек не должен чувствовать себя виноватым из-за своего недостатка.

Надо сказать, что люди со сниженным слухом часто подвергаются насмешкам окружающих. При обращении больного в сурдологический кабинет, первый, с кем ему приходится общаться, - медицинская сестра. Следует подойти к нему тактично, дать высказаться, при необходимости вести диалог на бумаге. Внимательное отношение к больному, стремление оказать ему поддержку поможет ему обрести уверенность в себе. Иногда, чтобы больной проникся доверием к медицинскому работнику, ему достаточно просто проявить себя доброжелательным слушателем.

Сестринский процесс при уходе за больными с заболеваниями уха

Заболевания наружного уха

Фурункул наружного слухового прохода

Острое гнойное воспаление волосяного мешочка, сальной железы с ограниченным воспалением кожи и подкожной клетчатки перепончато-хрящевой части наружного слухового прохода.

Боль в области уха иррадиирующая в глаз, зубы, шею, иногда диффузно распространяется по всей голове,усиливается при разговоре и жевании.

Болезненность при надавливании на козелок и нижнюю стенку слухового прохода, при оттягивании ушной раковины.

Инфильтрация кожи окружающей ушную раковину, с распространением на сосцевидный отросток.

Регионарные околоушные лимфатические узлы увеличены.

Резкое повышение температуры и озноб.

Антибактериальные препараты (аугментин, рулид, стрептоцид, эритромицин)

В наружный слуховой проход вводят турунду, пропитанную борным спиртом.

Жаропонижающие и болеутоляющие средства - ацетилсалициловую кислоту, анальгин, парацетамол, тайленол

Общее укрепляющее лечение

При нагноении - оперативное

Наружный отит .- это воспалительное заболевание наружного слухового прохода.

Виды отита

Ограниченный

Диффузный.

Ограниченный наружный отит- проявляется в виде воспаления волосяного фолликула или в виде фурункул в наружном слуховом проходе

При диффузном наружном отите воспалительный процесс затрагивает весь слуховой проход. Этот вид отита подразделяется еще на бактериальный, аллергический и грибковый.

Симптомы наружного отита.

Сильные боли при движении ушной раковины или козелка

Постоянная боль в ухе или в области уха. Обычно наружный отит наблюдается с одной стороны.

Зуд в ухе. Зуд зачастую характерен при грибковом поражении кожи слухового прохода, а также при экземе.

Отек наружного слухового прохода либо увеличение лимфоузлов в области уха.

Ощущение заложенности в ухе.

Выделение гноя из уха.

Снижение слуха.

Постановка турунды с антибактериальной или гормональной мазью (целестодерм, флуцинар, тридерм).

Использование ушных капель в т.ч. и содержащих антибиотики (неомицин, норфлоксацин, офлоксацин).

Прием обезболивающих препаратов внутрь (кетанов и др).

При развитии фурункула наружного прохода лечение оперативное.

НЕДОПУСТИМО:

При наружном отите устанавливать турунды, например, с борным спиртом. Попадание раздражающего агрессивного вещества на воспаленную кожу может усугубить болевой синдром.

Ушная серная пробка.

Является результатом накопления в кожно- хрящевой части наружного слухового прохода ушной серы.

Обычно после душа или купания внезапно возникает заложенность и снижение слуха на одно или на оба уха. Одновременно может возникать низкочастотный шум в ухе, аутофония в причинное ухо и даже головокружение.

Острый отит - это острое воспаление среднего уха.

Болеют отитом, в основном, дети первых 2 лет жизни, чаще в зимне-весенний пе­риод. Отит может осложнять другие заболевания (ОРВИ, корь, скарлатину, ангину и др.).

Возбудители заболевания:

Гемолитический стрептококк группы А;

Золотистый стафилококк;

Пневмококки;

Предрасполагающие факторы развития отита:

Особенности анатомического строения барабанной по­лости и евстахиевой трубы у детей раннего возраста: ба­рабанная перепонка тонкая, слуховая труба короткая, широкая, отверстие находится ниже и ближе к хоанам, поэтому инфицированный секрет из носоглотки легко попадает в слуховую трубу;

Снижение иммунитета;

Переохлаждение;

Хронические очаги инфекции (кариозные зубы, воспале­ние придаточных пазух носа и др.).

Выделяют 2 стадии острого отита:

1. Острый неперфоративный отит.

2. Острый гнойный средний отит (протекающий с перфора­цией барабанной перепонки и гноетечением из барабан­ной полости).

Основные клинические проявления отита:

Общее беспокойство ребенка, вскрикивание при сосании, отказ от груди;

Субфебрильная лихорадка;

Типичный характер боли - покапывающий, стреляющий, пульсирующий, иногда иррадиирует в шею, зубы;

Резкая боль при надавливании на козелок уха;

Понижение слуха;

При осложненном течении происходит перфорация бара­банной перепонки и выделение патологического содер­жимого (серозного или слизисто-гнойного, иногда с примесыо крови);

При тяжелом течении отита могут присоединяться менингиальные симптомы (рвота, судороги, напряжение боль­шого родничка и пр.).

Прогноз.

В большинстве случаев прогноз благоприятный.

Основные принципы лечения отитов:

1. Симптоматическая терапия: жаропонижающие, седативные средства.

2. Противомикробная терапия (при тяжелом и осложнен­ном течении отита).

3. Местное применение обезболивающих и противовоспа­лительных средств: - с помощью ватной турунды в наружный слуховой ход ввести одно из рекомендуемых средств (софрадекс, отинум, отипакс, этакридина лактат, отолган, отофа);

Сосудосуживающие капли в нос: детский галазолин, наф­тизин, отривин;

Тепло на ухо: согревающий компресс, согревание лампой Соллюкс.

4. Физиотерапия: УФО, УВЧ.

Профилактика.

1. Оберегать ребенка от контакта с больными ОРВИ.

2. Своевременно санировать полость носа.

3. При появлении первых признаков ринита проводить точечный массаж рефлексогенных зон.

4. Избегать переохлаждений.

5. Систематически проводить закаливающие мероприятия.

Сестринский уход при остром рините и остром отите.

Своевременно выявлять и удовлетворять жизненные потребности пациента и его родителей.

Возможные проблемы пациента: - нарушение дыхания;

Резкая, нестерпимая боль в ухе;

Нарушение формулы сна;

Нарушение сосания, глотания;

Дискомфорт, связанный с заболеванием;

Риск развития осложнений;

Сестринское вмешательство:

1. Создать обстановку психологического комфорта, взаим­ного доверия, вовлечь родителей в процесс лечения и ухода за ребенком с отитом. Обучить родителей технике закапыва­ния капель в нос, ухо, постановки согревающего компресса, согласно существующим алгоритмам действия:

2. Рекомендовать перед каждым кормлением проводить санацию носа (отсосать слизь, промыть носовые ходы физио­логическим раствором, закапать капли). Во время кормления, держать ребенка в возвышенном положении, пищу давать небольшими порциями, в жидком или полужидком виде. Обеспечить ребенка достаточным витаминизированным теп­лым питьем (чай с лимоном, отвар шиповника, разбавленные соки). Строго выполнять назначения врача. После курса ан­тибактериальной терапии включить в диету биойогурт, био­кефир, ацидофильное молоко.

3. Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком, корректировать его поведение, отвлекать чтени­ем книг, спокойными играми.

4. Проводить профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, массаж реф­лексогенных зон, ЛФК, физиотерапию, санацию полости рта).

СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ АНГИНЕ.

Ангина - это острое инфекционное заболевание с пре­имущественным поражением лимфоидной ткани небных миндалин и регионарных лимфоузлов.

Ангина может быть самостоятельным заболеванием и синдромом других инфекционных заболеваний (скарлатины, дифтерии и пр.).

Возбудители заболевания:

- (3-гемолитический стрептококк группы А;

Золотистый стафилококк;

Источники инфекции:

1. больные ангиной;

2. бактерионосители.

Пути передачи инфекции:

Воздушно-капельный;

Контактно-бытовой;

Алиментарный.

Факторы риска развития ангины:

Переохлаждение;

Хронические очаги инфекции (кариозные зубы, аденоидит);

Снижение иммунитета;

Хроническая тонзиллярная инфекция в семье.

Дети до года ангинами болеют редко, так как в этом воз­расте миндалины еще недостаточно развиты.

Различают следующие виды ангин:

Катаральная: воспалительный процесс локализуется на поверхности миндалин, выражена гиперемия миндалин и передних дужек неба.

Фолликулярная ангина: воспалительный процесс локали­зуется в паренхиме миндалин, определяются нагноившиеся фолликулы в виде желтоватых горошин, отечность и гипере­мия миндалин.

Лакунарная ангина; миндалины отечны, гиперемированы, разрыхлены, гнойно-воспалительный процесс локализу­ется в лакунах.

Флегмонозная ангина : воспалительный процесс локали­зуется в углублениях ткани миндалин с последующим фор­мированием абсцесса, чаще локализующегося в области пе­редней дужки неба с одной стороны (перитонзиллярный абсцесс).

Такое разделение ангин является, условным, так как чаще всего встречаются комбинированные формы.

Основные клинические проявления ангины:

1. общие симптомы интоксикации: высокая лихорадка, го­ловная боль, озноб, ломота в суставах, отсутствие аппе­тита, нередко бывает рвота (особенно у маленьких де­тей);

2. боль при глотании, усиление саливации, неприятный за­пах изо рта;

3. местные симптомы: отечность, яркая гиперемия мягкого неба и миндалин с последующим воспалением фолликул и переходом патологического процесса вглубь ткани миндалин, при этом на поверхности и в углублениях миндалин обнаруживаются гнойные налеты беловато-желтого цвета, возможно образование перитонзиллярного абсцесса (при тяжелом течении);

4. регионарный лимфаденит (подчелюстные узлы увеличе­ны, болезненные при пальпации).
Продолжительность ангины 5-10 дней.

Осложнения.

Отит, ревмокардит, гломерулонефрит.

Основные принципы лечения ангины.

1. Постельный режим на 5-7 дней.

2. Обильное теплое питье.

3. Противомикробная терапия:

4. Полоскание зева настоями ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта, зверобоя до 6-8 раз в сутки, слабыми раство­рами антисептиков.

5. Жаропонижающие средства: ацетилсалициловая кисло­та, парацетамол, панадол и пр.

6. Антигистаминные средства.

7. Витаминотерапия.

Профилактика.

1. Своевременная санация хронических очагов инфекции.

1. Рациональное питание с достаточным введением фрук­тов, овощей, соков.

2. Закаливание организма, регулярные дозированные физи­ческие нагрузки.

3. Избегать тесного контакта с больными ангиной.

Сестринский уход при ангинах.

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и его родителей.

Возможные проблемы пациента:

Нарушение аппетита:

Нарушение глотания из-за болей в горле;

Дефицит жидкости в связи с лихорадкой;

Нарушение формулы сна;

Высокий риск развития осложнений;

Неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

Страх перед манипуляциями и др.

Сестринское вмешательство.

1. Информировать родителей о причинах развития, осо­бенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.

2. Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спо­койные игры, разнообразить его досуг.

3. Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать, необходимость проведения тех или иных процедур.

4. Контролировать прове­дение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и роди­телям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных ослож­нений).

5. Научить родителей готовить настои из трав для по­лоскания зева:

6. Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область.

7. Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, ис­ключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1 -1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с ли­моном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника.

8. После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

9. Подготовить заблаговременно ребенка к дополнитель­ным методам обследования с помощью терапевтической иг­ры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утвержде­ния, поощрять положительные эмоции.

10. Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, по­сле использования кипятить ее, убрать на время болезни мяг­кие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать по­мещение 3-4 раза в день). 12. Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции.

Про­водить ребенку профилактические мероприятия вне обостре­ния заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дози­рованные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, сана­цию полости рта).

Тема 2.4.4 Сестринский процесс при отите.

План лекции:

Отит – определение.
Классификация.
Эпидемиология.

Гриппозный отит. Клиника.
Гнойный отит. Клиника.
Осложнения.
Лечение, сестринский процесс при отитах.
Профилактика.

Оти
·т [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], представляющее собой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Классификация
Отит бывает наружным (ограниченным и разлитым), средним и внутренним или отит внутреннего уха обычно называется [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Наиболее распространенной разновидностью отита является средний отит.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ограниченное воспаление наружного уха чаще представлено [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Разлитое воспаление [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] наблюдается преимущественно при хроническом гнойном отите, вследствие внедрения в кожу и подкожный слой различных бактерий, а также грибковой инфекции. Воспалительный процесс нередко распространяется и на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Эпидемиология
Наиболее частыми возбудителями средних отитов являются кокки, в том числе и пневмококки, стафилококки, гемофильные палочки, а также другие патогенные и условно-патогенные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (родов моракселла, ацинетобактер, клебсиелла, синегнойная палочка), активизирующиеся при вирусном или бактериальном воспалении слизистой оболочки носа (таким образом, особенно при хронических отитах, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] может протекать по типу суперинфекции, реинфекции или аутоинфекции).
Механизм проникновения бактериальных возбудителей может быть следующим: при кашле, чихании, особенно при неумелом сморкании, бактерии попадают через [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в среднее ухо (по тубарному пути). Значительно реже инфекция попадает в среднее ухо гематогенным путем и в исключительных случаях через поврежденную барабанную перепонку.
Воспаление среднего уха при инфекционных болезнях редко бывает первичным, чаще оно является осложнением воспалительного процесса в верхних дыхательных путях или осложнении самого инфекционного заболевания. Оно протекает по типу острого катарального отита, евстахиита или в виде гнойного среднего отита. Для гриппа характерно геморрагическое воспаление с кровоизлияниями в барабанную перепонку и сукровичным отделяемым из уха.
Стадии острого отита. Клиника.
Существуют пять стадий острого воспаления среднего уха:
Стадия острого евстахиита ощущение заложенности, шум в ухе, температура тела нормальная (повышена в случае имеющейся инфекции).
Стадия острого катарального воспаления в среднем ухе резкая боль в ухе, температура повышается до [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], асептическое воспаление слизистой оболочки среднего уха, шум и ощущение заложенности нарастают.
Доперфоративная стадия острого гнойного воспаления в среднем ухе боль резко усиливается, становится нестерпимой, иррадиируя в зубы, шею, глотку, глаз; отмечается снижение слуха и усиление шума в ухе; температура тела достигает фебрильных цифр, картина крови приобретает воспалительный характер.
Постперфоративная стадия острого гнойного воспаления в среднем ухе боль ослабевает, начинается гноетечение из уха, шум и тугоухость не проходят, температура нормализируется.
Репаративная стадия воспаление купируется, перфорация закрывается рубцом.
Гриппозный отит
Гриппозный отит отличается бурным течением с выраженной интоксикацией. При [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] отит характеризуется сильными болями в ухе, высокой температурой, обильным гноетечением. Возможны средние отиты как бактериальной, так и вирусной (например, при [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) природы. Больных обычно беспокоят стреляющие боли в ухе. При осмотре обнаруживают признаки воспаления среднего уха, а в запущенных случаях гноетечение.
Гнойный отит
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в ухе, гнойные выделения из слухового прохода, а также повышенная температура симптомы острого гнойного среднего отита. Наблюдается повышение температуры, из уха начинает выделяться гной (начало гноетечения связано с прорывом гноя через барабанную перепонку). После окончания выделений состояние больного улучшается, боль стихает. Обычно это ведет к окончательному выздоровлению, но иногда гной не находит выхода, что может вызвать распространение инфекции в полость черепа (возможно развитие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], абсцесса [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
К осложнениям острого среднего отита относятся: мастоидит, парез лицевого нерва, лабиринтит, реже встречаются внутричерепные осложнения. Наиболее опасным и частым осложнением эпитимпанита является холестеатома (опухолевидное образование, представляющее скопление кератина, кристаллов холестерина и слущенного ороговевшего эпителия, окруженного капсулой), которая в процессе роста вызывает значительное разрушение височной кости и приводит к внутричерепным осложнениям, а также периферическим парезам или параличам лицевого и отводящего нервов, образованию свища в костном лабиринте.

Лечение
Наружный отит
При наружных отитах целесообразно введение в наружный слуховой проход марлевых турунд, смоченных 70 % спиртом, согревающий компресс, физиотерапевтические процедуры, витаминотерапия. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и сульфаниламидные препараты применяют при выраженном воспалении и повышенной температуре. При образовании [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] показано его вскрытие. При разлитом воспалении промывают слуховой проход дезинфицирующими растворами.
Средний отит
Постельный режим и полный покой для предупреждения развития осложнений
Консервативная терапия состоит в тщательном и систематическом удалении гноя из уха и применении дезинфицирующих вяжущих средств для воздействия на слизистую оболочку среднего уха.
Местная терапия должна проводиться параллельно с антибактериальной терапией.
Вторым аспектом медикаментозной терапии является устранение болевого синдрома. Для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] применения рекомендуются препараты, обладающие жаропонижающим, обезболивающим и противовоспалительным действием, способствующие значительному уменьшению отечности слизистой оболочки верхних [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В связи с тем, что отиты чаще развиваются у ослабленных людей, страдающих выраженным в той или иной степени иммунодефицитом, необходимо проводить также комплекс мер, направленных на стимуляцию защитных сил организма.
У лиц с определённой аллергической настроенностью введение различных медикаментозных препаратов, особенно антибиотиков, должно сочетаться с применением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Помимо терапевтических способов, в лечении хронического гнойного отита возможно применение хирургических вмешательств.
При остром среднем отите лазерная терапия гелий-неоновым [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] является составной частью комплексного лечения.
При осложненном лечении острого отита для стимуляции неспецифических иммунологических механизмов реактивности возможно применение ультрафиолетового облучения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Профилактика
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] организма. Вместе с тем необходимо принимать меры против возникновения простуды. Простуда, особенно насморк, предрасполагает к отиту. Ежедневные ножные ванны помогают закаливанию и предупреждению насморка. Следует рекомендовать также ежедневные обтирания до пояса прохладной водой. Маленьким детям полезны воздушные ванны – рекомендуется держать их по нескольку минут в день нагишом – зимой в комнате, а летом – на воздухе. Изнеживает детей чрезмерное укутывание. Детей, перенесших тяжелые заболевания, регулярно нужно показывать врачу-отоларингологу.
Необходимо добиваться, чтобы ребенок с детства нормально дышал через нос. Нарушение носового дыхания обычно ведет к неправильностям кровообращения и к другим расстройствам здоровья, в частности может способствовать возникновению отита. Именно поэтому эти заболевания чаще всего возникают у людей, страдающих хроническими насморками, полипами или аденоидными разращениями.
Иногда причиной отита бывает травма уха. Удар по уху, вызывая внезапное и резкое повышение давления в наружном слуховом проходе, может привести к повреждению барабанной перепонки, кровотечению из среднего уха, а вслед за тем наступает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Предупредить воспаление помогает и все то, что способствует укреплению организма: правильный режим труда, отдыха и питания, закаливание, систематические занятия физкультурой и спортом. Кроме того, люди, страдающие хроническим отитом, должны тщательно лечиться и соблюдать особые предосторожности: во время купания и мытья головы защищать уши от грязной воды – для этого используют специальные беруши или ватные тампоны, смоченные каким-нибудь растительным маслом.
Люди, предрасположенные к болезням носа и горла, должны посоветоваться с врачом. Нужно систематически лечить миндалины или даже удалять их; обязательно лечить насморк, особенно хронический. Может быть, это покажется странным, но надо уметь осторожно сморкаться. При усиленном сморкании слизь вместе с микробами может попасть в барабанную полость через евстахиеву трубу и вызвать там воспаление.
При обострении отита нельзя выполнять напряженную физическую работу, не следует выходить из дома во время стужи и ветра, лучше избегать излишних разговоров. Ухо закрывают теплой повязкой.


Приложенные файлы

Нарушение зрения. Слепота – одна из значительных социальных проблем. В мире насчитывается не менее 20 млн. слепых, если слепоту определять как неспособность сосчитать пальцы на расстоянии 3 м., т.е. придерживаясь определения слепоты, рекомендованного Всероссийским обществом слепых (ВОС). В общей сложности 42 млн. чел. имеет тяжелый уровень снижения зрения, т.е. не способны сосчитать пальцы на расстоянии 6 м. По данным ВОС, в России инвалидов по зрению насчитывается 272 801 чел., из них 220 956 – тотально слепые.

Несмотря на достигнутые успехи в борьбе с заболеваниями и повреждениями глаз, инвалидность при этой форме патологии значительна, поэтому реабилитация инвалидов вследствие глазной патологии остается актуальной проблемой. Наиболее трагическим финалом тяжелых заболеваний органа зрения является слепота. Причиной слепоты в прошлом были такие заболевания, как оспа, трахома, бленнорея, в настоящее время – врожденные и наследственные заболевания глаз, зрительно-нервного аппарата.

Система социально-трудовой реабилитации и адаптации слепых разработана ВОС. В этой организации занимаются всеми сторонами жизни слепого человека и в разные периоды его жизни. Воспитание слепого ребенка, его школьное образование, получение профессии и трудоустройство – это направление деятельности общества, если слепота была врожденной или приобретенной в детстве. Общество способствует проведению лечения больных, финансируя программу реабилитации. Реабилитация больных с патологией органа зрения находится также в сфере деятельности медико-социальных экспертных комиссий. Обязанностью этих комиссий является не только определение трудоспособности больных, но и разработка программ реабилитации, контроль за их реализацией.

Первостепенную важность с точки зрения реабилитации имеет развитие адаптационно-компенсаторных возможностей слабовидящих, касающихся как органа зрения, так и иных анализаторных систем. Поэтому вся комплексная программа реабилитации инвалидов по зрению должна строиться не только и не столько на учете утраченных функций, сколько на использовании сохранившихся резервов компенсации зрительного дефекта и возможности компенсации за счет других анализаторов. В связи с развитием повышенной чувствительности к окружающей среде, необходимой для успешного ориентирования, незрячие обращают внимание на такие вещи, как колебания воздуха, звуковую информацию, чего люди зрячие не замечают.

Слепота отрицательно сказывается на развитии всех сторон двигательной функции и особенно на регуляции движения, осуществлении самоконтроля при выполнении упражнений. В норме контроль и саморегулирование движений происходит с помощью зрения, которое играет ведущую роль в формировании двигательных умений и навыков. Зрительный контроль является решающим при выполнении упражнений в беге, прыжках, ходьбе на лыжах и др. В некоторых физических упражнениях, не требующих зрительного контроля (упражнения на гибкость, силу и др.), слепые показывают относительно высокие показатели.

У слепых выработка двигательных действий по сравнению со зрячими происходит медленнее вследствие ограничения возможностей внесения коррективов в общую структуру движений по ходу действия. Однако отсутствие зрения не исключает возможности производить оценочные и контрольные операции с помощью мышечно-суставной чувствительности, осязания и вестибулярного анализатора.

Роль того или иного анализатора в выполнении движений зависит от характера упражнений. Например, при выполнении силовых упражнений (поднятие тяжестей) зрительный анализатор не играет существенной роли. При выполнении упражнений на точность роль зрительного анализатора возрастает, так что некоторые упражнения выполняются с большими трудностями. При выключении зрения показатели функции равновесия снижаются более чем в 5 – 8 раз.

Приведенные сведения позволяют классифицировать все упражнения для совершенствования движений с учетом роли того или иного анализатора в их выполнении. Выделяют три группы упражнений для слабовидящих: 1) упражнения, при выполнении которых ведущим является зрительный анализатор; 2) упражнения, в которых ведущий – слуховой анализатор; 3) упражнения, в которых ведущий – двигательный анализатор. Для слепых существуют две группы упражнений: 1) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор; 2) упражнения, в которых ведущий – слуховой (и вестибулярный) анализатор.

При реабилитации инвалидов с нарушением зрения следует учитывать, что недостаточная двигательная активность приводит у них к снижению всех жизненно важных функций организма: ухудшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, а также реакции иммунитета и обшей работоспособности. В связи с этими особенностями психофизического состояния слепых и слабовидящих вся система их физической реабилитации (воспитания) должна быть построена так, чтобы не только компенсировать зрительный дефект, но и улучшить физическое развитие, расширить двигательные возможности, улучшить здоровье и поднять общую работоспособность организма.

Формы занятий физическими упражнениями должны быть разнообразными: уроки физической культуры; занятия в секции по избранному виду спорта и ОФП (общая физическая подготовка); УГГ; физкультурные паузы; прогулки – пешие, велосипедные, лыжные; бег в течение 10 – 30 мин; плавание, купание; подвижные игры; самостоятельные занятия доступным видом спорта; специальные занятия для устранения недостатков физического развития или осанки; участие в различных соревнованиях; занятия ЛФК.

Основной формой ЛФК для инвалидов по зрению являются занятия ЛГ различной направленности. Во-первых, это занятия, направленные на совершенствование и коррекцию зрительных функций. В занятия необходимо включать упражнения для развития пространственного восприятия, тренировки зрительно-моторных реакций, упражнения на развитие и коррекцию центрального и периферического зрения, специальные упражнения для тренировки глазодвигательного аппарата. Во-вторых, в реабилитационную программу слепых и слабовидящих необходимо включать занятия корригирующей гимнастикой. В-третьих, нужно включать занятия, направленные на развитие обшей физической подготовки. Необходимо отметить особенность построения занятия ЛГ. В связи с тем что у инвалидов данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей происходит медленно, целесообразно увеличить продолжительность вводной части занятия до 35 %, соответственно основная часть составит 50 и заключительная – 15 %.

В зависимости от вида и глубины зрительной патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей физические упражнения применяют в разной последовательности и дозировке. Так, в зависимости от характера поражения органа зрения и соответственно возможностей применения всех или иных групп упражнений детей-инвалидов по зрению для занятий подразделяют на две группы: дети, имеющие близорукость с изменением глазного дна, подвывихи хрусталика, косоглазие; дети с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью, альбинизмом. Детям первой группы противопоказаны упражнения со значительными отягощениями (штанга, гиря и др.), ускорения, стойки на голове и руках, наклоны вперед из положения стоя на двух ногах, прыжки с предельной мощностью и т. п. Для детей второй группы эти упражнения не противопоказаны. Занятия ЛФК показаны ослабленным детям с низким уровнем физического развития, нарушениями осанки, низкими показателями физической подготовленности.

Особая роль в системе реабилитации принадлежит спортивной составляющей медико-социальной реабилитации инвалидов. Регулярно проводятся физкультурные мероприятия в тренажерном зале или на стадионе со специально оборудованной для незрячих инфраструктурой. Для незрячих спорт представляет собой прекрасное реабилитационное средство и служит основой для развития и совершенствования таких важнейших показателей жизнедеятельности человека, как способность к передвижению, ориентировке, развитию компенсаторных и сенсорных систем, способность преодолеть страх.

В настоящее время крупные международные соревнования среди слепых и слабовидящих проводят по следующим видам спорта: легкая атлетика, плавание, борьба вольная и дзюдо, лыжный спорт, мини-футбол. Занятия спортом, физическими упражнениями, а также танцетерапия улучшают координацию движений, помогают быстрому обучению ориентации и владению телом. Было отмечено, что физический потенциал выше у тех, кто совмещает физическую культуру с занятиями танцами. Особенность этого синтеза – гармоническое развитие тела и слуха. Те незрячие, которые занимаются физической культурой и танцами, заметно выделяются среди других. Они более общительны, раскованны, их движения более свободны, пластичны и выразительны. Это касается как слабовидящих, так и тотально слепых.

Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентации в пространстве, социально-бытовой ориентации и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи, а также другими коммуникативными средствами. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспортом, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.

В мире существует ряд приспособлений, помогающих не быть в зависимости от окружающих: от определителей денежных купюр и уровня воды в стакане до миникомпьютера, позволяющего свободно ориентироваться на местности. Кроме того, после определенной подготовки и приобретения навыков человек может самостоятельно ориентироваться на местности с помощью трости или собаки- поводыря.

Проблемы передвижения незрячих могут носить как субъективный, так и объективный характер. Бывают случаи, когда незрячий человек достаточно хорошо знает местность, расположение различных объектов и вполне хорошо ориентируется. Идя с сопровождающим, он даже может руководить их совместным передвижением, но самостоятельно передвигаться не может – испытывает страх, стесняется выйти на улицу с белой тростью. Для незрячего степень свободы в передвижении зависит от того, насколько хорошо он освоил приемы ориентации и мобильности. Чем свободнее передвигается незрячий, тем увереннее формируется образ его «я» в собственных глазах и глазах других. Самостоятельность передвижения влияет и на взаимоотношения с другими людьми. Хорошая мобильность и умение ориентироваться имеют важное значение в труде, учебе и других сферах деятельности.

Основной метод социальной реабилитации больных – рациональное трудоустройство, при котором условия труда не только соответствуют возможностям организма больного, но и способствуют благоприятному протеканию восстановительных процессов в поврежденном органе и организме в целом. Противопоказаниями для слепых являются виды труда, разрушающие такой важный путь компенсации дефекта, как тактильную чувствительность. К таким видам относятся работы, приводящие к огрубению кожи пальцев и снижению осязания. Противопоказанными условиями труда для слепых и слабовидящих являются и те, которые связаны с токсическим воздействием на орган зрения, центральную нервную систему.

Выпускники поступают в институты и университеты, а затем работают по различным специальностям в юридических конторах, диспетчерских и справочных службах, издательствах, банках, бюро переводов и т.д. В России традиционно популярными для незрячих являются престижные профессии массажиста и композитора-аранжировщика.

Нарушение слуха. Различают следующие категории больных с нарушением слуха: глухие (потеря слуха) и слабослышащие. Глухие без речи – это люди рано оглохшие или с врожденным отсутствием слуха. Глухие, сохранившие речь в той или иной степени, – поздно оглохшие. К последствиям врожденной глухоты относят: нарушения вестибулярного аппарата; задержку в формировании прямостояния; нарушения пространственной ориентации, нарушения осанки, глухонемота. На фоне этих нарушений вторично наблюдаются изменения психики: проблемы с общением, отставание в развитии мышления, слабая память, бедность эмоций.

Слабослышащие – инвалиды с частичной потерей слуха, сохранившие речь. Интеллект у них не страдает.

Существуют следующие причины инвалидности по слуху: врожденные (токсикоз беременности, вирусная инфекция матери, травматические повреждения плода) и приобретенные (до трех лет) – менингит, пневмония, свинка, воспалительные заболевания носа и носоглотки, неврит слухового нерва, травмы головы.

Среди причин, способствующих росту инвалидности по слуху, следует выделить: ухудшение экологии, наследственную патологию, низкий уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний и др.

По данным ВОЗ, нарушения слуха имеют около 300 млн. чел., что составляет примерно 7 – 8 % всего населения планеты; около 90 млн чел. страдают тотальной глухотой. В Российской Федерации, по данным МСЭ, число впервые признанных инвалидами в связи с заболеваниями уха в 2000 г. составило 5,8 тыс. чел. – 0,4 на 10 тыс. населения; повторно признаны инвалидами 13,6 тыс. чел. Однако точных данных о числе лиц с нарушением слуха нет.

Под реабилитацией глухих понимают комплекс социальных, медицинских, технических, образовательных, культурных и других мероприятий, цель которых – реализация равных прав и возможностей глухих во всех сферах жизни.

Индивидуальная программа реабилитации должна включать в себя различные виды, формы реабилитационных мероприятий: физические методы лечения (физиотерапию), механотерапию, массаж, психотерапию, трудотерапию, ЛФК и др.

Часто больным с нарушением слуха и речи необходимо пользоваться слуховым аппаратом, который должен выдаваться бесплатно.

Бытовая реабилитация направлена на обучение чтению, формированию профессии.

Существуют специальные ясли и детские сады, где проводят постоянную работу по формированию устной и письменной речи, развитию остатков слуха. Далее обучение продолжается в специальных школах и интернатах.

■ Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

■ Не нуждаюсь в поддержке, я не так слаб, как кажется.

■ Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.

■ Не старайтесь изменить меня, у вас нет на это прав.

■ Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как и любая личность.

■ Не учите меня быть покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжение.

■ Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.

■ Поддерживайте меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

■ Помогите мне познать то, что я хочу.

■ Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто борется в попытке сделать лучше.

■ Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

■ Не помогайте мне, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.

■ Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

■ Узнайте меня лучше. Мы можем стать друзьями.

■ Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

■ Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство.

■ Слушайте, поддерживайте и действуйте.

(Норман Кюнк, американский адвокат)

В этом контексте большое значение имеет утвержденный на правительственном уровне гарантированный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, которые должны предоставляться инвалидам по слуху.

■ бесплатные переводческие услуги при обращении глухих в различные организации, при обучении глухих в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования;

■ оборудование объектов городской среды техническими средствами связи и коммуникаций (уличные текстофоны, телефоны с возможностями телекоммуникаций и др.);

■ обеспечение инвалидов по слуху специальными средствами коммуникационной поддержки (будильник с вибратором, беспроводные оптические сигнализаторы, текстовые телефонные аппараты и др.);

■ организация телевизионных передач с субтитрами;

■ создание центров реабилитации инвалидов по слуху на базе центров социального обслуживания или учреждений государственных органов социальной защиты;

■ выдача денежных компенсаций на приобретение телефонных аппаратов (факс, текстофон, сотовый телефон для передачи текстовых сообщений, телефон с усилителем звука, телефон с бегущей строкой, пейджер, телеавтограф, факс-модем);

■ оборудование транспортных средств табло с бегущей строкой для оповещения об остановках и других мерах предосторожности.

Огромную роль в физической и социальной реабилитации глухих и глухонемых играет Всероссийская организация глухих (ВОГ). Эта организация, в частности, имеет большое значение в реабилитации глухих посредством занятий физическими упражнениями и спортом с использованием всех форм занятий физической культурой, ЛФК, малыми формами занятий физическими упражнениями (УГГ, производственная гимнастика, физкультурные паузы и др.).


Похожая информация.


Похожие публикации