Топливо, его виды и характеристики. Развенчание мифов об альтернативных видах топлива

Традиционные виды топлива, по сути, получают из невозобновляемых ресурсов, а это значит, что рано или поздно они закончатся. Поэтому человечество нашло им альтернативу. Однако у каждой такой альтернатива могут быть свои преимущества и недостатки, рассмотрим их на конкретных примерах.

Возможно вас заинтересует - Солнечная энергетика в Беларуси .

Еще Рудольф Дизель, создатель дизельного двигателя, в 1900 году предложил получать топливо из растительного сырья, он даже продемонстрировал проект двигателя, который мог работать на арахисовом масле. Сегодня подтверждено, что в основу для такого топлива можно положить: рапс, сою, хлопок, ятрофу (бутылочное дерево). Кстати, использовать для производства можно даже пищевые отходы, которые скапливаются в предприятиях общественного питания.

«+»

  1. сырье возобновляемое,
  2. выбросы СО 2 в атмосферу ниже на 50–80% по сравнению с традиционными видами топлива,
  3. в процессе получения такого биотоплива производят еще несколько полезных побочных продуктов,
  4. государства, где нет собственных запасов нефти, могут за счет этого обеспечить себе топливную независимость.

«–»

  1. пока что высокая себестоимость производства,
  2. меньшая мощность двигателей на таком топливе, больший расход,
  3. необходимость больших площадей под выращивание нужных культур.

В 2003 году корпорация DaimlerChrysler разработало первое в мире синтетическое дизельное топливо из древесных отходов. Назвали его BIOTROLL. Когда оно сгорает, углекислый газ не попадает в атмосферу. Изготавливать подобное топливо можно не только из отходов деревообработки, но и из бытового мусора, сельскохозяйственных отходов. Только пока такое своеобразное биотопливо используют в смеси с соляркой, улучшая тем самым экологические показатели двигателей.

«+»

  1. низкие выбросы вредных веществ,
  2. переработка отходов,
  3. неисчерпаемые запасы сырья.

«–»

  1. необходимы значительные финансовые вложения, чтобы организовать весь процесс: сбор и подготовку сырья, производство синтетического горючего, создание системы распространения.

Водород

Как оказалось, водород может быть альтернативным топливом, например, для тех же автомобилей. Причем использовать его можно по-разному: смешивать с традиционными видами, применять только его, использовать водород в топливных элементах.

«+»

  1. высокие энергетические свойства,
  2. относительная экологичность сгорания, по сравнению с бензином,
  3. нелимитированная сырьевая база

«–»

  1. сегодня производство водородного топлива в 4 раза дороже, чем бензина,
  2. несмотря на то что углекислый газ при сгорании водорода не выделяется, некоторые ученые указывают на образование других газов, которые вредят озоновому слою,
  3. сложно будет организовать «водородную инфраструктуру.

1. Почему в структуре потребляемого топлива резко увеличились доли нефти и газа (рис. 23)?

Топливом называют горючие вещества, при сжигании которых получают тепло­вую энергию. Основная составная часть этих веществ — углерод.

По происхождению топливо делится на природное (нефть, уголь, природный газ, горючие сланцы, торф, древесина) и ис­кусственное (кокс, моторное топливо, ге­нераторные газы и др.); по агрегатному состоянию — на твердое, жидкое и газооб­разное.

Основная характеристика топлива — теплота сгорания. Для сопоставления раз­личных видов топлива и суммарного учета его запасов принята единица учета — условное топливо. Его низшая теплота сгорания составляет 29,3 МДж/кг (7000 ккал/кг). Для удобства перевода пыли введены тепловые коэффициенты.

Таблица 11
Максимальная теплота сгорания, МДж/кг или м 3

Тепловой

коэффи­циент

Каменный

Бурый уголь

Природный

32,7 и выше

Торф
Горючие сланцы

Как видно из таблицы 11, нефть и газ — наиболее эффективные источники энер­гии, поэтому, когда были открыты круп­ные месторождения этих видов топлива, они легко заняли ведущие позиции в топ­ливно-энергетическом балансе.

2. Каковы особенности размещения угледобываю­щей промышленности (рис. 25)?

В размещении угледобывающей про­мышленности ведущим является сырье­вой фактор, поэтому ее предприятия нахо­дятся непосредственно в районах уголь­ных бассейнов. Добыча угля в Российской Федерации в 2003 г. составила 277 млн т, 71% из которых пришелся на каменный уголь (табл. 12). Большая часть угля (68%) добывается открытым способом.

3. Почему в Сибири развивается Канско-Ачинский угольный бассейн, а не Тунгусский (рис. 25)?

Тунгусский бассейн находится в мало­освоенном, редконаселенном районе на значительном расстоянии от основных потребителей. Трудности в транспорти­ровке и добыче угля Тунгусского бассейна оставляют этот богатейший ресурс прак­тически нетронутым.

Канско-Ачинский бассейн находится в густонаселенной и освоенной в хозяйственном отношении части Восточной Сибири, где расположены и основные его по­требители. Кроме того, уголь этого бас­сейна благодаря открытой добыче являет­ся самым дешевым в России по себестои­мости.

4. Назовите и покажите на карте крупнейшие место­рождения нефти (рис. 26).

Большая часть (90%) всей российской нефти добывается в трех нефтегазоносных провинциях:

— Западно-Сибирской (70%) — Самотюрское, Усть-Балыкское, Нижневартовское, Сургутское, Шаимское, Мегионское и другие месторождения;

Волго-Уральской — Ромашкинское, Альметьевское, Бугурусланское (Татарстан), Шкаповское, Туймазинское, Ишимбаевское, Арсланское (Башкирия), Мухановское (Самарская обл.), Яринское (Пермская обл.) месторождения;

— Тимано-Печорская — Ухтинское, Усинское, Текубское, Яргенское, Пашинское, Возейское месторождения.

Старейшим нефтедобывающим районом России является Северный Кавказ (место­рождения Чечни, Дагестана, Ставрополь­ского и Краснодарского края). Здесь са­мое высокое качество нефти, но и самая высокая степень выработанности место­рождений (до 80%). Для сравнения: сте­пень выработанности Волго-Уральской нефтегазоносной провинции составляет 50%, а Западно-Сибирской — 33%.

Сейчас интенсивно ведутся работы по подготовке к эксплуатации месторожде­ний на шельфе (на островах Колгуев и Са­халин) и поиску новых. Геологоразведоч­ные работы на 78% связаны с поиском новых месторождений нефти и газа. Не­сколько новых перспективных месторож­дений открыто в Лено-Вилюйской впади­не, на Камчатке, Чукотке, в Хабаровском крае и Охотском море.

5. Каковы особенности размещения предприятий нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности? Сопоставьте рисунок с картой плотности населения. Сделайте выводы (рис. 26).

Нефтедобывающая промышленность связана с размещением нефтегазоносных площадей, т. е. с источниками сырья.

Нефтеперерабатывающая же промыш­ленность, благодаря удобной транспорти­ровке по нефтепроводам, больше тяготеет к потребителю и поэтому ее география совпадает с густонаселенными регионами.

Россия — один из крупнейших экспор­теров угля на мировой рынок. Традицион­ные покупатели — страны Европы (Великобритания, Финляндия, Словакия, Ру­мыния и др.) и Азии (Япония, Турция). И л стран СНГ — Украина.

Самый крупный угольный бассейн России по размерам добычи — Кузбасс. На него приходится более 40% всей добычи. Здесь добывают самые разные виды угля, в том числе коксующиеся и антрациты.

Уголь Кузбасса поставляется в различ­ные районы страны. Несмотря на удаленность от мировых рынков этот бассейн является наиболее крупным экспортером российского угля.

Канско-Ачинский бассейн дает самый дешевый, но низкокалорийный уголь, что в сочетании с удаленностью от мировых рынков делает неэффективной его транс­портировку, кроме того, он может само­возгораться. Поэтому уголь КАТЭКа ис­пользуют в основном на месте для произ­водства электроэнергии на мощных ГРЭС.

Печорский уголь из-за высокой цены неконкурентоспособен на мировом рынке, его используют на Череповецком метал­лургическом комбинате.

Южно-Якутский бассейн, где антраци­товые высококалорийные угли разраба­тываются открытым способом (крупней­ший разрез — Нерюнгринский) экспорти­рует уголь в Японию.

7. Как вы думаете, какие проблемы существуют в нашей стране в связи с концентрацией топливных ресурсов на востоке, а потребителей — на западе России?

Удаленность потребителей от мест до­бычи топливных ресурсов требует значи­тельных затрат на доставку последних — развитие железнодорожных магистра­лей, строительство специализированных трубопроводов. Перевозка топлива на большие расстояния существенно увели­чивает его стоимость для потребителя.

Другая проблема — организация добы­чи этих ресурсов в районах с тяжелыми климатическими условиями и неразвитой инфраструктурой. Это требует принятия специальных мер для привлечения насе­ления: различные льготы, более высокая зарплата и пр.

8. Почему одни виды топлива со временем усту­пают свои передовые позиции другим видам? Для построения более полного ответа используйте рису­нок 3 (циклы Кондратьева).

В таблице циклов Кондратьева нет спе­циальной графы — виды топлива. Тем не менее, по ключевому фактору и ядру тех­нологического цикла вы можете воссоз­дать картину смены видов топлива.

В первом цикле — использование топ­лива в качестве источника энергии мини­мально. Во втором — основным видом топлива является уголь. В третьем — мо­жет использоваться любой вид топлива, в четвертом — нефть. В пятом цикле с развитием высоких технологий и огромными потребностями в энергии все большее значение приобретает атомная энергети­ки.

9. Сравните, используя карты учебника, геогра­фию трех отраслей топливной промышленности: нефтяной, газовой, угольной. Какая из этих отрас­лей наиболее сконцентрирована, а какая наиболее рассредоточена? Выделите типы экономических районов с различными сочетаниями топливных ре­сурсов: а) присутствуют все три вида; б) один вид;в) ни одного.

География топливных (как, впрочем, и любых других видов) ресурсов обусловле­на особенностями тектонического стро­ения территории.

Угольная промышленность более рас­средоточена, чем нефтяная или газовая. Основная часть угольных месторождений находится на значительном удалении от мировых рынков, и лишь высокое качест­во угля и низкая себестоимость добычи (в некоторых угольных бассейнах) позволя­ют российскому сырью выдерживать кон­куренцию. Угольные месторождения из­давна становились основой формирования крупных промышленных районов с раз­витой энергетикой, металлургией и хими­ческой промышленностью.

По сравнению с угольной промышлен­ностью, нефтяная наиболее сконцентри­рована. Месторождения нефти более при­ближены к потребителю. Около 65% неф­ти добывается в Западной Сибири, при­мерно 25% добычи приходится на Волго-Уральской регион. Перевозка нефти зна­чительно дешевле, чем угля, поэтому ее переработка производится в районах по­требления.

География газовой промышленности в основном совпадает с размещением нефтя­ной. 90% российского газа добывается в Ямало-Ненецком АО (Западная Сибирь).

Для выделения типов экономических районов продолжите заполнять таблицу

Таблица 13
Экономи­ческийрайон

Месторождения

Типрайо­на
нефти
Централь­ный в)
Центрально­чернозем­

Что же было предложено ведущими специалистами мира в качестве альтернативы обычному бензину и дизельного топлива.

Почему нефтепродукты так сложно заменить.

Так сложилось, что в серьезной схватке разных концепций тепловых двигателей победила конструкция, использующая высококачественное нефтяное топливо, как наиболее выгодная нефтяным магнатам и химическим корпорациям. Именно применение в качестве топлива продуктов переработки нефти фактически дало огромные преимущества одних финансовых групп перед другими. Вспомнить историю старика Джона Рокфеллера, ставшего первым официальным долларовым миллиардером в начале прошлого века. Сейчас его состояние, в пересчете по современному курсу, исчислялось бы сотнями миллиардов живых денег. Могущество такой финансовой махины сложно переоценить даже по прошествии стольких лет.

Развитие техники двигателей транспортных средств пошло по пути использования углеводородного топлива. Зависимость от мировых добывающих нефть компаний, цен на продукты ее переработки, является очень мощным стимулом для постоянных поисков замены основы энергоносителей более гибким и доступным сырьем. Множество научных светил и лабораторий ищут ответ – как уйти от нефтяной петли. За более чем 70 летнюю историю современного послевоенного мира подобные попытки не прекращались ни на минуту.

В итоге, для двигателя внутреннего сгорания было предложено:

1. Водородное топливо, очень перспективное, но сложное и дорогое в обращении;

2. Ацетилен в газообразном состоянии,

3. Аммиак и смеси аммиака с водородом;

4. Уголь и древесина, в мелкодисперсном состоянии;

5. Отходы лесной и угольной промышленности, переработанные для газогенераторных котлов;

6. Спиртовые виды топлива;

7. Рапсовое, кокосовое, пальмовое масла.

Важным, самым главным преимуществом перечисленных попыток является тот факт, что почти все указанные заменители углеводородов по своей сути, представляют собой продукты, полученные из возобновляемых или воспроизводимых ресурсов.

Их можно легко синтезировать, наладить промышленное производство в широченных масштабах, вопрос упирается в цену такого воспроизводства. Чем масштабнее будет производство, тем дешевле в конечном итоге получиться суррогат-заменитель.

Есть маленький нюанс – искусственные или синтетические углеводороды давно и успешно синтезируют как в виде нефти, так и в виде конкретных товарных продуктов, но их стоимость в разы дороже нефтепродуктов, добываемых из природных источников. Если для сырья будет предложен дешевый ресурс, угроза вытеснения природной нефти синтетической станет реальностью

1.Водородное топливо или водород.

Идеальное топливо, по удельным энергетическим показателям превосходит бензин в несколько раз. Одного килограмма водорода легковому автомобилю среднего класса достаточно для того, что бы проехать более сотни километров. Практически не наносит вреда окружающей среде. Хранить водород крайне тяжело. В сжиженном состоянии для этого требуются сложные криогенные баки, в газообразном – тяжелые гидридные системы, дающие запас в десятую часть своего веса. Несмотря на все разговоры об опасности пожаров, водород является достаточно безопасным газом, при утечке, в силу своей легкости, он мгновенно улетучивается. Несомненно, за водородом будущее. Правда, наступит оно не раньше, чем промышленность получит технологии дешевого производства и хранения.

2. Ацетилен.

Нам хорошо известен ацетилен в качестве незаменимого средства для газовой сварки и химического синтеза. А между тем именно ацетилен был предложен на заре двигателестроения одним из первых кандидатов в качестве автомобильного топлива.

Применение ацетилена в качестве моторного топлива имеет интересные особенности – газ способен воспламеняться и сгорать при обеднении топливо-воздушной смеси до таких катастрофических пределов, в которых иные топлива отказываются воспламеняться даже в условиях факельного зажигания смеси. Такая характеристика ацетилена позволяет построить двигатель с уникальными по экономичности характеристиками. Портит репутацию превосходного топлива способность ацетилена к непредсказуемым самопроизвольным взрывам, особенно при наличии инициаторов – солей цветных металлов, окалины, углеродистых отложений. В жидком состоянии ацетилен хранить крайне тяжело - малейшее повышение давления, удар или повышенная температура приводит к взрывному разложению вещества. Стоимость производства ацетилена пока что не может конкурировать с дешевыми продуктами переработки природной нефти.

3. Аммиак

Очень дешевый и безопасный в хранении газ, производство которого в мире достигает масштабов сопоставимых с уровнем переработки нефтегазохимических продуктов. Имеет пониженную массовую энергоемкость (примерно в 2,5 раза меньше бензина), но октановое число на уровне 120-130 единиц, что позволяет сжигать аммиак при повышенных степенях сжатия топливовоздушной смеси (практически вдвое больше бензиновых). При температурах окружающей среды аммиак легко переходит в жидкое состояние под давлением в 6-7 атмосфер.

К недостаткам можно отнести низкую скорость горения смеси, что не позволяет строить высокооборотные двигатели. С цветными сплавами, особенно с медью аммиак проявляет высочайшую коррозионную активность. Последний фактор требует применение специальных защитных покрытий, хороших изоляции топливных систем.

В экспериментах по сжиганию аммиака в дизельных двигателях, с добавкой 30% впрыскиваемого дизельного топлива, было достигнуто увеличение индикаторного КПД от 10 до 35 процентов. Рекордным были 46 процентов, без применения дополнительных систем экономии топлива.

4. Уголь и древесина

Первый двигатель внутреннего сгорания на пылевидном угле был построен в 1928 году инженером Р.Павликовским и показал очень неплохой 31% КПД при частоте вращения вала 166 оборотов в минуту. Угольная пыль вдувалась в камеру сгорания специальной пневматической системой и после сгорания также продувалась воздухом для удаления зольных отложений. При всех своих недостатках такие двигатели выпускались малыми количествами и использовались в странах Африки для стационарных насосов и электрогенераторов. Есть данные о работе отдельных таких агрегатов в течение десятка лет без капремонта и обслуживания.

Кроме угля построено несколько прототипов работающих на древесной пыли, мелкодисперсных сланцевых породах, измельченных отходах резиновой промышленности. Специалисты оценивают будущее двигателей использующих пылевидное топливо как очень перспективное для отдельных категорий энергетических установок, особенно в крайне неблагоприятных условиях северных районов.

5. Газогенераторные системы

Применение в транспортной отрасли генераторных газов для питания двигателей внутреннего сгорания давно отошло от схем огромных и громоздких котлов, в которых утилизировался топливный материал. В настоящее время газогенераторы изготавливаются в виде компактных и высокопроизводительных устройств, способных перерабатывать только определенный вид топлива.

Практически все схемы газогенераторов имеют прикладной характер и направлены для получения горючей газовой смеси именно как дополнительного топлива в дополнение к основному. Имеет широкое распространение в качестве подогревающих пусковых устройств двигателей большой мощности.

6. Спиртовые топлива

Самое перспективное решение, очень серьезно потеснившее углеводороды на рынке топлив для легкового автотранспорта. Множество положительных сторон, таких как огромная сырьевая база для производства, низкая токсичность топлива и выхлопных газов, постоянство физико-химических параметров даже при длительном хранении, при соблюдении условий хранения.

В таких странах, как Бразилия, этиловый спирт на 99 процентов заменил бензин и фактически ликвидировал зависимость страны от прихотей нефтяных картелей. Во всем мире применение топливных смесей бензина со спиртом практически занимает не менее половины рынка.

Существующие системы ДВС практически не требует значительных переделок топливных систем моторов. Новые легковые автомобили выпускаются адаптированные в своей конструкции к потенциальному применению спирта или спиртсодержащих бензинов.

Массовому применению спирта и спиртсодержащих компонентов препятствует необходимость преодолевать сопротивление нефтяного лобби и основных торговых сетей, для которых переход на спирт означает частичную потерю прибыльности бизнеса.

7.Рапсовое и соевое масла.

Стремление получить максимально экологически безопасный автомобиль побудило ряд ведущих автомобильных компаний мира, при значительной финансовой поддержке правительств, заняться поиском достойной замены дизельного топлива. Проблема экологии стояла очень остро. Смог и загазованность городских кварталов превратились в постоянный отравляющий фактор. К тому же, высокая цена на дизельное топливо и его варианты растительного происхождения могли серьезно помочь в обеспечении заказами фермеров и крупных сельхозпроизводителей.

В качестве таких заменителей были предложены растительные масла. Испытания показали неплохие показатели работы, за исключением повышенного коксования форсунок дизелей и появление отложений в виде прочных, несмываемых пленок на деталях поршневой группы дизелей. Выход был найден в виде глубокой переработки растительных масел с метиловым спиртом. Такая обработка в условиях повышенной температуры и давления давали топливо, по характеристикам практически идентичное хорошему дизельному топливу.

Кроме растительных масел были испробованы различного рода животные жиры и даже рыбий жир, но серьезно говорить о промышленном использовании подобных топлив не приходится в силу малой сырьевой базы.

Компоненты, из которых состоит органическое топливо, делятся на горючие и негорючие . Количество и качество горючих компонентов определяют тепловую ценность топлива. Негорючие компоненты "засоряют" топливо, образуя "балласт", который ухудшает качество и технологические показатели топлива, снижает его тепловую ценность, ухудшает экономические и экологические показатели котельных установок.

Любое топливо можно рассматривать как вещество, состоящее из отдельных химических элементов. Поэтому, говоря о химическом составе, часто применяют термин "элементарный состав".

Состав твердого и жидкого топлива определяется в процессе лабораторного анализа, и его принято выражать в процентах по массе. Основу элементарного состава твердого и жидкого топлива составляют пять химических элементов: углерод С, водород Н, азот N, кислород О и сера S.

Углерод - наиболее важная составляющая твердого и жидкого топлива, так как его больше всего содержится в массе топлива. Сгорая, углерод выделяет значительное количество теп лоты.

В топливе углерод находится обычно в виде соединений с другими элементами, прежде всего с водородом. Эти соединения называют углеводородными.

Водород - вторая по важности горючая составляющая твердого и жидкого топлив. По количеству теплоты, выделяемой при горении, водород в 3,5 раза ценнее углерода, но содержание водорода в топливах значительно меньше, чем углерода. Водород в топливе может находиться в виде соединений с углеродом, серой, кислородом и в свободном состоянии.

Сера , содержащаяся в топливе, может находиться в виде горючих и негорючих соединений. Органическая (S o) и колчеданная (FeS 2) сера горючие, а сульфатная (CaSo 4 , FeSO 4 и т.д.) - не горючая и входит в состав золы топлива.

Азот топлива является балластом, относится к негорючей части топлива, но при горении в условиях высоких температур может вступать во взаимодействие со свободным кислородом, образуя оксиды азота (NO х), переходящие в продукты сгорания и являющиеся веществами, оказывающими вредное воздействие на окружающую среду, особенно на живые организмы.

Кислород - нежелательная составляющая топлива. Находясь в свободном состоянии, кислород повышает способность топлива к самовозгоранию. Соединяясь с углеродом и водородом топлива, кислород образует негорючие составляющие (CO 2 , H 2 O), снижающие тепловую ценность топлива.

В действительности каждое топливо состоит из различных химических соединений этих элементов. От вида соединения зависит агрегатное состояние топлива – жидкое или твердое.

Помимо этих элементов, в топливо входят минеральные примеси, из которых в процессе сжигания топлива образуются зола А и влага W. Зола и влага составляют так называемый внешний балласт топлива. К внутреннему балласту топлива относят входящие в его состав азот и кислород.

Таким образом, в состав твердых и жидких топлив входят :

· горючие элементы: углерод С, водород Н, летучая сера S, состоящая из органической серы S ор и колчеданной S к, входящей в FeS 2 ;

· негорючие элементы: азот N и кислород О;

· балласт: зола A и влага W.

Состав твердых и жидких топлив записывают в виде знаков химических элементов:

C + H + O + N + S + A + W = 100%, (3.1)

где символы C, H, O, N, S выражают процентное содержание по массе соответственно углерода, водорода, кислорода, азота и серы, а символы A и W – содержание золы и влаги.

Газообразное топливо представляет coбой смесь горючих (СО, Н 2 , СН 4 , С m Н n) и негорючих (N 2 , О 2 , СО 2) газов, а также небольшого количества водяного пара (Н 2 О). Состав газообразного топлива принято указывать в процентахпо объему .

Химический состав газообразного топлива непостоянен. Он зависит от места добычи топлива или способа его получения. Состав горючих газов можно также характеризовать соотношением (3.1). Однако удобнее (и принято) определять состав газообразного топлива по объемному содержанию отдельных его компонентов:

CO + H 2 + CH4 + SC m H n + CO 2 + H 2 S + О 2 + N 2 +…= 100%, (3.2)

где формулы соединений выражают их процентное содержание по объему.

В качестве окислителя, содержащего кислород, необходимый для процесса горения, обычно используется воздух. Состав воздуха и некоторые его свойства приведены в приложении в таблице D.2. Обычно с достаточной точностью можно принимать, что воздух состоит из азота и кислорода, причем содержание последнего по объему и по весу соответственно 21 и 23,2%, а средний молекулярный вес сухого воздуха – 28,97.

сжать на 10-15 предложений 1. Формы, размеры, движения Земли и их географические следствия.

Ещё древнегреческий учёный Аристотель предположил, что Земля, как и все другие планеты, имеет форму шара, однако более точно форму Земли можно назвать - геоид.
Земля - небольшая планета Солнечной системы. По своим размерам она превосходит только Меркурий, Марс и Плутон. Средний радиус Земли составляет 6371 км, при этом экваториальный радиус Земли больше полярного, т.е. Земля «сплющена» у полюсов, что вызвано вращением Земли вокруг своей оси. Полярный радиус Земли равен 6357 км, а экваториальный - 6378 км. Длина окружности Земли составляет примерно 40 тыс. км. А площадь поверхности нашей планеты составляет примерно 510 млн. км2.
Земля вращается вокруг Солнца и делает полный оборот за 365 дней 6 часов и 9 минут. «Лишние» часы и минуты образуют дополнительный день - 29 февраля, поэтому существует високосный год (год, кратный 4).
Земля также вращается вокруг своей оси, что приводит к суточной смене дня и ночи. Земная ось - воображаемая прямая, проходящая через центр Земли. Ось пересекает поверхность Земли в двух точках: Северном и Южном полюсах.
Земная ось наклонена на 23,5°, что приводит к смене времён года на нашей планете. Когда к Солнцу обращена область вокруг Северного полюса, в Северном полушарии лето, а в Южном - зима. Когда к Солнцу обращена область вокруг Южного полюса - наоборот. 22 июня Солнце стоит в зените над Северным тропиком - это самый длинный день в году в Северном полушарии, 22 декабря - над Южным тропиком - это самый короткий день в Северном полушарии, по самый длинный в Южном. 21 марта и 23 сентября - дни весеннего и осеннего равноденствия - дни когда день равен ночи, а Солнце находится в зените над экватором.
Шарообразность Земли приводит к неравномерному нагреву земной поверхности. Приэкваториальные районы Земли (жарким тепловой пояс), размещающиеся между тропиками, получают максимальное количество солнечного тепла, в то время как полярные (холодные тепловые пояса) – минимальное, что приводит к отрицательным температурам в полярных широтах.
2. На территории азиатской части России находятся крупнейшие угольные бассейны мира. Но при этом многие регионы Дальнего Востока нашей страны ежегодно испытывают недостаток топлива в зимнее время. С чем это связано? Каковы пути решения данной проблемы?
В азиатской части России находятся гигантские по запасам угольные бассейны: Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский, Кузнецкий, Таймырский, Зырянский, Амурский и другие. Однако многие регионы Дальнего Востока (например, Камчатский край, Чукотка, Приморье и другие) практически постоянно испытывают нехватку топлива в зимнее время. Это связано с тем, что большинство названных угольных бассейнов расположены в труднодоступных, неосвоенных человеком регионах. К тому же тяжёлые геологические и климатические условия зачастую делают добычу угля нерентабельной. Себестоимость добычи угля во многих регионах Дальнего Востока слишком высока. Поэтому многие районы Дальнего Востока, даже обеспеченные запасами угля, вынуждены завозить другие виды топлива (прежде всего мазут) из других регионов страны.
Для решения топливной проблемы Дальнего Востока следует начать освоение угольных бассейнов, где возможна добыча угля открытым (карьерным) способом, что значительно снизит себестоимость добычи угля. Также возможно развитие нефтяной и газовой промышленности на севере Сахалина и в шельфовой зоне Охотского, Берингова и Чукотского морей, использование ветровой (повсеместно), геотермальной энергии (Камчатка и Курилы) и энергии морских приливов (ведь в заливе Шелихова приливы достигают 14 м!).

месторождения нефти и газа,как правило,находятся в одних и тех же районах планеты.тем не менее грузопотоки,связывающие страны,добывающие эти виды

топлива,со странами,их потребляющими,во многом не совпадают.в чем причина этого?

географических рекордах на трех материках. Но вскоре выяснилось, что он перепутал фотографии своих коллег и потерял блокнот, в котором пояснялось, что это за объекты и где они располагаются. В целом это не такая уж и редкая ситуация для журналиста. Вы сможете помочь рассеянному журналисту? Помогите определить географические объекты-рекордсмены на своих материках, если о них известно следующее:

А) крупнейшее месторождение медной руды;

Б)самое жаркое и гипсометрически самое низкое место на материке;

В)по произведенным учеными расчетам, именно здесь должна быть зафиксирована самая низкая температура воздуха одного из полушарий;

Г) крупнейший на материке ледниковый массив, дающий начало айсбергу, запечатленному на фото в пределах известного национального парка, занесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Решение

страны. Здесь зреют финики и виноград, масли­ны и апельсины, пшеница и табак, миндаль и лесной орех. Горы богаты углем и железом, свинцом и вольфрамом. Лицо страны: суда, автомобили, химикаты, текстиль, обувь, цвет­ные металлы, вина, цитрусовые, оливковое масло, пробка. Значительную прибыль дает иностранный туризм. Дайте характеристику Э.Г.П. этой страны.

2 . Объясните: Почему река Рейн по грузообороту превосходит все речные системы мира?

3 . Докажите, что: Зарубежная Европа была и остаётся одним из главных центров мировой политики и экономики.

4 . Как называется эта страна? Мягкий климат, горный воздух, озера с прозрач­ной водой и живописными берегами привлекают сюда массу туристов и спортсменов со всего мира. Станки, часы, медикаменты, витамины, шоколад, детское пита­ние и лучшие сорта сыров - вот чем славится это госу­дарство. Охарактеризуйте страну по следующим критериям: величина территории, численность населения, уровень урбанизации.

5 . Объясните: Почему зарубежная Европа является главным районом международного туризма? Перечислите главные туристско-рекреационные районы зарубежной Европы.

6 . Докажите, что: Состояние окружающей среды в депрессивных старопромышленных районах, как правило, угрожающее.

7. Определите государство, о котором идёт речь? Это высокоразвитое индустриальное государство широ­ко известно в современном мире своей банковской, страхо­вой и другой коммерческой деятельностью. Дайте характеристику природно-ресурсного потенциала. 8 . Объясните: Почему нефтяные монополии ведут добычу нефти в Северном море, хотя себестоимость её во много раз выше, чем в странах Ближнего и Среднего Востока.

9 . Докажите, что: Топливно-энергетический комплекс зарубежной Европы характеризуется специфическими особенностями. Покажите по карте наиболее крупные месторождения топливных ресурсов в пределах территории зарубежной Европы.

10 . Назовите страну и покажите по карте субрегион зарубежной Европы, в котором она расположена; в чём его уникальность? Древняя легенда гласит: «После того как Бог сотво­рил мир, последнюю горсть камней он швырнул в море. Из них возникла суровая каменистая страна, в которой жители издавна славятся своим кропотливым трудом, как славятся выращенные на этой земле маслины, табак, ви­ноград».

11. Объясните: В чём основные различия в развитии североевропейского и южноевропейского типов сельского хозяйства на территории зарубежной Европы. Перечислите главные отрасли специализации.

12 . Докажите, что: Зарубежная Европа в настоящее время превратилась в мировой очаг иммиграции населения, укажите причины.

13. О какой стране идёт речь? Эта страна опережает все страны Европы по запасам гидроэнергии. Занимает ведущее место в капиталистичес­ком мире по выплавке алюминия, никеля, ферросплавов, ко­бальта. Большое значение для хозяйства имеет открытие неф­тегазового месторождения в море, омывающем ее берега. Здесь живут судостроители и мореходы, рыболовы и путе­шественники. Дать характеристику природных предпосылок развития промышленности данного государства.

14 . Объясните: Почему во Франции и Великобритании наблюдается резкий перевес столицы над другими городами, а для ФРГ и Италии это явление нехарактерно?

15 . Докажите, что: Региональная транспортная система зарубежной Европы относится к западноевропейскому типу и представляет собой полимагистраль сложной конфигурации.

Похожие публикации