Сша введут новые санкции против россии. Три года санкций против России: потери и приобретения

Санкции против России стали спусковым крючком для многих событий в экономике и политике России и других стран. В чем причина, суть и роль санкций?

История появления действующих последнее время санкций против России

После памятного события Майдана 2014-го года в Украине политическая ситуация во всем мире начала стремительно преображаться. До этого момента ярко выраженных разногласий между Российской Федерацией и другими государствами не было, или же они носили вполне привычный рабочий характер. Но в 2014 году произошел Майдан, и Украина перешла под управление группы людей, которые начали выстраивать исключительно прозападную политику для страны, что в конечном итоге обернулось для России многими неприятностями, среди которых антироссийские санкции США и многих других стран.

Большая часть людей в 2014 году в Украине не была готова принять подобные перемены. И вполне ожидаемо во многих регионах, в особенности юго-восточных, а также в Крыму начали подыматься протестные настроения. Эти начинания активно поддерживали пророссийские политики, особенно депутаты президентской Партии Регионов.

Также немалую роль сыграли в создании сопротивления киевским властям и российские политики, которые начали активно продвигать идеи восстания русского населения Украины против установившегося там политического режима.

Сначала это вылилось в отделение Крыма (см. ) с проведением в нем референдума за независимость и присоединение к России, а потом в полномасштабную войну на Юго-Востоке страны (Донецкая и Луганская области), где после таких же референдумов присоединения к РФ не произошло.

В 2014-2015 годах на Донбассе разгорелась полномасштабная война с использованием всех возможных видов оружия. Украинская сторона заявляла, что борется с сепаратизмом и желанием поддерживаемых Россией сил отделить часть страны, Россия утверждала, что в Украине идет гражданская война и она не имеет к этому никакого отношения.

Реакция мирового сообщества выразилась в виде санкций

В итоге мировое сообщество во главе с США и Европой однозначно выступили на стороне Украины и начали вводить против РФ экономические и политические барьеры и ограничения. Антироссийские экономические санкции в глазах верхов этих стран стали главным инструментом давления на Россию, чтобы она перестала якобы спонсировать сепаратизм на Украине и предоставлять военную помощь ополченцам Донбасса.

С момента начала ввода запретов санкции только расширялись и сейчас, в 2018 году, достигли уже очень серьезного уровня. С начала 2018 года на Россию просто посыпались все новые ограничения, которые должны затронуть жизненно важные сферы экономики. Суть антироссийских санкций – давление на внешнюю политику страны, проводимую президентом РФ .

Интересный факт : одним из эпизодов войны, сыгравшим против Российской Федерации, стал авиакомпании Malaysia Airlines, где погибло около 300 мирных европейских туристов. По одной из версий, гражданский боинг был сбит случайно в ходе боевых действий. Этот инцидент также использовался, как повод для серьезных ограничительных мер против страны. По утверждению правительств США и ряда стран ЕС, именно Россия предоставила повстанцам ЗРК «Бук», при помощи которого был сбит самолёт.

Действующие в 2018 году санкции США

Первыми, кто пошел на введение различных запретов и ограничений против Российской Федерации были США. Здесь начала разрабатывать длинные списки, в которые включались различные лица и компании, причастные к ситуации на востоке Украины и якобы финансированию и поддержке сепаратизма. Позже, особенно в 2018 году, дело приняло значительно более масштабный уровень и проблемы начали создавать даже для людей и компаний, которые не имели к обострению на Украине никакого отношения.

Первоначальная причина введения антироссийских санкций Америкой указывалась так: это осуждение действий России в Крыму, поддержки ею сепаратистского движения Юго-Востока, а также значительный стимул для того, чтобы остановить так называемую российскую агрессию. РФ получила в свой адрес четкие претензии – она должна соблюдать международное право и законы, действовать в рамках Будапештского меморандума, полностью прекратить расшатывать ситуацию в Украине и перейти к конструктивному диалогу с ней по урегулированию сложившейся ситуации. Позже к требованиям добавилась необходимость соблюдать Минские договоренности, множественные режимы прекращения огня и т.д.

Когда в должность президента вступил Дональд Трамп, антироссийские санкции значительно усилились, хотя их причины остались теми же. В 2018 году последовал целый шквал новых ограничений. Но теперь их акцент значительно сместился – США сначала увидели, что предыдущие их санкционные действия не имели большого успеха и решили бить прямо в сердце – по ближайшему окружению президента В.В. Путина.

Ограничения против физических и юридических лиц

Антироссийские санкции 2018 включили ограничения против большого количества физических (более 200) и юридических лиц (несколько десятков) и их список постоянно пополняется. Тактика поведения американской стороны теперь проста – надавить на олигархов и передовые компании страны с целью вызвать у элиты неудовольствие действиями Владимира Путина и начать оказывать на него давление с целью изменения особенностей внешней политики.

Исполнение антироссийских санкций жестко контролируется сотрудниками Минфина США, поэтому никаких поблажек и ослаблений здесь ожидать в ближайшее время не приходится.

На фото: Владимир Путин и Дональд Трамп

Трамп также занял четкую позицию – РФ должна изменить свое поведение и перестать поддерживать сепаратизм, вернуть Крым Украине и уйти с Юго-Востока. Только после этого можно будет говорить о каком-то положительном диалоге и исправлении ситуации, как сообщает swissinfo.ch.

Контрсанкции России в ответ на санкции

Так как последствия антироссийских санкций для России довольно болезненны, никто не собирается оставлять вопрос об адекватном ответе без внимания. Буквально на днях Госдума приняла закон, предусматривающий в отношении Америки. Их суть следующая:

  • Президент Владимир Путин может накладывать ограничения или запрет на взаимодействие с некоторыми недружественными странами или компаниями;
  • Возможны ограничения на вывоз и ввоз сырья, различной продукции;
  • Многие западные компании теперь не смогут взять участие в процессах приватизации и госзаказа.

После ввода очередного перечня ограничений, вместе с которыми курс рубля значительно ослабел, США оценили эффект от антироссийских санкций как очень положительный и результативный.

Интересный факт: в среде депутатов на полном серьезе обсуждается вариант запрета ввоза около 1000 наименований импортных медицинских препаратов (кроме тех, которые являются незаменимыми!). Многие люди насторожены таким решением и ждут подорожания и дефицита в аптеках. Остается надеяться на отечественного производителя и аналоги с других дружественных стран.

Важно понимать, что Евросоюз в рассматриваемом вопросе движется в фарватере США и в значительной степени действует против своих целей, амбиций и выгоды. Любые трения с РФ для стран Европы чреваты серьезными последствиями, подорожанием на газ и нефтепродукты, уменьшением собственных рынков сбыта и т.д.

Тем не менее влияние Америки здесь насколько велико, что большая часть стран ЕС также ввела против Российской Федерации пакет антироссийских санкций, также в связи с украинскими событиями: отделением Крыма и войне на Донбассе.

Европейские антироссийские санкции, список которых доступен даже в Википедии, затрагивают большинство представителей элиты страны, людей, замешанных в поддержке сепаратистского движения в Крыму и на Юго-Востоке, владельцев крупных компаний, политиков, военных, бизнесменов.

Вот только некоторые известные лица и предприятия, которых коснулись действия антироссийских санкций:

  • Сергей Нарышкин;
  • Валентина Матвиенко;
  • Дмитрий Рогозин;
  • Рамзан Кадыров;
  • Дмитрий Киселев;
  • Вячеслав Володин и многие другие.

В перечень компаний попали:

  • «Феодосия»;
  • «Добролет»;
  • «Алмаз-Антей»;
  • «Керченский морской торговый порт»;
  • «Газпром нефть»;
  • «Роснефть» и прочие.

Всего влияние антироссийские санкции ЕС коснулись 150 физических лиц и 38 крупных компаний. .

Что касается ответных мер, то по Евросоюзу главной контрсанкцией стал запрет на ввоз большого перечня продуктов пищевой промышленности. Вместе с тем была объявлена национальная программа импортозамещения, в результате которой отечественный производитель должен восполнить возникший с запретом на ввоз товаров дефицит. Такие меры направлены на поддержку российского производителя и получение независимости от западных продуктов. В целом, программа сработала успешно и никакого продовольственного дефицита в стране не возникло.

Недавно Трамп и Меркель обсуждали антироссийские санкции и пообещали и дальше придерживаться подобной политики до момента, когда поставленные ими политические задачи будут выполнены. Также Ангела Меркель, канцлер Германии, не раз выражала мнение об антироссийских санкциях, считая их вредными для нормального партнерства, но необходимыми в данный момент.

Интересный факт : основная причина антироссийских санкций со стороны ЕС – это все-таки давление США, так как наши стороны кровно заинтересованы во взаимодействии и нормальных отношениях.

На фото: Владимир Путин и Ангела Меркель

Как наиболее пострадавшая сторона, Украина также посчитала своим долгом ввести целый ряд ограничений против русских предприятий и многих физических лиц. Специфика здесь состоит в том, что для данной страны любые новые антироссийские санкции – это чаще всего выстрел себе в ногу, так как постсоветские экономики намертво связаны между собой и еще недавно были одним целым.

Сложно найти компании РФ, которые бы слишком сильно потерпели от украинских ограничений, а вот на Украине почти любое крупное предприятие, серьезное производство и даже работа научных институтов были в большей степени ориентированы на взаимодействие с Российской Федерацией. В результате, если судить чисто политически, ограничения введены и все внешне происходит в логике событий, но страдают от этого в основном украинские предприятия и граждане этой страны.

Товарооборот между государствами рекордно снизился, а излишки украинской продукции девать некуда – Европе они не нужны, там полно своего, местные люди не имеют денег на покупку. В итоге внутренний рынок и производства Украины только страдают и постепенно деградируют. Каждый киевский законопроект об антироссийских санкциях – это тревога и подвешенное положение сотен предприятий и миллионов рабочих, получающих и без того копеечные зарплаты.

Влияние антироссийских санкций на Украину очень негативное, тем не менее список попавших под их действие компаний и лиц просто огромен.

На фото: Петр Порошенко и Арсений Яценюк

Ответные меры России по санкциям Украины

Ответные действия России не столь агрессивные, но они есть и коснулись большого числа компаний. Как сказано выше, сами по себе украинские запретные меры в преимущественном большинстве – это выстрелы себе в ногу, руку и все тело, поэтому даже если бы никакого ответа и не было, экономика Украины и так стремительно деградирует и теряет даже подобие цивилизованной страны. Яркие подтверждения сказанному: страна попала в 5-ку беднейших в мире, каждый месяц отсюда около 100 000 человек. Если поддержка антироссийских санкций продолжится, то очевидно, что результаты ее будут еще более плачевны.

Ответственность за соблюдение антироссийских санкций

Совсем недавно депутаты Госдумы приняли закон, который предусматривает . Этот закон об антироссийских санкциях постановляет, что каждое физическое или юридическое лицо, которое отказывается выполнять свои привычные функции внутри страны из-за опасений попасть под ограничения Запада, может быть принят за вредителя и притянут к уголовной ответственности. Эти меры предложили депутаты, а не Путин, но очевидно, что антироссийские санкции в связи с ним должны действовать менее болезненно и заметно.

Что касается наказания, то за нарушение закона предусмотрен арест на 4 года или штраф в 600 000 рублей. Но здесь возможны и другие вариации. Пока закон еще очень «сырой» и обсуждать его более конкретно сложно. Также на данный момент отсутствуют и прецеденты его применения.

В качестве заключения отметим, что новые антироссийские санкции США – это болезненный удар, но он не останется без ответа и реакция властей страны последовала уже и на законодательном уровне. Антироссийские санкции сегодня – это в первую очередь политика и бороться с ними нужно также на политическом поприще.

Присоединение Крыма к территории Российской Федерации не осталось незамеченным со стороны европейских стран и Америки. В частности, в ответ на такое увеличение территории эти страны решили ввести ряд ограничений и запретов. Какие санкции против России введены на сегодняшний день в странах мира, и к чему это приведёт для данных стран и Российской Федерации обсуждается повсеместно.

К перечню государств, которые ввели санкции против Российской Федерации, относятся:

Страны Европейского Союза;
США;
Канада;
Австралия;
Грузия;
Украина;
Норвегия;
Исландия;
Албания;
Лихтенштейн;
Черногория;
Новая Зеландия;
Япония.

Состоит в ограничении сотрудничества с российскими компаниями в различных отраслях, в частности в основных стратегических сферах.

Санкции ЕС были введены в области энергетики, в отношении компаний:

«Газпром»;
«Роснефть»;
«Транснефть».

Также запреты коснулись и оборонной сферы, а именно компаний:

«Оборонпромторг »;
«Уралвагонзавод »;

Объединённой авиастроительной корпорации.

Не обошли санкции и банковские организации России:
ВТБ ;
«Газпромбанк »;
«Сбербанк России»;
ВЭБ ;
«Россельхозбанк ».

Гражданам европейских стран запрещается осуществлять сделки с определёнными ценными бумагами данных компаний, наложен запрет на операции в европейских банковских организациях. Оказание услуг по добыче полезных ископаемых и поставка технологий для российских компаний также под запретом.

В отношении ряда российских компаний, поставляющих товары двойного назначения, европейскими странами введены санкции. Среди них «Сириус», концерн «Калашников » и другие.

Существует санкционный список российских должностных лиц, активистов и глав ДНР и ЛНР для стран Европейского союза. Им запрещается въезд на территорию европейских стран, а активы, размещённые там, подлежат заморозке.

Канада также опубликовала санкционный список, состав которого меньше. Не пощадила эта страна и «Сбербанк России», «ЭкспоБанк », «Росэнергобанк », российские исследовательские институты и машиностроительные заводы. Эти организации канадцы не могут финансировать сроком более 30 дней.

Ввели санкции против российских энергетических организаций:

Нефтяной терминал Феодосии;
«Роснефть»;
«Новатэк ».

Эти компании не могут получать американские кредиты на срок более 90 дней и инвестиции в новые ценные бумаги. Самым широким стал американский санкционный список российских юридических лиц в сфере обороны и промышленности. Поставки товаров данных отраслей от компаний России заморожены. Не обошли американские санкции и российские банковские учреждения.

Австралия запретила своим гражданам и организациям торговлю с Крымом и инвестирование полуострова, ввоз с территории России оборудования для нефтегазовой сферы, ввела ограничения для российских банков.

В японский санкционный список вошли лидеры и должностные лица ЛНР , ДНР и Крыма, а также их организации.

Санкции против России сегодня причиняют не только неудобства Российский Федерации, но и наносят непоправимый ущерб экономике стран, против которых были введены ответные меры.

В этом году экономика РФ испытывает колоссальное международное давление. Практические меры, применяемые зарубежными странами к России, выражаются в различного рода санкциях. Какова их природа? В чем заключается влияние санкций на экономику России? Какие возможности открываются у РФ в силу изменений внешней конъюнктуры?

Суть санкций

Согласно распространенной в экспертном сообществе точке зрения, введение санкций против РФ связано главным образом с политической позицией России касательно украинского кризиса. Западные государства, основная часть которых входит в НАТО, посчитали недопустимым действия властей РФ в отношении Крыма, а также восточных регионов Украины, в которых, по мнению стран Атлантического блока, ведут деятельность пророссийски настроенные вооруженные формирования.

Как таковые санкции носят экономический и политический характер. По первой части это различного рода эмбарго, по второй - внесение должностных и юридических лиц в соответствующие санкционные списки.

Периодизация санкций

Рассмотрим, в какой последовательности осуществлялось введение санкций против РФ. Эксперты полагают, что первый пакет соответствующих мер был введен в действие сразу после того, как Россия поддержала референдум в Крыму и включила этот регион в свой состав. Западные государства посчитали действия властей полуострова, а также позицию РФ незаконными. Последующие витки санкций были связаны, как полагают аналитики, с дальнейшей эскалацией ситуации в Украине.

Санкции: угроза для экономики России

Какими могут быть последствия введения санкций для экономики РФ? Эксперты отмечают, что наибольшие сложности могут возникнуть в сфере импорта. Дело в том, что экономика России достаточно зависима от ввоза наукоемких технологий, продукции машиностроения, лекарств, в значительной степени и продовольствия. Основными партнерами России по импорту являются как раз те, что применили против РФ санкции. Если экономическая составляющая соответствующих мер приобретет системный характер, то дефицит импортной продукции, считают эксперты, не заставит себя долго ждать.

В поисках инвестора

Влияние санкций на экономику России может явным образом прослеживаться в аспекте привлечения иностранных инвестиций. В частности, могут пострадать кредитные рейтинги РФ, являющиеся основным индикатором привлекательности страны для зарубежного капитала. Результатом снижения притока инвестиций может быть замедление роста ВВП, полагают экономисты. Экономика России сегодня, считают аналитики, в значительной мере зависит от иностранного капитала. Фондовые биржи РТС и ММВБ наполняют ликвидность во многом за счет привлечения зарубежных инвестиций.

Однако, полагают эксперты, иностранный капитал может и не обязательно иметь западное происхождение. Вполне есть вероятность, что место инвесторов из ЕС и США займут, скажем, капиталисты из стран BRICS, которые, как считают многие аналитики, сейчас союзники России. И потому снижение рейтингов в рамках методологий, разработанных в США и ЕС, может и не играть существенной роли в аспекте привлечения инвестиций.

Санкции и банковская система

В чем может прослеживаться влияние санкций на банковскую систему России? В этой сфере, считают аналитики, потенциал для возникновения угроз экономике страны наибольший. Дело в том, что российская банковская система настолько интегрирована в мировую (которая, в свою очередь, в значительной степени контролируется США и их западными союзниками), что зарубежные финансисты фактически имеют доступ к ключевым механизмам управления ей. Счета американских и европейских банков активно используются российскими бизнесами. И если кредитно-финансовые организации западных стран решат заморозить соответствующие активы, то это может нанести, считают эксперты, значительный урон предприятиям РФ, работающим с зарубежными банками.

Санкции (со стороны ЕС) были введены в отношении крупнейших российских кредитно-финансовых организаций, таких как ВТБ, Сбербанк, ВЭБ. В частности, гражданам ЕС с начала августа было запрещено приобретать некоторые разновидности ценных бумаг этих учреждений. По мнению аналитиков, на практике это означает только одно - указанные российские банки перестают иметь доступ к рынкам капитала. И потому у них могут появиться проблемы с выплатой текущих долговых обязательств, оформлением новых займов и инвестициями.

VISA - в России?

Одним из наиболее показательных прецедентов, касающихся такого аспекта, как влияние санкций на банковскую систему РФ, можно считать блокировку крупнейшими платежными системами мира - VISA и MasterCard - банковских карт сразу нескольких кредитно-финансовых учреждений России, таких как "Собинбанк", АКБ "Россия", "СМП Банк". Расплачиваться, используя международные эквайринговые каналы, клиенты этих банков уже не могли. Вместе с тем эксперты сходятся во мнении, что полностью отключаться от российского рынка не будут. Если это произойдет, то возникнет угроза стабильности финансовой системы ЕС.

Еще одним последствием санкций в может быть ограничение кредитования российских организаций на западе. Условия займов в западных банках во многих случаях предпочтительнее, чем внутри РФ (главным образом, в силу более низких процентных ставок). Вместе с тем практическое влияние санкций на бизнес в аспекте кредитования может быть не столь существенным, если предприниматели смогут наладить взаимодействие с другими рынками в плане займов. Одним из самых перспективных российским экспертам видится китайский вариант.

Банкам все нипочем?

Помочь российским банкам в условиях санкций готов ЦБ. В частности, в СМИ появились заявления руководства ЦБ о том, что при необходимости для этой цели могут быть задействованы международные валютные резервы. заявили о том, что готовы к санкциям. Руководство Сбербанка, в частности, объявило, что учреждение обладает достаточным объемом ресурсов, опытом менеджмента и уровнем экспертизы для продолжения работы в текущих экономических и политических условиях. "Газпромбанк" и ВТБ также заверили общественность, что действия США и ЕС не повлияют на финансовую устойчивость учреждений. Таким образом, влияние санкций на экономику России в части банковской сферы может быть не столь значимым.

Санкции и возможности

По мнению ряда экономистов, санкции ЕС - прекрасный повод для налаживания дел в экономике РФ, которая, в силу сильной ориентированности на экспорт нефти, развивается не столь динамично, как могла бы.

Наибольший потенциал, полагают аналитики, присутствует в сфере как раз-таки импортозамещения. Россия имеет достаточное количество ресурсов - как в аспекте производственных мощностей и сырья, так и в плане научной составляющей, чтобы производить основную часть товаров, импортируемых из-за рубежа.

Потенциал ответных действий

Каковы механизмы, при помощи которых Россия может противодействовать санкциям? Прежде всего стоит отметить принятый в 2006 году, задолго до того, как стали складываться явные предпосылки украинского кризиса, закон, касающийся особых мер экономической природы, которые могут применяться в случае, если страна будет испытывать необходимость в реагировании на противоправные деяния, что являют собой угрозу интересам России, на уровне международных отношений. Поэтому базовые законодательные ресурсы, которые могут быть задействованы как ответ на введение санкций против России, наличествуют. Более того, есть сведения о том, что в структурах Федерального Собрания ведется работа по созданию новых правовых актов, которые могут расширить спектр контрмер РФ в условиях международного давления. В частности, есть мнение, что в новые законы могут быть включены положения, разрешающие конфисковывать размещенные в РФ активы западных компаний (как государственные, так и частные).

Ответ на санкции

Несмотря на то что причины введения санкций власти РФ посчитали, исходя из комментариев высших должностных лиц, необоснованными и противоречащими логике, контрмеры в отношении западных стран, сопоставимые с действиями против России, применены все же были. В частности, в период первой волны соответствующих международных мер власти РФ решили сформировать списки лиц, имеющих западное гражданство, которым запрещен въезд на территорию РФ.

Когда VISA и MasterCard, как мы уже сказали выше, прекратили обслуживать карты нескольких российских банков, то власти РФ решили активизировать работу, во-первых, по разработке национальной платежной системы, а во-вторых, по привлечению на рынок РФ китайской МПС - UnionPay, которая могла бы стать серьезным конкурентом текущим мировым лидерам. Это нанесло бы значительный, как считают некоторые экономисты, ущерб - в сотни миллионов долларов.

Самым серьезным пакетом российских контрмер стал запрет на ввоз в РФ огромного спектра продуктов питания, главным образом выпущенных пищевой промышленностью ЕС (а также предприятиями Канады, Австралии и США). В начале августа президент России издал соответствующий Указ. Перечень товаров, попавших под эмбарго, составили самые разные продукты питания - мясные, молочные товары, рыба, овощи, фрукты. В денежном выражении общий объем соответствующего импорта, как подсчитали аналитики, на момент введения контрмер был равен 9 млрд долларов.

Также в августе были внесены корректировки в сфере легкой промышленности. В частности, в сегменте госзакупок попали под запрет одежда из тканей, кожи и меха. Правда, эксперты не посчитали этот шаг российских властей прямым ответом на санкции, поскольку соответствующее ограничение коснулось поставок из всех стран, не считая тех, что наряду с РФ входят в Таможенный Союз, а не только западных.

Последствия "антисанкций" для ЕС

О том, что западные санкции в экономике РФ могут привести к проблемам на уровне импорта, мы уже сказали, приведя в пример несколько отраслей. Но будут ли при этом чувствовать себя хорошо сами зарубежные экспортеры скажем, той же продукции машиностроения. Те, кто поставлял оборудование в Россию? Каковы возможные последствия санкций для ЕС? Согласно одному из Reuters, комфортно европейцам, скорее всего, не будет. Один из самых активных партнеров России в экономической сфере - Германия. Есть цифры: порядка 300 тыс. рабочих мест в ФРГ так или иначе отражают занятость населения в сферах взаимодействия с РФ. Эксперты полагают, что экспорт из Германии в Россию может снизиться на несколько десятков процентов (в основном в сфере машиностроения). Вместе с тем есть мнение, что существенного влияния на общее состояние экономики ФРГ в целом обострение взаимоотношений с РФ не окажет. Просто потому, что текущая доля России в объеме внешней торговли Германии не превышает сейчас 4%. Таким образом, влияние санкций на бизнес в Европе видится экспертам в достаточной мере ограниченным.

Продуктовые "антисанкции"

Рассмотрим аспект, касающийся самых серьезных, по оценке экспертов, контрмер российских властей - запрете ввоза продуктов из ЕС. Многие аналитики считают, что европейские сельхозпроизводители пострадали от эмбарго очень существенно. Поставки в Россию для многих из них были гарантией рентабельности, а для каких-то бизнесов и вовсе основным каналом сбыта. Найти покупателей на других рынках, полагают аналитики, предприятия пищепрома из ЕС смогут очень нескоро. И потому в ближайшее время их бизнес, вероятно, вряд ли будет прибыльным.

Фонд Европы

Вместе с тем ряд экспертов полагает, что последствия эмбарго для ЕС могут быть не столь существенными, как, в частности, влияние санкций на экономику России. Доля экспорта сельхозтоваров из Евросоюза в РФ - менее 5% в экономике этого политического объединения. И это несмотря на то, что Россия - второй для ЕС по объему рынок сбыта в данном сегменте. Также есть сведения о том, что Евросоюз собирается компенсировать возможные убытки от "антисанкций" со стороны РФ, использовав средства специально созданного фонда. Правда, его величина, считают аналитики, не слишком впечатляет - 400 млн евро. Страна, которая может пострадать от "антисанкций" сильнее других - Финляндия. В силу географической близости это государство и РФ имеют тесные Примерно 25% экспорта из Финляндии направляется в Россию. Вместе с тем доля продовольствия в нем - менее 3%.

Перспективы самообеспечения

В чем выразилось влияние санкций на сельское хозяйство России? Некоторые эксперты считают, что продуктовое эмбарго в отношении производителей из ЕС открыло перед аграриями РФ огромные возможности. Во многих сегментах освободились рыночные ниши, или, по крайней мере, стали значительно менее насыщенными. Есть точка зрения, что сельхозпроизводители из России пока не очень готовы к резкому увеличению объемов выпуска продукции, и в этом случае возможно два сценария: заполнение ниш за счет поставщиков из тех стран, что не попали под эмбарго, или же, что менее желательно для экономики РФ, возникновение ощутимого товарного дефицита. И, как следствие, рост цен.

Экономика России сегодня, полагают многие эксперты, пока не может в полной мере гарантировать эффективное импортозамещение - в том числе и в области сельского хозяйства. Аналитики отмечают, что повышение отпускных цен на различные продукты произошло в достаточно скорые сроки с момента введения "антисанкций". По оценкам аналитиков, к концу 2014 года некоторые виды товарных позиций могут подорожать более чем на 30%. В среднем по продуктам, формирующим основную корзину, рост цен может составить около 15%. Есть вероятность, полагают аналитики, того, что упадет качество продукции, представленной на прилавках. В России, а также во многих странах, откуда предполагается ввозить товары, производственные стандарты не столь строги, как в Европе.

Экономические санкции, направленные против Российской Федерации, имеют различные корни, структуру, механизмы и цели. Отличительной особенностью данных санкций является их точечная направленность, т.е. ограничения накладываются не на государство в целом, а на отдельных резидентов страны: коммерческие структуры и физические лица.

Причины введения санкций против России

Основные меры

Вмешательство России в ситуацию на Крымском полуострове в феврале - марте 2014 года;

Поддержка Россией одностороннего провозглашения независимости Республики Крым;

Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации, что рассматривается как нарушение территориальной целостности Украины;

Неисполнение условий Женевской конвенции от 17.04.2014 Секторальные меры

«Поддержка Москвой ополченцев на востоке Украины»;

«Не содействие мирному урегулированию конфликта на востоке Украины, а также не содействие обеспечению доступа международных экспертов к месту катастрофы малазийского лайнера».

Инициатором введения санкций с целью международной изоляции России стало руководство США, под сильным давлением которого, рискуя понести огромный экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Евросоюза. Санкции также поддержали государства Большой семёрки и некоторые другие страны, являющиеся партнёрами США и ЕС.

В середине марта 2014 г., после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, признала итоги крымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её предложение о вхождении в состав России, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах.

Затем расширение санкций (апрель-май) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины.

Следующий пакет санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 г., причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией.

Таким образом, главной причиной для введения санкций стали действия России в ходе кризиса на Украине: Запад счел, что они угрожают гражданскому миру и территориальной целостности Украины.

Санкционные списки расширялись еще более десяти раз, при этом новыми фигурантами становились преимущественно госкомпании и целые сектора российской экономики. Последний раз ЕС рассширил санкционные списки 16 февраля. Под санкции попали пять граждан России, в том числе певец и депутат Иосиф Кобзон, 14 жителей Востока Украины и девять отрядов ополченцев. 18 февраля Канада ввела санкции против «Роснефти».

В итоге под санкции попали более 150 человек - чиновники, бизнесмены, политики, военные и журналисты. Заморожены активы, запрещены транзакции и выдача долгосрочных кредитов крупнейшим банкам с госучастием: «Сбербанку», ВТБ, «Внешэкономбанку», «Газпромбанку», «Россельхозбанку» и другим. В Россию запрещены поставки оборудования и технологий для разработки нефтяных и газовых месторождений, что, по сути, приостановило модернизацию ТЭК. К официальным запретам присоединились и частные компании. К примеру, ExxonMobil остановила 9 из 10 проектов в России.

Под санкции попали компании и научные институты, связанные с оборонной промышленностью. Приостановлено военное сотрудничество США и ЕС с Россией, в том числе совместные учения, а также наложены ограничения на экспорт и импорт вооружения и продукции оборонной промышленности.

В качестве ответной меры президент Владимир Путин запретил импорт ряда продовольственных товаров из стран, участвующих в санкциях против России.

Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России, то можно обнаружить, что они направлены против ключевых, т.е. конкурентоспособных отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности, а также против российского банковского капитала.

Поскольку огромная доля экспорта России ориентирована на европейский рынок, то на практике введение санкций означает вытеснение российских компаний с европейского рынка.

Векторы налагаемых санкций в нефтяной отрасли:

· Санкции против российских нефтяных компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки.

· Отказ от совместных проектов в нефтяной сфере и инвестирования перспективных проектов.

Векторы налагаемых санкций в газовой отрасли:

· Санкции в отношении российских газовых компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Отказ от совместных проектов в газовой сфере и инвестирования перспективных проектов.

Продвижение крупного бизнеса на внешние рынки чаще всего сопряжено с продвижением банковского капитала на данные рынки. Усиление позиций российского бизнеса на европейском рынке было сопряжено с экспансией российского банковского капитала на рынок Европы, с целью поддержки российских экспортных компаний и участия российского капитала в крупных международных инвестиционных проектах. Финансовые резервы, накопленные РФ, позволили российским государственным и полугосударственным банкам в первые годы после мирового финансового кризиса начать приобретать зарубежные банковские активы и расширять филиальную сеть за рубежом. Тем более что многие банки Европы и мира оказались в затруднительном финансовом положении и охотно продавались.

Локомотивами банковской сферы России стали полугосударственные банки – ОАО «Сбербанк России», ОАО «ВТБ» [Внешторгбанк], ОАО «Газпромбанк» и другие.

Сбербанк России : До настоящего времени сумел освоить рынки 20 стран. Помимо России открыть прямые представительства в Украине, Беларуси, Казахстане, Германии (Мюнхене), Китае и Индии. Приобрел активы в Швейцарии - SLB; Австрии - Volksbank International AG, с филиальной сетью в Венгрии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Румынии, Сербии, Чехии, Словакии, Словении, Украине; Турции – Denizbank, с филиальной сетью в Турции, России, Австрии, Кипре. Является крупнейшим коммерческим банком России и Европы.

Внешторгбанк [ВТБ] : Второй крупнейший банк России по размеру активов, работает на финансовом рынке многих стран, имеет представительства в Украине, Беларуси, Армении, Казахстане, Азербайджане, Грузии, Анголе, Великобритании, Сингапуре, ОАЭ, Германии, Франции, Сербии.

Внешэкономбанк : С 2007 года является государственной корпорацией, целью которой является обеспечение и привлечение финансовых средств для реализации крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта и обслуживание внешнего госдолга. Имеет представительства во многих странах, участвовал в финансировании крупных инфраструктурных проектов (строительство завода Ford Sollers, реконструкция аэропорта Пулково, строительство олимпийских объектов в Сочи, поддержка проектов и компаний «Сколково», прочее).

Газпромбанк : Отраслевой банк, третий в России по размеру активов. Участвует в финансировании крупных международных проектов нефтегазовой отрасли как внутри России, так и за её пределами [Европа, Азия]. В частности участвует в проектах строительства газопроводов «Голубой поток», «Ямал-Европа», в развитии ГТС Европы. Также обслуживает компании машиностроительной, химической, атомной и иных отраслей. Представлен в России, Швейцарии, Армении, Беларуси, Китае, Индии, Монголии.

Векторы налагаемых санкций в банковской отрасли:

· Заморозка российских финансовых активов физических и юридических лиц.

· Отключение российских банковских структур от международных платёжных систем.

· Сокращение клиентского портфеля за рубежом.

· Ограничение доступа к инвестиционным проектам.

· Ограничение доступа к внешним заимствованиям [кредитам].

· Ограничение финансовой свободы российских компаний за рубежом.

· Прочее.

Страны, не поддержавшие санкции против России [РФ]: Китай, Бразилия, Индия, ЮАР.

Таким образом, все антироссийские санкции можно поделить на две группы: политические и финансово-экономические.

Ответ России на санкции

Российский ответ был асимметричным - 6 августа Владимир Путин подписал указ о введении продовольственного эмбарго - запрета на импорт молока, мяса, рыбы, овощей, фруктов и орехов из стран, которые ввели санкции против России. 20 августа из-под санкций вывели безлактозное молоко, биологически активные добавки, в том числе витамины и спортивное питание, мальков рыбы и семенной материал для картофеля.

В СМИ эмбарго оценили с одной стороны как шанс российских производителей сельхозпродукции (самое распространенное обещание - заполнить полки магазинов качественными и полезными продуктами), с другой как фактор, который приведет к росту цен, поскольку, несмотря на вложения в агропромышленный комплекс, резко увеличить производство продукции, чтобы восполнить импорт (30% свинины, 60% молока и т.д.), производители не могут. Кроме этого, многие публицисты «оживили» забытые с советских времен страхи перед пустыми полками и однообразием ассортимента - так как под запрет попали колбасы, сыры и различные деликатесы. Взволнованным гражданам ответили валом заметок в федеральных СМИ о сыродельнических производствах в Костроме, Якутии и Брянске - где освоили технологию производства сыров по итальянским рецептам. Также появились анекдоты про белорусскую семгу (в Белоруссии много лет перерабатывают норвежскую семгу, ввоз которой запретили в Россию) и «черные схемы» торговли продовольствием, к примеру, ввоз товаров в Россию через страны Таможенного союза.

Рассмотрим основные ответные санкции.

Санкции Статус
Запрет въезда ряду официальных лиц и членам Конгресса США, а также гражданам Канады, ЕС, США, Японии Введено с марта 2014 г. Для Японии с августа 2014 г.
Активизация действий по созданию собственной национальной платежной системы 27 марта 2014 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил создание национальной платёжной системы в России
Запрет на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Введено на 1 год с 6 августа 2014 г. Указом № 560
Ограничение государственных закупок товаров лёгкой промышленности у иностранных поставщиков. Данные меры касаются всех государств, за исключением членов Таможенного союза Решение вступает в силу с 1 сентября 2014 г.
Ограничение государственных закупок машин, спецтехники собранных за границей. Введено с 14 июля 2014 г.

6 августа 2014 г. Запрет на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению:

♦ Мясо и пищевые субпродукты и продукты;

♦ Рыба и морепродукты;

♦ Молоко и молочная продукция;

♦ Овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды;

♦ Фрукты и орехи;

♦ Готовые продукты, включая сыры и творог.

Правительство РФ исключило из санкционного списка:

♦ безлактозное молоко;

♦ мальков лосося и форели;

♦ семенной картофель, лук, гибридную сахарную кукурузу;

♦ биологически активные добавки.

Изменения для операторов международных платежных систем (в т.ч. VISA, Mastercard):

♦ Обеспечительные взносы в ЦБ, равные обороту за два дня;

♦ Штрафы за:

Невнесение взноса;

Блокировку банковских карт российских кредитных учреждений в одностороннем порядке.

Избежать внесения взноса можно в случаях:

♦ Локализации процессинга в России

♦ Получения статуса национально значимой платежной системы

"Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд".

В ограничительный список вошли: ткани, текстиль, веревки, сети, верхняя одежда, спецодежда, пуловеры, кардиганы, чулки и носки, белье, меха, кожа, чемоданы, обувь и подметки.

Обход запрета

♦ Возможно только при отсутствии соответствующего производства в странах Таможенного союза.

♦ Необходимо получить заключение в Минпромторге.

"Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Запрет коснется:

Автомобили чиновников, общественного транспорта, а также коммунальной и строительной спецтехники.

Участие в тендерах

Иностранным производителям придется:

♦ открывать производство в России

♦ поддерживать необходимый уровень локализации производства.

Уровень локализации будет увеличиваться по годам. Сейчас он составляет по разным предприятиям от 30 до 40%, а должен будет дойти до 60-70% к 2018 году.

Какие выводы можно сделать из вышеперечисленного.

«Многое зависит от продолжительности санкций и от новых целенаправленных шагов правительства по стимулированию конкретных секторов экономики.

Пока положение будет неопределенным, думаю, немногие инвесторы и предприниматели станут серьезно вкладываться в развитие производства - скорее займутся схемами по обходу ограничений».

«После введения обоюдных санкций решили сделать акцент на работе с рынками членов СНГ, прежде всего Белоруссии и Казахстана.

Принятие санкций уже негативно сказалось на российской экономике, так как в связи с повышением курса валют стали расти цены на евро- и долларозависимые продукты. Более того, поднимаются цены на товары, которые традиционно торговались в рублевой зоне. Отрицательная динамика фиксируется в течение всего года: резкое увеличение стоимости сырья на сегодняшний день достигло беспрецедентного уровня 16%».

В начале августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал закон «О противостоянии врагам Америки с помощью санкций», ужесточающий режим ограничений в отношении нескольких стран, в том числе России. Этот шаг окончательно снял последние иллюзии насчет скорой отмены или облегчения санкций. Теперь уже очевидно, что жить с ними придется еще много лет.

Правила разных стран, регулирующие санкции против России, стали настолько многочисленными и сложными, что разобраться в них стало уже нелегко. Этим мы сейчас и попробуем заняться.

ЗА ЧТО НАЛОЖИЛИ САНКЦИИ НА РОССИЮ?

Поводом для введения санкций были не только события на Украине и присоединение Крыма. Первые за последнее время санкции были введены еще в 2010–2012 годах в результате известного коррупционного скандала. Предыдущие разногласия с Западом, включая войну 2008 года в Грузии, санкций результатом не имели. В хронологическом порядке причинами санкций были:

«Дело Магнитского»

Напомним, что согласно некоторым сведениям, ряд государственных чиновников РФ и частных лиц создали заговор с целью кражи крупных сумм из бюджета России. Размах предполагаемых злоупотреблений и смерть в тюрьме аудитора американского фонда Heritage Сергея Магнитского стали причиной широкого резонанса, в результате чего США, ЕС и несколько других стран приняли персональные санкции против предполагаемых участников преступления.

В настоящее время под санкциями находятся несколько десятков человек, им запрещен въезд в эти государства, и все их имущество на территории этих стран блокируется.

Санкции по «делу Магнитского» не имели большого влияния на экономику России. Однако их политический эффект нельзя недооценивать, так как именно они ознаменовали окончательный поворот к необратимому ухудшению отношений России и Запада и стали образцом для введения последующих, гораздо более неприятных санкций.

За войну на Украине и присоединение Крыма

В 2014 году США, ЕС и некоторые другие страны ввели ряд санкций против России в качестве наказания за присоединение Крыма и участие в событиях на Украине. Были приняты персональные санкции против отдельных физических лиц и организаций, «секторальные» санкции в отношении некоторых отраслей экономики России, а также санкции в отношении Крыма.

За «кибершпионаж» и вмешательство в выборы президента США

В конце 2016 года, перед самим уходом в отставку президент Обама принял указ о введении санкций за «злонамеренные действия при помощи компьютера» во вред Соединенным штатам, то есть за якобы имевшие место действия российских хакеров во время выборов в США.

В список наказуемых вошли ФСБ, ГРУ и несколько других организаций. Подверглись санкциям и несколько физических лиц, например, некий хакер Белан по кличке «Федюня», Богачев по кличке «Монстр», а так же несколько должностных лиц ГРУ.

У всех этих лиц было заблокировано их имущество на территории США, а американцам были запрещены любые сделки с ними. Обама также выслал из страны некоторое количество российских дипломатов и отобрал у российского посольства две дипломатические дачи.

Президент Путин не стал сразу принимать ответные санкции, очевидно, надеясь на улучшение отношений с США во время президентства Трампа. Однако, когда летом 2017 года американские санкции против РФ были ужесточены, зеркальные меры все-таки были с запозданием приняты - у американского посольства была отобрана дача в Серебряном бору, и ему было выдано предписание сократить персонал.

За Сирию

США наложили обширные санкции на правительство Сирии в связи с продолжающейся там гражданской войной. Под эти санкции попали также и несколько российских субъектов, например Кирсан Илюмжинов, Темпбанк, сотрудники Темпбанка, банк Русский Финансовый Альянс (ныне не существующий) и некоторые другие.

Закон о поддержке Украины 2014 года также давал право Обаме налагать отдельные санкции на РФ за производство и продажу оборонной продукции в Сирию. Однако президент этим правом не воспользовался, так как санкции «за Украину» и так уже покрывали большое количество лиц.

За всё вместе

Вопреки сложившемуся мнению, предлогом для усиления санкций согласно недавнему закону, принятому в США в августе 2017 года, было не только якобы имевшее место вмешательство россиян в выборы президента США. Закон ссылается на очень длинный список прегрешений РФ, включающий присоединение Крыма, нанесение вреда Украине, поддержку правительства Сирии, коррупцию, борьбу со свободой прессы, вмешательство во внутренние дела и выборы многих стран мира, и многое другое.

Поскольку никакого повода для усиления санкций именно в это время не было, господствует мнение, что принятие этого закона было чисто внутриполитическим американским мероприятием, в котором России предлагалась только роль мальчика для битья.

КАКОВО КОНКРЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ САНКЦИЙ?

Санкции против РФ можно разделить на несколько видов по своему непосредственному действию.

«Блокирующие санкции» в отношении отдельных лиц.

Это санкции в отношении отдельных лиц (юридических и физических), которые, например, причастны к «установлению государственной власти в Крымском регионе Украины без разрешения правительства Украины, подрывая этим демократические процессы и институты на Украине». Другие подверглись персональным санкциям в по иным основаниям: дело Магнитского, кибершпионаж и пр.

Собственность этих лиц на территории США и других стран, участвующих в санкциях, блокируется, с ними запрещается проводить любые операции. Ограничения также распространяются на организации, более чем на 50% принадлежащие этим лицам. Физическим лицам въезд на территорию этих стран запрещен. Американцам не разрешается даже оказывать им помощь чисто гуманитарного характера - предоставлять пищу, одежду, лекарства.

Конкретный список «блокированных» лиц составляет казначейство (министерство финансов) США по консультации с государственным департаментом (министерством иностранных дел). В настоящее в таких списках состоят по разным основаниям около 300 имен.

Ныне действующий список физических лиц весьма разношерстный, в него включены самые разные люди от Стрелкова-Гиркина и мотоциклиста Залдостанова до Кобзона и Рамзана Кадырова. Туда попали также и видные экономические фигуры, такие как братья Ротенберги, братья Ковальчуки, Тимченко и т. д. - вместе со своими дочерними компаниями. Состоит в списке и И.И. Сечин, но только в личном качестве. Так как «Роснефть» юридически не принадлежит ему более чем на 50%, нефтяная компания под именно этот вид санкций не попадает.

В список также попало много юридических лиц, в первую очередь предприятия «оборонки», типа «Уралвагонзавода» и «Алмаз-Антея».

Санкции в отношении Крыма.

Запрещаются любые сделки «в отношении» Крыма. Запрещены инвестиции в предприятия, расположенные на полуострове, купля и продажа на этой территории любых товаров, услуг, технологий и имущества. Под санкции так же попали конкретно около 50 крымских предприятий (включая, например, Ялтинскую киностудию), с которыми запрещено проводить любые сделки.

Однако правительство США все-таки сделало некоторые послабления - выпустило исключения, так называемые «генеральные лицензии». Любым лицам разрешается продажа туда сельскохозяйственной продукции, некоторых лекарств, запчастей, предоставление в пользование некоторых программ (например, сайтов социальных сетей), оказание определенных телекоммуникационных услуг. Разрешаются частные банковские переводы в Крым. Правда, на практике это неосуществимо, так как никакой из банков, действующих на территории Крыма, не подключен к системе СВИФТ, да и не имеет корсчетов в иностранных банках.

Секторальные санкции

Этот вид санкций США и их союзников затрагивает важнейшие отрасли экономики РФ - банковскую и энергетическую, ограничивая возможность инвестировать в них и поставлять определенные технологии и оборудование. Закон августа 2017 года также дал право правительству США распространить санкции также и на железнодорожный, горный и металлургический сектора экономики РФ. Суть этих санкций такова:

Ограничения на сделки с акциями и долговыми обязательствами.

Запрещается проводить операции с акциями ряда конкретных крупнейших компаний энергетического и финансового сектора России, а также с их долговыми обязательствами, выпущенными более чем на определенный срок.

«Сделки с долговыми обязательствами» включают в себя не только покупку облигаций, но так же и просто предоставление кредитов.

Эти компании были поделены на три группы:

  • Запрет на операции с вновь выпускаемыми акциями и долгами дольше 14 дней (до августа 2017 – 30 дней). В этот список входят крупнейшие банки и финансовые компании РФ (а также их дочки), включая Сбербанк, ВТБ, ВЭБ, Росагробанк, Газпромбанк, Яндекс.Деньги.
  • Запрет на операции с вновь выпускаемыми долгами свыше 60 дней (ранее - 90 дней). Запрет затрагивает некоторые крупнейшие энергетические компании России - Роснефть, Газпромнефть, Транснефть и Новатэк.
  • Запрет на операции с новыми долгами свыше 30 дней. В эту группу входят в основном компании оборонного сектора и высокотехнологического сектора.

Все остальные операции с компаниями из этих списков проводить разрешается.

Ограничения на передачу технологий российским энергетическим компаниям .

Подробным регулированием этого вида ограничений занимаются несколько органов исполнительной власти в США.

Казначейство США выпустило директиву, согласно которой американцам запрещается продавать оборудование, оказывать услуги и передавать технологии, которые бы использовались для разведки и добычи нефти в глубоководных (свыше 500 футов, то есть около 150 метров), шельфовых арктических (находящихся внутри полярного круга) и сланцевых месторождениях на территории России и прилегающих к ней морских территориях крупнейшими российскими компаниями.

Речь идет только о добыче нефти, так как европейские партнеры России уговорили США не трогать газ. Оказание финансовых услуг - например, кредитование и страхование - не запрещается.

Список компаний, которым запрещается передавать такое оборудование, шире списка, налагающего ограничение на кредитование свыше 60 дней. Туда входят Газпром, Роснефть, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз и прочие нефтяные компании, но не входит, например, чисто газовый Новатэк.

Сначала запрет на передачу оборудования и технологий касался не только этих организаций, но и компаний, в которых у них было более 50% участия. Но в августе 2017 это ограничение было ужесточено и сейчас речь уже идет не только о «дочках» российских компаний, но и компаниях и проектах, в которых у них больше 33% участия. Кроме того, если раньше речь шла только о проектах на территории России (и прилегающих к ней), то теперь санкции распространяются на операции во всем мире.

Другое ведомство - министерство торговли США - занимается выдачей лицензий на экспорт продукции, в отношении которой есть режим ограничений, в том числе в виду наложенных санкций.

Получение экспортной лицензии требуется для передачи ряда технологий и оборудования, которые могут использоваться, напрямую или косвенно, для разведки или производства нефти или газа на глубоководных (глубже 500 футов), арктических офшорных или сланцевых месторождений в России, а также в тех случаях, когда невозможно точно определить, будет ли оборудование использоваться на таких месторождениях.

Таким образом, речь идет не только о добычи нефти, но и о газе. Лицензии требуются для поставки оборудования и технологий в адрес любой компании на территории России, а не только попавшей в список санкций.

При подаче заявлений на получение экспортной лицензии используется презумпция отказа в тех случаях, когда оборудование может быть использовано на упомянутых месторождениях для добычи нефти .

Конкретное оборудование под ограничениями включает (не ограничиваясь этим): буровые установки, оборудование горизонтального бурения, оборудование для бурения и заканчивания скважин, подводное технологическое оборудование, морское оборудование, которое возможно использовать в Арктике, двигатели и оборудование для скважин и тросов, буровые трубы и обсадные трубы, программное обеспечение для гидравлического разрыва, насосы высокого давления, сейсмическое оборудование, аппараты с дистанционным управлением, компрессоры, расширители, клапаны, стояки.

Экспортный контроль США делает попытку распространить деятельность своих правил и за пределы США. Так, под указанные ограничения должна попадать передача в Россию оборудования, в котором есть хотя бы 25% доля американской продукции, из любой страны и любым лицом.

Кстати, ограничения на экспорт в Россию оборудования, которое может быть использовано в военных целях, а именно требование получения экспортной лицензии - существовали и до крымского кризиса, так что относительного такого вида продукции никаких отдельных санкций принято не было.

КАКИЕ НОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БЫЛИ ВКЛЮЧЕНЫ В НЕДАВНО ПРИНЯТЫЙ АМЕРИКАНСКИЙ ЗАКОН?

Новый закон США, который так неохотно подписал Трамп, включает несколько важных положений, затрагивающих интересы РФ.

Во-первых, сильно изменилась процедура пересмотра санкций.

Раньше Конгресс принимал только «рамочный закон», который давал президенту право самостоятельно вводить и снимать санкции. Конкретные ограничения и списки затрагиваемых лиц принимались в рабочем порядке указами президента и актами определенных министерств. Так принимал санкции Обама. Сейчас же конгрессмены инкорпорировали в новый акт все санкции, наложенные указами Обамы, придав им таким образом силу закона.

Новый закон также предусматривает, что отмена уже существующих санкций, изменение списка затрагиваемых лиц, а также предоставление важнейших исключений (т.н. «лицензий») должны быть рассмотрены в обеих палатах Конгресса. Если Конгресс не согласится с отменой или изменением санкций, он примет об этом соответствующее решение - в виде закона. На этот импровизированный закон президент может наложить вето, но теоретически это вето может быть преодолено Конгрессом, как обычно, большинством в две трети голосов.

Эти новые правила сильно ограничивают права президента и существенно отдаляют перспективу отмены санкций.

Таким образом, для того, чтобы убрать сейчас какого-нибудь раскаявшегося Залдостанова из списка лиц под санкциями, придется рассматривать это решение в виде законопроекта в комиссиях Конгресса, проводить через обе палаты, при необходимости налагать вето. При враждебности Конгресса единственной надеждой неформала-мотоциклиста останется лишь то, что Конгресс не успеет преодолеть вето в течение определенного максимального срока.

Трамп не хотел подписывать этот закон, но был вынужден это сделать, так как понимал, что его вето было бы легко преодолено - за законопроект дружно голосовали и демократы, и республиканцы, причем «против» было всего несколько голосов.

Во-вторых, новым законом был ужесточен режим уже существующих секторальных санкций против РФ. Как мы уже упоминали, был сокращен максимальный срок дозволенных долговых обязательств. Новые сроки составили 14 дней для банков под санкциями (ранее - 30 дней) и 60 дней для энергетических компаний (ранее - 60 дней).

Кроме того, как уже было указано, закон ужесточает ограничения в отношении российских проектов по добыче нефти в глубоководных, шельфовых арктических и сланцевых месторождениях, устанавливая максимальный порог участия российских организаций в 33% в проектах, которым американцы могут продавать оборудование и технологии.

В-третьих, согласно закону Конгресс дает президенту право - а в некоторых случаях и налагает обязательство - ввести разного рода новые санкции против определенных лиц.

Так, президент может наложить санкции - в координации с союзниками Соединенных штатов - на любое лицо, которое продает оборудование, технологии и услуги на сумму более 1 миллиона долларов, связанные со строительством, модернизацией и поддержкой российских трубопроводов, направляющих энергоносители на экспорт, или совершает соответствующие инвестиции.

Именно этот пункт вызвал негодование европейцев, которые увидели здесь, не без основания, попытку запретить строительство новых трубопроводов из России. Для того, чтобы их успокоить, американцы в окончательный закон вставили формулировку о «координации с союзниками».

Положение это фактически экстерриториально - ограничения накладываются не только на американские лица, но и вообще на любое физическое и юридическое лицо в мире.

Но ключевое слово тут – «может». Представляется маловероятным, чтобы в существующих условиях президент США стал бы налагать санкции на европейцев, например, за участие в «Северном потоке 2». Тем не менее, выборочное применение таких санкций вполне вероятно.

Согласно этому же закону, президент США обязан наложить санкции на:

  • тех, кто осознанно вовлечен в «действия, подрывающие кибербезопасность, против любого лица, включая демократический институт или правительство, от лица правительства Российской Федерации»;
  • ответственных за «отдачу приказов, контроль или руководство другого рода в совершении серьезных нарушений прав человека на любой территории, силовым образом занятой или иным образом контролируемой правительством Российской Федерации».
  • любых лиц, которые совершают «значительные операции» с лицами, являющимися частью, или действующими от имени и в интересах «оборонных или разведывательных секторов Правительства Российской Федерации», включая ГРУ Генштаба и ФСБ. Чтобы Трамп не увиливал от выполнения этого положения, ему приказали в течение 60 дней выпустить правила о том, как выявлять таких лиц.

Это один из самых странных пунктов всего закона. Теоретически, санкциям можно будет подвергнуть любых покупателей российского оружия на международной арене.

  • любых лиц, которые совершат инвестиции на сумму более 10 млн. долларов (или будут помогать в осуществлении этих инвестиций), если эти инвестиции приведут к возможности Российской Федерации приватизировать государственное имущество таким методом, который будет способствовать несправедливому обогащению каких-либо официальных лиц РФ или их друзей и родственников.
  • иностранных лиц, которые способствовали приобретению правительством Сирии разного рода оружия.

Всем эти санкциям может подвергнуться любое физическое и юридическое лицо в мире, где бы оно не проживало, и каким бы гражданством и юрисдикцией не обладало.

Трудно сказать, насколько активно президент Трамп будет налагать эти санкции. В «заявлении о подписании» - записке, сопровождающей подписание закона, он заявил, что не согласен со многими положениями закона (в том числе, именно с некоторыми из этих пунктов), но подпишет его в интересах «единства нации».

В истории США были случаи, когда президенты подписывали законы, с некоторой незначительной частью которого они были не согласны, о чем и указывали в своем «заявлении о подписании». Это заявление потом использовалось для попыток избежать исполнения этих противоречивых положений подписанного закона.

В-четвертых, в законе содержится декларация поддержки энергетической отрасли Украины, в том числе заявление о том, что политикой США является «продолжение противодействия трубопроводу «Северный поток 2», учитывая его разрушительное влияние на энергетическую безопасность Европы, развитие рынка газа в Центральной и Восточной Европе и энергетическим реформам на Украине».

В законе также довольно цинично заявляется, что «правительство Соединенных штатов должно ставить приоритетом экспорт энергетических ресурсов Соединенных штатов для того, чтобы создавать рабочие места в Америке, помогать союзникам и партнерам Соединенных штатов и укреплять зарубежную политику Соединенных штатов».

Эта последняя декларация вызвало много критики со стороны европейцев, которые узрели во всем этом законе только желание США укрепить свои позиции на энергетическом рынке Европы.

Возможно, впрочем, что это само по себе юридические бесполезное положение было введено только для того, что бы по-иезуитски уколоть Трампа - если бы он не подписал закон, его бы стали укорять в том, что он против создания рабочих мест в Америке, что было одним из главных пунктов его предвыборной программы.

КАКИЕ СТРАНЫ УЧАСТВУЮТ В РЕЖИМЕ САНКЦИЙ?

Режим санкций приняли почти все страны, которые можно условно назвать «белым миром». Это США и Канада, все страны географической Европы, за исключением Сербии, Боснии, Македонии и, разумеется, Белоруссии. Кроме того, законы о санкциях против РФ приняли Япония, Грузия, Австралия, Новая Зеландия и некоторые мелкие государства Карибского бассейна.

Санкции ЕС почти полностью повторяют санкции США, действующие до закона августа 2017 года. Несколько отличается только конкретный список лиц под санкциями. Однако присоединение европейцев к последнему раунду санкций пока под вопросом. Судя по протестам, исходившим от представителей ЕС, вряд ли этот блок автоматически присоединится к новым ограничениям, по крайне мере, точно не ко всем из них.

И все же, несмотря на то, что последние санкции, принятые американцами, были восприняты неоднозначно, маловероятно, что «санкционная коалиция» в ближайшее время развалится.

КТО ДОЛЖЕН СОБЛЮДАТЬ ЭТИ САНКЦИИ? ДОЛЖНЫ ЛИ СТРАНЫ, НЕ УЧАСТВУЮЩИЕ В РЕЖИМЕ САНКЦИЙ, ПОДЧИНЯТЬСЯ ЕМУ?

Американское законодательство устанавливает, что режим ограничений относится к операциям «американских лиц или в Соединенных штатах» (US persons and in the United States). «Американские лица» - это граждане США, постоянные резиденты, американские компании (включая отделения иностранных компаний), а также все лица, находящиеся на её территории.

С формальной точки зрения, это формулировка не предполагает попытки распространить американское регулирование экстерриториально. Все лица, в отношении которых устанавливаются санкции, являются объектом, а не субъектом американского законодательства. Иностранцев, которые нарушают санкции, американцы в теории могут просто включить в санкционный список, но не могут наказать именно за нарушение режима санкций.

Разница тут большая - попадая в санкционный список, ты просто лишаешься возможности ездить в Америку и вести дела с американцами; если же признают, что ты нарушаешь режим санкций, то можно подвергнуться уголовному наказанию в США и сесть в тюрьму на 20 лет.

Однако в последнее время в практике правоприменения санкций появляется и некоторый чисто юридически экстерриториальный элемент. Любые безналичные расчеты в долларах США между лицами, даже и не находящимися в США, считаются операциями, осуществляющимися также и в Соединенных штатах, так как денежные переводы обычно проходят через корреспондентские счета американских банков.

Таким образом, китаец, да и даже россиянин, заплативший что-то, или получивший что-то в безналичных долларах от компании, находящейся под санкциями, также теоретически может быть признан нарушителем санкций - и быть задержанным где-нибудь в Тайланде и отправленным в Америку, что бы сесть там в тюрьму на 20 лет.

В законодательстве ЕС, напротив, предельно четко определены лица, которые должны выполнять санкции против РФ, а именно:

  • граждане стран-членов ЕС,
  • организации, созданные по законодательству стран-членов ЕС,
  • организации, ведущие дела полностью или частично на территории ЕС,
  • любое лицо, находящееся на территории ЕС,
  • любые лица на территории любого пролетающего самолета, или судна, находящихся под юрисдикцией стран-членов ЕС.

ПОЧЕМУ ПАРТНЕРЫ РОССИИ ТАК ОПАСАЮТСЯ НАРУШАТЬ ЭТИ САНКЦИИ? МОЖНО ЛИ ЭТИ САНКЦИИ ОБОЙТИ?

Компании, ведущие международную деятельность, весьма боятся наказания за нарушение санкций, особенно со стороны США. Если они ведут хоть какую-либо деятельность в США, американцы могут посчитать их субъектами своих законов и, соответственно, покарать их за это нарушение.

Как мы уже указали, даже если какая-нибудь компания никогда не вела никакой деятельности в США, и там никогда не ступала нога ни одного их работника, но в расчетах она использует американские доллары - может быть признано, что она ведет деятельность также и в США, а стало быть, обязана соблюдать режим санкций.

В 2015 году власти США оштрафовали крупнейший французский банк BNP-Paribas на умопомрачительную сумму в 9 миллиардов (не опечатка, именно миллиардов) долларов за якобы совершенное им нарушение американских санкций в отношении Ирана. Хотя Франция не участвует в режиме санкций против Ирана и подразделение банка, занимавшееся операциями с Ираном, не находилось в США, основанием для штрафа было то, что банк проводил расчеты по этим операциям через долларовые корсчета, расположенные в США.

Несмотря на протесты правительства Франции, штраф был наложен, и BNP-Paribas оплатил его, так как альтернативой стал бы запрет для банка на использование долларов в расчетах, то есть фактическое закрытие банка.

Откровенно говоря, в последнее время правительство США ведет себя в самом деле несколько по-бандитски, причем деньги оно изымает не только у иностранных корпораций, но и у исконно американских компаний - так, у банка Дж. П. Морган было отобрано 13 млрд долларов виде штрафа за якобы имевшие место нарушения при ипотечном кредитовании, у Банк оф Америка - 17 млрд. долларов.

Налагать штрафы в США может не только президент, но и весьма многочисленные агентства и ведомства, федеральные и уровня штатов, руководители которых таким образом - «наказывая злобные корпорации» - наращивают свой политический капитал. В последнее время произошло беспрецедентное усиление роли государства в США, при том, что все юридические институты, децентрализация и количество пройдох у власти остаются там неизменными с марктвеновских времен, когда роль государства была совсем слабой и оно не могло сильно никому навредить.

На этом фоне оштрафовать компанию вроде Сименс на несколько миллиардов долларов полномочиями какого-нибудь контролера штата Нью-Йорк за нарушение режима санкций было бы простейшим и почетнейшим делом. Неудивительно, что международные компании боятся каким-то образом вызвать раздражение или внимание американских «компетентных органов».

Как мы уже говорили, кроме штрафов, есть еще и весьма суровое уголовное наказание за нарушение режима санкций для физического лица (включая должностные лица корпораций). Это штраф до 1 млн долларов и тюремное заключение сроком до 20 лет.

Учитывая все это, неудивительно, что иностранные корпорации стараются избегать нарушения режима санкций и не вовлекаться в схемы по уклонению от них.

КАКОЕ ВЛИЯНИЕ САНКЦИИ ОКАЗАЛИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР?

Несомненно, что в последние годы экономика России испытывает значительные трудности. Однако трудно определить, насколько велик в это вклад именно международных санкций.

В целом в прессе и у экономистов складывается мнение, что основной причиной затруднений в экономике России послужили не международные санкции, а падение цен на нефть. В 2016 году, например, экспорт нефти и газа из России составил 151 млрд. долларов — по сравнению с 349 миллиардов в 2013 году.

Кроме того, существуют структурные проблемы экономики России: чрезмерное огосударствление, неэффективные государственные институты и регулирование, коррупция, которые стали причиной замедления экономического роста в России еще до крымского кризиса.

И все-таки влияние санкций на экономику России нельзя недооценивать.

Самый серьезный ущерб наносит ограничение кредитования крупных российских банков и компаний из-за границы. Первым ударом стала необходимость возвращать крупные кредиты иностранным кредиторам без возможности перекредитоваться. Всего в 2014-2016 году разница между погашенными и привлеченными кредитами компаний России составила около 170 млрд. долларов. Хотя россиянам, в общем, пока удавалось выпутаться, но такой денежный провал стал одной из причин девальвации рубля.

Еще более серьезны долгосрочные последствия ограничения иностранного кредитования. Большинство крупных инвестиций, в том числе в реальный сектор экономики, например, открытие новых производств, осуществляется за счет банковских кредитов, в том числе синдицированных, с участниками из многих стран. Внутри РФ сейчас капиталов для инвестирования мало (за 2016 активы банковской системы впервые в истории РФ снизились), Европа, США и Япония, то есть 95% мирового финансового рынка, для российских заемщиков закрыты, а китайцы много вкладывать в Россию пока не стремятся.

Так как под санкции попали только крупнейшие банки - такие как Сбербанк, ВТБ, теоретически возможно, что западное финансирование будет идти через другие банки, не попавшие под санкции. Однако маловероятно, что это станет мощным источником инвестиций, не в последнюю очередь из-за того, что банковская система России сейчас все больше и больше консолидируется.

Есть высокая вероятность, что без возобновления кредитования из-за границы возобновление высоких темпов экономического роста в России будет затруднительным.

Пострадала также напрямую и энергетическая отрасль. Особенно неприятно санкции сказались на таких сильно закредитованных компаниях, как «Роснефть». Бытовали слухи, что именно действия «Роснефти» стали причиной обвала курса рубля, так как компания была вынуждена скупать доллары на открытом рынке в огромных количествах из-за невозможности занять деньги в долларах.

Что касается ограничений на поставку оборудования, то оно затрагивает довольно узкую сферу: глубоководное бурение, добычу на арктическом шельфе и сланцевую нефть. Поэтому в макроэкономических масштабах влияние этого запрета не очень сильно. Тем не менее, для отдельных компаний эти санкции, а особенно принятые в августе 2017 года, довольно болезненны, так как ограничивают их возможность развивать некоторые новые проекты.

Санкции имеют и негативное психологическое и моральное влияние. Ситуация, когда страна находится под санкциями, отпугивает большую часть инвесторов. Если уже действующие в России иностранные компании могут еще принять решение развиваться и вкладывать новые деньги, то компании, никогда в России не действовавшие, вряд ли пойдут на открытие своих предприятий и вложение денег в страну.

Иногда высказывается мнение о том, что санкции являются стимулом для развития собственной промышленности. Но это утверждение более чем спорно.

Определенное «импортозамещение» и в самом деле сейчас происходит. Но сильно радоваться и восхвалять за это санкции не имеет смысла.

Во-первых, такое импортозамещение имеет своей главной причиной резкую девальвацию рубля, в результате которой импорт разного рода продукции из-за границы, в том числе и оборудования, сильно снизился. Хотя запрещение кредитования крупных российский компаний на длительный срок также было одной из причин девальвации, скорее всего курс рубля сильно снизился бы и без этих мер, а просто в результате обвала цен на нефть.

Во-вторых, даже если санкции каким-то образом и вызывали, через девальвацию, снижение импорта и некоторый рост спроса на отечественную продукцию, цена этого улучшения очень высока - для предприятий закрывается возможность кредитования. Из-за нестабильности рубля процентные ставки в кредитовании очень высоки. До сих пор предприятия кредитуются под 15-20% годовых и это при том, что официальная ставка инфляции составляет по последним данным около 4%. Такая ставка почти наверняка превышает среднюю норму прибыли по всей машиностроительной области. Там же где имеет смысл кредитоваться в долларах, например в нефтегазодобыче, кредитование из-за границы во многих случаях закрыто, в результате чего значительное количество крупных проектов не могут стартовать.

И, в-третьих, все импортозамещение происходит, как это не печально признавать, на весьма низком технологическом уровне.

В самом деле, многие нефтяные компании сейчас отказываются от дорогостоящих услуг таких компаний, как «Шлюмберже» или «Халлибертон», и начинают опять звать «дядю Васю» для решения своих проблем. Но воистину высокотехнологичные производства развиваются крайне медленно ввиду серьезных структурных проблем в РФ.

Кроме уже упомянутых проблем (неэффективное государство, коррупцию, и пр.) нужно упомянуть сложнейший вопрос нехватки технических кадров. Старые инженерные кадры уходят, молодые не подготавливаются в нужном количестве и качестве. Система среднего технического образования совершенно развалилась.

В таких условиях задача построения массового конкурентоспособного высокотехнологического производства в России крайне сложна.

КОГДА САНКЦИИ СНИМУТ?

Снятие или облегчение санкций в настоящее время крайне маловероятно из-за международной политической ситуации, внутриполитической борьбы в США и юридической сложности этого процесса.

Что касается санкций ЕС, юридически их снять довольно просто. В отличие от США, где санкции регулируются целым ворохом документов, санкции ЕС были приняты одним документом. Европейские санкции в первый раз были приняты в июле 2014 сроком на полгода, затем они неоднократно продлевались каждые 6 месяцев - в последний раз 28 июня 2017 года.

Для продления санкций все страны-участники ЕС должны каждый раз проголосовать единогласно. Конкретный список лиц, находящихся под санкциями, дополняется в рабочем порядке исполнительными органами ЕС.

Таким образом, достаточно, что бы хоть одна страна проголосовала против, и санкции не будут продлены и прекратятся. Маловероятно, что бы какая-то страна на это пошла против всех остальных. Однако, если главные участники ЕС примут решение прекратить санкции, никакая страна из «пояса страдальцев» типа Польши или Литвы не сможет этого предотвратить. В данном случае принцип единогласия в ЕС работает на пользу России.

Формально санкции ЕС продлеваются в связи с невыполнением Минских соглашений Россией. Напомним, что Минские соглашения 15 февраля 2015 года (Минск-2), принятые во время встречи лидеров России, Украины, Франции и Германии, сейчас не выполняют ни Россия, ни Украина. Соглашения включают в себя такие трудновыполнимые в данное время положения, как передача украинскому правительству контроля над государственной границей между РФ и Украиной в районе Донбасса. На Украину эти соглашения налагают обязательство, в том числе, изменить конституцию и предоставить особый статус частям Донецкой и Луганской области, что украинцы тоже не торопятся делать.

Трудно сказать, повлечет ли теоретическое выполнение этих соглашений Россией снятие санкций со стороны ЕС. В самом акте о санкциях указано, что они налагаются, в том числе, из-за аннексии Россией Крыма. Так что выполнение Россией своей части Минских договоренностей еще не гарантирует снятие санкций ЕС. Впрочем, гипотетическое прекращение «аннексии» Крыма тоже ничего не может гарантировать.

Однако, снятие европейских санкций без отмены санкций американских, которые обладают определенной экстерриториальностью, не сильно улучшит положение РФ. Американские же санкции будет отменить гораздо сложнее.

Во-первых, в настоящее время не предвидится никаких предпосылок к улучшению отношений между РФ и США. Торговля между РФ и США всегда была на довольно низком уровне, и американцы не особенно заинтересованы улучшать отношения с РФ. Гораздо выгодней продолжать использовать её в качестве жупела ради «единства нации».

Во-вторых, снятие санкций потребует принятия соответствующего закона, который должен будет пройти через обе палаты Конгресса. Учитывая постоянные дрязги, интриги и внутрипартийную борьбу в этом органе, добиться такого будет трудно.

В-третьих, пока международное положение остается напряжённым, а украинский и крымский вопрос не решенными с международно-правовой точки зрения, не существует никакого предлога для снятия санкций. Правового же решения этого вопроса в течение жизни большинства читателей этой статьи может и не наступить. Вспомним, что, например, проблема Северного Кипра не решена с 1974 года, и вряд ли будет решена в ближайшее время.

Санкции могут быть сняты в скором времени только в случае радикального изменения международной политической обстановки, например, при появлении какого-то общего сильного врага. Если такого маловероятного события не произойдет, могут пройти десятилетия перед тем, как санкции снимут.

Руслан Халиуллин

Похожие публикации