Сказки ключницы пелагеи. Аксаков, Детские годы Багрова-внука

Дышать.

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок погоняет, ездок доскакал…

В руках его мертвый младенец лежал.

Вопросы и задания

1. Назовите героев этой баллады. Как проходила ночная скачка отца и сына «под хладною мглой»?

2. Сколько участников в беседе мальчика и лесного царя?

1. Опишите лесного царя, каким он представляется больному мальчику.

2. Убеждают ли вас попытки отца объяснить то, что видит мальчик, явлениями природы?

1. Мальчик в стихотворении сначала назван «сын молодой», затем «малютка», «дитя» (дважды) и «младенец» (шесть раз!). Так его называют и автор, и отец, и лесной царь. Как объяснить такое обилие определений?

2. Почему баллада названа «Лесной царь»?

3. Что проще – пересказать балладу или ее заучить? Почему? Сделайте свой выбор и перескажите балладу или прочтите ее наизусть.

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859)

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в старинной дворянской семье. Детство провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Учился в Казани, сначала в гимназии, затем в университете. Аксаков жил в Петербурге, Москве и в подмосковной усадьбе Абрамцево (сейчас там литературно-художественный музей). Служил в Комиссии по составлению законов и Московском цензурном комитете.

В памяти потомков Аксаков останется как переводчик, театральный и литературный критик и прежде всего самобытный писатель.

В 1834 году был опубликован очерк «Буран», который считают предвестием автобиографической прозы Аксакова. Затем были созданы «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». Так создалась своеобразная «охотничья» трилогия, в которой писатель сочетал «дельные охотничьи заметки и наблюдения, живописные картины природы, интересные анекдоты и поэзию», как отмечал Н. А. Некрасов.

Главное место в творчестве С. Т. Аксакова занимают автобиографические произведения – «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука».

Детские годы Багрова-внука (Фрагмент )

(С. Т. Аксаков)

При первом удобном случае начал я читать арабские сказки, надолго овладевшие моим горячим воображеньем. Все сказки мне нравились; я не знал, которой отдать преимущество! Они возбуждали мое детское любопытство, приводили в изумление неожиданностью диковинных приключений, воспламеняли мои собственные фантазии. Гении, заключенные то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращенные в животных, очарованные рыбы, черная собака, которую сечет прекрасная Зобеида и потом со слезами обнимает и целует… сколько загадочных чудес, при чтении которых дух занимался в груди! С какою жадностью, с каким ненасытным любопытством читал я эти сказки, и в то же время я знал, что все это выдумка, настоящая сказка, что этого нет на свете и быть не может. Где же скрывается тайна такого очарования? Я думаю, что она заключается в страсти к чудесному, которая более или менее врождена всем детям и которая у меня исключительно не обуздывалась рассудком. Мало того, что я сам читал по обыкновению с увлеченьем и с восторгом, – я потом рассказывал сестрице и тетушке читанное мной с таким горячим одушевлением и, можно сказать, самозабвением, что, сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретенья и говорил обо всем, мною читанном, точно как будто сам тут был и сам все видел. Возбудив вниманье и любопытство моих слушательниц и удовлетворяя их желанью, я стал перечитывать им вслух арабские сказки – и добавления моей собственной фантазии были замечены и обнаружены тетушкой и подтверждены сестрицей. Тетушка часто останавливала меня, говоря: «А как же тут нет того, что ты нам рассказывал? стало быть, ты все это от себя выдумал? Смотри, пожалуй, какой ты хвастун! тебе верить нельзя». – Такой приговор очень меня озадачил и заставил задуматься. Я был тогда очень правдивый мальчик и терпеть не мог лжи; а здесь я сам видел, что точно прилгал много на Шехеразаду. Я сам был удивлен, не находя в книге того, что, казалось мне, я читал в ней и что совершенно утвердилось в моей голове. Я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не разгорячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в безграничные свои права.


«Полтавщина. Тихий вечер» 1890-е

Маленький Сережа Васильковский жил в городке Изюме. Название городка было сладкое, как любимое Сережино лакомство. А река Донец, глубокая и чистая, с желтым прибрежным песком, голубыми плесами, ивами, склоненными к воде, да разбросанными тут и там белыми крестьянскими хатами просто завораживала взгляд. Дед Сережи, старый казачий урядник, только улыбался в усы, глядя на восторг мальчика, выбегавшего каждое утро на берег Донца вместе со стайкой друзей-мальчишек.

Но однажды Сережа загрустил. Два дня ходил хмурый, неразговорчивый. Звали его на реку - не пошел, наготовила бабушка вкусных вареников - отказался.

Что с тобой, хлопчик? - спрашивали его. - Уж не захворал ли, часом?

Он в ответ только вздыхал и убегал в сторонку. Минул еще день. А когда спустились вечерние сумерки, присел Сережа на крыльце своего дома и стал смотреть на дорогу, - смотрел, смотрел, пока не задремал.

Вдруг слышит рядом чье-то хриплое покашливание, поднял голову: что за диво? Стоит возле ограды
настоящий запорожский казак, словно бы пришедший из книжки писателя Гоголя, в широченных
красных шароварах, подпоясанных кушаком, в узорчатой рубахе, с длинными усами, чубом. В зубах
у него трубка дымится, в руках - баклажка с брагой, за спиной - бандура, чтобы песни играть.

Толкнул казак калитку да и пошел прямо к Сереже. У мальчика от неожиданности даже дух перехватило. А незваный гость отхлебнул из баклажки, крякнул, вытер усы да и заговорил приветливо:

Ну, признавайся-ка, сынку, что это тебе жизнь не мила стала? Али обидел кто? Али родичи дюже осерчали? Говори, не бойся. Я тебе помогу. А коль не смогу помочь, так совет дам.

А сами-то вы откуда? - спросил Сережа. - Из сказки, что ли?

Может, из сказки, а может, и из самой что ни на есть были.

Казак попыхтел трубкой, пуская колечки дыма:

Я, сынку, везде бывал, многое видал... Одного только не знаю, отчего такой славный хлопчик, как
ты, грустить вздумал?

Эх, дяденька, - мальчик глубоко вздохнул, - оттого, что соседские мальчишки меня трусливым дразнят, проходу не дают.

А ты никак смелый, сынку? - поинтересовался казак.


«Казачий двор»
Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

Да нет, дяденька, мне кажется, что и впрямь я трушу часто. Боюсь через широкую канаву прыгать, боюсь на середину реки заплывать, боюсь ходить на ведьмину поляну да и собаку соседскую боюсь. Она вон какая огромная...

Выпалив все это, Сережа потупился и совсем замолчал. Сейчас плюнет казак да и скажет - правильно тебя дразнят. И зачем он только все ему рассказал?

Молчал и гость, лишь посасывал трубку и перебирал струны бандуры, наигрывая нехитрую мелодию. Потом, наконец, заговорил:

Что боишься, сынку, то не беда! Я тоже многого в жизни боюсь. А беда, что бороться со своим страхом не хочешь. Храбрый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто побеждает свой страх. Ты кем в жизни хочешь стать? Небось, военным?

Да нет, дяденька! Художником. Очень рисовать люблю. Может, художнику и не надо храбрость иметь?

Э, нет! Храбрость в любом деле нужна, иначе и настоящим художником не станешь! А ты зарисуй то, чего боишься! Может, поможет! Да на завтра-то не откладывай!


«Казачий пикет» 1888
Харьковский художественный музей

Не успел Сережа оглянуться, как казака и след простыл, будто и не было вовсе. На улице между тем стало совсем темно, загорелись ясные июльские звезды, как будто горохом усеяли огромное черное небо. «А ведь верно сказал казак!» - подумал Сережа.

И вдруг почувствовал такую решимость тотчас же исполнить совет казака, что, тихонечко прошмыгнув домой, схватил он уголек да бумаги лист и отправился к соседскому дому, где на цепи сидел огромный пес, которого он боялся.

Залаял пес, стал с цепи рваться. А Сережа, хоть и дрожала у него рука, присел недалеко да сделал набросок страшного зверя. Пока рисовал, тот уж и лаять устал, положил лапы на голову, глаза прикрыл. Только заворчал слегка, когда Сережа поднялся: дескать, спать не даешь.

Обрадовался Сережа. Действует казацкий совет! Только надо еще попробовать. А что, если прямо
сейчас пойти на старую ведьмину поляну? Его старшие ребята пугали, что там ведьмы да лешие встречаются. Так ведь врут, должно быть. Но ходить на ведьмину поляну Сережа боялся пуще всего.

«Была не была», - подумал Сережа, сказал же казак не откладывать на завтра.



«Околица»
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

И вот он уже пробирается сквозь густые заросли орешника. Страшно ему, да отступать некуда. Назад идти еще страшней. Вдруг прямо перед ним возникло странное существо: голова огромная со спутанными зелеными волосами, необъятный живот, рот - широкая пасть с редкими черными зубами. «Неужто - леший?» - испугался Сережа.

Сереже ничего не оставалось делать, как только сказать звенящим от страха голосом:

Тебя нарисовать! - А сам подумал: «Ну все - теперь мне конец пришел!»

А леший вдруг почесал свой живот, покрутил туда-сюда головой да и говорит:

Что ж, рисуй! Только смотри: не понравится мне твой рисунок, тут тебе и конец придет!

Старается Сережа, рисует, черточки и штрихи кладет да все казака вспоминает. Пока рисовал,
глядь, а уж заря занимается, кругом светлеть начало, утренние птицы запели. Вот и рисунок готов. Поднял Сережа глаза на страшного лешего, а его и нет совсем, стоит вместо него высохшая коряга, точь в точь такая, как на сережином рисунке.



«Подарок»

Вот те раз! Легко стало у мальчика на сердце, не обманул его казак, все ему правильно сказал. Взял он свои бумаги, пошел домой. Хоть бабушка сейчас и ругать будет, но пусть ругает, главное, что ему теперь в глаза мальчишкам будет смотреть не стыдно.

С тех пор мальчишки больше не дразнили Сережу. Дальше всех заплывал он на Донце, первым прыгал через канавы да защищал всех маленьких и слабых, кого обижали. А еще постоянно альбомчик носил он с собой небольшой и все зарисовывал: вот облако проплывает над струящимся вдаль Донцом, вот отплывают от берега рыбаки, а их лодка разворачивается по течению, вот пологий правый берег и спускающийся к нему молодой лесок, вот невдалеке под густыми, могучими вязами лениво бродят коровы, вот пастух овец собирает...



«Казачья левада» 1893
Харьковский художественный музей

Все рисовал Сережа: и ветряные мельницы, и большой выводок индюков, важно прогуливавшихся на лужайке. Да так наловчился, что стали говорить про него, что у него талант к художеству.

Прошло много лет. Сережа вырос. Окончил занятия в пейзажной мастерской Петербургской академии художеств. Стал известным живописцем. Побывал в Париже, ездил в Испанию, Англию,
Италию. Как художник он получил европейское признание: его работы принимались на выставки
парижских салонов без жюри.


Утро в Безансоне. Франция. 1886- 1888 гг.
Харьковский художественный музей

Но не было для него милее родного края. Он любил его красоту, его природу и особенно песни.
Песен - и русских, и украинских он знал великое множество, часто пел их, подыгрывая себе на
бандуре. А пейзажи писал под игру и напевы кобзарей.

«Миниатюрными жемчужинами» называла некоторые его работы русская критика. А известный
знаток и коллекционер живописи П. Третьяков приобрел несколько его произведений в свою коллекцию. И говорил про него Третьяков, что это смелый художник, экспериментировать не боится.

Васильковский использовал для своих миниатюр необычную технологию: брал деревянную дощечку, промасливал и писал густыми мазками, кисти брал покрупнее да потверже. Когда краски высыхали, шлифовал мазки пемзой и снова прописывал пейзаж тоненькой кистью.

А еще любил Сергей Иванович Васильковский писать картины об истории своего казацкого края. О том, как казаки воюют, или о том, как казаки отдыхают, или о том, как казаки с родным домом прощаются...

Тысячу триста сорок восемь своих произведений завещал Сергей Иванович Васильковский Харьковскому художественному музею, а также большую сумму денег на новые приобретения. Широкой души был человек.



«Запорожец в дозоре»
Одесский художественный музей

А однажды он решил изобразить и своего удивительного знакомого - казака, который в детстве помог ему все свои страхи преодолеть и человеком стать. Он написал его верхом на коне, в широченных красных шароварах, в сдвинутой на затылок шапке, с саблей на поясе. Замер казак
среди великого степного простора, и летят над ним огромные облака, озаренные закатным солнцем. Очень красивая получилась картина.



«Весенний день на Украине»
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств



«Украинский пейзаж»
Государственный Русский музей


«Деревенская улица»
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



«На охоте»
Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого



«Окраины Полтавы» 1893
Государственный Литературный музей



«Полтавщина. Тихий вечер» 1890-е
Государственный Литературный музей


«Чумацкий Ромодановский шлях»
1890-е


«Мельницы»

Цель:

  1. Учить работе с текстом,
  2. Уметь определять жанр произведения.

Задачи:

  • учить составлять рассказ на заданную тему развивать память, мышление, речь;
  • воспитывать у учащихся бережное отношение к друзьям;
  • прививать любовь к чтению.

Ход урока

Орг. Момент.

Здравствуйте! Посмотрите, сколько у нас гостей! Как настроены поработать? Садитесь. Начинаем урок литературного чтения. Сегодня на уроке проведем исследовательскую работу. Попробуйте прочитать ее тему (тема зашифрована с помощью картинок). Кроме того, продолжим учиться работать с текстом, составлять рассказ на заданную тему, определим жанр произведения, в течение урока будем развивать память, мышление, речь.

Начнем работу. Рассмотрите произведение в учебнике. Каков жанр этого произведения? Кто автор рассказа? Кому из вас родители уже читали рассказы Веры Пановой? Вижу, что вы мало знакомы с ее творчеством. Не огорчайтесь, ведь у вас все еще впереди. Вы научились читать, а значит, сами прочтете ее произведения.

А сейчас Рисаева Лера расскажет вам о Вере Пановой и о книгах, которые она написала.

Вывод: О ком пишет писательница? Если хотите подробнее познакомиться с её творчеством, посетите школьную библиотеку.

Сегодня на уроке мы прочтем небольшой отрывок из произведения «Сережа». Судя по названию произведения, кто такой Сережа? (предположения детей) Давайте проверим. Послушайте.

Вывод: Верны ли ваши предположения?

Внимательно просмотрите текст рассказа и зачитайте слова, доказывающие, что это маленький мальчик (выборочное чтение текста) .

Что еще вы узнали о Сереже? Как вы думаете, сколько лет Сереже? Какой у него характер? Почему? Похож он на вас хоть чем-то? Ребята, я нарисовала Сережу таким, каким его себе представляю. А какой ваш Сережа? Так как Сережа вашего возраста, он любит отдыхать и приглашает вас на веселую песенку-игру.

Физминутка.

Кто из вас расскажет о себе в детстве, может быть, с помощью фотографий покажет, каким он был?

Вывод: Какое у вас детство?

У каждого человека воспоминания о детстве очень теплые, они остаются с каждым из нас на всю жизнь. А в трудные жизненные моменты воспоминания детства согревают и вселяют уверенность, что все будет хорошо.

Сейчас вы из читателей превратитесь в слушателей и услышите продолжение истории о Сереже. После этого вы расскажете, что нового узнали о Сереже и оцените чтение своих одноклассников.

Вывод: Кто из вас, как Сережа, любит слушать сказки?

За что вы любите сказки? Какие бывают сказки? Назовите свои любимые сказки. Я знаю, что самой любимой вашей сказкой является «Колобок». Сейчас вы её и увидите (инсценирование сказки)

Итог: Какую исследовательскую работу провели? Что объединяет Сережу, ваши рассказы и сказку «Колобок»? Каким вы запомните свое детство?

А теперь крепко потрите свои ладони так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло своему соседу по парте, соединив все ладони вместе. На этом мы и закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.

Сергей Тимофеевич Аксаков вошёл в историю литературы как большой знаток и ценитель сокровищ русского языка и как блестящий мемуарист. «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания», вместе составляющие автобиографическую трилогию, вошли в «золотой фонд» русской классической литературы. А его книга «Детские годы Багрова-внука» заслуженно считается одним из лучших произведений, художественно описывающих душевную жизнь ребенка и постепенный, по мере взросления, процесс формирования в ребёнке Человека.

Эту светлую повесть о детстве писатель посвятил своей любимой внучке Ольге Григорьевне Аксаковой. Когда Оле исполнилось шесть лет, дед сочинил по этому поводу стихотворение. Он поздравлял внучку с днём рождения и обещал:

«Если Бог даст силы,

Ровно через год

Оле, внучке милой,

Дедушка пришлет

Книжку небольшую

И расскажет в ней

Про весну младую,

Про цветы полей…»


«Я желаю написать такую книгу… какой не бывало в литературе» – писал Сергей Тимофеевич Аксаков во время работы над произведением. – Книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых, и чтобы не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намёка на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени». И вот, в начале 1858 года, вся читающая Россия получает от «дедушки Аксакова» замечательную повесть «Детские годы Багрова-внука» о «детском мире, созидающемся постепенно под влиянием ежедневных новых впечатлений».

«Детские годы Багрова-внука» - вторая часть автобиографической трилогии Аксакова, продолжение «Семейной хроники». В ней описываются первые десять лет жизни мальчика Серёжи, проведённые в Уфе и деревнях Оренбургской губернии. Автор заменил действительные имена главных персонажей, а также географические названия – вымышленными. Изменив имена, но, в сущности, ничего и никого не выдумывая, Сергей Тимофеевич рассказал историю своей семьи и собственного детства, историю своих детских впечатлений от общения с близкими людьми и местной природой.

Иллюстрация к книге «Детские годы Багрова-внука»

В качестве приложения к «Детским годам Багрова-внука» была опубликована сказка «Аленький цветочек» - добрая и мудрая сказка про любовь, про дружбу, про долг. Есть примечание, подписанное самим Аксаковым: «Чтобы не прерывать рассказ о детстве, эта сказка помещается в приложение». Формально повесть со сказкой связывает страничка текста, о том, как маленький Сережа Багров подружился с ключницей Пелагеей и неоднократно слушал ее сказки, из которых более всего запомнил «Аленький цветочек», «Царь-девицу», «Иванушку-дурачка», «Жар-птицу» и «Змея Горыныча». Писатель так рассказывает об этом в своем произведении: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..." Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об "Аленьком цветочке". С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок».

В своих «Воспоминаниях» Аксаков рассказал и историю Пелагеи: «Ключница Пелагея была в своем роде замечательная женщина: очень в молодых годах бежала она, вместе с отцом своим, от прежних господ своих Алакаевых в Астрахань, где прожила с лишком двадцать лет; отец ее скоро умер, она вышла замуж, овдовела, жила внаймах по купеческим домам и в том числе у купцов персиян, соскучилась, проведала как-то, что она досталась другим господам, именно моему дедушке, господину строгому, но справедливому и доброму, и за год до его смерти явилась из бегов в Аксакове. Дедушка, из уважения к такому добровольному возвращению, принял ее очень милостиво, а как она была проворная баба и на все мастерица, то он полюбил ее и сделал ключницей. Должность эту отправляла она и в Астрахани. Пелагея, кроме досужества в домашнем обиходе, принесла с собою необыкновенное дарование сказывать сказки, которых знала несчетное множество. Очевидно, что жители Востока распространили в Астрахани и между русскими особенную охоту к слушанью и рассказыванью сказок. В обширном сказочном каталоге Пелагеи вместе со всеми русскими сказками находилось множество сказок восточных, и в том числе несколько из «Тысячи и одной ночи». Дедушка обрадовался такому кладу, и как он уже начинал хворать и худо спать, то Пелагея, имевшая еще драгоценную способность не дремать по целым ночам, служила большим утешением больному старику. От этой-то Пелагеи наслушался я сказок в долгие зимние вечера. Образ здоровой, свежей и дородной сказочницы с веретеном в руках за гребнем неизгладимо врезался в мое воображение, и если бы я был живописец, то написал бы ее сию минуту, как живую».

Ключница Пелагея

С ней Сережа Аксаков, «мальчик с блестящими глазами и нежным сердцем», тесно общался не менее трех лет. Но началось все с «Аленького цветочка» – сказки, которую мальчик любил более всех и на потеху домочадцам сказывал, подражая прибауткам, ужимкам, оханьям и вздыханиям Пелагеи.

Удивительная сказка странствий, любви и добра, пробуждающая самые светлые чувства, отмечает в этом году свой 155-летний юбилей. Эта литературная обработка известного сюжета о красавице и чудовище, впоследствии публикуясь отдельно, стала самым популярным и издаваемым произведением Аксакова. «Аленький цветочек» не просто сказка о добре и зле, о хороших и плохих людях, о сильных и смелых героях, - она воспевает благородство души, любовь родителей к детям, почитание и уважение к родителям.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября (1октября) 1791 года в Уфе. В «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова - внука» Аксаков оставил правдивую летопись своего детства, характеристику родителей и родственников: первые изображены под фамилией Багровы, вторые – Куроедовы под фамилией Куролесовых. Детские годы писатель провёл в деревне Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Благодаря матери, с четырёх лет Сергей Тимофеевич умел читать и писать. Дальнейшее образование он получил в Казанской гимназии, где переходил из класса в класс с наградами и похвальными листами. В четырнадцать лет, в 1805 году был уже студентом Казанского университета. В университете проявились его актёрские способности, там же он руководил студенческим театром.

В 1809 году семейство Аксаковых получило большое наследство от тётки Куроедовой из Симбирской губернии. Семья переехала из оренбургской деревни сначала в Москву, а затем в Петербург, где дети могли получить образование в столичных учебных заведениях. Живя в Петербурге, Сергей Тимофеевич продолжил свою театральную деятельность, совершенствовался в декламации. Кроме увлечения театром, Аксаков служил переводчиком в комиссии по составлению законов.

В 1811 году он оставил службу, которая его мало привлекала, и уехал сначала в Москву, а затем в деревню, где пережил время нашествия Наполеона. В 1816 году Аксаков женился и поселился с молодой женой в имении отца Тимофея Степановича в селе Знаменское Оренбургской губернии. Здесь безвыездно он прожил с семьёй пять лет. Семья ежегодно прибавлялась. И когда у Сергея Тимофеевича было уже четверо детей, отец выделил ему имение в селе Надеждино.

В своём имении семья Аксаковых жила до осени 1826 года. Дети подрастали, их надо было учить. Занятие хозяйством ему не удавалось, в Москве же можно было найти какую-то должность. В августе 1826 года Аксаков навсегда простился с деревней и до самой кончины, т.е. в течение тридцати трёх лет прожил в Москве, а затем в подмосковном имении Абрамцево.

В 1827 году он получил, благодаря друзьям, должность цензора вновь учреждённого отдельного московского цензурного комитета, где Сергей Тимофеевич служил шесть лет. В 1834 году перешёл на службу в межевое училище (с 1936 года – Московский институт геодезии, аэрофотосъёмки и картографии). По состоянию здоровья в 1839 году ушёл в отставку и зажил, как он писал, «свободным человеком».

Его дом стал центром культурной жизни Москвы. Здесь собирались лучшие люди России, видные учёные, писатели, актёры. Среди них актёр Щепкин, поэт Языков, писатели Тургенев, Л. Толстой, Гоголь. Знакомство с Н.В. Гоголем перешло в долголетнюю дружбу. Гоголь с вниманием слушал увлекательные рассказы Сергея Тимофеевича о природе, охоте, о жизни семьи Аксаковых. Он постоянно предлагал ему рассказать об этом людям, написать воспоминания.

1854 по 1856 гг. Аксаков сосредоточенно работает над написанием «Детских лет Багрова-внука. В работе Сергея Тимофеевича принимала участие вся его семья. Ухудшение зрения лишило Аксакова возможности писать, и тогда на помощь пришли дочери. Сидя в любимом зелёном кресле, писатель диктовал свои произведения. По вечерам вся семья собиралась слушать готовые отрывки. Жена писателя Ольга Семёновна и дети были первыми слушателями и критиками его произведений.

Умер Сергей Тимофеевич Аксаков 30 апреля (12 мая) 1859 года в Москве, похоронен в Симоновом монастыре. В 1930 году его прах перенесён на Новодевичье кладбище. Сергей Тимофеевич Аксаков не успел завершить все свои творческие замыслы, но и то, что им написано, дарит читателям радость и душевный покой. http://viki.rdf.ru/item/2721/ . – Свободный

2.Ухожу я в мир природы. С.Т.Аксаков: полнотекстовая электроннаябаза данных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://orenlib.ru/aksakov/vst.html - Свободный

3.Вадим КОЖИНОВ. "Семейная хроника" С.Т. Аксакова. [Электронный ресурс] // Русское поле. Содружество литературных проектов – Режим доступа: http://belsk.ruspole.info/node/1611 - Свободный

В 1858 году создал Аксаков "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание интересующего нас произведения предваряет рассказ о его особенностях.

Это 2-я часть автобиографической трилогии Аксакова Сергея Тимофеевича. Повесть "Детские годы Багрова-внука", краткое содержание которой мы изложим чуть ниже, знакомит нас с первыми десятью годами из жизни ребенка, проведенными им в деревнях Оренбургской области и в Уфе (1790-е годы). Автор произведения воспроизводит восприятие ребенка. Все было одинаково важно и ново для мальчика из повести "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание поэтому составить не так просто. События сложно разделить на более и менее значимые, и фабула в произведении практически отсутствует. Однако мы постараемся выделить главные моменты повести "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание, представленное ниже, даст вам представление о важнейших событиях, повлиявших на формирование личности мальчика.

Воспоминания о младенчестве

Повесть начинается с ярких, бессвязных воспоминаний о младенчестве. Ребенок помнит, как он был отнят от кормилицы, а также долгую болезнь, от которой мальчик чуть не умер, бутылку рейнвейну странной формы и т. д. Дорога - наиболее частый образ в произведении "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание каждой главы мы последовательно опишем. Отметим, что большую часть произведения занимает описание переездов.

Сережа (так звали мальчика) выздоравливает после того, как в большом путешествии ему стало совсем плохо и родители, которые были вынуждены остановиться в лесу, положили его на постель в высокой траве. Здесь мальчик пролежал 12 часов, а потом "точно проснулся". Ребенок после болезни испытывает жалость ко всем, кто страдает. С воспоминаниями мальчика сливается присутствие матери. Ей удалось его выходить. Она любила его, возможно, поэтому, больше чем других детей.

Появление страсти к чтению у героя повести "Детские годы Багрова-внука"

Краткое содержание по главам продолжается описанием последовательных воспоминаний. Они начинаются у Сережи с четырехлетнего возраста. Им посвящена отдельная глава. Она так и называется - "Последовательные воспоминания", а предваряют ее "Отрывочные воспоминания" (глава третья). Мальчик и своей младшей сестрой в Уфе. Нервы его доведены болезнью "до крайней восприимчивости". Он слушает рассказы няньки и начинает мертвецов и проч. (различные страхи и в дальнейшем будут его мучить). Его обучили чтению настолько рано, что Сережа даже не помнит когда. У него была лишь одна книга, и мальчик знал ее наизусть. Сережа читал эту книгу каждый день своей сестре. Поэтому, когда С. И. Аничков (сосед) подарил мальчику "Детское чтение для сердца и разума", он настолько увлекся книгами, что был "как помешанный".

Новые впечатления

Мать боялась, что заболела чахоткой, измучившись болезнью сына. Отец вместе с ней решил отправиться к хорошему доктору в Оренбург. Детей они отвезли к родителям отца, в Багрово. Дорога поразила мальчика: переезд через реку, большие деревья, окаменелости и галька, ночевки в поле, рыбная ловля, которую он полюбил не меньше, чем книги. Все ему было любопытно. Отец вместе с Сережей радовался всему этому, а мать была равнодушна и даже несколько брезглива.

Люди, которые встречались в пути, новы и непонятны. Мальчик, например, не может понять отношения крестьян со старостой. Он видит жатву в жару, что вызывает в его душе чувство сострадания.

Жизнь в Багрово

Жизни у бабушки с дедушкой посвящена глава "Багрово". Сереже не нравится патриархальный быт. Дом печальный и маленький, обитатели его одеты не лучше, чем слуги родителей в Уфе. Страшен и суров дед. Сережа стал свидетелем одного его припадка гнева. Несколько позже, когда дед понял, что мальчик любит и отца, а не только мать, его отношение к Сереже резко изменилось. В Багрове не любят детей гордой невестки, которая "брезговала" своей родней. Здесь ребята прожили больше месяца. Багров был настолько негостеприимен, что брата с сестрой даже плохо кормили. Сережа развлекался тем, что пугал сестренку рассказами о невиданных приключениях. Он читал вслух ей и "дядьке" Евсеичу. На его воображение сильно подействовал какой-то водевиль и "Сонник", которые дала мальчику тетушка.

Знакомство с дядями

После вдруг повзрослел. Дом родителей посещают молодые братья матери (глава "Зима в Уфе"). Это военные, которые окончили благородный университетский пансион Москвы. От них мальчик узнает, что такое стихи. Сережу учит рисовать один из дядей, отчего он кажется ребенку "высшим существом". Сосед дарит ему новые книги: "Детскую библиотеку", написанную Шишковым, и "Анабасис" Ксенофонта.

Дяди и Волков, их адъютант и приятель, шутя, дразнят мальчика, в том числе и за то, что Сережа не умеет писать. Ребенок всерьез обижается. Однажды он даже кидается в драку. Сережу наказывают и требуют попросить прощения. Мальчик не хочет этого делать - он считает, что прав. Сережа стоит в углу и мечтает. В конце концов от усталости и волнения ребенок заболевает. Взрослые пристыжены. Общим примирением кончается это дело.

Обучение письму

Мальчика по его просьбе начинают учить писать. Для этого из народного училища приглашают учителя. Однажды, вероятно, по совету кого-то, его посылают туда на урок. Грубость учителя (а ведь он дома был с ним так ласков) и учеников, порка виноватых сильно пугают Сережу.

Сергеевская пустошь

Отец главного героя покупает 7 тыс. десятин земли с лесами и озерами. Он дает им название "Сергеевская пустошь". Мальчик этим очень гордится. Родители отправляются в Сергеевку для того, чтобы мать вылечилась башкирским кумысом и весной. Сережа с напряжением следит за разливом реки и ледоходом.

Дом для господ в Сергеевке не достроен, однако даже это веселит. Сережа вместе с Евсеичем и отцом до конца июля удит рыбу на оз. Киишки. Мальчик впервые наблюдает ружейную охоту и ощущает "какую-то жадность", "неизвестную радость".

Только гости портят лето. Правда, они бывают нечасто. Сережу тяготят посторонние люди, даже ровесники.

Возвращение в Уфу

Уфа мальчику "опостылела" после Сергеевки. Его развлекают лишь новые книги, подаренные соседом. Поэму Хераскова "Россиада" мальчик декламирует. Он рассказывает придуманные им подробности о ее персонажах. Приходит известие о том, что Екатерина II скончалась. Народ присягает царю Павлу Петровичу. Сережа внимательно слушает разговоры обеспокоенных взрослых, не всегда, правда, ему понятные.

Смерть дедушки

Приходит известие о том, что дед умирает. Семья отправляется в Багрово. Мальчик боится смотреть на умирающего деда. Он думает, что мать может захворать от всего этого, что они замерзнут зимой в пути. Сережу в дороге преследуют печальные предчувствия, и с этих пор вера в них укореняется в нем навсегда.

Краткое содержание рассказа "Детские годы Багрова-внука" продолжается тем, что через сутки после прибытия родных дедушка умирает. Дети успевают проститься с ним. Сережа боится, и это подавляет все его чувства. В особенности его поражают объяснения Параши (няньки), которая говорит, что дед не кричит и не плачет потому, что парализован. Он смотрит во все глаза и лишь губами шевелит. Мальчик чувствует бесконечность муки.

Ребенка неприятно удивляет поведение багровской родни. Повалившись брату в ноги, воют 4 тетки. Бабушка подчеркнуто уступает матери власть, и последней это неприятно. За столом все едят с аппетитом и плачут. После обеда мальчик смотрит на Бугуруслан и впервые осознает красоту зимней природы.

Роды матери и общение с бабушкой

Сережа, вернувшись в Уфу, вновь испытывает потрясение. Мать, рожая сына, едва не умирает. Став после смерти отца хозяином Багрова, отец выходит в отставку. Вся семья перебирается на постоянное житье в деревню. Сережу очень занимают сельские работы (косьба, молотьба и пр.).

Он не понимает, отчего маленькая сестра и мать равнодушны к этому. Мальчик пытается утешать и жалеть бабушку, которая быстро одряхлела после того, как дедушка умер. Он ее, в сущности, раньше и не знал. Однако обыкновение этой женщины бить дворовых, в помещичьем быту весьма привычное, быстро отвращает внука от нее.

В гостях у Прасковьи Куролесовой

Прасковья Куролесова зовет родителей Сережи в гости. Отец главного героя считается ее наследником. Из-за этого он не смеет перечить ни в чем этой доброй и умной, но грубоватой и властной женщине. Дом вдовы Куролесовой, богатый, хотя и немного аляповатый, сначала кажется Сереже дворцом, который описан в сказках Шахерезады. Прасковья, подружившись с матерью мальчика, долго не хочет отпускать семью в Багрово. А суетливая жизнь в этом всегда наполненном гостями доме утомляет Сережу. Он думает с нетерпением о возвращении в Багрово, которое уже мило ему.

Вернувшись сюда, мальчик впервые в своей жизни по-настоящему видит весну. От волнения у него начинается бессонница. Ключница Пелагея для того, чтобы Сережа лучше засыпал, рассказывает ему сказки, в том числе и (она помещена в приложении к повести).

Смерть бабушки

По требованию Куролесовой осень Багровы проводят в Чурасове. Отец мальчика пообещал бабушке возвратиться к Покрову. Однако Прасковья не хочет отпускать гостей. Отец в ночь на Покров видит страшный сон. А на следующее утро приходит известие о том, что бабушка заболела. Тяжела осенняя дорога назад. Переправляясь через Волгу у Симбирска, семья едва не потонула. В самый Покров умерла бабушка. Это очень поражает и капризную Куролесову, и Сережиного отца.

Заключительные события

Опишем заключительные события повести "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание их следующее. Багровы зимой собираются в Казань для того, чтобы помолиться чудотворцам. Не только Сережа, но и мать мальчика никогда не бывала в этом городе. В Казани планируется провести не более 2-х недель. Однако все выходит иначе: мальчика ждет начало очень важного события - его отдадут в гимназию. На этом кончается детство Сережи и начинается отрочество. Завершает свое произведение и Аксаков ("Детские годы Багрова-внука"). Краткое содержание следующей части трилогии ("Воспоминания") не входит в нашу задачу.

Отметим, что интересующее нас произведение очень популярно. Оно входит в школьную программу по литературе. Поэтому очень актуально сегодня описание произведения "Детские годы Багрова-внука" (краткое содержание). 4 класс школы - время, когда мы впервые знакомимся с ним. Однако многие интересуются этим произведением и после школы. Для того чтобы напомнить его сюжет, мы и создали эту статью. Она может быть полезна и при первом знакомстве с повестью - последовательно и довольно подробно описаны события произведения "Детские годы Багрова-внука". Очень краткое содержание вряд ли будет полезно тем, кто решил открыть для себя это творение Аксакова. А лучше всего прочитать повесть в оригинале. Краткое содержание произведения "Детские годы Багрова-внука" дает лишь поверхностное представление о нем.

Похожие публикации