Ребенок-ураган: как справиться с гиперактивностью. Почему возникает эта проблема? Гиперактивный и активный: различия

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте - к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение - это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего - в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил - говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.


Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша - нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка - она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: ). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители - воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: ). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.


Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым

Как воспитывать «непоседу»?

Советы психолога:

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: ).
  6. Воспитывать малыша - значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии - это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

Когда ребенок посещает интересные ему занятия - спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойным

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным - к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: ). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

Гиперактивный школьник

Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок - это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.

Гиперактивного ребенка родные, воспитатели и преподаватели называют настоящим «вечным двигателем». Даже в самом раннем возрасте он время от времени мог выпадать из своей кроватки. А уже в возрасте 5 лет увлечь этого ребенка интересной сказкой или просмотром мультфильма почти невозможно. Когда ребенок начинает ходить в школу, проблем становится только больше. Как появляется такое явление и можно ли его победить?

Что такое гиперактивность

Специалисты характеризуют это понятие как проявление у детей раннего возраста переизбытка активности. Такие дети не могут усидеть на месте и совершают большое количество лишних движений. У детей дошкольного возраста еще не полностью устойчивая нервная система, поэтому такое поведение часто наблюдается именно у них.

У мальчиков гиперактивность наблюдается в разы чаще, чем у девочек. Специалисты считают, что это обусловлено большими размерами мальчиков при рождении, что часто приводит к разного рода повреждениям. У мальчиков по сравнению с девочками позже формируются те отделы мозга, которые регулируют самоконтроль.

Сегодня количество детей с таким нарушением увеличивается. Если верить статистическим данным, то среди дошкольников таких детей насчитывается около 40%. А среди школьников младших классов их около половины. Эти цифры заставляют задуматься и вызывают обеспокоенность у медиков.

Это нарушение проявляется многими симптомами. Вот основные их них.

Недостаток внимания

Ребенок не может длительное время быть сосредоточенным на каком-либо одном деле, которое требует внимания и усилий. Это и чтение книги, и занятие математикой, и даже просмотр мультфильма. Из-за неспособности быть внимательным дети часто получают плохие оценки в школе.

Импульсивность

Дети с таким синдромом часто совершают необдуманные действия, спешат, отвечают на вопрос раньше, чем собеседник его закончит. Они испытывают трудности с планированием дел и не могут дождаться очереди. В результате у них портятся отношения с другими детьми, родителей все чаще начинают вызывать в сад или школу.

Подвижность

Такой ребенок постоянно находится в движении. Наблюдая за ним, можно заметить, что он постоянно бегает и скачет по комнате. Если попросить его сесть, то он будет болтать ногами или размахивать руками. Спокойно ходить ребенок не может. Он или бежит или передвигается вприпрыжку. У него очень оживленное лицо, бегающие глаза.

Изменения настроения

Родители не могут понять, почему у малыша так часто меняется настроение. Трудно предсказать поведение ребенка. Иногда без веской причины может возникнуть всплеск эмоций. В один миг ребенок может стать злым и жестоким, а через короткое время после этого превратиться в милого ребенка.

Плохая память

Когда малыш не может сконцентрировать свое внимание, постоянно совершает необдуманные действия, отвлекается от дел, информацию ему запомнить очень трудно.

Причины появления гиперактивности

В основе синдрома лежит дисфункция мозга, которая приводит к нарушению нормального протекания процессов, связанных с психикой. В результате ребенок страдает от всех вышеперечисленных проблем. Что же провоцирует развитие гиперактивности?

Период беременности

Если женщина во время беременности страдала от токсикоза, у нее повышалось давление, наблюдалась гипоксия плода, это увеличивает шансы родить ребенка гиперактивностью. Также вероятность этого нарушения увеличивается, если будущая мама курит, употребляет алкоголь, наркотики.

Нарушения при родах

К этому нарушению могут привести различные факторы. Шансы возрастают, если ребенок родился недоношенным, роды были стремительными или долгими. Причиной также может стать стимуляция или применение щипцов.

Предрасположенность

Если родители в детстве страдали от этой проблемы, то и ребенок может быть гиперактивным.

Родители гиперактивных детей часто срываются на них из-за такого поведения. Некоторые уже теряют надежду что-либо изменить в ребенке, и просто опускают руки. Есть такие родители, которые стараются воспитать ребенка в большой строгости, прививая ему таким способом дисциплинированность.

Но к таким детям необходим особый подход. При этом у каждого из них есть что общее. Поэтому исправить ситуацию можно попытаться, следуя общим рекомендациям специалистов.

Четко формулируйте задачу

Так как такие дети испытывают большие трудности с концентрацией внимания, родители должны научиться максимально четко ставить задачу перед малышом. Это должны быть короткие фразы, которые содержат все необходимое, чтобы понять смысл. Предложения не должны быть перегруженными и содержать лишнюю информацию.

Будьте последовательными

Не давайте ребенку несколько заданий одновременно. Например, вы просите ребенка, чтобы он убрал игрушки, вымыл руки, а затем шел к столу. Но это приведет к тому, что ребенок или не сделает ни одного вашего задания, или отвлечется где то на пути их выполнения. Поэтому гиперактивному ребенку нужно говорить по очереди, что ему нужно сделать.

Осторожно формулируйте запрет

Слово «нет» для гиперактивного ребенка является поводом для взрыва эмоций. Поэтому его лучше совсем не произносить. Не говорите фразу «Не наступай на лужи». Лучше скажите: «Давай пойдет по сухому тротуару». Таким способом вы сможете избежать многих истерик.

Обозначайте границы времени

Ак как малыши еще очень плохо ориентируются во времени, то, дав задание, вы должны будете сами проследить, как оно выполняется. Если ребенок увлеченно играет или бегает, а вам нужно накормить его, уложить в кровать или отвлечь на другое занятие, предупредите его, что через 10 минут нужно будет выполнить ту или иную задачу.

Направьте энергию ребенка в полезную сторону

Если у вас гиперактивный ребенок, необходимо, чтобы его энергия растрачивалась в течение дня как можно больше. Желательно, чтобы это были полезные дела. Ходите с ребенком на прогулку, пусть он займется спортом, посещайте с ним аттракционы, купите велосипед. Нужно отыскать то, что малышу понравится больше всего. Он станет более спокойным.

Посетите врача

Запишитесь к невропатологу. Он точно определит диагноз и назначит тот препарат, который сможет помочь справиться с гиперактивностью. В большинстве случаев лекарственные средства помогают улучшить внимание, поведение и способность контролировать себя.

Если у вас растет гиперактивный ребенок, вы должны быть терпеливыми. Важно понимать, что такое поведение обусловлено не тем, что он злой или плохой, а нарушением на уровне работы мозга. Не стоит бояться обращения к врачу. Ведь это сможет помочь малышу лучше учиться и общаться с другими детьми. Вы должны любить своего ребенка, невзирая на его поведение. Ведь он заслуживает этого не меньше, чем другие. А иногда и больше в этом нуждается. Ведь ему тоже непросто, когда у него возникают трудности с учебой или общением.

Как справиться с нервным гиперактивным ребенком? — Доктор Комаровский (видео)

В этой статье:

Гиперактивный ребенок – так называют детей, которые ни минуты не сидят на месте. Что в таких случаях делать родителям, какие можно дать советы по воспитанию неугомонных малышей? Быть может, по этому вопросу необходимо получить рекомендации психолога?

Если рассматривать понятие гиперактивности с медицинской точки зрения, то это состояние не требует медицинского вмешательства. Если у вас гиперактивный малыш, то в его воспитании помогут только советы опытного психолога. Он расскажет, как правильно направить, а не уничтожить или погасить этот комок энергии. Потому что это состояние, проявляемое в раннем дошкольном возрасте, при отсутствии верного направляющего вектора станет причиной больших неприятностей в младшей школе, а впоследствии и в старших классах. Оно может негативно отразиться на отношениях с детьми и преподавателями и сформировать комплекс неполноценности. Поэтому родителям лучше не медлить и следовать рекомендациям специалиста.

Как распознать гиперактивного ребенка

Основными признаками наличия гиперактивности являются спонтанные реакции, которые ребенок не может подавить в себе самостоятельно. Они негативно воздействуют на речь, внимание, подвижность крохи. Все вокруг называют этого живчика чрезмерно эмоциональным.

Также к негативным проявлениям гиперактивности относятся:


На практике это проявляется в следующих действиях. Для гиперактивного малыша является сущей пыткой стоять в очереди или слушать, сидя на одном месте, воспитателя или учителя. Сверхактивный карапуз очень много двигается, при коллективных ответах на вопросы всегда перебивает других и стремится сказать первым, плохо запоминает поручения и, как следствие, не выполняет их или выполняет некачественно.

Из-за бьющей ключом энергии такие дети не могут долго сконцентрировать свое внимание на чем-то, а потому часто не являются прилежными учениками, оставляя работу незаконченной. Они не могут дослушивать вопрос до конца, часто отвечают невпопад, не задумываются над ответом. Еще такие дети устраивают беспричинные истерики или проявляют гнев в неподходящее время. Они не могут понять чужих потребностей и вникнуть в желания других людей, согласовывая их со своими.

Признаки гиперактивного ребенка можно заметить в возрасте до семи лет. В дошкольном возрасте легче начать справляться с этой проблемой. Нужно понимать, что сверхактивные дети не могут сами справиться со своими состояниями, а потому родителям нужно им помочь.

Гиперактивные малыши требуют к себе большего внимания и участия в их жизни, чем более уравновешенные и спокойные. Но родителям нужно
помнить, что их усилия, потраченные на воспитание карапуза, потом окупятся сторицей. И станут примером для их чада, когда он сам будет взрослым.

Если ребенок гиперактивный, то очень важно знать, что делать родителям, чтобы эта активность стала максимально безопасной и полезной для ребенка, не причиняя беспокойства окружающим. Советы опытного психолога или мам, бабушек, переживших эти трудные периоды воспитания и становления личности, помогут молодым родителям справиться с этой проблемой.

Причины гиперактивности

Есть несколько причин, способных вызвать в детях состояние гиперактивности. К ним относятся:


Для того чтобы определить, является ли чадо гиперактивным, необходим не только совет психолога, но и семейного врача, чтобы исключить или подтвердить причину такого состояния.

Если причиной является состояние здоровья, то необходимо укрепить ребенка и не дать гиперактивности перерасти в психологическую проблему и стать негативной чертой характера.Если же ваш ребенок гиперактивный везде: дома, в детских коллективах, на прогулках, в детских учреждениях, – то пришло время узнать, что делать, и получить практические советы психолога.

Гиперактивность или недостаток внимания?

Иногда синдром гиперактивности путают с синдромом недостатка внимания. Как их отличить? Очень просто. Если вышеперечисленные признаки проявляются у ребенка и дома, и вне дома, то можно говорить о том, что сверхактивность имеет место быть. Если же они проявляются только в стенах дома, то обратите внимание на ваше отношение к ребенку, начните больше общаться с малышом, ходить с ним на прогулки, читать книжки, смотреть мультики и т.п.

Есть место еще и соединению этих двух синдромов. Медики называют его сокращенно СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Этот сидром может определить только врач. На основании исследований он сделает вывод, какое лечение необходимо ребенку, нужна ли помощь психолога, психотерапевта или другого детского врача.

На сегодняшний день существует много медицинских препаратов, способных помочь ребенку и совершенно прекратить подобные состояния. Они направлены на успокоение нервной системы, уравновешивание поведения ребенка, помогают сосредоточить внимание, улучшить память.

Прием лекарств назначается на утро, перед посещением ребенком детского сада или школы. Препараты выпускаются в форме конфет, капсул, жевательных пластинок, сладких сиропов. Назначает лечение только врач после беседы с родителями, поскольку лечение должно быть комплексным и включать в себя не только прием лекарственных препаратов, но и изменение образа жизни ребенка.

Для того чтобы вывести малыша из этого состояния, необходима помощь не только врача-терапевта, психотерапевта, но и психолога. Что же делать психологу с гиперактивным ребенком?

Для таких деток разрабатывается индивидуальный план по изменению образа жизни, в котором есть четкие рекомендации, что можно и что нельзя делать карапузу. План может включать в себя занятия с психологом по релаксации и поведенческой терапии, на которых ребенка учат расслабляться, успокаиваться, правильно дышать, делать глубокие дыхательные упражнения. Проводят психологические занятия, в ходе которых детей учат ставить цели и достигать их.

Если поставлен диагноз «гиперактивность», то о нем должны знать не только родители и врачи, но и учителя в школе, чтобы разработать индивидуальный план помощи ребенку: позволить выполнять задания более длительное время, сидеть на самом спокойном месте в классе.
При правильном подходе этот недуг может быть полностью устранен.

Положительные стороны гиперактивности

Ученым удалось выяснить, что синдром СДВГ имеет и положительные стороны. Гиперактивный ребенок является:


Многие гиперактивные дети – это очень талантливые и художественно одаренные личности!

Советы психологов по воспитанию гиперактивных детей

Прежде всего, дети с обнаруженными симптомами гиперактивности и синдромом СДВГ должны принять квалифицированную помощь психотерапевта и психолога. Для устранения неблагоприятных проявлений родителям не нужно пренебрегать и медикаментозным курсом лечения. Также необходимо наладить распорядок дня ребенка, прием витаминов и правильный
рацион. Необходимо проводить с ребенком физкультуру, совместные прогулки на свежем воздухе, занять его посещением интересных кружков, неагрессивных спортивных секций.

Эти занятия должны способствовать развитию в крохе систематичности, структурности, правильного и четкого взаимодействия с окружающим миром. Они нуждаются в поощрениях, наградах за выполненные до конца задания и в большом проявлении родительской любви, ласки и внимания к своей жизни.

Несколько правил, выполнение которых поможет воспитывать гиперактивного ребенка

Выполняя все эти нехитрые действия, прислушиваясь к советам, вы сможете из непоседы, кипящего энергией, не умеющего усидеть на месте ни минуты, постоянно задающего немыслимое количество вопросов, вырастить гения или настоящего мастера в какой-либо важной отрасли жизни. Главное с такими детками – терпение и любовь. Все остальное – это ряд регулярно выполняемых действий, которые для вас определит специалист. Ваша задача – просто их делать.

Гиперактивный ребенок - это не приговор , но что делать родителям в таком случае?

Советы психолога гарантируют выход из сложных ситуаций и помогут обрести с собственным чадом.

Когда мы сталкиваемся с таким вопросом, как воспитание гиперактивного ребенка, в голове крутятся мысли вроде: «Я плохой родитель» или «За что мне это наказание».

Родители впадают в уныние. Но не стоит бичевать себя или корить ребенка.

Проведите обследование, чтобы точно знать, что причина именно в этом.

Если подозрения оправдались, вам следует внести в свою жизнь и жизнь малыша серию изменений, чтобы постепенно скорректировать поведение, а не заниматься самобичеванием.


Основные признаки и причины СДВГ

Полностью диагноз звучит так: синдром дефицита внимания и гиперактивность, сокращенно СДВГ.

Он проявляется в раннем возрасте. Когда именно, определить сложно, потому что до определенного момента поведение чада кажется обычным.

Хотя иногда некоторые признаки сложно игнорировать.

Малыши очень сильно реагируют на изменение освещения или громкий звук, нервозны, страдают , двигательная активность у них не настолько развита, как у ровесников.

Но все это можно списать на всевозможные обстоятельства, которые часто не воспринимаются всерьез.


Разбираемся, как справиться с гиперактивным ребенком

А вот когда начинается , возникают первые подозрения.

Проявляется неуравновешенность, вспыльчивость, неспособность выполнять поставленные задачи, даже если тесты интеллекта говорят об обратном.

Остановимся на признаках подробнее:

Неуравновешенное поведение

Неспособность управлять как позитивными, так и негативными эмоциями. Заниженная самооценка.

Ребенок не может сосредоточиться на одном объекте

Ерзает на стуле, двигается. Внимание быстро переключается на посторонние мысли.


У ребенка с СДВГ специфическое поведение

Много разговаривает, перебивает старших, эмоционален и рассеян

С виду поведение выглядит как неуклюжесть, все падает из рук.

В младшем возрасте наблюдается задержка речевого развития. Чадо не может соединить слова в предложения.

Ребенок конфликтен и вспыльчив, обидчив и раздражителен

Он спорит и даже дерется с другими детьми.

Часто отвлекается на малейший звук

Потому не может сосредоточиться на поставленном задании, невнимателен.

Таким своим поведением претендует на участие взрослых, проявляет эгоизм и чрезмерную активность.


Изучаем причины гиперактивности и учимся бороться с ними

Мелкая моторика развита незначительно

Не может застегнуть пуговицы или завязать шнурки, имеет некрасивый почерк.

Причиной такого поведения является легкая форма нарушения работы головного мозга.

Практически в 70% случаев это происходит из-за неправильного питания матери, употребления наркотических веществ, .

Часто СДВГ проявляется из-за генетического фактора: один из родителей имел в детстве аналогичные симптомы.

Совет: также значительно влияет на состояние ребенка. Проследите, чтобы дом стал уголком тишины и покоя.


К таким детям нужен особый подход

Какая обстановка должна быть в доме? Организация работы в школе

Как вести себя дома

Взаимодействовать с гиперактивным ребенком всегда сложно.

Особенно если в глубине души вы постоянно сравниваете его с абстрактной или вполне существующей девочкой (мальчиком) без отклонений.

Кричать, нервничать, запрещать абсолютно бесполезно и не приведет ни к чему хорошему.

Вы можете только изменить атмосферу в доме, свою внутреннюю реакцию на его поведение и разработать правильную тактику.

Важно помнить, что малыш с СДВГ не знает запретов, он не понимает слова «нет», зато отлично отзывается на похвалу.


Справиться с таким чадом непросто

Ему, как личности, очень важно знать, что он хоть в чем-то хорош и что его мама любит его, а не изводит упреками.

На начальном этапе это личность нервозная, пребывающая в постоянном психическом напряжении.

Потому так важно, чтобы у него была отдельная комната со своей зоной уединения, где чадо может немного «остыть».

Оформите ее в спокойных цветах, избегая контрастов. Обговорите новый способ коммуникации с супругом.

В доме не должно быть криков, споров, ругани. Ваша задача - сделать будни спокойными, без неожиданных сюрпризов.


Найти подход можно даже к самому сложному ребенку

Составьте распорядок дня, который станет «железным» правилом, несмотря ни на что.

Не торопите ребенка, но давайте четкие рамки выполнения задания. К примеру: 18:00–18:40 - уборка игрушек.

Идеально иметь настенный таймер, который показывает, сколько времени осталось.

Вообще для таких детей понятия времени не существует.

У них нарушена причинно-следственная связь: «сделал правильно сейчас» - «получил награду завтра», не работает.

Обратная связь нужна немедленно. В школе это практически никогда не представляется возможным, поэтому пусть хотя бы дома все станет очевидным.

Сделал что-то правильно - похвалите или поощрите вкусняшкой. Хорошо показала себя «система жетонов».


Главная задача родителей в том, чтобы правильно организовать время малыша

Приобретите любые пластиковые фишки и выдавайте их за каждое дело, доведенное до конца, или маленькую победу.

Когда их накопится 10 штук, к примеру, посетите зоопарк, купите игрушку или чем-нибудь особенным.

Как вести себя в школе

В школе первым делом поговорите с преподавателями или классным руководителем об особенностях вашего ребенка.

Многие не знают, что такое СДВГ, объясните им подробно. Учителя должны стать вашими союзниками, а не врагами.

Лучше всего, если ваш ребенок будет сидеть прямо напротив доски, вблизи учителя, чтобы быстро и без затруднений задать интересующий вопрос.

Хорошо, если задания будут даваться дробно и фиксироваться мелом на доске. Попросите не требовать от него сразу слишком многого.


Существуют психологические приемы, которые облегчат процесс воспитания

Возможно, вначале первые победы будут выглядеть так:

  1. Выполнил задание от начала до конца, не вскакивая, но написал буквы криво
  2. Почерк стал ровнее, но встречаются пропуски букв
  3. Ответил правильно, но цифры смотрят в неправильную сторону

Поверьте, вдохновленный поощрением кроха, будет стараться еще больше, что благотворно повлияет на успеваемость в целом.

Стимулируйте его интерес таким образом. Ожидайте только самого лучшего от вашего ребенка, и он будет стараться радовать вас чаще!

Совет: не исключайте двигательную активность. Запишите малыша в спортивную секцию, где упор ставится на индивидуальные достижения, но без лишних эмоций и соревновательной составляющей.

Большое количество вводит ребенка в ступор.

Им просто сложно даже решиться думать над таким количеством заданий сразу.


Важно организовать комфортную обстановку в школе и дома

Потому сделайте следующее:

  1. Напишите ответы на задачи вразброс на обычном плотном листе
  2. Вырежьте их, придав форму пазлов (всего около 10 штук и более)
  3. Разложите на полу в комнате

Пусть ребенок решает пример и сразу же находит соответствующий из общей кучи.

Мало-помалу он соберет весь пазл и почувствует себя победителем!

Изучение букв может стать проблемой, ведь их много. Превратите испытание в игру.

Создайте поле из 33 клеток, внутри каждой заключена буква.

Поставьте заранее приобретенную для этих целей машинку вначале и за каждый правильный ответ продвигайте ее вперед на клетку.


Найти подход к ребенку с СДВГ реально

Неправильный ответ останавливает машинку. После 3 ошибок переносите игру на следующий день.

Дети с СДВГ с большой радостью преодолевают препятствия, особенно если знают, что за это их похвалят или накормят чем-то вкусным.

Можно также играть на желания, только ставьте небольшие лимиты - не более 5 букв за один раз.

Часто бывает, что во время выполнения домашнего задания по математике появляются проблемы с фиксированием результата своей мысли на бумаге.

То есть ответ ребенок знает, может рассказать, как он к нему пришел пошагово, но записать не способен.

Это связно с тем, что от него требуют делать два дела одновременно, а для тех, кто страдает СДВГ, это непостижимая ноша.

Не требуйте слишком многого, разрешите отвечать устно.


Превратите процесс воспитания в увлекательную игру

Умение писать - безусловно, важное и, конечно же, его нужно практиковать, но в данном случае рекомендуем пойти на уступку.

Довольно скоро он привыкнет проговаривать и писать одновременно.

Используйте двигательную активность, где только можно. Лучше всего такой подход работает в игровой форме.

Задайте вопрос малышу и, получив правильный ответ, разрешите ему сделать шаг вперед, а за неправильный ответ или шаг без спросу - два шага назад.

Это поможет закрепить нужные нам навыки и научит сосредотачиваться.


Поговорите о проблеме с преподавателями

Позаботьтесь, чтобы место, где он будет выполнять домашнее задание, не содержало каких-либо отвлекающих картинок или движимых объектов, животных.

Многие отмечают, что работа в наушниках наилучшим образом настраивает на спокойное выполнение задания.

Попробуйте! Вдруг этот совет подойдет и вам тоже!

Аутогенная тренировка - модель Шульца и техника Алексеева

Эти способы помогут гиперактивным детям успокоиться физически и психически, спокойно заснуть или полноценно расслабиться.

Аутогенная тренировка позволяет частично восстановить функции нервной системы и стабилизировать резервные возможности коры головного мозга.

Метод можно практиковать самостоятельно, но первый раз все же рекомендуется проводить под наблюдением психотерапевта.

Модель Шульца рассчитана на младший возраст (4–9 лет), а техника Алексеева предполагает использование лицам от 8–12 лет.


При правильном подходе ваш ребенок научиться понимать себя и свое поведение

Модель Шульца

Ведущий предлагает удобно расположиться на кресле или коврике.

Внимательно слушать его и выполнять каждую просьбу, даже если она кажется неправильной.

  1. Руки. Представьте, будто в одной руке вы держите лимон. Сожмите ладонь и выдавите из него весь сок. Отследите ваши ощущения в руке. Правда, переживать расслабление намного приятней?
  2. Руки и плечи. Представьте, будто вы маленькие котята. Вытяните руки вперед, затем вверх, отведите назад. Тянитесь как можно сильнее и после этого уроните руки по бокам. Почувствуйте расслабление всех мышц. Плечи и руки стали намного мягче.
  3. Плечи и шея. Теперь вы черепашки, греетесь на солнышке. К вам приближается опасность! Втяните голову в плечи, а сами плечи потяните вверх продержитесь так секунд 30 и снова расслабьтесь, вытяните голову.
  4. Челюсти. Сожмите их сильно, так, чтобы даже шея напряглась. Представьте, что вам попалась жесткая жвачка. А теперь расслабьте челюсти и почувствуйте, как это хорошо. Приоткройте рот, отдохните.
  5. Лицо. Представьте, будто на нос села надоедливая муха. Отгоните ее с помощью мышц лица без помощи рук!
  6. Живот. К вам направляется слоненок и не смотрит себе под ноги! Он может на вас наступить! Напрягите живот так сильно, как можете, и расслабьте его, когда слоненок пройдет мимо.
  7. Ноги. Встаньте в воображаемую «лужу». Напрягите пальцы и стопы, погружаясь в грязь все больше и сильнее. Выйдите и погрейтесь на солнышке.

Хвалите чадо за любые достижения

Техника Алексеева

В данном методе следует представить каждую часть тела, как большую лампу, а свое сознание, как маленький ночник.

Постепенно тушите лампы одну за другой, используя формулы: «Я расслабляю…(руки, ноги, шею), они теплые и неподвижные», «Я полностью расслаблен» и т. д.

Постепенно погасите все лампы, кроме ночника сознания. Вы должны погрузиться в состояние легкой дремы, как будто лежите в приятной теплой воде.

Совет: надиктуйте указанные инструкции на телефон. Каждый день в одно и то же время включайте их ребенку перед сном для глубокой релаксации.

Нейропсихологическая игровая терапия

Представленные упражнения предназначены для коррекции поведения в непринужденной игровой форме.

Не заставляйте малыша играть в них насильно и не перегружайте его более 20 минут.

Уставший гиперактивный ребенок, который перенапрягся, может капризничать или стать неуправляемым.


И, конечно же, запаситесь терпением

Упражнение № 1

Положите на пол веревку или обозначьте, что край ковра - граница. С одной стороны простирается речка, с другой - берег.

Ведущий предлагает выполнять его команды: кричит «речка» - надо прыгнуть в нее, кричит «берег» - стоит вернуться.

Когда все дети поняли условия, приступайте к основной части. Сначала команды называются в случайном порядке, затем чередуя «речка–берег–речка–берег».

Дети входят в определенный ритм. Неожиданно поменяйте последовательность.

Тому, кто ошибся, посоветуйте проговаривать команду вслух, а после - действовать.

Это поможет справляться с трудностями переключения между задачами и импульсивностью.

Упражнение № 2

Попросите ребенка покомандовать вами и научить чему-нибудь, что умеет сам.


Дети с СДВГ неспособны концентрироваться на нескольких проблемах одновременно

К примеру, нарисовать кота, только каждое ваше действие он должен проговаривать вслух, не используя жесты.

Это поможет объяснить, как работает планирование в реальности.

Упражнение № 3

Завяжите себе глаза и попросите малыша скомандовать, куда вам идти, чтобы не врезаться в стоящие предметы (два шага влево, один вправо). Это научит его анализировать ситуацию.

Совет: не нарушайте ваш распорядок дня, даже если это грозит скандалом. Идите на уступки только в незначительных ситуациях.

Он не может спокойно посидеть на диване или надолго заиграться. Ему все быстро надоедает, он бывает вспыльчив и агрессивен. Его ни на минуту нельзя оставить одного. Как совладать со сверхактивным ребенком?

16:20 5.08.2013

В то время как молодые мамы обсуждали преимущества разных соков и памперсов, Настя бегала за своим трехлетним Андрюшкой по всему микрорайону. Ее сорванец, в отличие от других малышей, мирно копающихся в песочнице, все время норовил куда-то умчаться. Он носился, как маленькая комета, категорически не желая оставаться в пределах детской площадки. Когда его ловили и пытались вернуть в родной двор, Андрюшка закатывал такую истерику, что бабушки из соседних подъездов неодобрительно качали головами и поджимали губы. Впрочем, эта способность - в упор не видеть границ дозволенного - сохранилась у него и тогда, когда он стал значительно старше.

Так начинаются истории большинства детей, которым впоследствии ставят диагноз СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Но в отличие от шустрых малышей, которые к школьному возрасту становятся более уравновешенными, проблемы с гипердетками растут как снежный ком.

О том, что у такого сообразительного и эрудированного мальчика, как Андрей, могут возникнуть серьезные недоразумения в детском саду, Настя и подумать не могла. Однако уже на второй день воспитательницы, охая и вздыхая, начали наперебой рассказывать о том, что ребенок непослушен, неуправляем, капризен, не ест, не спит и не хочет сидеть на занятиях вместе с другими детьми, а главное - совершенно не готов к посещению детсада.

Именно с этого момента и начались все большие беды маленького человека.

Несмотря на свою подвижность, Андрюшка был очень неловок и отчаянно раздражал этим отца, пытавшегося научить сына играть в футбол или лазать по деревьям. Свекровь отказалась брать внука на выходные после того, как Андрей в порыве ярости запустил деревянной игрушкой в сервант, выбив стекло. Дед возмущался полным отсутствием целеустремленности и настойчивости у внука. Редкая прогулка обходилась без того, чтобы посторонние люди не сделали Андрею замечание. Упреки сыпались отовсюду. Круг замыкался, и Настя постоянно чувствовала себя преданной всеми, виноватой, уставшей и отчаявшейся. А Андрюша, как назло, будто ощущая нервозную обстановку, стал еще более вспыльчивым и плаксивым.

Хождение по мукам

Первым специалистом, к которому измученная Настя решила обратиться за советом, был психолог. Важная дама сообщила, что хотя и не видит серьезных проблем, но позаниматься согласна. Однако на третьем занятии она отметила, что ребенок очень невнимателен и несобран. И посоветовала сходить к невропатологу. Никаких особенных отклонений, кроме двигательной расторможенности и незначительной задержки речевого развития, не обнаружил и этот специалист. А по вопросам поведения порекомендовал проконсультироваться с детским психиатром.

На этот раз пожилой доктор долго беседовал с самим Андреем. «У вас очень смышленый мальчик, но, к сожалению, у него есть некоторые особенности, которые нуждаются в медикаментозной коррекции», - вынес свой вердикт врач.

Настя была шокирована. Но давать ребенку нейролептики побоялась. И решила побеседовать еще с одним специалистом. А потом еще с одним. Сколько всего кабинетов пришлось им посетить, сказать трудно. Это было тяжелое, изнуряющее паломничество в попытках найти ответ всего лишь на один вопрос: «Что с ребенком?» Чем больше врачей они посещали, тем запутанней казался диагноз. Мнения медиков варьировались от «абсолютно здоров» до «очень сложный случай». Однажды во время очередного приема кто-то из врачей озвучил неизвестную доселе причину всех их мучений - СДВГ.

Всю ночь Настя читала в Интернете информацию об этом синдроме. И к утру нашла форум, на котором мамы детей с аналогичными проблемами обсуждали методы воспитания, лечения, коррекции. Казалось, три четверти того, что описывали другие, - портрет ее сына. Рассеянного, несобранного, вспыльчивого, импульсивного, нетерпеливого, неспособного дожидаться своей очереди и не выносящего проигрыша, не умеющего найти общий язык с другими детьми, но при этом очень доброго, ласкового и сообразительного.

Причины и следствия

Оказалось, что таких детей, как Андрей, не так уж и мало - около 3-5%, из которых большинство мальчиков. И что это - легкое неврологическое нарушение, которое нередко не выявляется при стандартном обследовании. А главное - большинство новых виртуальных подруг Насти прошли аналогичный путь надежд и разочарований и ко многим неприятностям научились относиться терпеливо, мудро, а частенько даже с юмором.

Мамы гиперактивных детей постоянно сталкиваются с непониманием и осуждением окружающих, которые, негодуя, обращают внимание на буйный нрав их сыновей и дочек. На самом деле эсдэвэгэшки, как их ласково именуют родители, имеют свои выдающиеся качества. Например, «эффект двойной исключительности» - невероятное сочетание невнимательности, утомляемости и других проблем, затрудняющих обучение, с общей одаренностью и даже талантом. И действительно, Настю всегда удивляла великолепная память и выдающиеся математические способности сына. Но, увы, этих особенностей не учитывает наша система дошкольного и школьного образования.

Главная проблема детей с СДВГ в школах и в детских садах в том, что они неусидчивы и нетерпеливы. Для них не существует слово «надо». Им практически не удается более 5-10 минут удерживать свое внимание на вещах, которые для них не значимы. При этом они могут часами заниматься тем, что им интересно. Они много разговаривают и отвлекаются. Спокойно сидеть на занятиях и все время усердно писать или считать для них - непосильная задача. Когда им становится скучно, они начинают вертеться и мешают проводить урок. Кроме того, вследствие более позднего функционального созревания лобных долей головного мозга эти дети более инфантильны и импульсивны, чем их сверстники. Их психологический возраст примерно на 30% меньше биологического. Поэтому во всем, что касается умения контролировать свои эмоции и планировать поступки, девятилетний ребенок с СДВГ соответствует шестилетке.

Они спят меньше других детей и чаще просыпаются ночью. В двигательной сфере у них нередко обнаруживаются нарушения координации, а развитие мелкой моторики и формирование навыков запаздывают. Им сложнее научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Их тетрадки поражают своей неаккуратностью, а почерк - просто ужасен. Их рассеянность способна свести с ума даже самых терпеливых родителей и учителей. Такой ребенок может потерять собственную тетрадку на своей же парте, перепутать куртки в раздевалке, не найти школьной формы и забыть в маршрутке портфель.

Однако в чем кроется причина подобных проблем? Мнения ученых разошлись, но большинство специалистов склоняются к мысли, что в основе этого расстройства лежит нарушение произвольного контроля и энергетического тонуса. Из-за этого ребенок перевозбужден, непоседлив, ни на чем не может долго сосредоточиться. При этом он очень быстро утомляется. Нельзя сбрасывать со счетов и наследственную, генетически обусловленную предрасположенность к СДВГ, которая тоже подтверждается исследованиями.

Несмотря на споры и различные точки зрения относительно природы этого синдрома, медики, педагоги и психологи единодушны в одном: количество таких детей растет с каждым годом. Поэтому и учителям, и родителям стоит обратить внимание на некоторые правила, которые могут помочь в общении и обучении гипердеток.

Любовь, внимание, терпение

От родителей в первую очередь зависит, насколько успешно сын или дочь сможет преодолеть свои проблемы. Недопустимо, чтобы ребенок привык считать себя «плохим», «неорганизованным», «невыносимым» и заработал комплекс неполноценности. Несмотря на то, что после 12 лет примерно у половины детей основные симптомы СДВГ сглаживаются, некорректное поведение родителей и учителей может привести к заниженной самооценке и потере веры в себя.

Нужно понять самое важное: детки с СДВГ особенно нуждаются в любви и защите! В своей жизни они переживают огромное количество неудач и разочарований и поэтому требуют к себе особого отношения. Их нельзя наказывать за невнимательность (ведь они слышат лишь половину из того, что им говорят), «клеймить» нелицеприятными эпитетами, кричать на них, сравнивать с другими детьми. Для них особенно важен четкий режим дня, который следует соблюдать с первых месяцев жизни, спортивное развитие, спокойная атмосфера в доме и внимание мамы и папы. Отдавая гиперактивногомалыша в детсад или школу, обязательно предупреди воспитателя (учителя), что твой ребенок слишком подвижен и неусидчив: ему нужно помогать организовать работу, составляя эффективный план, позволять чаще двигаться. Дома же ребенка нужно постоянно чем-то занимать: рисованием, конструированием, лепкой, чтением, помня, что любое занятие быстро ему надоедает. Родительское терпение, уважительный диалог с ребенком и искренняя любовь помогут твоему чаду поверить в себя и с годами преодолеть трудности, вызванные СДВГ.

Воспитываем непоседу

Общаться с гиперактивным ребенком нужно максимально спокойно, многое повторяя по нескольку раз. Крик только усугубит проблему.

  • Хвали и подчеркивай успехи ребенка , поощряй за достижения, акцентируя внимание не на конечном результате, а на том, сколько усилий пришлось приложить малышу.
  • Установи простые правила: не есть сладкого перед едой, ложиться спать не позже девяти вечера - и неукоснительно их соблюдай, не тратя времени на споры.
  • Любые объемные задания разбивай на части, так как нередко гиперактивный малыш отступает перед серьезными задачами, опасаясь: «Я никогда не смогу это закончить».
  • Гиперактивным детям очень трудно переключаться с одного занятия на другое. И если какое-то увлекательное дело нужно завершить к определенному сроку - предупреждай об этом ребенка заранее и, возможно, не один раз.
  • Переутомление усиливает все негативные проявления синдрома. Поэтому любая нагрузка должна быть адекватна возможностям ребенка. От усталости дети с СДВГ становятся еще более возбудимыми.
  • Не ограничивай двигательную активность ребенка. Дома у такого малыша должен быть спортивный уголок. С ним нужно много гулять и заниматься спортом.
Похожие публикации