Работой всех органов чувств управляет. Какая система в организме человека управляет работой всех органов? Органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа

Урок природоведения в 3 классе. «Школа России»

№ 3 г. Петровска Саратовской области, высшая категория.

Тема: Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств).

Цель: создать у учащихся представление о том, как люди воспринимают окружающий мир.

Задачи :1.Познакомить учащихся с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств.

2.Развивать устную речь, логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, делать выводы.

3.Прививать навыки соблюдения правил здоровьесбережения; умения работать в группе.

Оборудование: фрагмент фильма(введение: VTS _01_0)«Биология человека»(интерактивный фильм DVD для общеобразовательных школ/ серия: учебные фильмы по биологии)электронный атлас для школьника/ анатомия8-9 классы/компьютерная анимация: сенсорные системы/зрительная система/зрачковая реакция на свет, слуховая сенсорная система/ восприятие звуков; презентация Microsoft Office Power Point «Органы чувств»; интерактивная доска Interwrite - кроссворд «Организм»; тест «Органы чувств»; тексты инструкций для проведения экспериментов; наборы продуктов и предметов для исследовательской работы.

План урока:

1. Организационный момент.

2.Постановка цели и задач урока.

3.а) Проверка домашнего задания.

Б) Повторение изученного.

4.Сообщение новой темы.

5.Знакомство с новой темой:

А) сообщение «Органы чувств»

Б) физминутка

В)исследовательская работа в группах.

6.Проверка знаний (тест «Органы чувств»)

7.Это интересно! (доп. материал к уроку)

8.Итог урока.

Ход урока.

1. Орг.момент.

Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал. Садитесь.

Сегодня наш урок природоведения пройдёт в кабинете информатики.

2. Постановка цели и задач урока.

Современные компьютерные технологии помогут нам повторить изученное и узнать что-то новое. А, так же, вам предстоит в группах провести ряд исследований и сделать самостоятельные выводы.

Предлагаю начать урок с фрагмента фильма «Биология человека». Внимательно смотрите и слушайте. В нём прозвучат несколько важных для нашего урока высказываний.

(Просмотр фильма)

3 а).Проверка д.з.

О какой величайшей загадке природы шла речь в фильме? (о существовании человека разумного)

Люди, имеют разный цвет волос и кожи, форму глаз, носа, губ, длину рук и ног. А что, их объединяет в устройстве организма? (внутреннее строение организма)

Проверим, что вы узнали на прошлом уроке о внутреннем строении организма человека.(фронтальный опрос)

Какая наука изучает строение тела человека? (анатомия)

Что изучает физиология? (работу органов)

Как называется наука о сохранении и укреплении здоровья? (гигиена)

Почему не только учёным, но и каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека? (чтобы сохранять и укреплять своё здоровье, суметь оказать первую медицинскую помощь, вовремя заметить отклонения в своём здоровье и обратиться к врачу)

Во все времена человек заботился о своём здоровье. В народе сложено большое количество пословиц об этом. Какие пословицы о здоровье вы подобрали и записали? (дети читают пословицы, записанные в тетрадях)

б)Повторение изученного.

А теперь, предлагаю разгадать кроссворд. (интерактивная доска)

Какие органы человека вы знаете и какую работу они выполняют? . (дети отгадывают органы, изображённые на доске и записывают их в кроссворд)

1. желудок (переваривание пищи)

2. сердце (движение крови в организме )

3.лёгкие (дыхание, снабжают организм воздухом )

4. глаз (зрение )

5.печень (фильтр)

6.почки (удаляют из крови ненужные и вредные вещества )

7. зубы (пережёвывают, перетирают пищу )

8.мозг (распоряжается функциями всего тела, контролирует все другие органы )

Прочитайте ключевое слово.(организм)

Из чего состоит организм человека? (из органов)

Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов.

Какие системы органов вы знаете? (нервная, кровеносная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, репродуктивная)

Организм человека представляет собой систему органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

Какая система управляет деятельностью всего организма?(нервная)

4. Сообщение новой темы.

(Показ презентации Microsoft Office Power Point «Органы чувств»)

А сейчас мини-викторина.

1слайд.

1. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге? (глаза) картинка1 .

2. С помощью какого органа вы узнаете о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?(уши) картинка2 .

3. Какой орган помогает почувствовать запах цветка, духов? (нос) картинка3.

4. С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, кислую от солёной? (язык) картинка4.

5. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы? (кожа) картинка5.

Для чего же человеку нужны уши, глаза, нос, язык, кожа? (чтобы воспринимать окружающий мир, чтобы чувствовать его)

Чувства – это способность человека видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус и ощущать окружающий нас мир;это возможность узнать, что происходит в мире вокруг нас.

-Уши, глаза, нос, язык, кожа так и называются –органы чувств. картинка6 . Это тема нашего урока . Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением для человека.

5. а) Знакомство с новой темой.

Глаза- орган зрения.

Я загадаю вам загадку, ответив на неё, узнаете с какого органа чувств мы начнём разговор:

Брат с братом

Через дорогу живут,

А один другого не видит.

(учащиеся делают сообщения)

2 слайд.

Глаза- это сложные живые оптические приборы. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение-способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Глаз воспринимает световые волны. Информация поступает в мозг, который сообщает, что мы видим.

Рассмотрите глаза друг у друга. Чем защищены глаза? (веками)

Проследите за движением моей руки. У глаз есть мускулы, благодаря которым они могут двигаться вверх и вниз, влево и вправо.

Зрачок- это чёрный кружок в центре нашего глаза. Он, то и принимает свет. Позади него расположены хрусталик, сетчатка и нервы.

Врачи – окулисты наблюдают за состоянием глаз людей и проводят необходимое лечение. У некоторых людей слабое зрение. Чтобы улучшить зрение, им нужна помощь. Поэтому многие люди носят улучшающие зрение очки или контактные линзы. Зрение нужно беречь! Нельзя утомлять глаза. Чаще давайте им отдых. Вот и мы сейчас проведём гимнастику для глаз:

- Встаньте.

1. Быстро поморгайте, закройте глаза, постойте спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 4-5 раз.

2.В среднем темпе проделайте 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет1-6. Повторить 1-2 раза.

Садитесь.

Итак, назовите орган зрения и как человек воспринимает мир с его помощью.

3слайд.

Вывод: глаза - орган зрения. Зрение помогает различать цвета предметов, их размеры, форму, узнавать далеко они или близко, движутся или неподвижны. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телевизор, любуемся красотой природы.

Продолжим. О каком органе чувств эта загадка?

У зверушки-

На макушке.

Ниже глаз.

4 слайд.

Второй по важности орган чувств у человека, очень тонкий и сложный - ухо . Как мы воспринимаем окружающий мир с помощью уха? (с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку)

Мы видим только наружную часть уха- ушную раковину и барабанную перепонку. Остальная его часть находится внутри головы- среднее ухо и внутреннее ухо.

- Слух- способность организма воспринимать звуковые волны. Звуки заставляют барабанную перепонку вибрировать. Это вызывает вибрацию слуховых косточек. Нервы передают сигнал мозгу и там обрабатывается.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Люди, которые потеряли слух, могут общаться с помощью мимики и жестов. Слух надо беречь! Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхайте на природе - среди тишины, вдали от шума цивилизации.

Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и потерять слух. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт посторонний предмет, обратись к врачу.

5 слайд .

Вывод: С помощью какого органа человек слышит все звуки, которыми наполнен мир? (с помощью органа слуха- ушей).

Как надо ухаживать за ушами?

Какие меры предосторжности следует предпринимать, чтобы не потерять слух?

А сейчас следующая загадка:

Между двух светил

В середине я один.

6 слайд.

Нос- орган обоняния . Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Мы вдыхаем носом воздух, в котором содержатся запахи исходящие от различных предметов. Запах достигает задней стенки носа, нервы, реагируя на него сообщают об этом мозгу. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. Многие запахи доставляют удовольствие, другие предупреждают об опасности (запах газа, дыма). Когда нос заложен, то человеку трудно различать запахи. Это мешает ощущать вкус еды. Обоняние ухудшается у курящих людей. Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм, вести здоровый образ жизни. Это поможет сохранить хорошее обоняние.

Вывод : Что такое обоняние? Как его сохранить?

Язык- орган вкуса.

- отгадайте следующую загадку. О чём она?

Всегда во рту,

А не проглотишь.

7 слайд.

Что мы различаем с помощью языка?

Мы различаем вкусы с помощью языка. Тысячи маленьких выступов покрывают весь язык. Они называются вкусовыми сосочками. Внутри них находятся нервы, которые посылают сведения о вкусе мозгу, и он сообщает нам, что мы едим. Существует четыре основных вида вкуса: сладкий, солёный, горький и кислый. Каждый из них мы ощущаем различными участками языка. Язык также различает горячее, холодное и боль.

Вывод: язык- тоже один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь несъедобное или несвежее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

8 слайд.

(рассказ учителя)

Кожа- орган осязания.

Закройте глаза, проведите рукой по столу, по своей одежде, потрогайте лицо. Что вы чувствуете? Вы чувствовали гладкость стола, шероховатость одежды, тепло своего тела. Это чувство называется- осязанием . Кожей мы чувствуем жару и холод, мягкое и твёрдое, гладкое и пушистое, боль. Нервные окончания, расположены прямо под поверхностью кожи. Они посылают сигналы мозгу о том, к чему мы прикасаемся. Лучше всего человек осязает подушечками пальцев, потому что в них сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний. Кожа сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость. Она покрывает всю поверхность тела человека, выполняет защитную функцию, предохраняет от инфекций. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обморожений. Соблюдай гигиену.

Вывод: О чём может человеку «рассказать» кожа? Как нужно ухаживать за кожей?

9 слайд .

Обобщение:

Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. Их работой руководит головной мозг. Из внешнего мира мы воспринимаем информацию в виде чувств. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Для того, чтобы все органы чувств работали хорошо, надо правильно за ними ухаживать, соблюдать правила гигиены и вести здоровый образ жизни, закаляться.

Работа с учебником . с 132-135

Прочитайте вывод на с. 135.

Запишем в тетради:

Органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа.

Словарь: обоняние, осязание.

б) Физкультминутка.

Игра « Саймон говорит»

Саймон говорит покажите орган зрения. (дети показывают глаза)

Саймон говорит покажите орган слуха (дети показывают уши)

Саймон говорит покажите орган вкуса (дети показывают язык)

Саймон говорит покажите орган обоняния (дети показывают нос)

Саймон говорит покажите орган осязания (дети показывают кожу)

в) Исследовательская работа. (в группах)

Класс делится на 5 групп. Дети получают задания.

1 группа . Составить памятку об охране зрения.

Пользуясь текстом учебника с. 132-133, составьте памятку об охране зрения.

«Памятка об охране зрения»


  1. Читай и пиши только при ______________ освещении.

  2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии _____________ см от глаз.

  3. Не читай _________________.

  4. Если долго читаешь, пишешь, давай глазам отдых через каждые _______ минут.

  5. Вредно для глаз подолгу смотреть _______________, работать на ___________________.

  6. Нельзя тереть глаза ________________.

2 группа.

Изучить раздел «Звук» в Большой оксфордской энциклопедии и подготовить ответы на вопросы:

Почему необходимо контролировать уровень шума?

Перечислите звуки нормальные для восприятия человека.

Перечислите звуки, которые создают дискомфорт для ушей.

Перечислите звуки, которые могут привести к повреждению ушей.

Сделайте вывод:__________________________________

3 группа.

Проверить опытным путём, какой участок языка определяет сладкую пищу. Указать данный участок на схеме.

Сделайте вывод:____________________________________

4группа.

Определить по запаху в школьной столовой, что готовят на обед.

(или с завязанными глазами определяют по запаху продукты: лимон, лук, чеснок)

Сделайте вывод:______________________________________

5группа.(в непрозрачном мешочке належат предметы разные по форме, фактуре, размеру, цвету, съедобные, несъедобные)

Проверьте опытным путём: что можно определить на ощупь? Отметьте нужное слово.

Форму (круглый, квадратный…)

Размер (большой, маленький…)

Гладкий или шершавый

Тёплый или холодный

Сделайте вывод:_________________________________________

Работа в группах закончена, представьте результаты своих исследований.

(учащиеся рассказывают о том, какое задание было дано, как его выполняли и какие результаты получили)

Молодцы! Во время этой работы, вы не только использовали полученные знания, но и смогли самостоятельно узнать ещё много нового и интересного.


  1. Проверка знаний .
Тест « Органы чувств»

  1. Соедини линиями:
Глаза орган осязания

Уши орган вкуса

Нос орган зрения

Кожа орган обоняния

Язык орган слуха


  1. Работой всех органов чувств управляет __________________ .

  2. Для того, чтобы сохранить хорошую работу органов чувств надо ____________________________________________________________________________________________________________ .

7.Это интересно!

(просмотр компьютерной анимации: зрачковая реакция на свет, восприятие звука, кожная чувствительность, сенсорная система- управление мозгом)

8.Итог урока:

Сколько органов чувств есть у человека?

- Что вы узнали нового об органах чувств человека?

Какую роль они играют в нашей жизни?

Как нужно беречь органы чувств?

Релаксация.

Похвалите себя за хорошую работу на уроке (погладьте себя по голове, поблагодарите своих товарищей за сотрудничество(пожмите друг другу руки). Всем спасибо за урок!

Оценки за работу на уроке:_________. Оценки за тест:__________ .

9. Д. з. с 132-135 учебник «Природоведение»

Цель: познакомить учащихся с органами чувств.

Образовательная задача: формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; познакомить со строением и функциями органов чувств.

Развивающая задача: развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, внимание, память, любознательность, развивать навыки гигиены.

Воспитывающая задача: воспитывать ответственность за свой организм, культуру гигиены, интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: плакат “Внутренние органы человека”, диаграмма “Работа внутренних органов”. Кроссворд “Органы чувств”, Иллюстрации “Строение глаза”, “Строение уха”, “Строение кожи”, “Как мы чувствуем запахи”, “Вкус”, лимон, лук, нож. Набор предметов: ткань, отвертка, наждачная бумага, наперсток, карточки-тесты.

Ход урока

1. Организационный момент

.
  • приветствие;
  • проверка готовности к уроку;

2. Проверка домашнего задания:

А. Беседа – организм человека

Учитель: С каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке?

Учащиеся: Организм человека.

Учитель: Для чего же нам надо знать свой организм?

Учащиеся: Чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы.

Учитель: Какие науки нам помогают изучить наш организм?

Учащиеся: Физиология, анатомия, гигиена.

Учитель: Зачем нам нужно знать, как заботиться о здоровье?

Учащиеся: Чтобы правильно использовать свой организм и, не причиняя ему вред выполнять различную работу, вовремя предотвращать болезни.

Учитель: С какими двумя группами органов человека мы познакомились на прошлом уроке?

Учащиеся: Внутренними и наружными.

Учитель: Назовите наружные органы человека.

Учащиеся: Руки, ноги – конечности, шея, голова, туловище, спина, живот.

Учитель: Назовите внутренние органы человека.

Учащиеся: легкие, желудок, сердце, почки, печень, мозг, кишечник;

Б. Характеристика органов человека – работа по схеме

Учитель: Ребята, как выглядят легкие? Для чего они нам нужны?

Учащиеся: Две большие подушки, губки. Они нам нужны для дыхания.

Учитель: Правильно, легкие наполняют кровь кислородом и удаляют из нее углекислый газ. Кислород нам нужен для того, чтобы все органы хорошо работали.

Учитель: А что вы можете сказать об этом органе?

Учащиеся: Это сердце. Оно состоит из мышц. В нем 4 камеры.

Учитель: А за что оно ответственно?

Учащиеся: Оно стучит, сжимается и разжимается, заставляя бегать кровь по сосудам.

Учитель: А что произойдет, если сердце перестанет биться?

Учащиеся: Человек умрет?

Учитель: А как надо охранять сердце?

Учащиеся: Заниматься физическими упражнениями.

Учитель: Расскажите о следующем органе (желудок)

Учащиеся: Это мышечный орган, в который попадает пища. В нем она обрабатывается желудочным соком, переваривается.

Учитель: А что с пищей происходит, когда она попадает в кишечник?

Учащиеся: Она окончательное переваривается и поступает в кровь, которая разносит ее по всему организму и питает все органы.

Учитель: Ребята, для чего нужны человеку почки?

Учащиеся: Чтобы очищать организм от вредных веществ.

Учитель: Что помнит о следующем органе (печень).

Учащиеся: Этот орган красно-коричневого цвета, он нужен для того, чтобы выдавать дополнительные запасы крови и питательных веществ, а также уничтожать отработанную кровь.

Учитель: Ребята, а какой орган самый главный? На что он похож?

Учащиеся: Это мозг. Он похож на две половинки грецкого ореха. Он нужен для управления деятельностью всех органов.

Учитель: Хорошо, и теперь соединим стрелочками орган и тот вид работы, который он выполняет для правильной работы организма

С. Классификация функций органов человека – диаграмма

3. Подведение итогов проверки

4. Сообщение темы

а) кроссворд;

Учитель: Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы с вами разгадаем кроссворд:

1. С помощью какого органа мы узнаем о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок?
2. С помощью какого органа мы узнаем что написано или нарисовано в этой книге?
3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у яблони?
4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от соленой?

Учитель: Прочитайте ключевое слово. Какие это органы?

Учащиеся: Органы чувств.

Учитель: Правильно. “Органы чувств” это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением. Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык. Давайте познакомимся с ними подробнее.

5. Органы чувств.

Учитель: У человека есть пять органов чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире. За каждое из чувств отвечает специальный орган.

А) Орган зрения – глаза.

Учитель: Я загадаю вам загадку, ответив на нее, узнаете, с какого органа мы начинаем разговор:

Брат с братом через дорогу живут
А один другого не видит (глаза)

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что твориться вокруг и в тоже время именно глаза больше всего говорят о человеке.

  • Значение зрения.

В древности ученые полагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через которое свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда лишь человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

  • Опыт – значение зрения.

Проведем опыт – закройте один глаз, а потом попросите соседа показать вам два карандаша, из которых один будет чуть – чуть ближе к вам. Используя один глаз, вам будет намного труднее определить, какой карандаш ближе.

  • Запись в тетрадях:

ОРГАН ЗРЕНИЯ ПОМОГАЕТ ВОСПРИНИМАТЬ ПРЕДМЕТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ЦВЕТЕ, ОБЪЕМЕ, ПРОСТРАНСТВЕ;

  • Строение органа зрения – работа по схеме
  • . (Приложение )

Учитель: Глаза расположены в глазницах – специальных впадинах черепа. Глаза защищены веками и ресницами. Веко – это подвижный покров глаз.

Ресница – это волосок на краю века. Примерно 25 раз в минуту человек двигает веками – моргает. Это очищает открытую часть глаза от пылинок и соринок, смачивает, предохраняя от высыхания. Над глазами находятся брови, которые оберегают глаза от пота, стекающего со лба. Слезы, которые порой текут у нас из глаз, полезны. Они убивают микробов и вымывают соринки. (работа с конструктором)

Сам глаз иначе называется глазным яблоком (за свою форму). На нем есть радужная оболочка , именно ее цвет определяет цвет глаз. В центре радужной оболочки находится отверстие, через которое свет попадает на хрусталик глаза, похожий на линзу, а затем на сетчатку. Снаружи глаз покрыт роговицей – прозрачной оболочкой

Памятка “Береги зрение”: (чтение учебника стр 126)

6. Физминутка (3 мин)

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!
(руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
(поворот вправо)
Оглядимся величаво,
(поворот влево)
Поглядеть из под ладошек.
И направо, и еще
(поворот вправо)
Через левое плечо
(поворот влево)
Буквой “Л” расставим ноги
Точно руки в боки
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

В) Орган слуха – уши.

Учитель: О каком органе загадка?

У зверушки - На макушке,
А у нас- Ниже глаз. (уши)

  • Значение слуха.

Учитель: С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. второй по важности орган чувств у человека – ухо. Много информации человек получает через слух. Это звуки, издаваемые объектами неживой и живой природы, и человеческая речь. Благодаря слуху человек узнает об опасности, которую он не видит, например, о приближающемся автомобиле. Орган слуха – уши. Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит ухо – это орган слуха и равновесия.

  • Запись в тетрадях.

ОРГАН СЛУХА ПОМОГАЕТ СЛЫШАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ЗВУКИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА;

  • Строение слухового органа.
  • (Приложение )

Учитель: Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее. То, что мы с вами называем ушами – это только так называемые наружные уши, или ушные раковины.

Воспринимаемые звуки – это колебания воздуха. Когда колебания достигают уха, они приводят в движение барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам, а от них – наполненной жидкостью улитке. Отсюда информация о колебаниях переходит по слуховому нерву в мозг, в специальный центр, где информируется ощущение Звука. Два уха необходимы человеку, чтобы определять, откуда доносятся звуки.

  • Памятка “Береги слух”
  • - чтение учебника, стр.127.

Учитель: Вся жизнь протекает в мире звуков. Звуки прибоя, мелодии, речь – это звуковые колебания. Глухие от рождения не слышат речи, поэтому они часто немые. Только нормальное состояние слухового аппарата позволяет слышать. Если какая – либо его часть нарушена, то слуховых ощущений не возникает.

С) Орган обоняния – нос.

Учитель: ребята закройте глаза, а я вам загадаю загадку. (Учитель разрезает лимон и лук, проносит его по классу, разносится благоприятный запах) Какому фрукту принадлежит этот запах?

Учащиеся: лимону и луку

Учитель: При помощи какого органа вы почувствовали этот запах?

Учащиеся: Носа

Учитель: Правильно, нос – орган обоняния. Значение обоняния; Обоняние – это восприятие запахов.

  • Запись в тетрадях.

ОРГАН ОБОНЯНИЯ ПОМОГАЕТ ЧУВСТВОВАТЬ ЗАПАХИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА;

Зачем человеку обоняние? Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны и пищеварительных соков и, следовательно, сохраняет здоровье. Также обоняние предупреждает человека об опасности, например, при утечке газа, при пожаре.

  • Строение органа обоняния
  • . (Приложение )

Учитель: Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней – миллионы нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.

С запахами у человека связаны многие ассоциации. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную пищу.

Ощущение запаха неотделимо от самого вещества. Насчитывается до 400 тысяч различных запахов, воспринимаемых человеком. Заметим, что до сих пор нет научной классификации запахов и они носят названия по тому веществу, которое их издает “травы”, “запах розы”, и т.д.

Мы ощущаем запах только при вдохе. Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запах. Задержите дыхание на некоторое время, и вы не будете чувствовать запаха, хотя источник его находится у самого носа. Произведите несколько резких коротких нюхательных движений. Они особенно благоприятны для работы орган обоняния, который расположен в самой верхней части носовой полости.

  • Правила охраны органа обоняния – чтение учебника, стр 128.

Е) Орган вкуса – язык.

  • Значение органа вкуса.

Учитель: Органом вкуса является язык. Различные части языка отвечают за разные вкусовые ощущения. Кончик языка распознает сладкое, корень – горькое, боковая часть – кислое, область между кончиком и боковой частью – соленое.

  • Запись в тетрадях:

ОРГАН ВКУСА ПОМОГАЕТ ЧУВСТВОВАТЬ ПИЩУ;СТРОЕНИЕ ОРГАНА ВКУСА;

Учитель: Только растворенные вещества могут вызывать ощущение вкуса. Твердые вещества в полости рта растворяются слюной. От чувствительных зон языка сигналы поступают в мозг, в специальный центр, где формируются вкусовые ощущения.

Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Язык – один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, язык тот час донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышце рта, и ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

Д) Орган осязания – кожа.

  • Опыт – кожа орган осязания.

Учитель: (вызвать одного ученика и провести ему по руке различными материалами: тканью мягкой и шероховатой, холодным железом, прикоснуться своей рукой)

Осязание – это распознавание предметов при помощи прикосновения. Орган осязания – кожа. На ней находится множество нервных окончаний, через которые человек воспринимает твердое и мягкое, холодное и теплое, гладкое и шершавое, сухое и влажное. Благодаря этим же нервным окончаниям человек испытывает чувство боли. Сигналы от нервных окончаний поступают в специальный мозговой центр, где формируются ощущения осязания.

  • Запись в тетрадях:

ОРГАН ОСЯЗАНИЯ СООБЩАЕТ О ПРЕДМЕТАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ЧЕРЕЗ ПРИКОСНОВЕНИЕ

  • Значение осязания.

Учитель: Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Чувственность нашего скафандра заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся. Кожей мы можем почувствовать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие окончания.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, т.е. раздражимость. Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав кожи, является органическое вещество кератин, благодаря которому, кожа сама не рвется и не сползает.

  • Строение органа осязания.
  • (Приложение )

Учитель: Рассматривая кожу под микроскопом можно увидеть тонкий слой – надкожицу и менее четко толстый слой – собственную кожу. Его толщина 1-2 мм, здесь находятся корни волос, маленькие железки. Кожа обильно снабжена кровеносными сосудами, расположенными в “два этажа”.

Ночью и днем температура нашего тела внутри почти не меняется. Об этом заботится кожа – главный регулировщик отдачи тепла в окружающую среду. Один из способов такой регуляции – сужение и расширение сосудов, расположенных в “верхнем этаже”. Когда они расширяются, по ним течет много теплой крови. Поверхность кожи согревается и отдает больше тепла в окружающую среду. При сильном сужении тех же сосудов почти вся кровь протекает по сосудам “нижнего этажа” и кожа становится холодной.

В собственно коже находятся и сальные железы, которые через специальные отверстия выделяют на поверхность кожи пот и жир.

Е. Органы чувств и мозг

Учитель: сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Как же это понять?

С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из внешнего мира, но и ту, что поступает от самого тела. Например, изнутри мы получаем сигналы из желудка, давно оставшегося без дела, и начинаем испытывать чувство голода. Нервные окончания тянутся во все части нашего организма, чтобы по одним из них передавать приказы мышцам, а по другим принимать сообщения в мозг. Получив такие сообщения – сигналы, мозг создает у нас чувство голода, жажды, боли и т.д. Из внешнего мира мы воспринимаем информацию тоже вида чувств. Это только потом мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение. Только благодаря чувствам у нас есть связь с внешним миром. Все органы действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувства имеют память. Каждый из вас ел яблоко, и никто не спутает его со вкусом огурца. А те предметы, которые вы не знали вам трудно будет определить.

Я вам предлагаю провести эксперимент и проверить так ли это? (Учитель вызывает 3-4 учеников, завязывает им и дает разные предметы, которые учащиеся должны назвать)

7. Закрепление материала:

Ж. Природоведческий диктант. (Приложение )

З. Тест – выполнение на подготовленных листочках. (Приложение )

И. Сценка.

Учитель: Ребята, сейчас вы посмотрите сценку о том, кто же из органов чувств самый главный.

Глаза: Мы – орган зрения. А через зрение человек получает 9\10 всей воспринимаемой информации. Значит, мы самый важный орган чувств, а все остальные не нужны.

Уши: То, что вы – самый важный орган чувств никто не спорит. Но бывают случаи когда и уши не заменимы.

Глаза: Когда это?

Уши: Да хоть во время разговора. Как без ушей разговаривать? Иной раз глаза не видят приближающейся опасности, например, когда автомобиль сзади приближается, а уши слышат. И человек успевает отскочить. Так что хоть глаза и важны, а без ушей тоже плохо.

Глаза: Ну, хорошо. Без ушей плохо. А вот остальные органы чувств человеку не нужны.

Нос: Как это не нужны? Без обоняния человек не сможет различать запах пищи – у него может нарушаться пищеварение. Кроме того, не различая запахи, человек не будет знать об опасности, которую он не видит и не слышит. Например, о пожаре или об утечке газа.

Глаза: Хорошо, ты тоже нужен. А вот язык зачем?

Язык: Если я не буду вкус определять, пищеварение еще скорее нарушится, чем без носа. К тому же я определяю, что съедобно, а что нет. Человек без меня может что-нибудь очень ядовитое съесть.

Глаза: Ну, тогда осязание человеку точно не нужно. Тем более что это иногда очень больно бывает.

Кожа: Без осязания человеку совсем плохо придется. Ведь человек очень много действий на ощупь делает. Представляете, что будет, если человек во время ходьбы дорогу под ногами чувствовать не будет. Он же на ровном месте упадет. А без боли жить нельзя. Боль – это сигнал об опасности. Возьмется человек за горячий чайник – и не почувствует, начнет себе руку ножом резать – и тоже не почувствует. Так он себе6 очень серьезные травмы нанести может и даже умереть.

Глаза: Выходит, что хоть я и самый важный орган чувств, но без других органов жить тоже плохо.

8. Подведение итогов урока (3 мин)

Итак, у человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – зрение, слух, нос, язык, кожа. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения.

У р о к 26. ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я:
Образовательная: создать условия для ознакомления с органами чувств и их
значением для человека.
Развивающая: способствовать развитию речи, мышления и внимания.
Воспитательная: прививать валеологические навыки, связанные с заботой о
собственном здоровье; содействовать воспитанию стремления к здоровому
образу жизни.
Оборудование: таблички с названиями органов чувств; макет мозга
человека; баночки с веществами (соль, сахар, кислота лимонная); лимон
(мандарин); вата, щетка, лед, зеркало; аудиозапись «Звуки природы»,
магнитофон.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организация начала урока.
– Доброе утро! Настроимся на урок. Вспомните что­то хорошее. Улыбнитесь
себе. Посмотрите на соседа! Улыбнитесь! У вас самый хороший сосед!
Посмотрите на учителя! Передайте мне ваше хорошее настроение!
II. Проверка домашнего задания.
– Какую тему мы начали изучать на уроках окружающего мира? («Мы и
наше здоровье».)
На доске:
1) Наука, которая изучает строение человека.
2) Наука, которая изучает работу органов человеческого тела.
3) Наука о сохранении и укреплении здоровья.
– Установите соответствие.
По макету учащиеся называют главные органы человека.
– Мы продолжаем изучать свой организм и учиться беречь свое здоровье.
– Почему не только учёным, но и каждому из нас важно знать, как устроен и
работает организм человека? (Чтобы сохранять и укреплять своё здоровье,
суметь оказать первую медицинскую помощь, вовремя заметить отклонения
в своём здоровье и обратиться к врачу.)
Гигиена.
Анатомия.
Физиология.
– Во все времена человек заботился о своём здоровье. В народе сложено
большое количество пословиц об этом. Какие пословицы о здоровье вы
подобрали и записали?
Учащиеся читают пословицы, записанные в тетрадях.

III. Повторение изученного материала: фронтальный опрос.
– Из чего состоит организм человека? (Из органов.)
– Какие органы человека вы знаете и какую работу они выполняют?
1) Желудок (переваривание пищи);
2) сердце (движение крови в организме);
3) лёгкие (дыхание, снабжают организм воздухом);
4) глаз (зрение);
5) печень (фильтр);
6) почки (удаляют из крови ненужные и вредные вещества);
7) зубы (пережёвывают, перетирают пищу);
8) мозг (распоряжается функциями всего тела, контролирует все другие
органы).
– Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов.
– Какие системы органов вы знаете?
(Нервная,
кровеносная,
пищеварительная, дыхательная, опорно­двигательная.)
– Организм человека представляет собой систему органов, взаимосвязанных
между собой и образующих единое целое.
– Какая система управляет деятельностью всего организма? (Нервная.)
IV. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
– Сегодня у нас необычный урок. Урок научного исследования, на котором
мы, как настоящие ученые, будем проводить опыты, находить ответы на свои
вопросы.
– Чтобы узнать тему наших исследований, послушайте стихотворение
(одновременно тихо звучит музыка или слышны звуки природы):
На шаре нашем земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный
шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит –
Большой, как дом, на волнах
спит…
Умейте видеть этот мир,
Девчонки и мальчишки.
А как о нем мы узнаем?
Ответьте, ребятишки.
– О чем просят вас узнать в стихотворении? (Как мы узнаем о природе, о
мире?)

– А точнее: «Как мы воспринимаем окружающий мир?» – это тема нашего
урока (открывает название темы на доске). А поскольку мы изучаем организм
человека, нам нужно узнать, с помощью каких органов человек воспринимает
окружающий мир. Это наша цель (цель записана на доске). У человека пять
органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык. С их помощью
человек получает информацию об окружающем мире Сегодня на вас ложится
большая ответственность – вам нужно изучить новую тему и так рассказать ее
другим, чтобы в конце урока все без труда написали тест. А что ещё очень
важно, чтобы никто в конце урока не ошибся? (Внимательно слушать.)
– Учёные говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а
мозг». Как это понять?
– Оказывается, человек видит, слышит, чувствует запах или вкус только
тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают
они туда по нервам, которые соединяют все органы чувств с мозгом. Сигналы
«бегут» по нервам необыкновенно быстро. А мозг отправляет свои ответные
«приказы». Вы дотрагиваетесь пальцами, например, до книги и сразу чувствуете
её. Но знайте, что за это мгновение сигнал от кожи ваших пальцев успел
«добежать» до головного мозга. Головной мозг – главный командный и защитный
пункт нашего организма. Без его помощи нельзя почувствовать боль, укол,
холод, тепло, нельзя двигаться, видеть, слышать, говорить, думать, читать.
Глаза, нос, уши, кожа, язык – это органы чувств, они позволяют нам
воспринимать окружающий мир, восхищаясь его красотой. Но контролирует эти
органы мозг (показывает макет мозга). Весь головной мозг состоит из серого и
белого вещества. Это нервные клетки. Мозг разделён на две части: левое и
правое полушария. А также головной мозг имеет отделы:
1) затылочный, который связан с органом зрения;
2) височный, который связан с органом слуха;
3) центральный, который связан с осязанием, вкусом, обонянием.
V. Открытие новых знаний.
Мини­викторина:
1. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в
книге? (Глаза.)
2. С помощью какого органа вы узнаете о том, что запел соловей, залаяла
собака, зазвенел будильник? (Уши.)
3. Какой орган помогает почувствовать запах цветка, духов? (Нос.)
4. С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, кислую
от солёной? (Язык.)

5. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у
лиственницы? (Кожа.)
– Для чего же человеку нужны уши, глаза, нос, язык, кожа? (Чтобы
воспринимать окружающий мир, чтобы чувствовать его.)
Чувства – это способность человека видеть, слышать, обонять, чувствовать
вкус и ощущать окружающий нас мир; это возможность узнать, что происходит в
мире вокруг нас.
– Уши, глаза, нос, язык, кожа так и называются – органы чувств. Сегодня мы
познакомимся с органами чувств и их значением для человека.
1. Орган зрения.
Беседа учителя. Выступления учащихся.
– Я загадаю загадку, ответив на неё, узнаете, с какого органа чувств мы
начнём разговор:
Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видит. (Глаза.)
Учащиеся делают сообщения.
– Глаза – это сложные живые
оптические приборы. Больше всего
сведений об окружающем мире
человек получает с помощью
зрения. Зрение – способность
воспринимать величину, форму,
цвет предметов и их расположение.
Глаз воспринимает световые волны.
Информация поступает в мозг,
который сообщает, что мы видим.
– Рассмотрите глаза друг у друга. Чем защищены глаза? (Веками.)
– Проследите за движением моей руки. У глаз есть мускулы, благодаря
которым они могут двигаться вверх и вниз, влево и вправо.
Зрачок – это чёрный кружок в центре нашего глаза. Он­то и принимает свет.
Позади него расположены хрусталик, сетчатка и нервы.
Врачи­окулисты наблюдают за состоянием глаз людей и проводят
необходимое лечение. У некоторых людей слабое зрение. Чтобы улучшить
зрение, им нужна помощь. Поэтому многие люди носят улучшающие зрение очки
или контактные линзы. Зрение нужно беречь! Нельзя утомлять глаза. Чаще
давайте им отдых. Вот и мы сейчас проведём гимнастику для глаз:
– Встаньте.
1) Быстро поморгайте, закройте глаза, постойте спокойно, медленно считая

до пяти. Повторите 4–5 раз.
2) В среднем темпе проделайте 3–4 круговых движений глазами в правую
сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на
счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
– Садитесь.
– Итак, назовите орган зрения и как человек воспринимает мир с его
помощью.
В ы в о д: глаза – орган зрения. Зрение помогает различать цвета предметов,
их размеры, форму, узнавать, далеко они или близко, движутся или неподвижны.
Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телевизор, любуемся красотой
природы.
– Какую роль выполняют органы зрения? (Ответы учащихся.)
В ы в о д: помогают воспринимать явления и предметы – различать их
размеры, формы, цвета. Узнавать расстояния: движения и действия предметов.
Читать, рассматривать картинки. Смотреть телевизор. Любоваться красотой
природы. Глаза – окна в мир. Берегите зрение!
– Вот вы сделали п е р в о е о т к р ы т и е. Глаза – самые уникальные и самые
загадочные органы в нашем организме. Через них мы больше всего узнаем
окружающий нас мир. Зрение нужно беречь! Как вы думаете, что для этого
нужно делать?
Работа с учебником (с. 126, читать советы).
Учащиеся читают, что нужно делать, чтобы сберечь зрение:
1. Читать, писать только при хорошем освещении, но яркий свет не
должен попадать в глаза.
2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30–35 см
от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев
дотянись до виска.
3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При
письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.
4. Не читай лежа.
5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают
быстро.
6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20–30 минут
давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.
7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя
смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе,
чем в 2–3 метрах.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные
бактерии.
9. Пользуйся чистым носовым платком.
10. Не стесняйся носить очки.
– Что мы различаем зрением?
– Какое значение имеют веки и ресницы?
– Какое значение имеют слезы?
– Какое строение имеет глаз?
– Как нужно охранять зрение?
– Итак, повторим, какое первое открытие вы сделали? Глаза – орган зрения.
2. Орган слуха.

– Для следующего открытия закройте глаза (включает музыку).
– Что изменилось? (Звучала музыка.)
– Какой орган вам помог это понять? (Ухо.)
На доске: Ухо – орган слуха.
– О каком органе чувств эта загадка?
У зверушки – на макушке.
А у нас – ниже глаз. (Уши.)
– Второй по важности орган чувств у человека очень тонкий и сложный – это
ухо. Как мы воспринимаем окружающий мир с помощью уха? (С помощью ушей
мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.)
– Мы видим только наружную часть уха – ушную раковину и барабанную
перепонку. Остальная его часть находится внутри головы – среднее ухо и
внутреннее ухо.
– Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуки
заставляют барабанную перепонку вибрировать. Это вызывает вибрацию
слуховых косточек. Нервы передают сигнал мозгу, и там идет обработка.
Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем
уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека,
лишает его возможности общения. Люди, которые потеряли слух, могут
общаться с помощью мимики и жестов. Слух надо беречь! Сильный шум, резкие
звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще
отдыхайте на природе – среди тишины, вдали от шума цивилизации.
Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми
предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и потерять слух. Если
почувствуешь боль в ухе или туда попадёт посторонний предмет, обратись к
врачу.
В ы в о д: с помощью какого органа человек слышит все звуки, которыми
наполнен мир? (С помощью органа слуха – ушей.)
– Как надо ухаживать за ушами?
– Какие меры предосторжности следует предпринимать, чтобы не потерять
слух?
Физкультминутка
(выполняется стоя на одной ноге)
Цапля
Очень трудно так стоять:
Ножку на пол не спускать
– Какой орган помог нам удержать равновесие и не упасть? (Предположения
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
учащихся.)
– Я помогу вам. Орган равновесия расположен во внутреннем ухе. Если
закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился
стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные
во внутреннем ухе.
– Сделаем в ы в о д, господа ученые, что же такое ухо? Ухо – орган слуха и
равновесия.
– Какую роль выполняет орган слуха? (Помогает воспринимать речь,
слышать звуки и ориентироваться в окружающем мире.)
– Какое значение имеет орган слуха?
– Правильно ли одну ушную раковину назвать ухом?
– Строение уха?
– Куда идет возбуждение?
– Скажите, а как надо беречь уши?
– Почему в городах борются с шумом?
– Молодцы! Вы сделали в т о р о е о т к р ы т и е.
– Как вы думаете, как нужно беречь орган слуха?
Учащийся сообщает:
1. Уши надо содержать в чистоте – мыть и чистить.
2. Не ковырять в ушах разными острыми предметами.
3. Не включать громко музыку, не кричать – сильный шум, громкие резкие
звуки портят слух, плохо влияют на весь организм.

4. Если почувствовал боль в ушах или попала соринка в ухо, или плохо ты
стал слышать, обратись к врачу.
3. Орган обоняния.
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Уважаемые ученые, для следующего открытия прошу вас опять закрыть
глаза.
Разрезает лимон (или мандарин) на несколько частей, проносит перед
учениками.
– Что изменилось? С помощью какого органа вы определили эти изменения?
Правильно, носа.
– А сейчас следующая загадка:
Между двух светил в середине я один. (Нос.)
Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать
запахи. Мы вдыхаем носом воздух, в котором содержатся запахи, исходящие от
различных предметов. Запах достигает задней стенки носа, нервы, реагируя на
него, сообщают об этом мозгу. Обоняние увеличивает информацию об
окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую
и влажную погоду. Многие запахи доставляют удовольствие, другие
предупреждают об опасности (запах газа, дыма). Когда нос заложен, то человеку
трудно различать запахи. Это мешает ощущать вкус еды. Обоняние ухудшается у
курящих людей. Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм, вести
здоровый образ жизни. Это поможет сохранить хорошее обоняние.
Чувство обоняния – самое древнее из всех чувств. Наш организм вовсе не
безразличен к запахам. Если воздух загрязнен вредными пахучими веществами, в
мозг посылается сигнал тревоги. И наоборот, аромат цветов, древесной смолы,
талого снега нам вдыхать приятно. Дышится легко, улучшается кровообращение,
успокаиваются нервы. Запахи вкусной пищи повышают аппетит. Обоняние
ухудшается у курящих людей. При насморке человек тоже плохо чувствует
запах.
В ы в о д.
– Что такое обоняние? Как его сохранить?
– Итак, какое значение имеет орган обоняния – нос? (Помогает нам
узнавать запахи окружающего мира.)
– Вот вы и сделали т р е т ь е о т к р ы т и е. Нос – орган обоняния, и его надо
беречь.
– Чем мы различаем запахи?
– Как по­другому называется нос?

– Куда попадают пахучие вещества?
– Куда передается возбуждение (сигналы)?
– Как нужно оберегать органы обоняния?
Учащийся сообщает:
1. Надо беречься от простуды, закаляться.
2. Вести здоровый образ жизни.
3. Не курить.
4. Орган вкуса.
Опыт.
– Чтобы узнать о следующем органе чувств, предлагаю провести опыт. У меня
разные вещества, нужно определить на вкус, какие они. (Сахарная пудра. Соль.
Лимонная кислота.) Как будем определять? (Попробуем языком.)
– Пробуйте самым кончиком.
Н а б л ю д е н и я:
У вещества № 1 соленый вкус.
У вещества № 2 сладкий вкус.
У вещества № 3 кислый вкус.
– С помощью какого органа мы узнавали вещества на вкус? (Органа вкуса –
языка.)
На доске: Орган вкуса – язык.
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Язык человека покрыт множеством крохотных сосков. В них заложены
окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или
сладкое, соленное или горькое, вкусное или безвкусное. Кончик языка наиболее
чувствителен к сладкому и соленому. Края языка лучше всего ощущают кислое,
а его основание – горькое.
Таким образом, язык – один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмешь
в рот что­нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесет об этом в мозг.
Тот пошлет приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно
организму. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем
вкуса пищи,
– Что мы должны делать, чтоб сохранить орган вкуса? (Не есть горячую
пищу.)
– Что мы можем различать органом вкуса?
– Чем покрыт язык?
– Почему мы ощущаем вкус пищи?
– Что помогает языку определить качество пищи?

– Какое ч е т в е р т о е о т к р ы т и е вы сделали?
Орган вкуса – язык помогает узнать разнообразие вкусов.
Физкультминутка
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся,
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
5. Орган осязания.
Рассказ учителя с демонстрацией эксперимента.
– Для следующего открытия проведем эксперимент. Закройте глаза. Я буду
подавать вам предметы. А вы с закрытыми глазами на ощупь определите, что это
за предмет (на каждую парту – по одному предмету: вата, лед, щетка,
зеркало).
– Как вы поняли, что это именно данный предмет?
– Какой орган чувств помог вам определить предмет по его качеству?
(Ответы учащихся.)
– Кожа – орган осязания. Органом осязания служит вся кожа человека.
– Закройте глаза, проведите рукой по столу, по своей одежде, потрогайте
лицо. Что вы чувствуете? Вы чувствовали гладкость стола, шероховатость
одежды, тепло своего тела? Это чувство называется осязанием. Кожей мы
чувствуем жару и холод, мягкое, и твёрдое, гладкое и пушистое, боль. Нервные
окончания расположены прямо под поверхностью кожи. Они посылают сигналы
мозгу о том, к чему мы прикасаемся. Лучше всего человек осязает подушечками
пальцев, потому что в них сосредоточено наибольшее количество нервных
окончаний. Кожа сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость. Она
покрывает всю поверхность тела человека, выполняет защитную функцию,
предохраняет от инфекций. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и
обморожений. Соблюдай гигиену.
В ы в о д: о чём может человеку «рассказать» кожа? Как нужно ухаживать за
кожей?
– Что мы ощущаем при помощи кожи? (Тепло, боль, холод.)
– Вот еще одно о т к р ы т и е – п я т о е. От кожи все сигналы о холоде,
тепле, боли, растяжении передаются по нервам в головной мозг.

Более подробно с этим органом мы познакомимся на следующем уроке.
6. Мозг.
– С помощью каких органов мы воспринимаем окружающий мир?
– Куда поступают сигналы от всех органов чувств? (В мозг.)
– Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной
мозг. Как же мозг не путает сигналы от разных органов?
– Важно то, в какую часть головного мозга попадают сигналы. От органов
зрения, например, сигналы идут к затылочной части. А от слухового – к вискам.
Мозг все сигналы обрабатывает и составляет единое впечатление о том, что нас
окружает.
Эксперимент с фруктом: лимон.
– Опишите этот фрукт. (Округлый, желтый.)
– Какой орган помог это определить? (Орган зрения – глаза.)
Ароматный. (Орган обоняния – нос.)
Шероховатый, прохладный. (Орган осязания – кожа.)
Кислый. (Орган вкуса – язык.)
– А как вы узнали, что он кислый, ведь сейчас вы его не пробовали? (Память
и органы чувств.)
– Правильно, вы уже видели его раньше, пробовали на вкус, чувствовали запах
и всю эту информацию запомнили. Все органы чувств действуют совместно. Они
помогают и дополняют друг друга. Все органы чувств имеют память. Вот почему
вы помните его название и какой он на вкус.
Обобщение.
– Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств.
Их работой руководит головной мозг. Из внешнего мира мы воспринимаем
информацию в виде чувств. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание,
обоняние. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют
друг друга. Для того чтобы все органы чувств работали хорошо, надо правильно
за ними ухаживать, соблюдать правила гигиены и вести здоровый образ жизни,
закаляться.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Игра «Саймон говорит».
– Саймон говорит, покажите орган зрения. (Дети показывают глаза.)
– Саймон говорит, покажите орган слуха. (Дети показывают уши.)
– Саймон говорит, покажите орган вкуса. (Дети показывают язык.)
– Саймон говорит, покажите орган обоняния. (Дети показывают нос.)
– Саймон говорит, покажите орган осязания. (Дети показывают кожу.)

– Наш урок подходит к концу. Как вы считаете, достигли мы цели урока?
– Ответьте, с помощью каких органов мы воспринимаем окружающий мир.
(Органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.)
– Сколько их? (5.)
– Вот сколько открытий мы с вами сделали!
VI. Исследовательская работа (в группах).
Класс делится на 5 групп.
1­я группа: составить памятку об охране зрения, пользуясь текстом учебника
(с. 126).
Памятка об охране зрения
Читай и пиши только при ______________ освещении.
Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии __________
сантиметров от глаз.
Не читай _________________.
Если долго читаешь, пишешь, давай глазам отдых через каждые _______
минут.
Вредно для глаз подолгу смотреть _______________, работать на
___________________.
Нельзя тереть глаза ________________.
2­я группа: изучить раздел «Звук» в Большой энциклопедии и подготовить
ответы на вопросы:
– Почему необходимо контролировать уровень шума?
– Перечислите звуки, нормальные для восприятия человека.
– Перечислите звуки, которые создают дискомфорт для ушей.
– Перечислите звуки, которые могут привести к повреждению ушей.
Сделать
вывод:______________________
_________________________________________
3­я группа: проверить опытным путём, какой участок
языка определяет сладкую пищу. Указать данный участок на
схеме:
Сделать

_________________________________________
4­я группа: определить по запаху в школьной столовой, что готовят на обед
(или с завязанными глазами определить по запаху продукты: лимон, лук, чеснок).
Сделать

вывод:_______________________________________________________________
_________________________________________
5­я группа: проверить опытным путём, что можно определить на ощупь? (В
непрозрачном мешочке лежат предметы, разные по форме, фактуре, размеру,
цвету, съедобные, несъедобные.) Отметить нужное слово:
– форму (круглый, квадратный…);
– размер (большой, маленький…);
– цвет;
– запах;
Сделать
– гладкий или шершавый;
– тёплый или холодный;
– вкус.
вывод:_______________________________________________________________
_________________________________________
– Работа в группах закончена, представьте результаты своих исследований.
Учащиеся рассказывают о том, какое задание было дано, как его
выполняли и какие результаты получили.
– Молодцы! Во время этой работы, вы не только использовали полученные
знания, но и смогли самостоятельно узнать ещё много нового и интересного.
VII. Проверка знаний.
Тест «Органы чувств»
1. Соедини линиями:
Глаза
Уши
Нос
Кожа
Язык
2.

орган осязания
орган вкуса
орган зрения
орган обоняния
орган слуха

управляет
органов
_________________________________________.
всех

3. Для того чтобы сохранить хорошую работу органов чувств, надо
_________________ .
VIII. Решение познавательных задач.
1. У северных народностей есть такая пословица: «Наш природный прищур от
снежной белизны и бурь», объясните ее значение.
2. В нашем организме есть улитка. В каком органе чувства она находится?
Почему ее называют самой быстрой улиткой в мире?
3. Почему так говорят: «Сколько раз мы моргаем, столько раз мы и плачем»?
4. Почему так говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает
запахи, а мозг?

IX. Итог урока. Рефлексия.
– Сколько органов чувств есть у человека?
– Что вы узнали нового об органах чувств человека?
– Какую роль они играют в нашей жизни?
– Как нужно беречь органы чувств?
– Какое открытие мы с вами сегодня сделали? (Окружающий мир мы
познаем с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
Их нужно беречь.)
– Похвалите себя за хорошую работу на уроке (погладьте себя по голове,
поблагодарите своих товарищей за сотрудничество – пожмите друг другу руки).
Всем спасибо за урок!
Оценки за работу на уроке:_________. Оценки за тест:__________ .
Домашнее задание: учебник, с 126–129; составить памятки: «Как нужно
беречь органы чувств – зрение, слух».

Организм человека является совокупностью слаженно работающих органов. Органы выделен в системы, которые осуществляют одинаковые функции. Для того, чтобы контролировать слаженную работу всего организма, необходима регуляция. У человека самой важной является нейрогуморальная регуляция.

Гуморальная регуляция

Представлена эндокринной системой. Состоит из желез внутренней секреции. Они выделяют гормоны, влияющие на функции определённого органа и системы. Есть гормоны, действующие на:

  • сердечно-сосудистую;
  • выделительную;
  • пищеварительную и другие системы.

Гормоны могут повышать или угнетать функции органов, контролируя их. Они переносятся кровью по всему телу и могут попадать в любой орган, где есть кровеносные сосуды. Гормоны воздействуют на рецепторы к нервной системе. Они есть на каждом органе.

Нервная регуляция

Производится нервной системой. У человека к ней относится:

  • головной мозг;
  • спинной мозг;
  • нервы.

Любой орган тела имеет нервные окончания. Они могут возбуждаться или тормозить работу. Через них посылаются импульсы, которые заставляют определенный орган двигаться, сокращаться, выделять какие-либо ферменты или наоборот уменьшать активность.

Связь между ними

Взаимосвязь заключается в работе гипоталамо-гипофизарной сети. Гипофиз и гипоталамус - это части головного мозга. При этом, они являются железами. Гипоталамус синтезирует и передает гипофизу главные гормоны организма. Они воздействуют на системы органов усиливая или уменьшая их работу. Возбуждение нервной системы в таком случае стимулирует выработку гормонов, а гормоны, достигая своей цели стимулируют нервную систему. При этом, эффект от нервной системы мгновенный. Импульс быто приходит и исчезает. А гормоны действуют медленно. Их эффект сохраняется длительное время. Это позволяет наиболее полноценно контролировать все процессы и поддерживать гомеостаз внутренней среды.

Итак, работой всех органов в организме управляет две слаженно работающих системы - нервная и эндокринная. При нарушении в работе одной их них, страдает работа всего организма.

Цель : сформировать понятия об органах чувств, необходимыми звеньями организма с внешней средой, учить гигиене органов чувств.

Задачи : совершенствовать умения работать с текстом в группе, договариваясь о совместной деятельности, развивать наблюдательность, логичность, самостоятельность мышления, активизировать речь учащихся.

Методы обучения : словесные, наглядные, самостоятельно-познавательные.

Оборудование : учебники, энциклопедии, таблицы, зеркала, фрукты, компьютер.

1. Настрой на работу

Сядьте удобно. Повернитесь друг к другу. Посмотрите в глаза и подарите улыбку. Пусть у вас будет хорошее настроение.

2. Повторение пройденного

Прием «Кубик». (Приложение 1.)

3. Побуждение

Для того чтобы быть здоровым, вы должны знать и любить свое тело. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

Работать мы будем под девизом:

(Читают на плакате:)

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

4. Сообщение темы урока

Мы видим вокруг себя разные предметы, слышим звуки, чувствуем запахи. Что же помогает нам воспринимать окружающий мир?

О ч р у г в, а с н т ы в (Органы чувств)

Какие ассоциации вызывает это словосочетание?

К органам чувств относятся: глаза, уши, нос, язык, кожа.

О работе этих органов, гигиене мы и поговорим сегодня.

5. Осмысление. Работа над новым материалом

а) Прием «Ключевые термины».

1. Попробуйте объяснить функцию органа.

2. Чтение статьи в учебнике (с. 25), приложений «Знаете ли вы?», «Образные выражения»

3. Подумайте, как лучше рассказать материал товарищу.

Задание гостям: составить «синквейн».

б) 1. Отгадав, загадку, вы узнаете, о каком органе пойдет речь.

Брат с братом через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза. Көздер.) Орган зрения.

Какое значение имеют для человека глаза?

Посмотрите на меня. Какие красивые у вас глаза! Посмотрите в глаза друг другу. Что увидели?

Цветное колечко - это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет ваших глаз. Ее покрывает тонкая оболочка - роговица. В центре мы видим черную точку - это зрачок. Яркий свет- зрачок сужается, слабый - расширяется. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены. Что их защищает?

Глаза защищены личными «дворниками» - слезами. Моргание длится 0,3–0,4 сек. За день - 30 минут или больше года за жизнь. Каждая ресница живет 3–5 месяцев. Брови защищают глаза от пота. Но и мы должны ухаживать за глазами, беречь зрение.

Что для глаз полезно? Что вредно?

(Чтение девиза.)

Гимнастика для глаз.

Казахи говорят: Көздер жанның айнасының. Глаза - зеркало души.

Изобразите в глазах ужас, лень, хитрость, интерес.

О каких интересных фактах узнали?

2. Разгадайте ребус.(Кожа. Тері. Орган осязания.)

Какие функции выполняет кожа? Слышали ли вы о рецепторах, которые находятся под кожей? Их не менее 5.

а) тепловые
б) холодовые
в) болевые
г) рецепторы Мейсснера - прикосновения
д) рецепторы Поччинни - нажатия.

Знаете ли вы как орган осязания помогает слепым? (Приложение 2.)

Как и от чего надо беречь кожу?

Чтение девиза.

Массаж кончиков пальцев с помощью карандаша.

Игра. Угадай наощупь фрукты и овощи.

3. Послушайте диалог. (Инсценирование)

Здравствуй, тетя Катерина!

У меня яиц корзина.

Как поживают домашние?

Яйца свежие, вчерашние!

Ничего себе вышла беседа!

Авось распродам до обеда.

Почему герои не поняли друг друга?

(Уши. Кұлақтар. Орган слуха.)

Что об окружающем мире узнаем с помощью ушей?

Уши не только орган слуха, но и орган равновесия. Ухо состоит из 3 частей. Ушная раковина улавливает, с какой стороны долетел звук. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней, в глубине черепа, расположено среднее ухо Барабанная перепонка, когда на нее попадает звук, дрожит, заставляет крошечные ушные косточки издавать звон. Ушная улитка собирает звуки, преобразует их в нервные сигналы, которые идут в мозг.

Как надо беречь орган слуха?

У кого самые чувствительные уши? (Приложение.)

Чтение девиза. Самомассаж ушных раковин.

4. Закройте глаза и послушайте музыку. Проношу лимон

Что почувствовали?

Какой орган нам помог? (Орган обоняния. Мұрын. Нос.)

Где нам может помочь нос?

Что вредно для обоняния?

Какие интересные факты об обонянии узнали? (Приложение.)

Чтение девиза. Дыхательная гимнастика.

Какие упражнения выполняете на уроках музыки?

Каша кипит. Одну руку положить на живот, другую на грудь - вдох, опустить грудь и выпятить живот - выдох. При выдохе - громкое произношение звуков «ф-ф-ф» .
Семафор. Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднять руки в стороны и медленно их опустить вниз с длительным выдохом, произнести «с-с-с» .

5. - Отгадайте загадку. Всегда во рту, а не проглотишь? (Орган вкуса. Тiл. Язык.)

Игра. «Угадайте, что съели»

Рассмотрите язык в зеркало. Вы видите маленькие пупырышки и полосы. На них расположено около 9000 рецепторов, соединенных с нервами. Кончик языка чувствует сладкое, корень чувствителен к горькому, края к кислому.

Что вас удивило при подготовке?

Почему язык называют «сторожем»?

Что может снизить восприятие вкуса?

6. Рефлексия. Объединиться в новые группы.

1. «Веришь - не веришь?». Сигналят. (Приложение 2.)

2. «Полезно - вредно». (Рассмотрите рисунки. Лежа читает книгу. Сидит близко к телевизору. Пишет, лампа слева. Уборка в доме. Слушает музыку в наушниках.)

3. На уроках русского языка мы используем образные выражения со словами «язык», «глаз», «ухо», «нос». О каком органе чувств идет речь? (Приложение.)

Его вешают, приходя в унынье: его задирают зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос)

Не цветы, а вянут, не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают: не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши)

Иногда в них рябит, а иногда ими хлопают, сюда могут пустить пыль или открыть их. (Глаза)

Иногда он становится длинным, тогда его надо прикусить?
Его иногда можно и проглотить. Может он стать и общим. (Язык)

Здесь любят бегать «мурашки». Иногда превращается в «гусиную». (Кожа)

4. Выбрать понятия, относящиеся к теме, объяснить. (Улитка, рецепторы, близорукость, насморк, дерматолог, эпидемия, роговица.)

7. Подведение итогов. «Синквейн» от гостей

8. Домашнее задание: с. 25–28. Найти дополнительный материал. (презентацию)

Приложение 1. Вопросы для повторения.

1.Из каких частей состоит тело человека? (Голова, шея, туловище, руки и ноги)
2. Какую функцию выполняет скелет? (Придает форму и устойчивость телу)
3. Какую функцию выполняет грудная клетка? (Защищает легкие и сердце)
4. Какую функцию выполняют мышцы? (Помогают совершать движения)
5. Как мышцы крепятся к костям? (Сухожилиями)
6. Сколько мышц у человека? (600)
7. Сколько костей в скелете человека? (206)
8. Назовите органы кровообращения. (Сердце, кровеносные сосуды)
9. Какое значение имеет кровь? (Снабжает кислородом, водой, питательными веществами и уносит из организма углекислый газ, вредные вещества)
10. Какие виды кровеносных сосудов знаете? (Аорта, артерия, вена, капилляр)
11. Назовите органы дыхания. (Трахея, бронхи, легкие)
12. Как сберечь органы дыхания от простудных заболеваний?
13. Назовите органы пищеварения. (Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник)
14. Как правильно питаться?
15. Что такое здоровье? (Правильная работа всего организма, хорошее самочувствие)
16. Как удаляются из организма вредные вещества? (Через кожу, почки)
17. Какой газ необходим нашим органам для работы? (Кислород)
18. Что такое «кариес»? (Заболевание зубов)
19. Из каких органов состоит нервная система? (Головной и спинной мозг)
20. Как сохранить нервную систему? (Правильно организовать пруд и отдых)
21. Какие функции выполняет нервная система? (Управляет работой всех органов)
22. Каким изменениям подвергается пища в ротовой полости? (Измельчается, смачивается слюной)
23. Сколько крови в организме человека? (3 - 5 литров)
24. Что такое пульс? (Толчки крови в кровеносных сосудах)
25.Доноры. Кто это? (Тот, кто сдает кровь)
26.Что такое кровообращение? (Движение крови в организме)
27. Какую функцию выполняет череп? (Защищает мозг)
28. Сколько ребер у человека? (12 пар)
29. Какие пословицы о здоровье знаете?
30. Что наносит вред органам дыхания? (Курение, холод, нехватка кислорода)

Приложение. 2. «Веришь - не веришь?»

1. Способность человека чувствовать боль, холод, тепло называют обонянием. -
2. У человека 5 органов чувств. +
3. Органами чувств управляет мозг. +
4. Ушные раковины помогают нам понять, с какой стороны долетел звук. +
5. При простуде и насморке человек острее ощущает запахи. -
6. Овладеть языком и способностью разговаривать помогают уши. +
7. 80% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. +
8. Орган осязания помогает нам определить, из какого материала изготовлен предмет. +
9. Некоторые люди объясняются знаками, потому что родились глухими. -
10. От телевизора нужно сидеть не дальше 3 метров. -
11. Укреплять глаза, можно глядя на восходящее солнце. +
12. Вкус пищи мы определяем на ощупь. -
13. Чем больше нос, тем лучше человек чувствует запах. -

Приложение 3.«Образные выражения».

Мозолить глаза, хлопать глазами, говорить в глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, открыть глаза. Задирать нос, вешать нос, водить за нос, клевать носом, зарубить на носу, держать нос по ветру, остаться с носом, встретиться нос к носу, не видеть дальше собственного носа. Язык без костей, острый на язык, тянуть за язык, злые языки, язык проглотил, найти общий язык, язык не поворачивается, держать язык за зубами, не сходит с языка, язык до Киева доведет. Держать ухо востро, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слышать краем уха, уши вянут, прожужжать все уши, ушки на макушке.)

Приложение 4. «Знаете ли вы?»

  • Новорожденные младенцы вообще не моргают и начинают это делать примерно с 6 месяцев.
  • Морковь действительно помогает видеть в темноте. Дело в том, что витамин, А, которым богата морковь, помогает работать палочкам сетчатки.
  • При глазных болезнях полезно есть капусту и другие зеленые листовые овощи.
  • Соленый и сладкий вкус имеют больше общего, чем, кажется на первый взгляд.
  • При очень высокой концентрации соль кажется сладкой.
  • У взрослого человека около 9000 вкусовых сосочков. У детей их больше.
  • Самые чувствительные уши у летучей мыши.
  • На ушной раковине находится много точек, которые связаны со всеми нашими органами
  • (сердцем, печенью, желудком и т. д.)
  • На свету обоняние острее, чем в темноте.
  • Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно во влажную погоду.
  • Слепые могут читать при помощи пальцев по рельефному шрифту Брайля. На кончиках пальцев расположено множество рецепторов давления, которые распознают поступающие на них сигналы.

Литература

  1. «Древо познания» Универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. 2002
  2. «Начальная школа Казахстана» Казахская народная мудрость. Елубаев С. 2003
  3. «Я иду на урок в начальную школу» Природоведение. Москва. 1 сентября. 2001 С. 266
  4. «Педагогический сундучок» Нусупбекова М. И., Аргынбаева А. Б. Алматыкiтап 2005 С. 29
  5. «Фразеологический словарь» Волина В. В. Москва «АСТ-ПРЕСС» 1997 С. 65
Похожие публикации