Природные особенности и ресурсы забайкальского края. Инвестиционно-градостроительный паспорт

Забайкальский край - субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа.

Дата образования – 2008 год.

Площадь - 431,5 тыс. кв.км.
Протяженность с запада на восток - 1000 км и с севера на юг - 900 км.

Население - 1227,5 тыс. чел (данные 2002 г.)
Плотность населения – 2,7 чел. на 1 кв.км.
Доля городского населения - 62,2 %, сельского - 37,8%.

Административный центр - город Чита.

Географическое положение.
Регион расположен в Забайкалье. Граничит: на западе - с Республикой Бурятия, на северо-западе - с Иркутской областью, на северо-востоке - с Республикой Саха (Якутия), на востоке - с Амурской областью, на юго-востоке области проходит граница Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и Монголией.

Рельеф территории Забайкальского края формируют средневысотные горы, местами достигающие 1700-1900 м. К крупнейшим относятся хребты Даурский, Кодар и Яблоновый. Высшая точка – пик БАМ высотой 3073 м над уровнем моря.

Климат.
Климат резко континентальный. Средняя температура января: -28.3°С. Средняя температура июля: +18.8°С. Зима солнечная, сухая и морозная. Лето тёплое, короткое. Осадков 240-400 мм в год. Вегетационный период 120-160 дней.

Водные ресурсы.
Основные реки: Шилка и Аргунь (истоки Амура), Хилок и Чикой (приток Селенги), Олёкма и Витим (притоки Лены).
Крупные озёра: Большое Леприндо, Леприндокан, Ничатка, группа Читинских озёр, Кенон, Зун-Торей, Барун-Торей.

Растительный мир.
Забайкальский край расположен в зонах средней тайги и степной зоне.
Свыше половины территории занимают горно-таёжные леса (даурская лиственница, сосна, кедр, берёза). На юге и по днищам котловин - злаково-разнотравные степи. Почвы преимущественно горно-таёжные подзолистые; в степях - чернозёмы и каштановые; в межгорных котловинах - лугово-мерзлотные и лугово-чернозёмные.

Животный мир.
В лесах сохранились соболь, колонок, горностай, бурый медведь, рысь, северный олень, изюбрь и др. В лесостепных и степных районах - барсук, волк, бурундук, заяц, суслик и др. Из птиц - глухарь, рябчик, тетерев, журавль, дрофа и др. В реках - ценные виды рыб: омуль, осётр, таймень, сиг и другие.

Полезные ископаемые.
Среди полезных ископаемых цветные и драгоценные металлы, железная руда, уголь, плавиковый шпат, разнообразное строительное сырье.
Наиболее известные месторождения:
месторождения полиметаллические руды - Новоширокинское;
месторождения медные руды - Удоканское;
месторождения титано-магнетитовые руды - Кручининское;
месторождения угля - Харанорское.

Достопримечательности области:

Подземные воды.
На территории Забайкальского края встречаются почти все основные типы минеральных холодных углекислых и термальных азотных вод России и насчитывается около 300 источников. В области - 10 курортов и санаториев.

По объему разведанных запасов полезных ископаемых Забайкальский край входит в число лидирующих горнорудных регионов страны.

Государственным балансом учтены крупнейшие запасы урана, железа, ванадия, серебра, висмута, мышьяка, германия, криолита, редких земель, циркония, апатитов, ювелирных и ювелирно-поделочных камней, магнезитов, и других полезных ископаемых. Имеются перспективы создания сырьевой базы хрома, марганца, сурьмы, графита, талька, алмазов, газа, а также значительного прироста запасов практически всех вышеперечисленных полезных ископаемых.

Балансовые запасы минерального сырья в Забайкальском крае

Кроме этого, в недрах края заключено 42% разведанных запасов плавикового шпата Российской Федерации, 36% циркония, 23% титана, 13% серебра, 9% свинца, 6% олова, 3% цинка, 2% железных руд и 1,3% угля.

Полезные ископаемые Забайкальского края и их доля в общероссийской
минерально-сырьевой базе

    Основные месторождения железных руд:
  • Чарское железистых кварцитов,
  • Чинейское ванадий-титан-магнетитовое месторождения,
  • Кручининское титано-магнетитовое,
  • Берёзовское месторождения бурых железняков.

Разведаны и эксплуатируются месторождения золота, молибдена, свинца и цинка. Выявлены и разведываются крупные запасы сынныритов - ценного комплексного сырья, в том числе и для производства бесхлорных калийных удобрений. На юге края расположены большие запасы цеолитов.

Удоканское месторождение медистых песчаников с запасами в размере 20 млн. т., находящееся на севере края, имеет по своим запасам не только общероссийское, но и мировое значение.

Две трети из учтённых госбалансом запасов угля сосредоточены на Чикойской и Кодаро-Удоканской угленосных площадях. Добываемые в крае угли Харанорского и Уртуйского угольных разрезов используются в основном на энергетические нужды объектов края и соседних территорий. Наиболее перспективными для экспортных целей считаются Апсатское месторождение коксующихся углей и Читкандинское месторождение каменного угля.

Регион является основной разрабатываемой ресурсной базой ядерной промышленности страны. В крае сосредоточены почти все запасы урана .

Запасы на Берёзовом месторождении по категории С2 составляют 3,05 млн. т руды и 3481 т урана при среднем содержании урана в руде 0,114 %. При этом прогнозные ресурсы урана по категории Р1 составляют 500 т.

Запасы Горного месторождения по категории С1 составляют 394 тыс. т руды и 1087 т урана, по С2 — 1,77 млн т руды и 4226 т урана. Прогнозные ресурсы месторождения категории Р1 составляют 4800 т урана. Запасы Оловского месторождения по категории В+С1 составляют 14,61 млн т руды и 11 898 т урана.

Министерством природы Забайкальского края утвержден следующий перечень общераспространенных полезных ископаемых (Распоряжение Минприроды РФ N 52-р, Правительства Забайкальского края N 616-р от 22.09.2009 «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Забайкальскому краю» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.11.2009 N 15194)):

  • алевролиты, аргиллиты (кроме используемых в цементной промышленности, для производства минеральной ваты и волокон);
  • вулканогенные, магматические и метаморфические породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности);
  • галька, гравий, валуны ;
  • гипс (кроме используемого для цементной промышленности и в медицинских целях);
  • глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфорово-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина);
  • доломиты (кроме используемых в металлургической, стекольной и химической промышленности);
  • известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы);
  • кварцит (кроме динасового, флюсового, железистого, абразивного и используемого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов);
  • мел (кроме используемого в цементной, химической, стекольной, резиновой, целлюлозно-бумажной промышленности, для получения глинозема из нефелина, минеральной подкормки животных и птицы);
  • мергель (кроме используемого в цементной промышленности);
  • облицовочные камни (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1-2 группы);
  • пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях);
  • песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов);
  • песчано-гравийные , гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы;
  • сапропель (кроме используемого в лечебных целях);
  • сланцы (кроме горючих);
  • суглинки (кроме используемых в цементной промышленности).

The largest reserves of uranium, iron, vanadium, silver, bismuth, arsenic, germanium, cryolite, rare earths, zirconium, apatite, jewelry and gemstones, magnetite, and other minerals are taken into account by the state balance. There exist prospects for creating a base of raw chromium, manganese, antimony, graphite, talc, diamond, gas, and also a significant increase of nearly all the above minerals reserves.

Balance reserves of mineral raw materials in Transbaikal Region

Type of mineral raw materials

% from all store of the Russian Federation

Rating in the Russian Federation

Besides, the interior of the region possesses 42% of prospected reserves of fluorspar in the Russian Federation, 36% zirconium, 23% titanium, 13% silver, 9% lead, 6% tin, 3% of zinc, 2% iron ore and 1.3% of carbon

The major iron ore deposits are:

Charsky of ferruginous quartzites,

Chineysky vanadium-titanium magnetite deposits,

Kruchininsk titanium magnetite,

Berezovsky brown iron deposits.

The region is the main developed resource base of nuclear industry. Almost all reserves of uranium are concentrated in the region.

The following list of common mineral resources is approved by the Ministry of the Environment of Transbaikal Region (Decree of the Ministry of Natural Resources N 52-p, Transbaikal Regional Government N 616-r dated 22.09.2009 "On approval of the list of common minerals in Transbaikal Region" (Registered in the Ministry of Justice on 06.11.2009 N 15194)):

. siltstone, mudstone (except those used in cement industry for the production of mineral cotton wool and fibers) ;

. volcanic , igneous and metamorphic rocks (except those used for the production of refractory, acid-proof materials, stone molding, mineral cotton wool and fibers in cement industry);

. pebbles, gravel, boulders ;

. gypsum (except those used for cement industry and for medical purposes);

. clay (except bentonite, palygorskite, fire-resistant, acid-resistant used for porcelain-delftware, metal, paint and cement industries, kaolin);

. dolomites (except those used in the steel , glass and chemical industries);

Limestones (except those used in cement, metallurgy, chemical, glass, pulp and paper and sugar industries, for the production of alumina, mineral feeding of animals and poultry);

. quartz (differs from silica, fluxing, glandular, abrasive and used for the production of silicon carbide crystalline silicon and ferro-alloys);

. chalk (except those used in cement, chemical, glass, rubber, pulp and paper industry , for production of alumina from nepheline, mineral feeding of animals and poultry);

. marl (except those used in cement industry);

. facing stones (except high decorative and characterized mainly by the output units of the 1-2 groups);

. sands (except moulding, glass, abrasive, used for porcelain-delftware, fire-resistant and cement industries containing ore minerals in industrial concentrations);

. sandstones (except of silica, flux, used for glass industry, for the production of silicon carbide crystalline silicon and ferro-alloys);

. sand and gravel , gravel-sand, boulders and gravel-sand, boulder -block rocks;

. sapropel (except those used for medicinal purposes);

. shales (except fuels);

. loam (except those used in cement industry) .

Свяжитесь с нашим штабом помощи инвесторам и авторам инвестиционных проектов

Выберите удобный для вас способ связи и мы с вами обязательно свяжемся!

Занятие по теме: ""Полезные ископаемые""

1 год обучения (7-10 лет)

Продолжительность занятия 1ч. 25 мин. с переменой 5 мин.

Педагог: Коржавина Светлана Алексеевна

Форма урока: групповая.

Задачи:

    Дать представление обучающимся о полезных ископаемых Забайкальского края и их классификации, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.

    Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

    Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Оборудование:

    коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;

    иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче;

    мультимедиа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I этап. Организационный момент. Психологический настрой.

Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного занятия.

II этап. Мотивация и целеполагание.

Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”(слайд 4).

Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

Давайте уточним с чем должны познакомиться и что вспомнить.

(Что такое ископаемое и почему их называют полезными?

Какие полезные ископаемые знаем. Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).

Для чего нам необходимо это знать?(ответы детей)

III этап. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня на занятии мы вспомним с вами все, что вы знаете о полезных ископаемых. Уточним знания об их свойствах и значении для человека. Познакомимся с классификацией природных ресурсов, которыми являются все полезные ископаемые.

Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности – это полезные ископаемые. А почему они ископаемые? И почему полезные?(Ответы детей).

Со многими полезными ископаемыми вы знакомились на уроках в школе. Назовите их (ответы детей).

Но мы с вами сегодня рассмотрим полезные ископаемые, которые добывают в Забайкальском крае и поучимся самостоятельно определять их свойства.

I V этап. Практическая работа учащихся.

На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой) и план его описания:

    Напиши название полезного ископаемого.

    Определи его свойства: твердость, хрупкость и т.д.

    Где используется это полезное ископаемое?

    Где добывается нашем крае? (Можно пользоваться атласом Забайкальского края)

Работая в группе, дети определяют свойства своего полезного ископаемого, а затем вместе с учителем заполняют таблицу на доске и в тетради.

Название

Свойства

Использование

В Забайкалье

Педагог: Я вижу, что группы готовы, переходим к заполнению таблицы на доске и в тетрадях.

Дети отвечают, учитель записывает.

I гр. – каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.

Педагог: И, действительно, миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (открытым способом - роют котлован и экскаваторами грузят в машины или в вагоны)

II гр. – гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность.

Педагог: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

III гр. – глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.

    используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.

    встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое.

Педагог: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

I V гр. – известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.

    используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

    В Забайкалье - повсеместно.

Педагог: Образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки и слышится шипение. Разновидность известняка: мел.
Давайте, опираясь на свойства полезных ископаемых в нашей таблице, разделим их на группы.
(Cтроительные: известняк, глина, гранит; рудные: железная руда; топливные: каменный уголь, торф)

Педагог: А мне хочется напомнить вам еще некоторые полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (Нефть)

Да, это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие

скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными

насосами и выливают в специальные нефтехранилища. Обозначается:

Педагог: Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От месторождений газа проводят газопроводы на много

километров, по которым он поступает в крупные города и поселки. Обозначается:

К какой группе полезных ископаемых мы отнесем нефть и газ? (Топливные, т. к. основное свойство горючесть)

А какое полезное ископаемое дало название нашему поселку? (шерл)

Что вы о нем знаете? (ответы детей, пояснение педагога)
– А как добывают полезные ископаемые, мы с вами посмотрим на
слайдах

Как вы думаете, легкий ли труд у этих добывающих полезные ископаемые людей? Что мы должны делать? (Уважать труд людей, занятых в добыче полезных ископаемых)
– Как называются профессии этих людей?
(Нефтяник, шахтер, буровик, камнеобработчик)

V этап. Физкультминутка.

VI этап. Повторение изученного материала.

Педагог: Мы с вами вспомнили и познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

8. Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)

По вертикали:

1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

7. Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)

9. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

ПЕРЕРЫВ - ПЕРЕМЕНА

V II этап. Знакомство с классификацией полезных ископаемых.

Педагог : на первом занятии мы с вами вспомнили и познакомились с полезными ископаемыми Забайкальского края. К каким группам относятся полезные ископаемые, речь о которых шла? (ответы детей – горючие, строительные)

Это только одна классификация полезных ископаемых. Но полезные ископаемые еще называют природными ресурсами и к ним относятся солнечная энергия, ветер, энергия приливов и отливов.

(Знакомство с возобновляемыми и невозобновляемыми; исчерпаемыми и неисчерпаемыми)

VIII этап. Закрепление нового материала.

Викторина – нужно назвать полезное ископаемое, о котором идет речь и дать ему характеристику.

    Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из которого был сделан горшочек? Глина .(строительное, неисчерпаемое)

    Из чего был сделан стойкий солдатик? (Олово) – рудное, невозобновляемое, исчерпаемое)

    Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор .(строительное, исчерпаемое, невозобновляемое).

    Какое слово пропущено в пословице «Куй...., пока горячо». Железо .

    Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф .

    Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

    С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит .

    Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел .

    В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности - мел, мрамор. Известняк.

    Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

IX этап. Экскурсия в отдел «Минералогия» музея попечительства и разреза Харанорский.

Молодцы, вы сегодня хорошо потрудились и вас ждет сюрприз – мы с вами отправляемся в гости к Хранительнице музея Дома детского творчества. Она вам расскажем о том, какие еще полезные ископаемые добывают в Забайкалье.

X этап. Подведение итогов, домашнее задание.

С чем мы познакомились на занятии? Какие полезные ископаемые добывают в Забайкальском крае? Какие классификации природных ресурсов вы узнали?

Дома расскажите о том, что новое узнали родителям, братьям, сестрам и запишите в тетрадь с какими полезными ископаемыми познакомились во время экскурсии и дайте им характеристику.

Занятие по теме: »Полезные ископаемые»
1 год обучения (7-10 лет)
Продолжительность занятия 1ч. 25 мин. с переменой 5 мин.
Педагог: Коржавина Светлана Алексеевна
Форма урока: групповая.
Задачи:
Дать представление обучающимся о полезных ископаемых Забайкальского края и их классификации, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Оборудование:
коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;
иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче;
мультимедиа.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I этап. Организационный момент. Психологический настрой.
— Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного занятия.
II этап. Мотивация и целеполагание.
Презентация.- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).
Какие хитрые секретыТаят обычные предметы: Блестят в солонке минералы!Снежинки – это же кристаллы!Фольга, скрывавшая конфету -Металл такой же, как в ракетах.Таит его простая глина,Сестра сапфира и рубина!А коль споткнешься ты о камень,Не думай, что виной булыжник, И тут всесильная природаТебе подсунула породу!
— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
— Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд 4).
— Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?
Давайте уточним с чем должны познакомиться и что вспомнить.
(Что такое ископаемое и почему их называют полезными?Какие полезные ископаемые знаем. Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)- Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).
— Для чего нам необходимо это знать?(ответы детей)
III этап. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня на занятии мы вспомним с вами все, что вы знаете о полезных ископаемых. Уточним знания об их свойствах и значении для человека. Познакомимся с классификацией природных ресурсов, которыми являются все полезные ископаемые.
Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности – это полезные ископаемые. А почему они ископаемые? И почему полезные?(Ответы детей).
Со многими полезными ископаемыми вы знакомились на уроках в школе. Назовите их (ответы детей).
Но мы с вами сегодня рассмотрим полезные ископаемые, которые добывают в Забайкальском крае и поучимся самостоятельно определять их свойства.
IV этап. Практическая работа учащихся.
На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой) и план его описания:
Напиши название полезного ископаемого.
Определи его свойства: твердость, хрупкость и т.д.
Где используется это полезное ископаемое?
Где добывается нашем крае? (Можно пользоваться атласом Забайкальского края)
Работая в группе, дети определяют свойства своего полезного ископаемого, а затем вместе с учителем заполняют таблицу на доске и в тетради.
Название Свойства Использование В Забайкалье
1.
2.
Педагог: Я вижу, что группы готовы, переходим к заполнению таблицы на доске и в тетрадях.
Дети отвечают, учитель записывает.
I гр. – каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.
применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.
обозначается:
в Забайкалье: Харанорский разрез.
Педагог: И, действительно, миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (открытым способом — роют котлован и экскаваторами грузят в машины или в вагоны)
II гр. – гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность. используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется – им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.обозначается:
Педагог: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
III гр. – глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.
используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.
встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое.
Педагог: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
IV гр. – известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.
используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
В Забайкалье — повсеместно.
Педагог: Образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки и слышится шипение. Разновидность известняка: мел.Давайте, опираясь на свойства полезных ископаемых в нашей таблице, разделим их на группы. (Cтроительные: известняк, глина, гранит; рудные: железная руда; топливные: каменный уголь, торф)
Педагог: А мне хочется напомнить вам еще некоторые полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (Нефть)
– Да, это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие
скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными
насосами и выливают в специальные нефтехранилища. Обозначается:
Педагог: Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От месторождений газа проводят газопроводы на много
километров, по которым он поступает в крупные города и поселки. Обозначается:
– К какой группе полезных ископаемых мы отнесем нефть и газ? (Топливные, т. к. основное свойство – горючесть)
А какое полезное ископаемое дало название нашему поселку? (шерл)
Что вы о нем знаете? (ответы детей, пояснение педагога)– А как добывают полезные ископаемые, мы с вами посмотрим на слайдах
– Как вы думаете, легкий ли труд у этих добывающих полезные ископаемые людей? Что мы должны делать? (Уважать труд людей, занятых в добыче полезных ископаемых)– Как называются профессии этих людей? (Нефтяник, шахтер, буровик, right320675камнеобработчик)
V этап. Физкультминутка.
VI этап. Повторение изученного материала.
Педагог: Мы с вами вспомнили и познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг:Дома, ступени, постаментыКрасивы станут и заметны. (Гранит)
3. Этот мастер белый-белыйВ школе не лежит без дела:Пробегает по доске,Оставляет белый след. (Мел)
4. Он очень нужен детворе,Он на дорожках во дворе,Он и на стройке, и на пляже,Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5. На кухне у мамы помощник отличный.Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6. Без нее не побежитНи такси, ни мотоцикл.Не поднимется ракета.Отгадайте, что же это? (Нефть)
8. Она варились долгоВ доменной печи,На славу получилисьНожницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги,А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина)
2. Покрывают им дороги,Улицы в селении, А еще он есть в цементе,Сам он – удобрение. (Известняк)
7. Росли на болоте растенияСтали топливом и удобрением. (Торф)
9. Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий.Он несет в дома тепло.От него кругом светло.Помогает плавить стали,Делать краски и эмали. (Уголь)
ПЕРЕРЫВ — ПЕРЕМЕНА
VII этап. Знакомство с классификацией полезных ископаемых.
Педагог: на первом занятии мы с вами вспомнили и познакомились с полезными ископаемыми Забайкальского края. К каким группам относятся полезные ископаемые, речь о которых шла? (ответы детей – горючие, строительные)
Это только одна классификация полезных ископаемых. Но полезные ископаемые еще называют природными ресурсами и к ним относятся солнечная энергия, ветер, энергия приливов и отливов.
(Знакомство с возобновляемыми и невозобновляемыми; исчерпаемыми и неисчерпаемыми)
VIII этап. Закрепление нового материала.
Викторина – нужно назвать полезное ископаемое, о котором идет речь и дать ему характеристику.
Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из которого был сделан горшочек? Глина.(строительное, неисчерпаемое)
Из чего был сделан стойкий солдатик? (Олово) – рудное, невозобновляемое, исчерпаемое) Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.(строительное, исчерпаемое, невозобновляемое).
Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо». Железо.
Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.
Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.
С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.
Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.
В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.
Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.
IX этап. Экскурсия в отдел «Минералогия» музея попечительства и разреза Харанорский.
Молодцы, вы сегодня хорошо потрудились и вас ждет сюрприз – мы с вами отправляемся в гости к Хранительнице музея Дома детского творчества. Она вам расскажем о том, какие еще полезные ископаемые добывают в Забайкалье.
X этап. Подведение итогов, домашнее задание.
С чем мы познакомились на занятии? Какие полезные ископаемые добывают в Забайкальском крае? Какие классификации природных ресурсов вы узнали?
Дома расскажите о том, что новое узнали родителям, братьям, сестрам и запишите в тетрадь с какими полезными ископаемыми познакомились во время экскурсии и дайте им характеристику.

1. Берёзовское месторождение сидеритовых руд (юг Забайкальского края), разведанные запасы руды 438 млн т, содержание железа 36,6-50,6 %. Проектная мощность - 10 млн т руды в год. Права на разработку проданы в 2005 году китайской компании «Лунэн».

2. Удоканское медное месторождение расположено в 30 километрах южнее железнодорожной станции Новая Чара Забайкальского края России на хребте Удокан. Крупнейшее в стране и третье в мире по запасам меди (около 24,6 млн т). Месторождение находится в зоне распространения вечной мерзлоты в сейсмоопасном районе. Рудовмещающими породами на Удоканском медном месторождении являются медистые песчаники. В тектоническом отношении месторождение приурочено к Намингинской брахисинклинали, расположенной в осевой части Кодаро-Удоканской зоны. Руды Удоканского месторождения практически монометальные медные и содержат лишь небольшую примесь серебра. Минеральный состав их характеризуется исключительным постоянством. Основными первичными минералами меди являются халькозин, борнит и халькопирит. Из вторичных минералов меди распространены малахит, азурит, ковеллин, халькозин. Из других основных минералов в рудах широко распространены: пирит, магнетит и гематит. В виде минералов-примесей отмечены: валлериит, молибденит, виттихенит, пирротин, сфалерит, марказит, теннантит, полидимит, кобальтин, штромейерит, самородное серебро. В первичных рудах 65% меди приходится на долю халькозина, 20-25% - на борнит и 10-15% - на халькопирит.

Балансовые запасы руды составляют 1,375 млрд тонн, меди - 19,95 млн тонн (среднее содержание 1,45%), серебра - 11,9 тысяч тонн (среднее содержание - 9,6 грамма на тонну).

3. Дарасунское месторождение (Восточное Забайкалье). Рудное поле включает три месторождения - Дарасунское, Теремкинское и Талатуйское. Они формировались в пределах единой крупной очагово-купольной структуры длительного развития (палеозой - мезозой). Центральную часть площади занимают породы габбродиорит-амфиболитового комплекса (протерозой - ранний палеозой), которые были интенсивно гранитизированы в палеозойское время. Массив этих пород составляет структурную основу очагово-купольной постройки (рис. 98 ). По периферии распространены диориты, габбро-диориты, гранодиориты, граниты и аплиты палеозойского и протерозойского возраста. Отдельные массивы сложены породами пер-мотриасового возраста: сиенитами, сиенито-диоритами, граносиенитами (гранит-сиенитовый комплекс) и диоритами, кварцевыми диоритами, гранитами (гранит-гранодиоритовый комплекс).



Рис. 98. Схематическая геологическая карта Дарасунского рудного поля (по Ж. В. Семинскому и С. П. Летунову) 1-3 - средне-верхнеюрский вулканошутонический комплекс: 1 -лавы и туфы риолитов, риодацитов, андезито-дацитов, 2 - плагиогранит-порфиры, гранит-порфиры, граносиенит-порфиры, 3 - дайки того же состава; 4,5 - пермотриасовый интрузивный комплекс: 4 - граниты, гранодиориты, граносиениты, 5 - диориты, кварцевые диориты, гранодиориты; 6 - комплекс палеозойских диоритов; 7 - комплекс протерозойских гранитоидов; 8 - протерозойский базитовый комплекс (габбро, габбро-диабазы, габбро-амфиболиты); 9 - жерловины, некки; 10 - разломы; 11 - рудные жилы и зогш; 12 - контуры кольцевых вулканических структур. Месторождения (цифры в кружках): 1 -Дарасунское, 2 - Теремкинское, 3 - Талатуйское

Обособленную группу составляют средне-верхнеюрские вулкано-плутонические породы: плагиогранит-порфиры, гранит-порфиры, полевошпатовые порфиры, трахириолиты, дациты, андезиты, их кластолавы и брекчии. Породы этого комплекса распространены в пределах всего рудного поля в виде небольших субвулканических, экструзивных и дайковых тел. Ими также сложены сохранившиеся от эрозии жерловые постройки и связанные с ними лавовые поля (на севере и северо-востоке площади). Ж. В. Семинский, С. П. Летунов и С. А. Рябых выделили в рудном поле Талатуйскую, Теремкинскую, Дарасунскую, Соколанскую и Ямнинскую локальные вулканокупольные постройки средне-верхнеюрского возраста. К трем из них приурочены одноименные месторождения золота.

Рудное поле вытянуто на северо-запад, вдоль регионального Дарасунского разлома, и расширяется в узле пересечения его с Жарча-Восходнинской зоной разломов северо-восточного простирания.

Дарасунское месторождение, выявленное в этом рудном поле еще в конце XIX в., расположено в юго-восточной части площади, в пределах одноименной вулканокупольной кольцевой постройки юрского возраста. Центром ее является субвулканическая интрузия плагиогранит-порфиров, имеющая дайкообразные апофизы, вытянутые вдоль разломов северо-западной ориентировки. Общая купольная структура осложнена локальными постройками с дайковыми и изометричными телами эксплозивных брекчий и разбита разломами.

На площади 5x3 км здесь выявлено более 250 кварц-сульфидных жил. Наиболее протяженными являются радиальные и секущие жилы северо-восточного (Ново-Кузнецовская, Главная, Свинцовая) и северо-западного простирания. Другая группа жил формировалась в концентрических или конических разломах. Жилы характеризуются наличием пережимов и состоят из системы соединяющихся линз. Часто они пересекаются и изгибаются по простиранию и падению. Внутреннее строение жил характеризуется концентрацией золота в пределах рудных столбов и гнезд (рис. 99 ), которые вытянуты по простиранию жил вблизи поверхности.

Рис. 99. Рудные столбы жилы Главной проекции на вертикальную плоскость Дарасунского месторождения (по Д. А. Тимофеевскому) 1-3 - содержания золота: 1 - максимальные, 2 - средние, 3 - минимальные; 4 - зона концентрации золотого оруденения

Талатуйское месторождение представлено системой жильных зон и жил. Наиболее крупные из них локализуются в западной краевой части вулканокупольной постройки вдоль зоны северо-западного разлома. Рудные зоны представляют собой серию кулисообразно расположенных линз, сужающихся или расширяющихся к низу. Золото здесь локализуется в кварц-сульфидных прожилках, пронизывающих кварц-турмалин-сульфидный субстрат рудных зон.

Самородное золото и его теллуриды локализуются в халькопирите, блеклых рудах, арсенопирите, кварце. Преобладает изометричная и неправильная форма золотин размером 0,1-0,15 мм. Пробность золота - 890 - 900. Наиболее богатые золотом участки жил, сложенные арсенопирит-пиритовыми рудами с галенитом, висмутином и халькопиритом. Среднее содержание золота - 10 - 20 г/т.

Кварц-золото-сульфидные жилы формировались в основном в три этапа. Высокотемпературный дозолоторудный кварц-турмалиновый этап проявился с разной интенсивностью в пределах всего рудного поля, но особенно на Талатуйском месторождении. В течение этого этапа кроме кварца и турмалина выделялись рутил и пирит. Высоко-среднетемпературный этап разделяется на две стадии. Первая - кварц-пирит-арсенопиритовая (стадия ранних сульфидов) - характеризуется отложением пирита, арсенопирита, пирротина и халькопирита. Во вторую стадию этого этапа - золото-полиметаллическую выделялись золото и серебро (в самородном виде и в виде теллуридов), халькопирит, блеклые руды, сфалерит, арсенопирит и галенит. Послерудным является низкотемпературный кварц, кальцит, а также пирит, ковеллин, борнит, марказит, гипс и полыгорскит.

Пострудными являются низкотемпературный кварц-карбонатный этап и этап гипергенной минерализации.

Околорудные изменения - березитизация, хлоритизация, окварцевание, серицитизация, карбонатизация, турмалинизация - проявлены вдоль кварц-сульфидных жил и вблизи тел эксплозивных брекчий.

Похожие публикации