Правописание предлогов. Правописание наречий, производных предлогов и союзов

В русском языке есть много орфографических правил. Большинство из них вызывает трудности при написании не только у школьников и иностранцев, которые изучают русский язык, но и у взрослых людей. Одно из таких правил - это правописание предлогов. В основном проблема в том, чтобы правильно найти их. С простыми непроизводными предлогами более или менее все ясно, и большинство не испытывает трудностей в их поиске. Но в русском языке есть еще одна группа слов, которые в зависимости от контекста могут относиться к разным частям речи. Это производные предлоги, которые произошли от наречий, существительных или деепричастий. Именно они так сложны в написании, что многие люди испытывают большие трудности, встречаясь с ними в тексте.

Характеристика производных предлогов

Все предлоги в русском языке - это служебные части речи, не имеющие своего собственного значения и морфологических признаков. Они служат связующим звеном между словами в предложении и используются для построения грамматически правильной и грамотной конструкции. Производные предлоги в русском языке появились относительно недавно. Они произошли из знаменательных частей речи вследствие утраты ими собственных морфологических признаков и значения. Из-за этого написание их часто стало отличаться от исходных слов, и это вызывает трудности в правописании. В речи они употребляются довольно часто, поэтому каждый грамотный человек должен уметь находить их и правильно писать.

Особенности этой части речи

1. Производные предлоги могут быть простыми, состоящими из одного слова, например, "вблизи", "вокруг", "благодаря", "навстречу" и другие. Но многие из них состоят из двух слов, сохраняя форму, которую имели в роли знаменательной части речи. Обычно это сочетание непроизводного предлога с существительным, настолько слившегося с ним по значению и грамматически, что часто воспринимается как одно слово. Например: "с помощью", "за неимением", "не считая", "за счет", "по мере" и другие.

2. Правописание таких предлогов нужно запоминать, потому что чаще всего оно не регулируется никакими правилами. В сложных случаях нужно сверяться с орфографическим словарем. Наибольшую трудность вызывает написание предлогов "в течение", "в продолжение", "вследствие", "впоследствии".

3. Чтобы определить, что в предложении употреблен именно производный предлог, а не самостоятельная часть речи, нужно заменить его другим предлогом или союзом. Например, "вследствие" - "из-за", "насчет" - "о", "навстречу" - "к", "вроде" - "как".

4. Существует небольшая группа производных предлогов, которые сложно отличить от самостоятельных частей речи, от которых они произошли. Это вызывает трудности в их написании. В этом случае разобраться можно только по смыслу в контексте. Это слова: "насчет", "вследствие", "благодаря", "несмотря на" и другие.

Виды производных предлогов

Все рассматриваемые предлоги делятся на три группы в зависимости от того, от какой части речи они произошли.

1. Наречные, то есть образованные от наречий производные предлоги сохранили их значение. В основном они обозначают время и место нахождения предмета в пространстве. Например, "около дома", "после уроков", "внутри коробки" и другие.

2. Отыменные предлоги так называются, потому что образованы от имени существительного. Они могут обозначать пространственные отношения, временные, причинные или объектные. Это довольно обширная группа предлогов, и именно они чаще всего вызывают трудности правописания, например: "в связи", "по мере", "насчет", "вроде", "по прибытии" и другие.

3. Отглагольные предлоги произошли из деепричастий, которые утратили свое значение добавочного действия. Они тесно связаны с существительными и обычно употребляются только с каким-то одним падежом. Например: "благодаря (чему?)", "вопреки (чему?)", "несмотря на (что?)".

Какие значения они имеют

Каждый производный предлог в сочетании с существительными придает ему определенное значение. Чаще всего они употребляются с каким-то одним падежом, но к ним можно задавать и обстоятельственные вопросы. Самые распространенные значения производных предлогов:

Они обозначают определенный промежуток времени: "в течение", "по окончании", "в завершение", "после" и другие;

Причинные отношения определяют предлоги: "благодаря", "вопреки", "в силу", "вследствие";

Они могут обозначать местоположение предмета: "возле", "около", "напротив", "впереди" и другие.

Как научиться правильно писать предлоги

Правописание самостоятельных слов регулируется правилами орфографии. Большинство людей выучило их во время обучения в школе и не испытывает трудностей в правописании. А производные предлоги не поддаются никаким правилам. Написание их нужно запоминать. Но в сложных случаях можно свериться с орфографическим словарем. Трудность же вызывает чаще всего неумение людей отличить предложения с предлогами от конструкций с самостоятельными частями речи. Если научиться находить эти слова в тексте, то ошибок будет меньше. Ведь большинство людей все-таки знает основные правила правописания.

Способы поиска предлогов в тексте

1. Нужно попробовать заменить слово другим предлогом. Каждый производный предлог имеет похожий из разряда непроизводных, например, "ввиду - из-за", "насчет - о", "навстречу - к", "вслед - за" и другие. Знаменательные же части речи заменяются только синонимами: "на счет - на книжку", "на встречу - на свидание".

2. Задайте к слову вопрос. Если в предложении предлог, то, скорее всего, он будет входить в вопрос, а ответом будет существительное: "живу напротив школы - (напротив чего?)" или же "(где?) - напротив школы". А слово в роли самостоятельной части речи само отвечает на вопрос: "этот дом напротив - (где?) - напротив".

3. Производный предлог нельзя выкинуть из предложения без потери смысла и разрушения грамматической конструкции: "идти впереди колонны - идти (?) колонны". Если же вы уберете знаменательную часть речи, то смысл хоть и обеднится, но предложение не потеряет своей цельности: "он шел впереди - он шел".

4. Различить их можно также по смыслу. Например, "в течение дня" - это предлог, обозначающий временной промежуток, а "в течении реки" - существительное, которое обозначает поток воды.

Какие производные предлоги пишутся слитно

Среди слов этой части речи есть много таких, которые уже давно употребляются в русском языке. Некоторые предлоги настолько слились с существительными по смыслу, что их правописание почти ни у кого не вызывает трудностей. Например, "вблизи", "наподобие", "ввиду", "вместо", "вроде", "внутри" и другие. Но есть и такие слова, которые пишутся слитно только в том случае, когда они употребляются в роли предлогов. И вот тут надо уметь отличать их от знаменательных частей речи. Например, "вследствие дождя" - предлог, можно заменить его словом "из-за", а "в следствии по делу" - это существительное: "(в чем?) - в следствии". Еще примеры часто употребляемых предлогов и их различие с омонимичными частями речи: "навстречу друг другу" - "на встречу с друзьями", "насчет ремонта" - "на счет в банке". Нужно запомнить также, что "не" в предлогах, образованных от деепричастий, пишется слитно: "несмотря на преклонный возраст (несмотря на что?)" - это предлог, но сравните: "он шел, не смотря (не глядя) по сторонам".

Составные производные предлоги

Трудности вызывает также правописание предлогов, которые состоят из двух слов. Но связаны они не с раздельным написанием этих слов, а чаще всего с буквой на конце предлога. Ее нужно запоминать, так как в основном она совсем не такая, как у существительных, от которых произошли эти слова:

Пишется буква "и" на конце у предлогов "по истечении", "по прибытии", "по окончании", "в связи", "в соответствии", "в сравнении", "на протяжении";

Нужно запомнить написание предлогов с буквой "е" на конце: "в течение", "в продолжение", "в заключение", "в отличие", "в завершение", "в ознаменование", "по приезде", "по прилете";

Есть и группа предлогов, которые почти не вызывают трудностей: "в силу", "по мере", "в связи" и некоторые другие.

Чтобы речь человека была грамотной, нужно как можно больше употреблять производных предлогов. Они обогащают язык, позволяют более точно выразить свою мысль и использовать грамматически правильные конструкции.

Задание № 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Задание по данной теме формулируется следующим образом: Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

13 задание проверяет знания слитного, дефисного, раздельного написания омонимичных частей речи. Омонимы - разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка.

Алгоритм выполнения задания:

1. ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ,ВДУМАЙТЕСЬ В ЕГО СМЫСЛ.

2. ОПРЕДЕЛИТЕ,К КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЫДЕЛЕННОЕ СЛОВО.

3. ВСПОМНИТЕ ПРАВИЛО.

4. РАСКРОЙТЕ СКОБКИ И ВЫПИШИТЕ ДВА СЛОВА.

Прежде чем обратиться к правилу проверь, может ли форма употребляться без предлога/приставки. Если не может пиши слитно.

Правописание производных предлогов.

Следует различать производные предлоги и существительные в косвенных падежах, употреблённые с непроизводными предлогами.

Производные предлоги Сущ. + непроизводным предлогом
В ТЕЧЕНИЕ Производный предлог В ТЕЧЕНИЕ пишется в два слова с окончанием Е, имеет значениевременной протяжённости, отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА?Идущее за ним сущ. имеет значение времени : (КАК ДОЛГО?) В течение всего года усердно занимался. (КОГДА?) В течение лета прочитал много книг. В ТЕЧЕНИИ Между непроизводным предлогом В и существительным ТЕЧЕНИИможно вставить имя прилагательное. В (нижнем) ТЕЧЕНИИ РЕКИ много поворотов .
В ПРОДОЛЖЕНИЕ Производный предлог В ПРОДОЛЖЕНИЕ пишется в два слова с конечным Е, имеет значение временной протяжённости,отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА?Идущее за ним сущ. имеет значение времени : (КАК ДОЛГО?)В продолжение месяца ремонтировали дом. (КОГДА?)В продолжение нескольких дней стояла невыносимая жара. В ПРОДОЛЖЕНИИ Между непроизводным предлогом Ви сущ. в предложном падеже ПРОДОЛЖЕНИИможно вставить имя прилагательное: Новые персонажи проявились в (долгожданном) продолжении романа.
НАВСТРЕЧУ (=К) Производный предлог НАВСТРЕЧУ(=В МОЮ СТОРОНУ)пишется в одно слово, можно заменить предлогом К: Навстречу мне (= ко мне, в мою сторону) шёл директор школы. Я решил выйти навстречу гостям (= к гостям). НА ВСТРЕЧУ С Между непроизводным предлогом НА и сущ. ВСТРЕЧУможно вставить имя прилагательное, при этом при сущ. ВСТРЕЧАобязательно должен стоять предлог С:И всё-таки я решил пойти на (неожиданную) встречу с друзьями.
НАСЧЁТ (=О;ОБ) Производный предлог НАСЧЁТ пишется слитно и = О, ОБ: Мы говорили насчёт (= о) поездки в лес. НА СЧЁТ Между непроизводным предлогом НА и сущ. СЧЁТможно вставить имя прилагательное: Деньги поступили на (известный) счёт.
ВСЛЕДСТВИЕ(=ИЗ-ЗА) Производный предлог ВСЛЕДСТВИЕ пишется в одно слово с конечным Е, и =ИЗ-ЗА, указывает причину , отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?:(ПОЧЕМУ?) Вследствие(из-за) болезни, он остался дома. ПРИМЕЧАНИЕ: Нельзя путать написание производного предлога ВСЛЕДСТВИЕ(=ИЗ-ЗА) и наречия ВПОСЛЕДСТВИИ(=ПОТОМ): Впоследствии он не раз вспоминал о школе. Вследствие поломанной руки он не мог посещать школу. В СЛЕДСТВИИ Между непроизводным предлогом В и сущ. СЛЕДСТВИИ, употреблённом в одном из падежей, можно вставить имя прилагательное: В (нашумевшем) следствии по делу о хищение выяснилось много фактов.
ВВИДУ (=ИЗ-ЗА; ПО ПРИЧИНЕ) Производный предлог ВВИДУ пишется в одно слово, и =ИЗ-ЗА, =ПО ПРИЧИНЕ: Ввиду (из-за) дождя экскурсия не состоялась. ПРИМЕЧАНИЕ:Следует отличать производный предлогВ ВИДЕ (чего-либо), который пишется в два слова, от производного предлога ВВИДУ, который пишется в одно слово и =ИЗ-ЗА: ВВИДУ(=ИЗ-ЗА) - В ВИДЕ ЧЕГО-ЛИБО: ЕЙ подарили брошку в виде бабочки. Разрешили дописать в виде исключения . ИМЕТЬ В ВИДУ Устойчивое сочетание пишется с три слова.
НАПОДОБИЕ(=ВРОДЕ) Производный предлог НАПОДОБИЕ пишется в одно слово и = ВРОДЕ: Мы соорудили что-то наподобие(= вроде) шалаша. НА ПОДОБИЕ На уроке геометрии мы решали задачи на подобие треугольника(= на подобные треугольники).

Примечание:

1. Производный предлог В СВЯЗИ С пишется раздельно, в три слова : в связи с отъездом .

2. Производный предлог В ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется в два слова с буквой Е на конце и имеет значение “ЗАВЕРШАЯ”, ”В ИТОГЕ”, ”ПОД КОНЕЦ”: в заключение своего доклада хочется подытожить сказанное.

3. Производный предлог В ОТЛИЧИЕ от кого-то, чего-то пишется в два слова с буквой Е на конце : в отличие от меня, моя сестра учится на одни пятёрки.

4. ЗАПОМНИ правописание следующих предлогов, которые пишутся слитно: ПОСЕРЕДИНЕ (комнаты); ВБЛИЗИ (памятника); ВМЕСТО (брата).

РАЗЛИЧАЙТЕ:

Правописание союзов и омонимичных частей речи. Союзы ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ПРИТОМ, ПРИЧЁМ, ИТАК, ОТТОГО пишутся слитно, их можно заменить синонимами той же части речи. Сходные с этими союзами по звучанию другие части речи ЧТО БЫ,ТО ЖЕ,ТАК ЖЕ, ЗА ТО, ПРИ ТОМ,ПРИ ЧЁМ,И ТАК,ОТ ТОГО пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них можно: 1.Убрать из предл. 2.Переставить в др. место 3. Вставить др. слово между ними.

Правописание союзов и предлогов

3. Стилистические свойства и особенности употребления союзов и предлогов

Значительная часть предлогов принадлежит к стилистически нейтральной лексике: в, на, за, между, о, перед, по и мн. др. Некоторые предлоги имеют книжную окраску и употребляются преимущественно в книжных стилях речи, например: вопреки, согласно, по мере, в отношении, применительно к, в лице, помимо, в связи.

Ряд предлогов управляет не одним, а разными падежами существительных; эти предложно-падежные сочетания могут различаться как по значению, так и по стилистическим свойствам, а также по употребительности: одни сочетания характерны для современного языка, а другие являются устаревшими. Встречаются в речи и неправильные, с точки зрения литературной нормы, способы соединения предлога с существительным.

Приведём примеры, иллюстрирующие все перечисленные случаи.

При глаголах «чувства»: тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п.- предлог по употребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну, плакать по отцу, горевать по мужу, тосковать по родному селу, скучать по Михайловскому. Но личные местоимения при указанных глаголах ставятся в предложном падеже, например: тужит по нем (возможно и по нему), плачет по вас, горюет по нас и т. д. Иногда встречается употребление в предложном падеже не только местоимений, но и существительных, например: тужит по сыне, плачет по отце, скучает по Михайловском и т. п. Такое употребление существительных считается или устарелым, или диалектным. Совершенно ошибочным является употребление после отмеченных глаголов предлога за с творительным падежом, например: Он скучает за вами; она тоскует за тобой.

Союзы в подавляющем своём большинстве не имеют стилистической окраски и употребляются во всех функциональных стилях речи. Некоторые союзы принадлежат к книжной лексике и используются лишь в немногих жанрах книжно-письменных стилей. Таковы, например, союзы ибо, устаревшие дабы и покамест, который имеет также оттенок просторечности.

Союзы кабы, коли (коль), раз, хоть, даром и что напротив, характеризуются сниженной стилистической окраской. Союзы точно, словно, словно как чаще употребляются в художественной речи (сравните синонимичный им союз как, не имеющий стилистических ограничений в употреблении).

4.Правописание предлогов и союзов

Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД, ПО-ЗА пишутся через дефис. Производные предлоги, состоящие из первообразного предлога и бывшей падежной формы существительного, пишутся обычно в два слова: В СВЯЗИ, ПО МЕРЕ, В ВИДЕ, В ТЕЧЕНИИ, В ПРОДОЛЖЕНИИ и пр. Принято писать в одно слово: ВВИДУ, ВМЕСТО, НАСЧЕТ, ВСЛЕДСТВИИ, СВЕРХ.

Во всех случаях бывшая падежная форма существительного сохраняет своё прежнее падежное окончание, поэтому у предлогов: В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ, образованных от винительного падежа единственного числа, пишется на конце е.

Правописание союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ

1. Союз ЗАТО пишется слитно, по значению он близок союзу НО. Союз ЗАТО следует отличать от сочетания указательного местоимения ТО с предлогом ЗА.

2. Союзы ТАКЖЕ И ТОЖЕ пишутся слитно. Они являются синонимами и легко заменяют друг друга. Это свойство можно использовать для проверки. Если же такая замена невозможна, то перед нами не союзы, а сочетания указательного местоимения ТО или ТАК с частицей ЖЕ, которые пишутся отдельно. Частицу ЖЕ в таком случае часто можно просто опустить.

3. Союз ЧТОБЫ пишется слитно. Его следует отличать от сочетания местоимения ЧТО с частицей БЫ, которую можно легко опустить, не разрушая смысла предложения.

4. Союзы ПРИТОМ и ПРИЧЕМ пишутся слитно, они синонимичны и легко заменяют друг друга, что можно использовать при проверке. Их следует отличать от сочетаний предлога с местоимением ПРИ ТОМ и ПРИ ЧЕМ.

Анализ особенностей употребления лексических и стилистических средств в политическом портрете

Заимствование на страницах немецкой прессы

Газетно-публицистический стиль выполняет функции воздействия и сообщения (информирования). Журналист сообщает о фактах и дает им оценку. Взаимодействие этих двух функций и определяет употребление слова в публицистике...

Особенности восприятия и употребления экономических сокращений

При проведении опроса респонденты были разбиты на две группы: специалисты (студенты), занятые в сфере экономики и специалисты (студенты), занятые в другой сфере. Среди них 33 человека, занятых в сфере экономики, 50 человек, занятых в другой сфере...

Перевод профессионализмов и номенклатурных наименований нефтегазодобывающей отрасли

Термин в отличие от других единиц профессиональной коммуникации - это максимально нагруженный смыслом знак; его содержательная структура, выражаясь словами В. М. Лейчика, носит интеллектуальный характер...

Предлог - служебная часть речи, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно...

Правописание союзов и предлогов

Классификация предлогов по происхождению · Непроизводные (древнейшие предлоги) -- в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, с, у, за, над, для, об, под, про...

Правописание союзов и предлогов

предлог союз правописание стилистический 1. Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. 2. Я должен был нанять быков, чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица...

Прагматические функции заголовков

Ярким отличием современного английского языка от иных функциональных стилей наблюдается в характере использования глагольных временных форм. В большинстве случаев в англоговорящих странах используются неперфектные формы глагола...

Словарный состав языка и его пласты. Лексическое поле

Лексика представляет собой совокупность частных систем, или подсистем, называемых семантическими полями, внутри которых слова связаны ассоциативными или структурными отношениями, среди которых, в частности...

Как уже говорилось выше, приём сравнения играет огромную роль в жизни и деятельности человека: сравнение применяется как метод познания действительности, ведущий к установлению характерных признаков предмета...

Сравнительные конструкции со значением приблизительности в немецком языке

Как уже упоминалось выше, художественный текст отличается гораздо более широким выбором различного рода средств для создания образа чем тексты иного характера. Этим объясняется такое многообразие структур разных типов...

Стилистические свойства слов и фразеологизмов, обозначающих психологическое состояние

фразеологизм слово психологический художественный Стилистические свойства слов и фразеологизмов, характеризующих психологическое состояние человека, наиболее ярко и полно проявляются в художественной литературе. Н.С...

Фразеологизмы, характеризующие речевую деятельность человека

По лексико-грамматическому составу среди фразеологизмов, характеризующих ум человека можно выделить две группы: 1. Фразеологические обороты, имеющие форму самостоятельного предложения: голова и два уха (о несообразительном человеке)...

Язык и стиль в английской публицистике

Переводчику следует постоянно иметь в виду и некоторые особенности употребления временных форм в заголовках. Это необходимо, прежде всего, для правильного понимания содержания заголовка...

Язык Шекспира

Употребление предлогов в ранненовоанглийский период продолжает возрастать. Например, у Шекспира широко употребляются сочетания с предлогом "of" для выражения действующего лица при страдательном залоге: “Touching this dreaded sight, twice seen of us.” (I...

Которая необходима для того, чтобы выражать синтаксические связи слов или частей речи. Он не имеет собственного знаменательного значения, поэтому считается служебным элементом речи.

В русском языке существует две категории таких предлоги.

С первыми все ясно. Образовались они в процессе эволюции языка, представляют собой короткие слова, которые нельзя спутать с другими частями речи или неправильно их написать. Они обычно состоят из одного слова.

Предложения с предлогами непроизводными в нашей речи занимают значительное место. Например: Приду в шесть. Посмотрите на этот дом. Не могу без тебя жить. Пройтись по краю. Рассказать о новом фильме.

Производные предлоги в русском языке тоже встречаются часто, но определять их, а, тем более, правильно писать, значительно сложнее. По своему значению они также могут быть временными, пространственными либо причинными.

Производные предлоги - это предлоги, которые образовались из других частей речи. Их знаменательное значение и утратились по тем или иным причинам, осталось только синтаксическое. Они чаще всего употребляются с определенным падежом. Отличить от знаменательных частей речи их можно при помощи вопроса. Делается это примерно так.

Напротив моего дома выстроили школу. Выстроили (где?) напротив дома. Слово «напротив» не имеет собственного значения, в данном случае оно - производный предлог.

Я живу напротив новой школы. Живу (где?) напротив (чего?) школы. Слово «напротив» в данном случае имеет собственное лексическое значение, а потому это - наречие.

Производные предлоги, как и непроизводные, могут состоять из одного слова (простые) или нескольких (составные). Например: В течение следствия выяснились новые подробности (составной). Вследствие дождя отменили прогулку. (Простой).

Производные предлоги могут:

  • обозначать определенный промежуток времени. Солнце пекло с огромной силой в течение недели. В продолжение расследования она дважды совершала недопустимые ошибки. Предлоги «в продолжение» и «в течение» обозначают временной промежуток и пишутся только раздельно.
  • Быть близкими по значению к непроизводному предлогу из-за. Это касается предлога «вследствие» и предлога «в виду». «Вследствие» в качестве предлога пишется всегда только слитно. Сравните: прогулку отменили вследствие дождя. Прогулку отменили из-за дождя.
    Предлог «В виду», напротив, пишется раздельно. В виду болезни он не выходит из дома. (Из-за болезни он не выходит из дома).
  • Приближаться по значению к сочетанию «независимо от». Это относится к производному предлогу «несмотря на», который пишется всегда слитно. Сравните: мы пошли в лес несмотря на погоду. Мы пойдем в лес, независимо от погоды.
  • Употребляться в значении предлога «о». Мы договорились насчет дополнительных занятий. (О дополнительных занятиях). Предлог «насчет» пишется всегда слитно.
  • Другие примеры. Он ушел, благодаря и кланяясь в пояс. Ушел (каким образом? как?) благодаря и кланяясь. О том, что это деепричастие, говорят синонимы благодаря - говоря спасибо. Кланяясь - отвешивая поклоны. Благодря принятому решению они победили. (Из-за принятого....)

Естественно, это далеко не все производные предлоги, которые употребляются в русском языке: здесь перечислены только несколько из наиболее часто встречающихся.

Для того чтобы правильно определить, какой частью речи является нужное слово (а также определиться в его правильном написании), можно к подобрать синонимы.

Например. Я положила деньги на счет в банке. В данном случае счет - сберкнижка, т.е. существительное. Поэтому предлог (на) + существительное (счет) пишутся раздельно.

Я договорилась насчет ремонта . «Насчет» = «о» (договорилась о ремонте). Значит это производный предлог, он пишется слитно.

Реферат

Правописание союзов и предлогов

(на примерах из произведения «Анна Каренина»)

студентка группы 54-д,
ИМЭК

Корнюшина А.

Научный руководитель:

Омск 2015 г

Введение.

I. Основная часть.

2. Классификация предлогов и союзов.

4. Правописание предлогов и союзов.

II. Примеры употребления союзов и предлогов в романе «Анна Каренина» .

Заключение.

Список литературы.

Введение

Человека считают образованным, если он умеет правильно говорить и грамотно писать.

Язык развивается и меняется под влиянием времени. В нём все подчиняется закономерностям. Студенту, да и взрослому человеку, не всегда удается выразить мысли ясно, четко, образно. Этому умению нужно терпеливо и упорно учиться не один год. Грамотное правописание – это не только знания правил употребления согласных и гласных, знание синтаксических конструкций и их правильное использование, но и знание употребления нужных лексических единиц, соблюдение стилистических норм.

Правила правописания союзов в настоящее время представлены в виде сопоставления некоторых союзов, сохраняющих словообразовательные связи с другими словами (с местоимениями и наречиями), с соответствующими сочетаниями слов (также, тоже, чтобы, причём, притом, зато, затем, отчего, оттого). Правила правописания союзов нуждаются в более четком противопоставлении простых союзов, пишущихся слитно, составным, пишущимся не в одно слово.

Правила правописания предлогов в русском языке усвоить несложно, надо запомнить, какие предлоги пишутся через дефис, какие слитно, а какие раздельно. Проблема состоит в том, что существуют омонимичные части речи (существительные с предлогами, наречия, деепричастия), которые пишутся по-другому, а произносятся так же, как и предлоги. Поэтому, чтобы научиться правильно писать предлоги, надо изучить правила различения предлогов и омонимичных частей речи.

На мой взгляд, произведение «Анна Каренина», является наиболее подходящим для анализа правописания союзов и предлогов, т. к. автор использует в тексте производные и непроизводные предлоги, простые и составные союзы.

Лев Николаевич Толстой один из наиболее широко известных русских величайших писателей и мыслителей мира. Одним из лучших, на мой взгляд, его романов, является произведения «Анна Каренина». Это лучший роман о женщине и о душе человеческой. Над своим произведением писатель работал в течение пяти лет. Этот роман входит в золотой фонд мировой литературы.

Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный.

Творческая история "Анны Карениной" полна тайн, как, впрочем, и любая творческая история великого произведения. Толстой не принадлежал к тем писателям, которые пишут сразу черновой корпус своего сочинения, а потом совершенствуют его и дополняют. Под его пером все изменялось от варианта к варианту так, что возникновение целого оказывалось результатом "незримого усилия" или вдохновения.

Как это ни странно может показаться на первый взгляд, но одухотворенность героев Толстого возникает на какой-то позднейшей стадии работы. А сначала он рисовал резкие эскизы, иногда похожие на карикатуры. Это очень странная его особенность. Невозможно иногда узнать в первоначальных набросках тех героев, которых мы знаем по роману.

Во время работы над "Анной Карениной" Толстому, как бы случайно, попадали под руку именно те газеты и журналы, которые были ему важны. Происходили встречи именно с теми людьми, которые ему были нужны... Как будто некий "магнит творчества" притягивал и отбирал все необходимое для его романа.

Если «Войну и мир» Толстой называл «книгой о прошлом», в которой описывал прекрасный и возвышенный «целостный мир», то «Анну Каренину» он называл «романом из современной жизни». По словам Гегеля: «Роман в современном значении предполагает прозаически упорядоченную действительность», но Л. Н. Толстой представлял в «Анне Карениной» лишённый нравственного единства «раздробленный мир», в котором царит хаос добра и зла.

говорил: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Грамотное правописание - это не только знания правил употребления согласных и гласных, знание синтаксических конструкций и их правильное использование, но и знание употребления нужных лексических единиц, соблюдение стилистических норм.

В любом случае в основе правильного письма лежат навыки грамотной речи, соблюдение норм литературного языка. Правильно говорить - это умение. Прежде всего необходимо определить, что ты хочешь сказать. Умение точно и четко формулировать свои мысли надо совершенствовать. Ведь прежде чем мысли, идеи получат выражение на бумаге, необходимо обдумать и сформулировать то, о чем пойдет речь, в голове.

Цель исследования - рассмотреть правописание союзов и предлогов в русском языке, на примере произведения.

Задачи исследования:

1. Изучить общую характеристику союзов и предлогов и их виды.

2. Привести примеры употребления союзов и предлогов в романе «Анна Каренина».

I. Основная часть

1.Общая характеристика предлогов и союзов.

Предлог - служебная часть речи , выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Они обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связаны с управляющим компонентом словосочетания.

Предлоги служат для выражения отношения имени существительного, числительного и некоторых местоимений к другим словам в речи. Предлоги помогают связывать слова в словосочетании, уточняют смысл высказывания, вносят обстоятельственные значения.

Часть предлогов, в основном производных, совмещают ряд значений. Так, предлоги за, под, из, от, в, на совмещают причинные, пространственные и временные значения. Предлог через , выражая пространственные (через горы ) и временные (через века ) отношения, в просторечии встречается при выражении причинных отношений (через тебя я лишился семьи ). Другие предлоги совмещают причинные значения со значениями цели, например, для, по .

Союзы - служебные слова, которые используются для связи однородных членов предложения и частей сложного предложения, а также для выражения смысловых отношений между этими синтаксическими единицами.

По структуре союзы делятся на простые и составные. Простые состоят из одного слова, например: и, но, а, или, что, если, когда и др. Составные союзы состоят из двух или нескольких слов, например: потому что, оттого что, так как и др.

По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

По образованию союзы бывают непроизводными и производными. Непроизводные или исконные, не имеют соотносительности с другими частями речи: и, ни. а, но, да, или и др. Производные же соотносятся с той частью речи, от которой они образованы. Так, союз что происходит от местоимения что, союз хотя - от деепричастия, союз также образован от слияния наречия так и частицы же.

2.Классификация предлогов и союзов.

Классификация предлогов по происхождению:

Непроизводные (древнейшие предлоги) - в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, с, у, за, над, для, об, под, про.

Производные предлоги образовались в более позднее время от слов других частей речи и подразделяются на:

Наречные - вблизи, вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.;

Отыменные - посредством, в роли, в зависимости от, путем, насчет, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.;

Глагольные (образованы были в большинстве своем скорее от деепричастий, нежели собственно глаголов) - благодаря, несмотря на, спустя и другие.

Классификация предлогов по отношениям.

Как отмечают исследователи, в современном русском языке круг значений предлогов, сфера выражаемых ими отношений расширяются и углубляются. Итак, предлоги не изменяются и не являются членами предложения, но они выражают различные отношения:

Пространственные - около, в, среди, на и др.;

Временные - в течение, в продолжение и др.;

Причинные - ввиду, благодаря, вследствие, в связи, из-за и др.;

Целевые - для и др.;

Объектные - о и др.;

Сравнительно-сопоставительные – как, будто, словно, точно и др.;

Определительные – на, под, в, по, к;

Уступки – несмотря на;

Сопроводительные – с, со, вместе.

Классификация союзов по строению:

Простые (как, словно);

Составные (так как, для того чтобы);

Производные (тоже, зато, чтобы, также, потому что...);

Непроизводные (и, а, что, или, но...);

Одиночные, неповторяющиеся (но, однако);

Повторяющиеся (и...и, ни...ни);

Двойные, парные (если...то, как...так и, но).

3. Стилистические свойства и особенности употребления союзов и предлогов.

Значительная часть предлогов принадлежит к стилистически нейтральной лексике: в, на, за, между, о, перед, по и мн. др. Некоторые предлоги имеют книжную окраску и употребляются преимущественно в книжных стилях речи, например: вопреки, согласно, по мере, в отношении, применительно к, в лице, помимо, в связи.

Ряд предлогов управляет не одним, а разными падежами существительных. Эти предложно-падежные сочетания могут различаться как по значению, так и по стилистическим свойствам, а также по употребительности: одни сочетания характерны для современного языка, а другие являются устаревшими. Встречаются в речи и неправильные, с точки зрения литературной нормы, способы соединения предлога с существительным.

При глаголах «чувства»: тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п. Предлог «по» употребляется с дательным падежом , например: тужить по сыну, плакать по отцу, горевать по мужу, тосковать по родному селу, скучать по Михайловскому. Но личные местоимения при указанных глаголах ставятся в предложном падеже, например: тужит по нем (возможно и по нему), плачет по вас, горюет по нас и т. д. Иногда встречается употребление в предложном падеже не только местоимений, но и существительных, например: тужит по сыне, плачет по отце, скучает по Михайловском и т. п. Такое употребление существительных считается или устарелым, или диалектным. Совершенно ошибочным является употребление после отмеченных глаголов предлога за с творительным падежом , например: он скучает за вами; она тоскует за тобой.

Союзы в подавляющем своём большинстве не имеют стилистической окраски и употребляются во всех функциональных стилях речи. Некоторые союзы принадлежат к книжной лексике и используются лишь в немногих жанрах книжно-письменных стилей. Таковы, например, союзы, ибо, устаревшие дабы и покамест, который имеет также оттенок просторечности.

Союзы кабы, коли (коль), раз, хоть, даром и что напротив, характеризуются сниженной стилистической окраской. Союзы точно, словно, словно как чаще употребляются в художественной речи (сравните синонимичный им союз как, не имеющий стилистических ограничений в употреблении).

4.Правописание предлогов и союзов.

Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД, ПО-ЗА пишутся через дефис. Производные предлоги, состоящие из первообразного предлога и бывшей падежной формы существительного, пишутся обычно в два слова: В СВЯЗИ, ПО МЕРЕ, В ВИДЕ, В ТЕЧЕНИИ, В ПРОДОЛЖЕНИИ и пр. Принято писать в одно слово: ВВИДУ, ВМЕСТО, НАСЧЕТ, ВСЛЕДСТВИИ, СВЕРХ.

Во всех случаях бывшая падежная форма существительного сохраняет своё прежнее падежное окончание, поэтому у предлогов: В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ, образованных от винительного падежа единственного числа , пишется на конце е.

Правописание союзов, ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ

1. Союз, ЗАТО пишется слитно, по значению он близок союзу, НО. Союз, ЗАТО следует отличать от сочетания указательного местоимения ТО с предлогом ЗА.

2. Союзы ТАКЖЕ И ТОЖЕ пишутся слитно. Они являются синонимами и легко заменяют друг друга. Это свойство можно использовать для проверки. Если же такая замена невозможна, то перед нами не союзы, а сочетания указательного местоимения ТО или ТАК с частицей ЖЕ, которые пишутся отдельно. Частицу ЖЕ в таком случае часто можно просто опустить.

3. Союз ЧТОБЫ пишется слитно. Его следует отличать от сочетания местоимения ЧТО с частицей БЫ, которую можно легко опустить, не разрушая смысла предложения.

4. Союзы ПРИТОМ и ПРИЧЕМ пишутся слитно, они синонимичны и легко заменяют друг друга, что можно использовать при проверке. Их следует отличать от сочетаний предлога с местоимением ПРИ ТОМ и ПРИ ЧЕМ.

II. Примеры употребления союзов и предлогов в романе «Анна Каренина»

1. Он слышал только лязг кос и видел пред собой удалявшуюся прямую фигуру Тита, выгнутый полукруг прокоса, медленно и волнисто склоняющиеся травы и головки цветов около лезвия своей косы и впереди себя конец ряда, у которого наступит отдых.

2. В его интересах было то, чтобы притом чтобы не забывался, чтобы старался не сломать веялки, конных граблей, молотилки, чтоб он обдумывал то, что он делает; работнику же хотелось работать как можно приятнее, с отдыхом, и главное - беззаботно и забывшись, не размышляя.

3.На третий день после ссоры князь Степан Аркадьич Облонский - Стива, как его звали в свете, - в обычный час, то есть в восемь часов утра, проснулся не в спальне жены, а в своем кабинете, на сафьянном диване.

4. Когда она опомнилась, она увидала, что держит обеими руками свои волосы около висков и сжимает их.

5. Темнота докрывала для него все; но именно вследствие этой темноты он чувствовал, что единственною руководительною нитью в этой темноте было его дело, и он из последних сил ухватился и держался за него.

6. И внутренний голос говорил ему, что ходить не надобно, что , кроме фальши, тут ничего быть не может, что поправить, починить их отношения невозможно, потому что невозможно сделать ее опять привлекательною и возбуждающею любовь или его сделать стариком, не способным любить.

7. Как только он вблизи увидал брата, это чувство личного разочарования тотчас же исчезло и заменилось жалостью.

8.И Сергей Иванович подал брату записку из-под пресс-папье.

9. Кроме того, его прежние отношения к Кити - отношения взрослого к ребенку, вследствие дружбы с ее братом, - казались ему еще новою преградой для любви.

10.Но, несмотря на в страшном беспокойстве и волнении.

11. Несмотря на увеличившуюся сутулость, несмотря на поразительную с его ростом худобу, движения его, как и обыкновенно, были быстры и порывисты.

12.Но, несмотря на то, мать всю эту зиму находилась в страшном беспокойстве и волнении.

13.Но зато , как только она думала о будущем с Вронским, пред ней вставала перспектива блестяще-счастливая; с Левиным же будущность представлялась туманною.

14. Она села к письменному столу, но , вместо того чтобы писать, сложив руки на стол, положила на них голову и заплакала, всхлипывая и колеблясь всей грудью, как плачут дети.

15. В его интересах было то, чтобы каждый работник сработал как можно больше, притом чтобы не забывался, чтобы старался не сломать веялки, конных граблей, молотилки, чтоб он обдумывал то, что он делает; работнику же хотелось работать как можно приятнее, с отдыхом, и главное - беззаботно и забывшись, не размышляя.

16. Я не могу быть несчастлив оттого что презренная женщина сделала преступление.

17.Чувство предстоящей скачки все более и более охватывало его, по мере того как он въезжал дальше и дальше в атмосферу скачек, обгоняя экипажи ехавших с дач и из Петербурга на скачки.

18. - Вишь, козявки ползут! - сказал он, указывая на них, и из-под руки поглядел на солнце.

19. Главное же, ему нужно было ехать не откладывая: надо успеть предложить мужикам новый проект, прежде чем посеяно озимое, с тем чтобы сеять его уже на новых основаниях.

20. Тем более что я не могу пробыть у вас долго, мне необходимо к старой Вреде.

21. И обеднение не вследствие роскоши - это бы ничего; прожить по-барски - это дворянское дело, это только дворяне умеют.

22. Простившись с дамами и обещав пробыть завтра еще целый день, с тем чтобы вместе ехать верхом осматривать интересный провал в казенном лесу.

23. Главное же, ему нужно было ехать не откладывая: надо успеть предложить мужикам новый проект, прежде чем посеяно озимое, с тем чтобы сеять его уже на новых основаниях.

24.. Алексей Александрович помолчал, пока говорили около него, но тотчас опять начал.

25.Она знала тоже , что действительно его интересовали книги политические, философские, богословские , что искусство было по его натуре совершенно чуждо ему, но что , несмотря на это, или лучше вследствие этого, Алексей Александрович не пропускал ничего из того, что делало шум в этой области, и считал своим долгом все читать.

26. Он находил это естественным, потому что делал это каждый день и при этом ничего не чувствовал и не думал, как ему казалось, дурного, и поэтому стыдливость в девушке он считал не только остатком варварства , но и оскорблением себе.

27.Он увидел, что вместо того , что он хотел сделать, то есть предостеречь свою жену от ошибки в глазах света, он волновался невольно о том, что касалось ее совести, и боролся с воображаемою им какою-то стеной.

28. Он не верил ни в чох, ни в смерть, но был очень озабочен вопросом улучшения быта духовенства и сокращения приходов, причем особенно хлопотал, чтобы церковь осталась в его селе.

29. Как будто ребенок чувствовал, что между этим человеком и его матерью есть какое-то важное отношение, значения которого он понять не может.

30. Свод этих правил обнимал очень малый круг условий, но зато правила были несомненны, и Вронский, никогда не выходя из этого круга, никогда ни на минуту не колебался в исполнении того, что должно.

31. - Да уже вы как ни делайте, он коли лентяй, так все будет чрез пень колоду валить.

32. В одну минуту он так перемесил все это общественное тесто, что стала гостиная хоть куда, и голоса оживленно зазвучали.

33. Я вас полюбила просто, а вы, верно, только затем, чтобы спасти меня, научить меня!

34. И кучки и одинокие пешеходы стали перебегать с места на место, чтобы лучше видеть.

35. Намеревался осенью ехать за границу, чтоб изучить еще это дело на месте, с тем чтобы с ним уже не случалось более по этому вопросу того, что так часто случалось с ним по различным вопросам.

36. Он только как будто имел на нее маленькое неудовольствие за тот первый ночной разговор.

37. У господ покойнее; зато расчетов здесь больше.

38. Она не интересовалась теми, кого знала, чувствуя, что от них ничего уже не будет нового.

39. Я просил бы вас сообщить мне также , какие ваши условия.

40. Действительно, под окнами собралась довольно большая толпа.

41. Ах, гордость и гордость! - сказала Дарья Александровна, как будто презирая его за низость этого чувства в сравнении с тем, другим чувством, которое знают одни женщины.

42. - Это я-с, - сказал твердый и приятный женский голос, и из-за двери высунулось строгое рябое лицо Матрены Филимоновны, нянюшки.

43. - Да, но вы не можете не желать проститься с человеком, который стрелялся из-за вас...

44. Ну, хорошо, так как будто мы ничего про это не говорили.

45. После короткого совещания - вдоль ли ходить или поперек - Прохор Ермилин, тоже известный косец, огромный черноватый мужик, пошел передом.

46. Она зашла вглубь маленькой гостиной и опустилась на кресло.

47. Особенно приятно, как Павина дочь будет уже красно-пегою коровой, и все стадо, в которое подсыпать этих трех...

48. Уже пред самым отъездом приехал опоздавший Степан Аркадьич, с красным, веселым лицом и запахом вина и сигары.

49. Около самовара и хозяйки разговор между тем, точно так же поколебавшись несколько времени между тремя неизбежными темами: последнею общественною новостью, театром и осуждением ближнего, тоже установился, попав на последнюю тему, то есть на злословие.

50. Теперь мужики около нас скупают земли, - мне не обидно.

Заключение

Цель нашего исследования - рассмотреть правописание союзов и предлогов в произведении «Анна Каренина».

Объект исследования – союзы и предлоги.

Союзы и предлоги – это служебные части речи, они не называют предметы, не указывают на их признаки, действия, числа и состояния, не имеют конкретного лексического значения, а лишь выражают грамматические связи слов в предложении или в словосочетании.

По своему происхождению союзы могут быть непроизводными (и, а, но, или и др.) и производными (что, если, как, когда и др.). Пишутся слитно союзы, образованные от сочетаний предлогов с местоимениями и наречиями: тоже, также, зато, отчего, оттого, потому, притом, причём, чтобы (чтоб). Пишутся раздельно составные союзы потому что, так как, для того чтобы, тогда как, то есть и др.

Предлоги пишутся отдельно от существительных, местоимений и прилагательных. Сложные предлоги (из-за, из-под) пишутся через дефис. Производные предлоги, состоящие из первообразного предлога и падежной формы существительного, пишутся по-разному - одни слитно: насчёт, вроде, вместо и др.; другие раздельно: в деле, в меру и др.

Предлоги не могут соединять, разделять и противопоставлять одни члены предложения другим, если словоформы (вместо того, чтобы, оттого, благодаря чему) формируют синтаксическую структуру предложения, значит, это союзы.

Из приведенных примеров видно, что предлоги находятся перед зависимыми словами, а союзы соединяют, противопоставляют или сравнивают две равнозначные лексические самостоятельные единицы. Когда дело касается простых грамматических правил, все логично и понятно, но русский язык не был бы великим и могучим, если бы в нем не существовала сложная взаимосвязь отдельных элементов. Труднее всего различать производные предлоги и союзы, образованные от самостоятельных частей речи.

Выводы:

1. Предлог выражает зависимость именных слов, а союз связывает члены предложений.

2. Производные предлоги образуются от наречий, глаголов и существительных, в отличие от производных союзов, которые образуются от местоимений.

3. В состав сложных союзов могут входить предлоги, а в состав предлогов союзы не входят.

4. И предлоги, и союзы имеют разные грамматические характеристики.

Список использованной литературы

2. Мандель язык и культура речи. История, теория, практика. – М.: Вузовский учебник, 2009.

3. , Михайлова язык и культура речи. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009.

4. Голуб язык и культура речи. Учебное пособие. – М.: Логос, 2009.

5. Интернет ресурс.


Похожие публикации