Поддерживает эти процессы и необычный. Диффузная модель Э

№1 Расставьте знаки препинания, учитывая особенности пунктуации при стечении союзов.

1. Я зачитался до того что когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце не сразу понял кто это звонит и зачем. 2. Глаза у нее были молодые блестящие и когда она во время работы надевала очки то глаза становились совсем круглыми и даже чуть озорными как у подростка. 3. Весть о предстоящем повышении зарплаты принимают с радостью но когда узнают о разном проценте повышения для врачей и среднего медицинского персонала, начинают искать в чём тут подвох. 4. Подали что-то такое белое я принял это за манную кашу но когда попробовал то понял что я буду есть это всю свою жизнь по три раза каждый день. 5. Была она подтянута разумом богата стремительна характером резка и хотя с виду не красавица но мужчины задерживали на ней взоры. 6. Она появилась очень поздно и хотя я видел её издали и только со спины я именно по этой спине по опущенным плечам понял что случилось несчастье. 7. Лещинский побежал за ними и когда был уже близко около шоссе услышал другой выстрел. 8. Мы вступаем в открытое море но если хорошо приглядеться то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море.

№2 Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Надвигалась гроза и когда тучи заволокли все небо стало темно как в сумерки. 2. Ноги у женщины были обожжены и босы и когда она говорила то рукой подгребала теплую пыль к воспаленным ступням словно пробуя этим утешить боль. 3. Как бы там ни было в кулуарах считают что если Параничев и его покровители сумеют договориться с руководством ММК шансы у Юрия Владимировича занять губернаторское кресло составят 99%. 4. Если вы тщательно присмотритесь к людям которые никого не могут хвалить и никем не довольны то вы узнаете что это те самые люди и есть которыми никто не доволен. 5. Поздней ночью когда на деревне погаснут огни и в небе уже высоко блещет семизвездие Стожар еще раз пробежишь в сад и доберешься до шалаша. 6. Если хотите рассмотреть человека и хотите узнать его душу то вникайте не в то как он говорит или как он молчит а смотрите на него лучше когда он смеется. 7. Только к рассвету когда озеро покрылось редкими хлопьями чаек и показались рыбачьи паруса он уснул и ему снились Альпы. 8. В любой роли талантливый актер чувствует себя свободно и естественно и когда выражает на сцене характер своего героя то он обычно доходит до полного ощущения что он и есть тот самый герой. 9. Маленький дом стоит на краю бездны и поэтому кажется удивительным что в доме спокойно горит свет и на столах лежат раскрытые книги и рукописи. 10. Выяснилось что рукопись окончательно еще не отредактирована и что пока не будет проведена дополнительная работа сдавать ее в типографию нельзя. 11. В воображении теснились самые разные замыслы и если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чем-то одном то он опять забывал, каким должно быть начало. 12. Он знал даже что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса.



ЗАДАНИЕ 21

№1 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.


1. Сроки сдачи военного объекта нарушены, потому что многие агрегаты для комплекса импортировались из-за рубежа, а из-за санкций срочно пришлось решать проблему импортозамещения.


2. Поддерживает эти процессы и необычный феномен избирательного запоминания, когда индивиды лучше запоминают те сообщения, которые соответствуют их представлениям.


3. Сквайр Трелони, доктор Ливси и другие джентльмены попросили меня написать все, что я знаю об «Острове сокровищ». Им хочется, чтобы я рассказал всю историю, с самого начала до конца.


4. Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах мировых религий.


5. К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку и пригласила на чай соседей.


6. Вот какими речевыми шедеврами изобилуют даже очень популярные газеты: «На этот сегодняшний день уборка риса завершена во всех рисоводческих хозяйствах района».


7. Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах, меж которыми лишь кое-где видна чернеющая темнота.


8. Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и озерная вода становилась черной.


9. В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий зной, а в глухом ельнике было так прохладно.


10. Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.


11. Командир был убит насмерть, и командование взял на себя молодой лейтенант, который прибыл в часть неделю назад.


12. Маленькие малыши сидели за столом, склонив головы, и, произнося шепотом слова, обсуждали, по-видимому, какую-то важную, на их взгляд, проблему, поэтому я старался им не мешать.


13. Шёл проливной ливень, так что на крыльцо нельзя было выйти.

В упражнениях этого типа цифры в квадратных скобках указывают на номер грамматического комментария, приведенного в начале каждого параграфа.

Э. Роджерс разделил процесс диффузии на шесть этапов:

1. внимание;

2. интерес;

3. оценка;

4. проверка;

5. принятие;

6. подтверждение.

Роджерс разделил все общество на пять групп, в соответствии с их желанием участвовать в новаторской деятельности.

1. Новаторы – около 2,5 % всего общества. Рискованны и образованны, имеют контакты за пределами своего круга и легче воспринимают абстрактные идеи.

2. Ранние последователи – 13,5 % общества. Известны, образованны, стремятся использовать новые технологии, чтобы внедрить новинку в общество, часто рискуют, хотя и с осторожностью, обычно с ними советуются прежде чем принять решение, среди них больше всего лидеров мнений.

3. Ранее большинство – 34 %. Осмотрительны и имеют много неформальных контактов. Лидерами мнений бывают редко. Их мнение часто формируется под влиянием предыдущей группы.

4. Позднее большинство – 34 % общества. Скептичны, традиционны, предусмотрительны, обычно низкого социального статуса. Воспринимают новинку только после того, как ее опробовало не менее половины потенциальных потребителей.

5. Отстающие – 16 %. Традиционны, очень подозрительны к инновациям, не являются лидерами мнений. Новшество воспринимают только тогда, когда оно начинает принимать черты традиций.

Диффузная модель Ф. Басса

В отличие от Роджерса Басс выделял только две группы, участвующие в диффузии инноваций. Эти группы очень зависят от рекламы, пропаганды продукта. Первая группа формирует мнение о продукте и начинает его использование под воздействие рекламы - «эффект рекламы». Вторая группа людей начинают использование продукта из-за «эффекта межличностной коммуникации». На первом этапе жизненного цикла продукта преобладает эффект рекламы. Почти никто не знает о продукте и, соответственно, не хочет его покупать. По мере увеличения длительности рекламного воздействия растет количество потребителей, а эффективность рекламы начинает постепенно снижаться. Зато возрастает эффект межличностного общения, благодаря которому наращивается база покупателей из числа тех, кто скептически относится к инновациям. Диффузная модель Басса хорошо иллюстрирует принципы усиливающей обратной связи - количество потребителей инновации увеличивает поток новых потребителей за счет эффекта межличностной коммуникации. В большей степени интересно мнение первой группы людей, так как то, что есть норма для новатора, завтра станет нормой для второй группы, а значит и большинства.

PR-ТЕХНОЛОГИИ: ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЯ МНЕНИЙ, КОММУНИКАТИВНЫЕ МОДЕЛИ

Исследование влияния масс-медиа в период избирательных кампаний, проведенные П. Лазарсфельдом в президентской кампании 1940, а затем 1948 г. показали, что в первом случае 53% избирателей сохранили свое мнение в результате проведенной кампании, оно стало даже сильнее. 26% сместилсиь из нейтральной позиции в поддержку одной из сторон, и лишь 5% переключились с одного кандидата на другого. В кампании 1960 г. Кеннеди против Никсона лишь 2% изменили свою исходную точку зрения голосовать за Никсона на пользу Кеннеди. Правда, в данном случае (а не в других) данные два процента были определяющими, поскольку Кеннеди побеждает за счет разрыва. который был даже менее двух процентов.

Возможным объяснением этого феномена может служить факт избирательного восприятия, когда сторонники того или иного кандидата или того или иного направления реально берут из потока масс-медиа только мнения, подтверждающие их точку зрения. Например, передачи о толерантном отношении к меньшинствам смотрят представителяи этих меньшинств. Поддерживает эти процессы и феномен избирательного запоминания, когда индивидуумы лучше запоминают те сообщения, которые соответствуют их представлениям. Феномен избирательного восприятия затрудняет воздействие и случае любых других информационных кампаний, не только политических. Так в одном из экспериментов, в которых проверялось воздействие статей о связи курения с раком легких, в результате было установлено, что с аргументацией оказались согласны 54% некурящих, но только 28% курящих. Как видим, человек защищается от кардинального изменения своей картины мира, которое несет ему противоречащая информация.

Стандартная модель коммуникации, принятая всеми, состоит из следующих элементов: источник - кодирование - сообщение - декодирование - получатель.

Зачем нам необходим чисто технический термин «кодирование»? Дело в том, что часто переход к сообщению действительно строится с некоторой задержкой, включающий процессы разнообразной трансформации исходного текста.

Фрейзер Зейтель называет несколько часто возникающих ошибок в коммуникации

Плохое слушание

Неиспользование ориентации на слушающего

Неверные невербальные сигналы

Неумение писать так, чтобы быть понятым

Незнание аудитории

Не учет того, что коммуникация является двусторонним процессом

Отсутствие элементарных правил вежливости

Уилкокс и Нольте подчеркивают следующие требования к эффективной речи

Речь слушается, а не читается

Речь должна соответствовать аудитории

Речь должна быть конкретной

Речь должна получить отклик – речь

Речь должна иметь цель

Речь должна соответствовать времени

Эти две модели - максимального/минимального эффекта - можно представить как акцент либо на источнике (в случае максимального понимания, все в руках масс-медиа), либо на получателе (в случае минимальной модели именно здесь лежит камень преткновения).У. Гемсон предлагает свою конструкционистскую модель, также опираясь на ряд современных тенденций, реализуемых в процессах коммуникаций.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ PR В США

§ "корни" (вторая половина XVIII в.)

§ – "период взросления" (XIX в.)

§ Эпоха подготовки почвы (1900-1917)

§ Период первой мировой войны (1917-1919)

§ Эпоха экономического бума двадцатых годов (1919-1929)

§ Эпоха Рузвельта и период Второй Мировой Войны (1930-1945)

§ Послевоенный период (1945-1965)

§ Глобальное информационное общество (с 1965 по настоящее время)

Легко заметить, что исследователь соотносит этапы развития PR с периодами американской истории – причем преимущественно экономической.

PR-ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Московский государственный институт международных отношений (МГИМО - Университет МИД РФ) - первый ВУЗ, начавший готовить студентов по специальности «связи с общественностью», их первый выпуск состоялся в 1994 году. К 2005 году количество российских ВУЗов, имеющих лицензию по специальности «связи с общественностью», превысило 120; в этом же году ВУЗы выпустили не менее тысячи дипломированных PR-специалистов. Еще в десятках ВУЗов «связи с общественностью» преподавались в качестве обязательной дисциплины. Действовали многочисленные негосударственные центры, в которых осуществлялась краткосрочная подготовка PR-специалистов, в их числе - Образовательный центр им. С.Д. Беленкова в структуре РАСО (с 2002 года).

В 1991 г. была организована Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО). Образование этой организации является переходом российского PR на качественно новый уровень. Поэтому история становления и развития РАСО – важнейший этап в эволюционном развитии области связей с общественностью в России.

У нас всегда есть то или иное альтернативное решение. Однако выбирая его, нам придется отбрасывать остальные, обуславливая это определенными причинами. Можно привести следующие примеры. В одной из предвыборных кампаний по выборам президента США, проводя встречи кандидата с журналистами в телестудии, было обнаружено, что имеется расхождение между интересами журналистов и рядовых жителей, т.е. журналисты могли задавать не те вопросы, которые интересовали жителей. Даже минимальное различие такого рода не ведет к повышению эффективности воздействия, по этой причине журналисты в студии были заменены рядовыми жителями. Мы имеем в этом случае два вида аудитории: промежуточная и целевая. Журналисты интересуют нас исключительно в качестве "канала" выхода на реальную цель - жителей.

То есть удачный выбор модели (журналисты - не цель, а лишь средство) позволяет порождать более эффективные решения коммуникативной задачи. Это особенно важно потому, что вся прикладная коммуникативная сфера покоится на точном учете интересов разных сегментов аудитории, принципиально не работая сразу со всеми.

Эффективность воздействия повышается также при совпадении (определенной гомогенности) говорящего и слушающего. Например, для рассказа о вреде наркомании в студенческую аудиторию лучше пригласить бывшего наркомана того же возраста, чем милиционера или врача, уровень доверия к сообщениям которых будет ниже.

Следует отметить принятую в рамках теории коммуникации двухступенчатую модель. На первых этапах модель воздействия была одноступенчатой. Считалось, что масс медиа непосредственно воздействуют на аудиторию. Но проведенные эксперименты показали, что это не так. Один из них показал, что степень воздействия через две недели после получения сообщения не упала, а возросла.

Считается, что если на первом этапе передается информация, то на втором - влияние. То есть перед нами проходят как бы две совершенно разные передачи. Если быть более точным, то следует признать, что информация есть и на втором этапе, просто более значимым для него является опора на влияние. Лидеры мнения по некоторым исследованиям более активно пользуются масс-медиа, отдавая предпочтение газетам, а не телевидению. По другим исследованиям они принимают более активное участие в политических группах.

Элементарные операции PR

В своей основе ПР опирается на ряд элементарных операций, свойственных обработке информации человеком. Одной из таких операций является присоединение. Человек осуществляет отождествление двух объектов, находящихся рядом. Кстати, на этом строилось открытие понятия монтажа в кино, когда стоящие рядом два кадра из совершенно разных контекстов связывались зрителем в единую логическую цепь. Это же активно используется и в рамках ПР.

Задание 20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1.Можно говорить о разных типах молодёжных театров, среди них – традиционный реалистический театр (тяготеющий к психологической драме), театр на основе народного фольклора, игровой праздничный театр, театр абсурда.

2. Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

3. Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.

4. Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.

5. То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.

6. Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не участвовал, работал всегда молча, без слов.

7. Орешник почти отпылил, а берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.

8. Они казались спокойны и смелы; однако ж при моем приближении обе потупили опущенные головы и закрылись своими изодранными чадрами.

9. Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.

10. Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.

11. Сроки сдачи военного объекта нарушены, потому что многие агрегаты для комплекса импортировались из-за рубежа, а из-за санкций срочно пришлось решать проблему импортозамещения.

12. Поддерживает эти процессы и необычный феномен избирательного запоминания, когда индивиды лучше запоминают те сообщения, которые соответствуют их представлениям.

13. Сквайр Трелони, доктор Ливси и другие джентльмены попросили меня написать все, что я знаю об «Острове сокровищ». Им хочется, чтобы я рассказал всю историю, с самого начала до конца.

14. Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах мировых религий.

15. К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку и пригласила на чай соседей.

16. Вот какими речевыми шедеврами изобилуют даже очень популярные газеты: «На этот сегодняшний день уборка риса завершена во всех рисоводческих хозяйствах района».

17. Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах, меж которыми лишь кое-где видна чернеющая темнота.

18. Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и озерная вода становилась черной.

19. В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий зной, а в глухом ельнике было так прохладно.

20. Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.

21. Командир был убит насмерть, и командование взял на себя молодой лейтенант, который прибыл в часть неделю назад.

22. Маленькие малыши сидели за столом, склонив головы, и, произнося шепотом слова, обсуждали, по-видимому, какую-то важную, на их взгляд, проблему, поэтому я старался им не мешать.

23. Шёл проливной ливень, так что на крыльцо нельзя было выйти.

24. Стол напоминал сад: на нём было расставлено так много цветущих цветов, что блюда с закусками терялись в их таинственной чаще.

25. Стало ясно, что мы неверно определили основную суть эксперимента - теперь нам придётся проводить исследование сначала.

26. В прейскуранте цен мы не обнаружили товара, который был нам необходим для завершения ремонта.

27. В крупной фирме по продаже офисного оборудования имеется свободная вакансия менеджера.

28. Когда совершаешь поступок, за который потом может быть стыдно, нужно помнить о том, что когда-нибудь вы получите эффект обратного бумеранга.

29. Экспедиция проходила успешно, пока ледяной айсберг не преградил путь кораблю.

30. Мнение о том, что ангина случается из-за холодного мороженого, ошибочно - это доказали датские учёные.

31. Светловолосая блондинка подошла к мужчине, и они заговорили, как будто были давно знакомы.

32. Режиссёр нашёл и отразил грань между эпохами, отчего, как мне кажется, фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на его немалый хронометраж времени.

Ответы

Люди могут отличаться разными реакциями на один и тот же раздражитель в силу избирательного восприятия , избирательного искажения


Избирательное запоминание. Многое из того, что он узнает, человек просто забывает. Он склонен запоминать лишь информацию, поддерживающую его отношения и убеждения. В силу избирательности запоминания Бетти скорее всего запомнит благоприятные отзывы о Никоне и забудет благоприятные отзывы о конкурирующих фотокамерах. А запомнит она эти отзывы потому, что чаще всего зубрит их, размышляя о выборе фотоаппарата.  

В-третьих, потребитель склонен создавать себе набор убеждений о марках, когда каждая отдельная марка характеризуется степенью присутствия в ней каждого отдельного свойства. Набор убеждений о конкретном марочном товаре известен как образ марки. Убеждения потребителя могут колебаться от знания подлинных свойств по собственному опыту до знаний, являющихся результатом избирательного восприятия , избирательного искажения и избирательного запоминания.  

Избирательное запоминание. Люди забывают многое из того, что узнают, тем не менее они склонны запоминать информацию, которая поддерживает их отношения и убеждения. Именно в силу избирательного запоминания в памяти Линды, возможно, надолго останутся слова продавца о достоинствах компьютеров IBM, а на благоприятные отзывы о конкурирующей компании она не обратит внимания. Линда запомнила положительный отзыв о компании IBM потому, что она убеждала себя в ее несомненных достоинствах, размышляя о покупке. Избирательное запоминание объясняет, почему производители включают в рекламу театрализованные эффекты и повторы.  

У потребителя формируется определенный набор убеждений о марках, в котором каждая из них характеризуется каким-то свойством. Набор убеждений о конкретной марке развивает образ марки. Образ марки в сознании потребителя зависит от накопленного им опыта, является результатом избирательного восприятия , избирательного искажения и избирательного запоминания.  

Избирательное запоминание проявляется в том, что только некоторые из полученных сообщений могут сохраняться в памяти. Мы стараемся запомнить сообщения, которые соответствуют нашим мнениям и взглядам. В еще одном эксперименте сторонникам консерваторов и лейбористов были представлены двенадцать высказываний. Шесть высказываний были направлены в поддержку консерваторов и соответственно другие шесть - в поддержку лейбористов. Испытуемым предложили запомнить все высказывания и прийти повторно через семь дней. В результате оказалось, что в памяти сторонников консерваторов сохранились выражения в поддержку консерваторов, а у сторонников лейбористов - в поддержку лейбористов. Избирательное запоминание может сыграть определенную роль в снижении когнитивного диссонанса при чтении обзоров, в которых упоминается только что приобретенный автомобиль, как правило, позитивные сообщения будут запоминаться сильнее и чаще, чем негативные.  

Избирательное запоминание. Запоминается только не- которая часть всей воспринимаемой информации.  

Избирательное запоминание. Человек забывает многое из того, что он узнает, при этом мы склонны лучше запоминать информацию, которая поддерживает наши установки и убеждения. Именно в силу избирательного запоминания в памяти покупателя надолго остается информация о достоинствах его любимой марки, в то время как на благоприятные отзывы о товарах конкурирующей компании он не обращает внимания. Избирательное запоминание объясняет, почему производители используют в ориентированной на свою целевую аудиторию рекламе театрализованные эффекты и повторы.  

Возможным объяснением этого феномена может служить факт избирательного восприятия , когда сторонники того или иного кандидата или того или иного направления реально берут из потока масс-медиа только мнения, подтверждающие их точку зрения . Например, передачи о толерантном отношении к меньшинствам смотрят представители этих меньшинств. Поддерживает эти процессы и феномен избирательного запоминания, когда индивиды лучше запоминают те сообщения, которые соответствуют их представлениям. Феномен избирательного восприятия затрудняет воздействие и случае любых других информационных кампаний, не только политических. Так, в одном из экспериментов, в которых проверялось воздействие статей о связи курения с раком легких, в результате было установлено, что с аргументацией оказались согласны 54% некурящих, но только 28% курящих. Как видим, человек защищается от кардинального изменения своей картины мира, которое несет ему противоречащая информация.  

Избирательное запоминание. Многое из того, что человек воспринимает, даже если такое восприятие избирательно , он забывает. Потребитель склонен запоминать лишь ту информацию, которая поддерживает его убеждения и доминирующие в данный момент потребности. В данном случае значение имеет именно значимость, а не количество повторений (которое, если информация безразлична, может иметь обратный - раздражающий - эффект).  

Следовательно, эта обработка выступает связующим звеном между внешними воздействиями , включая маркетинговую деятельность , и процессом принятия решения потребителем . Люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию. Это объясняется тем, что процессы восприятия происходят в форме избирательного внимания , избирательного искажения и избирательного запоминания. В результате потребитель далеко не всегда видит или слышит сигналы, которые направляют ему производители.  

Наличие этих трех особенностей - избирательности восприятия , искажения и запоминания-означает, что деятелям рынка необходимо приложить немало усилий для доведения своего обращения до адресатов. Этим как раз и объясняется, почему фирмы столь широко прибегают к драматизации и повторам при отправке своих обращений рынкам.  

Заблуждением было бы считать, что требования к памяти, после того, как появились самые разные средства хранения и переработки информации, снизились. Вместе с тем к материалу, подлежащему запоминанию, нужно подходить избирательно, культивируя в первую очередь способность к запоминанию ассоциативному.  

Запоминание избирательное 195 Затраты  

Потребители воспринимают информацию о маркетинге избирательным образом. Избирательное восприятие означает, что потребители могут воспринимать одну и ту же информацию по-разному в силу различных потребностей, мотивов и имеющегося опыта. Избирательное восприятие включает в себя три элемента воздействие, понимание и запоминание. Чтобы воспринять информацию, следует подвергнуться ее воздействию, ее надо понять и запомнить. Каждый из названных процессов избирателен  

Потребители придают разную степень важности разным свойствам (характеристикам) товара в зависимости от собственных нужд и запросов. У покупателя создается свое мнение о марках, т. е. убеждение в том, что каждой марке присущи определенные свойства. Совокупность мнений о конкретной марке называется имиджем марки . Мнения потребителя, основанные на его опыте, с учетом избирательности восприятия , искажения и запоминания могут не соответство-  

Реализация позиционирования требует преодоления трех эшелонов обороны в сознании потребителя органов чувств , в виде осмысленной картины мира . Объем информации, поступающий от огромной массы раздражителей, который поддается дальнейшему осмыслению, ограничен. Поэтому эта информация подвергается отбору с использованием трех типов фильтрации избирательного внимания , избирательного искажения и избирательного запоминания. Избирательное внимание - это процесс, в результате которого отфильтровываются те раздражители, которые не представляют интереса. Отбор осуществляется на основании опыта и мнений. При посещении супермаркета приходится сталкиваться с тысячами раздражителей (марки товаров , ценники, кассовые аппараты и. т.п.), на которые можно обращать внимание. Однако это потребовало бы слишком много времени и невероятных усилий. Как следствие, мы обращаем внимание на все эти "сообщения" избирательно. Избирательное внимание имеет большое значение для рекламы, поскольку следует учитывать, что потребители воспринимают всего лишь от 5 до 25% увиденной рекламы . Множество факторов могут привлечь внимание покупателей. Мы уделяем больше внимания тем раздражителям, которые выделяются на общем фоне, чем тем, которые сливаются с ним. Название компании Apple omputers можно рассматривать как торговую марку , которая привлекает внимание, потому что выделяется на фоне ориентирующихся на технологии названий, обычно ассоциирующихся с компьютерами. Размеры, цвет и движение объекта также могут привлечь внимание. Большое значение имеет расположение объектов. Вполне вероятно, что объекты, расположенные ближе к центру поля зрения, имеют больше шансов быть замеченными. Поэтому компании жестко конкурируют между собой за право размещать свои товары в супермаркетах на уровне глаз человека. Кроме того, мы, как правило, отмечаем те сообщения, которые связаны с нашими потребностями, а также те, которые заключают в себе неожиданность (например, большая скидка в цене).  

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда он говорил о медицине (1) это производило какое-то новое и особенное впечатление (2) и после таких разговоров мне казалось (3) что (4) если бы он захотел (5) то мог бы стать настоящим учёным.

Задание 20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Поддерживает эти процессы и необычный феномен избирательного запоминания, когда индивиды лучше запоминают те сообщения, которые соответствуют их представлениям.

Задание 21

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.

1) Повседневный труд учёного, который каждый день узнаёт новое о мире, нельзя считать увлекательным.

2) Открытия учёных не всегда сразу получают правильную оценку со стороны современников.

3) «Курс общей лингвистики» мгновенно сделал де Соссюра знаменитым среди лингвистов всего мира.

4) Самыми романтическими считаются профессии лётчика, космонавта, моряка дальнего плавания или геолога.

5) На лекции к де Соссюра стремилось очень много людей.

(1)Почему-то романтическими считаются такие профессии, как лётчик, космонавт, моряк дальнего плавания, геолог... (2)А мне кажется, что самая большая романтика - в повседневном труде учёного. (3)Ведь учёный - это тот человек, которому общество, человечество поручает узнавать новое об окружающем мире и о нас самих, то есть совершать открытия. (4)И как же счастлив человек, который всю жизнь, каждый день делает открытия!

(5)А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? (6)Пусть это открытие касается, казалось бы, совсем незначительных вещей, например, истории одного слова и даже одного звука. (7)Такое открытие совсем не обязательно сделает его автора знаменитым, если не считать узкого круга учёных, которые занимаются теми же проблемами. (8)Один мой знакомый, работавший в издательстве «Наука», любил говорить учёным: «Вашу книгу ждут во всём мире...». (9)3десь он делал паузу, а затем прибавлял: «...одиннадцать человек». (10)Но всё равно это - открытия.

(11)Правда, далеко не всегда научные открытия правильно оцениваются современниками. (12)В этом смысле показательна история одного ныне знаменитого языковеда.

(13)Во второй половине XIX века во Франции работал молодой швейцарский учёный по имени Фердинанд де Соссюр. (14)Ему было двадцать лет, когда он написал небольшую книгу о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках. (15)Когда-то существовал язык, из которого развились в дальнейшем и русский, и немецкий, и латынь, и греческий, и армянский, и языки Ирана, Пакистана и Северной Индии. (16)Так вот, юный де Соссюр, сопоставляя слова разных языков, «вычислил», что в общеиндоевропейском языке были два звука, которые не сохранились ни в одном из известных нам индоевропейских языков.

(17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой. (18)Только столь же юный польский языковед Николай Крушевский, заброшенный судьбой в далёкую Казань, и ещё два специалиста согласились с выводами де Соссюра. (19)А самые знаменитые тогдашние учёные назвали первый труд Фердинанда «незрелым», «в корне ошибочным», «по существу несостоятельным »...

(20)Прошло почти пятьдесят лет. (21)Де Соссюр достиг преклонного возраста и умер малоизвестным. (22)Незадолго до смерти он трижды прочитал в Женевском университете, где был профессором, курс общего языкознания. (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний - целых двенадцать! (24)Как можно видеть, студенты на лекции де Соссюра, мягко говоря, не особенно стремились попасть.

(25)А дальше начались поистине сказочные события. (26)Два близких и любимых ученика Соссюра, кстати, ставшие очень известными учёными, в память о своём учителе решили издать его лекции, собрав записи студентов и самого профессора и восстановив на их основе текст курса. (27)«Курс общей лингвистики» вышел в свет в 1916 году и мгновенно сделал имя де Соссюра знаменитым среди языковедов всего мира. (28)И примерно в то же время были впервые расшифрованы надписи на одном из древнейших индоевропейских языков - хеттском. (29)Молодой в те годы польский языковед Ежи Курилович стал всесторонне анализировать звуки этого языка. (30)И можно представить себе его удивление и восхищение, когда он обнаружил среди них оба звука, «вычисленных» за полвека до этого де Соссюром!

(31)Оказывается, уже в юности де Соссюр исследовал языки по своей системе, которую изложил ученикам только в самые последние годы жизни. (32)Только тогда и стало ясно, что «незрелое» рассуждение юного швейцарца было на самом деле великим открытием.

(По А. А. Леонтьеву*)

*Алексей Алексеевич Леонтьев (1936-2004) - известный лингвист, психолог, психолингвист, автор учебников и многочисленных публикаций.

Задание 22

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания.

1) 17, 19 предложения подтверждают суждение, высказанное в 11 предложении текста.

2) Предложения 2-3 содержат описание.

3) В 20-23 предложениях текста перечислены произошедшие события.

4) В предложениях 5-7 представлено повествование.

5) В предложении 17 содержится вывод из 16 предложения.

Задание 23

Из предложения 32 выпишите контекстные антонимы.

Задание 24

Среди предложений 20-25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и слов одной тематической группы. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 25

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Спокойная манера повествования, выбранная автором для рассказа о судьбе известного языковеда Ф. де Соссюра, сочетается не только с восклицательными предложениями, но и с такими синтаксическими средствами, как (А)_____ (предложение 5) и (Б)_____ (предложения 11, 24). Использование такого приёма, как (В)_____ (предложения 1, 2), позволяет А. А. Леонтьеву обратить внимание читателя на то, что наиболее важно для автора, а такое лексическое средство, как (Г)_____ (например, «чепуха» в предложении 17), поддерживает ощущение непринуждённой беседы, которую автор ведёт с читателем».

Список терминов:

1) диалектизмы

2) разговорные слова

3) риторический вопрос

4) ряды однородных членов

5) вводные конструкции

6) сравнительный оборот

7) противопоставление

8) метафора

9) эпитеты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Задание 26

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Похожие публикации