Почему нельзя есть сладкое перед пением. Звонко и громко

Знаете ли Вы о том, что красивый голос, подаренный Вам природой, требует ухода и заботы? Причем заключаются они не только в предупреждении и лечении заболеваний горла и голосовых связок, но и в обеспечении правильного питания, особенно если вы занимаетесь пением или часто провозглашаете речи перед огромной аудиторией. О том, каким оно должно быть, и пишут известные физиологи и диетологи.

Питание и голос

От рациона питания того или иного человека зависит и его здоровье, и здоровье всех его органов и систем. Детально исследуя влияние отдельных продуктов на голосовые связки, ученые выделили, а многие профессиональные артисты подтвердили, что существуют те из них, присутствие которых в рационе положительно сказывается на их общем состоянии. Эти продукты делятся на группы: мясные, молочные (употребляя их, нужно быть крайне осторожными), овощи, фрукты и крупы.

Между тем, есть и такие продукты, употреблять которые желательно или нежелательно непосредственно перед выступлениями. Оказывая мгновенное влияние на хрупкие голосовые связки, или проще говоря, действуя местно, они могут предотвращать их пересыхание и раздражение, а, значит, и дарить Вам фантастический, красивый голос. Или, наоборот, создавать дискомфортные ощущения и усугублять ситуацию.

Витамины для голосовых связок

Безусловно, разнообразное питание – это залог здоровья не только всего организма, но и самих голосовых связок. Однако ранее были выделены витамины и полезные вещества, которые обязательно должны входить в рацион человека, жаждущего сохранить свой чистый голос. К ним относятся:

  • Витамин А . Они принимает активное участие в регенерации, или восстановлении, поврежденных голосовых связок после болезни или больших нагрузок.
  • Витамин С . Он оказывает непосредственное воздействие на иммунную систему и, соответственно, помогает организму бороться с различными инфекциями, которые могут поражать горло и влиять на качество голоса.
  • Витамин Е . Это антиоксидант, который защищает стенки клеток от пагубного воздействия свободных радикалов, а также помогает повысить иммунную систему.
  • Белок . Это источник энергии тела, и, соответственно, здоровья голосовых связок. Тем не менее, полезны лишь неприправленные белковые продукты. Так как специи и приправы могут нанести вред голосовым связкам.
  • Клетчатка . Это пищевые волокна, которые помогают организму самоочищаться и нормально функционировать. Содержится она преимущественно в овощах, фруктах и злаках.

Топ-13 продуктов для голоса

. Крайне важно соблюдать свой питьевой режим и выпивать достаточное количество жидкости. Это предотвратит пересыхание голосовых связок, а значит и позволит предупредить любой дискомфорт, особенно во время выступлений. Непосредственно перед ними пить нужно воду комнатной температуры. Слишком холодная или горячая вода может привести к негативным последствиям. Кстати, именно нарушением питьевого режима медики объясняют периодическое покашливание у человека без явных на то причин.

. Он прекрасно успокаивает горло после болезни или после больших нагрузок. К тому же, он обладает антибактериальными свойствами и заботится о состоянии здоровья голосовых связок и тканей, расположенных в непосредственной близости к ним. Нередко перед выступлениями артисты заменяют воду теплым чаем с медом, акцентируя внимание на том эффекте, который этот напиток оказывает на состоянии голоса. Но не рекомендуют добавлять в него лимон. Кислота, которая в нем находится, приводит к пересыханию связок и появлению дискомфортных ощущений в самый неподходящий момент.

Нежирные виды рыбы – щука, сом , минтай, хек и т.д. Они содержат белок. Чрезмерно жирная рыба зачастую приводит к расстройствам желудка и выведению жидкости из организма.

Нежирное мясо – курица, кролик , телятина, нежирная свинина. Это тоже источники белка.

. Его можно использовать в качестве полезного перекуса, так как он богат белком.

Все виды круп . Они обогащают организм полезными веществами, улучшают пищеварение и легко перевариваются, не вызывая тяжести в желудке и других неприятных ощущений.

Цитрусовые. Это кладезь витамина С, а также каротиноидов и биофлавоноидов. Их недостаток приводит к снижению иммунитета. Главное, не употреблять цитрусовые непосредственно перед выступлениями, чтобы не спровоцировать пересыхание горла.

. Еще один источник витамина С.

. В ней содержится огромное количество антиоксидантов, оказывающих положительное влияние на состояние голосовых связок. Заменить ее можно ежевикой, краснокочанной капустой, маслинами, синим виноградом.

Брокколи. Это кладезь витамина С и антиоксидантов . В случае ее отсутствия подойдут и другие виды капусты.

Зеленые яблоки. В них есть не только витамин С, но и железо, недостаток которого приводит к анемии и снижению иммунитета.

Чеснок и лук. В них содержится аллицин, который высоко ценится за свои антибактериальные свойства. Помимо защиты организма от инфекций, он влияет и на уровень холестерина в крови, снижая его, и улучшая самочувствие человека.

. Это источник жидкости и клетчатки. Заменить его можно дыней или огурцами.

Кроме того, можно воспользоваться советами автора популярной книги «Правила еды» Майкла Поллана, разработавшего диету «по цветам». Он утверждает, что «для здоровья всего организма, в том числе и голосовых связок, достаточно съедать хотя бы один фрукт или овощ определенного цвета в день». Зеленые, белые (чеснок), темно-синие, желтые и красные – они восполнят дефицит всех витаминов и минералов и подарят вам прекрасное самочувствие.

Что еще нужно делать для сохранения своего голоса

  • Следить за здоровьем горла и своевременно лечить все заболевания. В случае появления недомогания и боли лучше воздержаться от разговоров и, уж тем более, криков, и дать голосовым связкам отдохнуть. Несоблюдение этих рекомендаций может привести к необратимым последствиям.
  • Высыпаться. От крепкого и здорового сна зависит общее состояние здоровья всего организма, в том числе и голосовых связок.
  • Всегда разогревать свой голос, или распеваться, перед предстоящими концертами и выступлениями на публике. Это позволить минимизировать нагрузки на голосовые связки и сберечь их здоровье.
  • «Давать голосу отдохнуть! Чередовать время разговоров и молчания. Иными словами, делать 2-х часовые паузы после 2-х часовых разговоров» - эта рекомендация размещена на одном из сайтов для вокалистов.
  • С осторожностью принимать лекарственные препараты, так как некоторые из них способны пересушивать горло, например, антигистаминные. А принимая их, увеличивать потребление жидкости.
  • Кушать за пару часов до выступлений. Голод и переедание приводят к возникновению дискомфортных ощущений в горле.
  • Следить за температурой в помещениях, в которых запланированы выступления. Высокая температура, как и низкая влажность, приводят к пересыханию голосовых связок.
  • Не употреблять молочные продукты непосредственно перед выступлениями. Они способствуют повышенной выработке слизи, что приводит к возникновению дискомфортных ощущений.
  • Отказаться от курения и алкоголя. Они отравляют организм и выводят из него жидкость.
  • Ограничить потребление кофе,

Рано или поздно у любого человека, занимающегося вокалом, возникает вопрос: а правильно ли я обращаюсь со своим инструментом? К сожалению, часто этот вопрос встает, когда уже что-то не так: голос не звучит, сипит или хрипит и прочее. Между тем, этот вопрос очень важен, ведь инструмент у вокалиста один, и дается он на всю жизнь. Поэтому попробуем разобраться, какие из наших действий вредят голосу, а какие для него полезны.

Прежде всего, отметим очевидную вещь — занятия вокалом должны приносить пользу. Если вы после урока не можете даже говорить, а на следующий день хрипите, то стоит серьезно задуматься о том, что вы делаете не так, естественно, после похода к фониатру. Вредно петь много часов подряд, а так же «пробовать» крайние верхние и нижние ноты много раз подряд.

Итак, если ваши вокальные занятия проходят успешно, вы видите, точнее, чувствуете, что ваш голос развивается. Вы поете лучше, кто-то со стороны это отмечает, у вас развивается диапазон, вы можете спеть те произведения, которые раньше были не под силу. Короче говоря, вы поете правильно. Немаловажно еще, ЧТО вы поете, потому что нужно петь только подходящие для вашего типа голоса произведения . Итак, если вы поете правильно, то можете петь еще долгое время.

Но поскольку певец носит свой инструмент в себе, и носит постоянно, на этот инструмент воздействует окружающая среда и привычки самого певца. Самая очевидная вредная привычка – курение. Курящий певец это просто самоубийца… Кто-то скажет: ведь даже Карузо курил! Ну да, курил, но вы знаете, какими были его последние дни жизни? Вы знаете, что он пережил несколько операций на связках? Не факт, что из-за курения, но пример не самый лучший. К сожалению, сейчас встретить курящего вокалиста можно на каждом шагу, причем это не состоявшиеся певцы, а студенты консерваторий и музыкальных колледжей (среди состоявшихся певцов курильщиков тоже хватает)! Общеизвестно, как эта привычка вредна, в том числе для голоса. Поэтому избегайте этой зависимости, ничего хорошего в вашу жизнь она не добавит.

Чтобы продолжить разговор о вредном и полезном для вокалиста, вспомним тот факт, что каждый человек уникален и имеет свое ни с кем не сравнимое строение организма. Это кажется очевидным, но только вдумайтесь: ваша гортань и весь певческий аппарат не имеет идентичного во всем мире! Это имеет значение, прежде всего для овладения вокальной техникой. Но сейчас о другом. Если вы так уникальны, то вы должны «подстроиться» под свой аппарат. Что это значит? Иногда у певцов, поющих в душном помещении, начинает подсаживаться голос, немного срываясь; в то же время в одном из интервью певец Хосе Каррерас признался, что любит, чтобы у него дома было очень жарко, даже душно, так как у него от этого лучше звучит голос. Лучано Паваротти перед пением предпочитал подержать пару кубиков льда во рту. У других от холодного заболевает горло. Одним нужно попить воды с лимоном перед вокалом, у других лимон сильно сушит горло. Можно бесконечно приводить примеры. Одним словом, методом проб и ошибок определите, на что ваше горло реагирует положительно, а на что отрицательно. Этим вы себе сильно облегчите жизнь.

Но есть и общие, справедливые для всех правила. О курении поговорили. Теперь о еде . Если вы знаете в общих чертах , то вы удивитесь, при чем тут еда. Ведь все равно во время глотания надгортанник закрывает вход в дыхательное горло, где и расположены связки. Но есть слизистая оболочка. Ее состояние непосредственным образом влияет на звук. Здоровая слизистая должна быть ровной, гладкой, увлажненной. Когда вы простужены, ваша слизистая воспалена, она красная и раздраженная, поэтому: ЕСЛИ ВЫ ПРОСТУЖЕНЫ, ПЕТЬ НЕЛЬЗЯ! Если вы едите что-то сильно острое, это опять же раздражает ваше горло. Рамон Варгас (тенор) в одном интервью с сожалением сказал, что, несмотря на то, что он мексиканец, он старается не употреблять традиционную мексиканскую еду, которая, как известно, очень острая, чтобы сохранить голос свежим и хорошо звучащим. То же самое относится к орехам, семечкам, разным крошащимся печеньям. Их особенно вредно есть перед вокалом, так как мелкие частички такой еды будут першить у вас в горле. Кроме этого, следите за температурой вашей еды. Конечно, не нужно делать, как один тенор в 19 веке, носящий с собой всюду термометр и опускающий его то в суп, то в чашку чая. Но если задуматься, смысл в этом есть… В любом случае, ваша еда не должна быть обжигающе горячей. А с мороженым поэкспериментируйте сами, его можно, но не всем. То же относительно сладкого, часто от него слипается горло, что мешает нормально петь. Сильно кислое тоже вредно. Что касается количества еды, то лучше хотя бы за час до вокала не есть, чтобы пища не давила на диафрагму. С другой стороны, на голодный желудок тоже петь не стоит, силы же нужно откуда-то брать! Оптимально поесть за час-полтора до занятия.

Теперь пара слов для дам. Нелишним будет напомнить, что во время определенных дней петь нельзя, даже говорить громко не рекомендуется. Какое количество дней соблюдать голосовой пост, зависит от вашего цикла, одним достаточно 3 дней, другим даже 5-6, все индивидуально. И пара слов 18+. Еще лет 7 назад в книгах зарубежных авторов можно было прочитать о пагубном влиянии оральных контрацептивов на голос певца. Современная литература заявляет, что современные средства контрацепции не оказывают влияния на голос. Как говорится, доверяй, но проверяй, будьте бдительны.

Касается всех: кричать вредно. А еще вредно петь нераспетым , особенно если вы начинающий вокалист и еще не вполне освоили технику пения. Отчего еще может сесть голос? От сильного стресса. Если человек переживает какое-то сильное потрясение, его голос может сесть вплоть до сипа. Получается, что связки вроде и в порядке, но голоса нет. Оградить себя от всех стрессов мы не можем, в жизни всякое случается, но создать себе по максимуму комфортные условия жизни и работы мы в состоянии. Одним словом, наблюдайте за собой и адаптируйтесь к себе и к окружающей среде, думайте, что вы делаете и как.

Вконтакте

Это педагоги, актеры, юристы, дикторы и, конечно же, вокалисты.

Голосовые связки очень нежны и уязвимы. Они нуждаются в постоянном внимании и заботе. Даже в обычной бытовой жизни у людей, не связанных с «голосовыми» профессиями, нередко возникают заболевания, вызывающие нарушения голосовых функций. Это такие заболевания как ОРВИ, ринит, ангина, фарингит, ларингит, отит и другие. Что же касается тех, кому приходится переносить особенно большие нагрузки на голосовой аппарат, тут и говорить нечего. Им необходимо очень бережно обращаться со своим организмом, чтобы быть в форме во всякое время, необходимое для профессии.В большей степени это относится к певцам.

Кроме всевозможных обязательных средств подготовки и тренировки голоса, таких как специальные дыхательные упражнения, работа над правильной осанкой, регулярное прослушивание музыки, помогающее координации деятельности мозговых центров, необходимо соблюдать правильную диету для хорошего голоса для вокалистов.

Диета для хорошего голоса предусматривает основные принципы, которые предостерегают от употребления слишком горячей, слишком холодной, острой или соленой пищи. Такое питание может повлиять на секрецию желудка и тем самым спровоцировать раздражение слизистой в области гортани и глотки. От этого может появиться першение и кашель.

Для вокалистов не желательно употребление семечек, шоколада и газированных напитков. Губительны для связок алкогольные напитки и курение, которые могут спровоцировать не просто потерю возможности заниматься любимым делом, но и приобретение такого мрачного и трудноизлечимого заболевания как рак. История знает немало трагических примеров потери здоровья профессиональными певцами по причине злоупотребления алкоголем и никотином.

Вместе с тем, если соблюдать профилактические меры, они помогут сохранить голос звучным и сильным на долгие годы. Даже в преклонном возрасте голос способен звучать почти так же ясно и сочно, как в молодости.

Если питаться мясом варенным, рыбой, яйцами в меру, гречкой и рисом, овощами, фруктами, то можно быть уверенным, что это будет хорошей профилактикой для стройности и убережет связки от раздражения.

Достаточное количество белка в диете необходимо. Как говорят сами профессиональные вокалисты, именно мышцы принимают самое активное участие в работе при извлечении звуков. А мышцы необходимо питать. Профессионалы на собственном опыте убедились, что всевозможные диеты для похудания часто бывают обеднены не только белками, но и витаминами. Если в ущерб правильному гормональному обмену приоритет отдан красивой стройной фигуре, это непременно скажется на голосе.

Труд певца приравнен к труду шахтера. Так что понятно, сколь важно соблюдать сбалансированное питание вокалистам в особенности.

Хорошим подкреплением незадолго до выступления считается гречневая каша с куриным мясом. Курица подпитает белком, а гречка - неплохое средство от сипоты.

Немало споров у певцов вызывает способ, разогревающий связки. Это кофе с небольшим количеством коньяка. По наблюдениям тех, кто пользуется таким рецептом, действие его длится минут 30, не больше. Но все равно это важно, когда предстоит ответственное выступление, а связки недостаточно готовы.

Есть и противоположное мнение в отношении коньяка в диете для вокалистов.

Когда коньяк используется в качестве разогревающего средства для голоса вместо правильного певческого распевания, то длится этот эффект, как уже говорилось выше, недолго. А, кроме того, верное дыхание во время исполнительства начинает сбиваться и не может продолжаться несколько часов из-за негативного действия алкоголя. Происходит это потому, что сначала связки размягчаются от воздействия на них коньяка, но потом голос садится, так как происходит обратный процесс и сосуды в связках суживаются.

Диета для вокалистов предусматривает такой важный аспект, как время приема пищи. В частности не рекомендуется есть менее, чем за 2-3 часа до работы, если предстоит петь. Пища будет давить на диафрагму. Это скажется на качестве исполнения, потому что нарушит правильное дыхание и лишит ощущения комфортности.

Профессиональные педагоги по вокалу советуют своим воспитанникам есть практически все, но понемногу. Кроме того, нужно хорошенько отдыхать, отсыпаться.

Осторожно следует относиться к всевозможным советам от людей ничего не понимающих в специфических вопросах лечения голосового аппарата. Случается, что при заболевании ОРЗ вокалисты получают советы из народной медицины о том, как нужно лечить горло. Бабушки и мамушки советуют применять для этой цели молоко с медом, а также полоскать горло содовым раствором. Делать этого нельзя, поскольку мед связки обволакивает, а сода является раздражителем.

У певцов есть такое понятие - «диета вокальная». В данном случае речь идет не

о питании как таковом, а о верном режиме голосовых нагрузок. Здесь присутствуют советы, не рекомендующие местом для занятий помещение, наполненное мягкой мебелью. Это заглушает акустику и не дает возможность исполнителю оценить высоту, силу и качество своего звучания. Необходимо ограничение времени для занятий - от 30 до 40 минут в день, а также для интенсивности нагрузок на связки, не позволяющее петь слишком громко. Такая диета для вокалиста предусматривает еще и полный отказ в течение недели или двух петь вообще что-либо, кроме специальных упражнений.

Таким образом, певцам, соблюдающим во всех аспектах диету для хорошего голоса для вокалистов можно быть уверенным в своем профессиональном мастерстве, и, как следствие, в успехе у публики.

юФП Ц, ОБУФБМБ РПТБ ЮФП-ФП РПТЕЛПНЕОДПЧБФШ Й ЧПЛБМЙУФБН. юЕУФОП РТЙЪОБЕНУС, Ч ТЕДБЛГЙЙ ОЙЛФП РЕФШ ОЕ ХНЕЕФ - ОЕЮЕН. рПЬФПНХ РТПГЕУУ ЙЪЧМЕЮЕОЙС ФБЛПЗП ПРЕТОПЗП ЪЧХЛБ, ЮФПВЩ ДТПЦБМЙ МАУФТЩ (ЙМЙ, ОБПВПТПФ, ПФ ЪБЧЙУФЙ УПМПЧШЙ ПУПМПЧЕМП РБДБМЙ ЪБНЕТФЧП), ДМС ОБУ ОЕСУЕО. юФП-ФП, ЛПОЕЮОП, УНХФОП РПНОЙН ЙЪ ЛХТУБ БОБФПНЙЙ РТП ДЙБЖТБЗНХ, ОП ЛБЛ ОБ ОЕЈ ДЩИБОЙЕ РПУФБЧЙФШ - ДМС ОБУ ФПЦЕ ЪБЗБДЛБ. еДЙОУФЧЕООПЕ, ТЙУЛОЕН РТЕДРПМПЦЙФШ, ЮФП НПЪЗЙ Ч ДЕМЕ ЧПЛБМЙЪЙТПЧБОЙС - ФПЮОП ОЕ РПНЕИБ. рП ЛТБКОЕК НЕТЕ, ВЕЪ ЬФПЗП УЙУФЕНОПЗП ЛПНРПОЕОФБ МЙЮОПУФША ОЕ УФБОЕЫШ, ДБЦЕ РПМЕОП ЧЩУФТХЗЙЧБФШ ОХЦОП У ХНПН, ОЕ ФП ЮФП ТБВПФБФШ ОБД ЗПМПУПН…

ч ПВЭЕН, МПЗЙЮОЕЕ РПЗПЧПТЙФШ ПВ ЬФПН УП УРЕГЙБМЙУФБНЙ. фЕН ВПМЕЕ ЮФП ЙИ Ч ОБЫЕК alma mater ИЧБФБЕФ. й ПОЙ Л ФПНХ ЦЕ МАВЕЪОП УПЗМБУЙМЙУШ РПДЕМЙФШУС ОБЛПРМЕООЩН ПРЩФПН.

лПОЕЮОП, НЩ ОЕ РТПУЙМЙ ЙИ ДБФШ ЪБПЮОЩЕ ХТПЛЙ РПУФБОПЧЛЙ ЗПМПУБ (ЙВП УЙЕ ОЕЧПЪНПЦОП) - УЛПТЕЕ, ТБЪЗПЧПТ РПКДЕФ ПВ ПЛПМПНХЪЩЛБМШОЩИ ЧЕЭБИ. б ФХФ ЧПЛБМЙУФЩ, Л УПЦБМЕОЙА, - ЧЕУШНБ ХСЪЧЙНЩК ОБТПД. еУМЙ Х УЛТЙРБЮБ ЙМЙ ЗЙФБТЙУФБ Ч ТХЛБИ ЕУФШ ИПФС ВЩ УЛПМШЪЛЙК, ЛБЛ ТЩВБ, ОП ЪБТБОЕЕ ЛЕН-ФП ЙЪЗПФПЧМЕООЩК ЙОУФТХНЕОФ, ЕУМЙ РЕТЕД РЙБОЙУФБНЙ ЧППВЭЕ УФПЙФ РПЮФЙ ЗПФПЧБС ЖПОПЗТБННБ П ЮЕФЩТЕИ ОПЦЛБИ (ЪОБК, ЦНЙ У ОБУМБЦДЕОЙЕН ОБ ЛМБЧЙЫЙ), ФП РЕЧЕГ РПМОПУФША ЪБЧЙУЙФ ПФ ОЕРПОСФОПЗП УЕВС Й ОЕЧЙДЙНЩИ УОБТХЦЙ РТПГЕУУПЧ. йФБЛ, РПРТПВХЕН ЧЩСУОЙФШ, ЛБЛ ЦЙФШ ДБМШЫЕ, ЕУМЙ ЧЩ - ЧПЛБМЙУФ.

зБМЙОБ йЗХНОПЧБ: рЕОЙЕ - ЬФП ЮХДП

рЕОЙЕ, ЛБЛ УЮЙФБЕФ РЕДБЗПЗ ОБЫЕК ЫЛПМЩ зБМЙОБ йЗХНОПЧБ, - ЮХДПДЕКУФЧЕООПЕ ПУНЩУМЕОЙЕ ТЕБМШОПУФЙ, РПУЛПМШЛХ РЕЧЮЕУЛЙК ЗПМПУ ДБО ЮЕМПЧЕЛХ ФПМШЛП ОБ ПРТЕДЕМЕООПК УФБДЙЙ ЬЧПМАГЙЙ, РТЙЮЕН ДБО ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ homo sapiens ЕЭЕ МХЮЫЕ РПЪОБМ УЕВС Й ПЛТХЦБАЭЙК НЙТ, УФБМ ВПМЕЕ УПЧЕТЫЕООЩН. рТЙ ЬФПН зБМЙОБ бМЕЛУБОДТПЧОБ РТЙЪЩЧБЕФ РПНОЙФШ УМПЧБ ыБМСРЙОБ П ФПН, ЮФП «ТБЪХН ЧПЪЧЕМЙЮЙЧБЕФ РТЙТПДХ», РПЬФПНХ ТБЪХНОПЕ РПМШЪПЧБОЙЕ ЗПМПУПН СЧМСЕФУС ЗМБЧОЩН ХУМПЧЙЕН ЕЗП ОПТНБМШОПЗП ТБЪЧЙФЙС Й ДМЙФЕМШОПЗП УПИТБОЕОЙС.

нОПЗП МЕФ ТБВПФБС У ЧПЛБМЙУФБНЙ, ПОБ УЮЙФБЕФ ЧБЦОЩНЙ УМЕДХАЭЙЕ РТБЧЙМБ.

оБДЕЕНУС, УПЧЕФЩ зБМЙОЩ бМЕЛУБОДТПЧОЩ ПЛБЪБМЙУШ ЧБН РПМЕЪОЩ.

оП ЬФП ЕЭЕ ОЕ ЧУЈ!

оБФБМШС уХИБОПЧБ: ОЕУЛПМШЛП СЧОЩИ Й ФБКОЩИ ТЕЛПНЕОДБГЙК

оБФБМШС еЧЗЕОШЕЧОБ - ЧЩРХУЛОЙГБ нПУЛПЧУЛПК ЛПОУЕТЧБФПТЙЙ Й РТЕДУФБЧЙФЕМШОЙГБ, ЛБЪБМПУШ ВЩ, ДТХЗПК РЕЧЮЕУЛПК ЫЛПМЩ (ПОБ ХЮЙМБУШ Х ъХТБВБ уПФЛЙМБЧЩ). пДОБЛП ПОБ РПЮФЙ ЧП ЧУЕН УПЗМБУОБ У НОЕОЙЕН зБМЙОЩ бМЕЛУБОДТПЧОЩ, РПЬФПНХ ЙЪ ЕЈ ЙНРТПЧЙЪЙТПЧБООПЗП ЙОФЕТЧША НЩ ПУФБЧЙН МЙЫШ ФП, ЮФП ОЕ РПЧФПТСЕФ УЛБЪБООПЕ ЧЩЫЕ.

    йФБЛ, оБФБМШС еЧЗЕОШЕЧОБ ХФПЮОСЕФ, ЮФП ДМС ОПТНБМШОПК ЖЙЪЙЮЕУЛПК ЖПТНЩ РЕЧГХ (Й РЕЧЙГЕ ФПЦЕ - РТЙНЕЮ. ТЕД .) ОХЦОП УРБФШ ОЕ НЕОЕЕ 8 ЮБУПЧ. рПУМЕ РТПВХЦДЕОЙС РТЙНЕТОП 2-3 ЮБУБ ЗПМПУ «РТЙИПДЙФ Ч УЕВС», «РТПУЩРБЕФУС» - ЬФП УМЕДХЕФ ХЮЙФЩЧБФШ, ЕУМЙ ЧБН РТЕДУФПЙФ ТБООЙК ЛПОГЕТФ. хФТЕООАА ФТБРЕЪХ ОХЦОП ЪБЧЕТЫЙФШ ОЕ РПЪДОЕЕ 1,5 - 2 ЮБУПЧ ДП ЧЩУФХРМЕОЙС, ЙОБЮЕ РЕТЕРПМОЕООЩК ЦЕМХДПЛ ВХДЕФ ДБЧЙФШ ОБ ДЙБЖТБЗНХ. рПНЙНП ХЦЕ ХРПНСОХФЩИ ЪБРТЕФОЩИ РТПДХЛФПЧ, ОЕ ТЕЛПНЕОДХЕФУС ЧЛХЫБФШ ПУФТХА, УМЙЫЛПН ЗПТСЮХА ЙМЙ ЮТЕЪНЕТОП ИПМПДОХА РЙЭХ. рТЙ МАВПН ОЕДПНПЗБОЙЙ, ЛПОЕЮОП, ОХЦОП ПФЛБЪБФШУС ПФ ЧЩУФХРМЕОЙС.

    еУМЙ ЧБЫ ЗПМПУ «ХУФБМ», ФП ЕУФШ ЧЩ ВЩМЙ ЧЩОХЦДЕОЩ ДП ЧЕЮЕТОЕЗП ЛПОГЕТФБ ЮЙФБФШ МЕЛГЙА ЙМЙ ЧЕУФЙ ФЕМЕРЕТЕДБЮХ, ФП МХЮЫЕЕ УТЕДУФЧП ДМС ЧПУУФБОПЧМЕОЙС ЗПМПУБ - ПФДЩИ Й РПМОПЕ НПМЮБОЙЕ . еУМЙ ЧБН Л ФПНХ ЦЕ ОЕЪДПТПЧЙФУС - ПЮЕОШ ЧТЕДОП ОЕ ФПМШЛП РЕФШ, ОП Й РТЙУХФУФЧПЧБФШ ОБ ТЕРЕФЙГЙЙ ЙМЙ ДБЦЕ РТПУФП УМХЫБФШ НХЪЩЛХ: ЧП ЧТЕНС УМХЫБОЙС ЗПМПУПЧЩЕ УЧСЪЛЙ ЙОУФЙОЛФЙЧОП ОБРТСЗБАФУС РПНЙНП ЧБЫЕЗП ЦЕМБОЙС. фБЛ ЮФП, ЛТПНЕ НПМЮБОЙС, ДМС ЧЩЪДПТПЧМЕОЙС ФТЕВХЕФУС ФБЛЦЕ ФЙЫЙОБ . еУМЙ Х ЧБУ УЕМ ЗПМПУ, ОЕ ЗПЧПТЙФЕ ЫЕРПФПН - ЫЕРПФ ЗПТБЪДП УЙМШОЕЕ ОБРТСЗБЕФ УЧСЪЛЙ, ЮЕН ПВЩЮОБС (ДБЦЕ ИТЙРМБС) ТЕЮШ.

    еУМЙ ЦЕ ЧЩ ЪДПТПЧЩ Й У ХДПЧПМШУФЧЙЕН ИПДЙФЕ ОБ ЪБОСФЙС - ЦЕМБФЕМШОП ОЕ РЕФШ ДПМЗП ВЕЪ РЕТЕТЩЧБ. оБЮЙОБАЭЙЕ РЕЧГЩ ДПМЦОЩ ПФДЩИБФШ РПУМЕ ЛБЦДЩИ 15-20 НЙОХФ ЪБОСФЙК, РТПЖЕУУЙПОБМЩ - ЮЕТЕЪ 40-45 НЙОХФ, РПУЛПМШЛХ ЮТЕЪНЕТОЩЕ ТЕЗХМСТОЩЕ ОБЗТХЪЛЙ ПУМБВМСАФ ЗПТФБООЩЕ НЩЫГЩ, ЗПМПУ ФЕТСЕФ УЧЕЦЕУФШ, ЪЧХЮОПУФШ Й ИХЦЕ РПДДБЕФУС ЛПОФТПМА, ОЕ ЗПЧПТС ХЦЕ П ЧЕТПСФОПУФЙ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС ЛТПЧПЙЪМЙСОЙК. вПМШЫПК ЧТЕД НПЗХФ ОБОЕУФЙ ЖПТУЙТПЧБОЙЕ ЪЧХЛБ Й НОПЗПЛТБФОПЕ, ЮБУФПЕ РПЧФПТЕОЙЕ ФТХДОЩИ ХРТБЦОЕОЙК, ЧЩУПЛЙИ ОПФ, Б ФБЛЦЕ РЕОЙЕ ОЕ Ч УЧПЕК ФЕУУЙФХТЕ (ДЙБРБЪПОЕ).

    оЕМШЪС РЕФШ Ч РТПЛХТЕООЩИ РПНЕЭЕОЙСИ, УБНП ЛХТЕОЙЕ ОЕ ФПМШЛП ПУМБВМСЕФ ПТЗБОЙЪН, ОП Й ЧЕДЕФ Л ПУЙРМПУФЙ ЗПМПУБ.

    уТБЪХ РПУМЕ РЕОЙС ЧТЕДОП ЧЩИПДЙФШ ОБ ХМЙГХ Ч ИПМПДОХА РПЗПДХ . еУМЙ ХЦ ЬФП ОЕЙЪВЕЦОП Й ЧЩ ЛХДБ-ФП УРЕЫЙФЕ - ЧЩРЕКФЕ РЕТЕД ХИПДПН ОЕНОПЗП ЧПДЩ ЛПНОБФОПК ФЕНРЕТБФХТЩ. оЕЦЕМБФЕМШОП ОБ ИПМПДЕ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ (ОЕ ФПМШЛП Ч ДОЙ ЛПОГЕТФПЧ ЙМЙ ХТПЛПЧ).

    дЩЫБФШ Ч МАВХА РПЗПДХ Й Ч РПЧУЕДОЕЧОПК ЦЙЪОЙ МХЮЫЕ ЮЕТЕЪ ОПУ: ЬФП РТЕДПИТБОСЕФ ДЩИБФЕМШОЩЕ РХФЙ ПФ РПРБДБОЙС РЩМЙ, ЙОЖЕЛГЙЙ, Б ФБЛЦЕ УПЗТЕЧБЕФ Й ХЧМБЦОСЕФ ЧДЩИБЕНЩК ЧПЪДХИ.

нЩ ТЙУЛОХМЙ РПЙОФЕТЕУПЧБФШУС Х оБФБМШЙ еЧЗЕОШЕЧОЩ Й П ФПН, ЮФП НЩ ИПФЕМЙ ХЪОБФШ, ОП УФЕУОСМЙУШ УРТПУЙФШ. й ПОБ ОБН РП УЕЛТЕФХ ПФЧЕФЙМБ.

чП-РЕТЧЩИ, П «МЙЮОПК ЦЙЪОЙ» . оЙЮФП ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЕ ЧПЛБМЙУФБН, ЛБЛ ЙЪЧЕУФОП, ФПЦЕ ОЕ ЮХЦДП (ФЕН ВПМЕЕ ЮФП МАДЙ ПОЙ, ЛБЛ РТБЧЙМП, РПЮФЙ ЙМЙ ХЦЕ ЧЪТПУМЩЕ), ОП ЧПФ МЙЮОХА ЦЙЪОШ, ПЛБЪЩЧБЕФУС, ЙН ОХЦОП ПЗТБОЙЮЙЧБФШ «ТБЪХНОЩНЙ РТЕДЕМБНЙ». лПМЙЮЕУФЧЕООЩИ ТЕЛПНЕОДБГЙК НЩ ДБЧБФШ ОЕ УФБОЕН, ЕДЙОУФЧЕООПЕ, ЮФП ФТЕВХЕФ ОЕХЛПУОЙФЕМШОПЗП УПВМАДЕОЙС - Ч ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩЕ «ЛТЙФЙЮЕУЛЙЕ ДОЙ» РЕФШ ОЕМШЪС ЧППВЭЕ.

чП-ЧФПТЩИ, ПВ БМЛПЗПМЕ . (пРСФШ ЦЕ, ДЕФЕК РТПУЙН ЧП ЧТЕНС ЮФЕОЙС ЬФПЗП БВЪБГБ ПФЧЕТОХФШУС ПФ НПОЙФПТБ). вЩФХЕФ НОЕОЙЕ, ЮФП РЕТЕД ЛПОГЕТФПН ЙОПК ТБЪ ОЕ ЗТЕИ РТПРХУФЙФШ ТАНПЮЛХ ДМС ТБЪПЗТЕЧБ ЗПМПУБ Й ЪБПДОП ДМС РТЕПДПМЕОЙС УГЕОПЖПВЙЙ. рП ПЮЕОШ ВПМШЫПНХ УЕЛТЕФХ оБФБМШС еЧЗЕОШЕЧОБ ЫЕРПФПН УЛБЪБМБ, ЮФП ДМС НХЦУЛЙИ ЗПМПУПЧ ФБЛПЕ ДПРХУФЙНП Ч ТБЪХНОПК ЖПТНЕ , ЙОПЗДБ : РПД ТБЪХНОПУФША РПДТБЪХНЕЧБЕФУС ЮБЫЛБ ФЕРМПЗП ЮБС, Ч ЛПФПТЩК ДПВБЧМЕОБ 1-2 УФПМПЧБС МПЦЛБ ЛПОШСЛБ. оП ЬФП - УЛПТЕЕ ЙУЛМАЮЕОЙЕ ДМС НБЮП Й РТПЮЙИ «УЙМШОЩИ ОБФХТ». вПМШЫЙОУФЧХ ЧПЛБМЙУФПЧ БМЛПЗПМШ РЕТЕД ЛПОГЕТФПН БВУПМАФОП РТПФЙЧПРПЛБЪБО - ПО ОБТХЫБЕФ ОБТБВПФБООЩЕ ЧП ЧТЕНС ЪБОСФЙК БМЗПТЙФНЩ Й Л ФПНХ ЦЕ УХЫЙФ УМЙЪЙУФХА ПВПМПЮЛХ, РТЙЮЕН МЕЗЛЙЕ УРЙТФОЩЕ ОБРЙФЛЙ (Ч ПУПВЕООПУФЙ ЫБНРБОУЛПЕ) ОЕ НЕОЕЕ ЧТЕДОЩ, ЮЕН ПУФБМШОЩЕ.

ч-ФТЕФШЙИ, ЕУМЙ ЧЩ РТЙВПМЕМЙ, ОП РЕФШ ЧУЕ-ФБЛЙ ОХЦОП - МХЮЫЕ РПУПЧЕФПЧБФШУС У ЧТБЮПН-ЖПОЙБФТПН. еУФШ РТЕРБТБФЩ, ЧТЕНЕООП УОЙНБАЭЙЕ ПФЕЮОПУФШ (Л РТЙНЕТХ, ДЙБЪПМЙО), ОП ВЕЪ ЛПОУХМШФБГЙЙ УП УРЕГЙБМЙУФПН РТЙОЙНБФШ ЙИ ОЕВЕЪПРБУОП. оЕМШЪС ДЕМБФШ РЕТЕД ЧЩУФХРМЕОЙЕН Й УНСЗЮБАЭЙЕ НБУМСОЩЕ ЙМЙ ДТХЗЙЕ ЙОЗБМСГЙЙ - ПОЙ ТБУУМБВМСАФ УЧСЪЛЙ Й НПЗХФ ФПМШЛП ХИХДЫЙФШ ЧБЫЕ УПУФПСОЙЕ.

уХДС РП ФПНХ, ЮФП оБФБМШС еЧЗЕОШЕЧОБ ОБИПДЙФУС Ч РТЕЛТБУОПК ЧПЛБМШОПК ЖПТНЕ (ЕЕ ЧЩУФХРМЕОЙС НЩ ЮБУФП УМЩЫЙН ОБ ПВЭЕЫЛПМШОЩИ ЛПОГЕТФБИ), ПОБ Й УБНБ УФБТБЕФУС УМЕДПЧБФШ УЖПТНХМЙТПЧБООЩН ДМС ОБУ РТЙОГЙРБН.

зПЧПТСФ, ЮФП…

оЕУЛПМШЛП МАВПРЩФОЩИ УПЧЕФПЧ ОБН ХДБМПУШ ЙЪЧМЕЮШ ЙЪ УЕФЕЧЩИ ЙУФПЮОЙЛПЧ. рПРТПВХКФЕ ЙУРЩФБФШ ЙИ ОБ УЕВЕ.

уЙМБ, ЛБЮЕУФЧП Й ФЕНВТ ЗПМПУБ ЪБЧЙУЙФ ОЕ ФПМШЛП ПФ ЗПМПУПЧЩИ, ОП Й ПФ НЩЫГ МЙГБ, ЗХВ Й Ф. Д. ъБ ЬФХ ТБВПФХ ПФЧЕФУФЧЕООЩ ВПМЕЕ ЮЕН 200 НХУЛХМПЧ, РПМХЮБАЭЙИ ЛПНБОДЩ ЙЪ ПУПВПЗП ТЕЮЕЧПЗП ГЕОФТБ ЗПМПЧОПЗП НПЪЗБ. пЮЕОШ РПМЕЪОП ЙОПЗДБ ОЕ РТПУФП МАВПЧБФШУС ОБ УЕВС Ч ЪЕТЛБМП, ОП Й ЧЩРПМОСФШ ФБЛПЕ, ОБРТЙНЕТ, ХРТБЦОЕОЙЕ:

уМПЦЙФЕ ЗХВЩ ФТХВПЮЛПК Й РПУЧЙУФЙФЕ. ъБНЕФШФЕ, ЛБЛ ЙЪНЕОЙМПУШ РТЙ ЬФПН ЧБЫЕ ЧЩТБЦЕОЙЕ МЙГБ. б ФЕРЕТШ РПРТПВХКФЕ РТПУЧЙУФЕФШ ЙМЙ «РТПНЩЮБФШ» ЛБЛПК-ОЙВХДШ НПФЙЧЮЙЛ У ЧБЫЙН ПВЩЮОЩН ЧЩТБЦЕОЙЕН МЙГБ. юЕТЕДХС ПВЩЮОПЕ Й «УЧЙУФСЭЕЕ» ЧЩТБЦЕОЙЕ МЙГБ ОЕУЛПМШЛП ТБЪ, ЧЩ РПЮХЧУФЧХЕФЕ, ЛБЛ РТПЮЙУФЙМБУШ ЗПТФБОШ Й ЛБЛ ЙЪНЕОСЕФУС ЪЧХЛ ЗПМПУБ.

иПТПЫП ЧМЙСАФ ОБ УЧСЪЛЙ ЧУЕЧПЪНПЦОЩЕ ЦХЦЦБЭЙЕ ЪЧХЛЙ. рТЙ ЬФПН ОЕРМПИП ЕЭЕ УПЧЕТЫБФШ ЮЕМАУФСНЙ ЦЕЧБФЕМШОЩЕ ДЧЙЦЕОЙС. ьФП ХРТБЦОЕОЙЕ РТЙНЕОСЕФУС ДМС ТБУУМБВМЕОЙС БТФЙЛХМСГЙПООПК НХУЛХМБФХТЩ.

оБРТПФЙЧ, ДМС ХЛТЕРМЕОЙС НЩЫГ ЗПТФБОЙ РПМЕЪОП УМЕДХАЭЕЕ ХРТБЦОЕОЙЕ: УЙМШОП ОБДХФШ ЭЕЛЙ, Б РПФПН ТЕЪЛП ЧЩРХУФЙФШ ЧПЪДХИ ОБТХЦХ.

рЕТЕД ЧЩУФХРМЕОЙЕН, ЛПЗДБ ОБЮЙОБЕФУС «НБОДТБЦ», РПРТПВХКФЕ ЪБУФБЧЙФШ УЕВС ХУРПЛПЙФШУС , ФП ЕУФШ РПУФЕРЕООП ОБЮБФШ ДЩЫБФШ УРПЛПКОП, НЕДМЕООП Й ЗМХВПЛП (ОП ЧОХФТЕООЕ ОЕ ТБУУМБВМССУШ), Й НЩУМСНЙ РПМОПУФША УЛПОГЕОФТЙТПЧБФШУС ОБ ЬФПН РТПГЕУУЕ. рПУМЕ ОЕУЛПМШЛЙИ РПРЩФПЛ ЧЩ ЪБНЕФЙФЕ, ЮФП ЧБН ХДБЕФУС ЛПОФТПМЙТПЧБФШ УЕВС! (еУФШ, ЛПОЕЮОП, Й ВПМЕЕ ЛБТДЙОБМШОЩЕ УРПУПВЩ ЙЪВЕЦБФШ ЧПМОЕОЙС ЧП ЧТЕНС ЛПОГЕТФБ: ДЕТЦБФШ УЛТЕЭЕООЩНЙ РБМШГЩ, ЙМЙ РЕФШ УРЙОПК Л ЪБМХ - РТЙНЕЮ. ТЕД. )

мЕЮЙФШУС ОХЦОП ЧДХНЮЙЧП! уПЧЕФЩ ЖПОЙБФТБ

еУМЙ ЧЩ РТПУФЩМЙ Й Х ЧБУ УЕТШЕЪОП ЪБВПМЕМП ЗПТМП - ЛПОЕЮОП, ОЙЛБЛПЗП РЕОЙС! оХЦОП МЕЮЙФШУС, МЕЮЙФШУС Й ЕЭЕ ТБЪ МЕЮЙФШУС.

у МЕЮЕВОПК ГЕМША ТЕЛПНЕОДХЕФУС ЮБУФПЕ ФЕРМПЕ РЙФШЕ ЮБС (МХЮЫЕ ЪЕМЕОПЗП), ЮБС У НПМПЛПН, ПФЧБТБ ЫЙРПЧОЙЛБ, ФТБЧСОЩИ ЮБЈЧ (НСФБ, МЙРПЧЩК ГЧЕФ, ДХЫЙГБ, ТПНБЫЛБ, ЫБМЖЕК Ч ЙЪПВЙМЙЙ ЙНЕАФУС Ч БРФЕЛЕ Ч ХДПВОПК ХРБЛПЧЛЕ «РБЛЕФЙЛБНЙ»), ФЕРМПЗП НПМПЛБ УП УМЙЧПЮОЩН НБУМПН Й НЕДПН. тБЪХНЕЕФУС, НПЦОП ЗПТМП ЮЕН-ОЙВХДШ РПРПМПУЛБФШ - ОБУФПСНЙ ФТБЧ (ЛБМЕОДХМЩ, ЬЧЛБМЙРФБ), ТБУФЧПТПН УПДЩ У УПМША Й ЛБРМЕК КПДБ, ТБУФЧПТПН ЖХТБГЙММЙОБ, СВМПЮОЩН ХЛУХУПН (ЮБКОБС МПЦЛБ ОБ УФБЛБО ФЕРМПК ЧПДЩ). иПТПЫП РТЙОЙНБФШ НЙЛУФХТХ У БМФЕКОЩН ЛПТОЕН, ФЕТНПРУЙУПН.

оП, ЛБЛ РТБЧЙМП, ЧП ЧТЕНС МЕЮЕОЙС ДМС ЗПМПУБ ВЕЪПРБУОЕЕ ЙОЗБМСГЙЙ, ЮЕН РПМПУЛБОЙС (ОБРТЙНЕТ, ЧДЩИБОЙЕ ЛБТФПЖЕМШОПЗП ПФЧБТБ), ОП ЬФП Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ УФЕРЕОЙ ЪБВПМЕЧБОЙС. оЩОЮЕ ЧЩРХУЛБЕФУС Й НОПЦЕУФЧП БЬТПЪПМЕК ДМС ЗПТМБ - ПОЙ ОЕТЕДЛП ДПУФБФПЮОП ЬЖЖЕЛФЙЧОЩ, ФЕН ВПМЕЕ ЮФП ЕУФШ НОПЦЕУФЧП ЙИ ТБЪОПЧЙДОПУФЕК: Й У ФТБЧБНЙ, Й У НБУМБНЙ, Й У НЈДПН... рТЙ УТЕДОЕК ФСЦЕУФЙ РТПУФХДЩ ЙМЙ ЛБФБТБ ВЩЧБЕФ ЧРПМОЕ ДПУФБФПЮОП УПВМАДЕОЙС РПУФЕМШОПЗП ТЕЦЙНБ Й ЙУРПМШЪПЧБОЙС ФБЛЙИ ЧПФ РПМХДПНБЫОЙИ УТЕДУФЧ МЕЮЕОЙС.

пДОБЛП УЕТШЕЪОЩЕ ЧТБЮЙ ЪОБАФ НОПЗП УЕЛТЕФПЧ. оБРТЙНЕТ, ПОЙ УЮЙФБАФ, ЮФП ЧБЦОП ОЕ УФПМШЛП, ЮЕН РПМПУЛБФШ, ОП Й ЛБЛ РПМПУЛБФШ . чЕДШ ЮЕТЕУЮХТ ЙОФЕОУЙЧОПЕ РПМПУЛБОЙЕ РТЕЧТБЭБЕФУС Ч НБУУБЦ НЙОДБМЙО, Б ЧПУРБМЕООЩК ПТЗБО НБУУЙТПЧБФШ ОЙ Ч ЛПЕН УМХЮБЕ ОЕ УМЕДХЕФ. рТЙ БОЗЙОЕ Ч УЛМБДЛБИ НЙОДБМЙО НПЦЕФ УЛБРМЙЧБФШУС ЗОПК, Й ЬОЕТЗЙЮОПЕ ДБЧМЕОЙЕ ЦЙДЛПУФЙ ОЕ УНЩЧБЕФ, Б, ОБПВПТПФ, ЧДБЧМЙЧБЕФ ЕЗП ЗМХВЦЕ. пФ ЬФПЗП ВПМЕЪОШ НПЦЕФ ЪБФСОХФШУС, РПЧЩУЙФУС ТЙУЛ ЧПУРБМЕОЙС УПУЕДОЙИ ФЛБОЕК, МЙНЖБФЙЮЕУЛЙИ ХЪМПЧ. фБЛ ЮФП Ч ЬФПН УМХЮБЕ РПМПУЛБФШ ОХЦОП ОЕЦОП, ПУФПТПЦОП, РПЮБЭЕ ЧЩРМЕЧЩЧБС ТЕЪХМШФБФ РТПГЕДХТЩ . уМЙЫЛПН ЮБУФП РПМПУЛБФШ ЗПТМП ФПЦЕ ОЕФ ОЕПВИПДЙНПУФЙ - ДПУФБФПЮОП ЮЕФЩТЕИ-РСФЙ ТБЪ Ч ДЕОШ, Ч РТПНЕЦХФЛБИ ЦЕ УМЕДХЕФ РПВПМШЫЕ РЙФШ, Й ОЕ ЪБМРПН, Б УРПЛПКОЩНЙ НЕДМЕООЩНЙ ЗМПФЛБНЙ.

йЪДБЧОБ ЙЪЧЕУФОП, ЮФП ВПМШ Ч ЗПТМЕ ИПТПЫП УНСЗЮБЕФ НПМПЛП. еЗП ГЕМЕВОЩЕ УЧПКУФЧБ ХУЙМСФУС (РТБЧДБ, ЧЛХУ ОЕ УФБОЕФ РТЙСФОЕЕ), ЕУМЙ ОБ УФБЛБО НПМПЛБ ДПВБЧЙФШ РТЙНЕТОП РПМПЧЙОХ ЮБКОПК МПЦЛЙ РЙЭЕЧПК УПДЩ. нПЦОП ТБЪВБЧМСФШ НПМПЛП НЙОЕТБМШОПК ЧПДПК «вПТЦПНЙ» (ВЕЪ ЗБЪБ), РЙФШ МАВЩЕ СЗПДОЩЕ НПТУЩ, ПФЧБТЩ УХИЙИ ЖТХЛФПЧ. пВЙМШОПЕ РЙФШЕ ОБЪОБЮБАФ РТЙ НОПЗЙИ ЙОЖЕЛГЙПООЩИ ЪБВПМЕЧБОЙСИ ЛБЛ УТЕДУФЧП, «РТПНЩЧБАЭЕЕ» ПТЗБОЙЪН, РПНПЗБАЭЕЕ ВЩУФТЕЕ ЧЩЧПДЙФШ ФПЛУЙОЩ - РТПДХЛФЩ ЦЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФЙ ЪМПЧТЕДОЩИ НЙЛТПВПЧ Й ЧЙТХУПЧ. оБ ОБЮБМШОПК УФБДЙЙ ЪБВПМЕЧБОЙС ЧЪТПУМЩН НПЦОП ЧЩРЙФШ ЮБЫЕЮЛХ ОЕ УМЙЫЛПН ЗПТСЮЕЗП ЗМЙОФЧЕКОБ.

чП ЧТЕНС ЪБВПМЕЧБОЙК ЗПТМБ РПМЕЪОП ЕЗП УПЗТЕЧБОЙЕ ЛПНРТЕУУПН, ЛПФПТЩК УФБЧСФ ОЕ ВПМЕЕ, ЮЕН ОБ ДЧБ ЮБУБ. фТБДЙГЙПООЩК ЛПНРТЕУУ - РПМХУРЙТФПЧПК, ОП НПЦОП УДЕМБФШ НБУМСОЩК (ЛХУПЛ ФЛБОЙ, МХЮЫЕ МШОСОПК, УНБЮЙЧБАФ РПДПЗТЕФЩН ТБУФЙФЕМШОЩН НБУМПН) Й РТПУФП ЧПДОЩК ЛПНРТЕУУ (ЧПДБ, ТБЪХНЕЕФУС, ДПМЦОБ ВЩФШ ФЕРМПК). пВЕТОХЧ ЫЕА ХЧМБЦОЕООПК Й ПФЦБФПК ФЛБОША, РПЧЕТИ ЕЕ ЛМБДХФ ЧПЭЕОХА ВХНБЗХ, ДБМЕЕ УМПК ЧБФЩ ЙМЙ НСЗЛЙК ЫЕТУФСОПК ЫБТЖЙЛ Й ЪБЛТЕРМСАФ ВЙОФПН ЙМЙ ЛПУЩОЛПК. оЕ ЪБВЩЧБКФЕ, ЮФП РПУМЕ УОСФЙС ЛПНРТЕУУБ ОЕДПРХУФЙНП ПИМБЦДЕОЙЕ - ОХЦОП ПВЕТОХФШ ЫЕА ОБ ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС ЮЙУФЩН УХИЙН РМБФЛПН.

зМБЧОПЕ - ВЕЪ МЕЛБТУФЧ! уПЧЕФЩ ЪОБИБТЕК Й ЪОБИБТПЛ

нОПЦЕУФЧП ТЕГЕРФПЧ МЕЮЕОЙС ЪБВПМЕЧБОЙК ЗПТМБ РТЕДМБЗБЕФ ОБТПДОБС НЕДЙГЙОБ . еУМЙ ЧЩ УЛМПООЩ Л ЬЛУРЕТЙНЕОФБН ОБД УПВПК, НПЦЕФЕ ОЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ОЙИ ЙУРЩФБФШ ОБ РТБЛФЙЛЕ.

оБРТЙНЕТ, ЮЕУОПЮОЩЕ ЙОЗБМСГЙЙ: ЧПЪШНЙФЕ ВЙОФ ЙМЙ НБТМА ТБЪНЕТПН 10И40 УН, ОБФТЙФЕ ОБ ФЕТЛЕ ОЕУЛПМШЛП ДПМЕЛ ЮЕУОПЛБ Й ВЩУФТП, РПЛБ ОЕ ХМЕФХЮЙМЙУШ ЖЙФПОГЙДЩ, УНБЦШФЕ ЛБЫЙГЕК РПЧЕТИОПУФШ ВЙОФБ, УЧЕТОЙФЕ Ч ТХМПОЮЙЛ Й ВЩУФТП ПРХУФЙФЕ ЕЗП ОБ ДОП РХУФПЗП ЮБКОЙЛБ, ЪБЛТЩЧ ЛТЩЫЛПК. чПЪШНЙФЕ ОПУЙЛ ЮБКОЙЛБ Ч ТПФ, ЪБЦНЙФЕ ОПУ РБМШГБНЙ Й НЕДМЕООП ЧДЩИБКФЕ ЮЕУОПЮОЩК БТПНБФ Ч ФЕЮЕОЙЕ 8-10 НЙОХФ. чЩДПИЙ ДЕМБКФЕ ЮЕТЕЪ ОПУ, Ч ЮБКОЙЛ ЧЩДЩИБЕНЩК ЧПЪДХИ РПРБДБФШ ОЕ ДПМЦЕО.

дМС МЕЮЕОЙС БОЗЙОЩ ЙУРПМШЪХАФ ФБЛЦЕ УХИПК ЙОЦЙТ (РЕТЕД УОПН 4-6 СЗПД РПЧБТЙФШ Ч УФБЛБОЕ НПМПЛБ, ЙОЦЙТ УЯЕУФШ, Б НПМПЛП ЧЩРЙФШ), ЕЦЕЧЙЛХ (2 УФПМПЧЩЕ МПЦЛЙ МЙУФШЕЧ ЪБМЙФШ ДЧХНС УФБЛБОБНЙ ЛЙРСФЛБ, ОБУФПСФШ Ч ФЕЮЕОЙЕ ЮБУБ Й РЙФШ РП 2 УФПМПЧЩЕ МПЦЛЙ 4 ТБЪБ Ч ДЕОШ РЕТЕД ЕДПК).

пДОП ЙЪ МХЮЫЙИ УТЕДУФЧ РТПФЙЧ ЛБФБТБМШОЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК ЗПТМБ - РПДПЗТЕФБС НПТУЛБС ЧПДБ (ЕК, ТБЪХНЕЕФУС, РПМПЭХФ ЗПТМП, РЙФШ ЕЕ ТЕЫЙФЕМШОП ОЕ ТЕЛПНЕОДХЕФУС).

уРЕГЙБМШОЩК ОБТПДОЩК ТЕГЕРФ ДМС ЧПЛБМЙУФПЧ , ЪБВПМЕЧЫЙИ МБТЙОЗЙФПН Й «РПФЕТЕК ЗПМПУБ»: Ч ЛБУФТАМА ЧМЙФШ УФБЛБО ЗПТСЮЕК ЧПДЩ Й РПМУФБЛБОБ БОЙУПЧЩИ УЕНСО , ЛЙРСФЙФШ Ч ФЕЮЕОЙЕ 15 НЙОХФ; УМЕЗЛБ ПУФЩЧЫЙК ПФЧБТ РТПГЕДЙФШ, УНЕЫБФШ У ЮЕФЧЕТФША УФБЛБОБ МЙРПЧПЗП НЕДБ Й ЕЭЕ ТБЪ РТПЛЙРСФЙФШ, ЪБФЕН УОСФШ У ПЗОС Й ДПВБЧЙФШ УФПМПЧХА МПЦЛХ ЛПОШСЛБ. рТЙОЙНБФШ РП ПДОПК УФПМПЧПК МПЦЛЕ ЛБЦДЩЕ РПМЮБУБ. ъОБИБТЙ ХФЧЕТЦДБАФ, ЮФП ЬФП УТЕДУФЧП УРПУПВОП ЧПУУФБОПЧЙФШ ЗПМПУ ЪБ УХФЛЙ!

оЕНБМП ОЕХДПВУФЧ РЕЧГХ ДПУФБЧМСАФ ОЕ ФПМШЛП ЪБВПМЕЧБОЙС ЗПТМБ, ОП Й ОБУНПТЛ . пДОП ЙЪ РЕТЧЩИ ПЗТБОЙЮЕОЙК РЙФБОЙС РТЙ ОБУНПТЛЕ, ПУПВЕООП ИТПОЙЮЕУЛПН - ПФНЕОБ ХРПФТЕВМЕОЙС Ч РЙЭХ НПМПЛБ Й НПМПЮОЩИ РТПДХЛФПЧ (ОБДП ЦЕ! - РТЙНЕЮ. ТЕД. ).

оБТПДОЩЕ ГЕМЙФЕМЙ ХФЧЕТЦДБАФ, ЮФП ПФ ОБУНПТЛБ РПНПЗБЕФ УНЕУШ НЕДБ У УПЛПН ЛТБУОПК УЧЕЛМЩ (ЙОФЕТЕУОП, Б ВЩЧБЕФ ЕЭЕ УЧЕЛМБ ДТХЗЙИ ГЧЕФПЧ? - РТЙНЕЮ. ТЕД. ), ДМС ЕЕ РТЙЗПФПЧМЕОЙС УНЕЫЙЧБАФ ЮБКОХА МПЦЛХ НЕДБ Й 3 МПЦЛЙ УЧЕЛПМШОПЗП УПЛБ. уНЕУШ ЪБЛБРЩЧБАФ Ч ОПУ РП ОЕУЛПМШЛП ЛБРЕМШ 3-4 ТБЪБ Ч ДЕОШ.

иПФЕФШ - ЪОБЮЙФ НПЮШ! рТПЮЙЕ УПЧЕФЩ

еУМЙ Х ЧБУ БММЕТЗЙС ОБ ЧУЕ МЕЛБТУФЧБ Й ЧУЕ УХЭЕУФЧХАЭЙЕ РТПДХЛФЩ - ЧЩ ВПМШЫПК РПДБТПЛ ДМС УЕНШЙ, ПТЗБОПЧ УПГПВЕУРЕЮЕОЙС Й РТБЧЙФЕМШУФЧБ. оП ЕУМЙ ЧЩ РТЙ ЬФПН ЕЭЕ Й ЛБЫМСЕФЕ - ОЕ ПУФБЕФУС ОЙЮЕЗП ВПМШЫЕ, ЛБЛ ЧЪЩЧБФШ Л РПФХУФПТПООЙН УЙМБН. дМС ЧБУ Х ОБУ Ч БТУЕОБМЕ ЕУФШ РБТПЮЛБ ЬЛУФТЕНБМШОЩИ ТЕГЕРФПЧ.

рЕТЧЩК - ЪБЗПЧПТ РТПФЙЧ ВПМЕЪОЕК ЗПТМБ. мАВПРЩФОП, ЮФП ЪБЗПЧБТЙЧБФШ ОХЦОП ОЕ ЪХВЩ ВПМШОПНХ, Б ЧПДХ, ТБЪЧЕДЕООХА У НЕДПН (ЪБЗПЧПТЕООХА ЧПДХ ПРСФШ ЦЕ ОХЦОП ДБФШ ВПМШОПНХ ЧЩРЙФШ): «оБ ПЛЕБОЕ, ОБ НПТЕ, ОБ ПУФТПЧЕ, ОБ ВЕТЕЦЛХ ЧЩТБУФБМБ ФТПУФШ ЙЪ ЪЕНМЙ ДП ОЕВБ. лФП ФХ ФТПУФШ ЧЩТЧЕФ? б ЧЩТЧЕФ ФХ ФТПУФШ нЙИБЙМ-БТИБОЗЕМ, рЕФТ Й рБЧЕМ. й ОЕ С РПНПЗБА, ОЕ С РПУПВМА, РПДУПВМСЕФ УБН ЗПУРПДШ ВПЗ, УБН йЙУХУ иТЙУФПУ. бНЙОШ.» (оЕ ЪОБЕН, ДЕКУФЧХЕФ МЙ ЬФПФ ТЕГЕРФ ОБ НХУХМШНБО Й ЙОДХУПЧ - РТЙНЕЮ. ТЕД. ).

б ЧПФ ЕЭЕ ВПМЕЕ ПТЙЗЙОБМШОЩК (Й, ЗПЧПТСФ, ПЮЕОШ ВЩУФТЩК) УРПУПВ МЕЮЕОЙС БОЗЙОЩ: ЛП ТФХ ВПМШОПЗП ВМЙЪЛП РПДОПУСФ ВПМШЫХА МСЗХЫЛХ Й ЪБУФБЧМСАФ ВПМШОПЗП ДЩЫБФШ РТСНП ОБ ОЕЈ. пФ ЬФПЗП УЕТДГЕ МСЗХЫЛЙ ОБЮЙОБЕФ ХЮБЭЕООП ВЙФШУС, Й ВПМШОПНХ РПЮФЙ НЗОПЧЕООП УФБОПЧЙФУС МХЮЫЕ. уЮЙФБЕФУС, ЮФП ФБЛПЕ МЕЮЕОЙЕ РПМЕЪОП ФСЦЕМЩН ВПМШОЩН, ЛПФПТЩЕ ОЕ ФПМШЛП ОЕ НПЗХФ РЙФШ ЙМЙ ЕУФШ, ОП Й ЗПЧПТЙФШ - ЮЕТЕЪ 8-10 НЙОХФ ВПМЕЪОШ РПМОПУФША РТПИПДЙФ. мСЗХЫЛБ ДПМЦОБ ВЩФШ ОЕРТЕНЕООП ВПМШЫБС - УЕТБС, ЪЕМЕОБС ЙМЙ ЦБВБ. (дХНБЕН, ЮФП ДЕМП ОЕ Ч МСЗХЫЛЕ: ВПМШОПК УЛПТЕЕ ЧУЕЗП ТЕЫБЕФ, ЮФП МХЮЫЕ НЗОПЧЕООП РПРТБЧЙФШУС, ЮЕН МЕЮЙФШУС ФБЛЙН ОЕРТЕЪЕОФБВЕМШОЩН УРПУПВПН - РТЙНЕЮ. ТЕД. ).

рЕОЙЕ - ЬФП…

пЮЕОШ ИПЮЕФУС ЧЕТЙФШ, ЮФП ЧУЕ ЧПЛБМЙУФЩ ПЭХФЙМЙ ГЕМЙФЕМШОПЕ ВМБЗПМЕРЙЕ ХЦЕ ПФ ЮФЕОЙС ОБЫЕК УФБФШЙ, Б РПУМЕ ЧОЕДТЕОЙС Ч ЦЙЪОШ ЧУЕИ ПРЙУБООЩИ РТБЧЙМ Й УПЧЕФПЧ Й ЧПЧУЕ УФБОХФ ОПЧЩНЙ юЕЮЙМЙСНЙ вБТФПМЙ ЙМЙ ьОТЙЛП лБТХЪП… зМБЧОПЕ - НЕЮФБФШ Й РТЙМБЗБФШ ЧУЕ ХУЙМЙС ДМС ТЕБМЙЪБГЙЙ ЧБЫЕК НЕЮФЩ. фПЗДБ ЛПЗДБ-ОЙВХДШ ЧЩ ПВОБТХЦЙФЕ ГЙФБФХ ЙЪ УЧПЙИ ЙОФЕТЧША Ч УРЙУЛЕ ОЙЦЕ.

б РПЛБ ПЪОБЛПНШФЕУШ У НЩУМСНЙ ФЕИ, ЛФП ХЦЕ УПУФПСМУС ЛБЛ РТПЖЕУУЙПОБМ.

ї рТЙЧБМПЧ у.в.

ї йЗХНОПЧБ з.б.

Все продукты можно разделить на полезные для вокалиста, которые способствуют эластичности мягких тканей, и вредные.

Большое значение имеет и количество пищи. Если питание несбалансированное и нерациональное, то голос может терять силу. Малое количество пищи может лишить ваш голос красоты, силы и сократить его диапазон, поэтому не стоит сидеть на диете перед ответственным выступлением. Вы споете значительно хуже, чем раньше, так как голос будет звучать слабо и невыразительно. Но не стоит и много есть, особенно перед пением.

Тяжелая еда может давить на диафрагму и приводить к слабости, трудностям в пении, а также к сокращению диапазона голоса. На полный желудок вы будете петь тяжело и с большими усилиями, так как не будет эластичности в мягких тканях гортани. Поэтому есть нужно за час до пения , чтобы была опора для звука, но в то же время желудок не должен быть перегружен.

В первую очередь к ним относятся:

1. Семечки, арахис, сухарики с приправами и соленые орешки. Они содержат много жира и соли, а также раздражающих добавок, поэтому при их регулярном употреблении слизистые оболочки могут потерять свою эластичность. Голос становится хриплым, снижается его обертональная окраска, и петь становится неудобно. Может возникнуть ощущение першения, поэтому, даже если вы употребляете эти продукты не в день пения, они могут навредить вам. Вокалисту стоит вообще от них отказаться.

2. Острые кетчупы, горчица, хрен и приправы. Их можно добавлять в пищу только в небольшом количестве и ни в коем случае не употреблять за 6 часов перед пением. Все они не только раздражают горло, но и способствуют избыточной выработке слизи, которая затрудняет пение и даже может провоцировать кашель.

3. Жирное жареное мясо, картофель и чипсы, а также острый фастфуд. Жир лишает эластичности голосовые связки, что может привести к кашлю, трудностям в пении, особенно на скачках и в местах, где есть длинные ноты. Любые жирные продукты нужно есть в утреннее время за несколько часов до пения, если речь идет о мясе и котлетах, а чипсы и вовсе нужно исключить из рациона вокалиста. Также в салаты не стоит добавлять много мяса.

4. Ледяные напитки, такие как «Кола», «Фанта» или «Спрайт». Они могут вызвать шокирующую реакцию слизистой оболочки и привести к хрипоте голоса. Иногда на время он может пропасть совсем.

Они не только помогают хорошо петь, но и помогут в определенных случаях быстрее восстанавливать голос.

К ним относятся следующие продукты и напитки:

1. Теплый сладкий черный чай. Прекрасное средство для восстановления эластичности слизистых оболочек и лечения связок. Для лучшего эффекта он должен быть не горячим, а теплым.

2. Нежирное молоко комнатной температуры. Его нужно пить небольшими глотками, медленно, чтобы восстановить голос. Оно мягко обволакивает горло и делает голос сильнее.

3. Сырые яйца. Их не стоит пить перед пением, как советуют многие вокалисты, хотя их регулярное употребление способствует сочности и мягкости голоса. Это средство прекрасно восстанавливает силы вокалиста, а также смягчает горло, способствуя мягкому и красивому пению. Яйца достаточно пить раз в неделю для красивого и чистого голоса.

4. Сливочное масло. Качественное сливочное масло можно добавлять в молоко или просто рассасывать для того, чтобы петь стало удобнее. Но это обычно делают за час перед пением и запивать негазированной водой.

5. Обычная вода комнатной температуры. Иногда это лучшее средство для того, чтобы быстро восстановить голос. Только пить ее следует медленно, небольшими глотками.

Рацион вокалиста – что полезно ежедневно?

1. Утро начинать с плотного завтрака. Если вы поете днем или вечером, следует утром есть плотнее, чем в обед, чтобы создавать дыхательную опору для голоса. Можно есть мясо, кашу или салаты.

3. В рацион вокалиста обязательно должно входить нежирное мясо , но употребляют его за 3 часа до начала пения.

4. Рыбу и икру вокалисты включают в меню не реже 2 раз в неделю. Они содержат жиры, которые полезны для общего состояния организма и голосовых связок.

5. Морепродукты можно есть в неограниченном количестве. Конечно, не стоит употреблять огромными порциями перед пением, но зато они являются источником нежирного белка, который в некоторых случаях может заменить мясо. В отличие от котлет и сала, они не могут отрицательно повлиять на голос.

6. Конфеты, шоколад, пирожные и мороженое можно есть не раньше чем через час после пения. Некоторые руководители детских хоров перед пением дают хористам кусочек сахара. Делать этого не стоит, так как сладкое может навредить красивому и свободному звучанию голоса.

Похожие публикации