Пицунда. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Моя сегодняшняя статья снова будет посвящена Абхазии. Много раз уже я бывала там и писала для вас про отдых в этой красивой стране. Но каждый раз, отправляясь туда, нахожу в ней для себя что-то новое.

Так получилось и в этот раз. Помимо известной всем реликтовой сосновой рощи, в Пицунде есть ещё одна достопримечательность — это Пицундский храм. И не просто храм, а древний храм с современным органом. Мы не раз порывались заехать туда с туристами, но как-то по времени не получалось: то было слишком жарко, и нам хотелось поскорее искупаться в прозрачнейшем море у берегов Пицунды. То мы приезжали слишком поздно, и вход в храм был уже закрыт…

Но в этот раз всё, наконец, сложилось. Поэтому сейчас я расскажу вам, как в этот храм попасть и что там можно увидеть (и услышать).

Отдых в Пицунде: не только пляжи

Хотя и они, конечно, тоже. И неимоверной чистоты море. И удивительно мягкий климат (даже в разгар лета, в июльский зной, в Пицунде легко дышится).

Каждый раз, приезжая в Пицунду, я по-хорошему завидую тем туристам, кто отдыхает в здешних отелях. А их здесь немало. Это и добротный, построенный турками, пансионат «Самшитовая роща» . И клубный отель «Дельфин» , расположенный в нескольких километрах от центра Пицунды, в уединенном тихом месте, на самом берегу моря среди вековых сосен, который так полюбился моим туристам, что они через пару сезонов (съездив на отдых в и ) опять вернулись в него со словами — «А всё-таки нам в «Дельфине» лучше всего отдыхалось…»

Ещё из приличных отелей в Пицунде: пансионат ЛИТФОНД , гостиница «Ирэн» , Пансионат «Питиус» — все они вполне хорошо себя зарекомендовали, и летом свободных номеров в них днём с огнём не сыщешь.

А мы привычно паркуем машину у въезда на территорию Объединения пансионатов курорта Пицунда , которое находится в центре Пицунды, и идём к берегу Черного моря, вдыхая ароматы сосновой рощи. Да, в низкий сезон гулять тут одно удовольствие… Кроме нас почти никого, один турист проехал на велосипеде, да парочка какая-то также прогуляться пошла вдоль моря.

Корпуса пансионатов стоят вдоль у моря, рассекая волны реликтовой сосновой рощи наподобие океанским лайнерам… Сейчас пляж и променад облюбовали не туристы, а рыбаки!


И самое удивительное, что моё любимое кафе на набережной в Пицунде работает.


И не просто работает, а по-прежнему предлагает туристам свой любимый десерт — фирменный торт «Черепашка». Чашка кофе, сваренного на песке, мерно накатывающие на берег волны, крики чаек — вот такое утро однозначно претендует на звание лучшего в моём рейтинге!

Славно позавтракав таким образом, отправляемся в Пицундский храм . Он расположен прямо в центре Пицунды, и пройти мимо него у вас просто не получится, учитывая, что в Пицунде всего две параллельные улицы и одна аллея, уходящая к морю, к тому самому объединению курортов.

История Пицундского храма

Первый храм на этом месте был построен при императоре Юстиниане I, где-то между 537 и 565 годами. Тот первый собор простоял лет 500 и уже в самом конце Х века на его фундаменте был возведен новый — тот, что мы видим сейчас. Обычно возведение собора приписывают грузинскому царю Баграту III, который в 978 году получил Абхазское царство в наследство от матери.

Храм построен в 10 веке абхазами, но в византийском стиле. Храм считается именно христианским, т.к. православия тогда ещё не было (оно возникло чуть позже). Высота храма 31 метр. Построен он в византийском стиле. Известняковые блоки чередуются с кирпичными рядами. Цемента тогда не было, строили из смеси известняка. Толщина стен — 1,5 метра. И представьте себе — за 1000 лет этот храм ни разу не разрушался! За весь этот период храму меняли только крышу, окна и двери.


Сейчас на территории вокруг храма туристы также могут увидеть ещё несколько интересных объектов. Позади Пицундского храма находится небольшая часовня.


Ровесницей храма является и башня-акведук, где сейчас расположилась сувенирная лавка. Чистая вода стекала с гор, и именно её использовали для питья в монастыре, т.к. вода вокруг была часто непригодна для использования: в стоячих водоёмах она заболачивалась, что, кстати, порождало малярию.

Плюсом к этому туристы могут посетить музей, расположенный в здании рядом с храмом. В центре, прямо напротив входа, высятся три обломанных столба — это остатки колокольни 16 века, которую разобрали уже при советской власти.

И, наконец, пройдя направо от ворот, вы увидите дольмен. За удовольствие осмотреть всё это нужно заплатить 100 рублей при входе — с правой стороны от ворот есть касса. Есть касса и с левой стороны: там продают билеты на органные концерты. Мы платим за вход и проходим за через массивные ворота за высокую стену…

Мощная крепостная стена, которая окружает храм, была сооружена в 16 веке, для защиты храма от нашествия Османской империи. Конечно, никак эта стена не предотвратила завоевание турками ни Пицунды, ни Абхазии в целом. Освобождают Абхазию от турков только в 19 веке. И кто это делает? Конечно же, русские войска.


Конкретно Пицунду освободили в 1875 году. Сюда возвращаются монахи. И что они видят? Сам храм стоит, не тронутый турками. И лишь крыша храма местами обвалилась (ещё бы, за 300 то лет!!!), а на её останках выросли плодовые деревья! Так что крышу подлатали, и в храме снова стали проводить службы. Вплоть до 1930 года. Больше храм для церковных служб не использовался. А использовался, как и многие другие храмы в советское время: и как склад, и как клуб, и как кинозал… Даже исторический музей здесь был, благодаря чему и появился рядом с храмом дольмен.

Но спустя почти полвека в истории храма случился неожиданный поворот, благодаря которому храм получает не просто новую жизнь, но и становится очень популярным у туристов…

Концерты органной музыки


Середина 70-х годов ХХ века. Пицунда — элитный курорт, известный на весь СССР. Простым советским гражданам отдыхать в Пицунде возможно только в несезон. Да и то не всем, а лишь избранным (по профсоюзной линии). В летний же период на его территории отдыхают многочисленные иностранцы — представители братских стран (болгары, румыны, чехи, венгры, немцы из ГДР, поляки).

А развлечений культурных в Пицунде для них нет. Ну, по крайней мере, так считали ответственные за культурный отдых лица (сами то иностранные гости наверняка находили, чем заняться по вечерам — «сухих законов» в Абхазии никогда не было…) Что делать? Умные люди вспомнили про храм. И вот кому-то пришла в голову гениальная идея — установить в храме орган и давать для всех отдыхающих концерты органной музыки. Мол, а что — и мы не лыком шиты…

Директор Объединения пансионатов курорта Пицунда Энвер Эрастович Капба получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов от 2 апреля 1974 года за № 116, в котором, наряду с другими требованиями ему вменялось в ближайшее время провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. Серьезная реставрация храма была уже просто необходима — сколько испытаний выпало на его долю за 1000-летнюю историю!

Специально для пицундского храма в городе Потсдам делают уникальный орган. Делает его прославленная фирма, существующая с 1820 года — «А. Шуке». Причём делают его с учётом акустики именно пицундского храма! И два года по частям везут в Пицунду — вес этого музыкального инструмента 20 тонн! В 1975 году его собрали и установили в храме. И специалисты очень высоко оценили чистоту его звучания. Таким образом, храм 10 века стал концертным залом в конце 20 века.


Еще интересный момент: эта же фирма установила органы в 10 других городах бывшего СССР. Но когда в 90-х годах, после распада СССР, религия снова стала у нашего государства в почёте, и храмы стали передаваться обратно церкви, все эти органы были из храмов демонтированы — православие и органные концерты как бы не особо совместимы. И эти органы были перенесены в другие помещения — филармонии, дома культуры, кинотеатры. К сожалению, зачастую акустика нового помещения не соответствовала требованиям, и орган уже не звучал в нём как раньше, в храме…

Пицундскому органу повезло: его оставили в храме (видимо, просто некуда было перенести такую махину). Более того, несколько лет назад в Пицунду снова приехали «фирменные» немцы и произвели капитальный ремонт органа — прочистили и перебрали все трубы, освежили фасад, компьютеризировали механизмы переключения регистров… Так что теперь все желающие могут побывать на концертах органной музыки.

Но не круглый год, а только в летний период, числа примерно с 15 июня. В разгар сезона желающих попасть на концерт органа так много, что дают даже по два концерта в день — в 17:00 и в 20:00.

Но это будет только летом. А пока мы заходим в зал и опускаемся в мягкие велюровые кресла. В храме тихо. На сводах его купола рассматриваем чудом сохранившиеся фрески 16-17 века.


В общем, на мой взгляд, это здорово, что в Пицунде есть такой уникальный «концертный зал». Много в Абхазии красивых и древних храмов, действующих, с иконостасом… А вот такой, с органом, только один — в Пицунде.

На выходе из храма мы посещаем тот самый музей. Он небольшой, и на осмотр экспозиции у вас уйдёт не больше 15 минут. В музе в основном представлены античные артефакты, собранные на раскопках городища ещё римской эпохи, остатки стен которого туристы с интересом исследуют и по сей день. Ведь современная Пицунда основана на развалинах древнего Питиунта, основанного ещё греческими купцами примерно в 3 веке до нашей эры. Потом на смену грекам приплывают римляне, и именно они построили здесь прямоугольную крепость с башнями по углам… Но это уже совсем другая история.

А нам остаётся только ждать лета — чтобы послушать волшебное звучание органа в Пицундском храм. Кстати, могу подсказать телефон надёжных ребят, которые возят на экскурсии по Абхазии и завозят в Пицунду — искупаться, посмотреть храм. Звоните им и договаривайтесь: +79384600693

Что ещё интересного посмотреть туристам летом в Абхазии, читайте на нашем блоге и следите за нашими новыми статьями.

До встречи на блоге, друзья!

В 1991 году с целью сохранения уникальных историко-культурных и экологических памятников в Пицунде был создан Государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт» со статусом национального парка-заповедника. Основным охранным объектом заповедника является византийское городище II-VI веков (казарменные постройки, дворец командующего легионом, римские бани, винные погреба, колодец) и храмовый комплекс IV-XIX веков. Комплекс расположен в центре города за мощной каменной стеной X века н.э. общей длиной 550 м, высотой до 8 м и толщиной 1,5 метра.

Город Питиунт на месте нынешней Пицунды был основан греческими купцами, выходцами из Милета. Во II в.н.э. римляне построили здесь крепость — кастеллу, обладавшую совершенными оборонительными сооружениями своего времени: стенами из булыжника и кирпича, башнями и сложными воротными системами, водопроводом, торговыми складами. Внутри кастеллы раскопаны фундаменты большого каменного здания — претория, общей площадью более 6 га, свидетельствующего наряду с другими данными о том, что в Питиунте тогда размещалось центральное командование целой группы гарнизонов, находившихся в северной Колхиде. Крепость, наряду с Себастополисом (современный Сухум), входила в единую оборонительную систему городов-поселений восточного Причерноморья, служа византийским форпостом в регионе до середины VI века.

В IV в.н.э. на территории крепости римляне построили древнехристианский храм-базилику, в котором служил епископ Стратофил, участвовавший во Вселенском Никейском соборе 325 года н. э. В конце V — начале VI века пол этого храма был украшен богатейшей мозаикой, состоявшей из геометрических орнаментов и сюжетных композиций. Этот мозаичный пол площадью в 60 м2 — один из самых древних на Кавказе. Мозаика была выполнена местными мастерами из камешков-кубиков местных пород двенадцати цветов, и является шедевром древнего искусства, имеющим мировое значение. На мозаике также имелась надпись на древнегреческом языке. К сожалению, большинство наиболее интересных и сохранившихся фрагментов мозаики после выявления было безвозвратно вывезено в Грузию.

В ходе работ по укреплению фундамента были выявлены остатки древних стен IV-VI веков, согласно рабочей версии, резиденции легендарного епископа Стратофила Питиунтского. Византийский император Юстиниан I, под властью которого находилась Пицунда в VI веке, считал Питиус важнейшей стратегической крепостью на Кавказском побережье Черного моря. В VI в веке в крепости на месте уже обветшавшего храма IV века по его приказу был возведен новый величественный храм. В 541 г.н.э. в нем находилась епископская кафедра, где происходило первое крещение абхазов. Расположенные на территории Пицундского комплекса развалины храмов IV и VI веков были раскопаны в 50-60-х годах ХХ века.

С образованием Абхазского царства и обретением Абхазской церковью автокефалии в VIII в.н.э. Пицундский храм становится престольным храмом Абхазии.

К этому же периоду (вт. пол. VI — IX вв.) относится интереснейший архитектурный памятник за пределами крепостных стен — руины уникальной двухзальной церкви с двумя шестигранными снаружи апсидами. В христианском мире известны еще только две такие «двойные» церкви. Обе они находятся в Малой Азии и датируются от вт. пол. VI до XI века.

В эпоху расцвета Абхазского царства в IX-X вв. был сооружен новый храм с использованием кирпича. Архитектура Пицундского храма совершенно отличается от грузинской, напротив, она подчёркивает его сходство с другими храмами Абхазии восточно-византийской архитектуры — Симона Кананита в Новом Афоне и особенно с Лыхненским храмом. Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов.

В XVI в. собор обновлялся. Крепостная стена, неоднократно перестраиваясь, в последний раз была увеличена и укреплена местным населением в XVI веке во время турецкого вторжения, когда Пицундский католикос обратился к народу с призывом защитить главный храм Абхазии. При этом значительная часть стен византийского городища была разрушена при выборке строительного материала. В XVI веке в западном помещении была построена усыпальница, стены и потолок которой были богато расписаны. Среди сюжетов росписи особенно интересны сцены «Несения креста», «Распятия» и «Плача». В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра абхазских католикосов переносится в Гелати (Грузия). Собор был заброшен, но продолжал привлекать к себе как местное население, которое приходило к его стенам давать клятвы, так и чужеземцев. Здесь делали остановку запорожские казаки, ходившие набегами на Турцию.

О несметных богатствах Пицундского епископата сообщает целый ряд источников. Большинство этих сокровищ, после переноса кафедры в Гелати, было вывезено за пределы Абхазии — сначала в Кутаиси, а затем в Гелатский монастырь. Между тем, по местному преданию, в XVI веке, когда в прибрежной части Абхазии усилилось турецкое присутствие и возникла реальная угроза осквернения и уничтожения христианских реликвий, церковные богатства со всей страны были собраны в Пицунде, спрятаны в дубовых сундуках, залитых воском, и замурованы под храмом в катакомбах.

Во второй половине XIX века собор был вновь освящён в честь Успения Богородицы. Расположенная рядом с ними часовня храма Пицундских святых (ХVIII в.), построенная с использованием материалов руин, находится в относительно хорошей сохранности благодаря реставрации, проведенной в XIX веке монахами Новоафонского монастыря. С 1991 года в часовне усилиями священнослужителей Новоафонского монастыря возобновлены службы, совершается таинство крещения для местных жителей. Послушники монастыря поддерживают порядок в часовне и на прилегающей территории.

Пицундский собор — крупнейший раннесредневековый храм Абхазии

За зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют гладкие светлые стены и купол Пицундского собора — крупнейшего раннесредневекового храма Абхазии. Размеры его в плане составляют 43,3×22,7 метра. Пицундский собор — это трёхнефная и трёхапсидная, с трансептом, внутрикупольная базилика, выложенная из местного камня, с кирпичной прослойкой на растворе с толчёным кирпичом, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма внизу от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры — столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера, в арках он тоньше, в несущих частях (устои, стены) — гораздо толще, почти брусовидный. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты. Храм полон воздуха и света, он торжественный и величественный, и каждый вошедший сюда сразу ощущает, что храм этот создан для праздничных, торжественных богослужений.

Одна из самых значительных художественных ценностей Пицундского храма — это фресковая живопись. Начиная с XIX века все сообщения о ее состоянии заканчивались констатацией, что положение изменилось к худшему. XX век принес новые беды. В 1970-х годах храм был превращен в концертный зал. Во время проведения строительных работ были заштукатурены росписи XIV века, ряд других росписей был тогда же сбит со стен вместе со штукатуркой, что мотивировалось необходимостью улучшения акустики. Внутри купола хорошо сохранился подновленный образ Спасителя. Это монументальное погрудное изображение Христа Пантократора в разноцветном ореоле-круге на восточной половине купола и семь фигур архангелов в остальной части купола. По сторонам и почти в центре купола помещены изображения шестикрылых херувимов, подпорченные поздними реставраторами. Над алтарной частью, под медальонами XIV-XVI веков, просматриваются более ранние фрески, предположительно, XII века. Сегодня на барабане из двенадцати изображений апостолов частично или полностью сохранились десять.

Говоря о восстановлении Пицундского храма, нельзя обойти вниманием и назревший вопрос о реституции культурных ценностей. Прежде всего речь идет о возврате из монастыря в г. Гелати (Грузия) храмовой чудотворной иконы Пицундской Божией Матери. Вопрос о возвращении святыни был поднят еще в 1848 году известным писателем, общественным и религиозным деятелем Н.А. Муравьевым. Эта проблема актуальна по сей день, как и вопрос о возвращении в Абхазию большого количества исторических и церковных реликвий, вывезенных в Грузию в последующие полтора столетия. Среди бесценных материалов числится золотой выносной крест Пицундского храма, знаменитый мозаичный пол Пицундского городища, золотая чаша-потир из Бедийского храма (Очамчырский район), серебряный шлем античного периода из сел. Эшера (Сухумский район) — всего около пятидесяти наименований!!!

До грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. самые интересные памятники изучали представители ЮНЕСКО с целью внести их в список Всемирного культурного наследия. Для возвращения в Абхазию хотя бы одной национальной реликвии необходимо объединение усилий мирового сообщества под эгидой ЮНЕСКО. Эта работа была прервана грузинской агрессией в 1992 году. МИД Абхазии обращался к ЮНЕСКО о помощи и в решении вопросов, связанных с возвращением в Абхазию культурных ценностей и артефактов, похищенных грузинскими войсками уже в период оккупации 1992-1993гг.

Орган Пицундского собора

Официальный сайт органа

В 1975 году в храме был установлен орган, созданный Потсдамской органной фирмой «Александр Шуке», и создан концертный зал. И в наши дни над древними сводами храма звучат торжественные фуги Баха, проходят выступления Государственной хоровой капеллы Абхазии и артистов из России, привлекая сюда многочисленных любителей классической музыки. На сцене храма и на территории комплекса в рамках ежегодного фестиваля «Хибла Герзмава приглашает» выступали Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина, Камерный оркестр московской консерватории и дирижёр Феликс Коробов, знаменитое меццо-сопрано Елена Образцова, пианист Денис Мацуев, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова, солисты и орекстр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, джазовое трио Даниила Крамера, известная американская певица Дебора Браун, а также оперные звезды Абхазии: солистка Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Хибла Герзмава и солистка Московского музыкального театра «Геликон-опера» Алиса Гицба. Бессменным ведущим фестивальных концертов на протяжении многих лет был и остается известный российский музыковед Святослав Бэлза.

В 2010 году в Абхазии разгорелся спор вокруг Пицундского органа. В абхазской епархии утверждали, что Пицундский храм — резиденция древнего Абхазского епископата, и органу здесь не место. Но под воздействием общественного мнения тучи над Пицундким храмом, похоже, рассеялись. В бюджет 2011 года была заложена сумма в размере 117 тысяч евро на капитальный ремонт пицундского органа. Это означает, что, скорее всего, идея о переносе пицундского органа в некое другое здание, которое будет построено, а сам Пицундский храм — один из древнейших на постсоветском пространстве, будет возвращен церкви, откладывается. Учитывая культурный вес пицундского органа (уникального инструмента на постсоветском пространстве), в его защиту выступили многие известные музыканты, практически все лучшие органисты постсоветского пространства, и такие всемирно известные музыканты, как Хибла Герзмава, Е. Образцова, В. Спиваков.

В Государственном концертном зале Пицундского храма начались работы по ремонту органа. Ведут их специалисты Потсдамской органной фирмы «Александр Шуке» («Alexander Schuke. Potsdam Orgelbau GmbH», Германия). Сразу по прибытии в Пицунду 28 июня 2011 года немецкие специалисты приступили к осмотру инструмента, установленного их коллегами в 1975 году. Пицундский орган был изготовлен одним из корифеев немецкого классического органостроения Гансом Иохаимом Шуке. Сегодня фирму возглавляет Матиас Шуке. В настоящее время производится полный демонтаж инструмента. Пицундский орган имеет 59 регистров, 3 мануала, 4 000 труб. Специалисты тщательно осмотрят, очистят трубы органа, а при необходимости заменят их. Концертную деятельность в Пицундском храме в курортный сезон пришлось прервать.

22 ноября, 2011

Конечно он впечатляет! Еще бы, такая старина! Сложно даже представить сколько событий видели эти стены.
Сколько людей, судеб... Мне повезло много раз бывать здесь. Приезжал и просто так - погулять по Пицунде. И специально для того, чтобы попасть внутрь Храма. Несколько раз был на концертах органной музыки и Государственной хоровой капеллы Абхазии.

Расскажу понемногу обо всём. Что то запомнилось из рассказов экскурсоводов, что то знал и раньше, а теперь хочу рассказать вам, что то вычитал в интернете. Кстати, завидую я современным школярам. Что может быть проще - написать сочинение, реферат или какую нибудь курсовую работу... Открывай браузер, гугли и обобщай себе... Бедные преподаватели.))) Ну это я отвлекся.

Решил же - понемногу обо всём.

Вначале о Храме. Вот он какой - красавец! Пицундский Патриарший Собор в честь апостола Андрея Первозванного.


(Не обращайте внимания на даты снимков. Разных лет фотографии использовал).

А знаете что!?... Запустите это видео, чуть убавьте звук, чтобы было комфортно читать и... Добро пожаловать в гости к Пицундскому храму и его знаменитому Органу.

Вивальди. Адажио. Исполняют: Арташ Терзян (Виолончель) - Марина Шамба (Орган). Органный зал Храма в честь Апостола Андрея Первозванного города Пицунда, 1992 год

Собор построен из камня и кирпича, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты.


Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница, в которой видны две гробницы. Эти гробницы устроены апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.

В VIII в. н.э., после образования Абхазского царства, храм в Пицунде стал престольным храмом Абхазии. Во многом это стало возможным благодаря тому, что Абхазская церковь обрела автокефалию. В Х веке на месте храма-базилики было решено построить новый храм, который стал религиозным центром Абхазии того времени.

Собор в Пицунде признали крупнейшим храмом раннего средневековья.

Правда Православным этот Храм назвать теперь нельзя. А все из за органа.
Несовместимые это вещи - орган и Православный Храм.

Отец Виссарион (временный управляющий Абхазской православной церкви) вообще его, (орган) Сатаной называет и требует убрать из здания Собора.
А как убрать и куда? Ведь строился этот орган в Германии, на одной из лучших органостроительных фирм - "Александр Шуке" (A. Schuke) специально, с расчетом архитектуры именно этого здания. История строительства органа настолько интересна, что приведу отрывок из рассказа заведующей отделом древней истории и археологии Абхазского Государственного музея М.К.Инал-Ипа, разбавляя текст фотографиями.

Зарождение идеи

В 60-е и в начале 70-х годов прошлого века в бывшем Союзе пробудился необычайный интерес к органной музыке. Во многих его центрах стали приобретать и устанавливать органы, и случилось так, что во время посещения Пицундского собора Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным, им было высказано пожелание установить орган и в нем.
Неизвестно было ли это обычное посещение с целью ознакомления с замечательным памятником старины или для осмотра его как концертного зала для будущего органа. Вероятно, среди сопровождавших главу правительства лиц, были специалисты - архитекторы или музыканты, уже ранее обратившие внимание на уникальную акустику храма и подсказавшие ему эту мысль. Предложенная таким высоким лицом идея тут же была подхвачена.


В качестве научного консультанта в Пицунду был приглашен для осмотра и оценки здания глава Московской органной школы Заслуженный деятель искусств СССР, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского Леонид Исаакович Ройзман, входивший в плеяду выдающихся исполнителей органной музыки международного уровня. Прославленный маэстро - один из лучших знатоков органа, член Совета по органостроению при Министерстве культуры СССР, сразу же понял, какие возможности таит в себе это уникальное архитектурное сооружение и что звуки классического инструмента будут гармонировать с его строгим и тоже классическим интерьером.

По совету Ройзмана было принято решение обратиться к одной из лучших органостроительных фирм в Германии - фирме "Александр Шуке" (A. Schuke). Получив приглашение, глава фирмы Ганс Иоахим Шуке в конце 1973 года приехал в Пицунду для ознакомления на месте с условиями, необходимыми для установки инструмента. Он высоко оценил и "благородную и смелую простоту стиля" и "восхищающие глаз пропорции". Войдя же внутрь храма, он залюбовался обширной апсидой и куполом, величественно покоящимся на четырех арках, опирающихся на могучие столбы.

Тогда же он стал продумывать, каким должен быть облик инструмента, который органично вписался бы в строгий интерьер, лишенный какой-либо вычурности.



Вскоре была проведена техническая проверка и оценка акустических возможностей собора. Исследования, проведенные сотрудниками Московского института акустики, установили необычайно высокие показатели. Собранные материалы и документация дали уже возможность подготовить заключение договора между фирмой "А. Шуке" и Центральным Советом по Управлению курортами. Наконец был подписан контракт по изготовлению органа и установке его к концу 1975 года.


Подготовка храма

Вскоре директор Объединения пансионатов курорта Пицунда, Энвер Эрастович Капба, получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов, в котором, наряду с другими требованиями ему вменялось в ближайшее время провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. Серьезная реставрация храма была крайне необходима. Сколько погромов и ограблений он испытал за свою длинную историю! Когда-то в нем был устроен пороховой склад, затем - хозяйственный, а во время Великой Отечественной войны, в 1943 и в начале 1944 гг., там располагался 248-й стрелковый полк...
К исполнению высокого распоряжения приступили немедля. Работы, связанные с самим храмом и сооружениями, расположенными на прилегающей территории, под руководством инженера-строителя Джото Авидзба осуществляли сотрудники Абхазского отделения Кутаисской реставрационной мастерской Управления Охраны Памятников Министерства Культуры Грузии, при консультациях ее специалистов.




Изготовление органа

Прославленная, существующая с 1820 года, фирма с воодушевлением принялась исполнять заказ. В 1974 году в Пицунду вновь приезжает Г. И. Шуке, но уже с консультантами - с главным конструктором фирмы Тиллем и архитектором-реставратором Леваком. Теперь необходимо было сконструировать орган, изготовить, перевезти и установить. За изготовление инструмента принялся уже тяжело больной сам глава фирмы Г.И.Шуке. Это был один из наиболее выдающихся мастеров органостроения современности. В прессе и в специальной литературе его часто называли "талантливейшим и вдохновеннейшим" "Зильберманом ХХ века". Вряд ли, даже в наше время, можно получить более высокую оценку, чем сравнение с непревзойденным органострителем, современником Баха, Готфридом Зильберманом. К счастью, он успел сконструировать и установить в храме орган, который был признан одним из самых лучших на территории бывшего СССР и может по праву считаться одной из вершин творческого наследия его создателя. В то же время это была лебединая песня великого мастера. Он как будто вдохнул свою отходящую душу в последнее свое детище, чтобы она продолжала голосом вечности жить в чарующих звуках его творения. По словам Л.И.Ройзмана, Пицундский орган будет бесконечно петь "память мастеру и во славу великому музыкальному искусству".

Установка органа

Все как будто бы шло своим чередом, однако, в феврале 1975 года в Москву неожиданно был вызван заместитель директора Объединения пансионатов курорта Пицунды инженер-строитель В.Ч.Джонуа. Ему было поручено срочно выехать в Германию, в Потсдам, где находится фирма "А.Шуке". От него требовалось уговорить руководство фирмы завершить изготовление органа и установку на полгода раньше указанного в договоре срока, чтобы он был готов к эксплуатации к концу мая 1975 года. В.Ч.Джонуа было сообщено, что это секретное требование секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро А. П. Кириленко.

В Потсдаме В.Ч.Джонуа с трудом удалось уговорить руководство сократить сроки, указанные в контракте. Был составлен график работ всех частей инструмента и определен срок его монтажа в Пицунде. В результате был подписан протокол соглашения с приложением чертежей фундамента органа и перечислением необходимых предварительных работ. Тогда же в Венгрии заказали 364 мягких кресла, которые затем болтами были вмонтированы в металлический каркас, уложенный на полу храма. Фирма сдержала условие протокола, и орган вступил в эксплуатацию, но не в июне, как требовали власти, а осенью, 1 ноября 1975 года.

Заключение комиссии

После установки инструмент принимала солидная комиссия, в которую от Министерства культуры СССР входили такие известные в музыкальном мире имена, как профессор Л.И.Ройзман и член Совета по органостроению и заведующая органной мастерской и преподаватель Московской консерватории, Председатель Союза органистов СССР, концертирующая органистка Наталья Владимировна Малина, народная артиска грузинской ССР профессор Тбилисской консерватории Этери Мгалоблишвили, народный артист Абхазии профессор Астраханской консерватории Лев Джергения и министр культуры Абхазии Иван Кецба. С немецкой стороны комиссию представлял сам Г.И.Шуке, и другие лица, среди которых был и главный интенировщик этого органа Вальбрехт.

Завершив прием, все члены комиссии пришли к единому мнению: несмотря на то, что каждый орган обладает своими особенностями, пицундскому органу удачная и интересная диспозиция создает исключительно яркую индивидуальность, а мягкий серебристый тембр инструмента в сочетании со строгой архитектурой придают пицундскому концертному залу особую неповторимость, и что древние стены с фрагментами фресковых росписей, в основном XIV века, уже к началу концерта будут располагать зрителей к романтическому настрою чувств и глубокому восприятию божественных звуков. Члены комиссии не ошиблись, их мнение подтвердило время.

Итак, многогранная значимость Пицундского храма и как памятника абхазской школы византийской архитектуры IX века, и как памятника христианской культуры Абхазского царства VIII-X вв. обогатилась еще одной исторической ценностью. На карте музыкальных концертных залов с органами появился новый центр.

А это, в сопровождении и под аккомпанемент органа выступает Государственная хоровая капелла Абхазии, художественный руководитель и главный дирижер народный артист РА Нора Аджинджал.

И это совершенно другая история...
(Продолжение следует...)

Не буду лукавить и говорить, что узнала о существовании храма - концертного зала на территории Пицунды только по приезду. Конечно, я листала отзывы об этом городе и уже точно знала, куда мы с молодым человеком сходим обязательно - на концерт органной музыки. Где бы еще нам выдалась такая возможность - даже не представляю!

Но в первую очередь, а, вернее сказать, изначально "концертный зал" был православным храмом - Патриарший собор в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного, построенный в десятом веке. Будучи в Пицунде вы ни за что не пройдете мимо, купол храма видно, мне кажется, из любой точки. У абхазцев есть легенда (а легенда у них есть почти на каждый случай жизни), связанная со строительством храма, ее нам поведал экскурсовод:

Поспорили когда-то зодчий храма и мастер, строивший водопровод на мысе, кто скорее выполнит свою работу. Проигравший должен был лишить себя жизни. Быстро поднимались стены храма. Но водопровод прокладывался еще быстрее, и когда встретился зодчий со своим соперником, тот показал ему водопровод, который уже был закончен. А зодчему оставалось положить лишь две черепички на крыше... Пришлось, согласно уговору, подняться зодчему на недостроенный купол храма; бросился он оттуда вниз на камни и разбился насмерть, а на куполе осталась отметина - след его ног, углубление в растворе, которым скрепляли камень. От водопровода и следа не осталось, а храм как стоял - так и стоит

Храм находится в самом центре Государственного историко-архитектурного заповедника "Великий Питиунт".

Вход в заповедник (мы уже на его территории)

Вход на территорию заповедника - 50 рублей

Билет на концерт органной музыки - 600 рублей (в наш билет входила и экскурсия, но мы слишком поздно узнали об этом и элементарно не успели)

Нам безумно жаль, что мы не застали экскурсию по музейному комплексу и заповеднику, которую проводили за полчаса до концерта. Здесь было что посмотреть, но без сопроводительной истории - не так захватывающе прикасаться к древности...

Вот здесь я, оказывается, прислонилась к остаткам колокольни, которая относится к руинам IV-V века.


А то белое здание - музей истории Пицунды. Он небольшой, можно обойти минут за 10, даже при максимальной любознательности. Экспозиция представлена фресками предметами домашней утвари, орудиями труда и прочими находками при археологических раскопках. Фотографировать не стали, "главное - сами посмотрели" (с)


Величественный, мощный, массивный - крепость, а не храм! Сегодня в Пицундском соборе не ведут службу: в наши дни сюда съезжаются туристы (и не только), чтобы послушать органную музыку. Орган, кстати, был установлен немцами в 70-е годы. Согласитесь, удивительно, что орган появился в православном храме...


Зал - это действительно концертный зал, с мягкими креслами и сценой с роялем. Но нас интересовал инструмент побольше, он находился справа от сцены.


Нам достались места в третьем ряду, но, как нам объяснили, акустика храма такова, что и на последнем ряду звук будет слышен так же хорошо.


Я впервые видела орган вживую и честно скажу, что была немного разочарована. Не ожидала я, что он будет выглядеть так ново, так современно... Наивно полагала, что все органы - в стиле барокко, не меньше. Нет, я понимаю, что такой орган, виденный в фильмах и на фото, будет диссонировать с собором 10-го века, но и это современное устройство выглядело чужеродно. Хотя как могло быть иначе, ведь орган был установлен почти через тысячу лет после возведения храма.


Пока мы ждали органистку - народную артистку Республики Абхазия Марину Шамба , можно было вдоволь налюбоваться живописными фресками на стенах и своде


Марина Шамба исполнила произведения Баха и Букстехуде, а также абхазские народные песни. Впечатления от услышанного, конечно, незабываемые: музыка пронизывала насквозь, не смущали даже вечные звуки затвора, вспышки и перешептывания соседей по рядам. Но и опять же я ожидала большего (вечно нафантазирую я себе чего-то волшебного и невероятного): думала, звук будет объемнее, "жирнее", хотя, стоит ли говорить, что ничего подобного раньше слышать не доводилось.

А одна композиция - "Щищ нани" (колыбельная махаджиров) так и вовсе тронула до слез, в буквальном смысле слова, в первую очередь - из-за истории:

В результате русско-кавказской войны и антиколониальных восстаний подавляющее большинство абхазов-мусульман вынуждено было покинуть родину. Эта песня-колыбельная, которую мать пела своему мертвому грудному ребенку. Люди, обезумев от жажды, стали пить морскую воду. Первыми начали умирать дети. Они гибли, как мотыльки в ненастную ночь.
Во избежание и так бушующих эпидемий и голода всех мертвых выкидывали в море. Среди женщин находилась одна вдова. Ребенок этой несчастной женщины заболел и вскоре умер, но мать продолжала баюкать его, прижимая к груди. Если приближались матросы, она запевала колыбельную песню: «Баюшки-баю, баюшки-баю, усни, мой сыночек». До Турции не доплыли тысячи махаджиров.

Патриарший собор в Пицунде ბიჭვინთის საკათედრო ტაძარი

Со времен распространения христианства город Пицунда считается духовным центром Абхазии и сохраняет на территории немало религиозных памятников архитектуры. Наиболее древний из них – это блистательный Патриарший собор (Пицундский храм), который на протяжении столетий остается национальной гордостью и ярким представителем материальной культуры грузинского народа.

История Патриаршего собора (Пицундский храм)

Пицундский храм, он же – собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии. История религиозного сооружения уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика. В конце V века полы старинного здания были украшены богатой мозаикой, остатки которой сегодня хранятся в Гелатском монастыре и относятся к числу самых древних мозаичных полов на Кавказе.

К VI столетию базилика значительно обветшала, потому правивший в те времена византийский император Юстиниан I отдал приказ заменить ее новым сооружением. Изначальный Пицундский храм был разрушен, а на его месте возвели масштабный собор, где проводилось первое крещение абхазцев. Но и он просуществовал не более трех столетий. В период процветания Абхазского царства (в IX–X веках) его сменил сегодняшний купольный собор из кирпича, где размещалась кафедра Абхазских Католикосов и совершались епископские рукоположения.

В последующие годы храм не раз обновлялся и подвергался многочисленным реконструкциям, поэтому до наших дней дошел в измененном виде. В 1975 году он претерпел последний ремонт, после которого в его стенах открылся концертный зал. Сегодня гости Пицунды приходят в собор не только для осмотра его интерьеров, но и ради посещения концертов органной музыки и знакомства со знаменитым Пицундским органом, изготовленным одним из выдающихся органных мастеров современности – Гансом Йоахимом Шуке.

Архитектура храма

Патриарший собор скрывается за крепостными стенами древнего византийского городища, частично разрушенными при выборке строительных материалов для возведения современного храма. В архитектурном плане он представляет собой трехнефное сооружение с тремя апсидами, увенчанными куполами. Главная особенность визуального облика здания заключается в необычной кладке: нижняя часть фасада состоит из камня, а далее идут перемежающиеся полосы камня и кирпича, причем по мере подъема каменные полосы становятся тоньше, кирпичные – напротив, шире и массивнее.

Высота сооружения вместе с центральным куполом составляет 29 метров. По ширине и длине он имеет размеры 25 и 37 метров, а толщина его наружных стен достигает полутора метров. В связи со смешением двух материалов экстерьер храма лишен украшений, которые были популярны в годы его строительства, однако в некоторых местах между окнами размещаются большие каменные кресты.

Помимо собора, в пределах заповедника «Великий Питиунт» находятся еще несколько сохранившихся архитектурных строений, которые окружают храм особой атмосферой и аурой:

  • руины древней колокольни, находящейся возле входа в археологический комплекс (от некогда блистательного сооружения сохранились только фундамент и вертикальные каменные столбы);
  • развалины раннего храма постройки II столетия (от него остались лишь боковые стенки).

Внутреннее убранство храма в Пицунде

Согласно летописям, когда-то храм хранил в своих стенах несметные сокровища – церковные богатства и христианские реликвии. В XVII столетии, когда кафедру Абхазских Католикосов перенесли в Гелати из-за угрозы нападения турок, вместе с ней переехали и ценности Пицундского храма, поэтому сегодня в нем осталось мало что интересного.

Тем не менее, туристы, посещающие собор, спешат осмотреть его удивительной красоты фрески XII–XIV столетий, изображающие шестикрылых херувимов, десять апостолов и погрудный портрет Христа Пантократора. К сожалению, большая часть настенной живописи была сбита со стен или заштукатурена во время предыдущих реставраций, но и то, что осталось, позволяет в полной мере оценить былое величие религиозного сооружения.

В центральной части собора возвышается сцена, на которой регулярно проводятся концерты международных и отечественных музыкантов. Некоторые посетители специально приходят в храм, чтобы послушать чарующее звучание немецкого органа, установленного в сооружении в 1975 году. Музыкальный инструмент состоит из 4500 трубок и весит около 20 тонн. Хотя любой орган обладает своей яркой индивидуальностью, пицундский выделяется мягким серебристым тембром, который в сочетании с хорошей акустикой храма и окружающими фрагментами многовековых фресок располагает слушателей к более глубокому восприятию звуков.

Полезная информация для посетителей

Патриарший собор возвышается в центре Пицунды по адресу: ул. Гисба, 8, на пересечении с Кипарисовой аллеей. Осмотреть его интерьеры можно в любой день недели с 10:00 до 19:00, а побывать на концертах – только в теплое время года (с июня по ноябрь) в 17:00 и 20:00. Прямо на входе в заповедник «Великий Питиунт» находятся две кассы – музейная и концертная, в которых предлагают два типа билетов:

  • на экскурсию – по цене 50 рублей с человека;
  • на концерт – 200 рублей для детей и 600 рублей для взрослых.

Посещение храма оставляет у туристов незабываемые впечатления, ведь сохраняя свои древние архитектурные формы, он выступает немым свидетелем многовековой истории Абхазии и представляет величающую историческую и культурную ценность не только для Грузии, но и для всего мира.

Вконтакте

Похожие публикации