Основные функции политологии кратко. Основные функции политологии

Функции политологии

Структура политологии

Учитывая зависимость оттого, как определяется предмет политологии, видится и её структура. Так как мы определили политологию как интегральную науку, то её структура принято понимать как совокупность различных наук.

В первую группу входят науки, непосредственно изучающие политику, а именно:

Политическая философия;

Учение о политических институтах;

Теория международной политики;

Политическая история.

Во вторую группу входят науки, занятые изучением взаимодействия политики с другими сферами. К этим пограничным наукам относятся:

Политическая социология;

Политическая психология;

Политическая антропология;

Политическая география и др.

В политологии выделяют также два уровня – уровень теоретических и уровень эмпирических исследований.

Делœение на эти уровни следует отличать от делœения на фундаментальную и прикладную политологию . В случае если первая занята удовлетворением чисто познавательных потребностей и нацелœена на развитие науки, то вторая решает практические вопросы – управления конкретными политическими конфликтами, обеспечения процесса выборов, консультирования органов политической власти и т.п. При этом фундаментальная политология может включать в себя эмпирические исследования, к примеру, изучение политических ориентаций населœения, а какое-либо прикладное политологическое исследование должна быть выражено в теоретическом исследовании, к примеру, в обобщенном анализе перспектив процесса демократизации в России.

Политология играет важную роль в обществе. Её основными функциями являются:

а) описательная . Политология дает ʼʼнаборʼʼ понятий, с помощью которых можно описать явления политической жизни;

б) объяснительная . Политология показывает, с чем связаны те или иные политические явления, раскрывает их причины;

в) теоретико-познавательная . Политология раскрывает общее и существенное в политической действительности, выявляет её закономерности, создает теоретические модели политики в целом и ее компонентов;

г) информационная . В рамках политологии происходит накопление материала о тех или иных событиях политического характера, к примеру, о деятельности определœенных политических партий, государственных деятелœей. Этими данными можно воспользоваться при решении тех или иных теоретических и практических проблем;

д) образовательная . Политология как учебная дисциплина дает знания об одной из важных сторон общественной жизни – о политике;

е) мировоззренческо-воспитательная . Политология участвует в процессе формирования мировоззрения людей, способствует формированию их ценностных ориентаций, мотивов как внутренних побудительных сил их деятельности;

ж) критическая . Политология способствует выявлению недостатков в организации политической жизни, содействует устранению старого, отжившего, мешающего функционированию и развитию общества;

з) охранительная . Политология, показывая закономерность, объективную крайне важно сть существования политических институтов, важность соблюдения норм, регулирующих политическую жизнь, границы между возможным и невозможным, предохраняет общество от непродуманных экстремистских действий, подрывающих основы социального порядка;

и) идеологическая . Эта функция состоит в обосновании и пропаганде политических идеалов, ценностей и целœей, реализация которых отвечает интересам тех или иных социальных общностей;

к) прогностическая . Одной из задач политологии является предвидение будущего. Это касается и глобальных процессов в мировой политике, и таких частных вопросов, как вероятность победы на выборах в органы власти того или иного кандидата;

л) проективная . Политология занимается составлением проектов, планов создания, модернизации политических институтов, организации политической жизни в целом. Все современные политические системы существовали вначале в умах политических мыслителœей и лишь затем были постепенно воплощены в реальность. Специализацией ряда политологов является быть ʼʼархитектором от политикиʼʼ;

м) инструментально-практическая . Политология помогает в решении практических задач: специалисты-политологи вырабатывают рекомендации по проведению выборов в органы власти, предлагают возможные варианты решений проблем, консультируют политических деятелœей;

н) гуманистическая . Политология в целом содействует решению социальных проблем мирными средствами, способствует ориентации политики на служение благу человека.

Функции политологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции политологии" 2017, 2018.

  • - Функции политологии

    Предназначение и роль политологии находят свое проявление прежде всего в выполняемых ею функциях. Одной из важнейших функций политологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Политология на всех уровнях исследования обеспечивает прежде всего прирост... .


  • - Функции политологии

    Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, методологическую, познавательную, инструментальную, прогностическую и... .


  • - Предмет и функции политологии

    Термин «политология» образован из двух греческих слов: «политика» (государственные и общественные дела) и «логос» (знание), исходя из чего можно дать следующее определение: политология – это наука о политике, политической жизни общества. Объектом исследования... .


  • - Методы и функции политологии

    В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания», т.е. форма практического и теоретического освоения действительности, конкретный способ приобретения знаний о политике. Методы... .

    Функции политологии (от лат. Function – исполняю) любой науки, в том числе и политологии – решениеприродно-характерных для нее задач и проблем. Однаиз важнейших функций политологии - познавательная (гносеологическая). Во всех своих структурных подразделениях политолог дает... .


  • - Функции политологии

    1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и... .


  • - Предмет и функции политологии

    Повторное обращение к определению политологии позволяет сказать, что политология – наука о политическом интересе; политических субъектах; политической деятельности; политических организациях; поли­тической культуре и сознании; политических отношениях (т.е. наука, об... .


  • 1) информационно-познавательная (описательная) . Изучающий получает новую социальную информацию, познает законы общественного развития, роль государства, политическую систему общества и т.д. Описание проблемы – это ведь 1-й шаг к более сложным функциям политологии.

    2) регулятивная (прагматическая) . Помогает оценить политическую действительность, действия политиков, ответить на вопросы «что делать?» и «кто виноват?». Без правильного диагноза политической ситуации невозможно принять правильное решение. Общество вправе ждать от политики пользы. И вот политология повышает роль знаний и способностей людей воздействовать на системы управления и ход политических событий. Иногда эту функцию делят на 2: а) объясняющую функцию и б) инструментальную функцию . Первая из них, условно говоря, – это попытка ответить на вопрос «что происходит?», а вторая – на вопрос «что делать?». Но вполне логично и их объединение.

    3) прогностическая функция . Политология призвана дать ответ на вопрос, как в будущем будет выглядеть реальность в случае осуществления тех или иных процессов. Футурология политики стремится придать поставленным вопросам наиболее контролируемую форму и излагает свои выводы научно обоснованно. А это возможно лишь на основе анализа достоверной и полной информации. Научить предвидению, прогнозированию, выдвижению новых идей – важнейшая задача политологии. Политики, неспособные прогнозировать, обречены на неудачу.

    4) критически-мировоззренческая, воспитательная функция . Политология исследует и подвергает критическому анализу различные социальные концепции и взгляды, помогает оценивать общественные явления и отстаивать нравственные и политические ценности. Она не навязывает некую идеологию, а предлагает универсальные принципы общественных взаимоотношений.

    Каков же инструментарий, методы и категории политологии?

    Каждая наука имеет определенный инструментарий, методы, приемы изучения конкретной информации. Политология использует все методы, существующие в общественных науках:

      эмпирический (описание, наблюдение, опрос и т.д.);

      логический (анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.);

      теоретический (математическая формализация, аксиоматический эксперимент и др.).

      всеобщий метод (философия): предмет ее исследования – универсальные принципы познания;

      общие методы (их используют многие общественные науки):

      метод комплексного анализа (все компоненты);

      метод системного анализа (еще и все взаимосвязи);

      метод сравнительного анализа;

      ретроспективный метод (изучение ступеней развития);

      частные методы (конкретизация общих методов в применении к сфере политики):

      дифференцированный анализ социальных общностей (выяснение роли той или иной социальной группы);

      структурно-функциональный анализ политических институтов (структура и задачи всех элементов политического явления);

      комплексный анализ политического управления (шаги власти во взаимосвязи с общественным состоянием страны);

      коммуникационный анализ взаимодействия элементов политического процесса (основные каналы взаимодействия);

      метод политического прогнозирования;

      метод анализа конкретной политической ситуации;

      бихевиоральный метод (исследование общественных явлений через призму поведения отдельных лиц и групп).

    Вместе с методами основу любой науки составляют категории . В политологии они также делятся на 3 группы (по степени обобщения понятий):

      общие: власть, народ, политика, революция и т.д. (их используют все общественные науки);

      частные: демократия, тоталитаризм, либеральная партия и др. (их используют социально-политические дисциплины);

      специфические: политическое поведение, политическое участие, популизм, политическая элита и т.д. (используются преимущественно политологией).

    Как и любая наука, политология должна иметь свои законы – устойчивые, сущностные, повторяющиеся связи. Политология оперирует как общесоциологическими, так и специфическими законами.

    Общесоциологические: 1) закон взаимосвязи экономики и политики; 2) закон возрастания роли народа в историческом процессе; 3) закон диалектики общечеловеческого и классового и др.

    Специфические: 1) закон взаимодействия субъектов политической жизни (не могут друг без друга); 2) закон диалектической взаимосвязи политических интересов, политических отношений и политической деятельности (интересы социальной группы  политические отношения с другими группами и индивидами  политическая деятельность  снова кристаллизация политических интересов); 3) закон цикличности политических режимов (спираль); 4) закон определяющей роли политического сознания в отношении к политической деятельности; 5) закон организации политической деятельности.

    В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания», т.е. форма практического и теоретического освоения действительности, конкретный способ приобретения знаний о политике. Методы политологии сложились постепенно. Среди многочисленных и весьма разнообразных методов, использование совокупности которых способствует превращению политологии в самостоятельную научную дисциплину, можно выделить следующие: институциональный, социологический, сравнительный, антропологический, психологический, бихевиористский, коммуникативный, метод политического моделирования.

    Институциональный метод широко применим в политологии. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность (государства, партий, других организаций и объединений и т.п.). Сторонниками данного метода были Локк, Монтескье, Джефферсон. Изучение сложившихся институтов действительно важно, поскольку политические институты, в отличие от текущих политических процессов, достаточно устойчивы и стабильны.

    Однако увлечение институциональным подходом в первой половине ХХ века привело к тому, что начало господствовать убеждение, что заимствование институтов демократии, хорошо зарекомендовавших себя на Западе, способно сыграть решающую роль в модернизации стран «догоняющего развития». Более 40 стран Африки буквально скопировали Конституцию США, но на практике они не приблизились к идеалам демократии. Оказалось, что сами по себе политические институты мертвы без живой политической активности.

    Социологический метод
    – представляет собой совокупность приемов конкретных социальных исследований, направленных на сбор фактов и практических материалов путем анкет, опросов и т.п. Он исходит из принципа зависимости политики от социальных процессов, в особенности от социально-экономической структуры общества. Задача социологического метода - проявить и объяснить разнообразные интересы соперничающих социальных групп в политике. Примером может служить марксистский подход, где содержание политики объясняется жесткой зависимостью от экономической основы.

    Сравнительный метод
    – иначе его называют компаративный – известен еще со времен Платона и Аристотеля. Сущность его состоит в сопоставлении политических объектов или процессов, выявлении их подобия и отличительных черт. Сравнительный метод имеет большое значение, т.к. может использоваться не только на национальном, но и на международном уровне (сравнение сходных социальных явлений в разных странах). В соответствии с этим выделяют 2 вида сравнительных исследований:

    А) Кросснациональные - сопоставление государств друг с другом, описание, бинарный анализ и т.п.;

    Б) Кросскультурные – нацелены на сопоставление и сравнение национальных культур, институтов.

    Антропологический метод . Иной срез анализа политики открывает антропологический метод, который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, то есть качеств человека как биосоциального существа. Исследует влияние национального характера, типа ментальности, мышления на политическое поведение и развитие, тем самым, определяя границы возможных применений политического опыта.

    Психологический метод заключается в изучении соотношения психологических особенностей личности и власти. Этот метод основан на необходимости учитывать в политике субъективные механизмы политического поведения. Мотивы, которые приводят людей в политику и заставляют участвовать в политических процессах, всегда индивидуальны, зависят от черт характера, воли, образования и т.д.

    В основе данного метода лежат идеи Аристотеля, Сенеки, Макиавелли, Гоббса и др. В рамках этого метода большую популярность приобрели идеи психоанализа. Достоинство психоаналитического метода состоит в учете иррациональных факторов политической деятельности, которые прежде игнорировались. Эффективным метод психоанализа оказался при выявлении природы авторитарного деструктивного политического поведения, политической некрофилии (стремления к разрушению).

    Бихевиористский метод
    возник как альтернатива институциональному методу. Он основан на тезисе, что политика имеет индивидуальное измерение. Данный метод обращает особенное внимание на поведение человека в сфере политики, изучая его стимулы и реакции в процессе политических взаимодействий. В центре внимания бихевиористов находится изучение политического поведения с учетом побуждающих мотивов. Бихевиористы определяют формы и типы поведения определенных групп (женщины – домохозяйки, студенты и т.д.) для определения возможного политического действия в различных ситуациях. Таким образом, в качестве единицы анализа политического поведения выступают конкретные мотивации индивида, побудившие его к определенному поведению.

    Коммуникативный метод разрабатывает кибернетическую модель политического процесса, рассматривая структуры как информационные потоки.

    Метод политического моделирования основан на исследовании политических явлений путем переложения их на модели измерительные, описательные, предсказательные и др.

    Социальную роль политологии в общественной жизни и системе образования реализуют ее функции . Выделим основные:

    1. Познавательная - политология накапливает знания о политике.
    2. Прогностическая - основана на уже полученных знаниях о политике, которые позволяют осуществлять предсказания, строить прогнозы возможных будущих политических событий, а также рассчитывать потери альтернативных вариантов.
    3. Методологическая - выводы политологии служат основой анализа частных политических теорий, отдельных политических явлений.
    4. Мировоззренческая - знания о политике формируют определенное мировоззрение.
    5. Культурная - эта функция позволяет политологии обобщить представления людей о средствах достижения политических целей, формировать образы, наиболее желаемые состояния, к которым необходимо стремиться.
    6. Воспитательная (регулятивная) - в ходе реализации этой функции складываются нужные в обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе. Именно она создает теоретическую базу, обобщает опыт, помогая политической социализации и формированию политической культуры.

    Политология возникла и развивается для того, чтобы произвести знания, которые дают человечеству возможность ориентироваться в окружающем мире и благодаря этому активно осваивать его, преобразовывать и сознательно формировать политическую систему общества. Функции, которые выполняет политология, - это выполнение ее базовых обязанностей перед обществом.

    1. Теоретико - познавательная функция. П олитология обеспечивает прежде всœего прирост знаний о различных областях политической жизни.

    2. Функция рационализации общественной жизни. П олитология дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целœей, интересов, амбиций.

    3. Нормативно-ценностная функция. В политической жизни действуют люди, ставящие перед собой определœенные цели, отстаивающие определœенные интересы. А там, где речь идет о целях и интересах, непременно присутствуют ценности и идеалы. Политология призвана вырабатывать определœенные ценности и идеалы политической жизни. В качестве таких ценностей могут выступать ценности свободы, социальной справедливости, братства. I

    4. Прогностическая функция. Политология способна вырабатывать научно-обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. Наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т.д.

    Политология имеет непосредственно практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политических исследований вырабатываются критерии выделœения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная, оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.

    Политология связана с целым рядом общественных наук, т.к. всœе они объектом своего исследования называют политическую сферу жизни общества.

    К их числу относят политическую философию, историю, психологию, политическую географию, теорию государства и права, социологию и др.

    Политология - это лишь одна из наук о политике, а это значит, что предмет ее изучения исчерпывается институциональными аспектами политической жизни, прежде всœего, исследованием механизмов власти в институтах государства.

    др. терии) является самым популярным направлением в исследовании политики.

    Социально-экономические теории политики объясняют происхождение и развитие политики определœенным влиянием экономических отношений общества. Этой теории придерживаются марксисты, которые рассматривают политику как концентрированное выражение экономики.

    Правовые политические теории (Р. Моор, Г. Макдональд и др.) рассматривают право как основной системообразующий фактор политики. По их мнению, право обеспечивает четкое взаимодействие и равновесие политических структур и институтов, способствует динамическому развитию политической системы общества.

    Демократические или либеральные теории (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж..-Ж. Руссо и др.) сформулировались в конце 17 - нач. 18 вв. Οʜᴎ провозглашали источником политики и власти народ. Природа и смысл политики объясняются не надприродными силами, а потребностями и интересами людей. Народ добровольно наделяет государство и ее структуры властными полномочиями.

    В культурологических теориях основными детерминантами политики рассматриваются духовные качества человека - образование, профессионализм, моральность. К культурологическим теориям относится и культурнрантропологическая теория политики, которая считает главным назначением политики - раскрытие творческого потенциала каждого человека; главным субъектом и источником политики есть личность, а не народ.

    Метод политологии

    Метод - это совокупность логических операций, позволяющих раскрыть содержание предмета исследования.

    Политология является междисциплинарной наукой. На ее формирование и развитие оказали влияние многие науки. Политология не разрабатывает собственных специфических методов, а использует для изучения политической реальности методы различных наук, на которых она базируется. В конкретных ситуациях политология использует соответственные методы в зависимости от изучаемой проблемы.

    Сегодня основными методами, применяемыми политической наукой,являются:

    1. ценностно-нормативный подход . Он утвердился одним из первых. Мыслители древности и античности рассматривали политические явления с точки зрения соответствия их нормам морали, общего блага. Этот метод способствовал не только формированию идеалов общественного устройства, но и стимулировал развитие общественных движений за их реализацию.

    Политика и мораль

    А в наши дни, когда крайне важно

    Всеобщим, равным, тайным и прямым

    Избрать достойного -

    единственный критерий

    Для выборов:

    Искусство кандидата

    Оклеветать противника

    И доказать

    Свою способность к лжи

    и преступленью.

    По этой причине парламентским вождем

    Является всœегда наинаглейший

    И найадвокатейший из всœех.

    Политика - есть дело грязное,

    Ей нужно людей практических,

    Не брезгующих кровью,

    Торговлей трупами и скупкой нечистот.

    Но избиратели досœелœе верят

    В возможность из трех сотен

    негодяев

    Построить честное

    Правительство страны.

    М. Волошин

    Нравственность политики и политиков прямо пропорциональна нравственному состоянию общества. В аморальном обществе честные политики исключены, они отторгаются самим обществом. «Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает...».


  • - Функции политологии

    Политические партии Законодательная власть (парламент) Органы государственной власти Государство как основной политический институт Парламент – высший законодательный орган государства. Имеет ряд названий: Кнессет... [читать подробенее]


  • - Методы и функции политологии.

    Любая наука имеет определённую методологию-совокупность принципов, норм и методов познания. Политология использует общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Наиболее широкое применение в этой науке получили следующие:... [читать подробенее]


  • - Функции политологии

    Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, методологическую, познавательную, инструментальную, прогностическую и... [читать подробенее]


  • - Категории и функции политологии. Прикладная политология

    Как и всякая научная дисциплина, имеющая предмет исследования, политология имеет свою систему категорий, т.е. узловых понятий, с помощью которых раскрывается предмет науки. Спецификой политологического категорийного аппарата является то, что будучи сформированным... [читать подробенее]


  • - Функции политологии

    В обществоведении под функцией (от лат. - выполнение, осуществление) понимают роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого. Поскольку такая роль реализуется за многими направлениями, то обычно выделяются несколько функций того... [читать подробенее]


  • - Предмет и функции политологии

    Политология – это общая, интеграционная наука о политике во всех её проявлениях.Она включает в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, теорию государства и права, политическую географию и все другие политические дисциплины.... [читать подробенее]


  • - Закономерности, категории и функции политологии

    Политической сфере, как и любой другой сфере общественной жизни, присущи определенные закономерности. Эти закономерности отражают и характеризуют свойственные политической сфере всеобщие, существенные и необходимые формы связей и отношений, реализуемые в...

  • — наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.

    По поводу существования закономерностей в политике существуют две противоположные точки зрения. Так, А. И. Соловьев, не отрицая возможности возникновения в политических процессах относительно устойчивых зависимостей, тем не менее не считает их достаточными для того, чтобы признавать наличие общих закономерностей в политике. Сторонники другой точки зрения (В. А. Ачкасов, В. А. Гуторов, В. А. Мальцев, Н. М. Марченко, В. В. Желто в и др.) считают, что в политическом процессе существуют общие закономерности, такие, как например «закон классовой борьбы К. Маркса», «закон соответствия развитию уровня производства производственным отношениям», «железный закон олигархии Р. Михельса», «законы» бюрократизации С. Паркинсона и др.

    Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку, изучающую совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. При этом имеется в виду вся совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономика, политическое право и т. д. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходит понятие «политические науки».

    В узком смысле под политологией понимается наука, призванная непосредственно исследовать политическую сферу общества: политическую власть, политические институты, отношения, процессы и закономерности их функционирования.

    Необходимо подчеркнуть различия между политологией как наукой, в задачу которой входит изучение политической реальности, и политологией как учебной дисциплиной, целью которой является накопление и передача знаний о политике возможно большему количеству людей.

    Объект и предмет политологии

    Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет исследования. Объект исследования — это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта. Предмет исследования — это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).

    Один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, социальный класс может стать объектом исследования таких наук, как психология, социология, политология, этнология и др. Но каждая из этих наук в едином объекте имеет свой предмет, свои методы исследования. Так, философия, как наука умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история — хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика — различные аспекты экономической сферы общества.

    Политология изучает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. В качестве предмета конкретного политического исследования мы можем выбрать любой аспект политической сферы общества, например политическую культуру граждан или политические институты.

    Итак, предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т. д.

    Методы и направления исследования политологии

    Политология — многофункциональная наука. Поэтому в своих исследованиях она использует различные направления и методы.

    Одним из основных направлений является исследование политических институтов. Оно предполагает изучение таких явлений, как государство, политическая власть, право, политические партии, политические и общественно-политические движения и другие формализованные и неформализованные политические институты. Политические институты (от лат.institutum - установление, учреждение) — это совокупность устоявшихся правил, норм, традиций, принципов, регулируемые процессы и отношения в той или иной области политики. Например, институт президентства регламентирует процедуру избрания президента, пределы его компетенции, способы переизбрания или отстранения его от должности и т. д.

    Другим направлением является исследование политических процессов и явлений. Это направление предполагает выявление и анализ объективных законов и закономерностей развития политической системы общества, а также разработку различных политических технологий для их практического применения.

    Третьим направлением является исследование: , политической психологии и идеологии, политической культуры, политического поведения людей и его мотивации, а также способов коммуникации и управления всеми этими явлениями.

    В качестве самостоятельного направления можно выделить политические исследования внешнеполитической деятельности государства и международного политического процесса.

    Применение тех или иных методов в политической науке обусловлено ходом ее исторического развития и наличием в «арсенале» человечества конкретных методов исследования.

    Первые попытки теоретического обобщения знаний о политике основывались на философско-этических (в основном умозрительных) идеях и представлениях. Представителей философско-этического направления (Платон, Аристотель) в большей мере интересовали проблемы не реального государства, а то, каким оно должно быть в идеале. В Средние века, когд в Западной Европе доминировали религиозные концепции, политическая мысль развивалась в рамках теологической парадигмы. Поэтому политические теории и представления интерпретировались как одна из сфер теологии, в которой высшей инстанцией является Бог.

    Зарождение гражданской концепции политической мысли (XVII-XVIII вв.) дало мощный толчок для возникновения и развития новых методов исследования политических процессов. В своих трудах Дж. Локк, Ш. Монтескье, Э. Берк заложили основы институционального метода в политологии. В XIX — начале XX в. этот метод был одним из ведущих в политических исследованиях.

    Институциональный метод политологии

    Институциональный метод ориентируется на исследование политических институтов: государства, партий, политических организаций и движений, избирательных систем и иных регуляторов политической деятельности и политического процесса. Институционализация — это процесс упорядочения, стандартизации и формализации социальных отношений в определенной сфере жизнедеятельности. Она предполагает, что большинство членов общества признают легитимность (правомерность) данного социального института, что организационное (правовое) оформление социальных отношений, установление общих правил, регулирующих жизнедеятельность людей, обеспечивает предсказуемое поведение субъектов социального взаимодействия. Институциональный метод способствует исследованию процесса институционализации.

    В политологии институциональный метод используется для исследования политических институтов с точки зрения их правовой законности и общественной легитимности и взаимной совместимости. При этом концепция институционального соглашения имеет ключевое значение для общественного развития. Нарушение общепринятых институциональных норм или введение новых «правил игры», без достаточных на то оснований, может привести к различного рода социальным конфликтам. Институциональный метод позволяет рассматривать политическую сферу как систему социальных институтов, имеющих свои «институционализированные» структуры и правила функционирования.

    С возникновением социологии как науки в середине XIX в. социологические методы начинают применяться и в политических исследованиях. Эти методы широко используются и в настоящее время.

    Социологические методы политологии

    Социологические методы предполагают выявление социальной обусловленности политических явлений, позволяют раскрыть социальную природу власти, определить политику как взаимодействие больших социальных общностей. Основанные на конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов), социологические методы заложили основу прикладной политологии, ориентированной на практическое применение результатов исследования.

    Сравнительный метод политологии

    Сравнительный (компаративный) метод использовался еще в античные времена. Так, Платон и Аристотель на основании сравнения различных политических режимов определяли «правильные» и «неправильные» формы государства и конструировали в своих трудах наиболее совершенные (идеальные), по их мнению, формы государственного устройства. В настоящее время сравнительный метод широко используется в политических исследованиях, а сравнительная политология является относительно самостоятельным научным направлением в структуре обшей политической науки.

    Суть сравнительного метода заключается в сравнении (сопоставлении) однотипных и различных политических явлений, например политических режимов, партий, движений, политических систем, способов разработки, принятия и реализации политических решений и т. д. Сравнение позволяет выявлять общее и особенное в исследуемых объектах, более объективно оценивать существующие реалии, определять закономерности развития наблюдаемых явлений, находить наиболее оптимальные варианты решения существующих проблем. Так, в мире существует около 200 независимых государств, каждое из которых обладает своими характерными особенностями. Сравнительный метод позволяет из всего многообразия различных ситуаций выбрать в каждом из государств отличные и сходные черты, типологизировать сходные явления, выявить возможные альтернативы, использовать опыт других стран и народов.

    Это не означает, что исследователи и политики должны заимствовать удачный опыт других. Такие эксперименты, как правило, приводят к плачевным результатам. Однако проведение сравнения между государствами помогает объяснить то или иное политическое явление и находить способы решения возникших проблем.

    Сравнение — это средство приобретения знаний. «Все познается в сравнении», — гласит народная мудрость. Как отдельный человек определяет свое социальное положение и свои индивидуальные качества путем многочисленных сравнений и сопоставлений, так и страна может судить о своем положении в мире путем сравнения с другими странами, и здесь не обойтись без исторических аналогий.

    Сравнение способствует росту национального самосознания. Если граждане видят, что в других странах люди живут в более комфортных условиях, то у них могут возникнуть вопросы и претензии к правящей элите своей страны. Во многом по этой причине коммунистический режим в СССР не позволял своим гражданам свободно выезжать из страны: сравнение было явно не в пользу «строителей коммунизма».

    Кроме того, сравнение помогает вырабатывать универсальные представления о политических явлениях и мыслить аналитически.

    Бихевиористический метод

    Бихевиористический метод основывается на эмпирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдается изучению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электорального поведения избирателей и разработке предвыборных технологий. Бихевиоризм внес значительный вклад в развитие эмпирических методов исследования в политике, способствовал становлению и развитию прикладной политологии.

    К недостаткам бихевиоризма можно отнести то, что он отдает приоритет исследованию оторванных (атомизированных) от общей социальной структуры и социокультурной среды индивидов и групп, отвергает исторические традиции народов и моральные принципы в угоду «голой» рациональности. По мнению Л. С. Панарина, бихевиоризм является наиболее приемлемым для американского общества — общества, лишенного естественных исторических корней. «Бихевиористский индивид-атом знает только внешние ограничения, связанные с давлением других атомов. В этой роли он не чувствует себя связанным ни традициями, ни моралью, ни какими-либо ценностями. Он чувствует себя свободным игроком , которому важно обставить всех остальных».

    Системный анализ в политологии

    Системный анализ был разработан представителями естественных наук в 30-х гг. прошлого века. В 40-50-х гг. благодаря трудам Т. Парсонса, Р. Мертона, Дж. Хоманса и других исследователей он находит свое применение в социологии. Начиная с 50-60-х гг. системный анализ используется и в политологии (Д. Истон, Г. Алмонд), хотя сама теория систем разрабатывалась в трудах Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгсйма и других.

    Системный анализ, по сути, является альтернативой бихевиоризму, так как в отличие от последнего рассматривает политическую сферу как целостную, саморегулирующуюся систему, находящуюся в непосредственном взаимодействии с внешней средой. Он позволяет использовать общую теорию систем в изучении политических явлений, в том числе и политических конфликтов, упорядочить наши представления о политической сфере, систематизировать все многообразие политических событий, построить некую модель политического действия, представить исследуемый объект как единый организм, свойства которого не являются суммой свойств отдельных его элементов. Поэтому любые изменения, происходящие в отдельном элементе системы, могут привести к ее «разбалансировке». Кроме того, системный подход позволяет каждый элемент системы рассматривать как подсистему, наделенную определенными свойствами.

    Окружающая социальная среда, в которой развиваются политические события, также может рассматриваться как система или несколько взаимодействующих систем одного класса или нескольких классов. При этом каждый элемент системы любого уровня может одновременно выполнять разные функции по отношению к разным системам или подсистемам.

    Синергетический подход в политологии

    Одним из методов исследования принципиально новых, случайных, непредвиденных изменений, происходящих в социальных и политических системах, является синергетика. Она пришла в социологию и политологию в конце 70-х гг. XX в. из естественных наук. Суть синергетики в естественных науках заключается в том, что теряющие упорядоченность структуры в физических и химических процессах способны к самоорганизации (И. Пригожин), а нестабильные процессы могут порождать более совершенные субстанции (Г. Хакен). Эти основополагающие выводы открывают новое видение причин и форм развития материи. Суть синсргетичсского подхода в политологии состоит в новом понимании исторического процесса и форм развития социальных, политических, экономических и других сфер человеческой жизнедеятельности.

    Синергетический подход основывается на следующих положениях:

    • историческое развитие человеческой цивилизации связано со случайностью, многовариантностью;
    • разные темпы развития различных систем; возрастание эволюционных ритмов и непредсказуемых флуктуаций в сложных системах;
    • способность системы к самовоспроизводству, к восстановлению разрушенных в ходе изменений структур, к поддержанию собственной идентичности;
    • «сложноорганизованные системы нельзя жестко направлять по пути конкретных трансформаций, необходимо выявлять их собственные тенденции развития»;
    • нелинейность и нерациональность в развитии социума, возможные бифуркации и возникновение хаоса;
    • хаос как созидаюшее начало для конструирования и развития качественно новой организации, нового порядка;
    • самоорганизация как возникновение упорядоченных структур там, где они отсутствовали, как процесс перехода от хаоса к порядку;
    • общественное развитие как непредсказуемая смена состояний общества и его структур в отличие от классического видения развития от одной стадии к другой;
    • сложность выявления субъекта перемен, особенно в условиях бифуркации, так как сложные системы обладают высокой чувствительностью к флуктуациям;
    • избавление от веры в рациональность и достижимость окончательного знания.

    Синергетический подход открывает новые возможности в исследовании сложных политических систем. Он позволяет взглянуть на общество (государство) как на саморазвивающуюся систему, в рамках которой происходят слабоконтролируемые или неконтролируемые процессы, которые могут быть и ненаблюдаемыми. В определенной мере синергетический подход дает представление об извечной проблеме нереализованных или неудачно реализованных политических решений: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

    Теория социального действия

    В исследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия. Первый подход содержится в работах Э. Дюркгейма, второй — М. Вебера.

    По мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальными отношениями, культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.

    Начало нового этапа в развитии теории социального действия связан с трудами известного французского социолога А. Турена. По его мнению, классическая социология рассматривала общество как единое целое. Однако в условиях индустриального и постиндустриального общества различные социальные движения создают проблемные поля и социальные конфликты и сами делают свою историю. Если раньше противники могли апеллировать к «представителю метасоциального порядка» — к справедливости священника или короля, то «теперь не только это священное исчезло, оно оказалось захвачено фундаментальными конфликтами, вместо высшего мира единства создается центральное место социальных конфликтов».

    Основными субъектами социального (политического) конфликта становятся не классы и партии, а общественные движения. При этом они не нуждаются в посредниках в лице политических партий и других политических институтов. В условиях быстрого развития средств информации и коммуникации роль посредников существенно снижается. Социальные действия общественных движений приобретают политический характер и направлены против государства (политической системы) как главного политического оппонента. По мнению А. Турена, в современном политическом конфликте преобладающая роль принадлежит реальным субъектам политического действия.

    Антропологический метод

    Антропологический метод анализирует политические явления исходя из природной коллективистской сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе — существо политическое и не может жить обособленно. В ходе эволюционного развития люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.

    Психологический метод

    Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления он возник в XIX в., хотя в его основе лежат многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо).

    Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействие на политическое поведение.

    Структурно-функциональный подход. В соответствии с ним политическая сфера, как и общество в целом, представляет собой сложную систему (структуру), состоящую из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную, свойственную лишь ему функцию. Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социо- логи Р. Мертон и Т. Парсонс.

    Конфликтологическая парадигма - противоположность функ- ционалистическим теориям, предполагающая консснсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.

    Конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации начала формироваться в 50-60-е гг. XX в. в работах таких ученых, как Р. Дарендорф, Р. Миллс, Л. Козер, Р. Мур, К. Болдинг и др. Так, по мнению немецкого социолога Р. Да- рендорфа, конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и потому он неизбежен. Но в отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф считает, что в современных условиях классовый конфликт не ведет к разрушению социально-политической системы общества.

    Кроме перечисленных методов в политических исследованиях существуют и другие: метод экспертных оценок, моделирование политических процессов, онтологический подход, исторический подход и т. д.

    В современной политической науке существуют два основных уровня исследования: теоретический и прикладной.

    Теоретическая политология занимается разработкой общих (функциональных) методов исследования политической сферы общества. Но при этом все теоретические разработки так или иначе направлены на решение практических задач.

    Прикладная политология исследует конкретные политические ситуации с целью получения необходимой информации, разработки политических прогнозов, практических советов, рекомендаций и решения возникающих политических и социальных проблем.

    Функции политологии

    Функция (от лат.functio - исполнение) — назначение, обязанность. Социальная функция - это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной (политической) системы в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семей- ныс отношения в обществе; функция политических институтов — управлять социальными и политическими отношениями. Следовательно, функция политологии — исследовать закономерности функционирования политической системы общества и ее отдельных подсистем.

    Основными функциями политологии являются:

    • познавательная - определенный способ познания (изучения) природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее функционирования;
    • диагностическая - анализ (мониторинг) социальной (политической) реальности с целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов;
    • прогностическая - выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политической системы и предупреждения возможных негативных явлений;
    • организационно-технологическая - создание политических технологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования политической сферы общества;
    • управленческая - использование политологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;
    • инструментальная - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности;
    • идеологическая - использование политологических знаний и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса;
    • прагматическая (прикладная) - использование теоретических и прикладных методов политологии для решения возникающих в обществе проблем и противоречий.
    Похожие публикации