Об иконе "тайная вечеря". Молитва иконе тайная вечеря

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу - Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии - величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93 )

Вечеря Христова - тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Евхаристия. София Киевская

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, – и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину ! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе - непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы - слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, - о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей - неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга - укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, - это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его - дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, - это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание - это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны - тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Тайная Вечеря в иконах и картинах

Симон Ушаков Икона “Тайная вечеря” 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря

Дирк Баутс
Таинство причастия
1464-1467
Алтарь церкви святого Петра в Лувене

Омовение ног (Иоанн 13: 1 – 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
Монастырь Дионисиат, Афон (Греция).

Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная

Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к “Библии в картинках”

Омовение ног. Статуя перед Dallas Baptist University.

Икона «Тайная вечеря» является, пожалуй, одной из самых известных людям во всем мире. А если кто-то не знаком с иконой, то трудно найти того, кто никогда не слышал об этом библейском сюжете. Ведь он является основополагающим для проведения такого важного церковного таинства, как Евхаристия, или Святое Причастие.

Где можно увидеть икону?

Тот, кто постоянно принимает участие в проведении служб, наверняка не один раз мог видеть икону «Тайная вечеря» в церкви над Царскими вратами. Люди, возносящие молитвы Богу перед трапезой в домашней обстановке, вешают ее в помещении, где принимают пищу.

Многие из людей, которые не приобщены к христианской вере, скорее всего, знакомы с фреской непревзойденного мастера Леонардо да Винчи. Он творил в эпоху Возрождения и написал ее для монастыря в Милане, носящего название «Санта-Мария-делле-Грация». Одну из стенок трапезной она украшает по сегодняшний день, картина, по сути, является иконой.

Какое значение имеет образ, что он собой символизирует, для чего служит? О том, каково значение иконы «Тайная вечеря», в чем помогает, расскажем ниже.

Церковное таинство

В течение всего года в католической и православной церквях совершается таинство Причастия, или Евхаристии. Оно установлено самим Иисусом Христом около 2 тысяч лет назад. В те давние времена, на Тайной вечере, происходившей в преддверии Пасхи, произошло одно из самых знаменательных событий в христианстве. (Тогда Пасха была праздником, отмечавшимся в честь вызволения иудеев из рабства в Египте).

После того, как Спаситель омыл своим ученикам ноги, он разделил с ними вечернюю трапезу. Сын Божий, преломив хлеб, передал его апостолам, сказав при этом, что это есть тело его. А затем, передав и чашу с вином, изрек мысль о том, что это есть кровь его.

Вот с тех времен церковь, памятуя о том давнем событии, воспроизводит его, отображая в обряде Евхаристии. В процессе этого таинства человек, вкусивший специальным образом приготовленных хлеба и вина, которые чудесным образом стали телом Христа и его кровью, соединяется с Богом и получает вечную жизнь на небесах.

Таким образом, значение иконы «Тайная вечеря» состоит в том, что она напоминает нам о таких евангельских событиях, как первое причастие апостолов, дальнейшее предательство Иисуса Христа Иудой и принесение им добровольной жертвы путем распятия на кресте во имя прощения грехов всего человечества.

Где нужно помещать икону?

Строгих правил о том, нужно ли иметь икону «Тайная вечеря» дома, не существует. Но есть традиция, по которой в доме у христианина, придерживающегося православного исповедания, должны находиться иконы, отображающие Иисуса Христа, Божию Матерь, Святых угодников. Но можно самостоятельно принять решение, какие именно это будут иконы

Таким образом, иметь в доме икону, изображающую Тайную вечерю, вполне уместно. Ведь в христианстве принято возносить Богу молитву перед тем, как вкусить пищу, так почему бы не молиться этой иконе? Где лучше разместить ее? Чтобы было удобней молиться, можно повесить ее над столом, за которым происходят семейные трапезы.

А также можно найти ей место в домашнем иконостасе. При этом нужно отметить, что икона «Тайная вечеря», фото которой приведены в статье, ценится так высоко, что допускается вешать ее над ликом как Спасителя, так и Богоматери.

О чем молятся «Тайной вечере»?

Многих интересует вопрос о том, какие именно молитвы нужно возносить этому образу, в чем икона «Тайная вечеря» помогает верующим? Вот ответы на этот вопрос:

Как уже было сказано, Причастие, тесно связанное с иконой «Тайная вечеря», происходит в процессе Литургии практически каждый день. Поэтому страдания Христа, принятые им на кресте, поминаются церковью постоянно. Однако существует и особый день, в который отдается дань памяти о тайной трапезе, некогда совершившейся в Иерусалиме.

Он отмечен в Календаре Великого поста и приходится на Великий четверг, который в 2018 году выпал на 5-е апреля. В этот день верующие вновь с чувством благоговения возрождают в своей памяти великое таинство, явленное Иисусом своим любимым ученикам – святым апостолам. Они сопереживают его страданиям, принятым им за всех людей на кресте, оплакивают его кончину и радуются его воскресению. При этом они стараются приобщиться к нему душой и телом, вкушая Святые Дары, молясь, исповедуясь и причащаясь.

Чистый четверг в народных традициях

Великий Четверг еще именуют Чистым. Как правило, при его наступлении христиане стремятся обязательно сходить в баню, а при отсутствии такой возможности – искупаться в домашних условиях. Если человек находится в пути, но не желает отступать от традиций, ему достаточно хорошо сполоснуть лицо и руки.

В давние времена крестьяне в Чистый четверг предпочитали набирать воду из ручья или источника, так как считалось, что такая вода, называвшаяся «четверговой», смывает грехи, которые накопились за год, дает здоровье. Существовала примета, согласно которой, если человек бросал в реку старую вещь, то вместе с ней утекали беды и разного рода неурядицы.

Икона Тайная Вечеря

Икона Тайная Вечеря рассказывает о самой последней трапезе Спасителя со своими учениками. На иконе изображены Иисус и двенадцать Его учеников, включая предавшего Спасителя Иуду Искариота. События, произошедшие во время Тайной Вечери стали отправной точкой Страстей (Страданий) Христовых. Формально Вечере в хронологии Страстей, конечно, предшествует Вход Господень в Иерусалим, отмечаемый ныне православными как двунадесятый праздник и вечеря в Вифании, где Христа помазали миром, обозначив Его как Мессию - помазанника Божьего. Но именно во время проведения Тайной Вечери происходят:

Омовение ног ученикам. Перед трапезой, согласно древнему восточному обычаю, Иисус, опоясавшись полотенцем, вымыл ноги Своим ученикам. На изумлённый вопрос апостола Петра: "Господи! Тебе ли мыть ноги мои?" Иисус, омыв ноги всем апостолам, отвечал: "Если Я, Господь и Учитель, омыл ноги вам, то и вам должно омывать ноги друг другу. Истинно говорю вам - раб не больше господина своего, а посланник - не больше пославшего". Тем самым Спаситель показал пример истинно христианского смирения, зная что омывает ноги даже Иуде Искариоту, чьё предательство в скором времени привело к концу земной жизни Христа.

Предсказание Иисусом предательства Иуды Искариота.Во время трапезы Иисус Христос сказал своим ученикам:"Истинно, истинно говорю вам - один из вас предаст Меня...опустивший со Мною руко в блюдо - этот предаст Меня". На вопрос Иуды:"Не я ли, Учитель?" Спаситель отвечает: "Ты сказал". Чуть позднее Иуда Искариот первым из учеников покинет Тайную вечерю, чтобы успеть привести воинов и рабов, служащих первосвященникам, в Гефсиманский сад для пленения Иисуса Христа. В Гефсиманском саду, после моления о чаше, Иуда снова встречается со Спасителем, окружённым Его учениками-апостолами. Чтобы воины первосвященников не схватили по ошибке апостола Фому, внешне весьма схожего с Иисусом, Иуда указывает им на Иисуса своим приветственным поцелуем. За предательство Учителя Иуда получил от первосвященников тридцать серебренников. Раскаявшись в собственном неверии, Иуда бросил полученные деньги в храме и, выйдя, удавился.

Таинство причащения - Евхаристия. Иисус Христос, раздавая своим ученикам хлеб, разломленный Им на части и вино, говорил апостолам: "Примите, ядите, сие есть Тело Моё...Пейте из чаши всё, ибо это есть Новый Завет в Крови Моей, проливаемой за многих, во оставление грехов". Само слово Евхаристия - греческого происхождения, оно означает "благодарение". Вкушая Тело и Кровь Христову, мы становимся частью единого с Богом и одновременно благодарим Спасителя за его жертву, которую Он принёс за нас, освободив человечество от тяжести первородного греха ценой Своих мучений. И сейчас Таинство Святого Причастия является основой церковной литургии - главного христианского богослужения.

В иконографии Тайной Вечери существует несколько особенностей, характерных для отображения избранных апостолов Христа. Так, самый юный из апостолов, Иоанн Богослов, на иконе Тайной Вечери изображается возлежащим у груди Спасителя. Иуда Искариот по понятным причинам лишён нимба. Часто в руках его рисуется кошелёк, мошна - Иуда был казначеем апостолов, он собирал пожертвования и распоряжался собранными деньгами. Иисус Христос изображён с характерным для Его иконографии крестчатым нимбом.

Икона Тайная Вечеря всегда будет служить напоминанием о спасительной жертве Иисуса Христа, ведь именно с последней совместной трапезы Спасителя с Его апостолами начались Страсти Христовы, закончившиеся Его земной смертью и последующим Воскресением, даровавшем человечеству искупление первородного греха прародителей Адама и Евы.

Похожие публикации