Многия знания многия печали. Выражения: Многие знания - многие печали Возлюби ближнего своего как самого себя Ex, Orient, Lux

Блж. Августин

потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь

Знание вещей земных и небесных род людской имеет обыкновение оценивать очень высоко. Но, конечно же, лучшими [из его представителей] являются те, кто предпочитает этому знанию самопознание. Душа, которая знает свою немощь, более достойна похвалы, нежели та… что остается в неведении, каким путем достичь своего спасения и утверждения. Кто же, будучи поднятым пылом Святого Духа, уже пробудился к Богу и [кто] в любви к Нему обесценился пред самим собой, желая, но не имея сил войти в Него; и кто, будучи Им просвещенным, обратил внимание свое на себя, а также увидел и познал, что невозможно смешивать свои недуги с Его чистотою, - тот считает сладостным проливать слезы, испрашивать у Него, чтобы Он вновь и вновь смилостивился, доколе не исчерпается все его несчастие; вымаливать с упованием, [словно] уже добившись безвозмездного ручательства в своем спасении от единственного Спасителя и Просветителя человеков. Ведь потому знание нуждающегося и страждущего не надмевает, что любовь назидает. Ибо он предпочел знание знанию, так как он предпочел познать немощь свою, нежели пределы мира, основания земли и высоты небес. А умножая познание , он умножил скорбь , скорбь от своего странствия из-за желания [достичь] своей отчизны и благого Бога Творца.

О Троице.

Итак, очевидно, что древность буквы, если недостает новизны духа, более способна сделать нас виновными из-за знакомства с грехом, нежели от греха освободить. Почему и написано в другом месте: …кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл. 1:18) . Не потому, что сам закон порочен, но оттого, что властный указ имеет преимущество в наглядном показе букв, а не в содействии духу. Если указ исполняется под страхом кары, а не из любви к праведности, то это исполнение по рабству, а не по свободе, а значит, вообще никакое не исполнение. Ибо нет доброго плода, который не произрос от корня любви.

О духе и букве.

Лопухин А.П.

потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь

Ибо во множестве мудрости множество негодования: и кто прилагает мудрость, прилагает печаль. Чем больше кто будет постигать мудрость, тем больше он негодует, что подчинен порокам и далек от добродетелей, к которым стремится (Прем. 6:7) . А поелику сильные будут терпеть и сильные муки, и кому более поручается, от того более и взыскивается, то прилагающий мудрость прилагает поэтому и скорбь, сокрушается печалью по Боге и скорбит о грехах своих. Поэтому и Апостол говорит: «кто есть веселяяй мя, точию приемляй скорбь от мене» (2 Кор. 2:2) . Но, может быть, можно разуметь здесь и то, что муж мудрый скорбит о том, что мудрость скрывается в таком отдалении и глубине, и не сообщается уму так, как свет зрению, а достигается с некоторыми мучениями, невыносимым трудом, постоянным углублением и занятиями.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Во многой мудрости много печали
Из Библии (церковно-славянский текст). В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника) написано (гл. 1, ст. 17-18): «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (рус. пер.).
Иносказательно: чем больше человек узнает о себе, ближних своих и о мире в целом, чем больше познает собственное и чужое несовершенство, тем больше и его печаль по этому поводу.
Используется: также, как шутливо-ироническая форма отказа в какой-либо информации.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Во многой мудрости много печали" в других словарях:

    Суета сует, сказал Екклезиаст, суета сует, всё суета! Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит… Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (проповедник, по еврейски когелет) (Екк.1:1 ,11,12 и др.) название книги известной под сим именем в составе свящ. книг канонических в. з. Написана Соломоном в последние годы его блестящего замечательного царствования. Состоит из 12 глав, и в ней… …

    Кроче Бенедетто - Идеализм в Италии до Кроче и Джентиле Вряд ли случаен тот факт, что именно Неаполь стал в известном смысле колыбелью итальянского идеализма. В Неаполитанском университете преподавали Аугусто Вера (1813 1885) и Бертрандо Спавента (1817 1883),… … Западная философия от истоков до наших дней

    Лига справедливости (англ. Justice League), позже Лига справедливости: Без границ (англ. Justice League Unlimited) американский сериал по мотивам комиксов компании DC Comics о команде супергероев, борющихся со злом в мире. Оригинальный… … Википедия

    Екклесиаст, также Экклезиаст, Экклесиаст, Екклезиаст (ивр. קהלת‎ «кохэлет»; др. греч. Εκκλησιαστής) 33 я часть Танаха, 7 я книга Ктувим, название ветхозаветной библейской книги, которая в христианской Библии помещается среди… … Википедия

    «ЭККЛЕЗИАСТ» - «ЭККЛЕЗИАСТ», «Екклесиаст» (греч. ekklēsiastēes, перевод древнеевр. qōhéleth — проповедующий в собрании), одна из наиболее поздних книг Библии (IV или III вв. до н. э.), памятник древнееврейской афористической литературы.Авторство долгое… … Литературный энциклопедический словарь

    Познание, познавать. В др. евр. мышлении (и в сформировавшемся под его влиянием мышлении новозаветном) понятие познание (евр. яда) определяется прежде всего отношением человека к Богу. I. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СОЗДАННОГО БОГОМ МИРА 1) Бог даровал… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Пещера гигантопитека , Соловьев А.П.. Роман «Пещера гигантопитека» написан более 20 лет назад (в 1989 году); был включен в план московского издательства «Советский писатель», но не был издан по причине распада СССР. То, что…

Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


Антонова Екатерина пишет: «Выражение "Многие знания- многие печали" взяты из Библии? Откуда идет выражение: "Возлюби ближнего своего как самого себя"»

Владимир спрашивает: «Ex, Orient, Lux связаны со светом Вифлиемской звезды?»

Первое высказывание берет начало в словах мудрого Соломона: "И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (). Почему это так? Давайте вспомним наших прародителей Адама и Еву. Бог даровал им все, но только запретил вкушать плодов от дерева Познания добра и зла. Именно познание зла и греха, познание глупости - это приносит печаль. Сатана не может искушать нас тем, чего мы не знаем. Но он всегда апеллирует к нашему познанию, к нашему опыту греха. При этом, он затеняет плохое и выпячивает приятное в грехе - точно так же, как это делается в профессиональной рекламе.

Мы не можем думать о том, чего не знаем. Но как только мы что-то узнали, это непременно рано или поздно наложит свой отпечаток на нашу жизнь. И есть большая вероятность, что этот отпечаток не будет радостным. Посмотрите современные новости - радостны они? Стоит ли их знать? Не доставляют ли они нам печаль? А открытие атома - не доставило ли оно печаль? А изобретение интернета - не несет ли это вместе со многими положительными сторонами также и печаль о том, что Интернет гораздо больше используется для распространения порнографии, чем полезных знаний? И даже познание истины о Боге - сейчас в моих мыслях звучат слова одного евангельского гимна: «Голгофа, ты – печаль для нас: там Кровь святая пролилась; Голгофа, ты и радость нам: там путь открылся к небесам".

Как видите, во многом знании действительно много печали. Но Господь может обратить любую печаль в радость: "Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас" ().

Второе высказывание более известно как Вторая заповедь Иисуса Христа. Она записана в ; ; ; . Но на самом деле, эта заповедь была известна еще раньше, в Ветхом Завете. В таком же виде она была дана Господом через Моисея и записана в . Две заповеди Иисуса Христа, как их представляют многие христиане, есть не что иное, как просто сущность морального Закона Божьего, который был дан на двух скрижалях - первая скрижаль содержит четыре заповеди, предписывающие наше отношение к Богу, а вторая скрижаль содержит шесть заповедей, предписывающих наше отношение к ближним. Именно потому Христос сказал об этих заповедях, что "на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" ().

В то же время, в Евангелии мы находим несколько другую редакцию этой заповеди. Вот там она подается как Новая заповедь Иисуса Христа: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (). Но вся новизна это заповеди заключается в том, что Христос устанавливает более высокий стандарт любви. До того, как Христос умер на голгофе, наивысшим стандартом любви была любовь человека к самому себе. Но Христос показал другой уровень любви - жертвенной любви. "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,

благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" ().

Что же касается Вифлеемской звезды, то с ней прямо или косвенно могут быть связаны самые разные слова на разных языках. Мне не известно приведенное Вами слово "Ex", но слова "Orient" и "Lux" латинского происхождения и имеют значения "Восток" и "Свет" соответственно. Естественно, они используются в описании Рождественской истории в тех местах, где упоминается свет и говорится о мудрецах с Востока. Но ничего священного в этих словах не содержится, равно как и нет в них какого-то особого непосредственного смысла, связанного с Вифлеемской звездой. Просто латынь долгое время была литургическим языком многих христиан в мире, да и до сих пор остается

официальным языком Римо-католической Церкви. Вот мы и встречаем латинские слова западной христианской лексике, равно как и славянские слова в восточной христианской лексике.

Господь да благословит Вас!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Разное":

Знание умножает скорбь
Екклесиаст



Дорогие читатели, после прочтения этой статьи, вам, скорей всего, придется провести полную ревизию своих знаний, полученных в школе и высших учебных заведениях, как минимум по таким дисциплинам как - история, география, геология.

Итак, поехали. Показываю вам логическую цепочку моих рассуждений и умозаключений.
Мы имеем на сегодняшний день огромное количество артефактов, которые невозможно повторить сегодня в виду отстутствия технологий, оборудования и специалистов, и которые свидетельствуют, что 200 лет и ранее существовала на Земле глобальная цивилизация по сравнению с которой мы дети в песочнице. Несколько примеров:

Баболовская ванна . Гранит. Вес 48 тонн.



Вот что пишет, побывавший около нее токарь:





Александрийская колонна весом 600 тонн, 27 метров высотой.Гранит. Форма не конус, а энтазис. Без вращения в токарном станке изготовить такое изделие невозможно. Попробуйте заказать уменьшенную копию такого изделия с ИДЕАЛЬНЫМ радиусом у любого токаря из твердого пенопласта или дерева высотой хотя бы 2 метра и диаметром 30 см, но требуя применять только ручной инструмент (рубанки, стамески, наждачки) и он откажется.




Перу, Ольянтайтамбо. Полигональная стыковка блоков весом 40-120 тонн. Уровень подгонки сами видите.




Cappella Sansevero: Il Disinganno . Выполнена из одного куска мрамора. Без продвинутого станка ЧПУ изготовить подобное невозможно. За последние 50 лет ничего хоть отдаленно похожего по сложности исполнения не было сделано ни одним скульптором. Даже при наличии ЧПУ станков.




Мраморное надгробие на Монументальном кладбище-музее Стальено в Генуе.




Каменный мост в Севастополе . Каждый полигональный камень моста по сути является отдельной скульптурой. Пример современной работы с камнем за мостом слева. Стеночка из дикого камня. По нынешним меркам считается вполне приемлемо.




Далее, все города на планете были построены из камня в античном стиле с заранее разработанными планировками улиц, проспектов, набережных и тд. Все города имели каменную бастионную стену, строительный объем которой, зачастую равен строительному объему самого города. Более подробно об этом в моей статье:
География глобального мира до ядерной войны на примере античной архитектуры и бастионных звезд
http://wakeuphuman.livejournal.com/921.html

В районе 1780-1815 годов произошла термоядерная война, скорее всего не в первый раз на планете, результатом которой стала ядерная зима 1816 года - год без лета. Англосаксы называют его Eighteen Hundred and Froze to Death.
https://en.wikipedia.org/wiki/Year_Without_a_Summer
Подробней о некоторых фактах применения термоядерного оружия 200 лет назад прочитайте по ссылкам ниже, если не читали ранее.
http://wakeuphuman.livejournal.com/1116.html
http://wakeuphuman.livejournal.com/552.html

Также приведу несколько скриншотов с Google Earth фото ядерных воронок на территории, например Белоруссии. Таких воронок легко найти сотни почти во всех странах. Белые следы вокруг воронок это ломанный известняк, основной строительный материал того времени.













В приведенных для примера воронках Белоруссии стоит вода, так как уровень грунтовых вод, видимо высокий. Но очень много на поверхности планеты воронок без воды. Например, на Украине:













В результате ядерной зимы вымерзли почти все растения и образовались полярные шапки. Это подтверждает почти полное отсутствие в северном полушарии деревьев старше 200 лет. Часть их выгорело в войне, часть вымерзла. Чтобы визуально оценить это наберите в гугле Roger Fenton Crimea или James Robertson Crimea и нажмите показать картинки. Вы увидите фотографии этих двух первых военных фотографов, присланных в Крым в 1853 году (уже после ядерной войны, через 40 лет, примерно) фотографировать осаду Севастополя. Сравните растительность тогда и сейчас.
Пример одной фото Фентона под Севастополем:




Также наберите в гугле "Сибирь фото 19 века". Вы увидите много фотографий уже конца 19 века, на которых деревья только-только начали расти. Например, Свердловский район:




После этой войны мы откатились в развитии, до уровня феодального общества. Профит поимели англосаксы, так как им меньше всего досталось, они подмяли остатки мира за 150 лет под себя, заново изобрели паровой двигатель на угле и пошло поехало - сейчас эра нефтегаза, ядерной энергии и наш идустриально-промышленный комплекс использует всю таблицу Менделеева, которую он якобы изобрел во сне. На самом деле ее просто вбросили через него.

Переходим к самому интересному. Я утверждаю, что нынешняя цивилизация лишь тень ушедшей. Мы дети в сравнении с ними. Через промышленное оборудование прошлой цивилизации это доказать нельзя, так его просто утилизировали-переплавили. Например, после развала СССР, алкаши рыли траншеи и кабеля и водопроводные трубы из под земли доставали чтобы сдать на пункт приема метала. А как же доказать? А легко. Если ушедшая цивилизация была гораздо развитей нашей, то для функционирования ее индустриально-промышленного и металургического комплекса тоже была нужна вся таблица Менделеева. И все изотопы элементов. А находятся почти все элементы периодической системы в горной породе и земле. Значит, мне вам нужно показать масштабные следы изьятия породы со склонов гор, с поверхности земли и из под земли. А также следы переработанной пустой породы после ее обогащения на горно-обогатительных комбинатах прошлого. Этим и займемся. Буду использовать метод аналогии, так он очень нагляден.

До 18 века жилые дома строили почти исключительно из известняка.
Для распила использовали передовые станки, на которых изготовляли идеальные параллелограммы. В шов кладки из таких известняковых блоков вы не просуните лезвие. Вот фото дома в Крыму, первый этаж которого засыпан глиной на три-четыре метра, как во всех городах на территории бывшего СССР. В Севастополе, Симферополе, Феодосии, Керчи все дома, которые утоплены в грунт на 3-4 метра имеют кладку такого качества.




Проходит 200 лет, и во времена СССР вот такая кладка из известняка считается очень неплохой:




Кладку качеством как на первом фото уже не применяют нигде. Это называется регресс.

Теперь смотрим, в каких объемах и как долго на этой планете добывался известняк, основной строительный материал. На примере Крыма, так как я отсюда и местные пейзажи и катакомбы натолкнули меня на правильный путь.

Это Эски-Кермен. Вам безграмотные гиды расскажут, что это один из пещерных городов Крыма, где жили люди.




На мой вопрос об этой колее мне сказали, что эта колея сделана колесами телег местной знати.




Вот еще один "пещерный город" Крыма - Чуфут-Кале.




А вот это, современный крымский карьер по добыче известняка. С выпиленным помещением карьерщика. Видимо, там удобно инструмент хранить. Мысленно отправьте этот карьер в будущее на 10000-20000 лет, примените к нему эффект ветровой и водной эрозии и что вы получите на выходе? правильно, еще один "пещерный город" Крыма. Колея на верхнем фото, как вы поняли, оставлена вагонеткой, на которой вывозили пиленный камень. Хотя, в постъядерную эру, карьер неплохое место для выживальщиков. Видимо, он использовался как защищенный городок.




Идем дальше. В Крыму тысячи километров катакомб, в которых пилился известняк. Объемы просто запредельные. Причем официально заявляется, что камень добывался со времен "древних греков", до нашей эры еще. Пилился ручными пилами и добывался зубилами с заступами. Я сходил на экскурсию в Аджимушкайские каменоломни. К сожалению, не сделал фото. На потолке четко видно следы дисковых пил, причем толщина диска 4 мм. Диаметр диска примерно 2 метра - это хорошо видно на стенах, когда после пропила блок отламывали, то место в которм диск остановился четко видно диаметр. Будете в катакомбах обратите внимание.

На этом фото, сделанном до революции 1917 года вы видите, что из известнякового склона аккуратно выпилен сегмент, на дне которого проходит железная дорога и построены дома.





Теперь очень важный снимок Инкерманского карьера (современное название Шампаны) сделанного в 1890 году. На нем видим пропиленный проход сквозь холм шириной метров 100 и высотой метров 80. В стенах пропила огромные ниши, в них стоят одноэтажные дома. Под вертикальной стеной видим наваленый в виде склона мелкие некондиционные куски известняка и известняковую крошку, которая сыпалась из под пил. Некоторые из этих ниш являются началом катакомб, которые простираются на сотни километр вглубь. Велась масштабная подземная добыча известняка. Во времена ВОВ в этих катакомбах располагался штаб, госпиталь, цех по пошиву одежды, склады. Внутрь свободно заезжали грузовики. При отступлении входы взорвали. Кстати, древние катакомбы есть под любым городом планеты. Погуглите. Под Одессой протяженность катакомб 2500 км.




А теперь вскрываем манипуляцию. То, что вам подают под видом скал, каньонов и ущелий есть ни что иное как карьеры. Как очень древние карьеры, так и относительно свежие.
Итак, Крым, Белогорск. Белая скала. Это известняковый карьер. Стена образовалась в результате среза склона холма.
У подножия стены характерная насыпь из известняковой крошки и некондиции.







Дальше - больше. Видите этот проход, из которого изъяли массу известняка в Бахчисарайском районе? Его выдают за долину. Склоны известняковой крошки под стенами уже покрыты дубовыми лесами




То же самое. Бахчисарайский район




На этом снимке населенный пункт. Он находится на дне древнего карьера. Но его называют долина, которую промыла река. Это бред. Наоборот, после этой горной проходки по дну карьера потекла вода из перебитого водоносного слоя или сюда завернул ручей, который раньше тек по другому маршруту. Это норма дня любого карьера. Река не может промыть стоящий на ее пути горный хребет. Он будет дамбой на ее пути. Многие из вас, кто в возрасте, видели в детстве ручьи, которые текут из небольшой вертикальной стеночки из известняка или другой породы. Вот за 20-30-40 лет этот ручей увеличил диаметр отверстия, из которого он вытекает? То-то и но.




Ну что, масштабы камнедобычи в маленьком Крыму вас впечатляют? Забегая вперед скажу, что это пока мелочи. На этой планете нет ни одного куба породы, наверное на 100 метров вглубь по всей площади, который бы не был в свое время добыт, перемолот, пережеван и выброшен. Это не планета, это гигантский карьер на котором самым варварским способом добывают всю таблицу Менделеева.

А сейчас смотрите на фото и обращайте внимание на ярусное строение карьеров и рудников. Добыча железной руды на Лебединском месторождении открытым взрывным способом.




Магнитная гора, Урал




Черемшанские никелевые рудники




Медные рудники, Kennecott Utah Usa




Карьер Восток Руда.




Медный карьер Бингем-Каньон в Юте, Сша




Магниевый карьер в Наварре




Роторный экскаватор. Потребляемая мощность в районе 4-5 мегаватт. Но по ним будет подробнее дальше. Просто запомните, как он выбирает породу. Формирует, фактически каньон с крупными ярусами.




Роторный экскаватор ярусами срезает горный массив. Сформировал структуру с прямыми углами, если смотреть сверху.




Еще один роторный экскаватор выбрал породу полукругом перед собой




А теперь я вам покажу горы, горные хребты, ущелья, каньоны в практически ненаселенных ныне местах с разными романтическими названиями. Часто они имеют названия по имени некоего "первооткрывателя". Неужели академики и профессора от геологии и географии не видят этого?

"Гора" на Кольском полуострове. Название не знаю.




"Горы". Антарктида. Выбранная полукругом порода роторным экскаватором в Антарктиде, которая только открыта была в 1820 году!




Антарктида. Тут даже следы от гусениц тяжелой техники сохранились.




Гренландия. Горы Воткинса. Как вам масштабы добычи? Но это еще цветочки.




Gunnbjorn. Высочайшая гора Гренландии. 3700 метров. Не проблема. Выпотрошили почти полностью.




Svalbard, Норвегия. Aurora Borealis на фоне карьера




Антарктида. Transantarctic Mountains. У подножия еще видны следы техники




Антарктида. Transantarctic Mountains. Система карьеров. Обращайте внимание на задний план.




Гора Кайлас. Тибет. Высота 6638 метров! Вы видели чтобы в наше время на такую высоту поднимали тяжелую горнодобывающую технику?




Гора Кайлас. Тибет.




Долина Гоблина, State Park Utah, Usa




Gloss Mountains State Park, Oklahoma, Usa. Верх цинизма отработанные карьеры называть национальными парками.




Сейчас вдохните глубже и смотрите широко раскрытыми глазами. Грандканьон, Аризона, Сша. Это просто гигантский карьер. Выпотрошенная территория. Миллионы туристов думают что это чуть ли не чудо света, потому что им так сказали.




Карьер Грандканьон, Аризона, Сша.




Карьер - Скалы архипелага Шпицберген




Карьер Грандканьон. Срез камня дисковой пилой.




Просто гигантский карьер в Австралии. Назвали Blue Mountains




Blue Mountains в Австралии с другого ракурса


Рисовые террасы Банауэ




А вот Canyon De Chelly National Monument. Сша. Национальный монумент. Здесь пилами, по всей видимости, горную проходку делали.




Пейнтед Хиллс - раскрашенные холмы в Орегоне.
Официально:
Это место привлекает ежегодно тысячи туристов, особенно, интересующихся геологией и палеонтологией. Безусловно, сюда также приезжает немалое количество фотографов, в поиске волшебных пейзажных съемок.
Пейнтед Хиллс - область, охраняемая правительством США и все 1267 гектаров земли представляют собой историческое наследие современных американцев.


Я вам больше скажу. Похоже на этой планете нет естественных гор и ущелий. Видите фото? Это гигантский карьер. Хоть явных ярусов и нет, но видно что это карьер. Доверяю своей интуиции.




Теперь переходим к самой страшной части. Сейчас я вам покажу как создаются пустыни на Земле. Обратите внимание, как роторный экскаватор снимает слой за слоем породу с больших площадей.




Еще одно фото. Здесь их 2. Они сразу два пласта снимают с одной площади. В левом нижнем углу большой бульдозер едет. Оцените масштабы.




Это фото кликабельно. Смотрите, экскаватор снимает пласт высотой метров 30-40. Дно карьера огромной площади и оно абсолютно ровное как стол. Удобное для перемещения экскаватора.




Еще пару фото







Оказывается, на нашей планете есть карьеры размером с несколько стран или размером с целую пустыню. Например, на территории Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Афганистана, Казахстана, Ирана, нет плодородных почв на большей части потому что с почти всей площади этих стран сняли слой породы толщиной метров 100 вместе в почвой и всем живым. В это сложно поверить, но поверить глазам придется. Похоже, что Аральское море и Каспий это гигансткие затопленные карьеры. Да все площади на планете окрашенные в гугл мапс в желтый цвет - это дно карьеров.

Смотрите. Урочище Босжира находится в западной части плато Устюрт. Казахстан. Вы видите, что возвышенности позади Фольксвагена это стенка, сформированная роторным экскаватором?




Еще плато Устюрт. Кликабельно. По середине снимка стоит група автомобилей. Насколько хватает глаз - снят верхний слой почвы толщиной метров 100. Если плеснуть сюда воды слоем метров 15, то получится аналог Азовского моря.


Азовское море. Затопленный старый карьер. Дно ровное как стол по которому катались роторные экскаваторы. Максимальная глубина 15 метров.


продолжение ==>

Всем известен поэтический призыв Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!» Его стихи полны веры в человеческий разум и его неограниченные возможности. Что же заставило оптимистичного поэта вступить в диалог с ветхозаветным мудрецом, провозгласившим «Суета сует, всё - суета », – в нашей рубрике . Не усомнился ли Заболоцкий в том, что человек способен познать все?

Во многом знании – немалая печаль…

Во многом знании - немалая печаль,
Так говорил творец Экклезиаста.
Я вовсе не мудрец, но почему так часто
Мне жаль весь мир и человека жаль?

Природа хочет жить, и потому она
Миллионы зёрен скармливает птицам,
Но из миллиона птиц к светилам и зарницам
Едва ли вырывается одна.

Вселенная шумит и просит красоты,
Кричат моря, обрызганные пеной,
Но на холмах земли, на кладбищах вселенной
Лишь избранные светятся цветы.

Я разве только я? Я – только краткий миг
Чужих существований. Боже правый,
Зачем Ты создал мир, и милый и кровавый,
И дал мне ум, чтоб я его постиг!

Стихотворение Заболоцкого “Во многом знании - немалая печаль” читает Валерий Захарьев

Исторический контекст

Стихотворение «Во многом знании - немалая печаль…» Николай Заболоцкий написал в 1957 году. В 50-60-е годы многие поэты заговорили вновь, пережив репрессии и запреты 30-40-х. После смерти Сталина в марте 1953-го наступила эпоха «оттепели» в литературе и культуре страны. Ослабевает цензура, у писателей появляется возможность говорить о пережитом и переосмысливать прошлое. Проблемы человека и общества стали одними из ключевых в поэзии того времени. Главный представитель философской лирики середины ХХ века Николай Заболоцкий, «молчавший» долгие годы, снова поднимает самые значимые для людей «вечные темы» - жизни и смерти, человеческой судьбы, разума и веры.

Автор

Николай Заболоцкий (1903–1958) ворвался в литературу как остроумный авангардист 1920-х годов.

Заболоцкий с женой Екатериной и дочерью Натальей (1946)

Поэт вырос в семье агронома, который страстно желал, чтобы сын продолжил его сельскохозяйственное дело. Однако тот выбрал иной путь - взаимоотношения природы и человека он стал постигать поэтически. Особый взгляд на природу сохраняется у Заболоцкого на протяжении всего творческого пути. Поэт был увлечен идеями о человеке как Разуме природы, читал труды ученых и философов-космистов.

1950-е годы для Николая Заболоцкого стали одновременно и вершинным этапом творчества, и «лебединой песней». Заболоцкого, как и многих интеллигентов, коснулись репрессии 1930-х. В 1938-м поэт был обвинен в том, что якобы состоял в контрреволюционной антисоветской писательской организации, и отправлен в исправительно-трудовые лагеря, где он пробыл до 1944 г. Арест, лагерный опыт, тяжелейшие условия заключения (Заболоцкий валил лес в тайге, участвовал в строительстве дорог и проч.), из-за которых поэт чуть не погиб, очень сильно изменили его самого и стиль его поэзии. Она становится намного ближе к классической русской лирике, особенно к Федору Тютчеву, в ней начинают появляться библейские мотивы («Это было давно»), которые свидетельствуют о внутренней перемене автора. Теперь он не игрок-новатор, а поэт-трагик, абсолютно искренний перед своим читателем.

Выписка из протокола о приговоре Заболоцкому (1938)

В отношении поэтического труда Заболоцкий был чрезвычайно упорным и оптимистичным: называл свое заключение «творческой командировкой» и даже в тюрьме продолжал писать. Поэтический перевод на современный русский язык одного из главных памятников русской письменности - «Слова о полку Игореве» был создан в заключении. Быт заключенного Заболоцкий подробно описал в книгах «Сто писем периода 1938–1944 годов», «История моего заключения» и в своих стихотворениях.

Поэт не оставлял пера практически до конца жизни. Стихотворение, о котором мы говорим, написано Заболоцким за год до кончины.

Во что верил Заболоцкий?

У Заболоцкого было почти религиозное отношение к природе. В ней он видел некое торжество разумного начала, ключевую роль познания отводил человеку. В отношении же его собственной религиозности свидетельства его знакомых расходятся.

Некоторые близкие поэта часто указывали на то, что поэт был рационалистом, материалистом и чуть ли не атеистом. Его друг, писатель Николай Корнеевич Чуковский, отмечал: «всякая религиозная, метафизическая идея претила его конкретному, предметному, художественному мышлению».

Николай Чуковский – писатель, переводчик, сын Корнея Чуковского

Однако многие хорошо знавшие Заболоцкого люди говорили о его христианской вере (к примеру, известный литературовед Николай Степанов). Поэт воспитывался в православной семье, с детства хорошо знал молитвы и даже пел на клиросе. Позднее он вспоминал: «Тихие всенощные в полутёмной, мерцающей огоньками церкви невольно располагали к задумчивости и сладкой грусти. Хор был отличный, и когда девичьи голоса пели «Слава в вышних Богу» или «Свете Тихий», слёзы подступали к горлу, и я по-мальчишески верил во что-то высшее и милосердное, что парит высоко над нами и, наверное, поможет мне добиться настоящего человеческого счастья».

Борис Леонидович Пастернак

К библейским темам и образам Заболоцкий обращался не раз. Особенно интересовала поэта тема . Одним из главных лирических шедевров поэт считал «Рождественскую звезду» (1947) . Заболоцкий сам под конец жизни, перечитывая Евангелие, собирался написать поэму, в основе которой - история . Сохранилась часть этого плана.

Известно также, что Заболоцкий хранил Библию на полке вместе с книгами , Баратынского, Гёте и других поэтов, которые считал «жизненно необходимыми для работы». Библия была конфискована при аресте писателя в конце 1930-х.

О произведении

Стихотворение «Во многом знании - немалая печаль…» Николай Заболоцкий написал в 1957 году, за год до кончины.

С одной стороны, в тексте сохранено свойственное поэту внимательное отношение к природе, утверждение разумности ее устройства и красоты. С другой стороны, нервом стихотворения становится религиозное вопрошание. Герой стихотворения обращается к Творцу с вопросом о смысле своего существования.

Первый поэтический сборник Заболоцкого “Столбцы” (1929)

Если раньше в поэзии Заболоцкого первостепенным был культ разума, его непогрешимость и абсолютность в процессе познания мира, то здесь основой мироздания отчетливо признается Бог, а автором подчеркнута непостижимость для человека Божественного миропорядка.

В последних строчках соотносится необъяснимость Божественного творения, природы и непостижимость ума, данного человеку. Герой не может до конца понять смысл существования не только мира, но и собственного ума, данного ему Богом.

Отсылки к Библии

В первых же строках Заболоцкий обозначил источник своих размышлений: «Во многом знании - немалая печаль, / Так говорил творец Экклезиаста». Именно эта мысль из ветхозаветной книги подтолкнула поэта к написанию стихотворения: Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл 1 :17,18).

Царь Соломон (иконографическое изображение)

Экклезиаст (полное название книги в синодальном переводе: Книга Екклесиаста, или Проповедника) - одна из библейских книг Ветхого Завета. В церковной традиции ее автором принято считать царя Соломона. Согласно традиционному толкованию, Соломон - человек, совершивший много противоречивых поступков, мудрец, поведавший в книге о главном уроке, который он вынес из своего опыта. Структуру Экклезиаста составляют различные мудрые, часто афористичные, суждения о жизненных наблюдениях. Главная мысль книги проста: кроме Бога в мире ничто не важно по-настоящему.

Экклезиаст, будучи философом-скептиком, одновременно является верующим проповедником, который через признание суетности мира, утверждает Бога. Для мудреца особенно важна идея непостижимости мира, интересующая и Заболоцкого в последний период творчества. Всесторонне охватить жизнь невозможно, нельзя подчинить себе мироздание и исчерпать его мыслью. Все эти попытки тщетны: «суета сует, всё - суета!»

Портрет Н. А. Заболоцкого

В книге Экклезиаста постоянно обращается внимание на то, что все явления, происходящие вокруг нас, преходящи, недолговечны, всё было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл 1 :10). Для того чтобы это подтвердить, ветхозаветным мудрецом приводятся примеры из различных природных и социальных явлений. Это же делает и Заболоцкий в своем стихотворении. Хоть герой и утверждает, что не является мудрецом, его умонастроения во многом схожи с мыслями, изложенными Экклезиастом.

Экклезиаст с глубоким скептицизмом относится к мудрости, данной ему. Даже самый умный человек не способен постичь Творца и Его цели: Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца (Еккл 3 :11). Эта мысль также созвучна рассуждениям Заболоцкого. Как автор книги Экклезиаст, так и герой Заболоцкого испытал мудростью все, что делается под небом (Еккл 1 :12–13). И если первый понял тщетность устремлений ума, то и второй тоже усомнился в них.

Памятник Заболоцкому в Тарусе

Во многих словах Экклезиаста слышна поучительная интонация, рассчитанная на незримого слушателя. Лирическое обращение Заболоцкого иное - исповедальное, личное. Здесь поэт пытается понять тайну творения и тайну Творца. Но самый главный риторический вопрос поэта - о нем самом, о его назначении, роли познания и смысле собственного существования.

Похожие публикации