Крестьянское хозяйство без образования юридического лица. Крестьянское фермерское хозяйство (КФХ) – что это такое, как открыть

По каким правилам и законам в настоящее время ведётся фермерское хозяйство? Рассмотрим, какими особенностями обладают КФХ, что требуется для их создания и функционирования, а также кто имеет право организовывать такие объединения и чем они отличаются от личных подсобных хозяйств.

Что обозначает «КФХ»: расшифровка, цели создания и основные характеристики

КФХ - что это такое? Этой аббревиатурой в настоящее время принято обозначать «крестьянское фермерское хозяйство» - особую форму предпринимательской деятельности, направленную на создание или выращивание сельскохозяйственных товаров и их реализацию на рынке.

Главная цель любого КФХ - получение прибыли путём выращивания аграрной продукции и продажи её розничным или оптовым покупателям. Для этого в рамках фермерского объединения работают близкие родственники и привлекаются посторонние участники (но не более 5 человек).

Любое такое К Ф Х создаётся исключительно добровольно, а каждый член хозяйства полноценно участвует в его деятельности, но не ранее чем с 16 лет. Состоять одновременно в нескольких подобных объединениях, зарегистрированных как юридические лица, запрещено. КФХ имеют право на государственную поддержку в форме субсидий и грантов, так как работают в стратегически важной отрасли производства продуктов питания.

В настоящее время в вопросах регистрации КФХ нет ясности в законодательной базе.

Особенности юридического оформления КФХ

Теперь, когда вам известна расшифровка данной аббревиатуры, рассмотрим другие важные особенности КФХ. Современные российские фермеры имеют право регистрировать крестьянское фермерское хозяйство как юридическое лицо или отказаться от этой процедуры. К сожалению, в настоящее время в вопросах регистрации КФХ нет ясности в законодательной базе. То есть, хозяйства могут функционировать как юридические лица, так и без регистрации.

Также возможен вариант, когда КФХ регистрирует индивидуальный предприниматель, который планирует работать полностью самостоятельно или с привлечением наёмных работников. С другой стороны, человек, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, также имеет право единолично зарегистрировать КФХ и работать единолично.

Как видите, вариантов, кто вправе организовать КФХ несколько. Это может быть:

  • добровольное соглашение нескольких человек с регистрацией юридического лица;
  • добровольное объединение нескольких человек без регистрации юридического лица;
  • индивидуальный предприниматель;
  • гражданин без статуса ИП, регистрирующий и ведущий хозяйство единолично.

Законодательное регулирование фермерских объединений

Такой форме хозяйствования посвящён федеральный закон №74. В нём подробно описан порядок ведения хозяйства, распоряжения имуществом и земельными участками, приём новых членов в КФХ и другие важные нормы. Учтите, что этот закон касается только объединений, оформленных как юридические лица.

Обратите внимание, что если крестьянское хозяйство не зарегистрировано как юридическое лицо, в своей деятельности с точки зрения законодательства оно руководствуется Гражданским кодексом - точнее статьёй 86. Эта статья фиксирует добровольность участия в объединении, возраст, с которого разрешено быть членом КФХ, субсидиарную ответственность участников (рассмотрим ниже).

Юридические нюансы оформления КФХ

При создании фермерского хозяйства группой лиц или членами одной семьи составляется специальное соглашение, в которое вносятся:

  1. Полный перечень участников объединения, с указанием родственных связей (при наличии).
  2. Данные о главе хозяйства.
  3. Права и обязанности участников объединения.
  4. Полный перечень имущества, порядок владения и пользования им в хозяйственных целях.
  5. Порядок вступления в объединение или выхода из него.
  6. Порядок распределения произведённой продукции, основные каналы реализации.
  7. Иные пункты по усмотрению участников хозяйства, не противоречащие российскому законодательству.

Все члены крестьянского хозяйства подписывают соглашение о его создании лично и добровольно (даже несовершеннолетние). Кстати, если планируется, что через несколько лет к объединению присоединится ещё один член семьи (например, достигнет 16-летия), этот пункт можно внести в соглашение . Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.

Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.

Ответственность членов крестьянского хозяйства

Статья 86.1 ГК РФ фиксирует субсидиарную ответственность для членов фермерского хозяйства. Что это значит? В связи с тем, что любое КФХ ведёт предпринимательскую деятельность, то есть пытается получать систематическую прибыль, оно рискует потерей части капитала или имущества.

Если хозяйство задолжает по кредитам или другим финансовым обязательствам, его имущество будет пущено с публичных торгов. Если этого окажется недостаточно, возможно взыскание долгов не только засчёт личного имущества главы хозяйства, но и всех остальных членов КФХ в равной степени.

Что делает глава фермерского хозяйства

У любого хозяйства должен быть глава КФХ. В этом качестве выступает либо один из членов объединения, либо единоличный хозяин. В связи с тем, что любое крестьянское хозяйство по сути является добровольным объединением равноправных работников, никаких особенных полномочий, равно как и особенной ответственности у главы нет.

Это во многом формальная должность, предполагающая представительские функции , например, при получении субсидий, взаимодействии с контрагентами и государственными органами. Интересно, что создавать КФХ и возглавлять его вправе не только граждане России, но также граждане других стран и даже лица без гражданства.

Статистика: как много КФХ в России

Сколько таких хозяйств действует на территории России в настоящее время? Может быть странно, но точного ответа на этот вопрос сейчас ещё нет. Дело в том, что результаты последней сельскохозяйственной переписи (2016 год) ещё не подведены. Их опубликование планируется в конце 2018 года.

Если учесть более старые данные переписи 2006 года, можно сказать, что в стране действует не менее 170 тысяч крестьянских хозяйств. В рамках огромного государства это очень небольшое число. Однако учитывая с 2012 года реализуется государственная программа поддержки фермеров, можно предположить, что сейчас КФХ стало значительно больше.

Чем и каким образом владеет крестьянское фермерское хозяйство

В рамках своей деятельности любое фермерское объединение вправе владеть и использовать:

  • земельные угодья;
  • объекты капитального строительства и иные сооружения;
  • сельскохозяйственную технику, оборудование и любой инвентарь;
  • финансовые средства, полученные в ходе предпринимательства;
  • сооружения для мелиорации;
  • транспортные средства, включая грузовые;
  • племенных животных;
  • семена и другие сырьевые ресурсы.

Важно помнить, что перечень имущества (по крайней мере такого как земля и техника) обязательно должен быть указан в соглашении. Все члены владеют собственностью сообща, на равных правах. Поэтому нельзя утверждать, что земельное угодье принадлежит, например, главе КФХ, а грузовик - его брату.

После подписания соглашения перечисленная в нём собственность становится общей. При прекращении деятельности имущество делится между участниками хозяйства, а после смерти переходит по наследству в соответствии с требованиями российского законодательства, в частности Гражданского Кодекса.

При прекращении деятельности имущество делится между участниками хозяйства.

Чем КФХ отличается от ЛПХ

Иногда люди, ещё не владеющие понятийным аппаратом в данной области, путают понятие КФХ с «личным подсобным хозяйством» или сокращённо ЛПХ. Отличаются ли чем-либо эти термины? Ответ на этот вопрос довольно прост. Основное отличие состоит в цели деятельности: у КФХ - это предпринимательство и получение прибыли, у ЛПХ - производство продукции для личных нужд.

То есть, члены крестьянских объединений выращивают и производят продукцию на продажу, а хозяева ЛПХ - только для себя. Личное подсобное хозяйство не требует регистрации и уплаты налогов, в то время как на КФХ налагаются такие обязательства.

Уплата налогов фермерскими хозяйствами

КФХ занимаются предпринимательской деятельностью, поэтому обязаны уплачивать в бюджет налог на прибыль. Большинство таких объединений используют упрощённую систему налогообложения со ставкой 6% от прибыли. В таком случае декларация в ФНС подаётся всего 1 раз в год, что существенно экономит время. Другие режимы (УСН с 15%, ОСНО и ЕВНД) не запрещены законом, но считаются менее выгодными.

Следить за своевременной уплатой налогов в полном объёме обязан глава хозяйства. Помимо налогов за всех членов КФХ нужно уплачивать страховые и пенсионные взносы, а за наёмных работников - обязательные взносы и подоходные налоги.

Стоит ли создавать КФХ: плюсы и минусы

Какие преимущества и недостатки есть у такой формы сельскохозяйственного объединения? Многие аграрии, работающие в профильной сфере долго не могут решить, нужно ли регистрировать такой вид хозяйства. Его выгодные стороны во многом не очевидны. Равно как и «подводные камни», проявляющиеся уже только после начала работы. Рассмотрим, какой положительный и отрицательный опыт накоплен российскими фермерами.

Преимущества создания КФХ

  1. Для создания такой формы хозяйствования отсутствуют требования к минимальному уставному капиталу (для обычных юридических лиц - от 10 тысяч рублей).
  2. Зарегистрированные КФХ с большей вероятностью получат государственные или муниципальные субсидии.
  3. КФХ могут получать землю для деятельности на льготных условиях.
  4. Значительно меньший объём отчётности, по сравнению с ООО.

Недостатки регистрации фермерского хозяйства

  1. Возможность привлечь в объединение только 5 человек, не являющихся родственниками.
  2. Для всех членов хозяйства обязательно личное участие в сельскохозяйственных работах, что затрудняет привлечение новых членов и тем более инвесторов.
  3. В случае финансовых проблем у хозяйства его членам придётся нести личную ответственность, в том числе за счёт частной собственности.
  4. Законодательство в отношении крестьянских хозяйств проработано недостаточно, многие сферы не урегулированы вовсе.

КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле.

Перспективы фермерских хозяйств

В настоящее время назвать российское сельское хозяйство современным и преуспевающим довольно трудно. Несмотря на постоянный высокий спрос на продукты питания среди населения, организация производства и выход на рынок требуют существенных затрат.

Такая форма ведения сельского хозяйства подходит большим семьям, живущим в сельской местности. Она даёт возможность рассчитывать на государственную помощь, в том числе выделение земельных угодий и в то же время не отягощает владельцев бумажной волокитой.

КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле. Помните, что цель такого объединения - производство товаров на продажу, а не только личное пользование. Поэтому не лишним будет составление бизнес-плана и заблаговременное продумывание порядка реализации продукции.

Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Крестьянское (фермерское) хозяйство отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. В состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства входят имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд крестьянского (фермерского) хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное крестьянским (фермерским) хозяйством в процессе его деятельности.

Фермерское хозяйство действует на основании устава, в котором указываются:

наименование фермерского хозяйства, которое должно содержать слова "крестьянское (фермерское) хозяйство" либо "фермерское хозяйство" или "крестьянское хозяйство";

сведения о главе и иных членах фермерского хозяйства (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место жительства);

место нахождения фермерского хозяйства;

размер уставного фонда фермерского хозяйства, размер вкладов в уставный фонд его членов, состав, сроки и порядок их внесения;

цели деятельности фермерского хозяйства;

порядок распределения прибыли фермерского хозяйства;

размер долей членов фермерского хозяйства в его уставном фонде;

порядок формирования имущества фермерского хозяйства и условия распоряжения им;

права и обязанности членов фермерского хозяйства;

порядок вступления в состав членов фермерского хозяйства новых членов, выхода и исключения из состава членов фермерского хозяйства;

порядок управления деятельностью фермерского хозяйства, прекращения его деятельности.

порядок трудового участия членов фермерского хозяйства в деятельности фермерского хозяйства;

В уставе фермерского хозяйства могут содержаться и иные не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности фермерского хозяйства.

Управление деятельностью фермерского хозяйства, в состав которого входят два или более члена, осуществляют общее собрание членов фермерского хозяйства и глава фермерского хозяйства.

Общее собрание членов фермерского хозяйства является высшим органом управления фермерского хозяйства. Глава фермерского хозяйства является его исполнительным органом.

В фермерском хозяйстве, созданном одним гражданином, глава хозяйства является высшим органом управления, который вправе решать все вопросы, связанные с деятельностью фермерского хозяйства.

23.Некоммерческие организации как юридические лица.

Некоммерческими организациями признаются организации, не имеющие в качестве основной своей цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации не являются постоянными, профессиональными участниками гражданского оборота. Их выступление в роли самостоятельных юридических лиц обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной, главной деятельности, не связанной с участием в имущественных отношениях. В связи с этим некоммерческие организации в отличие от коммерческих имеют целевую (специальную) правоспособность и используют имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. При этом в качестве таких целей не может выступать получение прибыли и распределение ее между участниками (учредителями). С учетом этих обстоятельств закон в большинстве случаев не предусматривает для этих организаций минимального размера уставного фонда, а также возможности банкротства.

Некоммерческие организации могут существовать в организационно-правовых формах, предусмотренных как ГК, так и иными законами. Гражданский кодекс предусматривает такие формы некоммерческих организаций, как:

потребительский кооператив;

общественная и религиозная организация (объединение);

благотворительный и иной фонд;

учреждение;

ассоциация (союз).

Кроме того, могут создаваться творческие союзы и товарищества собственников жилых помещений.

Поскольку некоммерческие юридические лица не ставят цели получать прибыль и распределять ее между учредителями (участниками), то законодательство, как правило, не устанавливает для этих юридических лиц ми­нимального размера уставного фонда.

Большинство некоммерческих организаций, подобно коммерческим, представляют собой корпорации, построенные на началах членства. Однако среди некоммерческих организаций чаще встречаются юридические лица, не являющиеся корпорациями. К последним относятся фонды, учреждения и автономные некоммерческие организации

В процессе создания форм бизнеса гражданское законодательство не делит направления на сельские или городские. Но место проживания основателя компании влияет на выбор правовой формы бизнеса. ООО или ИП считаются универсальными направлениями для ведения коммерческой деятельности и создаются в любых регионах. Форма собственности КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства) подходит предпринимателям, цель которых – получить прибыль от сельскохозяйственных отраслей.

Особенности

Основным правовым документом, регулирующим работу КФХ, является Закон № 74-ФЗ . В соответствии с его указаниями, крестьянское хозяйство формируется гражданами, связанными родственными отношениями, и лицами, владеющими каким-либо общим имуществом. Бизнес создается с целью ведения хозяйственной деятельности (производство сельскохозяйственной продукции, ее продажа переработка, сбережение) с личным участием основателей компании.

Правом быть членами КФХ обладают лица, находящиеся в родственных связях с главой компании, а именно:

  • Супруг (супруга), родители обеих сторон, братья, дети, сестры, внуки.
  • Бабушки и дедушки с обеих сторон (только 3 семьи).

Дополнительно состоять в объединении КФХ могут лица без родственных связей с основателем КФХ (не более 5 человек). Учредителем КФХ может стать иностранное лицо. Малолетние родственники учредителя вступают в хозяйство по достижении 16 лет. Создать фермерское хозяйство может .

Правовые требования

Организационно-правовая форма КФХ за время своего существования претерпела много изменений. С девяностых годов и до 2003 года фермерское хозяйство формировалось как юридическое лицо. С 2003 по 2013 год статус юридического лица КФХ отменен, организация действует как объединение участников на родственных началах.

С 2013 года учредитель стоит перед выбором, основывать ему юридическое лицо или нет. Он может сформировать юридическое лицо, выступить его руководителем и единственным работником. Второй вариант – глава хозяйства встает на учет как . В соответствии со ст. 86.1 ГК РФ, лица, ведущие сельскохозяйственную деятельность без формирования юридического лица (на основе соглашения), имеют право создать юридическое лицо в форме КФХ.

С 2013 года учредитель стоит перед выбором, основывать ему юридическое лицо или нет.

Признаки КФХ

Бизнес, сформированный как КФХ, имеет такие признаки:

  • В официальных документах основатель хозяйства прописывается как глава КФХ.
  • Организация такого вида не имеет . Единственный правовой документ хозяйства – соглашение между членами КФХ.
  • Члены общества являются родственниками. Иные лица допускаются к ведению его деятельности, но не более 5 человек.
  • Имущество фермерства является собственностью его членов. При выходе одного члена ему выдается компенсация, эквивалентная стоимости его части.
  • Хозяйство занимается производством, продажей, транспортировкой сельхозпродукции.
  • В деятельности КФХ лично участвуют все члены.

Главным документом КФХ является . В нем указываются направление деятельности хозяйства, информация о его участниках, их обязанностях и полномочиях. В соглашении прописывается глава КФХ, его права и обязанности. Определяется порядок накопления имущества КФХ, условия его распоряжения, пользования. Документ устанавливает условия ввода и вывода участников хозяйства, правила распределения прибыли.

Соглашение обязаны одобрить и подписать все члены хозяйства. К соглашению прикладываются документы, подтверждающие родственные связи его членов.

В итоге

Организационно-правовая форма КФХ – отличный вариант ведения сельскохозяйственного направления бизнеса. Открывается возможность участия в муниципальных и федеральных кампаниях государственной поддержки фермерства, аренды земли на льготных правах, программах развития и субсидирования хозяйства.

Однако КФХ не подходит для бизнесменов, которые не видят себя работниками сельхозпредприятия. По закону все члены хозяйства лично участвуют в его деятельности, а гражданин может состоять в членстве только одного хозяйства в форме юридического лица. Поэтому учредителям, заинтересованным в управлении КФХ через наемного директора, лучше создать ООО или ПАО.

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

КонсультантПлюс: примечание.

О возможности государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица см. ст.

КФХ без юридического лица (Палько Е.А.)

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с Российской Федерации.

Распространенной формой ведения деятельности в сельском хозяйстве является создание крестьянского фермерского хозяйства (КФХ). В последнее время принимаются различные нормы, призванные оптимизировать регулирование деятельности такого рода, хотя, по нашему мнению, она до сих пор имеет изъяны в данном отношении.
КФХ могут создаваться в результате объединения нескольких граждан, при этом они образуют юридическое лицо. КФХ может и не иметь юридического лица. В статье остановимся на последнем случае: расскажем об особенностях налогообложения такого хозяйства.

Особый статус КФХ

В ГК РФ по данному поводу сказано, что граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон о КФХ). При этом глава КФХ должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 23).
В то же время членом такого КФХ может быть не только его глава единолично, но и другие граждане. Поэтому, по нашему мнению, на такое КФХ, наравне с КФХ, созданным в форме юридического лица, распространяются нормы ст. ст. 257 и 258 ГК РФ о собственности КФХ и разделе его имущества при прекращении деятельности, что, впрочем, может быть оговорено в соглашении между членами КФХ при его создании.
Несмотря на то что КФХ могут создаваться в форме юридического лица, Закон о КФХ применим в первую очередь к КФХ без образования юридического лица (далее — фермерское хозяйство). Это вытекает, в частности, из однозначного указания, которое имеется в п. 3 ст. 1 данного Закона: фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Здесь же уточняется, что к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из данного Закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений.

Обратите внимание! Гражданину запрещается быть членом более чем одного КФХ, созданного в форме юридического лица (п. 3 ст. 86.1 ГК РФ). В то же время он может быть одновременно как членом КФХ, созданным в форме юридического лица, так и членом КФХ без юридического лица, запрета на это нет.

Получение субсидии — важная часть деятельности фермерского хозяйства

Поскольку глава фермерского хозяйства исполняет соответствующие обязанности только при наличии у него статуса индивидуального предпринимателя, налоговое законодательство применяется в отношении его так же, как в отношении любого индивидуального предпринимателя. В целях НК РФ он считается именно индивидуальным предпринимателем без каких-либо особенностей (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ).
В то же время в отношении обложения НДФЛ доходов главы фермерского хозяйства есть особые нормы. Нередко лично он, находясь именно в своем качестве главы фермерского хозяйства, является при этом получателем государственной помощи <1>.
———————————
<1> См., например, Постановления Правительства Севастополя от 30.12.2014 N 678 «Об утверждении Положения о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство», Совета министров Республики Крым от 29.10.2014 N 422 «Об утверждении порядков предоставления государственной поддержки начинающим фермерам и на развитие семейных животноводческих ферм в Республике Крым на 2015 — 2017 годы».

Согласно п. п. 14.1 и 14.2 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ суммы, полученные главой фермерского хозяйства счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, в виде:
— грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства;
— единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера;
— грантов на развитие семейной животноводческой фермы;
— субсидий.
Данная льгота применяется именно в отношении обложения НДФЛ и не распространяется на доходы, полученные главой фермерского хозяйства в рамках УСНО или спецрежима в виде ЕСХН. Это пояснил Минфин России в Письме от 21.07.2014 N 03-04-07/35645 <2>.
———————————
<2> В соответствии с Письмом ФНС России от 12.08.2014 N ГД-4-3/[email protected] размещено на сайте www.nalog.ru и обязательно для применения территориальными налоговыми органами.

Согласно ст. ст. 346.5 и 346.15 НК РФ в настоящее время названные налогоплательщики, как созданные в форме юридического лица, так и являющиеся индивидуальными предпринимателями, учитывают доходы от реализации в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы в порядке, установленном ст. 250 НК РФ, то есть по правилам гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ <3>. При определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
———————————
<3> Некоторые поправки, которые будут действовать с 01.01.2016, внесены в ст. ст. 346.5 и 346.15 НК РФ Федеральным законом от 06.04.2015 N 84-ФЗ, но при этом в них не изменится принципиальная отсылка к нормам гл. 25 НК РФ.

Финансисты отметили, что средства, полученные фермерским хозяйством, применяющим спецрежим в виде ЕСХН или УСНО, например, на создание и развитие собственного бизнеса, не являются грантами в целях ст.

251 НК РФ. Обозначенные средства следует учитывать в качестве налогооблагаемых внереализационных доходов.
Однако чиновники порекомендовали налогоплательщикам, перешедшим на уплату единого налога при УСНО или ЕСХН, воспользоваться пп. 1 п. 5 ст. 346.5 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ, которыми предусмотрен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» налогоплательщиками, применяющими спецрежим в виде ЕСХН или УСНО <4>.Этот порядок позволяет уменьшать доходы на сумму расходов, осуществленных за счет указанных субсидий.
———————————
<4> Эта возможность предоставляется и «упрощенцам», выбравшим объект налогообложения в виде доходов, хотя в общем случае они не учитывают расходы (см., например, Письмо ФНС России от 20.03.2015 N ГД-3-3/[email protected]).

Из ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ следует, что фермерское хозяйство может относиться к субъектам малого (как правило) или среднего предпринимательства, если удовлетворяет условиям, касающимся численности работников (для малых предприятий — до 100 человек включительно), выручки от реализации товаров (работ, услуг) (для малых предприятий — не более 400 млн руб. в год без НДС).
В ст. 25 данного Закона специально указано, что оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, может производиться в формах и видах, предусмотренных этим Законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» как одно из средств поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей предусматривает предоставление им бюджетных средств, в том числе в виде субсидий.
В соответствии с п. п. 1, 3 и 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку начинающих фермеров <5> гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров. Такие программы в Севастополе и Крыму утверждены Постановлением Правительства Севастополя от 27.11.2014 N 512 и Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 29.10.2014 N 57.
———————————
<5> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 N 166.

Получается, что средства, полученные крымским или севастопольским фермерским хозяйством, применяющим спецрежим в виде ЕСХН или УСНО, на его создание и развитие, а также на единовременную помощь на его бытовое обустройство, должны отражаться в порядке, предусмотренном пп. 1 п. 5 ст. 346.5 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ. К подобным выводам пришли чиновники в своем разъяснении.

Об уплате НДФЛ

В отношении доходов, не относящихся к субсидиям, фермерское хозяйство облагается НДФЛ в том же порядке, что и иные индивидуальные предприниматели <6>. Но в отношении обложения этим налогом доходов членов такого хозяйства, в том числе в случае, когда глава фермерского хозяйства является его единственным членом <7>, действуют еще две льготы, которыми, впрочем, могут пользоваться и КФХ, созданные в форме юридического лица.
———————————
<6> Не следует забывать, что если фермерское хозяйство находится на общем режиме налогообложения (уплачивает с доходов НДФЛ), то оно является плательщиком НДС.
<7> См. Письмо Минфина России от 29.01.2015 N 03-04-05/3270.

В силу п. 14 ст. 217 НК РФ доходы членов фермерского хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, не облагаются НДФЛ в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
Кроме того, до 01.01.2016 будет действовать п. 43 ст. 217 НК РФ, согласно которому не облагаются НДФЛ доходы, полученные работниками в натуральной форме в качестве оплаты труда от фермерского хозяйства в виде сельскохозяйственной продукции его собственного производства и (или) работ (услуг), выполненных (оказанных) таким хозяйством в интересах работника, имущественных прав, переданных данным хозяйством работнику.
При этом должны выполняться следующие условия:
— общая сумма дохода, полученного работником в натуральной форме в соответствующем месяце, не превышает 4300 руб.;
— общая сумма такого дохода, полученного работником в соответствующем месяце, не превышает величину заработной платы за этот месяц, которая может быть выплачена в неденежной форме в соответствии с трудовым законодательством;
— доход от реализации упомянутой продукции (работ, услуг) фермерским хозяйством за предыдущий календарный год не превышает 100 млн руб.
Как индивидуальный предприниматель, глава фермерского хозяйства имеет право на получение профессиональных вычетов на основании п. 1 ст. 221 НК РФ. В их число он включает расходы, которые определяет в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ.
Если глава фермерского хозяйства не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в этом качестве, профессиональный налоговый вычет им производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности.
Как и предприниматель, глава фермерского хозяйства в установленные сроки подает декларации по формам 3-НДФЛ, включая лист «В», и 4-НДФЛ.

Об уплате земельного налога

На основании п. 1 ст. 388 НК РФ глава фермерского хозяйства признается плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, который принадлежит ему на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения и который используется для предпринимательской деятельности (см. Письмо Минфина России от 10.08.2012 N 03-01-11/4-222).
Статьей 395 НК РФ установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как главы крестьянских фермерских хозяйств, в данный перечень не включена.
В то же время из ст. 387 НК РФ следует, что земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований на подведомственной им территории (в Севастополе — законом города), и им же предоставлено право устанавливать льготы по данному налогу.
Например, согласно п. 2.3 Решения Симферопольского горсовета Республики Крым от 28.11.2014 N 94 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства на территории Симферополя, определена ставка по земельному налогу в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка (в общем случае ставка составляет 1,5%).
Надо также учитывать, что не только глава фермерского хозяйства может считаться плательщиком земельного налога, поскольку на основании п.

3 ст. 6 Закона о КФХ имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. При этом доля каждого члена при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливается соглашением между ними. Соответственно этим долям определяется и база по земельному налогу для каждого члена фермерского хозяйства (п. 1 ст. 392 НК РФ). Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, устанавливается для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях (п. 2 ст. 392 НК РФ).

О страховых взносах и их учете

В целях уплаты страховых взносов главы фермерских хозяйств также приравниваются к индивидуальным предпринимателям (ст. 2 Закона о страховых взносах <8>). Однако имеются особенности в отношении исчисления и уплаты данных взносов.
———————————
<8> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Согласно ч. 2 ст. 14 Закона о страховых взносах названные лица уплачивают их в фиксированном размере не только за себя, но и за каждого члена фермерского хозяйства. То есть общая сумма взноса по каждому виду обязательного социального страхования определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов фермерского хозяйства, включая его главу.
Кроме этой суммы страховых взносов, никаких иных платежей в фонды фермерское хозяйство не уплачивает.
В связи с этим и расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам они представляют в ПФР не ежеквартально, а раз в год до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом по форме РСВ-2 ПФР <9> (ч. 5 ст. 16 Закона о страховых взносах).
———————————
<9> Утверждена Приказом Минтруда России от 07.05.2014 N 294н.

Минфин России в Письме от 22.12.2014 N 03-11-06/2/66200 разъяснил, как уплаченные страховые взносы учитывают главы фермерских хозяйств, которые перешли на УСНО и выбрали объект налогообложения «доходы».

Является ли КФХ юридическим или физическим лицом?

Дело в том, что такие налогоплательщики в общем случае на сумму уплаченных страховых взносов уменьшают сумму единого налога на УСНО, но не более 50% величины этого налога с учетом еще некоторых расходов (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).
На всю сумму уплаченных страховых взносов без какого-либо ограничения может уменьшить единый налог только предприниматель с объектом налогообложения «доходы», который не производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и уплачивает указанные взносы в фиксированном размере.
Финансисты признали в данном случае ключевым именно то, что все взносы главой фермерского хозяйства уплачиваются в фиксированном размере, то есть они, по мнению чиновников, в полной сумме без ограничения уменьшают величину единого налога.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Узнай, что лучше КФХ или ИП в таблице отличий

Удачно развивая и строя планы на свое сельское хозяйство, человек задается вопросом, как оформлять свое дело в будущем относительно законодательства.

Что лучше для своего бизнеса: ИП или КФХ

Имеющиеся различные формы влияют на налогообложение, виды отчетности и ответственность. Фермер имеет возможность зарегистрировать КФХ, но не каждый может похвастаться большим багажом знаний в этих нюансах. Хотя это может повлечь за собой траты и убытки, которые не были взяты во внимание.

Таблица отличий, что лучше КФХ или ИП , смотрелась бы вместительней и ясней, но мы посчитали, что необходимо раскрыть этот вопрос обширнее и понятней.

Что собой представляют эти две организационно-правовые формы

ИП – индивидуальный предприниматель – одно физическое лицо, которому дается право законно заниматься коммерческой деятельностью.

КФХ – крестьянское (фермерское) хозяйство – община, объединение граждан, которые связаны между собой родственными отношениями или свойствами, которые дают основание обладать общим имуществом, и вести совместно сельскую деятельность.

В вышеизложенных двух вариантах нет места оформлению в виде юридического лица, хотя в законе встречается поправка относительно КФХ, что на деле не подтверждается. Отчет времени существования начинается со дня регистрации, чтобы закрыть дело, тоже нужна документация и оформление.

Основное различие в том, что фермерское сообщество регистрирует определенный круг людей, интерес которых направлен на сельское хозяйство. Средства от прибыли и траты распределяются на всех членов КФХ.

Начало – с чего приступить

Все чаще предприниматели выбирают крестьянское хозяйство. На второй план отходит индивидуальный предприниматель. Наибольшая заинтересованность в таком оформлении распространена среди жителей регионов с масштабным сельскохозяйственным уклоном.

Особенности регистрации КФХ:

  • регистрируется лишь избранный глава хозяйства;
  • вся община не проходит регистрацию;
  • подается заявление на создание КФХ с паспортом главы, который к этому моменту должен уже быть в статусе ИП;
  • срок регистрации 5 суток.

Принципы регистрации индивидуального предпринимателя:

  • по месту прописки или временной прописки в налоговую инстанцию сдаются документы;
  • предоставляется заявление и паспорт;
  • данные вносят в реестр ИП;
  • одно лицо правомерно на единоразовую регистрацию;
  • оформляется договор ИП действующий на основании свидетельства о государственной регистрации.

Важные нюансы

В ИП существует исключительно одно лицо, в отличие от чего КФХ может насчитывать неограниченное количество членов, которые связаны родством. Также в фермерское хозяйство можно включать людей не из семьи, но их максимум может быть 5. Покидая общину, возмещается сумма, равная конкретной доле.

В ИП вся ответственность ложится на одного человека, ему приходится документально отчитываться. В КФХ она поделена, и налогообложение выборочное — между упрощенной, общей системой или налогом сельского хозяйства.

Многие предпочитают КФХ из-за отсутствия налога в течение 5 лет на поступающий доход 13% относительного каждого лица хозяйства.

Интересное видео как фермер для себя определил, что лучше КФХ заработал свой первый миллион.

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. Правовой основой функционирования первых таких предприятий в современной России стал Закон РСФСР «О КФХ» №348-1 от 22.11.90 (утратил силу). На основании п. 3 заключительных положений 74-ФЗ, созданные согласно закону РСФСР хозяйства не обязаны приводить учредительные документы в соответствие с новым законодательством вплоть до 2021 года.

Профильным нормативным актом в рассматриваемой сфере выступает 74-ФЗ «О КФХ» от 11.06.03. Согласно ст. 1 упомянутого закона, КФХ представляет собой объединение граждан, связанных семейными узами . Установлено, что его члены совместно владеют активами и занимаются производством, хранением, переработкой и реализацией с/х продукции. Приведенное определение нужно воспринимать критично:

  • понятие «гражданин» подлежит расширенному трактованию, хозяйства могут создавать и иностранцы;
  • условие о наличии семейных уз весьма условно, члены КФХ могут состоять в достаточно далеком родстве и принадлежать к трем разным семьям, при этом пятеро из них могут не доказывать свое родство вовсе (ст. 3 74-ФЗ);
  • признается возможность реализации не только перечисленных, но и других видов деятельности при условии, что они непосредственно связаны с сельским хозяйством.

Особенности правовой регламентации согласно 74-ФЗ

  • Работа без создания юр. лица (п. 3 ст. 1).
  • Применение к КФХ предписаний ГК РФ, регламентирующих деятельность коммерческих структур.
  • Хозяйство может быть создано одним человеком, признающимся его главой.
  • Хотя его деятельность связана с с/х, оно по умолчанию не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, но может обрести такой статус.
  • Для целей взаимодействия с кредитными учреждениями и госструктурами к КФХ применимо законодательство о малом предпринимательстве (п. 1 ст. 2).
  • Взаимные права и обязанности участников регламентируются соглашением о создании КФХ.

Требования к организационной форме

Ныне действующим законодательством оговорено, что возможно два варианта:

  • КФХ осуществляет деятельность как юридическое лицо (ст. 86.1 ГК);
  • оно может не быть юр. лицом (п. 5 ст. 23 ГК).

Многочисленные законодательные изменения вынесли некоторую путаницу в вопрос допустимой организационной формы фермерских хозяйств. Рассмотрим вопрос в хронологическом аспекте:

  • с 90-х до 2003 года все КФХ – юр. лица;
  • с 2003 по 2013 все вновь созданные предприятия не имеют статуса юр. лица;
  • с 2013 года вновь созданные организации могут быть или не быть юр. лицами – выбор организационной формы находится в компетенции основателей;
  • до 2021 года просуществуют КФХ с учредительной документацией, соответствующей законодательству 90-х годов.

Человек, хозяйствующий на земле единолично, стоит перед выбором. Он вправе:

  • встать на учет в ИФНС по месту регистрации как ИП;
  • создать и возглавить хозяйство – юридическое лицо, в котором будет одновременно руководителем и единственным работником.

Если КФХ лишено статуса юр. лица, а его руководитель является ИП, возникают дополнительные сложности. В единой структуре предприятия параллельно существуют два субъекта хозяйствования, созданных без образования юридического лица:

  • фермерское хозяйство;
  • его глава.

Между ними устанавливаются гражданские правоотношения. Хозяйство имеет фирменное наименование, расчетные счета, печать, несет ответственность, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судопроизводстве. Оно осуществляет производственную деятельность. Его глава, будучи ИП, вступает в хозяйственные правоотношения от имени и в интересах предприятия.

Все нюансы регистрации данного объединения рассмотрены на следующем видео:

Регламентация по Гражданскому кодексу

Долгое время статус таких объединений регламентировался только 74-ФЗ. ГК РФ лишь признавал за гражданами право вести производственную деятельность в области с/х на основании соглашения о создании КФХ без создания юридического лица,.

30.12.12 был принят 302-Ф3, дополнивший §2 «Коммерческие корпоративные организации» главы 4 «Юрлица» новым разделом 3.1. «КФХ». Он содержит всего одну одноименную статью – 86.1. Однако ею внесены принципиальные изменения в регламентацию положения хозяйств. Начиная с 2013 года, отечественные фермеры сами решают: нужно им создавать юридическое лицо или нет .

Согласно дефиниции ст. 86.1 ГК, КФХ — это добровольное объединение граждан для хозяйственной деятельности в с/х сфере. Оно зиждется на принципах:

  • добровольного членства;
  • обязательного трудового участия в деятельности;
  • объединения имущественных вкладов.

Примечательно следующее:

  • Хозяйство названо «добровольным объединением». В других случаях эта характеристика применяется законодателем исключительно в отношении некоммерческих организаций. Однако структурное отнесение ст. 86.1. к §2 ГК исключает сомнения касательно его коммерческой природы.
  • Его члены являются одновременно его учредителями и работниками. Это создает для них дополнительные права в отношении участия в управлении (общие сборы – основной руководящий орган) и накладывает специфические обязательства в виде субсидиарной ответственности по долгам.
  • ГК не упоминает о родственных связях. Существует парадокс: члены хозяйства без статуса юр. лица должны быть родственниками, а члены КФХ-организации – нет.

Правовой режим активов

Режим имущества объединения без статуса юр. лица регламентирован 74-ФЗ. Имущество такого субъекта хозяйствования принадлежит его членам (п. 3 ст. 6). Нужно учесть, что данное предприятие не владеет общегражданской правосубъектностью. Оно является не самостоятельным субъектом права, а лишь объединением нескольких субъектов. Поэтому право собственности на активы (земельный участок, мелиоративные системы, хозяйственные сооружения, скот, оборудование, транспорт, инвентарь и т. п.) не может принадлежать хозяйству даже теоретически.

По общему правилу имущество КФХ принадлежит его участникам на праве общей совместной собственности.

В случае раздела имущества такие доли признаются номинально равными (ст. 244, 253 ГК). Примечательно, что названный режим по умолчанию применяется только к общенажитому имуществу супругов и считается неприменимым для коммерческой деятельности.

В соглашении о создании хозяйства его участники могут предусмотреть применение к активам предприятия режима общей долевой собственности. Никаких других вариантов не предусмотрено. Поскольку это объединение самостоятельных субъектов, к его имуществу применим исключительно режим общей (совместной или долевой – на выбор учредителей) собственности.

Сложность разрешения имущественных споров между участниками определяется тем, что в деятельности сосуществуют активы с разным правовым режимом, например:

  • общее имущество членов;
  • общенажитое имущество супругов, один или оба из которых – участники КФХ;
  • личное имущество членов.

В деле о разводе членов хозяйства исковое требование о разделении общенажитого имущества подлежит выделению в отдельное судопроизводство. К его слушанию в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлекаются все другие участники, поскольку вердикт суда затронет их интересы.

В случае юридического лица, оно наделено обычной общегражданской правосубъектностью. Согласно п. 2 ст. 86.1 ГК, имущество КФХ принадлежит ему на праве собственности. Примечательно, что ГК не определил минимальный уставный капитал, как это сделано в отношении АО или . Вместе с тем, будучи производственным предприятием, оно может успешно работать только при условии создания значимой материально-технической базы.

Плюсы и минусы

Выбор такой организационно-правовой формы обусловлен возможностью участия в федеральных и муниципальных госпрограммах под­держ­ки, суб­си­ди­ро­ва­ния и развития фермерства. Ими среди прочего может быть оговорен льготный порядок предоставления земли. По умолчанию (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ) он таковым не является.

КФХ принципиально не подходит инвесторам, которые не видят себя сотрудниками с/х предприятия. Эта организационная форма предполагает обязательное личное участие в работе своего детища. Согласно п. 3 ст. 86.2 ГК, человек может быть членом только одного хозяйства со статусом юридического лица. Таким образом, лицам, заинтересованным в управлении субъектов хозяйствования через наемного управляющего, следует создавать ООО или АО.

Объедение со статусом юр. лица схоже с любыми другими коммерческими структурами. Преимуществом его создания является отсутствие минимального учредительного капитала. Однако эта медаль имеет и обратную сторону. Его учредители несут по долгам субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 86.2 ГК). Если имущества предприятия не хватает для удовлетворения требований кредиторов, возможно взыскание личного имущества в недостающей части.

КФХ без статуса юр. лица — весьма проблемная форма ведения бизнеса. Таким структурам недоступны некоторые масштабные виды деятельности, например – племенное животноводство.

Сложны отношения хозяйства и его руководителя – ИП. В случае нетрудоспособности, старости или смерти главы возникает проблема правопреемства. Если ИП умер, то предприятие придется закрыть, а потом заново регистрировать на другого человека.

Объедение без статуса юр. лица может управляться только авторитарно при условии, что все другие члены всецело доверяют и полагаются на главу. 74-ФЗ предписывает последнему действовать добросовестно и разумно, не ущемляя интересы предприятия и его членов (ст. 16). Очевидно, что эта расплывчатая формулировка не поможет в разрешении споров.

Как ИП глава хозяйства отвечает по предпринимательским долгам всем личным имуществом.

Права и обязанности

КФХ вправе:

  • самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • реализовывать право собственности на посевы, посадки с/х культур, произведенную продукцию (касается предприятий, имеющих статус юр. лица);
  • с разрешения властей возводить хозяйственные постройки;
  • использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые (торф) и водные ресурсы;
  • проводить мелиоративные работы, создавать искусственные водоемы;
  • в случае изъятия земельного участка получить компенсацию расходов на повышение плодородия;
  • требовать установления/прекращения земельного сервитута;
  • передавать участок или его часть в аренду.

Оно обязано:

  • обеспечить целевое использование земель;
  • осуществлять мероприятия по их охране;
  • вносить плату за землю;
  • не посягать на права других землевладельцев, арендаторов;
  • своевременно рассчитываться с бюджетами всех уровней и коммерческими контрагентами.

Налоги и отчетность

Выбор системы бухучета, отчетности и налогообложения зависит от базовых факторов:

  • наличие/отсутствие статуса юридического лица;
  • наличие/отсутствие наемного персонала, не являющегося членами КФХ.

С зарплаты наемных сотрудников налоги и взносы во внебюджетные фонды уплачиваются так же, как и в отношении других нанимателей. Главы хозяйств платят фиксированную сумму взносов в ПФР за себя и участников.

Выбор системы налогообложения достаточно широк. Позволительно применение:

  • обычной традиционной схемы (ОСНО);
  • одного из вариантов ;

Последний вариант наиболее выгодный, а потому часто используемый. Предполагает применение ставки 6% от доходов, сокращенных на величину расходов.

Вновь зарегистрированное предприятие обязано уведомить территориальную инспекцию ФНС о выборе ЕСХН или УСН на протяжении 30 суток с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса). Это важно, поскольку по умолчанию применяется . Если 30-дневный срок пропущен, изменить схему уплаты налогов можно только перед началом нового налогового периода.

Учет доходов/расходов на ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет ведется на основании сведений бухучета.

Отчетность КФХ на ЕСХН при отсутствии наемного персонала включает:

  • подачу декларации по ЕСХН в ИФНС до 31.03 года, следующего за отчетным;
  • ведение в бумажном или электронном виде (до 2013 года она прошивалась в ИФНС, сегодня проверяется только при налоговых проверках);
  • подачу отчета формы РСВ-2 в территориальное отделение ПФР до 01.03 года, следующего за отчетным.

Оплата налогов и взносов:

  • не позднее 25 суток по окончании каждого полугодия отчисляется платеж по ЕСХН;
  • уплата с дохода до 300 тыс. руб. в 2016 году производится до 31.12.16 г.

Взносы по желанию могут уплачиваться ежемесячно или ежеквартально. Уплата взносов при годовом доходе более 300 тыс. руб. производится не позднее 01.04.17.

Похожие публикации