Космодромы России – все еще впереди планеты всей. Где на земле самое удобное место для запуска космических ракет

> Космодромы России

Исследуйте все космодромы России на карте: история космических исследований, список и описание с фото, расположение, сколько и где находятся новые космодромы.

На карте можно понять, где расположены космодромы России. Среди них наблюдаются, как советские достижения, запускавшие ракеты еще в период гонки СССР и США, так и современные новые российские космодромы. Видно также сколько всего космодромов на территории Российской Федерации. Внизу расположен список: Байконур, Плесецк, Свободный, Ясный, Капустин Яр и Восточный. Переходите на интересующие страницы и узнайте истории создания военных и гражданских советских и российских космодромов с фактами запуска ракет и миссий, полетов к МКС, аварий и достижений.

- это самый первый во всем мире космодром. Он расположен на обширной территории Казахстана между посёлком Джусалы и городом Казалинск, недалеко от Тюратам - поселка Кызылординской области. Он занимает большую площадь 6717 км², является крупнейшим космодромом в мире.
- это первый Государственный испытательный космодром. Он расположен примерно в 180 километрах от города Архангельска недалеко от станции "Плесецкая". Расположившись на платообразной и немного холмистой равнине, "Плесецк" занимает площадь около 1762 квадратных километра и простирается с севера на юг на расстояние 46 километров, а с востока на запад на расстояние 82 километров.
Свободный - второй Государственный испытательный космодром Мин Обороны РФ. Космодром Свободный расположен в Амурской области. За все время существования на нем было произведено всего пять запусков ракет.
Ясный - это российский космодром, который расположен на территории района «Домбаровский» РВСН Ясненского района в Оренбургской области. Он используется исключительно для запуска космических аппаратов при помощи ракет-носителей «Днепр». А Эксплуататор космодрома является международная компания «Космотрас».
(часто сокращают Кап-Яр) - это военный ракетный полигон, находится на северо-западе Астраханской области. Полигон был открыт 13 мая в 1946 году. На нем проводили испытания первых баллистических ракет. Орбиты наклонения и градусов: минимальная 48,4, а максимальная орбита 50,7. Площадь полигона составляет 650 км² (занимал ранее площадь до 0,40 миллионов га), располагается большей своей частью в РФ, но также занимает земли в Атырауской области и Западно-Казахстанской области Казахстана.
Восточный - новейший космодром России, строительство которого началось в июле 2012 года в Амурской области и в настоящее время продолжается.

Для запуска космических аппаратов в космос, помимо стартовой площадки необходим комплекс сооружений, где проводятся предстартовые мероприятия: окончательная сборка и стыковка ракеты носителя и космического аппарата, предстартовое тестирование и диагностика, заправка топливом и окислителем.
Обычно космодромы занимают большую территорию и располагаются на значительном удалении от густонаселенных мест, для избежания ущерба в случае аварий и падения, отделяющихся в процессе полета ступеней.


Космодромы мира

Чем ближе точка запуска находится к экватору - тем меньше энергозатраты на вывод полезной нагрузки в космос. При запуске с экватора может сэкономить около 10 % топлива по сравнению с ракетой, стартующей с космодрома, находящегося в средних широтах. Поскольку на экваторе не так много государств, способных запускать ракеты в космос, появились проекты космодромов морского базирования.

Россия

Российская Федерация, являясь пионером в области освоения космического пространства, на данный момент удерживает первенство по количеству запусков. В 2012 году нашей страной было осуществлено 24 запуска ракет-носителей, к сожалению далеко не все успешные.

Крупнейшей «космической гаванью» России является арендованный у Казахстана космодром Байконур. Он расположен на территории Казахстана, в Кызылординской области между городом Казалинск и посёлком Джусалы, вблизи посёлка Тюратам. Площадь космодрома: 6717 км². Строительство космодрома началось в 1955 году. 21 августа 1957 года состоялся первый успешный запуск ракеты Р-7.



Схема космодрома «Байконур»

В советские времена в районе Байконура была создана огромная не имеющая мировых аналогов инфраструктура, включающая в себя помимо стартовых, подготовительных и контрольно-измерительных комплексов аэродромы, подъездные пути, служебные здания и жилые городки. Всё это после распада СССР досталось независимому Казахстану.



По официальным данным, эксплуатация космодрома в 2012 году обошлась около 5 млрд рублей в год (стоимость аренды комплекса «Байконур» составляет 115 млн долларов - около 3,5 млрд рублей в год, и ещё около 1,5 млрд рублей в год Россия тратит на поддержание объектов космодрома), что составляло 4,2 % от общего бюджета Роскосмоса на 2012 год. Кроме того, из федерального бюджета России в бюджет города Байконура ежегодно осуществляется безвозмездное поступление в размере 1,16 млрд рублей (по состоянию на 2012 год). В общей сложности космодром и город обходятся бюджету России в 6,16 млрд рублей в год.

В настоящий момент «Байконур» после передачи его военными в 2005 году, находится в ведении Роскосмоса. К концу 2007 года космодром покинули большинство военно-космических частей, на космодроме осталось около 500 российских военнослужащих.


Спутниковый снимок Google Earth: стартовая площадка №250


На космодроме имеется инфраструктура и стартовые сооружения позволяющие осуществлять запуск ракет-носителей:
- средние носители семейства «Союз», стартовая масса до 313000 кг (на базе Р-7) – площадки № 1(гагаринский старт), № 31.
-лёгкие носители «Космос», стартовая масса до 109000 кг - площадка № 41.
- средние носители семейства «Зенит», стартовая масса до 462200кг - площадка № 45.
-тяжелые носители «Протон», стартовая масса до 705 000кг - площадки № 81, № 200.
-лёгкие носители семейства «Циклон», стартовая масса до 193 000кг (на базе МБР Р-36) - площадка № 90.
- лёгкие носители «Днепр»», стартовая масса до 211000кг (совместная российско-украинская разработка на базе МБР Р-36М) – площадка № 175
-лёгкие носители «Рокот» и «Стрела», стартовая масса до 107 500 кг (на базе МБР УР-100Н) – площадка № 175.
-тяжелые носители «Энергия», стартовая масса до 2400 000кг (на данный момент не используется) – площадки № 110, № 250.


Спутниковый снимок Google Earth: "гагаринский старт"


Несмотря на регулярно получаемые выплаты за аренду космодрома и межгосударственные договорённости Казахстан периодически препятствует нормальной работе космодрома. Так, в 2012 году были отложены запуски европейского метеорологического космического аппарата MetOp-B (запуск планировался на 23 мая), российских спутников «Канопус-В» и МКА-ПН1, белорусского БКА, канадского ADS-1B и немецкого TET-1 (групповой запуск этих пяти аппаратов намечался на 7 июня), российского аппарата «Ресурс-П» (планировался на августе).
Причиной явилось длительное согласование казахстанской стороной использования поля падения первой ступени ракет-носителей в Кустанайской и Актюбинской областях (используемого при выведении спутников на солнечно-синхронную орбиту ракетой-носителем «Союз»).

Из-за позиции казахской стороны не был реализован проект создания совместного российско-казахстанского ракетно-космического комплекса «Байтерек» (на основе новой ракеты-носителя «Ангара») . Достигнуть компромисса по вопросу финансирования проекта не удалось. Вероятно, Россия будет строить стартовый комплекс для «Ангары» на новом космодроме «Восточный».


«Протон-К» выводит на орбиту модуль «Звезда» для МКС


Самым северным космодромом мира является «Плесецк», известный так же как «1-й Государственный испытательный космодром». Он расположен в 180 километрах к югу от Архангельска неподалёку от железнодорожной станции Плесецкая Северной железной дороги. Космодром занимает территорию 176 200 гектаров. Свою историю космодром ведет с 11 января 1957 года, когда было принято Постановление Совета Министров СССР о создании военного объекта с условным наименованием «Ангара». Космодром создавался как первое в СССР войсковое ракетное соединение, вооружённое межконтинентальными баллистическими ракетами Р-7 и Р-7А.


Семейство носителей Р-7

С 70-х до начала 90-х космодром Плесецк удерживал мировое лидерство по числу запусков ракет в космос (с 1957 по 1993 год отсюда было осуществлено 1372 запуска, тогда как с находящегося на 2-м месте Байконура лишь 917).
Однако с 1990-х годов ежегодное количество запусков с Плесецка стало меньше, чем с Байконура. Космодром находится в ведении военных, помимо вывода на орбиту ИСЗ с него периодически производятся испытательные пуски МБР.
Космодром имеет стационарные технические и стартовые комплексы отечественных ракет-носителей лёгкого и среднего класса: «Рокот», «Циклон-3», «Космос-3М» и «Союз».


Спутниковый снимок Google Earth: стартовая площадка носителей "Союз"


Так же на космодроме имеется испытательный комплекс, предназначенный для испытания межконтинентальных баллистических ракет, с ПУ шахтного типа.
Ведётся строительство стартовых и технических комплексов для ракет-носителей «Ангара» на базе СК «Зенит».


Запуск ракеты Циклон-3 с космодрома «Плесецк»


Космодром обеспечивает значительную часть российских космических программ, связанных с оборонными, а также научными и коммерческими пусками непилотируемых космических аппаратов.
Помимо основных космодромов «Байконур» и «Плесецк», запуск ракет носителей и вывод на околоземную орбиту космических аппаратов периодически осуществляется и с других космодромов.
Самым известным из них является космодром «Свободный». Основной причиной создания этого космодрома послужило то, что в результате распада СССР космодром Байконур оказался вне территории России и невозможность запуска тяжелых «Протонов» с космодрома Плесецк. Новый космодром было решено создать на базе расформированной 27-й Краснознаменной дальневосточной дивизии РВСН которая была ранее вооружена ранее БР УР-100. В 1993 её объекты были переданы в состав военно-космических сил. 1 марта 1996 указом президента здесь был образован 2-й Государственный испытательный космодром Минобороны РФ. Общая площадь этого объекта - около 700 км2.

Первый запуск ракеты-носителя «Старт 1.2» на базе БР «Тополь» с космическим аппаратом «Зея» состоялся 4 марта 1997 года. За всё время существования космодрома здесь было произведено пять запусков ракет.

В 1999 году было принято решение о строительстве на космодроме ракетно-пускового комплекса для ракеты-носителя «Стрела». Однако комплекс «Стрела» не прошёл государственную экологическую экспертизу из-за высокой токсичности применяемого в ней ракетного топлива - гептила. В июне 2005 года на заседании Совета безопасности РФ было решено в рамках сокращения вооружённых сил, ликвидировать космодром Свободный ввиду малой интенсивности запусков и недостаточного финансирования. Однако уже в 2007 году было решено создать здесь инфраструктуру для запуска ракет-носителей среднего класса. Будущий космодром получил имя - «Восточный». Предполагается, что здесь будут производиться коммерческие и научные запуски, а все военные запуски планируется производить из Плесецка.

Запуски легких ракет-носителей серии «Космос» и «Днепр» осуществлялись так же с полигона «Капустин Яр» и стартовой площадки «Ясный».

На полигоне «Капустин Яр» в Астраханской области в настоящее время проходят испытания перспективные средства ПВО. Помимо этого периодически проходят запуски ракет носителей серии «Космос» со спутниками военного назначения.

Комплекс «Ясный» - расположен на территории позиционного района «Домбаровский» РВСН в Ясненском районе Оренбургской области России. Используется для запуска космических аппаратов посредством ракет-носителей «Днепр». С июля 2006 года по август 2013 года было осуществлено шесть успешных коммерческих запусков.

Так же в России осуществлялись запуски космических аппаратов с подводных ракетоносцев стратегического назначения.
7 июля 1998 года с борта РПКСН «Новомосковск» проекта 667БДРМ «Дельфин», находясь в подводном положении, в акватории Баренцева моря были выведены на низкую околоземную орбиту два немецких коммерческих микро-спутника Tubsat-N. Это первый в истории освоения космического пространства вывод спутников на околоземную орбиту со стартом ракеты из-под воды.
26 мая 2006 года с борта РПКСН «Екатеринбург» проекта 667БДРМ «Дельфин», был успешно запущен ИСЗ «Компас 2».

США

Наиболее известным космодромом США безусловно является Космический центр имени Джона Фицджеральда Кеннеди. Он расположен на острове Мерритт во Флориде, центр космодрома располагается поблизости от Мыса Канаверал, посередине между Майами и Джексонвиллем. Космический центр Кеннеди - это комплекс сооружений для запуска космических аппаратов и управления полётами (космодром), принадлежащий НАСА. Размеры космодрома - 55 км в длину и около 10 км в ширину, площадь - 567 км².

Космодром был первоначально основан в 1950 году как полигон для испытания ракет. Расположение полигона было одним из наиболее удобных в США, поскольку отработавшие ступени ракет падают в Атлантический океан. Однако расположение космодрома связано с существенными природно-метеорологическими рисками. Здания и сооружения космического центра неоднократно серьёзно повреждались ураганами, а запланированные запуски приходилось откладывать. Так в сентябре 2004 года часть сооружений Космического Центра Кеннеди была повреждена ураганом Фрэнсис. Здание вертикальной сборки потеряло тысячу внешних панелей примерных размеров 1,2×3.0 м каждая. Была разрушена наружная обшивка площадью 3700 м². Крыша была частично сорвана и внутренние помещения обширно повреждены водой.


Вид сверху на район стартового комплекса № 39

Все запуски шаттлов Космический центр Кеннеди производил из стартового комплекса № 39. Центр обслуживают примерно 15 тыс. гражданских служащих и специалистов.



История этого космодрома неразрывно связана с американской пилотируемой программой освоения космического пространства. До июля 2011 года Космический Центр Кеннеди являлся местом для запуска кораблей «Спейс шаттл», использующих комплекс № 39 с инфраструктурой программы «Аполлон». Первым запуском был корабль «Колумбия» 12 апреля 1981 года. Центр - это также место для посадки орбитальных шаттлов - здесь есть посадочная полоса длиной 4,6 км.


Спейс шаттл «Атлантис»


Последний запуск космического челнока «Атлантис», состоялся 16 мая 2011 года. Тогда американский многоразовый корабль доставил на борт международной космической станции груз материально-технического снабжения, а также магнитный альфа-спектрометр.

Часть территории космодрома открыта для посещений, здесь расположены несколько музеев и кинотеатров и выставочных площадок. По территории закрытой для свободного посещения организованы автобусные экскурсионные маршруты. Стоимость автобусного тура - 38 долларов. Он включает в себя: посещение стартовых площадок комплекса № 39 и поездка в центр «Аполлон-Сатурн V», обзор станций слежения.



Центр «Аполлон-Сатурн V» - это огромный музей, построенный вокруг наиболее ценного экспоната выставки - реконструированного стартового аппарата «Сатурн V» и других относящихся к космосу экспонатов, таких, как капсула «Аполлон».



Запуски непилотируемых космических аппаратов осуществляются со стартовых площадок расположенных вдоль побережья, они эксплуатируются военно-воздушным силам США и являются частью базы ВВС США на мысе Канаверал, Эта база входит в состав Космического командования ВВС США. На мысе Канаверал расположено 38 стартовых площадок, из которых сегодня только 4 действующие. В настоящее время с космодрома стартуют ракеты Delta II и IV, Falcon 9 и Atlas V.


Спутниковый снимок Google Earth: стартовая площадка на мысе Канаверал


Отсюда 22 апреля 2010 года впервые состоялся успешный запуск беспилотного космического корабля многоразового использования Boeing X-37. Он был выведен на околоземную орбиту с помощью ракеты носителя Atlas V.
5 марта 2011 года аппарат был выведен на орбиту ракетой-носителем Atlas V , стартовавшей с мыса Канаверал. Согласно заявлениям ВВС США, с помощью второго аппарата X-37B будут отрабатываться сенсорные приборы и системы спутников. 16 июня 2012 года летательный аппарат приземлился на базе американских военно-воздушных сил Ванденберг в штате Калифорния, проведя 468 дней и 13 часов на орбите, облетев вокруг Земли более семи тысяч раз.
11 декабря 2012 года аппарат этого типа был запущен в космос в третий раз, где он и находится, по сей день.



X-37- предназначен для функционирования на высотах от 200-750 км, способен быстро менять орбиты, маневрировать, может выполнять разведывательные задачи, доставлять и возвращать небольшие грузы.

Вторым по размерам и важности объектом космической инфраструктуры США является -Военно-воздушная база Ванденберг. Здесь расположен объединённый космический командный центр. Это резиденция 14-го авиаполка, 30-го космического авиакрыла, 381-ой тренировочной группы и Западный стартовый и испытательный полигон, на котором производятся запуски спутников для военных и коммерческих организаций, а также проводятся испытания межконтинентальных баллистических ракет, в том числе «Минитмен-3».

Контрольно-тренировочные стрельбы боевыми ракетами, проводятся в основном в юго-западном направлении к атоллам Кваджалейн и Кантон. Общая протяженность оборудованной трассы достигает 10 тыс. км. Запуски ракет осуществляются в южном направлении. Благодаря географическому положению базы вся трасса их полета проходит над безлюдными районами Тихого океана.

16 декабря 1958 года с базы Ванденберг была запущена первая баллистическая ракета «Тор». 28 февраля 1959 года с Ванденберга запустили первый в мире полярно-орбитальный спутник «Дискаверер-1» на ракете-носителе «Тор-Агена». Ванденберг был выбран местом запуска и посадки Спейс шаттлов на западном побережье США.
Для запуска шаттлов были построены технические сооружения, здание сборки и перестроен стартовый комплекс №6 . В дополнение к этому существующая на базе взлётно-посадочная полоса длиной 2590 метров была удлинена до 4580 метров, чтобы облегчить посадку шаттлов. Полное обслуживание и реставрация орбитального аппарата производилась на находящемся здесь же оборудовании. Однако взрыв «Челленджера» повлёк за собой отмену всех полётов шаттлов с Западного побережья.

После заморозки программы шаттлов в Ванденберге, стартовый комплекс №6 очередной раз был переделан для запуска ракет-носителей Delta IV. Первым из космических аппаратов серии Delta IV , стартовавшим с площадки №6, была ракета запущенная 27 июня 2006 года, она вывела на орбиту разведывательный спутник NROL-22.


Запуск ракеты-носителя Delta IV с космодрома Ванденберг


В настоящее время сооружения базы Ванденберг используются для запуска спутников военного назначения, часть из них, например аппарат NROL-28 используется для «борьбы с терроризмом». NROL-28 запущен на высокоэллиптическую орбиту для сбора разведывательной информации о террористических группах на Среднем Востоке; например, датчики на борту таких спутников могут отслеживать передвижения военных транспортных средств по поверхности Земли. Вывод в космос этого спутника осуществлён носителем Atlas V, в котором использовались российские двигатели РД-180.

Для испытаний в рамках программы ПРО используется - Испытательный полигон Рейгана. Площадки для запусков расположены на атолле Кваджелейн и острове Уэйк. Он существует с 1959 года. В 1999 году полигон назван в честь бывшего президента США Рональда Рейгана.

С 2004 года на острове Омелек, входящем в состав полигона, находится стартовая площадка для ракеты-носителя Falcon 1, созданной компанией SpaceX. Всего с острова Омелек было предпринято 4 попытки орбитального запуска.

Первые три закончились неудачно, четвёртая ракета вывела на орбиту массо-габаритный макет спутника. Первый коммерческий запуск произошёл 13 июля 2009 года. Задержка была вызвана проблемами по совместимости ракеты и малазийского спутника RazakSat.
Ракета-носитель лёгкого класса Falcon 1 является частично многоразовой, первая ступень после разделения приводняется и может использоваться повторно.

Космодром «Уоллопс» расположен на территории принадлежащей НАСА, состоит из трёх отдельных участков общей площадью 25 км²: основной базы, центра на материке и острова Уоллопс, где находится стартовый комплекс. Главная база расположена на восточном побережье штата Виргиния. Был основан в 1945 году, первый удачный старт осуществлён 16 февраля 1961 года, когда на околоземную орбиту с помощью ракеты-носителя Scout X-1 был выведен научно-исследовательский спутник «Explorer-9». Имеет несколько стартовых комплексов.

В 1986 г. NASA развернуло на территории полигона контрольно-измерительный комплекс для слежения и управления полетом КА. Несколько РЛС с диаметром антенн 2,4-26 м обеспечивают прием и высокоскоростную передачу поступающей с объектов информации непосредственно их владельцам. Технические возможности комплекса позволяют проводить траекторные измерения объектов, находящихся на удалении 60 тыс. км, с точностью З м по дальности и до 9 см/с по скорости.
За годы существования с территории станции было произведено свыше 15 тыс. запусков ракет различных типов, в последнее время производится около 30 стартов в год.

С 2006 года часть полигона арендуется частной аэрокосмической корпорацией и используется для коммерческих запусков под названием «Среднеатлантический региональный космопорт». В 2013 году с космодрома Уоллопс ракетой-носителем Minotaur-V к Луне был запущен зонд Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer.
Так же здесь осуществляются запуски РН «Антарес» в их первой ступени установлены два кислород-керосиновых ракетных двигателя AJ-26 - разработанная компанией Аэроджет и лицензированная в США модификация двигателя НК-33 для использования на американских ракетах-носителях.


Ракета-носитель «Антарес»


По состоянию на 31 марта 2010 года фирмой «Аэроджет Рокетдайн» было закуплено у СНТК им. Кузнецова около 40 двигателей НК-33 по цене 1 млн. долларов США.

Другим коммерческим космодромом стал Стартовый комплекс Кадьяк- расположенный на одноимённом острове у берегов Аляски. Он создан для запуска лёгких ракет по суборбитальной траектории и вывода малых космических аппаратов на полярную орбиту.
Первый экспериментальный запуск ракеты с космодрома состоялся 5 ноября 1998 года. Первый орбитальный пуск состоялся 29 сентября 2001 года, когда ракета-носитель «Афина-1» вывела на орбиту 4 малых спутника.


Пуск РН «Афина-1» со стартовой площадки на о.Кадьяк. 30.09.2001 г.


Несмотря на «коммерческое» назначение космодрома с него регулярно производятся запуски ракет-носителей «Минотавр». Семейство американских, полностью твердотопливных ракет-носителей «Минотавр» разработана компанией Орбитальная научная корпорация по заказу ВВС США на основе маршевых ступеней МБР «Минитмен» и «Пискипер».


Ракета-носитель «Минотавр»


Согласно законам США запрещающим продажи правительственного оборудования, РН «Минотавр» может использоваться только для запусков правительственных спутников и не доступна для коммерческих заказов. Крайний успешный запуск Minotaur V состоялся 6 сентября 2013 года.
Помимо выведения в космос грузов с помощью ракет-носителей, в США реализуются и другие программы. В частности на орбиту выводились объекты с помощью ракет серии «Пегас», запускаемых с борта самолёта «Старгейзер»- модифицированного Lockheed L-1011.



Система разработана компанией Orbital Sciences Corporation, которая специализируется на оказании коммерческих услуг по доставке объектов в космос.

Другим примером частной инициативы является разработанный компанией Scaled Composites LLC, многоразовый аппарат Space Ship One .



Взлёт осуществляется с помощью специального самолёта White Knight (Белый Рыцарь). Затем происходит отстыковка и Space Ship One поднимается на высоту около 50 км. В космосе Space Ship One находится около трёх минут. Полёты осуществляются с частного аэрокосмического центра «Мохаве» в интересах «космического туризма».

В 2012 году в США осуществлено 13 запусков ракет-носителей. Уступая по этому показателю России в США активно ведутся работы по созданию перспективных ракет-носителей и многоразовых космических аппаратов.

КНР

В настоящее время Китай входит в число пяти ведущих космических держав мира. Успешное освоение космического пространства во многом предопределяется уровнем развития средств запуска спутников, а также космодромов со стартовыми и контрольно-измерительными комплексами. В Китае имеется четыре космодрома (один в стадии строительства).

Космодром Цзюцюань – является первым китайским космодромом и ракетным полигоном, он действует с 1958 года. Космодром расположен на краю Бадань-Цзилиньской пустыни в низовьях реки Хэйхэ в провинции Ганьсу, назван по расположенному в 100 километрах от космодрома городу Цзюцюань. Полигон при космодроме имеет площадь 2800 км².



Космодром «Цзюцюань» часто называют китайским Байконуром. Это самый первый и до 1984 года единственный ракетно-космический полигон страны. Является самым крупным космодромом Китая и единственным, используемым в национальной пилотируемой программе. Также выполняет запуски военных ракет. За период с 1970-1996гг. с космодрома «Цзюцюань» было произведено 28 космических запусков, из них 23 – успешно. На низкие орбиты выводились в основном разведывательные спутники и КА для дистанционного зондирования Земли.


Спутниковый снимок Google Earth: космодром «Цзюцюань»


В 90-е годы у Китая появилась возможность оказывать коммерческие услуги другим государствам по выведению полезных нагрузок на околоземные орбиты. Однако, из-за своего географического положения и ограниченного сектора азимутов пуска космодром Цзюцюань не способен обеспечить широкий спектр таких услуг. Поэтому принято решение сделать этот космический центр главной базой для запуска управляемых космических кораблей.
С этой целью на космодроме «Цзюцюань» в 1999 году построили новый стартовый комплекс и здание для вертикальной сборки новых мощных РН CZ-2F. Это здание позволяет производить сборку одновременно трех-четырех РН с последующей транспортировкой ракет к месту запуска на подвижном стартовом столе в вертикальном положении, как это делается в США с системой Space Shuttle.



На территории действующего стартового комплекса находятся две пусковые установки с башнями наземного питания и общей башней обслуживания. Они обеспечивают запуски РН CZ-2 и CZ-4. Именно отсюда производится запуск пилотируемых кораблей.


Ракета-носитель «Великий поход-2F»


После успешного запуска 15 октября 2003 года - космического корабля «Шэньчжоу», Китай стал 3-й в мире космической державой с пилотируемой космонавтикой.


Ракета-носитель "Великий поход-4"


Для осуществления пилотируемой программы в Китае был создан новый комплекс управления, включающий центр управления (ЦУП) в Пекине, наземные и командно-измерительные пункты. По заявлению космонавта В.В.Рюмина, китайский Центр управления полетами лучше, чем в России и США. Такого центра нет ни в одной стране мира. В главном зале ЦУПа в пять рядов расположены более 100 терминалов представления информации специалистам группы управления, а на торцевой стене – четыре больших экрана отображения, на которые может быть выведено трехмерное синтезированное изображение.

В 1967 году Мао Цзэдун принял решение начать разработку собственной пилотируемой космической программы. Первый китайский космический корабль «Шугуан-1» должен был отправить на орбиту двух космонавтов уже в 1973 году. Специально для него в провинции Сычуань, близ города Сичан, было начато строительство космодрома, известного также как «База 27».



Местоположение стартовой площадки выбиралось по принципу максимальной удаленности от советской границы, к тому же космодром расположен ближе к экватору, что увеличивает забрасываемую на орбиту нагрузку.
После того как в 1972 году финансирование проекта было сокращено, а нескольких ведущих ученых репрессированы в ходе культурной революции проект был закрыт. Строительство космодрома возобновилось спустя десятилетие, закончившись в 1984 году.
Космодром способен производить 10-12 запусков в год.

На космодроме имеется два стартовых комплекса и три пусковые установки.
Первый стартовый комплекс обеспечивает: сборку, предстартовую подготовку и запуск ракет-носителей среднего класса семейства CZ-3 («Великий поход-3»), стартовый масса до: 425 800 кг.


Спутниковый снимок Google Earth: космодром «Сичан»


В настоящее время эксплуатируются ракеты модификации CZ-3B/E. Первый запуск состоялся 14 февраля 1996 года, однако он оказался аварийным. Через 22 секунды после старта ракета упала на деревню, уничтожив находившийся на борту спутник Intelsat 708 и убив несколько крестьян. Девять последующих запусков CZ-3B и два запуска CZ-3B/E были успешными, за исключением одного частично неудачного. В 2009 году ракета-носитель CZ-3B из-за нештатной работы третьей ступени вывела на более низкую от запланированного орбиту индонезийский спутник Palapa-D. Тем не менее, позже спутник смог автоматически скорректировать свою орбиту.

Первый запуск CZ-3B/E состоялся 13 мая 2007 года, тогда на геосинхронную орбиту был выведен телекоммуникационный спутник NigComSat-1. 30 октября 2008 года на орбиту был выведен спутник Venesat-1.


Ракета-носитель "Великий поход-3"


Второй стартовый комплекс имеет две пусковые установки: одна предназначена для запусков РН семейства CZ-2 тяжелого класса, другая – РН CZ-3A, CZ-3B, CZ-3C.
Трёхступенчатая ракета-носитель тяжелого класса CZ-2F («Великий поход-2F»), со стартовой массой до: 464 000 кг, как и многие другие китайские ракеты, является прямым наследником баллистических ракет, которые разрабатывали в Китае. Главное отличие заключается в способности нести большую полезную нагрузку благодаря дополнительным разгонным блокам на первой ступени ракеты-носителя.

На сегодняшний день ракета-носитель этой модификации является самой «грузоподъемной». Она неоднократно выводила на орбиту спутники, а также с её помощью осуществляются пилотируемые полёты.

За годы своего существования космодром «Сичан» уже успешно осуществил более 50 запусков китайских и зарубежных спутников.

Космодром «Тайюань» - расположен в северной провинции Шаньси, близ города Тайюань. Действует с 1988 года.


Площадь его территории составляет 375 кв.км. Он предназначен для запуска КА на полярные и солнечно-синхронные орбиты.


Спутниковый снимок Google Earth: космодром «Тайюань»


С этого космодрома выводятся на орбиту КА дистанционного зондирования, а также метеорологические и разведывательные. На космодроме расположены пусковая установка, башня технического обслуживания и два хранилища жидкого топлива.

Здесь осуществляются запуски РН типа: CZ-4B и CZ-2C/SМ. Ракета носитель CZ-4 построена на базе РН CZ-2C и отличается от неё новой третьей ступенью на долгохранимом топливе.

Четвёртый строящийся космодром «Вэньчан» расположен в районе города Вэньчан на северо-восточном побережье острова Хайнань. Выбор этого места в качестве площадки для строительства нового космодрома обусловлен, прежде всего, двумя факторами: во-первых, близостью к экватору, во-вторых, расположением на берегу моря с удобными бухтами, что облегчает доставку ракет-носителей СZ-5 (Великий Поход-5) тяжелого класса со стартовой массой 643 000 кг, от завода в Тяньцзине. Будущий космический центр по проекту займёт территорию площадью до 30 км2. Первый запуск ракеты-носителя СZ-5 космодрома Вэньчан намечен на 2014 год.

На сегодняшний день Китай демонстрирует высочайшие темпы освоения космического пространства. Объёмы инвестиций и количество научных программ в этой области значительно превосходят показатели России. Для ускорения работ, ежегодно сотни китайских специалистов получают образование в профильных учебных заведениях по всему миру. Не гнушаются китайцы и прямым копированием, так очень многое в китайском пилотируемом корабле «Шэньчжоу» повторяет российский космический корабль «Союз».


Спускаемый аппарат корабля «Шэньчжоу-5»


Вся конструкция корабля и все его системы почти полностью идентичны советским космическим кораблям серии «Союз», а орбитальный модуль построен с использованием технологий использовавшихся в серии советских космических станций «Салют».

Франция

Космодром «Куру» - расположен на побережье Атлантического океана, на полосе, приблизительно, длиной 60 км и шириной 20 км между городками Куру и Синнамари, в 50 км от столицы Французской Гвианы - Кайенны.


Космодром «Куру» расположен очень удачно, всего в 500 км к северу от экватора. Вращение Земли придаёт носителю дополнительную скорость в 460 метров в секунду (1656 км/ч) при траектории запуска в восточном направлении. Это экономит топливо и деньги, а также продлевают активную жизнь спутников.


Запуск ракеты-носителя «Ариан-5»


В 1975 году, когда образовалось Европейское космическое агентство (ESA), французское правительство предложило использовать космодром «Куру» для европейских космических программ. ESA, рассматривая космодром «Куру» как свою составную часть, финансировало модернизацию пусковых площадок «Куру» под программу космических кораблей «Ариан».


Спутниковый снимок Google Earth: космодром «Куру»


На космодроме функционируют четыре пусковых комплекса для РН: тяжелого класса - «Ариан-5», среднего - «Союз», лёгкого - «Вега», и ракет-зондов. В 2012 году с территории космодрома «Куру» было запущено 10 ракет-носителей, что соответствует количеству запусков с Мыса Канаверал.


Запуск ракеты-носителя «Вега»


В 2007 году в рамках российско-французского сотрудничества на космодроме «Куру» были начаты работы по строительству площадок для пуска российских ракет «Союз-2». Первый запуск российской ракеты-носителя Союз-СТБ произведён 21 октября 2011 года. Следующий запуск российской ракеты-носителя класса Союз-СТА состоялся 17 декабря 2011 года. Крайний запуск ракеты-носителя Союз-СТБ с космодрома состоялся 25 июня 2013 года.

Самый известный космодром России - это Байконур. С него было произведено наибольшее количество пусков ракет-носителей. В данный момент Россия строит новый космодром "Восточный".

Сколько в мире космодромов?

Байконур - старейший космодром России и всей планеты. К тому же еще и самый крупный. Он был основан в 1955 году на территории Казахстана. После распада Советского Союза космодром арендуется российским правительством у казахской стороны. В данный момент договор аренды заключен до 2050 года.

Всего в мире существует 14 космодромов, с которых производились запуски ракет-носителей. Сама территория представляет собой комплекс сооружений, предназначенный для запуска специальных аппаратов в космос. Как правило, они занимают огромные площади и находятся на большом удалении от населенных пунктов. Ведь ступени, отделяющиеся в процессе полета, могут нанести повреждения жилым домам или соседним стартовым площадкам.

Ученые уже давно приметили, что самое выгодное месторасположение космодромов - прямо на экваторе. Таким образом, ракета-носитель экономит около 10% топлива по сравнению с ракетой, которая запускается из средних широт.

Помимо России космодромы, с которых уже запускались ракеты-носители, существуют в США, Французской Гвиане, Китае, Индии, Японии, Корейской Народной Демократической республике и Иране. Также функционирует международная стартовая платформа "Одиссей", находящаяся в Тихом океане.

№ 1 - Байконур

Крупнейший космодром России начали строить в 1955 году. Первоначально была создана специальная комиссия, которая определяла место, где появится это сооружение. Эта территория должна была соответствовать нескольким условиям. Выбирали обширный, но в тоже время малонаселенный район, поблизости должна была находиться железнодорожная магистраль. Также обязательные условия - наличие питьевой и технологической воды в больших объемах.

Рассматривались несколько вариантов. В итоге выбор остановили на Кызылординской области на территории Казахской ССР. Космодром начали строить в пустыне, неподалеку от Аральского моря, рек Сырдарья и железнодорожной ветки Москва - Ташкент. Еще одним преимуществом стала солнечная погода, которая сохраняется в этих местах около 300 дней в году. К тому же пустыня относительно недалеко от экватора.

Строительством космодрома руководил Георгий Шубников, генерал-майор инженерно-технической службы. Интересно, что для дезориентации возможного противника, помимо основного космодрома были построены несколько камуфляжных сооружений. Это ложный космодром в Карагандинской области. Он находится возле поселка Байконур. После успешного полета в космос первого человека, Юрия Гагарина, именно название Байконур закрепилось в сознании людей. В результате так сейчас называют и реальный космодром, расположенный в другом месте.

История объекта

Запуск первой ракеты с территории Байконура был произведен в 1957 году. Правда, неудачный. 21 августа впервые ракета успешно доставила условный груз с Байконура на Камчатку.

В 22.28 4 октября 1957 года началась космическая эра. Советский Союза запустил с Байконура первый в мире искусственный спутник. А в 9.07 отсюда же впервые отправился в космический полет первый человек.

На Байконуре организована масштабная инфраструктура. На космодроме 9 стартовых комплексов и 15 пусковых установок. Функционируют сразу два аэродрома, более тысячи километров автомобильных дорог, тысячи километров линий связи и электропередач.

№ 2 - космодром "Восточный"

В 2007 году президент России Владимир Путин подписал указ о начале строительства нового объекта. Космодром "Восточный" в России начали возводить в 2012 году.

Он должен обеспечить стране независимый доступ в космос. Помимо этого он должен гарантировать выполнение всех обязательств по коммерческим и международным космическим программам, а также позволит существенно сократить затраты на содержание Байконура. В конечном счете, улучшится социально-экономическая обстановка в Амурской области, где ведется строительство.

Целым рядом преимуществ обладает территория, на которой строится космодром "Восточный. Россия получит возможность отправлять в космос ракеты, минуя густонаселенные районы страны и территории иностранных государств. Поблизости находятся автомагистрали и железная дорога, аэродромы. С появлением нового космодрома будут нейтрализованы политические риски, связанные с расположением Байконура в Казахстане.

Коррупционные скандалы

Строительство нового космодрома регулярно сопровождается скандалами. Только на первый этап было выделено более 80 миллиардов рублей, всего на строительство планируют потратить около 300 миллиардов.

При этом постоянно происходят коррупционные скандалы. Они начались еще в 2012 году, когда на "Восточном" начали бастовать рабочие, которым не выплачивали заработанную плату. Для решения этой проблемы туда был направлен вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин. В 2014 году он стал главным координатором стройки. На месте будущего космодрома с тех пор он побывал более полусотни раз.

Несмотря на это, уже к весне 2015 года задолженность по заработанной плате составляла около 150 миллионов рублей. Строители объявили бессрочную голодовку, это стало одной из главных тем общения с президентом России Владимиром Путиным по прямой линии.

На данный момент возбуждены уголовные дела по факту хищения 7,5 миллиарда рублей.

Судьба Байконура

После того как стало известно, что появится свой космодром на территории России, многих волновала судьба Байконура. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев официально признал, что государственный бюджет будет не в состоянии содержать космодром. По этой причине, Астана не будет настаивать на его передаче Россией.

В то же время очевидно, что как минимум на ближайшие годы казахстанский космодром останется главной площадкой для пуска тяжелых ракет. Даже после запуска в эксплуатацию "Восточного". Хоть и планируется, что со временем это будет главный космодром России.

Например, сверхтяжелую ракету "Ангара" на новом космодроме рассчитывают запустить не раньше 2026 года. Еще один минус новой площадки для запуска космическим ракет состоит в том, что она находится примерно на 6 градусов севернее Байконура. А ведь, чем ближе стартовая площадка к экватору, тем ниже затраты и выше эффективность.

Поэтому, наверняка, Россия не будет уходить с Байконура в ближайшие годы. На спад пойдет, разве что политизация в сотрудничестве между Москвой и Астаной, которая часто строится на том, что главный российской космодром находится на зарубежной территории.

№ 3 - космодром Плесецк

Еще один известный космодром России расположен в Плесецке. Этот космодром занимается обеспечением российских космических программ, которые связаны с оборонными функциями, а также с научными и коммерческими задачами.

Он находится в Архангельской области, почти в 200 километрах от регионального центра. Рядом пролегает Плесецкая Северная железная дорога.

Административный и жилой центр космодрома расположен в городе Мирный. Его население составляет примерно 30 000 человек.

Первый старт ракеты-носителя из Плесецка состоялся в 1966 году. После этого он выполнял функцию испытательного полигона для стратегических ракетных комплексов межконтинентальной дальности.

После 1968 года реализуются международные программы. Такую работу проводят и другие космодромы России. Плесецк, например, принимал у себя французский космический аппарат.

Трагедии в Плесецке

Многие космодромы России, список которых вы найдете в этой статье, попадали в печальную хронику происшествий с человеческими жертвами. Плесецк не стал исключением.

В 1973 году 8 человек погибли во время взрыва ракеты "Космос". Это произошло в ходе ее заправки. Еще 10 человек были госпитализированы. Один из них в результате скончался от полученных ожогов, не приходя в сознание.

В 1980 году произошла самая масштабная трагедия, унесшая жизни 48 человек. Взрыв произошел снова во время заправки. На этот раз в эпицентре происшествия оказалась ракеты "Восток" и ее спутник.

В 1987 году вспыхнул пожар в расположенной поблизости воинской части. 5 человек погибли.

В 2002 году через несколько секунд после старта взорвалась ракета "Союз". На борту был один член экипажа.

Последняя трагедия произошла в 2013 году. Двое погибли и трое были госпитализированы в ходе стандартной очистки емкости из-под ракетного топлива.

Несмотря на это Плесецк - это самый северный космодром России, на котором продолжаются пуски ракет.

№ 4 - космодром Капустин Яр

Перечисляя космодромы России, список которых присутствует в этой статье, нельзя не упомянуть Капустин Яр. Он расположен на северо-западе Астраханской области. Первоначально был построен как полигон для испытания баллистических ракет в 1946 году.

Капустин Яр часто называют "российским Розвелом". Считается, что именно здесь советские ученые исследовали инопланетные корабли. В подтверждение этой легенды существует множество телепрограмм, в которых, к примеру, подробно описывается схема расположения подземного комплекса под полигоном.

№ 5 - космодром "Свободный"

Те, кто интересуются, где в России космодромы, знают о существования не такой популярной стартовой площадки, как предыдущие, "Свободный". Он находится в Амурской области, неподалеку от города Циолковский, бывшего Углегорска.

Всего отсюда было произведено пять запусков ракет. Последний - в 2006 году. Уже 10 лет космодром не функционирует.

В 2000-х годах планировалось, что с этого космодрома будут осуществляться запуски ракетного комплекса "Стрела". Однако он не прошел государственную экологическую экспертизу. В первую очередь, из-за высокотоксичного ракетного топлива гептил. Против него, кстати, выступают и многие казахстанские общественные и экологические организации.

В конечном счете, его решено было ликвидировать в рамках масштабного сокращения вооруженных сил из-за низкой рентабельности и ликвидности. Запусков с космодрома "Свободный" производилось крайне мало, как следствие, финансирование было минимальным.

№ 6 - плавучий космодром "Морской старт"

Есть у России и свой плавучий космодром - это платформа "Морской старт". Она расположена в Тихом океане. Самый близкий к ней участок суши - остров Рождества.

С 1995 года им руководит международный консорциум. В него входят Россия и США. Первый демонстрационный спутник был запущен уже в 1999-м. Тогда же состоялся и первый коммерческий запуск ракеты-носителя.

На данный момент с космодрома "Морской старт" были отправлены 36 ракет. Причем три из них были провальными, один пуск признан частично успешным.

Человечество активно осваивает ближний и дальний космос. Обслуживание Международной космической станции, функционирование спутниковой системы навигации, орбитальные и межпланетные научно-исследовательские программы - все это требует регулярных запусков космических аппаратов. На сегодняшний день в мире несколько стран, имеющих собственные площадки для запусков. Крупнейшие из них: Россия, США, ЕС, Китай, Индия, Бразилия, Япония и Иран. Но все ли страны находятся в одинаковых «стартовых» условиях?

Оказывается, нет. И речь идет не о разных материальных и технических возможностях космических держав. Все дело в географическом расположении точки запуска. Интересно, что самое выгодное место для пуска ракет, с точки зрения экономии топлива и веса полезного груза, находится на экваторе Земли. Ракета, стартующая на 0 широте или в максимальной близости к ней, наиболее полно использует энергию вращения нашей планеты вокруг своей оси. Можно сказать, что создается эффект «попутного ветра», когда к скорости ракеты добавляется скорость вращения планеты. Этот эффект уменьшается при продвижении на север или юг от экватора. По подсчетам специалистов, ракета, стартующая с экватора, экономит до 10% топлива по сравнению с ракетами, запущенными в средних широтах. В сравнении с более высокими широтами этот показатель еще выше. А если требуется меньше топлива, то освободившееся место можно занять полезным грузом. Получается, что старты с экватора не только экономят средства, но и увеличивают грузоподъемность ракеты.

Другим немаловажным фактом, влияющим на выбор местоположения для строительства будущего космодрома, является подходящая территория, на которую будут падать отделяющиеся ступени ракет-носителей. Ракеты запускаются в восточном направлении, а отделяющиеся части в несколько этапов приземляются на расстоянии от 300 до 2000 километров от космодромов. Это довольно щекотливый момент, связанный с загрязнением окружающей среды и с безопасностью проживающего там населения. Поэтому самым удобным местом считается точка, при запуске с которой ступени ракеты будут падать в океан. Другим приемлемым вариантом при отсутствии океана является собственная территория суши, главное, чтобы не соседнее государство.

Одной из наиболее удобных площадок для запусков по этим параметрам считается космодром Куру, с координатами 5°14′21″ северной широты. Он расположен во французской колонии Гвиане, на восточном побережье Южной Америки, в непосредственной близости к экватору, а к востоку от него простирается бескрайний Атлантический океан, хранящий в себе отделяющиеся части ракет. В основном оттуда запускают свои ракеты Европейское Космическое Агентство и Франция. Недалеко от него, также на побережье, расположен бразильский космодром Алкантара с координатами 2°21′54″ южной широты. А вот американский космодром Мыс Канаверал расположен уже на некотором удалении от экватора, его координаты 28°29′20″ северной широты. У США есть еще 5 космодромов, самый удобный из которых расположен на Маршалловых островах в Тихом океане с координатами 8°59′58″ северной широты.


Довольно интересно расположение итальянского космодрома Сан-Марко. Эта европейская страна оборудовала для себя космодром на двух соединенных нефтяных платформах у восточных берегов Африки, в заливе Формоза. Это территориальные воды Кении. Все эти сложности и удаленность от Италии с лихвой компенсируются выгодным расположением: всего 2°56′27″ южной широты и бескрайний океан на востоке. Хорошими позициями обладает также индийский космодром Шрихарикота, расположенный на 13°43′12″ северной широты и океаническом побережье. Китай, Иран и Япония обладают средними позициями с точки зрения географического преимущества.

А вот кому приходится тяжелее всех при выводе ракет на орбиту, так это России, стартовые площадки которой имеют одни из худших позиций ввиду ее северного местоположения. Ближайший к экватору космодром, с которого Россия осуществляет регулярные запуски, это Байконур с координатами 45°57′58″ северной широты. Расположен он на территории Казахстана, а отработанные ступени приземляются на территории Казахстана и России. Новый космодром Восточный в Амурской области еще севернее и находится на 51°53′04″ северной широты, правда ступени частично будут падать в море. А вот российский космодром Плесецк является самым северным в мире и расположен на 62°57′36″ северной широты.

Конечно, когда дело доходит до выбора места расположения нового полигона, во внимание берутся не только факторы географического удобства, но и безопасность будущего объекта, инфраструктура региона, а также ряд других параметров. Но сегодня, когда космические запуски приобретают массовый характер, игроки на рынке коммерческих космических запусков и государственные корпорации ищут пути наиболее дешевых и удобных площадок, перемещаясь в океан и к экватору.

April 12th, 2015

2 июня 1955 года проект строительства «Научно-исследовательского испытательного полигона № 5» (НИИП-5) был утвержден Генеральным штабом Министерства обороны СССР. Этот день считается днем рождения комплекса «Байконур» который включает в себя город и космодром.

Как возникло это название? Космодром так назвали по имени ближайшего города? Или новый построенный город назвали по имени космодрома?

Оказывается, в самом начале истории города и космодрома ни один и ни второй не назывались Байконуром …

Из воспоминаний В.А.Скробана: «Место, в котором я служил, закрытый город Ленинск, и космодром в его окрестностях в казахской пустыне Тюра-Там называли Байконуром неофициально, из соображений секретности. Мы знали, что на самом деле Байконур — это глухая деревушка севернее, в которой нет никакого космодрома. Надо было, чтобы враги Родины думали, что запуски ракет производятся там, чтобы отвлечь внимание от космодрома настоящего».

Представляете! У меня не укладывалось в голове, как это легендарное название оказалось «пустышкой»!» Если вы начнете искать на эту тему информацию, то не найдете абсолютно НИ-ЧЕ-ГО! И вот почему:

«12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона. Этот полигон предназначался для проведения испытаний ракетной техники, способной как доставлять ядерные заряды на огромные расстояния (в частности до США), так и для исследования космического пространства, о чем человечество мечтало с давних времен. Расположение космодрома было выбрано не случайно. Удаленность от больших трасс и ж/д путей, удаленность от границы. С точки зрения климата этот район для стартов ракет благоприятен — более 300 солнечных дней в году, мало осадков, низкая влажность, короткая зима. Место для космодрома было выбрано из трех вариантов — Северокавказского, Дальневосточного и Казахстанского. Размещение космодрома южнее было нежелательным из-за расположения трасс и основных полей падения отработанных ступеней в Китае или густонаселенных районах Средней Азии. Территория космодрома и сопутствующих ему служб оказалась в излучине Сырдарьи, посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ордынской области — Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там. Естественно, что все У-2, пролетавшие над Казахстаном, включая самолет Пауэрса, тщательно фотографировали гигантское строительство реального объекта.

Для обеспечения секретности объекта было начато строительство мнимого космодрома. На северных отрогах хребта Алатау в Казахстане есть поселок Бойконыр или, по-русски, Байконур. В начале 50-х годов с большими трудностями туда завезли лесоматериалы и возвели из них макет стартовых устройств космодрома. Как это было во время войны, когда для отвлечения бомбардировочной авиации противника строили ложные аэродромы с фанерными муляжами самолетов. Ни дорог, ни источников водо- и электроснабжения там не было. То есть и прятать было нечего. Американские разведывательные самолеты Байконур вниманием не жаловали. Тем не менее, «космодром» на Байконуре охраняли вплоть до начала 70-х годов. Все сообщения в советской печати о запусках спутников местом запуска указывали Байконур. Постепенно это название стало ассоциироваться с настоящим космодромом. Хотя, «чтоб никто не догадался», этот настоящий космодром и район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга».

Строительные работы на полигоне были начаты во второй половине зимы 1955 года военными строителями под руководством Г. М. Шубникова. Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сырдарьи, а 5 мая было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка.

Официальной датой рождения города и полигона считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Министерства Обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона и создана войсковая часть 11284 - штаб полигона. Полигон и посёлок получили неофициальное название «Заря». В 1955 году совместным решением Министерства Связи и Министерства Обороны СССР был установлен условный почтовый адрес для войсковых частей полигона - «Москва-400, в/ч №…».

В течение второго полугодия 1955 года продолжалось строительство деревянных административных и жилых зданий (в основном барачного типа) на улицах Набережной и Пионерской, впоследствии за этим районом (южная часть города) закрепилось название «Деревянный городок». Общая численность гражданского и военного персонала, работающего на полигоне, к концу 1955 года превысила 2500 человек.

Летом 1956 года началось строительство кирпичного казарменного городка в квартале, получившем название «Десятая площадка» (ныне ул. Гагарина). Позже этим термином в разговорной речи нередко называли и весь посёлок «Заря» (впоследствии - п. Ленинский и г. Ленинск). В конце 1956 года для военнослужащих полигона был установлен новый почтовый адрес - «Кзыл-Орда-50» (позднее он был сменён на «Ташкент-90», который действовал до конца 1960-х годов). К началу 1957 года численность персонала полигона превысила 4000 человек.

Первоначальным проектом предусматривалось, что посёлок расположится на обоих берегах реки, однако мощное весеннее половодье заставило уже через несколько лет отказаться от этого замысла, тем более что постройка моста через реку потребовала бы значительных финансовых и временных затрат. Строительство посёлка развернулось на правом берегу реки, для защиты от паводковых вод в южной части посёлка была сооружена специальная двухметровая дамба.

29 января 1958 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР посёлку на площадке 10, не имевшему названия, а неофициально называвшемуся «Заря», присвоено название Ленинский. По проекту посёлок был рассчитан на постоянное проживание около 5 тысяч человек. Однако, благодаря интенсивному расширению проводимых на полигоне опытно-испытательных работ, уже в конце 1959 года в поселке Ленинский проживало 8000 человек, а к концу 1960 года - более 10000 человек.

В конце 1950-х - начале 1960-х годов проводилась массовая застройка посёлка трёхэтажными кирпичными домами («сталинского» типа с высокими потолками) в границах улиц Осташева - Коммунальная - Носова - Ленина, Носова - Коммунальная - Шубникова - Речная; построены четырёхэтажные здания - штаб полигона и универмаг - на площади Ленина.

Жилой город получил вполне официальное название «Ленинск» и уже намного позже в конце 90-х годов ему было присвоено его сегодняшнее имя. В связи с чем на карте Казахстана появился второй Байконур. А 5-й НИИП получил открытое название «Космодром Байконур» (для публикаций в прессе и т. п. целей) после первого полёта в космос человека - Ю. А. Гагарина, состоявшегося 12 апреля 1961 года, в этот день космодрому было вручено Боевое знамя.

Байконур из космоса.

Вот делится своими воспоминаниями заслуженный строитель России, прораб легендарного «Гагаринского старта» полковник в отставке Сергей Алексеенко.

Сергей Андреевич, понятно, засекреченность строительства космодрома была страшная. Но вы-то, военные строители, знали, что возводили?

Нет. Знали только, что минобороны создает ракетную базу для защиты своих рубежей, нанесения ответного ядерного удара по США в случае войны. В легендах прикрытия Генштаба она имела название «Стадион». Первые строители прибыли на станцию Тюра-Там в январе 1955 года. Но лишь в сентябре начались работы по рытью котлована под первый старт. Техники поначалу не хватало: каких-то пять скреперов, два бульдозера, столько же экскаваторов, пять самосвалов. Все. И это, чтобы за считанные месяцы вынуть из котлована глубиной 50 метров более одного миллиона кубометров породы! Все равно, что Азовское море вычерпывать ложкой.

А тут еще с глубины полтора-два метра пошел не песок, а ломовые глины, которые не брал ни один ковш. Попробовали рыхлить отбойными молотками — бесполезно. Зато разные представители из инстанций, глядя в чертежи, удивлялись «безделью и лености» тогдашнего прораба. И так довели его, что он, разочарованный в своих способностях «выкопать какую-то яму», слег в больницу. Я тогда работал на других объектах. Помню, еще подумал: не дай бог попасть на котлован. И как сглазил: с января 1956 года меня назначили прорабом на первый космический старт. Так что начал Байконур с нуля и прошел всю стройку. До подписания акта сдачи «Гагаринского комплекса», а потом и прочих в эксплуатацию.

- С Главным конструктором встречались часто?

Конечно. Мы общались очень тесно. Настолько, что некоторые даже окрестили меня чуть ли не «придворным» прорабом Сергея Павловича Королева: по его командам я выполнял работы в действующем монтажно-испытательном комплексе, на старте и т.д.

- Крутой нрав Королева доводилось испытать на себе?

Он меня схватил за грудки уже в самую первую встречу. Кстати, его фамилию из-за конспирации не называли, просто сказали: «С вами встретится Главный конструктор». А встретиться нужно было срочно. Мы провели серию мелких взрывов и вдруг вышли на водяной горизонт. Как оказалось, чертежи проектного института были подготовлены без данных по гидрогеологии. Я предложил остановиться и начать устройство фундаментной плиты на достигнутой глубине. Но нужно было «добро» заказчика.

Однако Сергей Павлович буквально стал трясти перед моим носом кулаком: «Нет, ты мне выкопаешь котлован строго по проекту или будешь мыть золото очень далеко отсюда!» Я в сердцах бросил: «Далась вам эта глубина. Метр больше, метр меньше — какая разница?» Королев выругался и уже спокойно сказал: «Я с этим не могу согласиться. Ракетная струя должна иметь длину свободного пробега не меньше половины высоты стартующей ракеты. В противном случае ракета не сойдет со старта или, сойдя, упадет рядом. Поэтому прошу: сделай все по проекту!» Вот тогда я впервые понял, что все-таки мы строим. Потом трения с Королевым, конечно, были, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Взаимопонимание было полным.

- И как же удалось выполнить просьбу Сергея Павловича, не затопив котлован?

Все просчитали и сделали два мощных взрыва, чтобы отжать воду и выбрать породу «по суху» до нужной отметки. Драматизм в чем был? Взрывать-то нам «сверху» запретили. Но выхода иного мы не видели. Действовали на свой страх и риск. Я присутствовал при разговоре начальника строительства космодрома Георгия Шубникова и главного инженера Главка минобороны Михаила Григоренко: мол, если что случится, Алексеенко в тюрьму сажать не будем, но одну звездочку с него снимем, понизим в звании.

Первые шурфы бурили ночью, а на день их маскировали бугорком земли. Чтобы проверяющие ничего не заподозрили. Первый взрыв назначили на 5 утра. А за пять минут до него подходит ко мне бригадир подрывников: «Может, не будем рвать,а? Ну ее к черту, эту яму — пусть стоит недокопанная». Я погрозил ему пальцем и показал на часы. А потом рванули 20 тонн взрывчатки. Первым подошел к краю котлована бригадир. Как закричит: «Молодец, прораб! Никакой воды. Утерли мы нос академикам-контролерам!»

- Вы строили не только космодром Байконур, но и потом Плесецк. Где было сложнее?

Мне кажется, условия строительства Байконура были идеальными по сравнению с условиями Плесецка. Казахстанский климат прекрасный для жизни и строительных работ. А в Плесецке? Тайга, бездорожье и тучи комаров.

- А какая из встреч с Сергеем Павловичем запомнилась вам особенно?

За год до его смерти. Я тогда работал в минобороны и в тот день пришел на прием с бумагами к Михаилу Георгиевичу Григоренко, который уже был начальником Главка. И вдруг в приемную заходит Королев. Пожал руку: «Что ты тут делаешь?» Рассказал про «лунник». «Это же моя самая лучшая программа» — весело говорит он. А меня тогда мучили проблемы, связанные с подготовкой стартового комплекса для ракеты Н-1, который проектировался мелко заглубленным, так называемым «трехлепестковым». «Вы разрешали сокращать глубины более поздних «гагаринских» стартов?» — быстро задаю вопрос. «Нет». Спрашиваю про сам старт. «Его проект еще не видел», — отвечает. «Сергей Павлович, вы знаете, что с трехлепесткового старта ракета не пойдет? Мы проверили на макете», — тороплюсь я. «Что надо делать?» — «Запроектировать новый старт по типу «гагаринского» или делать пусковой стакан, как на шахтных вариантах». — «Хорошо, — подводит итог Королев. — Я вызову Бармина. Разберусь. Созвонимся».

Потом в кабинете с Григоренко выпили сухого грузинского вина. Сергей Павлович провозгласил тост: «Ну, що, хлопцы, побалакаем. Побажаю вам счастья!» Первым выпил и разбил бокал об пол. Как попрощался с нами.

Сергей Андреевич, почему, по вашему мнению, лунную ракету Н-1 преследовали неудачи: аварии следовали одна за другой?

Я убежден: «лунник» погиб из-за плохой газодинамики стартового сооружения. Трехлепестковый старт лунной программы Н-1, на котором настояли проектировщики, «экономично» сокращал объемы земляных работ. Но за такой «экономичностью» маскировалось отсутствие главного условия нормального старта — не было места для свободного пробега газовой струи ракеты. И она сама себя сжигала при старте.

- Правда, что Королев считал Байконур счастливым местом на земле?

Да, наряду с Одессой, Москвой и Троице-Сергиевой лаврой. Почему? При рытье котлована под «гагаринский» старт на глубине 35 метров было обнаружено древнее костровище. Несколько поленьев были уже покрыты серебристыми высолами. Мы срочно вызвали археологов из ближайшего города. Но они так и не приехали. Тогда я сложил остатки костра в ящик, а одно полено отправил в столицу. Оттуда через три месяца пришел ответ: находке 10-30 тысяч лет. Узнав об этом, Сергей Павлович резюмировал: «Самое главное, что мы строим сооружение на берегу жизни древней цивилизации, значит, это место будет счастливым и для нас». А небольшой уголек положил в спичечный коробок и унес с собой.

- Скажите, а ракетчики не чувствовали себя на космодроме «белой» костью по сравнению со строителями?

Никогда! Мы жили в равных условиях: тяжело — так всем. Полегчало — так тоже всем. Главный конструктор говорил: «Наземные стартовые сооружения — это больше, чем ракета. Ракета без них — металл, начиненный оборудованием. И потому мы к строителям относимся так же, как и к ракетчикам, ибо они вместе делают одно большое дело».

- А были в истории космодрома анекдотические случаи?

Сколько угодно. Скажем, такой. На 1957 год помощник Королева заказал цистерну спирта — 12 тонн для промывки систем и прочее. А израсходовали только 7 тонн. Что делать? Ведь знали, что Госснаб СССР на очередной год выделит не больше «расхода». Помощник вызвал бульдозер, вырыли возле цистерны яму и туда слили оставшийся спирт. Засыпали песком. Но кто-то разнюхал, разгреб песок… Черпали прямо котелками. Так на полигоне, где царил сухой закон, появилась выпивка. Правда, порядок навели быстро — остатки спирта просто-напросто выжгли. А Сергей Павлович потом еще долго вздыхал: «Вот стыд-то какой, такое добро и в землю!»

Давайте почитаем, что пишет Директор Института истории естествознания и техники РАН Батурин Ю.М.:

Жизнь в городе, конечно, была очень заманчивой для жителей окрестных посёлков, но всё же отличалась скромностью. До начала 1990-х годов там не было ни одного базара. Продукты можно было купить только в магазинах, причём основные — по талонам. Правда, летом крестьяне привозили и продавали со своих лотков овощи и фрукты. Базар появился стихийно в 1991 году, когда в магазинах абсолютно ничего не осталось. Это место первой, полузаконной тогда торговли нарекли «Полем чудес». 26 сентября 1991 года городской рынок легализовали. Общественных туалетов в городе не было вплоть до начала XXI века. На улицах лежали горы мусора. Машин было мало, они обслуживали в основном объекты космодрома, старые автобусы, именуемые в просторечии «скотовозками», ходили (довольно редко) всего по четырём маршрутам. Летом часть автобусов снимали с маршрута и направляли на перевозку жителей на дачи близ аэродрома «Крайний».

Кстати, добраться до аэродрома было трудно. Но ещё труднее — купить билет в Москву: в неделю было всего два рейса, байконурцы записывались в очередь за месяц и постоянно дежурили у единственной авиакассы. Космонавты и технические специалисты летали на Байконур и обратно специальными, не рейсовыми самолётами. Военным строителям всегда было несладко, но после распада Советского Союза условия их жизни стали и вовсе нетерпимыми: у солдат не было чистого белья, они подолгу не были в бане, даже в морозы умывались на улице ледяной водой; кормить стали и вовсе плохо.

И в феврале 1992 года произошёл бунт военных строителей. Благодаря увещеваниям местных аксакалов трагедий удалось избежать, и солдат отправили «в отпуск», из которого почти никто не вернулся, но всех оставили в покое, не стали трогать. Через год взбунтовались солдаты-ракетчики, готовившие ракету-носитель «Протон», — из-за неукомплектованности части на каждого выпадало работы втрое больше положенного. Был бунт военных строителей и в 2003 году, причём повод оказался неожиданным. Сообщения о строительстве космодрома «Восточный», на который Россия якобы собирается перевести все свои пуски, включая пилотируемые, вызвали слухи о том, что космодром «Байконур» вскоре закроют, а солдат отправят служить в Сибирь. В результате ухода военных с космодрома освобождались квартиры в городе, причём многие из них были с мебелью и вещами, поскольку контейнеров было очень мало и уезжающие бросали всё, лишь бы уехать. Брошенные квартиры тут же стали захватываться жителями ближайших аулов, которые иногда селились в них вместе с козами и другой живностью. Из пустующих квартир стали воровать сантехнику и газовые плиты.

Как говорят, по этой причине в одном из домов произошли утечка газа и взрыв, унесший 16 жизней. Общежитие, в котором селили технических специалистов, приезжавших в длительные командировки по космическим программам, за неприглядные условия жизни прозвали «Бухенвальдом». При переходе управленческих функций в городе от военных к гражданским начались неразбериха и разгул преступности. Между российской и казахстанской милицией на первых порах не было даже прямой телефонной связи.

Вода подавалась по графику даже в медицинские учреждения. ТЭЦ начали забирать у военных в начале отопительного сезона, в результате чего зимой байконурцы остались вообще без тепла и жили в туристических палатках (у кого были), поставленных прямо в квартире. Казалось, Байконур умирает. Многие специалисты покинули его навсегда. Ситуацию спас договор 1994 года, по которому Россия брала космодром в аренду у Казахстана на 20 лет (впоследствии он был продлен). На возрождение Байконура были выделены немалые деньги, но и они стали использоваться так же, как и везде в наше время: когда в городе не осталось средств на закупку хлеба, последовало странное объяснение, что они якобы ушли на закупку бельгийского мороженого, а затем — голландских сыров и шоколадных конфет.

На самом деле деньги просто прокручивали в банках.

Сегодня ситуация выправилась, и Байконур сейчас представляет собой совершенно необычный и непростой город: его мэра назначают указами сразу двух президентов — Казахстана и России. Там действуют оба законодательства — казахстанское и российское (как? — загадка, учитывая, что во многих острых моментах они расходятся). Там слаженно работают правоохранительные органы Казахстана и России, два суда, два военкомата, два загса и в ходу две валюты.

И главное — живут там и граждане России, и граждане Казахстана. Больше нет проблем с холодной и горячей водой, светом, газом, отоплением. Появились новые гостиницы, дома, больницы, скверы, школы, в которых учат и на русском, и на казахском языках, действуют спортивные клубы, построен спортивно-оздоровительный комплекс, между прочим, с 50-метровым, олимпийским бассейном. Вылили на маршруты новые автобусы, появились частные такси (в такси берут деньги с каждого пассажира, даже если они едут вместе, например семьей). Ожил Байконур и продолжает обеспечивать космические запуски. Нельзя отказать байконурцам в чувстве юмора, без которого вряд ли можно было пережить трудные времена.

Когда на въезде в город установили памятник, внизу которого изображены шахтеры, выходящие из забоя, а стелу венчает первый спутник, ему сразу дали название «Из пещеры — в космос». Некогда горком партии прикрыл огромным щитом с большими буквами «КПСС» некрасивый пустырь, а позже на улице за поворотом поставили магазинчик с большими стеклянными витринами. Буквы тут же стали расшифровывать: «Кому похмелиться — стекляшка справа». Ещё один знаменитый дом с магазинами выглядел так слева — мужская обувь, справа — женская, а посередине — винный магазин, который немедленно окрестили «Между ног». Не использовали это название только футболисты, устраивавшие на поле за магазином турнир «Первенство пятого гастронома».

Отразилась в народной топонимике Байконура и вся история — советская и мировая — времен космической эпохи. Есть там микрорайоны «Малая земля» и «Японские острова», в начале 1970-х годов другой микрорайон нарекли «Даманским».

Вот еще несколько легенд Байконура:

Черный пастух

Байконур – в переводе с казахского означает «богатая долина». Так называется та местность, в которой расположен сам космодром. У древних кочевников, живших в тех пустынных местах, была интересная легенда о Черном Пастухе, который соорудил из шкур огромную пращу, наполнил её раскаленными камнями и верблюжьим жиром и бросал эти камни во врагов, которые приближались к его становищу. Падая, горячие камни и жир поражали врагов, те же, кто уцелел, бежали в ужасе. В тех местах, куда падали камни долгое время ничего не росло, и на земле оставались выжженные отметины. Кочевники считали эту долину «пупом земли». По мнению специалистов, легенде этой больше десяти веков. Теперь же из гигантской «пращи» космодрома вылетают совсем другие «горящие камни» – спутники и ракеты. Так древняя легенда нашла свое отражение в зеркале современности.

Мещанин-вольнодумец, которого сослали на Байконур.

А был ли он? Конечно, нет. Эта газетная байка появилась в прессе в семидесятые годы и породила нешуточный отклик читателей, которые приняли её за чистую монету. «Московские губернские ведомости» якобы за 1848 г. сообщали: «Мещанина Никифора Никитина за крамольные речи о полёте на Луну сослать в киргиз-кайсацкую степь, в селение Байконур». Так пошутил один из днепропетровских читателей «Известий», который в 1974 г. взял да и прислал письмо в редакцию, в которое вложил вырезку из газеты «Днепр вечерний». Позднее, когда началась шумиха в прессе, читатель признался, что все выдумал, потому что хотел пошутить. Не было никакого мещанина. Не было никакой ссылки.

А мы с вами вспомним , и интереснейшую Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Похожие публикации