Когда сталин стал сталиным. Почему Иосиф Джугашвили взял псевдоним «Сталин»

Всего у Сталина было более тридцати псевдонимов, каждый из которых имел свое значение и историю . Считается, что фамилию Сталин Джугашвили стал использовать в связи с ярким ассоциативным рядом твердого и стойкого металла. Сталь – негнущаяся и гибкая, стальной стержень – вот что стало неотъемлемой частью исторического образа великого политического деятеля, он – , несгибаемый революционер.

Фашизм как инструмент реакционной буржуазии

В качестве идеологического и политического течения возник в Западной Европе под влиянием кризиса буржуазного общества в первые десятилетия прошлого века. Зарождение фашистской идеологии стало возможно лишь после вступления капитализма в последнюю – империалистическую – стадию своего развития.

Фашизм полностью отрицает либеральные и демократические ценности, которыми так гордится буржуазия.

Классическое фашизма дал один из лидеров Коммунистического интернационала Георгий Димитров. Он назвал фашизм открытой и основанной на терроре диктатурой самых реакционных кругов финансового капитала. Это не власть, находящаяся над классами. Она представляет интересы не всей буржуазии, а только той ее части, которая тесно связана с финансовой олигархией.

В отличие от сталинизма, который в какой-то мере стоял на страже интересов пролетариата, фашизм ставил перед собой цель расправиться с рабочим и наиболее прогрессивными представителями других слоев общества. Роднит же оба режима то, что как фашизм, так и сталинизм основаны на тотальном терроре и беспощадном подавлении инакомыслия.

Если во времена сталинского правления имели место частичные отступления от классической марксистской идеологии, то фашизм во всех его формах является ярым и открытым врагом коммунистических идей. Поэтому ставить знак равенства между этими явлениями нельзя.

Видео по теме

Как правило, у человека существует 5 физических качеств - это сила, выносливость, ловкость, быстрота и гибкость. Последнее является чуть ли не самым важным из всех вышеперечисленных. Так почему же важно быть гибким? Постараемся найти ответ на этот вопрос.

Инструкция

Наверняка у каждого было ощущение: вроде ничего не весь день, а чувство усталости все равно присутствует. Как правило, наши мышцы имеют 2 состояния - сокращение и расслабление. И вот когда человек находится все время в первом, то есть в напряжении, тогда-то и возникает то странное ощущение усталости. Все это потому, что когда мышцы сокращены, им, соответственно, нужна энергия для поддержания своего рабочего состояния. Отсюда и , что они забирают всю последнюю энергию, что у нас есть. Именно для этого и нужно выполнять всевозможные растяжки. Они помогут высвободить молочную кислоту, которая находится в мышцах и держит нас в постоянном напряжении и стрессе. Ну, а это в итоге и отражается на состоянии здоровья.

Также растяжки в том, что она помогает человеку развивать движений. Это , что он сможет выучить любое новое для тела движение намного быстрее, чем негибкий человек. Все дело в том, что перенапряженные мышцы отвлекают мозг в самом прямом смысле этого слова. Они подают лишние ненужные сигналы, и он, соответственно, и теряет картину нового упражнения. Для этого и нужна растяжка, чтобы мозг делал именно то, что от него требуют.

Сокращенные мышцы выматывают сознание человека намного быстрее. Это происходит потому, что они постоянно сигнализируют нервной системе о своем перенапряженном состоянии. Растяжка, как правило, дает полное расслабление всем мышцам, и они перестают отвлекать и заострять внимание на себе. Благодаря этому снимается не только лишняя нагрузка на мышцы, но еще и улучшается выносливость наших нервов и концентрация внимания.

Как бы странно это ни звучало, но у сосудов есть свои мышцы, благодаря которым они помогают гонять кровь по всему организму. Но не стоит забывать, что сосуды состоят из двух компонентов. Поэтому помимо мышц у них еще есть эластический, так сказать, компонент. Так вот когда кровь направляется, например, от пятки к бедру, сначала она продвигается за счет мышечных волокон сосудов, затем застревает в специальных эластичных кармашках-мешочках. После чего вновь начинает движение, когда эти кармашки возвращаются в свою форму. Если слабо развит эластический компонент, возможно возникновение варикозного расширения вен. Растяжка помогает не только сделать сосуды упругими, но еще и снять с сердца лишнюю нагрузку.

Гипертоникам растяжка поможет нормализовать давление. Оказывается, что у человека, который совсем не тренируется, в теле находится очень много запасных сосудов. Поэтому если их задействовать растяжкой, то кровь будет течь не только по прежним сосудам, но еще и по новым, тем самым кровеносное давление.

Как правило, растяжка помогает гонять кровь по всему телу. А раз так, значит, она снабжает кровью и все остальные внутренние органы, что благотворно влияет на работу организма в целом.

Видео по теме

Роль Иосифа Виссарионовича Сталина в создании государства Израиль, провозглашенного в 1948 году, безусловно, была одной из самых главных. По мнению многих историков, журналистов и публицистов именно Сталин при создании израильского государства в 1947 году обеспечил ему серьезную поддержку в ООН.

После окончания Второй Мировой войны еврейские , которые во времена нацистской Германии подвергались жестоким гонениям во многих европейских странах, не желали возвращаться туда, где их близких и родных убивали, грабили и сжигали в . Вся либеральная мировая общественность искренне сочувствовала и симпатизировала им и считала, что восстановление еврейского государства в Палестине должно стать естественным процессом.

Однако, вопрос дальнейшей судьбы евреев и Палестины решали британские и политики, общественное мнение никак не влияло на их решения. Против появления на мира независимого еврейского государства выступало абсолютное большинство западных политических деятелей. Поэтому практически все исследователи данного вопроса сходятся во мнении, что именно Сталин и советская дипломатия сыграли решающую роль в создании Израиля.

Согласно Библии, Земля Израиля была завещана евреям Богом с тем, чтобы стать Землёй Обетованной - здесь находятся все священные места еврейского народа.

Цели Сталина и СССР

Тесное сотрудничество сионистских политических деятелей во главе с Бен-Гурионом и советского руководства началось еще в предвоенные годы, первая встреча прошла в 1940 году на территории советского в Лондоне. После войны продолжился. Ближний Восток в условиях угрозы начала новой мировой войны стал стратегически важным регионом. Понимая, что от арабов получить поддержку не получится, советские политические лидеры в целом и Сталин в частности видели перспективу усиления влияния в данном регионе только через евреев.

На самом деле судьба Израиля интересовала Сталина руководствовавшегося в вопросах внешней политики личными амбициями расширения международного влияния СССР постольку поскольку. Поддержка еврейских лидеров, прежде всего, преследовала цель ослабления влияния Великобритании и препятствование расширению влияния США на Ближний Восток. Советское руководство своими действиями пыталось создать условия, при которых попали бы в зависимость к СССР. Кроме того одной из важнейших задач, стоявших перед Сталиным, было обеспечение безопасности южных границ Советского Союза.

Предпринятые действия

Для того чтобы «выдавить» из Палестины Великобританию, имеющую мандат на управления частью территорий Ближнего Востока, советское руководство делало все возможные ходы. Палестинские евреи во второй половине 1940-х годов фактически вели против Англии, в которой получали материальную и моральную поддержку со стороны СССР. Когда остро встал вопрос о размещении огромного числа еврейских беженцев на территориях европейских стран, Советский Союз внес предложение направить потоки переселенцев в Палестину, что никак не устраивало Великобританию.

В сложившихся условиях Палестина стала для Лондона серьезной проблемой, что привело к решению английского правительства передать вопрос о ней в ООН. Это было первой победой советского и сионистского руководств на пути создания еврейского государства. Следующим шагом было формирование советскими дипломатами мнения международной общественности о возникшей острой необходимости создания Израиля. С этой задачей внешнеполитическое ведомство СССР справилось успешно.

После внесения Великобританией палестинского вопроса в генассамблею ООН Лондон ушел в сторону, дальнейшая борьба за судьбу этих территорий развернулась между СССР и США. В результате проведенных сессий политическое руководство США не смогло переиграть советских дипломатов и склонить на свою сторону большинство государств участников заседаний. Кроме того в решающем голосовании 5 стран советского блока обеспечили необходимое количество голосов, что в результате привело к ООН мандата на создание государства Израиль. 14 мая 1948 года, за день до окончания британского мандата на Палестину, Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства на территории, выделенной согласно плану ООН.

На следующий день после провозглашения создания независимого еврейского государства Лига арабских государств объявила Израилю войну, называемую в Израиле «Войной за независимость».

Роль Советского Союза и лично Сталина в обеспечении нужного количества голосов была решающей. Арабские страны были крайне возмущены позицией СССР и категорически не приняли решение ООН. Сталина арабская реакция уже не интересовала, теперь его целью было сделать все возможное для скорейшего присоединения будущего независимого еврейского государства к числу своих союзников.

Источники:

  • Зачем Сталин создал Израиль или еврейские дивизии Сталина.

Циниками не рождаются, циниками становятся. И тому виной современные устои и традиции, начинающие вредить здравому смыслу. Циник – это человек, разочаровавшийся в социальных механизмах жизни и потерявший всякое доверие к тем или иным авторитетам.

Кто такие циники?

Циничные люди – это реалисты, которые яро презирают пессимизм и оптимизм. Они принимают все как есть. Они никогда не грустят и никогда не радуются, если повод для этого – какая-то мелочь. А «мелочью» для них может являться что угодно: циников не беспокоит гибель людей – все рано их много на Земле. Циничных людей не тревожит и гибель детей, поскольку это всего лишь очередное людское потомство, ничего еще не достигшее. По словам психологов, циниками можно назвать только взрослых и психологически сформировавшихся личностей.

Такие люди имеют свою собственную точку зрения на окружающий мир, которая отличает их от абсолютного большинства. Психология циника такова, что все вокруг продается, а духовные и моральные ценности никогда и не существовали. Циники никогда и ничего не ценят: все потерянное можно легко вернуть назад, а незаменимых вещей и людей нет. Именно так рассуждают эти индивиды. В принципе, объяснить их поведение можно: циник – это человек, разочаровавшийся в жизни или в людях, и поэтому общающийся с ними только жестким расчетом.

Существует и обратная сторона медали. Циничным людям очень тяжело живется. Дело в том, что они видят некоторых людей насквозь, не стесняются в высказываниях в их адрес, озвучивают ту или иную неудобную правду и т.д. Все это приводит к тому, что циник встречает сопротивление в лице большинства окружающих, теряет способность к адекватному критическому мышлению и выглядит в их глазах настоящим изгоем. Таким «изгоям» психологи дают и соответствующее определение. Профессор из Принстонского университета Чарлз Иссави называет таких людей «невыносимыми циниками».

Почему люди становятся циниками?

Любые черты характера будущей личности закладываются в детстве. Дети и подростки очень восприимчивы к тем или иным поступкам окружающих: к оскорблениям, к предательству, к унижению, к холодности. Конечно, поначалу в ребенке нет никаких задатков цинизма, однако стоит ему хотя бы раз столкнуться с серьезной проблемой, как он начинает отгораживаться от всех вокруг, пытается всем доказать, что его не волнует абсолютно ничего. Ребенок в детстве пытается скрывать собственную боль, демонстрируя свое равнодушие.

Уже в подростковом возрасте некоторые из будущих циников лишены тех или иных человеческих чувств, присущих большинству. Например, у них может напрочь отсутствовать сентиментальность, поскольку они считают, что это просто отупляет людей. Будущие циники не чувствуют зависти и оценивают окружающую действительность объективно, т.е. не сердцем и душой, а мозгом. Уже сформировавшийся циник в основном не придерживается какой-либо религии. Психологи отмечают один любопытный факт: циничные люди отождествляют Иисуса Христа с собой, думая, что он – такой же циник, как и они.

Вильям Васильевич Похлёбкин (полн. имя Вильям-Август; 20 августа 1923 — 30 марта 2000) — советский и российский историк. Ниже приведен фрагмент из его работы "Великий псевдоним" об Иосифе Сталине.

Уже после революции, в начале 20-х годов в партийной среде и особенно среди интеллигенции было распространено мнение, что «Сталин» это простой перевод на русский язык грузинского корня его фамилии - «Джуга», что якобы означает «сталь». Такое мнение бытовало все советское время и было многократно упомянуто в литературе о Сталине. Вот почему вопрос о происхождении псевдонима «Сталин» был как бы автоматически «снят» заранее, поскольку считалось, что происхождение это известно, и что оно - кроме того - вполне стандартно, тривиально. Это убеждение было тем сильнее, что оно находило подтверждение и с грузинской стороны. Так, например, даже многие крупные интеллектуалы Грузии, академики, писатели в своих частных разговорах со своими московскими и ленинградскими коллегами нередко подтверждали эту версию: «Да, „джуга“ по-грузински, а точнее по древне-грузински - означает „сталь“, „булат“». Однако это не только не так, но и является прямой выдумкой, не имеющей под собой никакого фактического и филологического основания.

Дело в том, что сами современные грузины просто не знают, что означает слово «джуга», ибо слово это очень древнее. Звучит оно вроде бы по-грузински, но вот значение его просто утрачено. Черт знает, что оно означает. Говорят «сталь», значит вроде люди так считают, ну и пусть будет «сталь». Однако известно, что на многих языках, в том числе и на русском, существует немало слов, значение которых уже никто не помнит, и которые, даже отсутствуют в словарях. Тем не менее, эти слова означают нечто определенное, имеют смысл и, в случае более тщательного исследования, поддаются расшифровке. Так, например, слово «смурыгий» - звучит как обычное русское прилагательное, но значение его нам уже неизвестно, поскольку в бытовом языке мы его, практически, не употребляем. На самом же деле оно означает «заношенную и затертую до такой степени одежду, первоначальный цвет, которой уже нельзя различить». Тем самым одно краткое слово емко определяет целое сложное понятие, передать которое современным языком способна лишь длинная фраза. Именно к такому роду «забытых» слов принадлежит и грузинское слово «джуга». И означает оно вовсе не «сталь».

Вот что писал по этому поводу в 1990 г. в ответ на мой запрос видный грузинский писатель-драматург Кита Михайлович Буачидзе, кстати, бывший узник сталинских концлагерей, человек замечательной стойкости и глубокой культуры, сохранивший в самых тяжелых условиях порядочность, высокий интеллект и нисколько не растерявший и не разменявший от превратностей судьбы - свою образованность. Ко времени получения этого письма, я уже знал, как произошел псевдоним «Сталин» и сообщение Киты Михайловича лишь еще раз подтвердило, что Сталин не шел и не мог идти обычным путем в выборе своих псевдонимов и тем более - не мог примитивно и «прозрачно» переводить свою фамилию с одного языка на другой, что шло бы вразрез со всей его психологией. Так что мое предположение оказалось правильным - его псевдоним был «найден» необычным путем. И искать разгадку надо было также не совсем обычным путем, т.е. не в архивных документах, где такие веши просто не могут быть отражены, а в попытках раскрыть особенности характера и психологии Сталина.

Идея, которая лежала в основе моего поиска, была проста. Она исходила из того известного факта, что Сталин обладал феноменальной памятью и гигантской работоспособностью. Ясно, что в 33-летнем возрасте оба эти качества находились в состоянии расцвета. Во-вторых, я исходил из того, что впечатления детства вообще, а значительные для ребенка впечатления - в особенности, сохраняются в памяти, порой до глубокой старости, и притом лучше и ярче, чем более поздние события. Это также не подлежало сомнению. Ну, а теперь, вернемся в конец XIX в., в Грузию, в Горийское духовное училище. Вскоре после поступления маленького Сосо в училище, а именно, в 1889 г., когда Иосифу было 10 лет, произошло немалое для того времени событие в культурной жизни Грузии: в Тифлисе появилось необычное по тому времени издание произведения Шота Руставели «Барсова кожа» в переводе на пять языков. Неизвестно, мог ли видеть, тогда или немного позднее это издание ученик Джугашвили, но зато известно, что когда ему было 15-16 лет, Сосо придумал пополнять свое образование путем … чтения книг в … букинистических магазинах, подолгу простаивая у прилавка погруженным в чтение якобы «рассматриваемой» книги.

Когда же эта уловка была обнаружена и ему чуть было не запретили доступ в книжные магазины, молодой Джугашвили придумал другую штуку: он стал брать книги в магазине для чтения напрокат, платя по 10 коп. за сутки. Но он не читал эти книги, а уговорил нескольких друзей коллективно переписывать их. Переписывали сразу два человека - каждый по странице, сидя по обе стороны раскрытой на столе книги. Этот прием настолько убыстрял переписывание, что довольно толстую книгу ценой в 3 рубля друзья успевали переписать за три дня, и она, следовательно, обходилась им всего в 30 коп. (на троих), т.е. вдесятеро дешевле. Рукописи тщательно переплетались и таким путем в сравнительно короткое время у Сосо составилась довольно приличная библиотека. Когда его исключили из семинарии и он стал работать в обсерватории, то эта «библиотека» хранилась у него в комнате. Позднее, когда Иосиф Джугашвили перешел на нелегальное положение (1901 г.), библиотечку рассовали по друзьям, но пользоваться ею продолжали вместе.

Среди книг этой «библиотеки», несомненно, должен был присутствовать и томик Шата Руставели. Во всяком случае известно, что Джугашвили познакомился с «Вепхис ткаосани», как по-грузински назывался «Витязь в тигровой шкуре», по крайней мере между 1895-1901 гг., в период своих литературно-поэтических опытов и увлечений. Поскольку тифлисское издание 1889 г. было самым ближайшим по времени и петербургские издания относившиеся к 1841, 1846, 1860 г. были практически недоступны в Тифлисе, а новые издания поэмы Руставели появились лишь тогда, когда Сталина уже не было в Грузии, т.е. в 1903, 1913 и 1914 году, то единственной возможностью для Сталина ознакомиться с произведением грузинской средневековой классики оставались либо грузинский текст издания 1880 г., либо более близкое ему по времени издание 1889 г., выпущенное к тому же гораздо большим тиражом. В пользу последнего издания говорит тот факт, что Сталин всегда цитировал в своих произведениях и в устной речи наиболее крылатые изречения Руставели обычно на русском языке.

Прекрасно сознавая, какое значение и авторитет имеет в грузинской среде меткое слово классика, Иосиф Джугашвили умело пользовался в борьбе с меньшевиками именно ироническими двустишиями Руставели, сражая порой их неожиданностью своих более солидных и более утонченных интеллектуальных оппонентов, вроде Ноя Жордания, и вызывая у них приступы бессильного гнева. Так, например, отвечая на вопросы о разногласиях между большевиками и меньшевиками, Сталин довольно легко разрешал недоумения рабочих, почему же к меньшевикам следует относиться столь непримиримо, если и они «исповедуют» марксизм, - короткой и простой, понятной каждому репликой из Руставели - «Коль нашла ворона розу, мнит себя уж соловьем», подчеркивая этим, что одно лишь чтение марксистских книжек, или упоминание марксовой теории ничего не значит, - нужна правильная политическая линия, подлинно пролетарская тактика. Сталин вообще утилитарно относился к знаменитой поэме, используя из нее не только отдельные «крылатые выражения», ставшие народной мудростью, но и определенные идеи. Или вернее, превращая в целые идеи, в принципы для постоянного руководства, некоторые высказанные там, хотя бы и по конкретному поводу, мысли.

Одним из любимых Сталиным был, например, часто повторяемый самим Руставели, и, по-видимому, прилагаемый им к себе афоризм: «Моя жизнь - безжалостная, как зверь». Сталин вспоминал его особенно часто после самоубийства жены - Н.С.Аллилуевой. Весьма рано, уже в период 1905-1907 гг., а тем более позднее, стали для Сталина руководящим принципом жизни и борьбы не менее знаменитые слова Руставели: «Недруга опасней, близкий, оказавшийся врагом». Они объясняют нам гораздо больше и правдивее всю деятельность Сталина, чем пресловутое утверждение, будто бы во всех событиях 30-х годов «виновата» теория усиления классовой борьбы, или какие-то особые «диктаторские» замашки Сталина. Нельзя забывать и игнорировать широко известные, но намеренно «забытые» или, вернее, скрываемые слова Ленина, развеивающие демократические иллюзии: «Демократия вовсе не отменяет классовой борьбы, а делает ее лишь более открытой, и свободной».

Так что искусственно преуменьшать значение классовой борьбы, или обвинять Сталина в ее искусственном обострении, и тем самым делать именно идею классовой борьбы, так сказать, повинной во всех бедах нашего общества - это чистейший ревизионизм, типичная буржуазная клевета на социализм, как форму общества, свободного от эксплуатации. Как ни парадоксально это теперь звучит, но Сталин нисколько не был повинен как раз в классовых пристрастиях, которые у него в 30-х годах не обострились, а наоборот, притупились. Так, острое классовое чувство должно было бы остановить его, как марксиста, от уничтожения бывших товарищей по классу и партии. Однако он руководствовался не классовым сознанием, а средневековыми понятиями, навеянными красивыми и психологически сильными афоризмами Шота Руставели. «Недруга опасней близкий, оказавшийся врагом» Именно этот тезис полностью объясняет трагедию 1937-1938 гг. Если недругов, т.е. классовых противников советской власти - сажали в тюрьмы и держали по 5-10 лет, то близких, оказавшихся опасней, чем недруги, можно было только расстреливать, уничтожать полностью, стирать с лица земли. Так как они - верх опасности. Так что Сталин совершал исторические и классовые ошибки (политические), не тогда, когда следовал теории марксизма, а как раз тогда, когда отступал от нее и вставал на эмоциональную почву средневековой морали, да притом еще - восточной!

Ясно, что кроме крайнего ожесточения ничего после такой позиции и последовать то не могло. Оскорбление предательством бывших друзей или близких - ранит особенно больно, и потому вызывает в эмоциональном плане, более ожесточенную, почти зверскую реакцию. Чисто человечески понять это можно, но объяснять подобные действия - классовой борьбой, или приплетать сюда марксизм - совершенно напрасно и недопустимо, ибо это явная фальшь, ложь и более того - фальсификация истории. Об этом приходится напоминать потому, чтобы подчеркнуть, в сколь огромной степени оказывали на Сталина воздействие идеи, заложенные в ранней молодости, - идеи, почерпнутые из гениального поэтического произведения, но относящиеся к эпохе средневековья и оперировавшего, естественно, средневековыми категориями и постулатами. Отсюда читателю должно быть совершенно ясно, что Сталин хорошо знал «Вепхис ткаосани», что он внимательно читал, и, разумеется, не раз перечитывал это произведение и на воле, и в тюрьме, а возможно и в ссылке, черпая оттуда и вдохновение, и отдельные «перлы» и «идеи», и что он во всяком случае помнил обстоятельства своего первого знакомства с поэмой Руставели. Помнил, какое издание он впервые взял в руки. Помнил, несомненно, год этого издания. Помнил, что такое издание существует. Если читатель согласен, что все это можно утверждать априори, то перейдем к следующему этапу поисков - перенесемся в 1936-1937 годы.

В 1936-1937 годах торжественно праздновалось 750-летие Шота Руставели. Было все, что положено в таких случаях: Торжественное собрание общественности в Большом театре, передовицы и целые полосы в газетах, портреты Шоты Руставели на здании Дома Союзов, выставка, посвященная всем изданиям его поэмы на грузинском, русском, английском, французском, немецком и других языках. Кроме того, были изданы книги о Шота Руставели в серии ЖЗЛ, и главное - предприняты новые переводы его поэмы на русский язык и новые, богато иллюстрированные, юбилейные издания «Витязя в тигровой шкуре». И тогда обнаружилось следующее: на выставке, среди русских переводов «Вепхис ткаосани» отсутствовало чуть ли не лучшее, многоязычное издание 1889 г. Не было оно упомянуто и в биографии Руставели, написанной для ЖЗЛ (Вып.10 М., 1937 г.) литературоведом Д.Дандуровым (А.Дондуа). Наконец, ни слова не было сказано именно об этом издании поэмы Шота Руставели во всех многочисленных литературоведческих статьях, посвященных 750-летнему юбилею «Витязя в тигровой шкуре». Более того, вопреки обычным литературоведческим традициям, авторы на сей раз дружно забывали упомянуть о работе предшественников советских писателей, трудившихся над переводами творения Руставели на русский язык.

Вместо этого были изданы отдельно в течение 1937 г. старый перевод Бальмонта, переводы П.Петренко, Г.Цагорели и Ш.Нуцубидзе. В них говорилось лишь об особенностях работы каждого данного переводчика, но никаких ретроспективных экскурсов в историю перевода поэмы на русский язык не содержалось. Вообще, как ни странно, библиография «Витязя в тигровой шкуре» либо отсутствовала, либо осуществлялась с пропусками, сокращенно, причем во всех библиографических справках, сопровождавших статьи о Шота Руставели, обязательно отсутствовало тифлисское издание поэмы 1889 г. Этот факт особенно наглядно был зафиксирован в энциклопедии Бр. Гранат, а именно в VII части т.36, где была опубликована статья «Руставели» (с.658-669). На десяти с половиной страницах убористого, частично даже написанного нонпарелью, текста содержалась разумеется, и библиография, которую «Гранат», как солидное издание, постарался сделать исчерпывающей. Но и здесь было пропущено издание 1889 г. и этот пропуск был тем более заметен для специалистов, что все остальные издания добросовестно перечислялись.

Седьмая часть 36-го тома энциклопедии бр. Гранат со статьей о Руставели была издана, как известно, в 1941 г., накануне войны, и автор этой статьи - А.Дондуа, разумеется, отражал «все лучшее», что дал в области изучения творчества Руставели юбилей в 1937 г. А отличительной особенностью этого юбилея было то, что во время него всячески замалчивался сам факт существования тбилисского издания поэмы в 1889 г. и найти, или получить это издание в библиотеках СССР было невозможно, даже для специалистов, которые еще помнили, что такое издание существовало. Это обстоятельство, правда, мало кого заботило, да и в 1937 году лишних вопросов обычно не задавали. А в 1941 г. и вообще было уже не до них. После войны эта история совершенно забылась: не осталось в живых никого из руставеливедов, обративших внимание на исчезновение книги из музейных экспозиций и из каталогов библиотек.

Кто был живым прототипом сталинского псевдонима?

А дело заключалось в следующем. На титульном листе запрятанного в дальние музейные запасники издания 1889 г. значилось: И тогда становилась понятной причина замалчивания и изъятия из выставочных экспозиций и из библиографических описаний именно этого издания в 1937 г. Действительно, появление фамилии какого-то дореволюционного переводчика Сталинского, да еще на грузинской поэме, - в Сталинскую эпоху, в эпоху Сталинской конституции, при живом И.В.Сталине, - было бы по меньшей мере странным и шокирующим, а по сути дела просто вызывающим для миллионов советских людей, привыкших видеть в Сталине - единственного и неповторимого вождя, со своей единственной в стране фамилией. Такое «явление» неприятно резало бы слух - всем и каждому, и могло бы стать источником распространения самых невероятных и несуразных баек, тем менее основательных, чем невежественнее могли быть распространявшие их люди.

Поэтому все оградительные меры, принятые в научно-издательско-библиотечной среде к тому, чтобы издание 1889 г. не попадало на глаза профанам, не экспонировалось бы во время юбилейных празднеств и не упоминалось бы в изданных библиографиях по произведениям Шота Руставели, - были встречены в среде литературоведов, историков и библиографов с полным пониманием, ибо это были умные, честные и дисциплинированные люди тридцатых годов. Такой «запрет» был вполне объясним, а по убеждениям 30-х годов - полностью оправдан и даже крайне необходим, - с большой, государственной точки зрения. Ибо ничто нельзя потрясать, ничто нельзя превращать в игрушку или «сенсацию» в государственных святынях, чтобы не вносить ненужных, но неизбежных сомнений и колебаний, если вся страна хочет, действительно, радеть о государственном спокойствии и благе. Отсюда, данное решение исходило из того, что если не будет самого факта наличия подобной книги перед глазами людей, то и не будет никакой проблемы появления слухов, анекдотов и т.п. Не будет оснований вообще ни о чем говорить. А, следовательно, ничего не придется объяснять или комментировать. И все будет хорошо, спокойно, без ненужных проблем. Ученые руставеливеды и библиотекари это прекрасно понимали. Поэтому книгу издания 1889 г. временно засунули подальше в хранение, но, разумеется, в фондах - сохранили.

Но была и другая сторона этого явления, которая в то время так и осталась абсолютно вне внимания ученых. Никому в голову не пришло, что именно фамилия Сталинского и послужила основой для выбора псевдонима Иосифом Джугашвили. И Сталин, давая распоряжение о сокрытии издания 1889 г., заботился в первую очередь о том, чтобы «тайна» выбора им своего псевдонима не была бы раскрыта. Но именно в этом направлении никто и не думал. Во-первых, казалось невероятным, чтобы Сталин знал о существовании этого издания и тем более о существовании Евгения Сталинского. Сталин родился в 1879 г. Сталинский издал свой перевод в 1889, и бедный крестьянский мальчик мог о нем никогда не слыхать, а тем более в глаза не видеть его. Кавказ Сталин покинул, фактически окончательно, в 1908 г. и с тех пор вся его партийная работа проходила вне Грузии, - так что по представлениям литературоведов, Сталин никогда в жизни не мог бы и встретиться с этим переводом, с этой фамилией, которая дескать и им, специалистам, мало известна. Таково было типично интеллигентское, ограниченно-высокомерное, а по существу «курячье» рассуждение, от которого всегда столь страдает наша страна. Интеллигенты -«специалисты» не умеют видеть дальше собственного носа и полагают, что и другие находятся в таком же положении.

Вот за это Сталин так глубоко ненавидел и презирал «спецов», особенно в начале 20-х годов. Его возмущал их тупой, ограниченный гонор, их мизерные суждения, исходящие из «видимости», а не из осмысления сущности явления. И потому ему хотелось быть с ними особенно грубым, резким, беспощадным. Пусть думают, что если он груб, то уж обязательно - невежда. Глупцы! Они не видят, не понимают его гениальности. Тем хуже для них! Котята, которые слепы и которых надо утопить! И он был, разумеется, прав. Он обвел их всех вокруг пальца. Он издевался над ними и презирал их. Ученые! «Умники»! «Вумные как вутка»! И т.д. и т.п. Как же обстояло дело в действительности с выбором псевдонима? Кто такой был Е.Сталинский и была ли это его настоящая фамилия, или тоже - псевдоним? И знал ли о нем Сталин до того, как он выбирал свой псевдоним в 1912 г.? Попытаемся шаг за шагом обстоятельно ответить на эти вопросы, опираясь на факты.

Евгений Степанович (Стефанович) Сталинский был либеральным, сочувствующим народникам профессиональным журналистом и издателем. Основная его журналистская деятельность приходится на последнюю треть XIX в., т.е. 1870-1900 гг. Откуда он родом, как попал на Кавказ, - об этом нет никаких точных данных. Но фамилия его - настоящая, именно под ней он упоминается в официальных документах и изданиях, как главный редактор, или издатель-владелец ряда крупных провинциальных газет и журналов, в значительных регионах на Юге России. В 1872-1876 гг. он был восьмым по порядку издателем-редактором известной политической и литературной газеты «Кавказ», издававшейся в Тифлисе с 1846 г. на русском и армянском языках, и объединявшей одно время видные литературные силы, как Закавказья, так и собственно России. В этой газете регулярно сотрудничали граф В.Соллогуб, Я.П.Полонский и др. Газета освещала все проявления жизни Кавказа и особенно Закавказья. Однако редакторами ее были (помимо видных кавказских деятелей Н.Г.Берзенова и Д.Г.Эристова), лица с польскими фамилиями - И. и А.Сливицкие (два брата), Е.Вердеревский, Эд. Шварц и весьма похожий на поляка Е.С.Сталинский (отчество - Стефанович).

Газета была ориентирована на обслуживание русского чиновничества, военных и землевладельцев, постоянно живущих на Кавказе и в Закавказье, и распространялась в Грузии, Армении, Азербайджане, на Северном Кавказе, в Дагестане и на Черноморском побережье Кавказа. Однако в 1876 г. Сталинский из-за финансовых неурядиц с «Кавказом», перешел в воронежский «Дон» - газету одноименную новочеркасскому «Дону», но ориентированную не на казачество, а на русскую пришлую промышленную и сельскую буржуазию региона. С приходом Сталинского газета стала выходить 3 раза в неделю, вместо двух, но спустя год, в 1877 г., ему вновь пришлось уйти из-за вызванных его редактированием финансовых затруднений (размах, взятый газетой, не соответствовал числу подписчиков) и с ноября 1877 г. по 7 ноября 1880 г. Е.С.Сталинский стал редактором-издателем вновь основанной им литературно-политической газеты «Харьков», рассчитанной на интеллигенцию и русские городские мещанско-военные круги Слободской Украины. Эта газеты просуществовала совсем недолго и уже никогда более не возрождалась.

Однако Е.С.Сталинский так любил свое журналистское дело, что не был обескуражен очередным провалом своих изданий, и после некоторой подготовки решил основать литературно-художественный журнал «Москва», рассчитанный на демократическую интеллигенцию Центрального промышленного района России и собственно Москвы. Сталинский привлек в журнал лучшие и «свежие» силы. Здесь был опубликован первый рассказ А.П.Чехова за подписью Антоша Чехонте. Журнал богато иллюстрировался, но и здесь Сталинский быстро прогорел: в 1882 г. вышло 50 номеров (почти еженедельно), а в 1883 г. лишь 10. Сталинский ликвидировал дело и продал техническую базу журнала, который был переименовал в «Волну» и лишился всякой политической, а тем более демократической программы. Таким образом, исчерпав к середине 80-х годов свои силы и средства, неоднократно прогорев на изданиях «собственных» демократических газет, Сталинский занялся переводческой деятельностью и подготовил именно в эти годы (вторая половина 80-х годов) перевод «Витязя в тигровой шкуре», опубликовав его в Тифлисе, явно при помощи своих прежних грузинских связей.

После этого, т.е. начиная с 90-х годов XIX в. имя Сталинского практически совершенно исчезает из общественно-политической и литературной жизни России. А И.В.Джугашвили, как известно, лишь начинает с конца 90-х годов приобщаться к общественно-политической жизни. Таким образом между исчезновением первого и появление второго, даже формально, существует разрыв в целое десятилетие, так что «технически» «встреча» их, или иными словами, попадание фамилии первого на глаза второму, - как будто бы невозможны: они не состыкуются во времени, если учитывать, что только в сознательной политической жизни, т.е. после 1905 года, Сталину могло бы «пригодиться» и броситься в глаза имя Сталинского. Но в жизни многое происходит не по абстрактно начертанному «технически» точному плану. В нем оказываются неучтенными такие «детали», как «рукописная библиотека» Иосифа Джугашвили в середине 90-х годов, его чтение грузинских литературных журналов, в том числе и «Моамбе», где с 1895 г. регулярно печатается «Вепхис ткаосани» и обсуждаются переводы этой поэмы на русский язык, и, наконец, несомненное знакомство, хотя бы в библиотеке или в букинистическом магазине с переводом Е.С.Сталинского от 1889 г., как с самым близким, самым доступным по времени изданием и с самым лучшим по своему оформлению и качеству. И уже в силу редкости и значительности этой, любимой Иосифом Джугашвили книги, он, со своей феноменальной памятью, разумеется, запомнил и имя издателяпереводчика.

Запомнил и потом, конечно, «забыл» на время, до первого «случая». Но это еще не все. Иосиф Джугашвили не мог не читать в юношеские годы и газету «Кавказ», в том числе и ее старые номера, за прошлые годы. Ибо там сотрудничали уважаемые им грузинские литераторы Рафиэл Эристави, П.И.Иоселиани и др., там печатались сведения по истории Грузии, по истории грузинской православной церкви, которые полезно было знать любознательному семинаристу. И просматривая годами эту газету, Иосиф Джугашвили, с его наблюдательностью и цепкой памятью не мог не заметить, что бывший редактор этой газеты, Евгений Сталинский, и в пору своего редакторства, и позднее, выступал в ней как автор под псевдонимом С.Евгеньев. А поскольку молодой Иосиф Джугашвили сам подумывал о псевдонимах и придумывал их себе в 90-х годах, то его память, конечно, зафиксировала, как пример, когда Евгений С. стал С.Евгеньевым. Прозрачно, даже ужасно тривиально, примитивно. Без всякой фантазии. И так выбирает себе псевдоним «писатель, литератор, журналист»? Нет, такой ход не для него. Уж лучше оставаться Сосело, или Давидом, а тем более - К.Като!

Когда осенью 1912 г. Коба приехал в Краков, а затем в Вену и стал работать в местных библиотеках, изучая не только национальный вопрос, но и его теории, а также знакомясь с зарубежной русской революционной прессой, в том числе и с троцкистскими статьями, направленными против созыва Лениным Пражской конференции, ему попался на глаза, среди вороха этих изданий и русский листок «Социалист-революционер» №4 за 1912 г., издаваемый в Париже правыми эсерами. Там он с удивлением обнаружил статью С.Евгеньева, представляющую собой обзор истории революционного движения на Кавказе и особенно в Грузии. Обзор был поверхностен и неточен в смысле дат, хронологии и лиц.

Об этом Коба мог судить лучше, чем кто-либо другой, ведь он сам был участником многих событий. Он быстро определил, что информатором С.Евгеньева мог быть кто-то из грузинских меньшевиков, скорее всего Ной Жордания. И его память сразу «выдала» автора этой статейки. Как живой «всплыл» в памяти титульный лист «Вепхис ткаосани» - Евгений Сталинский! Ба! Вот это находка! Вот это счастливый случай! Коба не был чужд мистике чисел, как и всякий восточный человек. Он сразу же сопоставил: 1879-1889-1912 гг. - какое совпадение юбилейных дат! Ведь это же буквально «перст божий» указывает ему, как решить вопрос со своим будущим псевдонимом! Его острый взор сразу же отсек ненужное и опошленное бундовцами окончание - «ский», засек двуслоговость оставшегося корня Ста-лин и с удовлетворением отметил, что его смысл, строгая форма и русское обличье вполне отвечают тому, что он ищет. Еще одна удача, и снова - в 1912 году, в его, теперь уже Сталина, решающем жизненном году!

Все пять ответов на пять прежде недоуменных вопросов

Итак, теперь мы полностью знаем все о происхождении главного псевдонима И.В.Джугашвили - великого псевдонима XX века - «Сталин». И мы располагаем отныне ясными ответами на все пять вопросов, стоявших перед нашим исследованием.

1. Почему возник псевдоним «Сталин?» Потому, что этого требовали исторические обстоятельства: а именно, новые условия работы в ЦК партии и на территории России, во главе ЦО партии. Этого же требовали и некоторые личные обстоятельства самого Джугашвили - выход его деятельности за пределы закавказского региона, и в связи с этим, неприемлемость в России его старых партийных грузинских псевдонимов, а кроме того - его личные амбиции. Тем самым произошло совпадение трех факторов, требовавших нового псевдонима.

2. Когда возникла проблема смены псевдонима? Она возникла уже в 1911 г. и стала особенно актуальной в 1912 г.

3. Когда И.Джугашвили стал употреблять свой новый псевдоним? Начиная с января 1913 г. - полностью. В сокращенной форме К.Ст. - с октября 1912 г.

4. В какой работе и в каком издании был впервые употреблен псевдоним Сталин? Впервые псевдонимом К.Сталин была подписана работа «Марксизм и национальный вопрос». Псевдоним К.Сталин стал появляться также в «Правде» с января 1913 г.

5. Что послужило для Джугашвили источником или основой для выбора нового псевдонима? Фамилия либерального журналиста, вначале близкого к народникам, а затем к эсерам Евгения Стефановича Сталинского, одного из видных русских профессиональных издателей периодики в провинции и переводчика на русский язык поэмы Ш.Руставели - «Витязь в тигровой шкуре». Таким образом, даже «русский» псевдоним, специально предназначенный для деятельности в России, оказался у Сталина тесно связанным с Грузией, Кавказом, его культурой и с воспоминаниями детства и юношества.

Сталин в душе оставался романтиком и в 1912 году. Это - не подлежит сомнению. Но он уже научился заковывать свое сердце, свои чувства в стальной непроницаемый панцирь, ибо жизнь научила его скрывать свое я, или точнее говоря, не раскрываться перед другими. Уж слишком много разочарований было связано с повышенной юношеской кавказской эмоциональностью и откровенностью. Слишком много он перенес ударов - и личных и партийных в связи с этим. Но он все вынес. Все пережил. И вышел из борьбы закаленным - как хорошая булатная сталь. Он понял, что для успеха в политической борьбе надо уметь не открывать внешнему миру, даже друзьям, свои чувства, ум и сердце. Так вернее. Никто не должен проникать в святая святых его души - ни друг, ни любимая женщина. И уж никто не должен никогда предполагать, что его стальной псевдоним имеет какую-то связь с его романтической юностью и служит ее отдаленным и затаенным отголоском.

Исходя из всего этого, Сталин решил отныне прибегнуть к еще одному средству маскировки своей неизжитой «романтичности» - к внешне грубоватому поведению, которое постепенно, и в критические минуты, становилось подчас просто грубым, и обратило на себя внимание товарищей по партии, и лично Ленина, которые, не понимая причины этого явления, т.е. не догадываясь о подспудных мотивах этой «маски», превращавшейся во вторую натуру, с сожалением и с осуждением относились к этой черте характера Сталина, так как она, с их точки зрения, не придавала популярности ни ему лично, ни тем более партии. Но Сталин имел на этот счет иной взгляд и ориентировался более на массу, на представления о нормах поведения «начальства» у, так сказать, менее интеллигентной среды, у «подчиненных». Он считал, что в психологии русского народа он разбирается. Недаром, после Великой Отечественной войны, он откровенно назвал «терпение» - главной чертой русского национального характера.

Таким образом, в начале 1913 г., или, точнее говоря, с 1 января 1913 г. появился не только новый политический деятель в революционном движении России - Сталин - но и прекратил существование, «исчез» старый партийный товарищ, «веселый парень Коба». После своего 33-х летия Сталин существенно изменил образ своего поведения, стал приобретать, как мы теперь бы сказали - «новый имидж», в качестве секретаря Русского бюро ЦК партии. Главное, он стал еще более сдержанным и еще менее, чем прежде, склонен был обнаруживать перед другими свои внутренние чувства. Надо сказать, что в сокрытии от внешнего мира своего внутреннего "я" в маскировке своих личных чувств от окружающих, Сталин и Ленин, который также не допускал чьего-либо проникновения в его личный, интимный мир, стояли на сходных принципиальных позициях. И оба, негласно, ценили друг в друге эту черту, в то время не свойственную большинству революционеров, среди которых встречались чрезвычайно эмоциональные натуры.

Однако реализация этих принципов, их конкретное осуществление, и выводы, делаемые для себя из постулата сдержанности, были у Ленина и Сталина - различны. И это - весьма показательно, так как тем самым обнаруживалась значительная психологическая разница в их натурах, при наличии полного совпадения политических, тактических и теоретических принципиальных точек зрения - по всем вопросам. Если у Ленина маскировка его подлинных чувств происходила естественно, без натуги и обнаруживалась только в его предельной сдержанности, собранности и в волевом, целеустремленном поведении, то Сталин скрывал, «конспирировал» свой внутренний мир совершенно иным образом: он надевал определенную личину, полностью не только скрывая за ней свое «нутро», но и главное, - дезориентируя окружающих различными «масками», в том числе и «благожелательными», «общительными» и т.п.

И это относилось не только к контактам с явными или скрытыми противниками, но такая тактика проводилась Сталиным и в отношении друзей. «Взаимное недоверие - это хорошая основа для сотрудничества», - сформулировал позднее Сталин эту особенность своей позиции по отношению к сторонникам. Эту отрицательную черту Сталина подметил раньше всех Свердлов, и, видимо, подверг ее сильной критике, ибо в 1917-1919 гг. поведение Сталина вновь приобрело большую искренность, т.е. он нашел в себе силы правильно отреагировать на критику Свердлова, авторитет которого в партии в эти годы стоял так же высоко, как и ленинский. Вот именно в наличии этой черты у Сталина и проявилось коренное отличие его характера и методов действия от ленинских. Ленин не допускал никогда даже малейшей неискренности в своем поведении - как с врагами, так и особенно с друзьями - единомышленниками. Сталин же использовал неискренность, как сильное оружие, как средство дезориентации - в политической, и в «кадровой» борьбе, независимо от того, кто был его контрагентом.

Ленин, которому претила несдержанность, недостаток у людей самоконтроля, отсутствие волевой узды, амикошонство и просто неумение владеть своими чувствами у многих товарищей по партии, - высоко ценил Сталина именно за отсутствие у него этих черт, и особенно за умение скрывать, прятать свои расчеты, планы, намерения и любые движения души, а также, главное, скрыто готовить и осуществлять свои (т.е. партийные, большевистские) политические действия. Кроме Свердлова и Дзержинского, в партии едва ли были еще другие видные деятели, которые обладали бы именно этими качествами в такой высокой степени, как Сталин. И Ленин высоко ценил это, считая, что без такого характера крупный политик, руководитель партии, - просто немыслим. Но когда Ленин в начале 20-х годов понял, что одним из главных «технических» средств для Сталина в его деятельности служит также неискренность, что он способен надевать или принимать различные «личины», то его доверие к Сталину пошатнулось. Он стал опасаться, что эти свойства Сталина станут источником его злоупотребления беспредельным доверием к нему партии. Так оно и произошло впоследствии. Но в 1912 г., когда Сталин только выбирал себе новый псевдоним и начинал работу в ЦК партии и в «Правде», Ленин отнесся с одобрением ко всем его первым шагам, а псевдоним оценил по достоинству, как свидетельство политического роста Сталина.

Известные личности всегда пользовались псевдонимами. Это очень удобно, особенно для творческих натур: поэты, художники выбирали себе имя, имеющее особое значение, говорящее о чем-то. Иногда выбор псевдонима связан с политической деятельностью и помогает долго скрываться. Особенно часто этим пользовались такие известные люди, как В. И. Ленин, И. В. Сталин. Многих людей интересует, почему Ленин - Ленин?

Вождь пролетариата

Ульянов Владимир Ильич за свою использовал много псевдонимов. Будущий вождь русского пролетариата вел бурную и состоял в социал-демократической партии. Конечно, ему часто приходилось скрываться, менять имя. Одним из его псевдонимов стал Ленин. Эта фамилия осталась с ним до конца жизни. Версий того, почему Ленин взял псевдоним Ленин, несколько, и все они кажутся правдоподобными.

Река Лена

Некоторые историки говорят, что эту фамилию Владимир Ильич взял по названию реки Лена. Легенда говорит о том, что в 1912 году на этой реке расстреляли рабочих, которые устроили забастовку. Это событие потрясло В. И. Ленина, и в память о погибших он решил взять себе этот псевдоним. Но дело в том, что подписываться этим именем он стал гораздо раньше - еще в 1901 году. Значит, была другая причина или повод взять имя Ленин (псевдоним). Почему это не может быть подражанием?

Плеханов - Волгин

Нельзя не брать во внимание и то, что соратники по борьбе общались между собой, часто подражали друг другу. Так, зная, что Плеханов взял для себя псевдоним Волгин, Владимир Ильич решил использовать подобное имя - тоже от названия реки. И было это в 1901 году.

В этот же период в общественных мероприятиях принимал участие и известный агроном С. Н. Ленин. Будущий вождь пролетариата часто цитировал этого ученого и вполне мог воспользоваться его фамилией. Так вот, оказывается, почему Ленин - Ленин. Но нет - есть еще одна, более правдоподобная версия.

Дружеская помощь

Оказывается, был еще один эпизод в жизни Ленина, который свел его с этой фамилией. Раньше всех вышеописанных событий, в 1900 году, Владимиру Ильичу надо было срочно выехать за пределы Российской Империи. Но для этого требовался заграничный паспорт. Из-за своей политической деятельности Ленин был уверен, что его не выпустят за границу. Пришлось искать другую возможность, чтобы оформить паспорт. И в это время случается неожиданная встреча Крупской с ее хорошей школьной подругой, которая тоже сочувствовала демократическому движению социалистов. Именно и выкрала паспорт у своего отца - Ленина Николая Егоровича - и предоставила его будущему вождю пролетариата. Достаточно было подделать только год рождения, и Владимир Ильич стал Николаем Лениным. С тех пор вождь этой фамилией и расписывался. Из истории становится понятно, почему Ленин - Ленин.

Соратник вождя пролетариата

История революции рождала своих героев, вождей, политических деятелей. Современное поколение получает иное образование, отличное от образования в СССР. Многие не знают подробностей жизни Ленина и его соратников. Поэтому и задаются вопросом: почему Ленин - Ленин, а Сталин - Сталин?

В конце XIX столетия жил и творил прекрасный переводчик Е. С. Сталинский. Он занимался журналистикой, был издателем - редактором. Ему принадлежит лучший перевод произведения Шота Руставели - «Витязь в тигровой шкуре». В этот период И. Джугашвили тоже писал стихи и даже печатался. Конечно, он слышал о Сталинском, читал его переводы. Со своей юности он любил газету «Кавказ». А «Витязь в тигровой шкуре» является одним из самых любимых Сталиным произведений.

События истории

Так, чтение грузинских литературных журналов и газет, знакомство с трудами Е. Сталинского привели к тому, что И. Джугашвили испытывал большое уважение к этому человеку. Он имел к тому же прекрасную память: через много лет, будучи соратником Ленина, Иосиф Виссарионович воспользовался фамилией Сталинского, сократив ее. Вот почему Ленин - Ленин, а Сталин - Сталин. Эти псевдонимы стали известны всему миру.

Конечно, псевдонимы политических деятелей крепко связаны с историческими событиями того периода, когда государство переживало перелом. Но часто взятое имя настолько соответствует человеку, что многие помнят его только по псевдониму и не знают настоящую фамилию. Но надо изучать историю, чтобы не возникало таких вопросов, как этот: почему Ленин - Ленин?

Не все разделяют убеждений революционеров, социал-демократов и им подобных деятелей начала прошлого столетия. Но события уже случились, их надо помнить, изучать и знать лидеров движения, в том числе их имена и псевдонимы.

24 сентября 1934 года в советской прессе Иосифа Сталина впервые назвали "Великим кормчим". Кроме этого, Сталина наделили множеством красочных эпитетов, партийных прозвищ, а он сам придумал себе около 32 псевдонимов.

"РГ" вспоминает о самых известных "именах", которыми называли урожденного Иосифа Джугашвили.

Одно из самых известных, практически анекдотичных, прозвищ Сталина появилось еще в его детские годы. По последующим рассказам приятелей детства Сталина, он сам придумал себе кличку "Коба " и всех просил называть его именно так. В дальнейшем это прозвище он иногда употреблял в качестве псевдонима в тех или иных вариациях, а уже в период своего правления позволял так называть себя только самым приближенным лицам.

Ученик от революции

В начале XX века, еще задолго до того, как Сталин стал "вождем", "отцом" и "учителем", соратники по революционной деятельности называли его "учеником от революции ". В дальнейшем Сталин признавал существование такого прозвища, даже сам его иногда употреблял.

Собственно, Сталиным окончательно стал Иосиф Джугашвили в 1912 году. До этого он "примерял" множество созвучных псевдонимов - Солин , Салин , Сосело , Стефин . Существует мнение, что Джугашвили подбирал себе фамилию, созвучную с утвердившимся псевдонимом Владимира Ульянова - Ленин. Есть и множество других версий. Например, историк Похлебкин предположил, что псевдоним Сталин происходит от фамилии журналиста и переводчика Сталинского Евгения Степановича (Стефановича), родившегося в 30-х годах XIX века. Отсюда же, возможно, и псевдоним Стефин.

Чудесный грузин

В общении с Лениным будущий глава государства не скупился на комплименты, придав Владимиру Ильичу восторженный эпитет "горный орел". Ленин ответил ему кличкой-характеристикой "чудесный грузин ", которую употреблял неоднократно. Кроме того, Сталина вождь мирового пролетариата именовал "пламенным колхидцем ". Любопытно, что после смерти Ленина "горным орлом " стали называть уже самого Сталина.

Во время Второй мировой войны между лидерами союзников, естественно, тоже существовали свои прозвища. Черчиль и Рузвельт, официально обращаясь к лидеру СССР как "Маршал Сталин", между собой называли его Дядя Джо . Впрочем, с началом "Холодной войны" это прозвище ушло в историю.

Великий кормчий

Впервые официальная советская пресса назвала так лидера СССР в сентябре 1934 года. Само сочетание "Великий кормчий " имеет христианское происхождение, как и многие другие эпитеты и лозунги советской пропаганды. Устаревшее русское слово "кормчий" означает человека, сидящего на корме судна, проще говоря - рулевого. Таким образом, эпитет применительно к Сталину означал не что иное, как "стоящий у руля страны". Позже так стали называть руководителя китайской компартии Мао Цзэдуна, и, как правило, именно с ним сегодня ассоциируется этот эпитет.

Отец народов

Пожалуй, самый известный из эпитетов, применяемых к Сталину, появился еще задолго до появления СССР и имеет западноевропейское происхождение. "Отцами народов " именовали королей Франции, например Людовика XIII или Генриха IV. За Сталиным же такое прозвище закрепилось благодаря советским публицистам с середины 1930-х годов. Примечательно, что именно этот образ подкреплялся публичными появлениями главы государства: с 1935 года в газетах стали регулярно появляться снимки, изображающие Сталина с маленькими детьми и иногда их родителями из разных уголков Советского Союза. Так он образно становился "отцом" детей с самыми разными национальными корнями.

Другие красочные эпитеты

Начиная с 30-х годов в советских СМИ образ Сталина начал формироваться особенно динамично. Тогда появились в общественном сознании и знаменитая трубка, и зеленая шинель с брюками-галифе. А пресса описывала Сталина огромным количеством эпитетов, один красочнее другого - "великий вождь и учитель ", "мудрый отец ", "зодчий коммунизма ", "локомотив революции ", "борец и сокол ".

С именем И. В. Сталина, стоявшего во главе СССР почти 30 лет (с середины 20-х гг. до 1953 г.) связан большой и неоднозначный период истории нашей страны. С этим именем ассоциируется победа в Великой Отечественной войне, превращение России из отсталой крестьянской страны в страну с передовой наукой и развитым промышленным производством, появление атомного оружия как защищающей и сдерживающей силы. Также с именем Сталина прочно связаны массовые политические репрессии, практика лишения свободы и физического уничтожения несогласных и инакомыслящих, полное отсутствие свободы во всех сферах жизни.

Но многие люди, знакомые с историей, знают, что подлинная фамилия этого человека - совсем не Сталин, а Джугашвили. Сталин - это политический псевдоним. Почему тогда Сталин - Сталин?

У того же Джугашвили было 22 псевдонима. А почему Сталина называли именно Сталин?

Почему Сталин взял такой псевдоним

Исторических источников, дающих однозначный ответ на этот вопрос, не существует. Историкам остается лишь догадываться. Самые распространенные из версий:

  • Сталин - это перевод с грузинского на русский фамилии Джугашвили. Действительно, на древнегрузинском "джуга" - сталь, "швили" - сын. Буквально Джугашвили - сын стали.
  • Многие российские революционеры выбирали русскоязычные псевдонимы, показывающие их решительность и твердость в борьбе за революционные идеалы. Кроме Сталина были еще, например, Молотов (Скрябин), Каменев (Розенфельд).
  • Джугашвили при выборе псевдонима ориентировался на фамилию реального человека - Е. С. Сталинского, народника по убеждениям, автора перевода на русский язык поэмы "Витязь в тигровой шкуре".

Сталин оказался псевдонимом на редкость удачным. Он точно описывает характер своего носителя (несгибаемость и гибкость, как у стали), легко произносится на любом языке, близок к псевдониму лидера большевиков Ленина. Не случайно Джугашвили вошел историю не под реальной фамилией, а под своим псевдонимом.

Похожие публикации