Калмыцкие народные сказки. Охотник и его жена — русская народная сказка
Мужчина, точивший нож, будет есть мясо, а женщина, точившая свой язык, получит плеть. (Из калмыцких пословиц)
Однажды ретивый охотник Абгатыр-Абгай вскинул ружье на плечо, взял двух любимых собак и отправился на охоту. Бредет потихоньку по степи и вдруг неподалеку, в маленькой ложбинке, видит: огонь горит, а из самого огня доносится крик: "Пойди, пойди!" Подошел Абгатыр-Абгай и видит, что в огне в страшных муках корчится змей и никак не может выбраться. Стал змей умолять охотника выручить его, обещая дорогой выкуп.
Как же мне достать тебя из огня?- спрашивает Абгатыр-Абгай.
Очень просто,- отвечает змей, ты только дай мне ухватиться за дуло твоего ружья!
Недолго думая Абгатыр-Абгай сунул дуло в огонь: змей ухватился и вылез из пламени.
Ну, молодец,- сказал змей,- дай тебе бог долгой жизни! Будешь ты теперь понимать язык всех когтистых и крылатых - вот мой выкуп. Только помни: о своем даре никому ни слова; если скажешь - тотчас же умрешь...- Сказал это змей и скрылся неизвестно куда.
Увлекся в этот день Абгатыр-Абгай охотой и не захотелось ему возвращаться домой, остался он ночевать в степи. Поужинал чем бог послал, и, как только лег, одна из его собак и говорит другой:
Ты оставайся с хозяином и сторожи его, пока он спит, а я побегу домой стеречь хозяйство, утром же раненько ворочусь сюда.
На другой день еще до свету проснулся Абгатыр-Абгай. Вставать ему не захотелось, валяется он себе на охотничьей постели, на сырой земле. А тут возвращается собака.
Ну что,- спрашивает ее оставшаяся с хозяином,- все ли дома у нас благополучно?
Теперь ничего,- отвечает прибежавшая. - Хорошо я сделала, что пошла домой: ночью подкрался вор, и я прогнала его, только вот хозяйка меня сильно побила и есть не дала за то, что я пришла без хозяина.
Абгатыр-Абгай слушает и все понимает, и захотелось ему узнать - правду она говорит или нет. Не стал он в этот день долго охотиться, побродил за дичью и скорей отправился домой.
Пришел он в кибитку и спрашивает жену:
За что ты вчера вечером побила собаку и не дала ей поесть? Жена очень удивилась.
А откуда вы знаете?- спросила она мужа.
Ну, этого я не могу тебе сказать,- отвечал Абгатыр-Абгай,- если скажу, то сейчас же умру.
Но ведь каждому известно, стоит только заикнуться о чем-нибудь в присутствии женщины, и уж тогда не жди от нее покоя.
Целых трое суток мучила Абгатыр-Абгая его жена, день и ночь слезно упрашивая открыть ей тайну.
Наконец так она его доняла, что невмочь стало Абгатыр-Абгаю переносить причитания, попреки и расспросы, и решился он лучше умереть. Умылся он, причесался, надел чистую одежду, сел на постель и рассказал...
Жил-был охотник, и было у него две собаки. Раз как-то бродил он с ними по лугам, по лесам, разыскивал дичи, долго бродил - ничего не видал, а как стало дело к вечеру, набрел на такое диво: горит пень, а в огне змея сидит. И говорит ему змея:
Изыми, мужичок, меня из огня, из полымя; я тебя счастливым сделаю: будешь знать все, что на свете есть, и как зверь говорит, и что птица поет!
Рад тебе помочь, да как? - спрашивает змею охотник.
Вложи только в огонь конец палки, я по ней и вылезу.
Охотник так и сделал. Выползла змея:
Спасибо, мужичок! Будешь разуметь теперь, что всякая тварь говорит; только никому про то не сказывай, а если скажешь - смертью помрешь!
Опять охотник пошел искать дичь, ходил, ходил, и пристигла его ночь темная.
«Домой далеко, - подумал он, - останусь-ка здесь ночевать».
Развел костер и улегся возле вместе с собаками и слышит, что собаки завели промеж себя разговор и называют друг друга братом.
Ну, брат, - говорит одна, - ночуй ты с хозяином, а я домой побегу, стану двор караулить. Не ровен час: воры пожалуют!
Ступай, брат, с богом! - отвечает другая.
Поутру рано воротилась из дому собака и говорит той, что в лесу ночевала:
Здравствуй, брат!
Здорово!
Хорошо ли ночь у вас прошла?
Ничего, слава богу! А тебе, брат, как дома поспалось?
Ох, плохо! Прибежал я домой, а хозяйка говорит: «Вот черт принес без хозяина!» - и бросила мне горелую корку хлеба. Я понюхал, понюхал, а есть не стал; тут она схватила кочергу и давай меня потчевать, все ребра пересчитала! А ночью, брат, приходили на двор воры, хотели к амбарам да клетям подобраться, так я такой лай поднял, так зло на них накинулся, что куда уж было думать о чужом добре, только б самим уйти подобру-поздорову! Так всю ночь и провозился!
Слышит охотник, что собака собаке сказывает, и держит у себя на уме: «Погоди, жена! Приду домой - уж я те задам жару!»
Вот пришел в избу:
Здорово, хозяйка!
Здорово, хозяин!
Приходила вчера домой собака?
Приходила.
Что ж, ты ее накормила?
Накормила, родимый! Дала ей целую крынку молока и хлеба покрошила.
Врешь, старая ведьма! Ты дала ей горелую корку да кочергой прибила.
Жена повинилась и пристала к мужу, скажи да и скажи, как ты про все узнал.
Не могу, - отвечает муж, - не велено сказывать.
Скажи, миленький!
Право слово, не могу!
Скажи, голубчик!
Если скажу, так смертью помру.
Ничего, только скажи, дружок!
Что станешь с бабой делать? Хоть умри, да признайся!
Ну, давай белую рубаху, - говорит муж.
Надел белую рубаху, лег в переднем углу под образа, совсем умирать приготовился, и собирается рассказать хозяйке всю правду истинную. На ту пору вбежали в избу куры, а за ними петух и стал гвоздить то ту, то другую, а сам приговаривает:
Вот я с вами разделаюсь! Ведь я не такой дурак, как наш хозяин, что с одной женой не справится! У меня вас тридцать и больше того, а захочу - до всех доберусь!
Как услыхал эти речи охотник, не захотел быть в дураках, вскочил с лавки и давай учить жену плеткою. Присмирела она: полно приставать да спрашивать!
В эфире ГТРК «Калмыкия» вышел первый мультфильм на калмыцком языке. Над его созданием работали корреспонденты тематического вещания совместно с художником, автором мультфильма Олегом Чинкировым. «Охотник и его жена» создан по одноименной калмыцкой сказке. Создание мультфильма на национальном языке – это ещё один шаг к возрождению калмыцкого языка. Посредством мультфильма, авторы ставят задачу - привить интерес подрастающего поколения к родному языку.Вот так кадр за кадром, шаг за шагом создавался первый калмыцкий мультфильм. Детально, подробно Олег Чинкиров прорисовывал каждое движение сказочного персонажа. В данном случае – охотника. Его прототип – реальный человек – дядя художника, тоже опытный охотник. Чтобы образ получился как можно реальнее, Олег постарался передать незаметные на первый взгляд особенности, походку, манеры. У героя калмыцкое лицо с широкими скулами. Ещё один непременный атрибут, говорит автор, это усы.
Это первый опыт Олега Чинкирова в создании мультфильма. На трудоемкую и кропотливую работу ушло полгода. Автор говорит, что в анимационном кино он первопроходец, азы искусства постигал в Москве, работая дизайнером-оформителем. Проект кропотливый, но интересный. Оставалось только вдохнуть в него жизнь. И хотя сама сказка написана на русском языке, Олегу хотелось, чтобы персонажи заговорили на калмыцком. Содействие в этом ему оказали в Министерстве культуры и туризма. Заместитель главы ведомства Николай Санджиев и озвучил охотника.
Работа над первым короткометражным мультфильмом проходила на базе ГТРК «Калмыкия». Сказку на калмыцкий язык перевела корреспондент тематического вещания Валентина Нимгирова. Одновременно режиссером и звукорежиссером выступила Цаган Мукабенова, которая, в прямом смысле слова, вложила душу в этот проект. Ведь анимационная лента – это не только голоса персонажей, это ещё и сотни других звуков и шумов. В качестве музыкального сопровождения использовали калмыцкие народные мелодии и песни.
Мультфильм уже вышел в эфире ГТРК «Калмыкия». Также его можно посмотреть в Интернете. Есть уже и первые отзывы - самые восторженные.
На этом первый опыт калмыцкой анимации не закончится. В планах у Олега Чинкирова – создание ещё одного мультфильма. Художник пока не раскрывает всех секретов, но поделился только тем, что это будет не менее красочное произведение и в лучших калмыцких традициях.
Русская народная сказка Охотник и его жена
Жил-был охотник, и было у него две собаки. Раз как-то бродил он с ними по лугам, по лесам, разыскивал дичи, долго бродил - ничего не видал, а как стало дело к вечеру, набрел на такое диво: горит пень, а в огне змея сидит. И говорит ему змея:
Изыми, мужичок, меня из огня, из полымя; я тебя счастливым сделаю: будешь знать все, что на свете есть, и как зверь говорит, и что птица поет!
Рад тебе помочь, да как? - спрашивает змею охотник.
Вложи только в огонь конец палки, я по ней и вылезу.
Охотник так и сделал. Выползла змея:
Спасибо, мужичок! Будешь разуметь теперь, что всякая тварь говорит; только никому про то не сказывай, а если скажешь - смертью помрешь!
Опять охотник пошел искать дичь, ходил, ходил, и пристигла его ночь темная.
"Домой далеко, - подумал он, - останусь-ка здесь ночевать".
Развел костер и улегся возле вместе с собаками и слышит, что собаки завели промеж себя разговор и называют друг друга братом.
Ну, брат, - говорит одна, - почуй ты с хозяином, а я домой побегу, стану двор караулить. Не ровен час: воры пожалуют!
Ступай, брат, с богом! - отвечает другая. Поутру рано воротилась из дому собака и говорит той. что в лесу ночевала:
Здравствуй, брат!
Здорово!
Хорошо ли ночь у вас прошла?
Ничего, слава богу! А тебе, брат, как дома поспалось?
Ох, плохо! Прибежал я домой, а хозяйка говорит:
"Вот черт принес без хозяина!" - и бросила мне горелую корку хлеба. Я понюхал, понюхал, а есть не стал; тут она схватила кочергу и давай меня потчевать, все ребра пересчитала! А ночью, брат, приходили на двор воры, хотели к амбарам да клетям подобраться, так я такой лай поднял, так зло на них накинулся, что куда уж было думать о чужом добре, только б самим уйти подобру-поздорову! Так всю ночь и провозился!
Слышит охотник, что собака собаке сказывает, и держит у себя на уме: "Погоди, жена! Приду домой - уж я те задам жару!" Вот пришел в избу:
Здорово, хозяйка!
Здорово, хозяин!
Приходила вчера домой собака?
Приходила.
Что ж, ты ее накормила?
Накормила, родимый! Дала ей целую крынку молока и хлеба покрошила.
Врешь, старая ведьма! Ты дала ей горелую корку да кочергой прибила.
Жена повинилась и пристала к мужу, скажи да и скажи, как ты про все узнал.
Не могу, - отвечает муж, - не велено сказывать.
Скажи, миленький!
Право слово, не могу!
Скажи, голубчик!
Если скажу, так смертью помру.
Ничего, только скажи, дружок!
Что станешь с бабой делать? Хоть умри, да признайся!
Ну, давай белую рубаху, - говорит муж.
Надел белую рубаху, лег в переднем углу под образа, совсем умирать приготовился, и собирается рассказать хозяйке всю правду истинную. На ту пору вбежали в избу куры, а за ними петух и стал гвоздить то ту, то другую, а сам приговаривает:
Вот я с вами разделаюсь! Ведь я не такой дурак, как наш хозяин, что с одной женой не справится! У меня вас тридцать и больше того, а захочу - до всех доберусь!
Как услыхал эти речи охотник, не захотел быть в дураках, вскочил с лавки и давай учить жену плеткою. Присмирела она: полно приставать да спрашивать!
Жил-был охотник, и было у него две собаки. Раз как-то бродил он с ними по лугам, по лесам, разыскивал дичи, долго бродил — ничего не видал, а как стало дело к вечеру, набрел на такое диво: горит пень, а в огне змея сидит. И говорит ему змея:
— Изыми, мужичок, меня из огня, из полымя; я тебя счастливым сделаю: будешь знать все, что на свете есть, и как зверь говорит, и что птица поет!
— Рад тебе помочь, да как? — спрашивает змею охотник.
— Вложи только в огонь конец палки, я по ней и вылезу.
Охотник так и сделал. Выползла змея:
— Спасибо, мужичок! Будешь разуметь теперь, что всякая тварь говорит; только никому про то не сказывай, а если скажешь — смертью помрешь!
Опять охотник пошел искать дичь, ходил, ходил, и пристигла его ночь темная.
“Домой далеко, — подумал он, — останусь-ка здесь ночевать”.
Развел костер и улегся возле вместе с собаками и слышит, что собаки завели промеж себя разговор и называют друг друга братом.
— Ну, брат, — говорит одна, — почуй ты с хозяином, а я домой побегу, стану двор караулить. Не ровен час: воры пожалуют!
— Ступай, брат, с богом! — отвечает другая. Поутру рано воротилась из дому собака и говорит той. что в лесу ночевала:
— Здравствуй, брат!
— Здорово!
— Хорошо ли ночь у вас прошла?
— Ничего, слава богу! А тебе, брат, как дома поспалось?
— Ох, плохо! Прибежал я домой, а хозяйка говорит:
“Вот черт принес без хозяина!” — и бросила мне горелую корку хлеба. Я понюхал, понюхал, а есть не стал; тут она схватила кочергу и давай меня потчевать, все ребра пересчитала! А ночью, брат, приходили на двор воры, хотели к амбарам да клетям подобраться, так я такой лай поднял, так зло на них накинулся, что куда уж было думать о чужом добре, только б самим уйти подобру-поздорову! Так всю ночь и провозился!
Слышит охотник, что собака собаке сказывает, и держит у себя на уме: “Погоди, жена! Приду домой — уж я те задам жару!” Вот пришел в избу:
— Здорово, хозяйка!
— Здорово, хозяин!
— Приходила вчера домой собака?
— Приходила.
— Что ж, ты ее накормила?
— Накормила, родимый! Дала ей целую крынку молока и хлеба покрошила.
— Врешь, старая ведьма! Ты дала ей горелую корку да кочергой прибила.
Жена повинилась и пристала к мужу, скажи да и скажи, как ты про все узнал.
— Не могу, — отвечает муж, — не велено сказывать.
— Скажи, миленький!
— Право слово, не могу!
— Скажи, голубчик!
— Если скажу, так смертью помру.
— Ничего, только скажи, дружок!
Что станешь с бабой делать? Хоть умри, да признайся!
— Ну, давай белую рубаху, — говорит муж.
Надел белую рубаху, лег в переднем углу под образа, совсем умирать приготовился, и собирается рассказать хозяйке всю правду истинную. На ту пору вбежали в избу куры, а за ними петух и стал гвоздить то ту, то другую, а сам приговаривает:
— Вот я с вами разделаюсь! Ведь я не такой дурак, как наш хозяин, что с одной женой не справится! У меня вас тридцать и больше того, а захочу — до всех доберусь!
Как услыхал эти речи охотник, не захотел быть в дураках, вскочил с лавки и давай учить жену плеткою. Присмирела она: полно приставать да спрашивать!