Какова мировоззренческая функция философии в теории образования. Основные функции философии

Разные исследователи выделяют разные функции философии . Их достаточно много. Большинством мнений главными признаются следующие функции философии.

Мировоззренческая - заключается в способности философской науки описывать картину мира и объединять знание различных наук, практик и искусств. Она характеризуется абстрактно-теоретическим подходом к объяснению мира. В этом плане сами отличаются двойственным характером, выражающимся в тяготении либо к науке, либо к псевдонауке.

Методологическая - состоит в выявлении наиболее оптимальных способов достижения определенных целей, к примеру, конструирования научных знаний, социальной практики или эстетического творчества. Подразумеваются такие методы и принципы действия, которым свойственно фундаментальное, а не узкое значение. К таким методам относится исторический метод. во многом направлены на прояснение содержания главных принципов науки и практики.

Философия выступает общим учением о методах, а также как совокупность методов познания, являющихся общими для наук, занимающихся познанием мира.

Гуманистическая - проявляется довольно ярко и реализуется в предельно внимательном отношению к людям. Философия призвана быть внимательной к людям. Поэтому она не ограничивает себя сугубо научным подходом, а также широко используется этический и эстетический подходы.

Практическая - заключается в заботе о благе людей, то есть в моральности.

Прогностическая - формулирует гипотезы общих тенденций развития материи, мира, сознания, человека. Вероятность прогноза возрастает вместе со степенью, в которой философия опирается на научные знания.

Критическая - относится и к другим дисциплинам, и к самой философии. Со времен античности актуальным принципом этой науки является постулат о подвергании всего сомнению. Под этим понимается не абстрактный нигилизм, а конструктивная критика, основанная на диалектическом отрицании.

Аксиологическая - связана с оценкой исследуемого объекта с позиций разного рода социальных, идеологических, эстетических, т.д.

Социальные функции философии довольно многоплановы по содержанию и охвату аспектов жизни общества. Философия выполняет двуединую задачу - объясняет социальное бытие и способствует его духовному и материальному усовершенствованию. В связи с этим философия взяла на себя прерогативу разработки общих концепций консолидации и интеграции общества.

В ее задачи входит помощь осознанию и формулирование коллективных целей, а также направление усилий людей на их достижение. Жизненность философских концепций определяется тем, насколько каждый отдельный человек способен ее понять и принять. Поэтому философия при том, что носит всеобъемлющий характер, должна быть адресована к каждому конкретному человеку.

Функции философии в культуре проявляются на всех уровнях функционирования общества и отдельных индивидов. Все свойственные философии роли, особенности и характеристики тем или иным образом предполагают вовлеченность этой науки в культуру, их взаимодействие.

Как показывает история, философия в культуре принимала самые разнообразные формы. Философия Платона насквозь пронизана мифами. Римские стоики превратили ее, в своего рода, моральную проповедь. В средневековье философия стала служанкой богословия. В в нее проник принцип научности. Сегодня философия превратилась в стройную

Все функции философии связаны между собой диалектически. Каждая из них в определенной степени включает в себя остальные. Многие из них вообще являются неразрывными, к примеру, мировоззренческая и методологическая, методологическая и гносеологическая, социальная и гуманитарная и т.д. Только через целостность и единство функций проявляется сущность и специфика философии как науки.

Фотограф Chris Wells

Функция науки – это сфера деятельности, где проявляется интерес и совершается научное действие (изыскание); или комплекс исполнения поставленных задач и целей в зависимости от изменяющихся условий и величин.

  • Мировоззренческая функция философии – это определение изыскательных и прикладных ориентиров человека в частности и человечества в общем путём исследования мировоззрения. То есть это совокупность критериев оценки восприятия мира человеком и культурой, создаваемой им как общностью (социумом);
  • Гносеологическая функция философии – это научно верное осмысление окружающей действительности и её достоверное познание. Она отвечает за определение научности, вненаучности и отсутствия оной, то есть осуществляет экспертную оценку знания;
  • Методологическая функция контролирует выработку и проверку способов достижения философией своих целей и исследований. Она разрабатывает методы и подходы, используемые в философском исследовании, а также осуществляет их оценку и апробацию;
  • Информационно-коммуникативная – эта функция контролирует передачу и содержательность передаваемых данных между любыми агентами, вовлечёнными в её процессы. То есть выполняет распространение знания между разными дисциплинами как внутри философии, так и вне её, поддерживая сотрудничество между другими науками и их дисциплинами;
  • Ценностно-ориентирующая функция является специфической и смежной для ряда дисциплин, среди которых аксиология, этика и эстетика, и выполняет роль оценочной деятельности по различным критериям широкого спектра явлений, в том числе и создания или исключения самой ценности. Если проще, то она отвечает за определение, обоснование и распространение иных ценностей кроме знания, которое по умолчанию является целью и ценностью любой науки. Например, эстетические ценности вроде понятия "прекрасное" недостижимы для понимания или обоснования некоторых наук типа химии или физики. В последнем примере без участия философии исследование культуры будет формальным и бедным;
  • Критическая функция оценивает явление или процесс и сравнивает его с мнением философии, то есть, как следует из названия – подвергает критике, делает выводы и даёт заключение. Экспертная оценка философии шире нежели в других науках и ориентируется на различные критерии, которые для некоторых других дисциплин не имеют смысла;
  • Интегрирующая функция заключается в том, что философия аккумулирует, компилирует и накапливает знания, включая их в свои концепции, то есть интегрирует. В сотрудничестве с другими описанными выше функциями она осуществляет распространение знания, гипотез и теорий в научной среде;
  • Идеологическая функция занимается изучением, классификацией и оценкой систем взглядов и мнений различных социальных групп. То есть эта функция философии исследует идеологии. Легко понять, что она тесно связана с социальными дисциплинами, например, социологией;
  • Прогностическая – функция философии, предоставляющая прогнозы на основании известных данных. Модели и прогнозы, составляемые с помощью этой функции. шире и лучше интегрируются как в культуру, так и в научное знание нежели другие теоретические построения;
  • Проектировочная функция философии отвечает за создание замыслов, систем идей и образов. Она очень схожа с предыдущей, в действительности они выступают парой, взаимодействуя в процессе теоретического прогнозирования, проектирования и моделирования;
  • Воспитательная функция ставит своей целью воздействие на формирование взглядов человека и его групп. Одна из самых древних функций ставшей очевидной с самого появления философствования, которое изначально предполагало поучение осмысленному и понятому. Таким образом в древности распространялось научное знание по понятным причинам (ограниченному количеству владеющих грамотой, отсутствие или закрытость институтов образования и другим).

Функции философии происходят из её дисциплин и тесно связаны с предметами и объектами каждого конкретного направления, в то же время имеют свою неповторимую специфику. Рассматривая их, необходимо учитывать сказанное выше.

Основные функции философии

Философия, как особый вид духовной деятельности, оказывает непосредственное влияние на различные сферы деятельности человека. Ниже кратко рассмотрим основные философские функции .

Мировоззренческая функция философии

Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая . Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его . Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью, вырабатывает универсальную философскую картину мира и раскрывает природу человека в результате осмысления и систематизации научного знания, а также содержания остальных форм общественного знания.

В категориях философии происходит рефлексия ми­ровоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инстру­ментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззре­ний. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.

Фундаментальная функция философии

Суть фундаментальной функции философии заключается в раскрытии формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека.

Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека.

Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.

Метод и методология познания - это та «нить Ариадны», кото­рая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта про­блем познания, - а их всегда предостаточно. Однако методоло­гическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает раз­личные средства этой деятельности, указывает на наиболее опти­мальные из них. Философская методология определяет направле­ние научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.

Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общест­венных явлений, исследуются формы продвижения человеческо­го мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобща­ются результаты других наук. Овладение философскими знания­ми имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и прак­тических задач.

Логическая функция философии

Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. Также она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.

Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.

Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.

Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.

Философия не может избавить общество от порождаемых со­циально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни . Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным ра­венством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой - для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

Интегративная функция философии

Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.

Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведе­нии в единую целостную научную картину мира. Но разработка теоретических основ научного познания не сво­дится к механическому объединению данных различных дисциплин. Сам синтез научных открытий возможен лишь на более высоком теоретическом фундаменте, чем сами открытия. Если философия не есть основание отдельных наук, а целиком осно­вывается на этих дисциплинах, то при таком подходе философия превращается в побочное приложение к естествознанию, в некото­рый необязательный довесок для науки. Этот подход опровергается самой наукой. Крупнейшие ученые разных эпох, работавшие в об­ласти фундаментальных исследований от Ломоносова до Эйнштей­на, настойчиво и плодотворно работали над методологическими и мировоззренческими проблемами, не имея в наличной философии соответствующего обоснования для своих естественнонаучных иссле­дований. Таким образом, философия образует методологическую ос­нову для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосозна­ния. И неразвита та наука, которая не поднялась до самосознания и не имеет методологической основы.

Критическая функция философии

Философия выполняет и критическую функцию , стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.

Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории.

Мировоззрение - это система взглядов и убеждений, выражающая отношение человека (общества, социальной группы, этноса) к миру в целом и различным аспектам человеческого бытия.

Убеждение - это глубоко усвоенные знания, ставшие частью собственного «Я», определяющие отношение человека к окружающему миру и мотивы его поведения.

Между знанием и убеждением есть существенное различие: не всякое знание становится убеждением – а, следовательно, и мотивом поведения. От знаний можно отказаться, а от убеждений - трудно.

Мировоззренческие взгляды:

· по носителю (субъекту) -

· по историческому типу

· по национальным особенностям

· по социальному характеру

·

Вопрос 1. Философия и мировоззрение.

Лучше разобраться в вопросе о том - что такое философия - нам поможет рассмотрение проблемы мировоззрения и мировоззренческой функции философии.

Функция по латыни - предназначение. В функциях выражается роль философии в жизни общества и человека. В первую очередь, необходимо понять смысл мировоззренческой функции философии. Мировоззрение относится к важнейшим философским понятиям, поскольку оно определяет смысл человеческого бытия. Самое простое определение мировоззрения присутствует в названии этого явления. Мировоззрение - это система взглядов (воззрений) человека на мир. Однако это простое и распространенное определение нуждается в существенном дополнении, поскольку не раскрывает полностью смысл мировоззрения. Мировоззрение не просто сумма или система знаний о мире, а особое отношение к нему человека, основанное на этих знаниях. Можно, например, иметь знание о человеке, о тех или иных общественных процессах, но не определить своего отношения к ним. В этом случае знания будут носить не мировоззренческий, а нейтральный характер. В структуре мировоззрения обязательно присутствует убеждение - без него нет мировоззрения.

Убеждение - это глубоко усвоенные знания, ставшие частью собственного «Я», определяющие отношение человека к окружающему миру и мотивы его поведения. Между знанием и убеждением есть существенное различие: не всякое знание становится убеждением – а, следовательно, и мотивом поведения. От знаний можно отказаться, а от убеждений - трудно. Как отмечал К. Ясперс: «Коперник знал, что Земля вращается вокруг Солнца, а Бруно был в этом убежден. Первый отказался от своих знаний, второй - нет, и принял мученическую смерть».

Итак, мировоззрение - это система взглядов и убеждений, выражающая отношение человека (общества, социальной группы, этноса) к миру в целом и различным аспектам человеческого бытия.

Каким может быть мировоззрение?

Мировоззрение относится к одному из самых многообразных и противоречивых явлений в духовной жизни человека. Оно также многогранно, специфично, не похоже друг на друга, как не похожи характеры людей. Вместе с тем, все многообразие мировоззренческих взглядов можно классифицировать по следующим основаниям:

· по носителю (субъекту) - общественное (взгляды общества, социальных групп, этноса и т.п.) и индивидуальное мировоззрение;

· по историческому типу - мировоззрение различных этапов развития обществ и цивилизаций;

· по национальным особенностям - мировоззрение, подчеркивающее этническую специфику общества и личности, (например, мировоззрение российского, китайского или американского общества);

· по социальному характеру - атеистическое, религиозное, прагматическое, гуманистическое, консервативное, демократическое, революционное и т.п.

· по глубине отражения действительности - обыденное и научное мировоззрение.

Каким образом философия может влиять на формирование мировоззрения?

Во-первых, философия, как и другие формы общественного сознания, дает людям определенную сумму знаний о мире, обществе, человеке. Однако философские знания несут особую смысловую нагрузку (поскольку это предельно широкие и глубокие знания): в них содержатся сведения об основах и принципах бытия, сущности социальной организации жизни и человека, поэтому они играют доминирующую роль в мировоззрении людей, определяя ориентацию и характер других его компонентов.

Во-вторых, философия обобщает достижения и опыт, накопленные во всех отраслях научного знания и практики. Это позволяет ей осмысливать бытие человека в современном мире, отражать его характер и основные проблемы, создать широкомасштабную картину духовного и социального развития общества. Как говорил Гегель, «Философия - это эпоха, схваченная в мысли». Ни одна из конкретных наук - естествознание, математика, физика, социология, психология и т.д. такого рода способностью к объединению всех результатов человеческой деятельности не обладает.

В-третьих, на основе обобщения и всестороннего анализа итогов духовной и практической деятельности человека, философия способна выдвигать новые мировоззренческие идеалы и идеи общественного развития, готовить общество к новой судьбе, кардинальным переменам. Все значительные, судьбоносные повороты в общественном развитии, истории человечества - революции и реформы - возникали сначала в умах людей, в виде новых общественных идей, целей, надежд, а затем уже становились реальностью. Философия вооружает общественную мысль перспективами человеческого развития, его идеалами, осмысливает средства их достижения.

Существуют множество исторических фактов, которые свидетельствуют о значительном влиянии философии на мировоззрение общества и человека.

С историей философии связаны три эпохальных события, коренным образом изменившие мировоззрение людей и их судьбы. Первое событие - возникновение самой философии и переход в этой связи человечества от мифологии к новому типу мировоззрения. Мифологическое восприятие мира, объяснение всех происходящих в нем событий с помощью фантазии, вымысла, веры в сверхъестественные силы уступает место рациональному, философскому поиску причин, лежащих в основе, как природных явлений, так и человеческого бытия. К. Ясперс назвал время возникновения философии «осевым временем истории» , протекавшим между 800 и 200 годами до нашей эры. В этот период почти одновременно и независимо один от другого возникают духовные центры мировой цивилизации. В Китае в это время создавали свои учения Конфуций и Лао-цзы, в Индии появились Упанишады, жил и проповедовал Будда, в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба со злом, в Греции Фалес и его ученики первыми в развитии европейской культуры указали путь к новому мировоззрению. Например, Аристотель говорил о Фалесе как о человеке, которому принадлежит первая попытка найти, не прибегая к мифам, физическое начало всего сущего.

Новый взгляд на мир, кардинальный поворот в направлении поиска причин и сущности бытия, положил начало не только эры философствования, но и возникновению конкретных наук. Любая существующая в наше время наука, любое современное научное мировоззрение имеют свои исторические истоки в переходе человечества от мифологии к философскому, рациональному осмыслению мира.

Второе событие, коренным образом изменившее характер мировоззрения общества и личности, это - формирование и развитие в философии эпохи Возрождения идеи гуманизма. С этого времени возникает новая шкала мировоззренческих ценностей, в которой высшее место принадлежит человеку. Философия гуманизма провозгласила свободу личности, уважение достоинств и прав человека, заботу о благе людей и их всестороннем развитии. Заметим, что концепция гуманизма не могла возникнуть в рамках конкретной науки - физики, астрономии, математики и т.д. - для ее появления нужна интеллектуальная, духовная сила другого масштаба, способная не просто объяснять конкретные физические процессы, вычислять, измерять и т.п., а понять смысл самого человеческого бытия и возвысится до осознания ценности человека. Существенную роль в развитии идеи гуманизма сыграла религия. Однако в религиозном и философском представлении о человеке и гуманизме есть значительное различие. В религии земная жизнь человека не является главной, она как бы предтеча, приготовление к другой, истинной жизни в царстве небесном. Философский гуманизм исходит из того, что жить нужно «здесь и сейчас», человек - творец своей судьбы, жизни, он активная личность, созидающая добро и прекрасное. Перемены в мировоззрении людей под влиянием философии гуманизма особенно глубоко отразились в шедеврах мировой культуры - живописи Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, поэзии Франческа Петрарки, прозе Данте, Рабле, Боккаччо, музыке Вивальди, трагедиях Шекспира. Именно в это время формируется модель университетского образования, наполненного благородной целью сформировать Homo sapiens - человека понимающего, способного постигнуть и мир вещей и свою сущность.

При этом необходимо отметить, что в истории философии есть крупные мыслители, ставившие под сомнение ценности гуманизма, видевшие в развитии этого явления причины упадка обществ, «обмельчания» и деградации человеческой личности. Можно назвать, например, такие имена, как Ф. Ницше, Н. Данилевский, К. Леонтьев, Ю. Эвола, А. Бенуа и др. Так, выдающийся русский философ Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) выступал ярким противником традиций гуманизма в философии, выводя, при этом, любопытную закономерность. По его мнению, «сверхличностные» (религиозные, государственные и т.д.) ценности должны быть выше гуманистически понятого личного блага. В «сверхличном служении» реализуется полноценная индивидуальность, а в личностном - только «серый индивидуализм». Леонтьев считал также, что преобладание государственной мощи над личностью есть необходимое условие развития как самобытной культуры нации, так и высокого культурного, нравственного и интеллектуального уровня отдельных его представителей. И наоборот – где «царят» права и свободы граждан, а власть государства – не тотальна (всеобща, деспотична), там закономерным исходом является разложение, увядание, «упрощение», «гниение», мещанская пошлость, общественная деградация – как преддверие скорой гибели. К подобным «увядающим» обществам он относил страны Запада - с их процессами демократизации, либерализации, индивидуализации, «обуржуазивания» и т.д. Большую опасность он видел в попытках заимствования западных образцов, трактуя это как «старческое заражение» относительно здорового российского организма, ускоряющего его смерть.

Третье знаковое событие, связанное с воздействием философии на глубокие перемены в общественном мировоззрении, это - формирование в философии Нового времени мировоззренческих идей, идеалов и ценностей, изменивших судьбы человечества и ставших основой современных взглядов на социальную жизнь людей. К ним относятся, прежде всего, идеи естественного права, общественного договора, правового государства, гражданского общества, социальной справедливости, идеалы свободы, равенства и братства людей. Под знаменем этих идей в Европе совершались социальные преобразования, определившие облик современной европейской цивилизации. Примечательно, что когда революционные преобразования стали приближаться к России, царское правительство поставило вопрос о запрещении преподавания философии в университетах. Министр внутренних дел Ширинский-Шихматов заявил тогда: «Польза философии не доказана, а вред возможен». И на преподавание философии, как на источник вольнодумства и смуты, в России наложили запрет, длившийся 14 лет.

Приведенные нами три исторических факта убедительно показывают, насколько велика и ответственна мировоззренческая миссия философии в развитии человеческой цивилизации, в судьбах народов и отдельных людей.

Роль и значение философии в жизни человека и общества заключаются в

тех функциях, которые она выполняет. Само понятие «функция» означает какой-либо способ действия, активности философии при решении поставленных ею задач.

Одной из первых функций, которую философия выполняет, является мировоззренческая функция. Философия синтезирует все имеющиеся взгляды на мир, создавая систему целостной картины мира, включая знания, оценки, ценностные установки, идеалы и руководящие принципы, и выясняет место человека в этом мире. Философия активно участвует в формировании мировоззрения, критикуя иллюзорные, а в современном мире виртуальные ценности.

Познавательная функция философии заключается в осмыслении знаний, полученных конкретными науками, систематизации этих знаний, создании единой картины мира. Философия сама не открывает новых знаний, она пытается объяснить мир на основе знаний других наук.

Социально-критическая функция философии заключается в критическом осмыслении социальной действительности, в которой живет и действует человек. Философия показывает систему ценностей необходимых и возможных, на основе которых должно развиваться общество.

Аксиологическая функция философии выражается в осмыслении ценности, значимости и смысла жизни человека и истории общества.

Выполняявоспитательную функцию, философия способствует формированию у человека представлений о сущем и должном, о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Без усвоения этих ценностных ориентиров невозможна жизнь человека, общества и развитие человеческого в человеке.

Методологическая функция философии заключается в разработке философией как собственных методов, без которых не может быть представлен предмет философии, так и методов, которые используют в познавательной деятельности другие науки.

Обратимся к рассмотрению основных методов, которые разработаны философией в истории ее развития. Метод критической рефлексии – один из главных методов философии. Рефлексия означает критический анализ собственных действий, познания и осознания психического состояния. Философское познание от других форм научного познания отличает именно способность к рефлексии, то есть способность познания субъективного бытия. Философия – единственная область знания, в которой человек познает самого себя и это познание делает одной из проблем исследования.



Диалектический метод начинает разрабатываться еще в античной философии, в беседах Сократа, который для выяснения истины сознательно приводил своих собеседников к противоречивым высказываниям. Сократ называл этот метод познания «майевтикой», в философской литературе этот метод получил название «отрицательной диалектики». Наиболее последовательно этот метод был разработан в XVIII веке в философии Гегеля, а затем в философии марксизма, где было представлено иное понимание этого метода. Суть диалектического метода сводится к тому, что, во-первых, сам процесс познания противоречив, в нем присутствуют одновременно противоположности, которые находятся в единстве и борьбе, позволяя познанию развиваться; во-вторых, в любом изучаемом объекте также присутствует противоречивость, которая должна быть познана. Этот метод неразрывно связан с другими методами, с единством исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному и др. Диалектический метод используется в познавательной деятельности всех наук и правоведении в частности.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот разрабатывается в философии Гегеля и философии марксизма. Следует отметить, что в философии Гегеля это метод разрабатывался только применительно к познанию, ибо признавалось тождество мышления и бытия, а в марксизме применительно к бытию и познанию. Сущность метода заключается в том, что в самом начале об изучаемом предмете дается самое общее, абстрактное понятие, а затем в процесс дальнейшего познания происходит конкретизация изучаемого объекта, наполнение понятия о нем конкретным содержанием. Например, при изучении права дается самое абстрактное понятие права, при изучении различных форм права и правовой теории это понятие наполняется содержанием, в результате возникает у обучаемого целостное представление о праве и государстве, регламентирующем жизнь людей на основе этого права.

Герменевтический метод разработан в философии XIX-XX веков и широко используется не только в философии, но и в других областях научного познания. Гермене́втика в переводе с древнегреческого (объясняю, истолковываю) означает искусство толкования текстов, культуры, эпохи или истории в целом. В истории философии герменевтический метод разрабатывался в философских концепциях XIX века (Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера) и XX века (Г. Гадамера, П. Рикера и других). Каждый из упомянутых мыслителей внес определенный вклад в разработку герменевтического метода. Сущность герменевтического метода сводится к нескольким основным положениям: необходимость предварительного понимания, бесконечность интерпретации и герменевтический круг.

Необходимость предварительного понимания означает, что каждая попытка толкования руководствуется уже известными представлениями об изучаемом объекте, то есть существует уже определенное знание, которое является основой для дальнейшего понимания. Наше предварительное понимание, от которого мы не можем уже никогда избавиться, позволяет нам, определяя значение предмета или текст, иметь какую-либо гипотезу. Бесконечность же интерпретации означает, что существует множество толкований смысла одного и того же события действительности, или текста будь то текст письма, научного сочинения или позитивного закона.

Предпонимание и бесконечность интерпретации неразрывно связаны с герменевтическим кругом. Понятие «герменевтический круг» введено Шлейермахером. Герменевтический круг представляет собой принцип понимания текста, памятника культуры, эпохи на основе соотношения части и целого, то есть понимание целого складывается из понимания отдельных его частей, а для понимания частей необходимо предварительное понимание целого. Такова сущность герменевтического круга. Герменевтический метод особенно важен при познании социально-культурной реальности, каковой является и правовая реальность, где из множества интерпретаций на основе анализа и сравнений выясняется истинное знание.

Структуралистский метод разрабатывается в ХХ веке, в философии структурализма и постструктурализма (Клод Леви-Строс, Мишель Фуко и др.) и неомарксизме, в дальнейшем это метод стал использоваться в других науках. Сущность этого метода заключается в том, что изучаемый объект представляет собой систему, состоящую их элементов, вначале изучается каждый элемент структуры, анализируются его функции, а затем проводится анализ всей системы и выявляются ее функции. Например, государство как сложная система, состоящая из элементов, выясняется сущность различных ветвей власти и их функции, в затем функции и роль государства в жизни общества и человека.

Похожие публикации