Как правильно накладывается шина при переломе бедра. Наложение шин при переломах различных костей Какие суставы подлежат фиксации при переломе бедра

Принципы наложения шины при переломе бедра изучаются еще в школе на уроках биологии, но какие суставы она должна фиксировать, мало кто помнит. Опыт показывает, что у неподготовленного человека в большинстве случаев возникает множество вопросов. Однако прежде всего необходимо установить, действительно ли произошел перелом бедра.

Первая помощь – залог выздоровления

Перелом бедра характеризуется следующими симптомами:

  1. Боль в зоне тазобедренного сустава, отдающаяся в паху.
  2. Меняется форма и иногда длина ноги (может укорачиваться).
  3. Отеки, иногда кровоподтеки в месте травмы.
  4. Частично или полностью обездвижена нога.
  5. Иногда чрезмерная подвижность в месте перелома.

Первая помощь человеку с переломом бедренной кости состоит из таких действий:

  • остановки кровотечения;
  • обезболивания (если необходимо);
  • наложения повязки (если есть рана);
  • транспортной иммобилизации.

Иммобилизация – это комплекс мероприятий, направленных на создание специальных условий для фиксации поврежденного участка. При переломах бедра иммобилизация является необходимым условием, поскольку все движения пострадавшего (возможно, неосознанные) способны усугубить ситуацию.

Под транспортной иммобилизацией подразумевают обездвиживание до момента доставки человека в медицинский пункт. Это продиктованной особенностями биологии человека.

Транспортная иммобилизация позволяет избежать многих осложнений, а именно:

  • повреждения тканей частицами разрушенной кости;
  • сильного кровотечения:
  • травматического шока.

Транспортную иммобилизацию совершают специально изготовленными промышленными приспособлениями:

  • из дерева;
  • из проволоки;
  • из пластмассы;
  • с вакуумным принципом работы.

При отсутствии специальных приспособлений используются любые подходящие предметы (рейки, лыжи и тому подобные). Транспартировать лучше подложив под ногу мягкий валик. Пациенты с таким травмами должны подлежать госпитализации.

Принципы шинирования

Какие основные суставы должна фиксировать шина при переломе бедра? При переломе бедра необходимо фиксировать все суставы ноги и соседних с бедром сегментов. То есть шина накладывается на таких участках:

  • бедро;
  • голень;
  • стопа;
  • подмышечная область.

Это необходимо для того, чтобы поврежденный сустав был полностью обездвижен.

Также важно соблюдать следующие правила:

  1. При необходимости провести обезболивание, чтобы избежать болевого шока.
  2. Если перелом открытый, рана обеззараживается йодным раствором, накладывается повязка.
  3. Шинирование проводится, не снимая одежды. Если нужно, она разрезается в нескольких местах.
  4. На участках соприкосновения шины и суставов подкладывают вату или любой мягкий материал.

Иммобилизацию легче совершать не в одиночку: один человек аккуратно приподнимает ногу, а второй приматывает бинты и ремни.

По причине удобства использования и надежной фиксации чаще всего используют шины Крамера или Дитерихса.

Как накладывать шину Крамера?

Конструкция шины Крамера представляет собой решетку из проволоки, напоминающую лестницу. Решетка гибкая, и исходя из особенностей перелома, ей можно придать разную форму. Важно знать, как правильно подготавливать ее. Подготовка проводится следующим образом:

  1. Два или три лестничных сегмента основательно скрепляются, образуя наружную часть, которая должна быть длиной от подмышек конца пятки. Под пяткой она загибается и проходит поперек ступни буквой «Г».
  2. Длина задней части приспособления равняется расстоянию между ягодицей и пяткой. Она накладывается на стопу под прямым углом, проходит через всю стопу немного выступает за пальцы.
  3. Третья шина будет идти по внутренней стороне конечности от паховой области до края стопы. Она также загибается под стопой в виде буквы «Г».

После того, как смоделированы все три конструкции, производится наложение шины Крамера при переломе бедра. Она должна накладываться следующим образом:

  1. Все три составляющие накладываются на соответствующие зоны.
  2. Под костные выступы нужно подложить любой мягкий материал.
  3. Загнутые концы наружного и внутреннего сегментов, проходящие под стопой, скрепляются.
  4. Длинная шина привязывается к корпусу в нескольких местах.
  5. Каждая из трех шин поочередно фиксируются к бедру (верхнему отделу) и голени, затем фиксируются на голеностопе.
  6. Шины крепко прибинтовываются повязками.
  7. Стопу с частями шин под ней также обмотать “восьмеркой” фиксирующими бинтами.

Если перелом открытый, то в месте, где выступает кость, бинты не приматываются.

Важно! «Подгонять» под шину, то есть придавать деталям нужный размер и форму, следует на себе, иначе можно ухудшить состояние поврежденной ноги.

Если нет ни шин Крамера, ни каких-либо подручных материалов, можно попробовать просто примотать поврежденную ногу к здоровой. Однако следует понимать, то способ этот не очень надежный, поэтому лучше использовать его в крайнем случае.

Как накладывать шину Дитерихса?

Шина Дитерихса при переломе бедра позволяет иммобилизовать ногу с использованием метода вытяжения. Она представляет собой две планки из дерева, длинную и короткую, по всей длине которых на равных расстояниях просверлены отверстия. Каждая планка может раздвигаться. Таким способом ее длину можно регулировать в зависимости от роста человека. Сверху каждая планка оснащена перекладиной, которой они упираются в пах и зону подмышек (по подобию костылей). Вытяжение делают, используя готовую деревянную подошву, которую прибинтовывают к ступне.

Сначала нужно подготовить длину приспособления:

  1. Внешняя планка раздвигается так, чтобы длина была равна расстоянию от пятки до подмышечной впадины.
  2. Длина внутренней планки – от паха до стопы.
  3. Наружный костыль своим верхним концом должен упираться в подмышку, а нижний костыль – в пах.
  4. Нужно, чтобы обе планки выходили за уровень стопы на 8-12.
  5. Получившуюся длину фиксируют закреплением шпеньков (выступы на планках) в соответствующих отверстиях.

У шпеньков, фиксирующих длину планок, лучше перемотать бинтом двигающиеся части каждого костыля. Так они будут плотно зафиксированы и не сместятся при транспортировке.

Для справки! Шинирование можно облегчить, если предварительно под ногой и торсом (от нижней трети голени до лопатки) подложить конструкцию из двух скрепленных шин Крамера.

Это обездвижит конечность и ускорит последующее шинирование.

  1. Мягкую ватно-марлевую прокладку (или просто вату) прибинтовывают к внутренней поверхности обеих планок и к овальным перекладинам костылей.
  2. Не снимая с пострадавшего обуви, сначала с помощью бинтов к стопе фиксируют «подошву» со шнуром, особенное внимание уделяя фиксации пяточной зоны. При недостаточной фиксации повязка может сползти, и должного вытягивания не произойдет.
  3. Длинная планка размещается по внешней стороне корпуса и ноги, короткая – внутри бедра и голени. Обе планки плотно прижимаются к ноге.

Каждая планка проводится снизу через скобы подошвенной перекладины.

После этого происходит закрепление шин:

  1. Посредством прилагаемых ремней наружная шина прикрепляется к корпусу на грудном и поясничном участках.
  2. После этого наружная шина прибинтовывается на бедре.
  3. Внутренняя шина фиксируется к бедру и голени.
  4. С помощью поперечной планки с отверстием соединить нижние части шин, которые находятся под пяткой.

После того, как шины закреплены, делается вытяжение стопы:

  1. Шнур от деревянной «подошвы» пропускают через специальное отверстие.
  2. Жердочкой, продетой в петлю шнура, закручивается шнур. Тем самым производится вытяжение.
  3. В этом положении стопа фиксируется к поперечной нижней перекладине марлевым бинтом.

Вытяжение ноги нельзя делать при открытом переломе, а также если у человека болевой шок. Об этом стоит помнить еще с уроков биологии.

После того, как наложены шины и произведено вытяжение ноги, необходимо окончательно зафиксировать обе планки. Для этого они круговыми движениями привязываются бинтами к торсу и конечности. После этого пострадавший подлежит транспортировке.

Для справки! Если предстоит длительная транспортировка, то дополнительно нужно использовать специальные гипсовые кольца. Пострадавшему накладывается пять колец: два на корпусе, три на ноге (в верхней трети бедра, на голени и на лодыжке).

После наложения шины Дитерихса желательно дополнительно нахлестом на нее наложить вокруг таза шину Крамера. Это повысит степень фиксации и облегчит транспортировку.

Знание того, как оказать первую помощь и наложить шину при такой серьезной травме, как перелом бедра, имеет огромное значение. В подобных ситуациях очень важно действовать быстро и правильно, поскольку любое промедление или неверные действия могут представлять серьезную угрозу для здоровья пострадавшего, а иногда и стоить жизни. Вот поэтому важно изучать биологию человека, для того чтобы знать как реагировать в экстренных ситуациях.

    измеряют, подгоняют шину по здоровой конечности пострадавшего;

    перед наложением шину оборачивают мягким материалом;

    шину накладывают так, чтобы она захватывала не менее 2-х суставов, ближайших к месту перелома, а при переломе плеча и бедра фиксируют 3 сустава;

    конечность фиксируют шиной в том положении, какое она приняла вследствие травмы, т.е. не пытаются устранить искривление;

    при наложении шины конечности придают функционально выгодное положение (для руки – сгибание под углов 90º в локтевом суставе, с незначительным отведением руки вперед, для ноги – легкое сгибание в коленном суставе);

    шину можно накладывать на одежду и обувь, а под костные выступы вблизи суставов подкладывают мягкий материал;

    прибинтовывают шину плотно, чтобы она составляла единое целое с конечностью;

    пальцы на конечности не забинтовывают, чтобы следить за состоянием кровообращения.

3. Иммобилизация при переломах отдельных частей тела

Переломы костей черепа, которые обычно сопровождаются повреждением мозга (черепно-мозговая травма), особой иммобилизации не требуют. В этих случаях надо обложить голову мягким материалом, ограничив её движения. К голове приложить холод. Если пострадавший без сознания, транспортировать его надо на животе или на боку и следить за тем, чтобы не было удушья от западания языка или попадания рвотных масс в дыхательные пути.

Если сломана нижняя челюсть , то фиксацию осуществляют бинтовой повязкой (уздечка) или пращевидной повязкой, изготовленной из плотной материи.

При переломе ключицы разводят плечи при помощи мягких колец, связав их на спине, или прибинтовывают руку к туловищу. В подмышечную область надо положить валик и приподнять надплечье.

Фиксацию при переломе ребер можно осуществить следующим образом: попросить пострадавшего сделать полный выдох и после этого стянуть грудную клетку на уровне перелома полотенцем, простыней, широким бинтом или куском ткани. Транспортировать пострадавшего с таким переломом надо в полусидячем положении.

В случаях перелома плеча неподвижность поврежденной конечности создают с помощью шины. Стандартную шину накладывают так, чтобы она шла от лопатки здоровой стороны, захватывала плечевой, локтевой и лучезапястный суставы. Кисть при этом ладонью поворачивают к туловищу. Шину прибинтовывают, а руку подвешивают на косынку.

Иммобилизацию с помощью подручных средств можно осуществить следующим образом. С ладонной стороны кисти и предплечья прикладывают дощечку (кусок фанеры, палочки, хворост) и прибинтовывают. Затем такие же дощечки очень осторожно прибинтовывают с передней и задней поверхности плеча на всем его протяжении. В области локтевого сустава дощечки, расположенные на плече и предплечье, скрепляют между собой несколькими ходами бинта. При отсутствии шин руку можно прибинтовать к туловищу.

При переломах костей стандартную шину располагают от середины плеча до пальцев кисти, остальные моменты иммобилизации такие же, как при переломах плеча.

Фиксацию подручными средствами осуществляют таким же образом, как и переломах плеча.

Если у пострадавшего сломана кисть , то иммобилизацию ему осуществляют следующим образом. В ладонь пострадавшего вкладывают валик, под кисть и предплечье подкладывают дощечку (плотный картон, палочки) и прибинтовывают. Локтевой сустав в данном случае не фиксируют. Руку подвешивают на косынку.

Эффектная иммобилизация при переломах бедра достигается наложением стандартных шин. Для этого требуется три шины. Одну из них сгибают с конца под углом 90 градусов под размер стопы, делают легкое сгибание под область коленного сустава. Затем на эту шину укладывают ногу со стопой. Вверху эта шина должна доходить до поясницы. Две другие располагают по бокам. По наружной стороне ноги шина должна захватывать стопу и доходить до подмышечной области, а с внутренней стороны – от паховой области до стопы. Все три шины прибинтовывают к ноге или фиксируют с помощью косынок, ремней и т.д.

При отсутствии стандартных шин можно воспользоваться досками, штакетником, палками, лыжами и другими подручным материалом. Доски располагают по наружной и внутренней поверхности ноги. С наружной стороны доска должна располагаться от подмышечной впадины до пятки, а с внутренней – от паха до пятки.

При переломе костей голени достаточно обеспечить неподвижность только в коленном и голеностопном суставах. Стандартные шины при этом так же, как и при переломах бедра, располагают по задней и боковым поверхностям ноги, вверху шины доходят до середины бедра.

Используя для иммобилизации подручный материал, его располагают по наружной и внутренней стороне ноги от середины бедра до пятки.

Пострадавших с переломом голени можно транспортировать в положении сидя.

В случае переломов костей стопы иммобилизацию осуществляют стандартной шиной. Нижний конец её (25-30.см) изгибают под углом 90º, а затем прикладывают по задней поверхности ноги так, чтобы на ней лежала стопа. Верхним концом шина должна доходить до середины голени.

При отсутствии стандартной шины фиксировать стопу можно следующим образом. Дощечку или плотный картон приложить к подошве стопы и прибинтовать крестообразной повязкой.

Переломы позвоночника опасны повреждением спинного мозга. Оно может произойти как в момент травмы (в результате смещения поврежденных позвонков), так и в последующем во время транспортировки пострадавшего. Подобным осложнением особенно опасны переломы шейного отдела позвоночника.

Пострадавшему с переломом шейного отдела позвоночника надо максимально ограничить движения головой, наложив ватно-марлевый воротник. Для этих целей можно использовать одежду. Транспортировать пострадавших с переломом шейного отдела позвоночника надо на спине, на ровной жесткой поверхности (щит).

При переломах грудного и поясничного отделов позвоночника пострадавшего также укладывают на спину на щит. В качестве щита можно использовать прочные не прогибающиеся доски, дверь, столешницу и т.д.

Если щита нет, то пострадавшего можно уложить на носилки, но в этом случае не на спину, а на живот. Под грудь положить большой валик (подушку, одежду и др.). И еще один очень существенный момент транспортировки такого рода больных. Чтобы уложить пострадавшего, несколько человек, поддерживая его за грудную клетку, таз и ноги, приподнимают и подсовывают под него щит или носилки. Действовать при этом они должны одновременно, чтобы не перегнуть позвоночник и не повредить спинной мозг.

При переломе костей таза следует уложить пострадавшего на спину на твердую поверхность. Под колени надо положить большой валик (скатанное одеяло, подушку, пальто) и согнуть ноги в коленях. Под голову и плечи надо тоже что-то положить, чтобы они были приподняты.

Травмы бедра – явление, с которым можно столкнуться даже в повседневной жизни. Не только спортсмены или каскадеры попадают в ситуации, когда ломаются бедренные кости, но и далекие от спорта люди.

Существует три разновидности повреждений:

  • Травматические – при тяжелых нагрузках динамического характера. Они бывают открытыми, закрытыми, внутрисуставными.
  • Патологические - по причине дисфункции костной ткани.
  • Хронические – вследствие длительного физического давления (у людей, занимающихся активным видом спорта).

Любое повреждение может быть усугублено смещением осколков. При открытых есть опасность проникновения бактерий в кровь, а при тяжелых - риск шока.

Суставы, которые могут повредиться при переломе бедра

Причиной нарушения целостности проксимального отдела (шейки и вертельной области) бедренной кости является падение набок.

Признаки травмы:

  • искаженный вид сустава;
  • болевые ощущения в тазобедренной области;
  • затруднение при попытке быстрой смены положения ноги;
  • уменьшение длины поврежденной конечности.

Транспортная иммобилизация при переломе бедра

Иммобилизацией называют фиксированное обездвиживание сломанной конечности.

Для перемещения пострадавшего закреплению подлежат суставы, примыкающие к поврежденной ноге:

  • коленный;
  • голеностопный;
  • тазобедренный.

Необходимо иметь шины:

  • наружную;
  • заднюю;
  • внутреннюю.

Все фиксаторы должны тесно прилегать к конечности.

После принятия перечисленных мер необходимо доставить пострадавшего в травмпункт.

Если повреждена шейка бедра

Иммобилизация при переломе шейки бедра осуществляется по правилам:

  • положить пострадавшего на спину;
  • если есть ярко выраженный болевой синдром – дать анальгетики;
  • провести необходимые действия по фиксации;
  • запрещено лишний раз тревожить больную часть тела, чтобы не нанести повреждение;
  • одежду стоит разрезать, а если на улице низкая температура – утеплить сломанную конечность;
  • передвижение осуществлять в лежачем состоянии на жестком приспособлении (переноске).

Шина Дитерихса при переломе бедра

Наложение проводится методом подгонки шины под рост:

  1. Придать внешней бранше размер от пятки до подмышки, а внутренней – от паха до пятки.
  2. Шины необходимо сместить так, чтобы они выходили за пределы стопы на расстоянии 8-12 см.

Фиксация бранши вокруг конечности достигается при помощи шпеньков, поэтому прорези должны оказаться друг напротив друга. Для исключения возможности смещения шины закрепляются повязкой или бинтом.

Чтобы не допустить травм в точках упора приспособлений, под них и под стопу подкладывают что-нибудь мягкое. Если недостаточно надежно зафиксировать пятку, то иммобилизация не принесет пользы.

Для надежности необходимо наложить несколько слоев ваты в точки соприкосновения бранши с:

  • лодыжкой;
  • областью вокруг большого вертела;
  • коленом.

Обе бранши крепят к проволочным приспособлениям дощечки под подошвой и привязываются к туловищу лямками.

Ногу следует вытянуть до уровня исправления, следя за тем, чтобы планки плотно соприкасались с пахом и подмышечной впадиной. Затем пятка прикрепляется закруткой к нижней поперечной доске.

Заключительно проводят фиксацию бранши к корпусу бинтами по всему телу, уделяя особое внимание областям груди, голени и бедра.

При необходимости перемещения используют кольца из медицинского бинта в 8 слоев.

Дополнительно применяются шины Крамера, чтобы повысить прочности конструкции, облегчить смену позы и перемещение пациента. Они крепятся друг с другом, и полученная деталь накладывается от лопаток до нижней трети голени. Неправильное наложение шины чревато вывихом сустава.

Техника применения лестничных шин

Наложение шины на бедро начинается с подготовки материала. Порядок действий:

  1. Скрепить по длине 2 шины, согнув нижний конец одной на уровне 20 см от конца. Данная деталь предназначена для внешней поверхности ноги и боковой стороны тела до подмышки.
  2. Первая шина подгоняется под внутреннюю часть бедра.
  3. Вторая часть конструкции формируется с выемкой для стопы и при коленном суставе.

Фиксирование ноги лестничными шинами осуществляется по методике Дитерихса.

Шинирование подручным материалом

В экстренных ситуациях может не оказаться специализированных устройств для иммобилизируемой конечности. В таком случае могут быть использованы жесткие средства: доски, палки. Их размер зависит от габаритов пострадавшего. При отсутствии медицинских бинтов допускается также накладывать гибкие мягкие материалы.

Иммобилизация как метод лечения при переломе

Правильная фиксация ноги является неотъемлемой составляющей выздоровления.

При отсутствии знания четкой последовательности действий по оказанию первой медицинской помощи необходимо дать пострадавшему анальгезирующие препараты и успокоить его до приезда квалифицированных специалистов. Любое перемещение пациента запрещено.

Лечение перелома бедра путем иммобилизации проводится в соответствии со следующими правилами:

  1. Место поражения обрабатывают обезболивающими средствами для местного применения. Чаще используется Новокаин или Лидокаин.
  2. Костное натяжение – протяженность не более 10 дней.
  3. Освобождение конечности от удерживающих средств.
  4. Движение пациента с одного бока на другой.
  5. Придание сидячего положения.
  6. Вставать при помощи костылей через 20 суток.
  7. Выписка (при отсутствии необходимости дальнейших действий врача).

Отводящий ортез на тазобедренный сустав

При сохранении болей после перелома бедра назначается курс противовоспалительных и обезболивающих препаратов.

Снижению нагрузки на бедро и скорому выздоровлению способствует ношение фиксирующего бандажа. Основные свойства ортеза:

  1. Крепко фиксирует бедро.
  2. Уменьшает давление на кость.
  3. Возможность фиксация тазобедренного сустава в состоянии отведения.
  4. Способствует уменьшению отеков и болевых ощущений.
  5. Регулируется в зависимости от параметров тела.
  6. Пластиковые части ортеза просты в использовании.

Иммобилизация при переломе бедра сводит к минимуму травмирование прилегающих тканей обломками кости. Благодаря правильно оказанной первой медицинской помощи пострадавшему снижается вероятность осложнений. При отсутствии знаний и навыков необходимо неотложно вызвать специалистов.

При оказании первой помощи в случаях травм особо важное значение имеют создание покоя поврежденному органу, подготовка больного к транспортировке.

Покой уменьшает или устраняет боли и тем самым предотвращает развитие травматического шока или уменьшает его тяжесть; снижает опасность дополнительных повреждений мягких тканей и внутренних органов костными отломками, повышает сопротивляемость тканей к инфекции, предупреждает распространение инфекции за пределы раны и другие тяжелые осложнения.

Одной из временных мер создания покоя при травмах является наложение шин при перевозке пострадавшего с места происшествия в лечебное учреждение. Время это исчисляется минутами, но может достигать нескольких часов и даже суток. Поэтому хорошо и правильно наложенная шина, создавая покой поврежденному органу, приобретает особую ценность.

Показания к наложению шин : повреждения костей, суставов, сосудов и нервов; обширные повреждения мягких тканей и др.

Покой поврежденному органу создают специальными стандартными шинами Крамера, Дитерихса и др. При отсутствии стандартных шин иммобилизацию обеспечивают подручными средствами (фанера, доски, рейки, палки, лыжи необходимого размера и прочности), а в особых обстоятельствах (когда нет под рукой никаких материалов), можно фиксировать поврежденную руку к туловищу, поврежденную ногу - к здоровой конечности.

Разновидность иммобилизирующих шин и повязок зависит от локализации повреждения. Техника наложения шин проста, однако потребуются при этом определенные знания, умение и навыки.

Создавая покой поврежденному органу, необходимо соблюдать ряд правил :

  1. Обеспечить надежную иммобилизацию. Помнить о том, что обычно при переломах конечностей должны быть зафиксированы место перелома и 2 близлежащих сустава, один выше, другой - ниже места перелома; при переломе же бедра обездвиживают три сустава: тазобедренный, коленный и голеностопный.
  2. Прежде чем проводить иммобилизацию, нужно подготовить шину - проложить ее на всем протяжении ватой и марлей или же надеть на нее специальный чехол; прикрыть ватно-марлевыми прокладками выступающие части костей, чтобы избежать образования пролежней.
  3. При наложении шины придать поврежденной конечности среднефизиологическое положение, снимающее мышечное напряжение. Это достигается легким сгибанием крупных суставов под углом 5-10°.
  4. При закрытых переломах костей перед наложением шины произвести осторожное вытяжение конечности по оси, а шину наложить поверх одежды и обуви.
  5. При открытых переломах нельзя производить вытяжение и вправление отломков костей. Их следует фиксировать в том положении, которое они приобрели в результате травмы.
  6. При открытых переломах нужно обязательно наложить на рану давящую повязку, при необходимости остановки кровотечения - жгут, а затем уже шину. Жгут накладывают поверх одежды (он должен быть на виду), а в сопроводительном листе указывают время его наложения. Жгут на конечности можно держать не более 1 - 2 ч.
  7. Если возникает необходимость снять с пострадавшего одежду, ее снимают сначала со здоровой руки или ноги, а затем с поврежденной. Надевают одежду в обратном порядке - сначала на поврежденную конечность, а затем на здоровую.
  8. Снимая или надевая одежду, нельзя поднимать или сажать пострадавшего.
  9. При перекладывании больного на носилки или с носилок помощник должен поддерживать поврежденную конечность.
  10. Нельзя изгибать шину по форме конечности на больном.
  11. Накладывать шины надо очень осторожно (лучше с помощниками), чтобы не причинить излишней боли пострадавшему и не вызвать дополнительных повреждений.

Наиболее простым и доступным средством создания покоя при травмах черепа может служить самостоятельно изготовленный плотный ватно-марлевый валик в виде «бублика». Для этого берут полоску серой ваты толщиной до 5 см, шириной 10-12 см, длиной 45- 50 см, скручивают ее в плотный жгут и обертывают бинтом. Концы валика соединяют и сшивают.

Образовавшийся ватный «бублик» осторожно подкладывают под голову и прибинтовывают круговыми витками бинта. Валик может быть изготовлен из полотенца, пеленки или другой (лучше хлопчатобумажной) ткани. Для этих целей используют также маленькую или средних размеров подушку, слабо надутый подкладной резиновый круг.

Подготовив пострадавшего к транспортировке, его следует уложить на деревянный щит или на носилки и лежа перевезти в больницу.

Для создания покоя при повреждениях шеи применяют картонно-марлевый воротник. Берут лист плотного картона, из которого вырезают фигурную заготовку размером примерно 435X145X80 мм. Заготовку обертывают слоем ваты и марлей или какой-либо тканью. К концам картонной заготовки пришивают по две тесемки, и воротник готов к применению.

Техника наложения воротника проста: приподнимают голову пострадавшего, подводят под шею картонно-марлевый воротник и завязывают тесемки спереди на шее.

Существует и другой доступный способ создания покоя при повреждениях шеи - с помощью ватно-марлевого воротника. Берут пласт ваты толщиной до 20 см, шириной 40 см, длиной 90 см, обертывают его марлей и укладывают вокруг шеи. Вату укрепляют витками бинта с небольшим натяжением, чтобы не было сдавления шеи (дыхание должно быть свободным).

При отсутствии возможности применения указанных способов иммобилизации шеи можно под шею и плечи больного подложить небольшую подушку или сверток одежды: голова при этом запрокидывается, что позволяет достичь разгибания шейного отдела позвоночника и предупредить сдавление спинного мозга.

Помните! При выполнении иммобилизации поврежденного органа, каких-либо манипуляций недопустимы толчки, грубые и резкие движения, чрезмерные перегибы шейного отдела позвоночника.

Необходимо обеспечить надежный покой и быструю транспортировку пострадавшего в больницу. Важное значение имеет уход за больным во время транспортировки. Голову и туловище пострадавшего нужно слегка приподнять, к голове желательно приложить холод (пузырь со льдом или холодной водой). Следить за тем, чтобы повязки не затрудняли дыхание.

В случае появления рвоты, голову следует повернуть набок, освободить полость рта от рвотных масс. При тяжелых травмах, когда у больного западает язык и затрудняется дыхание, ему необходимо открыть рот, захватить кончик языка салфеткой или платком и, подтянув его на себя, удерживать в таком положении. Если последнее не удается, нужно прошить язык по средней линии иголкой с ниткой и в натянутом положении прикрепить его к коже подбородка.

Для иммобилизации грудного и поясничного отделов позвоночника при отсутствии стандартных шин нередко используют подручные средства - деревянные рейки, палки, доски, лыжи и др. Используемый в этих целях подручный материал (длиной в рост пострадавшего) скрепляют между собой. На образовавшийся щит осторожно укладывают пострадавшего (на спину), подложив под его поясницу и колени небольшие валики. Затем фиксируют его к щиту, не сдавливая тело, и перевозят в больницу.

При переломах ребер и грудины для создания покоя грудной клетки рекомендуется спиральная повязка с «портупеей». Для этой повязки можно использовать полотенце или простыню, сложив их в три слоя и скатав в рулон, широкие бинты. Чтобы повязка не сползала, можно подшить к завязке («портупее») надплечики.

Для фиксации поврежденной стороны грудной клетки можно применить лейкопластырь. Наклеивают его черепицеобразно от грудины до позвоночника.

Пострадавшего транспортируют сидя, полусидя или с несколько приподнятой верхней частью туловища.

Для обездвиживания отломков костей при переломах ключицы, лопатки, головки и шейки плеча удобна косыночная повязка. Берут косынку с двумя длинными концами и одним коротким. Середину ее подводят под согнутое в локтевом суставе до 90° предплечье. Один конец косынки располагают между предплечьем и туловищем и ведут через здоровое плечо, другой, находящийся спереди от предплечья,- через больное плечо, а затем оба конца завязывают сзади на шее. Вершину косынки (третий конец ее) загибают в области локтевого сустава кпереди и закрепляют булавкой. Косынку можно сделать из любого платка, сложив его с угла на угол.

При переломах ключицы, плеча нередко прибегают и к другому способу иммобилизации - прибинтовыванию поврежденной верхней конечности к туловищу. Вначале поврежденную руку слегка отводят в сторону, подкладывают в подмышечную область ватно-марлевый валик, а затем, согнув ее под прямым углом в локтевом суставе и плотно прижав к груди, прибинтовывают круговыми витками бинта от здоровой стороны грудной клетки по направлению к больной, к туловищу.

Обездвиживание конечности при переломах плечевой кости осуществляют посредством проволочной (лестничной) шины. Для этого руку слегка и осторожно отводят от туловища, предплечье сгибают в локтевом суставе под прямым или острым углом, подложив в подмышечную впадину ватно-марлевый валик.

Затем по задней поверхности шеи и плеча укладывают ватно-марлевую прокладку, а на ладонь немного ваты, которую пострадавший охватывает пальцами. Берут зачехленную длинную (1 м) проволочную шину и, предварительно изогнув ее соответственно контурам руки, накладывают на заднюю поверхность поврежденной руки, ведя от здорового плеча через спину и надплечье, плечо и предплечье до основания пальцев. Шину прибинтовывают к руке и частично к туловищу. Руку подвешивают на косынке к шее. Шину следует накладывать поверх одежды.

При отсутствии проволочной шины для обездвиживания поврежденной конечности можно применять подручные средства, например пучок хвороста достаточной длины (1 м и более). Его укладывают по задней поверхности всей верхней конечности и прибинтовывают или привязывают к ней полосками материи.

Для шинирования конечности можно применить две дощечки. Их накладывают на наружную и внутреннюю поверхности плеча и прибинтовывают к нему, а руку подвешивают на косынке к шее. Иногда для создания покоя конечность прибинтовывают к туловищу.

Обездвиживание конечности при переломах костей предплечья и кисти достигается применением короткой проволочной шины или подручных средств. Для этого предплечье осторожно сгибают под прямым углом в локтевом суставе, на ладонь больного кладут немного ваты и он пальцами зажимает ее. Проволочную шину, покрытую чехлом, сгибают под прямым углом, моделируют по контуру руки, укладывают по задней поверхности плеча от верхней трети его до основания пальцев и прибинтовывают круговыми витками бинта к руке. Руку подвешивают на косынке к шее.

При иммобилизации предплечья и кисти подручными средствами в ладонь больного кладут немного ваты, затем укладывают по тыльной и ладонной поверхности от локтевого сгиба до кончиков пальцев, например две полоски фанеры (плотного картона, дощечки и т. д.), обернутые ватой, прибинтовывают их круговыми турами бинта к предплечью, а руку подвешивают на косынке к шее.

Для обеспечения покоя поврежденной руки можно применить только косыночную повязку (или подол рубахи) и прибинтовать конечность к туловищу.

Обездвиживание отломков при переломах костей нижних конечностей имеет особо важное значение в предупреждении повреждения сосудов, нервов, травматического шока и других осложнений.

Покой нижней конечности при переломе ее костей лучше всего обеспечивается стандартными шинами Дитерихса, Крамера. При отсутствии стандартных шин для обездвиживания конечности прибегают к подручным средствам (палки, лыжи, рейки, доски, фанера и др.). Они должны быть достаточной длины, чтобы фиксировать 3 сустава (тазобедренный, коленный и голеностопный).

Техника обездвиживания отломков костей при повреждении бедра шинами из подручного материала: подложив на костные выступы, т. е. на крыло подвздошной кости, тазобедренный, коленный и голеностопный суставы толстый слой ваты (для предупреждения пролежней), берут 2 рейки соответствующей длины, обертывают их ватой или другими мягкими материалами и подбинтовывают к конечности.

Более длинную рейку укладывают по наружной поверхности конечности от подмышечной области до стопы, короткую, рейку - по внутренней поверхности от промежности до внутреннего края стопы. Стопа устанавливается под углом 90°. Обе рейки круговыми витками бинта, ремнями или полосками материи фиксируют к туловищу и конечности.

В случае отсутствия подручных средств для обездвиживания поврежденной конечности применяют простейший способ фиксации - «нога к ноге». Для этого здоровую ногу укладывают рядом с поврежденной и связывают их в нескольких местах полотенцем или ремнями. Закончив шинирование ноги, пострадавшего в положении лежа перевозят в травматологическое отделение.

Обездвиживание конечности подручными средствами при переломе костей голени : вокруг голеностопного и коленного суставов укладывают слой ваты или мягкой ткани (для предупреждения пролежней), используемые для шинирования предметы (например, рейки) оборачивают ватой или тканью, затем одну рейку укладывают по наружной, другую - по внутренней поверхности бедра, голени и стопы, захватывая 2 сустава (один выше, другой - ниже перелома кости); обе рейки круговыми витками бинта или полосками марли фиксируют к конечности. Если под рукой не оказалось необходимых шинирующих средств, можно (как и при переломах бедра) воспользоваться способом фиксации «нога к ноге».

Обездвиживание при переломах лодыжек и костей стопы достигается наложением на конечность проволочной (лестничной) шины. Для этого на область лодыжек и пятки кладут ватно-марлевую подкладку. Укороченную шину моделируют по контуру икроножной мышцы, пятки и стопы укладывают по задней поверхности поврежденной ноги от верхней трети голени до пальцев стопы и прибинтовывают к ней, фиксируя голень и стопу.

При этих повреждениях можно также провести шинирование полосками фанеры, плотного картона, дощечками и т. д. Область лодыжек и пятки обкладывают ватой и обертывают мягкой тканью; затем берут подручный материал и так же обертывают его тканью, далее укладывают одну полоску шины по наружной, а другую - по внутренней поверхности конечности от верхней трети голени до края стопы и обе шины плотно прибинтовывают к ноге.

Если вы не имеете подручных средств для шинирования конечности, можно наложить на голеностопный сустав и стопу восьмиобразную повязку. Пострадавших направляют в больницу в положении лежа или сидя.

Освоение простейших способов шинирования при травмах поможет вам оказать необходимую помощь человеку, а порою и спасти ему жизнь.

Иммобилизация при переломах - основное средство первой помощи, обеспечивающее неподвижность костей. Дело в том, что движения, будь они произвольными, или нет, которые совершает пострадавший во время доставки к врачу, наносят ему серьезный вред. Иммобилизация позволяет свести к минимуму дополнительное травмирование мягких тканей и сосудов острыми обломками костей в месте перелома, и уменьшает возможности возникновения шока, значительного кровотечения, или развития инфекционного осложнения. Сроки наложения иммобилизации зависят от расстояния до лечебного учреждения и составляют от нескольких часов до 2-3 дней.

Виды переломов и необходимость первой помощи

Принято различать патологические переломы, возникающие при различных заболеваниях костей, и травматические, случающиеся в результате воздействия большой динамической нагрузки на кость во время травмы. Несколько реже возникают хронические переломы, в том случае, когда нагрузки на кость были хотя и не чрезмерными, но продолжительными.

Травматические переломы принято разделять на:

  • закрытые;
  • открытые, когда помимо сломанной кости имеется еще и рана;
  • внутрисуставные, при которых кровь скапливается в суставной капсуле.

Каждый из видов, в свою очередь, может быть со смещением костных обломков, или без него.

Существуют выраженные признаки, по которым можно определить наличие у пострадавшего перелома:

  • сильная боль в месте травмирования;
  • при травме конечности - изменение формы и размера в сравнении с непострадавшей;
  • подвижность кости на участке травмы, которой в нормальном состоянии не наблюдалось;
  • невозможность двигать поврежденной конечностью.

Открытые переломы представляют опасность еще и тем, что в рану могут попасть болезнетворные микроорганизмы и развиться заражение. Повреждение тканей обломками кости вызывает кровотечение, часто - значительное. Если перелом открытый - кровотечение наружное, а при закрытом развивается внутреннее кровотечение, что не менее опасно. Если переломов несколько, или они открытые и тяжелые, нередко развивается травматический шок, требующий принятия неотложных медицинских мер. Одним из важных моментов в лечении переломов является квалифицированная первая помощь, основными мероприятиями которой являются:

  • обезболивание;
  • остановка кровотечения, если перелом открытый:
  • предупреждение возникновения шока или меры по борьбе с ним;
  • обеспечение неподвижности места травмы способом иммобилизации, уменьшающей боль и предупреждающей шок;
  • срочная доставка пострадавшего в медицинское учреждение.

Использование шин при переломах

Виды шин при переломах

Стандартные готовые к использованию шины различаются размерами и конструктивными особенностями. Они чаще предназначены для иммобилизации верхних или нижних конечностей, и в некоторых случаях - для их вытяжения.

Стандартные шины изготавливаются из различных материалов:

  • из стальной сетки или проволоки, как, например, гибкие шины Крамера лестничного типа;
  • дерева: из реечных деревянных конструкций, как, например, шины Дитерихса;
  • пластиков;
  • плотного картона.

В том случае, если требуется транспортная иммобилизация на относительно длительный срок, применяют гипсовые бинты или лонгеты. Особенность таких шин в том, что изготавливаются они индивидуально для каждого пострадавшего. Они хорошо фиксируют обломки кости и плотно прилегают к телу. Относительным недостатком такого варианта иммобилизации может считаться сложность перевозки пострадавшего в морозную погоду, в период, пока шина еще не высохла.

Часто случается, что готовых стандартных шин не оказывается под рукой. В этом случае имеет смысл использование подручных материалов, находящихся поблизости. Обычно используют доски или толстые прутья, тонкие прутья для удобства можно связать в виде вязанки.

Нужно иметь в виду, что если спасатели, или медицинская бригада уже едет на помощь пострадавшему, импровизированную шину из подручного материала сооружать не нужно, целесообразнее дождаться профессиональной помощи.

Правила накладывания шины для иммобилизации

Алгоритм наложения иммобилизационной шины на верхние конечности

  • поврежденная рука сгибается под углом 90 градусов;
  • под руку, в подмышечную складку нужно положить валик из одежды или мягкого материала, размером около 10 см;
  • если сломана кость в плече, удобнее всего использовать гибкую стандартную шину Крамера, при ее отсутствии применяются подручные жесткие материалы;
  • одной импровизированной жесткой и твердой шиной зафиксировать плечевой и локтевой сустав, а второй - локтевой и лучезапястный;
  • согнутую руку нужно подвесить на косынке.

При переломе костей предплечья шиной фиксируются локтевой и лучезапястные суставы, в подмышечную впадину укладывается валик, размером 8-10 см. Рука сгибается под углом 90 градусов и подвешивается на косынке. Иногда бывает, что твердого предмета для изготовления импровизированной шины не удается найти. В этом случае сломанную кость предплечья можно зафиксировать, прибинтовав ее к туловищу.

Кончики пальцев при переломе верхних конечностей лучше не бинтовать, так удобнее контролировать кровообращение.

Иммобилизация при других видах переломов

При переломе бедренной кости одна шина накладывается с внутренней стороны поврежденной конечности, фиксируя коленный и голеностопный сустав. Такая шина должна доходить до паха, куда обязательно помещается мягкий валик, диаметром около 10 см. С внешней стороне ноги шину укладывают так, чтобы фиксировать все три сустава: бедренный, коленный и голеностопный. Суставы следует захватывать, чтобы исключить движение в них; иначе оно передастся в область сломанной кости. Кроме того, такая фиксация предотвращает вывих головки поврежденной кости.

Так накладывают шину при переломе бедра

При переломе голени также накладывают шины по внутренней и внешней поверхности поврежденной конечности, фиксируя коленный и голеностопный сустав. Если не удается найти подручный материал для устройства иммобилизационной шины, поврежденную ногу можно зафиксировать, прибинтовав к неповрежденной ноге. Однако такая мера считается недостаточно надежной, и применяется в крайних случаях.

Недопустимо транспортировать пострадавших с переломами пусть даже и на небольшие расстояния без иммобилизации.

При переломе ключицы нужно подвесить руку пострадавшего на косыночную повязку. Если до медицинского учреждения добираться достаточно далеко, нужно наложить повязку в виде восьмерки для отведения надплечья назад и фиксации его в этом положении.

Если требуется провести иммобилизацию при переломах ребер, на грудную клетку накладывают плотную фиксирующую повязку, предварительно обезболив пострадавшего. Грудная клетка бинтуется на выдохе, при этом стянутые ребра совершают лишь минимальные движения во время дыхания. Так уменьшается боль, и снимается риск дополнительной травмы мягких тканей обломками. Неосложненные переломы ребер быстро заживают, но серьезную опасность представляют осложнения при травмировании внутренних органов сломанными ребрами.

Когда сломана стопа, гибкую шину Крамера накладывают до верхних третей голени, моделируя ее при этом по контуру задней поверхности.

Первая помощь при тяжелых переломах

Переломы костей таза - тяжелое, угрожающее жизни пострадавшего, повреждение, характеризующееся резкими болями, невозможностью ходить, стоять, поднять ногу. Для оказания первой помощи пострадавшего кладут на жесткие носилки вниз спиной, ноги при этом оставляют в полусогнутом состоянии. Мягкие валики должны быть уложены под колени.

Наиболее тяжелым повреждением считается перелом позвоночника, который может возникнуть при сильном ударе в спину или во время падении с высоты. Пострадавший испытывает острую боль, возникает припухлость, выпячивание поврежденных позвонков.

Оказывая помощь нужно быть предельно осторожными, так как смещение позвонков нередко приводит к повреждению спинного мозга и его разрыву.

Пострадавшего кладут на жесткую поверхность, делая это по команде, и не допуская при этом перегибов в области позвоночника. После чего фиксируют широкими лямками. В случае перелома верхних отделов позвоночника необходимо подкладывание мягких валиков в области шеи.

Похожие публикации