Как определить валентность в органической химии. Урок «Валентность

Тема урока: «Валентность. Определение валентности по формулам их соединений»

Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний

Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная

Цели урока:

Дидактические:

Опираясь на знания учащихся, повторить понятия “химическая формула”;

Способствовать формированию у учащихся понятия “валентность” и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ;

Акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии, математики.

Развивающие:

Продолжить формирование умений формулировать определения;

Разъяснять смысл изученных понятий и объяснять последовательность действий при определении валентности по формуле вещества;

Способствовать обогащению словарного запаса, развитию эмоций, творческих способностей;

Развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.

Воспитательные:

Воспитывать чувство товарищества, умение работать коллективно;

Повысить уровень эстетического воспитания учащихся;

Ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знать определение понятия «валентность».

Уметь определять валентность элементов по формулам бинарных соединений. Знать валентность некоторых химических элементов.

Метапредметные: формировать умение работать по алгоритму для решения учебных и познавательных задач.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению.

Основные виды деятельности учащихся. Определять валентность элементов в бинарных соединениях.

Основные понятия: валентность, постоянная и переменная валентность.

Оборудование для учащихся: учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия. 8 класс». - М.: Просвещение, 2015; на каждом столе “Алгоритм определения валентности” (приложение 2); раздаточный материал.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку, создает благоприятный микроклимат в классе

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку

2.Актуализация знаний

Фронтальная беседа с учащимися по пройденной теме “Химическая формула”.

Задание 1: Что здесь написано?

Учитель демонстрирует формулы, отпечатанные на отдельных листах (приложение 1).

Задание 2: индивидуальная работа по карточкам (двое учащихся работают у доски). После окончания расчетов проверка.

Карточка № 1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: NaCl, K2O.

Карточка № 2. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CuO, SO2.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, читают формулы на «химическом языке»

Учащиеся получают карточки: первый вариант - № 1, второй вариант - № 2 и выполняют задания. Двое учащихся выходят к доске и производят расчеты на обратной стороне доски. Когда выполнят задания, проверяют все вместе правильность, если есть ошибки, находят пути их устранения.

3.Изучение нового материа

1. Объяснение учителя. Постановка проблемы.

Понятие о валентности.

До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.

Задание: сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4.

Что общего в составе молекул?

Чем они отличаются друг от друга?

Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?

Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью. Слово “валентность” происходит от лат. valentia - сила.

Запишите определение в тетрадь:

Валентность - это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.

Валентность обозначается римскими цифрами.

Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода - два.

1.Отметить валентность известного элемента: I

2. найти общее число единиц валентности известного элемента:

3.общее число единиц валентности делят на количество атомов другого элемента и узнают его валентность:

Слушают учителя

Наличие атомов водорода.

HCl - один атом хлора удерживает один атом водорода

H2O - один атом кислорода удерживает два атома водорода

NH3 - один атом азота удерживает три атома водорода

CH4 - один атом углерода удерживает четыре атома водорода.

Фиксируют проблему, высказывают предположения, совместно с учителем приходят к выводу.

Записывают определение, слушают объяснения учителя.

Используя алгоритм определения валентности, записывают в тетрадь формулу и определяют валентность элементов

Слушают объяснения учителя

4.Первичная проверка усвоенных знаний

Упражнение 1: определить валентность элементов в веществах. Задание в раздаточном материале.

Упражнение 2: В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.

Прикладной уровень (“4”).

Творческий уровень (“5”).

Учитель выборочно проверяет тетради учащихся, за правильно выполненные задания ставит оценки.

тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске и определяют валентности элементов в предложенных формулах

Учащиеся выполняют предложенные задания, выбирая тот уровень, на который, по их мнению, они способны. Анализируют ответы вместе с учителем

5.Подведение итогов урока

Беседа с учащимися:

Какую проблему мы поставили в начале урока?

К какому выводу мы пришли?

Дать определение “валентности”.

Чему равна валентность атома водорода? Кислорода?

Как определить валентность атома в соединении?

Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.

Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою работу на уроке.

6.Домашнее задание

§ 16, упр. 1, 2, 5, тестовые задания

Записывают задание в дневник

7.Рефлексия

Организует выбор учащимися адекватной оценки своего отношения к уроку и состояния после проведенного урока (приложение 3, распечатать для каждого)

Выполняют оценку своих ощущений после проведенного урока

Литература:

Гара Н. Н. Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя / Н. Н. Гара. - М.: Просвещение, 2014.

Контрольно-измерительные материалы. Химия 8 класс/Сост. Н.П. Троегубова. - М.: ВАКО, 2013.

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия. 8 класс». - М.: Просвещение, 2015.

Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии 8 класс. - М.: ВАКО, 2014.

Журнал «Биология» - www.1september.ru - технология личностно-ориентированного обучения.

Приложение 1

Что означает следующая запись?

а) 4H; 7Fe; H2; 4H2 б) NaCl; AlBr3; FeS

Приложение 2

Алгоритм определения валентности.

Алгоритм определения валентности

Пример

1. Запишите формулу вещества.

2. Обозначьте известную валентность элемента

3. Найдите число единиц валентности атомов известного элемента, умножив валентность элемента на количество его атомов

2
II
Cu2O

4. Поделите число единиц валентности атомов на количество атомов другого элемента. Полученный ответ и является искомой валентностью

2
I II
H2S

2
I II
Cu2O

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

I II
H2S
(2=2)

I II
Cu2O
(2=2)

На уроке я работал: активно/пассивно

Своей работой на уроке я: доволен/не доволен

Урок для меня показался: коротким/длинным

За урок я: не устал/устал

Мое настроение: стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был: понятен/не понятен, интересен/скучен.

Раздаточный материал.

Упражнение 1: определить валентность элементов в веществах:

SiH4, CrO3, H2S, CO2, CO, SO3, SO2, Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O5, Cl2O7, РН3, K2O, Al2O3, P2O5, NO2, N2O5, Cr2O3, SiO2, B2O3, SiH4, Mn2O7, MnO, CuO, N2O3.

Упражнение 2:

В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь.

Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.

Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.

Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

В этой статье рассмотрим способы и поймем, как определить валентность элементов таблицы Менделеева.

В химии принято, что валентность химических элементов можно узнать по группе (колонке) в таблице Менделеева . В действительности не всегда валентность элемента соответствует номеру группы, но в большинстве случаев определенная валентность по такому методу даст правильный результат часто элементы, в зависимости от разных факторов, имеют не одну валентность.

За единицу валентности принята валентность атома водорода, равная 1, то есть водород одновалентен. Поэтому валентность элемента указывает на то, со сколькими атомами водорода соединён один атом рассматриваемого элемента. Например, HCl, где хлор - одновалентен; H2O, где кислород - двухвалентен; NH3, где азот - трёхвалентен.

Как определить валентность по таблице Менделеева.

Таблица Менделеева содержит в себе химические элементы, которые размещены в ней по определенным принципам и законам. Каждый элемент стоит на месте, который определяется его характеристиками и свойствами и каждый элемент имеет свой номер. Горизонтальные линии называются периодами, которые возрастают от первой строки вниз. Если период состоит из двух рядов (что указано сбоку нумерацией), то такой период называется большим. Если он имеет только один ряд, то называется малым.

Кроме того, в таблице есть группы, которых всего восемь. Элементы размещаются в столбцах по вертикали. Здесь их размещение неравномерно - с одной стороны больше элементов (главная группа), с другой - меньше (побочная группа).

Валентностью называют способность атома образовывать некоторое количество химических связей с атомами других элементов. по таблице Менделеева поможет понять знание видов валентности.

Для элементов побочных подгрупп (а к ним относятся только металлы) валентность нужно запоминать, тем более что в большинстве случае она равна I, II, реже III. Также придется заучить валентности химических элементов, которые имеют более двух значений. Или постоянно держать под рукой таблицу валентности элементов .

Алгоритм определения валентности по формулам химических элементов.

1. Записать формулу химического соединения.

2. Обозначить известную валентность элементов.

3. Найти наименьшее общее кратное валентности и индекса.

4. Найти соотношение наименьшего общего кратного к количеству атомов второго элемента. Это и есть искомая валентность.

5. Сделать проверку путём перемножения валентности и индекса каждого элемента. Их произведения должны быть равны.

Пример: определим валентность элементов сульфида водорода.

1. Запишем формулу:

2. Обозначим известную валентность:

3. Найдём наименьшее общее кратное:

4. Найдём соотношение наименьшего общего кратного к количеству атомов серы :

5. Сделаем проверку:

Таблица характерных значений валентностей некоторых атомов химических соединений.

Элементы

Валентность

Примеры соединений

H 2 , HF, Li 2 O, NaCl, KBr

O, Mg, Ca, Sr, Ba, Zn

H 2 O, MgCl 2 , CaH 2 , SrBr 2 , BaO, ZnCl 2

CO 2 , CH4, SiO 2 , SiCl 4

CrCl 2 , CrCl 3 , CrO 3

H 2 S, SO 2 , SO3

NH 3 , NH 4 Cl, HNO 3

PH 3 , P 2 O 5 , H 3 PO 4

SnCl 2 , SnCl 4 , PbO, PbO 2

HCl, ClF 3 , BrF 5 , IF 7

Из материалов урока вы узнаете, что постоянство состава вещества объясняется наличием у атомов химических элементов определенных валентных возможностей; познакомитесь с понятием «валентность атомов химических элементов»; научитесь определять валентность элемента по формуле вещества, если известна валентность другого элемента.

Тема: Первоначальные химические представления

Урок: Валентность химических элементов

Состав большинства веществ постоянен. Например, молекула воды всегда содержит 2 атома водорода и 1 атом кислорода – Н 2 О. Возникает вопрос: почему вещества имеют постоянный состав?

Проанализируем состав предложенных веществ: Н 2 О, NaH, NH 3 , CH 4 , HCl. Все они состоят из атомов двух химических элементов, один из которых водород. На один атом химического элемента может приходиться 1,2,3,4 атома водорода. Но ни в одном веществе не будет на один атом водорода приходиться несколько атомов другого химического элемента. Таким образом, атом водорода может присоединять к себе минимальное количество атомов другого элемента, а точнее, только один.

Свойство атомов химического элемента присоединять к себе определенное число атомов других элементов называется валентностью.

Некоторые химические элементы имеют постоянные значения валентности (например, водород(I) и кислород(II)), другие могут проявлять несколько значений валентности (например, железо(II,III), сера(II,IV,VI), углерод(II,IV)), их называют элементами с переменной валентностью . Значения валентности некоторых химических элементов приведены в учебнике.

Зная валентности химических элементов, можно объяснить, почему вещество имеет именно такую химическую формулу. Например, формула воды H 2 O. Обозначим валентные возможности химического элемента с помощью черточек. Водород имеет валентность I, а кислород – II: Н- и -О-. Каждый атом может полностью использовать свои валентные возможности, если на один атом кислорода будет приходиться два атома водорода. Последовательность соединения атомов в молекуле воды можно представить в виде формулы: Н-О-Н.

Формула, в которой показана последовательность соединения атомов в молекуле, называется графической (или структурной ).

Рис. 1. Графическая формула воды

Зная формулу вещества, состоящего из атомов двух химических элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента.

Пример 1. Определим валентность углерода в веществе СН 4 . Зная, что валентность водорода всегда равна I, а углерод присоединил к себе 4 атома водорода, можно утверждать, что валентность углерода равна IV. Валентность атомов обозначается римской цифрой над знаком элемента: .

Пример 2. Определим валентность фосфорав соединении Р 2 О 5 . Для этого необходимо выполнить следующие действия:

1. над знаком кислорода записать значение его валентности – II (кислород имеет постоянное значение валентности);

2. умножив валентность кислорода на число атомов кислорода в молекуле, найти общее число единиц валентности – 2·5=10;

3. разделить полученное общее число единиц валентностей на число атомов фосфора в молекуле – 10:2=5.

Таким образом, валентность фосфора в данном соединении равна V – .

1. Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: Часть I. – М.: Школьная Пресса, 2002. (с.33)

2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с. 36-38)

3. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(§16)

4. Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§§11,12)

5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

Дополнительные веб-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» ().

Домашнее задание

1. с.84 № 2 из учебника «Химия: 8-й класс» (П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005).

2. с. 37-38 №№ 2,4,5,6 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.


Валентность. Определение валентности. Элементы с постоянной валентностью.


Образно говоря, валентность - это число "рук", которыми атом цепляется за другие атомы. Естественно, никаких "рук" у атомов нет; их роль играют т. н. валентные электроны.

Можно сказать иначе: валентность - это способность атома данного элемента присоединять определенное число других атомов.

Необходимо четко усвоить следующие принципы:

Существуют элементы с постоянной валентностью (их относительно немного) и элементы с переменной валентностью (коих большинство).

Элементы с постоянной валентностью необходимо запомнить:



Остальные элементы могут проявлять разную валентность.

Высшая валентность элемента в большинстве случаев совпадает с номером группы, в которой находится данный элемент.

Например, марганец находится в VII группе (побочная подгруппа), высшая валентность Mn равна семи. Кремний расположен в IV группе (главная подгруппа), его высшая валентность равна четырем.

Следует помнить, однако, что высшая валентность не всегда является единственно возможной. Например, высшая валентность хлора равна семи (убедитесь в этом!), но известны соединения, в которых этот элемент проявляет валентности VI, V, IV, III, II, I.

Важно запомнить несколько исключений : максимальная (и единственная) валентность фтора равна I (а не VII), кислорода - II (а не VI), азота - IV (способность азота проявлять валентность V - популярный миф, который встречается даже в некоторых школьных учебниках).

Валентность и степень окисления - это не тождественные понятия.

Эти понятия достаточно близки, но не следует их путать! Степень окисления имеет знак (+ или -), валентность - нет; степень окисления элемента в веществе может быть равна нулю, валентность равна нулю лишь в случае, если мы имеем дело с изолированным атомом; численное значение степени окисления может НЕ совпадать с валентностью. Например, валентность азота в N 2 равна III, а степень окисления = 0. Валентность углерода в муравьиной кислоте = IV, а степень окисления = +2.

Если известна валентность одного из элементов в бинарном соединении, можно найти валентность другого.

Делается это весьма просто. Запомните формальное правило: произведение числа атомов первого элемента в молекуле на его валентность должно быть равно аналогичному произведению для второго элемента .


Пример 1 . Найти валентности всех элементов в соединении NH 3 .

Решение . Валентность водорода нам известна - она постоянна и равна I. Умножаем валентность Н на число атомов водорода в молекуле аммиака: 1 3 = 3. Следовательно, для азота произведение 1 (число атомов N) на X (валентность азота) также должно быть равно 3. Очевидно, что Х = 3. Ответ: N(III), H(I).


Пример 2 . Найти валентности всех элементов в молекуле Cl 2 O 5 .

Решение . У кислорода валентность постоянна (II), в молекуле данного оксида пять атомов кислорода и два атома хлора. Пусть валентность хлора = Х. Составляем уравнение: 5 2 = 2 Х. Очевидно, что Х = 5. Ответ: Cl(V), O(II).


Пример 3 . Найти валентность хлора в молекуле SCl 2 , если известно, что валентность серы равна II.

Решение . Если бы авторы задачи не сообщили нам валентность серы, решить ее было бы невозможно. И S, и Cl - элементы с переменной валентностью. С учетом дополнительной информации, решение строится по схеме примеров 1 и 2. Ответ: Cl(I).

Зная валентности двух элементов, можно составить формулу бинарного соединения.

В примерах 1 - 3 мы по формуле определяли валентность, попробуем теперь проделать обратную процедуру.

Пример 4 . Составьте формулу соединения кальция с водородом.

Решение . Валентности кальция и водорода известны - II и I соответственно. Пусть формула искомого соединения - Ca x H y . Вновь составляем известное уравнение: 2 x = 1 у. В качестве одного из решений этого уравнения можно взять x = 1, y = 2. Ответ: CaH 2 .

"А почему именно CaH 2 ? - спросите вы. - Ведь варианты Ca 2 H 4 и Ca 4 H 8 и даже Ca 10 H 20 не противоречат нашему правилу!"

Ответ прост: берите минимально возможные значения х и у. В приведенном примере эти минимальные (натуральные!) значения как раз и равны 1 и 2.

"Значит, соединения типа N 2 O 4 или C 6 H 6 невозможны? - спросите вы. - Следует заменить эти формулы на NO 2 и CH?"

Нет, возможны. Более того, N 2 O 4 и NO 2 - это совершенно разные вещества. А вот формула СН вообще не соответствует никакому реальному устойчивому веществу (в отличие от С 6 Н 6).

Несмотря на все сказанное, в большинстве случаев можно руководствоваться правилом: берите наименьшие значения индексов.


Пример 5 . Составьте формулу соединения серы с фтором, если известно, что валентность серы равна шести.

Решение . Пусть формула соединения - S x F y . Валентность серы дана (VI), валентность фтора постоянна (I). Вновь составляем уравнение: 6 x = 1 y. Несложно понять, что наименьшие возможные значения переменных - это 1 и 6. Ответ: SF 6 .

Вот, собственно, и все основные моменты.

А теперь проверьте себя! Предлагаю пройти небольшой тест по теме "Валентность" .

Инструкция

Определим элементов при условии, что мы знаем формулу . Для этого среди компонентов вещества найдем по таблицам те элементы, которые имеют постоянную валентность. Запишем над каждым элементом его валентность, обозначив ее римской цифрой. Например, рассмотрим соединение серы, и - H2SO4 или серную . Кислород имеет постоянную валентность II, водород имеет валентность I.

Теперь рассмотрим элементы с непостоянной валентностью. Так, сера может иметь валентность II, IV или VI. Два атома водорода занимают 2 валентные у атомов кислорода. Тогда суммарно у атомов кислорода остается 2*4 - 2 = 6 валентных . И эти 6 свободных валентных связей приходятся на один- атом серы. Следовательно, сера в этом шестивалентна.

Обратите внимание

Ученые определили валентности многих элементов на основании данных химического анализа.

В одних случаях можно говорить о валентности одного химического элемента, входящего в формулу вещества, а в других можно определить только валентность группы, но не отдельных элементов. Так, например, для HClO4 про остаток ClO4 можно сказать, что он одновалентен, так как к нему присоединяется 1 атом водорода, а водород - одновалентный элемент.

Полезный совет

Зная валентности элементов, входящих в состав вещества, можно определить его формулу. Зная формулу вещества, можно определить валентности его элементов.

Источники:

  • Определение валентности
  • валентность серы

Со школы или даже раньше каждый знает, всё вокруг, включая и нас самих, состоит их атомов – наименьших и неделимых частиц. Благодаря способности атомов соединяться друг с другом, многообразие нашего мира огромно. Способность эта атомов химического элемента образовывать связи с другими атомами называют валентностью элемента .

Инструкция

Понятие вошло в химию в девятнадцатом веке, тогда за её единицу была принята валентность атома водорода. Валентность другого элемента может быть определена как число водорода, которое присоединяет к себе один атом другого вещества. Аналогично валентности по водороду определяется валентность по кислороду, которая, как правило, равна двум и, значит, позволяет определить валентность других элементов в соединениях несложными арифметическими действиями. Валентность элемента по кислороду равняется удвоенному числу атомов кислорода, которое может присоединить один атом данного элемента .

Для определения валентности элемента можно воспользоваться и формулой. Известно, что существует определенное соотношение между валентностью элемента , его эквивалентной массой и молярной массой его атомов. Связь между этими качествами формулой: Валентность = Молярная масса атомов/Эквивалентная масса. Так как масса – это то количество, которое необходимо для замещения одного моля водорода или для реакции с одним молем водорода, то чем больше в сравнении с массой эквивалентной, тем большее число атомов водорода может заместить или присоединить к себе атом элемента , а значит тем выше валентность.

Связь между химическими элемента ми имеет различную . Это может быть ковалентная связь, ионная, металлическая. Для образования связи атому необходимо иметь: электрический , неспаренный валентный , свободную валентную орбиталь или неподеленную пару валентных электронов. Вместе эти особенности определяют валентное состояние и валентные способности атома.

Зная число электронов атома, которое равно порядковому номеру элемента в Периодической системе элементов, руководствуясь принципами наименьшей энергии,принципом Паули и правилом Хунда можно построить электронную конфигурацию атома. Эти построения позволят проанализировать валентные возможности атома. Во всех случаях, в первую очередь реализуются возможности связи за счет наличия неспаренных валентных электронов, дополнительные валентные способности, такие как свободная орбиталь или неподеленная пара валентных электронов, могут остаться нереализованными, если на это недостаточно энергии.И всего вышесказанного можно сделать вывод, что проще всего определить валентность атома в каком-либо соединении, и гораздо сложнее выяснить валентные способности атомов. Впрочем практика сделает простым и это.

Видео по теме

Совет 3: Как определить валентность химических элементов

Валентность химического элемента - это способность атома присоединять или замещать определенное число других атомов или атомных групп с образованием химической связи. Нужно помнить, что некоторые атомы одного и того же химического элемента могут иметь разную валентность в разных соединениях.

Вам понадобится

  • таблица Менделеева

Инструкция

Водород принято считать одновалентным и двухвалентным элементами соответственно. Мерой валентности является число атомов водорода или кислорода, которые элемент присоединяет для образования гидрида или .Пусть X - элемент, валентность которого нужно определить. Тогда XHn - этого элемента, а XmOn - его оксид.Пример: - NH3, здесь у валентность 3. Натрий одновалентен в соединении Na2O.

Для определения валентности элемента нужно умножить количество атомов водорода или кислорода в соединении на валентность водорода и кислорода соответственно, а затем разделить на число атомов химического элемента, валентность которого находится.

Валентность элемента может быть определена и по другим атомам с известной . В различных атомы одного и того же элемента могут проявлять различные валентности. Например, двухвалентна в соединениях H2S и CuS, четырехвалентна в соединениях SO2 и SF4, шестивалентна в соединениях SO3 и SF6.

Максимальную валентность элемента равной числу электронов во внешней электронной атома. Максимальная валентность элементов одной и той же группы периодической системы обычно соответствует ее порядковому номеру. К примеру, валентность атома углерода С должна быть равной 4.

Видео по теме

Химия для каждого школьника начинается с таблицы Менделеева и фундаментальных законов. И уже только потом, уяснив для себя, что же изучает эта сложная наука, можно приступать к составлению химических формул. Для грамотной записи соединения нужно знать валентность атомов, составляющих его.

Инструкция

Для примера можно использовать два вещества – HCl и H2O. Это хорошо известные всем и вода. В первом веществе содержится один атом водорода (H) и один атом хлора (Cl). Это говорит о том, в данном соединении они образуют одну , то есть удерживают возле себя один атом. Следовательно, валентность и одного, и другого равна 1. Так же просто определить валентность элементов, составляющих молекулу воды. Она содержит два водорода и один атом кислорода. Следовательно, атом кислорода образовал две связи для присоединения двух водородов, а они, в свою очередь, по одной связи. Значит, валентность кислорода равна 2, а водорода – 1.

Но иногда приходится сталкиваться с вещества ми более сложными по и свойствам составляющих их атомов. Существует два типа элементов: с постоянной ( , водород и др.) и непостоянной валентность ю. У атомов второго типа это число зависит от соединения, в состав которого они входят. В качестве примера можно привести (S). Она может иметь валентности 2, 4, 6 и иногда даже 8. Определить способность таких элементов, как сера, удерживать вокруг себя другие атомы, немного сложнее. Для этого необходимо знать других составляющих вещества .

Запомните правило: произведение количества атомов на валентность одного элемента в соединении должна совпадать с таким же произведением для другого элемента. Это можно проверить вновь обратившись к молекуле воды (H2O):
2 (количество водорода) * 1 (его валентность ) = 2
1 (количество кислорода) * 2 (его валентность ) = 2
2 = 2 – значит все определено верно.

Теперь проверьте этот алгоритм на более сложном веществе, например, N2O5 – оксиде . Ранее указывалось, что кислород имеет постоянную валентность 2, поэтому можно составить :
2 (валентность кислорода) * 5 (его количество) = Х (неизвестная валентность азота) * 2 (его количество)
Путем несложных арифметических вычислений можно определить, что валентность азота в данного соединения равна 5.

Валентность - это способность химических элементов удерживать определенное количество атомов других элементов. В то же самое время, это число связей, образуемое данным атомом с другими атомами. Определить валентность достаточно просто.

Инструкция

Примите к сведению, что валентность атомов одних элементов постоянна, а других - переменна, то есть, имеет свойство меняться. Например, водород во всех соединениях одновалентен, поскольку образует только одну . Кислород способен образовывать две связи, являясь при этом двухвалентным. А вот у может быть II, IV или VI. Все зависит от элемента, с которым она соединяется. Таким образом, сера - элемент с переменной валентностью.

Заметьте, что в молекулах водородных соединений вычислить валентность очень просто. Водород всегда одновалентен, а этот показатель у связанного с ним элемента будет равняться количеству атомов водорода в данной молекуле. К примеру, в CaH2 кальций будет двухвалентен.

Запомните главное правило определения валентности: произведение показателя валентности атома какого-либо элемента и количества его атомов в какой-либо молекуле произведению показателя валентности атома второго элемента и количества его атомов в данной молекуле.

Посмотрите на буквенную формулу, обозначающую это равенство: V1 x K1 = V2 x K2, где V - это валентность атомов элементов, а К - количество атомов в молекуле. С ее помощью легко определить показатель валентности любого элемента, если известны остальные данные.

Рассмотрите пример с молекулой оксида серы SО2. Кислород во всех соединениях двухвалентен, поэтому, подставляя значения в пропорцию: Vкислорода х Кислорода = Vсеры х Ксеры, получаем: 2 х 2 = Vсеры х 2. От сюда Vсеры = 4/2 = 2. Таким образом, валентность серы в данной молекуле равна 2.

Видео по теме

Валентность – один из основных терминов, употребляемых в теории химического строения. Это понятие определяет способность атома образовывать химические связи и количественно представляет собой число связей, в которых он участвует.

Инструкция

Валентность (от лат. valentia – «сила») – показатель способности атома присоединять к себе другие атомы, образуя с ними химические связи внутри молекулы. Общее число связей, в которых может участвовать атом, равняется числу его неспаренных электронов. Такие связи называются ковалентными.

Неспаренные электроны – это свободные электроны внешней оболочки атома, которые соединяются в пары с внешними электронами другого атома. При этом каждая такая пара называется электронной, а такие электроны – валентными. Исходя из этого, валентности может звучать так: это число электронных пар, по которым данный атом связан с другими атомами.

Максимальный показатель валентности химических элементов одной группы периодической системы, как правило, равен порядковому номеру группы. В различных атомы одного элемента могут иметь разную валентность. Полярность образующихся не учитывается, поэтому валентность не имеет знака. Она не может быть ни нулевой, ни отрицательной величиной.

Количественной любого химического элемента принято считать число одновалентных атомов водорода или двухвалентных атомов кислорода. Однако при определении валентности можно использовать и другие элементы, валентность которых точно известна.

Иногда понятие валентности отождествляют с понятием «степень окисления», однако это неверно, хотя в некоторых случаях эти показатели совпадают. Степень окисления – формальный термин, означающий возможный заряд, который получил бы атом, если бы его электроны в электронных перешли к более электроотрицательным атомам. При этом степень окисления выражается в единицах заряда и может иметь знак, в отличие от валентности. Этот термин получил распространение в неорганической , поскольку в неорганических соединениях судить о валентности. Валентность же используется в органической химии, поскольку большинство органических соединений имеет молекулярное строение.

Видео по теме

Это способность атома вступать во взаимодействие с другими атомами, образуя с ними химические связи. В создание теории валентности внесли большой вклад многие ученые, прежде всего, немец Кекуле и наш соотечественник Бутлеров. Электроны , которые принимают участие в образовании химической связи, называют валентными.

Вам понадобится

  • Таблица Менделеева.
Похожие публикации