III. Рассмотрение эпизода смерти Тараса

Старый козак, Тарас Бульба, потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил и жёг он города, чтобы отомстить за смерть любимого сына. Причиной смерти Остапа были бесчеловечные пытки польских палачей.

Остап был достойным сыном своего отца. Он проявил себя в бою, среди других запорожцев был на хорошем счету. В одной из битв под городом Дубно Остап жестоко отомстил польским воинам за то, что те убили куренного атамана. Козаки, впечатлённые таким поступком, выбирают Остапа своим новым атаманом. Остап отличался хладнокровием, но вместе с тем и рассудительностью. Он приказал запорожцам держаться подальше от стен города, что спасло многим жизни.

Но Остапа пленят: несколько сильнейших воинов набросились на него одновременно, силы покидали молодого козака, и он больше не мог сопротивляться. Пленных запорожцев ждала смерть. Казнь Остапа в «Тарасе Бульбе» проходила на площади, публично. Туда сходился весь народ. И черни, несмотря на голод, и знатным вельможам было любопытно смотреть на козаков. Некоторые возмущённо и с сожалением говорили о предстоящих муках, но всё равно стояли до окончания казни.

Козаки «шли небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию», впереди всех был Остап. Но почему люди, которых долгое время держали в темнице, которых ждёт мучительная смерть так смиренно принимают такое положение вещей, почему не пытаются бежать? Запорожцы не кланяются народу. Эта сцена чрезвычайно значима для понимания основной идеи произведения и выражения темы. Козаки идут на казнь с осознанием того, что они защищали свою свободу. Для запорожцев смерть в бою или же гибель за правое дело считалась честью.
За казнью Остапа Тарас Бульба наблюдал из толпы. Что чувствовал отец, зная, что сейчас совершится? Об этом можно только догадываться. Остапа должны были казнить первым. Он остановился, посмотрел на других козаков и, поднявши руку, громко сказал: «– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Тарас шёпотом одобрял поведение сына. Так бы поступил настоящий козак, мужественный и несломленный защитник свободы. Остап смело шагнул на эшафот. В тексте произведения не описываются сами пытки. Сказано только, что они были бесчеловечно жестоки. Остап держится до последнего: ни звука, ни крика не было слышно. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец.

Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа. Он обвёл глазами толпу, но не видел ни одного родного лица. Вдруг он начал жалеть о том, что умрёт вот так вот, в чужом краю, безвестно. Не хотелось ему видеть плачущую и причитающую жену, или мать, для которой видеть смерть сына было равносильно собственной смерти. Нет, Остап лишь хотел видеть рядом с собой такого же крепкого и сильного козака, чтобы тот подбодрил его.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
– Батько! где ты! Слышишь ли ты?
– Слышу!»

Этим заканчивается эпизод казни. Анализ смерти Остапа в «Тарасе Бульбе» позволяет сказать, что эта сцена чрезвычайно важна для понимания сути всего произведения. Не стоит забывать, что Гоголь отразил идеализированное представление о прошлом. Некий исторический миф. В повести «Тарас Бульба» смерть Остапа понимается как погибель свободной, чистой и храброй души всего козачества, всего украинского народа.

Тест по произведению

Ничто так не раскрывать характер литературного персонажа, как его поступки. Тараса Бульбу, лишившего жизни собственного сына, сложно понять современному человеку. Однако подвиги старого казака способны вызвать восхищение даже у сегодняшнего читателя. Главный герой повести Гоголя - образ противоречивый, сложный. Для того чтобы понять его, научиться в нем видеть не безумного вояку, а патриота, человека чести, следует внимательно рассмотреть три важных эпизода. Как погиб Тарас Бульба? За что полковник убил своего сына? Как он воспринял смерть старшего?

Прежде чем рассказать о том, как погиб Тарас Бульба, следует, конечно же, вспомнить сюжет повести. Уже в первой главе автор дает характеристику своим героям.

Сыновья полковника

Остап и Андрий закончили обучение в Киевской семинарии. Они вернулись домой. Отец встретил их довольно своеобразно. Дабы испытать старшего, он принялся с ним мериться силой. И только убедившись в том, что Остап сможет по-настоящему дать отпор, успокоился. Хотел было проверить таким образом и младшего, но вовремя подоспела мать. Благодаря этой сцене автор дает читателю поверхностную характеристику своего героя.

Бульба, казалось бы, может любить только сильного, храброго сына. Только настоящего казака. А рохлю и труса с радостью отправит на тот свет. К такому выводу можно прийти, зная сюжет повести Гоголя, но не имея никакого представления о традициях и нравах казаков. В действительности же Тарас Бульба любил обоих своих сыновей. И храброго Остапа, и малодушного Андрия. Но военный долг для него был превыше всего. Ради него он мог отдать и свою жизнь, и жизнь близкого человека.

Сечь

Сразу же по приезду сыновей Бульба решает отправить их воевать. Запорожская Сечь, по его мнению, - лучшая наука для казака. В последний момент он решается и сам ехать с сыновьями. Каким Гоголь создал образ старого полковника? Жестоким, суровым, бескомпромиссным. Однако стоит сказать, что и Тарас Бульба порою грустит, предается горьким воспоминаниям. По пути в Сечь каждый из героев думает о своем. Остапу тяжело вспоминать терзания матери. Андрий томится по прекрасной полячке. Отец с горечью вспоминает о прожитых годах.

Первые победы

Бульба с сыновьями приезжает в Сечь. Здесь они видят казаков, предающихся обычному для них занятию, а именно пьянству. Старый полковник не желает, чтобы его сыновья тратили силы на бесконечные пиршества. Его влечет на поле брани. Казаки идут на Польшу, где очень быстро наводят страх на местных жителей. Остап и Андрий принимают участие в битвах. Ничто не радует так старого запорожца, как их подвиги.

Андрий

Младший сын Бульбы становится предателем. Однажды ночью к нему является служанка прекрасной полячки, которую молодой казак видел в Киеве, и просит помочь панночке. Андрий отправляется к возлюбленной, захватив с собой несколько мешков хлеба.

Встретившись с полькой, он решает не возвращаться в свой полк. Как главный герой воспринимает предательство сына? Он находит и убивает его, при этом произнося знаменитую фразу, которая известна даже тем, кто не читал повесть Гоголя. Как погибли сыновья Тараса Бульбы? С какими словами на устах? Младший в последние секунды своей жизни произносит имя возлюбленной. Старший зовет отца. Андрий предает свою родину и своих родных ради любимой девушки. Остап - истинный сын полковника Бульбы. Он умирает героической смертью.

Остап

Поляки разбивают запорожцев. Старшего сына Тараса Бульбы берут в плен. Сам же полковник получает ранение. После выздоровления он делает все, что в его силах, дабы вызволить Остапа. Но все попытки оказываются тщетными. Он присутствует при казни сына. Это происходит на городской площади. Остап мужественно принимает смерть, и только в последний момент он не выдерживает и зовет отца. Тот отвечает и тут же скрывается от преследователей. Как погибает Тарас Бульба и сын Остап? Оба они умирают героями.

Месть

Тарас Бульба не простил сына-предателя. При этом смерть Остапа для него стала сильным ударом. Он был охвачен злостью, ненавистью к полякам. Сжег 18 деревень, в течение нескольких недель уничтожал все живое вокруг. Смерть любимого сына делает еще более жестоким Тараса Бульбу. Как погибает этот отважный казак? Он идет на смерть, спасая своих товарищей.

Бульба отправляется в свой последний поход на Польшу. Свирепость полковника бросается в глаза даже казакам. Запорожцы берут в плен польского гетмана, но тот хитростью добивается своего освобождения. Бульба тем временем разъезжать по Польше со своим полком и продолжает мстить за смерть старшего сына. Однажды в старой крепости запорожцы попадают в окружение. Как погибает Тарас Бульба? Его цепями приковывают к дереву и разжигают вокруг него огонь. Перед смертью он успевает крикнуть запорожцам, тем самым спасая им жизни.

О том, как погибает Тарас Бульба, из краткого содержания можно узнать, тем не менее, стоит перечитать повесть. В произведении важную роль играют диалоги, комментарии автора.

Как погибает Тарас Бульба

Как уже было сказано выше, главный герой попадает в плен к полякам. Но стоит сказать еще несколько слов о нраве казацкого полковника. Какой смертью погиб Тарас Бульба? Мучительной, долгой. Но об этом читатель может лишь догадываться. Гоголь не приводил подробностей, которые страшными показались бы его современникам.

Последний штрих к характеристике Бульбы - его мысли, которые проносится у него в голове в последние минуты жизни. Он словно не боится смерти. Погибая, он думает о своих товарищах и о предстоящих сражениях, в которых он уже не примет участия.

Дополнение к характеристике героя

В повести Тараса Бульбы герои, конечно же, не только воюют. Показан и быт казаков. Эти описания дополняют портрет Тараса Бульбы. Он человек, не привыкший к роскоши. Более того, в отличие от многих своих товарищей, любит простую жизнь. Он довольно активен. Достаточно вспомнить первый день его пребывания в Запорожской Сечи. Казаки пьянствуют, не спешат воевать. Он же при помощи небольшой хитрости добивается назначения кошевым своего давнего знакомого, который готов идти в Польшу. Тарас Бульба целеустремлен, упрям. Он всеми силами пытается осуществить свои планы, которые всегда, в любой ситуации, связаны с защитой родного края.

«Тарас Бульба»

Героический пафос характерен для главы IX. Высокими чувствами проникнут и речь Тараса. Непроста и ее композиция. Речь его - свидетельство мудрости, мужества и страстной убежденности в Правоте своего дела. Слово Тараса находит горячий отклик в душйх молодых и старых. Нее они, старые и молодые, объединяются общим чувством любви к родине и единым стремлением ее защищать. Поэтому так и тронула их речь Тараса, дошла до самого сердца. В связи с этим предлагается выделить обращения («Панове», «товарищи», «братцы») и подумать, как лучше их произнести, какой должна быть интонация речи Тараса в тот или иной ее момент, а затем проследить, как выражаются переживания умудренных жизнью казаков и как описывает Гоголь волнение молодых. Это поможет найти верный тон чтения, его окраску и интонацию.

«Все взяли басурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!» Особая значительность должна прозвучать в следующих строках: горькое время, трудное время, когда решается судьба родины и народа. С этим же чувством они прочтут и слова: «Вот на чем стоим», «Нет уз святее товарищества». Некоторые попробуют прочитать эту фразу громче, силой голоса подчеркнув ее значительность. Другие постараются выделить ее замедленным темпом чтения, особой значительностью тона. Третьи будут выделять одно какое-то слово: «Нет уз святее товарищества», «Нет уз святее товарищества» и т. д. Здесь трудно выбрать единственно правильное решение. Задача словесника и заключается в том, чтобы помочь ученикам выделить эту главную, центральную фразу в речи Тараса.

Есть в этой речи и презрение, с которым Тарас говорит о врагах и их прихвостнях, и особая гордость, когда он говорит о родине или произносит слово «человек» («Но породниться родством по душе, а не по крови может только один человек»). И все эти чувства передаются в чтении, к которому готовятся Читатели самостоятельно.

Самостоятельно готовятся они и к чтению описания боя, предварительно выбрав его из IX главы и прочитав в лицах, включая и автора как одного из главных лиц этой главы, что и поможет передать ее трагизм, ее высокую патетику. Героична в ней не только изображаемая эпоха, героичны и события, действующие лица, Их чувства и поступки. В свой последний час думают они не о себе, а о великом деле, которому отдают свою жизнь: «Поникнул он (Балабан) теперь головою, почуяв предсмертные муки, и тихо сказал: «Сдается мне, паны-браты, умираю хорошею смертью: семерых изрубил, девятерых копьем исколол. Истоптал конем вдоволь, а уж не припомню, скольких достал пулею. Пусть же цветет вечно Русская земля!..»

Страстный, возволнованный тон повествования, непосредственное обращение Гоголя к читателям создают приподнятое и тревожное настроение, вызывают глубокое сочувствие казакам, восхищение их подвигами. Непосредственно к читателям обращается Гоголь и тогда, когда рассказывает о присланном сыновьям Тараса благословении их матери, когда свершилось предательство Андрия и погибал в страшных муках Тарас Бульба.

Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, вовремя подбодрить казаков, дать нужные распоряжения. В разных местах слышится голос Тараса. «А что, паны? - сказал Тарас, перекликнувшись с куренными. - Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?» Мудрость Тараса, его талант полководца раскрываются главным образом в последнем бою под Дубно.

его момент. Завершается чтение по лицам не только рассказами о Тарасе-полководце, но и беседой. Это заставляет нас осмыслить прочитанное, готовя ответ на вопросы о том, какие чувства объединяют запорожцев и в чем проявляется их самоотверженность, а также подумать и об особенностях изображения этой батальной картины. Главное в ней - не только приподнятый тон, эмоциональность повествования, авторские обращения к героям и читателю, но и гиперболизация в изображении силы казаков, их подвигов, врага и самой битвы: «Там, где прошли незамайновцы,- так там и улица, где поворотились - так уж там и переулок! Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи!» Обращение Гоголя к приемам народного творчества в изображении боя не только дает представление о силе и храбрости казаков, похожих на Илью Муромца, Добрыню и многих других богатырей, но и помогает выразить народную точку зрения на происходящие события, передать патриотические чувства казаков, отдавших, как и герои былин, все свои силы и свою жизнь защите родины.

выше ставит родство по духу, чем по крови. Поэтому так потрясен был Тарас, когда увидел Андрия, возглавлявшего вражеский отряд. И первые его слова, непосредственно обращенные к сыну, были о том, что Андрий убивает своих товарищей: «Как?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Целесообразно предложить учащимся подумать и над тем, почему Андрий при виде отца не бежал, не прятался, не просил пощады, а лишь побледнел и «покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом». Покорность Андрия вызвана признанием своей вины, пониманием того, что его предательство-преступление, заслуживающее суда и страшной казни. Сознавая это, он все же не раскаивался в сделанном. Любовь к девушке убила все другие чувства в его душе. Поэтому перед смертью он произносит имя не родины, как все запорожцы, а любимой.

увидел отрицательных черт в характере сына, его неустойчивости, излишней горячности. И как человек мужественный, страстно убежденный в своей правоте, он сам исправляет свою ошибку.

Не менее важно передать и авторское отношение к происходящему, которое выражается в метко найденном слове, характеризующем Андрия («он был и мертвый прекрасен», «мужественное лицо», «чудная красота», «витязь всех бойчее, всех красивее»), в развернутых сравнениях Андрия с поведением провинившегося школьника, покорного ребенка (а умирающий Апдрий сравнивается с подрезанным серпом хлебным колосом). Даже сравнение с молодым борзым псом не унижает Андрия. Явное сочувствие, сожаление и горечь сливаются в каждом слове, выражаются и в интонации повествования, что заставляет и нас взглянуть на Андрия глазами автора, задуматься о долге, чести, личном и общественном, сопоставить авторские чувства с чувствами Тараса и Остапа, сформировавшимися в суровую эпоху, в трудное и бранное время.

В последних главах повести (X, XI, XII) описывается трагедия Тараса. Наступило, как писал В. Г, Белинский, «омертвение могучей души, оглушенной двукратным потрясением, потерею обоих сыновей». Чтобы Читатели восприняли всю глубину страданий Тараса, обращаем внимание их на то, как описывает Гоголь пробуждение Тараса. Сравнив Тараса в главе I повести с тем, каким Гоголь рисует его в главе X, устанавливаем, как переменился он, как изменилось и выражение его лица: «... три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него».

Из жизнерадостного, общительного человека, каким был Тарас, он превратился под влиянием пережитых страданий в замкнутого и мрачного. Это уже не удалой казак, готовый пуститься в пляс, каким Гоголь рисует его в главе II. Невозможно развеселить теперь Тараса: «Сурово и равнодушно глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой! Остап мой!» И дальше читаем: «Он уходил в луга, степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался, и, положив ружье, полный тоски, садился он на морской берег».

на своем веку, поражались его жестокости: «Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением».

частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не мог остановить его: «В виду всего воинства уходил полк, и долго еще оборачивался Тарас и все грозил». Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин.

Пережитые страдания не могли сломить Тараса и убить его веру в справедливость начатой борьбы. Он продолжает ее, появляясь со своим полком в разных местах Польши, мстя за поруганную родину, погибших товарищей и Остапа. «У этого человека,- писал Белинский,- была идея, которою он жил и для которой он жил... он не пережил ее, он умер вместе с нею». В этом - трагедия и величие Тараса Бульбы.

«Мы вспомним Тараса и песню споем…». Читаем отрывок из повести со слов «Тут же стояло нагое дерево…» до слов «…которая бы пересилила русскую силу!» и затем анализируем его. Например, пленение Тараса и приговор ему вызывают тяжелые переживания и автора, и читателя. Нам жаль Тараса, нам трудно примириться с мыслью, что он умрет в страшных муках. Одновременно мы испытываем чувство возмущения и гнева по отношению к врагам. Не о себе думает Тарас перед смертью. Тарас страстно хочет, чтобы его товарищи ушли от преследования, и нас наполняет чувство гордости за человека, любящего Отчизну и товарищей больше, чем себя. Когда в первый раз голос Тараса не был услышан казаками, его охватывает душевная боль. Но боль сменяется радостью, когда Тарасу бросились в глаза «выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы», появилась надежда, что казаки могут спастись. Радость сменяется глубоким удовлетворением от того, что на этот раз его призыв услышан.

Страшный удар обухом по голове заставил Тараса потерять на какое-то время сознание. Но когда он очнулся и увидел, что его товарищи ушли от погони, радость вновь овладела им. А читатель в этот момент восхищается мужеством Тараса, его отвагой, чувством товарищества и презрением к смерти, проникается его ненавистью к врагам, презрением к ним и верой в торжество правого дела. Рассматривание и сопоставление иллюстраций П. П. Соколова, Е. А. Кибрика и Д. А. Щмаринова, изображающих гибель Тараса, дает учащимся возможность зримо представить себе эту, быть может, самую сильную сцепу повести, соотнести свои зрительные представления с видением художников-иллюстраторов, подумать над тем, кому из художников удалось ярче и вернее передать гоголевский текст, эмоционально убедительнее воссоздать последний подвиг Тараса.

Сопоставляя иллюстрации, все приходят к выводу, что более сильное впечатление производят те рисунки, где все внимание художника сосредоточено на самом Тарасе, его переживаниях, где Тарас дан крупным планом. Художник Соколов слишком многое включает в сферу изображения, тем самым рассеивая внимание зрителя. Он подробно выписывает развалившуюся крепость, поляков, привязывающих Тараса веревками к разбитому молнией дереву, другую группу поляков, замахивающихся на Тараса дубинами. Иллюстрация в целом производит впечатление стилизации, все в ней выписано слишком тщательно, даже несколько декоративно, она мало волнует.

О каких делах и подвигах своего атамана вспоминали казаки, плывя на челнах

по Днестру? И вот пальба ляхов прекратилась, казаки живо поплыли на узких челнах, дружно гребли веслами, осторожно минуя отмели, всполашивая подымавшихся птиц и говоря о подвигах своего атамана. Они вспоминали, как Бульбу выбрали кошевым под Дубно, когда все разделились на две группы, как славно говорил он о русском товариществе. А тем, кто не участвовал битве под Дубно, рассказывали некоторые эпизоды из нее. Один уже немолодой, понюхавший пороху казак, рассказывал двум молодым запорожцам о том, как Тарас, спасая товарища, один бросился на отряд всадников.

Несколько запорожцев вспомнили его речь под Дубно, они понимали тогда, что для многих это будет последний бой, но за святую Русь они готовы были отдать свои жизни. «Да,- говорили казаки,- хороший товарищ был Тарас. Не зря говорил слова о товариществе: он вдохновлял нас на подвиг и сам совершил много подвигов во славу товарищества и родной земли. Ведь как он рубился с ляхами, сколько их в капусту искрошил? И вот не уберегли мы его. Не хотел Тарас люльку оставлять на чужой земле, а пришлось оставаться самому. Но и в последние минуты свои не думал он о смерти, а думал о нас, о своих товарищах: «К берегу, хлопцы, к камышу, там челны, берите все и уходите!» - кричал Тарас. И вот мы на свободе, а он в сырой земле. А когда казнили Остапа,- говорили другие казаки,- хоть и сильно тосковал Тарас, но не пал духом, ие пошел отлеживаться в свой хутор, а стал страшно мстить врагам за Остапа и убитых товарищей».
И еще о многом говорили они. О том, откуда и когда пришел Тарас с сыновьями на Сечь, вспомнили, как ради Отчизны не пожалел Тарас жизни своего младшего сына-предателя. «Не пожалели бы и мы жизни за Тараса. Теперь наша очередь мстить за него врагам и оберегать любимую Отчизну». Жизнь Тараса Бульбы подвиг, а подвиги достойны песни. Кто же такой Тарас Бульба? Это представитель жизни целого парода, целого политического общества в известную эпоху жизни. Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то и другое в каждой капле крови своей.

Дружно гребут казаки. Они плывут на своих узких челнах, подымая в воздух огромные стаи птиц, и говорят про своего атамана. Живет народ, живет его подвиг. Живут в памяти народном, и песнях и сказаниях его лучшие сыны. Так «бессмертная душа» старого Тараса оживает в творчестве поэтов, писателей и художников, создавших свои произведения во время Великой Отечественной войны. Повесть живет и в сознании наших современников, духовно обогащая каждое новое поколение. Героическое прошлое, открывающееся пытливой и взыскательной юности, не может не окрылять своим примером, прекрасным и суровым, а удивительный талант Гоголя сделал идею служения Родине яркой, волнующей и вечно живой.

В. Г. Белинский называет «Тараса Бульбу» «дивной эпопеей, написанной кистью смелою и широкою», «огромной картиной в тесных рамках, достойною Гомера». Не нужно давать учащимся в связи с этим определение «эпопея», тем более что Белинский употребляет слово «эпопея» не в современном его смысле, а скорее подчеркивая внутреннюю близость повести Гоголя к народно-героическому эпосу.

Чем же напоминает «Тарас Бульба» народно-героический эпос? Выясняем, что герои повести - сильные, могучие люди, устремленные к высокому гражданскому идеалу, совершающие легендарные подвиги во славу Отчизны. Особенно сильно сказались народно-поэтические традиции в описании битвы под Дубно. Гиперболизированный портрет Тараса напоминает портреты былинных богатырей, а изображение Тараса в бою сходно с изображением Ильи Муромца, бившегося с несметной вражьей силой, Бросается в глаза также явное сходство других запорожцев с былинными богатырями.

В заключение еще раз надо подчеркнуть, что замечательная повесть Гоголя, явившаяся столь полным выражением народного духа, на все времена вошла в сокровищницу народной культуры как одно из ценнейших ее достояний.

Похожие публикации