Город солнца в хакасии общины. Закрытые сообщества Красноярска: виссарионовцы

Сложно определиться с чего начать, и о чем рассказать больше, когда эмоции захлестывают, а впечатления переполняют. Именно такие ощущения остались после очередной поездки выходного дня. Очередной, но не обычной.

- «Есть желание в выходные поехать в город Солнца?» - такой вопрос буквально «свалился на голову» в середине недели. Долго раздумывать не пришлось. Можно ли упустить возможность посмотреть своими глазами как живет община, о которой так много говорили лет 15-20 назад. И с основателем которой, Виссарионом, довелось общаться лично для телевизионного материла в те же далекие годы. Тогда строительство города Солнца был проектом. А что же сегодня?

Справка из Википедии: «Церковь последнего завета (до 2000 года Община единой веры) (виссарионовцы) - новое религиозное движение, которое основал Сергей Тороп (называющий себя Виссарионом) в 1991 году под названием „Община Единой Веры“. Официально зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 21 декабря 2000 года (Свидетельство о государственной регистрации религиозной организации № 575)».

Вот эта самая община и построила свое поселение, город Солнца, в глухой тайге Курагинского района, рядом с озером Тиберкуль. Одно только месторасположение воодушевляет, ведь там нетронутая природа.




1 / 3

Добирались больше двух часов до места базирования, деревни Петропавловка. Колоритное селение. Первое, что бросилось в глаза - новостройки. Стареньких домов единицы. Преимущественно новые, из дерева, с разной архитектурой и масштабом. Это одна из деревень, где живут представители общины в соседстве с коренными жителями этих мест. Точнее, наоборот, поскольку процентов семьдесят на сегодня - это уже приехавшие из разных уголков страны и мира люди. Например, мы остановились в единственном на всю общину немецком гостевом доме. Немецкий он потому, что его построила немка специально для общины. И на этом принадлежность к этой стране заканчивается. Обычный дом, с деревенским бытом. Но, сделанный со вкусом, и содержащийся смотрителями с любовью и заботой.





1 / 4

То, что здесь люди, строясь, вкладывают душу, и буквально реализуют свои мечты и себя самих в архитектуре домов, стало очевидно с первого же путешествия. Отправившись посмотреть Гуляевские пороги, мы все обратили внимание на очень разные виды домов в каждой из деревень по пути. Но это было только начало впечатлений. Поскольку открывшийся вид бурлящей стихии вызвал настоящий восторг! Слияние в одном пейзаже мощи воды, стойкости камня и изящества рисунков природы заворожило. Чарующая тайга, величественные скалы, хрустальная вода. Этот участок реки Казыр напомнил, что природа - хозяйка: величественная, щедрая, вольная, а мы всего лишь гости, преклоняющиеся перед ее царственной особой.






1 / 5

Грандиозно и мило - два эти понятия слились в одно целое и на Гуляевских порогах и, позже, в городе Солнца. В главное место путешествия отправились на следующий день. Еще одна дорога, которая, несмотря на протяженность 50 километров, заняла 2,5 часа пути. Сначала на транспорте, по недавно проложенной среди тайги грунтовой дороге, с кочками, ухабами и трудно проходимыми участками. Затем пешком три километра, от площадки, где оставляют транспорт приезжие, до центрального места общины.



1 / 2

На подходе к поселению, у пропускного пункта, нас встретил проводник. Улыбчивый и душевный Геннадий, богатырь, как мы его между собой прозвали, повел нас по городу Солнца, отвечая на многочисленные вопросы о жизни общины. Подумать только, ведь еще 20 лет назад здесь, на всей этой территории, была глухая, непроходимая тайга. А теперь многочисленные подворья и дороги, некоторые даже с системами слива (чтобы не размывало). Четырнадцать улиц, которые расходятся от центра лучами с буквально сказочными названиями: «Млечного пути», «Алмазных рос», «Хрустальных врат», «Детских грёз».

На всей территории города, который, кстати, местные жители называют Обителью рассвета, ни одного забора, разве что живая изгородь. Безудержная фантазия, выраженная в форме и крышах домов. Простор и заботливое обустройство каждого участка таежной земли площадью 250 гектаров. Около 300 человек с разных уголков земли, выбрали своим домом это место. Каждый день, рано утром они собираются «на круг» - центральную площадь со святыней, где распределяются работы на день. Женщины трудятся дома и на огородах, мужчины занимаются строительством и разными ремеслами.






Еще в 90-х в Красноярском крае появилось поселение под названием Город Солнца . Его основателем стал человек, именующий себя мессией — тогда подобных мессий в поисках паствы по России бродило немало. Казалось бы, с годами страсти по свободной вере поутихли, и народ стал разбираться что к чему. Но в город до сих пор едут люди.

А правила не изменились: жизнь в общине, постоянный голод и отказ от медицины. Двенадцать долгих лет прожила в этом городе Елена Мельникова из Новосибирска . Она откровенно рассказала нашему корреспонденту о том, что творится в «солнечном» месте.

Елена Мельникова последовала за мужем и все это время пыталась вернуть его к нормальной жизни. После долгих лет борьбы муж все-таки отошел от веры, а Елена стала психологом. Сегодня она занимается изучением природы сект. Вот ее рассказ.

Как быть добрым?

В 90-х годах в новосибирском Академгород-ке сложилось очень мощное эзотерическое общество. Ученый люд ринулся в секты. Тогда мой муж — сотрудник Института ядерной физики — узнал от своих коллег о Виссарионе. В доме появились кассеты и книги с проповедями мессии, все разговоры свелись только к его учению. У мужа даже лицо изменилось: все эмоции ушли, человек словно окаменел.

В итоге он решил переехать в Город Солнца, и я последовала за ним. Часть денег от проданной квартиры мы отдали Виссариону, на остальные хотели купить дом. Однако нас поселили в общинный дом. Мужа быстро включили в общие дела, а я, беременная, сидела дома.

Наш сосед Вова Хомяков, бывший алкоголик, в открытую говорил, что ненавидит интеллигентов, но по законам веры должен нас любить. Дескать, я — ваше испытание. Он срывался по малейшему поводу. Чтобы как-то его задобрить, я решила приготовить ему что-нибудь вкусное.

Вот только на тот момент с выбором продуктов была большая проблема: принимать пищу разрешалось лишь дважды в день — в полдень и семь вечера. Нельзя было пить молоко, есть дрожжевой хлеб, сахар, употреблять постное масло и овощи. Под запрет попало все мучное без исключения. Даже воду рекомендовали ограничить, а мед есть на кончике шила.

И мы изощрялись как могли. Вова любил мои кабачки в тесте. Он сразу добрел, садился и мечтательно говорил:

— Вот сижу и думаю: пройдет еще лет пять, неверующие будут гнить от язв, а я буду ходить по трупам живой и невредимый. Потому что я мясо не жру! Вот только как оставаться при этом добрым?

Подумаешь, один дурак

Несколько хозяйских семей нас откровенно обирали. И не только нас. Как-то я увидела, что они вываливают собакам и лошадям кучу еды.

— Разве так можно? У меня дети не наедаются, а вы выкидываете! — сделала я замечание хозяйке.

— Ты думаешь о материа-ль-ном, — многозначительно ответила она, а потом добавила:

— Подумаешь, один дурак приехал — кормит, потом другой появится...

Не лечиться, а только молиться

Главный тезис проповеди Виссариона — воспитывайте в себе веру в Учителя, и тогда болезни вам не грозят. А если кто делает это неправильно, тому даже реанимация не нужна: пришло время умирать человеку, вот и пусть умирает.

Домашние роды в Городе Солнца — это норма. У наших соседей родилась девочка с отклонениями в умственном развитии. Ее мать рожала трое суток, и будь рядом акушерка, ребенок родилась бы нормальным.

Трехлетнюю девочку с воспалением легких лечили обливанием и отвезли в больницу только после того, как она оказалась при смерти. Еще одного мальчика до больницы так и не довезли — он умер от пневмонии.

Любовный треугольник

Спустя какое-то время в секте появилось новое положение: если одинокая женщина полюбит женатого мужчину, то его супруга обязана принять новую пассию мужа и считать ее своей подругой.

У наших знакомых была такая ситуация: девушка воспылала интересом к женатому мужчине. Его жена Надежда решила быть верующей до конца, разыскала влюбленную и привела в свой дом.

В результате сама же и надорвалась: через некоторое время на фоне депрессивно-маниакального психоза у Нади случился паралич.

Новая заповедь была вполне объяснима — Учитель и сам прелюбодействовал. Правда, его первая жена так и не смирилась с новой подругой мужа и теперь самостоятельно выживает с пятью детьми в Красноярске.

А Виссарион продолжает проповедовать. У него молоденькая жена, новый дом, несколько квадроциклов и снегоходов.

К чему бы это мессии?

Справка :

Религиозное движение Церковь Последнего Завета (до 2000 года — Община Единой Веры), основанное Виссарионом, официально зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 21 декабря 2000 года, свидетельство о государственной регистрации религиозной организации №575.

В то же время Русская Православная церковь официально причислила данную организацию к разряду опасных деструктивных культов.

ОБЩИНА ВИССАРИОНА В ГОРНОЙ САЯНСКОЙ ТАЙГЕ
путешествие в сибирскую мечту о свободе и земном рае

Экологическое поселение, в котором будут жить в согласии с природой и духовно развиваться последователи учения Виссариона. Сам Виссарион Город Солнца называет Новым Иерусалимом.


Город Солнца, Город мастеров, Обитель Рассвета, экологическое поселение Тиберкуль — все эти названия принадлежат одному уникальному месту в Красноярском крае, где обосновалась община последователей Виссариона. В августе 1991 года на Земле Сибирской впервые публично прозвучало Слово Учителя Виссариона, принесшего в мир Последний Завет и Учение Единой Веры. Соприкоснувшись с этим Учением и приняв его группа последователей твердо и уверенно перешли в лагерь той части человечества, которая убеждена, что техно-индустриальный путь развития на Земле приведет к неминуемым катаклизмам, экономическим и экологическим. Hаиболее близким такой гражданской позиции является общественное международное движение по созданию эко-поселений (эко-полисов, эко-деревень, эко-сообществ). В 1992 году несколько человек, во главе со своим духовным лидером, объединённые религиозной идеей, основали поселение в южносаянской тайге, на горе Сухой близ озера Тиберкуль. По собственному волеизъявлению они приняли для себя принцип общинного жития, объединили все финансовые средства и строительные материалы. Тогда же в Минюсте России была официально зарегистрирована религиозная организация «Церковь Последнего Завета», которая на сегодняшний день насчитывает несколько десятков тысяч последователей во многих странах мира. Община принимает людей любого вероисповедания, национальности, возраста, профессии. Hачиная с 1998 года в деревнях Курагинского и Каратузского районов, где проживают сейчас более четырех тысяч человек, принявших Истину Последнего Завета, начали также создаваться деревенские общины. Основной особенностью их является принятие на себя природными семьями и одинокими членами общины ответственности друг за друга. Таким образом появились условия для создания устойчивого эко-ноосферного сообщества, которое живет как одна единая семья, оптимально распределяющая трудовые и материальные ресурсы и наилучшим способом использующая возможности окружающей среды при ограничениях, налагаемых эко-ноосферным принципом проживания. Их гражданская цель — показать на примере своей жизни альтернативный нынешнему урбанистическому техно-индустриальному пути эколого-ноосферный путь развития общества, в котором разумная деятельность людей не будет нарушать экологическое равновесие на Земле. При этом они широко понимают под экологией сохранение не только чисто природной (плотно-материальной) среды, но и тонких структур Земли-Матушки, которые неразумное человечество в настоящее время повсеместно разрушает своими психо-эмоциональными отрицательными выбросами — злобой, завистью, осуждением, насилием.


Сейчас в общине живёт несколько тысяч человек более 30 национальностей, приехавших из бывших республик Советского Союза и из-за рубежа — Германии, Болгарии, Бельгии, Кубы, США, Прибалтики. Основной состав населения общины — люди от 30 до 50 лет, больше половины — с высшим образованием. Прирост населения в общине осуществляется так-же и за счёт высокой рождаемости. Поселению принадлежит участок таежной земли площадью 250 гектаров. Центр общины, таёжное поселение Обитель Рассвета, имеет сложную планировку. Четырнадцать улиц лучами расходятся из общего центра. Названия улиц поражают: «Млечного пути», «Алмазных рос», «Хрустальных врат», «Детских грёз» — люди старались дать своим улицам красивые и романтичные названия. Жизнь в удаленной от цивилизации Обители Рассвета сложнее, чем в окрестных деревнях, но именно это место является Землёй Обетованной для последователей Виссариона. Здесь живет всего около 300 человек. По численности, количеству детей в семьях, многонациональности и жизненным принципам, которых эти люди придерживаются, община Виссариона уникальна. С каждым годом количество заинтересованных туристов, желающих познакомиться с жизнью в общине, увеличивается.
Город Солнца и его жители подарят вам сильнейшие эмоции и драгоценные воспоминания. С одной стороны, здесь всё обыкновенно: гора, тайга, маленькие домики, маленькие огороды. Однако очень скоро обыкновенность заканчивается, и начинаешь замечать, что здесь все не так, как везде…








ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ ОБ ОБЩИНЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВИССАРИОНА

Город Солнца, Город мастеров, Обитель Рассвета, экологическое поселение Тиберкуль — все эти названия принадлежат одному уникальному месту в Красноярском крае, где обосновалась община последователей Виссариона. В 1992 году несколько человек, во главе с духовным лидером Виссарионом, объединённые религиозной идеей, основали поселение в южносаянской тайге, на горе Сухой близ озера Тиберкуль, в 130 километрах от райцентра Курагино. Тогда же в Минюсте России была официально зарегистрирована религиозная организация «Церковь Последнего Завета», которая на сегодняшний день насчитывает несколько десятков тысяч последователей во многих странах мира. Община принимает людей любого вероисповедания, национальности, возраста, профессии. Сейчас в общине живёт 3500 человек более 30 национальностей, приехавших из бывших республик Советского Союза и из-за рубежа — Германии, Болгарии, Бельгии, Кубы, США, Прибалтики. Основной состав населения общины — люди от 30 до 50 лет, больше половины — с высшим образованием. Прирост населения в общине осуществляется и за счёт высокой рождаемости: в поселении около 900 детей. Поселению принадлежит участок земли площадью 250 гектаров. Центр общины, таёжное поселение Обитель Рассвета, имеет сложную планировку. Четырнадцать улиц лучами расходятся из общего центра. Названия улиц поражают: «Млечного пути», «Алмазных рос», «Хрустальных врат», «Детских грёз» — люди старались дать своим улицам красивые и романтичные названия. Жизнь в Обители Рассвета сложнее, чем в окрестных деревнях, но именно это место является обетованной землёй для по­следователей Виссариона. Здесь живет около 300 человек.
По численности, количеству детей в семьях, многонациональности и жизненным принципам, которых эти люди придерживаются, община Виссариона уникальна. С каждым годом количество туристов, желающих познакомиться с жизнью в общине, увеличивается.
Город Солнца и его жители подарят вам сильнейшие эмоции и драгоценные воспоминания. С одной стороны, здесь всё обыкновенно: гора, тайга, маленькие домики, маленькие огороды. Однако очень скоро обыкновенность заканчивается, и начинаешь замечать, что здесь что-то не так, как везде.
Отправившись в путь, в первый раз, вы осознаете, что в голове маячит образ сказки о счастливых людях в белых одеждах, которые с песнями возделывают поля и строят дома. Одновременно в памяти всплывают отрывки сомнительных скандальных публикаций в прессе о бедных гражданах России, на краю мира в глухой тайге строящих несбыточную мечту…
От Курагино до Петропавловки проложена хорошая грунтовая дорога вдоль реки Казыр. Сама Петропавловка производит впечатление зажиточной деревни — крепкие, двух- и трёхэтажные деревянные и каменные дома — признак неплохого достатка жителей. Здесь есть и великолепный деревянный храм с куполами, и гостевой дом, увенчанный колокольней, в котором, кроме того, размещаются редакция местной газеты «Земля обетованная», видеостудия, стоматологический кабинет, книжный магазин, комната собраний совета общины и местная туристическая фирма.


Жаровск — самую близкая к Обители деревня общины. В Жаровске я планировал оставить машину, пересесть на бортовой «УАЗ» и по полному бездорожью проехать 15 километров, потом ещё 7 пройти пешком, в гору, до Обители Рассвета. Кстати, сами члены общины иногда так и называют свое поселение — Гора, — а людей, живущих там — горцы. Один из первых жителей общины, с которым я общался в Жаровске, — Марк.
— Кто ты был в прошлой жизни, царь или пастух, не имеет никакого значения. Важно то, кем ты сейчас являешься, — ответил Марк на вопрос о том, обращают ли внимание в общине на прошлый профессиональный и духовный опыт новых членов и используют ли его.

— Вы ждете транспорт на Гору? — поинтересовался водитель бортового уазика. — Тогда грузитесь, выезжаем. Мазь от комаров-то есть? Там их много — тайга.
По дороге подсадили в машину женщину с ребенком, которые шли пешком из Жаровска на воскресную литургию в Обитель Рассвета.
— Наши дети сами решают, что им делать и где жить, становясь взрослыми. У меня старшая дочь учится в университете, младшая закончила колледж, — рассказывает Николай, водитель уазика. Как оказалось, совершенно случайно ему выпало проводить меня до тропы: в деревнях общины он отвечает за заготовку сельхозпродукции.
Чтобы увидеть Обитель, нужно подняться в гору по узкой тропинке через тайгу. Путь для неподготовленного человека непростой, занимает около полутора часов, но виссарионовцы в уже привычном бодром ритме преодолевают это расстояние в два раза быстрее.
Паломников и жителей соседних деревень, пришедших поработать на благо Обители, селят в палатках и времянках. Гостей, туристов и журналистов расселяют по домам.
Всех приезжих обязательно знакомят с правилами жизни в общине: на Горе не едят мясо и рыбу, не курят, не употребляют алкоголь и наркотики, не сквернословят. Виссарионовцы живут открыто, доверяя друг другу, поэтому на дверях домов нет замков. Особо отмечают, что не стоит обращаться к местным во время перезвона колоколов — это время молитвы, духовного сосредоточения. В Обители Рассвета есть чёткая структура управления, обеспечения, безопасности и многое другое. Все службы работают слажено: в таёжных условиях совместная работа и доверие друг к другу — это главное.
В Обитель может прийти любой и оставаться как гость в течение двух дней. На третий день гость приступает к работе вместе со всеми. Как правило, приезжим дают провожатого, который одновременно и гид, и «охранник»: тайга всё-таки, здесь заблудиться довольно легко.
Виссарионовцы на удивление скромны и неназойливы. Они очень бережно относятся к мнению собеседника. Если интересуешься их укладом — с радостью расскажут, если молчишь — не станут тревожить.


Рано утром община собирается «на круг» — центральную площадь со святыней, где распределяются работы на день. Женщины трудятся дома и на огородах, мужчины занимаются строительством. Сельскохозяйственные работы ведутся без использования техники — виссарионовцы считают, что нужно вкладывать энергию своих рук в будущий урожай и стремятся научиться жить на Земле, не принося ей боль, не нарушая экологического равновесия. Постепенно появляются цветники и сады, для нужд общины разводят коз шерстяных пород и лошадей.
Воскресное утро. Жители города собрались на круге — главной площади — для того, чтобы вместе отправиться к священной горе на литургию. Звон колокола и пение сопровождают нас всю дорогу из Обители Рассвета — мимо дома Учителя и Небесной Обители, — к часовне на вершине горы. Священники исполняют службу, члены общины поют песни, молятся. После воскресной литургии, на «встрече вопросов и ответов», мы впервые увидели Виссариона, которого последователи называют Учителем, и никак иначе. Он вышел в белом хитоне к микрофону и спокойным голосом начал отвечать на вопросы жителей общины: это были бытовые ситуации, на примере которых решались фундаментальные проблемы отношений между людьми. Вопросы доверия, способности взять ответственность за свои решения на себя, возможность принимать решения, опираясь на свое мнение. Люди, как члены большой дружной семьи, говорили о сокровенном, о личном, — очень открыто, не боясь непонимания, насмешек и колкостей, принятых в «большом внешнем мире».
Горцы умеют хорошо работать и хорошо отдыхать — купаются и загорают на берегу Божьего озера Тиберкуль, играют в баскетбол и футбол на небольшом стадиончике рядом с главной площадью. Футбольные матчи проходят эмоционально: взрослые мужчины, как мальчишки, радуются друг за друга если забивают голы или проводят интересные комбинации. Игра в футбол здесь изрядно отличается от футбола в «большом мире». Здесь стараются исключить элемент соревновательности из игры — хвалят друг друга за красивые голы, количества забитых мячей не считают, а если и считают, то только для потехи. Игры используются как важный элемент воспитания детей, но при этом не акцентируется, кто из участников лучше, кто хуже, — без соревновательного процесса. В общем, здесь считают, что соревнования, даже спортивные, существуют для того, чтобы хоть немного почувствовать себя лучше кого-то из ближних; соревнования как процесс подавления и устранения возможного соперника — характерное проявление дикости и невежества животного мира. Любое соревнование в любой области деятельности человека неизбежно взращивает гордыню и эгоизм. С самого детства члены общины стараются воспитывать своих детей как равных взрослым и равных между собой. Это приносит свои плоды: главная задача мужчины — найти себя в творчестве — ремесле, искусстве, — и раскрыть свой потенциал, а задача женщины — помочь мужчине в этом. После футбола разговорились с местными жителями. Появилось чувство, что я давно знаю этих людей. Только после расставания я понял, что почти все жители Обители Рассвета встречают и общаются с людьми с открытым сердцем и душой, как общаются между собой только родственники. Отсюда и ощущение родства, доверия к ним, чувство спокойствия и защищенности. В обычной жизни такое бывает редко.


Семья. Понятие семьи среди членов общины очень важно и фундаментально. Природная семья — это гармоничное соединение мужчины и женщины и, как следствие, рождение детей. Гармоничное отношение между мужчиной и женщиной основываются, прежде всего, на понимании и принятии внутреннего мира супругов, на уважении женщиной мира мужчины, его творчества и плодов творений. Семьи в общине создаются и распадаются — естественный и закономерный процесс, как и в любом обществе. Однако существует очень важное отличие от жизни людей во «внешнем мире» — в общине все хорошие и не очень хорошие качества людей очень быстро проявляются: невозможно долго притворяться кем-то. Каждому в скором времени приходится встретиться с собой настоящим. В гармоничной семье это происходит проще, отношения становятся крепче, а случайно созданные отношения распадаются.
Город Мастеров. В полдень, когда солнце наиболее активно, в Обители Рассвета всеобщий перерыв, а в 16—17 часов люди снова принимаются за работу. Сделано уже довольно много: построены красивые деревянные здания, возделана под сельское хозяйство таёжная земля, поставлены святыни и звонница, началось строительство храма. Многое планируется в будущем: индивидуально спроектированные просторные дома, большая школа, ремесленные мастерские, завершение строительства Врат и Храма искусств. И, конечно, планируется построить хорошую дорогу к Обители Рассвета.
Сейчас в общине живут скромно и просто. Здесь нет центрального водоснабжения и электричества — для воды есть родники и колодцы, электричество получают с помощью солнечных батарей, пищу выращивают на огороде, одежду и предметы быта либо покупают, либо изготавливают сами. Не случайно одно из названий этого места — Город мастеров. Здесь живут и творят художники, скульпторы, музыканты. Биологи в теплицах выращивают цитрусовые, инжир, бананы, виноград, а на берёзах разводят тутового шелкопряда, чтобы изготавливать шёлк. В общине трудятся врачи, учителя, инженеры, архитекторы, — это позволяет Городу Солнца существовать автономно от остального мира. Тем не менее, жители общины информационно не изолированы: у них есть телефонная связь, телевидение, Интернет; выпускается своя пресса.
Для обучения детей разработана комплексная социальная программа «Волшебный сундучок», основная цель которой — содействие развитию культуры без отрицательных образов. В процессе обучения детей гармонично переплетаются общеобразовательные предметы, искусства и ремёсла. Каждую четверть дети аттестуются в общеобразовательной школе, а после окончания обучения сами выбирают свой путь: кто-то остаётся в Обители Рассвета, кто-то едет учиться в районный или краевой центр.


Община существует, совместно справляясь с трудностями, стараясь соединить духовное, физическое и творческое развитие человека, стараясь преодолеть агрессию, гнев, зависть и суету. Здесь нет случайных людей, — только те, кто осознанно выбрал именно такой образ жизни. Наверно поэтому в Обители Рассвета — Городе Солнца — живут люди со счастливыми глазами и спокойным и умиротворённым выражением лиц. Даже в конце дня здесь не встретишь усталого или угрюмого человека — виссарионовцы живут в гармонии с окружающим миром.
Со временем понимаешь: это действительно другой мир. Люди в нем, вроде бы, совсем такие же, как и мы, но они выбрали построить свое общество по совсем иным правилам. Трудно сказать, как эта жизнь выглядит изнутри — и не стоит гадать о чём не знаешь, но за один вечер здесь встречаешь столько счастливых людей, сколько в обычном городе за месяц не всегда увидишь. Никто ничего не скрывает и не играет. Такая искренность сильнее любых убеждений и рассуждений.\

Концепция — В августе 1991 года на Земле Сибирской впервые публично прозвучало Слово нашего Учителя Виссариона, принесшего в мир Последний Завет и Учение Единой Веры. Соприкоснувшись с этим Учением и приняв его мы твердо и уверенно перешли в лагерь той части человечества, которая убеждена, что техно-индустриальный путь развития на Земле приведет к неминуемым катаклизмам, экономическим и экологическим. Hаиболее близким такой гражданской позиции является общественное международное движение по созданию эко-поселений (эко-полисов, эко-деревень, эко-сообществ). Поэтому во второй половине 1994 года инициативная группа последователей Виссариона, имеющая в своем составе специалистов технического и гуманитарного профиля, мастеров народных промыслов и ремесел, выступила с предложением создать в тайге на юге Красноярского края в Курагинском районе вблизи озера Тиберкуль эконоосферное поселение. Предложение было принято администрациями района и края. Для целей создания эконоосферного поселения был выделен земельный участок площадью 250 Га. К настоящему времени в соответствии с генеральной схемой и проектом детальной планировки ведется строительство первой очереди поселения силами 44-ех первых семей. Все эти семьи проживают на территории поселения в трех сданных гос.комиссии домах и во временных утепленных жилищах. По собственному волеизъявлению они приняли для себя принцип общинного жития, объединили все финансовые средства и строительные материалы. Поселок соединен с прилегающими деревнями Курагинского района пеше-конной тропой и зимником для гужевых саней и высокопроходимой автомототехники. Hачиная с 1998 года в деревнях Курагинского и Каратузского районов, где проживают сейчас более трех тысяч человек, принявших Истину Последнего Завета, начали также создаваться деревенские общины. Основной особенностью их является принятие на себя природными семьями и одинокими членами общины ответственности друг за друга. Таким образом появились условия для создания устойчивого эко-ноосферного сообщества в деревнях Курагинского и Каратузского районов, — сообщества, которое живет как одна единая семья, оптимально распределяющая трудовые и материальные ресурсы и наилучшим способом использующая возможности окружающей среды при ограничениях, налагаемых эко-ноосферным принципом проживания. Hаша гражданская цель — показать на примере своей жизни альтернативный нынешнему урбанистическому техно-индустриальному пути эколого-ноосферный путь развития общества, в котором разумная деятельность людей не будет нарушать экологическое равновесие на Земле. При этом мы понимаем под экологией сохранение не только чисто природной (уплотненной) среды, но и тонких структур Земли-Матушки, которые неразумное человечество в настоящее время повсеместно разрушает своими психо-эмоциональными отрицательными выбросами — злобой, завистью, осуждением, насилием. В реализации этой цели в различной степени участвуют еще несколько десятков тысяч последователей Виссариона, живущих в России, Белоруссии, Казахстане, на Украине, в Прибалтике, в Молдавии, в Болгарии, Германии и Америке.


Объединяющие ценности — Объединяет нас всех Учение Единой Веры. Согласно этому Учению человек является результатом творения двух начал. Его плоть, как и сама Земля-Матушка и все живое на ней, создано Великим Творцом Вселенной — Богом-Отцом (Единым, Абсолютом, Высшим Разумом Вселенной). Его душа — творение нашего Отца Hебесного — Бога-сына, несущего в себе качественно новое состояние Вселенной — Любовь — основу Духовного развития Мира. Человек, в отличие от гуманоидов других цивилизаций, пребывает одновременно в законах Материального и Духовного миров. Пребывая в границах Материального мира, поддерживаемого Духом Жизни (Ци; Прана), мы глубоко чтим основные Вселенские Законы Гармонии Разума, Кармы, Целесообразности, Взаимовыгодного сотрудничества, Свободы Выбора. Основным Законом Духовного Мира, поддерживаемого Святым Духом (энергией Благодати), является Закон самоотверженного бескорыстного творения во благо окружающих. Этот Мир является более поздним и более тонким Проявлением в бытии материи. Это — будущее Вселенной, и распространение Законов Духовного Мира — Законов Любви во Вселенной является основным высшим предназначением Человечества. Земля-Матушка в нашем миропонимании живая и для нас практика язычества в части диалога с Землей, с Природными Силами — не является кощунственной. Это — Основы Единения. Познав особую роль Человечества в развитии Вселенной мы на высшую ступень приоритета ставим Законы развития Души. Поэтому наш путь — это путь Мастеров, которые прекрасными творениями рук своих несут в Мир Любовь, Тепло, Свет, не только не нарушая природное равновесие Земли-Матушки, но и залечивая те раны, которые нанесло ей Человечество своими неразумными действиями. Наши религиозные убеждения — основа твердых и уверенных шагов по созданию устойчивых в материальном и духовном проявлениях сообществ эконоосферных Общин, которые станут своеобразными Ковчегами для Земли-Матушки, помогут Человечеству преодолеть рубеж 2000-летия, явятся прообразами Общин XXI века. Hе умоляя ценности Hауки, как аппарата познания физического мира — Мира Единого, мы на настоящем переломном этапе развития Человечества основные усилия направили на Религию, которая в истинном понимании есть искусство развития души; а так как бессмертная душа и есть суть Человека, то Религия есть искусство развития Человека. Сверхзадача для каждой группы людей, устремленных к Свету, — из человека общества потребления, общества конкуренции вырастить Человека духовного общества, общества сотрудничества, Единой Семьи на Земле-Матушке. Без Религии (в упомянутом выше смысле) эта задача не осуществима. Причем Религия должна быть в конечном итоге Единой, чтобы не иметь разноголосицы в совместном движении. Разноголосица и Единство не совместимы. Единство связано с понятием Истины — непогрешимой основы восприятия окружающей реальности. В эпоху Созидания — эпоху Вечности любые другие источники, допускающие сколь угодно малую вероятность ошибки, в конечном итоге приведут к большим отклонениям, в очередной тупик. Hаличие возможности ошибки в условиях непомерного человеческого эгоизма приводит каждого к предположению, что вероятность его ошибки минимальна, а остальные же ошибаются значительно больше. Это уже основа разъединения, основа соперничества, конкуренции. Люди, выбравшие путь Света, желающие участвовать в созидании Будущего, просто вынуждены принять Истину, одну единственную и непогрешимую!


Общественные структуры/Руководство/Принятие решений — Высшим органом Общины является Собрание ее членов, которое вправе решать любые вопросы в материальной сфере жизни большинством голосов. В то же время любой член общины имеет право наложить вето на решение, если оно по его пониманию противоречит Истине. В этом случае Собрание обращается к Учителю. Принятое решение становится не просто законом; каждый член Общины, в том числе и те, кто голосовал против, стараются выполнить его как можно лучше. Оперативные организационные вопросы, например, распределение материальных и людских ресурсов между реализуемыми проектами поручены Совету Общины. Каждый выполняемый проект имеет Старшего — Мастера, который выбирается Собранием и который оперативные вопросы решает с Советом Общины. В эко-ноосферном поселение Тиберкуль Собрание Общины — Вече состоит из мужчин — глав природных семей, поэтому проводятся также еще женское и семейные собрания. На них решаются вопросы распределения общих продовольственных запасов и хозяйственных мелочей, воспитания детей, разрабатываются культурные программы, рассматриваются конфликтные ситуации между семьями и в семьях, когда они просят мудрости у Единой Семьи Общины. Для решения хозяйственных вопросов строительства учреждено закрытое акционерное общество АО «ТАБРАТ», которое имеет лицензии на проектно-изыскательскую и строительно-монтажную деятельность. Для объединения возможностей членов Общин и других жителей Земли, желающих принять участие в создании на юге Красноярского края эко-ноосферного сообщества, учреждена общественная организация — Красноярское проблемное отделение Тиберкуль международного Социально-Экологического Союза. Культовыми вопросами, изданием литературы и межконфессиональными связями занимается зарегистрированное в Красноярском крае религиозное объединение Церковь Последнего Завета.


Дети/Образование — Образование детей есть основа развития человечества. Будущее человечества зависит от мировосприятия детей его. Наше отношение к образованию детей зиждется на следующих положениях. До возраста 12-14 лет в ребенке не раскрыта возможность оценки ситуации и принятия самостоятельного внутреннего решения. Это период, когда ребенок активно берет. В то же время у ребенка есть умение с помощью воображения правильно и быстро, без последствий для окружающего мира, убирать у себя отрицательные эмоции. Цель образования в этот период — дать ребенку начальные знания, необходимые для осмысленного восприятия окружающего мира. При этом обстановка и методики преподнесения этих знаний должны в максимальной степени оградить ребенка от правды нынешнего общества потребления, поступающей по всем каналам информации. Образовательный процесс должен всячески развивать в ребенке воображение. Следующий период развития ребенка характеризуется тем, что проснувшаяся душа начинает активно влиять на деяния плоти. Наступает период, когда юный Человек начинает отдавать. Жажда знаний в этот период опирается на поиск творческой деятельности для своих рук. Естественным авторитетом для ребенка при этом является Мастер, который на деле творит волшебство. Учитывая это, мы считаем, что на втором этапе образования ключевой фигурой должны стать не преподаватели общеобразовательных предметов, а Мастера, которые учат созиданию прекрасного через свои творения. В этот период очень важно научить ребенка видеть и творить красоту осознанно, когда духовное видение и накопленные знания мастеров прошлого сливаются в одно гармоничное целое. Мы хотим, чтобы наши дети познавали историю, литературу и географию на истории развития мирового искусства, на литературных произведениях, несущих добро и любовь, на изучении живой Природы. Поскольку государственных школ, отвечающих сформулированным выше нашим пожеланиям, пока нет, мы используем в юридическом аспекте предусмотренные законодательством формы домашнего (семейного) обучения и экстерна. Фактически, наши члены Общин — квалифицированные педагоги и мастера пытаются реализовать новые принципы в неформальных общинных школах — консультационных центрах. При этом конечная оценка знаний осуществляется в государственных школах. Это вынужденная мера. Пока новое духовное общество, общество любви и сотрудничества еще не заняло свое место на Земле-Матушке, мы оставляем за ребенком свободу выбора. Он волен пойти нашим путем или пройти свои испытания в ныне господствующем обществе потребления и конкуренции.


Здоровье — По питанию мы относимся к строгим вегетарианцам — веганам, т.е. мы не употребляем животные белки и жиры. Наиболее близкой нам является система питания Г. Шаталовой. Среди членов Общин имеется значительное число ранее практиковавших народных целителей, последователей системы оздоровления П.Иванова и других. Имеются профессиональные зубные врачи, хирурги, гинекологи. В нашем понимании причиной всех болезней является неправильное поведение человека, нарушающего законы гармонии Вселенной. Сюда относятся в первую очередь неправильное восприятие окружающих явлений, раздражение, осуждение и неправильное питание. В этой связи лечить себя человек должен сам. Это пожелание не относится к хирургической помощи, лечению зубов, мануальной терапии, к тяжелым случаям, связанным с прошлыми болезнями, когда допустимо медикоментозное лечение. Роды проходят, в основном, в воду с применением методов духовного акушерства.


Растения/Животные — В производстве продуктов веганского питания основной приоритет отдан овощеводству и садоводству. Деревенские общины выращивают на общих полях гречиху, овес, рожь, бобовые. С 1997 года ведется эксперимент по выращиванию льна для производства домотканного материала. В земледелии мы восстанавливаем технологии, основанные на конной тяге. В садоводстве и овощеводстве пробуем внедрить методы и приемы пармакультуры. Есть в наших планах также проекты облагораживания тайги и сбор даров Природы. Для обеспечения полноценного питания мы всячески поддерживаем и развиваем соевое производство. Однако сейчас, на переходном этапе, мы вынуждены были в деревнях завести коров и коз, для обеспечения детей молочными продуктами. Общины серьезно занимаются коневодством. В нашем фонде есть чистокровные жеребцы орловских, русских рысаков, тракенской породы, владимирских тяжеловозов.


Энергия/Отходы/Вода — Hа территории эконоосферного поселения существует запрет на двигатели внутреннего сгорания. Поэтому все работы в настоящее время осуществляются ручными инструментами и с применением конной тяги. Для целей освещения и питания радиоаппаратуры используются солнечные батареи, ветрогенератор, термоэлектрические генераторы, щелочные и кислотные аккумуляторы. Для производственных целей имеется газогенератор с питанием от дров. В генеральном плане предусмотрено также применение микро-ГЭС на реке Табрат. Дома в поселении проектируются с максимальным использованием солнечной энергии, локальной утилизацией жидких и твердых стоков. Мы отказались от трудно утилизируемых моющих средств и упаковочных материалов. На первом этапе для целей приготовления пищи и отопления используются печи с дровами, в дальнейшем планируем использование для этих целей также биогаза. Для чисто отопительных целей во временных помещениях применяем металлические печи с тлеющим режимом и дожиганием газа (самодельные и отечественные типа Синель, Емеля).


Архитектура — Экологическое поселение запроектировано на 120 дворов с радиально-кольцевой структурой. При этом в центре круга размещены здания для удовлетворения духовных и культурных потребностей поселенцев, галереи и мастерские народных и художественных промыслов, дома для молодежи. Жилые односемейные усадьбы расположены вдоль 14-ти радиусов. Отдельно, на хребте горы Сухая, прилегающей к озеру Тиберкуль, запроектировано строительство Храма Единой Веры и небольшого, входящего в храмовую зону поселения на 9 домов. Общественные и жилые дома проектируются индивидуально на базе достижений русского деревянного зодчества с применением экологически чистых материалов. Мы стараемся максимально использовать зарубежный опыт проектирования конструкций, сберегающих солнечную энергию.


Экономика — Проектирование и строительство эконоосферного поселения осуществляется собственными силами за счет собственных средств. Экономическую устойчивость эконоосферного сообщества мы планируем достичь помощью натурального хозяйства. Мы хотим достичь полного самообеспечения всем необходимым в рамках эконоосферного сообщества деревенских общин. В экопоселении мы уже полностью отказались от денежных и бартерных отношений между поселенцами. Такие же отношения установлены между Общиной экопоселения и другими деревенскими общинами. Мы хотим в ближайшем будущем полностью отказаться от финансовых взаимоотношений не только между членами Общин и Общинами, но также и между Общинами и государственными организациями в части выплат налогов за имущество и природные ресурсы. К сожалению законодательство РФ не рассчитано на такие отношения. Мы не можем оказывать на общественных началах медицинскую помощь и услуги по образованию. Hаши попытки создать в экопоселении общественные подразделения от Черемшанской государственной школы и от Курагинской районной больницы не имели успеха, поскольку юридически это возможно только при выделении не менее 0,5 ставки соответствующего специалиста. Мы не можем в рамках налогового законодательства сообща построить друг другу жилье, так как оформлять дарственные на каждую доску или гвоздь невозможно. Для решения этих вопросов мы обратились в Законодательное собрание Красноярского края разрешить нам, хотя бы в порядке эксперимента, безденежные отношения и разработать соответствующие инструкции для налоговых и других государственных органов.


Культурная жизнь — Среди членов Общин имеется достаточное количество специалистов в области культуры (оперные и эстрадные певцы, хореографы, балетмейстеры, музыковеды, художники, исполнители и преподователи игры на фортепиано, скрипке, баяне, аккордеоне, флейте). Образованы хор духовного пения, дуэт исполнителей народных песен, танцевальный коллектив, которые вместе с солистами выступают не только на наших праздниках и музыкальных вечерах, но и в клубах Курагинского района, в городе Минусинск. Ежегодно, к Hовому году мы готовим театрализованные сказки, которые затем показываем в других деревенских клубах. Наш концертный коллектив обычно сопровождает выставки — презентации эконоосферного поселения «Тиберкуль». Такие презентации успешно проведены в городах Красноярске и Новокузнецке.


Достижения/Проблемы — Основное наше достижение — наше единство, умение принимать согласованные решения без нарушения Закона Свободы Выбора. Основные наши проблемы — недостаточное смирение. В борьбе с эгоизмом, гордыней победителя пока нет. Имеющееся законодательство в России затрудняет внедрение таких форм общинного жития, как бескорыстный, не на условиях взаимовыгоды, труд друг для друга в областях строительства, оказания медицинских и образовательных услуг. Мы имеем в своем составе квалифицированных специалистов в области естественных и технических наук и могли бы выполнять экспериментальные работы по внедрению и испытанию новых экологичных технологий и техники. Поэтому мы приглашаем к деловому сотрудничеству всех, кто имеет в этой области новую технику, технологии, «ноу-хау», и кому не безразлично экологическое состояние нашей планеты.


Материалы взяты по путеводителю

Двадцать пять лет назад сибирский инспектор ГАИ Сергей Тороп понял, что он - Виссарион, новый пророк на Земле, и призвал идти за ним в глушь. Призвались интеллигенты, ради спасения души научившиеся выживать среди слепней, держать огород и строить дома. Сегодня у Виссариона десятки тысяч последователей, уверенных, что он - второе пришествие Христа. Проезд в его коммуну, закрытый для посторонних, был открыт прокуратурой в мае этого года, и самиздат «Батенька, да вы трансформер» посетил Обитель Рассвета, в народе известную как Город Солнца, и обнаружил там процветающее общество.

Обитель, загадочное место, в девяностые часто интересовавшее журналистов, находится на юге Красноярского края, в Курагинском районе. На машине от Красноярска - около семи часов пути, через бесконечные леса и сладкие степи Хакасии. В дороге читаю статьи про Виссариона, которые строго делятся на восторженные и ненавидящие. В первых - радость и благодарность за возможность познать Истину. В остальных - известный набор претензий: секта заставляет продавать квартиры и забирает деньги, все «сношаются» друг с другом, главный бросил «старую» жену и женился на «новой».

«Чистых» фактов немного: Сергей Тороп рос в непростой семье, отслужил в армии, работал слесарем, преподавателем физкультуры, инспектором милиции, а в 1990 году «духовно пробудился», стал косплеить Христа, проповедовать, писать «Последний завет». В остальном отделить правду от вымысла и догадок сложно, после «Википедии» и вовсе хочется развернуть машину: энциклопедия сообщает, что в Церкви последнего завета поощряются любовные треугольники, доносительство, в ходу тяжёлый и изнурительный физический труд, строгая вегетарианская диета, что приводит к инфекционным заболеваниям почек и повышенной кислотности мочи; заболевающие ВИЧ и раком последователи не обращаются за медицинской помощью и верят в исцеление прикосновением Виссариона.

В ночном плотном тумане, по бездорожью добираемся до деревни Черемшанки, одной из ближайших к Обители. Через третьи руки находим ночлег. У ворот нас встречает мужчина в халате: «Машину можете не закрывать, у нас не воруют».

Олег и его семья - не последователи Виссариона, они местные жители, к которым однажды приехали странные люди в белых хитонах: «Сначала их принимали в штыки. Представьте, являются в деревню тысяча человек, почти разом, и с таким напором, даже агрессией: мы триста лет проживём. Тогда было много плохой информации про секты, про „Белое братство“ украинское, вот мы и ожидали разного. Даже сход села собирали, староверы приходили, сам Виссарион выступал. Постепенно всё рассосалось более-менее. Так-то они умницы, грамотеи».

Теперь местные уверены: если бы не виссарионовцы, которых в этой и соседних деревнях уже большинство, Черемшанка была бы нежилой. «Работы всё больше, люди строятся, молодёжь не хочет уезжать, да у нас на Петропавловку только три „Крузера“», - аргументирует Олег.

Утром нам объясняют дорогу до Обители. Мы едем по Черемшанке и действительно видим большую зажиточную чистую деревню. Покупая воду в магазинчиках, уточняя направление, спрашиваем каждого местного об общине. Вперемешку с радостью от такого необычного соседства с нами делятся местными обидами: «Говорили, что им ничего не надо, а теперь выставляют кандидата в главы администрации»; «В депутатах их уже львиная доля, черпают потихоньку бюджеты»; «Есть слух, что оружие закупают: времена смутные, всякого ждать можно».

И все как один говорят про Виссариона - «непонятный, загадка».

«Едим детей»

Владимир Ведерников - первый виссарионовец, с которым мы знакомимся. Высокий красивый человек лет пятидесяти в светлой одежде и белой шапочке типа тюбетейки выходит к нам с депутатской сессии и, пока ждёт звонка из Города, рассказывает о себе. В Обители Владимир больше двадцати лет. Приехал из Кишинёва, где владел бизнесом «на уровне президента страны». Рядом с социальными успехами был страстный духовный поиск: изучал разные религии, направления и однажды пошёл за Учителем. В Обители он - один из лидеров, директор школы, устроитель церкви.

На все вопросы Владимир отвечает спокойно, запретных тем будто нет. «Да, раньше про нас писали больше, сейчас этот интерес спал. Может быть, потому, что людям надоело читать гадости. У меня до сих пор хранится статья из федеральной газеты, ещё с первых наших лет, где говорится, что мы едим детей. Лучше бы написали, чем отличается эта территория от других, как здесь живёт общество, в котором не пьют, не курят, не ругаются. Или это скучно?»

Отличается территория, конечно, людьми: семьдесят процентов виссарионовцев имеют высшее образование; Владимир говорит, что среди последователей можно набрать больше ста специальностей врачей, в деревнях есть стоматологии городского уровня, а учителей хватит, чтобы укомплектовать три школы.

«Нам важно, чтобы к нам относились не с позиции протеста. Вы только подумайте - это деревня в Сибири, а у нас есть балет. Причём на высоком уровне: наши девочки участвуют в спектаклях Красноярского театра оперы и балета, ездили с ними в Лондон. Наших ребят практически без экзаменов берут в хореографическое училище. У нас четыре танцевальных направления, есть даже фламенко, эстрадно-цирковая студия. А мастерские? Созданы кузницы, которые изготавливают дамаск, булат. Но есть и большой список направлений, которые нужно развивать. Например, изготовление стекла».

Он договаривается о пропуске для нас в Обитель и уходит работать.


Бог на КПП

От Черемшанки доезжаем до деревни Жаровск, дальше до Города Солнца ведёт прорубленная в лесу дорога - восемнадцать километров. Стёкла машины моментально облепляют оводы, слепни, комары. Это настоящая тайга. Живая, живописная, иногда открывающая вид на быструю речку.

На пятнадцатом километре дороги - шлагбаум, с КПП и сторожем, похожим на стереотипного бога: пожилым, бородатым, с добрым взглядом. Весной в прессе мелькала новость : суд постановил убрать пропускной пункт и железную цепь, которые «ограничивали права граждан», что противоречит Конституции страны. Цепь убрали, КПП остался. Ради «противопожарного режима», рассказывают листки с печатями на стенде.



«Бог» поднимает шлагбаум - нас ждали. От КПП до Обители ещё несколько километров. Проезжаем три, паркуемся в кустах, знакомимся с нашим провожатым - Алексеем. Ему лет тридцать, но, может, и пятьдесят - мы быстро понимаем, что здесь «на глаз» возраст определять нельзя. Алексей отказывается «давать интервью», только говорит, что когда-то в Город его привезла мама, а позже он принял решение остаться. Моросит дождь, и по расклеившейся дороге мы идём к Обители. Не верится, что находимся в глубокой тайге: техника, строительство, голоса. Виссарионовец в резиновых сапогах решает по рации бытовые вопросы, перезванивает кому-то раз за разом: едут ветеринары, нужно встретить.

Через пять минут к нам выходит ещё один человек. Он выглядит, как дачник с иллюстраций про Чехова: светлые одежды, плетёная сумка через плечо. На груди бейджик: «Александр, служитель». Об Александре мы узнали ещё в Черемшанке от Владимира - он художник-скульптор из Санкт-Петербурга, и его работами восхищались в Музее мадам Тюссо.

О той своей жизни Александр рассказывает с удовольствием: «Мне было около тридцати лет, я работал в Юсуповском дворце над большой композицией про Распутина. Это многолетняя работа, и она прозвучала ярко в истории Петербурга. Да, приезжали представители от знаменитого музея, восхитились нашим умением создать сильный художественный образ». Но по-настоящему упоённо Александр говорит о месте, где мы находимся: «Явление, с которым вы соприкасаетесь, имеет историю, настоящее и будущее - и не имеет аналогов. Оно играет важную роль для людей и разворачивается в Сибири уже двадцать один год - столько лет Городу. Общине - двадцать пять лет. Учитель дал нам Истину, согласно которой наша суть - в развитии духовности, проявлении любви, радости жизни, в творчестве, в жизни на природе. Земля - это детский сад, где человек учится жить и творить».

Мы подходим к деревянной арке, на которой написано: «Прими надежду всяк сюда входящий».
- Это просто арт-объект или для вас арка значит что-то большее?
- Значит. Мы были в гостевой зоне, а сейчас пересекаем черту, заходим в город, в наш дом, который является храмом. Здесь живёт Учитель, его семья, семьи служителей, здесь особая среда, другое энергоинформационное пространство. Вы это почувствуете.

Пересекаем черту. Перед нами - огромное, мало застроенное пространство. Вдали - гора, над ней виднеются купола, по сторонам - лес.



Город-сказка-мечта

Александр живёт здесь с первых лет Обители, с 1995 года. С Учителем он встретился на проповеди в Петербурге за три года до этого: «Я увлекался мировыми религиями. В разное время и Библия, и Коран, и учения арабских суфиев, и учения тибетцев лежали на моём столе - всё было интересно, шёл духовный поиск». Однажды на остановке он увидел афишу очередной религиозной встречи. Пошёл скептически настроенный, но Виссарион покорил. «Явление „Учитель“ было идеальным. Он отличался всем: внешним видом, внутренним состоянием и Словом - оно было всеобъемлющим. Он открыл Истины. Знал всё о человеке, о духовном развитии. Это был дух великой гармонии, любви, вечности».

Два года Александр нёс слово Виссариона миру: сначала в своей мастерской, затем в командировках по Белоруссии, Украине, Молдавии, Прибалтике. Рассказывает, что когда приехал, наконец, жить рядом с Учителем, здесь была сплошная тайга. И огромное небо, и бескрайняя мощь от земли. И тяжёлый резко континентальный климат, бурелом, стаи мошки, трава выше человека - «горизонта не видно». Казалось, городские люди не справятся. Но «Учитель вёл твёрдой поступью», он поставил посох и сказал: здесь будет город.
- Мы вышли из матрицы и почувствовали правду, обрели крылья. Учитель учит нас быть свободными, смелыми, самостоятельными и не бояться ошибок. Но это не стометровка, это марафон - надолго.
- На сколько?
- Я вам сейчас скажу точно, Учитель даёт срок: вечность.

Мы идём по улице Хрустальных врат - здесь все улицы называются чудесно и звучно - к главной площади. Александр объясняет, что город состоит из верхней и нижней частей. Верхняя - Небесная обитель на горе Сухой. Показывает: вон виднеются верхушки большой звонницы, Храма Истины, монастыря для юношей, и Алтаря, где живут шесть семей служителей. Мы гуляем по нижней части города - Обители Рассвета, Городу Солнца, Новому Иерусалиму. Обитель имеет радиально-кольцевую форму, где четырнадцать лучей-улиц устремлены в центр; получилось солнце, Вифлеемская звезда.

В Городе нет заборов - ни между домами, ни разделяющих, например, огород и дорогу. От этого пространство кажется широким, бескрайним. Подходим к центральной площади - кругу с пятью «вратами» и статуей ангела. Фотографией этого места часто иллюстрируют истории про общину. Скульптуру сделал московский резчик по эскизу Виссариона.

«Это наш символ, наш храм. Помню, когда его устанавливали, вокруг была тайга, и он казался очень большим», - говорит Александр.


Здесь, около ангела, каждое утро в семь часов все мужчины Города встречаются на короткой литургии, получают необходимую информацию на день - в первую очередь о работе. Летом стараются ежедневно посвящать пять часов своему хозяйству, пять часов - общим работам. Сейчас строят конюшню, кузницу, приёмную для Учителя, улучшают дороги, парковую зону. Вечером тоже проходит собрание, на котором решаются все важные семейные, служебные вопросы.

«Организаторы жизни у нас - мужчины. Если женщина опережает мужчину, она теряет свою привлекательность. Поскольку Город - храм, то все призванные мужчины здесь - служители. Они отличаются ответственностью, дисциплиной, хорошо знают Писание, готовы выполнить любую задачу».

Александр рассказывает, как устроен Город: за храмовой площадью идёт парковая зона, дальше - жилая, за ней - производство. Бежевый фронтон внизу - дом Учителя. «Сейчас, летом, Город активно строится, формируется парк. Но мы не увлекаемся украшательством: жизнь в тайге трудная. Просто стараемся реализовывать нашу программу». Согласно программе, в Городе будет двести пятьдесят зданий, рассчитанных на пятьсот человек - не больше, ведь «храм» должен быть гармоничным, а люди в нём - жить как одна семья: знать друг друга, дружить, вместе работать, отдыхать.

Спрашиваю, как будут отбирать счастливчиков.

«Обитель - это не привилегия, это повышенная ответственность. Наши последователи живут в Курагинском и Каратузском районах, и в деревнях жизнь проще. Мы не берём с людей никаких сумасшедших взносов, как пишут. Последователи приезжают, покупают участки, строятся, создают единые семьи и начинают жить, опираясь на те принципы, которые даёт Учитель. Мы взаимодействуем с ними, собираемся на общие литургии, также они платят десятину и трудятся на общих работах по графику. Если кто-то готов делать больше, подаёт заявку на жизнь в Обители. У кого-то получается, у кого-то нет. Мы никого не выгоняем, ведь Истина Учителя - это Истина Любви. Она учит нас быть скромными, смиренными».

Сейчас в Городе шестьдесят домов, в них живут шестьдесят пять семей и приглашённые мастера - триста пятьдесят человек. Семья должна сама себя кормить, и огород - большая ценность. Виссарионовцы - вегетарианцы, обязательно выращивают горох, фасоль, сою, чечевицу, чтобы компенсировать белок. Собирают в тайге кедровый орех, папоротник, черемшу. Стараются обходиться своими продуктами. В магазинах закупают крупы, соль, сахар, но с каждым годом всё меньше.



Добрая секта альпинистов

Экскурсии по своему любимому Городу Александр водит регулярно. Говорит, раньше они развивали только паломничество, теперь почувствовали необходимость в духовном туризме. Обитель он показывает с гордостью. Вот летняя сцена, детский сад, качели. Дома здесь считаются кельями служителей, и каждый строится по индивидуальному проекту, должен соответствовать как внутреннему состоянию семьи, так и общему облику Города. За этим следит архитектор по строительству из Болгарии. Ещё есть архитектор по храмовому строительству из Питера. По словам Александра, кого тут только нет: американцы, болгары, бельгийцы, итальянцы, прибалты, немцы, «обаятельный творческий человек, директор школы» кубинец Адриан Кастро.

По-прежнему в общине состоит Светлана Владимирская, певица, звезда девяностых, уход которой к Виссариону когда-то прославил Город Солнца на всю страну. «Света живёт в Петропавловке, иногда поднимается сюда с друзьями. Мы с ней в одно время приехали», - говорит Александр.







За час прогулки мы почти не встречаем людей - все на работах. Летом в деревне, как говорят, день месяц кормит, и нам не раз напоминают, что ради этой экскурсии несколько человек оторвались от дел. Напоминают по-доброму. Иногда видим работающих на огородах женщин, играющих детей. Здесь принципиально не держат собак, есть только одна поисковая: собаки шумные, и их нужно кормить мясом. В домах есть кошки, во дворах - козы и куры. А ещё много птицы из леса: куропатки, совы, орлы, глухари. Иногда в тайге видят медведя.

Познакомиться с нами выходит Виктор, молодой улыбчивый мужчина, живущий с семьёй в Городе около пяти лет. Говорит, что семья его небольшая - «всего трое детей пока». Когда-то он из Крыма, как и Алексей, приехал с родителями, принявшими истины Учителя. Жили в деревне Петропавловке, а когда вырос, решил прийти ближе. Женился, оброс хозяйством, попробовал себя в разных областях: коневодстве, строительстве, газете. «Стало интереснее общаться с миром, потому что ушёл образ „страшной секты“. Мы секта не страшная, мы добрая секта», - смеётся.

Александр предлагает спуститься к пруду, сформированному стекающими с гор ручьями. Они огибают Город справа и слева и очень важны для его гидрологии. Мы идём смотреть на карпов, фотограф запускает квадрокоптер, чтобы сделать снимки сверху. Качавшиеся недалеко мальчики бросают своё занятие и, как заворожённые, идут на звук пропеллера. «Инопланетянин, - говорит Александр. - Да, над нами такие иногда летают. Мне прислали несколько фильмов, снятых дроном, про города. Я с удовольствием посмотрел, про Питер тоже».
- Скучаете по чему-то из прошлой жизни?
- Первые годы очень не хватало культуры, искусства. Но мы были слишком увлечены своим процессом. Потом я несколько раз выезжал в Петербург, ходил запоем в театры, музеи. Но мне трудно находиться в той среде - чувство, что живёшь в микроволновке. За двадцать лет на природе у меня жабры выросли.
- Как же получается «жить дружно» единой семьёй, справляться с минусами человеческой натуры?
- Взаимоотношения - это самое сложное. Избегать ошибок помогает живой Учитель, который всегда рядом. Мы общаемся с ним по воскресеньям, после большой литургии. Колонна спускается с горы, приходит в определённое место, где происходит общая молитва и разговор. Мы разбираем важные, проблемные вопросы. Учитель даёт критическую оценку и подсказки, ориентиры. У нас очень опытный проводник, который ведёт нас к вершинам красоты, истины, гармонии. Это даёт нашей группе альпинистов возможность подняться выше, когда другие застряли. Основной принцип нашей жизни - постижение Истины.

Истины Виссариона занесены в Писания - двадцать томов. Его последователи сверяются с заповедями, укрощая свои недовольства, обиды, требования. «Мы не можем даже подумать плохо о ком-то: все люди удивительны, уникальны, прекрасны. Было сказано: возлюби врагов своих - крепко сказано, хорошо. Мы идём дальше».

Александр снова и снова рассказывает мне о жизнеустройстве Города. Главная ценность - дети, их больше ста. Сейчас стремятся реформировать школу так, чтобы мальчики и девочки учились раздельно. «Наша задача - научить их быть свободными, смелыми. Но мы не прячем их от мира. Если хотят получить образование, узнать свет - пожалуйста. Вера предполагает свободу выбора».

Спрашиваю, правда ли, что Виссарион оставил жену и женился на молодой девушке. «У него была жена, они вместе приехали. Она большой молодец, ведь это очень сложно - быть женой Пророка. Представьте, у вас был обычный муж, и вдруг он стал Учителем. Она прошла большой путь рядом с ним, но дети выросли, и она захотела уехать, пожить для себя. На тот момент для Учителя была важна гармония в семейной жизни. Рядом с мужчиной должна быть женщина, которая служит ему. По воле Бога и природы появилась девушка, она родила Учителю двоих детей, находится с ним рядом, помогает. Первая жена иногда приезжает к нам».

Марина сразу спрашивает, можно ли на ты. Накрывает на стол: «Кому зелёный борщ? Пожалуйста. Накладывайте жареные кабачки, луковые стрелки обжаренные, есть овсяные лепёшки, если не едите хлеб. Картошечка уже свежая, специально посаженная чуть раньше. Помидоры, огурцы, зелень - с грядки». В центре стола горит свеча, всё просто и очень красиво. Мелькает мысль сделать фотографию для «Инстаграма». Вместо этого мы «благословляем еду»: берёмся за руки, каждый молится про себя.

За столом идёт вполне мирской разговор. Мы обсуждаем острую кухню Индии и Таиланда. Хозяева рассказывают, как у них жил друг из Эстонии. Мужчины жалуются на дождь, который идёт каждый день и забирает драгоценные часы работы. Александр говорит, что до этого было слишком жарко, даже «поплыл» в мастерской слепленный им портрет садовника.

Спрашиваю хозяев про их путь. Марина и Николай приехали с Кубани уже давно - старшие дочери выросли, осели в Абакане, а Ваня родился здесь. Он серьёзный, кажется, обиженный на что-то. Марина угощает нас чаем с травами, оладушками, ставит на стол варенье и мёд. Мы благодарим: хорошо у вас. «А как же иначе, ведь живём у Христа за пазухой».

Через полчаса мы прощаемся с хозяевами, идём к машине. Александр показывает фотоальбом со своими новыми работами, советует в следующий раз приехать на несколько дней, подняться на Гору и увидеть озеро Тиберкуль: шикарное, огромное как море.

В мою картину мира только-только улёгся Город Солнца с его странностями, как Александр упоминает староверов.
- Их же здесь больше нет?
- Дальше, за Горой ещё живёт Иаков с сыновьями.


Красноярский край с его безбрежной тайгой, безграничной тундрой, потаенными скалами и нехоженными просторами всегда становился местом притяжения для различных закрытых сообществ: староверов самых разных течений и толков, строителей бесклассового общества и бессчётных сект - все они в разные времена строили здесь свои общины и «города мечты». Сегодня расскажем о, пожалуй, самых известных из них – виссарионовцах, они же – последователи «Церкви последнего завета».

Рождение миссии
История одной из самых известных в России религиозных сект началась довольно банально. Жил в тихом городе Минусинске весьма бледный, но, как водится, горящий взором юноша по имени Сергей Тороп. Жил не то чтобы плохо, но как-то бессистемно: работал то слесарем, то электриком, то физкультуру преподавал, в общем, не складывалось у Торопа с делом жизни. К 1989 году все, вроде как, устаканилось: пошел Сергей работать в ГАИ, службу нес весьма успешно, и, может быть, дослужился б до майора, но именно в это время в моду на территории издыхавшего уже СССР вошли оккультизм, мистика и разного рода духовные поиски.

Фото: freelance-tomsk.ru

И затянуло Торопа мистическое болото, начал он по «аномальным» зонам разъезжать, искать тарелки, барабашек отлавливать, литературку разную почитывать и к девяностому году просветлел окончательно, уволился из ГАИ, целиком отдался поискам смысла жизни. Через год лихорадочной духовности Сергей Тороп почил в бозе, а вместо него Минусинск увидел прекрасноволосого учителя по имени Виссарион.

Первые шаги

«Либо я не изменю лик, который для меня истинный, либо я расстаюсь с деньгами, которые накопил», - томно вещает длинноволосый мужчина с отстраненным взглядом. На дворе 14 мая 1991 года, на экране телевизоров помидорного края первая телевизионная проповедь будущего властителя многотысячной секты. Проповедь нашла отклик в сердцах минусинцев, а потом и жителей сопредельных земель, и скоро Виссарион в ранге сперва доверенного лица Иисуса, а затем и в роли него самого едет по России и восточной Европе.

В 1992 году последователи получают собственное Священное писание под редактурой бывшего барабанщика группы «Ласковый май» Вадима Редькина. Книга представляет собой диковатую окрошку из Библии, Талмуда, Корана, Бхагавадгиты, учений Блаватской и Рерихов, густо приправленную марксизмом и размышлениями самого Виссариона. Вооруженная «Последним заветом» секта начинает с утроенной силой штурмовать мозги окончательно потерявшего ориентиры постсоветского гражданина.

Уже в 1995 году активисты общины начинают строительство в Курагинском районе Красноярского края экологического поселения Тиберкуль или «Обители рассвета». Местные власти выделяют под это дело 250 гектаров земли. Так появляется «Город Солнца».

Город де Сад

«Прилетит комета Нибиру, планету большей частью покроет песок, а в штате Невада США весной 2001 года произойдёт самовзрывание ядерных боеголовок», - пророчествует Виссарион, обещая грядущий апокалипсис и уничтожение всего неверующего в бога населения к 2007 году.

От мучительной гибели, естественно, есть спасение, нужно лишь укрыться в построенном последователями мессии Городе Солнца, куда не долетят боеголовки, не проникнет радиация, где не вырастут ядерные грибы, а почва не сплавится в стекло от невыносимого жара.

Принимают в поселение лишь вернейших и преданнейших. Для просто верных и преданных существуют поселки Черемшанка и Петропавловка. И если в сам град на горе посетителей пускают неохотно, да и добраться туда по тайге непросто, то в Черемшанке, а особенно в Петропавловке, всегда рады гостям.

Посетителей встречают бревенчатые дома и храмы в старорусском стиле, построенные среди безупречных английских газонов и живых изгородей. На чистейших улицах непрестанно улыбающиеся люди на велосипедах, в каждой избе мольберты и музыкальные инструменты. После грязи и тлена соседних, не сектантских, поселков контраст поразительный.

Жителям города нельзя есть мяса и рыбы, молочных продуктов, сахара, меда, поэтому в магазинах лишь крупы и экопродукты и, естественно, никакого алкоголя.

Житель поселка обязан платить десятину, причем каждый старается отдать побольше. Во все стороны света разъезжаются из селений на заработки строительные бригады, им всегда есть работа. Виссарионовцы не пьют, не ленятся, работают на совесть, приумножая богатства общины.

Но несмотря на все эти витринные прелести, есть у лесной безмятежной жизни и весьма зловещие признаки. Во-первых, конечно, лютый тоталитаризм, по сравнению с которым маоистский Китай - просто сборище анархистов. Властвующий над окрестностями живой бог может невозбранно разъединять семьи, отнимать имущество, изменять правила жизни всей общины по своему вкусу. Если завтра Виссарион прикажет убивать, многие из его последователей, даже не задумываясь, возьмутся за ножи.

Во-вторых, жесткая веганская диета, тяжелый труд и отказ от современной медицины влияют на здоровье членов общины не лучшим образом.

В-третьих, дети сектантов не получают образования и чаще всего не могут вести жизнь, отличную от выбранной родителями. Ну и наконец, главное: что будет, когда земной путь божества прекратится? Сейчас Виссариону 55, он бодр и крепок, но кто знает, что случится через 15-20 лет.

Куда смотрят власти?

Несмотря на двусмысленный характер Виссарионовских поселений, ни одной более или менее серьезной попытки задавить секту власть не предпринимала. 24 июня 1994 года «Община Единой Веры» без проблем была зарегистрирована Управлением юстиции Красноярского края. Потом не раз проходила перерегистрацию, а в 2000 году организация «Церковь Последнего Завета» была переаттестована Министерством юстиции РФ.

Причины такой лояльности называют разные: от поддержки на выборах губернатора Хлопонина до тайной веры властей в могущество Виссариона. Но, скорее всего, государство просто боится трогать крепкую и фанатичную организацию. В 1974 году в джунглях Гайяны в поселении Джонснтаун 918 участники секты «Народный храм», опасаясь атаки от государства, покончили жизнь самоубийством. С тех пор подобные организации без нужды стараются не трогать. Так что сколько еще простоит среди сибирской тайги город Солнца, никому не известно.

Фото Михаила Маклакова.

Похожие публикации