География.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кудинцевская средняя общеобразовательная школа»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Тема: «Путешествие по океанам»

Подготовила:

учитель первой квалификационной категории

С. Кудинцево

2012 г.

ЦЕЛИ УРОКА :

Образовательная – закрепить у уч-ся полученные знания и умения по изученной теме "Океаны".

Воспитательная – воспитывать умения работать в коллективе , оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности, взаимопомощи . Воспитывать у уч-ся экологическую ответственность за воды мирового океана, нормы и правила в кабинете географии.

Развивающая – развивать память, умения систематизировать изученный материал, делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, развивать у уч-ся познавательную активность, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, развитие картографических навыков.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.

ВИД УРОКА: путешествие

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: групповая, индивидуальная работа с уч-ся.

ВРЕМЯ НА УРОК: 45 минут

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: карта мира, контурные карты, карты атласа, карточки-задания

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

Взаимное приветствие

Чтение эпиграфа на доске

Свободный человек!

Недаром ты влюблён

В могучий океан:

души твоей безбрежной

Он зеркало;

Как ты, в движенье он.

/Шарль Бодлер/

2. Основная часть.

Вы знаете, что океаны - это голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле. Не зря, стоя на берегу океана, не устаёшь им восхищаться. Он завораживает, он манит к себе своей неповторимостью, своей загадочностью.

Ребята в течение нескольких уроков вы знакомились с океанами (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский, Северный Ледовитый океан). Поэтому сегодня мы попробуем совершить увлекательное путешествие по этим океанам, во время которого повторим то, что вам известно и, может быть, откроем для себя что-то новое.

Я думаю, что многие из вас любят путешествовать. И вот я вспомнила слова поэта:

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь. И на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов в океане капитан спрятал клад.

А отыскать его смогут только ребята любознательные, отважные и хорошо знающие океаны, моря, заливы, проливы, течения.

Я приглашаю вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны?

А поскольку капитан Врунгель – сказочный герой, то и мы сегодня отправляемся в сказочное путешествие.

В плаванье отправимся мы, дети,

Вот на этом маленьком корвете

Где-то под руками было близко

Капитана Врангеля записки

Он себя считает знатоком

Океанский мир ему знаком.

Но сначала нам необходимо заправить корвет знаниями. Для этого вам, ребята, нужно заполнить пустые трюмы на корвете правильными словами. Каждое следующее слово начинается с буквы, на которое закончилось предыдущее.

Задание № 1.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ КОРВЕТА

1. Крупный двустворчатый моллюск. За его размеры до 50 см называют "царь ракушкой". ТРИДАКНА

2. Тип коралловой постройки. АТОЛЛ

3. Широко распространённая водоросль на мелководьях. ЛАМИНАРИЯ

4. Остров в Индийском океане. ЯВА

5. Плывучий осколок льда в океане. АЙСБЕРГ

6. Одно из течений в Атлантическом океане. ГОЛЬФСТРИМ

7. Залив в Атлантическом океане. МЕКСИКАНСКИЙ

Итак, наш корвет заправлен знаниями, мы можем отправиться в плаванье.

А теперь давайте узнаем, из какого порта мы начнем свое плавание.

Задание №2.

Определите название порта, из которого мы начинаем путешествие. Географические координаты записаны на доске: 68 с. ш. 34 в. д.

Ключ: Мурманск

Молодцы! Правильно!

На берегу какого моря мы находимся? (Баренцево море)

К какому океану оно относится?

О, Океан! Невидимый, незримый,

Пусть говорят ты где-то далеко,

Твоё дыханье не проходит мимо

И даже здесь мы чувствуем его!

Задание № 3.

Ребята, давайте вспомним особенности географического положения Северного Ледовитого океана и как оно сказывается на природе.

(сообщение ученика)

Итак, мы держим свой путь на восток. Капитан Врунгель указал, что мы должны из Северного Ледовитого океана попасть в Тихий океан, но вот беда, карта в одном месте чуть стерлась и мы не можем рассмотреть наш маршрут. Ребята, давайте восстановим карту. Как мы попадем в Тихий океан?

(ответ ученика о Беринговом проливе)

(Берингов пролив- пролив между самой восточной точкой Азии (мыс Дежнёва) и самой западной точкой Северной Америки (мыс Принца Уэльского).
Наименьшая ширина 86 км, наименьшая глубина фарватера 36 м. Пролив соединяет Северный Ледовитый океан (Чукотское море) с Тихим океаном (Берингово море). Пролив назван в честь русского мореплавателя Витуса Беринга (родился в Дании), который прошёл этим проливом в 1728 году.)

Перед нами Тихий океан.

Об этом океане написал Ж. Верн: «Вы совершите путешествие в страну чудес. Смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному… Я хочу еще раз окинуть взглядом все, что мной изучено в морских глубинах, не однажды мною исследованных!» И теперь начнём исследование Тихого океана.

Необыкновенный Тихий океан!

Необыкновенно великий океан, занимающий треть площади Земли. По видовому составу живых организмов ему нет равных!

Задание № 4.

Расскажите, ребята, об органическом мире Тихого океана.

(сообщение ученика)

Мы знаем, что Тихий океан – еще и самый неспокойный океан, и вот следующие задания. Выполнив их, мы сможем спокойно пересечь этот океан.

Задание №4 Чудеса из чудес.

Учащиеся должны установить, о чем говорят записи на доске и пояснить, что это за чудо и где оно расположено.

1) 11022 (глубина Марианского желоба, Тихий океан)

2) Филиппинское море (самое большое в мире, Тихий океан)

3) Фернанд Магеллан (дал название Тихому океану)

4) Пролив Дрейка (самый широкий в мире пролив, соединяет Тихий и Атлантический океаны)

5) 50-130 млн лет (возраст тихоокеанской литосферной плиты)

Задание № 5 Блиц-опрос по географическим терминам

Разделить класс на команды. Каждой команде даются карточки с географическими терминами. В течение одной минуты команды готовятся, а затем дают ответы.

Шельф (материковая отмель)

Пассат (постоянный ветер)

Цунами (гигантская волна)

Гольфстрим (тёплое течение)

Промилле (величина измерения солёности воды)

Муссон (сезонный ветер)

Куросио (тёплое течение)

Бриз (ветер, меняющий своё направление 2 раза в сутки)

Антарктида (материк)

Марианский (желоб)

Мексиканский (залив)

….. Западных ветров (течение)

Физкультминутка.

Я думаю, что пора немного отдохнуть.

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

Мы продолжаем свой путь по водам Тихого океана и причаливаем к южному берегу Южной Америки . Но путь нам преградили пираты.

Задание № 6 . Отгадай – ка.

Этот человек родился и вырос в Англии. В 1577г. был назначен адмиралом английского флота и вышел на 5 кораблях в пиратский рейд к Тихоокеанскому побережью Южной Америки. Новыми никому неизвестными путями он обошел материк и проник из Атлантического океана в Тихий. Появляясь внезапно и неожиданно, грабил испанские порты тихоокеанского побережья. Королева Англии Елизавета 1 стала благодаря ему очень богатой и присвоила ему звание рыцаря. Его именем был назван пролив между Тихим и Атлантическим океанами. Кто он? (Фрэнсис Дрейк).

Покажите пролив Дрейка, через который нам необходимо проплыть дальше. (уч-ся показывают на карте)

Атлантический океан! Необозримая водная равнина, Величественная водная гладь! Из конца в конец бороздят эти воды корабли всех стран, Под флагами всех наций мира, и охраняют их два огромных стража, внушавшие страх мореплавателям, - мыс Горн и мыс Бурь!»

/Жуль Верн)

Задание № 7

А теперь расскажите, чем интересен рельеф Атлантического океана?

(сообщение ученика)

И вот мы уже плывем по Атлантическому океану, но здесь очень сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим свой путь? Юнги, выручайте…

Задание № 8. «По морям, по волнам» (лото).

Учащиеся получают карточки с фрагментами к/к и написанными на листочках названиями географических объектов. Необходимо соединить таблички с названиями объектов на карточках.

На карточках размещены контуры следующих объектов: Черное море, Средиземное море, Гибралтарский пролив, Саргассово море, о. Гренландия, Мексиканский залив.

Мы успешно пересекли Атлантический океан и попали в воды Индийского океана.

Огромный океан неведомого

Окружает нас

И чем больше мы знаем,

Тем больше загадок задаёт нам природа.

Индийский океан интересен тем, что имеет различия в своей северной и южной части.

Задание № 9

Ребята, расскажите, как влияет географическое положение Индийского океана на особенности природы.

Мы продолжаем путешествие. Но где же капитан Врунгель спрятал клад? А вот, кажется, подсказка.

Юнги, что это? Течение принесло нам письмо. Это послание от капитана Врунгеля!

В бутылке письмо.

«Попробуй остров Врунгеля найти,

Название острова откроется тому,

Кто знает: что, зачем и почему.

Кроссворд морской ты отгадай

И к кладу свой корабль направляй!

Задание № 10 «Морские открытия»

На доске кроссворд. Слово, зашифрованное в вертикальной строке, и есть название острова. Кто первый отгадает название острова, тот первым найдет клад!

1. М А Р К О П О Л О

2. Г О Л Ь Ф С Т Р И М

3.Б Е Р И Н Г О В

4. П Е Р У А Н С К О Е

5.Д Р Е Й К А

6.А М У Н Д С Е Н

1) Кто из европейцев эпохи Средневековья первым проплыл по Индийскому океану?

2) Теплое течение второго по величине океана Земли, проходящее близ восточного побережья большого материка Западного полушария.

3) Пролив, соединяющий Тихий океан с самым маленьким океаном Земли, носит имя мореплавателя, участника Великой Северной экспедиции, хотя первенство открытия этого пролива принадлежит не ему.

4) Холодное течение первого по величине океана, проходящее близ южной части западного побережья Южной Америки.

5) Он не только пересек Тихий океан, совершив второе кругосветное плаванье (1577-1580), но и открыл самый широкий на Земле пролив.

6) Первооткрыватель Северного полюса, проплывший через Северный Ледовитый океан из Западной Европы в Восточную Азию

А вот и наш остров Победа! Но чтобы определить точное местоположение клада, нам нужно выполнить еще одно задание.

Задание № 11. Игра “Океаны”

На доске лежат названия всех океанов. Ученик выходит к доске, читает любую карточку и прикрепляет её к тому океану, к которому относится данная информация.

    Самый глубокий (Тихий) Самый пресный (Сев. Ледовитый) Самая глубокая впадина (Тихий) Самый мелкий (Сев. Ледовитый) Самый крупный остров (Атлантический) Море без берегов (Атлантический) “Титаник” (Атлантический) Нефть Персидского залива (Индийский) Незамерзающий порт Мурманск (Северный Ледовитый) Самое соленое море (Индийский)

Задание № 12 “Великие мореплаватели”. (дополнительное время)

Мировой океан занимает большую часть земной поверхности. Долгое время люди очень мало знали об океане, кроме того, они боялись плавать вдалеке от берега. С океаном было связано немало поверий, вызывавших трепет в людских душах. Так, вплоть до начала эпохи Великих географических открытий моряки не решались пересечь экватор. Каждый раз, когда корабли приближались к этому месту, команда требовала повернуть назад: ведь в районе экватора вода кипела, о чем писали древнегреческие географы, и именно в этом месте белые люди становились чернокожими. На арабской карте вблизи от экватора (западное побережье Африки) была изображена рука дьявола, поднимающаяся из воды. Как тут отважиться пересечь эту роковую линию? Сколько же надо мужества и упорства, чтобы преодолеть страх? Но все же такие мореплаватели нашлись.

Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми фактами из жизни известных мореплавателей. Я вас познакомлю с некоторыми биографическими данными, причем, сначала информация будет менее известная.

На обдумывание – 15 секунд.

Васко да Гама.

1. Придворный знатного происхождения, которого король Мануэл назначил руководить экспедицией по не выясненным до конца причинам.

2. В распоряжении экспедиции было два тяжелых корабля, легкое быстроходное судно, а также транспортный корабль с запасами пищи. В пути мореплаватели подверглись страданиям от голода, цинги, столкнулись с противодействием арабов и пиратов. Домой вернулось на двух судах менее половины экипажа экспедиции.

3. Открытый в результате плавания торговый путь обеспечил одной европейской стране на девяносто лет монополию торговли с Южной и Юго-Восточной Азией и огромные прибыли. Но после второй экспедиции первооткрыватель получил титул графа и на многие годы был отстранен от всякой деятельности. Только в конце жизни ему удалось совершить третью экспедицию.

4. Из Индии в Португалию мореплаватели привезли гвоздику, корицу и драгоценные камни .

Христофор Колумб.

1. Родился в семье шерстяника. В течение многих лет до 1485 года плавал на португальских судах, жил в Лиссабоне и на островах Мадейра и Порту-Санту.

2. Читал на четырех языках, изучал и хорошо знал существовавшие на тот момент географические карты, При подготовке к плаванию обращался за советом к известному итальянскому астроному, космографу и географу Паоло Тосканелли.

3. В первую экспедицию отправился в 1492 году на 3 судах с экипажем в 90 человек. Во время третьей экспедиции, в 1500 году, был арестован по доносу и закован в кандалы, которые сохранил до конца жизни. Всего совершил 4 экспедиции к неизвестным (открытым им) землям.

4. Материк, который благодаря его путешествиям был открыт для европейцев, получил имя другого мореплавателя. Местных жителей он назвал индейцами.

Фернан Магеллан.

1. Бедный дворянин, он некоторое время служил пажом в свите португальской королевы.

2. Он участвовал в морских сражениях с арабами и маврами. Во время экспедиции смог подавить бунт, который через полгода плавания подняла группа офицеров на трех кораблях. Мятежники требовали изменить курс движения экспедиции и направиться к мысу Доброй Надежды.

3. Во время перехода через один из океанов экспедиция не встретила ни одного обитаемого острова, на кораблях начался голод, почти все моряки болели цингой, а 19 человек умерли от этой болезням. К счастью, погода благоприятствовала путешественникам, не было ни одного большого шторма, поэтому океан был назван Тихим.

4. Научный результат экспедиции был грандиозным: мореплаватели отправились в западном направлении, а вернулись с востока, чем было неоспоримо доказано, что Земля имеет шарообразную форму, а Мировой океан представляет собой единое целое.

3. Заключительный этап

Ну что, ребята, вот мы и отыскали клад капитана Врунгеля. Как вы думаете, что лежит в сундуке? Золото! А золото, это те знания, которые вы получили, изучая Мировой океан. Надеюсь, что вы сможете правильно распорядиться своим богатством. А за ваше упорство в стремлении к победе, я награждаю вас Орденом капитана Врунгеля.

Подведение итогов урока

Выставление оценок

И закончить наш урок я хотела бы вот такими словами:

О Океан! Он чудо из чудес!

Планеты свет!

Планеты жизнь!

Запомнить должен каждый человек

Сберечь его важнейшая задача

О Океан! Он – "жизни колыбель"

Со всем живым связующая нить,

В стихах и песнях мы его воспели

Пока он жив,

Мы тоже будем жить!

4. Домашнее задание

Подготовить творческое задание. Составить маршрут воображаемого путешествия по одному из океанов.

  • Цели и задачи урока:
    1. Познакомить учащихся с особенностями природы СЛО.
    2. Познакомить с историей исследования СЛО.
    3. Развить навыки работы с картосхемами и текстами учебной программы «География материков и океанов».
    4. Продолжить работу над развитием навыков работы с географическим атласом и контурной картой.
    5. Воспитание патриотизма и гордости за свой народ.
    6. Умение отбирать необходимую информацию при анализе картосхем, тестов.
  • Вид урока по дидактической цели: изучение нового материала.
  • Вид урока по способу проведения: коллективная, частично-поисковая работа в разноуровневых группах.
  • Средства обучения : учебная программа «География материков и океанов», атлас, контурные карты, проектор, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие.

Учащихся класса делят на 7 групп.

2. Вступительное слово учителя. (3 мин.)

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по СЛО.

  1. Представьте каждый себе СЛО: какой он, как выглядит? Нарисуйте свой СЛО на листе бумаги или опишите словами.
  2. Прочитайте вслух, покажите рисунки.
  3. Когда мы говорим о СЛО, какие географические объекты вам вспоминаются первыми? Запишите названия 3-5 разных географических объектов, которые всплывают в памяти.
  4. Прочитайте свои записи вслух классу. По ходу чтения записывайте строчки, которые лучше других всплывают в памяти.
  5. Подводим результаты: много ли мы знаем о СЛО? Необходимо ли нам отправится в мир новых знаний об этом удивительном океане.
  6. Давайте пройдем к рабочим местам групп. У каждой группы лежат листы с заданиями. На выполнение заданий вам отводится 10 минут, за это время вы должны подготовить краткое сообщение по своему вопросу и выполнить его на контурной карте или на листе заданий. После его выполнения представители групп должны дать отчет, а класс на основании отчетов должен представить характеристику СЛО, выделить главные особенности природы данного объекта; отметить, что нового узнали, что удивило, чье выступление больше понравилось.

Задания для 1 группы. ГП СЛО.

На основании предложенного материала и заданий представьте характеристику ГП СЛО.

СЛО – наименьший из океанов Земли. Он самый мелководный. Океан расположен в центре Арктики, которая занимает все пространство вокруг Северного полюса, включающее океан, прилегающие части материков, острова и архипелаги.

Задание 1.

Работая с атласом отметьте на контурной карте материки, которые омывает СЛО.

Задание 2.

Работая с диском «Географическое положение» и с атласом, выпишите в таблицу названия островов, архипелагов.

Задание 3.

Значительную часть площади океана составляют моря, большинство которых окраинные и только одно внутреннее.

Работая с атласом, выпишите в таблицу названия морей, соотнеся их к омывающим материкам.

Северная Америка

Например: Норвежское море

Например: море Баффина

Главный вывод: Географическое положение СЛО повлияло на суровость климата, обилие льдов. СЛО не только самый маленький, но и самый неглубокий океан, - прилегающие континенты как бы продолжаются в нем обширными мелководьями- шельфами, особенно значительными со стороны Евразии. Зато по количеству островов он занимает второе место после Тихого океана.

Задания для 2 группы. Рельеф дна СЛО.

Используя данный материал, выполните задания и расскажите об особенностях рельефа дна СЛО.

Рельеф дна СЛО имеет сложное строение.

Задание 1.

Центральная часть океана пересечена горными хребтами и глубокими разломами. Найдите на картосхеме диска «Рельеф дна» названия горных хребтов и выпишите их названия

Задание 2.

Между хребтами лежат глубоководные впадины и котловины. Найдите на картосхеме диска «Рельеф дна» названия глубоководных впадин и котловин и выпишите их названия

Задание 3.

Характерная особенность океана – большой шельф, который составляет более трети площади дна океана. Шельф – это прибрежная зона с глубинами до 200 метров. Определите по атласу, для каких морей особенно характерна шельфовая зона. Отметьте их на контурной карте.

Задание 4.

Шельфовая зона морей СЛО богата залежами полезных ископаемых. Определите по картосхеме диска «Полезные ископаемые», какими полезными ископаемыми богаты моря, определите по атласу, какие это моря СЛО.

Задания для группы 3.

Климатические особенности СЛО определяются полярным положением океана. Работая с картосхемой диска «Климат СЛО» и «Свойства вод» и «Органический мир», и используя изложенный материал, заполните таблицы. В СЛО выделяют два природных пояса. Каких?

Границы полярного (арктического) пояса на юге совпадают с краем континентального шельфа. Это наиболее глубоководная и суровая часть океана покрыта дрейфующими льдами. Их образование связано с низкой температурой и низкой соленостью водных масс, которые опреснены большим количеством речных вод, стекающих с материков. Летом льдины покрываются слоем талой воды. Этот пояс малопригоден для жизни организмов.

Часть океана, прилегающая к суше, относится к субполярному (субарктическому) поясу. В основном это моря СЛО. Природа здесь не так сурова. Летом вода свободна ото льда, сильно опреснена реками. Проникающие сюда теплые воды из Атлантики создают условия для развития планктона, которым питаются рыбы. Основную массу организмов в океане образуют водоросли, способные жить в холодной воде и даже на льдах. Органический мир богат только в приатлантическом районе и на шельфе близ устьев рек. На дне растут водоросли, обитают рыбы (треска, навага, палтус). В океане живут киты, тюлени, моржи. Обитают в Арктике белые медведи, морские птицы, ведущие, колониальный образ жизни и обитающие на берегах. Все население гигантских «птичьих базаров» питается в океане.

Задания для группы 4.

Используя данный материал, работая с диском «Органический мир» представить животный мир Арктики.

Жизнь в Арктике, конечно, бедна по сравнению с морями умеренных и тропических широт. Мало того, что сюда поступает заметно меньше солнечной энергии, большая часть ее к тому же отражается льдами. Тем не менее жизнь здесь есть и в воде, и на дне океана, и над водой, и на льдах. Несомненное достоинство холодных вод – их насыщенность живительным кислородом. Жизнь в Арктике концентрируется на многочисленных скалах на берегах островов и материков, где располагаются оживленные птичьи базары – главные потребители морских организмов.

Расскажите о некоторых животных Арктики.

Задание для группы 5.

Используя материал диска «1 период исследований» и «2 период исследований», составьте рассказы о путешествиях:

1-русских поморах (11-12 века)

Задания для группы 6.

Используя материал диска «3 период исследований», «4 период исследований», «5 период исследований», составьте рассказы о путешествиях:

  1. Семен Дежнев 1648 год
  2. Великая Северная экспедиция 1733-1743 года
  3. Фритьоф Нансен 1893-1986 года
  4. Нильс- Адольф Норденшельд 1878-1879 года
  5. Руал Амундсен 1903-1906 года
  6. Роберт Пири 1909 год

Задания для группы 7.

Используя данный материал и информацию на диске «Рыболовство», «Метеорологические исследования», «Судоходство», расскажите как используется человеком СЛО в хозяйственной деятельности.

СЛО имеет исключительно важное значение для стран, берега которых омывают его воды. Суровая природа океана затрудняет в нем поиски полезных ископаемых. Но уже разведаны месторождения нефти и природного газа на шельфе Карского и Баренцева морей, у берегов Аляски и Канады.

Биологические богатства океана невелики. В приатлантическом районе ловят рыбу, добывают водоросли. Охотятся на тюленей. Добыча китов в океане строго лимитирована.

Освоение Северного Морского пути началась только в 30-х годах 20 века. Северный Морской путь – это главная судоходная магистраль в Арктике, которая сокращает расстояние между странами Европы и портами России. Какими?

Северный Морской путь играет огромную роль в освоение Сибири и Дальнего Востока.

По этому пути везут оборудование и продовольствие, вывозят лес и руду. Навигация длится от 2 до 4 месяцев, а на отдельных участках с помощью ледоколов ее продолжительность больше.

Для обеспечения работы Северного Морского пути в нашей стране созданы специальные службы: полярная авиация, целая сеть метеорологических станций на побережье и на дрейфующих льдинах. Работа в условиях СЛО очень опасно и трудно. Поэтому полярники – это люди смелые, выносливые, мужественные и трудолюбивые.

7. Работа в группах 10 минут.

8. Отчет групп проводится в устной форме в течение 25 минут.

9. Учитель подводит итоги урока, оценивает работу учащихся и задает домашнее задание (5 мин.)

Домашнее задание. Составить маршрут воображаемого путешествия по СЛО, подготовить о нем рассказ.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ортолыкская средняя общеобразовательная школа им. М.И. Лапшина»

Внеклассное мероприятие

«Путешествие по океанам»

Разработала: учитель географии

Тулина Урсула Германовна

с. Ортолык, 2015 г.

ПРЕДМЕТ: География

КЛАСС: 7

ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ: "Путешествие по океанам"

ЦЕЛИ : Образовательная – закрепить у учащихся полученные знания и умения по изученной теме "Океаны". Воспитательная – воспитывать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности, взаимопомощи. Воспитывать у учащихся экологическую ответственность за воды мирового океана, нормы и правила в кабинете географии. Развивающая – развивать память, умения систематизировать изученный материал, делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, развивать у учащихся познавательную активность, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, развитие картографических навыков.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизация знаний.

ВИД УРОКА: путешествие

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: групповая, индивидуальная работа с учащимися.

ВРЕМЯ НА УРОК: 45 минут

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: карта мира, контурные карты, карты атласа, карточки-задания

ХОД УРОКА

    Организационная часть

Взаимное приветствие

Чтение эпиграфа на доске учеником.

Учитель: Ребята сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы не просто ученики, вы сегодня исследователи – географы, и экологи. Мы совершим путешествие – путешествие по океанам.

Свободный человек!

Недаром ты влюблён

В могучий океан:

души твоей безбрежной

Он зеркало;

Как ты, в движенье он.

/Шарль Бодлер/

Организация проведения урока

Класс делится на две группы. Выбирается руководитель каждой группы. Первая группа географы , которые определяют географическое положение, историю исследования океана, и особенности природы. Вторая группа экологи, которые раскрывают виды хозяйственной деятельности. Как только определенная группа закончит свое выступление, остальные группы задают вопросы, дискутируют, анализируют услышанный материал. Каждая группа придумывает авторское стихотворение, посвященное к определенному океану.

Учитель : ребята в течение нескольких уроков вы знакомились с океанами (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский, Северный Ледовитый океан). Поэтому попробуем совершить увлекательное путешествие по этим океанам, во время, которого повторим то, что вам известно и, может быть, откроем для себя что-то новое.

В плаванье отправимся мы дети,

Где-то под руками было близко

Капитана Врангеля записки

Он себя считает знатоком

Океанский мир ему знаком.

Россия представляет собой здание выходящая фасадом на Северный Ледовитый океан, и мы отправимся в плаванье из порта, который находится

в г. Мурманске.

С начала нам необходимо заправить корабль знаниями. Для этого вам ребята нужно заполнить пустые клетки, написанны на доске. Каждое следующее слово начинается с буквы, на которое закончилось предыдущее. Кто – то из вас один пойдёт к доске, и будет заполнять его, а все остальные помогайте, подсказывайте!

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ:

    В Тихом океане обитает крупный двустворчатый моллюск. За его размеры до 50 см называют "царь ракушкой"? ТРИДАКНА

    В океане обитает много? АКУЛ

    Широко распространённая водоросль на мелководьях. ЛАМИНАРИЯ

    Остров в Индийском океане. ЯВА

    Плывучий осколок льда в океане. АЙСБЕРГ

    Одно из течений в Атлантическом океане. ГОЛЬФСТРИМ

    Самая глубоководная впадина в Тихом океане. МАРИАНСКИЙ ЖЕЛОБ

Теперь, мы можем отправиться в плаванье. Курс плаванья будет с Запада на Восток, присутствуют две группы исследователей.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГРУПП И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.
Группа географов (руководитель)
Группа экологов (руководитель)

Мы путешествуем по Северному Ледовитому океану. С любой группы требуется авторское стихотворение по исследуемому океану (по желанию).

О Океан! Невидимый, незримый,

Пусть говорят ты где-то далеко,

Твоё дыханье не проходит мимо

И даже здесь мы чувствуем его!

Уважаемые географы и экологи , так как вы уже прошли раздел океаны, то должны уметь определять географическое положение объекта, особенности природы, и виды хозяйственной деятельности океана, поэтому сразу перейдем к исследованию, и к изложению материала. Расскажите о географическом положении, об истории исследовании океана, об особенностях природы Северного Ледовитого океана. А пока мы будем слушать ответ (отвечает ученик у доски, показывая географические объекты, расположенные в этом океане). Вторая группа задают вопросы географам. Экологи расскажут виды хозяйственной деятельности океана.

Учитель: Послушав ответ, проверяем группу географов и биологов. Северный Ледовитый океан исследован, и мы плывём дальше к Атлантическому океану. Вторая группа зачитывает авторское стихотворение.

Атлантический океан!

Необозримая водная равнина,

Величественная водная гладь!

Из конца в конец бороздят эти воды корабли все стран,

Под флагами всех наций мира.

/Жуль Верн)

Ребята, а давайте с вами вспомним какие материки, омывает Атлантический океан? (Ответы учеников).

Учитель: А теперь, уважаемые географы , расскажите, чем интересен природа Атлантического океана? (Слушаем ответ группы географов).

Вопрос ко всем:

Органический мир Атлантики:

а) беднее видами, чем Тихий океан;

б) богаче видами, чем Тихий океан;

В полярных водах Атлантического океана обитают:

а) треска и морской окунь;

б) скумбрия и мойва;

в) киты и тюлени;

Вопросы по услышанному материалу, задают экологи географам.

Группа экологов

Группу экологов просим показать на карте мира, где распространено самое большое загрязнение от нефти в Атлантическом океане. И почему возникают эти загрязнения?

Хоть заданья были и с подвохом по Атлантическому океану справились вы все совсем не плохо. И теперь начнём исследование Тихого океана.

ВОПРОС: Как мы попадаем из Атлантического океана в Тихий? (

Магелланов пролив на Южном Америке)

Группа географов определите географическое положение и историю исследования океана, и особенности природы океана? Вопросы: 1. Как ещё называют Тихий океан? "Сильный", "Великий" "Славный". Назовите плиту, на которой лежит Тихий океан? Африканская плита, Евразийская плита, плита Наска.

Группа экологов раскрывают виды хозяйственной деятельности океана.

Учитель : Наше с вами плаванье продолжается из Тихого океана в Индийский океан.

Огромный океан неведомого

Окружает нас

И чем больше мы знаем,

Тем больше загадок задаёт нам природа.

/Обручев В. А. /

Индийский океан интересен тем, что имеет различия в своей северной и южной части. Группа географов расскажет нам, как влияет географическое положение Индийского океана на климат, температуру воды. Группа экологов виды хозяйственной деятельности океана.

Ребята, а что мы знаем об охране океана? Может быть нам экологи помогут? (Ответ экологов).

Уч итель:

О Океан! Он чудо из чудес!

Планеты свет!

Планеты жизнь!

Запомнить должен каждый человек

Сберечь его важнейшая задача

О Океан! Он – "жизни колыбель"

Со всем живым связующая нить,

В стихах и песнях мы его воспели

Пока он жив,

Мы тоже будем жить!

2. Заключительный инструктаж

Выставление оценок учеников друг другу;

Подведение итогов урока

3. Домашнее задание

Подготовить творческое задание. Составить маршрут воображаемого путешествия по одному из океанов

Тема: "Путешествие по океанам

ПРЕДМЕТ: География 7 класса

РАЗДЕЛ: II Океаны и Материки

ТЕМА УРОКА: "Путешествие по океанам"

ЦЕЛИ УРОКА : Образовательная – закрепить у уч-ся полученные знания и умения по изученной теме "Океаны". Воспитательная – воспитывать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности, взаимопомощи. Воспитывать у уч-ся экологическую ответственность за воды мирового океана, нормы и правила в кабинете географии. Развивающая – развивать память, умения систематизировать изученный материал, делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, развивать у уч-ся познавательную активность, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, развитие картографических навыков.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизация знаний.

ВИД УРОКА: путешествие

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: групповая, индивидуальная работа с уч-ся.

ВРЕМЯ НА УРОК: 45 минут

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: карта мира, контурные карты, карты атласа, игровые звёздочки, карточки-задания, макет корвета, названия каждой группе.

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть

Взаимное приветствие

Чтение эпиграфа на доске

Учитель: Ребята сегодня у нас с вами необычный урок. Мы совершим путешествие – путешествие по океанам.

Свободный человек!

Недаром ты влюблён

В могучий океан:

души твоей безбрежной

Он зеркало;

Как ты, в движенье он.

/Шарль Бодлер/

Организация проведения урока

Класс делится на три группы. Выбирается руководитель каждой группы.

Учитель : ребята в течение нескольких уроков вы знакомились с океанами (Тихий океан , Атлантический океан, Индийский, Южный океан, Северный Ледовитый океан). Поэтому попробуем совершить увлекательное путешествие по этим океанам, во время, которого повторим то, что вам известно и, может быть, откроем для себя что-то новое.

В плаванье отправимся мы дети, дети,

Вот на этом маленьком корвете

Где-то под руками было близко

Капитана Врангеля записки

Он себя считает знатоком

Океанский мир ему знаком.

Россия представляет собой здание выходящая фасадом на Северный Ледовитый океан, и мы отправимся в плаванье из порта, который находится

в г. Мурманске.

С начала нам необходимо заправить корвет знаниями. Для этого вам ребята нужно заполнить пустые клетки на корвете. Каждое следующее слово начинается с буквы, на которое закончилось предыдущее. Кто – то из вас один пойдёт к корвету, и будет заполнять его.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ КОРВЕТА

  1. Крупный двустворчатый моллюск. За его размеры до 50 см называют "царь ракушкой". ТРИДАКНА
  2. Тип коралловой постройки. АТОЛЛ
  3. Широко распространённая водоросль на мелководьях. ЛАМИНАРИЯ
  4. Остров в Индийском океане. ЯВА
  5. Плывучий осколок льда в океане. АЙСБЕРГ
  6. Одно из течений в Атлантическом океане. ГОЛЬФСТРИМ
  7. Самая глубоководная впадина в Тихом океане. МАРИАНСКИЙ ЖЕЛОБ

Теперь, когда корвет заправлен знаниями, мы можем отправиться в плаванье. Курс плаванья будет с Запада на Восток, и на нашем корвете присутствуют три группы исследователей.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГРУПП И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.

Группа географов (руководитель)

Группа биологов (руководитель)

Группа экологов (руководитель)

У каждой группы на столе лежит пакет с заданиями, во время путешествия вы будете их выполнять.

Мы путешествуем по Северному Ледовитому океану.

О Океан! Невидимый, незримый,

Пусть говорят ты где-то далеко,

Твоё дыханье не проходит мимо

И даже здесь мы чувствуем его!

Уважаемые географы расскажите о географическом положении Северного Ледовитого океана. А пока мы будем слушать ответ (отвечает ученик у доски, показывая географические объекты, расположенные в этом океане) вместе с группой экологов, группа биологов и группа географов выполняют задания № 1.

1задание гр. географов. Определить географические координаты крайних точек России на Севере.

ОТВЕТ: островная – мыс Флигели (83º с. ш., 60 в.д.)

Материковая – мыс Челюскин (77º с.ш., 110 в.д.)

1задание гр. биологов. Распределить животный мир по зонам обитания. (Даны рисунки животного мира)

ОТВЕТ: Зона фотосинтеза – дельфин, шахматная черепаха, медуза цианеи. Сумеречная зона – акула, угорь, кашалот. Зона темноты – кальмар рыба – гадюка, рыба – удильщик.

Учитель: Послушав ответ, проверяем группу географов и биологов. Северный Ледовитый океан исследован, и мы плывём дальше.

Атлантический океан!

Необозримая водная равнина,

Величественная водная гладь!

Из конца в конец бороздят эти воды корабли все стран,

Под флагами всех наций мира.

/Жуль Верн)

Ребята, а давайте с вами вспомним какие материки, омывает Атлантический океан? (Ответы учеников)

Учитель: А теперь, уважаемые географы, расскажите, чем интересен рельеф Атлантического океана? (Слушаем ответ группы географов) А пока мы слушаем ответ, гр. географов и биологов, выполняет задание № 2, а гр. экологов задание № 1

Задание №2 Тест по теме: "Путешествие по океанам "(биологам)

  1. Органический мир Атлантики:

а) беднее видами, чем Тихий океан;

б) богаче видами, чем Тихий океан;

  1. В полярных водах Атлантического океана обитают:

А) треска и морской окунь;

Б) скумбрия и мойва;

В) киты и тюлени;

  1. В центре, какого океана расположено единственное в мире море без берегов – Саргассово:

А) Индийского океана;

б) Северного Ледовитого океана;

в) Атлантического океана;

г) Южного океана;

д) Тихого океана;

  1. Правильное распределение животных и растительных организмов в биомассе Мирового океана показана на диаграмме:

Ключ к тесту: 1-А, 2-В, 3-В, 4-В, 5 – лук, лик, лис.

Задание № 2 (географам) Нанести на к/к заливы, проливы в Атлантическом океане.

Задание № 1 (экологам) Нанести на к/к сильное загрязнение от нефти в Атлантическом океане.

Учитель : Прослушав ответ, проводится самопроверка теста с помощью ключа.

Проверяется задание у группы географов зрительно, а группу экологов просим показать на карте мира, где распространено самое большое загрязнение от нефти в Атлантическом океане. И почему возникают эти загрязнения?

Хоть заданья были и с подвохом по Атлантическому океану справились вы все совсем не плохо. И теперь начнём исследование Тихого океана.

ВОПРОС: Как мы попадаем из Атлантического океана в Тихий? (Магелланов пролив)

Расскажите ребята об органическом мире Тихого океана (ответ гр. биологов) . А пока они рассказывают, группа географов выполняет задание № 3. Географическая задача – определить координаты самой глубокой точки расположенной в Тихом океане. (Марианский желоб 7-8º с.ш., 140º в.д.). Экологи выполняют задание № 2. Группе даны игровые звёздочки, которые содержат вопрос и варианты ответов нужно выбрать верный ответ.

Вопросы: 1. Как ещё называют Тихий океан? "Сильный", "Великий" "Славный".

  1. Назовите плиту, на которой лежит Тихий океан? Африканская плита, Евразийская плита, плита Наска.
  2. Какой океан самый большой? Атлантический, Тихий, Индийский.
  3. Кто открыл Тихий океан? А. Никитин, Х. Колумб, Ф. Магеллан.
  4. Средняя глубина Тихого океана? 1763м, 3980м, 4755м.

Проверяем группу географов около карты, экологи зачитываю вопрос и дают правильный ответ.

Учитель : Наше с вами плаванье продолжается из Тихого океана в Индийский.

Огромный океан неведомого

Окружает нас

И чем больше мы знаем,

Тем больше загадок задаёт нам природа.

/Обручев В. А. /

Индийский океан интересен тем, что имеет различия в своей северной и южной части. Группа географов расскажет нам, как влияет географическое положение Индийского океана на климат, температуру воды. А тем временем группа биологов выполняет задание № 3. Назовите представителей южной и северной части Индийского океана.

(Слушаем ответ географов, проверяем экологов).

Учитель : А теперь мы плывём дальше.

Разлился водой этот неведомый океан.

Возле берегов Антарктиды,

Ослепительно сияя в лучах солнца.

полярного дня или окутанный

облаками и вихрями пурги

во тьме полярной ночи

Он по - своему красив,

Этот Южный океан.

У группы экологов было домашнее задание. Собрать сведения о Южном океане, мы послушаем, что же это за океан? (Слушаем ответ ученика.)

Учитель:

Помни, ты есть часть природы!

Должен мир её хранить,

Чтоб могла и через годы

Красоту свою дарить.

Посмотри себе под ноги

Оглянись через плечо

Ей уже обязан многим

Сколько ты возьмёшь ещё?

Отнесись со всей любовью

К той, что дарит людям жизнь

С ней с одною связан кровью

За неё всегда держись.

Будь добрей и пред тобою

Вся планета расцветёт

И объятия откроет,

От любой беды спасёт!

Ребята, а что мы знаем об охране океана? Может быть нам экологи помогут? (Ответ экологов).

Уч итель:

О Океан! Он чудо из чудес!

Планеты свет!

Планеты жизнь!

А значит

Запомнить должен каждый человек

Сберечь его важнейшая задача

О Океан! Он – "жизни колыбель"

Со всем живым связующая нить,

В стихах и песнях мы его воспели

Пока он жив,

Мы тоже будем жить!

2. Заключительный инструктаж

Выставление оценок

Подведение итогов урока

3. Домашнее задание

Подготовить творческое задание. Составить маршрут воображаемого путешествия по одному из океанов.


1. В чем особенность географического положе­ния Северного Ледовитого океана? Как она отража­ется на его природе?

Особенность географического положе­ния Северного Ледовитого океана заложе­на в его названии. Это самый северный из океанов. Значительная его часть по­крыта толстыми льдами, которые не тают в течение всего года. Природа океана сурова, арктический климат затрудняет развитие живых организмов. Представи­телями животного мира являются разные виды рыб и птиц, моржи, тюлени, белые медведи. Северный Ледовитый океан омывает север Евразии и Северной Аме­рики и соединяется с Тихим океаном узким Беринговым проливом, а с Атлан­тическим океаном — широким водным пространством, через которое в Северный Ледовитый океан проникает ветвь теплого Северо-Атлантического течения.

2. Подготовьте к уроку дополнительные сообще­ния об исследованиях океана.

Российские, норвежские, английские и голландские исследователи много сделали для изучения этого океана, расположен­ного вокруг Северного полюса.

Вы сможете подробно познакомиться с подвигами великих и бесстрашных пу­тешественников и исследователей Се­верного Ледовитого океана и всей Арк­тики в целом, прочитав рекомендуемую литературу, приведенную в учебнике в конце главы.

3. Чем объяснить, что воздух над океаном теп­лее, чем над Антарктидой?

Вы сможете самостоятельно ответить на этот вопрос, изучив текст учебника (20).

4. Какие природные комплексы выделяют в оке­ане? Почему?

Особенности климата и рельефа способ­ствовали формированию двух отличаю­щихся друг от друга природных комплек­сов: природного комплекса Центральной (Приполярной) Арктики и комплекса ок­раинных морей, дном которых является континентальный шельф. Природные комплексы различаются по характеристи­кам водных масс, характеру растительно­го и животного мира.

5. Подготовьте творческое задание: составьте маршрут воображаемого путешествия по Ледовито­му океану, расскажите о нем в классе.

Это задание вы сможете выполнить, используя контурные карты и школьный атлас. Дайте описание окружающей при­роды; выделите причины, оказывающие влияние на природу тех территорий, ко­торые будет пересекать линия проложен­ного вами маршрута путешествия.

20. Северный Ледовитый океан

1 (20%) 1 vote

На этой странице искали:

  • в чём особенность географического положения северного ледовитого океана
  • чем объяснить что воздух над океаном теплее чем над Антарктидой
  • какие природные комплексы выделяют в океане почему
  • подготовьте к уроку дополнительные сообщения об исследованиях океана
  • подготовьте творческое задание составьте маршрут воображаемого путешествия по ледовитому океану
Похожие публикации