Геноцид цыган: понятие, терминология, период уничтожения цыган, опыты над людьми, организаторы. "параймос": забытый геноцид цыган

О жестокости Гитлера по отношению к евреям и цыганам знают даже те, кто не любил уроки истории в школе. Свою ненависть он не скрывал, а открыто демонстрировал и в своих публичных выступлениях, и чудовищными поступками. Но как объяснить такое зверское отношение? Почему Гитлер не любил евреев и цыган?

Версий много, есть более-менее достоверные, есть и такие, что больше похожи на выдумку. Конечно, ненависть фюрера не ограничилась только этими двумя народами, среди его мишеней для уничтожения были и славяне, и инвалиды, и умалишенные. В этой статье раскрываются предполагаемые причины, почему Адольф Гитлер не любил евреев. Также речь пойдет о цыганах. Но сначала стоит упомянуть о том, как Гитлер относился к евреям изначально. Оказывается, что не всегда он испытывал к ним дикую ненависть.

Первое впечатление Гитлера о еврейском народе

Еще в юношеском возрасте Адольф познакомился с еврейским юношей. Они учились вместе в училище. Тот выглядел замкнутым и вел себя подозрительно, поэтому с ним другие ученики общались мало. Гитлер также не заводил с тем евреем близких отношений. Хотя в то время он считал, что отличие немцев от евреев заключается только в способе поклонения Богу.

Затем однажды на улице Вены он заметил человека, выглядевшего не как все, он обратил внимание на очень длинный сюртук и на локоны, называемые пейсами. Это впечатлило Гитлера настолько, что он решил больше узнать про еврейский народ. Для этого Адольф начал исследовать соответствующую литературу с присущей ему австрийско-немецкой дотошностью. Первыми в руки ему попали антисемитские брошюры. В них открыто озвучивался негатив по отношению к этому народу. Но как ни странно, эта информация вызвала у него, скорее, чувство сострадания (хотя такое слово режет ухо, если его употреблять по отношению к будущему тирану). Он не мог понять, за что же весь мир пылает ненавистью к иудеям, и сначала считал, что это несправедливо. Но вскоре он нашел и для себя причины. Среди более-менее вероятных можно назвать тогдашнее влиятельное положение еврейского народа и принадлежность их к "низшей" расе.

Могущество еврейского народа

В одном из своих публичных докладов (1941 год) Гитлер назвал их "всемогущим еврейством, которое объявило войну всему миру". Эта речь частично объясняет, почему Гитлер не любил евреев. Фото и видео его выступлений ярко свидетельствуют о его фанатической вере в истинность своих убеждений.

В основном его раздражало то, что именно евреи составляли верхушку политической и экономической жизни. Отчасти это было так. После краха Германии в Первой мировой войне резко упал курс немецкой марки, зарплата обычного рабочего обесценивалась за одну ночь. Предприимчивым евреям грех было не воспользоваться сложившейся ситуацией. В эти годы многие из них нажили огромный капитал. К примеру, евреями целиком контролировался рынок железа, металла. Подавляющее влияние они оказывали также на финансовое дело. Перед началом Третьего Рейха почти все банкиры были евреями. Сферы коммерции и культуры почти целиком и полностью принадлежали им же. Почти всюду они занимали исключительно руководящие должности.

Конечно, справедливости ради надо сказать, что не все евреи были баснословно богаты, хотя этот народ в целом владел огромнейшим капиталом в те годы. Но даже малоимущие евреи не хотели марать руки тяжелым физическим трудом. Им все больше по душе было ростовщичество или, по крайней мере, шитье одежды. В глазах немцев это выглядело так, будто они, немцы, должны гнуть спину ради блага каких-то выдвиженцев, которые к тому же еще и нехристиане. Причем в то время в самом Берлине евреев было больше, чем коренных жителей. Честолюбивому Адольфу Гитлеру претило такое превосходство "низшей" расы.

Неудивительно, что все упомянутые факторы вызвали огромную социальную напряженность. Именно эта ситуация в стране объясняет, из-за чего Гитлер не любил евреев. Он выступил как своеобразный рупор общественности. Диктатор также открыто называл их самым тупым, безответственным и бессовестным народом из всех живущих на Земле.

Расовая теория Гитлера

В своем труде "Моя борьба" Гитлер подробно разъяснил свою теорию о превосходстве именно немцев, которых он именует арийцами. Только они, согласно его мнению, достойны быть полноправными хозяевами мира. Он описывает внешние характеристики арийцев: голубые глаза, светлая кожа, высокий или средний рост, из черт характера выделяет идеализм и самоотдачу. Гитлер не любил евреев, потому что они были не такие.

Вторая расовая группа — славяне — должны быть уничтожены в большинстве, а оставшиеся в живых достойны быть только рабами арийцев.

Второстепенные причины того, почему Гитлер не любил евреев, тоже имеют место. Поставив их на самую низкую ступень относительно всех других наций, убежденный антисемит искал и находил косвенные доказательства их низости. Вот некоторые из них.

Нечистоплотность

Это еще одна причина, почему Гитлер не любил евреев. Чопорные немцы с детства были приучены к чистоте и соблюдали правила гигиены. В отличие от них, евреи, по наблюдениям Гитлера, не особо следили за своим внешним видом. Зачастую от них исходил неприятный запах. Это усиливало отвращение Адольфа Гитлера к ним, он заклеймил их как грязный и в физическом, и в моральном отношении народ.

Низкий моральный уровень

Что касается морали, то это является еще одной причиной, почему Гитлер не любил евреев. История еврейских браков по расчету берет начало еще с древних времен. В таких семьях не было места чувственной любви, отношения были натянутыми и холодными, и супругам приходилось искать удовольствий на стороне. Особенно негодовал Гитлер по поводу растления арийских девушек. Также он утверждал, что именно падкие на пороки евреи дали начало эпидемии сифилиса, которая свирепствовала в то время в Германии. К тому же среди издателей порнографической литературы фигурировали исключительно еврейские фамилии. Гитлер считал себя санитаром, цель которого — очистить Германию от нечисти.

Изворотливость и лицемерие

Интеллектуальное богатство иудеев вызывало не восхищение, а зависть у фюрера. Острый ум, присущий евреям как народу в целом и каждому в частности, не раз помогал им выходить сухими из воды. Всем известна их способность отвечать вопросом на вопрос и говорить только то, что их собеседник хочет услышать. Гитлер узрел в таких достаточно невинных качествах явную угрозу, и это тоже неким образом объясняет, но ни в коем случае не оправдывает то, почему Гитлер не любил евреев.

Личные причины

Поговаривают, что на самом деле Гитлер невзлюбил евреев после того, как в молодости его заразила сифилисом еврейская проститутка. Потом ему надо было долго лечиться.

Еще одна версия того, почему Гитлер не любил евреев, заключается в том, что его мать умерла еще молодой из-за недобросовестного врача, опять-таки еврея.

Он провалил экзамен в художественной школе из-за негативного отношения к нему учителя с еврейскими корнями. А ведь изначальной мечтой юного Адольфа было стать художником, а не спасителем человечества.

И самая обсуждаемая теория ненависти к семитам следующая: сам Гитлер был на четверть евреем по отцу. Посредством холокоста он хотел скрыть свое позорное происхождение.

Каждая из этих версий основана, скорее, на слухах, чем на сухих фактах, и не имеет достоверных письменных доказательств.

Цыгане

Итак, если все мировые преступления приписали евреям, то в чем же провинились цыгане? Почему Гитлер не любил евреев и цыган вместе с ними? Причины почти те же. Цыган он отнес к "низшей" расе, хотя по своему происхождению (из Индии) они являются большими арийцами, раз уж на то пошло, чем сами немцы. Но все равно Гитлер считал их мусором, который надо уничтожить. Не секрет, что цыгане ведут бродячий образ жизни, не заняты физическим трудом, а все больше песнями, плясками, воровством да гаданием. Следовательно, им не нашлось места в обществе Третьего Рейха. Кроме того, сыграла злую роль та же неопрятность цыган по отношению к своей гигиене.

Результаты ненависти

К реализации своих планов про чистоту Европы Гитлер приступил с присущим ему фанатизмом. Чудовищные цифры говорят сами за себя. Количество жертв геноцида цыган составляет от 200 тысяч до полутора миллиона человек. Из-за холокоста жизни лишилась треть еврейского населения всего мира.

Если подытожить, то Гитлер придумал для немецкой нации общего врага, который виноват во всем, и при случае на него можно будет "повесить всех собак". Печальная история этих народов говорит о том, к чему приводит слепое предубеждение.

И оккупированных стран. Уничтожение цыган являлось частью общей политики национал-социалистов по уничтожению политических оппонентов, гомосексуалистов , неизлечимо больных, душевнобольных, наркоманов и евреев . По последним исследованиям, количество жертв геноцида цыган составляет 150 000-200 000 человек. Количество пострадавших - ещё больше.

25 октября 2012 в Берлине открыт мемориал памяти цыганам, ставшим жертвами геноцида в нацистской Германии .

Терминология

У геноцида цыган нет единого общепринятого терминологического обозначения. «Параи́мос» (или Пора́ймос) - термин, предложенный цыганским активистом Янко Хэнкоком (англ. Ian Hancock )). Поскольку одно из значений слова - «надругательство, изнасилование», в котором оно употребляется очень часто, то среди цыганских активистов и цыганологов идёт спор об этичности использования данного термина. В качестве альтернативы используются «Самударипен» (убийство всех) и «Кали Траш» (чёрный ужас)

Начало преследований цыган

Имперский министр внутренних дел Фрик уполномочил начальника берлинской полиции провести «всеобщий день облавы на цыган». На клине земли между марцанским кладбищем , линией городской железной дороги и полями уже в мае 1936 года имперская служба труда подготовила место для устройства «площадки для привала Марцан».

Офицер немецкой полиции и специалист по «расовой психологии» Роберт Риттер беседуют с цыганской женщиной

Расстрелы на оккупированных территориях СССР

С осени 1941 г. на оккупированных территориях СССР наряду с массовыми убийствами евреев начались массовые убийства цыган. Айнзацгруппы уничтожали встреченные на пути таборы. В декабре 1941 года Айнзацгруппой «D» (которой командовал О.Олендорф) были проведены массовые казни цыган в Крыму, причём гибли уже и оседлые семьи. Этот опыт был распространён, начиная с весны 1942 года, на всю оккупированую территорию СССР (за исключением румынской зоны оккупации). Каратели руководствовались «принципом крови». Казни цыган-колхозников, городских рабочих или артистов не вписывались в рамки борьбы против таборного криминала. Достаточно было цыганской национальности, чтобы пополнить ряды жертв. Несколько позже геноцид по национальному признаку дополнился акциями «антипартизанской войны». В 1943-1944 годах цыгане гибли заодно со славянами при сожжении «партизанских деревень», при очищении городов от подпольщиков и так далее.

Зарубежные исследователи считают, что на оккупированной территории СССР было убито не менее тридцати тысяч цыган.

Уничтожение немецких цыган

16 декабря 1942 года приказом Гиммлера было предписано «отбирать по определенным критериям цыган-полукровок, цыган-рома и не имеющих немецкой крови представителей цыганских родов балканского происхождения и в ходе акции в течение нескольких недель поместить в концентрационный лагерь». В иерархии жертв геноцида было, таким образом, три ступени:

  • первая, численно небольшая группа (около 300 человек) - «чистокровные» или же «хорошие в цыганском понимании полукровки». Они рассматривались как «наследие арийских предков» и должны были быть оставлены в живых для научных исследований; их предписывалось поселить под надзор СС между Бургенландом и Нойзидлерзее ;
  • вторую группу составляли «социально адаптированные». Они подлежали стерилизации по достижении 11-летнего возраста;
  • третья группа подлежала отправке в Освенцим .

Аресты немецких цыган начались ранней весной 1943 года. Попали в заключение даже цыгане, служившие в немецкой армии и имевшие боевые награды. Арестованных отправляли в Освенцим.

В Освенциме оставляли в живых в основном немецких цыган-синти, которых нацисты считали более цивилизованными. Польские же, российские, литовские, сербские, венгерские цыгане в основном уничтожались в газовых камерах сразу по прибытии в лагерь. Но и немецкие цыгане массово умирали от голода и болезней, нетрудоспособных также отправляли в газовые камеры.

Когда советская армия в 1944 году подошла к Освенциму достаточно близко, то детей и неработоспособных узников «цыганского сектора» отправили в газовые камеры, а оставшихся вывезли в другие лагеря, подальше от линии фронта.

Геноцид в Хорватии

Уничтожение цыган велось также в Независимом хорватском государстве , активно сотрудничавшим с гитлеровской Германией. Система лагерей смерти Ясеновац находилась в 60 километрах от Загреба и была создана хорватскими националистами -усташами в августе 1941 года для уничтожения сербов , евреев и цыган.

Медицинские опыты, проведенные над цыганами в концлагерях

Нацисты испытывали интерес к цыганам из-за того, что это был народ, относящийся к индо-ариям. Среди цыган редко, но встречались люди с голубыми глазами, в Дахау у таких цыган могли удалить глаза для изучения непонятного феномена. В лагере смерти Дахау, по указанию Гиммлера был поставлен опыт над 40 цыганами по обезвоживанию организма. Ставились и другие опыты, приведшие к инвалидности или смерти подопытных.

Геноцид по странам (некоторые факты)

Знаменитые цыгане, умершие или пострадавшие от геноцида

Организаторы геноцида

  • Роберт Риттер
  • Эрнст Рюдин
  • Эва Юстин

Отображение геноцида в фольклоре и творчестве цыган

Пережитый геноцид нашёл своё отображение в сказках, песнях, стихах и литературных произведениях цыган разных стран. Например:

  • В фильме цыганского режиссёра Тони Гатлифа «Добрый путь » в одной из сцен пожилая цыганка поёт песню, посвящённую умершему в концлагере цыгану. Другой его фильм, «Сам по себе», полностью посвящён геноциду цыган.
  • Геноциду цыган на оккупированных территориях СССР посвящен фильм российского актера и режиссера Дуфуни Вишневского «Грешные апостолы любви ».

Библиография

  • Кенрик Д., Паксон Г. Цыгане под свастикой. - М., «Текст», журнал «Дружба народов», 2001.
  • Bársony, János: Pharrajimos: the fate of the Roma during the Holocaust , IDEA, 2008, ISBN 978-1-932-71630-6 .
  • Guenter Lewy, The Nazi Persecution of the Gypsies , Oxford , Oxford University Press, 2000 ISBN 0-19-512556-8
  • Fonseca, Isabel: Bury Me Standing: The Gypsies And Their Journey , London , Vintage, 1996. Chapter 7, The Devouring

Во время Второй мировой войны (1939-1945) стран. Уничтожение цыган являлось частью общей политики национал-социалистов по уничтожению политических оппонентов, гомосексуальных мужчин , неизлечимо больных, душевнобольных, наркоманов и евреев . По последним исследованиям, количество жертв геноцида цыган составляет 200 000 - 1 500 000 человек . Количество пострадавших - ещё больше.

У геноцида цыган нет единого общепринятого терминологического обозначения. «Параи́мос» (или Пора́ймос) - термин, предложенный цыганским активистом Янко Хэнкоком (Ian Hancock ). Поскольку одно из значений слова - «надругательство, изнасилование», в котором оно употребляется очень часто, то среди цыганских активистов и цыганологов идёт спор об этичности использования данного термина.

Цыгане воспринимались с точки зрения нацистской расовой теории как угроза расовой чистоте немцев . Так как официальная пропаганда провозглашала немцев представителями чистой арийской расы , происходящей из Индии, известная сложность для теоретиков нацизма состояла в том, что цыгане являются куда более непосредственными выходцами из Индии; они близки её нынешнему населению с объективной расовой точки зрения и говорят на языке индоарийской группы - следовательно, цыгане, по крайней мере, никак не меньшие арийцы, чем сами немцы. Выход был найден в решении, согласно которому цыгане, живущие в Европе , представляют собой плод смешения арийского племени с самыми низшими расами всего мира - это якобы объясняет их «бродяжничество» и доказывает их асоциальность. Цыгане, даже оседлые, признавались потенциально асоциальными в силу своей национальности . Специальная комиссия рекомендовала отделение «цыганства» (нем. Zigeunertum ) от немецкого народа.

Законодательной базой для начала преследований цыган стал принятый в Баварии 16 июля 1926 года «Закон о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами». По его образцу были ужесточены законы и в других регионах.

Следующим этапом стал период с 1935 по 1938 гг., когда полиция и ведомства социального обеспечения во многих городах стали помещать цыган в лагеря принудительного содержания , зачастую обнесённые колючей проволокой, и подчинять их там строгому лагерному распорядку. Так, 16 июля 1936 года , в связи с Олимпийскими играми , проводившимися в тот год в Берлине , цыгане были изгнаны за черту города и отправлены на участок, впоследствии получивший название «площадки для привала Марцан ».

Имперский министр внутренних дел Фрик уполномочил начальника берлинской полиции провести «всеобщий день облавы на цыган». На клине земли между марцанским кладбищем , линией городской железной дороги и полями уже в мае 1936 Имперская служба труда подготовила место для устройства «площадки для привала Марцан».

С осени 1941 года на оккупированных территориях СССР наряду с массовыми убийствами евреев начались массовые убийства цыган. Айнзацгруппы уничтожали встреченные на их пути таборы. В декабре 1941 года Айнзацгруппой «D» (которой командовал О. Олендорф) были проведены массовые казни цыган в Крыму, причём уничтожались уже и оседлые семьи. Начиная с весны 1942 года, эта практика была перенесена на всю оккупированную территорию СССР (за исключением румынской зоны оккупации). Каратели руководствовались «принципом крови». Казни цыган-колхозников, городских рабочих или артистов не вписывались в рамки борьбы против таборного криминала. Достаточно было цыганской национальности, чтобы пополнить ряды жертв. Несколько позже геноцид по национальному признаку дополнился акциями «антипартизанской войны». В 1943-1944 годах цыгане гибли заодно со славянами при сожжении «партизанских деревень», при борьбе подпольщиками в городах и так далее.

Наиболее массовые истребления цыганского населения зафиксированы на Западной Украине (см. также Бабий яр), Смоленской , Ленинградской и Псковской областях. Зарубежные исследователи считают, что на оккупированной территории СССР было убито не менее тридцати тысяч цыган .

Аресты немецких цыган начались ранней весной 1943 года. Попали в заключение даже цыгане, служившие в немецкой армии и имевшие боевые награды. Арестованных отправляли в Освенцим.

В Освенциме оставляли в живых в основном немецких цыган-синти, которых нацисты считали более цивилизованными. Польские же, российские, литовские, сербские, венгерские цыгане в основном уничтожались в газовых камерах сразу по прибытии в лагерь. Но и немецкие цыгане массово умирали от голода и болезней, нетрудоспособных также отправляли в газовые камеры.

Когда советская армия в 1944 году подошла к Освенциму достаточно близко, то детей и неработоспособных узников «цыганского сектора» отправили в газовые камеры, а оставшихся вывезли в другие лагеря, подальше от линии фронта.

Евреев и цыган.

Нацисты испытывали интерес к цыганам из-за того, что это был народ, относящийся к индо-ариям. Среди цыган редко, но встречались люди с голубыми глазами, в Дахау у таких цыган могли удалить глаза для изучения непонятного феномена. В лагере смерти Дахау, по указанию Гиммлера был поставлен опыт над 40 цыганами по обезвоживанию организма. Ставились и другие опыты, приведшие к инвалидности или смерти подопытных.

Пережитый геноцид нашёл своё отображение в сказках, песнях, стихах и литературных произведениях цыган разных стран. Например:

В мировом кинематографе тема геноцида цыган нашла также отражение в фильме «И скрипки умолкли » (I skrzypce przestały grać ) 1988 г., режиссёра Александра Рамати,

Большинство исследований нацистской политики Холокоста фокусируются на преследовании европейского еврейства, понесшего шестимиллионные потери. Цыган часто или вообще не вспоминают, или вспоминают лишь случайно. Но цыган нацисты также планировали уничтожить как группу. Однако предложение считать цыган жертвами Холокоста вызвало протест среди его исследователей. Справедливо ли это?

Хотя большинство исследований по истории Холокоста в центре своего внимания описывают страдания еврейского населения в оккупированной странами Оси Европе, цыгане также были объектом нацистского истребления.

Цыгане как народ смогли пережить направленные против них кампании прежде всего благодаря тому, что они находились в странах, находившихся под контролем союзных Германии правительств.

Эти правительства обычно отказывались участвовать в уничтожении цыган (аналогично тому, как некоторые из них участвовали в уничтожении евреев). Большинство цыганского населения в Европе Оси находилась вне зоны прямого контроля нацистской машины уничтожения.

Вследствие этого уровень его выживания был сравнительно высоким. В отличие от цыган, европейские евреи в своем большинстве попали под прямой контроль Германии, поэтому их смертность пропорционально была значительно выше. Итак, можно утверждать, что географическое расположение было одним из основных факторов, объясняющих высокую выживаемость цыган по сравнению с евреями.

Судьба цыган под нацистской властью во время Второй мировой войны вызвала серьезные дискуссии по поводу того, следует ли их признавать жертвами Холокоста, или просто одной из многих групп, ставших жертвами связанных с войной и оккупацией армиями Оси конфликтов и разрушений. Основной вопрос - то, в какой степени цыгане были мишенью уничтожения: такой же, как и евреи, обреченные на смерть Гитлером и нацистским аппаратом безопасности?

Для того, чтобы определить намерения относительно этого нацистского руководства, судьбу цыган сравним с судьбой евреев в соответствии со схемой, разработанной Элен Фейн для понимания строгости антиеврейских преследований в Европе во время Холокоста 2. Этот сравнительный анализ обеспечит надежную почву для понимания того, насколько цыган следует считать жертвами исключительной нацистской политики геноцида, которая известна как Холокост.

Цыгане как групповая жертва

Конечно, цыгане сталкивались с законодательной дискриминацией и негативным отношением еще со времен Средневековья, многие европейские государства издавали законы, направленные на дискриминацию цыган; плохое отношение к ним часто санкционировалось властью 5. В Германии после прихода нацистов к власти цыгане, как и евреи, попали под действие "специальных законов", направленных на их отделение от «арийского» населения и предотвращения межрасового смешения 6.

Цыган, как и евреев, немецкие расовые законы перед Второй мировой войной классифицировали как граждан второго сорта, они рассматривались как чужаки 7. Кроме того, как мы уже знаем, после начала войны цыгане становились жертвами зверств, массовых убийств, использования рабского труда и депортаций в лагеря смерти 8. Во время депортации цыган бюрократические параллели между классификацией их и евреев были чрезвычайно схожими 9. Действительно, небольшое количество немецких цыган было помиловано.

Тем, кто имел чистую цыганскую кровь, разрешалось существовать в пределах их общин 10. Когда цыган начали депортировать в лагеря смерти, эти различия теряли значения 11. Хотя мы точно знаем, что цыгане очень пострадали во время войны, следует все же дать ответ на вопрос, были ли они мишенью целенаправленного уничтожения?

Подавляющее большинство исследований Холокоста и смежных вопросов нацистской политики фокусируются на преследовании европейского еврейства, что вполне понятно, учитывая шестимиллионные потери этой группы. Цыган часто или вообще не вспоминают, или вспоминают только случайно. Однако должны существовать и такие работы, которые в центр исследования поставят именно цыган как группу, которую нацисты также планировали уничтожить 12.

Предложение считать цыган жертвами Холокоста вызвало реакцию среди его исследователей, которые утверждают, что продолжительность и уровень преследования этой группы и евреев не были одинаковыми. Иегуда Бауэр считает, что цыгане не были жертвами Холокоста, в частности, когда опирается на хорошо разработанные определения понятий «массовое убийство», «геноцид» или «Шоа» («Катастрофа») 13. Массовое убийство требует наличия масштабного убийства.

Геноцид - усилие по уничтожению этнической, расовой или национальной группы путем уничтожения ее лидеров и культуры, в том числе разрушение элит и других членов группы, которая становилась мишенью.

«Геноцид в таком определении должен включать нацистскую политику в отношении чехов, поляков или цыган...» 14. Понятие «Холокост» или «Шоа» зарезервированы для усилий по полному уничтожению группы. Евреи под властью нацистов и армяне в Османской империи - два примера подобных попыток в новейшей истории.

Такие определения близки к данной ООН дефиниции частичного и полного геноцида (т.е. Холокоста). Вследствие этих важных отличий Бауэр последовательно утверждает, что Холокост отличается от других примеров геноцида, а толкование этого термина нельзя расширять, например, включив в число его жертв цыган или поляков 15. Он даже утверждал, что евреи фактически были особой мишенью и, глядя с нацистской перспективы, Вторая мировая война велась именно против них 16.

К подобным выводам пришел и Джек Ейснер 17. Даже Дональд Кенрик и Греттен Паксон, которые составили хронику нацистской кампании против цыган, отмечают, что цыгане в Греции выжили благодаря тому, что, «вероятно, немцы были очень заняты своими основными жертвами, евреями, чтобы тратить время на цыган» 18. Стивен Кац осуществил сравнительный исторический анализ Холокоста и других геноцидных ситуаций, рассмотрев цыган как один из возможных примеров 19.

Он делает вывод о том, что преследование цыган нацистами не было равнозначным с их антиеврейскими действиями. Цыгане под властью нацистов действительно пострадали, однако «их судьба, действительно жестокая, была качественно отличной, менее ритуализированной, менее бескомпромиссной, менее категоричной» 20.

Возможно, его самым ярким утверждением является тезис о том, что на контролируемой нацистами территории погибло меньше чем четверть цыган - по сравнению с более 85% еврейского населения этих земель 21. Аргументы, приведенные в ответ на предложения считать цыган жертвами Холокоста, сходятся на том, что политика нацистов не была направлена на полное уничтожение цыган по той же схеме, что и евреев. Вопрос заключается в том, планировали ли нацисты полностью уничтожить цыган, как они это делали в отношении евреев, или же цыгане были жертвами «частичного геноцида», - если пользоваться терминологией Бауэра.

Хотя показатели смертности евреев и цыган ощутимо отличались, эти различия можно хотя бы частично можно объяснить разницей в уровне влияния, которое нацистская власть и, в частности, аппарат уничтожения, имел в различных подконтрольных Оси регионах. Некоторые области были непосредственно включены в Рейхе, другие были оккупированы, остальные составляли страны-союзники, в которых было невозможно осуществлять одностороннюю немецкую политику.

Элен Фейн в своей работе о Холокосте выделила три уровня контроля СС согласно обозначенных выше отличий 22. Поскольку она отмечает разнообразие других факторов, которые влияли на колебания уровня смертности еврейского населения различных территорий, ее тройная схема оказывается полезной и для объяснения разницы в уровне выживания. Использование этой же модели и в отношении цыган может быть плодотворным для понимания высокого уровня их выживания в подконтрольной Оси Европе.

Этот анализ может подтвердить утверждение Бауэра и Каца, например, когда он действительно продемонстрирует, что нацисты были снисходительными в отношении цыган. Особенно, когда мы увидим, что в одних и тех же регионах уровень смертности среди цыган будет последовательно ниже, чем среди евреев. С другой стороны, если местный коллаборационизм и отказ от него объясняет много различий, то вполне возможно, что нацистский режим одинаково был сосредоточен на истреблении как евреев, так и цыган.

Сравнение по зонам влияния СС

Соотношение численности населения и смертности цыган и евреев в разных регионах Европы были обобщены по отдельным территориям и зонами контроля СС и использованы Фейн в ее исследовании Холокоста. Соответствующие цифры содержатся в Таблице 1. К нарисованной Фейн картине внесены два изменения.

Таблица 1. Показатели смертности среди цыган и евреев по зонам СС

Территория Еврейское население Цыганское население
Зона СС 1
Территория До войны Потери %% До войны Потери %%
Германия/Австрия 240,000 210.000 87,5 31,200 21,500 68,9
Люксембург 5,000 1,000 20,0 200 200 100,0
Протекторат Богемия и Моравия 90,000 80.000 88,8 13,000 6,500 50,0
Польша 3,300,000 3,000.000 90,9 44,400 28,200 63,5
Литва 155,000 228,000 90,1 1,000 1,000 100,0
Латвия 93,000 5,000 2,500 50,0
Эстония 5,000 1,000 1,000 100,0
Сербия 23,000 20,000 87,0 60,000 12,000 20,0(1)
Украина/Беларусь 1,875,000 1,145,000 61,1 42,000 30,000 71,4
Всего 5,786,000 4,684,000 80,9 197,800 102,900 52,0
Зона СС 2
Норвегия 1,800 900 50,0 ? 60
Нидерланды 140,000 105,000 75,0 500 500 100,0
Бельгия 65,000 40,000 61,5 500 500 100,0
Салоники 50,000 45,000 90,0 ? ?
Всего 256,800 190,900 74,3
Зона СС 3
Страны-союзники
Финляндия
2,000 0 0,0 ? 0 0,0
Болгария 64,000 14,000 21,9 100,000 0 0,0
Италия(2) 40,000 8,000 20,0 25,000 1,000 4,0
Венгрия(3) 650,000 450,000 69,2 100,000 28,000 28,0
Румыния 600,000 300,000 50,0 300,000 36,000 12,0
Словакия 90,000 75,000 83,3 80,000 1,000 1,25
Хорватия 26,000 22,000 84,6 28,500 28,000 98,2
Другие
Итальянская Греция(2)
20,000 9,000 45,0 ? 50
Франция 350,000 90,000 25,7 40,000 15,000 37,5
Дания 8,000 0 0,0 7 0 0,0
Всего (4) 1,850,000 968,000 52,3 673,500 109,050 16,2
(1) Оценка, которая может быть значительно ниже.
(2) Депортации и убийства после капитуляции Италии в 1943 году.
(3) Депортации и убийства преимущественно после установления марионеточного правительства в 1944 году.
(4) Всего для цыган с исключением Финляндии, Греции и Дании.

Источники: для еврейских потерь - Lucy S Dawidowicz, The War against the Jews, 1933-1945 (New York. Bantam, 1975), pp 483-544; для цыганских потерь - Kenrick,Puxon, Destiny, esp. pp. 183-84. Цифры относительно Итальянской Греции и Салоник, а также депортации цыган из Норвегии взяты из: Martin Gilbert, AtlasoftheHolocaust (Oxford. Pergamon Press, 1988)

Люксембург, страну, которую она не рассматривала, был включен в Зону СС 1 со времени присоединения Великого Герцогства к Рейху, сколь местное население подчинили тем же законам и ограничениям, что и население других его частей, вроде Германии и Австрии. Кроме того, Фейн не включала в свой анализ никакие части СССР, кроме балтийских стран.

Данные об исходном количестве еврейского и цыганского населения и их смертности для Советского Союза в целом являются менее релевантными, поскольку подавляющая часть его территории никогда не находилась под контролем стран Оси. Благодаря этому во многих регионах СССР еврейское и цыганское население оказалось вне досягаемости немецкой расовой политики.

Однако вся Беларусь и Украина попали под власть нацистов, из-за чего немецкая расовая политика была применена к населению этих местностей. Евреи и цыгане двух советских республик находились под непосредственным контролем немецкой военной администрации и были объектом депортаций в той же мере, как и население балтийских стран. Поэтому их решено рассматривать в рамках Зоны СС 1.

Зона СС 1

Таблица 1 показывает заметные различия между этими тремя зонами. В Зоне СС 1, где нацисты имели наибольшую свободу действий, еврейские потери превысили 90% от количества довоенного населения. Потери среди цыган частично были ниже, но они составили как минимум более половины от довоенной численности.

В Беларуси и Украине, где проживало значительное количество как евреев, так и цыган, количество смертей последних было даже пропорционально выше. В этой части таблицы наиболее сомнительными в отношении цыган - данные о Сербии. Сербия представляла собой единственную часть расчлененной Югославии, попавшую под прямой контроль Германии уже в 1941 году, что стало причиной прямого применения политики СС по «нежелательным» категориям людей.

Цифры потерь среди цыган Югославии очень неточны. Кенрик и Паксон указали для Сербии минимальную цифру в 12 тыс., которая, по их мнению, могла быть заниженой 23. Рюдигер Фоссен в новейшем исчислении смертей цыган оценивает их довоенное количество в Югославии в 100 000 и подсчитывает, что 90 000 из них были убиты 24. Эта цифра показывает, что было уничтожено примерно 50 000 из 60 000 сербских цыган. Если принять эту (вероятно, завышенную) оценку, то смертность цыган в зоне СС 1 составит 72.6%, а не 53.9%.

Вряд ли цыганские потери действительно достигли этой максимальной цифры. Часть цыган выжили в сельской местности Сербии, где контроль нацистской администрации и местных коллаборационистов был достаточно слабым. Это отличало их от сербских евреев, которые были сосредоточены в городах, из-за чего их погибло больше 25. Точно оценить потери цыган трудно в том числе и потому, что многие убийства происходили в пределах самой Сербии, а не в лагерях смерти 26.

Цыган систематически захватывали в качестве заложников и расстреливали в знак наказания за немецкие потери от партизанских нападений. Сотню заложников расстреливали за каждого убитого немецкого солдата, пятьдесят - за каждого раненого 27. Несомненно, такие действия привели к большему количеству смертей, чем озвученная цифра в 12 000.

Страдания сербских евреев и цыган действительно были огромными. Белград и те части Сербии, которые находились под прямым контролем Оси, были объявлены свободным от евреев и цыган уже в 1942 году 28. Потому из этого можно сделать вывод, что потери цыган были выше, чем минимальная цифра, названная в Таблице 1. Если принять высокие, хотя и не максимальные, оценки смертности в Сербии, то вполне вероятно, что общие потери цыган в Сербии составили 60-65% от довоенного количества. Эта цифра ниже, чем потери, которые понесло еврейское население этих областей, но пропорционально является очень высокой.

Зона СС 2

В зону СС 2 было включено лишь несколько территорий. Здесь германское господство было несколько менее тотальным, чем в Зоне 1, но его последствия для цыган были почти столь же смертоносными, как и для евреев. Что касается первых, то их немногочисленные общины в Бельгии и Нидерландах были фактически уничтожены 29.

Несколько цыган жили в Норвегии, часть из них были высланы в концлагеря, где они погибли 30. Вероятно, какое-то количество цыган жили в Салониках и соседней Фракии, но нет ни одного свидетельства об их депортации в лагеря смерти. Малая численность цыган в Зоне 2 не поддается сравнению, но имеюtobся ограниченные свидетельства дают основания утверждать высокий уровень потерь.

Зона СС 3

Наибольшие различия показателей потерь среди евреев и цыган появляются в зоне СС 3. Поэтому именно события на этих территориях требуют детального комментария. Именно здесь процент выживших евреев и цыган был выше, чем в Зонах 1 или 2. Так как берлинской власти приходилось вести переговоры по поводу акций против определенных категорий людей, а не просто начинать депортации или приказывать “командам смерти” (“зондеркомандам” - “А”) совершать убийства. Действия правительств-союзников Оси, направленные на облегчение или, наоборот, препятствие преследованию евреев хорошо исследованы. Все же цыган в этой части Европы жалели значительно больше, чем местное еврейское население.

Что касается стран Скандинавского полуострова, Финляндия ограничилась военным союзом с Германией во время нападения на Советский Союз, в это же время немцы руководили Данией косвенно, чтобы позволить ей сохранить фиктивный нейтралитет. В этих странах было относительно немного цыган, но они были спасены их правительствами 31.

Тогда, когда Финляндия отказывалась депортировать граждан-евреев, а Дания организовала спасение своего еврейского населения, ни одно правительство не сотрудничало в депортации циган 32, показатели выживаемости как евреев, так и цыган в Дании и Финляндии выглядят гораздо лучше по сравнению с цифрами из Норвегии (Зона СС 2), откуда были депортированы в лагеря половина тамошних евреев и вся немногочисленная цыганская община.

Франция была единственной западноевропейской страной в Зоне 3. Как во Франции правительства Виши, так и на оккупированной территории, преследовались и евреи, и цыгане. Однако более низкий степень контроля со стороны Германии обусловил то, что более половины евреев и цыган пережили войну. В этом плане Франция выглядит значительно лучше Нидерландов и Бельгии (Зона 2).

Достаточно интересным является то, что показатель выживания цыган здесь даже пропорционально хуже, чем в случае евреев. Одной из причин этого факта является то, что цыгане были легкой мишенью для депортаций. Их сбор для транспортировки в лагеря смерти облегчало то, что много цыган французские власти задержали и сосредоточили в лагерях еще в 1940 году, поэтому их свезли в лагеря после капитуляции в том же году 33.

Вероятно, здесь мы видим один из немногих примеров, когда цыгане являлись группой, их было проще выделить и подготовить к депортации. Следует отметить, что в этом случае немецкая власть воспользовалась возможностью быстро справиться с большим количеством цыган.

В Южной Европе и на Балканах было много государств-союзников и стран-клиентов Германии. Хорошо известно, что Италия не сотрудничала в депортации евреев как в самой Италии, так и в итальянских зонах оккупации во Франции, Греции и Югославии. Поскольку эта страна была полноценным европейским союзником Германии, она могла сопротивляться давлению в вопросе уничтожения евреев, а отдельные силы в Италии защищали евреев от преследований 34.

Цыгане в Италии и и на контролируемых ею территориях также были защищены от депортации. Худшим антицыганским действием, на которое пошло итальянское правительство, было изгнание представителей этой группы на Сардинию и подконтрольные ему острова Адриатики 35. Итальянские оккупационные войска также защищали цыган от преследования со стороны немцев или местных жителей 36.

Убийства евреев и цыган имели место после капитуляции Италии, когда немецкие войска оккупировали север и центр страны. Численность жертв среди цыган в Италии совсем небольшая количественно и гораздо меньше пропорционально, чем соответствующие цифры по евреям, и это несмотря на спасение многих итальянских евреев 37.

Вполне возможно, что изгнание цыган на острова, которое имело место перед этими событиями, в конечном счете сработало в их пользу, ведь они сразу оказались вне зоны немецкого контроля. Депортации евреев и цыган из Албании, южной Греции и части Югославии происходили лишь после капитуляции Италии и установления прямого контроля со стороны немецкой администрации 38. После сдачи Италии Южную Грецию оккупировали немецкие войска. Какое-то количество цыган было поймано с целью депортации, но в лагеря смерти попало значительно больше местных евреев.

С целью предотвращения депортации цыган в ситуацию вмешались представители греческой церкви и правительства 39. Во многих местностях отдельные греки прятали многочисленных евреев, однако значительное их количество все-таки было депортовано 40. Итак, Италию после ее капитуляции в 1943 году значительно логичнее было бы классифицировать как принадлежащую к Зоне СС 2. В промежуток времени с 1940 до 1943 года многим евреям и цыганам удалось дожить до начала нового периода. А позже немецкий контроль в некоторых регионах существенно ослабел. Причиной этого в том, что в результате наступления Красной армии немцы больше готовились к боевым действиям, следовательно сил на что-либо другое у них уже не хватало.

Болгария, Румыния и Венгрия были союзниками Германии, поэтому их правительства имели несколько большую свободу действий перед Берлином. Эта свобода действий привела к значительно более высоким показателям выживания евреев и цыган, чем мы это видим в Зоне СС 1 и 2. Болгария вообще отказывалась депортировать своих граждан, независимо от того, были ли они евреями или цыганами. Германский посол в Софии отмечал, что болгары не сотрудничали в вопросе депортации евреев потому, что они слишком долго жили рядом с армянами, греками и цыганами, после чего не могли сделать негативные выводы о евреях 41.

Болгарское правительство, однако, согласилось на депортацию евреев из оккупированной Фракии (Греция) и Македонии 42. Поэтому показатели смертности евреев в Таблице 1 касаются именно еврейского населения этих новооккупированных территорий, а не собственно болгарских граждан.

Евреи и цыгане Румынии также пострадали меньше, чем представители этих групп в Зонах СС 1 и 2, несмотря на то, что Румыния имела собственную антисемитскую традицию, которая обусловила высокие потери среди евреев. Однако, даже в условиях этой исторической вражды румынское правительство времен войны обычно защищало своих граждан.

Большие показатели смертности евреев, мы все же видим, имевших место на Буковине и в Бессарабии, территории, которую Румыния повторно заняла после вторжения в Советский Союз, а не на основных землях королевства. Не более 20 000 из всех еврейских жертв приходились на Регаты (старые земли королевства) 43. Фактически все цыгане, которые погибли на контролируемой румынами территории, были из недавно присоединенных областей 44.

Ситуация в Венгрии в течение раннего периода войны была подобна ситуации в Болгарии и Румынии. Режим Хорти защищал своих граждан от германских требований депортировать их в лагеря смерти. Венгерские евреи имели значительные потери в созданных специально для них батальонах принудительного труда, действовавших в Советском Союзе.

Евреи, которые не являлись венгерскими гражданами, не были защищены. Кроме того, имели место зверства на некоторых оккупированных венгерскими войсками территориях, однако утвержденной политики массового истребления здесь не существовало 45. Однако в марте 1944 года в Венгрию вторглись немцы и оккупировали страну. Новое венгерское правительство сотрудничало с командой Адольфа Эйхмана в депортации евреев. Позже немцы привели к власти антисемитскую организацию «Скрещенные стрелы», после чего стали происходить депортации евреев и цыган. Фактически все цыгане, отправленные в лагеря смерти, были захвачены именно в это время 46.

Как мы видим из Таблицы 1, в течение этого периода было депортировано пропорционально больше евреев. Но существенно, что во время, когда война уже фактически была проиграна, и советские войска продвигались в Венгрию (и другие территории), немцы и их местные коллаборационисты пытались депортировать как евреев, так и цыган. Хотя число пойманных евреев и было большим, однако то, что нацисты хотели приложить усилия и для захвата цыган, также заслуживает внимания. Все эти депортации и последующие убийства имели место после марта 1944 года, когда Венгрию целесообразнее было бы определить как принадлежащую к Зоне СС 2, а не 3.

Остальные государства в Зоне 3 представляют собой марионеточные режимы Словакии и Хорватии, которые наглядно демонстрируют различия в антиеврейских и антицыганских кампаниях, вызванных местными органами управления и локальными обстоятельствами. Довоенная численность еврейского и цыганского населения в обеих этих странах была сходной, однако обращения в отношении цыган было резко отличным.

В Хорватии усташи истребляли обе эти группы (а кроме них также и сербов), поэтому количество потерь среди всех них было чрезвычайно высокой. В Словакии мишенью для массовых убийств были только евреи, правительство Тисо сотрудничало с нацистами в вопросе ликвидации местного еврейского населения. Хотя на словацких цыган и было распространено действие дискриминационных законов, лишь незначительная их часть была депортирована в лагеря смерти 47. Очевидно, именно отношение словацкого правительства стало причиной того, что показатель выживаемости среди цыган здесь был выше, чем в случае евреев.

Расхождения и различия

Приведенное выше сравнение сценариев правительственной политики и показателей смертности показывает, что то, к какой Зоне СС (1-й, 2-й или 3-й) принадлежала определенная территория, часто имело определяющие последствия для потенциальных жертв нацистской геноцидальной политики.

Во-первых, в регионах с наиболее сильным господством нацистов (Зоны 1 и 2) цыгане пострадали почти так же, как и евреи. На самом деле, здесь целью было их полное уничтожение. Отчасти высокие показатели выживаемости среди цыган в этих местностях, возможно, могут свидетельствовать о том, что евреи рассматривались как основная обреченная на ликвидацию группа, но совершенно ясно, что цыгане также были мишенью таких действий.

Хорошо известно - хотя это часто и игнорируется в дискуссиях о Холокосте - участие в осуществлении своей расовой политики на отдельных территориях нацисты часто зависели от местных коллаборационистов. Существовали набранные из представителей подвластных народов местные охранные формирования, которые принимали участие в создании гетто, убийствах и депортации жертв.

Антицыганские настроения, по крайней мере, в некоторых местностях могли быть менее откровенными, чем антисемитизм. Такие различия могли позволить избежать лагерей смерти большему количеству цыган в сравнении с евреями. Очевидно, что в иной ситуации фактически никто не смог бы убежать. Понятно, что для господства нацистского расизма было необходимо подобное сотрудничество со стороны национальных правительств в зоне СС 3.

Там, где союзники Германии отказывались сотрудничать в вопросе депортации в лагеря смерти, выживаемость была значительно выше. Италия (до 1943 года), Финляндия, Болгария, и Венгрия (до 1944 года) защищали своих граждан, и это одинаково касалось евреев и цыган. «Нейтральная» Дания также использовала для защиты своих граждан все доступные ресурсы. Словакия депортировали в лагеря смерти евреев, но количество депортированных цыган здесь было очень незначительным.

Румыния в целом защищала своих граждан, по крайней мере, от немцев, если не от преследований со стороны местных жителей. Евреи чаще становились жертвами внутрирумынской политики в то время, когда цыгане, очевидно, не находились в центре внимания правительств военного времени. Режим, который господствовал в Хорватии, энергично пытался уничтожать членов различных групп, включая евреев и цыган в фактически равных пропорциях. Возможно, что нацисты оказывали на своих союзников большее давление в вопросе депортации евреев, чем это делалось в случае циган 48.

Возможно, что лидерам этих режимов достаточно было отметить, что нацисты видели своей приоритетной мишенью немедленную депортацию именно евреев, чтобы отложить на будущее решение о таких же действиях в отношении цыган. Точно можно сказать, что такое различие является плодотворным лишь в случае Словакии - государства, правительство которого часто стремилось отсрочить исполнение распоряжений Берлина.

На Балканах в целом, как, например, в Сербии, процент цыган, выживших, возможно, был выше, чем в случае евреев, именно благодаря их меньшей заметности для немецких оккупантов 49. Что касается конфессиональной принадлежности, цыгане обычно исповедовали одну из господствующих местных религий, благодаря чему отсутствовали определенные культовые сооружения, которые нацисты смогли бы использовать в качестве своеобразного магнита для захвата представителей «низших рас» 50. Кочевым группам цыган, в отличие от оседлых, вероятно, также было легче избежать нацистских облав и выжить в сельской местности, в чем им помог предыдущий жизненный опыт 51.

Разница в показателях смертности между тремя Зона СС требует долгого объяснения различий в уровне выживания евреев и цыган в подконтрольной Оси Европе. Как мы видим из Таблицы 2, еврейское население в поднацистской части Европы в основном было сосредоточено в зоне СС 1, в то же время в регионах с таким жестким контролем находилась четверть цыган.

Таблица 2. Распределение довоенной численности еврейского и цыганского населения по зонам СС

Цыгане Европы преимущественно находились в пределах Зоны СС 3, где было негативное отношение местных правительств к уничтожению цыган (за исключением Хорватии), что стало причиной существенных отличий в их судьбе. Пребывание именно в Зоне СС 3 значительно повышало шансы на выживание и для евреев, но, по крайней мере, некоторые государства этого региона облегчали осуществление депортации евреев и не делали этого в случае цыган.

Так, показатель смертности в две трети еврейского населения Европы и лишь около 25-30% европейских цыган значительно легче объяснить именно путем учета их размещения в странах Европы. Цыган, как и евреев, немецкий фашизм обрек на полное уничтожение, а не только на частичный геноцид, как в случае поляков или чехов. Однако, за исключением Хорватии, они не стали мишенью для подобных насильственных действий со стороны любого другого европейского фашистского движения, которое пришло к власти, опираясь на собственные силы или с помощью немецких войск.

Цыгане: забытый Холокост

Джек Эйснер соглашается со Стивеном Кацем в том, что Холокост был специфически еврейским феноменом: «Другая распространенная в общественном мнении ложная идея - это вывод о том, что понятие "Холокост" должно включать в себя уничтожение нескольких миллионов гражданских лиц-неевреев, погибших от рук нацистов наряду с шестью миллионами евреев

Никто не может отрицать существование миллионов жертв-неевреев, и меньше всего - те, кто пережил, перенес, разделил и был свидетелем голода и убийств тысяч евреев в лагерях Майданеке, Флоссенберг, Дахау или Бухенвальд. Однако существует критическая разница: как евреи они не были представителями расы, обреченной на полную ликвидацию, а именно это и характерно для Холокоста» 53.

Однако цыганская раса также подпадает под это определение. Наконец, цыгане преследовались нацистами именно по расовым соображениям 54. Они не оказывали индивидуальных действий, которые бы стали поводом для преследования. Судьба евреев и цыган является общей в том, что они были единственными двумя этническими группами, которые национал-социалистическая идеология специально обрекала на полное уничтожение 55.

Кажется, что из представленного выше анализа ясно видно, что цыган, как и евреев, действительно можно квалифицировать минимум как потенциальных жертв не только частичного геноцида, но и Холокоста. Кажется, что антицыганские меры нельзя свести к данному Иегуда Бауэром определению частичного геноцида, поскольку в их случае убийства не ограничивались уничтожением представителей элиты, ведущих деятелей культуры и образованных слоев. Мишенью становились (а в в некоторых случаях и были полностью уничтожены) целые общины. Анализ событий в трех зонах нацистского влияния выписывает намерения ликвидировать цыган аналогично тому, как истребляли евреев 56.

Несмотря на очевидные стремления нацистов, выживаемость цыган выше, чем уровень выживания евреев. Возможно, нацисты были больше сосредоточены на ликвидации последних, а цыгане стали бы следующей главной мишенью сразу после уничтожения еврейского населения Европы. Сначала евреи, потом цыгане.

Наконец, вполне понятно, что нацисты не пренебрегали возможностью разобраться с цыганами - мы это видим в случае Франции, а также Венгрии сразу после прихода к власти «Скрещенных стрел». Цыганам также способствовало то, что они в основном были сосредоточены в странах, правительства которых, хотя, возможно, и были настроены против них, но не склонялись к сотрудничеству в массовых убийствах. Стивен Кац, утверждая, что цыган нельзя считать жертвами Холокоста, применяет определение понятия «геноцид» из Конвенции ООН.

В котором определяющим применение этого термина является наличие намерения уничтожить этническую, национальную, религиозную или расовую групу 57. Осуществлено Кацем сравнение уровня смертности среди цыган и евреев слишком поверхностно для того, чтобы сделать вывод, будто цыгане не были жертвами нацистской геноцидальной политики. Если бы Гитлер и нацисты победили в войне в Европе и укрепили свой контроль, уровень смертности евреев и цыган был бы одинаковым 58.

Поэтому, в противовес утверждению Каца и других исследователей, целесообразным представляется утверждение о том, что цыгане как народ, этнос или нация в представлении нацистов были обречены стать жертвами Холокоста, а не только частичного геноцида. Благодаря своей меньшей общей численности и часто меняющемуся местонахождению эта группа имела значительно меньшие потери, чем европейское еврейство.

Тогда как понятие «геноцид» достаточно легко применяется ко многим различным ситуациям, важно признать, что цыгане в течение войны были мишенью тотального (по терминологии Бауэра) геноцида. Их судьба проливает больше света на преступления, совершенные против евреев, и на геноцидный и расистский характер политики нацистов.

Бренда Дэвис Лутц, Джеймс М. Лутц

Перевод на украинский язык Сергея Гирика.

Выражаем благодарность Михаилу Тяглому за высказанные замечания к переводу.

February 24th, 2014

Испанские цыгане умоляют короля Филиппа III отменить закон об их изгнании.

В течение столетий на территории Европы было два крупных национальных меньшинства — евреи и цыгане. Если положение еврейского населения достаточно хорошо изучено, то история цыган продолжает оставаться уделом немногих специалистов, хотя и она содержит немало поучительных эпизодов.

Большинство ученных сходятся на том, что цыгане (самоназвание «рома») пришли в Европу из Индии. И сегодня европейские цыгане без большого труда понимают индийские фильмы на санскрите. По одной из гипотез, предки цыган были бродячими артистами и ремесленниками, кочевавшими между дворами индийских махарадж. Неизвестно, что побудило этих людей оставить родину и направится на Запад. В 12-13 веке цыгане появляются в Византии. Византийские императоры предоставляют им привилегии и в течение почти двух столетий цыгане мирно живут на территории угасающей империи. Документы упоминают о них редко, что свидетельствует об отсутствие каких-либо серьезных конфликтов между переселенцами и местным населением (а так же и властями). Большинство цыган, по-видимому занималось ремеслом.

Согласно грамотам, полученным ими на Пелопонессе в 1378 г. и на острове Крит в 1386 г. цыгане зарекомендовали себя как искусные мастера по металлу. Кроме этого они так же изготовляли кожаные ремни, седла, гадали и давали музыкальные и театральные представления.

Кризис и распад Византии тяжело ударил по цыганским общинам. Спасаясь от бесконечных войн сопровождавших завоевание Балкан турками, цыгане постепенно стали переселяться в глубь европейского континента. В 1417 г. цыгане впервые появились в Трансильвании. В 1417 г. они достигли Франции, в 1425 г. — Испании, в 1500 г. — Шотландии. Европейцам, цыгане рассказывали разные истории о своём происхождение, но чаше всего они говорили о том, что вышли из Египта. Поэтому например в английском языке цыган называют «Gipsy» от слова «Egypt» — Египет. В скором времени на территории Западной и Центральной Европы число цыган достигло несколько десятков тысяч.

На первых порах цыгане встретили радушный приём. Они достаточно легко усваивали местные верования и поэтому цыгане лишь в исключительно редких случаях подвергались гонениям со стороны инквизиции. Европейские короли предоставили им охранные грамоты. Так французский король Франциск I (1494-1547 гг.) повелел своим служащим оказывать всяческое содействие Антуану Морелю «своему любимому капитану Малого Египта», не препятствовать его табору, и даже предоставлять ему место для ночлега. Цыганским вожакам было предоставлено исключительно право суда над своими таборами. Английский король Генрих VI (1421-1471 гг.) повелел судить цыган особыми судами, где половина присяжных состояла из цыган, а половина из англичан.

Иоганн Траутман. «Цыгане». Середина XVIII в.

Итак, на первых порах цыгане успешно нашли свою нишу в Европе. Интересно, что в Англии цыгане постепенно смешались с местными бродячими ремесленниками и артистами — «тинкерами», и стали называться единым термином — «тревелерз» (путешественники). По сути дела цыгане стали своеобразной нацией-сословьем бродячих ремесленников и артистов. Трудно не усмотреть здесь параллелей с историей европейских евреев, которые обосновались в Европе при аналогичных обстоятельствах (переселившись в Европу в эпоху раннего средневековья из района Средиземного моря), и по мнению историка-марксиста Аврама Леона стали торговой нацией-классом.

Однако «золотой век» цыган в Европе был недолог. С конца 15 в. в странах континента начинают приниматься антицыганские законы. Согласно официальным документом причиной возникновения подобного законодательства были «дурные качества цыган», их мошенничество и преступность. Но, зная об аналогичных мотивировках антиеврейских законов, мы должны отнестись к ним с осторожностью, и попробовать понять, почему правители Европы сменили по отношению к цыганам милость на гнев.

Цыгане стали одной из первых жертв формирующегося в Европе капиталистического способа производства. Можно легко заметить параллель между судьбой цыган и трагической участью жертв «огораживания» в Англии. Мелкое ремесло и фермерство уничтожалось, а появившиеся «новые нищие» представляли из себя слишком опасный социальный элемент с чьим существованием можно было мириться. Английской бедноте изгоняемой со своей земле, властями предлагалось только две альтернативы — работать за гроши на мануфактурах или отправляться на виселицу. Как известно жертвами законов «против бродяг» стало до двух процентов населения Англии. Цыгане, бродячие мелкие ремесленники и артисты стали жертвами этой новой политики. Для нарождающегося капитализма они были не нужны, а следовательно обречены на уничтожение, подобно северо-американским индейцам. Если сравнить гонения на евреев и на цыган, то можно заметить, что преследование последних было гораздо более жестоким и последовательным. Если вопрос об изгнание евреев каждый раз вызывал большие споры среди правящей феодальной верхушки (как это было например в Португалии), то цыган обрекали на изгнание и смерть без всяких проблем, несмотря даже на то, что они были христианами. Социально-экономические причины всегда были гораздо важнее вопроса — кто распял Христа!

Клейма для цыган применявшиеся в германских государствах.

С 15 по 18 в. в Европе было принято 148 антицыганских законов. Самые жестокие из них принимались в протестантских странах Германии, Англии и Скандинавии. (Самое толерантное отношение к цыганам было в таких отсталых странах как Испания, Турция и Россия). Английский закон от 1554 г. предписывал смерть для всех цыган мужчин, а так же для «тех кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». (Можно предположить, что последние дополнение было направлено против тинкеров, о которых мы писали выше). Уже в 1557 г. по этому закону были казнены семь англичан и одна англичанка.

В Швеции закон от 1637 г. предписывал казнить всех цыган мужчин. Фридрих Прусский пошел ещё дальше и в 1725 г. приказал казнить всех цыган старше 18 лет не взирая на пол. В графстве Рейн «всех встреченных в рейнских землях цыган полагается расстреливать на месте». Закон Майнца от 1714 г. предписывал казнь всех цыган мужчин и порку и клеймение женщин и детей. В Габсбургской империи цыгане были поставлены вне закона эдиктом императора Леопольда I. Император Карл VI в 1721 г. приказал вешать и мужчин и женщин, а детей отдавать на воспитание в госпитали.

Эмиль Вотер. «Цыганка узница».

Все эти драконовские законы приводились в жизнь. В 1724 г. в маркграфстве Баурейт в один день было повешено пятнадцать цыганок, старшей из которых было 98 лет, а младшей 15. В Касвассене в 1722 г. целый табор подвергся пыткам, после которых четырех цыган колесовали, а головы двух цыганок насадили на пики. В 1782 г. в Венгрии табор цыган обвинили в людоедстве после пропажи нескольких людей. 15 цыган повесили, 6 колесовали, двоих четвертовали. 18 цыганкам отрубили головы. Казни остановились только когда пропавшие нашлись.

Если цыганам Европы в отличие от тасманцев или индейцев удалось уцелеть, то в этом нет заслуги европейских правителей. Последние, сделали всё возможное, чтобы «окончательно решить цыганский вопрос». Во Франции с 1504 по 1666 г. антицыганские законы принимались 10 раз! Просто дело было в том, что абсолютистские монархии не располагали таким мощным репрессивным аппаратом, как государства 19-20 вв. Преследуемые цыгане довольно легко могли пересекать границы, прятаться в лесах, подкупать местных чиновников. Как и в случае с евреями гонения привели к росту изоляции цыган от местного населения. Цыгане стали больше кочевать и ограничили до минимума свои контакты с не цыганами — «гажё».

Цыгане находили и другие пути для выживание. Одним из них была эмиграция. Так цыгане оказались в Бразилии, где довольно активно занялись работорговлей и стали процветать. Немногие счастливчики находили себе постоянную работу и тем самым избегали гонений. Другие поступили на военную службу. В 17 в. наблюдался резкий рост численности армий, и рекрутов постоянно не хватало. В Швеции 17 — 18 вв. военная служба стала своего рода цыганской профессией, и практически не было цыгана, не служившего в армии хоть раз. Подобное явление наблюдалось и в других европейских странах. Многие цыгане «ушли на дно» и примкнули к криминальным группировкам. Вынужденная криминализация части цыганского сообщества в свою очередь привела к возникновению антицыганских стереотипов среди широких масс населения, стереотипов которые не наблюдались ранее (Подобное явление можно видеть и в сегодняшней России. Так в ряде регионов из-за отсутствия других заработков, цыгане занимаются наркоторговлей, что естественно вызвало гнев их соседей. П.С. Вы спросите кто же их вынудил? Ну наверное "традиция не работать" или как минимум предрасположенное отношение к ним работодателя...).

Сделав небольшое отступление от основной темы нашего повествования, мы отметим, что судьба цыган имеет много общего с судьбой европейских низов в переломный период 17-18 в. Она объясняет почему на протяжение почти 150 лет, с 1640 по 1789 гг. Европа практически не знала мощных социальных потрясений. С одной стороны церковная Реформация уже не могла быть идеологией социальных низов — в 17 веке она могла предложить пролетариям и мелким ремесленникам только петлю. Всякое возмущение пресекалось превентивным террором. Наиболее активные представители низов эмигрировали в Америку или на окраины Европы, шли на военную службу (где существовала довольно высокая социальная мобильность) или криминализировались, ведь мы говорим о времени легендарного «Дворца чудес» и Картуша.

Цыган продолжали преследовать вплоть до начала 19 г. Кое-где антицыганские законы не отменены до сих пор. В Италии цыгане и сегодня имеют право жить только в провинции Венето и Сардиния. Если они появятся вблизи другого города, то мэр в праве вызвать войска.

Приход к власти в Германии нацистского режима дал новый толчок гонениям против цыган. Немногие знают, что так называемые «Нюрнбергские законы» от 15 сентября 1935 г. распространялись не только на евреев, но и на цыган. Их жертвами стали немецкие цыгане — синти. Как и евреи они уже давно были интегрированы в немецкое общества как торговцы, ремесленники и артисты. Изначально нацисты взяли курс на физическое уничтожение цыганского народа. Первоначально планировалось сделать это путём стерилизации. На учет было взято более 20 тыс. цыган Германии. С началом Второй империалистической войны власти Германии вступили на путь немедленного физического уничтожения цыган Европы. По данным ЮНЕСКО результатом этой политики стала гибель полумиллиона цыган. И это всего лишь заниженные и приблизительные цифры. Существенный вклад в дело геноцида цыган внесли коллаборационисты на захваченных немцами территориях. В Югославии усташи разрывали цыганских детей на куски, забивали их до смерти и хоронили живьем. В Латвии было убито 2500 цыган. В Польше карательный отряд Казимежа Новака даже без приказа со стороны немцев за три месяца истребил около 300 человек.

Тысячи цыган были истреблены в лагерях смерти Треблинка, Собибор, Аушвиц, Бухенвальд и др. Цыганские дети были главным объектом опытов зловещего доктора Менгеле.

Холокост цыган был крепко забыт после Второй мировой войны. И это не удивительно. Например, на 300 книг о нацистском геноциде евреев, приходится лишь одна книга о геноциде цыган. Большая часть организаторов геноцида цыган так же осталась безнаказанна. Др. Р. Риттер, организатор выявления всех цыган Германии заявил, что не знал, для чего проводятся данные мероприятия и был оправдан.
Реставрация капитализма в Восточной Европе привела к новому витку затянувшейся на несколько веков цыганской трагедии. В период с 1945 по 1991 год политика просоветских режимов в Венгрии, Румынии, Болгарии и Чехословакии была направлена на интеграцию цыган в новое общество. Для них строились поселки, школы, а что самое главное – цыганам была дана работа. Примечательно, что в этих странах цыгане влились в рабочий класс.

Так в Венгрии по данным на 1971 год, только 26 % цыган в возрасте от 25 до 29 лет окончили начальную школу. К 1993 году, среди молодых людей этого же возраста цифра закончивших школу выросла до 77 %. Даже буржуазная российская газета «Комерсантъ» вынуждена признать, что: «При социализме 95-96 процентов венгерских цыган работали в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, имели стабильный доход, получали от государства квартиры, их дети ходили в школы и получали высшее образование. С приходом рынка все это рухнуло».

После реставрации капитализма в Венгрии 50% цыган сразу потеряли работу. Работодатели прежде всего избавлялись от работников «нетитульной» нации. Затем были закрыты заводы. Безработица среди цыган выросла до 80%. Венгерский журналист Агнеш Геребен «За 20 лет выросли поколения, которые не видели родителей работать, братьев и сестер возвращаться из школы».
Аналогичные процессы шли и в других восточноевропейских странах. Вот что пишет тот же «Коммерсантъ»:

«К переменам, вызванным «бархатной революцией» 1989-го в Чехии, местные цыгане тоже оказались готовы хуже других. Плохое образование и отсутствие профессиональной подготовки, а также исчезновение госсектора экономики, в котором и были заняты цыгане по госпрограммам, привели к образованию бедняцких поселений, в которых живут, как в гетто, не менее 60-80 тысяч человек. Цыганские «зоны» стали точками с высоким уровнем преступности».

А вот другое свидетельство:
«80-90 процентов цыган остались безработными,- описывает «Огоньку» ситуацию экс-министр Чехии Джамиля Стегликова.- Возникают гетто, целые территории, где цыгане живут в изоляции. А в них - проблемы, с которыми мы не встречались: ростовщичество, проституция, криминал, наркозависимость..».
Многомиллионое цыганское население Румынии, Чехии, Словакии, Болгарии, Венгрии в одночасье превратились в лишних людей «не вписавшихся в рынок» и брошеных на произвол судьбы.
По данным европейских институтов постоянно голодает каждый шестой цыган. Менее 20 % цыган в странах постсоветского блока заканчивают среднюю школу. Более 70 % из них живут за чертой бедности без пособий и медицинской помощи. Средняя продолжительность жизни цыган на 15 лет меньше, чем в целом по Европе, а уровень детской смертности в четыре раза выше. На одной из конференций по цыганской проблеме вице-президент Всемирного банка Йоханнес Линн, посетивший несколько таборов в Словакии, воскликнул: «Цыгане живут так, как будто сегодня не XXI, а XII век!»

Но неолиберальный капитализм не способен решить цыганский вопрос. Выделяемые на «помощь» цыганским общинам средства благополучно «распиливаются». О централизованом создании рабочих мест в условиях «свободного рынка» не может идти и речи. Что же делать с милилонами оставшимися без средств к существованию людей, которые к тому не принадлежат к «титульной нации»? Изгнать или уничтожить – подсказывает многовековая традиция капиталистического варварства, и «гуманные» европейцы с энтузиазмом идут по этому пути.

Начало 90-хх стало временем полуофицальной политики по силовому выдавливанию цыган во многих восточноевропейских странах. Лишь в 1990-1991 гг. в Восточной Европе произошло 44 цыганских погрома. В Румынии и Польше было разрушено 250 цыганских домов. Из Хорватии большинство цыган бежало, вследствие террора устроенного против них правительством Ф. Туджмана. В Чехословакии на дверях кафе и ресторанов нередко можно увидеть надпись «Цыганам вход запрещен». Кается за эти преступления, похоже, никто не собирается. Известный российский левый публицист Михаил Магид, привел автору данной статьи интересный диалог, состоявшийся между одним румынским министром и немецкой журналисткой, близкой к партии зеленых. Во время их беседы за окном проехала цыганская бричка, что отвлекло внимание собеседников. Министр выразил сожаления за столь досадную помеху и невозможность в данный момент решить «цыганский вопрос». Когда же его собеседница возмутилась, достойный представитель румынской демократии, не поняв причину возмущения немки, воскликнул в сердцах — «Но вы же сами навязываете нам соблюдение этих прав человека!» Впрочем, цыганофобская политика не стала для восточноевропейских стран преградой для вступления в Европейский союз.

Спасаясь от нищеты и погромов, тысячи цыган из Венгрии, Румынии и Болгарии устремились на Запад, но там им оказались тоже не рады. Нищих и беженцев там уже хватало в избытке. Решение Николя Саркози о депортации цыган из Франции обратно в Румынию и Венгрию, демонстрирует что 8 миллионам цыган в нынешней Европе просто физически нет место. Это вообщем то не новая картина. В начале 20 века, в Европе было примерно столько же «не вписавшихся в рынок» евреев – грязных, пейсатых, промышлявших криминалом и склонных к политическому экстримизму. После Первой мировой войны возможности для их эмиграции были исчерпаны, но как известно европейцы нашли радикальное решение еврейской проблемы.

Положительная общественная реакция на депортацию цыган демонстрирует, что европейская публика всегда готова к решению наболевших вопросов старыми методами. В конце-концов, что стоят права или жизнь нескольких миллионов каких-то цыган, если культурные европейские люди будут избавлены от попрошаек у себя под окнами? В худшем случае можно будет лет через пятьдесят покаятся и установить пару скорбных монументов в стиле постмодерн.

В отличие от «пресвященной» Европы, в России история цыган долгие годы складывалась почти идиллически. Бежав на территорию царской империи ещё в 18 в., цыгане приняли православие, выучили язык и занялись торговлей лошадьми, гаданием и постановками небольших представлений. Не имя в этих областях конкурентов, они худо-бедно просуществовали до революции. В 20-х годах правительство проводило по отношению к цыганам политику патернализма, схожую с политикой по отношению к другим национальным меньшинствам. Был создан Всероссийский Союз цыган, школы, техникумы, кружки по ликвидации безграмотности. В 1928-1932 гг. была сделана попытка создания цыганской письменности.

Напомню вам еще какую то информацию о народах и традициях мира: вот например в одной стране можно было , а вот . Посмотрите еще на Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -
Похожие публикации