Эстетическая реставрация зубов в стоматологии City-Dent. Художественная реставрация зубов: цена, методы, фото Альтернативные методы реставрации передних зубов

В настоящее время на стоматологическом приеме восстанавливать зубы с помощью композитных материалов стало обычным делом для врача-стоматолога. Прямая композитная реставрация в таких случаях часто является идеальным методом, позволяющим быстро решить эстетическую проблему и создать надежную, недорогую реставрацию.

Л. А. Лобовкина

к. м. н., врач высшей категории, заведующая лечебно-профилактическим отделением Филиала № 6 ФГКУ «ГВКГ им. Бурденко» Минобороны РФ

Материалы для прямой реставрации

Ассортимент и качество материалов постоянно улучшаются, а в литературе все чаще появляются оригинальные авторские методики восстановления. Несмотря на это, подбор цвета и прозрачности материалов для реставрации до сих пор остается непростым делом для многих врачей.

Сложности обычно возникают при моделировании зон прозрачности, так как сквозь них будет просвечивать темный фон полости рта, особенно во фронтальном отделе. Это может негативно проявляться при реставрации скола угла коронковой части зуба, во время пломбирования сквозных полостей и т.п. Поэтому при работе с композитами необходимо освоить методики комбинации материалов с разным уровнем прозрачности.

Методика послойного нанесения композита

В последние годы при восстановлении дефектов IV класса используется методика послойного нанесения композита, для обозначения которой существует большое количество терминов: «анатомическая надстройка», «трехслойная концепция» или «концепция естественных слоев» . Сущность данной методики заключается в имитации естественной эмали и дентина . Однако идеально имитировать ткани зуба могут далеко не все композитные материалы, имеющиеся на стоматологическом рынке.

Основной проблемой традиционных композитных материалов является зависимость светопроницаемости прозрачных композитных масс от толщины слоя. Поэтому врачу приходится очень тщательно рассчитывать толщину наносимых дентинных и эмалевых оттенков материала для получения удовлетворительного эстетического результата.

Однако клинически очень сложно определить и ограничить толщину слоя с точностью до десятых миллиметра, поэтому наносится, как правило, более толстый слой масс, который затем стачивается. Малейшие колебания толщины слоя могут ощутимо повлиять на окончательный вид реставрации .

Основной проблемой традиционных композитных материалов является зависимость светопроницаемости прозрачных композитных масс от толщины слоя

Прямая реставрация верхних резцов [Клинический случай]

Пациент В., 56 лет, обратился в клинику терапевтической стоматологии с жалобами на эстетический дефект зубов 1.1 и 2.1 (рис. 1). Перед началом лечения проводилась фиксация исходной ситуации с помощью фотографий, а также комплексное клиническое и рентгеновское обследование пациента, были изготовлены ситуационные модели.

1) Предварительные этапы реставрации

Включали профессиональную, индивидуальную гигиену полости рта; обсуждение с пациентом особенностей реставрации и взаимной ответственности за результаты работы.

2) Очистка зуба

После обезболивания поверхность зуба очищена от органических остатков пищи и пелликулы при помощи щеточки и бесфтористой пасты.

Этап очищения поверхности зуба от органических остатков пищи и пелликулы проводится еще не всеми стоматологами, несмотря на его значимость. Пелликула имеет органическую основу, она не растворяется фосфорной кислотой.

Следовательно, ее присутствие на поверхности зуба будет снижать адгезию пломбировочного материала к поверхности эмали. А это, в свою очередь, приведет к неудовлетворительным отдаленным результатам. Поэтому данный этап нужно проводить обязательно даже при хорошей гигиене полости рта пациента и при отсутствии видимых зубных отложений.

3) Выбор материала для будущей реставрации.

Следует отметить тот факт, что режущий край имеет три составляющих:

    Общий контур: у пациентов среднего и старшего возраста конфигурация режущих краев уплощается или даже преобразуется в вогнутую кривую;

    Межрезцовые углы (амбразуры): самые маленькие промежутки между углами находятся в области режущего края центральных резцов, далее они увеличиваются;

    Толщина: должна составлять 1-1,5 мм. Тонкие деликатные режущие края оставляют приятное эстетическое впечатление. Толстый режущий край старит зуб, придает ему искусственность.

4) Минимально инвазивное препарирование зубов

(Рис. 2). Заключительным этапом препарирования является финирование краев эмали алмазным бором сверхтонкой зернистости (с желтой или красной полосой).

На сегодняшний день многие разработчики и производители стоматологических материалов анонсировали создание таких композиционных материалов, которые ориентированы на воспроизведение структуры эмали и дентина зубов, максимально приближенной к естественной .

Перед началом лечения проводилась фиксация исходной ситуации с помощью фотографий, а также комплексное клиническое и рентгеновское обследование

5) Протравливание эмали и дентина

После наложения раббердама проведено кондиционирование эмали и дентина 35%-ной ортофосфорной кислотой (гель «Вокоцид») и нанесение однокомпонентной адгезивной системы 5-го поколения «Солобонд М» (VOCO , Германия), в качестве суперадаптивного слоя применен композит повышенной текучести «Амарис флоу».

6) Непосредственно реставрация

Сначала был внесен дентиновый оттенок О3 (рис. 3).

Рис. 3. Внесение дентинового оттенка

Для получения хорошего эстетического результата эмалевый оттенок на вестибулярной поверхности наложен одним слоем толщиной 0,5 мм и распределен при помощи кисточки, смоченной адгезивом (рис. 4).

Учитывая тот факт, что у пациента отсутствовали зоны прозрачности (в большинстве случаев они исчезают к 25-30 годам), прозрачный оттенок при реставрации не применялся.

Рис. 4. Зубы 1.1 и 2.1: внесение эмалевого оттенка.

Для большей идентичности цветопередачи при определении цвета рекомендуется смочить водой также и цветовой шаблон пломбировочного материала

7) Обработка реставрации

После этого выполнено макро- и микроконтурирование реставрации при помощи дисков различной зернистости, алмазных боров низкой и сверхнизкой абразивности, а также системы Safe End (SSWHITE ), включающей в себя твердосплавные 10- и 20-гранные боры.

Бор с 10 лезвиями используется для удаления излишков материала и контурной обработки реставрации. Бор с 20 лезвиями обеспечивает получение гладкой поверхности, готовой к полировке. Оба вида боров эффективно удаляют композитный материал, максимально сохраняя при этом твердые ткани зуба.

Затем реставрация была отполирована универсальными полировочными головками. В своей работе мы используем универсальные полировочные головки JAZZ Supreme Polishers (SS WHITE ), которые состоят из алмазных микрочастиц различного размера, заключенных в синтетическую резиновую матрицу.

Такая одноэтапная система позволяет получить превосходный блеск быстрее и без применения полировочной пасты. Набор Jazz Supreme Polishers содержит четыре разные по форме полировочные головки (пламевидная, чашечка, диск и маленькая пламевидная) в автоклавируемом контейнере.

Окончательный вид реставрации зубов 1.1 и 2.1 представлен на рисунке 5.

Рис. 5. Зубы 1.1 и 2.1 после реставрации композиционным материалом.

Прямая Композитная Реставрация В Области Режущего Края Зуба обновлено: Декабрь 30, 2016 автором: Алексей Василевский

Восстанавливать зубы, принимая во внимание высокие эстетические стандарты, стало сегодня обычным делом и практически любая пломба может рассматриваться как «эстетическая реставрация». Ассортимент и качество материалов постоянно улучшаются, а в литературе все чаще появляются оригинальные авторские методики восстановления. Несмотря на это, подбор цвета и прозрачности материалов для реставрации до сих пор остается непростым делом для многих врачей.

Это может происходить по многим причинам. К ним можно отнести: несоответствие оттенков стандартной шкалы расцветки и выбранного материала, неправильная методика восстановления, запутанная маркировка искусственных эмалей, или, наконец, просто нестандартное освещение в кабинете. Кроме того, слишком широкий ассортимент композитов всегда ведет к усложнению методик работы, а значит увеличивается риск ошибки. Сложности обычно возникают при моделировании зон прозрачности, так как сквозь них будет просвечивать темный фон полости рта, особенно во фронтальном отделе. Это может негативно проявляться при восстановлении скола угла, во время пломбирования сквозных отверстий, при прямых облицовках и даже при полных реставрациях. Поэтому при работе с композитами необходимо освоить методики комбинации материалов с разным уровнем прозрачности. Особое место занимает умение комбинировать прозрачные оттенки и моделировать естественный режущий край. Именно он обеспечивает гармоничное восприятие любой реставрации и улыбки в целом.

Так как естественный режущий край может выглядеть совершенно по-разному, стоматолог должен уметь прогнозировать результат при выборе той или иной методики восстановления. Здесь необходимо учитывать разные факторы. Например, возраст, тип улыбки, структуру соседних зубов и, конечно, особенности используемого материала.

Возраст пациента имеет важнейшее значение при выборе методики восстановления режущего края. В течение жизни человека форма и цвет зубов меняется, а также меняется и уровень прозрачности видимой части зуба. Схематично это может выглядеть так (рис. 1.1, 1.2, 1.3).

У зубов молодого пациента зоны прозрачности доминируют. Мамелоны дентина довольно четко просвечивают сквозь прозрачную эмаль, повторяя форму пульпарной камеры. У зубов очень молодых пациентов они проявляются и по режущему краю (рис. 2).

Реставрация зубов молодого пациента всегда не простое, но интересное занятие. Здесь важно представлять трехмерную структуру всех слоев зубных тканей и уметь прогнозировать, как будет выглядеть работа после сочетания композитных слоев разной прозрачности.

Стандартная схема получения режущего края молодых зубов включает два после довательных этапа. Сперва моделирование необходимого рельефа в искусственном дентине (как на режущем крае, так и на вестибулярной пластине), а затем облицовка внутренней структуры прозрачным материалом. При пименении данной методики необходимо учитывать, что визуальное восприятие режущего края будет напрямую зависеть от свойств выбранной эмали, от уровня ее светопроницаемости. Неточность воспроизведения общего цвета зуба и его прозрачности здесь может быть связана с запутанной маркировкой эмалевых композитов. Довольно трудно сориентироваться при выборе материала для режущего края, особенно если смотреть только на надписи на шприцах. «Молочная», «Иней», «Опаловая», «Универсальная» – все это названия эмалевых масс.

Каждый врач может представлять их совершенно по-разному. Кроме того массы с высокой степенью прозрачности могут называться эмалями, материалами для режущего края, или просто прозрачными композитами – это тоже создает трудности для выбора. Для того, чтобы хорошо ориентироваться в их многообразии необходимо следовать простому совету: сначала узнай настоящие цветовые свойства композита в шприце, и только потом подбирай необходимую эмаль для пациента.

Так как искусственная эмаль характеризуется более высокой степенью прозрачности, стоматолог должен понимать разницу между прозрачностью и полупрозрачностью (светопроницаемостью).

Прозрачность – это свойство материала пропускать свет, не отражая его или отражая его очень незначительно (в английском языке этот термин пишется как – Тransparent). Прозрачные материалы не задерживают свет, и он проходит насквозь. Сквозь них видны предметы, расположенные за ними. Они не оказывают сильного влияния на формирование общего цвета, зато слои, лежащие за ними, наоборот могут отражать свет и являются цветообразующим (мы знаем, что цвет формируется отраженным светом). Если же свет не отражается, значит материал будет восприниматься, как темный. Такой эффект мы видим у молодых пациентов в прозрачном режущем крае. Свет, пройдя сквозь эмаль, теряется в глубине полости рта, и режущий край выглядит темным. Мы говорим, что просвечивает темный фон. В другом случае свет, пройдя сквозь эмалевый слой, может отразиться от подлежащих, менее прозрачных слоев зуба. Такой эффект проявляется при просвечивании дентин-ных мамелонов на фоне прозрачного режущего края (рис. 3). Материалы с высокой светопроницаемостью в чистом виде используются редко. В основном они комбинируются с другими эмалевыми материалами, обладающими эффектом полупрозрачности.

Полупрозрачность (частичная светопроницаемость) – это свойство материалов пропускать свет, частично его отражая и поглощая его небольшую часть (в английской литературе этот термин пишется как – Translucent). Такие материалы выглядят слегка мутными, матовыми, но свет они пропускают хорошо. Многие материалы для режущего края обладают полупрозрачностью. Они по-разному могут проявлять себя на темном фоне, так как они все же слегка отражают свет. Чем больше он отражается, тем более поверхность кажется светлой. Такой же эффект проявляется в пересушенной эмали. Она кажется светлее, так как после испарения воды потеряла прозрачность, а значит будет больше отражать света. Этот эффект начинает проявляться уже через несколько минут после начала испарения влаги. Работая с композитами также нельзя забывать,что увеличение отражения света, делает реставрацию светлее. При нанесении малопрозрачной эмали в качестве поверхностного слоя, реставрация будет приобретать матовый, неестественный вид, здесь будет проявляться эффект «матовой лампочки», когда подлежащие слои просто не видны.

Для успешной клинической работы нужен набор материалов с разной степенью прозрачности. Нет необходимости иметь огромный ассортимент эмалей, можно ограничиться только самым необходимым, а добиваться успеха можно комбинируя их. Вот тот оптимальный список прозрачных и полупрозрачных материалов, который, на наш взгляд, необходим для создания естественного режущего края при реставрации. Нам необходимы:

– Материал с максимальной степенью прозрачности

– Опаловый материал со средней прозрачностью

– Опаловый материал с малой прозрачностью

– Светлая опаловая эмаль для отбеленных зубов

– Среднепрозрачные эмали с желтым, розовым и может быть с голубым оттенком

Материалы с такими характеристиками могут входить в наборы, но маркировка шприцов может у разных компаний отличаться. Для наглядности и для понимания того, как анализировать прозрачность искусственных эмалей, в данной статье представлена методика анализа линейки эмалевых масс нового универсального нано-композита компании Sсhutz-Dental Group – NanoPaq. Виды этих эмалей хорошо вписываются в данную классификацию материалов для режущего края. Они были специально разработаны для упрощения подбора прозрачности при имитации естественных зубов. Для анализа светопроницаемости данного материала из него были сделаны тонкие пластинки толщиной 0,3 мм. Затем они были помещены на белый и на темный фон (рис. 4).

Можно хорошо видеть, как темный фон заставляет проявлять эмалевые материалы себя по-особому. Первый диск – это максимально возможная прозрачность композитного материала. Он используется для режущего края и называется – прозрачный режущий край (Incisal Transpаrеnt, InTr), второй – это материал со средней степенью светопроницаемости, он наиболее часто применяется и поэтому называется – универсальный (Incisal Universal, InU), дальше идет светлая, матовая эмаль – Incisal White (InW), затем белая эмаль для отбеленных зубов – Incisal Bleach (InBl). Далее можно увидеть опаловые эмали со слабонасыщенным цветом для индивидуальных работ: с желтым оттенком (Incisal Yellow, InY) и эмаль с легким розовым оттенком (Incisal Red, InR). Для облегчения выбора эмалевого материала есть специальная расцветка, изготовленная из того же материала – NanoPaq (рис. 5).

Это исключает риск несоответствия цвета: Материал – Расцветка. Цветовые шаблоны расцветки имеют форму клина, чтобы можно было видеть оттенок эмали в зависимости от толщины слоя. В этой расцветке прозрачность от Insisal Transporеnt к Incisle Bleach уменьшается, а опаловость увеличивается. Это необходимо учитывать при моделировании. Теперь мы знаем, что находится в шприцах, и можем выбрать именно то, что нам необходимо для конкретной реставрации. Таким же образом желательно проанализировать любой материал, с которым вы работаете, иначе результат будет не прогнозируемым. Тонкие пластины композита необходимо изучать обязательно на темном фоне, имитируя ситуацию во рту. После этого материал желательно классифицировать с точки зрения его степени прозрачности и опаловости.

При использовании эмалей с различным уровнем светопроницаемости для стандартных методик реставраций (то есть в виде тонкого, заключительного слоя на режущем крае и вестибулярной поверхности) необходимо представлять, как данная эмаль может повлиять на общий вид реставрации. Для анализа этого влияния были изготовлены стандартные дентинные заготовки с мамелонами (цвет А3) (рис. 6), которые затем облицовывались эмалями из набора NanoPaq с разной степенью прозрачности. В такой же последовательности, как и в расцветке (рис. 7). Здесь можно четко видеть, как визуально проявляет себя та или иная эмаль на темном или светлом фоне.

Любой высокопрозрачный материал (здесь – Insisаl Transporent) дает слишком светопроницаемый режущий край. Такой в жизни встречается редко. Кроме того, при моделировании режущего края из такого материала надо всегда учитывать тип улыбки, если улыбка закрытая (губа прикрывает верхние зубы), надо быть весьма осторожным. В такой клинической ситуации возможен эффект, когда очень прозрачный режущий край визуально пропадает и создает иллюзию беззубого рта. При использовании материала средней прозрачности – (Incisal Universal) все эти эффекты выражены в гораздо меньшей форме, его меньшая светопроницаемость, как бы все сглаживает, делает переходы более плавными. Именно поэтому этот материал применяется гораздо чаще. Хороший эстетический эффект дает его комбинация с прозрачным материалом.

При использовании материалов с выраженными опаловыми свойствами, например, Incisal White или Incisal Bleach, необходимо помнить об эффекте «матовой лампочки» и использовать эти эмали в виде тонких поверхностных слоев только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Если в ваш стандартный набор материалов включены только такие опаловые массы, а необходимости в такой эмали нет, можно нанести ее с внутренней, оральной стороны, а на режущий край нанести обычную дентинную массу. В сумме слоев режущий край будет более прозрачным, но общий цвет реставрации не изменится.

Все эмали обладают в той или иной мере прозрачностью. А это значит, что моделирование мамелонов в дентине необходимо делать осознанно. Здесь нет стандартной схемы. Нужно внимательно проанализировать внутреннюю структуру соседних зубов, прежде чем начинать реставрацию. Кроме того, на примере прозрачного материла и разных дентинных заготовок можно увидеть, как особенности моделирования мамелонов влияют на общий вид реставрации. Чем круче и глубже углубления между ними, тем более выражены темные вертикальные линии на вестибулярной поверхности около режущего края. Если же эти углубления пологие, то переход между мамелонами, более плавный (рис. 8.1 и рис. 8.2).

Все это напрямую связано с прозрачностью и отражением света. Правильно наложенная на режущий край эмаль поможет также добиться и так называемого Halo-эффекта (эффект венца или нимба). Он визуально проявляется у молодых пациентов по режущему краю в виде тонкой белой линии (рис. 2 и 3). При имитации, он воспроизводится не красками, а правильной моделировкой, которая помогает концентрироваться отраженному свету на самом краешке режущего края (рис. 9). Для воспроизведения естественного режущего края для большинства прямых реставраций, достаточно пользоваться комбинацией прозрачной (Incisal Transpаrеnt, InTr) и среднепрозрачной эмали (Incisal Universal, InU). Это тот необходимый минимум, который нужен в арсенале врача для нормальной работы. Для более творческой, индивидуальной моделировки ассортимент эмалей должен быть расширен до вышеперечисленного комплекта. Тогда доктор сможет успешно применить одну из базовых техник восстановления или попытаться их комбинировать. При моделировании режущего края обычно применяются следующие техники:

Послойное нанесение

Моделировка латеральными сегментами

Послойное нанесение применяется чаще, так как оно копирует естественное строение зуба. Здесь необходимо моделировать слоями и чтобы между слоями была четкая граница. Только тогда режущий край будет естественным и живым. Комбинируя толщину слоев искусственной эмали, мы можем управлять общей прозрачностью и создавать индивидуальные реставрационные работы. Эта техника восстановления применяется чаще у молодых пациентов. У них режущий край обычно весьма прозрачный, а внутренние структуры четко видны. В таких работах доля прозрачного композита при моделировании может быть увеличена. Кроме того, прозрачная эмаль незаменима когда надо акцентировать разделение между мамелонами на вестибулярной поверхности зуба. Прозрачная эмаль не меняет цвет зуба, поэтому с помощью нее можно корректировать форму реставрации, она делает зуб объемным. Техника послойного нанесения может использоваться и для пожилых пациентов. У людей в возрасте эмаль по режущему краю обычно стирается, оголяя пористые участки дентина. Он прокрашивается и дает в центре режущего края достаточно интенсивный глубокий цвет. Далеко не всегда этот эффект надо имитировать при реставрации. Но учитывать его при моделировании режущего края можно, хотя и в менее выраженной форме. Для этого удобно комбинировать прозрачную и желтую эмаль. Возьмем стандартную заготовку, имитирующую структуру дентина (рис. 10.1). Прозрачная InTr кладется первым слоем с валиками-утолщениями на апроксимальных поверхностях (рис. 10.2). Затем в центр режущего края наносится тонкий слой желтой опаловой эмали InY. После обработки режущий край выглядит естественно, хотя и не имеет выраженной прозрачности по самому краю (рис. 10.3).


Особый интерес представляет собой вариант моделирования режущего края латеральными сегментами разных эмалевых масс. Эта методика давно и успешно используется в зуботехнической лаборатории, но врачи, как правило, ее применяют редко. Хотя при работе с композитным материалом ее легче использовать, чем в керамике. Принцип этой техники простой: режущий край покрывается вертикальными сегментами эмалевого материала разной прозрачности и разных цветовых оттенков. Эти сегменты располагаются плотно друг к другу, под разными углами наклона, как бы наползая друг на друга. Чем больше угол, тем визуально будет более плавным переход цвета и прозрачности будет от сегмента к сегменту. Если же они расположены друг к другу под углом в 90 градусов, стык может смотреться как тонкая трещина на режущем крае. Этот эффект будет выражен сильнее, если прозрачность сегментов сильно отличается. Подбор разных видов эмалей и моделирование сегментов – работа творческая, но необходимо помнить о некоторых общих важных принципах. Во-первых, при использовании данной методики желательно, чтобы соблюдался принцип симметрии расположения сегментов по отношению к вертикальной оси зуба. Хотя иногда можно и отступить от этого принципа. Во-вторых, для естественного восприятия режущего края латеральные границы сегментов должны быть по возможности вертикальными и не иметь выраженного наклона к центральной оси коронки зуба. Техника латеральной сегментации может применяться как у молодого, так и у пожилого пациента.

У молодого пациента эта методика работы идет в определенной последовательности. В дентине моделируются ма-мелоны (рис. 11.1). Затем пространство между ними заполняется прозрачной массой, которая выравнивает поверхность (рис. 11.2). Затем по бокам наносятся прозрачные латеральные сегменты, они должны моделироваться слегка длиннее, чем мамелоны дентина (рис. 11.3). После этого вплотную к этим сегментам выкладываются еще тонкие полоски, но уже из белой опаловой эмали (рис. 11.4). Потом снова прозрачные (рис. 11.5) и, в заключение, в центре моделируется тонкий сегмент из опалового желтого материала (рис. 11.6). После выкладывания всех сегментов зуб облицовывается тонким слоем прозрачной или универсальной эмали (рис. 11.7) и после этого обрабатывается. После полировки режущий край выглядит достаточно живо и естественно, а сегменты явно не выделяются (рис. 11.8).

При работе техникой латеральной сегментации иногда можно использовать и несимметричные сегменты, которые будут отличаться по прозрачности. Они не должны быть широкими и их не должно быть очень много. Один из таких примеров (рис. 12). Здесь один латеральный сегмент сделан белой эмалью, а второй – прозрачной. Для общей облицовки выбрана универсальная эмаль.

Латеральная сегментация отлично подходит для моделирования режущего края у пациентов зрелого возраста, но есть одна особенность при моделировании, о которой нельзя забывать. Тонус мышц губ с возрастом снижается, и верхняя губа становится длиннее, а зубы стачиваются, поэтому видна их совсем незначительная часть. При удлинении режущего края и моделировании его прозрачным, как у молодого человека, может появиться иллюзия, что рот без зубов. Об этом эффекте уже ранее упоминалось. Кроме того, удлинение режущего края не может быть сделано без анализа артикуляционных движений нижней челюсти, а эти движения часто не позволяют избирательно удлинять зубы. В противном случае реставрация будет скалываться. Несмотря на отсутствие выраженной прозрачности, режущий край у таких пациентов должен смотреться красиво и естественно. В этом случае на помощь и приходит латеральная сегментация. С помощью этой техники можно легко добиться отличного вида зубов немолодых пациентов. При моделировке таких зубов внутренняя структура дентинных мамелонов моделируется иначе. Сквозь режущий край они явно не просвечивают. Поэтому нет необходимости делать их явно выраженными. На режущем крае они стираются, а на вестибулярной поверхности их воспроизводить необходимо. Дальше мы подбираем необходимые эмали и с учетом вышеописанной техники выкладываем их латеральными сегментами. Потом зуб обрабатывается и полируется. Такая реставрация будет смотреться очень естественно.

Имитация естественного режущего края – работа творческая и кропотливая. И все стоматологи, независимо от уровня мастерства, согласятся, что работа с прозрачными и полупрозрачными композитами очень важна, и, только грамотно комбинируя их, можно добиться действительно исключительного результата.

Статья предоставлена компанией "Артис-Трэйд"

В ходе реставрации зубов удается восстановить не только их форму, но и функции.

Правильно подобранный материал позволяет сформировать практически аналогичную по прочности и внешнему виду с постоянными зубами конструкцию, улучшая эстетику и нормализуя физиологическое состояние.

Что понимают под реставрацией зубов

Обычно, говоря о реставрации зуба, подразумевают не только восстановление зуба наращиванием, но и приведение его в надлежащий внешний вид в соответствии с остальными зубами. Поэтому реставрацию называют косметической, художественной или эстетической.

В ходе процедуры врач-стоматолог проводит соответствующие манипуляции, оптимизируя форму зуба и его цвет. Для этого применяются современные материалы, имитирующие по структуре, внешнему виду дентин и эмаль благодаря различным вариантам прозрачности и тона.

Показания и корректируемые дефекты

Используя различные методы реставрации, можно добиться устранения следующих дефектов:

  • неправильная форма зуба;
  • и неровности;
  • цель между зубами.

Возможные ограничения и противопоказания

Подходить к принятию решения о реставрации зубов с осторожностью следует в таких ситуациях:

Также, реставрацию не проводят на или сменивших их постоянных, в которых активно идет формирование корней, происходят процессы минерализации тканей.

Исходя из состояния зубов конкретного пациента, врач-стоматолог может предлагать прямое (все манипуляции проводятся во рту и завершаются в течение одного посещения) или непрямое восстановление (большую часть работ проводят без участия пациента).

Прямой метод наращивания: плюсы и минусы

Данный метод характеризуется восстановлением коронковой части зуба с использованием следующих материалов:


Последний метод показан при сильном разрушении коронковой части.

Особенности применения вкладок

При выборе такого метода реставрации говорят о микропротезировании. Вкладки имеют вид , изготовленных под конкретного пациента. Размеры вкладки определяются врачом-стоматологом, который передает данные протезисту.

Керамические вкладки

Данная методика эффективна при наличии глубоких полостей после лечения кариозных процессов.

Для заполнения пустого углубления вкладка является самым оптимальным вариантом, так как она заполняет собой все свободное пространство и полностью повторяет очертания фиссур зуба в отличие от обычной пломбы.

Таким образом, удается не только восстановить зуб, но и предупредить изменение прикуса. Также, показаниями к использованию вкладок являются травмы, повлекшие разрушение зуба из-за откола значительной части коронки.

Очевидным преимуществом вкладок является их изготовление из фарфора или керамики, которые способны надежно служить в течение длительного периода времени, не изменяя цвета, формы. При желании можно выбирать в качестве материала вкладки более дешевый металл, если при улыбке травмированная область зуба не видна окружающим.

Отреставрированные прямым методом зубы не создают дискомфорта в ротовой полости благодаря соединению пломбы и зуба в единое целое. Такая особенность реставрации позволяет гарантировать правильное функционирование височно-челюстного сустава, сохраняя здоровье всего организма.

Реставрация передних зубов:

Непрямой метод

Осуществляется посредством установки виниров, или мостовидных конструкций. Наибольшую эстетичность обеспечивают виниры, внешне имеющие вид покрывающих переднюю поверхность зубов микропротезов.

Фото до и после эстетической реставрации зубов металлокерамическими коронками

Коронки и мостовидные конструкции эффективны при необходимости замены отсутствующих зубов, особенно, если это зубы жевательной группы, на которые в процессе приема пищи приходится основная нагрузка.

Использование фотополимеров

Внешний вид и свойства фотополимеров зависят от их вида:

Создание химических связей композита и эмали зуба достигается за счет использования специального клея или адгезива.

В ходе реставрации проводятся следующие процедуры:

Фотополимер наносят послойно, варьируя различные оттенки пломбы и ее прозрачность для достижения максимально естественного внешнего вида. Когда зуб полностью сформирован, переходят к финишной обработке, моделируя форму посредством шлифовальных боров. Завершающим этапом является полировка фотополимерной пломбы.

Есть мнение

В сети есть многочисленные отзывы пациентов, которым было сделано восстановление зубов той или иной сложности.

Всегда стремилась сделать свои зубы белоснежными, но даже после профессионального отбеливания зубы через некоторое время опять приобретали желтый оттенок.

В итоге решилась установить виниры на передние зубы. Уже год мои зубы выглядят абсолютно белыми, правда, приходится ограничивать себя в питании, отказываясь от твердой грубой пищи, которая может стать причиной поломки виниров. Так что наряду с положительным моментом присутствует и отрицательный.

Катерина

Травма обернулась нарушением формы зуба. Существенный эстетический дефект заставил задуматься о реставрации. Врачи рекомендовали коронку, но я остановилась на фотополимере. Результат полностью оправдал ожидания, и восстановленный зуб стал неотличим от постоянных.

Татьяна

Появление постоянных зубов стало настоящим разочарованием из-за их мелкости и кривизны, наличия больших межзубных щелей. Повзрослев, я пошла на консультацию к ортодонту, намереваясь установить брекеты, но он ответил, что мне показана реставрация у стоматолога-терапевта.

В итоге был выбран метод пломбировки с использованием светоотверждаемого материала. Я даже не ожидала такого потрясающего результата. Поначалу испытывала небольшой дискомфорт из-за изменившейся дикции, но достаточно быстро адаптировалась и полностью привыкла к новым зубам.

Ирина

Открывание бутылки зубами привело к сколу кусочка переднего зуба. Два раза подряд делали наращивание пломбой, но спустя некоторое время она отпадала.

В итоге сделали вкладку и установили штифт, после чего нарастили зуб до требуемой длины. Теперь он выглядит и функционирует так же, как и раньше.

Сергей

Вопросы стоматологу

Что чаще всего интересует пациентов в связи с этим вопросом.

Что выбрать для наращивания передних зубов?

Использование керамических виниров

Можно выделить два наиболее часто используемых варианта восстановления передних зубов:

  • — позволяет восстановить зуб при его повреждении более чем на треть, устранить дефект в виде режущих краев зубов фронтальной группы, обеспечивает высокую эстетику и служит более 5 лет, сохраняя внешнюю привлекательность.
  • — оптимальный выбор для реставрации незначительно поврежденных зубов с минимальными затратами при условии обеспечения надлежащей гигиены, регулярной полировки пломбы (каждые 6-12 месяцев), ее смены спустя 5 лет.

Больно ли наращивать зуб?

Реставрация зубов не более болезненна, чем их лечение. Дискомфорт может возникать при обточке зубной эмали или в процессе фиксации винира либо штифта.

При необходимости стоматолог принимает решение об обезболивании, сводя негативные ощущения пациента к минимуму.

Как нарастить клыки и возможно ли это сделать в домашних условиях?

Клыки можно нарастить следующими способами:

В обоих случаях вернуть прежнюю форму зубов уже не удастся из-за необходимости обязательной обточки, нарушающей целостность эмали.

Также, следует учесть, что наличие нарощенных клыков подразумевает более тщательное проведение гигиенических процедур и ограничения в еде (при выборе виниров).

Такие зубы становятся просто декоративным элементом, утрачивая свое физиологическое предназначение в виде обеспечения качественного пережевывания пищи.

Кроме того, величина клыков более 4 мм может повлечь травмы слизистой рта, десен и губ с развитием воспалительного процесса.

Нарастить клыки можно только в условиях стоматологического кабинета.

Как проводят восстановление зуба с одной стенкой?

Если корень такого зуба здоров и пребывает в нормальном состоянии, косметическое восстановление проводят путем использования штифта с последующим наращиванием или посредством фиксации коронки после установки в корень культевой вкладки.

По мнению стоматологов, второй способ более предпочтителен, так как обеспечивает высокую надежность и эстетичность (при выборе керамики).

Часто зубы, в силу врожденных или приобретенных факторов, бывают кривыми, из-за чего страдает красота улыбки и портится впечатление, производимое на людей. Для достижения желаемого эффекта бывает достаточно осветлить эмаль на несколько тонов. Если же коронковая часть зуба имеет серьезные дефекты, не обойтись без радикальной коррекции. В частности, многим пациентам необходима реставрация кривых зубов. Также востребованы процедуры реставрации анатомической формы режущего края и реставрация корня зуба.

Эстетическая (художественная) реставрация фронтальных зубов дает возможность замаскировать дефекты эмали, старых потемневших пломб, скорректировать форму зуба, его режущий край, избавиться от межзубных промежутков, выровнять резцы верхней и нижней челюсти. Зубы реставрируют с помощью световых (реже - химических) пломбировочных материалов либо микропротезов. Оптимальный вариант исправления врач подбирает совместно с пациентом. В данной статье будут рассмотрены различные реставрационные методики, приведены ознакомительные фото и видео.

Художественная реставрация зубов - описание процедуры

Реставрация зубов определяется как художественная (ее также называют эстетической, косметической) в случае применения ее для восстановления не столько функциональности, сколько внешнего вида передних зубов. Эта манипуляция может проводиться в полости рта пациента либо вне ее.

Реставрация фронтальных зубов успешно применяется в стоматологии для восстановления коронковой части зуба, ее формы, цвета и положения. Проводится она по стандартной схеме:

  • профессиональная чистка зубов с целью определения их естественного цвета, подбор соответствующего оттенка пломбировочного материала;
  • укол местной анестезии, если манипуляции вызывают у пациента боль или иной дискомфорт;
  • высверливание пораженных кариесом участков или старых пломб, если таковые имеются;
  • изоляция коронки от разрушительного воздействия слюны и влажного дыхания пациента с использованием латексной накладки (коффердама);
  • установка в полости зубного корня анкерного или стекловолоконного штифта (если потери зубной ткани значительные) (рекомендуем прочитать: стекловолоконные штифты в стоматологии: что это такое?);
  • послойное наложение пломбировочного материала;
  • коррекция формы коронки, окончательная обработка пломбы.

Цели реставрации - фото до и после

На фото - результат эстетической реставрации зоны улыбки. Процедура направлена на исправление дефектов фронтальных зубов, восстановление их функции и эстетики.

В случае с резцами задача усложняется тем, что, помимо прочности и долговечности материала, важно сохранить естественный вид улыбки пациента, без признаков косметического вмешательства, поэтому отреставрированный зуб должен органично вписываться в зубной ряд, ничем не отличаясь от соседних. В этом заключается задача и основная сложность реставрации зубов, фото до и после смотрите ниже.


Способы реставрирования коронковой части зуба

При выборе того или иного способа восстановления передних зубов важно учитывать ряд индивидуальных особенностей. В частности, принимаются во внимание количество больных и залеченных резцов, иных проблем стоматологического характера, расположение зубов в зубном ряду и их состояние, а также ожидаемый результат и сроки исправления.

Восстановление коронковой части зуба может проводиться путем прямого (при помощи пломбировочных материалов) и непрямого (с использованием микропротезов) методов. Среди иных видов реставрации можно выделить восстановление с помощью штифта. Такая методика показана, если потеря зубной ткани составляет до 50%, а также при реставрации корня зуба. В полости корня производится установка штифта, поверх которого надевается коронка.

Существует также процедура восстановления зубной эмали. Она подразумевает применение фторлака, реминерализации либо глубокого фторирования. Иногда для улучшения эстетики зубов применения какого-либо одного метода оказывается недостаточно. В этом случае специалист прибегает к их комбинации.

Прямой метод

Прямая реставрация коронковой части выполняется стоматологом-терапевтом, как правило, за одно посещение. Техника прямого метода подразумевает использование для наращивания резца фотополимеров. Реже применяется стеклоиономерный цемент. Все манипуляции совершаются непосредственно во рту пациента, конструкция изготавливается сразу на приеме у врача без привлечения к работе зубного техника.

Непрямой способ

Если фронтальные зубы разрушены только спереди, оптимальный способ их восстановления - установка композитных либо керамических виниров (микропротезов, покрывающих переднюю поверхность резца). В первое посещение стоматолог-ортопед снимает слепки и отправляет их в зуботехническую лабораторию. После этого техник по модели зубного ряда изготавливает конструкцию. Этапы проведения реставрации микропротезами:

Помимо виниров, в современной стоматологической практике применяется другой вид микропротезов - люминиры. Отличаются они от виниров значительно большей толщиной и способом фиксации - на необточенные зубы. Люминиры прилегают к поверхности фронтальных зубов более плотно, что делает невозможным скопление под ними зубного налета. Основные преимущества микропротезирования - надежность и прочность.

Альтернативные способы

Коронка - это несъемный протез, надеваемый на всю часть одного зуба, находящуюся над десной. Обычно их устанавливают, если резец разрушен не менее чем на 70%, а также когда реставрируемый зуб депульпирован.

Можно выделить следующие виды коронок:

Вид коронки Материал изготовления Достоинства и недостатки
Металлические Нержавеющая сталь, титан или драгоценные металлы Прочные и долговечные, полностью восстанавливают жевательную функцию. Выглядят неэстетично, и поэтому устанавливаются только на боковые зубы.
Пластмассовые Пластмасса Быстро разрушаются, темнеют, на них образуются трещины.
Керамические Фарфоровая масса Лучше всего имитируют натуральный цвет зубов. Недостаточно прочные, поэтому не используются для реставрации премоляров и моляров.
Конструкции из диоксида циркония Фарфоровая масса с циркониевым каркасом внутри Основа обладает светопропускающей способностью, поэтому коронки не отличаются от природных зубов. На сегодняшний день это оптимальный выбор для исправления резцов.
Комбинированные Металлическая основа и покрытие (керамическое либо пластмассовое), имитирующее зубную эмаль Прочные, сравнительно недорогие, но недолговечные. Со временем сквозь покрытие начинает проступать металлическая основа.

Проблема отсутствия одного и более передних зубов решается посредством установки мостов. Мост является несъемной конструкцией, которая фиксируется на нескольких зубах (натуральных либо искусственных).

Ключевые моменты восстановления

Исправление коронковой части зуба требует индивидуального подхода к каждому пациенту. Ключевыми моментами при проведении такого вида работ являются форма, цвет и прозрачность резцов. Только с учетом этих факторов можно сделать улыбку пациента неотразимой, и чтобы после проведения реставрации никто из посторонних не догадался, что это - результат эстетических манипуляций в кабинете врача.

Форма зуба

Вылепить при помощи пломбировочного материала новую коронку, в точности повторяющую анатомическую форму зуба, - задача непростая, требующая кропотливого и творческого подхода. Каждый зуб имеет индивидуальный рельеф. Необходимо полностью воссоздать все бугры, впадины, особенности поверхности, фиссуры, а для этого требуются определенные навыки и художественное чутье.

Цвет эмали

Цвет зубов у каждого человека индивидуален. Зависит он не только от эмали, но и от дентина. Оттенок обычно сероватый либо желтоватый, причем он не может быть равномерным на всей поверхности зуба. Цвет значительно меняется от режущего края зуба до его шейки. На первый взгляд, изменения незначительны, но, если этот момент не учесть, внешний вид восстановленного зуба будет заметно отличаться от соседних, и улыбка потеряет естественность. Стоматологам в практике приходится иметь дело с 20 оттенками используемых материалов. Накладываются они послойно, такие комбинации и позволяют воссоздать природный цвет зубов конкретного пациента.

Прозрачность

Прозрачность зуба, также как и цвет, меняется от режущего края к основанию. Если данным показателем пренебречь, восстановленный зуб будет с виду напоминать пластмассовую коронку. В точности воссоздать прозрачность резца, чтобы он был похож на натуральный - задача не из легких. Для достижения естественного вида отреставрированного зуба при реставрации бугров и режущего края в стоматологии используют материалы, имеющие большую прозрачность при отверждении.

Как долго держится покрытие?

Сколько продержится результат, зависит от ухода за полостью рта, образа жизни и повседневных привычек пациента (курение, употребление напитков, содержащих красители, и т.д.), а также особенностей питания.

Растительная пища оказывает меньшее негативное воздействие на состояние зубов, чем животная, поэтому позволяет дольше наслаждаться эффектом от произведенной реставрации. Важное значение имеет профессионализм стоматолога и соблюдение всех норм и правил установки.

Композит обычно служит не более пяти лет, затем теряется его первоначальный оттенок и блеск, образуются трещины, материал перестает достаточно плотно прилегать к зубу, что чревато появлением сколов и развитием вторичного кариеса. В результате повреждения поверхности композитной пломбы, она становится шершавой, и на ней оседает темный налет.

Керамические виниры при надлежащем уходе могут прослужить до десяти лет, они не теряют со временем первоначальный цвет и блеск. По истечении этого срока может начать разрушаться стоматологический цемент, при помощи которого фиксируется винир. Поскольку перед установкой винировой накладки поверхность зуба обтачивается, а значит повреждается эмаль - есть вероятность развития на этом месте вторичного кариеса. В таких случаях показана замена винира. Срок службы люминиров почти в два раза больше (до 20 лет). Держатся они долго за счет того, что крепятся на специальный клей, не подверженный воздействию агрессивной среды.

При улыбке и в разговоре мы невольно обнажаем передние зубы, поэтому наличие кривизны, щелей и дефектов на них должны своевременно устраняться. Читайте, как эффективно исправить недостатки фронтальных зубов с помощью эстетической реставрации.

Реставрация — это процедура восстановления анатомической формы, функций и эстетичного вида зубов. В отличие от такого радикального метода как протезирование, реставрация позволяет продлить жизненный цикл поврежденных зубных тканей и сохранить естественный вид улыбки.

В каких случаях показана эстетическая реставрация

  • при пожелтении, потемнении коронки;
  • истончении эмали;
  • наличии кривизны, сколов и других дефектов;
  • полном или частичном отсутствии зуба;
  • износе, выпадении старых пломб, появлении темной разделяющей полоски между твердыми тканями и пломбировочным материалом;
  • диастеме - наличии щели между передними зубами.

Методы реставрации

Стоматологические клиники предлагают три метода восстановления зубного ряда:

Восстановление фронтальной группы зубов - кропотливая работа, которая требует опыта, навыков и наличия качественных пломбировочных материалов. Если стоматолог не владеет технологией художественной реставрации и ошибется в выборе композита - «отремонтированный» зуб будет выглядеть как искусственная коронка.

Прямая реставрация переднего резца

«3 кита» восстановительной процедуры

Чем отличается эстетическая реставрация от стандартной замены пломб на передних зубах? Стоматологи выделяют три фактора, по которым можно оценить качество работы.

У молодых, взрослых и пожилых пациентов оттенки костной ткани существенно отличаются. Минерализация, наличие вредных привычек и употребление в пищу определенных продуктов, истирание и истончение зубной эмали с возрастом - подобные факторы учли в итальянской компании «Мицериум», выпустив серию композитов Enamel Plus.

Материалы для эстетической реставрации Enamel Plus

Итальянская реставрационная система состоит из микрогибридных адгезивных композитов с уникальными физическими свойствами. Дентины и эмали этого производителя позволяют:

  • сохранить целостность твердых зубных тканей на протяжении длительного периода времени (до 15 лет);
  • создать эффект максимальной естественности благодаря оптическим свойствам композитов.

Прямая реставрация передних зубов пломбировочным материалом

Для косметической реставрации передних зубов бывает достаточно и одного визита к стоматологу. Все 6 этапов композитного восстановления опытный специалист произведет за 30-40 минут, из расчета на 1-2 передних зуба.

Похожие публикации