Движение зеленых в гражданской войне. «Зеленые» в Гражданской войне: третья сила

Движение зеленых - (green movement) -- социальное движение, первостепенный интерес которого связан с экологическими проблемами. Оно имеет широкую поддержку и занято загрязнением окружающей среды, сохранением живой природы, традиционной сельской местностью, а также контролем над формированием развития. Кроме того -- это сильное политическое крыло, которое являло собой мощное лобби в течение 1980-х гг. Партия зеленых была самой заметной в Западной Германии и Голландии, в конце 80-х гг. с переименованием в Партию экологии стала заметной в Великобритании. Однако многие сторонники движения поддерживают не традиционно политические, а практические проблемы, в решении которых могут участвовать как покупатели и любители природы. Перелет Р. А. Глобальные аспекты международного природоохранного сотрудничества // Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов. Т. 24. М., 2005. - С.98

Термин «зелёный» был присвоен политиками и маркетологами, и даже используется как глагол, например: «эта партия или её кандидат «позеленели». Обычно такие зелёные партии не поддерживают Зелёные партии во всех аспектах, но являются движениями или фракциями существующих или только организуемых политических партий (примером зелёной партии в России может выступать «Яблоко»).

Зелёные партии являются частью, но не обязательно представителями, бульшего политического движения (обычно называемого Зелёным движением) за реформы человеческого правления, которое лучше бы вписывалось в ограничения биосферы, чтобы обозначить его отдельно от участвующих в выборном процессе партий.

В некоторых странах, особенно во Франции и США, были или есть в настоящее время несколько партий с различными платформами, называющие себя Зелёными. В России первая официально зарегистрированная "партия зеленых" появилась в Ленинграде в апреле 1990 года. К настоящему времени ни одна партия зеленых в России не прошла перерегистрацию. Не было также зарегистрировано ни одной новой партии зеленых. Многие люди также путают Зелёные партии с Гринписом, всемирной неправительственной организацией, весьма заметной в экологическом движении, которая, как и Зелёное политическое движение, была основана в 1970-х и разделяет некоторые зелёные цели и ценности, но работает другими методами и не организована в политическую партию.

Часто проводят различие между «зелёными партиями» (обычно пишутся с маленькой буквы) в общем смысле, подчёркивающем экологизм, и по-особому устроенными политическими партиями, называемыми «Зелёными партиями» (с большой буквы), которые вырастают из принципов, называемых «Четырьмя столпами», и построенного на этих принципах процесса достижения консенсуса. Основное отличие между Зелёной партией и зелёной партией состоит в том, что первая, в дополнение к экологизму, также подчёркивает цели социальной справедливости и мира во всём мире.

Сами же организованные Зелёные партии могут порой не соглашаться с разделением на «зелёные» и «Зелёные» партии, так как многие зелёные утверждают, что без мира уважение к природе невозможно, а достижение мира без процветающих экорегионов нереально, таким образом видя «зелёные» принципы как часть новой когерентной системы политических ценностей.

«Четыре столпа» или «четыре принципа» Зелёных партий это: Перелет Р. А. Глобальные аспекты международного природоохранного сотрудничества // Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов. Т. 24. М., 2005. - С.99

· Экология -- экологическая устойчивость

· Справедливость -- социальная ответственность

· Демократия -- соответствующий процесс принятия решений

· Мир -- ненасилие

В марте 1972 года самая первая зелёная партия в мире (Объединённая тасманская группа) была сформирована на собрании общественности в г. Хобарт (Австралия). Примерно в это же время, на атлантическом побережье Канады, «Малая партия» была сформирована примерно с такими же целями. В мае 1972 собрание в Университете королевы Виктории в Веллингтоне (Новая Зеландия) создало «Партию ценностей», первую в мире национальную зелёную партию. Термин «зелёный» (немецкое grьn) был впервые придуман немецкими зелёными, когда они приняли участие в первых выборах на национальном уровне в 1980 году. Ценности этих ранних движений постепенно были закреплены в том виде, в котором они разделяются всеми сегодняшними Зелёными партиями по всему миру.

По мере того, как Зелёные партии постепенно вырастали снизу, от уровней кварталов до муниципальных, а затем (эко)региональных и национальных уровней, и часто управлялись процессом выработки решений посредством консенсуса, сильные местные коалиции стали непременным предварительным условиям для побед на выборах. Обычно рост вызывался одной-единственной проблемой, по которой зелёные могли перебросить мостик между политикой и заботами обычных людей.

Первым таким прорывом была Немецкая партия Зелёных, известная своей оппозицией ядерной энергии, как выражение анти-централистских и пацифистских ценностей, традиционных для зелёных. Они были основаны в 1980 году и, побывав в коалиционных правительствах на уровне земель в течение нескольких лет, попали в федеральное правительство вместе с Социал-демократической партией Германии в так называемом Красно-Зелёном Альянсе с 1998 года. В 2001 они достигли соглашения о свёртывании ядерной энергетики в Германии и согласились оставаться в коалиции и поддерживать немецкое правительство канцлера Герхарда Шрёдера по вопросу войны в Афганистане в 2001 году. Это осложнило их отношения с зелёными по всему миру, но продемонстрировало, что они были способны на сложные политические сделки и уступки.

Другие Зелёные партии, которые входили в правительства на национальном уровне, включают Финнскую Зелёную партию, Agalev (ныне "Groen!") и Ecolo в Бельгии, а также Французскую Зелёную партию.

Зелёные партии участвуют в определённом законодательством выборном процессе и пытаются влиять на выработку и исполнение законов в каждой стране, в которой они организованы. В соответствии с этим, Зелёные партии не призывают покончить со всеми законами или с законами, исполнение которых связано с (или потенциально чревато) применением насилия, хотя они предпочитают мирные подходы к исполнению законов, включая де-эскалацию и снижение вреда.

Зелёные партии часто путают с «левыми» политическими партиями, которые призывают к централизованному контролю за капиталом, но они (Зелёные) обычно выступают за чёткое разделение между общественным достоянием (на суше и на воде) и частными предприятиями, с небольшой долей сотрудничества между обоими -- предполагается, что более высокие цены на энергию и материалы создают эффективные и экологичные рынки. Зелёные партии редко поддерживают субсидии для корпораций -- иногда за исключением грантов на исследования по поиску более эффективных или экологичных промышленных технологий.

Многие «правые» Зелёные следуют более гео-либертарным взглядам, которые делают акцент на природном капитализме -- и переносе налогов со стоимости, созданной трудом или услугами, на потребление людьми богатств, созданных природным миром. Таким образом, Зелёные могут рассматривать процессы, в которых живые существа соревнуются за партнёров для спаривания, жилища, пищу, а также рассматривать экологию, когнитивные науки и политологию очень по-разному. Эти отличия имеют тенденцию приводить к дебатам по проблемам этики, формирования политики и общественного мнения по этим различиям во время соревнований лидеров партии. Так что единой Зелёной этики не существует.

Ценности туземных народов (или «Первых наций») и, в меньшей степени, этики Мохандаса Ганди, Спинозы и Крика, а также рост экологического сознания имели очень сильное влияние на Зелёных -- наиболее очевидное в их выступлениях за долгосрочное («семиколенное») планирование и предвидение и в личной ответственности каждого индивида за тот или иной моральный выбор. Эти идеи были собраны в «Десяти ключевых ценностях», подготовленных Партией Зелёных США, которые включают переформулировку «Четырёх Столпов», которые использовали Европейские Зелёные. На мировом уровне Глобальная Хартия Зелёных предлагает шесть ключевых принципов. Писарев В. Д. Экологизация международных отношений // США -- экономика, политика, идеология. 2006. - С. 34

Критики иногда утверждают, что универсальная и всеобъемлющая природа экологии, а также необходимость использования её в некоторой степени на благо человечества, подталкивают движение в рамках программы Зелёных партий к авторитарной и навязываемой силой политике, в частности в отношении средств производства, так как именно они поддерживают человеческую жизнь. Эти критики часто видят программы Зелёных лишь как одну из форм социализма или фашизма -- хотя многие Зелёные опровергают эти тезисы как относящиеся скорее к последователям теории Гайи или непарламентским группам, входящим в зелёное движение, но менее приверженным демократии.

Другие критикуют за то, что Зелёные партии имеют наибольшую поддержку среди хорошо образованных граждан развитых стран, в то время как их политика может выглядеть как направленная против интересов бедных в богатых странах и по всему миру. Например, сильная поддержка Зелёными косвенного налогообложения товаров, которые связываются с загрязнением окружающей среды, неизбежно приводят к тому, что менее обеспеченные слои населения взваливают на себя бомльшую долю налогового бремени. На глобальном уровне оппозиция Зелёных тяжёлой промышленности рассматривается критиками как действия против быстро проходящих стадию индустриализации бедных стран, таких как Китай или Таиланд. Участие Зелёных в движении антиглобалистов и ведущая роль Зелёных партий (в таких странах как США) в оппозиции соглашениям о свободной торговле также заставляют критиков утверждать, что Зелёные против открытия рынков богатых стран для товаров из стран развивающихся, хотя многие Зелёные заявляют о том, что они действуют во имя справедливой торговли (fair trade).

И, наконец, критики утверждают, что Зелёным присущ луддитский взгляд на технологию, что они противостоят таким технологиям как, например, генная инженерия (которую сами критики рассматривают в позитивном ключе). Зелёные часто играют ведущую роль в поднятии тем общественного здоровья, таких как избыточный вес, что критики рассматривают как современную форму морального паникёрства. И хотя технофобская точка зрения прослеживается в раннем зелёном движении и Зелёных партиях, Зелёные сегодня отвергают аргументы луддизма, противопоставляя им свою политику устойчивого роста и поощрения «чистых» технологических инноваций, таких как солнечная энергия и технологии борьбы с загрязнениями.

Платформы Зелёных черпают свою терминологию из науки экологии, а политические идеи -- из феминизма, левого либерализма, либертарного социализма, социальной демократии (социальной экологии) и иногда некоторых других.

Крайне редки для платформы Зелёных предложения снизить цены на ископаемые виды топлива, не маркировать генетически модифицированные организмы, либерализовать налоги, торговлю и тарифы с целью устранить защиту экорегионов или общин людей.

Некоторые проблемы затрагивают большинство зелёных партий по всему миру и часто могут способствовать глобальному сотрудничеству между ними. Некоторые из них затрагивают структуру партий, некоторые -- их политику: Френч Х. Глобальное партнерство для спасения Земли // США -- экономика, политика, идеология. 2006. - С.71

· Фундаментализм против реализма

· Экорегиональная демократия

· Реформа избирательной системы

· Земельная реформа

· Безопасная торговля

· Туземные народы

· Истребление приматов

· Уничтожение ливневых лесов

· Биобезопасность

· Здравоохранение

· Природный капитализм

По вопросам экологии, истребления видов, биобезопасности, безопасной торговли и здравоохранения, Зелёные как правило соглашаются до определённой степени (часто выражающейся в совместных соглашениях или декларациях), обычно на основе (научного) консенсуса, используя процесс достижения консенсуса.

Есть весьма определённые различия между Зелёными партиями и внутри них в каждой стране и культуре, и постоянно ведутся дебаты о балансе интересов природной экологии и индивидуальных нужд человека.


Рубрика: Главное
Текст: Русская Семёрка

Против Красных и Белых

Кандидат исторических наук Руслан Гагкуев так обозначил события тех лет: «В России жестокость Гражданской войны была обусловлена сломом традиционной русской государственности и разрушением вековых устоев жизни ». По его словам, в тех сражениях не было побеждённых, а были только уничтоженные. Именно поэтому сельские люди целыми деревнями, а то и волостями стремились любой ценой защитить островки своего мирка от внешней смертоносной угрозы, тем более что у них был опыт крестьянских войн. Это явилось самой главной причиной появления третьей силы в 1917-1923 годах - зелёных повстанцев.
В энциклопедии под редакцией С.С. Хромова «Гражданская война и военная интервенция в СССР» дано определение этому движению - это незаконные вооружённые формирования, участники которых скрывались от мобилизаций в лесах.
Впрочем, есть и другая версия. Так, генерал А.И. Деникин считал, что эти соединения и отряды получили своё название по имени некоего атамана Зелёного, который воевал и против белых, и против красных в западной части Полтавской губернии. Об этом Деникин написал в пятом томе «Очерков о русской смуте».

«Деритесь сами между собой»

В книге англичанина Х. Уильямсона «Прощание с Доном» приводятся воспоминания одного британского офицера, который в годы Гражданской войны находился в Донской армии генерала В.И. Сидорина. «На станции нас встретил конвой донских казаков… и подразделение под командой человека по фамилии Воронович, построившееся рядом с казаками. На «зелёных» практически не было формы, они носили преимущественно крестьянскую одежду с клетчатыми шерстяными кепками или потёртыми бараньими папахами, на которых был нашит крест из зелёной ткани. У них был простой зелёный флаг, и они выглядели крепкой и мощной группой солдат ».
На призыв Сидорина вступить в его армию «солдаты Вороновича» ответили отказом, предпочитая сохранять нейтралитет. В целом в начале Гражданской войны крестьянство придерживалось принципа: «Деритесь сами между собой». Однако белые и красные каждый день штамповали указы и приказы о «реквизициях, повинностях и мобилизации», тем самым вовлекая селян в войну.

Деревенские драчуны

Между тем ещё до революции сельские жители были искушёнными бойцами, готовыми в любую минуту схватиться за вилы и топоры. Поэт Сергей Есенин в поэме «Анна Снегина» привёл конфликт двух деревень Радово и Криуши.

Однажды мы их застали…
Они в топоры, мы тож.
От звона и скрежета стали
По телу катилась дрожь.

Таких стычек было множество. Дореволюционные газеты пестрели статьями о массовых драках и поножовщинах между жителями самых разных деревень, аулов, кишлаков, казачьих станиц, еврейских местечек и немецких колоний. Именно поэтому в каждом селении были свои хитроумные дипломаты и отчаянные командиры, ставшие на защиту местного суверенитета.
После Первой мировой войны, когда многие крестьяне, вернувшись с фронта, прихватили с собой винтовки-трёхлинейки и даже пулемёты, зайти просто так в такие селения было опасно.
Доктор исторических наук Борис Колоницкий в этой связи отметил, что регулярные войска зачастую испрашивали разрешения у старост на проход через такие деревни и нередко получали отказы. Но после того как силы стали неравными - в связи с резким усилением Красной армии в 1919 году, многие селяне были вынуждены уйти в леса, чтобы не попасть под мобилизацию.

Нестор Махно и Батька Ангел

Типичным командиром «зелёных» был Нестор Махно. Он прошёл сложный путь от политкаторжанина из-за участия в группе анархистов «Союз бедных хлеборобов» до командующего «зелёной» армией численностью 55 тысяч человек в 1919 году. Он и его бойцы были союзниками Красной армии, причём сам Нестор Иванович за взятие Мариуполя был награждён орденом Красного Знамени.
В то же время, будучи типичным «зелёным», он не видел себя вне родных мест, предпочитая жить грабежами помещиков и зажиточных людей. В книге «Самая страшная русская трагедия» Андрея Буровского приводятся воспоминания С.Г. Пушкарёва о тех днях: «Война шла жестокая, бесчеловечная, с полным забвением всех правовых и моральных принципов. Обе стороны грешили смертным грехом - убийством пленных. Махновцы регулярно убивали всех захваченных в плен офицеров и добровольцев, а мы пускали в расход пленных махновцев».
Если в начале и в середине Гражданской войны «зелёные» либо придерживались нейтралитета, либо чаще всего симпатизировали советской власти, то в 1920-1923 годах они воевали «против всех». Например, на тачанках батьки Ангела было написано: «Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют ».

Герои «Зелёных»

По меткому выражению крестьян того времени, советская власть для них была и матерью, и мачехой. Доходило до того, что сами красные командиры не знали, где правда, а где ложь. Однажды на крестьянском сходе у легендарного Чапаева спросили: «Василий Иванович, а ты за большевиков али за коммунистов»? Тот ответил: «Я за Интернационал».
Под таким же лозунгом, то есть «за Интернационал», воевал георгиевский кавалер А.В. Сапожков: он сражался одновременно «против золотопогонников и против лжекоммунистов, которые засели в Советах». Его соединение было разгромлено, а сам он застрелен.
Самым ярким представителем «зелёных» считается член партии левых эсеров А.С. Антонов, известный более как лидер Тамбовского восстания 1921-1922 годов. В его армии в ходу было слово «товарищ», а борьба велась под знаменем «За справедливость». Впрочем, многие «зелёноармейцев» не верили в свою победу. Например, в песне тамбовских повстанцев «Что-то солнышко не светит…» есть такие строки:

Поведут нас всех огулом,
Отдадут команду «Пли!».
Чур, не хныкать перед дулом,
Не лизать у ног земли!…

Одно из наиболее массовых общественно-политических движений в современном мире, объединяющее в своих рядах различные общественно-политические группы и организации, которые выступают против загрязнения окружающей среды, вредных последствий атомного, химического, биологического и других видов промышленного производства, за создание демократического общества, за сокращение военных бюджетов, численности армий, за разрядку международной напряженности. Начало движению положили маленькие группы, выступавшие в странах Западной Европы в 60-е гг. по конкретным экологическим проблемам. В 70-80-е гг. партии «зеленых» были созданы и начали активно действовать практически во всех западноевропейских странах, в том числе в Австрии, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Швейцарии, Дании, а также в Канаде, Японии, Новой Зеландии.

Программные положения «зеленых» включают широкий круг проблем. К ним относятся требования об охране природы и среды обитания человека в условиях современного индустриального общества; социальные положения, критикующие капиталистическую собственность на средства производства, предлагающие ликвидацию крупных экономических структур и развитие мелкого и среднего производства; меры по полной занятости и участию трудящихся в управлении заводами и фабриками; призывы к демократизации государства, установлению различных форм непосредственной демократии, прежде всего в виде различных «гражданских инициатив»; требования о защите мира, утверждении принципов мирного сосуществования, полного уничтожения атомного, химического и бактериологического оружия, отказа от использования космоса в военных целях, роспуска военных блоков, свободного развития всех народов. Движение «зеленых» объективно отражает нарастающее в широких слоях населения стремление к переменам, поиск альтернативы.

Движение в разных странах имеет свои особенности. Так, программа Партии защиты окружающей среды (Швеция) основывается на четырех принципах солидарности. Первый - это солидарность с природой. Нельзя брать у нее больше, чем она сможет потом восстановить. Необходимо бороться за создание экологически чистого производства. Второй принцип - солидарность с грядущими поколениями: надо оставить Землю нашим детям и внукам в таком состоянии, чтобы они смогли жить не хуже, чем мы. Третий принцип - солидарность со странами третьего мира, оказание им необходимой поддержки в борьбе против голода, инфекционных и иных болезней и т. п. Четвертый принцип - оказание помощи тем, кому трудно, кто бедствует, формирование сильных социальных программ, борьба против бюрократизации и централизации власти.

Какую же тактику действий предлагают «зеленые»? Она основана на ряде общих положений, исходящих из принципа ненасилия. Для достижения целей «зеленым» не подходят ни революция, ни реформы. Так что же в таком случае? «Замещение, постепенное вытеснение», - отвечают лидеры этого движения. При этом должна осуществляться «двойная стратегия» - действовать не только внутри парламента, других государственных органов, но прежде всего и главным образом - вне их.

По мнению «зеленых», необходимо расширить «фронт отказа» населения от продукции и производств, особо опасных для здоровья людей и окружающей среды, уничтожающих ценное сырье, проводить работу по распространению альтернативных проектов, используя для их поддержки все возможности партии «зеленых».

«Зеленые» указывают на необходимость производственной и профсоюзной борьбы трудящихся. Они считают, что такая борьба должна быть направлена прежде всего на сокращение рабочего времени, создание человеческих условий труда и возможное изменение в политике доходов. Причем парламентская деятельность должна координироваться и согласовываться с «базисными движениями», то есть с выступлениями масс. Демонстрации, сидячие забастовки, пикеты, раздача листовок, театрализованные действия с политическим подтекстом, включая концерты рок-групп, - все это берется «зелеными» на вооружение. Сочетание различных форм борьбы свидетельствует об их гибкой приспособляемости к самым разным условиям.

В последнее время из рамок движения «зеленых» выделились «синие». Если первые озабочены преимущественно спасением природы, то последние - спасением духовности человека. Основные направления деятельности Синего движения - практическое решение гуманитарно-просветительных, духовно-воспитательных и инициативно-организационных задач. Движение зародилось в России, но обращено ко всем людям Земли, поскольку духовный кризис переживает вся цивилизация. В России «синих» представляет общественная организация «За социальную экологию человека». В рамках ее программ создаются молодежные клубы «Синяя птица», где юноши и девушки приобщаются к прекрасному, познают историю и традиции своих народов, развивается новое, гуманитарное предпринимательство - вид бизнеса, в котором сочетаются коммерческий интерес и внимание к человеку и природе, формируются клубы Синего движения - гуманитарной защиты человека, реализуется всесоюзная программа «Лицей», возрождается Английский клуб в Москве и т. д. В 1990 г. создана Синяя конфедерация - союз сил, обеспокоенных духовно-нравственным положением человека. В нее вошли более ста различных культурно-просветительных, учебных, научных, а также деловых организаций, готовых совместными усилиями решать конкретные задачи гуманитарной защиты человека.

Социальную базу движения «зеленых» составляют молодежь, интеллигенция, различные слои трудящихся и предпринимателей, прогрессивные армейские круги, религиозные деятели. Наибольший размах оно приобрело в ФРГ, где в январе 1980 г. оформилось в Партию «зеленых», обладающую авторитетом в широких кругах общественности. На парламентских выборах 1987 г. Партия «зеленых» получила более 3 млн. голосов избирателей, ее фракция в бундестаге (парламенте ФРГ) насчитывает 42 депутата. В 1984 г. представители партий 9 стран создали «Координационный комитет «зеленых» в Европе». Считая парламентскую деятельность дополняющей массовое демократическое движение, «зеленые» вошли в парламенты Бельгии, Португалии, ФРГ, Швейцарии. В 1989 г. 24 представителя различных европейских экологических партий образовали в Европарламенте совместную фракцию для проведения в нем единой политики. На выборах в Европарламент в 1989 г. «зеленые» получили 38 мест.

Молодежь активно участвует в движении «зеленых». Ее привлекают прогрессивные антивоенные и экологические программы этого движения, призывы к созданию общества без эксплуатации и насилия. Привлекает молодежь также нацеленность ряда партий и организаций «зеленых» на конкретные позитивные дела, отрицание традиционной ориентации буржуазного общества на известную триаду «работа - карьера - потребление», ориентация на такие ценности, как взаимопомощь, отказ от потребительства, пропаганда духовных ценностей (меньше денег, меньше стрессов, больше человечности, больше времени для самообразования), поиски гармонии между природой и человеком, поддержка обездоленных. У молодежи вызывает определенный интерес выдвигаемая некоторыми идеологами «зеленых» концепция жизни в гармонии с природой в небольших экологически чистых сельскохозяйственных коммунах, которые существуют, не нанося ущерба флоре и фауне, переходя на возобновляемые источники энергии, заботясь о естественном возобновлении биологических ресурсов.

Среди «зеленых» есть сторонники так называемого экологического социализма, под которым понимается некое демократическое децентрализованное общество с предельно ограниченным потреблением ресурсов, безотходной технологией, состоящее из сельских коммун, экологически чистых городов. С социальной точки зрения это утопическое общество, однако в идее «экологического социализма» есть рациональные зерна. Это - протест против загрязнения окружающей среды в результате неразумного развития науки и техники, призывы к созданию демократических, экологически безопасных обществ.

Широкий размах движение «зеленых» приобретает в СНГ и странах Восточной Европы. Так, в России созданы Экологический союз и Экологический фонд, действуют многочисленные общества, активно борющиеся за решение острых экологических проблем. Большую известность получили выступления против строительства каналов Волга - Дон-2 и Волга - Чограй, так как реализация этих планов может привести к гибели Каспия; за экологическую сохранность озера Байкал, Аральского моря, запрет строительства атомных электростанций в курортных зонах (Крым), в тех местностях, где возможны землетрясения и подвижки почв. По сути всенародным стало движение по оказанию помощи в ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской АЭС. Благодаря суточному телемарафону, проведенному 26 апреля 1990 г. - в четвертую годовщину чернобыльской катастрофы, было собрано добровольных пожертвований для ликвидации ее последствий на сумму более 50 млн. рублей. Почти в каждом государстве есть свои экологические движения. В перспективе возможно преобразование некоторых экологических движений в политические партии. Увеличивается число совместных действий «зеленых» разных стран. К их числу относятся акции типа «Караван без берегов», телемарафоны, международные марши мира и др.

Всемирную известность приобрела международная экологическая организация «Гринпис» («Зеленый мир»). Сегодня она насчитывает более 30 отделений в 18 странах, 2 млн. действительных членов и многие миллионы сторонников. Штаб-квартира «Гринпис» находится в Амстердаме. «Гринпис» занимается следующей проблематикой: экология океана, состояние атмосферы и энергетики, токсические химические вещества, а также разоружение. Представители этой организации имеют электронную и спутниковую связь, что дает им возможность быстро реагировать на случаи возникновения экологических бед или катастроф. Широко известен вклад «Гринпис» в развитие антиядерного движения в тихоокеанском регионе, в формирование современного экологического мышления.

Молодежь многих стран мира поддерживает эту прогрессивную организацию. Ряд известных музыкантов и композиторов выступают в ее защиту, пропагандируют ее идеи. По инициативе «Гринписа» был подготовлен на международной основе альбом пластинок: в странах Восточной Европы он вышел под названием «Прорыв», а на Западе - «Рейнбоу уорриерс». Альбом помог пропаганде идей этой организации в тех регионах мира, где пока нет ее отделений.

Широкие круги международной общественности все яснее осознают необходимость объединения усилий всех людей доброй воли в защиту существования цивилизации. Здесь необходимо сотрудничество в общемировом масштабе: как на межгосударственном уровне, так и на уровне массовых движений в борьбе за сохранение мира, жизни, природы на нашей планете. Особую роль в этом движении призвана сыграть молодежь, составляющая более половины населения Земли.

Зеленые vs красных & белых Кандидат исторических наук Руслан Гагкуев так обозначил события тех лет: «В России жестокость гражданской войны была обусловлена сломом традиционной русской государственности и разрушением вековых устоев жизни». По его словам, в тех сражениях не было побежденных, а были только уничтоженные. Именно поэтому сельские люди целыми деревнями, а то и волостями стремились любой ценой защитить островки своего мирка от внешней смертоносной угрозы, тем более что у них был опыт крестьянских войн. Это явилось самой главной причиной появления третьей силы в 1917-1923 годах – «зеленых повстанцев».

В энциклопедии под редакцией С.С. Хромова «Гражданская война и военная интервенция в СССР» дано определение этому движению – это незаконные вооруженные формирования, участники которых скрывались от мобилизаций в лесах. Впрочем, есть и другая версия. Так генерал А.И. Деникин считал, что эти соединения и отряды получили свое название по имени некого атамана Зеленого, который воевал и против белых, и против красных в западной части Полтавской губернии. Об этом Деникин написал в пятом томе «Очерков о русской смуте». «Деритесь сами между собой» В книге англичанина Х. Уильямсона «Прощание с Доном» приводятся воспоминания одного британского офицера, который в годы Гражданской Войны находился в Донской Армии генерала В.И. Сидорина. «На станции нас встретил конвой донских казаков... и подразделения под командой человека по фамилии Воронович, построившееся рядом с казаками. На «зеленых» практически не было формы, они носили преимущественно крестьянскую одежду с клетчатыми шерстяными кепками или потертыми бараньими папахами, на которых был нашит крест из зеленой ткани. У них был простой зеленый флаг, и они выглядели крепкой и мощной группой солдат». На призыв Сидорина вступить в его армию «солдаты Вороновича» ответили отказом, предпочитая сохранять нейтралитет. В целом в начале Гражданской войны крестьянство придерживалось принципа: «Деритесь сами между собой». Однако «белые» и «красные» каждый день штамповали указы и приказы о «реквизициях, повинностях и мобилизация», тем самым вовлекая селян в войну. Деревенские драчуны Между тем, еще до революции сельские жители были искушенными бойцами, готовые в любую минуту схватиться за вилы и топоры. Поэт Сергей Есенин в поэме «Анна Снегина» привел конфликт двух деревень Радово и Криуши. Однажды мы их застали... Они в топоры, мы тож. От звона и скрежета стали По телу катилась дрожь. Таких стычек было множество. Дореволюционные газеты пестрели статьями о массовых драках и поножовщинах между жителями самых разных деревень, аулов, кишлаков, казачьих станиц, еврейских местечек и немецких колоний. Именно поэтому в каждом селении были свои хитроумные дипломаты и отчаянные командиры, ставшие на защиту местного суверенитета. После Первой мировой войны, когда многие крестьяне, вернувшись с фронта, прихватили с собой винтовки-трехлинейки, и даже пулеметы, зайти просто так в такие селенья было опасно. Доктор исторических наук Борис Колоницкий в этой связи отметил, что регулярные войска зачастую испрашивали разрешения у старост на проход через такие деревни и нередко получали отказы. Но после того, как силы стали неравными в связи с резким усилением Красной Армии в 1919 году, многие селяне были вынуждены уйти в леса, чтобы не попасть под мобилизацию. Нестер Махно и Батька Ангел Типичным командиром «зеленых» был Нестор Махно. Он прошел сложный путь от политкаторжанина из-за участия в группе анархистов «Союз бедных хлеборобов» до командующего «Зеленой Армии», численностью 55 тысяч человек в 1919 году. Он и его бойцы были союзниками Красной Армии, причем сам Нестер Иванович за взятие Мариуполя был награжден орденом Красного Знамени.

В то же время, будучи типичным «зеленым» он не видел себя вне родных мест, предпочитая жить грабежами помещиков и зажиточных людей. В книге «Самая страшная русская трагедия» авторства Андрея Буровского, приводятся воспоминания С.Г. Пушкарева о тех днях: «Война шла жестокая, бесчеловечная, с полным забвением всех правовых и моральных принципов. Обе стороны грешили смертным грехом - убийством пленных. Махновцы регулярно убивали всех захваченных в плен офицеров и добровольцев, а мы пускали в расход пленных махновцев». Если в начале и в середине Гражданской войны «зеленые» либо придерживались нейтралитета, либо чаще всего симпатизировали советской власти, то в 1920-1923 году они воевали «против всех». Например, на тачанках одного командира «Батько Ангел» было написано: «Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют» Герои «зеленых» По меткому выражению крестьян того времени, советская власть для них была и матерью, и мачехой. Доходило до того, что сами красные командиры не знали, где – правда, а где – ложь. Однажды на крестьянском сходе у легендарного Чапаева спросили: «Василий Иванович, а ты за большевиков али за коммунистов»? Тот ответил: – «Я за Интернационал». Под таким же лозунгом, то есть «За Интернационал» воевал георгиевский кавалер А. В. Сапожков, который сражался одновременно «против золотопогонников и против лже-коммунистов, которые засели в Советах». Его соединение было разгромлено, а сам он – застрелен. Самым ярким представителем «зеленых» считается член партии левых эсеров А. С. Антонов, известный более, как лидер Тамбовского Восстания 1921-1922 годов. В его армии в ходу было слово «товарищ», а борьба велась под знаменем «За справедливость». Впрочем, большинство «зеленоармейцев» не верили в свою победу. Например, в песне тамбовских повстанцев «Что-то солнышко не светит…» есть такие строки: Поведут нас всех огулом, Отдадут команду «Пли!» Чур, не хныкать перед дулом, Не лизать у ног земли!..

Среди многообразия терминов, которыми мы пользуемся, ведя разговор об окружающем нас мире, есть один, родившийся в годы Гражданской войны и доживший до наших дней, но получивший совершенно иное значение. Это движение «зелёных». В давние времена так назывались повстанческие выступления крестьян, защищавших с оружием в руках свои права. Сегодня так именуют сообщества людей, защищающих права окружающей нас природы.

Российское крестьянство в послереволюционные годы

"Зелёное" движение в годы Гражданской войны - это массовые выступления крестьян, направленные против основных претендентов на захват власти в стране - большевиков, белогвардейцев и иностранных интервентов. Как правило, руководящими органами государства они видели свободные Советы, сформированные в результате независимого волеизъявления всех граждан и чуждые любым формам назначения сверху.

Движение "зелёных" имело огромное значение в ходе войны, уже потому, что его основная сила - крестьяне - составляли большинство населения страны. От того, кому из противоборствующих сторон они окажут поддержку, часто зависел ход Гражданской войны в целом. Это прекрасно понимали все участники боевых действий и по мере сил старались привлечь на свою сторону многомиллионные крестьянские массы. Однако далеко не всегда это удавалось, и тогда противостояние принимало крайние формы.

Негативное отношение селян и к большевикам, и к белогвардейцам

Так, например, в Центральной части России отношение крестьян к большевикам носило двойственный характер. С одной стороны, они их поддерживали после известного декрета о земле, закрепившего за крестьянами помещичьи угодья, с другой стороны, зажиточные крестьяне и большая часть середняков выступали против продовольственной политики большевиков и принудительного изъятия продуктов сельского хозяйства. Эта двойственность нашла своё отражение в ходе Гражданской войны.

Социально чуждое крестьянам белогвардейское движение также редко находило у них поддержку. Несмотря на то что в рядах служило много селян, большинство из них было набрано силой. Об этом свидетельствуют многочисленные воспоминания участников тех событий. Кроме того, белогвардейцы нередко принуждали крестьян к исполнению различных хозяйственных повинностей, ничем не компенсируя затраченные время и силы. Это также вызывало недовольства.

Крестьянские восстания, вызванные продразвёрсткой

"Зелёное" движение в Гражданской войне, направленное против большевиков, как было уже сказано, вызывалось главным образом недовольством политикой продразвёрстки, обрекавшей на голодную смерть тысячи крестьянских семей. Неслучайно поэтому основной накал страстей пришёлся на 1919-1920 год, когда принудительное изъятие сельхозпродуктов приняло самый широкий масштаб.

Среди наиболее активных выступлений, направленных против большевиков, можно назвать движение "зелёных" в Ставрополье, начавшееся ещё в апреле 1918 года, и последовавшее через год массовое восстание крестьян в Поволжье. По некоторым данным, в нём приняли участие до 180 000 человек. В целом же за первую половину 1019 года произошло 340 вооружённых выступлений, охвативших более двадцати губерний.

Эсеры и их программа «Третий путь»

"Зелёное" движение в годы Гражданской войны пытались использовать в своих политических целях представители и меньшевиков. Они выработали совместную тактику борьбы, направленную на два фронта. Своими противниками они объявили как большевиков, так и А. В. Колчака и А. И. Деникина. Эта программа получила название «Третий путь» и была, по их словам, борьбой против реакции слева и справа. Однако эсеры, далёкие от крестьянских масс, не смогли объединить вокруг себя значительных сил.

Крестьянская армия Нестора Махно

Наибольшую популярность лозунг, провозглашавший «третий путь», получил на Украине, где в течение длительного времени вела боевые действия крестьянская повстанческая армия под командованием Н. И. Махно. Отмечено, что основной её костяк составляли зажиточные крестьяне, успешно занимавшиеся земледелием и торговавшие хлебом.

Они активно включились в передел помещичьей земли и возлагали на это большие надежды. В результате именно их хозяйства стали объектами многочисленных реквизиций, проводимых поочерёдно большевиками, белогвардейцами и интервентами. Стихийно возникшее на Украине движение "зелёных" стало реакцией на подобное беззаконие.

Особый характер армии Махно придал анархизм, приверженцами которого были как сам главнокомандующий, так и большинство его командиров. В этой идее наиболее привлекательной была теория «социальной» революции, разрушающей всякую государственную власть и устраняющей, таким образом, главный инструмент насилия над личностью. Основным положением программы батьки Махно было народное самоуправление и отвержение любой формы диктата.

Народное движение под руководством А. С. Антонова

Не менее мощное и масштабное движение "зелёных" наблюдалось в Тамбовской губернии и в Поволжье. По имени своего руководителя оно получило название «Антоновщина». В этих районах крестьяне ещё в сентябре 1917 года взяли под свой контроль помещичьи земли и стали активно их разрабатывать. Соответственно, повысился их жизненный уровень, и впереди открывалась благоприятная перспектива. Когда же в 1919 году началась масштабная продразвёрстка, и у людей стали отнимать плоды их труда, это вызвало самую острую реакцию и заставило крестьян взяться за оружие. Им было что защищать.

Особенный накал борьба приняла в 1920 году, когда на Тамбовщине случилась сильная засуха, уничтожившая большую часть урожая. В этих трудных условиях то, что все же удалось собрать, было изъято в пользу Красной Армии и горожан. В результате подобных действий властей вспыхнуло народное восстание, охватившее несколько уездов. В нём приняло участие около 4 000 вооружённых крестьян и более 10 000 человек с вилами и косами. Руководителем и вдохновителем стал член партии эсеров А.

Разгром Антоновщины

Он, как и прочие лидеры "зелёного" движения, выдвигал ясные и простые лозунги, понятные каждому селянину. Главным из них был призыв к борьбе с коммунистами для построения свободной крестьянской республики. Следует отдать должное его командирским способностям и умению вести гибкую партизанскую войну.

В результате восстание вскоре перекинулось на другие районы и приняло ещё больший масштаб. Большевистскому правительству стоило огромных усилий подавить его в 1921 году. Для этой цели на Тамбовщину были направлены снятые с Деникинского фронта части во главе с М. Н. Тухачевским и Г. И. Котовским.

Современное общественное движение «Зелёные»

Отгремели бои Гражданской войны, и ушли в прошлое те события, о которых рассказывалось выше. Многое из той эпохи навсегда кануло в Лету, но удивительное дело - в нашем обиходе сохранился термин «Зелёное движение», хотя и приобрёл он совершенно иной смысл. Если в начале прошлого века это словосочетание означало борьбу за интересы тех, кто возделывал землю, то в наши дни участники движения борются за сохранение самой кормилицы-земли со всеми её природными богатствами.

«Зелёные» - экологическое движение современности, которое противостоит пагубному влиянию негативных факторов технического прогресса на окружающую среду. В нашей стране они появились в середине восьмидесятых годов прошлого века и за свою историю прошли несколько этапов развития. По данным, опубликованным в конце прошлого года, число экологических групп, входящих в общероссийское движение, достигает тридцати тысяч.

Важнейшая неправительственная организация

Среди наиболее известных − движение «Зелёная Россия», «Родина», «Зелёный патруль» и ряд других организаций. Каждое из них имеет свои характерные особенности, но всех их объединяет общность задач и тот массовый энтузиазм, который присущ их членам. В целом данный сектор общества существует в форме неправительственной организации. Он является своего рода третьим сектором, не относящимся ни к госструктурам, ни к частному бизнесу.

Политическая платформа представителей современных "зелёных" движений базируется на конструктивном подходе к перестройке экономической политики государства в целях гармоничного сочетания интересов людей и окружающей их природы. В подобных вопросах не может быть компромиссов, так как от их решения зависит не только материальное благополучие людей, но также их здоровье и жизнь.

Похожие публикации