Что делают в Пасху, традиции. Что делают перед и после Пасхи, обычаи

Заканчивается Великий пост и приближается праздник Пасхи. А это значит, что по всей стране будут проходить праздничные гуляния, верующие будут печь , готовить пасху, красить яйца и просто наслаждаться Празником. Но очень немногие из празднующих Пасху на самом деле знают, что значит этот праздник, когда он появился и что символизируют все пасхальные атрибуты. И чтобы помочь в этом разобраться, мы расскажем об истории и сущности праздника Пасхи и его значении для верующих.

Пасха в Древнее время

Изначально традиция праздновать Пасху пошла от еврейского народа и была связана с освобождением евреев из египетского рабства пророком Моисеем. Тогда название этого праздника звучало как Пе сах – «проходить», в значении «избавлять», «щадить». Празднование Пасхи у евреев проходило 7 дней, которые каждый правоверный иудей должен был провести в Иерусалиме. В память об исходе из Египта, в день Пасхи у евреев практиковалось ритуальное заклание в Храме однолетнего ягненка мужского пола, без порока, которого потом запекали на огне, и съедали полностью, не преломив костей, с опресноками (пресным хлебом – мацой) и горькими травами в семейном кругу в пасхальный вечер. Этот агнец так и назывался – Пасха – и служил прообразом Спасителя и напоминанием о его грядущем приходе. Горькие травы символизировали горечь египетского рабства. Также в пасхальный вечер семья употребляла в пищу кашицу из фруктов и орехов и четыре бокала вина, а отец семейства рассказывал за праздничным столом историю об исходе евреев из египетского рабства. Хлеб, как уже было сказано, употреблялся только пресный – в память о том, что евреи с большой спешкой выходили из Египта и не успели заквасить хлеб.

Пасха в период раннего христианства

После прихода Иисуса Христа Пасха была переосмыслена и приобрела совсем иное значение. Теперь Пасха являла собой прообраз смерти и Воскресения Христа. В Писании эти изменения были описаны следующим образом: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1, 29). «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).

Сейчас уже невозможно точно определить, какого именно числа (в нашем летоисчислении) произошло событие Воскресения. Например, в 2011 году дата Пасхи выпадает на 24 апреля. Слово «выпадает» выбрано не случайно. Как известно, дата празднования Пасхи не фиксированная, как у большинства праздников. И расчёт этой даты достаточно сложен.

Дело в том, что евреи жили по лунному календарю, а не по солнечному, как мы сейчас. Эти календари отличаются друг от друга на 11 дней: в солнечном году, как известно, 365 дней, а в лунном – 354 дня. Помимо этого, в лунном календаре очень быстро накапливаются ошибки, скорректировать которые невозможно. Именно поэтому сейчас сложно рассчитать день, на который выпадет праздник Пасхи.

В Евангелии записано, что Христос был распят в пятницу 14-го дня, а вокрес 16-го дня месяца Нисана, «в первый день недели» (после субботы). В раннее христианство этот день был назван Господним, позже, у славян, стал называться воскресеньем. Сам же месяц Нисан соответствовал современному марту-апрелю.

Остро вопрос о выборе дня и торжественном праздновании Пасхи раз в году встал только к II-III веку н.э., потому что случалось так, что христиане, жившие на различных территориях, имели разные календари - и поэтому дата празднования Пасхи различалась всё сильнее и сильнее. Помимо этого, иудейская Пасха и Пасха христиан Малой Азии продолжали существовать как отдельные праздники. Исходя из сложившейся ситуации, в IV в. Церковь приняла решение, что Пасха будет отмечаться в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Период, на который может выпасть этот день, определялся как 4 апреля – 8 мая. Обязанность уведомления о выбранном дне Пасхи каждый год лежала на Александрийском епископе, который, руководствуясь специальными астрономическими вычислениями, особыми пасхальными посланиями извещал все церкви о дне Пасхи в текущем году.

Как же изменилась внешняя атрибутика праздника в период раннего христианства? В сочинениях о Пасхе различных христианских писателей (Аполлинария Иерапольского, св.Ипполита Римского и др.) говорится, что Великий пост перед Пасхой символизировал страдания и смерть Христа, а Пасха теперь называлась «Крестной». Пост продолжался до воскресной ночи, после чего отмечалось Воскресение Христово как Пасха радости, или «Пасха воскресная». До сих пор многие праздничные элементы Пасхи, сформировавшиеся в раннехристианское время, сохранились в службах Великих Четверга, Пятницы и Субботы, в особой структуре ночной службы в неделю Пасхи, в праздновании воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

Пасха в период Cредних веков и Новое время

С VIII в., когда Рим принимает восточную Пасхалию, и в течение 500 лет Пасха празднуется по договоренности между Церквями Востока и Запада.

Но в 1582г. на смену ранее действовавшему юлианскому календарю пришёл грегорианский (названный по имени папы Римско-католической Церкви Григория XIII). С 1583г. папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской, в результате чего произошёл переход к более точным астрономическим датам - и католическая Пасха, в зависимости от года, стала праздноваться раньше иудейской или совпадать с ней и опережать в среднем на месяц.

Пасха в современном мире

В первой трети X в. проводились попытки создать новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский, но эти стремления не увенчались успехом, и на московском совещании было принято решение, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными Церквями по юлианскому календарю, а непереходящие – по тому календарю, которым живёт данная Церковь.

Сегодня юлианским календарем всецело пользуется только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Православные Церкви, а также Афон. Финляндская Православная Церковь полностью перешла на григорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники по новому стилю.

Празднование Пасхи и пасхальные традиции в современном мире

В современном мире празднику Пасхи предшествует семинедельный пост – как время покаяния и духовного очищения. После поста, в праздничное Воскресенье, начинается пасхальное богослужение, которое отличается от обычных церковных служб и структурой, и словами, которые на ней произносят.

Все верующие во время пасхальной службы стараются обязательно причаститься, а после окончания службы верующие «христосуются», то есть целуются при встрече и обмениваются словами: «Христос Воскресе!» и «Воистину Воскресе!»

Празднование Пасхи длится сорок дней – по количеству дней, сколько Христос являлся Своим ученикам, после чего вознёсся к Богу-Отцу. В течение этого времени, а особенно в первую неделю, самую торжественную, люди ходят друг к другу в гости, обмениваются куличами и .

Что же значат пасхальные атрибуты, использующиеся в праздновании Пасхи? Почему мы печём куличи, красим яйца, «христосуемся» и ждём благодатного огня? Сейчас мы рассмотрим самые основные пасхальные атрибуты и попытаемся ответить на все эти вопросы.

Кулич

Является символом церковного артоса, то есть большого хлеба, на котором изображены терновый венок и крест или образ Воскресенья. Этот хлеб издревле считался символом победы Христа над смертью, апостолы во время трапезы всегда оставляли пустое место за столом в середине и клали на него хлеб, предназначенный Христу. С артосом связан даже церковный пасхальный обряд, выражающийся в том, что артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе по примеру апостолов, а в конце пасхальной недели, в субботу, благословив, раздают верующим.

Крашеные яйца

Прежде всего, стоит сказать, почему яйцо. По преданию, Мария Магдалина, прибыв в Рим для проповедования Евангелия, преподнесла в дар императору Тиберию яйцо, так как на большее у неё просто не хватило денег.Во время подношения, проповедница сказала императору, что Христос воскрес из мёртвых, подобно цыплёнку, который вылупится из этого яйца.

А почему же крашеное? Дело в том, что император в ответ на такие слова Магдалины спросил: «Как может человек восстать из мёртвых? Это всё равно, что яйцо сейчас превратилось бы из белого в красное». И тут же произошло чудо – яйцо превратилось из белого в красное, символизируя пролившуюся кровь Христа.

В России также принято катать пасхальные яйца по земле, чтобы она была плодородной.

Пасхальный огонь

Пасхальный огонь, символизирующий Свет Божий, просвещающий все народы после Христова воскресения, играет большую роль в пасхальном богослужении. Есть пасхальная традиция, согласно которой в Великую Субботу, накануне Пасхи, в Гробе Господнем появляется благодатный огонь, который впоследствии разносится по православным храмам для того, чтобы верующие могли зажечь от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём с собой и стараются поддерживать этот огонь весь год.

В дореволюционной России существовала, а на Западе до сих пор существует традиция разжигания на прихрамовой территории большого костра. Этот костёр является символом Света и Обновления, а также иногда его понимают как символ сожжения Иуды. Помимо этого, у пасхального костра есть ещё один смысл – возле него могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому его можно понимать как костёр, возле которого грелся Пётр.

Пасхальное приветствие(«христосование»)

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней у верующих принято «христосоваться», приветствуя друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», и троекратно целоваться. Эта пасхальная традиция идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым».

И напоследок хотелось бы сказать, что Пасха – это ещё один замечательный повод и провести выходные по-особенному. Если Вы живёте недалеко от леса или парка, можно сделать небольшую кормушку, собрать крошки от праздничного кулича и сходить в лес покормить птиц. Малышу это подарит незабываемые впечатления! Если рядом с Вашим домом есть детские центры или просто проводятся уличные гуляния, будет очень хорошей идеей поучаствовать в этом вместе с Вашим малышом. Ну и, конечно же, если Вы живёте в столице, нельзя забывать ежегодные пасхальные гуляния в центре Москвы – на Красной площади, Васильевском спуске, в Храме Христа Спасителя. Главное в этот день – не сидеть дома, а воспользоваться дополнительной возможностью устроить праздник себе и своему ребёнку!

В период земной жизни Иисуса Христа главным праздником для всего еврейского народа была Ветхозаветная Пасха, которая хранила в себе память об исходе израильтян из Египта и освобождении их от рабства. В те времена в этот праздник не пекли куличей и не красили яиц. Древние иудеи совершали пасхальные жертвоприношения в виде козлят и агнцев (ягнят), а также ели национальные кушанья, символизирующие горечь рабства и трудности долгих скитаний по египетской пустыне.

Ветхий Завет рассказывает нам о страданиях, которые приняли израильтяне в Египте, где их превратили в рабов. Они мучились в неволе 400 лет, и поколение за поколением работали на египетских правителей. В 13 веке до нашей эры Бог повелел пророку Моисею, который не в силах был видеть мучения своего народа, идти к фараону и просить освобождения для иудеев.

Но правитель Египта не внял мольбам Моисея. И тогда Бог решил наказать фараона и наслал на его страну десять казней египетских. Сначала он превратил воду в кровь, затем были страшные нашествия жаб, мошек и пёсьих мух, мор скота, язвы и нарывы, молнии и огненный град, а затем нашествие саранчи и тьма. Все египтяне страдали от ужасных бедствий, но фараон отказывался дать свободу богоизбранному народу. И тогда пришло время самой страшной, десятой казни - смерти первенцев.

В ночь перед расправой над детьми Бог сказал пророку Моисею, что для того, чтобы ангел смерти прошел мимо домов иудеев, все они должны принести в жертву невинного агнца и окропить его кровью свои двери. Так и было сделано. В ту страшную ночь погибло бесчисленное множество детей, и напуганный фараон разрешил иудеям покинуть Египет. Таким образом еврейский народ освободился от египетского гнёта.

В память об этом великом событии был установлен праздник Ветхозаветной Пасхи - Песах. Его название переводится как «прошедший мимо» и символизирует то, что ангел смерти, убивающий первенцев, не вошел в их дома и даровал их детям не только жизнь, но и свободу.

Традиции празднования Песаха

Испокон веков при праздновании Песаха особое внимание уделялось ритуальной трапезе, которая символизировала собой страдания иудеев в Египте. В этот день на стол всегда ставилось блюдо, на котором должно быть следующее.

Также Пасха во времена Христа сопровождалась принесением в жертву агнца или козлёнка. Но Сын Божий призвал иудеев отказаться от этого «кровавого обычая». Он не дал совершить жертвоприношение, а во время праздничной трапезы (Тайной вечери) преломил хлеб и запил его вином, которое символизировало собой кровь жертвенного животного.

Тайная вечеря состоялась после захода солнца в четверг, а в пятницу Спаситель был распят на кресте. Но на третий день после его казни Бог явил чудо и воскресил Иисуса Христа, принявшего смерть за все человеческие грехи. И с тех пор все православные христиане славят чудесное воскрешение Спасителя, отмечая праздник Новозаветной Пасхи.

Праздник Пасхи был и остается одним из главных религиозных торжеств. В этот день христиане всего мира славят воскрешение Иисуса Христа, ставшее символом вечной жизни и искупления человеческих грехов.

Языческая Пасха как предшественник Светлого Христова Воскресения

В пятом веке нашей эры церковь уже окончательно определила каноны празднования Светлого Воскресения, и при этом, видимо, позаимствовала и некоторые языческие традиции двух славянских празднеств, отмечаемых ранней весной. Еще в первых столетиях нашей эры, после таяния снегов, отмечался славянский древний праздник Пасхет, на который было принято красить яйца и бить их друг об друга. Название праздника переводится на современный язык как «путь к избавлению», а само торжество было приурочено к окончанию 15-летнего исхода славян из Даарии и неоднократно упоминается в Ведах.

Старинная легенда гласит, что в незапамятные времена на прародину наших предков напали страшные существа - кощеи. Тогда, по преданию, землю освещали три луны: Месяц, Леля и Фата. По легенде, темные силы захватили луну Лелю, где и устроили себе логово. И тогда один из главных славянских божеств Даждьбог уничтожил Лелю, а вместе с ней и кощеев, убивающих людей.

Но случилось страшное: луна сначала обрушилась на землю миллионами огненных осколков, а затем Даарию накрыл потоп, погубивший многие тысячи человек. Но некоторым арийским семьям удалось спастись, и они 15 лет бродили по горным дорогам, мучимые голодом и холодом, пока не дошли до континента, где получили возможность спокойно жить на плодородной земле, выращивать урожай, строить дома.

Окончание исхода из Даарии стало одним из величайших славянских празднеств. Каждый год ранней весной наши далекие предки в память об огненном дожде красили на Пасхет куриные яйца в цвет охры и били ими друг друга. Считалось, что если яйцо разобьется, то оно символизировало злого кощея, если же останется целым - то доброго Даждьбога.

Интересно, что примерно в тот же период, в середине апреля, древние славяне отмечали еще один великий праздник - День завершения свадьбы неба и земли. Эта дата знаменовала собой окончание зимы и готовность земли к посевным работам. Наши предки были язычниками и пытались в этот день умилостивить богов плодородия. Женщины водили на полях хороводы и пели обрядовые песни, заряжая землю положительной энергетикой. Готовились также и праздничные кушанья:

  • высокие хлебы как символ мужского начала;
  • специальные мягкие творожные пироги круглой формы как символ женственности;
  • особое место на праздничных столах занимали яйца, которые испокон века олицетворяли чудо зарождения новой жизни.

Многие традиции языческих славянских празднеств, действительно, напоминают пасхальные. Именно из-за этого некоторые атеисты и по сей день считают, что Пасха - это языческий праздник, позаимствованный церковью у древних славян. Однако эта мысль абсурдна для любого христианина, так как важно не то, какие действия мы совершаем в этот день, а то, какой мы в них вкладываем смысл.

История Пасхи. Истинное значение праздника. Языческие и христианские традиции в праздновании Пасхи. Пасхальные символы, обряды и поверья. Современные пасхальные традиции.

Пасха – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире. Ему предшествует суровый сорокадневный пост, к нему готовятся заранее: убирают в домах, готовят праздничную трапезу, пекут куличи. С ним связано множество традиций, обрядов и поверий. Но знаем ли мы, что это за праздник, Пасха? Как он появился и что означает? Какова история возникновения Пасхи?

История праздника Пасха

Праздник в честь Воскресения Бога существовал у разных народов задолго до возникновения христианства. Египтяне в канун апреля устраивали гуляния в честь воскресения бога Осириса. Древние кельты и германцы поклонялись богине весны и плодородия Остаре, отмечая приход весны крашеными яйцами и маленькими пшеничными булочками. А в Древней Греции прославляли богиню плодородия Деметру.

Праздник весны у славян

Славяне также отмечали праздник пробуждения природы. У наших предков была своя покровительница – Царь-Девица или Зоря. Славяне верили: когда встречаются два весенних месяца – март и апрель, Царь-Девица появляется из-за моря и одним взглядом своим заставляет растения буйно цвести, курей – нестись, коров – давать больше молока. В красавицу Зорю влюбляется Ярило – Бог Весеннего Солнца, что носит белые одежды и венок из первых трав.

Мужчины в Праздник весны разжигали костры, стараясь изо всех сил подражать Солнцу: если огонь будет гореть, пока не погаснет заря, сбудутся все желания. Горящие костры также символизировали победу весны над зимой. А для прекрасной половины населения Пасха была более экзотичной. Женщины на утренней зорьке собирались в условленном месте, выбирали себе богиню, раздевали ее догола и обливали студеной водой. Подруги украшали тело девушки травами, полевыми цветами и впрягали ее в плуг: в таком виде она должна была пройти вокруг всей деревни. Смысл этого обычая очень простой: Зоря (Царь-Девица, она же Весна) призывала к плодородию землю и пробуждала к жизни растения.

По возвращению домой усталые, но довольные поселяне накрывали праздничный стол, а после трапезы обливали друг друга водой, водили хороводы и прыгали через костер.

История появления Пасхи. Происхождение слова «пасха»

У иудейских племен еще 5 тысячелетий назад Пасха была праздником отела скота, потом ее связывали с началом сбора урожая, а позднее – с освобождением еврейского народа из египетского рабства. Именно после того, как Моисей вывел евреев из Египта, и был установленный праздник, названный Пасхой, что в переводе означает «избавление». Так же как и евреи избежали погибели в рабстве и обрели землю обетованную благодаря Моисею, так и православные христиане обрели вечную жизнь благодаря вере в своего Спасителя – Иисуса Христа. Новозаветная христианская Пасха празднуется после ветхозаветной иудейской: так сложилось, что Христос был распят в тот самый вечер, когда у евреев принято закалывать к Пасхе ягненка, а воскрес уже после наступления еврейского праздника.

Христианская пасха

Каждый год мы отмечает Пасху в разное время. В григорианском календаре этот праздник не имеет привязки к какому-то конкретному дню, так как с 325 года его дата рассчитывается по солнечно-лунным циклам: Пасха отмечается в первое воскресенье после полнолуния, что наступает после весеннего равноденствия.

Христианская или Новозаветная Пасха – это праздник, что наполнился новым смыслом: радостью воскресения сына Божьего, победой Жизни над смертью, света над тьмой. Очень символично то, что россияне празднуют Пасху в воскресенье: это служит нам напоминанием о том, что именно в этот день – в воскресенье, воскрес Иисус Христос.

История праздника Пасха в России. Православная Пасха

Традиционная православная Пасха пришла на Русь вместе с крещением, и народ принял нового Бога – Иисуса Христа, передав ему функции Царь-Девицы. А вот традиции празднования остались прежними. Еще долго Пасха походила на языческое празднество.

Пасхальные традиции и обряды

Со временем появились у православных славян и новые поверья, ритуалы, обычаи. Многие приурочены Страстной неделе (Страстной седмице), предшествующей Великому дню Светлого Христова Воскресения.

В Чистый четверг до восхода солнца купались в проруби, реке или в бане, в этот день причащались и принимали таинство, убирали в избе, белили печи, ремонтировали ограды, приводили в порядок колодцы, а в Средней полосе России и на Севере окуривали жилища и хлева ветвями можжевельника. Можжевеловый дым считался целебным: люди верили, что он защищает близких и «животинку» от болезней и всякой нечисти. В Чистый четверг освящали соль и ставили ее на стол рядом с хлебом, пекли куличи, пасхальную бабу, медовые пряники, варили овсяный кисель, чтобы задобрить мороз.

Пасхальная трапеза

Исстари в воскресное утро вся семья собиралась за праздничным столом. После торжественного богослужения в храме возвращались домой, покрывали стол белой скатертью и раскладывали на нем принесенную из церкви обрядовую еду. Семейная трапеза начиналась с освященного яйца: его кусочек доставался каждому, кто сидел за столом. После этого всем полагалось по ложке творожной пасхи и куску кулича. И только потом на стол ставили другие блюда, приготовленные в честь праздника, и начиналось радостное застолье.

В этот день украшали дома венками из зеленых веточек и живых цветов, звали в гости кумовьев и друзей, устраивали пышные застолья, христосовались друг с другом, обменивались яйцами, куличами и троекратными поцелуями, целый день отдыхали и общались.

На праздник в домах зажигали лампады и свечи. Священники в праздничных одеждах, подпоясанные белыми рушниками, совершали крестный ход вокруг храма, а после ходили по дворам. В деревнях с наступлением сумерек играли на скрипках. Всю Светлую неделю (ее также называли Красной неделей, Светлой седмицей) гуляли и веселились, а остатки освященной в церкви пищи закапывали в поле, чтобы урожай был богатым.

Пасхальные поверья

С праздником Пасхи связано огромное множество поверий. Люди верили, что этот день настолько свят и чист, что с пасхальным благовестом бесы и черти проваливаются сквозь землю, а в церкви, во время пасхальной службы, можно увидеть колдуна с рожками и ведьму с маленьким хвостиком.

В пасхальное воскресенье разрешалось просить у Бога всего, что душа пожелает: преуспевания в делах, щедрого урожая, хорошего жениха. В пасхальную ночь набирали водицы из родника, приносили ее домой, не проронив по дороге ни единого слова, и окропляли этой водой жилища и амбары – на счастье и благополучие.
Бытовало и такое поверье: если съешь на Пасху яйца, снесенные курами в Страстной четверг – защитишь себя от недугов, а зароешь их скорлупу в землю на пастбище – убережешь скотину от всякой напасти.

Пасхальные символы и связанные с ними древние ритуалы

Пасхальный огонь, ключевая вода ручья, венок, яйца, зайцы, куличи – все эти символы Великого дня имеют корни в далеком прошлом. В самом празднике Пасхи воплощены древние верования разных народов. Вода очищает и защищает от болезней и несчастий. То, что в Чистый четверг нужно вымыться, чтобы целый год не болеть – и есть воплощение древних верований о силе ручьевой воды.

Огонь защищал наших предков от хищных зверей и нечистой силы, люди разводили костры, чтобы прогнать зиму и быстрее встретить весну. Пасхальный огонь воплотил в себе силу очага. Огонь горячей свечи – в церковном понимании символ Воскресения.

Пасхальный венок – олицетворение вечной жизни. Яйцо еще у древних племен символизировало маленькое чудо рождения, зайцы у многих народов издавна считались символом плодородия и процветания, а прообразы куличей – бабки, славяне пекли с незапамятных времен.

С яйцом связано много обычаев. На них наши предки писали молитвы, магические заклинания, их клали к ногам богов и просили ниспослать благополучие и плодородие. В первых славянских городах крашеные яйца весной дарили друг другу влюбленные, выражая так свою симпатию. А любимым пасхальным развлечением на Руси было катание крашеных яиц.

В России издавна существовала традиция изготовления стеклянных, деревянных, шоколадных, сахарных яиц, а также серебряных и золотых, украшенных драгоценными камнями. На писанках рисовали храмы, иконки, жанровые сценки, пейзажи.

Современные пасхальные традиции

У светлого праздника Воскресения Христова – свои особые традиции и обычаи. Покраска яиц на Пасху, христосование, торжественные утренние службы, на которых освящают свечи, воду и пищу для пасхального стола, праздничный обед в кругу семьи – эти обычаи очень давние, они сохранились не только в России, но и во многих других странах.

У славян популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в народе. Это очень простая и забавная игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьет его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула, тот продолжает «чокаться» с другим человеком.

В Европе и Америке одной из самых популярных пасхальных традиций является «охота за яйцами» – детская игра, что заключается в прятанье, разыскивании и катании по наклонному газону игрушечных и шоколадных яиц. Каждую Пасху устраивают такой праздник в Вашингтоне – прямо на лужайке перед Белым домом.

Традиционны для Пасхи и сладкая выпечка: баба в Польше, бабобка в Чехии, бабки и маковые рулеты на Украине, кексы и сладкие булочки в Великобритании, кулич и пасха в России, пирожные с шоколадной начинкой во Франции, сладкие горячие булочки и торт-безе, украшенный мандаринами, ананасами, киви и земляникой в Австралии.

История Пасхи – это путешествие сквозь тысячелетия. Листая ее страницы, можно каждый раз открывать для себя что-то новое, ведь история происхождения Пасхи – это переплетение языческих и христианских традиций, верований древних племен и обычаев разных народов.


«Если мы в этой только жизни надеемся на Христа,
то мы самые жалкие из всех людей!» (1 Кор.15:19).

Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.
Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Следует резонный ответ: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Возразить на это нечего! А как взрослые?

Пасхальное ночное розговенье в одном храме. Действительно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немолодому певчему приходит в голову важная мысль, и он растерянно обращается к священнику (с богословским образова­нием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Христос Воскресе!» , а праздник называем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празднуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!»
Это не исключение: то, что мы с детства воспринимаем на бытовом уровне, как некий красивый обряд, кажется нам само собой разумеющимся и не требующим изучения.
Давайте же устроим себе «пасхальный урок» и спросим: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»
Ночной крестный ход со свечами, – сразу ответит каждый, – радостное пение и взаимные лобызания. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и расписные яйца, румяные куличи, пахнущие ванилью творожные пасхи.
Да, но это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый христианин. – А мне хочется знать, почему наш праздник Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха»? Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня Рождения Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть? Разве не мог всеблагой Бог установить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова символика нашего пасхального богослужения и праздничных обрядов?

Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпи­ческие события книги Исход. Она рассказывает о четырехве­ковом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврей­ский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх.12:11), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:11-13).
Так в ночь первого весеннего полнолуния (с 14/15 месяца авива, или нисана) во 2-й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. пе сах – «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх.12:13).
Впоследствии исторический характер Пасхи стали выражать особые молитвы и рассказ о её событиях, а также ритуальная трапеза, состоящая из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизирует горечь египетского рабства и сладость обре­тённой свободы. Пресный хлеб напоминает о спешных сборах. Сопровождают пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.

Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос. Так сначала именовались все библейские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет последним, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.

Исполнение: «Пасха небесная»

«Всем сердцем желал Я вкушать эту пасху вместе с вами
прежде Моих страданий! Говорю ведь вам, больше не вкушать Мне её,
пока не свершится она в Царстве Божием» (Лк.22:15-16)

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Он завершает её исполнением заложенного в ней Божественного замысла, – и тем самым её упраздняет. Одновременно кардинально меняется характер взаимоотношений Бога и человека: выполнивший своё предназначение временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), и Христос заменяет его Новым – и вечным! Союзом-Заветом со всем человечеством. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – Новый Агнец, закланный «от создания мира». Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Неудивительно, что в ритуале ветхозаветной Пасхи обнаруживаются основные прообразы Голгофской жертвы.

Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казнённых следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но, «подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног <...>. Ибо произошло это во исполнение (слов) Писания: "Кость Его да не сокрушится"» (Ин.19:33, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.
Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосре­доточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха . «Пасха наша – принесённый в жертву Христос», – говорит апостол Павел (1 Кор.5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям», – так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст .

Пасха – праздник сорокадневный

День Светлого Христова Воскресения – как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) – требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом. Современное православное пасхальное (ночное) богослужение начинается великопостной Полунощницей в храме, переходящей затем в торжественный крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк.24:1 ; Ин.20:1) и извещённых о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру. Поэтому праздничная Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу архиерей или священник символизирует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.
Радостные пасхальные приветствия заканчиваются для многих уже на третий день или же с окончанием Пасхальной недели. При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление и смущенно уточняют: «С прошедшей Пасхой?» Это – распространенное в нецерковной среде заблуждение.
Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величай­шего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «Отданием Пасхи» – торже­ственным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Здесь – ещё одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха воз­вышается над другими праздниками, как Солнце над звёздами», – напоминает нам святой Григорий Богослов (Беседа 19).
«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

Лит.: Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1991 (Ч. III, гл. 15: «Пасха Нового Завета»); Рубан Ю. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991; Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение (История, богослужение, традиции) / Науч. ред. проф. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Изд. храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул., 2014.
Ю. Рубан

Вопросы о Пасхе

Что означает слово «Пасха»?

Слово «Пасха» (пэсах) в буквальном переводе с еврейского языка означает: «прохождение мимо», «переход».

Во времена Ветхого Завета это название было связано с исходом сынов из Египта. Поскольку правящий фараон противился замыслу Божьему о выходе их из Египта, Бог, вразумляя его, стал последовательно низводить на страну пирамид череду бедствий (в дальнейшем эти бедствия получили название «казни Египетские»).

Последнее, самое устрашающее бедствие, по замыслу Божьему должно было сломить упрямство фараона, окончательно подавить сопротивление, побудить его, наконец, покориться Божественной воле.

Суть этой последней казни состояла в том, что среди египтян должны были погибнуть все первенцы, начиная от первенцев скота и заканчивая первенцем самого властелина ().

Совершить эту казнь надлежало особому ангелу. Для того, чтобы он, поражая первенцев, не поразил вместе с египетскими и израильских, евреям надлежало помазать косяки и перекладины дверей своих жилищ кровью жертвенного агнца (). Так они и поступили. Ангел, видя дома, ознаменованные жертвенной кровью, обходил их «стороной», «проходил мимо». Отсюда и название события: Пасха (пэсах) - прохождение мимо.

В более широкой интерпретации праздник Пасхи связан с Исходом вообще. Этому событию предшествовало приношение в и потребление всем обществом Израиля пасхальных жертвенных агнцев (из расчёта по одному агнцу на семейство; в случае, если то или иное семейство было немногочисленным, ему надлежало объединиться с соседями ()).

Ветхозаветный пасхальный агнец прообразовал собой Новозаветного , Христа. Агнцем, берущем на Себя грех мира, Христа назвал святой Иоанн Креститель (). Агнцем, Кровью Которого мы искуплены, называли и апостолы ().

После Воскресения Христова Пасхой, в среде христианства, стал называться Праздник, посвященной этому событию. В данном случае филологическое значение слова «Пасха» (переход, прохождение) получило иную интерпретацию: переход от смерти к жизни (а если распространять его на христиан, то и как переход от греха к святости, от жизни вне Бога к жизни о Господе).

Малой Пасхой иногда называется воскресный день.

Кроме того Пасхой именуется и Сам Господь ().

Почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи праздновался ещё до Рождества Иисуса Христа?

Во времена Ветхого Завета иудеи, следуя Божественному произволению (), праздновали Пасху в воспоминание о выходе их из Египта. Египетское рабство стало одной из самых мрачных страниц в истории избранного народа. Празднуя Пасху, евреи благодарили Господа за оказанные Им великие милости, благодеяния, связанные с событиями периода Исхода ().

Христиане, отмечая Пасху Христову, вспоминают и воспевают Воскресение , сокрушившего , поправшего смерть, одарившего всех людей надеждой будущего воскресения в вечную блаженную жизнь.

Несмотря на то, что содержание иудейского Праздника Пасхи отлично от содержания Пасхи Христовой, схожесть в названиях - не единственное, что их связывает и объединяет. Как известно, многие вещи, события, лица времени Ветхого Завета служили прообразами новозаветных вещей, событий и лиц. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа (), а ветхозаветная Пасха — прообразом Пасхи Христовой.

Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой. Наиболее важные черты этой прообразовательной связи - следующие: как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя (), так и Кровью мы спасены (); как ветхозаветная пасхальная способствовала освобождению евреев от пленения и рабства фараону (), так и Крестная Жертва Новозаветного Агнца способствовала освобождению человека от рабства демонам, от плена греха; как кровь ветхозаветного агнца способствовала теснейшему объединению евреев (), так и Причащение Крови и Тела Христовых способствует единению верующих в одно Тело Господне (); как потребление древнего агнца сопровождалось вкушением горьких трав (), так и христианская жизнь исполнена горечью тягот, страданий, лишений.

Как вычисляется дата Пасхи? Почему она празднуется в разные дни?

Согласно иудейской религиозной традиции, во времена Ветхого Завета Пасха Господня праздновалась ежегодно 14-го числа месяца Нисана (). В этот день происходило заклание пасхальных жертвенных агнцев ().

Из Евангельского повествования следует убедительно, что дата Крестных Страданий и смерти хронологически соответствовала времени наступления иудейской Пасхи ().

С тех пор и вплоть до совершения Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в . Путь в Царство Небесное был для человека закрыт.

Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область - лоно Авраамово (). В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили господу и . Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи ().

Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ.

Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем праведники пребывали в Раю (победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли ()).

Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения.

Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий .

В какой момент службы в субботу заканчивается Страстная и начинается Пасха?

Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается прдпразднственная . Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди.

Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего (сынов ) в ночь перед выходом их из Египта (подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная , прообразовавшая Крестную Жертву Христа).

В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг , после чего священник, подняв её на главу, уносит (Ликом к востоку) в (через Царские врата). Плащаница укладывается на , после чего вокруг него совершается каждение.

По окончании этой службы бывает (в ознаменование того, как ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя), а затем уже совершается Пасхальная .

По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым.

Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей…». После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых»…

В Православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то его мытарства облегчены. Это народное поверье или церковная практика, традиция?

Полагаем, что в различных случаях такое «совпадение» может иметь различную интерпретацию.

С одной стороны, мы хорошо понимаем, что Бог всегда открыт человеку Своей () и (); важно лишь, чтобы сам человек стремился к единству с Богом и Церковью.

С другой стороны, мы не можем отрицать, что в дни Главных Праздников Церкви, и, конечно, во время Пасхальных Торжеств, единство верующих с Богом проявляется по-особенному. Заметим, что в такие дни храмы (нередко) наполняются даже и теми христианами, кои весьма далеки от регулярного участия в храмовом богослужении.

Думаем, что иногда смерть в Пасху может свидетельствовать об особой милости к человеку (например, если в этот день умирает Божий святой); однако подобного рода соображения нельзя возводить в ранг безусловного правила (так можно дойти и до суеверия).

Почему на Пасху принято красить яйца? Какие цвета допустимы? Можно ли украшать пасхальные яйца наклейками с иконами? Как правильно поступить со скорлупой от освященных яиц?

Обычай верующих приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!» и дарить друг другу крашеные яйца восходит к глубокой древности.

Предание твёрдо связывает эту традицию с именем равноапостольной Марины Магдалины, которая, по , отправилась в Рим, где, встретившись с императором Тиверием, начала Свою словами «Христос Воскрес!», подарив ему, при этом, красное яйцо.

Почему она подарила яйцо? Яйцо - символ жизни. Как из-под, казалось бы, мертвой скорлупы рождается жизнь, которая бывает сокрыта до времени, так и из гроба, символа тления и смерти, восстал Жизнодавец Христос, а некогда восстанут и все мертвые.

Почему яйцо, подаренное императору Мариной Магдалиной, было красным? С одной стороны, красный цвет символизирует радость и торжество. С другой стороны, красный цвет - символ крови. Все мы искуплены от суетной жизни Кровью Спасителя, пролитой на Кресте ().

Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос воскрес!», православные исповедуют веру в Распятого и Воскресшего, в торжество Жизни над смертью, победу Правды над злом.

Предполагается, что помимо названной причины первые христиане красили яйца в цвет крови не без намерения подражать ветхозаветному пасхальному обряду евреев, мазавших кровью жертвенных агнцев косяки и перекладины дверей своих домов (делая это по слову Божьему, во избежания поражения первенцев от Ангела-губителя) ().

Со временем в практике окрашивания пасхальных яиц утвердились другие цвета, например, голубой (синий), напоминающий о , или зеленый, символизирующий возрождение к вечной блаженной жизни (духовную весну).

В наше время цвет для окрашивания яиц нередко выбирается не исходя из его символического значения, а на основе личных эстетических предпочтений, личной фантазии. Отсюда и столь большое количество цветов, вплоть до непредсказуемых.

Здесь важно помнить: цвет пасхальных яиц не должен быть траурным, мрачным (ведь Пасха - великий Праздник); кроме того, он не должен быть слишком вызывающим, вычурным.

Бывает, что пасхальные яйца украшаются наклейками с иконами. Уместна ли такая «традиция»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учитывать: икона - не картинка; это - христианская святыня. И относиться к ней следует именно как к святыне.

Перед иконами принято молиться Богу и Его угодникам. Однако, если священный образ наносится на яичную скорлупу, которая будет счищаться, а затем, может быть, сбрасываться в помойную яму, то очевидно, что вместе со скорлупой в мусор может попасть и «икона». Думается, что так недолго до кощунства и святотатства.

Правда, некоторые, опасаясь прогневать Бога, стараются не выбрасывать в мусор скорлупу с освященных яиц: либо сжигают её, либо закапывают в землю. Такая практика допустима, но насколько уместно сжигать или закапывать в землю лики святых?

Как и сколько времени празднуется Пасха?

Праздник Пасхи - древнейший церковный . Он был учрежден ещё при . Так, Павел, воодушевляя братьев по вере на достойное, благоговейное празднование Дня Воскресения Христова, рек: «очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» ().

Известно, что раннехристианская объединяла под именованием Пасхи две примыкающие друг к другу седмицы: предшествующую дню Воскресения Господня и последующую. При этом первая из обозначенных седмиц соответствовала названию «Пасха Страданий» («Пасха Крестная»), тогда как вторая - названию «Пасха Воскресения».

После Первого Вселенского Собора (состоявшегося в 325 году, в Никее) эти названия были вытеснены из церковного обихода. За седмицей, предшествующей дню Воскресения Господня, закрепилось название «Страстная», а за последующей - «Светлая». Имя «Пасха» утвердилось за Днем Воскресения Искупителя.

Богослужения в дни Светлой седмицы наполнены особой торжественностью. Иногда вся седмица именуется как бы одним Светлым Праздником Пасхи.

В этой христианской традиции можно видеть связь с ветхозаветным , согласно которому праздник (иудейской) Пасхи соединялся с праздником Опресноков, длившемся с 15 по 21 число месяца Нисана (с одной стороны, этот праздник, отмечаемый ежегодно, должен был напоминать сынам о событиях исхода их народа из Египта; с другой стороны, он связывался с началом жатвы).

В продолжении Светлой седмицы богослужение в осуществляется при распахнутых - в ознаменование того, что , через Воскресение, победу над и смертью, раскрыл людям врата Небесного .

Отдание Пасхи бывает в среду 6-й седмицы, в соответствии с тем, что до Дня Своего Восставший из Гроба Господь, ходя по земле, являл себя людям, свидетельствуя о Своём Воскресении.

Всего до дня отдания Пасхи - насчитывается шесть Недель: первая - Пасхальная; вторая - Фомина; третья - святых жен-мироносиц; четвертая - о расслабленном; пятая - о самаряныне; шестая - о слепом.

В продолжении данного периода особо воспевается Божественное достоинство Христа, вспоминаются совершённые Им чудеса (см.: ), подтверждающие, что Он - не просто Праведный Человек, но Вочеловечившийся Бог, Который Сам Себя Воскресил, поправ смерть, сокрушив врата царства смерти, - ради нашего .

Можно ли поздравлять с Пасхой людей другой веры?

Пасха Христова - самый торжественный и великий Праздник Вселенской Церкви (по метафорическому высказыванию святых отцов, он настолько же превосходит все прочие церковные Праздники, насколько сияние солнца превосходит сияние звёзд).

Так, равноапостольная Мария Магдалина, посетив Рим, приветствовала императора-язычника Тиверия именно этим провозвестием. «Христос воскрес!», сказала она ему, и поднесла в дар красное яйцо.

Другое дело, что далеко не каждый иноверец (или безбожник) готов отреагировать на пасхальное поздравление (если не с радостью, то по крайней мере) спокойно. В ряде случаев, подобного рода приветствия могут спровоцировать раздражение, ярость, буйство и гнев.

Стало быть, иногда, вместо пасхального приветствия того или иного человека уместно буквально исполнить слова Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ().

Здесь неплохо учитывать опыт апостола Павла, который, по его собственному признанию, проповедуя веру христову, старался подстраиваться под обстоятельства и психологическое состояние людей, будучи для Иудеев - как Иудей, ради приобретения Иудеев; для подзаконных - как подзаконный, ради приобретения подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона (не будучи, однако же, сам чужд Божьему закону) - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных - как немощный, ради приобретения немощных. Для всех он сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых из них ().

Можно ли работать и совершать уборку в пасхальные дни?

К Празднику Пасхи принято готовиться заблаговременно. Это значит, что ту работу, которую можно выполнить заранее - лучше сделать заранее. Работу же, не связанную с Праздником и не требующую немедленного выполнения, лучше (на время Праздника) отложить.

Так, например, древний христианский памятник «Постановления апостольские» даёт твёрдое указание, что ни в Страстную седмицу, ни в следующую за нею Пасхальную (Светлую) седмицу «да не работают рабы» (Постановления апостольские. Кн. 8, гл. 33)

Однако, безусловного, безотносительного к обстоятельствам запрета на какую бы то ни было работу вообще, в пасхальный период, не существует.

Положим, есть много видов профессиональной, служебной и общественной деятельности, требующих непременного участия того или иного человека вне зависимости от его желания и от .

К такого рода деятельности относятся: правоохранительная, военная, врачебная, транспортная, противопожарная и пр. Иногда применительно к этого рода работам в Праздничный день не лишне вспоминать слова Христа: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ().

С другой стороны, исключения относительно работы могут встречаться даже и тогда, когда речь идёт о таких повседневных трудах как уборка по дому, мытьё посуды.

В самом деле, неужели, если во время Праздника Пасхи стол наполнится грязными тарелками, ложками, чашками, вилками, пищевыми отходами, а пол, вдруг, некстати зальётся каким-либо напитком, всё это нужно будет оставить как есть вплоть до окончания Пасхальных торжеств?

С чем связана традиция освящения хлеба - артоса?

В Светлый День Пасхи, в конце Божественной (после заамвонной молитвы) совершается торжественное освящение особой - а (в буквальном переводе с греческого «артос» означает «хлеб»; в соответствии со смыслом наименования Пасхи (Песах - переход) как перехода от смерти к жизни, в соответствии со следствием Воскресения как Победы Христа над и смертью, на артосе запечатлевается Крест, увенчанный тернием, знамение победы на смертью, или же образ ).

Как правило артос полагается на напротив иконы Спасителя, где, затем, пребывает в продолжении Светлой седмицы.

На Светлую субботу, то есть в пятницу вечером, артос раздробляется; по окончании Литургии, в субботу, он раздаётся для потребления верующим.

Как в продолжении Светлого Праздника верующие вкушают в своих домах пасхи, так в дни Светлой седмицы в домах Божьих - храмах Господних - предлежит этот освященный хлеб.

В символическом смысле артос сопоставляется с ветхозаветным опресноками, которые надлежало вкушать, в продолжении пасхальной седмицы, Израильскому народу, после освобождения их десницею Божьей от египетского рабства ().

Кроме того, практика освящения и хранения артоса служит напоминанием об апостолькой практике. Привыкнув вкушать хлеб вместе со Спасителем, во время Его земного служения, они, по Его , уделяли Ему часть хлеба и полагали за трапезой. Сим символизировалось присутствие Христа среди них.

Эту символическую линию можно усилить: служа образом Хлеба Небесного, то есть Христа (), артос служит напоминанием всем верующим, что Воскресший , несмотря на Вознесение на , непрестанно присутствует в , в соответствии с обетованием: «Я с вами во все дни до скончания века» ().

Пасха — один из самых радостных и светлых праздников в году. Ее празднование сопряжено со многими вековыми традициями и обычаями, которые добавляют Пасхе особого колорита и душевности. К сожалению, далеко не все из нас хорошо знакомы с православными пасхальными традициями. О том, что делают в Пасху и что нельзя делать в этот церковный праздник, а также что делать перед и после Светлого Христова Воскресения, и пойдет речь далее.

Что делают перед Пасхой: главные традиции по дням

Празднованию Воскресения Господнего предшествует Страстная седмица — последняя неделя перед великим праздником. В старину каждый ее день был сопряжен с определенными традициями, которые всеми верующими строго выполнялись. Так, например, в понедельник хозяйки начинали наводить идеальный порядок в доме. Кроме генеральной уборки, в этот день также готовили специальное эфирное масло с травами, которым в течение всего последующего года лечили разные недуги. Во вторник стирали и штопали белье и одежду. Также в страстный вторник мирились и просили прощение. В среду, как правило, заканчивали все работы по дому и варили яйца.

В Чистый четверг все члены семьи обязательно купались, желательно до рассвета. Такой обряд омовения гарантировал крепкое здоровье на весь год, а еще символизировал духовное очищение. Также в четверг начинали красить яйца и печь пасхальные куличи. В Страстную пятницу, как правило, ничего не делали и старались не есть. Таким образом, верующие скоробили по Христу. В последний день перед Пасхой — субботу, заканчивали последние приготовления. В этот день хозяйки готовили все оставшиеся пасхальные угощения, убирали и стирали.

Что делают в Пасху?

Пасху отмечают в воскресение — последний день Страстной седмицы. Традиционно верующие отправляются в ночь с субботы на воскресение в церковь, чтобы отстоять Пасхальную службу и освятить куличи и яйца. Кроме традиционных куличей и крашанок, святить можно также воду, соль, фрукты. Считается, что освященная еда приносит здоровье. Кроме того, принято также оставлять в церкви часть принесенных продуктов, чтобы каждый нуждающийся в этот день смог разделить радость праздника.

На заметку! На Пасху принято приветствовать друг друга особыми словами: «Христос Воскрес». В ответ на такое приветствие нужно сказать: «Воистину Воскрес». Затем трижды поцеловаться.

Утром в воскресение традиционно вся семья собирается за одним столом, чтобы начать праздновать Пасху. Сначала глава семьи разрезает кулич на столько частей, сколько людей присутствует за столом. С кусочка пасхального кулича и крашанки и начинается разговение. После можно пробовать и другие праздничные блюда. Затем весь день нужно веселится и радоваться.

Что нельзя делать в Пасху?

Существует и перечень того, что на Пасху делать нельзя. Например, в этот день категорически возбраняется ругаться, ссориться, скорбеть и ходить на кладбище. Также нельзя работать и заниматься физическими нагрузками. Не приветствуется церковью и чрезмерное распитие крепких алкогольных напитков, в том числе и освящение их во время службы.

Что делают после Пасхи?

В первую неделю после Пасхи принято поминать усопших. Всю неделю можно ходить на кладбище и приносить пасхальные угощения.

Также в период до Вознесения Господнего (40 дней после Воскресения Христова) следует придерживаться главных пасхальных правил: быть приветливыми, радостными, не сквернословить, жить в мире с окружающими. По возможности нужно поменьше трудиться и избегать тяжело физического труда. В это время стоит больше внимания уделять духовному развитию и очищению.

Надеемся, что мы ответили вам на главный вопрос о том, что делать на Пасху, а чего делать нельзя. И уже в этом году вы на практике примените все полученные знания.

Похожие публикации