Чем отличается специальность от квалификации. Чем отличается профессия от специальности

Чтобы построить успешную карьеру, выпускники школы должны понимать, что в наше время никак не обойтись без высшего образования, которое поистине является путевкой во взрослую жизнь.

Овладение престижной профессией в высшем учебном заведении поможет в будущем найти престижную, интересную и высокооплачиваемую работу, а также реализовать свои планы и мечты.

В 2003 году Российская Федерация ратифицировала Болонскую конвенцию, согласно которой было создано Европейское пространство единого высшего образования. После этого диплом, полученный в любом российском ВУЗе, будет официально признан в каждой из 48 европейских стран, подписавших декларацию. Однако с вхождением в данное пространство возникла некоторая путаница в терминологии. Попробуем разобраться, что же означает квалификация по диплому.

Профессия и специальность

Итогом обучения является приобретение знаний и навыков в какой-то области приложения трудовых ресурсов. Понятие профессия включает в себя деятельность в следующих ситуациях:

  • некоторая сфера, в рамках которой вкладываются ресурсы, умения и квалификация человека;
  • совместная работа группы сотрудников, которые объединены определенными дополняющими друг друга функциями;
  • выполнение задач за вознаграждение;
  • общественный статус, приобретаемый в процессе выполнения работы.

Стоит понимать, что понятия квалификации по диплому и профессии – не совсем одно и то же. Профессия это практическое применение полученных ранее знаний, освоение какого-либо рода деятельности.

Квалификация по диплому же является уровнем полученных знаний, который необходим для их применения при работе.

Специальность – это более определенное понятие, она считается какой-то частью профессии. К примеру, при профессии юрист человек может иметь специальность адвоката, нотариуса, прокурора, судьи. То есть специальностью является узкое применение умений человека, какое-либо профильное использование его сил.

Квалификация

Само такое определение имеет несколько размытый смысл, так как ее приобретение может быть как теоретическим, так и практическим. Квалификация по диплому отображает уровень подготовки человека после окончания учебного заведение. И формулировка может отличаться от качества и степени подготовки, полученной в процессе обучения.

Ратификация Болонской конвенции привела к проведению реформ в российской системе образования, которая стала трехступенчатой. Выпускники теперь могут иметь один из трех уровней подготовки:

  1. Бакалавр (обучение не менее 4-х лет). Базовая форма подготовки студентов, которая является полноценной (а не урезанной, как бытует мнение). В дипломе в данном случае указывается, в какой отрасли получено образование бакалавра и по какому направлению. То есть квалификация по такому диплому совпадает со специальностью (например, «бакалавр экономики»).
  2. Специалист (обучение не менее 5 лет). По окончании специалитета, в дипломе пишется квалификация, например, «инженер» и специальность – «Электронная техника». В применении к образованию и общественным отношениям первое определение является более узким понятием.
  3. Магистр (обучение не менее 6 лет). По окончании бакалавриата можно получить диплом, окончить обучение и идти работать, а можно перейти в магистратуру и продолжить получение знаний. Впрочем, в дипломе магистра, как и у бакалавра, определение совпадет со специальностью.

Понятие квалификация в трудовых отношениях имеет совершенно другое значение, так как подразумевает приобретение опыта, повышение уровня знаний и умений. Таким образом, теоретические знания примеряются на практике, что отображается в осуществлении трудовой деятельности.

Профессия

Специальность

Сравнение

Выводы TheDifference.ru

  1. Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти обучение, сдать экзамены.

    Профессия, специальность и специализация: в чем разница?

    Овладеть профессией можно и на практике (журналист, писатель, строитель), если она требует либо таланта, либо физических навыков.

Недаром говорят, что труд облагораживает человека, особенно если работа приносит удовольствие и достаток. Материальная сторона профессии определяется такими понятиями, как специальность и квалификация. Чем они отличаются друг от друга и как определить разницу? Попробуем разобраться в этом вопросе, используя достоверную информацию.

Определение

Специальность – комплекс знаний, полученных в результате целенаправленной подготовки и подтверждённый соответствующим документом. Навыки и умения необходимы для того, чтобы успешно справляться с кругом обязанностей, исполняемых им.

Квалификация – уровень подготовки, присвоенный по результатам оценки независимой комиссией навыков специалиста и подтверждённый документально. Шкала мастерства представлена уровнями (разрядами), движение по которым происходит в вертикальном направлении.

Сравнение

Таким образом, специальность – это набор знаний, умений и навыков, а квалификация – уровень мастерства. Объём понятий существенно различается. Специальность – термин предельно широкий, куда входит и квалификация. У человека может быть несколько профессий, и в каждой из них – свой уровень мастерства.

Процесс их присвоения несколько отличается. Так, для получения специальности необходимо пройти обучение, а затем – сдать экзамен на практике. После того, как начинается профессиональная деятельность, можно говорить о наличии квалификации. Сначала это самый низкий уровень (разряд), а потом, по мере улучшения навыков, он начинает расти.

Подводя итог, отметим: специальность – это профессия, а квалификация – уровень мастерства.

Чем отличается профессия от специальности?

Как доказать, что соискатель действительно способен справиться с поставленными задачами? Подтвердить специальность можно дипломом, квалификацию – только практикой.

Выводы TheDifference.ru

  1. Объём понятий. Специальность – понятие более широкое, в которое входит и уровень квалификации.
  2. Получение. Специальность присваивается лицу после того, как оно успешно прошло обучение и выдержало экзамены. Квалификация присваивается при получении профессии.
  3. Динамика. Специальность, полученная после обучения, остаётся навсегда. Уровень квалификации может меняться: как в лучшую, так и в худшую сторону.

Быть или не быть, работать или не работать – этот вопрос занимает человека много веков подряд. Мы можем получить перспективную специальность, но впоследствии освоить совершенно иную профессию. Чем же отличаются эти категории и почему так важно понимать разницу?

Определение

Профессия – это род занятий или трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, квалификации, знаний. Умения могут приобретаться либо в процессе получения образования, либо на практике.

Чем профессия отличается от специальности?

Круг профессий предельно широк и объединяется в категории: экономические, технические, педагогические и т.д.

Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретённых в процессе обучения и подтверждённых в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником, полицейским или юрисконсультом, а может превратиться в продавца общепита.

Сравнение

Итак, главное отличие – в объёме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объёмы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки. Профессия может быть освоена и без неё – на практике (певец, актёр).

Выводы TheDifference.ru

  1. Объём понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
  2. Необходимость подтверждения. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и в большинстве случаев не требует никакой аттестации или экзаменов. А вот специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование.
  3. Формальное выражение. Профессия приносит человеку реальный доход, а основным её выражением является востребованность персоны. Специализация же подтверждается документом государственного образца, который действует на определённой территории.

Быть или не быть, работать или не работать – этот вопрос занимает человека много веков подряд. Мы можем получить перспективную специальность, но впоследствии освоить совершенно иную профессию. Чем же отличаются эти категории и почему так важно понимать разницу?

Определение

Профессия – это род занятий или трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, квалификации, знаний. Умения могут приобретаться либо в процессе получения образования, либо на практике. Круг профессий предельно широк и объединяется в категории: экономические, технические, педагогические и т.д.

Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретённых в процессе обучения и подтверждённых в соответствующем порядке.

Разница между профессией и специальностью

Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником, полицейским или юрисконсультом, а может превратиться в продавца общепита.

Сравнение

Итак, главное отличие – в объёме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объёмы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки. Профессия может быть освоена и без неё – на практике (певец, актёр).

Выводы TheDifference.ru

  1. Объём понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
  2. Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти обучение, сдать экзамены. Овладеть профессией можно и на практике (журналист, писатель, строитель), если она требует либо таланта, либо физических навыков.
  3. Необходимость подтверждения. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и в большинстве случаев не требует никакой аттестации или экзаменов. А вот специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование.
  4. Формальное выражение. Профессия приносит человеку реальный доход, а основным её выражением является востребованность персоны. Специализация же подтверждается документом государственного образца, который действует на определённой территории.

Профессии социальной направленности обзор

Профессии социального профиля имеют множество преимуществ. Специальности такого рода, как правило, позволяют заниматься интересной и разнообразной деятельностью, обеспечивают личностную самореализацию и постоянное расширение кругозора.

К сожалению, далеко не все из них предполагают достойный уровень зарплаты и удобный график труда.

Связывая судьбу с гуманитарными или экономическими науками, рассматривайте как можно больше вариантов, здраво оценивайте реальные плюсы и минусы каждого. В этом вам поможет предложенная статья.

Социально-гуманитарные профессии

Вот список примеров:

  • социальный педагог;
  • социальный работник;
  • социолог;
  • психолог, психоаналитик;
  • коуч (коучер);
  • сотрудник СМИ (корректор, тележурналист, корреспондент газеты, редактор, пресс-атташе и др.);
  • копирайтер, рерайтер;
  • блоггер;
  • археолог;
  • этнограф;
  • хед-хантер, рекрутер;
  • учитель (предметник, учитель начальных классов, преподаватель вуза либо техникума);
  • воспитатель;
  • спичрайтер;
  • политолог;
  • переводчик, литературный переводчик;
  • юрфакалингвист;
  • пиарщик, политтехнолог;
  • художник-иллюстратор, художник-оформитель;
  • экскурсовод;
  • библиотекарь;
  • музейный работник;
  • культуролог;
  • логопед.

Лучше всего зарабатывают гуманитарии, которые трудоустраиваются в околополитической сфере (например, пиарщики, пресс-атташе и спичрайтеры).

Однако такая работа далеко не всегда безопасна и стабильна, а вот со стрессами сопряжена всенепременнейше.

Преподаватели, психологи, социальные педагоги и логопеды могут претендовать на солидную зарплату, только если их принимают в штат крупной компании допустим, в какой-то крупный центр раннего развития. В дошкольных образовательных учреждениях и в школах они получают немного.

Профессии, связанные с написанием текстов, приносят хороший доход трудоголикам оплата в большинстве случаев бывает прямо пропорциональна объему сданного материала; оклад назначается не всегда. Нередко такая работа предполагает сильную загруженность и ненормированный день.

Этнографы, археологи и другие герои науки часто трудятся за сущие копейки, во имя любимого дела. Социальная работа тоже удел людей, способных на каждодневное самопожертвование ради высокой цели.

Социально-экономические и юридические специальности

Выпускники экономических отделений вузов получают должности:

  • экономиста;
  • менеджера (по продажам, по персоналу, по закупкам, по связям с общественностью);
  • маркетолога;
  • бухгалтера.

В юридической сфере есть множество специализаций. Выпускник юрфака может стать:

  • нотариусом;
  • госслужащим;
  • дипломатом;
  • адвокатом;
  • прокурором;
  • следователем;
  • специалистом по разрешению правовых споров определенного типа (например, автоюристом или семейным юристом) и т.д.

Перечисленные профессии достаточно привлекательны в плане среднего заработка, однако спрос на них сейчас невелик. Приемлемые вакантные места в данной сфере обычно достаются не молодежи, а специалистам с солидным опытом и стажем.

Проффесия или профессия? Как правильно пишется слово профессия?

Орфография - дело тонкое. Надо помнить десятки правил, чтобы писать грамотно. И "Ворд" не всегда придет на помощь и подчеркнет красным ошибки. Написание многих спорных слов лучше зазубрить наизусть. Это касается, в частности, и слова "профессия". Часто его пишут с ошибками даже отличники. Есть два самых распространенных способа написания этого слова: "проффесия" или "профессия".

Возникновение понятия "профессия"

Перед тем как появится какое-либо слово, должно возникнуть само понятие, которое это слово будет обозначать. К примеру, словом "телефон" в конце 19-го столетия назвали новое изобретение - устройство, способное передавать звук на расстоянии. До появления самого аппарата в слове не было необходимости.

Как и когда же возникло понятие "профессия"? Дело в том, что в обществе первых людей всегда было разделение обязанностей, которое определялось отчасти умениями самого человека, а отчасти — обычаями. Мужчины занимались охотой, рыбалкой и земледелием, а женщины - домашним хозяйством и детьми. Когда численность населения увеличилась, возникла возможность задействовать отдельных людей для производства отдельных благ. Так начали вычленяться профессии в современном понимании этого слова. Появились скотоводы, ткачи, гончары, музыканты.

Одна из первых распространенных профессий - это кузнец. Он занимался всем, что было связано с обработкой железа, изготавливал все: от гвоздей до мечей. Столяр же, например, производил любые деревянные изделия, начиная от дверей и кончая шкафами. Поначалу вся семья помогала мастеру и была задействована в производстве материальных благ. На следующем этапе разделения труда каждый мастер определялся с конкретным профилем в рамках одной профессии. Это обуславливалось тем, что появился больший спрос на отдельные блага. К примеру, одни столяры занимались исключительно бочками, другие - колесами, третьи - санями и т. д. Таким образом и появилось понятие профессии человека.

Как возникло слово "профессия"

Оно происходит от латинского слова profiteor, которое буквально переводится "объявляю". Оно, в свою очередь, образовано от латинского префикса pro (за, вместо) и корня fateri (признавать). Если дойти до праиндоевропейских корней, то приходим к древнему *bha (говорить). Значения слова profiteor следующие:

  • громко и публично объявлять, открыто говорить;
  • открыто заявлять, признавать себя;
  • объявлять что-либо предметом своих занятий;
  • обещать;
  • судить, подавать надежду на что-либо;
  • открыто, официально объявлять, показывать;
  • явиться на службу, записаться на военную службу.

Каждое значение слова "профессия" имеет один общий признак: публичное заявление о чем-либо.

Однокоренное professus (явный, признанный) дало жизнь русскому слову "профессор". В Древнем Риме professae называли публичных женщин, потому что они открыто заявляли о своем роде деятельности (второе значение profiteor). Еще одно однокоренное латинское слово - confessia (вероисповедание), но в нашем языке "профессия" и "конфессия" таковыми, естественно, не являются.

В русский язык обсуждаемое слово перекочевало из латыни посредством французского (франц. profession) в 18-м веке. Но перейдя языковую границу, оно приобрело несколько иное значение: "вид деятельности". В позапрошлом веке возникли производные. До появления слова "профессия" для обозначения рода деятельности человека использовали слово "ремесло".

Семантика слова

Профессия - это устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, который предусматривает определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта, умений и трудовых навыков и является источником дохода. Круг профессий достаточно широкий, они делятся на основные категории: экономические, технические, творческие, педагогические и др.
Примеры отдельных профессий: экономист, менеджер, актер, бухгалтер, строитель, монтажник, учитель, переводчик. Варианты использования слова: программист по профессии, выбрать профессию, сменить профессию, получить профессию, женщины древнейшей профессии. Родственными лексемами в других языках являются чешское - profese, польское - profesja.

Варианты написания

Далеко не все точно знают, как пишется слово "профессия".

Одни пишут его так: проффесия, другие - профессия, третьи - проффессия, и четвертые - професия. Наиболее часто используют первые два варианта. Те, у кого развита орфографическая интуиция, понимают, что удвоение каких-то согласных все-таки должно иметь место, но не должно быть чрезмерным, поэтому отсеивают третий и четвертый варианты. Встречаются, очевидно, и те, кто вместо безударного "о" пишет "а": прафессия, но для этого случая есть проверочное однокоренное слово — про´-фи, которое вносит ясность.

В таком случае остается открытым один вопрос. Проффесия или профессия? И почему так, а не иначе?

Как правильно?

Основная дилемма такова: проффесия или профессия. Надо разобраться в этом раз и навсегда. Так все-таки как правильно пишется слово профессия?

С одним "ф" и двумя "с": профессия.

Почему возникают ошибки?

В заблуждение вводит, наверное, звучание слова. Кому-то слышится удвоенное "ф". Этот звук в данном слове мягкий и глухой, и некоторые склонны произносит его протяжно, поэтому и создается впечатление, что и буква должно быть не одна. Это и есть причиной сомнений насчет того, как пишется слово "профессия". Но не всегда надо ориентироваться на собственное произношение.

Что же касается двойного "с" при написании, то оно действительно обусловлено долгим произношением этого согласного звука. Вообще, долгие согласные этимона могут сохранять долготу при артикуляции в русском языке в различной степени. Это зависит от их размещения в слове. Различают слабые и сильные позиции для удвоенных согласных. Если звук находится в интервокальном положении после ударного гласного, то такая позиция считается сильной, и долгота сохраняется и на письме.

Если сравнить английское слово profession и русское "профессия", то согласный с находится как раз в сильной позиции, и поэтому нужно писать две буквы "с".

Этимология в помощь

Так как слово заимствованное, то логично допустить, что оно должно соответствовать своему этимону. Но это не всегда так. Во-первых, многие слова со временем утратили двойную букву в русском языке. Во-вторых, спорным является вопрос о том, какой именно язык считать источником. Ведь очень часто одно и то же слово даже на родственных языках пишется по-разному. Вот примеры: русское "группа" на немецком пишется gruppe, на французском - groupe, на английском - group. Если руководствовться только этим правилом, то как знать, на какой именно язык надо ориентироваться?

Правда, со словом "профессия" все гладко: на всех языках оно пишется с одним "ф" и удвоенным "с": profession (англ.), profession" (франц.), professio (лат.). В этом частном случае можно смело брать за основу языки-источники. Теперь вопрос о том, как писать - проффесия или профессия, окончательно решен.

Корень слова

В отличие от своего латинского аналога, обсуждаемое слово состоит из двух морфем: корня "професси" и окончания "я". Начальные буквы "про" префиксом не являются. Окончание можно определить с помощью изменения слова по падежам и числам: профессии, профессию, профессией, профессиями, профессиях. Корень слова профессия является частью основы нескольких других слов: профессионал, профессиональный, профессионализм, профессор, профи. Первые три образованы суффиксальным способом, последнее - усечением основы. Правда, являются ли слова "профессор" и "профессия" однокоренными - вопрос спорный. Некоторые лингвисты считают, что они давно утратили общий смысл.

Схожие по значению лексемы

Синоним к слову профессия подобрать несложно. Ряд схожих по значению слов не беден: специальность, ремесло, деятельность, звание, занятие, призвание, работа, труд, квалификация, дело, профиль. Не все являются стопроцентными синонимами. Например, слово специальность подразумевает комплекс навыков и знаний, полученных в процессе обучения и подтвержденных соответствующим образом. То есть, иными словами, специальность должна быть подтверждена документально, а профессию можно приобрести и на практике, без специального обучения. Если по-простому, то специальность говорит о том, на кого человек учился, а профессия - кем он работает в данное время, причем это могут быть разные сферы деятельности. Но в основном каждая вышеперечисленная лексема может использоваться как синоним к слову профессия.

Как пройти полиграф Присвоение и растрата

1. Понятие о профессии специальности, квалификации, квалификационном разряде.

Человек – является главным элементом производственных сил. Он совершает производительный труд по созданию материальных благ или продуктов интеллектуальной деятельности. В жизнеобеспечении современного общества важную роль играют профессионалы разного уровня – рабочие и специалисты.

Работник - человек, нанявшийся на производство (государственное, частное) осуществляющий производственный труд и живущий за счёт оплаты своего труда.

Рабочий – работник физического труда, требующего начального или среднего образования.

Служащий - работник обслуживающего труда, основанного на интеллектуальной деятельности.

Работник, рабочий, служащий являются субъектами труда и представляют собой производительные силы. Их подготовка возложена на учреждения профессионального образования. Профессиональное образование – неотъемлемое звено системы непрерывного образования – выполняет особенную функцию: подготовку человека к конкретной профессиональной деятельности. Там учащиеся получают профессию.

Профессия - устойчивый род трудовой деятельности, образовавшийся в результате разделения труда, требующий специальной подготовки и служащий средством существования человека. В реальной практике мы можем встречать занятия, которые основы лишь на опыте человека, а не на специальной подготовке. К таким видам трудовой деятельности больше применимы понятия «промысел» или «ремесло», они, как правило, связаны с ручным трудом.

Понятие специальность в сфере образования можно рассматривать как категорию, характеризующую направленность и содержание образования при обучении в высшем и среднем специальном учебном заведении; в сфере труда – как категорию, характеризующую особую направленность и специфику содержания труда в рамках профессии, что может относиться и к рабочим профессиям, и к профессиям специалистов. На основании специальности мы определяем, какими видами деятельности готов заниматься человек, в какой отрасли он может работать. Таким образом, специальность – совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.

В практике иногда пользуются термином «специалист широкого профиля», предполагая, что такой специалист может найти широкое применение своих знаний и умений в сфере труда. Специалист широкого профиля мобилен, что важно как в условиях ускорения научно-технического прогресса, так и в условиях неопределенности спроса на специалистов. Понятие «специалист широкого профиля» означает разнообразие возможности применения труда специалиста.

В рамках специальности могут быть выделены специализации.

Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на их применение в локальной области профессиональной деятельности, направление подготовки в рамках специальности среднего или высшего профессионального образования. Специализации создаются тогда, когда профиль специалиста слишком широк, а на конкретном этапе производство испытывает потребность в специалистах более узкого профиля. Как правило, специализация начинается на завершающих этапах обучения. Так, специализация может представлять собой разделение функций, а может означать разделение объектов труда.

Уровень разделения труда сегодня настолько широк, что дальнейшее деление на специальности и профессии может привести к более узкой подготовке и снизить возможности человека на рынке труда. Этим обусловлена потребность в интегрированных специальностях, в которых узкий профиль определяется специализацией. Наличие же широкого профиля подготовки, фундаментализация образования повышают профессиональную мобильность выпускника учебного заведения, позволяют специалисту быстро перестроиться, получить дополнительное образование, соответствующее требованиям конкретного рабочего места, путем или самообразования, или пере­подготовки в среднем специальном либо высшем учебном заведении, либо в профессиональном центре.

Профессиональная мобильность - это способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных обстоятельств. Она предполагает возможность движения специалиста по должностной вертикали, по горизонтали (из одной отрасли в другую, с одного предприятия на другое, с одного участка на другой), способность быстро овладевать новыми технологиями или техникой.

Проблема обеспечения профессиональной мобильности особенно актуальна в условиях формирования рыночных отношений, имеющейся в стране безработицы. Профессиональная мобильность может быть достигнута благодаря усилению фундаментальной подготовки как по общепрофессиональным, так и по специальным дисциплинам. На примерах конкретной специальности можно изучать общие закономерности и принципы профессиональной деятельности, общие принципы устройства машин и механизмов, других средств производства, общие требования к организации труда. Соответствующим образом должна быть построена и методика обучения, направленная на овладение обобщенными способами действия (анализ ситуации, устройства, механизма; выбор решения из набора готовых, предлагаемых инструкциями, предписаниями; проектирование деятельности - постановка задач, выбор форм, методов и средств решения задачи; выявление возможных трудностей в предстоящей деятельности и др.).

Наименование профессий, специальностей определяется характером и содержанием труда, служебными функциями, применяемыми орудиями или предметами труда. Поэтому перечни профессий и специальностей являются открытыми и обновляются по мере необходимости.

Перечень профессий и специальностей разрабатывается в соответствии с Единым тарификационным справочником, который составляется по отраслям производства и ориентирован на обеспечение выполнения конкретных работ (производственных операций).

В основе формирования перечней специальностей начального, среднего и высшего уровней профессионального образования лежат разные подходы.

В начальном и среднем профессиональном образовании – операционно- деятельностный, предусматривающий определённые способы выполнения действий в соответствии с характеристикой предмета и средств труда.

Специальности высшего образования определяются на основе объектно-деятельностного подхода, когда на первый план выдвигается объект, на который направлено внимание специалиста

В зависимости от уровней развития профессионального мастерства различают профессиональную квалификацию.

Профессиональная квалификация - это ступени профессиональной подготовленности работника к выполнению того или иного вида труда определенного качества и определенной сложности.

В современной системе непрерывного профессионального образования определяют пять основных ступеней квалификации :

Уровень квалификации, характеризующий профессиональное мастерство конкретного работника в рамках данной ступени, зависит от знаний, умений и навыков, от их количества и качества.

Квалификация полученная на основе начального профессионального образования позволяет занимать должности рабочих, на основе среднего профессионального образования – техников, на основе высшего профессионального образования – специалистов.

В рабочих специальностях квалификация определяется в разрядах. Их свыше 6-ти, но действует, как правило, 6 разрядная сетка. Из училищ выходят преимущественно рабочие 3-4-го разряда. Для служащих используется 18-ти разрядная сетка. Профессионализм – это не только мастерское владение профессией, но и высокая гражданская зрелось, ответственность и наличие чувства профессионального долга.

2. Образовательные учреждения для подготовки специалистов различных отраслей.

Структура профессионального обучения представляет собой следующие педагогические подсистемные уровни: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное профессиональное образование.

Типы учреждений начального профессионального образования : профессиональное училище, профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа и другие учреждения данного уровня.

Профессиональный лицей – тип учреждения начального профессионального образования, в котором приобретается конкретная профессия повышенного уровня квалификации и есть возможность получения среднего профессионального образования.

Профессиональное училище – основной тип учреждений начального профессионального образования, в котором осуществляется массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

Учебно-курсовой комбинат – подготовка специалистов по ускоренной форме обучения.

Типы учреждений среднего профессионального образования : техникум (училище), колледж.

Колледж – самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (структурное подразделение университета, академии, института), в котором реализуются углубленные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам и, которое обеспечивает будущим специалистам повышенный уровень квалификации.

Техникум – основной тип среднего специального учебного заведения, в котором реализуются программы среднего профессионального образования.

Типы учреждений высшего профессионального образования : университет, академия, институт.

Университет – вуз, реализующий образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки, являющийся центром науки и образования в регионе.

Академия – вуз, реализующий образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляет подготовку и переподготовку квалифицированных работников высшей квалификации для определённой отрасли науки, наукоёмкого производства; является методическим центром в области своей деятельности.

Институт – вуз, реализующий образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; ведёт научные исследования; осуществляет подготовку и переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, может являться структурным подразделением университета, академии.

Типы учреждений дополнительного профессионального образования : образовательные организации, ассоциации, союзы, общества, научные и методические советы; академии, институты, центры повышения квалификации, структурные подразделения ДПО, организуемые в ВУЗах: факультеты, региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

3. Профессиограмма. Анализ профессиограм и способы их составления.

Профессиограмма – характеристика профессии, описание существенных сторон профессиональной деятельности. В ней устанавливаются профессиональные противопоказания, особенно в областях медицины и психики. Профессиограмма включает требования к теоретическим и практическим знаниям и умениям работника, к психическим, физиологическим и интеллектуальным свойствам личности, пути и сроки овладения профессией, возможности использования выпускника учебного заведения на работе, возможности дальнейшего профессионального роста.

Профессиограмма – модель проектирования личностного потенциала. Она создается для проведения профориентационной и профконсультационной работы, профотбора, организации специального профессионального образования, обучения и развития молодежи. Она отражает тенденции развития, ожидаемые в данной профессиональной области.

Профессиограмма составляется учеными на основе поисков, наблюдений, опросов и т.д.

Профессиограмма состоит из трех разделов: характеристика деятельности, психологическая характеристика специалиста, санитарно-гигиенические требования к деятельности и личности.

В характеристике деятельности выделяются функции, виды деятельности, типовые профессиональные задачи и профессиональные умения. Это перечень того, чем должен профессионально владеть специалист.

Психологическая характеристика специалиста включает в себя перечень социально-значимых и профессионально важных качеств личности и динамических характеристик психики, которые следует сформировать у специалиста.

Санитарно-гигиенические требования к деятельности и личности определяют режим труда, допустимую нервно-психическую напряженность, сенсомоторную и перцептивную сферы специалиста и медицинские противопоказания.

На основе профессиограмм в методических кабинетах училищ, в центрах профориентации, службах занятости создаются профессиографические информационно-поисковые системы. В них входят справочная информация о профессиях и требования к личности, диагностические методики для изучения возможностей личности, выбирающей профессию.

Применительно к специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» профессиограмма рассматривается как документ, в котором дана полная квалификационная характеристика педагога профессионального обучения с учетом требований, предъявляемых к его знаниям, умениям, навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

4. Профессиональные требования, предъявляемые к современному специалисту можно объединить в следующие группы требований :

Общие требования к образованности специалиста (осознание личностной и социальной значимости своей профессии, обладание научно-гуманистическим мировоззрением, знание основ Конституции РФ, этических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку и т.д.);

Требования по дисциплинам общекультурной подготовки (владение современными представлениями о социальных явлениях и процессах, механизмах саморегуляции и саморазвития общества, проблемах взаимодействия общества и природы, общества и культуры, общества и личности и т.д.);

Требования по дисциплинам психолого-педагогической подготовки (соблюдение прав и свобод учащихся, владение системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях и т.д.);

Требования по дисциплинам предметной подготовки.

В англоязычной среде различают понятия «профессия» (profession) и «занятие» (occupation). Термин профессия применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды профессиональной деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.

В отечественном профессиоведении разводят понятия «профессия» и «специальность». Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками помимо профессиональной компетентности являются также социально-профессиональная компетентность, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей.

Специальность – это комплекс приобретенных специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии, путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы. Т.о., специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

Например: профессия - врач, специальности – терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.; профессия – слесарь, специальности – сантехник, электрослесарь, слесарь- инструментальщик и др.

Специализация – еще большая детализация специальности.

Например: профессия – психолог; специальность – возрастной психолог; специализация – возрастной психолог, работающий с пожилыми людьми.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Выделяют два основных вида:

Формальная (отражается в званиях, тарифных разрядах и т.д.)

Реальная (как на самом деле работает человек)

Часто обнаруживается несоответствие между формальной и реальной квалификацией, что порождает производственные конфликты.

В последние годы существенно обогатилось понятие «квалификация». Помимо знаний, умений и навыков по конкретной специальности в квалификацию работника включаются профессионально важные качества личности, необходимые для широкого круга профессий.

К профессионально важным качествам относятся: ответственность, надежность, коммуникативность, способность к сотрудничеству, креативность, способность к самостоятельному принятию решений и др. Продуктивное выполнение конкретной профессиональной деятельности требует, как правило, реализации 5-7 профессионально важных качеств.

Должность – обычно употребляют в 2-х смыслах:

Должность как разновидность руководящей работы

Должность – любая официально фиксируемая работа.

Например: директор школы – и должность и профессия (менеджер в системе образования); учитель химии – и должность (есть должностная инструкция), и специальность, и профессия.

Трудовой пост – это не конкретное место. Есть составляющие трудового поста (структура хорошей должностной инструкции):

Фиксированная цель труда;

Фиксированный результат труда;

Фиксированные условия труда;

Фиксированный предмет труда;

Фиксированные средства труда;

Фиксированные обязанности (зона ответственности);

Фиксированные права работника.

Это все психологическое понимание. А есть бюрократическое понимание. Что, по сути, неграмотно, но никто не хочет бороться с бюрократией.

Например: Факультет психологии МГУ, при выдаче дипломов пишут: специальность – психология; квалификация – преподаватель психологии.

Вопрос 3 Динамика мира профессий .

Разделение труда на профессиональные виды деятельности наблюдается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других древних государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции и последующий технический прогресс привел к значительному увеличению номенклатуры профессий. В официальном справочнике США в 1965 г были приведены характеристики 21741 профессии и около 40000 специальностей. В Международный стандарт классификации профессий в 1988 г было занесено 9333 профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник в нашей стране объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают ситуацию, сложившуюся ко времени их составления, но на момент выхода в свет уже нуждаются в корректировке, т.к. мир профессий весьма динамичен.

Назрела необходимость пересмотра устоявшихся названий профессий, содержание труда которых существенно расширилось (уборщица – «оператор уборочных машин» или «техник по интерьеру»; проводник пассажирского вагона; делопроизводитель)

Имеется группа «вымирающих» профессий, которые еще долго будут существовать на небольших кустарных предприятиях; названия этих профессий отражают ремесленные формы труда, его цеховое разделение – старатель, скорняк, шорник. Эти профессии можно объединить в группы ремесленных видов труда, профессии народных промыслов.

В последние десятилетия кардинально обновились техника и технология производства:

Интеллектуализация труда и производства в целом за счет интеграции науки, техники и производства;

Усложнение техники и технологии за счет наукоемких технических систем: электроники, пневмотехники, хромотроники и др.;

Развитие технико-технологического базиса современного производства и перемена труда, что ведет к стиранию граней профессий и становлению интегративных способов деятельности, выходящих за рамки одной профессии;

Универсализация технических устройств на базе новейших технологий, повышающих многопрофильность и многоцелевую совместимость орудий труда.

Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности, возникает необходимость во введении названий новых профессий и определение их характеристик, содержания труда, уровней квалификации, противопоказаний и т.д. Номенклатура новых профессий складывается стихийно, они с большим опозданием попадают в официальные справочники – менеджер, промоутер, супервайзер, мерчендайзер и т.д.

Преодоление перечисленных недостатков в мире профессий возможно при наличии специалистов – конструкторов профессий – они могли бы решать задачи по проектированию новых профессий, определению назначения и содержания труда, требований к образованию, уровню квалификации, условий труда и противопоказаний, конструирование профессиограмм, квалификационных характеристик, должностных обязанностей.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «трудовой пост»?

2. Охарактеризуйте взаимосвязь понятий: «профессия», «специальность», «квалификация».


Похожая информация.


Профессиональное поле – сфера трудовой деятельности рабочих или специалистов.

Профессиональное обучение - основа профессиональной подготовки студентов. Оно должно вырабатывать у них прочные знания, умения и навыки, которые обеспечивают качественное и количественное выполнение работ, а также умение использовать новую технику, современную технологию и передовые методы труда.

Профессия – относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.

Специальность – конкретизация вида трудовой деятельности в рамках

данной профессии.

Деление на С. отражает качественное разнообразие конкретных трудовых процессов и глубину разделения труда с учётом применяемых способов и особенностей оборудования, объектов, орудий труда, конечной продукции и т. п. Так, базовая профессия «слесарь» подразделяется на такие виды: слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь по контрольно-измерит. приборам и автоматике и т. д.; базовая профессия «врач» включает такие С., как врач-терапевт, врач-стоматолог, врач-хирург и т. д. Динамика С. более оперативно, чем профессия, отражает тенденции, связанные с науч.-техн. прогрессом. С. - наиб, подвижный элемент в системе проф. разделения труда. В то же время расширение проф. профиля работников часто идёт путём интеграции двух или неск. связанных между собой С.

Квалификация – уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определённой степени сложности в конкретном виде деятельности. Это подготовленность индивидуума к профессиональной деятельности.

Теоретич. знания, соответствующие определённому уровню К., включают как общеобразовательные, так и специальные, объём которых зависит от формы и продолжительности соответствующих занятий. Подготовка рабочих кадров осуществляется в уч. заведениях системы проф.-тех. образования и непосредственно на производстве; дипломированных специалистов - в высш. и ср. спец. уч. заведениях; науч. кадров - в аспирантуре и докторантуре.

Практич. навыки осваиваются в ходе выполнения соответствующих работ путём их многократного повторения, в результате чего вырабатывается прочный динамич. стереотип. Первоначальные навыки формируются в ходе обучения, выработка устойчивых проф. навыков зависит от опыта работ в том или ином виде проф. деятельности и обычно характеризуется стажем работы по профессии.

Квалификационная структура – иерархия ступеней квалификации.

В Государственном стандарте профессионального образования квалификация характеризуется пятью ступенями:

1ст.- предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой в различных формах;

2ст. - основное общее образование и профессиональное образование, получаемое в учреждениях начального профессионального образования на одно-, двухгодичных отделениях; 3ст. – характеризуется сочетанием среднего (полного) общего образования и профессионального образования, получаемого на двух-, трехгодичных отделениях учебных заведений начального профессионального образования;

4ст. – предполагает среднее (полное) общее образование и профессиональное образование, получаемое главным образом в «продвинутых» образовательных учреждениях: проф.лицеях, учреждениях среднего проф.образования (базовый и повышенный уровень), колледжах;

5ст. – соответствует различным уровням высшего и послевузовского проф.образования.

Показателем К. рабочего является квалификац. разряд (класс, категория), которрый присваивается ему по конкретной профессии в соответствии с требованиями тарифно-квалификац. характеристик этой профессии. Квалификационный разряд присваивается служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации, которые указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям.

Квалификационный разряд имеет немаловажное значение. Оплата труда работникам на предприятии, в организации производится с учетом квалификационного разряда, т.е. с учетом уровня профессиональной подготовки и от затраченных сил. Так, если у какого-либо работника повышается уровень профессиональной подготовки, пропорционально повышается и его заработная плата, и наоборот. При подборе и расстановке кадров на производстве также учитывается квалификационный разряд.

Профессия, присваиваемая по завершении обучения, указывается в документе об образовании, который в соответствии с Законом о занятости даёт право на работу согласно профилю и уровню полученного образования. Офиц. наименование П. или должность работника указывается в трудовой книжке.

Ключевой составляющей стандарта профессионального образования является квалификация, которая характеризуется ступенью и уровнем.

Уровень квалификации – степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Существенными характеристиками уровня квалификации являются:

– объем и диапазон знаний и умений;

– качество знаний и умений;

– способность рационально организовывать и планировать работу;

– способность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда.

Требования к различным уровням квалификации применительно к конкретным профессиям и специальностями регламентируются соответствующими документами системы тарификации и аттестации.

Профессии рабочих, которым ранее были установлены тарифные разряды, тарифицируются в соответствии с выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих с учетом внесенных в них дополнений и изменений

В России и др. странах СНГ состав официально признанных П. рабочих зафиксирован в Едином тарифно-квалификац. справочнике работ и профессий рабочих, который включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой П.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) - это нормативный документ, предназначенный для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, а также для составления программ по подготовке и повышению квалификации рабочих в системе профессионально-технического образования и непосредственно на производстве.

Тарификация работ должна производиться в соответствии с их сложностью без учета условий труда. В необходимых случаях УТ (тяжесть, вредность и др.) подлежат учету путем установления доплат к тарифным ставкам (окладам) на основе их оценки на рабочих местах в соответствии с перечнями работ по степени тяжести и вредности УТ, утверждаемыми соответствующими органами.

Перечень профессий включает номенклатуру профессий и специальностей, подготовка по которым регулируется на государственном уровне в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и определяет наиболее общие параметры обучения.

Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования. ОСТ 9 по 01.04-94

Перечень профессий и специальностей НПО является составной частью государственного стандарта начального профессионального образования, в него включены профессии, подготовка по которым определяется требованиями, устанавливаемыми на федеральном уровне.

В этом документе профессии ранжированы по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и профессионального образования, требуемого для их освоения.

Ступень квалификации – этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования.

Профессиональная характеристика, являясь описательной моделью профессии, определяет конечные цели профессиональной подготовки, обуславливающие ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требования к общей и профессиональной подготовке, контингенту обучающихся.

Профессиональная характеристика разрабатывается на профессии и специальности федерального Перечня и отражает:

– название профессии;

– интегрируемые специальности;

– номер профессии по Перечню;

– назначение и сферу применения профессии;

– основные виды деятельности в рамках профессий и группируемых

специальностей;

– теоретические основы профессиональной деятельности (требования к

знаниям);

– требования к личности рабочего (служащего), уровню его общего образования;

– специфические требования.

Профессиограмма – описание, характеристика профессии, основной источник (наряду с практическим знакомством) получения сведений о разных аспектах профессиональной деятельности.

Например: Дизайнер

Должен знать: скульптуру, рисунок, живопись, основы композиции, технологию производства изделий, основы социологии, психологии.

Профессионально важные качества:

· художественное воображение;

· пространственно-образное мышление;

· коммуникабельность;

· глазомер.

Квалификационные требования: художественно-промышленные училища, архитектурные институты и институты искусств.

Учебные заведения: Красноярский государственный художественный институт, Красноярская государственная архитектурно-строительная академия

Медицинские противопоказания:

· нарушение координации движений рук;

· дальтонизм;

· дефекты зрения.

Похожие публикации