Бизнес на эмоциях. Сергей Шабанов, Алена Алешина Эмоциональный интеллект

Эмоции? Я вас умоляю, какие эмоции? Мои сотрудники все свои эмоции оставляют на проходной, а на работе они у меня работают!

Из разговора с генеральным директором одной из компаний

Единственный путь создания прибыли – это привлечение эмоциональных, а не рациональных сотрудников и клиентов, это апелляция к их чувствам и фантазиям.

Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале,

Нужны ли эмоции в бизнесе?

Определение понятия «эмоциональный интеллект»

Эмоциональный интеллект на практике – эмоциональная компетентность

Мифы об эмоциональной компетентности

Как измерить эмоциональную компетентность?

Можно ли развивать эмоциональную компетентность?

Нужны ли эмоции в бизнесе?

Два разных эпиграфа иллюстрируют два противоположных подхода к эмоциям в бизнесе: многие руководители и бизнесмены полагают, что эмоциям в бизнесе не место, а когда они все-таки появляются, то непременно вредят. Есть и другая точка зрения: необходимо наполнить эмоциями компанию, и только тогда она сможет стать великой и непобедимой.

Кто прав? Нужны ли эмоции бизнесу, и даже если да, то в какой форме? Означает ли понятие эмоционального интеллекта то, что теперь руководитель должен начать проявлять все свои эмоции? И стать таким же слегка «безумным», как авторы «Бизнеса в стиле фанк»?

С этими и им подобными вопросами мы постоянно сталкиваемся на конференциях, форумах, презентациях программ и во время самих тренингов. Хотя «эмоциональный интеллект» – понятие достаточно новое, оно уже приобрело большую популярность и успело обрасти значительным количеством мифов.

Как и во многих других случаях, истина лежит где-то посередине между двумя подходами, изложенными в эпиграфах. Как мы еще увидим, эмоциональный интеллект и эмоциональность, проявление своих эмоций, совсем не одно и то же. Эмоциональный интеллект помогает нам разумно использовать свою эмоциональность. Полностью исключить эмоции из жизни компании и управления людьми невозможно. Точно так же невозможно исключить и «сухой» расчет. Как выразился Петер Сенге в своей книге «Пятая дисциплина», «люди, много достигшие на пути совершенствования… не могут выбирать между интуицией и рациональностью или между головой и сердцем, так же как мы не можем принять решение о том, чтобы ходить на одной ноге или видеть одним глазом» .

Есть несколько причин, почему идеи эмоционального управления набирают все большую популярность в последние несколько десятилетий. Чтобы понять существующие тенденции, рассмотрим кратко историю управления эмоциями в организациях.

В средневековой Европе, несмотря на уже существующие различные нормы и соглашения, эмоции властвовали над «бизнесом». Любая договоренность или сделка могли быть разрушены под влиянием сиюминутных порывов. Обман и убийство подстерегали повсюду. Общение, в том числе и деловое, сопровождалось различными оскорблениями, а зачастую и дракой. Более того, подобное поведение считалось вполне нормальным .

Со временем в предпринимательстве стала возрастать степень взаимозависимости, и для успеха бизнеса стали необходимы долгосрочные и взаимовыгодные отношения, которые очень легко можно испортить, совершенно некстати размахивая кулаками. И бизнес-сообщества тех времен заставили людей постепенно учиться сдерживать свои эмоции. К примеру, нам встречалось упоминание, что в уставе одной из гильдий пекарей в XIV веке можно было встретить такой пункт: «Всякий, кто станет употреблять бранные слова и выливать пиво на соседа, будет немедленно исключен из Гильдии».

Впоследствии, с появлением мануфактур, возникла необходимость еще более жестко контролировать проявление сотрудниками эмоций на работе. Несдерживаемая агрессия могла привести к дракам и бурным объяснениям среди рабочих, что сильно тормозило производственный процесс. Руководство фабрик было вынуждено вводить жесткие дисциплинарные меры и уделять особое внимание контролю над их исполнением. Возможно, тогда-то и начало зарождаться стойкое убеждение, что «эмоциям на работе не место». Кроме того, уже в то время предприниматели стать искать модель идеальной организации. Первой такой моделью стала теория Тейлора (по сути, первая теория управления): его идеалом было предприятие, функционирующее как машина, где каждый сотрудник является винтиком в системе. Естественно, в такой системе нет места эмоциям.

В последующем коммуникации в иерархических организациях становились все более организованными и структурированными, что позволяло работать более слаженно и достигать более высоких результатов. В ХХ веке выражение эмоций на работе стало практически неприемлемым: принцип «эмоции мешают работе» окончательно победил. Хороший сотрудник оставляет свои эмоции за порогом организации, внутри которой он сдержан и спокоен. Теперь стало нормальным скрывать свои эмоции и «сохранять лицо», несмотря на любые внутренние переживания. Долгий и трудный путь постепенного вытеснения эмоций из делового общения был практически завершен. Казалось, наконец, можно вздохнуть с облегчением… Однако давайте вспомним тенденции корпоративного мира в последние несколько лет:

Скорость изменений в мире постоянно растет.

Вместо конкуренции по товару на первое место выходит конкуренция по сервису, появляется понятие «экономика отношений».

Меняется организационная структура: компании становятся более гибкими, менее иерархическими, более децентрализованными. В связи с этим возрастает количество горизонтальных коммуникаций.

Изменилось представление об идеальном сотруднике: вместо «винтика» в системе теперь это «человек инициативный, способный принимать решения и брать на себя за них ответственность».

Начинают меняться ценности собственников и руководителей: все большее значение они придают самореализации, выполнению компанией своей миссии и хотят иметь достаточно свободного времени на общение с семьей и хобби.

Среди ценностей общества и многих компаний становится действительно значимой социальная ответственность бизнеса и забота о персонале.

Среди компаний возросла и продолжает расти конкуренция за лучших сотрудников, появилось понятие «война за таланты».

Для многих талантливых работников снижается значимость материальной мотивации. Потребность получения удовольствия от всех или от большинства сторон работы стала доминировать в шкале мотивирующих ценностей . В связи с этим корпоративная культура компании, нематериальная мотивация, стиль управления руководителя, возможность свободы действий и получения позитивных эмоций на работе становятся существенными конкурентными преимуществами компании как работодателя. А на многих мировых HR-конференциях всерьез обсуждают, как сделать сотрудника счастливым, потому что многочисленными исследованиями доказано, что «счастливые люди работают лучше».

В HR-среде в последние годы огромную популярность приобретает термин «вовлеченность», то есть такое рациональное и эмоциональное состояние сотрудника, при котором он хочет максимально задействовать свои способности и ресурсы на достижение целей организации.

Серьезно пересмотреть свое отношение к эмоциональным факторам мотивации и работодателей, и сотрудников заставил кризис 2008–2010 годов. «Компании стали считать деньги. И если раньше можно было приобрести нужных сотрудников, просто заплатив больше рынка, то сейчас даже те компании, что считаются лидерами, не всегда могут себе позволить предложить заработную плату существенно выше, чем на аналогичных позициях в других компаниях. Помимо этого, и у самих людей на фоне кризиса немного “перетряслась” система ценностей, и нет уже ориентации на деньги, на “заработать быстрее, быстрее, быстрее” и купить, например, квартиру. Люди оказались в ситуации, когда работать надо больше, а возможностей для заработка и вакантных мест стало меньше. На первый план стали выходить базовые ценности: семья, дом, удовольствие от жизни, удовольствие от работы» (Юлия Сахарова, директор «HeadHunter Санкт-Петербург», из выступления на Первой российской конференции по эмоциональному интеллекту в 2011 году).

Голая правда. Откровения современных деловых женщин Хеффернан Маргарет Уиндхэм

Заблуждение № 1 В бизнесе нет места эмоциям!

Заблуждение № 1

В бизнесе нет места эмоциям!

Внешний вид и стиль офисных интерьеров однозначно показывает: это не дом. Мы приходим сюда и должны перенять определенную модель поведения, отказавшись в том числе и от эмоций. По-всюду, начиная со школы и дойдя до совета директоров, мы видим, что бизнес основан на рациональном, аналитическом подходе. Быть эмоциональной – значит казаться слабой. Считается, бизнес должен быть вне эмоций, что это лишь беспристрастное ведение дел во благо экономического развития наций.

Но мы отдаем работе самое ценное, что у нас есть, – наше время. Нас назначают руководителями проектов, просят разрабатывать стратегии, работать в командах. Мы должны жертвовать детьми, любимыми, родителями, отпусками, выходными – ради работы. Как мы можем целиком и полностью посвящать себя чему-то и при этом не испытывать никаких чувств? Как нам получать удовлетворение от жизни, если большая ее часть лишает нас права радоваться своим победам и восхищаться достижениями других?

Я думаю, что, в противоположность установившимся взглядам, бизнес невероятно эмоционален – был и всегда будет. И я убеждена: зная об этом, спокойно принимая этот факт, мы вовсе не станем слабее – наоборот! Выражая свои эмоции, мы становимся намного сильнее, чем когда пытаемся их скрывать.

Лучшие руководители, которых я встречала, – не те, кто боится эмоций и избегает их, а те, кто их понимает и принимает. Кэрол Вэллоун, приобретая очередную компанию, не стала называть это обычным слиянием и не делала вид, будто ничего не изменится и все будут довольны. Она все обдумала и поняла, что одну из линий выпускаемой продукции и один из брендов придется закрыть. Но работники вкладывали всю душу в это производство и теперь испытывали такие чувства, будто уничтожают не бренд, а губят их ребенка. Отнесясь к этому очень серьезно, Кэрол поняла, что необходимо разрешить именно эмоциональный конфликт. Она не стала требовать, чтобы ее люди взяли себя в руки и вели себя, как мужчины. Она оценила огромную эмоциональную напряженность ситуации – и устроила похороны.

Кэрол Вэллоун

Мы действительно поместили продукт в склеп. Сначала мы стояли вокруг него, говорили о нем, произнесли панегирик. Мы с нежностью вспомнили все, что этот продукт для нас сделал и что он значил для всей компании. А потом похоронили его. Кремировать не стали (смеется), но это была настоящая смерть. Реально. Сейчас мне смешно об этом рассказывать, я смеюсь, но тогда это была тяжелая утрата, и нам пришлось смириться с ней, как с любой другой смертью.

Слияния всегда вызывают сильнейшие эмоции, и привычная ложь, которая их сопровождает, больше никого не устраивает. Ложь – только свидетельство того, что чувства пугают. Откуда Кэрол взяла силы и мудрость сломать традиции? Она говорит, что просто ведет себя с коллегами на работе так же, как с друзьями дома. Когда мы привносим «себя домашних» на работу, это не ослабляет нас, а дает нам огромное преимущество. Хотя порой традиционные стереотипы поведения перевешивают и хочется идти у них на поводу, так делать нельзя. Уподобление всякой неправде никому не поможет.

Бизнес глубоко эмоционален. Зная это, мы больше не будем бояться. Мы не станем сентиментальными – эдакими чахлыми фиалками, мы станем сильнее. Эмоциональный интеллект – огромное преимущество, равно как и эмоциональная компетенция.

Дайен Джейкобсен работает с крупными организациями, зачастую создавая новую продукцию и новые системы в результате осуществления слияний и поглощений. Она постоянно находится в эпицентре эмоционального шторма, вызываемого этими изменениями.

Дайен Джейкобсен

Я имею дело с сильными эмоциями. Я имею дело с переменами и преобразованиями, с самолюбием и страхом, потому что слияния влекут за собой увольнения и смены должностей. Непростая задача!

Но меня это не пугает – даже кажется захватывающим. Мой начальник говорит: «Если вы не боитесь, то я начинаю бояться за вас!» (Смеется.) «Ничего, Бил, – говорю я, – потихоньку, шаг за шагом, и мы это сделаем». Обычно я делаю глубокий вдох и стараюсь сохранить спокойствие. Если начнешь нервничать, сойдешь с ума или сорвешься на ком-нибудь из близких, или на кошке.

Думаю, у женщин лучше получается расслабляться. Столкнувшись с серьезной проблемой, мы облекаем ее в слова, обсуждаем с кем-нибудь, решаем теоретически – и начинаем действовать, а мужчины все держат в себе и ни с кем об этом не говорят. Они не хотят, чтобы кто-то думал, будто они не знают, что делать, а потому молчат и зажимаются и принимают решение, которое потом еще приходится отстаивать! Так что им намного сложнее.

Женщины чаще начинают «выяснять отношения». Мы привыкли к этому, и у нас это хорошо получается. Возьмите любую группу женщин – на конференции, на совещании – и задайте им прямые вопросы. В ответах будет столько искренности и энергии, что ее хватит, чтобы осветить целый город. Это часто считается глупым или наивным – но это признак жизнеспособности, столь необходимой бизнесу именно сейчас. То, что мы свободно чувствуем себя в таких разговорах, означает, что мы способны открыто разрешить любой конфликт или эмоциональную напряженность – и сделаем это быстрее, чем те, кто подавляет обсуждение.

Из книги Куда уходят деньги. Как грамотно управлять семейным бюджетом автора Сахаровская Юлия

Поддаемся эмоциям А вы никогда не ездили, например, в «лучший» пятизвездочный отель только потому, что ваши друзья/знакомые не поняли и не одобрили бы отель попроще? Потратив на поездку последние деньги или даже взяв взаймы? Хотя лично вас устроила бы и просто

Из книги Forex – это просто автора Каверина Ирина

Не поддавайтесь эмоциям Что движет человеком? Страх и жадность. Страх потерять. Этот страх кидает из крайности в крайность. Руки становятся липкими, ручка выскальзывает... Кто мы? Где мы? Прежде всего успокойтесь. У вас есть план действий, он греет вам душу. В этом плане

Из книги Выход из кризиса есть! автора Кругман Пол

Большое заблуждение Европы В главе 4 я описал и развенчал большую ложь об американском кризисе - утверждение, что его вызвали правительственные структуры, пытаясь помочь бедным. У Европы есть своя искаженная версия, неверное описание причин кризиса, которое фактически

Из книги Основания политической экономии автора Менгер Карл

§ 4. Время - заблуждение Процесс постепенного преобразования благ высшего в блага низшего порядка и применения затем последних к удовлетворению человеческих потребностей не беспорядочен, как мы это видели в предыдущих отделах, но подобно другим процессам

Из книги Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века автора Энгдаль Уильям Фредерик

Обращение к базовым эмоциям Пропаганда Комитета последовательно обращалась к эмоциям, не к разуму, что являлось в огромной степени следствием влияния бернейсовской адаптации идей Фрейда. Эмоциональная агитация стала любимой техникой стратегов Комитета общественной

Из книги Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом автора Уитмор Джон

Прислушайся к эмоциям Внутренняя осознанность повышает физическую эффективность тела и идет на пользу технике. Техника осваивается не извне, а изнутри наружу. Такая техника всецело принадлежит данному телу, она полностью усвоена им и скроена в точности под его

автора Кийосаки Роберт Тору

Заблуждение № 3 Усердно трудитесь Люди часто путают заблуждения и обман. Обман основывается на доверии к лжецу. Человек может обмануть вас лишь в том случае, если вы ему поверите. Что же касается заблуждений, которые богатые используют, чтобы бедные оставались бедными,

Из книги 8 финансовых заблуждений. Управление деньгами автора Кийосаки Роберт Тору

Заблуждение № 4 Живите по средствам Все заблуждения, о которых я здесь говорю, используются богатыми для того, чтобы не позволить вам вырваться из бедности.Самым поразительным в них является то, насколько сильно эти заблуждения укоренились в нашем сознании. Если вам

Из книги 8 финансовых заблуждений. Управление деньгами автора Кийосаки Роберт Тору

Заблуждение № 5 Копите деньги Все заблуждения, о которых я вам рассказываю, сводятся к одной очень простой вещи: вам внушили неправильное представление о деньгах. Это и мешает вам разбогатеть. Богачи пользуются этим, чтобы самим становиться богаче, а бедных оставлять

Из книги 8 финансовых заблуждений. Управление деньгами автора Кийосаки Роберт Тору

Заблуждение № 6 Ваш дом – это актив Почти все финансовые «эксперты» заявляют: «Собственный дом – это ваш самый большой актив». В своей книге «Богатый папа, бедный папа» я высказал утверждение, что дом является не активом, а пассивом. Это было равносильно тому, чтобы

Из книги 8 финансовых заблуждений. Управление деньгами автора Кийосаки Роберт Тору

Заблуждение № 7 Избавьтесь от долгов Читая эту книгу, вы, должно быть, уже заметили некоторые общие черты в рассматриваемых заблуждениях. В их основе лежит один и тот же образ мышления. Люди склонны экономить, жить по средствам и не влезать в долги, потому что боятся

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Из книги Реальность в рекламе автора Ривз Россер

автора Талеб Нассим Николас

Телеологическое заблуждение Мы будем называть телеологическим заблуждением следующую иллюзию: вы точно знаете, куда идете, более того, вы точно знали, куда шли, в прошлом, да и другим точно так же всегда удавалось знать, куда именно они двигались.Рациональный фланёр – это

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Заблуждение «зеленого леса» В книге с выразительным названием «Чему я научился, потеряв миллион долларов», одной из редких нешарлатанских книг о финансах, главный герой совершает удивительное открытие. Он замечает, что парень по имени Джо Сигель, один из самых успешных

Из книги Голая правда. Откровения современных деловых женщин автора Хеффернан Маргарет Уиндхэм

Заблуждение № 3 Вы слишком честны Ди КоупланМногие считают, что лучше всего сидеть тихо, не поднимая головы, и ждать, когда что-нибудь изменится. Может быть, так действительно проще, но есть одно НО – для меня, по крайней мере, – это честность.Никогда не забуду, как

Каждый день мы испытываем те или иные эмоции, положительные и отрицательные, воодушевляющие и демотивирующие, способствующие достижению наших целей и, напротив, им противоречащие. Всю жизнь мы подвержены этой, казалось бы, неуправляемой энергии. Но так ли она неуправляема? И как быть с эмоциями в деловой сфере? В ходе встречи Дискуссионного клуба E xecutive . ru состоялось интервью на эту тему с Сергем Шабановым , генеральным директором компании EQuator , специализирующейся на развитии эмоционального интеллекта.

Executive: Сергей, есть ли все-таки место эмоциям в бизнесе?

Сергей Шабанов: Насущный вопрос. Существует два противоположных подхода к эмоциям в бизнесе: многие руководители и бизнесмены полагают, что эмоциям в бизнесе не место, а когда они все-таки появляются, то непременно вредят. Некоторые руководители заявляют, что их сотрудники оставляют все свои эмоции в «ящичках на проходной», как только приходят на рабочее место. Второй подход гласит: необходимо наполнить эмоциями компанию, и только тогда она сможет стать великой и непобедимой.

Мой опыт, как и опыт многих других, говорит, что истина лежит где-то посередине, между двумя подходами. Стоит понимать, что эмоциональный интеллект и эмоциональность – совсем не одно и то же. Эмоциональный интеллект (EQ) помогает нам разумно использовать свою эмоциональность, так как исключить эмоции из жизни компании и управленческой деятельности невозможно. Точно так же невозможно исключить и сухой расчет.

Executive: А что общего между IQ и EQ? Эти два понятия как-то связаны друг с другом?

С.Ш.: Да, несомненно, они связаны. Давайте вспомним историю IQ. Впервые понятие коэффициента интеллекта (IQ), было введено в 1912 году немецким психологом и философом У. Л. Штерном , а первые IQ-тесты появились на свет в 1916 году. Их (эти тесты) восприняли как мерило умственных способностей, а ум в нашем социуме является показателем успешности и эффективности. И уже в середине XX века специалисты, ответственные за подбор людей в компании, повсеместно стали использовать тесты IQ для того, чтобы как можно быстрее набирать/отбирать умных (успешных) людей. При этом они заметили некоторую «странность»: человек, имеющий высокий результат IQ, в некоторых случаях неэффективен в работе, а тот, у которого результаты теста IQ невысоки, бывает гораздо успешнее и быстро продвигается по службе, то есть отсутствует стопроцентная корреляция между «успешностью» и IQ.

Чего-то определенно не хватало. Через некоторое время возникла теория множественных интеллектов, а в 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей вводят понятие эмоционального интеллекта.

Исследования показали, что принятие успешных решений, эффективное общение с другими людьми зависит от IQ лишь на 33%, а вот остальные 67% приходятся на долю EQ. Если же мы будем говорить о роли EQ для лидеров и управленцев (а в их жизни коммуникации, как правило, много), эта разница еще более значительна – 15% и 85%. При этом важно понимать: для того чтобы развивать EQ, для того чтобы понять эту теорию, логико-математические способности, которые в основном замеряет IQ, просто необходимы.

Невозможно сказать, что эмоции и эмоциональность лучше, чем логика и рациональность. Человек - это целостная система, и интеллект - это целостная система, но, ввиду нашего несовершенства, дабы разобраться во всем, приходится заострять внимание на отдельных аспектах.

Executive: Что же такое эмоциональная компетентность?

С.Ш.: Поскольку понятия «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетентность» достаточно новы, то существует некоторая путаница: многие авторы переводят с английского понятие «EQ» как «компетентность». Это не совсем верно, но в среде тех людей, для которых глубокое изучение психологии не является сферой научного интереса, понятие «компетентность» проще и сейчас все чаще применяется менеджерами-управленцами.

Что такое компетентность в общем? Это определенный опыт, набор умений, навыков. Компетентный человек – профессионал своего дела, отлично разбирающийся в конкретной области и пользующийся своими навыками.

Модель эмоциональной компетентности EQuator’а включает в себя четыре навыка:

1. Осознание своих эмоций
2. Осознание эмоций других людей
3. Управление своими эмоциями
4. Управление эмоциями других людей

Навыки эти необходимо нарабатывать планомерно, начиная с осознания собственных эмоций. Когда мы начинаем осознавать, что мы чувствуем и почему, мы начинаем этим управлять.

Executive: А какая все-таки практическая применимость этого в бизнесе? В управлении другими людьми, в вовлечении их и так далее?

С.Ш.: Давайте вспомним тенденции корпоративного мира в последние несколько лет. Скорость изменений в мире постоянно растет, вместо конкуренции по товару на первое место выходит конкуренция по сервису, возросло количество горизонтальных коммуникаций. Да и вообще меняется представление об идеальном сотруднике: теперь вместо «винтика» в системе это человек инициативный, способный принимать решения и брать на себя за них ответственность.

Для многих талантливых работников снижается значимость материальной мотивации . Потребность получения удовольствия от всех или от большинства сторон работы стала доминировать в шкале мотивирующих ценностей. В связи с этим корпоративная культура компании, нематериальная мотивация, стиль управления руководителя, возможность свободы действий и получения позитивных эмоций на работе становятся существенными конкурентными преимуществами компании как работодателя.

Если внимательно вникнуть во все эти тенденции, становится понятно, что все они затрагивают эмоциональную сферу жизни, поэтому успешной организации и успешному руководителю просто необходимо научиться использовать эмоции для достижения целей организации и учить тому же своих сотрудников. Здесь можно провести параллель со спортом и вспомнить одну из цитат тренера российской сборной по футболу Гуса Хиддинка : «Чтобы играть с одной из лучших команд Европы, следует быть весьма интеллектуальным. Малейшая оплошность будет наказана. Но и играть без эмоций бессмысленно, потому что это нанесет вред выступлению в целом. Если же удастся совместить страсть и отсутствие ошибок, то получится великолепный матч». Точно так же если совместить эмоции и интеллект в управлении компанией, можно достичь фантастических результатов. Это совсем не значит вернуться к хаосу и беспорядку средневековья. Эмоциональный менеджмент, то есть управление, учитывающее эмоции в работе организации – это комплексный и сложный процесс, требующий серьезного планирования и достаточно глубоких изменений в фирме, возможно, формирования несколько иной корпоративной культуры.

Executive: Как же все-таки овладеть эмоциональной компетентностью?

С.Ш.: Почаще спрашивайте себя «Что я сейчас чувствую? Если я испытываю раздражение, то на что? Если мне страшно, то почему?» и так далее. Простой способ, на первый взгляд, но требует немалых усилий, потому что не сразу получится заметить, что в каких-то ситуациях ваше раздражение, например, вызвано страхом, а веселье на самом деле берет начало в раздражении. Тонкостей много, необходимо время, чтобы в них разобраться.

Одна из этих тонкостей весьма существенна. Мы даже назвали ее глобальной драмой эмоционального интеллекта. Для осознания чего-либо нам необходимо иметь два инструмента, это сознание и слово (идентификатор). Мы смотрим на предметы, явления и тому подобное, и прежде чем наступить моменту анализа, вначале мы их обозначаем каким-то словом.

Вспомните детский стих:

Это стул – на нем сидят
Это стол – за ним едят.

Первая часть «это стул» - это процесс осознания.
Вторая часть «на нем сидят» - процесс функционального анализа.

Тривиально, но для эмоций все то же самое.

Итак, прежде чем начинать управлять эмоциями, необходимо задать себе вопрос: «Это во мне сейчас что?». И какие слова в связи с этим мы знаем? Чаще всего люди говорят, что эмоции бывают положительными или отрицательными. Есть в этом некоторое заблуждение - все эмоции нужны для чего-то и даже те, которые в социуме называются отрицательными. Например, страх и гнев незаменимы для того, чтобы выжить.

Вернемся к инструменту. Если мы возьмем самые основные базовые эмоции - это страх, гнев, печаль и радость, - то выясним следующую вещь: на том конце спектра, где интенсивность этих эмоций очень высока, у нас «отключается мозг», и первый инструмент из двух вышеназванных – сознание – пропадает. Помните поговорку «У страха глаза велики»? Или когда в порыве гнева что-то наговорим и потом понять не можем: «Ну зачем же я это все…». Вот, собственно, по этой причине социум их не любит и считает, что эмоциональность – это плохо.

Второй инструмент - слово. Какие есть слова для страха и гнева в самом начале спектра интенсивности? Ну, допустим, раздражение… Но это ведь 15-20%, беспокойство тоже где-то в районе 10-15%, а в самом-то начале? С чего начинаются страх и/или раздражение?

В русском языке есть возможность образовывать такие слова, как, например, страшулька, раздражулька, но пока только печалька активно вошла в обиход и получается, что в тот самый момент, когда мы еще можем осознавать эмоции (и сознание не отключается) просто нет слов в языке. Кстати, и многие известные нам народы не придумали подходящих слов, выражающих эмоциональное состояние в такой низкой интенсивности.

А вот там, где оба инструмента есть, у нас нет навыка. Чем не драма эмоционального интеллекта?

Нас с детства не приучали обращать внимание на себя, на свое телесное, эмоциональное состояние. Нас учили только думать, думать, думать, и мы поверили, что мы только и делаем, что думаем. Даже на вопрос «Как ты себя чувствуешь?» очень часто люди отвечают нормально/хорошо/плохо, или другой вариант «Я думаю, что….» и дальше идут их светлые мысли.

Уважаемые читатели, ведь если мы сейчас задумаемся, то сможем таки вспомнить штук пять техник саморегуляции эмоционального состояния! Сосчитать до 10, глубокий вдох-выдох и тому подобное. Только вспоминать об том в нужные моменты сложно, как раз по вышеназванным причинам.

Итак, развитие эмоциональной компетентности начинается с развития в себе привычки к тому, чтобы периодически обращать внимание на себя и отвечать на вопрос «Какая эмоция сейчас во мне? Что я сейчас чувствую?». Осознание - это ключевой навык. Если получается отловить свою или чужую эмоцию, когда она еще не достигла своего апогея, у вас есть время и шансы начать управлять этой эмоцией.

Не будь этой драмы эмоционального интеллекта, мы с эмоциями управлялись бы гораздо эффективней. Потому что навыков и способов, знаний о том, как эмоциями управлять, у каждого из нас уже имеется достаточно.

Фото: pixabay

Управляйте Вашими чувствами,
пока Ваши чувства
не начали управлять Вами.
Паблиус Сириус

Эмоциональный менеджмент - это управление эмоциональными ресурсами организации с целью повышения ее эффективности.

Эмоциональный менеджмент связан с понятиями "эмоциональный интеллект", "эмоциональное мышление", "коэффициент эмоциональности", "эмоциональная компетентность". Эти понятия вошли в зарубежную науку в 1980 - 90 годах 20 века и еще достаточно молоды. В то же время, практика управления проявляет большой интерес к использованию эмоциональных ресурсов современных организаций. И прежде всего потому, что в наши дни человек в организации всё чаще рассматривается не просто как "винтик", "должность", работник с определенным набором функций, а как многогранная личность, наделенная не только разумом, но и эмоциями. И оттого, насколько эффективно используются чувства, эмоции, состояния сотрудников в организации, часто зависит результат их труда и вклад в бизнес-успех организации в целом.

В данной статье затронуты два аспекта:

  1. Эмоциональная компетентность руководителя
    Для современных бизнес-организаций важно, чтобы, руководители, топ-менеджеры были эмоционально компетентными: обладали развитым эмоциональным интеллектом, могли управлять своими эмоциями, распознавать эмоции других, на этой основе выстраивать взаимодействие.
  2. Эмоциональный менеджмент в организации
    Для современных бизнес-организаций важно, чтобы, руководители, топ-менеджеры практиковали эмоциональный менеджмент: задавали позитивную эмоциональную атмосферу в организации, умели извлекать информацию из эмоциональных сигналов персонала, использовать энергию эмоций, создавать такую организационную культуру, которая порождала бы в сотрудниках состояния, необходимые для эффективной деятельности.

Эмоциональная компетентность руководителя

Эмоции - от лат. motere, двигать - то, что движет. Эмоции в контексте эмоционального менеджмента - непосредственное переживание значимости происходящего.

Эмоциональная компетентность включает в себя умение точно распознавать, оценивать и выражать эмоции; умение достигать и/или порождать чувства, когда это может помочь процессу мышления; умение понимать эмоции и эмоциональное знание; а также умение управлять эмоциями для достижения эмоционального и интеллектуального роста. Последние исследования в области психологии лидерства подтверждают, что эмоциональная компетентность - фактор намного более важный для достижения успешных результатов при работе с людьми, чем технические знания и умения. Если руководитель не задумывается об эмоциональной компетентности, результаты его работы могут стать плачевными как для его карьерного роста, так и для его личной жизни. (По: Марша Рейнольдс, 2004)

Эмоциональная компетентность проявляется в следующем поведении:

Эмоциональная компетентность базируется на эмоциональном интеллекте.

Согласно позиции Д. Гоулмена, профессора Гарвардского университета, великая революция 21 века состоит в реванше чувства над интеллектом. Если ранее мерилом способностей человека к успехам в той или иной профессиональной деятельности служил интеллектуальный коэффициент (IQ), то в настоящее время он уступает место эмоциональному коэффициенту (EQ). Многочисленные исследования показывают, что лучшими сотрудниками являются не те, у кого самый высокий IQ или диплом самого престижного университета. Преуспевают те, кто имеет более высокие показатели EQ.

Эмоциональный интеллект (EQ) - способность человека управлять самим собой и другими людьми. Самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивация, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Общий интеллект (IQ) - система познавательных способностей: ощущения, восприятие, память, мышление и др., все умственные умения и знания.

Для руководителя обладать развитым эмоциональным мышлением, быть эмоционально мыслящим, значит, думать над эмоциями, анализировать, осознавать их и, таким образом, управлять ими. Этот процесс называется интеллектуализация эмоций. Когда эмоционально компетентный руководитель сталкивается с эмоциональной проблемой, он переводит ее в интеллектуальную задачу и решает именно как задачу. Эмоциональная проблема мешает, досаждает, а интеллектуальная задача подлежит решению.Исследователь эмоционального интеллекта Д. Гоулмен убедительно доказал важность эмоционального интеллекта для руководителей.

ВАЖНОСТЬ EQ (эмоционального интеллекта)

Пик IQ наблюдается в 17 лет, с возрастом не изменяется, а в старости падает.
EQ повышается с возрастом, пик 40 - 49 лет и замирает.
«Мы строим свой эмоциональный интеллект всю жизнь - иногда он называется зрелостью». (по: Goleman D., 1998)

Компоненты эмоционального интеллекта

  • Понимание себя
    Способность различать и интерпретировать собственные настроения, эмоции, порывы, а также их влияние на других людей.
  • Саморегуляция (контроль импульсивности)
    Способность контролировать и направлять в желаемое русло собственные импульсы и порывы.
  • Само-мотивация
    Мощная изнутри идущая страсть к работе, "drive".
  • Эмпатия
    Способность понимать эмоциональное состояние других и взаимодействовать с ними с учетом их эмоциональных реакций.
  • Социальная умелость
    Умение находить общий язык с людьми и поддерживать отношения с ними вне зависимости от их изначальной предрасположенности к этому. (По Fisher A., 1998; Шекшня С., 2003).

Эмоциональный менеджмент в организации

В тех организациях, где принято открыто выражать эмоции, говорить о них, направлять чувства и состояния людей в конструктивное русло процесс взаимодействия сотрудников более эффективен. В таких компаниях отмечается высокая производительность труда, позитивный микроклимат, снижение конфликтности, принятие адекватных решений. Там, где эмоции игнорируются, персонал менее лоялен, больше стрессов, наблюдается текучесть кадров, люди чаще болеют "на нервной почве".
Как говорит Марша Рейнольдс, известный в США специалист по эмоциональной компетентности лидеров: "Если эмоции не выражать, то они отправляются в тело. Тело как мусорный бак, объем его конечен. И когда "бак" переполнен, то сердечно-сосудистая, иммунная, пищеварительная, половая, другие системы дают сбой. Подавленные эмоции не сделают вас счастливыми".

Безрадостные, эмоционально угнетенные сотрудники менее успешны и производительны. А руководитель, который не умеет управлять своими эмоциями - выражает их слишком бурно, выплескивает на других, или, напротив, при неудовлетворительном ходе дел делает вид, что "всё в порядке", стремится выглядеть социально одобряемым, мало эффективен.

Главный барьер эмоционального менеджмента заключается в том, что люди не говорят об эмоциях, игнорируют, подавляют их. Практически нет специального языка, чтобы говорить об эмоциях и чувствах. На вопрос, как ты себя чувствуешь, как правило, можно услышать ответ "хорошо", "нормально" или "плохо". Крайне редко кто-то скажет: "Я чувствую удовольствие", или "Я сейчас ощущаю негодование". Люди находятся "не в контакте" со своими чувствами. Значительное число людей полагают, что говорить об эмоциях и чувствах не принято. Особенно это касается мужчин. Считается, что мужчина должен быть "не в контакте" со своими эмоциями. Например, социум диктует, что мужчине противопоказаны эмоции страха, боли, обиды, раздражения. В результате возникают проблемы: такой мужчина оказывается глух к эмоциям других. Руководитель, нечуткий к эмоциям подчиненных, не в состоянии выстроить эффективные отношения с ними. Поэтому обычно он не справляется с задачами мотивации, воодушевления, создания энтузиазма в коллективе для достижения бизнес-успехов.

Говорить об эмоциях, осознавать их - значит, управлять ими. Важно понять, что если подавлять эмоции, то они не исчезнут. Ведь нельзя приказать себе: "Не чувствуй!" Загнанные вглубь эмоции по-прежнему с нами. Эмоции форматируют мышление. Они влияют на поведение, решения, поступки. Поэтому имеет смысл говорить об эмоциях и анализировать их. Если пренебрегать эмоциями, то мозг начинает "сходить с ума" и действовать не в интересах своего обладателя.

Как часто приходится слышать: "Не нервничай", "Не волнуйся", "Не переживай", "Брось ты". По сути здесь имеется в виду - не чувствуй то, что ты сейчас чувствуешь. Это отказ человеку в возможности проявлять свои чувства, быть эмоциональным, следовательно, живым.
Выделяют 4 первичные эмоции: страх, гнев, печаль, радость.

Виды эмоций и их эффекты:

Некоторые руководители полагают, что надо жестко приказывать и контролировать, вызывая страх в персонале, и тогда он будет качественно выполнять свои обязанности. Психология, менеджмент и последние исследования нейрофизиологии доказывают, что когда человек находится в состоянии страха, то его способность к творчеству резко снижается, возможность свободно мыслить, порождать новые идеи блокируется. Объясняется это тем, что в состоянии стресса замедляется обмен веществ, кровь слабо поступает в мозг. Таким образом, сотрудники, испытывающие страх, предпочитают имитировать работу или вообще "выйти из ситуации", например, погрузиться в болезнь, прогуливать работу. Вот почему давление и угрозы малоэффективны в практике управления.

Есть руководители, рассуждающие так: надо разозлить подчиненных, вызвать в них гнев, и тогда они будут работать в полную силу. Оказывается, что эмоция гнева способна породить только агрессию. А гнев, так же как и страх, это сильнейший стресс для организма, и эффективная профессиональная деятельность в этом случае также невозможна.

Другие руководители считают, что сотрудники в организации должны быть веселыми и радостными, и в этом случае они будут работать в полную силу. Это верно лишь отчасти. Действительно, человек, испытывающий счастье, благодарность, радостное возбуждение позитивен и часто способен буквально "свернуть горы". Однако в коллективе состояние радости зачастую порождает тягу к общению, восстановлению энергии и не дает прироста производительности труда.

С позиций эмоционального менеджмента главный энергетический ресурс для работы в организации - это эмоция интереса. Чтобы реализовать этот ресурс имеет смысл выявить интересы персонала, распределить работу с учетом интересов или создать такую работу, которая вызывает состояние интереса. Весьма нереалистично думать, что люди приходят на работу и им "должно быть интересно". Сотрудники приходят на работу по самым разным причинам. Если среди этих причин есть интерес к содержанию и процессу работы, то организация от этого только выигрывает.

Исследования показывают, что те сотрудники, которые оценивают свою работу как интересную и развивающую, имеют более высокие показатели мотивации достижения и приверженности своей организации.

Что же дает энергию собственно работе?

Работоспособность, поддержание энергии

Эмоциональный менеджмент предполагает такие управленческие решения и действия, которые порождают в сотрудниках эмоции и состояния, стимулирующие интерес, активность, лояльность, приверженность организации. Эмоциональный менеджмент - это во многом профилактика неблагоприятных эмоций и отношений в организации.

Поскольку тема эмоционального менеджмента и эмоционального интеллекта является достаточно новой для российской управленческой практики, то имеет смысл уделить внимание программам обучения руководителей в этой области. Сотрудникам, работающим на менеджерских должностях, будет полезен тренинг по развитию эмоционального интеллекта.

Одним из результатов этого тренинга может быть достижение менеджерами большей осознанности и ответственности в области своей эмоциональной жизни и в сфере взаимодействия с другими людьми; освоение подходов к распознаванию и управлению своими эмоциями; умение влиять и др.

Для управленческих команд актуально обучение эмоциональному менеджменту. Такое обучение может быть осуществлено в форме интерактивных семинаров, мастер-классов. В итоге подобного обучения менеджерами может быть достигнуто понимание, какие эмоциональные состояния преобладают в данный момент в коллективе, насколько эти состояния позитивны для конкретной личности и организации в целом, как они сочетаются с бизнес-целями, как и зачем изменять эмоциональный климат в коллективе и какие эффекты дает использование эмоционального менеджмента в долгосрочной перспективе.

Пример руководителя департамента П.

Я обратил внимание, что один из самых эффективных моих менеджеров стал вызывающе вести себя в моем присутствии, как будто провоцируя меня быть резким. Я рассердился, однако продолжал сдерживаться. Он становился всё более неуправляемым. Некоторое время я размышлял над ситуацией и понял, что так он мстит мне за критику его идеи, которую я позволил себе раскритиковать в присутствии посторонних. Я был полностью уверен, что моя критика конструктивна и работает на общее дело. Он затаил обиду и начал мстить.

Пример руководителя отдела Н.

Однажды я высказала несогласие с предложениями моего руководителя в области организации нового проекта, открыто сказала ему, что его идеи неэффективны, привела примеры и доказала, используя цифры и факты. Через некоторое время я заметила, что мой руководитель игнорирует меня. Потом он, не спрашивая меня, переставил мебель в моем рабочем кабинете так, что мне стало крайне некомфортно работать. А уж когда я не обнаружила себя в списке премированных сотрудников, то мне стало ясно, чем я спровоцировала его гнев.

Пример сотрудника Ф.

Персонал нашего отдела получил приглашение не тренинг. При этом руководитель сказал: "Ну, идите, тренируйтесь, покажите, на что способны, а потом я решу, что делать с каждым из вас". Мы поняли, что под видом тренинга руководство пытается провести скрытую оценку персонала. Мы пребывали в страхе. Поэтому на тренинге только и думали, как бы выглядеть перед тренером получше и понравиться ему. Из-за такого страха и тревоги мы не могли усваивать то, что предлагал нам тренер. Реально для каждого из нас тренинг прошел впустую.

"Вера Кобзева - с 1996 профессиональный бизнес-тренер управленческих и коммуникативных навыков. Изучить программы и выбрать тренинг Вы можете в разделе

"Момент славы": Марко Матерацци получает удар головой в грудь от Зинедина Зедана, Берлин, Германия, 9 июля 2006 года

Тот казус Зинедина Зидана сложно не вспомнить даже спустя десять лет. 2006 год, финал чемпионата мира по футболу. За «золото» сражаются сборные Италии и Франции. Капитан французов Зидан забивает пенальти. Ровно через 12 минут молодой итальянский защитник Марко Матерацци сравнивает счет. 108-я минута, на табло 1 : 1. И тут происходит нечто за рамками добра и зла. Матерацци подбегает к Зидану и выкрикивает ему в спину унизительную фразу из разряда «твоя мать и сестра – дешевые потаскушки». Зидан разворачивается и в бешенстве бьет Матерацци головой в грудь. Еще мгновение – красная карточка, лидера французской сборной удаляют с поля. Без основного пенальтиста французы проигрывают. Кубок мира уезжает в Италию. Зидану, конечно, помогут оправиться, даже назовут национальным героем. Но факт остается фактом: свой главный проект четырех лет сборная Франции провалила. Темпераментные итальянцы же в очередной раз доказали: они кое-что смыслят в управлении эмоциями.

Могли ли французы выиграть? Вполне. Владей блистательный Зидан техникой EI. Понятие Emotional Intelligence ввели ученые Йельского и Нью-Гэмпширского университетов Питер Сэловей, Дэвид Карузо и Джон Майер. Так вот, если бы в острый момент Зизу осознал, что грубость Матерацци – чистой воды манипуляция с целью спровоцировать конкурента и вывести его в область неконтролируемых эмоций (в бизнесе такое случается на переговорах), то, «считав» эту информацию, злость и ярость от оскорбления Зидан вложил бы в удар не в грудь Матерацци, а по мячу. И вышел бы из игры победителем. Этот пример деструктивного торжества чувств над разумом идеально иллюстрирует концепцию одного из главных принципов теории EI: если ты не знаешь, как управлять эмоциями, будь уверен, это сделают за тебя.

Плата за стресс

Мы, 20 взрослых, амбициозных слушателей курса «Управление эмоциями в жизни и бизнесе» с серьезными лицами сидим в офисе Международного центра «Креативные технологии консалтинга» в довольно нелепой позиции «ромашка» (десять человек образуют спинами внутренний круг, другие десять – лицом к коллегам, замыкают внешнюю окружность). Мы из разных сфер бизнеса: банкиры, трейдеры, инвесторы, психологи, коучи. И всем нам несколько неловко играть эту комедию положений.

Тренер Елена Хлевная хитро улыбается (или показалось?). Видимо, она все-таки считывает на лицах «учеников» скепсис: «Ну, покажите же, где та волшебная кнопка, при нажатии на которую все дружно вовлекутся в “поток” и мотивация команды достигнет рекордного уровня?» Сомнения объяснимы: в мире больших денег всегда было принято тщательно скрывать эмоции, всем видом подчеркивая: мы – люди серьезные. Это особенно актуально для женщин в бизнесе. Так с чего вдруг сегодня мы должны измениться?

«Понадобилось пройти долгий путь выгорания в офисных джунглях, массового исхода первой волны высококлассных менеджеров в дауншифтеры, чтобы осознать простую истину: EI играет в бизнесе если не ключевую, то одну из главных ролей, – говорит Елена. – Сегодня, даже если владелец компании не взмахнул шашкой и не снес пару-тройку голов, а просто на регулярной основе “прочищает мозги” и раздает “волшебные пендали” подчиненным, он... теряет деньги! Люди устали, они бегут от офисного стресса. “Послать подальше” менеджера несложно, но выходит себе дороже. Подсчитав итоговое сальдо прибыли и убытков от эмоций в бизнесе, многие признают: выгоднее учиться эмоциями управлять».

Даром убеждения наш тренер владеет в совершенстве, и вот уже на лицах группы ни следа сомнений, слушаем, что называется, открыв рот. Хлевная – научный руководитель программы развития эмоционального интеллекта Международного центра КТК, официальный представитель European Assoсiation of Cultural and Emotional Intelligence Projects в России (ученица и деловой партнер Питера Сэловея и Дэвида Карузо). В ее резюме – 15 лет на руководящих постах в финансовой сфере, степень MBA, две кандидатские – по экономике управления и по психологии личности. Этого достаточно для того, чтобы владельцы частных компаний и топы крупных корпораций сидели перед ней, как студенты, и конспектировали услышанное.

Разница потенциалов

Под чутким руководством Елены мы начинаем разыгрывать «ромашку». Пытаясь по команде меняться стульями, параллельно внушая друг другу восемь разных эмоций (на каждую по тридцать секунд), мы быстро понимаем, что... «приехали»: чтобы управлять другими, нужно для начала научиться в совершенстве управлять собой. Включить эмоцию радости – это просто. Большинство из нас выполняет это с видом «там, где вы учились, мы преподавали». Разве что банковский сотрудник Виктор излишне старается, откровенно имитирует, и я ставлю в тетради напротив графы с его именем пометку «не верю». Отличить радость от интереса или изобразить восторг – тоже у большинства не вызывает проблем. Татьяна, директор экспертно-аналитической компании, с заданием справилась отлично (напротив графы с ее именем я написала – «Оскар»). Но показать досаду, следом – грусть, а за ней – отчаяние, причем сделать это так, чтобы окружающие угадали эмоцию безошибочно и искренне прониклись, – нет, это почти ни у кого из нас не получается. Многие с трудом озвучили принципиальную разницу между этими эмоциями...

«Часто наши слушатели, заблуждаясь, просят: дайте набор техник, а мы пойдем к коллективу и сманипулируем. Ничего не выйдет, – рассказывает Елена. – Эмоциональный интеллект – это не НЛП, это, скорее, про то, как изучить себя, затем – других, распознать причины возникновения эмоций и исходя из этого управлять ими для решения задач (к примеру, достижения успеха в переговорах, высокого KPI)».
«Итак, тем, кто с ходу сумел отличить гнев от злости, предлагаю поднять руку и перейти на второй уровень, – проезжается по нашей самооценке Елена (в зале – ни одной поднятой руки). – Остальным советую двигаться поэтапно и начать с банальных на первый взгляд вещей: азбуки эмоций и их оттенков».

Впереди у нас – четыре шага (подробнее о них – ниже). Скажу сразу: от теории EI не стоит ждать мгновенного результата. За навыки придется платить временем и тренировками, которые мне, признаюсь, давались через силу. Зато шлак отрицательных эмоций, съедающий драгоценную энергию, шаг за шагом стал казаться не таким уж токсичным: я постепенно начала понимать, как превращать его в ресурс. Видимо, не случайно в Швейцарии курс EI ввели как обязательный в школьную программу. «Чтению» эмоций учат не спеша. За месяц тренировок я не вышла на принципиально новый уровень, но существенно продвинулась в этом направлении. Рекомендованный минимум занятий – месяца три. Подозреваю, что по энергозатратам – это как выучить еще один язык. Эмоциональный.
Что конкретно во мне изменил курс EI? Позволил выработать в себе крутого «диспетчера», переключающего с негативной эмоции на нужную (не всегда позитивную, иногда – нейтральную). Между нами говоря, теперь, когда атмосфера в нашей шумной редакции достигает точки творческого кипения, а мне необходимо сосредоточиться, чтобы написать или внимательно прочитать текст, я не паникую: выхожу из офиса, закрываюсь в машине и минут 10 слушаю... Баха – переключение на легкую грусть обеспечено. В этой эффективной для кропотливой работы эмоции я возвращаюсь к компьютеру и делаю то, что мне нужно, в разы быстрее. «Смешно!» – комментируют эту мою «странность» коллеги. И я тут же советую им рассмеяться от души. Потому что а) смех снижает концентрацию стрессовых гормонов – норадреналина, кортизола и дофамина, и б) эмоция радости, между прочим, тоже весьма ресурсная эмоция!

Менеджмент на эмоциях: 4 шага к "пульту управления"

Шаг 1: азбука эмоций

С тренинга мы унесем с собой «колоду» из 27 карточек, на каждой из которых четко описана характеристика одной базовой эмоции (таких всего 8: злость, страх, радость, интерес, доверие, печаль, отвращение, удивление) или ее оттенок (таких, соответственно, 19). За основу разработчики EI взяли теорию эмоций Роберта Плутчика, которую легко найти в Сети. Так что подобный «тренажер» при желании может сделать каждый. Задача: содержание карточек заучить до автоматизма.

Шаг 2: распознание эмоций

(Сначала у себя, затем – у других). Задание: вести дневник, каждые два часа записывая, какую эмоцию испытываешь в данный момент (мне помогали напоминалки в iPhone), какую интенсивность она имеет по десятибалльной шкале и чем вызвана. В формате «эмоция – злость, степень 6» или эмоция – интерес, степень 8». Я выдержала в этом режиме примерно три недели. Дальше записывать не понадобилось, анализ проходил автоматически, в уме.

Упражнение-идентификатор «Зеркало»:

В течение недели перед зеркалом тренируем взгляд: доб­рые глаза – злые глаза – любящие глаза – завистливые глаза. Важно в этот момент думать о сопутствующей эмоции. Через неделю включайте упражнение в практику «вызывания» нужного состояния.

Упражнение-идентификатор «Звонок»:

Представьте, что вы отвечаете на телефонный звонок. Произнесите нейтрально: «Доб­рый вечер!» А теперь произнесите, словно вы – сотрудник министерства иностранных дел. Следом – как не вполне трезвый сантехник. Затем – раздраженный диспетчер службы ЖКХ. Запишите на аудио. Внимательно прослушайте. Для чего? Мы не слышим себя со стороны. Часто нам кажется, что говорим в одной тональности, а окружающие слышат нас иначе. Отработайте приветствие так, чтобы оно звучало заинтересованно.

Шаг 3: переключение эмоций

Задача: научиться сбрасывать негативные и вызывать конструктивные состояния. «Скептики обычно уточняют: сбрасывать – еще понятно, а вызывать – это как? По системе Станиславского или Чехова? – улыбается Елена Хлевная. – Советую попробовать всем. Если сжать руку в кулак и сделать вид, что вы бьете боксерскую грушу, можно вызвать злость. Улыбаясь пять минут, вы создадите телес­ный портрет радости, и эмоция обязательно появится». Пришли в офис и испытываете недовольство? Возьмите зеркало: губы поджаты, брови нахмурены, взгляд без огня. Поймайте себя в этом состоянии и сознательно измените позу и мимику: поднимите глаза, расслабьте губы. Все равно хочется всех убить? Перестаньте хмуриться. Постарайтесь вспомнить и воспроизвести мимически и жестами эмоцию интереса, затем радости. Зафиксируйте. Вы удивитесь, насколько просто, контролируя положение тела, приблизить нужную вам эмоцию. Но это еще не всё. Следом осваивайте работу с эмоциональными переключателями: музыка, яркость света, ароматы, приятные воспоминания, медитация.

Упражнение-переключатель «Назойливая муха»:

Сядьте удобно. Руки положите на колени, плечи и голову опустите. Закройте глаза. Мысленно представьте себе, что на ваше лицо пытается сесть муха: то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уйдет, а вместе с ним – часть ненужного раздражения.

Упражнение-переключатель «Выжатый лимон»:

Представьте, что в правой руке у вас лимон. Сжимайте его, пока не почувствуете, что выжали весь сок. Запомните ощущения. Теперь представьте, что лимон в левой руке. Сделайте то же самое. Эмоциональное напряжение пойдет на убыль.

Шаг 4: использование эмоций

Понять принцип нам поможет квадрат эмоций Карузо (сотрудники продвинутых западных корпораций начинают рабочий день с этого квадрата). Он показывает, в какой эмоции какие задачи выполняются максимально эффективно. Например, радость не всегда столь уместна, как это принято считать. В этой эмоции хорошо обучаться, креативить. Но если нужно провести критический анализ, радость – помеха.

Упражнение «Чтение договора»:

Если сложный документ нужно изучить внимательно, а вы находитесь в эмоции радости или злости, легко не обратить внимания на мелкие нюансы. Для аналитики наиболее подходящая эмоция – легкая грусть. Чтобы переключиться, почитайте, к примеру, Достоевского и только потом беритесь за договор. Если же время терпит, не нужно вызывать грусть специально – она, как правило, приходит сама и случайно. Взгрустнулось? Используйте момент: садитесь читать важные бумаги. Через час-полтора грусть уйдет. Появится злость (пора отложить документы). Злость принесет с собой энергию. Теперь идите и делайте ту работу, для которой нужен «заряд». В злости хорошо отстаивать границы, устанавливать дедлайны, добывать информацию.

Упражнение «Зевс-громовержец»:

Вы руководитель, и вы в гневе? Не торопитесь переключаться. Оцените, куда эффективнее направить эмоцию: в любой компании найдется человек, систематически не выполняющий план. Может, самое время поговорить с лентяем? Страх – мощный эмоциональный ресурс. Возможно, лодырь испугается увольнения и исправится. Но злоупотреб­лять приемом не рекоменду­ется. «Оружие» опасно тем, что может мотивировать только в краткосрочной перспективе. В долгосрочной – заставляет подчиненных скрытничать, изворачиваться и в итоге играть против компании.

Упражнение «Что вижу, то пою»:

Гнев проще всего снизить до злости через проговаривание. Испытываете гнев на 8 баллов (по 10-балльной шкале)? Описывайте в уме, что видите и чувствуете: «Партнер вышел из себя, слышу его громкий голос, шум машин из открытого окна, чувствую, что устала, хотела бы закрыть дверь», и т. д. Срабатывает эффект переключения внимания на осознанность восприятия – интенсивность гнева снижается. Теперь включаем интерес. «Как быстро я смогу поймать такси, чтобы после этого сложного разговора доехать до дома? Любопытно, может, успею вечером встретиться с подругами? Хорошая идея! Нужно им позвонить!» Интерес – мощный стимулятор драйва, он удивительным образом комбинируется с другими эмоциями. Например: интерес + радость = лучшая мотивация для достижения результата. К слову, в ситуации тревоги замените «страшно» на «интересно», исследуйте момент, предмет или человека, и тревога уйдет.

П. Экман, «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь», «Питер», 2015

Е. Хлевная, Л. Южанинова, «Где твоя волшебная кнопка?», «Питер», 2014

Похожие публикации