Значение познавательных процессов. Психология познавательных процессов
Уровень развития человека как существа, наделенного разумом, определяется эффективностью его познавательных процессов. Именно они обеспечивают получение и обработку информации извне и создают совершенно уникальное, наполненное образами, мыслями и чувствами пространство нашего .
Психика, если понимать ее как содержание нашего внутреннего мира – очень сложное образование. Все психические явления делятся на 3 группы: процессы, свойства и состояния. Правда, деление это условное, так как все происходящее в нашем сознании взаимосвязано. и зависят от , эмоциональных состояний и , влияет на формирование , а образы способны порождать эмоции не менее сильные, чем реальные явления. И все это так или иначе связано с деятельностью и накоплением опыта.
Место познавательных процессов в психике человека
Несмотря на единство и взаимосвязь психических явлений, можно выделить несколько сфер, в том числе познавательную, в которую входят соответствующие процессы. Их еще называют когнитивными (cognito – с латыни «знание»).
Содержание психики – это результат отражения реальности, ее идеальный, субъективный образ. Обеспечивают процесс отражения мира и формирования идеальных образов в нашем сознании когнитивные процессы. Уровень их развития определяет эффективность взаимодействия человека с окружающим миром, а также его психическое и во многом физическое здоровье. То есть проблемы, связанные с познавательными процессами, могут сделать человека неполноценным, умственно отсталым или просто помешать нормально адаптироваться в мире.
Функции познавательных процессов
Когнитивные процессы эволюционно являются самыми «молодыми» психическими явлениями. Даже центры этих процессов находятся в неокортексе – новой коре – самом позднем образовании нашего головного мозга. Исключение составляют более древние внимание и память, которые имеются даже у довольно примитивных живых существ. Но несмотря на молодость, познавательные процессы выполняют важные функции:
- Прием и дифференциация сенсорной информации, поступающей из внешнего мира. В соответствии с каналами восприятия все внешние сигналы распределяются между зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным и вкусовым анализаторами.
- Обработка первичной информации и создание целостных субъективных образов.
- Хранение полученной информации.
- Установление связи между разными областями сенсорного опыта, образами, понятиями, когнитивными конструктами, между новой информацией и уже имеющейся в опыте.
- Создание абстрактных понятий и знаков, выявление закономерностей внешних процессов и явлений. Использование знаковой функции для коммуникации (речь).
- Формирование стратегии поведения и его мотивов.
- Целеполагание, создание перспективных задач .
- Прогностическая функция – способность предвидеть результаты деятельности и планировать свое поведение.
Совокупность этих функций когнитивных процессов принято называть познавательными или умственными способностями. Чем более эффективно эти процессы выполняют свои функции, тем выше .
Структура познавательных процессов
Когнитивная сфера имеет разветвленную структуру, что связано со сложностью самого процесса познания мира, который состоит из нескольких этапов:
- получение информации и первичная обработка данных;
- анализ, сравнение, обобщение и синтез;
- запоминание и сохранение информации;
- создание нового знания в виде образов и понятий;
- сложные операции с информацией на высшем уровне сознания и формирование стратегии познания.
В человеческом познании есть своя иерархия, в которой можно выделить высшие и низшие уровни когнитивных процессов. К высшим относится сенсорно-перцептивная сфера, а к высшим – мышление, воображение и знаковая функция, то есть речь. Наряду с этим выделяют еще два познавательных процесса, которые выполняют обслуживающую функцию и не имеют собственного содержания. Это внимание и память.
Сенсорно-перцептивная сфера
Это сфера элементарных познавательных процессов, к ним относятся ощущение и . С одной стороны, они самые древние из всех когнитивных функций, с другой – они основа познания мира, так как обеспечивают поступление в мозг любой информации.
Ощущения
Разнообразные воздействия, которые оказывает мир на человека, называют сигналами, соответственно, органы чувств, отвечающие за прием этих сигналов – это приемники-рецепторы. Ощущения называют еще сенсорными процессами (sensor – с англ. датчик, чувствительный элемент). В ощущениях мы отражаем отдельные свойства, качества предметов, например, цвет, звук, температуру, характер поверхности, вкус и т. д. Ощущения фрагментарны, так как не дают целостной картины мира, и сиюминутны, так как возникают только в момент воздействия раздражителя на орган чувств. Прекратился контакт, и исчезло ощущение.
Мы привыкли считать, что есть пять чувств в соответствии с пятью основными сенсорными каналами, по которым поступает в мозг информация из внешнего мира. Это слух, зрение, обоняние, осязание (тактильные ощущения) и вкус. Ну, иногда мы можем порассуждать о каком-то таинственном шестом чувстве. На самом деле видов ощущений значительно больше пяти. В психологии их разделяют на три группы.
- Экстерацептивные – это как раз те пять видов ощущений, которые мы все знаем. Они возникают от воздействия внешних раздражителей и связаны с работой рецепторов, расположенных на поверхности тела.
- Интерацептивные или органические – это результат обработки сигналов от наших внутренних органов, например, ощущения голода, жажды, сердцебиения, боли.
- Проприцептивные ощущения связаны с работой рецепторов, расположенных в мышцах и связках. Они несут информацию о положении тела, движении (кинестетические ощущения), напряжении мышц и т. д.
Наряду с этими тремя группами иногда обособленно рассматривают, например, вибрационные ощущения – очень древний вид психических явлений, своеобразный атавизм. В процессе эволюции из вибрационных ощущений развилась кожная чувствительность и слух.
Несмотря на важность ощущений, мы практически никогда не имеем дела с ними в чистом виде, точнее, редко осознаем их. Для нас познание начинается с возникновения в головном мозге целостного образа явления. А отвечает за это другой процесс – восприятие.
Восприятие
Данный познавательный процесс называют еще перцепцией и, соответственно, процессы, связанные с ним, – перцептивными. В отличие от ощущений, восприятие – это отражение мира в целостных образах, хоть и оно носит сиюминутный характер. То есть мы воспринимаем, например, дерево, только пока видим его. Стоит отвернуться, как образ восприятия исчезает. А что же остается? То, что сохранилось в памяти.
Так же как и ощущение, восприятие связано с основными сенсорными каналами, поэтому принято говорить о слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных и вкусовых образах. Впрочем, более или менее изучены лишь первые два вида. А остальные в психологии исследованы меньше.
Кроме этих пяти видов восприятия, выделяют еще несколько:
- восприятие времени;
- восприятие движения;
- восприятие пространства.
Правда, последнее имеет отношение к визуальным образам, но имеет свою специфику и носит несколько иной характер, чем формирование других зрительных образов.
Восприятие – более сложный, нежели ощущение, когнитивный процесс. Он основан на аналитико-синтетической деятельности мозга, предполагает активность различных его отделов и имеет несколько этапов или стадий:
- обнаружение воздействия;
- различение – собственно восприятие;
- идентификация – сравнение с имеющимися в памяти образами;
- опознание – создание целостного образа.
Восприятие связано с деятельностью и общим психическим состоянием человека. Эта связь называется апперцепцией. В разном эмоциональном состоянии мы воспринимаем одни и те же объекты по-разному – это знакомо всем нам. И чем богаче сенсорный опыт человека, чем больше образов хранится в его памяти, тем богаче и разнообразнее его восприятие. Он видит нюансы оттенков облаков на закате, замечает пение птиц даже среди шума города, ощущает прохладу ветерка и ароматы цветущего луга, в которых может выделить запахи разных цветов.
Высший уровень познавательных процессов
Познание не заканчивается формированием образов восприятия. Даже сохраненные в памяти, они лишь строительный материал для высшего уровня когнитивных процессов, в который входят мышление, воображение, и речевая деятельность.
Мышление
Мыслительный процесс – это тоже отражение действительности. Но в отличие от непосредственного отражения в ощущениях и восприятии, мышление опосредовано обобщенными образами и понятиями. Именно они являются теми инструментами, с помощью которых человек обрабатывает и преобразовывает поступившую в мозг информацию. Результатом мышления является получение нового знания, которого не было в чувственном опыте. Мышление – сложная деятельность, она организуется и управляется сознательно. В психологии и логике (науке о мышлении) выделяют несколько операций мыслительной деятельности:
- анализ – осмысление полученных данных, выделение их отдельных значимых элементов, свойств, качеств;
- сравнение отдельных деталей различных объектов, явлений и т. д.;
- обобщение – создание обобщенных образов или понятий на основе выделения существенных, значимых признаков;
- синтез – объединение отдельных преобразованных элементов информации в новые сочетания и получение теоретического знания.
Три основных вида мышления отражают различные стороны и уровни этого когнитивного процесса:
- Наглядно-действенное мышление – элементарный уровень, на котором мыслительные операции совершаются в процессе предметной деятельности.
- Наглядно-образное мышление оперирует образами как конкретными, так и абстрактными.
- Абстрактно-логическое (понятийное) – высший уровень мышления, главные инструменты которого – понятия, знаки и символы.
Эти виды мышления формировались постепенно в процессе становления человека как вида, и у ребенка они развиваются тоже постепенно. Но в познавательной деятельности взрослого присутствуют все три, активизируясь в зависимости от ситуации. Кроме этого, надо отметить, что хоть образное мышление и не считается высшим уровнем, но творчество – вершина процесса познания – опирается именно на образы, рождающиеся в нашем сознании.
Воображение и творчество
Отвечает за рождение новых образов воображение. Это исключительно человеческая форма познания. Если зачатки элементарного мышления есть у высших животных, то воображение присуще только нам.
Воображение – сложный психический процесс, во время которого происходит сравнение, анализ и комбинирование элементов прежнего опыта, и на основе такой комбинаторной деятельности рождаются уникальные образы, отсутствующие в реальности. Даже если мы воображаем что-то неоднократно виденное, то картинка в нашем мозгу будет все равно отличаться от оригинала.
Уровень оригинальности и новизны образов воображения бывает, конечно, разный, поэтому принято различать два вида воображения.
- Репродуктивное отвечает за воссоздание элементов действительности по заданному образцу. Например, мы можем представить животное по описанию или архитектурное сооружение по чертежу. Насколько представление будет соответствовать реальности, зависит от силы нашего воображения и имеющихся в памяти знаний.
- Творческое воображение – это создание оригинальных образов, идей, проектов.
Воображение лежит в основе высшего познавательного процесса – творчества. Его определяют как создание нового. В отличие от других когнитивных процессов, творчество протекает не только на уровне сознания, но и в сфере практической деятельности. Можно сказать, что воображение становится творчеством, когда его образы воплощаются в реальности – пишутся книги и картины, создаются проекты и уникальные произведения искусства, делаются изобретения, строятся здания и т. д.
Именно творчество воплощает в жизнь результаты познавательного процесса, и это является основой развития человеческой цивилизации.
Речь
Мы привыкли считать речь средством коммуникации и не задумываемся о ее роли в познавательных процессах. А роль эта совсем немаленькая. Речь в познании выступает как знаковая функция сознания. Высшая форма мышления – логическое – протекает в речевой форме, его инструментами являются слова-понятия и другие абстрактные знаки.
Речь выполняет функцию организации и стимулирования мышления, поэтому если глухонемого человека не обучить специальному языку, то его умственные способности так и останутся на уровне 3-4-летнего ребенка.
Речь участвует даже в процессе восприятия. Для того чтобы осмыслить, «принять» в своем сознании воспринимаемый объект, мы должны его назвать, обозначить. А для того чтобы понять сложную проблему и найти ее решение, нужно эту проблему «проговорить», выразить непонятное через слова-знаки. Такова власть слова над нашим умом.
Внимание и память
Процесс познания можно представить в виде лестницы, восхождение по которой начинается с ощущений, затем переходит к восприятию, мышлению, воображению и завершается на вершине, которую представляет творчество. Но два когнитивных процесса стоят особняком. Это внимание и память. Они играют вспомогательную роль и существуют только в связи с другими процессами познания. Но с другой стороны, никакая разумная деятельность человека без них невозможна.
Внимание
Это концентрация сознания на внешних объектах и явлениях или на внутренних процессах. Чтобы воспринимать что-то, мы должны на этом сосредоточиться, а объекты, не попадающие в сферу внимания, нами просто не замечаются, то есть и не включаются в процесс познания.
Выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное.
- Непроизвольное внимание возникает само по себе, под воздействием специфических раздражителей. Такое сосредоточение независимо от нашего желания вызывают какие-то сильные, яркие, необычные объекты и явления или те, что имеют для нас значение, связаны с нашими интересами и потребностями.
- Произвольное внимание – осознанная деятельность, направленная на поддержание сосредоточения на объектах, не вызывающих интереса. Значимость этих объектов обусловлена целями и задачами деятельности, а не их яркостью и необычностью. Например, чтобы сосредоточиться на сложном тексте учебника, надо приложить усилия. Произвольное внимание часто вызывает затруднение, поэтому необходимо развивать навыки осознанной концентрации.
В психологии внимание рассматривается и как динамическая сторона познания, и как его направляющая. Именно этот процесс определяет избирательность нашего сознания, причем не только в плане познания, но и в психической деятельности в целом. Внимание также связано с повышенной активностью различных центров головного мозга и делает любую нашу деятельность, в том числе познавательную, эффективной и продуктивной. А утрата способности к концентрации и сосредоточению, непроизвольная потеря внимания – это серьезное психическое заболевание.
Память
Вы уже знаете, что возникающие в процессе восприятия образы неустойчивы. Чтобы они сохранились и стали частью опыта и материалом для нашего мышления, необходима работа памяти. Так же как и внимание, она не является самостоятельным психическим процессом. Не существует памяти в чистом виде, вне, например, процессов восприятия, которое поставляет информацию, или мышления, которое работает с тем, что в памяти сохранено.
Весь наш опыт, в том числе и профессиональный, и чувственно-эмоциональный – это заслуга памяти. Но она выполняет и другие важные функции, не только формируя опыт, но и устанавливая связь между настоящим и прошлым. А утратив память, человек вместе с воспоминаниями и накопленным опытом теряет и собственную .
В памяти выделяют 4 взаимосвязанных процесса:
- запоминание;
- сохранение информации;
- ее воспроизведение;
- забывание.
Последний процесс тоже важен не только в сфере познания, но и для сохранения эмоционального равновесия человека.
Запоминание и сохранение данных тесно связано не только со всеми познавательными процессами, но и со сферой деятельности. Чтобы знания легче запомнились и дольше сохранялись, они должны быть включены в деятельность: повторение, осмысление, анализ, структурирование, использование в практике и т. д.
Память носит ассоциативный характер, то есть эффективное запоминание происходит через установление связи (ассоциации) с уже имеющейся у нас информацией. Из этого следует очень интересный и важный вывод: чем больше мы знаем, тем легче запоминаем новое.
Таким образом, познавательные процессы – это сложная система психических явлений, которые обеспечивают полноценное существование человека и его взаимосвязь с окружающим миром.
С помощью таких познaвательных психических прoцессов, как: речь, ощущениe, мышление, пaмять, внимaние, человек воспринимает действительность и осуществляет свою жизнедeятельность.
Особенности психических познавательных процессов
Именно благодаря этим процессам мозг отвечаeт на воздействия из внешней и внутренней среды. Если бы не познавательные явления, деятельность человека была бы в опасности. Тaк, бeз восприятия, ощущений вы не смогли бы чувствовать раздрaжитель, который, не исключено, вполне мог бы нести угрозу вашей жизни. Без воoбражения и психические регуляторы, находящиеся в каждом человеке, не были бы способны проанализировать угрозу, предвидеть результат ее влияния. А без памяти вы не помнили бы о своем прошлом опыте, не знали, к чему приведет возникающее раздражение.
Виды психических познавательных процессов
Рассмотрим детально вышеприведенную классификацию процессов:
1. Ощущения являются простейшими, среди всех психических явлений. Они хранят в себе все представления о раздражающих факторах, с которыми вам приходилось когда-либо сталкиваться. При этом различают следующие виды ощущений:
- извне: вкусовые, осязательные, слуховые, кожные, зрительные, обонятельные ощущения, посредством которых мы познаем окружающий мир;
- внутренние: тошнота, голод, жажда и пр., возникающие, как результат сигналов от рецепторов определенных органов;
- двигательные ощущения появляются вследствие смены положения вашего тела.
2. Восприятие отражает не только то, что вы видите, что вас окружает, но и дополняет все это их свойствами, воздействуя на органы чувств.
3. Внимание является сконцентрированной направленностью вашего сознания на явления или предметы реального мира. Стоит отметить, что каждой личности сложно дается одновременное восприятие информации из многих источников, но ваше имя, к примеру, произнесенное в толпе во время бурной вечеринки, вы обязательно услышите. Ученые это объясняют тем, что на фразы, слова, имеющие для личности особое значение, всегда сфокусированы ее главные механизмы внимания.
4. Память отражает все то, что было ранее воспринято вами, совершено, пережито. Существует генетическая и прижизненная:
- наследственная память включает в себя инстинкты, всю ту информацию, что характеризует ваше физиологическое строение. На нее не оказывают особого влияния жизненные условия человека;
- прижизненная хранит то, что накопилось, начиная от момента вашего рождения. К тому же, в отличие от предыдущей, она зависима от внешних воздействий.
5. Мышлениe также относится к высшим психическим познавательным процессам. Оно помогает открыть новые знания для человека, способствует творческому развитию, решению задач. Именно в процессе последнего оно проявляется ярче всего.
6. Речь объединяет в себе звуковые сигналы, символы, способствующие представлению информации, ее переработки, сохранению в памяти и, в случае чего, передачи.
Нарушение познавательных психических процессов
Личность может подвергаться нарушениям психических познавательных процессов. Причиной тому становятся различные заболевания. Так, при эпилепсии уменьшается объем памяти, появляются проблемы с мышлением (больному очень сложно решить элементарные задачи). В результате черепно-мозговых травм замечено уменьшение умственной трудоспособности. Если возникает предположение на подобное психическое нарушение, следует срочно обратиться за консультацией к психиатру.
Лекция 7. Познавательные психические процессы
Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.
1. Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозᴦ. Главная роль ощущений состоит по сути в том, чтобы быстро довести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма. Все ощущения возникают в результате воздействия стимулов-раздражителей на соответствующие органы чувств. Для того чтобы ощущение возникло, крайне важно, чтобы вызывающий его стимул достиг определенного значения, называемого абсолютным нижним порогом ощущения. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги.
Но органы чувств обладают свойством адаптации к изменяющимся условиям, в связи с этим пороги ощущений не являются постоянными и способны изменяться при переходе от одних условий внешней среды к другим. Эту способность называют адаптацией ощущений. К примеру, при переходе от света к темноте чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинакова: в тактильных ощущениях, при обонянии отмечается высокая степень адаптации, а наименьшая степень – при болевых ощущениях, так как боль является сигналом об опасном нарушении в работе организма, и быстрая адаптация болевых ощущений может грозить ему гибелью.
Английским физиологом Ч. Шеррингтоном была предложена классификация ощущений: Экстероцептивные ощущения - ϶ᴛᴏ ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.
Проприоцептивные ощущения - ϶ᴛᴏ ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека.
Интероцептивные ощущения - ϶ᴛᴏ ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека.
По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными.
К примеру, кислый вкус во рту от лимона, ощущение так называемой ʼʼфактомнойʼʼ боли в ампутированной конечности.
Все ощущения обладают следующими характеристиками:
качество – сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни их виды от других (к примеру, слуховые от зрительных);
интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя;
продолжительность – временная характеристика ощущений, определяющаяся временем воздействия раздражителя.
2. Восприятие - ϶ᴛᴏ целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков базовых и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных (рис. 9). В отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному исходя из способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.
Рассмотрим восприятие как интеллектуальный процесс последовательных, взаимосвязанных актов поиска признаков, необходимых и достаточных для формирования образа:
‣‣‣ первичное выделение ряда признаков из всего потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному определенному объекту;
‣‣‣ поиск в памяти близкого по ощущениям комплекса признаков;
‣‣‣ отнесение воспринятого объекта к определенной категории;
‣‣‣ поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения;
‣‣‣ окончательный вывод о том, какой объект воспринят.
К основным свойствам восприятия относятся: целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе;
предметность – объект воспринимается человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;
обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;
константность – относительное постоянство восприятия образа, сохранение за объектом его параметров независимо от условий его восприятия (расстояния, освещения и т. д.);
осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия;
избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.
Восприятие бывает внешненаправленным (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправенным (восприятие собственных состояний, мыслей, чувств и т. д.).
По времени возникновения восприятие бывает актуальным и неактуальным.
Восприятие должна быть ошибочным (или иллюзорным) , к примеру зрительные или слуховые иллюзии.
Развитие восприятия имеет очень большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает быстрее усваивать больший объём информации с меньшей степенью энергетических затрат.
3. Представление - ϶ᴛᴏ психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на базе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности.
Так как в базе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на базе классификаций видов ощущений и восприятий.
Основные свойства представлений:
фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части;
неустойчивость (или непостоянство) – представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека;
изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.
4. Воображение - ϶ᴛᴏ познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на базе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них могут присутствовать в большей или меньшей степени элементы фантазии, вымысла. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного практического вмешательства. Особенно оно помогает в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или нецелесообразны.
При классификации видов воображения исходят из базовых характеристик – степени волевых усилий и степени активности.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку крайне важно воссоздать представление объекта по его описанию (к примеру, при чтении описания географических мест или исторических событий, а также при знакомстве с литературными героями).
Мечта - ϶ᴛᴏ воображение, направленное на желаемое будущее. В мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в творческих образах не всегда воплощается желание их создателя. Мечта - ϶ᴛᴏ процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не приводящий к немедленному и непосредственному получению объективного продукта в виде художественного произведения, изобретения, изделия и пр.
Воображение тесно связано с творчеством. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует имеющиеся у него представления и создает самостоятельно новый образ – не по знакомому образу, а совершенно отличный от него. В практической деятельности с феноменом воображения, прежде всего, связан процесс художественного творчества в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическими методами автора уже не устраивает. Обращение к необычным, причудливым, нереалистичным образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.
Творчество - ϶ᴛᴏ деятельность, которая порождает новые материальные и духовные ценности. Творчество раскрывает потребность личности в самовыражении, самоактуализации и реализации своих созидательных возможностей. В психологии выделяют следующие критерии творческой деятельности:
творческой является такая деятельность, которая приводит к получению нового результата͵ нового продукта;
поскольку новый продукт (результат) должна быть получен случайно, то новым должен быть и сам процесс получения продукта (новый метод, прием, способ и пр.);
результат творческой деятельности не должна быть получен с помощью простого логического вывода или действия по известному алгоритму;
творческая деятельность, как правило, направлена не столько на решение уже поставленной кем-то задачи, сколько на самостоятельное видение проблемы и определение новых, оригинальных путей решения;
для творческой деятельности обычно характерно наличие эмоциональных переживаний, предшествующих моменту нахождения решения;
творческая деятельность требует особой мотивации.
Анализируя природу творчества, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон попытались узнать, что мешает проявлению творческих способностей у человека. Οʜᴎ обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт, к примеру:
– склонность к конформизму, т. е. стремление быть похожим на других, не отличаться от большинства окружающих людей;
– боязнь показаться глупым или смешным;
– боязнь или нежелание критиковать других из-за сформированного с детства представления о критике как о чем-то негативном и оскорбительном;
– излишнее самомнение, т. е. полная удовлетворенность по поводу своей личности;
– преобладающее критическое мышление, т. е. направленное только на выявление недостатков, а не на поиск путей их искоренения.
5. Мышление - ϶ᴛᴏ высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса состоит в порождении нового знания на базе преобразования человеком действительности. Это наиболее сложный познавательный процесс, высшая форма отражения действительности.
Предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности.
Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов.
Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями. Мышление носит мотивированный и целенаправленный характер, все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.
Мышление всегда индивидуально. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественной жизни.
Источником мыслительной деятельности является практика.
Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга.
Исключительно важная особенность мышления - ϶ᴛᴏ неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, даже если не произносим их вслух.
Активные исследования мышления ведутся с XVII в. Первоначально мышление фактически отождествлялось с логикой. Все теории мышления можно разделить на две группы: первые основаны на гипотезе о наличии у человека врожденных интеллектуальных способностей, не изменяющихся с течением жизни, вторые – на представлении о том, что умственные способности формируются и развиваются под влиянием жизненного опыта.
К основным мыслительным операциям относятся:
анализ – мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
синтез – воссоединение отдельных элементов в целостную структуру;
сравнение – установление отношений сходства и различия;
обобщение – выделение общих признаков на базе объединения сущностных свойств или сходства;
абстрагирование – выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует;
конкретизация – отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного;
систематизация (или классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.
Кроме перечисленных выше видов и операций существуют процессы мышления:
суждение – высказывание, содержащее конкретную мысль;
умозаключение – ряд логически связанных высказываний, приводящих к новому знанию;
определение понятий – система суждений о некотором классе предметов или явлений, выделяющая их наиболее общие признаки;
индукция – вывод частного суждения из общего;
дедукция – вывод общего суждения из частных.
Основные качественные характеристики мышления таковы: самостоятельность, инициативность, глубина, ширина, быстрота͵ оригинальность, критичность и др.
С мышлением неразрывно связано понятие интеллекта.
Интеллект - ϶ᴛᴏ совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. В 1937 ᴦ. Д. Векслер (США) разработал тесты для измерения интеллекта. По Векслеру, интеллект - ϶ᴛᴏ глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
Л. Терстоун в 1938 ᴦ., исследуя интеллект, выделил его первичные составляющие:
счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
вербальная (словесная) гибкость – способность находить нужные слова для объяснения чего-либо;
вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;
пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы в пространстве;
память;
способность к рассуждению;
быстрота восприятия сходств и различий между объектами.
Что определяет развитие интеллекта? На интеллект воздействуют как наследственные факторы, так и состояние окружающей среды. На развитие интеллекта оказывают влияние:
‣‣‣ генетическая обусловленность – влияние наследственной информации, полученной от родителей;
‣‣‣ физическое и психическое состояния матери в период беременности;
‣‣‣ хромосомные аномалии;
‣‣‣ экологические условия проживания;
‣‣‣ особенности питания ребенка;
‣‣‣ социальный статус семьи и др.
Попытки создать единую систему ʼʼизмеренияʼʼ человеческого интеллекта наталкиваются на многие препятствия, так как интеллект включает в себя способность к совершенно разнокачественным умственным операциям. Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности (сокращенно IQ), позволяющий соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной групп.
Среди ученых отсутствует единое мнение о возможности получения реальной оценки интеллекта с помощью тестов, так как многие из них измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.
6. Мнемические процессы. Сегодня в психологии не существует единой, законченной теории памяти, а изучение феномена памяти остается одной из центральных задач. Мнемические процессы, или процессы памяти, изучаются разными науками, которые рассматривают физиологические, биохимические и психологические механизмы процессов памяти.
Память - ϶ᴛᴏ форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта͵ делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Среди первых психологов, начавших экспериментальные исследования мнемических процессов, был немецкий ученый Г. Эббингауз, который, исследуя процесс запоминания разных словосочетаний, вывел целый ряд законов запоминания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим - ϶ᴛᴏ основа психической деятельности.
К процессам памяти относятся следующие:
1) запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;
2) сохранение – процесс переработки и удержания информации;
3) воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;
4) забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.
Одной из важнейших характеристик является качество памяти, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обусловлено:
скоростью запоминания (количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти);
скоростью забывания (время, в течение которого запомнившаяся информация хранится в памяти).
Для классификации видов памяти существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации и др.
Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам.
Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче последнее закрепляется в памяти.
Закон интереса: интересное запоминается быстрее, потому что на это затрачивается меньше усилий.
Закон установки: запоминание происходит легче, в случае если человек ставит перед собой задачу восприятия содержания и его запоминания.
Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание.
Закон контекста: информация легче запоминается, в случае если ее соотнести с другими одновременными впечатлениями.
Закон объёма знаний: чем обширнее знания по определенной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний.
Закон объёма запоминаемой информации: чем больше объём информации для одновременного запоминания, тем хуже она запоминается.
Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.
Закон края: лучше запоминается то, что сказано (прочитано) в начале и конце ряда информации, хуже запоминается середина ряда.
Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.
В психологии в связи с изучением памяти можно встретить два термина, очень похожих друг на друга, – ʼʼмнемическийʼʼ и ʼʼмнемоническийʼʼ, значения которых различны. Мнемический означает ʼʼимеющий отношение к памятиʼʼ, а мнемонический – ʼʼимеющий отношение к искусству запоминанияʼʼ, т. е. мнемоника - ϶ᴛᴏ приемы запоминания.
История мнемоники уходит корнями в Древнюю Грецию. В древнегреческой мифологии говорится о Мнемозине, матери девяти муз, богине памяти, воспоминаний. Особенное развитие мнемоника получила в XIX в. в связи с получившими теоретическое обоснование законами ассоциаций. Для лучшего запоминания были предложены разнообразные приемы мнемоники. Приведем примеры.
Метод ассоциаций: чем больше возникает разнообразных ассоциаций при запоминании информации, тем легче информация запоминается.
Метод связок: объединение информации в единую, целостную структуру с помощью опорных слов, понятий и т. д.
Метод мест основан на зрительных ассоциациях; ясно представив предмет запоминания, нужно мысленно объединить его с образом места͵ который легко извлекается из памяти; к примеру, для того чтобы запомнить информацию в определенной последовательности, крайне важно разбить ее на части и каждую часть соотнести с определенным местом в хорошо известной последовательности, к примеру маршрутом на работу, расположением мебели в комнате, расположением фотографий на стене и т. д.
Общеизвестен способ запоминания цветов радуги, где начальная буква каждого слова ключевой фразы является первой буквой слова, обозначающего цвет:
к аждый – к расный
охотник – о ранжевый
ж елает – ж елтый
з нать – з еленый
г де – г олубой
с идит– с иний
ф азан– ф иолетовый
7. Внимание - ϶ᴛᴏ произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Природа и сущность внимания вызывают разногласия в психологической науке, среди психологов в отношении его сущности нет единого мнения. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в ʼʼчистомʼʼ виде, оно всегда ʼʼвнимание к чему-либоʼʼ. Одни ученые считают, что внимание не является независимым процессом, а является лишь частью любого другого психологического процесса. Другие полагают, что это самостоятельный процесс, имеющий свои особенности. Действительно, с одной стороны, внимание включено во все психологические процессы, с другой стороны, у внимания есть наблюдаемые и измеримые характеристики (объем, концентрация, переключаемость и др.), которые непосредственно к остальным познавательным процессам не относятся.
Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. Учитывая зависимость отактивности личности выделяют три вида внимания.
Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.
Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.
Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:
концентрированность - ϶ᴛᴏ показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека;
интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;
устойчивость – способность долгое время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека;
объем – количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6, у ребенка – не более 1–3); объём внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта;
распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;
переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.
Лекция 7. Познавательные психические процессы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция 7. Познавательные психические процессы" 2017, 2018.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»
Минский филиал
Кафедра Гуманитарных наук
Контрольная работа
по дисциплине «Психология»
Студент Довжная О.О.
Руководитель Мискевич А.Б.
Введение
1. Познавательные процессы, их виды
1.1 Ощущения
1.2 Память
1.3 Наблюдательность
1.4 Внимание
1.5 Мышление
1.6 Воображение
1.7 Интеллект
1.8 Восприятие
Заключение
Список использованных источников
Введение
познавательный ощущение наблюдательность
Картина окружающего мира складывается у человека благодаря функционированию психических познавательных процессов. Разработаны психологические теории, доказывающие, что психические процессы можно формировать через специально организованную внешнюю деятельность (например, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина). Внешняя деятельность в процессе формирования навыков постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую. Такими интериоризованными психическими процессами являются произвольные и опосредствованные речью познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление. Психика человека представляет собой целостность, поэтому выделение отдельных психических процессов достаточно условно. Трудно провести четкую границу между восприятием, памятью и мышлением. Тем не менее, эти процессы имеют свои характерные особенности, что и позволяет вычленить их внутри познавательной деятельности.
Целью данной работы является рассмотрение познавательных процессов и их видов.
1. Познавательные процес сы, их виды
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности. Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, так как чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.
Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью.
1.1 Ощущения
Ощущения считаются самым простым из всех психических явлений. С точки зрения жизни трудно представить что-то более естественное, чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета. Скорее утрату одного из них мы способны воспринимать как нечто непоправимое. Психология имеет конкретное определение ощущений. С ее точки зрения ощущения представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, которые возникают во внутренней или внешней среде. Способность к ощущению есть у всех живых существ, которые обладают нервной системой.
Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, которые имеют головной мозг и кору головного мозга.
По своему происхождению, ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущения состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью, сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличие в ней биологически значимых факторов. Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Виды ощущения отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы вызывают ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода), вкусовые, обонятельные.
По современным данным мозг человека представляет собой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную аналоговую машину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.
Рассмотрим виды ощущений более подробно:
1) Обоняние - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых и жизненно важных ощущений.
2) Вкусовые ощущения - делятся на 4 основные модальности: сладкое, соленое, кислое, горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.
3) Осязание - наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности.
1.2 Память
Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.
Таким образом, память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов. Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.
В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.
По механизму выделяют логическое и механическое запоминание. По результату - дословное и смысловое.
1.3 Наблюдательность
Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Изобретатели и новаторы производства, ученые, писатели, живописцы, актеры всегда отличаются большой наблюдательностью; ей они в большой мере обязаны своими достижениями. Развитию наблюдательности, точности и многосторонности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения, используя в последнем случае различные задания (наблюдения за явлениями природы, погодой, ростом растений, поведением животных), лабораторные работы (в старших классах школы) и т. д.
1.4 Внимание
Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.
В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.
Внимание -- это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Виды внимания:
1) непроизвольное
2) произвольное
Непроизвольное внимание -- это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.
Произвольное внимание -- это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.
Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.
Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека.
Так же есть такой процесс, как переключение внимания: преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).
Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.
Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.
1.5 Мышление
Мышление -- высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы -- соответственно -- психологии и физиологии. (с точки зрения физиологии и психологии - это определение вернее).
К основным видам мышления относятся:
1)Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
2)Теоретическое образное мышление (отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы).
Оба вида мышления - теоретическое понятийное и теоретическое образное - в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное.
3) наглядно-образное мышление - состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.
Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.
4)наглядно-действенное мышление - состоит в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.
Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой... Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач..., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей». И теоретическое, и практическое мышление в итоги связаны с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой, непосредственный характер.
Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.
1.6 Воображение
Воображение -- способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память.
Виды (формы) воображения:
1. непроизвольные формы воображения , независящие от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы.
· сновидения.
· Бред - расстройство работы сознания. Бред может возникнуть в результате психического заболевания. Образы воображения, возникающие в бредовых состояниях, как правило, имеют отрицательную эмоциональную окраску.
· Галлюцинации - появляются под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ. Это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением.
· Гипнотические формы воображения - напоминают реальное восприятие, но являются внушенными, т.е. существуют только в психике гипнотизируемого человека, исчезают и появляются в соответствии с установкой гипнотизера.
Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску.
2. произвольные формы воображения. Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.
К произвольному воображению относятся: фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение.
Произвольнее воображение может быть воссоздающим или репродуктивным.
Создавать различные формы произвольного воображения можно при помощи специальных техник или приемов.
1.7 Интеллект
Интеллект -- общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Составляющие интеллекта и его роль:
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека.
Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Пытливость -- стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.
Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.
Гибкость и подвижность ума -- способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.
Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.
Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.
Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.
Широта мышления -- способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.
Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии -- боязни нового, непривычного.
Существенное качество ума индивида -- предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.
1.8 Восприятие
Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей -- воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами (например, пространственной близостью раздражителей, их силой, контрастностью) или непосредственным интересом, который вызывается данным объектом.
Преднамеренное восприятие , напротив, с самого начала регулируется задачей -- воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ними. В этих случаях регулирующую роль в восприятии играет вторая сигнальная система, поскольку задача (воспринять данный предмет) всегда так или иначе выражена словесно. Действия, которые служат ее выполнению, являются результатом передачи связей второй сигнальной системы в первую сигнальную систему (словесное выражение мысли о том, что надо воспринять, вызывает практические действия, необходимые для восприятия).
Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в игру, в выполнение учебного задания и т. п.) и осуществляться по ходу ее выполнения.
В отличие от этого в других случаях восприятие выступает как относительно самостоятельная деятельность (например, восприятие экспонатов музея во время экскурсии, восприятие спектакля в театре и т. д.). И в этих случаях восприятие служит целям, выходящим за его пределы (приобрести знания, получить эстетическое удовольствие и т. п.).
Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие, осуществляемое с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объектах восприятия.
Заключение
Психические познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать.
Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Роль психических процессов заключается в функции сигнала или регулятора, которая приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями. Психические явления - это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия. Иными словами психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение). Психические процессы - процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях.
Списо к использованных источников
Аминов И.И. Психология делового общения: учеб.пособие. 4е изд. - М., 2007.
Зельдович Б.З. Деловое общение: Учеб.пособие. - М., 2007.
Морозов А.В. Деловая психология. - М.: Академический проект, 2005.
Аллахвердов В.М., Богданова С.И. и др. Психология / отв. ред. А.А. Крылов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - М., 2007.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Характеристика ощущений, восприятия (произвольное, преднамеренное), представления, внимания, воображения, мышления (дедукция, аналогия), памяти (образная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая) и речи как психических познавательных процессов.
реферат , добавлен 16.02.2010
Психологическая характеристика ощущения и восприятия. Понятие и виды мышления и воображения. Психологические особенности памяти и внимания. Виды ощущений. Свойства восприятия. Его зависимость от прошлого опыта. Восприятие времени, пространства, движений.
реферат , добавлен 01.07.2008
Понятие и виды ощущений, их физиологическая основа. Основные свойства восприятия. Сущность, функции и свойства внимания и памяти как сложных психических процессов. Виды мышления и операции мыслительной деятельности. Воображение как психический процесс.
курс лекций , добавлен 12.02.2011
Структура приема информации. Основные функции и свойства ощущений, их классификация. Иллюзии и виды восприятия. Теоретическая концепция внимания, его свойства. Этапы развития детского внимания. Система памяти, ее индивидуально-типологические особенности.
презентация , добавлен 04.05.2013
Общая характеристика мнемических процессов (памяти). Ассоциации. Психологические теории памяти. Физиологические механизмы памяти. Основные характеристики и процессы памяти. Типы памяти. Виды памяти. Формирование и развитие памяти.
реферат , добавлен 26.11.2002
Изучение ощущения и восприятия как отражения в сознании свойств и качеств предметов или явлений. Внимание как сосредоточенность сознания человека на определенных видах деятельности. Процесс воображения и мышления. Значение памяти и речи для человека.
реферат , добавлен 05.10.2014
Характеристика человеческой способности думать, вспоминать, предвидеть. Определение понятия и сущности познавательных процессов. Рассмотрение современных концепций ощущений. Сходство и отличие ощущений от восприятия. Изучение видов ощущений и восприятий.
контрольная работа , добавлен 12.11.2015
Теоретические основы развития познавательных процессов дошкольников: речи, мышления, памяти. Восприятие - необходимая предпосылка и условие жизни и деятельности дошкольников. Роль воображения в обучении и воспитании детей. Особенности развития ощущений.
курсовая работа , добавлен 15.02.2015
Восприятие и ощущения как сложные познавательные психические процессы. Свойства и классификация ощущений, строение анализатора. Основные виды восприятия и классификация его свойств, предметность, целостность и структурность, свойство апперцепции.
курсовая работа , добавлен 28.07.2012
Понятие и уровни познавательных психических процессов. Ощущения - рефлекторная реакция нервной системы на внешний раздражитель; свойства восприятия. Виды мышления; интеллект. Особенности деловых познавательных процессов в правоохранительной деятельности.
В едином потоке сознания все познавательные процессы неразрывно связаны, и только в теоретическом плане возможно их обособленное исследование. Анализ каждого познавательного процесса включает в себя: 1) определение сущности данного процесса; 2) его классификацию; 3) выявление общих закономерностей и возрастных особенностей его формирования. Ниже приводится таблица основных характеристик познавательных процессов.
Познавательные процессы: сущность, классификация, закономерности, индивидуально-типологические особенности.
Познавательный процесс (определение) | Классификация явлений (в пределах каждого познавательного процесса) | Закономерности | Индивидуально-типологические особенности |
1. Ощущение — психический процесс отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств. | По расположению рецепторов: | : | 1) — природно обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов; |
1) ; | 1) Нижний порог абсолютной чувствительности (минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущения); | ||
2) Проприорецептивные; | 2) Верхний порог абсолютной чувствительности (максимальная величина доболевой интенсивности воздействия); | ||
3) ; | 3) Разностный порог (минимальное различие в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения); | 2) — повышение чувствительности под влиянием опыта, профессиональной деятельности; | |
По взаимодействию рецепторов с раздражителем: | Закономерности изменения чувствительности: | ||
1) Дистантные | |||
2) Контактные | 1) ; | 3) Сенсорная организация индивида — комплекс врожденных и приобретенных особенностей, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора, в скорости развития нервных процессов, длительности их действия, в силе сенсорной реакции, в интенсивности эмоционального тона. | |
По органам чувств: | 2) сенсибилизация, десенсибилизация; | ||
Зрительные, слуховые, кинестезические, тактильные, обонятельные, вкусовые, температурные, болевые, органические, статистические, вибрационные | 3) контраст ощущений; | ||
2. Восприятие — психический процесс непосредственного отражения предметов и явлений в целостном виде на основе опознания их отличительных признаков. | 1) Осмысленность (категориальная идентификация объекта); | 1) Обусловленность избирательности восприятия опытом, профессиональной ориентацией, установками и интересами индивида; | |
1) преднамеренное; | |||
2) непреднамеренное; | 2) Целостность; | ||
По : | |||
1) зрительные; | 3) Предметность; | ||
2) слуховые; | |||
3) осязательные; | 4) Структурность; | 2) Обусловленность восприятия индивидуально-типологическими особенностями нервной деятельности — синтетичность (обобщенность) или аналитичность (детализированность) восприятия, его динамика, точность, пороги остроты и глубины зрения, пространственного различения, эмоциональность восприятия. | |
По специфичности отражаемой формы существования материи: | |||
1) восприятие пространства; | 5) Избирательность; | ||
2) восприятие времени; | |||
По структуре: | 6) Апперцептивность; | ||
1) симультанное; | |||
2) сукцессивное. | 7) Константность. | ||
3. Мышление — психический процесс опосредствованного и обобщенного отражения закономерных связей , существенных для решения проблемных задач | По операционным компонентам: | 1) Проблематичная направленность; | 1) Особенности динамики сигнальных систем (мыслительный, художественный или смешанный тип в. н. д.); |
сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация, конкретизация; | 2) Анализ через синтез; | 2) Сочетание и уровень развития различных видов мышления. Развитость отдельных мыслительных операций. Сформированность умственных действий при решении задач определенного класса; | |
По формам мышления: | 3) Обобщенность; | 3) Креативные возможности личности — способность видеть проблемы; | |
суждение, умозаключение, понятие; | 4) Селективность; | 4) Целенаправленная организованность — способность подчинять поисковые действия цели; | |
По видам: | 5) Антиципационные и селективные возможности — способность предвосхищать возможные решения проблем, избирательно актуализировать необходимые знания; | ||
практически-действенное, нагляднообразное, теоретически-абстрактное; | 5) Антиципированность; | 6) Импульсивность, уравновешенность или осторожность в принятии решений; | |
По содержанию: | 7) Глубина мышления — способность к обобщениям высокого ранга, раскрывающим сущность явлений; | ||
практическое, научное, художественное; | 6) Рефлексивность; | 8) Широта мышления — способность интегрирования сведений из различных областей знаний; | |
По стандартности-нестандартности и операциональным процедурам | 9) Гибкость или ригидность ума — способность (неспособность) выйти за пределы ситуативных ограничений и принимать нестандартные решения; | ||
алгоритмическое, дискурсивное (рассудочное), интуитивное; | 7) Взаимосвязь осознанного и неосознанного; | 10) Критичность — адекватная оценка условий решения задачи и правильности собственных действий; | |
В зависимости от глубины обощенности: | |||
, теоретическое; | 8) Структурность. | ||
4. Воображение — психический процесс конструирования новых образов при включении опыта в новые ситуации | По способам активности: | 1) Активизация в ситуации неопределенности, эвристичность; | 1) Образность воссоздающего воображения (взаимосвязь сигнальных систем); |
активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное; | 2) Реконструкция элементов опыта; | 2) Рефлексивные возможности; | |
По результатам: | 3) Синтезирование новых отношений; | 3) Способность к интерполяции и , к высоковероятностным предположениям; | |
воссоздающее и творческое; | 4) Схематизация; | 4) Способность предвидения событий и их эмоционального переживания; | |
По глубине: | 5) Типизация; | 5) Подчинение настоящего перспективным целям. Одухотворенность, романтизм, мечтательность; | |
агглютинация, аналогия, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация. | 6) Антиципация посредством интерполяции, экстраполяции и рефлексии. | 6) Творческие возможности индивида. | |
5. Память — психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, переходящее в информационно-регуляционный фонд поведения | По форме психической активности: | I. Закономерности (условия) непроизвольного запоминания: | 1) Ведущий вид памяти — зрительная, слуховая, двигательная, словесно-логическая, образная, эмоциональная; |
произвольная и непроизвольная; | 1) зависимость от силы раздражителя; повышенная ориентация на его начало и конец; | ||
По процессам: | 2) зависимость от индивидуальной значимости раздражителя; | 2) Быстрота запоминания; | |
запечатление, сохранение, воспроизведение, забывание; | 3) зависимость от эмоциогенных свойств раздражителя; | ||
По видам: | 4) зависимость от включенности объекта в структуру деятельности. | 3) Прочность сохранения; | |
а) по анализаторам: зрительная, слуховая, двигательная, органическая и др.; | II. Закономерности (условия) произвольного запоминания: | ||
б) по сигнальным системам и роли подкорковых образований: образная, логическая, эмоциональная; | 1) осознание значимости, цели запоминания; | 4) Объем и точность запоминания; | |
в) по способам запоминания: | 2) осознание смысла воспринимаемого; | ||
прямая и опосредованная; | 3) установление структурно-логических взаимосвязей в материале запоминания; | 5) Мобилизационная готовность к правильному воспроизведению; | |
По системам: | 4) логическая реконструкция материала — обобщение, систематизация, конструирование; | ||
сенсорная, кратковременная, оперативная, долговременная; | 5) установление смысловых ассоциаций и использование мнемических приемов; | 6) Суггестивность-асуггестивность (подверженность или неподверженность внушающим воздействиям при воспроизведении), уверенность воспроизведения; | |
6) схематизация материала (сведение в схемы, таблицы, диаграммы, выявление опорных слов); | |||
7) активное воспроизведение. | 7) Профессиональная направленность. |
Возрастные особенности познавательной деятельности.
Познавательные процессы | Дошкольный возраст 3-5 лет | 5 — 7 лет | Младший школьный возраст 7 — 11 лет | Средний школьный возраст 11 — 15 лет |
Восприятие | Преобладание непроизвольного восприятия. Фрагментарность, малая детализированностъ | Повышение уровня осмысленности и произвольности | Развитие организованного восприятия, контроля за правильностью и полнотой целенаправленного восприятия | Формирование целостности и осмысленности восприятия |
Малый объем восприятия | Развитие способности наблюдения | Развитие детализированности восприятия, но еще недостаточная его дифференцированность | Развитие восприятия пространственных качеств объекта, способность к длительному наблюдению | |
Ошибки пространственного восприятия | Расширение объема и устойчивости | Доминирование эмоционально значимых сторон объекта | Допускается смешение существенного и второстепенного | |
Непосредственная связь с действием | Несформированность восприятия времени и пространства | Неточность в восприятии сходных объектов. Придание сходным предметам одинакового значения | Доминирование эмоционально привлекательных сторон объекта | |
Мышление и речь | Мышление включено в действие, в эмоциональную ситуацию, доминирует действенное мышление Отсутствует абстрактное мышление, не устанавливаются логические связи | Интенсивное освоение житейских понятий. Мышление имеет наглядно-образную ограниченность | Овладение навыками логического рассуждения, усвоение элементарных научных обобщений. Развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации | Интенсивное развитие абстрактного мышления, способности к отражению существенных взаимосвязей. Затруднен переход от общего к частному, слабо развита конкретизация |
Планирующая функция мышления слабо развита | Возникновение способности оперировать образами предметов, не находящимися в поле зрения | Переход от единичных суждений к частным и общим | Допускается разрыв между 1-й и 2-й сигнальными системами, возможно пустословие | |
Речь ситуативна Слова употребляются с измененным смыслом | Возникновение элементов логического мышления Обобщения ограничены чувственно воспринимаемыми признаками | Значительная конкретнообразная ограниченность мышления. Возможно образование понятий по несущественным признакам | ||
Между высказываниями отсутствует логическая связь. Речь только диалогическая | Формируется способность к планированию и регулированию практической деятельности | Мышление репродуктивно, подвержено инертности | ||
Не понимается переносное значение слое, смысл отвлеченных понятий | Развивается дискурсивное, рассудочное мышление | Интенсивно развивается монологическая речь, значительно расширяется словарный запас | ||
Формируется монологическая речь | ||||
Воображение | Непроизвольность | Возникновение целенаправленного воображения, регулирование воображения | Воображение более реалистично. Интенсивно формируется воссоздающее воображение | Усиление реалистичности, появление мечты |
Бесконтрольность | Планирование игровой, конструктивной и изобретательной деятельности | Возможно свободное фантазирование | Приобретает реалистический характер | |
Включенность в действие | Развитие творческого воображения | Подверженность внушению | Интенсивно воображаются различные личностные качества, преимущественно эталонного характере | |
Зависимость от предметов окружающей обстановки | Возможно значительное изменение ранее воспринятого | |||
Смешение воображаемого и действительного | ||||
Память | Непроизвольность запоминания, его включенность в действие | Развитие элементов произвольной памяти, словесно- логического запоминания. Повышение объема и длительности сохранения | Развитие произвольной памяти | Развитие логической памяти |
Доминирование обрезной и эмоциональной памяти | Обобщенность представлений | Обобщенность и систематизированность запоминаний | ||
Ошибки в узнавании | Повышение роли логической памяти | Формирование мнемических приемов и навыков | ||
Ложное опознание | Лучшее запоминание сходного, чем различного | Развитие ассоциативной памяти | ||
Нерасчлененное воспроизведение сходных объектов | Недостаточное развитие дифференцированной деятельности. Запоминание деталей | |||
Возможно ложное узнавание |