Земельный кодекс водоохранная зона. Ограничения по строительству в водоохранной зоне


[Водный кодекс РФ] [Глава 6] [Статья 65]

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

16.1. В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


1 комментарий к записи “Статья 65 Водный кодекс РФ. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы”

    Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

    Комментарий к статье 65

    1. Общий обзор статьи. Статья включает 18 частей, устанавливающих особенности таких элементов правового режима водоохранных зон и защитных прибрежных полос, как особенности объекта-носителя режима, режимные ограничения и границы их действия в пространстве.
    Часть 1 содержит определение и цели установления специального режима осуществления деятельности в границах водоохранных зон.
    Часть 2 предусматривает специфическую разновидность зонирования водоохранных зон (в виде прибрежных защитных полос), а также возможность введения дополнительных ограничений в границах прибрежных защитных полос.
    Части 3 — 10 устанавливают требования к размерам водоохранных зон и правила определения их границ. При этом часть 7 содержит отсылочную норму к Федеральному закону от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» .
    ———————————
    СЗ РФ. 1999, N 18. Ст. 2220.

    Части 11 — 14 устанавливают требования к размерам прибрежных защитных полос и правила определения их границ.
    Часть 15 содержит перечень режимных ограничений в границах водоохранных зон, а часть 16 устанавливает допустимые виды воздействия в их границах, а также условия правомерности такого воздействия.
    Часть 17 содержит перечень дополнительных режимных ограничений в границах прибрежных защитных полос, возможность которых предусмотрена частью 2 комментируемой статьи.
    В соответствии с частью 18 правом устанавливать порядок установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос наделяется Правительство РФ. Соответственно, Правительство РФ вправе самостоятельно определять субъектов, обязанных устанавливать такие границы на местности.
    2. Цели, сфера действия и адресаты предписаний.
    Целью статьи является обеспечение повышенной защиты водных объектов от неблагоприятного воздействия посредством введения дополнительных ограничений и запретов на территориях, прилегающих к таким объектам.
    Сфера действия статьи чрезвычайно широка, поскольку касается всех водных объектов на территории Российской Федерации.
    Поэтому адресатами статьи является неопределенно широкий круг лиц, постоянно или временно использующих территории, прилегающие к водным объектам. Специальным адресатом статьи является Правительство РФ, которое, в свою очередь, вправе определять круг лиц, обязанных устанавливать границы предусмотренных статьей зон на местности. В соответствии с пунктом 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов к ним относятся органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы.
    ———————————

    3. Основные понятия. Ими являются термины, значение которых было раскрыто выше («береговая линия», «море», «река», «канал», «ручей», «озеро», «водохранилище» — см. комментарий к ст. 5; «акватория», «водный объект», «истощение вод» — см. комментарий к ст. 1; «среда обитания животного и растительного мира» — см. комментарий к ст. 3). Специфическими для комментируемой статьи являются такие понятия, как «водоохранная зона», «прибрежная защитная полоса», «полоса отвода канала», «населенный пункт», «ливневая канализация», «набережная», «парапет», «водный объект, имеющий особое ценное рыбохозяйственное значение».

    3.1. Водоохранная зона. Слово зона (от греческого swvn — пояс) обозначает участок, область, пояс или полосу, обладающие определенным качественным признаком.
    ———————————
    Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская Энциклопедия, 1972. Т. 9. С. 572.

    Установление различного рода зон в экологическом законодательстве является одним из способов территориальной охраны путем выделения участков с особыми условиями пользования (см., например, ст. ст. 48 и 49 Федерального закона N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»). Зонирование применяется для установления различных правовых режимов для участков пространства, которые до установления зон имели однородный правовой режим (например, выделение функциональных зон внутри национальных парков). Сутью зонирования в природоохранных целях является, как правило, установление в пределах зон ограничений деятельности более жестких, чем в прилежащих к ним участках пространства (например, санитарно-защитные зоны, охранные зоны особо охраняемых природных территорий и т.п.). Установление зон означает установление пространственных и временных рамок действия ограничений хозяйственной или иной деятельности.
    ———————————
    См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2011.
    Поскольку природные комплексы весьма различны по набору компонентов (горы, леса, тундры и т.п.), то здесь имеется в виду однородность по определенному юридическому признаку, а не однородность вообще. — Прим. авт.

    Соответственно, различного рода зоны (а также и пояса), установленные в природоохранных целях, являются частным случаем особо охраняемых территорий. Следовательно, необходимыми элементами правового режима природоохранных зон являются режимные ограничения (режим особой охраны), пространственные и, при необходимости, временные границы действия ограничений.
    ———————————
    Об особо охраняемых территориях см. подробнее: Генеральная Ассамблея ООН. Шестьдесят вторая сессия. Пункт 79 (а) предварительной повестки дня. Мировой океан и морское право. Доклад Генерального секретаря. Добавление. A/62/66/Add.2 (русский). С. 41 — 42; Учебно-практический комментарий к земельному законодательству Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2006. С. 481 — 482; Каленченко М.М. Правовой режим территориальной охраны морской среды / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Городец, 2009. С. 57 — 65.

    В соответствии с частью 1 комментируемой статьи водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии определенных водных объектов (морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ) и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Специальный режим деятельности устанавливается в следующих целях:
    — предотвращение загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов;
    — предотвращение истощения их вод;
    — сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
    Водоохранные зоны устанавливаются только для водных объектов, прямо предусмотренных комментируемой статьей, а именно: моря, водотоки (реки, ручьи, каналы) водоемы (озера, водохранилища, пруды). Действие комментируемой статьи, очевидно, не распространяется на болота, природные выходы подземных вод, ледники и снежники, а также подземные водные объекты.
    Режимные ограничения в водоохранных зонах предусмотрены частью 15 комментируемой статьи и включают в себя запреты на:
    1) использование сточных вод для удобрения почв;
    2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
    3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
    4) движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

    Сводная информация о правилах определения
    ширины водоохранных зон

    Водный объект

    Водоохранная
    зона, м Граница отмеряется Прибрежная защитная
    полоса (м) при
    за пределами
    населенных
    пунктов
    в населенном
    пункте нулевом
    или
    обратном
    уклоне
    =3

    Море
    500 линии
    наибольшего
    прилива парапета
    (при наличии
    ливневой
    канализации),
    а при его
    отсутствии —
    от береговой
    линии

    50
    Озеро 50 береговой
    линии
    Водохранилище
    не на
    водотоке 50

    Водохранилище
    на водотоке равняется
    ширине
    водоохранной
    зоны водотока
    Озеро,
    водохранилище,
    имеющие особо
    ценное рыбо-
    хозяйственное
    значение установлены в
    соответствии
    с законодатель-
    ством о
    рыболовстве

    200 независимо от
    уклона
    Канал равняется ширине
    полосы отвода
    30
    40
    50
    Исток
    водотока в радиусе
    50 м не определено в радиусе 50 м
    Водоток
    длиной, км <10 =50 береговой
    линии парапета (при
    наличии
    ливневой
    канализации),
    а при его
    отсутствии —
    от береговой
    линии
    30
    40
    50
    Река, ручей 50 00 00
    Водоток в
    границах
    болот
    50
    50

    ———————————
    Водоохранные зоны не устанавливаются для рек (их частей), помещенных в закрытые коллекторы.
    Для любых озер, водохранилищ, за исключением водохранилищ, расположенных на водотоках. Для озер, водохранилищ площадью менее 0,5 кв. км водоохранная зона, очевидно, не устанавливается.
    Ширина прибрежной защитной полосы равняется ширине водоохранной зоны и составляет 50 м независимо от уклона.

    Отметим, что границы водоохранных зон могут совпадать в пространстве с особо охраняемыми территориями, предусмотренными земельным, водным законодательством, законодательством о животном мире, водных биологических ресурсах и сохранении среды их обитания.
    Например, в соответствии с Правилами установления рыбоохранных зон, границы последних совпадают с границами собственно водоохранных зон. Однако в соответствии с пунктом 14 указанных Правил определены также правила установления ширины рыбоохранных зон прудов, обводненных карьеров, имеющих гидравлическую связь с реками, ручьями, озерами, водохранилищами и морями (50 м). Устанавливать рыбоохранные зоны и обозначать их на местности уполномочено Росрыболовство. Правила обозначения на местности утверждены соответствующим приказом Росрыболовства. Рыбоохранные зоны в отличие от водоохранных зон создаются не по умолчанию (в силу закона), а на основании издания соответствующего акта уполномоченным органом.
    ———————————
    Постановление Правительства РФ от 06.10.2008 N 743 «Об утверждении Правил установления рыбоохранных зон» // СЗ РФ. 2008. N 41. Ст. 4682.
    Приказ Росрыболовства от 15.12.2008 N 410 «Об утверждении Порядка установления на местности границ рыбоохранных зон» // БНА РФ. 2009. N 5.
    См., например: Приказ Росрыболовства от 20.11.2010 N 943 «Об установлении рыбоохранных зон морей, берега которых полностью или частично принадлежат Российской Федерации, и водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Адыгея, Амурской и Архангельской областей» (не опубликован).

    В связи с особым значением озера Байкал как объекта Всемирного наследия, его правовой режим и статус регулируется Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» и принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами. К указанным нормативным актам и отсылает часть 7 комментируемой статьи в части установления ширины водоохранных зон данного водного объекта. Согласно части 1 ст. 2 указанного Закона, в Байкальскую природную территорию включается озеро Байкал, его водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории РФ, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. Природопользование в границах Байкальской природной территории осуществляется в соответствии с зонированием на центральную экологическую зону (наиболее жесткие ограничения), буферную экологическую зону и экологическую зону атмосферного влияния.
    ———————————
    СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2220.

    В центральную экологическую зону входят собственно озеро Байкал с островами, его водоохранная зона, а также прилегающие к озеру Байкал особо охраняемые природные территории. Нам не удалось обнаружить каких-либо специальных предписаний относительно ширины водоохраной зоны, поэтому они определяются согласно общим правилам комментируемой статьи, то есть составляет 50 м. При этом перечень режимных ограничений в центральной экологической зоне (в том числе) озера Байкал утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 N 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» и является более жестким, чем предусмотрено комментируемой статьей. Кроме того, действие в пространстве предусмотренных указанным Постановлением ограничений гораздо шире, чем действие в пространстве ограничений, предусмотренных режимом водоохраной зоны.
    ———————————
    СЗ РФ. 2001. N 37. Ст. 3687.

    3.2. Прибрежная защитная полоса. По смыслу частей 1 и 2 комментируемой статьи прибрежной защитной зоной является часть водоохраной зоны, в границах которой введены дополнительные ограничения, по сравнению с водоохраной зоной.
    Ограничения в границах прибрежной защитной полосы предусмотрены частью 17 комментируемой статьи и включают в себя такие запреты, как запрет на:
    — распашку земель;
    — размещение отвалов размываемых грунтов;
    — выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
    В соответствии с пунктом 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в «пределах береговой полосы», установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
    Сводная информация о правилах определения ширины прибрежных защитных полос представлена в нижеследующей таблице.
    3.3. Полоса отвода канала. На сегодняшний день существуют строительные правила, устанавливающие порядок определения и ширину мелиоративных каналов в зависимости от множества факторов. В большинстве случаев, фактическая ширина полос отвода существующих каналов установлена в соответствии с проектной документацией и очень сильно варьирует в зависимости от типа устройства канала (в выемке, полувыемке, насыпи или полунасыпи) и его пропускной способности. Например, нормы отвода земель для мелиоративных каналов СН 474-75 устанавливают порядок определения ширины для мелиоративных каналов с пропускной способностью не более 10 куб. м/с.
    ———————————
    См., например: Нормы отвода земель для мелиоративных каналов СН 474-75.

    В качестве приблизительных ориентиров для каналов с пропускной способностью не более 10 м 3/с можно использовать следующие данные.

    Ширина полосы отвода для мелиоративных каналов

    Мелиоративные каналы,
    проходящие по:
    Ширина по дну, м Ширина полосы отвода в
    бессрочное пользование, м
    min max min max
    выемке

    полувыемке

    полунасыпи

    насыпи 0,4

    Как следует из таблицы, ширина водоохраной зоны таких каналов будет составлять от 17 до 45 м. В случае определения ширины водозащитной прибрежной полосы по правилам части 11 комментируемой статьи, ее ширина будет составлять от 30 до 50 м. В такой ситуации может водозащитная прибрежная полоса может полностью совпадать с водоохраной зоной либо превышать ее по размерам.
    Ширина полос отвода земель для каналов с пропускной способностью воды более 10 куб. м/с, каналов, разрабатываемых взрывным методом, а также проходящих в районах, подверженных оползням и селям, и в населенных пунктах должна определяться проектами, утвержденным в установленном порядке.
    3.4. Населенный пункт. Это населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок городского типа, село и пр.). Обязательный признак населенного пункта — постоянство использования его как места обитания, круглогодично или сезонно.
    ———————————
    Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984. С. 861.

    3.5. Ливневая канализация. Под канализацией понимается отведение бытовых, промышленных и сточных вод. Полный перечень терминов и определений, относящихся к канализации закреплен ГОСТ 25150-82 , однако понятие собственно «ливневая канализация» в нем не раскрывается. Для уяснения содержания этого понятия обратимся к Территориальным строительным нормам Московской области. По смыслу раздела 4 указанных Территориальных строительных норм, под ливневой канализацией может пониматься отвод поверхностного стока трех видов (дождевого, талого и поливомоечного), образующегося на застроенных территориях в результате выпадения атмосферных осадков и эксплуатации дорожных покрытий. Такая канализация должна предусматривать также возможность приема дренажных вод из сопутствующих дренажей, теплосетей, общих коллекторов подземных коммуникаций, а также незагрязненных сточных вод промышленных предприятий.
    ———————————
    ГОСТ 19185-73. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения. М.: Издательство стандартов, 1974. С. 3.
    ГОСТ 25150-82. Канализация. Термины и определения.
    Территориальные строительные нормы. Дождевая канализация. Организация сбора, очистки и сброса поверхностного стока (ТСН ДК-2001 Московской области (ТСН 40-302-2001) (введен в действие распоряжением Минмособлстроя от 30.07.2001 N 120 «О введении в действие Территориальных строительных норм Московской области (ТСН ДК 2001 МО)»).

    3.6. Набережная. Это ограждающее или защитное сооружение вдоль береговой полосы. С точки зрения гидротехники набережные являются волноотбойными стенами, сооружаемыми для защиты от волнения береговых уступов, в том числе земляного полотна приморских железных и автомобильных дорог. Такие стены иногда называют подпорно-волноотбойными. Волноотбойные стены допускается, по возможности, возводить под защитой пляжа шириной, достаточной для гашения расчетных волн, в комплексе с бунами или волноломами. При проектировании волноотбойных стен следует учитывать рекомендации действующих строительных норм и правил по проектированию подпорных стен.
    ———————————
    ГОСТ 19185-73. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения. М.: Издательство стандартов, 1974. С. 13.
    СП 32-103-97. Проектирование морских берегозащитных сооружений. М.: Трансстрой, 1998.

    Набережные, как берегоукрепительные, защитные, регуляционные и оградительные сооружения, проектируются с учетом возможности их использования в народнохозяйственных и социальных целях (в качестве причальных, транспортных и других инженерных сооружений, для массового отдыха населения и спортивно-оздоровительных мероприятий) .
    ———————————
    См.: СНиП 2 июня 01-86. Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования. М.: Государственный строительный комитет, 1987.

    3.7. Парапет. Слово «парапет» (франц. parapet, итал. parapetto) в русском языке обозначает невысокую сплошную стенку, проходящую по краю крыши, террасы, балкона, вдоль набережной, моста (в качестве заграждения); на гребне плотины, мола, дамбы, в судоходных шлюзах. В строительстве может также обозначать отдельный элемент указанных конструкций. Для целей комментируемой статьи под парапетом следует понимать ограждение, проходящее вдоль набережной.
    ———————————
    Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984. С. 964.
    См., например: ГОСТ 23342-91. Изделия архитектурно-строительные из природного камня. Технические условия. М.: Издательство стандартов, 1992. 9 с.

    3.8. Уклон берега водного объекта. Понятие «уклон» весьма широко распространено в технических, естественных науках, нормативных актах в сфере технического регулирования. В геодезии им оперируют для описания рельефа местности. С точки зрения геодезии уклон (также наклон) — это показатель крутизны склона, то есть «отношение превышения местности к горизонтальному протяжению, на котором оно наблюдается». Например, уклон, равный 0,015, соответствует подъему 15 м на 1000 м расстояния.
    ———————————
    См., например: ВСН 163-83. Учет деформаций речных русел и берегов водоемов в зоне подводных переходов магистральных трубопроводов (нефтегазопроводов). http://www.complexdoc.ru/ntdtext/487968 ; ВСН 3-80. Инструкция по проектированию морских причальных сооружений.
    Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984. С. 1372.

    При проектировании объектов инфраструктуры информация об углах уклона (продольных и поперечных) в месте их предполагаемого расположения должна включаться в состав проектной документации (п. 34 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию).
    ———————————
    Постановление Правительства РФ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» от 16.02.2008 N 87 // СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 744.

    Угол уклона измеряется при проведении топографических работ, как правило, методом тригонометрического (геодезического) нивелирования. Следует полагать, что для целей данной статьи учету подлежит угол поперечного уклона.
    3.9. Водный объект, имеющий особое ценное рыбохозяйственное значение. Рыбохозяйственный фонд внутренних пресноводных водоемов России включает 22,5 млн. га озер, 4,3 млн. га водохранилищ, 0,96 млн. га сельскохозяйственных водоемов комплексного назначения, 142,9 тыс. га прудов и 523 тыс. км рек. К тому же Российская Федерация также располагает протяженной линией морского побережья (около 60 тыс. км) .
    ———————————
    См.: пункт 2.1 Стратегии развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Минсельхозом РФ 10.09.2007).

    В целях воспроизводства, сохранения и рационального использования водных биоресурсов объекты рыбохозяйственного значения в соответствии с пунктом 2.1.2 Типовых правил охраны поверхностных вод подразделяются на три категории: высшую, первую и вторую.
    ———————————
    Типовые правила охраны поверхностных вод (утв. Госкомприроды 21.02.1991).

    К высшей категории относятся места расположения нерестилищ, массового нагула и зимовальных ям особо ценных и ценных видов рыб и других промысловых водных организмов, а также охранные зоны хозяйств любого типа, осуществляющих искусственное разведение и выращивание рыбы, других водных животных и растений.
    К первой категории относят водные объекты, используемые для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к содержанию кислорода.
    Ко второй категории относят водные объекты, используемые для других рыбохозяйственных целей.
    ———————————
    Подробнее см.: Халчанский С.А. Комментарий к статье 51 // Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2007. С. 282 — 283.

    4. Развитие законодательства. Установление водоохранных зон (полос) в целях, аналогичных предусмотренным частью 2 комментируемой статьи, было предусмотрен статьей 91 Водного кодекса РСФСР 1972 г. Содержание ограничений данным Кодексом не предусматривалось, поскольку права по определению порядка их установления и использования были делегированы Совету Министров РСФСР, если иное не было не предусмотрено законодательством Союза ССР. В соответствии со статьей 99 указанного Кодекса в целях поддержания благоприятного водного режима рек, озер, водохранилищ, подземных вод и других водных объектов, для предупреждения водной эрозии почв, заиления водоемов, ухудшения условий обитания водных животных, для уменьшения колебаний стока и т.п. предусматривалось также установление водоохранных зон лесов.
    Водным кодексом РФ 1995 г. (ст. 111) были разграничены понятия водоохранных зон и прибрежных защитных зон. Содержание этих понятий по смыслу ВК РФ 1995 г. соответствует современному пониманию с учетом того, что комментируемый Кодекс более четко определяет особенности их правового режима. Особенно это касается режимных ограничений, которые в действующем ВК РФ закреплены законодательно, а не подзаконными актами Правительства РФ.
    В комментируемую статью изменения вносились однажды, но затронули сразу несколько частей. Так, в соответствии с пунктом 19 статьи 1 Федеральный закон от 14.07.2008 N 118-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 65 были внесены следующие изменения: изложено в новой редакции предложение 1 части 3; часть 6 дополнена новым предложением; в части 14 слово «поселений» заменено словами «населенных пунктов»; из части 16 исключено слово «размещение»; часть 18 изложена в новой редакции.
    ———————————
    СЗ РФ. 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418.

    Суть изменений, внесенных в часть 3, заключалась в необходимости отражения особенностей морей как специфических водных объектов. В предыдущей редакции граница охранных зон и полос для всех водных объектов за пределами населенных пунктов определялась по береговой линии. В соответствии с действующей редакцией граница охранных зон (полос) морей отмеряется от линии максимального прилива.
    До внесения изменений в часть 6, ширина охранных зон (полос) водохранилищ была фиксированной и составляла 50 м. В соответствии с действующей редакцией ширина такой зоны (полосы) водохранилища должна соответствовать ширине аналогичных зон для водотока, на котором организовано водохранилище. Например, если Куйбышевское водохранилище (р. Волга) до внесения изменений имело водоохранную зону шириной 50 м, то теперь она должна составлять 200 м в силу части 4 комментируемой статьи.
    Изменение в части 14 (замена слова «поселение» словами «населенный пункт») признано разграничить такие понятия, как «место, где проживают люди» (населенный пункт) от «одной из территориальных единиц местного самоуправления» (поселение).
    ———————————
    См.: ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

    Исключение из части 16 комментируемой статьи слово «размещение» также связано, по нашему мнению, с приведением нормативных правовых актов в соответствие с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ, в котором закреплены и систематизированы правила территориального зонирования.
    ———————————
    СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.

    В оригинальной редакции части 18 комментируемой статьи содержалась отсылка к земельному законодательству в части определения порядка закрепления границ охранных зон (полос). В действующей редакции полномочия по установлению порядка закрепления границ делегированы Правительству РФ.
    5. Связь с другими статьями. Положения комментируемой статьи применяются постольку, поскольку это не противоречит правилам охраны от загрязнения болот (ст. 57), ледников и снежников (ст. 58), охраны подземных водных объектов (ст. 59), охраны лесов (ст. 63), а также положением статьи 49 комментируемого Кодекса относительно охраны водных объектов, содержащих лечебные водные ресурсы, зон специальной (ст. 34) и санитарной охраны (ч. 2 ст. 43) источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения (см. комментарий к ним).
    6. Порядок установления границ. В соответствии с частью 18 комментируемой статьи полномочиями по определению порядка установления на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос наделено Правительство РФ. В соответствии со своими полномочиями Правительство РФ приняло соответствующие Правила.
    ———————————
    Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» // СЗ РФ. 2009. N 3. Ст. 415.

    Согласно Правилам, установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос (п. 2).
    В соответствии с пунктом 4 указанных Правил, установление границ водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта на местности включает в себя:
    а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы;
    б) описание границ зоны (полосы), их координат и опорных точек;
    в) отображение границ на картографических материалах;
    г) установление границ на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
    Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр (см. комментарий к ст. 31).
    Полномочиями по установлению границ на местности наделены органы государственной власти.
    Во-первых, Федеральное агентство водных ресурсов в отношении всех объектов, соответствующие полномочия в отношении которых не были переданы органам государственной власти субъектов РФ. В частности, это моря и (или) их части, водохранилища, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации согласно перечню.
    ———————————

    Во-вторых, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в объеме предоставленных им полномочий.
    Указанные органы государственной власти обязаны обеспечивать размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии (п. 6 Правил). Образцы специальных знаков утверждены Приказом Минприроды РФ от 13.08.2009 N 249 «Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» .
    ———————————
    БНА РФ. 2009. N 43.

    Собственники земель, землевладельцы и землепользователи земельных участков, на земельные участки которых распространяется режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос, обязаны обеспечивать беспрепятственный доступ представителей уполномоченных органов государственной власти в целях осуществления размещения на соответствующих земельных участках специальных информационных знаков и поддержания их в надлежащем состоянии.
    ———————————
    Выделено нами. Из формулировки пункта 7 указанных Правил («земельных участков, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов») предполагается, что на земельных участках расположены указанные зоны (полосы). Однако физически указанные зоны (полосы) на участках не находятся. Земельные участки, на которых действуют режимные ограничения, могут входить в состав земель различных категорий с собственным правовым режимом. Предусмотренные комментируемой статьей ограничения являются юридически установленными правилами, действующими в определенных границах, независимо от правового режима земель и земельных участков. Подробнее см.: Крассов О.И. Земельное право: Учеб. М.: Юристъ, 2007. С. 120 — 122.

    Перечень водоемов, границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливаются Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами.
    ———————————
    Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2008 N 2054-р «Об утверждении Перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 335.

    N Наименование водохранилища Место расположения
    1. Белгородское водохранилище Белгородская область
    2. Богучанское водохранилище Красноярский край, Иркутская область
    3. Борисоглебское водохранилище Мурманская область
    4. Братское водохранилище Иркутская область
    5. Бурейское водохранилище Хабаровский край, Амурская область
    6. Вазузское водохранилище Смоленская область, Тверская область
    7. Вельевское водохранилище Новгородская область
    8. Верхневолжское водохранилище Тверская область
    9. Верхне-Рузское водохранилище Московская область
    10. Верхне-Свирское водохранили-
    ще (речная часть) Ленинградская область
    11. Вилюйское водохранилище Республика Саха (Якутия), Иркутская область
    12. Волгоградское водохранилище Волгоградская область, Саратовская область
    13. Волховское водохранилище Ленинградская область, Новгородская область
    14. Воткинское водохранилище Удмуртская Республика, Пермский край
    15. Вышневолоцкое водохранилище Тверская область
    16. Горьковское водохранилище Ивановская область, Костромская область,
    Нижегородская область, Ярославская область
    17. Егорлыкское водохранилище Ставропольский край
    18. Зейское водохранилище Амурская область
    19. Иваньковское водохранилище Московская область, Тверская область
    20. Икшинское водохранилище Московская область
    21. Иовское водохранилище Республика Карелия, Мурманская область
    22. Иремельское водохранилище Республика Башкортостан, Челябинская
    область
    23. Ириклинское водохранилище Оренбургская область
    24. Иркутское водохранилище Иркутская область
    25. Истринское водохранилище Московская область
    26. Кайтакоски водохранилище Мурманская область
    27. Камское водохранилище Пермский край
    28. Клязьминское водохранилище Московская область
    29. Княжегубское водохранилище Республика Карелия, Мурманская область
    30. Колымское водохранилище Магаданская область
    31. Краснодарское водохранилище Республика Адыгея, Краснодарский край
    32. Красноярское водохранилище Республика Хакасия, Красноярский край
    33. Кубанское (Большое)
    водохранилище Карачаево-Черкесская Республика
    34. Куйбышевское водохранилище Республика Марий Эл, Республика Татарстан,
    Чувашская Республика, Самарская область,
    Ульяновская область
    35. Курское водохранилище Ставропольский край
    36. Лесогорское водохранилище Ленинградская область
    37. Майнское водохранилище Республика Хакасия, Красноярский край
    38. Михайловское водохранилище Курская область, Орловская область
    39. Можайское водохранилище Московская область
    40. Нарвское водохранилище Ленинградская область
    41. Нижнекамское водохранилище Республика Башкортостан, Республика
    Татарстан, Удмуртская Республика
    42. Новосибирское водохранилище Алтайский край, Новосибирская область
    43. Ново-Троицкое водохранилище Ставропольский край
    44. Нязепетровское водохранилище Челябинская область
    45. Озернинское водохранилище Московская область
    46. Пестовское водохранилище Московская область
    47. Правдинское водохранилище
    (ГЭС-3) Калининградская область
    48. Пролетарское водохранилище Республика Калмыкия, Ставропольский край,
    Ростовская область
    49. Пронское водохранилище Рязанская область, Тульская область
    50. Пяловское водохранилище Московская область
    51. Раякоски водохранилище Мурманская область
    52. Рублевское водохранилище Московская область
    53. Рузское водохранилище Московская область
    54. Рыбинское водохранилище Вологодская область, Тверская область,
    Ярославская область
    55. Саратовское водохранилище Самарская область, Саратовская область,
    Ульяновская область
    56. Саяно-Шушенское водохрани-

В последнее время возле берегов рек, водохранилищ и других водоемов все чаще появляются всевозможные объекты недвижимости, строительство большинства из которых не соответствует основным требованиям российского законодательства. Именно поэтому многих россиян интересует вопрос, касающийся возможности расположения объектов в прибрежных зонах. Согласно законодательству, любой наш соотечественник имеет право не только приобретать земельные участки в водоохранной зоне, но и застраивать их по собственному усмотрению, соблюдая при этом все установленные государством ограничения и не нарушая закона.

Что такое водоохранная зона?

Как утверждает статья №65 Водного кодекса РФ, водоохранной зоной называется территория, которая напрямую прилегает к береговой линии акватории водного объекта, где устанавливается особый режим деятельности (хозяйственной или любой другой), а также использования и охраны естественных ресурсов в целях предотвращения их злонамеренного или случайного загрязнения и сохранения существующих объектов флоры и фауны указанных водоемов.

Где нельзя начинать строительство?

Именно поэтому перед тем, как начинать строительство, следует четко представлять самому себе, можно ли это делать в водоохранных зонах и какими могут оказаться последствия, если такая недвижимость будет построена со значительными нарушениями закона. Ведь ситуация может быть такой, что оформить разрешение на строительство будет совершенно невозможно. Или еще того хуже: придется сносить только что построенный дом.

Перед тем, как заводить речь об ограничениях строительства, необходимо уяснить, где точно ни при каких условиях нельзя начинать строительство. Никоим образом нельзя это осуществлять у самой кромки водоема. Ситуация такова, что согласно законодательству любые строительные работы на расстоянии менее 20 метров от берега полностью запрещены. Мало того, ограничение беспрепятственного доступа граждан на прибрежную территорию возведенными заборами и прочими преградами, может привести к весьма неприятным последствиям.

Другие ограничения по строительству в границах водоохранных зон.

За границами городов и деревень ширина водоохранной зоны водоемов, как и ширина их прибрежной защитной полосы должна устанавливаться только в зависимости от утвержденной законодательством береговой линии.

В пределах водоохранных зон водоемов вводятся береговые защитные полосы, в месте которых устанавливаются дополнительные ограничения разнообразных видов деятельности.
Ширинаводоохранной зоны рек или ручьев вводится в зависимости от их истока протяженностью:

  • до 10 км - в размере полусотни метров;
  • от 10 до 50 км -100 м;
  • от 50 км и больше -200 м.

Ширина прибрежной защитной полосы у озер и различных водохранилищ, площадь которых составляет не более 0,5 квадратных км, будет равна 50 метров. Следует отметить, что у морей ширина таких зон обязана составлять 500 метров, что существенно больше, чем у любых другихестественных и искусственных водоемов.

Для рек и остальных водных объектов, длина которых составляет немногим менее 10 км, водоохранная зона полностью совпадает с береговой защитной полосой. При этом радиус данной зоны для истоков рек и ручьев должен быть установлен размером 50 метров.

Кроме того, в пределах водоохранных зон категорически запрещается:

  • использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
  • размещать кладбища, места, где могут храниться отходы потребления промышленной и хозяйственной деятельности;
  • распахивание земель, размещение отвалов размываемых грунтов, а также организовывать пастбища для животных;
  • движение и стоянка транспорта, в том числе и вынужденная.

В границах водоохранных зон допускается и даже разрешается проектирование, проведение строительства, реконструкция, ремонт, эксплуатация хозяйственных и иных объектов в случае оборудования данных объектов постройками, которые способны обеспечить охрану рек, водохранилищ и т.д. от загрязнения и истощения вод в полном соответствии с водным законодательством и природоохранными законами.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах").

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

Использование водоохранной зоны регулируется законодательством, частное строительство разрешено осуществлять с соблюдением установленных норм. Собственник земельного участка, расположенного возле различных водоемов, имеет право на застройку, соблюдая ограничения по строительству.

Водоохранная зона водного объекта имеет особый правовой статус, во избежание конфликтных ситуаций рекомендуется первоначально ознакомиться с действующим регламентом.

Понятие водоохранной зоны

Действующий Водный кодекс РФ определяет понятие охраняемой территории. В ст. 65 указано, что это прилегающая к берегу водоема земля может быть использована для хозяйственных, строительных и культурных целей исключительно с соблюдением особых условий.

Закон защищает водоемы от загрязнения и причинения ущерба, гарантирует сохранность находящихся там животных и растений. Охраняя существующий природный баланс, ВК РФ определяет правила пользования, наказание за нарушение принятых постановлений и регламент использования водоохранной зоны.

Во избежание неприятностей, могущих появиться после завершения строительства и при оформлении свидетельства на право собственности, следует предотвратить нарушения закона. Получая разрешение на застройку или оформляя домовладение придется столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Оптимальным вариантом является предварительное согласование и получение разрешения, чем уплата значительных штрафов за доказанные нарушения.

Наиболее серьезным является вариант, когда застройщик получает предписание на снос возведенного здания, отменить которое бывает крайне сложно. По закону, запрет на строительство в прибрежной зоне относится к 20 м от кромки воды. Ближе расположенный дом или хозяйственные постройки могут быть снесены по судебному постановлению.

Непозволительно устанавливать заборы и прочие ограждения, препятствующие доступу третьих лиц к водоему. Огородив часть береговой зоны и создав дополнительные неудобства для граждан, владелец участка будет вынужден снести его и заплатить штраф.

Не стоит забывать, что ликвидационные работы оплачивает нарушитель, средства с виновного взыскиваются по исполнительному производству.

Ограничения по строительству в водоохранной зоне

Защита водоохранной зоны производится согласно установленным нормативам. Утвержденная береговая линия является отправной точкой для всех измерений, касающихся разрешения на застройку. Использование береговой полосы имеет ограничение по осуществлению различных видов деятельности и зависит от удаленности от истока водоема.

Например, ширина полосы, на которой не позволено строиться, составляет для рек:

  • если от истока менее 10 км, то 50 м следует отступить от кромки воды;
  • если 10-50 км, то строительство нельзя осуществлять ближе 100 м;
  • если более 50 км, то требуется отступить 200 м.

Расчет отступа от воды в случае озер и иных замкнутых водных хранилищ осуществляется в зависимости от периметра береговой линии и площади поверхности объекта. Например, если озеро по размеру составляет менее полукилометра, то водоохранная зона расположена на 50 м. Такой регламент касается искусственных и природных водных ресурсов. Для морского берега удаленность для застройки существенно выше и установлена в 500 м.

Если река имеет незначительную протяженность, менее 10 км, то водоохранная зона совпадает с берегом. Исключение сделано для осуществления деятельности непосредственно возле истока ручья или небольшой реки. Отступить от берега придется на 50 м, иначе будет нарушен запрет на строительство вблизи водного объекта.

К прочим ограничениям использования в хозяйственной деятельности и проживании возле водоохранной зоны относится следующее:

  • недопустимость использования сточных вод для мелиорации и иных сельскохозяйственных потребностей. Поскольку земельный участок расположен в непосредственной близи от водоема, то после полива и орошения сточные воды попадают в водоем;
  • в зоне недопустимо образование захоронений животных, кладбищ или хранения промышленных отходов, особенно повышенной токсичности;
  • запашка участков не разрешается. Береговая линия не должна подвергаться воздействию тяжелой техники, образованию земляных завалов и иных действий, приводящих к размыву грунтов;
  • в защитной зоне нельзя пасти скот и устраивать летние загоны;
  • передвижение всех видов транспорта, образование стихийной или плановой стоянки запрещена.

При всех существующих ограничениях, строительство с соблюдением установленных правил разрешается по закону. При этом потребуется оформление дополнительных разрешений и введение в проектную документацию оборудования и устройств для защиты близлежащего водного объекта.

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водо-хранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологиче-ских ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнитель-ные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохра-нилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защит-ной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохра-нилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водо-хранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких кана-лов.
10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более граду-са.
12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
13. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места не-реста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
(в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ)
15. В границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, ток-сичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ)
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещают-ся:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
18. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе по-средством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть восемнадцатая в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

Еще по теме Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защит-ные полосы:

  1. Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
Похожие публикации