Закличка -это песенное обращение к силам природы. Учебно-исследовательская работа «Фольклорные основы поэтических обращений к силам природы в сказке А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях

«Явления природы» - А вот прорастание семян связано не только с увеличением светового дня, но и с потеплением. Перелет птиц связан с изменением погодных условий. Восход солнца – одно из самых прекрасных природных явлений. В природе постоянно происходят изменения, которые называют явлениями природы или природными явлениями.

«Природа 2 класс» - Нагнись! Минутка. К. Ушинский. Анималист. Урок литературного чтения во 2-м классе. Присядь! Тестирование. Михаил михайлович пришвин. «Охранять природу – значит охранять Родину!». Проверка домашнего задания. Активизация словарного запаса. Игра “Читайте быстро, целыми словами”. Цели урока: “Остановись!

«Культура и природа» - И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. Живой мир и культура. А. Н. Бенуа. Айвазовский «Ледяные горы». Вечер. Тютчев. И. И. Шишкин. Пискнула и села На подоконник птичка. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Корабельная роща. Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный!

«Живая и неживая природа» - В природе всё взаимосвязано. Воздух. Лиса, Белка, Грибы. Груздь, Человек Животные Растения Грибы. Дерево, «Сохраним природу- значит сохраним жизнь!». Тюльпан. Растения. Муравей, Земля- избранница солнечной системы, на которой существует жизнь. Живое. Неживое. Солнце, луна, звёзды. Журавль, Самое совершенное, разумное и прекрасное существо на земле.

«Явления в природе» - Виды химических явлений. Все изменения происходящие с веществами в природе называются - явлениями. Природоведение 5 класс. Явления природы. Закрепление. Правила написания Синквейна. Химическое явление. Горючие материалы, сжигаемые для использования выделяющейся теплоты, называют топливом. Ключевой вопрос: Какие явления происходят вокруг нас?

«Природа света» - В лучах зари Взойди над сумрачной пустыней, О Свете Тихий! Когерентные волны разность хода условие максимума условие минимума. Выполнение творческих заданий на уроке по подгруппам. Богословский словарь. И.А. Бунин. Отражение. Работа в группах. Нетварный. А. Коринфский. Философский словарь. С каждого предмета непрерывно срываются оболочки, подобные самим предметам.


Миронова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей №2» г. Альметьевска Республики Татарстан
Год и место создания работы: 2016 год, МАОУ «Лицей №2» г. Альметьевска Республики Татарстан.
VII Открытый Республиканский творческий конкурс
«ПУШКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»
Учебно-исследовательская работа
«Фольклорные основы поэтических обращений к силам природы в сказке А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»
Выполнила Мартынова Юлия,
учащаяся 5Б класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения-
лицей №2 г. Альметьевска
Альметьевского муниципального района
Республики Татарстан
Оглавление
Ведение …………………………………………………………… ……3 стр.
Исследовательская часть………………………………………………. 5 стр.
Фольклорная основа сказки А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях…………………………………………………….. 5 стр.
Закличка как жанр устного народного творчества…...…………..5 стр.
Поэтические обращения к силам природы в сказке А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»: сравнительный анализ с текстами закличек.............................................................................6 стр.
Заключение………………………………………………………………9 стр.
Список литературы…………………………………………………….10 стр.
ВВЕДЕНИЕ

Начало искусства слова в фольклоре
А.М.Горький
Пушкин! Это имя, мне кажется, я знаю с самого раннего детства, с того момента, как мне, совсем маленькой, его сказки читала мама.
Музыка пушкинского стиха меня завораживала. Сколько же чудес в сказках Александра Сергеевича! Я волновалась, слушая, слушая сказку о мёртвой царевне. Так хотелось помочь бедной девушке, которую невзлюбила злая мачеха!
Я становлюсь старше, а сказки и стихи А.С. Пушкина всегда со мной, они всё так же мною любимы. Я считаю, что к Пушкину нужно возвращаться всю жизнь. Это же клад, это дорогая большая шкатулка, откуда во все века брали и продолжают обогащать своё творчество мастера слова, музыки, живописи.
Сегодня я поведу рассказ о фольклорных истоках пушкинской сказки, об использовании такого малого жанра устного народного творчества как заклички, подробней остановлюсь на моей любимой сказке о мёртвой царевне.
В селе Михайловском ещё до сих пор стоит маленький домик, в котором когда-то жила пушкинская няня Арина Родионовна. Это она привила юному Пушкину любовь к поэзии, народным песням, к устному народному творчеству. В старину на Руси песни, речитативы, заклички, поговорки звучали во все времена года. Пели, шутили, балагурили все – и старые люди, и молодые. Любой коллективный труд нередко сопровождался сказыванием сказок, загадыванием загадок, сочинением поговорок, пением песен. Детишки брали пример со взрослых, тоже сочиняли скороговорки, заклички. И в каждой семье это приветствовалось. В такой атмосфере росла и Арина Родионовна.
Юный Пушкин слушал свою незаурядную сказительницу, восхищался своей няней и, как губка, впитывал в себя каждое её слово. Поэт восхищался народным творчеством, видел в закличках «лестницу чувств» и использовал в своих произведениях, поэтому обращения королевича Елисея к солнцу, месяцу и ветру в сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне» привлекли меня и напомнили о так любимых мной детских закличках.
Великий Пушкин не просто проникся народными сказаниями своей нянюшки, кучера Петра, он ввел фольклорный пласт в свое литературное творчество, говоря о закличках, дал им новую жизнь, проявил новаторство, легко воспринимаемое (так же как и устное народное творчество) и взрослыми, и детьми.
Об использовании основ фольклора в сказках А.С.Пушкина пишут и говорят много, но конкретно о творческой переработке закличек написано очень мало. Эта узкая направленность моего исследования, я считаю, она и придает ему актуальность.
Гипотеза: в поэтических обращениях Елисея к силам природы в сказке А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях» используется структура малого жанра устного народного творчества - заклички.
Цель исследования - выявить особенности использования малого жанра устного народного творчества – закличек - в тексте сказки А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях».
Объект исследования – текст сказки А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях».
Предмет исследования - поэтическое обращение Елисея к силам природы в сказке А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях».
Задачи исследования:
- определить отношение А.С. Пушкина к устному народному творчеству;
- выявить элементы заклички в сказке А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»;
- проанализировать новаторство Пушкина в использовании элементов закличек в тексте сказки «О мёртвой царевне и семи богатырях».
Методы исследования: поиск необходимой информации, сравнение и аналитическое обобщение, личностное осмысление.
Исследование базировалось на трудах Сергея Бойко (В волшебной пушкинской стране//М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999), Марка Азадовского (Пушкин и фольклор. Источники сказок Пушкина. Сказки Арины Родионовны//Фундаментальная электронная библиотека: Русская литература и фольклор), Павла Анненкова (Материалы для биографии А.С.Пушкина// Фундаментальная электронная библиотека: Русская литература и фольклор).
Теоретическая значимость и прикладная ценность данного исследования:
- освоение новых знаний по темам «Устное народное творчество», «Сказки А.С.Пушкина»;
- развитие познавательных потребностей и способностей;
- формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) на примере сказки А.С.Пушкина;
- готовый творческий продукт (презентация и письменное исследование) по выбранной теме для дальнейшего использования как учащимися, так и учителями.
Исследовательская часть
1.Фольклорная основа сказки А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - одна из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана она 4 ноября 1833 года в Болдино. Сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», написанной на 21 год раньше, чем сказка Пушкина, но оказывается это только на первый взгляд, на самом деле в её основе лежит сказочная история, рассказанная нянюшкой.
В своей «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкин литературно обработал главным образом широко известную русскую сказку «Волшебное зеркальце» (или «Падчерица»), записанную им в Михайловском со слов Арины Родионовны, то есть он почти ничего не выдумал, а использовал мотивы фольклора. Конец записи Пушкина таков: Мачеха ее приходит в лес под видом нищенки - собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья-разбойники, её названные братья, хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в мёртвую, но нетленную красавицу, и спасает её своим поцелуем…
Конкретно я остановлюсь только на одном фольклорном пласте - закличках, которые Пушкин также использовал в своей сказке «О мёртвой царевне и семи богатырях».
2. Закличка как жанр устного народного творчества Заклички относятся к малым жанрам фольклора. Это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение «детский фольклор», поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Заклички – это стихотворные, чаще песенные просьбы, обращения, а иногда и угрозы к силам природы: солнцу, ветру, дождю, радуге, временам года.
Заклички распевались небольшими группами малышей или подростков. Некоторые заклички сопровождались игровыми действиями, которые имитировали крестьянский труд. Заклички не имеют определенного автора. Каждый мог сочинить свою закличку или добавить строки, четверостишия к уже существующей. Сегодня заклички используют при проведении детских праздников и утренников, массовых народных гуляний.
Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Заклички возникли из магических заклинаний людей к силам природы во времена раннего язычества, и в древности они выполняли важные функции урегулирования взаимоотношения человека с окружающей средой.
В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга.
Закличка рождала в человеке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укреплялась самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращаясь к силам природы человек беззаветно верил им.
В сказке А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях» в обращениях Елисея к силам природы при поиске невесты чувствуется структура заклички. Здесь в обращениях-закличках была, мне кажется, достигнута поэтом гармония состояний человека и окружающего мира. Они взаимно сочувствуют друг другу: человек, которого зовут Елисей, солнце, ветер, месяц – переговариваются между собой на своём понятном языке.
3. Поэтические обращения к силам природы в сказке А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»: сравнительный анализ с текстами закличек
Один из способов общения человека с окружающим миром – заклички, поэтические обращения к различным природным явлениям, силам природы, олицетворяющим какое-либо могущество. Наиболее распространенными обращениями славян были заклички к дождю, солнцу, ветру, месяцу, что вполне понятно, так как сельскохозяйственная деятельность была ведущей у крестьян. Древние люди веровали в одушевление сил природы, которые обладая могуществом, живут наподобие людей.
Королевич Елисей из сказки А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях» тоже общается с силами природы, верит в их одушевлённость и могущество. Он обращается к наиболее «важным» в жизни человека силам природы: солнцу, месяцу и ветру. Они сопровождают человека круглосуточно.
Проанализировав содержание фольклорных закличек, я определила их структуру: 1) обращение к нужному объекту; 2) похвала объекту (встречается редко); 3) глаголы в повелительном наклонении, передающие желаемую картину просителя.
Теперь, используя выделенную структуру, сравним заклички и поэтические обращения к силам природы из сказки А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»
Фольклорные заклички Поэтические обращения к силам природы из сказки А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»
К солнцу
1) Солнце, солнце,
Выгляни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос;
Матушка-рожь
Чтобы встала стеной сплошь.
2) Солнышко, солнышко. Красное семенышко, Выйди поскорее, Будь к нам подобрее! Твои детки плачут, По лужочку скачут, Соломку жгут - Тебя в гости ждут! «Свет наш солнышко! Ты ходишьКруглый год по небу, сводишьЗиму с теплою весной,Всех нас видишь под собой.Аль откажешь мне в ответе?Не видало ль где на светеТы царевны молодой?Я жених ей»
Вывод: 1. Сходство:
а) обращение: солнце, солнце; Солнышко, солнышко а) обращение: Свет наш солнышко!
б) восхваление: красное семенышко б) восхваление: Ты ходишьКруглый год по небу, сводишьЗиму с теплою весной,Всех нас видишь под собой.
2.Различие: а) просьба-желание-мольба:
Выгляни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос;
Матушка-рожь
Чтобы встала стеной сплошь. а) просьба – вопрос, призыв к диалогу, ожидание ответа:

К месяцу:
Месяц, месяц, свети,
Под плетень гляди!
Ходи, гуляй
Да нас утешай!
«Месяц, месяц, мой дружок,Позолоченный рожок!Ты встаешь во тьме глубокой,Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя,Звезды смотрят на тебя.Аль откажешь мне в ответе?Не видал ли где на светеТы царевны молодой?Я жених ей»
Вывод: 1. Сходство:
а) обращение: Месяц, месяц а) обращение: Месяц, месяц, мой дружок
2. Различие:
а) отсутствует восхваление а) восхваление:
Позолоченный рожок!Ты встаешь во тьме глубокой,Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя,Звезды смотрят на тебя
б) просьба-желание-мольба:
Месяц свети,
Под плетень гляди!
Ходи, гуляй
Да нас утешай!
б) просьба – вопрос, призыв к диалогу, ожидание ответа:
Аль откажешь мне в ответе?Не видало ль где на светеТы царевны молодой?
К ветру
Ветер, ветер, ветродуй,
Тучки собери, задуй!
Угони их все
За седые горы,
Просветлеют пусть
Золотые просторы!
«Ветер, ветер! Ты могуч,Ты гоняешь стаи туч,Ты волнуешь сине море,Всюду веешь на просторе,Не боишься никого,Кроме бога одного.Аль откажешь мне в ответе?Не видал ли где на светеТы царевны молодой?Я жених ее»
Вывод: 1. Сходство:
а) обращение: Ветер, ветер а) обращение: Ветер, ветер!
б) восхваление-обращение: ветродуй б) восхваление:
Ты могуч,Ты гоняешь стаи туч,Ты волнуешь сине море,Всюду веешь на просторе,Не боишься никого,Кроме бога одного.
2. Различие:
б) просьба-желание-мольба:
Тучки собери, задуй!
Угони их все
За седые горы,
Просветлеют пусть
Золотые просторы! б) просьба – вопрос, призыв к диалогу, ожидание ответа:
Аль откажешь мне в ответе?Не видало ль где на светеТы царевны молодой?
Таким образом, видно, что фольклорные заклички и поэтические обращения Елисея имеют много общего, разнятся только окончанием: в закличках человек не ждёт прямого ответа от сил природы, он просто их молит, «заговаривает», веря в их божественную природу, а королевич Елисей, согласно законам сказки, призывает силы природы не только помочь, но и вступить с ним в диалог. На ласковое обращение Елисея, одобренное похвалой выдающихся качеств объекта, солнце, месяц и луна откликаются, дают дружеские советы и помогают отыскать пропавшую невесту. Добро побеждает зло.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
А.М. Горький писал, что А.С. Пушкин первый из русских писателей ввёл народное творчество в литературу. От живого разговорно-сказового слова, усвоенного в детстве, он вошёл в литературу и развернул нам в своём творчестве будущий живой литературный язык.
Без Пушкина я не могу представить русского языка. Считаю, что Александр Сергеевич Пушкин больше всех своих современников ярко и многообразно использовал фольклорное наследие русского народа. Не зря же он сам о русских народных сказках сказал замечательные слова: "Что за прелесть эти сказки!".
Моя гипотеза, что в поэтических обращениях Елисея к силам природы в сказке А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях» используется структура малого жанра устного народного творчества – заклички, подтвердилась.
В ходе исследования я выявила особенности использования А.С. Пушкиным закличек в тексте сказки А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях». В поэтических обращениях Елисея структура закличек, в частности их окончаниях, несколько изменилась согласно особенностям сказки.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина благодаря фольклорной основе, в особенности закличек, несёт добро, понимание справедливости, непоколебимую веру в торжество правды, победу светлых сил. «Сказка о мёртвой царевне» - это чудесный мир превращений, через которые мы видим чужую боль, страдания, радости, счастье. Они учат доброте и сердечности. Не расставайтесь с этой сказкой Пушкина!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анненков П.В. Материалы для биографии А.С.Пушкина// Фундаментальная электронная библиотека: Русская литература и фольклор;
Азадовский М.К. Пушкин и фольклор. Источники сказок Пушкина. Сказки Арины Родионовны//Фундаментальная электронная библиотека: Русская литература и фольклор;
Бойко С. В волшебной пушкинской стране//М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999;
Пелисов Г.А., О фольклорных основах «Сказок» А.С.Пушкина. Советская этнография., 1989, №1;
Пушкин А.С., Сказки. М., «Детская литература», 1986;
Тураев С.В., Тимофеев Л.И. , Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 2007.
Интернет-ресурсы
http://greekroman.ru, http://ru.wikipedia.orghttp://feb-web.ru/
http://skorogovorki.com/vesennie-zaklichki/.htmlhttp://koshki-mishki.ru/view-2392-59.html

Заклички - это один из видов закликательных песен языческого происхождения, в наше время это небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Тексты народных закличек к весне, к дождю, к насекомым и многие другие приведены на на страницах сайта "Учат в школе"

И в наше время можно видеть детей, самозабвенно выкрикивающих обращение к дождю , чтобы он перестал лить или лил «пуще», к «солнышку-колоколнышку», чтоб оно выглянуло, к радуге. Выкрикиваются они обычно нараспев хором. Каждый крестьянский ребенок прежде знал приговорки: обращения к улитке, мыши, маленьким жучкам, скрывающимся в цветках.

Заклички с обращениями

На примерах закличек можно выучить расстановку знаков препинания при обращениях. В русском языке для уровня 4 класса есть три основных правила расстановки знаков препинания при обращении.

Народные заклички

Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле. Русские народные заклички - это - разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно - магический смысл ("Дождик, дождик, перестань!" и т. п.).

Что такое закличка - определение

Что такое заклички и какое им можно дать краткое определение? В наше время это небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы.

Сочинить закличку

Сочинить закличку предлагается детям в 3 классе на уроке чтения. Это творческое задание для развития детей в начальной школе. Работая над развитием речи младшего школьника, нельзя забывать о детском фольклоре, который имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей и несет художественные и педагогические функции в которых преобладают игровые начала.

Закличка Иван, Иван, вырывай бурьян...

Иван, Иван, вырывай бурьян,
Чтоб росла морковка,
Большая, как мутовка,
Чтоб росла репка,
Сладкая да крепкая,
Чтобы вырос огурец,
Длинноусый молодец.

Заклички осени

Осенние заклички это - обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие обряд кликания осени. В них народ обращался к осени, как одушевленному существу. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве - заклинание богатого урожая (с обильными хлебами).

Заклички лета

Заклички - обращения лету формулируют все пожелания крестьян, связанные с обильным урожаем, хорошей погодой и всем, что было важно для того, чтобы их жизнь весь год после нового урожая была сытой. Ниже представлены заклички про лето для детей начальных классов.

Закличка Дождик

Заклички представляют собой обращение к дождю, к солнцу, радуге, и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам. Притом силы природы почитались как живые: к дождю обращаются как к живому существу. Существует два вида закличек дождя.

С древних времен магия неразрывно связана с силами природы. Основных природных стихий всего четыре: огонь, вода, земля и воздух. Каждая из стихий играет свою незаменимую роль в жизни магов. Именно природа одаривает человека той силой, благодаря которой он может называться волшебником.

Обращение к природе было свойственно язычеству, но эти силы настолько сильны и значительны, что они до сих пор не утратили своего значения.

Плач Ярославны – это одно из ярких примеров обращения за помощью к природе. Но прежде чем перейти к силам природы, я предлагаю рассмотреть самое начало эпизода.

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая.
Голос Ярославны молодой;
"Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны ,
Над могучим телом наклонясь".

(перевод Заболоцкого).

Здесь автор подчеркивает способность Ярославны к знахарству. Если мы вспомним историю, то поймем, что воды Каяла обладают целительной силой, а точнее – это и есть знаменитая мертвая вода. Мертвую воду с древних времен используют для лечения тяжелых серьезных ран. Мертвая вода очень быстро стягивает раны, и на их месте не остается ни единого напоминания о них, но, в отличие от живой воды, мертвая вода не способна воскресить человека. Кстати, Дунай упоминается автором «Слова…» здесь тоже не случайно. Согласно древнерусским поверьям, именно там находится источник живой воды. Воды Дуная с древних времен славились своей целебной силой и способностью вылечивать болезни и спасать от смерти. Живая вода понадобилась бы Ярославне, если бы она обнаружила своего мужа мертвым. По преданиям, нужно мертвое тело сначала протереть мертвой водой, а затем – использовать уже живую воду.

Слова «и рукав с бобровою опушкой» здесь тоже не случайны. Давайте сначала разберемся, что же они обозначают. Здесь не совсем точный перевод «Слова…». Изначально было не «с бобровою опушкой», а «бебрян», что с древнерусского означает сшитый из белого шелка. А именно шелковую ткань на Руси использовали знахари (и не только) для лечения ран.

Таким образом, уже в начале плача Ярославны автор «Слова…» показывает нам, что Ярославна была хорошей знахаркой. Отсюда мы узнаем об использовании живой и мертвой воды, а так же об ее источниках и о методах лечения ран с помощь шелка.

Затем Ярославна обращается к силам природы. Сначала Ярославна обращается к ветру. Это можно назвать своеобразным обращением к воздушной стихии. В первом переводе Ярославна обращается к ветру по имени и отчеству, называя его Ветром Ветрилой. Обращаясь к ветру, Ярославна просит его не навредить войску Игоря и самому князю. Возможно, это своеобразное обращение и к Стрибогу – славянскому богу ветра. Через ветер плач Ярославны долетит до самого Стрибога, и он смилуется над князем. К тому же, в славянской мифологии ветры считаются внуками Стрибога. А в самой языческой Руси люди очень часто обращались к ветрам за помощью.

"Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?"

(перевод Заболоцкого).

Затем Ярославна обращается к Днепру Славутичу. Это своеобразное обращения к силам воды. К тому же, во время крещения Руси, Владимир приказал сбросить языческие идолы в воды Днепра. Возможно, они на его дне продолжали хранить свою магию, и поэтому Ярославна обращается к этой могучей реке. Вода на Руси была всегда символом здоровья – возможно из-за этого Ярославна обращается к Днепру именно за тем, чтобы он защитил князя Игоря. Обращение к воде – это обращение к славянской богине воды Дане. По преданиям, эта богиня помогала усталым путникам – поила их водой, лечила раны. Считается, что название Днепр произошло от ее имени.

"Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!"

(перевод Заболоцкого).

Последняя сила, к которой обращается Ярославна, – это сила огня, сила Солнца – светлого и тресветлого. Солнце – это символ света и тепла. Огонь с древних времен играл важную роль в жизни людей. Он представлял собой своеобразную очищающую силу – помогал людям прогнать злых духов и темные силы.

"Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?"

(перевод Заболоцкого).

Таким образом, Ярославна обращается в «Слове…» к трем природным стихиям: воздух, вода, огонь. Но почему она не обращается к земле? Ответ на этот вопрос можно рассмотреть с двух сторон. Стихии в «Плаче Ярославны» представляют собой языческих богов. У древних славян богиней земли была Лада. Но, в отличие от Стрибога (бог ветра, а так же солнца) и Даны (богини воды), Лада не является покровительницей или помощницей воинов, и, соответственно, она не как не может помочь Игорю, поэтому Ярославне незачем обращаться к этой богине. С другой стороны, Ярославна могла бы обратиться к земле, как к одной из стихий природы. Возможно, автор «Слова…» отобразил энергетику земли в самой Ярославне. Ярославна – жена Игоря, она находится на родной земле и оттуда призывает мужа возвратиться домой. Таким образом, можно сказать, что четвертая стихия – земля, отражена в образе самой Ярославны. Поэтому Ярославна не обращается к земле за помощью.

Плач Ярославны очень походит на заклинание. Но приписать «плач Ярославны» к такой магической форме, как заклинание, будет нельзя. Если мы обратимся к определению слова «заклинание», то нам сразу станет понятно, что заклинание – это совокупность действий и мыслей мага, преобразующие магическую энергию в желаемый результат. Так же заклинание, если говорить простым языком, – это одно или несколько слов, обладающих магической силой. Но «плач Ярославны» не подходит под это определение, да и слов там куда больше, чем в заклинании. Так что же это такое? «Плач Ярославны» имеет четкий ритм. Это очень похоже на молитву: когда я читаю эту часть произведения, то так и представляю, как Ярославна моля, чуть не плача, обращается к силам природы за помощью. Итак, определенная форма, ритм, обращение к богам, к силам природы, произношение слов с целью воздействия на события и с целью достижения определенных последствий – все это свойственно заговору.

Заговоры широко использовались в Древней Руси (и в других странах, разумеется, тоже). Если обратиться к определению, то можно сказать, что заговор – это четкая, ритмичная, народнопоэтическая словесная формула, обладающая магической силой и произносимая с целью воздействия на предмет или существо, а так же для достижения желаемого результата, либо для предотвращения чего-либо. Заговоры чаще использовались знахарями для лечения. Заговор использовали, чтобы защитить человека, дом или селения от беды. При помощи заговора маг мог вызвать дождь или, наоборот, остановить его. Часто заговор проводили в форме обряда, то есть маг не просто произносил слова, а совершал еще определенные действия. Но в данном случае этого не наблюдается.

Таким образом, можно сказать, что «плач Ярославны» - это именно заговор.

Пример обращения к силам природы за помощью можно найти во многих русских сказках, когда женщина просит их помочь своему любимому живым вернуться домой из похода.

Этот эпизод «Слова…» - яркий пример использования древнерусскими людьми заклинаний, а так же умение правильно обращаться к силам природы за помощью. А еще, это пример того, что знахарство на Руси было широко развито.

Кстати, заговор Ярославны действительно помог Игорю.

И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному -
Сам господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.

(перевод Заболоцкого).

Любовь Помелова
Картотека «Фольклор для детей»

КАЛЕНДАРНЫЙ ФОЛЬКЛОР ЗАКЛИЧКИ

Еще одна группа жанров – календарный детский фольклор – связана уже не с игрой; эти произведения – своеобразный способ общения с окружающим миром, в частности, с миром природы. Самый распространенный жанр – заклички, песенные обращения к силам природы – солнцу, дождю, радуге. Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами : к ним относятся и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки.

Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей , и взрослых в крестьянских семьях.

Птичка-птичка – соловей,

Прилетай к нам поскорей!

Тирли-тирли-тирли-лей,

Жить нам станет веселей!

Лягушка, лягушка,

Надуй брюшко,

Скажи «Ква-ква»

Мне в ушко!

Ты весной, березка, дай напиться сока,

Чтобы детки малы стали еще краше,

А тебе, березка, все поклоны наши!

Ты, пшеничное наше полюшко,

Радуй, радуй нас спелым зернышком!

Урожай собрать нам позволь сполна,

Золотое зерно ссыпать в закрома!

Уж ты, заинька, скок-скок,

Уж ты, беленький хвосток!

Ты не трогай, не дери наше деревце,

Нашу яблоньку, нашу девицу!

Расцветет весной краше всех она,

Соберем большой урожай сполна!

Цветик-цветик-семицветик,

Расскажи-ка нам о лете,

Разложи листочек-цвет,

Расскажи нам свой секрет!

Красный – ягодка клубничка, помидор,

Желтый – солнышко на гебе и забор,

Синий – озеро лесное и наш дом,

А зеленый – лес и поле, всё кругом,

Небо голубое, оранжевый рассвет,

Вечер фиолетовый – вот и весь секрет!

Вредина-вредина!

До дырки проедена,

Кое-как одета,

Твоя песня спета!

Лиза-подлиза,

Кланяйся до низа!

Подлизывайся, улыбайся -

И одна оставайся!

Катится, катится

Розовое платьице,

Кто же это, мой дружочек?

Может это колобочек?

Нет! В красивом платьице

Маша наша катится!

Красавица-красавица,

Издалека всем нравится,

А ближе подойдешь -

От страха упадешь!

Болтун, болтай,

Да меру знай!

Болтай, болтай,

Да язык не потеряй!

Ну-ка, зайка, вылезай-ка!

Что ты спрятался в кустах?

Опусти-ка свои уши,

А то будешь в синяках!

Катится, катится

С горочки яичко!

Модница воображает,

А в грязи все личико!

Жадина-жадина,

Руки напомадины!

Кушай, кушай поскорей,

Но смотри, не растолстей!

Сплетница, сплетница,

Не столкнись на лестнице!

Сплетнями укуталась

И сама запуталась!

Лежебока, ха-ха-ха,

Отлежал себе бока,

Захотел поесть,

Но не может сесть!

ОТГОВОРКИ

В прочем, на всякую дразнилку-обзывалку найдется и отговорка-отвечалка.

ПОДДЁВКИ

Другая форма насмешки – поддёвки – своеобразные словесные игры. Они основаны на диалоге, а диалог построен так, чтобы поймать человека на слове. Чаще всего они начинаются с вопроса или просьбы.

Скажи : «Овес» !

Хвать тебя за нос!

Скажи : «Ночь» !

Иди прочь!

СТРАШИЛКИ

Детский фольклор – живое , постоянно обновляющееся явление, и в нем на ряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора , например страшилки. Это небольшие истории с напряженным сюжетом и пугающим финалом. Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы : «черная рука» , «кровавое пятно» , «зеленые глаза» , «гроб на колесиках» и т. д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.

Рассказываются страшилки обычно в больших компаниях, желательно в темноте и устрашающим шепотом. По признанию самих слушателей, они бояться страшилок лишь до определенного возраста; возможно, появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой – с попыткой преодолеть этот страх.

АНТИСТРАШИЛКИ

По мере взросления страшилки перестают пугать и вызывают уже лишь смех. Об этом свидетельствует и появление своеобразной реакции на страшилки – пародийных антисташилок. Эти истории начинаются столь же устрашающе, но финал оказывается просто смехотворным.

Закатился мячик мой,

Не достать его рукой!

Под кроватку я залез -

Словно в страшный темный лес!

Мячик я искал, искал.

В уголочке но лежал!

Вылезти теперь охота,

Только не пускает кто-то!

Кто-то тянет за штанину,

Давит с верху мне на спину!

Ох! боюсь, боюсь, боюсь,

Я никак не повернусь!

Ах, трусишка ты, трусишка!

Чуть не снял твои штанишки

Злой горбатый старичок -

От пружин большой крючок!

Ой! В кустах мелькнула змейка,

Я боюсь её, злодейку!

Испугал тебя, Юрок,

От ботиночка шнурок!

Лезет, лезет кто-то тихо!

Может, это злое Лихо,

Злое, страшное,

Большое, одноглазое?

Ой, как страшно, я боюсь,

Я лежу – не шевелюсь!

Только слышу – кто-то дышит,

Мою руку нежно лижет,

Чей же теплый мокрый ротик?

Это. Мурзик, милый котик!

Тише-тише-тишина,

Дома я совсем одна!

Вдруг я слышу странный стук :

«Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!»

Может это домовой?

Может он следит за мной!

Я прислушалась немножко.

Это. дождь стучит в окошко!

Этот жанр – одна из самых древних и самых поэтичных фольклорных форм . Загадка содержит в себе остатки древних представлений, когда люди одушевляли явления природы и предметы быта. Тогда загадка имела магическое значение : чтобы избежать нежелательных действий со стороны враждебных природных сил, люди придумали условные названия орудий труда, зверей, птиц, действий, явлений. Так сложилась иносказательная тайная речь, ставшая основой загадки. Например, корову называли «рыкушей» , а о медведе говорили : «Глаза маленькие, лапы широкие, в лесу живёт, в яме лежит» .

Но загадка как жанр не возникла в результате позднего выделения из иносказательной речи, она столь же древнего происхождения, как исама тайная речь. Первоначально загадки вовсе не были детской забавой, к ним относились серьёзно, как к магическим обрядам. Позже, с принятием христианства, их загадывали в самое волшебное, таинственное время – на Святки. Сейчас загадки перешли в детскую среду, они помогают ребенку глубже осмыслить предметы и явления окружающего мира, так как эти небольшие произведения богаты деталями и предлагают взглянуть на привычные вещи под непривычным углом. В словаре В. И. Даля мы находим такое определение загадки – это «что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство : иносказанье или намёки, окольная речь, обиняк; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Здесь Даль указывает на главное свойство загадки, а именно на метафоричность : вместо того чтобы прямо назвать предмет, она в поэтичной форме описывает его свойства, происхождение, назначение. При этом загадка опирается на вполне реальные свойства или признаки предмета, то есть содержит в себе возможность отгадки, и тем самым помогает ребенку лучше узнать предмет или явление, осмыслить связи между ними. Мир сквозь призму загадок предстает уже не как хаос, но как некое целое, в котором всё имеет смысл и всё взаимосвязано. Так же как и многие другие малые жанры, загадка чаще всего ритмически организована, нередко в ней встречаются рифмы, созвучия, звукоподражания, и это делает её подлинным произведением искуства.

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковёр, ложатся!

Что за жёлтый снегопад?

Это просто.

(листопад) .

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелит белую постель?

Это – снежная.

(метель) .

Жарко. Солнышко печет,

Собирает пчелка мед,

Земляничка поспевает!

Когда это бывает?

(летом)

ОГОРОДНЫЙ ПЕРЕПЛЯС

Что это за ёлочки,

Нет на них иголочек?

Что за красные шары,

Но не видно мишуры?

Так красиво вдоль забора

Летом спеют.

(помидоры) .

На июньской грядке

Всё у нас в порядке!

Строем, словно молодцы,

Зеленеют.

(огурцы) .

Стручок раскрылся! Ох!

И рассыпался.

(горох) .

Кружевные пальчики,

Зонтики-головки!

Разбежались мальчики

По всем грядкам ловко!

Вы куда спешите? Стоп!

Я хочу сорвать.

(укроп) .

Ты всё лето зеленеешь,

Спрятав ягоды в земле,

Ближе к осени созреешь -

Сразу праздник на столе!

Су, салат, пюре, окрошка,

Нам везде нужна.

(картошка ) .

МОИ ЛЮБИМЫЕ ЖИВОТНЫЕ

У собачки нашей Сильвы

Есть малыш, такой красивый,

Милый, ласковый сынок,

Озорной, смешной.

(щенок) .

Маме Курице-наседке

Очень нравятся все детки,

Позвала гулять ребяток,

Своих желтеньких.

(цыпляток) .

Полосатый рыжий зверь

Коготком скребется в дверь.

Он мурлычет – не ревет,

Потому что это.

(кот) .

Голова рогата,

Молоком богата.

«Будьте все здоровы!

Му-у-у!» - мычит.

(корова) .

В поле любим погулять,

Травки свежей пощипать,

Шерстка теплая колечками,

А зовемся мы.

(овечками) .

В клетке дружно мы живем,

Травку весело жуём,

Мы домашние зайчата -

Длинноухие.

(крольчата) .

Похожие публикации