Я памятник себе воздвиг нерукотворный план. «Анализ стихотворения А
Какие темы раскрываются в этом стихотворении?
Стихотворение содержит размышления по нескольким проблемам, главная из которых — поэт и поэзия, судьба художника, поэт и общество, заслуги творца перед народом. Он утверждает высокую ценность искусства, свободу творчества. Другие темы и мотивы: сущность, философия славы и памяти, бессмертия, свободолюбивые мотивы, милосердие и др.
В чем видит Пушкин свою заслугу как поэта перед обществом? Найдите в тексте слова и выражения, в которых он определил значение своего творчества.
Пушкин сказал немногие, но очень точные слова, почему он долго будет «любезен народу», и тем самым точно определил значение своего творчества для всех народов, населявших Россию.
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я
Свободу И милость к падшим призывал.
Тем самым он утверждал высокую гуманистическую ценность своей поэзии.
В каком значении употреблены слова «лира», «язык»?
Слово «язык» обозначает не только средство общения, которое использует тот или иной народ, но и сам народ с его культурой и традициями. Надеясь, что его имя назовет «всяк сущий в ней язык» и перечисляя славянина, финна, тунгуса, калмыка, он высказывает уверенность, что его творчество будет должным образом оценено этими и многими другими народами России. Под словом «лира» подразумевается поэзия.
Как вы понимаете выражение «нерукотворный памятник»? В чем смысл противопоставления его Александрийскому столпу?
Имеется в виду противопоставление памятника материального (рукотворного) тому высокому духовному наследию, которое оказывается прочнее и долговечнее в народной памяти, нежели то, что сотворено из железа или гранита. «Нерукотворным» памятником выступает в рассуждениях Пушкина художественное творчество, которое близко и дорого многим народам разных времен.
Найдите в тексте архаизмы, объясните их роль в стихотворении. Почему Пушкин активно вводит их в свои поэтические рассуждения?
Архаизмы воздвигнуть, доколь, всяк сущий в ней язык, вознесся, восславить, глава, пиит, веленью божию, заветный, падшим придают стихотворению торжественное звучание, усиливают высоту заложенных в нем размышлений о роли поэта в обществе, о значении высоких идей, которые приносит людям поэт.
Обратите внимание на эпитеты к словам «памятник», «тропа», «глава», «лира», «чувства», «век». Способствуют ли они раскрытию чувств и мыслей автора?
Памятник — нерукотворный, тропа — народная, лира — заветная, чувства — добрые, век — жестокий. Эпитеты превращают определяемые слова из нейтральных понятий в эмоционально окрашенные. Эпитет нерукотворный создает противопоставление традиционным материальным сооружениям, увековечивающим известных лиц или значительные события. И хотя памятник рукотворный важен и прочен, может привлекать своей красотой и уважением к памяти достойных людей, духовные ценности (нерукотворный) значительно прочнее в памяти народной. Народная тропа звучит торжественно (не тропинка, не тропка, не дорога), символизирует постоянное движение к осмыслению, углубленному постижению наследия великого поэта, приобщению к его чувствам добрым. Заветная лира может иметь два значения: завещанная лучшими поэтами прошлого или особая, тайная, сокровенная, чарующая, свято хранимая. С одной стороны, чувства добрые противопоставлены жестокому веку, с другой — они и притягательны, способствуют уменьшению жестокости и утверждению милосердия.
Вспомните, что среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения «нерукотворного» памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Вы уже знакомились с «Памятником» Державина. Сопоставьте державинский и пушкинский тексты. Как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях? Чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравните художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов.
И Державин, и Пушкин говорят о нематериальном памятнике. Он не подвержен разрушению временем и природными силами, он выше и тверже рукотворных сооружений. Но именно Пушкин определил его как нерукотворный и обладающий непокорной главой. Такой оппозиции Державин не выстраивает. Девятнадцатый век поставил перед национальным поэтом иные задачи. Если Державин видит будущую славу свою в культуре славянских народов, то Пушкин — шире: среди своих читателей он называет и славянина, и финна, и калмыка, и тунгуса, пока еще дикого, но в перспективе приобщившегося к высокому культурному достоянию страны. Ценность своего творчества и доступность его разным народам России и многим поколениям осознает поэт. И, наконец, Державин свои заслуги перед русской литературой и русским языком формулирует конкретно как реформу оды, более свободный разговор с властью, достаточно критичный и открытый, чем ранее. Пушкин свою заслугу видит широко, в общечеловеческом масштабе.
Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»
(1836) представляет собой своеобразное поэтическое завещание поэта. По
теме оно восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда
взят и его эпиграф. Интересно, что первый перевод этой оды был сделан М.
В. Ломоносовым, затем ее основные мотивы развивал Г. Р. Державин в
своем стихотворении «Памятник» (1796). Но все эти поэты, подводя итог
творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги и
смысл творчества, по-разному формулировали свои права на бессмертие.
Гораций считал себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи,
Державин - за поэтическую искренность и гражданскую смелость.
Лирический герой А.С. Пушкина также связывает свой
«нерукотворный памятник», свою будущую посмертную славу с существованием
поэзии:
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Он говорит о себе не только как о национальном русском поэте,
оставившем след в памяти народной. Он уверен, что к его памятнику «не
зарастет народная тропа». Поэт как бы очерчивает географические границы
своей славы, пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием
всех народов России:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Больше того, в этом стихотворении лирический герой, с ясным осознанием своего права, выражает надежды на бессмертие:
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит...
В четвертой, самой важной, на мой взгляд, строфе, Пушкин дает
точную оценку идейного смысла своего творчества. Он утверждает, что
право на всенародную любовь заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что
своей лирой он пробуждал «чувства добрые». Поэтому невольно вспоминаются
слова В. Г. Белинского, сказанные всего через десять лет после
написания Пушкиным стихотворения «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...»: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности
лирической - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность».
В этой же строфе Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была
проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять
которую в «жестокий век» николаевского режима было неимоверно трудной и
не всегда безопасной задачей. Неслучайно здесь же говорится о милосердии
«к падшим», т. е., вероятнее всего, о своих тщетных попытках добиться у
Николая I освобождения сосланных в Сибирь декабристов.
Концовка стихотворения представляет собой традиционное обращение
поэта к Музе. По мнению Пушкина, Муза должна быть «послушна» только
«веленью Божию», то есть голосу внутренней совести, голосу правды. Она
должна следовать собственному высокому предназначению, не обращая
внимания на «хвалу и клевету» невежественных глупцов.
Интересно, что тема одиночества поэта среди светской толпы,
«черни» - важная тема в творчестве Пушкина. Она поднималась им и ранее в
целом ряде стихотворений. Так, в стихотворении «Поэту» (1830) Пушкин
писал:
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
И это чувство личного достоинства, гордого самоутверждения нашло
свое полное воплощение в торжественно-величавых заключительных строках
«Памятника»:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Стихотворение богато средствами художественной выразительности. В
частности, здесь довольно много эпитетов: «заветная лира», «Русь
великая», «друг степей калмык», «подлунный мир». Кроме того,
произведение насыщено метафорами: «душа в заветной лире», «душа мой прах
переживет и тленья убежит» и другие. Есть здесь и олицетворения: «хвалу
и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца». Также в
стихотворении присутствует гипербола: «и славен буду я, доколь в
подлунном мире жив будет хоть один пиит»; метонимия: «и назовет меня
всяк сущий в ней язык», «слух обо мне пройдет по всей Руси великой».
Из синтаксических средств выразительности можно выделить
многосоюзие: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня
всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык»; обращение («о, муза»).
Произведение обладает перекрестной рифмовкой, делится на
четверостишия (катрены), в которых чередуются мужская и женская рифма
(послушна – венца).
Таким образом, стихотворение «Я памятник воздвиг себе
нерукотворный…» представляет собой образец зрелой лирики поэта, в
которой он выражает отношение к проблеме поэта и поэзии, а также к
собственному творчеству, к собственной творческой судьбе.
Цели:
- Создать в представлении учащихся образ А.С. Пушкина.
- Рассмотреть стихотворение Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”.
- Развивать навыки сопоставительного анализа.
Оборудование:
- тексты стихотворения А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” и Державина “Памятник”;
- план сопоставления стихотворений;
- мультимедийный проектор, на доске записан эпиграф.
Опережающее задание: один из учеников готовит сообщение на тему “Жизнь и творчество А.С. Пушкина”; учащиеся дома должны прочитать стихотворение и выписать непонятные слова, попытаться определить их значение.
Ход урока
“У нас все от Пушкина”. (Ф.М. Достоевский)
I. Орг. момент.
1. Проверить готовность учащихся к уроку.
2. Объявление темы и цели урока. (См. презентацию, слайд № 1-2)
3. Оформление записей в тетрадях.
II. Работа с эпиграфом.
Как вы можете прокомментировать эпиграф к уроку?
III. Слово учителя.
На прошлом уроке мы говорили Державине, который хоть и прожил в XIX веке 16 лет, всем духом поэзии принадлежал к веку XVIII. Но явился человек, который не просто продолжил традиции, но перевернул все каноны искусства, открыл глаза на русскую литературу и показал все художественные достоинства.
О ком идет речь?
Пушкин принял поэтическую эстафету и сделал такой рывок вперед, что русская литература, ещё недавно запаздывающая в новаторских поисках, обогнала всех и заняла ведущее место в мировой литературе.
Пересказывать биографию поэта я вам не стану, вы сами многое знаете, но некоторые факты мы осветим.
IV. Выступление ученика. (Одновременно показываются слайды, после демонстрируется альбом. См презентацию, слайды № 4-10).
V. Анализ стихотворения. (У каждого ученика на столе должны быть тексты стихотворений. См. приложение 1).
Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Дома вы его прочли, какие аналогии у вас возникли при прочтении? Аналогия с державинским стихотворением “Памятник”.
Вспомним, в чем видел Державин свою заслугу как поэт? “...Что первым я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге. // И истину царям с улыбкой говорить”.
1. Чтение стихотворения учителем. (Перед началом чтения следует учащихся нацелить на восприятие стихотворного текста: “Подумайте, о чем это стихотворение, какова его тема?” и т.д.).
О чем это стихотворение? Каков сюжет? (сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий).
2. Словарная работа.
Дома вы должны были выписать слова, значение которых вам непонятно.
(Записываются слова на доске, и определяется их значение).
а) Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского. (См. презентацию, слайд № 11).
б) пиит – поэт.
в) “всяк сущий” - существующий.
г) тунгус – народность Восточной Сибири.
д) муза – богиня поэзии, вдохновение.
3. Работа со стихотворным текстом (чтение первой строфы).
Начинается стихотворение со слов “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Что значит “нерукотворный”?
Какие ассоциации возникают при слове “нерукотворный”? Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку. (См. презентацию слайд № 12)
Какое ещё значение несет эпитет “нерукотворный”? Священный, возвышенный.
Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом? Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.
Чтение 2 строфы.
Где будет жить душа поэта после смерти? В поэзии .
Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина (“доколь Славянов род вселена будет чтить”).
К кому обращена поэзия Пушкина? “…доколь в подлунном мире…” – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству.
Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина? Пока “жив будет хоть один пиит”, пока людям будет нужна поэзия.
Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика? Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами.
Чтение 3 строфы.
Почему Пушкин употребил старинное название “Русь”, а не Россия, “язык”, а не народ? Россия – определенное государство с границами, понятие “Русь” значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт.
Чтение 4 строфы.
Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин? “… истину царям с улыбкой говорить”.
В чем Пушкин видит предназначение поэта? Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству.
Каково назначение поэзии? Помогать человеку стать человеком с большой буквы.
Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа.
Чтение 5 строфы
- “Веленью Божию, о муза будь послушна”. Как вы понимаете значение этих слов? Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то.
Каким должен быть поэт? Отважным – “обиды не страшась”; бескорыстным – “не требуя венца”; равнодушным к похвале и клевете – “хвалу и клевету приемли равнодушно”,
Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: “В чем предназначение поэта?”
VI. Работа со средствами художественной выразительности.
Такое полное понимание поэтического произведения дают нам и средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют?
Эпитеты: “нерукотворный” - это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет “непокорный” – тоже христианское понятие? Как расценивать такое соседство? антитеза. “Душа переживет” – олицетворение, “чувства добрые” – “ жестокий век” – эпитеты и антитеза.
Какую роль играют эти тропы в стихотворении? Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающего поэта.
Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. “Я” - это кто? Поэт. Почему он творит? Это веление Бога. Сомкнулись первая и последняя строфа.
Почему памятник нерукотворный – создание высшей воли?
Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия - бескорыстное служение людям.
VIII. Самостоятельная работа.
Сравните стихотворения Пушкина и Державина. (Задание высвечиваются на проекторе, см. слайд № 13)
(Учащиеся пользуются планом сопоставления стихотворений. См. приложение 2).
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Памятник» было написано А.С. Пушкиным в 1836 году. Оно стало поэтическим завещанием поэта.
В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение - запоздалый ответ Пушкина на лицейское стихотворение Дельвига «Два Александра», в котором тот предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин - как величайший поэт.
Произведение написано в жанре греко-римской оды, это вольное переложение оды римского поэта Горация. Именно из нее взят эпиграф: «Я воздвиг памятник». В России эта тема разрабатывалась в творчестве Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова.
Каждый из поэтов по-своему оценивает свое творчество. Гораций считал главной заслугой то, что он первый перенес в Италию греческую лирику. Державин большое значение придавал тому, что он дерзнул «истину царям с улыбкой говорить». Пушкин же в своем стихотворении продолжает развивать тему «Пророка». Он с гордостью говорит о народном признании его произведений, об их гуманизме, своем свободомыслии.
В стихотворении мы можем выделить три условные части. Первая часть - это тезис-утверждение о том, что поэт воздвиг себе «нерукотворный памятник». Вторая часть - это своеобразное доказательство тезиса. Аргументы - вечная жизнь души в «заветной лире», вечность поэзии и поэтов в мире, пробуждение добрых чувств «лирой», прославление свободы и проповедь «милости к падшим». Третья часть - это мысли о предназначении поэзии, о ее Божественной природе, о свободе музы от низменных, земных дел, от оценок общества.
Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом (три стиха шестистопного ямбы заключаются в каждой строфе одним стихом четырехстопного). Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («памятник нерукотворный», «в заветной лире», «в жестокий век», «главою непокорной»), анафору, ряд однородных членов и многосоюзие («И славен буду я…», «И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгуз, и друг степей калмык»), инверсию («Вознесся выше он главою непокорной…»), метонимию («Что чувства добрые я лирой пробуждал»). Торжественный, высокий пафос стихотворения создается с помощью многочисленных славянизмов, слов высокого стиля: «возвиг», «главою», «пиит», «сущий в ней язык», «велению».
Таким образом, «Памятник» - это своеобразный итог пушкинскому творчеству. Это речь великого и гениального поэта, утверждающего свое право на историческое бессмертие.
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина « » является не совсем оригинальным первоисточником. Когда Пушкин сел его писать, он был знаком с оригиналом — стихотворением «К Мельпомене» Горацио, вольными переводами и переложениями иностранных и русских поэтов. В России на эту тему писали Батюшков, Державин (чей стих часто с пушкинским), Ломоносов. Позднее – Лермонтов, А. Фет, Капнист.
И в то же время анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» показывает, что оно не является переводом, как произведения Ломоносова, Фета, Капниста. Это даже не подражание древнеримскому поэту, жившему в дохристианские времена. Хотя некоторые мотивы Горацио в пушкинском произведении присутствуют. Древнеримская ода послужила формой, своеобразной оберткой для самобытного стихотворения Пушкина, в которое поэт вложил свое содержание — чувства и мировоззрение.
Стихотворение было написано в 1836 году, незадолго до смерти. Это было время творческого расцвета, грандиозных литературных планов и личного душевного кризиса.
В этом стихотворении Пушкин, подводя итоги своему творчеству, говорит:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу,
И милость к падшим призывал.
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
Между строк читается вера поэта в то, что люди будут когда-нибудь свободными и образованными, а его, Пушкина начнут переводить на другие языки. Что ж, это его пророчество сбылось.
Обращение к Музе быть послушной веленью Божьему — это призыв к литераторам, которые будут творить после него.
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,И не оспаривай глупца.
Стихотворение приближено к жанру оды, написано оно шестистопным ямбом. Этот ритм более других соответствует древнему стихотворчеству, и подходит к оде. Но в отличие от древних литературных произведений, стихотворение Пушкина не читается тяжеловесно. Напротив, ритм стиха энергичный, а само произведение звучит торжественно. Правда, последняя строфа изложена четырехстопным ямбом, что и делает ее энергичной.
Произведение состоит из 5 строф, рифма перекрестная, женская рифма чередуется с мужской. Его можно разделить на 3 части: в первой поэт говорит о том, что воздвиг себе памятник. Во второй части он объясняет, чем, по его мнению, он будет «любезен народу». И третья часть это призыв к поэтам, которые будут творить после него.
С одой стихотворение роднят старославянизмы — глава, столп, пиит, сущий; и многосоюзие.
В стихотворении применены средства художественной выразительности, помогающие почувствовать настроение поэта. Это эпитеты – нерукотворный, непокорной, великой, заветной, гордый, добрые, дикой, жестокий.
Само стихотворение метафорично по сути. Всем известно, что Пушкин — не архитектор и не скульптор, и ничего не возводил. Он применил инверсию. Под памятником подразумевается все его литературное творчество, которое и сохранит память о нем в народе. Он говорит, что душа его живет в его произведениях. «Душа в заветной лире». Лира – это древнегреческий музыкальный инструмент, символизирующий поэтическое творчество. Эту же мысль подтверждает Анненков:
«Настоящая, полная жизнь его [Пушкина] заключается в самых его произведениях, порожденных, так сказать, ходом ее. В них читатель может изучать и душу поэта, и обстоятельства его существования, переходя от одного художнического образа к другому. Так писал Пушкин свою биографию… Читатель может иметь наслаждение проследить этот поэтический рассказ о самом себе, начиная с первых подражаний поэта нашего эротическим писателям Франции, до тех пор, пока после ряда могущественных созданий он мог воскликнуть в справедливой гордости:
Я памятник воздвиг себе нерукотворный:
К нему не зарастет народная тропа.