Военная тайна Аркадия Гайдара.

Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) родился 9 (22) января 1904 года в посёлке сахарозавода под Льговом, ныне Курской области, в семье учителей - Петра Исидоровича Голикова (1879-1927) и дворянки Натальи Аркадьевны Сальковой (1884-1924), дальней родственницы Михаила Юрьевича Лермонтова. Родители будущего писателя участвовали в революционных выступлениях 1905 года. В 1908 году покинули Льгов. П. И. Голиков поступил на службу в акцизное ведомство. В 1910 Н. А. Салькова окончила акушерские курсы и недолгое время после этого работала фельдшерицей. В 1912 году П. И. Голиков получил назначение в Арзамас. Там Аркадий Голиков и жил вместе со своей семьёй до 1918 года.

В Первую мировую войну отца забрали на фронт. Аркадий, тогда ещё мальчишка, пытался добраться на войну. Попытка не удалась, его задержали и вернули домой.

Участник Гражданской войны. В 1918 году, в 14 лет был принят в коммунистическую партию (РКП(б)) с правом совещательного голоса. В конце декабря 1918 года был зачислен в Красную армию. В 1919 году обучался на курсах подготовки командного состава в Москве. В конце года получил назначение в действующую армию помощником командира взвода. Участвовал в боях на разных фронтах Гражданской войны, был ранен, контужен. В октябре 1920 года направлен в Москву на курсы командного состава. В феврале 1921 досрочно окончил Высшую стрелковую школу по отделению командиров полков. В марте 1921 вступил в командование 23-м запасным стрелковым полком 2-й запасной стрелковой бригады Орловского военного округа, затем был назначен командиром батальона на фронте.

В начале 1921 года во главе батальона, а затем сводного отряда действовал против двух повстанческих «армий» Антонова в Тамбовской губернии. В конце июня 1921 года командующий войсками в Тамбовской губернии М. Н. Тухачевский подписал приказ о назначении Аркадия Голикова, которому в то время ещё не исполнилось и 18 лет, командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом. Полк также действовал в Тамбовской губернии.

С февраля по ноябрь 1922 года находился в Енисейской губернии, возглавляя отряд ЧОНа, подавлявший антисоветское повстанческое движение в Хакасии (в Ачинско-Минусинском районе Енисейской губернии), лидером которого властями считался И. Н. Соловьев.

19 марта комбат Голиков получил назначение на должность начальника Второго боевого участка Ачинско-Минусинского боевого района.

26 марта выехал из Ужура в село Божье Озеро, а с 29 марта принимал командование участком. В его распоряжении находились 102 красноармейца 2-й роты 6-го сводного от­ряда с четырьмя пулемётами и 26 кавалеристов, позднее численность бойцов увеличилась до 165 человек. Выделив сорок красноармейцев для охраны курорта «Озеро Шира» и десять - в качестве гарнизона села Солёноозёрное, Голиков основные силы держал при себе ] .

Уже в начале ап­реля 1922 года, оказавшись с небольшими силами в районе, где, по его мнению, половина населения подде­рживала «бандитов», Голиков информировал командующего губернским ЧОНом о необходимости, по опыту Тамбовщины, введения против «полудиких ино­родцев» жёстких санкций, вплоть до полного уничтожения «бандитских» улусов. С появлением 18-летнего командира среди чоновцев участились случаи жестокого отношения к хакасскому населению. Конфискациям (мародерство) и экзекуциям (избиениям и поркам) подверг­лись жители улусов Барбаков, Подка­мень, Балахта, Сулеков, Большой Арыштаев, Малый Кобежиков и рудничных посёлков.

Представитель военной власти не сумел наладить отношений с местными Советами и с уполномоченными губотдела ГПУ, которые, по его мнению, больше следили за поведением чоновских командиров и не занимались своими прямыми обязанностями - созданием агентур­ной сети. Голикову по его собственным словам "пришлось лично вербовать себе лазутчиков". Методы молодого командира вскоре вызвали недовольство со стороны как населения, так и местных властей. Голиков не обременял себя формальностями, избиения и даже расстрелы не раз осуществлялись им просто "по подозрению" в сотрудничестве с бандой. Конфискации происходили в соответствии с нуждами отряда и были восприняты населением как грабёж. Вербовка также проводилась при помощи избиений и под угрозой расстрела. Так, 19 и 27 апреля 1922 года комбат Голиков по подозрению в связях с бандой арестовал Ф. П. Ульчигачева и И. В. Итеменева, которые после допроса согласились стать его разведчиками.

В свои молодые годы комбат злоупотреблял алкоголем. Сложные отношения сложились у Голикова и с подчинёнными. Шестеро красноар­мейцев из вернувшегося с оперативного задания взвода, выказавших недовольство его поведени­ем, были арестованы и при отправке в Форпост лишены своих вещей. 22 апреля командир этого взвода подал вышестоящему командованию ра­порт, в котором обвинил комбата в развале своего подразделения.

В мае 1922 года по приказу и с участием Голикова чоновцы расстреляли и убили при попытке к бегству пятерых человек. Такое отношение к населению со стороны чо­новцев и их командира вызвало озабоченность представителей местной влас­ти. Жалобы на деятельность «Аркашки» посту­пали в Ужур, Ачинск и Красноярск. Телеграмму с просьбой принять меры по спасе­нию людей прислал заместитель председателя Усть-Фыркальского исполкома Коков.

3 июня 1922 года особым отделом губернского отдела ГПУ было начато дело № 274 по обвинению Голикова в злоупотреблении служебным положением. На место выезжала специальная комиссия во главе с комбатом Я. А. Виттенбергом, которая, собрав жалобы населения, заключила свой отчет требова­нием расстрела бывшего начальника боеучастка.

7 июня из штаба губернского ЧОНа в особый отдел была передана резолюция командующего В. Н. Какоулина: «Арестовать ни в коем случае, заменить и отоз­вать».

14 и 18 июня Голиков был допрошен в ГПУ. Пока­зав, что все расстрелянные являлись «бандитами» или их пособниками, он признал себя виновным лишь в несоблюдении при осуществлении дан­ных акций «законных формальностей». Согласно его объяснению, оформлять протоколы допросов и расстрельные приговоры было некому.

Началь­ник особого отдела Коновалов нашёл Голикова виновным в самочинных расстрелах и подлежа­щим заключению под стражу.

30 июня дело Голикова губотделом ГПУ по указанию президиума Енисейского губкома РКП(б) было передано в контрольную комиссию при губкоме для рассмотрения его по партийной линии.

18 августа партийный орган решил об­судить его на совместном заседании президиума губкома и КК РКП(б).

1 сентября 1922 года оно постановило перевести Голикова на два года в разряд испытуемых, с лишением возможности занимать ответственные посты.

Гайдара демобилизовали из РККА с диагнозом «травматический синдром». В анамнезе, «составленном со слов больного», было отмечено, что болезнь проявилась, когда он попал в Енисейскую губернию на борьбу с белыми бандами: «Тут появилась раздражительность, злобность, жестокость. Были случаи ненужных расстрелов, появилось ухарство, наплевательское отношение ко всему, развинченность… Стали появляться приступы тоскливой злобности, спазмы в горле, сонливость, плакал».

Затем Гайдар неоднократно лечился в психиатрических клиниках. Он постоянно испытывал резкие перепады настроения. Сохранились воспоминания о том, что он несколько раз резал себя бритвой, и только своевременное вмешательство близких и врачей спасало его от неминуемой смерти. Его внук Егор Гайдар, ссылаясь на семейные рассказы, утверждал, что это были не попытки самоубийства, а стремление причинением себе страданий перебить страшную головную боль, мучившую Гайдара. Писатель также злоупотреблял алкоголем и «во хмелю был страшен». В его записной книжке есть запись: «снились убитые мной на войне люди».

Повесть «В дни поражений и побед», написанная в 1925 году, была опубликована в знаменитом в то время ленинградском альманахе «Ковш». Реакция на повесть была отрицательной. В 1925 году переехал в Пермь, где активно публиковался в газете «Звезда». Здесь свет увидело первое произведение («Угловой дом», 1925), подписанное псевдонимом Гайдар. Писатель стал классиком детской литературы, прославившись произведениями об искренней дружбе и боевом товариществе.

Владимир Солоухин в книге Солёное озеро приводит рассказ, согласно которому псевдоним «Гайдар» связан с деятельностью А. П. Голикова в должности начальника 2-го боевого района ЧОН Ачинского уезда Енисейской губернии (ныне республика Хакасия) в 1922-1924 годах.

Григорий Итпеков в газете «Ленин чолы» (ныне газета Правительства и Верховного Совета Республики Хакасия) за 12 февраля 1991 года писал:

Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара : «P.B.C.» (1925), «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Четвертый блиндаж», «Военная тайна» (1935), «Тимур и его команда» (1940), «Чук и Гек» (1939), «Судьба барабанщика»" (1938), рассказы «Горячий камень» (1941), «Голубая чашка» (1936). В произведениях 1930-х годов - героизация и романтизация Гражданской войны, преданность идеалам первых лет советской власти. Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение «Тимур и его команда» фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров.

Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента «Комсомольской правды». Написал военные очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты». После окружения в сентябре 1941 частей Юго-Западного фронта в районе Умань-Киев Аркадий Петрович Гайдар попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулемётчиком.

26 октября 1941 года Аркадий гайдар погиб недалеко от села Лепляво Каневского района Черкасской области (Украина). Согласно распространённой версии событий, 26 октября 1941 года группа партизан отряда, в котором он был военным корреспондентом, столкнулась с немецким отрядом. Гайдар вскочил во весь рост и крикнул своим товарищам: «Вперёд! За мной!».

Другие источники описывают смерть писателя иначе. Так, в книге Бориса Камова «Партизанской тропой Гайдара» его смерть описывается следующим образом: пять партизан во главе с Гайдаром двигались по направлению к новой базе партизанского отряда (несли продукты для бойцов); утром 26 октября 1941 года они остановились на привал рядом с железнодорожной насыпью в районе села Лепляво у железной дороги Канев-Золотоноша. Гайдар взял ведро, чтобы набрать картошки в доме путевого обходчика. На самом гребне насыпи заметил притаившихся в засаде немцев. Успел крикнуть: «Ребята, немцы!», - после чего был убит пулеметной очередью. Это спасло остальных - они успели уйти от засады. По свидетельствам местных жителей, Гайдар был убит на рассвете, но засада была организована немцами ещё вечером. В состав засады входил мотоцикл с коляской и пулеметом. Всё это наталкивает на мысль, что причиной гибели Гайдара было предательство одного из местных жителей (возможно- путевого обходчика). То, что убитым был именно Аркадий Гайдар , выяснилось только после войны, но местные жители считали, что это был офицер, так как на нём были хромовые сапоги и полушерстяное бельё, выдаваемое офицерам.

По рассказам очевидцев, представленных в фильме Сергея Медведева «Гибель Гайдара. Легенда о красном всаднике» - А. Гайдар был застрелен местным полицаем.

В 1947 году останки Гайдара были перезахоронены в городе Каневе.

Личная жизнь

В середине 1920-х годов Аркадий женился на 17-летней комсомолке из Перми Лие Лазаревне Соломянской. В 1926 году в Архангельске у них родился сын Тимур. Но через пять лет жена ушла к другому.

В 1934 году А.П.Гайдар приезжает повидаться с сыном в село Ивня Белгородской области, где Л. Л. Соломянская редактировала многотиражную газету политотдела Ивнянской МТС «За урожай». Здесь писатель работал над повестями «Синие звёзды», «Бумбараш» и «Военная тайна», а также участвовал в работе газеты (писал фельетоны, подписи к карикатурам).

Летом 1938 года Гайдар познакомился с Д. М. Чернышёвой и женился на ней.

В конце 1930-х годов по 1941 год жил в доме № 8 на Большом Казённом переулке г. Москвы в Басманном районе .

Память

  • В Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в воспитании подрастающих поколений. Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сёл СССР.
  • Памятник герою повести Гайдара Мальчишу-Кибальчишу - первый в Москве памятник литературному персонажу (скульптор В.К. Фролов, архитектор В.С. Кубасов) - установлен в 1972 году у Городского дворца творчества детей и юношества на Воробьёвых горах (в Советском Союзе - Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах).
  • С 1938 по 1941 годы А.П.Гайдар жил в подмосковном Клину на улице Большевистской (ныне ул. Гайдара). Здесь он написал произведения «Тимур и его команда», «Дым в лесу», «Комендант снежной крепости». В Клину открыт мемориальный Дом-музей писателя и Центральная детская библиотека носит его имя.
  • Имя А.П.Гайдара носят Калининградская и Белгородская областные детские библиотеки.
  • В Арзамасе имя А.П.Гайдара присвоено одной из улиц, городскому парку культуры и отдыха, школе № 7, центральной городской детской библиотеке, Арзамасскому государственному педагогическому институту. В городе расположен литературный и мемориальный музей А.П.Гайдара . Гайдаровскими называются пруды расположенные в центральной части города, на которых маленький Аркадий устраивал свои "морские бои". В городе сохранилось здание Реального училища в котором учился писатель.

Государственные награды: 1939 - Орден «Знак Почёта», 1963 - Орден Отечественной войны I степени (посмертно).

Библиография

  • 1925 - «РВС»
  • 1926 - «Жизнь ни во что»
  • 1930 - «Школа»
  • 1932 - «Дальние страны»
  • 1935 - «Военная тайна»
  • 1936 - «Голубая чашка»
  • 1939 - «Судьба барабанщика», «Чук и Гек»
  • 1940 - «Тимур и его команда»
  • «Жизнь ни во что (Лбовщина)» (повесть)
  • «Лесные братья (Давыдовщина)»
  • «Всадники неприступных гор»
  • «Пусть светит» (рассказ)
  • «Четвёртый блиндаж» (рассказ)
  • «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»
  • «Комендант снежной крепости»
  • «В дни поражений и побед», (1925?)
  • «Дым в лесу»
  • «На графских развалинах»
  • «Обыкновенная биография»
  • «Бумбараш»
  • «Горячий камень» (рассказ)
  • Сочинения в двух томах.. - Москва.: «Государственное издательство детской литературы», 1949 г.
  • РВС. - Москва.: «"Детгиз"», 1954 г.
  • Собрание сочинений в 4 томах.. - Москва.: «Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР»», 1955-56 гг..
  • Собрание сочинений в четырех томах. - Москва.: «Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР»», 1959-60 гг..
  • Собрание сочинений в четырех томах. - Москва.: «Детская литература», 1971-74 гг..
  • . Собрание сочинений в четырех томах. - Москва.: «Детская литература», 1979-1980 гг..
  • А. Гайдар. Военная тайна. - Мурманск.: «Мурманское книжное издательство», 1976 г..
  • Тимур и его команда. - Москва.: «АСТ, Астрель, Полиграфиздат», 2011 г..
  • Обрез. - Москва.: «Ад Маргинем Пресс», 2012 г.. -
  • Биографическая литература
  • Борис Камов. Партизанской тропой Гайдара. - Москва.: «Детская литература», 1968 г.

Экранизации произведений

  • 1937 - Каро (по мотивам повести А. Гайдара «Школа»)
  • 1937 - Дума про казака Голоту
  • 1940 - Тимур и его команда, режиссёр Разумный, Александр Ефимович
  • 1942 - Клятва Тимура
  • 1953 - Чук и Гек
  • 1954 - Школа мужества
  • 1955 - Судьба барабанщика
  • 1955 - Дым в лесу
  • 1957 - На графских развалинах
  • 1959 - Военная тайна
  • 1960 - Пусть светит
  • 1964 - Голубая чашка
  • 1964 - Сказка о Мальчише-Кибальчише
  • 1964 - Дальние страны
  • 1965 - Горячий камень
  • 1971 - Бумбараш
  • 1976 - Тимур и его команда
  • 1976 - Судьба барабанщика
  • 1977 - Р. В. С.
  • 1981 - Школа
  • 1987 - Лето на память
  • 2003 - Тимур и его коммандос

Художественные произведения о Гайдаре

Литература

  • «Мальчишка-командир» (1987). Автор Камов, Борис. Издательство: М.: Детская литература. Повесть о детстве и боевой юности Аркадия Голикова - будущего писателя АркадияПетровича гайдара , о том легендарном периоде его жизни, о котором А.П.гайдар сказал: «Это была обыкновенная биография и необыкновенное время».
  • На фоне современного во многом нарочитого "литературного забвения" Аркадия Петровича Гайдара неожиданным было эпизодическое, но важное для главного героя-подростка появление неназванного, но хорошо узнаваемого писателя в приключенческо-фантастической повести (неопубликованной) Олега Николаевича Верещагина "Про тех, кто в пути".
  • Аркадию Петровичу Гайдару посвящена песня барда Андрея Земскова "Всадник, скачущий впереди".

Кино

  • «Серебряные трубы» (1970). Фильм о жизни Гайдара после Гражданской войны. В главной роли Андрей Мягков.
  • «Конец императора тайги» (1978). Приключенческий фильм об одном из эпизодов Гражданской войны, когда Гайдар боролся в Хакасии с «атаманом» Соловьёвым. В главной роли Андрей Ростоцкий.
  • «Остаюсь с вами» (1981). Фильм о последних годах жизни писателя. В главной роли Анатолий Грачёв, во флешбэках роль молодого Гайдара исполняет Андрей Ростоцкий.
Ответить Подписаться Скрыть

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) родился 9 (22) января 1904 года в городе Льгов Курской губернии в семье учителей. Детство мальчика большей частью прошло в Арзамасе – небольшом городе Нижегородской области. Здесь же будущий писатель обучался в реальном училище.

Аркадий был самоотверженным уже в раннем возрасте. Когда в Первую мировую войну его отца забрали на фронт, мальчик сбежал из дома, чтобы тоже отправиться воевать. Однако по дороге его задержали.

В 1918 году в краткой биографии Гайдара произошло важное событие – четырнадцатилетний Аркадий вступил в коммунистическую партию, начал работать в газете «Молот». В конце года его зачислили в Красную армию.

После окончания в 1919 году курсов подготовки командного состава в Москве, Голиков был назначен помощником командира взвода.

В 1921 году досрочно окончил Высшую стрелковую школу. Вскоре был назначен командиром отделения Нижегородского полка, воевал на Дону, на Кавказском фронте, под Сочи.

В 1922 году Голиков участвовал в подавлении антисоветского повстанческого движения в Хакасии, лидером которого был И. Соловьев. Возглавляя командование вторым боевым участком в Енисейской губернии, Аркадий Петрович отдавал достаточно жесткие приказы, направленные на жестокое обращение с местными жителями, которые противились приходу советской власти.

В мае 1922 года по распоряжению Голикова были расстреляны пять улусов. О случившемся узнали в губернском отделе ГПУ. Аркадия Петровича демобилизовали с диагнозом «травматический невроз», который возник после неудачного падения с лошади. Это событие стало поворотным в биографии Гайдара.

В 1925 году Голиков опубликовал повесть «В дни поражений и побед» в ленинградском альманахе «Ковш». Вскоре писатель переехал в Пермь, где впервые начал издаваться под псевдонимом Гайдар. В 1930 году была закончена работа над произведениями «Школа», «Четвертый блиндаж».

С 1932 Аркадий Петрович работает разъездным корреспондентом в газете «Тихоокеанская звезда». В 1932–1938 увидели свет повести и рассказ «Дальние страны», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика». В 1939–1940 годах писатель закончил работу над наиболее известными своими произведениями для детей: «Тимур и его команда», «Чук и Гек».

Аркадий Гайдар был женат трижды.

В 1921 году , проходя после ранения и контузии лечение в госпитале на Тамбовщине, 17-летний Аркадий познакомился с 16-летней медсестрой Марусей - Марией Николаевной Плаксиной. Поженились, в браке родился сын Женя. По ходу военной службы Гайдар оказывался в разных концах страны, в силу этих житейских обстоятельств семья распалась. Первенец умер, не дожив до двух лет. В память о первой любви в произведениях Гайдара часто появляются героини по имени Маруся.

В середине 1920-х годов Аркадий женился на 17-летней комсомолке из Перми Лии Лазаревне Соломянской. В 1926 году в Архангельске у них родился сын Тимур. Но через пять лет жена ушла к другому - журналисту И.М. Разину.

В 1934 году Гайдар приезжает повидаться с сыном в село Ивня Белгородской области, где Лия Соломянская редактировала многотиражную газету политотдела Ивнянской МТС «За урожай». Здесь писатель работал над повестями «Синие звёзды», «Бумбараш» и «Военная тайна», а также участвовал в работе газеты (писал фельетоны, подписи к карикатурам).

Летом 1938 года в Клину Гайдар познакомился с Дорой Матвеевной Чернышёвой, дочерью хозяина дома, где квартировал. Через месяц женился на ней, удочерив её дочь Евгению.

В годы Великой Отечественной войны писатель Гайдар работал корреспондентом «Комсомольской правды». В этот период Аркадий Петрович создает очерки «Мост», «Ракеты и гранаты», «У переправы», «У переднего края», философскую сказку «Горячий камень». В 1941 году служил пулеметчиком в партизанском отряде Горелова.

26 октября 1941 года Аркадий Петрович Гайдар был убит немцами недалеко от села Лепляво Каневского района. В 1947 году останки Гайдара были перезахоронены в городе Каневе.

Аркадий Петрович Гайдар – псевдоним, настоящее имя – Аркадий Петрович Голиков; Льгов, Российская империя; 09.01.1904 – 26.10.1941

Книги Аркадия Гайдара не нуждаются в представлении. На них выросло не одно поколение в нашей стране. Они включены в школьную программу, а по мотивам произведений Гайдара снято более 20 мультфильмов и телевизионных фильмов. Многие произведения писателя включены в школьную программу, а сам писатель по сей день входит в .

Биография Аркадия Гайдара

Аркадий Петрович Голиков родился в семье Петра Исидовича Голикова. Мать и отец будущего писателя были учителями. Причем мать имела родственные связи с семьей . В 1912 году Петр Исидович получает назначение в город Арзамас и туда переезжает вся семья будущего писателя. Здесь Аркадий Петрович поступает в училище и приобщается к революционному делу. Уже в тринадцать лет он участвует в митингах, выполняет роль связного, а чуть позже вступает в РКП (б) и становится журналистом газеты «Молот». В 1918 году скрыв свой возраст Аркадий Голиков вступает в ряды Красной армии. Его направляют на курсы подготовки командного состава в Москву. После их окончания участвует в боях на разных участках, где получает контузию и ранение.

После выхода из больницы поступает в Высшую стрелковую школу, которую оканчивает в 1921 году. Примерно в это же время он женится на медсестре Марусе. Результатом их брака становится сын Жены, который умер еще во младенчестве. В этом же году Аркадий назначается командиром батальона в Тамбовской губернии, что разделяет брак и приводит к его распаду. Ему доверяют подавление повстанческих движений. В ходе этой операции у него возникали множественные конфликты с местным населением, которое поддерживало повстанцев. В результате жалобы от местных властей о незаконных конфискациях и экзекуциях постоянно посылались в вышестоящие органы. Итогом этого стал арест и дальнейший суд над будущим писателем Аркадием Гайдаром. В ходе судебного заседания он был признан частично виновным и был отстранён от должности без права занимать руководящие посты в течении двух лет.

Именно в это время начинается новая жизнь Аркадия Голикова в роли журналиста и литератора. Первая повесть Гайдара вышла в 1925 году в журнале «Звезда». Она носила названия «В дни поражений и побед» и была достаточно прохладно воспринята критиками. К этому времени Аркадий Гайдар переехал в Пермь и стал журналистом местной газеты. Здесь он знакомится с Лией Лазаревой Соломянской, которая становится его второй женой. Но их отношения не сложились и в 1926 году женщина ушла к другому, забрав с собой и сына Тимура.

В 1932 году писатель и журналист переехал в Дальневосточный край, где устроился в газету «Тихоокеанская звезда». На это время приходится выход таких произведений Аркадия Гайдара как «Чук и Гек», «Голубая чашка» и конечно «Тимур и его команда». Благодаря этому он становится одним из ведущих советских писателей для детей. Это позволяет ему близко познакомится с , и многими другуми ведущими писателями страны, В 1938 году писатель женится в третий раз. Его избранницей становится Дора Чернышева, дочка хозяина его квартиры.

С началом Второй мировой войны в качестве журналиста Аркадий Гайдар был направлен на фронт. Но под Киевом попал в окружение и стал партизаном. 26 октября 1941 года он вместе с еще четырьмя побратимами двигался к железной дороге. Но здесь они попали в засаду. Ценой собственной жизни Аркадий Гайдар предупредил своих соратников о засаде, что позволило им спастись.

Книги Аркадия Гайдара на сайте Топ книг

Книги Аркадия Гайдара читать достаточно популярно по сей день. Благодаря этому его произведения занимают достойные места в нашем рейтинге . И интерес к ним с годами не уменьшается. А наличие книг Аркадия Гайдара в школьной программе лишь подогревает интерес к ним.

Аркадий Гайдар список книг

Тимур и его команда:



Слайд 2. Жизнь Аркадия Гайдара полна парадоксов. Она сама и есть парадокс.



Слайд 3. Для начала – корни. По линии отца Петра Исидоровича, Голиковы – крестьяне. А мама, Наталья Аркадьевна, урожденная Салькова, приходилась шестиюродной пра…правнучатой племянницей Лермонтову. Связь не прямая, но символичная.



Слайд 4. Аркадий Голиков (Гайдар – его литературное имя) рано научился читать, рано узнал имена тех, кто написал самые интересные книги – Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Льва Толстого, Жюля Верна…

Но Аркадий не только много читал. Ему нравилось выступать на сцене «домашнего театра», который организовала соседка Голиковых – учительница Татьяна Ивановна Бабайкина, на школьных вечерах художественной самодеятельности. Однажды он читал отрывок из «Крестьянских детей» Н.А. Некрасова. Никому из учеников реального училища так громко не аплодировали, как ему. Даже строгий учитель словесности (так тогда назывались уроки литературы) улыбнулся и сказал соседу: «Мальчишка хорошо подготовлен, знает толк в стихах. А ведь на улице не раз встречал его и думал, что сорвиголова и хороших книжек в руках не держит».

Детство Аркаши, с его обычными мальчишескими делами – реальным училищем, играми, первыми стихами, «морскими сраженьями» на пруду – совпало с Первой мировой войной и революцией. Он называл это время веселым. Сбывались мечты – можно было запросто выменять на базаре револьвер, услышать живьем революционеров – эсеров, кадетов, большевиков. В последние и подался четырнадцатилетний Голиков, став едва ли не самым юным членом этой партии. Но это уже не было игрой. Он верил в новую прекрасную жизнь и пошел ее защищать.

За четыре военным года им пройден путь от адъютанта до командира полка. Полковник в семнадцать лет! Даже юные офицеры 1812 года не знали такой карьеры. Они воевали за Отечество, против иноземного врага, а Голиков дрался со своими же – с русскими. Столько потрясений и боли принесла гражданская, нет, самая настоящая военная война. Ранения, контузия, бивачная жизнь, жестокость, кровь не прошли даром для такого чуткого и самолюбивого юноши, как Аркадий. В результате – тяжелая нервная болезнь, преследовавшая его всю жизнь и заставившая уйти из армии. Но жизненный опыт, накопленный за время гражданской войны, влечет Аркадия к писательству. Первая публикация относится к 1925 году. В журнале «Звезда» была напечатана повесть «В дни поражений и побед». Так называлась первая повесть Голикова, но еще не Гайдара. Подпись «Арк. Гайдар» появилась и стала известной на страницах пермской газеты «Звезда». Это звонкое имя настолько прижилось, что стало фамилией.

Если использовать выражение любимого Гайдаром Гоголя, он вдосталь «проездился по России». И не только по ней. В 1926 году Гайдар со своим товарищем совершает беспечное и самонадеянное путешествие в Среднюю Азию. Позже, будучи газетчиком в Архангельске, он диктует корреспонденцию с борта терпящего бедствие французского корабля «Саида».



Слайд 5. Как один из самых ярких, незабываемых эпизодов хранится в истории Ростовской областной детской библиотеки встреча читателей-величкинцев с Аркадием Гайдаром.

В 1934 году в Ростове состоялось краевое совещание работников детских библиотек, в котором принимал участие А.П. Гайдар. Он выступал тогда в нескольких детских библиотеках, в том числе, и в библиотеке им. В.М. Величкиной, читал отрывки из повести «Военная тайна», затем оставил рукопись читателям библиотеки. Ребята прочитали повесть и написали письмо Аркадию Петровичу, в котором выразили свое недовольство по поводу гибели героя – Альки. В проникновенном и памятном письме читателям ростовской библиотеки им. В.М. Величкиной, отвечая на их вопросы, писатель делился: «Конечно, лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно, лучше, чтобы Чапаев остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки тысяч больших, маленьких, известных и безызвестных героев. Но этого в жизни не бывает… Вам жалко Альку. Некоторые ребята в своем отзыве пишут мне, что им даже «очень жалко». Ну, так я вам откровенно скажу, что мне, когда я писал, было и самому так жалко, что порою рука отказывалась дописывать последние главы. И все – таки это хорошо, что жалко. Это значит, что вы вместе со мною, а я вместе с вами будем еще крепче любить и Советскую страну, в которой жил Алька, и зарубежных товарищей, тех, которые брошены на каторгу и в тюрьмы. И будем еще больше ненавидеть всех врагов: и своих, домашних, и чужих, заграничных, - всех тех, что стоят поперек нашего пути, и в борьбе с которыми гибнут наши лучшие большие и часто маленькие товарищи. Вот вам и ответ на первый вопрос.

«Почему «Военная тайна»? Конечно, по сказке. Буржуин задает три вопроса: первый из них – нет ли у побеждающей Красной Армии какого-нибудь особого военного секрета или тайны ее побед? Тайна, конечно, есть, но ее никогда не понять главному Буржуину. Дело не только в вооружении, в орудиях, танках и бомбовозах. Всего этого немало и у капиталистов. Дело в том, что она глубоко убеждена в правоте своей борьбы. В том, что она окружена огромной любовью миллионов лучших пролетариев капиталистических стран… И это у Красной Армии – тоже своя военная тайна. Вот вам ответ на второй вопрос.

Этим письмом, чтобы не повторяться, я отвечаю сразу ребятам библиотек им. Величкиной и Ломоносова. Всем крепкий привет – Мите Белых, Вите Зарайскому, Алексееву, Подскорину, Рихтер, Вале Чередниченко и вообще всем, у кого на плечах толковая голова.

Я жив, здоров. Живу сейчас в гор. Арзамасе, работаю, пробуду здесь еще несколько месяцев. Осенью, вероятно, буду на Кавказе и тогда, возможно, на день-два опять встретимся. Будьте живы и здоровы и вы.

Письмо А.П. Гайдара было напечатано в журнале «Пионер» в 1940 году. Подлинник письма писателя к читателям библиотеки, к сожалению, был утрачен во время оккупации Ростова немцами.



Слайд 6. Сын советского писателя Аркадия Петровича Гайдара (Голикова). С его именем ассоциировалась известная повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».

Тимур Гайдар окончил Ленинградское высшее военно-морское училище в 1948 году, факультет журналистики Военно-политической академии им. Ленина в 1954 году. Служил на подводной лодке в составе Балтийского и Тихоокеанского флотов. Позднее работал в газетах «Советский флот» и «Красная Звезда», а с 1957 года - в газете «Правда», где был редактором военного отдела, собственным корреспондентом на Кубе, в Югославии, в Афганистане. Публиковался также в «Московских новостях» и в «Известиях», был членом редколлегии журнала «Пионер».

Тимур Аркадьевич Гайдар был Почётным гостем и активным помощником Московского Дворца пионеров и школьников им. А. П. Гайдара, расположенного в московском районе Текстильщики.



Слайд 7. Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта. Написал военные очерки "У переправы", "Мост", "У переднего края", "Ракеты и гранаты".



Слайд 8. После окружения Юго-Западного фронта под Киевом, в сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября 1941 под деревней Леплявою на Украине Аркадий Гайдар погиб в бою с немцами, предупреждая членов своего отряда об опасности. В 1947 году перезахоронен в г. Каневе.



Слайд 9. В 2014 году повести «Судьба барабанщика» исполняется 75 лет!

Повесть «Судьба барабанщика» написана Гайдаром в 1938 году. Она рассказывает о суровых испытаниях, выпавших на долю тринадцатилетнего мальчика Сережи Щербачева, барабанщика пионерского отряда. Мальчик гордится своим отцом, который боролся за революцию. Но отца арестовали за растрату казенных денег. Мальчик мечтал быть смелым солдатом-барабанщиком, похожим на маленького французского героя, о котором он читал, но, утратив чувство внутренней ответственности за свои поступки, совершает ряд ошибок, которые приводят его к встрече с преступниками.

В основе сюжета - острый конфликт, который помогает раскрыть внутренний мир главного героя. Стремительно развивающееся действие психологически оправдано: растет цепь ошибок, заблуждений мальчика, оставшегося без родных, без доброты и доверия окружающих. В тональности повести все сильнее звучит мотив тревоги за судьбу ребенка. Автор прослеживает, как день за днем разрушаются в жизни Сережи главные этические нормы. Сюжет развивается от эпизода к эпизоду все напряженнее и напряженнее, кое-где приближаясь к детективному. Однако детективные элементы подчинены главной теме произведения - теме воспитания. В «Судьбе барабанщика» Гайдар применяет форму рассказа от 1-го лица, что позволяет показать переживания героя, дать его самооценку, не обращаясь к авторскому комментарию. Это искренний рассказ мальчика о своих ошибках и заблуждениях.

Внутренние монологи, наблюдения и размышления героя сочетаются с изображением его в действии. Веря в своего героя, Гайдар психологически точно показывает «выпрямление» юного барабанщика. Победили в подростке чувство единства с родной страной, память о «хороших солдатских песнях» отца и «желтых полянах в одуванчиках», на которых полегло много бойцов Красной Армии. Ощущение революционной связи со всем народом пробудило у Сережи желание жить как все, «прямо и открыто» смотреть людям в глаза.

Сквозь всю повесть проходит романтическая тема барабанщика; она достигает кульминации в одной из последних сцен повести: «И раздался звук, ясный, ровный, как будто кто-то задел большую певучую струну и она, обрадованная, давно никем не тронутая, задрожала, зазвенела, поражая весь мир удивительной чистотой своего тона. Звук все нарастал и креп, а вместе с ним вырастал и креп я.

«Выпрямляйся, барабанщик! уже тепло и ласково подсказал мне все тот же голос.- Встань и не гнись! Пришла пора!»

Во внутреннем диалоге Сережи побеждает бесстрашный барабанщик, и мальчик в ответственную минуту становится борцом, который не мирится с тем, что бандиты и шпионы на его глазах «уходят куда им угодно». Кульминационная сцена повести - распрямление барабанщика - решена романтическими средствами, и это придает ей высокую эмоциональность.

Аркадий Гайдар: «Я пишу главным образом для юношества. Лучший мой читатель – десяти-пятнадцати лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его, потому что сравнительно не так давно таким же подростком был я сам».



Слайд 10. Рассказ «Чук и Гек» (1939) тоже отметит в этом году свое 75-летие! Этот рассказ, так же как и «Голубая чашка», не сразу был понят критиками, но сразу был принят ребятами. Прошли не года, а десятилетия, и произведения, которые в свое время показались некоторым критикам «во многом спорными», «элементарно простыми по сюжету», «композиционно не слаженными», «недоходчивыми» для детского читателя, живут в памяти современников их первых изданий и в чтении тех, кто растет сейчас. Не так просты эти «элементарно простые по сюжету» рассказы, и поэтическое обаяние того же «Чука и Гека» не только в «безыскусственности» его или в том, что «мир показан сквозь призму детского восприятия». Творческая концепция писателя глубже, внешняя «безыскусственность» и «простота сюжета» отражают богатство и сложность жизни. Это простота большого таланта, а не примитивность видения мира.

Чук и Гек - два брата, и у каждого свои привычки, свойственная только ему манера поведения и логика развития мыслей. Неважно, что пока это мысли не очень как будто значительные, например как лучше поступить с исчезнувшей телеграммой. Рассказать маме правду о своих проделках или что-нибудь придумать? Ведь «у этой мамы был странный характер», и за драку она «разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе».

И Чук предлагает не говорить о телеграмме совсем. Но Гек осторожнее; он вспоминает, что «врать нельзя», потому что «мама за вранье всегда еще хуже сердится». Так Гек делает открытие не такое уж «простое» и «бесхитростное», что врать опасно, и только. Если же убедишь себя, что ложь - вовсе и не ложь, а значит, наказания не должно быть, то можно и солгать. Писатель не смягчает тему лжи и правды, а ставит ее во всей остроте.

«Чук и Гек» - рассказ о смысле жизни человека, о счастье, о любви к Родине. «Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» - в этих словах Гайдара заключена основная мысль рассказа. Огромный и добрый мир раскрывается перед братьями во время поездки из Москвы на восток, к Синим горам. Сказочный зачин «Чука и Гека» («Жил человек в лесу возле Синих гор») определяет весь интонационный строй рассказа. События, эпизоды, происшествия даны в нем в эмоциональном преломлении восприятия Чука и Гека.

И когда начинаешь читать с заколдованной фразы: «Жил человек в лесу возле Синих гор…» - теплеет на сердце, оттого, что предвкушаешь удовольствие от дальнейших увлекательных событий, от лучистой гайдаровской прозы, от ощущения счастливого восторга, которое так свойственно детству и которое с годами приходит все реже. Реальные события приобретают сказочную окраску, дополняются вымыслом, поэтизируются: «Удивительная это была прогулка! Они шли гуськом к роднику по узенькой тропке. Над ними сияло холодное голубое небо; как сказочные замки и башни, поднимались к нему остроконечные утесы Синих гор».

Замысел Гайдара написать «светлый, как жемчужина», рассказ осуществился в полной мере. Поэтичность, эмоциональность, юмор, ясный лирический подтекст - характерные черты этого произведения, с удивительной силой передающего ощущение счастья жизни и любви к Родине. Очень верным оказалось замечание В. Шкловского в связи с появлением рассказов «Чук и Гек» и «Голубая чашка» о лиричности понимания жизни А. Гайдаром, о новом голосе его, о том, что это новое в гайдаровской манере не перестало делать писателя понятным и любимым детям».

Константин Паустовский: «Аркадий Гайдар был по праву человеком героическим и легендарным. Он был отважен, верен своему делу – писательству. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его воображения не вмещалась целиком на страницах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя радостью, делал эту повседневность необычайной.

Жизнь вместе с Гайдаром всегда сулила неожиданности. Очевидно, поэтому дети всерьез считали его волшебником, взрослые поражались его проницательности.

Большинство людей не умеют вести себя с детьми как с равными. Гайдар умел это. Он видел насквозь любого деревенского мальчишку со всеми его мечтами и увлечениями, с его бурной радостью, жаждой деятельности и простодушным лукавством.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным…»



Слайд 11. Старенький дом на улице Горького, чей возраст перешёл уже вековой рубеж, знаком в Арзамасе каждому - здесь с 1912 по 1918 год жил со своей семьёй детский писатель Аркадий Гайдар. В те годы писатель сам был ещё ребёнком, но именно здесь были заложены основы его будущего творчества, повлиявшего впоследствии на развитие целого поколения. Дом-музей по-прежнему хранит интерьеры начала ХХ века, в которых жила семья знаменитого писателя. В доме четыре комнаты - гостиная, комната родителей, кухня и детская. В этих комнатах можно увидеть вещи, ценность которых заключается не только в причастности к жизни Гайдара. На старинном комоде в комнате родителей стоят изящные каретные часы прямоугольной формы. Эти часы еще в те годы, сто лет назад, считались настоящей семейной реликвией. Кухня - прекрасный образец бытового уклада начала ХХ века: большая русская печь, медный умывальник, самовар. А в детской комнате стоит тот самый стол, за которым сначала учился выводить буквы маленький Аркадий, а потом уже, подросшим, писал серьёзные письма своему отцу на фронт. Множество книг в доме - это не музейная декорация. В семье Гайдара действительно любили читать, и книги, принадлежавшие семье, до сих пор бережно хранятся.

Дом-музей А. П. Гайдара рассказывает историю не одной семьи, а целой исторической эпохи. В общении с экскурсоводами музея можно узнать много нового о жизни в Арзамасе в годы революции и гражданской войны. Кроме постоянной экспозиции - интерьеров дома, здесь проводятся и другие выставки, связанные с историей города и соседних регионов, с музеями которых ведётся активное сотрудничество.

В Арзамасе имя А. П. Гайдара присвоено одной из улиц, городскому парку культуры и отдыха, школе № 7, центральной городской детской библиотеке, Арзамасскому государственному педагогическому институту. Гайдаровскими называются пруды расположенные в центральной части города, на которых маленький Аркадий устраивал свои «морские бои». В городе сохранилось здание Реального училища, в котором учился писатель.



Слайд 12. С 1938 по 1941 годы А. П. Гайдар жил в подмосковном Клину на улице Большевистской (ныне ул. Гайдара). Здесь он написал произведения «Тимур и его команда», «Дым в лесу», «Комендант снежной крепости». В Клину Центральная детская библиотека носит его имя.

В 1989 г. в Клину, в доме, где жил и работал А.П. Гайдар, открыт музей, в котором представлена экспозиция, посвященная его жизни в Клинский период.

Дом-музей А.П. Гайдара хранит много документов, фотографий, книг, личных вещей, предметов быта, связанных с жизнью и творчеством писателя.

Мемориальная часть экспозиции воспроизводит главные этапы биографии писателя в годы гражданской войны. Фотографии писателя в кругу родных, друзей, обстановка рабочего места писателя, жилой комнаты раскрывают период его жизни в Клину с 1938 г. по 1941 г.

Литературная часть экспозиции знакомит с творчеством Гайдара, прижизненными изданиями его произведений, написанными в Клину.



Слайд 13. Памятник Мальчишу – Кибальчишу (литературному герою) открыт 19 мая 1972 года, в день 50-летнего юбилея со дня основания пионерской организации, у главного входа в Московский городской Дворец пионеров на Ленинских горах. Авторы этого произведения скульптор В. К. Фролов, архитектор В. С. Кубасов. Высота памятника 5 метров. Памятник Мальчишу – Кибальчишу представляет собой скульптуру мальчика, выполненную из кованой меди и установленную на гранитный постамент. Фигура изображена в движении вперед, одна нога приподнята для дальнейшего шага. В руках у мальчика горн и сабля. На голове буденовка, на ветру развевается рубаха. Скульптура установлена на длинный возвышающийся, отлогий постамент, изготовленный из гранитных плит. Скульптор нашел и воплотил в художественно-пластической форме яркий образ юношеской романтики, горячности, готовности к подвигу и верности.



Слайд 14. В Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в воспитании подрастающих поколений. Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сёл СССР.

В Ростовской области улица Гайдара есть в Ростове-на-Дону и Батайске, переулок Гайдара – в Новочеркасске и Шахтах.

10 детских библиотек носят имя Аркадия Петровича Гайдара:


Имя А. П. Гайдара носят Калининградская и Белгородская областные детские библиотеки, Калужская центральная городская детская библиотека, центральная детская библиотека г. Севастополя.

В 1978 и 1983 годах издан художественный маркированный конверт, посвященный писателю.



Слайд 15. Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: «P.B.C.» (1925), «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Четвёртый блиндаж», «Военная тайна» (1935), «Тимур и его команда» (1940), «Чук и Гек» (1939), «Судьба барабанщика» (1938), рассказы «Горячий камень» (1941), «Голубая чашка» (1936). В произведениях 1930-х годов - героизация и романтизация Гражданской войны, преданность идеалам первых лет советской власти.

В Советском Союзе произведения Аркадия Гайдара издавались более 1100 раз общим тиражом около 105 миллионов экземпляров на русском языке, на языках народов СССР и зарубежных стран.

Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение «Тимур и его команда» фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров. С. Маршак называл Гайдара «всесоюзным вожатым».

Список литературы

  1. Арзамасцева И. Н. Гайдар А. П. / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева // Детская литература: учебник для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – С. 296-303.
  2. Гайдар Аркадий Петрович // Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь в 3-х частях. Ч.1. – М.: Либерея, 1999. – С. 102-105.
  3. Гайдар Аркадий Петрович//Русские детские писатели ХХ века: биобиблиографический словарь. – М.: Флинта, Наука. – 1997. – С. 113-116.
  4. Гайдар в школе: пособие для учителей / сост. Т. Ф. Курдюмова. – М.: Просвещение, 1976. – 126 с.
  5. Жизнь и творчество А. П. Гайдара: материалы для выставки в школе и детской библиотеке. - М. : Дет. лит., 1984. - 18 с., л. ил.
  6. Камов Б. Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров/ Б. Камов.- М.:ЗАО «Олма Медиа Групп», 2011. – 544 с.
  7. Крук Н. В. Чук и Гек: литературный час / Н. В. Крук, И. В. Котомцева // Библиотечные уроки по чтению. Сценарии 1-9 кл: в 2 ч. Ч 1. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. – С.179-197.
  8. Белянкова Н. М. О Всероссийской научно-практической конференции «Роль произведений А.П. Гайдара в патриотическом воспитании детей и юношества» / Н. М. Белянкова // Начальная школа. - 2006. - №10. - С. 30-31.
  9. Корф О. «Судьбе барабанщика» Аркадия Гайдара - 60 лет!/ О. Корф // Детская литература. – 1999. - № 4. – С. 71.
  10. Корф О. Повести Аркадия Гайдара «Чук и Гек» - 60 лет!/ О. Корф // Детская литература. – 1999. - №1. – С. 57.
  11. Мантурова Л. Сказка о принце Гайдаре / Людмила Мантурова // Детская литература. - 2004. - № 1/2. - С. 80-82.
  12. Мотяшов И. «...Яко на небеси, и на земли»: [ради чего жил и погиб Гайдар] / Игорь Мотяшов // Детская литература. - 2004. - № 1/2. - С. 40-78.
  13. Овчинникова И. «Чук и Гек». Памяти А. Гайдара (1904-1941)/ И. Овчинникова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011.- № 1. – С.12-14.
  14. Фролова Е. А. Номинация персонажей в рассказе А. П. Гайдара «Чук и Гек» как средство раскрытия семейной темы / Е. А. Фролова // Русский язык в школе. - 2001. - № 5. - С. 49-51.
  15. Цветов В. Страна умирающих рыцарей: неюбилейное послесловие к 100-летию Аркадия Гайдара / Владимир Цветов // Первое сентября. – 2004. - 10 февр. (№ 11). - С. 3.

Аркадий Петрович Гайдар

БИОГРАФИИ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Гайдар Аркадий Петрович

(1904-1941) (настоящая фамилия — Голиков) — прозаик

Родился 9 января (22 января н.с.) в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но, когда началась Первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дому, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.

Позже, подростком четырнадцати лет, он встретился с "хорошими людьми — большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом ("это на антоновщине).

В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Его учителями в писательском ремесле были К.Федин, М.Слонимский и С.Семенов, которые разбирали с ним буквально каждую строчку, критиковали и объясняли приемы литературного мастерства.

Лучшими своими сочинениями он считал повести "Р.В.С." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж" и "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940). Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. "Родина его книг — разные города, деревни, даже поезда".

Когда началась Отечественная война, писатель стал вновь в ряды армии, отправляясь на фронт военным корреспондентом газеты "Комсомольская правда". Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами.

Похожие публикации