Водоохранная зона обозначение на карте. Что такое защитная прибрежная полоса

В последнее десятилетие на берегах наших водоемов в городах и селах страны было построено множество объектов частной недвижимости. Но при этом совершенно не соблюдались законодательные нормы, по большому счету, они никого не интересовали. А ведь строительство в таких местах является незаконным. Более того, прибрежные районы водоемов имеют особый статус. Неспроста ведь эти территории охраняются законом, наверное, есть в них что-то важное, особенное… Давайте поговорим об этом более подробно.

Что такое водоохранная зона

Вначале следует немного разобраться в терминологии. Водоохранная зона, с точки зрения законодательства, – это земли, примыкающие к водоемам: рекам, озерам, морям, ручьям, каналам, водохранилищам.

На этих участках установлен особый режим деятельности для предотвращения засорения, загрязнения, порчи и истощения водных ресурсов, а также для сохранения привычной среды обитания животного и растительного мира, биологических ресурсов. На территории водоохранных зон устанавливают специальные защитные полосы.

Изменение законодательных норм

В 2007 году вступил в силу новый Водный кодекс России. В нем, по сравнению с предыдущим документом, кардинально изменили режим водоохранной зоны (с правовой точки зрения). А точнее, были сильно уменьшены размеры прибрежных территорий. Чтобы понять, о чем идет речь, приведем пример. До 2007 года наименьшая ширина водоохранных зон для рек (важна протяженность реки) составляла от пятидесяти до пятисот метров, для водохранилищ и озер – триста, пятьсот метров (в зависимости от площади водоема). Кроме того, размеры этих территорий четко определялись еще и по таким параметром, как вид угодий, прилегающих к водному объекту.

Определением точных размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос занимались исполнительные органы власти РФ. Они в определенных случаях устанавливали размер территории от двух до трех тысяч метров. А что же мы имеем на сегодняшний день?

Водоохранные зоны водных объектов: современные реалии

Теперь же ширина прибрежных районов установлена самим законом (Водным кодексом РФ ст.65). Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы для рек длиной более пятидесяти километров ограничены территорией не более двухсот метров. И органы исполнительной власти на данный момент не имеют права устанавливать свои нормы. Мы явно видим, что водоохранная зона реки, пусть даже самой большой, составляет не более двухсот метров. А это в несколько раз меньше прежних нормативов. Это что касается рек. А как обстоят дела с прочими акваториями? Здесь ситуация еще печальнее.

Водоохранные зоны водных объектов, таких как озера, водохранилища, уменьшились в размерах в десять раз. Вдумайтесь только в цифру! В десять раз! Для водоемов, площадь которых свыше полукилометра, ширина зоны теперь составляет пятьдесят метров. А ведь изначально было пятьсот. Если же акватория менее 0,5 км, то водоохранная зона Новым кодексом вообще не установлена. Это, видимо, следует понимать как то, что ее просто нет? Логика в данной ситуации совершенно не ясна. Размеры размерами, но любой водоем имеет свою экосистему, вторгаться в которую не следует, иначе это грозит нарушением всех биопроцессов. Так разве можно оставлять пусть даже небольшое озеро без защиты? Исключением стали только те водные объекты, которые имеют важное значение в рыбном хозяйстве. Мы видим, что водоохранная зона претерпела не самые лучшие изменения.

Серьезные запреты в старой редакции Земельного кодекса

Ранее законом определялся специальный режим на территории водоохранной зоны. Он был составляющей частью в едином механизме комплекса мер по улучшению гидробиологического, санитарного, гидрохимического, экологического состояния озер, рек, водохранилищ и морей, а также благоустройства окружающих территорий. Этот специализированный режим состоял в том, что запрещалась практически любая деятельность в водоохранных зонах.

В таких местах не разрешалось разбивать дачные участки и огороды, устраивать стоянки автотранспортных средств, удобрять почву. А самое главное - запрещалось строительство в водоохранной зоне без согласования с компетентными органами. А также под запрет попадала и реконструкция зданий, проведение коммуникаций, добыча полезных ископаемых, земельные работы, обустройство дачных кооперативов.

Что раньше запрещалось – теперь разрешено

Новый же кодекс содержит всего лишь четыре запрета из десяти, ранее имевших место:

  1. Не разрешается удобрение почвы сточными водами.
  2. Такая территория не может становиться местом размещения могильников скота, кладбищ, захоронения ядовитых, химических и радиоактивных веществ.
  3. Не допускается проведение авиационных мер борьбы с вредителями.
  4. Прибрежная полоса водоохранной зоны - не место для движения, парковки или стоянки машин и другой техники. Исключением могут быть только специализированные участки с твердым покрытием.

Защитные полосы ограждены сейчас законодательно только от распашки земель, от обустройства пастбищ для скота и лагерей.

Другими словами, законодатели дали добро размещать в прибрежной полосе дачные кооперативы, мойку машин, ремонт, заправку автомобилей, предоставлять территории под строительство и т. д. По сути, разрешается строительство в водоохранной зоне и на береговой линии. Более того, даже исключено из закона обязательство согласования всех видов деятельности с компетентными структурами (такими как "Росводоресурс"). Но самым непонятным является то, что с 2007 года разрешили приватизировать землю в таких местах. Т. е. любая природоохранная зона может перейти в собственность частных лиц. А далее с ней смогут сделать все что угодно. Хотя ранее в ст. 28 ФЗ был прямой запрет на приватизацию этих земель.

Итоги изменения Водного кодекса

Мы видим, что новое законодательство гораздо менее требовательно к охране прибрежных территорий и водных ресурсов. Изначально такие понятия, как водоохранная зона, ее размеры и размеры защитных полос, были определены еще законами СССР. Они основывались на географических, гидрологических, почвенных нюансах. Учитывались также возможные ближайшие изменения берега. Преследовалась цель сохранить водные ресурсы от загрязнения и возможного истощения, сохранения экобаланса прибрежных зон, поскольку они являются местом обитания животных. Водоохранная зона реки была установлена единожды, и правила действовали на протяжении нескольких десятилетий. Они не менялись до января 2007 года.

Не наблюдалось никаких предпосылок для упрощения режима водоохранных зон. Экологи отмечают, что единственная цель, которая преследовалась законодателями при внесении таких кардинальных изменений, - это просто дать возможность узаконить стихийную массовую застройку береговой территории, которая нарастала в последние десять лет. Однако все то, что было незаконно построено в период действия старого закона, не может быть узаконено с 2007 года. Это возможно лишь в отношении тех сооружений, которые возникли, начиная с момента вступления в силу новых норм. Все то, что было ранее, естественно, подпадает под более ранние нормативные акты и документы. А значит, не может быть узаконено. Вот такая коллизия возникла.

К чему может привести либеральная политика

Установление такого мягкого режима водоемов и их береговых зон, разрешение строить сооружения в этих местах будет пагубно влиять на состояние близлежащих территорий. Водоохранная зона водохранилища призвана оградить объект от загрязнения, от негативных изменений. Ведь это может привести к нарушению очень хрупкого экологического баланса.

Что, свою очередь, повлияет на жизнь всех организмов и животных, обитающих на этой территории. Прекрасное озеро в лесу может превратиться в заросшее болото, быстрая река - в грязную затоку. Да мало ли таких примеров можно привести. Вспомните, как много раздавалось дачных участков, как люди с благими намерениями пытались облагородить землю… Только вот незадача: возведение тысячи дач на берегу огромного озера привело к тому, что оно превратилось в жуткое вонючее подобие водоема, в котором и купаться-то уже нельзя. А лес в округе изрядно поредел после участия людей. И это еще не самые печальные примеры.

Масштабы проблемы

Водоохранная зона озера, реки или другого водоема должна находиться под пристальным вниманием закона. Иначе проблема одного загрязненного озера или хранилища может перерасти в глобальную проблему целого региона.

Чем больше водоем, тем более сложной является его экосистема. К сожалению, нарушенный природный баланс невозможно восстановить. Будут гибнуть живые организмы, рыбы, растения и животные. А изменить что-либо будет уже невозможно. Стоит, наверное, задуматься над этим.

Вместо послесловия

В нашей статье мы рассмотрели актуальную на сегодня проблему водоохранных объектов и важность соблюдения их режима, а также обсудили последние изменения Водного кодекса. Хотелось бы верить, что смягчение норм в отношении охраны водоемов и прилегающих территорий не приведет к катастрофическим последствиям, и люди будут разумно и бережно относиться к окружающей среде. Ведь тут многое зависит от нас с вами.

Использование водоохранной зоны регулируется законодательством, частное строительство разрешено осуществлять с соблюдением установленных норм. Собственник земельного участка, расположенного возле различных водоемов, имеет право на застройку, соблюдая ограничения по строительству.

Водоохранная зона водного объекта имеет особый правовой статус, во избежание конфликтных ситуаций рекомендуется первоначально ознакомиться с действующим регламентом.

Понятие водоохранной зоны

Действующий Водный кодекс РФ определяет понятие охраняемой территории. В ст. 65 указано, что это прилегающая к берегу водоема земля может быть использована для хозяйственных, строительных и культурных целей исключительно с соблюдением особых условий.

Закон защищает водоемы от загрязнения и причинения ущерба, гарантирует сохранность находящихся там животных и растений. Охраняя существующий природный баланс, ВК РФ определяет правила пользования, наказание за нарушение принятых постановлений и регламент использования водоохранной зоны.

Во избежание неприятностей, могущих появиться после завершения строительства и при оформлении свидетельства на право собственности, следует предотвратить нарушения закона. Получая разрешение на застройку или оформляя домовладение придется столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Оптимальным вариантом является предварительное согласование и получение разрешения, чем уплата значительных штрафов за доказанные нарушения.

Наиболее серьезным является вариант, когда застройщик получает предписание на снос возведенного здания, отменить которое бывает крайне сложно. По закону, запрет на строительство в прибрежной зоне относится к 20 м от кромки воды. Ближе расположенный дом или хозяйственные постройки могут быть снесены по судебному постановлению.

Непозволительно устанавливать заборы и прочие ограждения, препятствующие доступу третьих лиц к водоему. Огородив часть береговой зоны и создав дополнительные неудобства для граждан, владелец участка будет вынужден снести его и заплатить штраф.

Не стоит забывать, что ликвидационные работы оплачивает нарушитель, средства с виновного взыскиваются по исполнительному производству.

Ограничения по строительству в водоохранной зоне

Защита водоохранной зоны производится согласно установленным нормативам. Утвержденная береговая линия является отправной точкой для всех измерений, касающихся разрешения на застройку. Использование береговой полосы имеет ограничение по осуществлению различных видов деятельности и зависит от удаленности от истока водоема.

Например, ширина полосы, на которой не позволено строиться, составляет для рек:

  • если от истока менее 10 км, то 50 м следует отступить от кромки воды;
  • если 10-50 км, то строительство нельзя осуществлять ближе 100 м;
  • если более 50 км, то требуется отступить 200 м.

Расчет отступа от воды в случае озер и иных замкнутых водных хранилищ осуществляется в зависимости от периметра береговой линии и площади поверхности объекта. Например, если озеро по размеру составляет менее полукилометра, то водоохранная зона расположена на 50 м. Такой регламент касается искусственных и природных водных ресурсов. Для морского берега удаленность для застройки существенно выше и установлена в 500 м.

Если река имеет незначительную протяженность, менее 10 км, то водоохранная зона совпадает с берегом. Исключение сделано для осуществления деятельности непосредственно возле истока ручья или небольшой реки. Отступить от берега придется на 50 м, иначе будет нарушен запрет на строительство вблизи водного объекта.

К прочим ограничениям использования в хозяйственной деятельности и проживании возле водоохранной зоны относится следующее:

  • недопустимость использования сточных вод для мелиорации и иных сельскохозяйственных потребностей. Поскольку земельный участок расположен в непосредственной близи от водоема, то после полива и орошения сточные воды попадают в водоем;
  • в зоне недопустимо образование захоронений животных, кладбищ или хранения промышленных отходов, особенно повышенной токсичности;
  • запашка участков не разрешается. Береговая линия не должна подвергаться воздействию тяжелой техники, образованию земляных завалов и иных действий, приводящих к размыву грунтов;
  • в защитной зоне нельзя пасти скот и устраивать летние загоны;
  • передвижение всех видов транспорта, образование стихийной или плановой стоянки запрещена.

При всех существующих ограничениях, строительство с соблюдением установленных правил разрешается по закону. При этом потребуется оформление дополнительных разрешений и введение в проектную документацию оборудования и устройств для защиты близлежащего водного объекта.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах").

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

Добрый день!

Цель установления прибрежной защитной полосы изложена в Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» ст. 2:

Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

А береговая полоса водного объекта общего пользования это в соответствии со ч. 6 ст. 6 ВК РФ:

6. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляетдвадцать метров , за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров .

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

То есть, прибрежная защитная полоса устанавливается с целью ограничения отдельных видов хозяйственной деятельности которые могут повлечь причинение ущерба водным объектам, а береговая полоса водного объекта общего пользования установлена с целью обеспечения прав граждан на доступ к водным объектам находящимся в государственной или муниципальной собственности.

Так в соответствии с ч. 17 ст. 65 ВК РФ:

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Ширина береговой полосы составляет 20 м. для всех объектов, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров - ля них 5 м.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в соответствии с ч.11, ч.12, ч. 13 ст. 65 ВК РФ:

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

Таким образом береговая полоса водного объекта общего пользования входит в прибрежную защитную полосу, которая составляет минимум 30 метров.

В случае предоставления прибрежной защитной полосы в пользование лица, которым она предоставлена не могут ограничивать граждан в доступе к водному объекту

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

А почитайте хорошо постановления правительства рф от 03.12.14г. №1300 в этом постановлении можно каждый пункт рассматривать отдельно. Можно Ваше мнение.

    • Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Посмотрел, перечислены объекты для размещения без предоставления земельного участка в собственность в соответствии со ст. 39.36 Земельного кодекса. Какой конкретно вопрос нужно пояснить?

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      1- само понятие заголовок этого постановления замещение которых может осуществляться на землях и зземельных участках без предоставления земельного участка и установления институтов.

      2- п.10,п.14,п.16,п.18,п.20,п.21 а п.19 я понимаю это предоставляется для организаций обслуживания зон отдыха населения ну и дальше по тексту.

      А у нас выдалили на основании этого постановления решение человеку что он забирает приличные размеры земель для личного пользования. А остальных на устной договоренности разрешает им стоят а то есть маломерные судна. Как быть

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      1. Это означает что для размещения объектов перечисленных в указанном Перечне не требуется предоставления участка гражданам и юридическим лицам на праве собственности, аренды… не требует оформления сервитута, а достаточно лишь получения разрешение уполномоченного органа власти. В соответствии с ч.3 ст. 39.36 Земельного кодекса

      Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

      В вашем регионе должен быть такой нормативно-правовой акт и на него тоже должна быть ссылка при выдаче такого разрешения.

      2. Размещение указанных объектов не должно нарушать ограничения установленные ст. 65 Водного кодекса.

      3. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Водного кодекса

      2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

      Если действиями указанных лиц нарушается ваше право на свободный доступ к водным объектам общего пользования, либо иные права, вы вправе написать жалобу в прокуратуру по данному факту. Если прокуратура установит нарушения, виновные лица будут привлечены к ответственности.

      Если ответ на ваш вопрос был полезен, поставьте пожалуйста +

      С уважением, Александр Николаевич!

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Но забирает полностью устье реки создающее в море и не дает стартовать маломерное судно. Что делать
      Татьяна

      Я вам написал выше, обратитесь с жалобой в Прокуратуру. Прокуратура проведет по данному факту проверку.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Еще вопрос у меня участок в собственности по закону 20метров береговой полосы я отступила, но этот же человек хочет сделать там лодочные станцию личного пользования. Это как будет выглядеть с точки зрения закона?

      Уточнение клиента

      Уточнение клиента

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Еще вопрос у меня участок в собственности по закону 20метров береговой полосы я отступила, но этот же человек хочет сделать там лодочные станцию личного пользования. Это как будет выглядеть с точки зрения закона
      Татьяна

      Если земельный участок в вашей собственности, то выдать разрешение на установление объектов содержащихся в указанном Перечне органы исполнительной власти и местного самоуправления не могут, так как земля находится в частной собственности. (нужно смотреть границы участка на местности)

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Полоса общего пользования точно входит в защитную полосу водных объектов? До этого разговора мне говорили Что нет. 6и65 статьи отличаются
      Татьяна

      Посмотрите вложенный файл, это схематичное изображение береговой полосы и прибрежной защитной полосы.

      Да, конечно 6 и 65 ст. ВК РФ отличаются, я и не говорил что они одинаковые

      i. i. jpg jpg

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

    • Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Если можно еще один вопрос. Лодочная станция размещается на воде или на береговой полосе общего пользования? А если защитная полоса водного объектов то где тогда на воде или на суше? На воде это будет пантон.
      Татьяна

      Береговая полоса находится на берегу, а не на воде.

      Предоставление водных объектов в пользование осуществляется в соответствии с Главой 3 Водного кодекса, а случаи предоставления содержаться в ст. 11 ВК РФ

      Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

      1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
      1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

      2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

      3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

      2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

      1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

      2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

      3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

      4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;

      5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

      6) разведки и добычи полезных ископаемых;

      7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

      8) подъема затонувших судов;

      9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

      10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

      11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;

      12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).

      3. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:
      1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

      2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

      3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

      4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

      5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

      6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

      7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;

      8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

      9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

      10) рыболовства, охоты;

      11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

      12) санитарного, карантинного и другого контроля;

      13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

      14) научных, учебных целей;

      15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

      16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

      17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;

      18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;

      19) создания искусственных земельных участков.

      4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

  • Установленных в черте городских пляжей или вдоль берегов водоемов в сельской местности. Но о том, что такое водоохранная зона, знает далеко не каждый человек.

    Из размещенной на городских стендах информации можно почерпнуть лишь данные о размерах этой самой зоны. Как правило, на этих щитках бывает написано: «Водоохранная зона. 20 метров».

    Информативность таких стендов для людей, выезжающих на отдых к берегам водоемов, равна нулю. Туристы в принципе не понимают, что же такое водоохранная зона, какие ограничения имеет пребывание на этой природной территории, как в таком месте можно отдыхать, а чего делать ни в коем случае нельзя. Поэтому узнать о том, что же это такое, нужно самостоятельно, и сделать это следует до наступления жарких летних дней.

    Каким документом определяются?

    Водоохранные защитные зоны к самой воде имеют косвенное отношение. Расшифровка этого определения прописана в Статье 65 Водного кодекса Российской Федерации. Однако юридический язык достаточно сложен для восприятия, и эта статья не является исключением.

    Статья довольно объемная и включает в себя многие нюансы, касающиеся не только определения понятия в целом, но и правил для конкретных природных территорий, например для озера Байкал. Кроме этого, отдельные пункты прописывают обустройство водных и территориальных объектов.

    Человеку не знакомому с юридической терминологией и особенностями изложения текста сориентироваться в этом законе и "выудить" из его содержания необходимую информацию бывает весьма трудно. Текст наполнен сносками, поправками, датами их принятия и прочими аналогичными дополнениями к основному содержанию.

    Что же это такое?

    Водоохранная зона - это вся территория, примыкающая к какому-либо водоему в любом его месте. Длина ее по линии, перпендикулярной береговой, колеблется от 50 до 200 метров. Для памятников природы и заповедных территорий, таких как Байкал, размеры устанавливаются в специальном порядке, образно говоря - индивидуально.

    Внутри этой территории устанавливается прибрежная полоса водоохранной зоны, имеющая собственные границы. Вне зависимости от того, есть ли информационный щит или его нет, каждый водоем, имеющий постоянное русло или впадину, имеет собственную, защищаемую законом прибрежную зону.

    С какой целью созданы эти зоны?

    Целью создания, а точнее выделения их из общего ландшафта охраняемых законом территорий является сохранность окружающей среды и микроклимата водного объекта.

    То есть наличие таких зон предотвращает:

    • засорение;
    • обмеление;
    • заиление;
    • загрязнение.

    Это обеспечивает сохранность водных ресурсов и предотвращает такое явление, как заболачивание местности и истощение речных и озерных источников воды.

    Кроме вышеперечисленного, прибрежная водоохранная зона обеспечивает:

    • целостность микроклимата;
    • сохранность природных биологических процессов;
    • поддержание условий жизнедеятельности животных и других обитателей, например пресмыкающихся;
    • предотвращение вымирания отдельных видов растений.

    Разумеется, существуют ограничения на виды деятельности и способы отдыха на таких территориях.

    Что запрещено?

    Вся водоохранная зона, полосы берега и удаленные от него участки - не место для хозяйственной деятельности человека. Хотя многие люди считают, что запрет относится лишь к деятельности предприятий, ферм, фабрик и иных аналогичных объектов, на самом деле предписания закона адресованы всем. То есть они должны исполняться как предприятиями, так и частными лицами.

    Запрещено:

    • удобрять почвы сточными водами и осуществлять другие виды их слива;
    • устраивать все типы биологических захоронений, то есть кладбища, скотомогильники, выгребные ямы, закапывание и слив пищевых отходов;
    • размещать на хранение или проводить утилизацию токсичных, взрывоопасных, химических, отравляющих, радиоактивных и иных аналогичных веществ;
    • проводить опыление химикатами с воздуха;
    • строить автозаправки, помещения для использования горюче-смазочных материалов, за исключением территорий портов и других водных объектов;
    • применять в хозяйственной деятельности пестициды и прочие виды активных агротехнических веществ и удобрений;
    • добывать полезные ископаемые, например торф.

    Эти предписания нередко нарушаются. Причем нарушителями оказываются вовсе не владельцы ферм или предприятий, а сельские жители, которые попросту не знают о данном законе.

    Такие зоны есть только в России?

    Впервые еще в СССР ввели и закрепили законодательно такое понятие, как "водоохранная зона". Водного объекта, например порта или пристани, оно не касалось и имело немного другие, чем сейчас, географические границы. После распада СССР в том или ином виде охрана береговых территорий, обеспечивающая экологическую чистоту водоемов, сохранилась во всех бывших республиках.

    В Западной Европе, Азии и на Американском континенте такого понятия, как водоохранная территория, не существует.

    Как устанавливаются границы этой зоны?

    Стартовой точкой для определения расстояния, на котором будет пролегать граница водоохранной зоны, является береговая линия. То есть граница линии воды и суши. Для водоемов с наличием переменных показателей, например морей, за базовую начальную точку для замера берется максимально возможная граница линии прилива.

    Для ряда природных заповедных объектов действуют несколько другие правила. Есть также отдельные дополнения, относящиеся к искусственно созданным резервуарам и водохранилищам.

    Все данные о территориальных границах этих охраняемых территорий подлежат обязательной фиксации в Государственном кадастре. А кроме этого, все сведения о таких зонах регистрируются еще и в Государственном водном реестре.

    Какими могут быть границы для речных зон?

    То, насколько широкой будет водоохранная зона объекта, зависит от его характеристик. Для рек и ручьев она определяется протяженностью, а для озер - площадью.

    Средние, общепринятые, прописанные законом размеры охраняемых территорий для русел рек и ручьев таковы (в метрах):

    Глубина охраняемой законом территории в 50 метров по умолчанию устанавливается для не особо длинных речек или ручьев. Предел протяженности водных русел при таком размере защитной зоны - 10 километров.

    Если река протянулась на расстояние от 10 и до 50 километров, то ее природная охраняемая зона будет уже больше. Для таких водоемов глубина защищенной законом экосистемы составляет 100 метров.

    Водоохранная зона реки с протяженностью больше, чем 50 километров, углубится в ландшафт еще дальше. Ее граница пройдет в 200 метрах от линии воды.

    Какими могут быть границы для зон других водоемов?

    При отсутствии каких-либо факторов, требующих индивидуального подхода к определению пролегания границы территории охраняемой зоны, ее протяженность для озер, водохранилищ и морей определяют общие предписания закона.

    Водоохранная территория для озер и водохранилищ по умолчанию устанавливается с протяженностью в 50 метров от линии воды.

    Если же водохранилище представляет собой резервуар или запасник, созданный на основном водотоке, то протяженность глубины защитной полосы должна быть не менее чем ширина этого водотока. Замер проводится в наиболее широком месте.

    Ширина заглубления на сушу охраняемой морской полосы составляет 500 метров по умолчанию.

    Как вести себя в этой зоне?

    К сожалению, законы, прописывающие понятие «водоохранная зона», не регламентируют поведение отдыхающих на берегах водоемов граждан. Это делает Кодекс об административных нарушениях, в котором указывается, что:

    • нельзя оставлять мусор - пластик, стекло, жесть, предметы гигиены и прочее;
    • не следует бросать тлеющий костер;
    • не нужно разбрасывать пищевые отходы «для подкормки» диких животных.

    Кроме основных постулатов, определяющих поведение на природе, в водоохранной зоне следует проявить сознательность и внимательно прочитать общие запреты. Большую часть из них вполне можно интерпретировать и для частного отдыха в выходные дни.

    Чего не нужно делать в этой зоне?

    Исходя из общих для всех, перечисленных в законе запретов, можно предположить, что рядом с линией воды и на берегу в пределах границ водоохранной территории не следует поступать следующим образом:

    • парковать автомобиль, мопед, скутер или мотоцикл в черте зоны и тем более мыть транспортное средство;
    • закапывать и выливать пищевые отходы;
    • справлять нужду;
    • хоронить домашних питомцев;
    • оставлять мусор, в том числе и части транзисторов, навигаторов или других устройств, пришедших в негодность;
    • пользоваться бытовой химией и средствами гигиены, то есть мылом, чистящими и стиральными порошками, шампунями.

    Для того чтобы вымыть руки, вполне можно отойти на безопасное для экосистемы реки расстояние. Если же нет такой возможности, то можно ограничиться влажными салфетками, которые вместе с остальным мусором нужно будет увезти с собой.

    Бытовая химия, как и различные технические жидкости, вылитые на берегу, нарушают природный баланс экосистемы и отравляют воду, а значит, и ее обитателей.

    Каждый, кто хотя бы раз выезжал за город, сталкивался с такой проблемой, как поиск чистого места на берегу небольшого озера или речки. Не секрет, что наши отдыхающие граждане оставляют после себя горы мусора - от сломанных смартфонов до гигиенических принадлежностей. Этого, разумеется, делать не нужно. Но и закапывать пластиковые бутылки, жестяные банки или другие виды отходов на побережьях тоже нельзя. Мусор надо увезти с собой и выбросить в ближайшем оборудованном для его сбора месте.

    Можно ли кормить птиц и животных?

    Этот вопрос интересен многим людям, которые ответственно относятся к собственному пребыванию на природе.

    В водоемах обитают нерпы, по поверхности плавают утки с выводком птенцов, по деревцу скачет пушистая белка - такая идиллистическая картина не является редкостью в пригородах даже крупных городов. Конечно же, возникает желание угостить всю эту живность вкусной сдобной булочкой, мясом, консервированными шпротами или еще чем-нибудь.

    Однако нужно вспомнить о том, что при въездах во многие заповедные зоны висят знаки, запрещающие кормление животных. Это не случайно и продиктовано вовсе не тем, что чиновникам жаль хлеба для уточек или арахиса для белочек.

    Кормление диких птиц и животных приводит к катастрофе в местной, отдельно взятой экосистеме. Конечно же, если уток один единственный человек раз за лето накормит вкусным батоном, то ничего страшного не произойдет. Но если место является популярным для отдыха, и каждый приезжающий турист станет подкармливать местных обитателей, то это неминуемо приведет к тому, что птицы и животные перестанут питаться тем, чем им положено природой. В итоге увеличится количество насекомых, мелких рыб или же чего-то еще. Таким образом, баланс в экосистеме будет нарушен.

    Похожие публикации