Визуальные новеллы жизнь. Визуальные новеллы


Визуальные новеллы – довольно своеобразное явление, представляющее из себя некий синтез манги и компьютерных игр. От аниме и манги они унаследовали характерный графический стиль, а от игр – интерактивность повествования. Сегодня многообразие жанров и тем повествования визуальных новелл позволяет найти каждому желающему то, что ему по душе, но в этом рейтинге мы попробуем выделить десятку наиболее удачных и полюбившихся игрокам работ.

10

Затерянный среди темных улочек города будущего стоит Бар, куда заходят исключительно темные личности. Героиня новеллы Джилл встречает их за стойкой, чтобы, смешав коктейль по собственному рецепту, выведать чужие тайны или как-то иначе повлиять на поведение персонажей. Происходит все в стильном киберпанковском антураже, основная цель игрока - взаимодействие с посетителями.

9


Потерявшая память героиня путешествует по параллельным мирам в поисках своих воспоминаний. Беседуя с разными персонажами, она понемногу восстанавливает фрагменты утраченного прошлого, однако каждая новая встреча в любой момент может разрушить всю, уже сложившуюся, картину. Захватывающий квест дополняет превосходная визуальная составляющая – проработка всех действующих лиц на высоте.

8


Академия «Пик надежды» стала тюрьмой для пятнадцати школьников. Зловещее создание, предстающее в образе игрушечного мишки, позволит покинуть стены заведения только тем школьникам, которые смогут тайно убить одного своего товарища. Но этого мало - преступление не должно быть раскрыто, иначе убийцу ждет суд и расплата за содеянное. Сюжет новеллы выстроен по принципу герметичного детектива.

7


Небольшой городок Дзега притаился в горах, сюда переезжает подросток Хироси Кудзуми. По началу, место не кажется ему странным, но очень скоро представитель комитета школы непрозрачно намекает пареньку, что от улиц старого поселения лучше держаться подальше и ни в коме случае не появляться там после заката. Хироси заинтригован, постепенно ему становится известно, что в городке некогда приносили жертвы страшным волчьим богам.

6


Необыкновенная игра на выживание, захватывающий триллер, который держит в напряжении от начала и до конца. Зиро – антагонист истории – сумасшедший гений. Он играет жизнями людей, запирая их в помещении, выход из которого найти не так-то просто. Все они должны принять участие в жестокой рулетке, ставка в которой – жизнь. Непредсказуемые сюжетные повороты, захватывающие кульминации выделяют новеллу на фоне подобных ей игр.

5


В основе этой популярной визуальной новеллы лежит классический китайский роман троецарствие, только здесь на защиту родины встают не суровые мужи, а прекрасные сексапильные красавицы. Дева-воительница Кану, вместе со своими боевыми подругами, участвует в различных приключениях, ведет бои, попадает в передряги. Много внимания уделяется взаимодействию персонажей.

4


В мире «Убийцы киборгов» боевые искусства развивались через воспитание тела или воспитание духа. С приходом технологий будущего те, кто полагаются в бою только на собственную плоть, с готовностью заменяют ее части кибернетическими протезами. Но таким образом они ослабляют свою духовную энергию. Конг Таоло до предела развил в себе силу духа, что позволило ему стать самым опасным в мире убийцей, способным справиться с даже с киборгами.

3


В мире, где царит магия, группка волшебников веками ведет сражения за право владеть Святым Граалем. Существует поверье, что артефакт может воплотить в жизнь абсолютно любое желание своего владельца. Бои ведутся посредством использования призванных слуг – известных персонажей из мифов народов мира, а так же исторических героев, таких, как Александр Македонский.

2


Мрачная и темная визуальная новелла раскрывает самые низменные стороны человеческой натуры. История группки людей, в разгар суровой зимы переживших разрушительное землетрясение. Застрявшие посреди развалин, замерзающие, лишенные надежды на спасение герои истории постепенно утрачивают человеческий облик, все больше погружаясь в пучину безумия.

1


Культовая визуальная новелла «Песнь Сайи» рассказывает трагическую историю молодого студента-медика Фуминори. После смерти родителей он медленно погружается в безумие: мир превращается в кошмар из-за ужасных галлюцинаций. Появление очаровательной девушки Сайи становится для героя лучом света. Он берется помочь ей в поисках отца, но состояние Фуминори все ухудшается...

Последние месяцы принесли море скандалов, связанных с сексуализацией женщин в видеоиграх, часть из которых была откровенно нелепа, а часть самоочевидна, хотя все равно вызвала у части публики горячий протест. По мне так самая возбуждающая игра для девчонок - это файтинг Devil May Cry любого года издания. Данте так горяч, что управлять им в серии неистовых комбо для женщины все равно что в прошлом смотреть, как гибкая вампирша из Bloodrayne напрыгивает на своих жертв, или играть Ларой Крофт для мужчины. Все эти вещи, конечно, очень индивидуальны. Мне же стало интересно, существуют ли игры, где эротизируются исключительно мужчины, а женщина выбирает. Иными словами, речь не о красоте мужского тела, которая является побочным эффектом в играх, ведь торсы и мускулы героев в первую очередь символизируют силу. Нет, речь об играх, где мужчины являются объектами, которыми можно завладеть, об эксклюзивно женском приключении. Все выпускаемые игры подходят для девушек-игроков, но один сектор для них остается не покрытым. Для мужчин существует целый набор прямолинейных эротических игр в спектре от Sexy beach до симулятора насильника. У женщин ситуация иная - им предлагаются либо жутковатые абстракции секса в Sims, либо повествовательные ветки развития отношений со спутниками в ролевых играх (скажем, Bioware). В RPG спутники не являются объектами, а являются личностями, частями сюжета, поэтому сравнение будет некорректным.

Новый образ Данте заставил фанатов понервничать.

Единственной известной мне нацией, делающей романтические и эротические игры для женщин, являются японцы. Это тем более удивительно, что Япония - крайне консервативная по отношению как к социальным, так и к половым ролям страна. Эта регламентированность и консервативность имеет различные феерические побочные эффекты в виде абсурдистского юмора, необычных субкультур, экзотических способов сбрасывать напряжение и, конечно, порнокультуры - от панцушотов (снимков трусов девушек) до хентая.

Самыми безобидными и красивыми играми про отношения для женщин являются отоме (визуальные новеллы и/или романтические симуляторы свиданий). Визуальная новелла для девушек - это интерактивное слайд-шоу, где в сюжет вписывается романтическое приключение главной героиней с одним из (или несколькими, что встречается реже) набора основных аниме-типажей мужчин, одинаково готовых стать ее избранниками. Загадочный байронический брюнет, парнишка-весельчак, застенчивый полуребенок и проч. мужчины вписаны в сюжетную линию (побег, школьное обучение, фантастический сюжет, поиск артефактов, война королевств, т.д.). Сюжеты могут быть разными - от детективного или фэнтезийного до бытового, но главная героиня истории - девушка, в процессе повествования влюбляющаяся в кого-то. Романтические отоме-новеллы возвышенны, безмятежны, их мир лишен серьезных невзгод, и ориентированы они по большей части на юных девушек, способных с помощью воображения и хлипкой поддержки серии картинок переживать романтические увлечения. Впрочем, если вы уже не юная девушка, но сохранили умение с легкостью улетать в реальность с единорогами, принцами и трагической любовью, то вам тоже понравится. Сюжет подается с помощью текстовых комментариев и сопровождается статичными кадрами героев, а героиня периодически может делать выбор, чтобы увлечь того или иного красивого мужчину. Кончается все целомудренным поцелуем.

Конечно, женщины, играющие в отоме, также делают стримы и выкладывают прохождения на Youtube, и это весьма своеобразное зрелище. Сравнивать прохождение хоррора кривляющимся веселым мужиком и прохождение "Данделиона" неизвестной девочкой - это бесценно. Увидев это, вы можете быть уверены, что мир вас ничем не удивит. Вот, . Как видно, игры вызывают неподдельные эмоции, лол.

Ключевым стержнем здесь является сюжет, потому что отоме-новеллы - это, скорее, не игры, а интерактивные книги, где девушке дается возможность выбирать некоторые вилки сюжета. Можно сравнить их с интерактивным комиксом. Бывают отоме, иронизирующие над канонами жанра, но все же в целом они похожи друг на друга и покрывают тот же сектор, что и романтические телевизионные сериалы. Некоторые отоме-новеллы имеют простой гемплей и экономику - чтобы завоевать нужного красавца нужно работать, работать и работать (Always remember me) и/или тренировать различные характеристики в духе "творчество", "дисциплина", проч, чтобы завоевать определенного мужского персонажа. Этот геймплей однообразен и часто полностью убивает романтику, однако может разжигать желание наконец-то с ним покончить и получить нужного героя. Базирующиеся на статистике игры значительно скучнее и беднее событиями, чем простые визуальные новеллы, однако при удачном сочетании скуки рутины и яркости редких вспышек сюжета могут достигать ядерного эффекта. Получить героев stat based otome бывает непросто, но даже проигрыш в этом жанре оформляется как светлая грусть и ожидание чего-то нового. Иными словами, классические отоме полны котиками и любовью до краев. Никакой эротики в них нет, но из-за романтического напряжения она определенно разворачивается в голове играющей девушки. Отоме цепляют воображение и заставляют его работать некоторое время после окончания игры.

Давайте посмотрим на некоторые легкодоступные примеры. Я выбрала их из-за легкости установки новичками. "Yo-Djin-Bo" - отличный пример романтической визуальной новеллы (VN), в которой приключения совмещены с возможностью выбирать романтическую линию с одним из мягко соперничающих между собой героев. К тому же игра доступна на русском, так что отлично подойдет для разбора.

VN - это небольшая интерактивная книга, которая для колорита снабжена музыкой, изображениями главных героев и их озвучкой голосами актеров(сэйю) , делающими персонажей более живыми и впечатляющими. "Yo-Djin-Bo" целиком ориентирована на девушек и их переживания, героиня - девчонка из современного мира, оказывающаяся в теле принцессы прошлого. Принцессу пытаются убить, и ее защищает целый набор привлекательных мужчин, из которых можно выбрать того, кто останется рядом до самого конца. Герои таковы: 1) красивый женоподобный бабник, 2) сорвиголова-девственник, храбрый сердцем, но не слишком дипломатичный, 3) выглядящий значительно моложе своих лет симпатяга, 4) мужественный телохранитель старше героини, 5) чудаковатый скабрезный монах-здоровяк, 6) презрительный и тощий очкарик-убийца, обкрученный bdsm-ремнями. Большая часть типажей является классической как для аниме, так и для романтических новелл, хотя обычно ограничиваются меньшим количеством вариантов.

"Yo-Djin-Bo” хороши тем, что подтрунивают над канонами жанра прямо "в кадре", выдавая идиотские шутки, но при этом честно отрабатывают возвышенный драматический романтизм, который даже в таком обрамлении задевает. Отдельно вычлененные линии персонажей выполнены очень хорошо, они индивидуальны и по-своему интересны, хотя "хорошие" концовки и переслащены. Однако то же самое происходит в романтических комедиях с телеэкрана.

С точки зрения романтики в игре задействованы обычные приемы:

1) конкуренция между мужчинами, возможность выбирать.
Ты играешь за девушку, которая интересует всех в компании, они мягко (или в форме топорных шуток)намекают на это в разговорах между собой, создавая волнение. Конкуренция, поединки между несколькими мужчинами - классическая тема удачных (и не очень) женских романов.

2) переживание предвкушения, мечтательности, которая запускается с помощью случайного падения в объятья или необходимости вцепиться в мужчину во время побега.
В Yo-Djin-Bo ряд этих переживаний выглядит продуманно смешно(и, кстати, этим полностью исключает мужскую аудиторию) - например, когда принцесса думает о теплом запахе мужской спины, когда ее несет телохранитель. Но в правильном исполнении это все равно действует.

3) возможность выбрать подходящий "стереотип" развития отношений.
У каждого, как бы он ни отнекивался, он есть. Или их может быть несколько. Каким-то девчонкам нравится соблазнять невинных, кто-то хочет оказаться в сетях ловеласа, вдруг ставшего образцом верности только с ней одной, кто-то заводится от чужой холодности, а кому-то просто необходимо перевоспитывать плохих парней, ставя на карту все. Любой из этих вариантов возможен и грамотно проработан. Мне, как оказалось, нравятся убийцы-очкарики:

4) наличие риска и драмы.
В Yo-Djin-Bo ты можешь потерять своих телохранителей, можешь умереть. Доходит до смешного - когда все хорошо, для персонажей, с которыми никаких особенных бед не происходило, запускается ветка в духе захвата принцессы террористом и проч. Сюжет заботится о женщинах - победа не должна быть пресной, хотя порой это происходит в ущерб здравому смыслу.

5) переживание "эротической опасности".
Практически во всех таких играх присутствуют моменты, когда герой внезапно оказывается крайне близко от героини, делая эротическую угрозу ощутимой и желанной. Затем это чувство закрепляется демонстрацией хода мыслей героини. Например, в Yo-Djin-Bo все делают привал около купальни, долго подшучивают на тему возможности совместной ванны с принцессой, а затем она моется в одиночестве, размышляя о том, что рядом столько голых мужчин, ах, ах, нет, кажется, она уже краснеет. Неисчислимо в отоме-играх количество падений героини на мужчину, участие в снах-кошмарах, во время которых он может схватить героиню и притянуть к себе, и так далее.

7) стильные злодеи.
Они хотят твоей смерти, они напыщенны и подлы, но их коварство привлекательно. В нескольких концовках "Yo-Djin-Bo" принцессе своей красотой и храбростью удается повлиять даже на злодеев.

У японских отоме-VN есть одна четкая особенность - как правило, здесь не поощряется интерес к нескольким персонажам, ты должен выбрать (и желательно сразу же) кого-то одного. Поэтому привычные к RPG западные игроки часто теряются, желая пообщаться и разузнать побольше обо всех героях, а затем проигрывая. Принято проходить линии нескольких или всех персонажей последовательно. Таким образом открываются бонусы и становятся ясны скрытые части истории.

Если же говорить о сексуализации персонажей, то VM воздействуют на три типа восприятия: часть из героев откровенно эксплуатирует свою сексуальность - мы видим пресс Дзина (само знакомство начинается с разговора о сосках), Иттосай почти голый, проч; другая часть - внешность (Бо - бисенэн , Йо - юный бесполый мальчик) , третья - классические "мужские" качества, которые также вызывают у женщин отклик (надежность, отвага, готовность к самопожертвованию, верность). Иными словами, прямолинейная сексуализация тела объединяется с личностными качествами. Герой становится желанным не только потому, что он привлекателен, но и потому, что правильно себя ведет. Также сам способ подачи истории подталкивает к фантазиям. Основная идея подхода хорошо понятна тут:

Но это не отменяет факта, что сценаристы подарили каждому герою отличную историю. Я, например, за время исследования провела несколько приятных часов за игрой. Кроме того визуальные новеллы хороши для тех, кто не имеет серьезного игрового опыта, ведь здесь ничего не нужно делать кроме выбора реплик, запускающих определенную вилку истории. Т.е. низкий порог вхождения.

Другим хорошим примером жанра может служить новелла (P)lanets: the life of normalcy has ended (там же можно свободно скачать на английском). Новелла не слишком изобретательно, хотя мило нарисована, но вот сюжет и диалоги в ней проработаны недурно. Также в новелле на редкость деловитая и здравая героиня, не склонная ни переоценивать чужую красоту, ни слишком впечатляться чужой грубостью. Чаще всего героиня отоме застенчива, а это не всем подходит.

Школьница падает, ударяется головой - и приобретает способности к телепатии. Как только она понимает, что слышать мысли людей ужасно, ее забирает из дома Кай, неприветливый tsundere , мысли которого она прочесть не может. Кай вместе с дружелюбным, веселым Рю и застенчивым красавцем Люканом учатся в специальной школе для обладающих удивительными способностями детей. Героине предстоит научиться блокировать возможность слышать чужие мысли, а заодно подружиться с ребятами, разгадать их тайны и влюбиться в кого-то. В Planets хорошо передана школьная атмосфера, дружба, надежда на лучшее, а все пацаны - отличные ребята, с которыми хочется оставаться всегда. Не ради каких-то финалов, а просто в качестве времяпрепровождения в залитом солнцем классе.

Что касается романтических линий, то (P)lanets: the life of normalcy has ended! выбрать нужно будет почти сразу. Кай ведет себя как придурок, он холоден, оскорбителен, одинок и обладает непонятной силой, которую боятся все вокруг. Часть женщин не способна сопротивляться подобному раскладу, если баланс между "asshole" , "mysterious" и "smart/powerful" правильно настроен. На все попытки контакта он отвечает незамедлительно - и совершенно не так, как могла бы ожидать романтическая девушка. Planets удачны тем, что главная героиня реагирует на все адекватно и с юмором, не превращаясь в тряпку. Если долго настаивать, Кай раскроется, спасет тебя, все его силы, душа и тело будут принадлежать тебе, лалала. В этом игры значительно лучше реальности, где подобные типажи не негодяи с золотым сердцем, а просто скучные неприятные люди. Как бы то ни было, Кай замечательный. Его неприязнь хорошо прописана, а победа за счет трудностей доставляет массу удовольствия.

Два других персонажа ведут себя гораздо более дружелюбно и приветливо, они готовы тебя поддержать и более открыты, поэтому общаться с ними значительно проще. Люкан - самый популярный парень в классе, у него длинные светлые волосы, пирсинг и смущенное лицо. Сам он, кажется, не слишком наслаждается волнами внимания девчонок (которые даже организовали его фан-клуб) и постоянно пытается от них скрыться. Поэтому встреча с главной героиней, которая разговаривает с ним, как с обычным человеком, практически сразу делает Люкана ее другом. Если для того, чтобы Кай признал тебя другом, придется побегать всю игру, то Люкана уговаривать не нужно. Застенчивость превращает его в ребенка, что находят привлекательным далеко не все, но у Люкана тоже есть неожиданный секрет. Рю же смеется и веселится, но эта поверхностность также скрывает драму.

Planets - славная, легкая штука, похожая по настроению на "Девочку, покорившую время" Мамору.

В качестве игры, основанной на прокачке, рассмотрим корейский Dandelion: wishes brought to you. . Это необычный симулятор свиданий с прекрасным артом, множеством трагических концовок и необычным сюжетом. Одновременно это дьявольская, длинная соковыжималка с однообразным геймплеем, крошечным количеством сюжетных сцен и необходимостью в течение часов (!) совершать одни и те действия, чтобы прокачивать "женственность" или "знание искусства". Думаю, предыдущее предложение исчерпывающе описывает подобный тип игр.

What role did Reiji play in this route? He served her a shit ton of alcohol:roll: And at the end he’s all like “i’ll comfort you…with my penis.” So they end up at his penthouse (lol?) and do it…and not even in a romantic way! He pushes her against the freaking glass for the whole world to see sigh. God damnit Tiaramode.

Я ее фанат. Нужно больше таких блогерш на русском языке.

Визуальный роман - поджанр текстовых квестов, где геймер мало участвует в игровом процессе, преимущественно являясь наблюдателем, зрителем. Порой от него требуется принятие решения, которое отразится на дальнейшем развитии событий.

Что за жанр

Визуальная новелла не является симулятором виртуальных свиданий, как его характеризует немалочисленная игровая аудитория. В таких развлечениях игрок в основном следит за развитием событий по ту сторону экрана. Сюжет раскрывается благодаря текстовым вставкам картинкам, анимации, звуковому сопровождению и музыкальным композициям. Также в новеллах начали появляться фрагменты видеороликов в стиле аниме.

Появился жанр в стране восходящего солнца. Там же развивается и пользуется популярностью преимущественно среди подростков.

Особенности

Обладают визуальные новеллы уникальными чертами, отличающими их от симуляторов свиданий.

  1. В новеллу может быть включено несколько жанров: фэнтези, ужасы, фантастика, любовная история.
  2. Сюжет является важной частью игрового процесса, в отличие от квестов.
  3. Наличие этти-сцен (аниме с элементами эротики и откровенными сценами с намёком на половой акт, без его демонстрации).

С появлением на рынке западных стран, игры жанра романтика начали переноситься на портативные устройства на Андроид и консоли с удалением эротических сцен.

Игровой процесс

Рассказ ведётся от первого лица, наблюдателем за развитием событий является протагонист. Визуальная часть состоит из заднего плана, изменяющегося каждый день, часть или локацию, и спрайтов - действующих лиц. Нередко история разделяется на дни, а не главы, что дает возможность оценивать успехи каждый вечер.

Важные моменты сопровождаются визуализацией больших изображений с массой мелких деталей и могут отличаться по стилю от главной сцены. Эти вставки можно просмотреть в любой момент после их открытия. Чтобы увидеть их все, игру придётся пройти несколько раз, делая иной выбор в местах разветвления сюжета.

Некоторые представители жанра (Symphonic Rain тому пример) требуют от пользователя решения несложной задачи, выполненной в виде мини-игры. В данном случае нужно сыграть указанную мелодию на неведомом музыкальном инструменте.

Разветвления в жанре

Новеллы разделяются на несколько видов, среди всех рассмотрим наиболее популярные.

Звуковая

Весьма посредственная картинка фактически полностью заменяется качественным звуковым сопровождением. Музыка зачастую пишется специально для игры, и роли героев озвучивают профессиональные сэйю. На русском языке подобных игр очень мало.

Adventure (ADV)

В небольшом окне в углу (чаще снизу слева) выводится текст, остальное место занимают фон с персонажами. Краткие часто сменяющиеся предложения, красочные эффекты, красивые окна для выбора действий - характерные черты подвида.

Отоме

Игры для девушек, где одна дама находится в окружении мужчин бисёнэн - молодой и женственно красивый.

Кинетическая

Игрок является только зрителем, из-за отсутствия разветвлений сюжета повлиять на ход событий он не в силах.

Всем привет! Ниже я собрал лучшие визуальные новеллы, я пробовал не все, так что если есть предложения шикарной новеллы пишите в комментариях игру и ваше мнение почему она хороша.

Muv-Luv

Дата выхода : 2006 г.

Жанр : Визуальный роман

Японский визуальный роман с примесью эроге, в котором игрок следует заранее определенному сюжету, взаимодействуя с главными героями истории и прочими персонажами. Именно на взаимодействии игрока с персонажами и сюжете, подаваемом в виде преимущественно статичных картинок и текста в нижней части экрана, и строится весь игровой процесс. От игрока зависит только принятие различных, влияющих на развитие сюжета решений, и выбор вариантов ответов в диалогах. Как итог – несколько вариантов развития сюжета и финала.

Игра разделена двумя сюжетными арками, являющимися различными фазами в одной общей истории, при этом вторая арка будет доступна только после прохождения первой. Проект был тепло встречен фанатским сообществом и даже получил два дополнения, несколько серий манги и аниме-адаптацию.

Saya no Uta

Дата выхода : 2010 г.

Жанр : Визуальный роман

Японская визуальная новелла с элементами ужасов, мистики и хентая. Геймплей в игре характерен для жанра – в основном мы видим картинки с текстом, влияя на сюжет только посредством выбора ответов в диалогах и пр. Основной же упор здесь делается на раскрытие истории с множеством концовок. Из некоторых особенностей данного проекта следует отметить наличие элементов компьютерной графики в сценах, а также возможность включения опций размытия и затемнения шокирующих изображений перед началом игры.

В целом, проект может понравиться не только любителям жанра, но и фанатам аниме, а также поклонникам мистических историй. Сюжет здесь неплохо закручен, к тому же по ходу игры внимательные геймеры смогут встретить отсылки к творчеству американского писателя Говарда Лавкрафта.

CLANNAD 1 и 2

Дата выхода : первая - 2004, вторая - 2015 г.

Жанр : Визуальный роман,

Романтическая визуальная новелла с характерным для жанра умеренно интерактивным игровым процессом. Основной же упор здесь сделан на увлекательную историю, постепенно разворачивающуюся на глазах игрока. Разветвленный сценарий игры позволяет многократно проходить ее, добиваясь различных концовок, как «хороших», так и «плохих».

Вариативность прохождения достигается путем принятия игроком определенных решений, где он должен выбрать определенный вариант ответа в диалоге, действия или даже хода мыслей своего персонажа. В игре реализована возможность сохранения в любой момент (что позволяет методом проб и ошибок подбирать наилучшие варианты выбора), а также есть режим «быстрой перемотки» уже встречающегося в прошлых прохождениях текста.

Binetsu Kyoushi Chieri / Amorous Professor Cherry

Дата выхода : 2004 г.

Жанр : Визуальный роман, эроге

Визуальная новелла от японских разработчиков с элементами хентая о школьных переживаниях и влюбленности старшеклассника в свою школьную учительницу. Драмы в общую картину добавляет то, что помимо основной сюжетной линии, связанной с учительницей, есть еще несколько, с двумя другими девушками (одноклассницами главного героя). Как распутается этот любовный четырехугольник, напрямую зависит от игрока!

Традиционно для жанра, игровой процесс сводиться преимущественно к просмотру картинок, чтению текста и принятию решений, так или иначе влияющих на сюжет, который в свою очередь здесь выше всяких похвал. К плюсам игры также можно отнести красивую картинку, выполненную в стиле аниме, приятную визуализацию и атмосферный саундтрек.

School Days

Дата выхода : 2005 г.

Жанр : Визуальный роман, эроге

Эротический визуальный роман от японского разработчика с элементами триллера, повествующий о том, как в простого парня по имени Макото Ито влюбилось сразу несколько девушек. Как и в других играх подобного жанра, интерактивность здесь сведена к минимуму – игрок может изменить течение сюжета только в так называемых «местах выбора», где ему нужно будет выбирать один из вариантов ответа персонажа, какое-либо его действие и пр.

Проект отличается инновационным подходом к подаче сюжета, который здесь представляет собой не статичные картинки с текстом, а полноценные анимированные сцены. В местах выбора игра приостанавливается, при этом время на принятие решения ограниченно. В игре множество концовок, причем в особо плохих концовках кто-нибудь из персонажей обязательно умирает (иногда в очень жестокой форме). В хороших же концовках изображается благополучное развитие тех или иных ситуаций.

Tears to Tiara

Дата выхода : 2005 г.

Жанр : Визуальный роман, эроге, RPG

Серия тактических ролевых игр с примесью таких жанров, как эроге и визуальная новелла. В игре увлекательный сюжет, представленный в виде 2D роликов в типичном для визуального романа оформлении. В свою очередь боевые сцены проходят в режиме реального времени, где игрок и противник (под управлением ИИ) управляют персонажами различных классов: воины, маги, лучники и т.п.

Такое разнообразие элементов геймплея положительно сказалось на игре, поскольку смогла заинтересовать, как любителей тактики и РПГ, так и поклонников неспешных визуальных романов. В целом же проект получил восторженные отзывы игроков и критиков, и поэтому довольно быстро «оброс» всевозможным сопутствующим «стаффом», включая серии фигурок, манги и даже выпуск аниме-адаптации.

Otome wa Boku ni Koishiteru

Дата выхода : 2005 г.

Жанр : Визуальный роман, эроге

Японский романтический визуальный роман с элементами эроге, в котором похожий на девушку главный герой оказывается на учебе в женской академии. В основе игрового процесса лежит чтение текста, появляющегося на экране вместе с отражающими историю картинками, а также элемент выбора ответов в диалогах или действий персонажа, напрямую влияющий на дальнейшее развитие сюжета. Традиционно для жанра в данной игре имеется несколько концовок.

Помимо классической для визуального романа подачи сюжета, игра условно поделена на серии (как в аниме-сериале). При этом по окончании одной серии игрок сможет увидеть краткое содержание следующей. Кроме того, к игре было выпущено десять дополнительных серий, а также одна специальная.

Shinkyoku Soukai Polyphonica

Дата выхода : 2006 г.

Жанр : Визуальный роман

Визуальная новелла, в центре сюжета которой находятся волшебные духи, родившиеся из музыки, исполняемой людьми и музыкант, заключивший контракт с симпатичной девушкой-духом. Дело в том, что некоторые из таких духов могут жить в человеческом обществе, а поддерживать их существование могут только особые музыканты, об одном из которых и рассказывается в игре.

Геймплей здесь ничем не отличается от других представителей жанра, поэтому приготовьтесь к тому, что сюжет будет подаваться в виде картинок с текстом, а влиять на него мы сможем посредством выбора в ключевых местах. В игре несколько концовок, а для поклонников проекта были выпущены манга и аниме-адаптация.

Sono Hanabira ni Kuchizuke wo

Дата выхода : 2006 г.

Жанр : Визуальный роман, эроге, юри

Серия японских визуальных новелл по тематике юри (любовные отношения между представительницами женского пола) с элементами хентая. Каждая из игр серии представляет собой законченную историю со своими персонажами и финалом. Игровой процесс традиционен для жанра визуальных новелл, т.е. влияние игрока здесь минимальное, основной же упор сделан на перипетии сюжета.

В настоящий момент серия насчитывает 20(!) Игр, а также короткометражное аниме по мотивам третьей части. Проект будет интересен, прежде всего, любителям визуальных романов, поклонникам аниме, а также тем, кто любит милые романтические истории с небольшой примесью эротики.

Koihime Musou

Дата выхода : 2007 г.

Жанр : Визуальный роман, эроге

Японская визуальная новелла для взрослых с элементами пародии, приключений и фэнтези, созданная на основе классического китайского романа троецарствие. Игровой процесс здесь следует сюжетной линии с рядом запланированных сценарных ответвлений, возникновение которых зависит от предпринятых игроком решений. Большой акцент в игре сделан на привлекательность женских персонажей и их взаимоотношении друг с другом, а также с остальными сюжетными героями.

Игра была невероятно популярна среди поклонников жанра и получила два переиздания с новыми персонажами и сюжетными арками. Кроме того по мотивам данного проекта была выпущена манга, а чуть позже аниме-сериал, просуществовавший целых три сезона.

Little Busters!

Дата выхода : 2007 г.

Жанр : Визуальный роман, эроге

Нелинейный визуальный роман, в котором рассказывается об ученике средней школы – Рики Наоэ, состоящем в дружной группе под названием Little Busters. Однажды в группу вступает еще несколько девушек, и теперь друзья могут начать играть в бейсбол! Задача игрока здесь заключается в завязывании отношений с одной из шести героинь, при этом в игре (что нехарактерно для жанра) в виде мини-игр присутствуют сражения, тренировка игры в бейсбол и даже улучшение характеристик персонажей.

Изначально проект вышел под рейтингом «Е» (рассчитан на аудиторию любого возраста), однако впоследствии вышла версия игры для взрослых с эротическими сценами и большим количеством доступных для отношений девушек (их стало девять). Кроме того в расширенной версии была расширена основная сюжетная линия и новые мини-игры.

Yosuga no Sora

Дата выхода : 2008 г.

Жанр : Визуальный роман

Визуальная новелла, выполненная в стиле аниме, в которой близнецы Харука и Сора в результате смерти родителей вынуждены переехать в дом умершего дедушки. Теперь две души с помощью соседей и друзей пытаются найти собственный путь в мире.

Игровой процесс здесь не отличается от большинства игр подобного жанра. Основной упор сделан на сюжет, а влияние игрока на геймплей ограничивается «перелистыванием» диалоговых окон и периодическом выборе вариантов ответа или действий персонажа. Традиционно, в игре множество различных концовок, которые можно получить посредством выбора тех или иных вариантов развития событий. По мотивам сюжета игры были выпущены манга и аниме-сериал.

Ookami Kakushi

Дата выхода : 2009 г.

Жанр : Визуальный роман, RPG

Увлекательная игра в жанре визуального романа, в которой пятнадцатилетний парень, переехавший в небольшой горный городок, получает предостережение – после заката держаться подальше от старых улиц. Совсем скоро юноша узнает о древних ритуалах, которые когда-то здесь проходили.

Что касается игрового процесса, то здесь он не особо отличается от других представителей жанра. Основная задача игрока заключается в чтении диалогов, возникающих поверх отражающих суть происходящего картинок, и периодическом выборе вариантов ответа, действий героя и пр. Традиционно нас ждет несколько вариантов развития сюжета и множество концовок. В целом это интересный проект для всех, кому нравятся мистические истории, аниме и визуальные романы.

STEINS;GATE

Дата выхода : 2009 г.

Жанр

Яркий представитель жанра визуальный роман, являющийся прямым продолжением игры CHAOS;HEAD и рассказывающий увлекательную историю о путешествиях во времени. Большая часть игрового процесса сведена к чтению появляющегося на экране текста, представляющего собой мысли главного героя или диалоги между персонажами. В ключевые моменты игроку дается выбор, влияющий на дальнейшее развитие сюжетной линии.

Интересной особенностью игры является наличие специального «телефонного триггера». Когда игрок получает чей-либо вызов, он может, как ответить на него, так и проигнорировать. При этом принятые текстовые сообщения будут по-особому отображаться, и влиять на доступные варианты ответа, на текстовые сообщения.

Mashiroiro Symphony

Дата выхода : 2009 г.

Жанр : Визуальный роман, эроге

Японский визуальный роман, в котором сюжет фокусируется на романтических отношениях главного героя с одной из четырех героинь. Игровой процесс здесь весьма характерен для жанра – игрок принимает минимальное участие в игре, выбирая время от времени определенные действия или варианты ответа, влияющие на сюжет. Все остальное время мы наблюдаем сменяющиеся аниме-картинки и соответствующий текст, которые и раскрывают все перипетии сюжета.

Всего здесь четыре сюжетных линии и чтобы увидеть их полностью необходимо несколько раз переиграть игру, принимая разные решения, двигающие сюжет в ином направлении. В проекте присутствуют сцены эротического содержания, которые открываются в процессе развития отношений с одной из доступных по сюжету игры девушек.

Koi to Senkyo to Chocolate

Дата выхода : 2010 г.

Жанр : Визуальный роман, эроге

Японская игра в жанре визуальной новеллы с элементами комедии, романтики и драмы, в которой рассказывается история ученика Частной академии Такафудзи по имени Юки Одзима. Он состоит в бесполезном, по мнению большинства учащихся, клубе изучения сладостей, который грозится распустить одна из кандидаток на пост президента студенческого совета. Герою не остается ничего, кроме как самому стать кандидатом и попробовать предотвратить роспуск клуба.

Игра построена по традиционным для жанра «лекалам» - игрок смотрит меняющиеся картинки с текстом, читает его, вникает в сюжет и время от времени принимает важные для дальнейшего развития сюжета решения. Увлекательная и смешная история, а также множество концовок гарантируют реиграбельность проекта.

G risaia no Kajitsu

Дата выхода : 2011 г.

Жанр : Визуальный роман, эроге

Японская эроге-игра в жанре визуального романа, по сюжету которой один юноша из неблагополучной семьи попал в частную школу, где его одноклассницами стали пятеро девушек-социопаток, с которыми ему и предстоит налаживать отношения (а возможно и найти любовь всей своей жизни).

Основная часть геймплея состоит из диалогов между персонажами, представленных в виде статичных картинок с текстом. В зависимости от действий игрока сюжет будет развиваться в одном из заранее предопределенных направлений (всего их пять), которые в свою очередь приведут к одной из нескольких концовок. При этом некоторые действия игрока могут преждевременно закончить игру (однако такие моменты можно переигрывать).

Katawa Shoujo

Дата выхода : 2012 г.

Жанр : Визуальный роман, эроге, аниме

Визуальная новелла в поджанре «симулятора свиданий», в которой главный герой должен выстроить отношения с пятью девушками, имеющими различные физические или психологические травмы. Несмотря на всю «романтичность» проекта, в нем присутствуют довольно депрессивные сцены, а также сцены эротического характера.

Игровой процесс здесь основывается на выборе игроком тех или иных вариантов развития событий, продвигающих его по одному из сюжетных ответвлений. При этом каждый из подсюжетов имеет несколько вариантов концовок, когда главный герой разрешает свои противоречия с одной из девушек (в зависимости от того, по чьей сюжетной арке пошел игрок), расстается с ней или просто отдаляется от нее. Некоторые решения игрока могут привести к смерти главного героя.

Бесконечное лето

Дата выхода : 2013 г.

Жанр : Визуальный роман, эроге,

Визуальная новелла с эроге-элементами от отечественных разработчиков, повествующая об одиноком молодом человеке Семёне, который каким-то чудесным образом оказывается в роли семнадцатилетнего подростка в пионерском лагере «Совенок». За семь насыщенных дней главный герой должен понять, стало ли случившееся для него шансом на новую жизнь или же бесконечным кошмаром.

Геймплей здесь типичен для визуальных новелл: игрок читает текст поверх статичных картинок, направляя сюжет в нужное русло путем выбора вариантов ответа в диалогах. В игре есть опция, позволяющая «проматывать» уже изученные моменты сюжета, что позволяет быстрее дойти до одной из 13 возможных концовок при повторных прохождениях.

If My Heart Had Wings

Дата выхода : 2013 г.

Жанр : Визуальный роман, эроге

Качественная японская визуальная новелла с простеньким, но интересным сюжетом, который вращается вокруг полетов на глайдере. Игровой процесс ничем не отличается от других представителей жанра – игрок смотрит сменяющиеся картинки с текстом (иногда встречаются даже анимированные вставки) и периодически выбирает варианты ответа в диалоге. Сюжет имеет несколько глобальных ответвлений и чуть больше более мелких, возникновение которых напрямую зависит от выбора игрока.

Неплохой проект для поклонников жанра с традиционно высокой реиграбельностью (благодаря наличию множества концовок). Приятная графика, качественная озвучка и атмосферный саундтрек, который не стыдно приобрести отдельно от игры.

Серия игр Sakura

Дата выхода : 2014-2016 г.

Жанр : Визуальный роман

Серия визуальных новелл от настоящих мастеров своего дела компании Winged Cloud, отличающаяся чарующими несвязанными между собой сюжетами, запоминающимися персонажами и атмосферным музыкальным сопровождением. Геймплей же у всех игр предельно прост и предназначен скорее для расслабления. От игрока лишь необходимо читать текст и в определенные игровые моменты осуществлять выбор вариантов ответа в диалогах и пр.

Множество концовок, восхитительные эротические сцены и колоссальная реиграбельность каждой из частей делает данную серию одним из эталонных представителей жанра. Всем поклонникам визуальных романов обязательно к ознакомлению! Также проект наверняка понравится любителям романтических историй и аниме.

NEKOPARA

Дата выхода : 2014 г.

Жанр : Визуальный роман, эроге

Серия отличных визуальных новелл с элементами эроге, повествующих о мире, где люди живут бок о бок с нэко (девушками-кошечками, которые практически ничем не отличаются от людей, за исключением некоторых визуальных деталей и кошачьих повадок).

Как и в других визуальных новеллах, геймплей здесь состоит из чтения текста и перехода от одной части отображаемого вместе с картинками текста к другой. Все это сопровождается атмосферной фоновой музыкой. Сюжетных развилок игре нет, поэтому и влиять на развитие истории игрок не может. Персонажи полностью озвучены и анимированы. В целом данный проект следует воспринимать скорее, как интерактивный мультфильм с минимальным (своего рода «медитативным») геймплеем.

Amnesia: Memories

Дата выхода : 2015 г.

Жанр : Визуальный роман, аниме

Великолепная приключенческая визуальная новелла, в которой игроку нужно будет вернуть утраченные воспоминания безымянной девушке, и помочь ей вернуться в родной мир. В игре оригинальная подача сюжета: вместо привычного построения отношений нас ожидает выбор одного из нескольких параллельных миров. При этом героиня будет изначально поставлена в ситуацию, где игроку о ее ранних выборах можно будет только смутно догадываться. Каждое же возвращенное воспоминание может буквально перевернуть всю историю наизнанку и заставляет сомневаться уже в своих собственных выборах.

В остальном же игра является традиционной визуальной новеллой с соответствующим геймплеем. Из плюсов игры стоит отметить отличный сюжет, приятную анимацию, множество хороших и нейтральных концовок, еще большее число плохих концовок (преимущественно со смертью главной героини в конце) и наличие мини-игр, вносящих разнообразие в геймплей.

fault – milestone two side:above

Дата выхода : 2015 г.

Жанр : Визуальный роман

Великолепное продолжение другой неплохой визуальной новеллы fault milestone one (вернее первая половина второй части игры). При этом если первая часть была неплохая в графическом плане, то в отношении второй разработчики буквально превзошли себя. В игре присутствует анимация и разнообразные эффекты, делающие картинку очень живой и объемной. Конечно, игровой процесс здесь традиционно для жанра сведен к минимуму: участие игрока здесь сводится буквально к «перещелкиванию» окошек с диалогами. Все. Никаких выборов, влияющих на сюжет и т.п. Просто волшебная история, которая по какой-то неведомой причине названа игрой.

Душевный и трогательный проект, способный затянуть игрока, словно хороший фильм. Поклонникам кинетических новелл, аниме и увлекательных историй – строго к ознакомлению, всем остальным – по желанию.

Blood Code

Дата выхода : 2015 г.

Жанр : Визуальный роман, аниме, симулятор

Увлекательная визуальная новелла, рассказывающая об обычной девочке и ее романтических отношениях с принцами и королями. Герои здесь могут быть страстными, нежными, внимательными, неприветливыми и пр. Разнообразие ситуаций порадует поклонников жанра.

В целом же, это традиционный для визуальных новелл поджанр «симулятор свиданий» со всеми вытекающими геймплейными особенностями. Выбираем себе персонажа, которого мы будем добиваться и налаживаем с ним отношения, параллельно планируя день и организовывая учебу/работу/досуг нашей главной героини. Большая часть времени сводится к чтению диалогов, однако нередко нам придется выбирать различные действия героини и варианты ответов, что напрямую будет влиять на сюжет игры.

Danganronpa 1 и 2

Дата выхода : 2016 г.

Жанр : Визуальный роман, приключение

Две части отличных детективных визуальных новелл, в которых атмосфера постоянного напряжения и отчаяния умело сочетается с юмористическими вставками и каламбурами. Игровой процесс разделен на исследования (проходящие преимущественно в текстовом исполнении с возможностью выбора вариантов ответа или действия героя) и мини-игры, не дающие заскучать в процессе прохождения. В конечном итоге игроку предстоит решить основную загадку и вычислить того, кто стоит за событиями, разворачивающимися в каждой из частей. Конечно же, концовок в обеих играх несколько и зависят они от выборов, осуществляемых игроком в процессе прохождения.

Отличные сюжеты, приятная рисовка и неплохое музыкальное сопровождение – что еще нужно для фаната подобного жанра? Любителям детективных историй и расследований также не стоит проходить мимо.

Lucy – The Eternity She Wished For

Дата выхода : 2016 г.

Жанр : Визуальный роман, аниме

Визуальная новелла, повествующая о недалеком будущем, где андроиды стали вполне обычным делом, однако робот, которого нашел главный герой истории, отличается от остальных… Традиционно для жанра, в данной игре делается большой упор на сюжете. Наш персонаж постоянно сталкивается с выборами и моральными дилеммами, на которые мы можем напрямую влиять, подталкивая его к тому или иному решению (и соответственно к определенному сюжетному ответвлению).

Очень трогательная новелла, которая вполне может заставить игрока прослезиться после финальных титров. Видно, что разработчики хорошо потрудились над сюжетом, который здесь выше всяких похвал. Крайне рекомендуется всем, кому хоть сколько-либо интересна тема взаимоотношений людей и роботов.

VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action

Дата выхода : 2016 г.

Жанр : Визуальный роман, аниме,

Оригинальная визуальная новелла, в которой мы будем играть за барменшу Джилл, обслуживающую захудалый Бар где-то в закоулках футуристического мегаполиса. Наша основная функция – подавать посетителям напитки, параллельно с этим общаясь с ними и узнавая их секреты, меняя настроение и пр. При этом традиционного выбора ответов в диалогах здесь нет. Влиять на персонажей мы можем только посредством создаваемых коктейлей из определенных ингредиентов. Подача правильных напитков позволит продолжить разговор или даже поспособствует изменению настроения посетителя.

В игре присутствуют деньги, которые мы можем зарабатывать в баре (довольные посетители нередко оставляют чаевые) и тратить на оплату счетов, убранство дома или понравившиеся вещи. В остальном же игра является классическим представителем жанра, где игрок большую часть времени читает увлекательные диалоги.

ACE Academy

Дата выхода : 2016 г.

Жанр : Визуальный роман, аниме

Добрый и позитивный визуальный роман с объемным и довольно разветвленным сюжетом, который повествует об академии, обучающей управлению мехами. Видно, что разработчики не гнушались экспериментировать с различными механиками, нетипичными для визуальных новелл. Так, например, вначале игры мы можем выбрать для своего героя одну из трех ключевых особенностей, которая будет «подсказывать» в диалогах подходящие варианты отватов.

К плюсам игры также стоит отнести качественную озвучку и неплохую графическую составляющую. В остальном же, игра представляет собой яркого представителя жанра, поэтому приготовьтесь к обилию текстовой информации, через которую здесь и подается сюжет.

Angels with Scaly Wings

Дата выхода : 2017 г.

Жанр : Визуальный роман, драконы

Уникальный симулятор свиданий, поданный в форме визуального романа, в котором наш герой, являясь представителем человечества, должен взаимодействовать с попадающими в наш мир драконами, распутать заговор против фентезийных существ и возможно найти свою любовь. В игре затягивающий сюжет и на удивление живые персонажи, которым можно сопереживать. Множество концовок, появление которых напрямую зависит от выбора игрока, который он должен делать в различные ключевые моменты повествования.

Игровой процесс здесь сводится к чтению текста, через который подается сюжет и просмотру соответствующих артов. Периодически мы можем осуществлять выбор (действий, вариантов ответов и пр.), которые «отправляют» историю в то или иное русло. В целом, ничего нового в жанр не добавлено, однако поклонники подобных игр наверняка будут в восторге.

Nightshade

Дата выхода : 2017 г.

Жанр : Визуальный роман

Увлекательная история, поданная в виде визуальной новеллы, повествующая о девушке-синоби, которая вместе со своими друзьями отправилась на первое задание и естественно что-то пошло не так. Теперь героине предстоит разобраться, кто враг, а кто друг, и что вообще происходит. Ну и конечно, найти свою любовь! В игре пять сюжетных линий с различными концовками. Конечно же, развитие истории напрямую зависит от принимаемых нами решений в ключевые моменты повествования.

В остальном же игровой процесс не отличается особыми «наворотами» и вполне традиционен для жанра. Читаем текстовые вставки, смотрим отличные арты и периодически осуществляем выбор, влияющий на дальнейший сюжет, который здесь весьма и весьма неплох.

Dal Segno

Дата выхода : 2017 г.

Жанр : Визуальный роман

Духовный наследник серии Da Capo, выполненный в жанре визуальная новелла. Действие игры разворачивается на острове, который практически является раем на земле. Главный герой только недавно попал сюда, однако быстро познакомился с пятью разными девушками, с одной из которых по воле игрока он и останется, в конце концов.

Сюжет в игре увлекательный, однако, звезд с неба не хватает. Классическая история, в которой герою нужно найти любовь всей своей жизни. Игровой процесс такой же, как и у большинства игр данного жанра – читаем текстовые вставки на фоне статичных (иногда анимированных) картинок и принимаем решения, влияющие на дальнейшее развитие событий. Концовок несколько, что и не удивительно. Отличный вариант для поклонников романтических визуальных историй.

Lingering Fragrance

Дата выхода: 2018 г.

Жанр: Визуальная новелла

Короткая эротическая визуальная новелла в аниме-стилистике, рассказывающая три разных истории (две из которых открываются после прохождения первой). Действие игры разворачивается в школе, а ее главные герои – ученики-старшеклассники, которые из-за активной учебы начинают терять память. И чтобы окончательно не забыть друг друга школьники начинают создавать себе теплые воспоминания.

Игровой процесс здесь ничем не отличается от других подобных игр – мы в роли одного из трех героев разговариваем с различными персонажами на фоне рисованных статичных картинок и постепенно продвигаемся по сюжету, выбирая подходящие для себя варианты ответов, которые определенным образом влияют на дальнейшее развитие событий. В игре приятная визуальная составляющая, интересный сюжет и неплохая фоновая музыка.

Crystalline

Дата выхода: 2018 г.

Жанр: Визуальная новелла

Эпизодическая визуальная новелла, в которой мы в роли простого парня случайно попадаем в фэнтези-мир, где магия и всякие фантастические создания – обычное дело. Теперь игрокам в лице главного героя предстоит разобраться во всех хитросплетениях местного сюжета, найти свое место в новом мире и встретить свою любовь.

В игре классический для визуальных новелл геймплей, где игрок должен читать множество разнообразных диалогов, в определенные моменты делать выбор и следить за последствиями этого выбора. Из плюсов можно отметить приятную озвучку героев, наличие анимации (персонажи двигаются на фоне статичных картинок-задников), детально отрисованные фоны, увлекательный сюжет и неплохой юмор.

ISLAND

Дата выхода: 2018 г.

Жанр: Визуальная новелла

Сложный визуальный роман с разветвленным сюжетом, в котором история вращается вокруг молодого парня по имени Санценкай Сецуна, попавшего на остров и совершенно потерявшего память. Три крупных семьи острова находятся в разногласии, а сам остров в упадке и новичку теперь предстоит изменить судьбу острова и его жителей.

Большая часть игрового процесса здесь тратится на чтение диалогов, в которых и раскрывается история. Текст в игре сопровождается картинками с изображением персонажа, с которым разговаривает главный герой и фона локации, на которой он находится. В определенные моменты игроку приходится выбирать ответ в диалоге или действие, которое главный герой должен совершить, что прямым образом будет влиять на развивающийся сюжет. Основных сюжетных линии здесь три, при этом некоторые действия игрока могут преждевременно закончить игру, что равносильно проигрышу.

Похожие публикации