Виды социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Формы социального обслуживания инвалидов Виды социального обслуживания лиц с инвалидностью

Виды социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

1. Социальное обслуживание на дому.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Противопоказаниям к принятию на обслуживание являются: психические заболевания в стадии обострения, хронический алкоголизм, венерические, карантинные инфекционные заболевания, бактерионосительство, активные формы туберкулеза, а также иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

На основании документов, представленных гражданами или их законными представителями (заявления, медицинского заключения, справки о доходах), а также акта материально-бытового обследования Комиссия по оценке нуждаемости в социальном обслуживании выносит решение о принятии на обслуживание.

Обслуживание на дому осуществляется путем предоставления платных социальных услуг, входящих в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями, а также дополнительных социальных услуг, не входящих в эти перечни. Эти услуги выполняет социальный работник, посещающий обслуживаемого.

С обслуживаемым или его законным представителем заключается договор на оказание социальных услуг на дому, в котором указываются виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые они должны быть предоставлены, порядок и размер их оплаты, а также другие условия, определяемые сторонами.

2. Полустационарное обслуживание.

Полустационарное социальное обслуживание включает: социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов и престарелых, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

Получателями государственной услуги могут быть лица, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, соответствующие одновременно следующим условиям:

  • 1) наличие гражданства Российской Федерации, а для иностранных граждан и лиц без гражданства - наличие вида на жительство;
  • 2) наличием регистрации по месту жительства, а при отсутствии последней - регистрацией по месту пребывания;
  • 3) наличие инвалидности либо достижение пожилого возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет);
  • 4) отсутствие заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к полустационарному социальному обслуживанию в отделениях дневного пребывания.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

3. Стационарное социальное обслуживание.

Стационарное социальное обслуживание инвалидов и престарелых, содержащихся в учреждениях социальной защиты населения имеет следующие особенности:

Стационарное социальное обслуживание осуществляется в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах.

В дома-интернаты принимаются граждане пенсионного возраста (женщины с 55 лет, мужчины - с 60 лет), а также инвалиды I и II групп старше 18 лет при условии, если у них нет трудоспособных детей или родителей, обязанных их содержать;

В дома-интернаты для инвалидов принимаются только инвалиды I и II групп в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособных детей и родителей, обязанных по закону их содержать;

В детский дом-интернат принимаются дети от 4 до 18 лет с аномалиями умственного или физического развития. При этом не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами;

В психоневрологический интернат принимаются лица, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, независимо от того, есть ли у них родственники, обязанные по закону их содержать, или нет;

В специальные дома-интернаты направляются лица, систематически нарушающие правила внутреннего распорядка, а также лица из числа особо опасных преступников, а также занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;

В стационарных учреждениях осуществляется не только уход и необходимая медицинская помощь, но и реабилитационные мероприятия медицинского, социального, бытового и лечебно-трудового характера;

Заявление о приеме в дом-интернат вместе с медицинской картой подается в вышестоящую по подчиненности организацию социального обеспечения, которая и выдает путевку в дом-интернат. Если лицо является недееспособным, то помещение его в стационарное учреждение осуществляется на основании письменного заявления его законного представителя;

В случае необходимости с разрешения директора дома-интерната пенсионер или инвалид может на срок до 1 месяца временно выбыть из учреждения социального обслуживания. Разрешение на временный выезд выдается с учетом заключения врача, а также письменного обязательства родственников или иных лиц об обеспечении ухода за престарелым или инвалидом.

4. Срочное социальное обслуживание.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

За помощью могут обращаться: неработающие одинокие и одиноко проживающие малоимущие пенсионеры и инвалиды. Семьи, состоящие из пенсионеров, при отсутствии трудоспособных членов семьи, если среднедушевой доход за расчётный период, ниже прожиточного минимума пенсионера, который изменяется ежеквартально; граждане, потерявшие близких родственников, не имеющих бывшего места работы для оформления документов на получение пособия на погребение.

Обратившийся за помощью должен иметь следующие документы: паспорт, пенсионное удостоверение, трудовую книжку, справку об инвалидности (для граждан, имеющих инвалидность), справка о составе семьи, справка о размере пенсии за три последних месяца.

Срочное социальное обслуживание осуществляется муниципальными центрами социального обслуживания или отделениями, создаваемыми для этих целей при органах социальной защиты населения.

5. Социально- консультативная помощь.

Социально-консультативная помощь инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Социально-консультативная помощь инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

  • - выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
  • - профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
  • - работу с семьями, в которых живут инвалиды, организацию их досуга;
  • - консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройства инвалидов;
  • - обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем инвалидов;
  • - правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
  • - иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для инвалидов.

Организацией и координацией социально-консультативной помощи занимаются муниципальные центры социального обслуживания, а также органы социальной защиты населения, которые создают для этих целей соответствующие подразделения.

социальный жизненный реабилитация

Согласно российскому законодательству, социальное обслуживание -- это деятельность соответствующих служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся и трудной жизненной ситуации.

Очередным законодательным регулятором вопросов доступности среды жизнедеятельности стало Постановление Правительства РФ от 25.11.1995г. № 1151, где был уточнен федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. В настоящем акте перечислены услуги, предоставляемые инвалидам и пожилым в условиях стационарного учреждения и на дому: материально-бытовые, социально-медицинские, правовые, ритуальные, образовательные услуги, а также услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией.

Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. № 473 регулирует порядок предоставления социальных услуг. Ими могут воспользоваться бесплатно:

одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

инвалиды, имеющие родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;

инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

Социальное обслуживание инвалидов включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Такие услуги оказываются только при условии добровольного согласия инвалидов, за исключением случаев, когда это необходимо сделать, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Оказание социальных услуг, может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государством в федеральном перечне, относятся:

организация питания, в том числе доставка продуктов на дом;

помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

содействие в организации ритуальных услуг;

другие надомные социальные услуги.

Полустационарное социальное обслуживание включает:

социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов;

организацию их питания, отдыха;

обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности;

поддержание активного образа жизни.

Оно предоставляется нуждающимся в нем инвалидам, сохранившим способность обслуживать себя и активно передвигаться, не имеющим медицинских противопоказаний к предоставлению такового, осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Оно включает меры по созданию для инвалидов наиболее удобных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, способствующей достижению такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в домах-интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, здоровьем и социальным положением. Инвалид, выбравший проживание в подобном учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату согласно действующим тарифам, встречаться с родственниками, друзьями практически в любое время. Супруги из числа проживающих в доме-интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.

Комплекс мер, которые связаны с социальным обслуживанием населения, также предполагает соблюдение норм права, распространяющихся не только на инвалидов, но и на всех граждан. В частности, это касается обслуживания населения в магазинах, ателье, домах быта и иных организациях подобного рода. Правда, и в этих случаях законодательство ориентирует лиц, занимающихся оказанием таких услуг, на особое отношение к гражданам, признанных инвалидами. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди в предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, которые занимаются обслуживанием населения. Инвалиды пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.

  • 1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:
  • 1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  • 2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  • 3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
  • 4) срочное социальное обслуживание;
  • 5) социально-консультативную помощь.
  • 2. Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.
  • 3. Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Социальное обслуживание на дому

  • 1. Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
  • 2. К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
  • 1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
  • 2) помощь в приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
  • 3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские организации;
  • 4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  • 5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
  • 6) содействие в организации ритуальных услуг;
  • 7) другие надомные социальные услуги.
  • 3. При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
  • 4. Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
  • 5. Социальное обслуживание на дому осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Социально-медицинское обслуживание на дому

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Статья 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.

Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Срочное социальное обслуживание

  • 1. Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
  • 2. Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:
  • 1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
  • 2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  • 3) разовое оказание материальной помощи;
  • 4) содействие в получении временного жилого помещения;
  • 5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
  • 6) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
  • 7) иные срочные социальные услуги.

Социально-консультативная помощь

  • 1. Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
  • 2. Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:
  • 1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
  • 2) профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
  • 3) работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга;
  • 4) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;
  • 5) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • 6) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
  • 7) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Полустационарное социальное обслуживание

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, предусмотренных в части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Статья 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки медицинской организации о состоянии его здоровья.

Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Стационарное социальное обслуживание

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.

Право инвалидов на социальное обслуживание

Конституция РФ в ст.7 установила, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Такая правовая норма и отражает человеколюбие и милосердие, оно выражается конкретно в создании государством условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь пожилых людей и инвалидов на территории РФ.

Уровень социальной обеспеченности абсолютно всех категорий инвалидов в настоящее время не достаточно высок несмотря на то, что государство уже сделало немало в этом направлении и в целом социальное обеспечение инвалидов улучшилось за последнее десятилетие.

В статье 5 Закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Статья 5. Право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание указывается на право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание.

Во-первых, гражданин должен быть пожилым или инвалидом. Если гражданин инвалид, то он уже не обязательно должен быть пожилым в соответствии с Законом; и наоборот, если гражданин по Закону считается пожилым, то он уже не обязательно должен являться инвалидом.

Пожилым гражданин будет считаться при достижении им определенного возраста. Данным возрастным барьером считается 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Подтвердить данный факт человек может просто предъявлением паспорта, других документов для этого не требуется. Факт того, что человек является инвалидом, должен подтверждаться согласно п.36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, справкой. Согласно п.5 - 13 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:

  • а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

В случае признания гражданина инвалидом Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 06.08.2015) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Вторым обязательным условием для наличия самого юридического факта будет являться то, что такой гражданин должен нуждаться в постоянной или временной посторонней помощи О праве граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание на дому. Это возможно по причине частичной или полной утраты возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению. Но возможно, что это будут и какие-то другие причины, по которым можно судить о такой неспособности гражданина самому удовлетворять свои потребности и т.д. На практике, когда обращаются в органы социальной защиты с заявлением, они не выясняют факт нуждаемости в посторонней помощи, а смотрят на наличие определенного возраста или инвалидности.

Именно наличие первого и второго обстоятельства в совокупности дает состав самого юридического факта, основания для получения гражданином социальной помощи от государства в рамках комментируемого Закона.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания инвалидов Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Статья 3. Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Первый принцип, который отражен в Законе - принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина - имеет свое конституционное значение, которое сводится к тому, что Российская Федерация обязана выполнять взятые на себя международные обязательства по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, отраженные в международных документах (конвенциях, протоколах, пактах и соглашениях). Вместе с тем применительно к Закону принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина имеет и свое отличное от конституционного содержание. Однако оно основано опять-таки на конституционном закреплении данного принципа. Соблюдение прав человека выражается как в равенстве прав всех граждан на получение социальной помощи от государства, так и в свободе выбора получения такой помощи.

Следующий принцип предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания не закреплен напрямую в Конституции РФ, но он следует из ряда положений Конституции. Конституция РФ объявила Россию социальным государством и закрепила принцип ответственности государства за взятые на себя обязательства по социальному обслуживанию граждан. Государство не может отказаться в одностороннем порядке от исполнения своих обязательств перед гражданами, в том числе по их социальному обслуживанию, которое оно гарантировало им ранее.

Принцип предоставления государственных гарантий по социальному обслуживанию держится, с одной стороны, на том, что Конституция РФ и стоящий на страже закона Конституционный Суд РФ не позволяют отдельным органам государственной власти как-либо умалять права граждан на социальное обслуживание, и, с другой стороны, реализуется на бюджетных гарантиях государства. Органы государственной власти при формировании бюджета на каждый финансовый год обязаны закладывать в него необходимые прогнозируемые суммы расходной части бюджета для того, чтобы исполнить в следующем финансовом году свои обязательства перед гражданами.

Глава 13.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрела формирование Стабилизационного фонда. Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств. Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, проект которого вносится Правительством РФ.

Закон также предусмотрел определенные гарантии исполнения обязательств государством социальной помощи. Далее государство гарантирует получение всего комплекса социальных услуг, который установлен.

На федеральном уровне есть два подзаконных нормативных правовых акта, которыми и регулируется содержание и качество социальных услуг, - это Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг", принятый Постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 327-ст, и Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения", принятый Постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 326-ст.

Следующий правовой принцип, сформированный законодателем в Статье 3, оформлен как принцип преемственности всех видов социального обслуживания. Это означает, скорее всего, преемственность политики нашего государства в вопросах социального обслуживания.

Рассмотрим содержание принципа ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности инвалидов. Данный принцип продиктован организационной необходимостью в социальном обеспечении пожилых граждан и инвалидов. Потребности у каждого инвалида или пожилого человека разнообразны, в первую очередь это продиктовано состоянием их здоровья, особенностями их истории болезни. Также далеко не последнюю роль играют такие факторы: совместно с кем-то или одиноко проживает гражданин, может ли он самостоятельно обеспечивать себя и обслуживать себя в социально-бытовом плане. Именно данные факторы и влияют в основном на определение типа и содержание услуг по социальной помощи пожилых граждан и инвалидов. Ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов достигается посредством наличия перечня разнообразных социальных услуг, которые могут быть предоставлены гражданам, и выбора для каждого в итоге не всего сразу перечня услуг, а только тех услуг, в которых действительно нуждается инвалид или пожилой человек.

Таким образом, деятельность в сфере социального обслуживания инвалидов строится на принципах:

соблюдения прав человека и гражданина;

предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для инвалидов;

преемственности всех видов социального обслуживания;

ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности инвалидов;

приоритета мер по социальной адаптации инвалидов;

ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

В социально-бытовом обслуживании нуждается большинство инвалидов. Помощь других людей требуется и тем инвалидам, которые проживают в отдельной квартире, и тем, кто проживает со своей семьей, и тем, кто находится в домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания. Соответственно, социально-бытовое обслуживание инвалидов может осуществляться на дому (включая социально-медицинское обслуживание), в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания (полустационарное социальное обслуживание), а также в стационарных учреждениях социального обслуживания (стационарное социальное обслуживание). В случае необходимости инвалиды получают срочное социальное обслуживание и социально-консультативную помощь.
Согласно Федеральному закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
К числу надомных социальных услуг относятся: 1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
3) содействие в получении медицинской помощи, В Том числе сопровождение в медицинские учреждения;
4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
6) содействие в организации ритуальных услуг;
7) другие надомные социальные услуги.
При обслуживании инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
Номенклатура учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов определена письмом Минтруда РФ от 5 января 2003 г. № 30-ГК.
Чтобы получать надомные социально-бытовые услуги, инвалиду следует обратиться с заявлением в орган социального обслуживания населения по месту своего жительства.
Отказано в предоставлении социальных услуг на дому может быть тем инвалидам, которые являются бактерио или вирусоносителями, либо больны хроническим алкоголизмом, активной формой туберкулеза, тяжелым психическим расстройством, венерическими заболеваниями либо имеют карантинные инфекционные заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
Полустационарное социальное обслуживание инвалидов включает их социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание, организацию питания, отдыха, обеспечение участия инвалидов в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
К учреждениям (отделениям) полустационарного социального обслуживания инвалидов относятся:
- дом ночного пребывания;
- социальный приют;
- социальная гостиница;
- центр (отделение) социальной адаптации;
- социально-реабилитационное отделение для инвалидов;
- центр (отделение) дневного пребывания инвалидов;
- центр (отделение) временного проживания инвалидов.
Инвалид пожилого возраста или инвалид, сохранивший способность к самообслуживанию и активному передвижению, вправе подать заявление о принятии на полустационарное социальное обслуживание в учреждение социального обслуживания. У инвалида не должно быть медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, что подтверждается справкой учреждения здравоохранения о состоянии здоровья инвалида. Заявление рассматривается руководителем учреждения социального обслуживания, который принимает окончательное решение на основании представленных документов.
Инвалидам, находящимся на стационарном социальном обслуживании, оказывается разносторонняя социально-бытовая помощь в максимально возможном объеме. Инвалиды, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию и нуждаются по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении, могут быть приняты в дома-интернаты, пансионаты и другие учреждения социального обслуживания.
Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания профилированы в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением инвалидов. Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
К стационарным учреждениям социального обслуживания инвалидов относятся:
- дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов;
- дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда;
- специальный дом-интернат (отделение) для престарелых и инвалидов;
- псйхоневрологический интернат;
- реабилитационный центр (отделение) для инвалидов молодого возраста;
- дом-интернат (отделение) милосердия;
- геронтологический центр;
- геронтопсихиатрический центр;
- дом-интернат малой вместимости;
- социально-оздоровительный центр.
Инвалиды, которые проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями. Они сохраняют право на жилые помещения, занимаемые ими по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение 6 месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания. Если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, то они сохраняют право пользования таким жильем в течение всего времени пребывания в этом учреждении.
Инвалид может быть помещен в стационарное учреждение социального обслуживания по личному заявлению, заверенному подписью, либо по вступившему в силу решению суда, например, принятому на основании заявления органа социальной защиты населения. Лица, не достигшие 14 лет, и лица, признанные судом недееспособными, помещаются в такое учреждение на основании письменного заявления их законных представителей. Принудительное помещение инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания не допускается.
В рамках срочного социального обслуживания инвалиды могут получить следующие социальные услуги:
- разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
- разовое оказание материальной помощи;
- содействие в получении временного жилого помещения;
- организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
- организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
- иные срочные социальные услуги.
Такое обслуживание нацелено на оказание неотложной помощи разового характера любым инвалидам, которые остро нуждаются в социальной поддержке.
Срочным социальным обслуживанием инвалидов занимаются службы и отделения срочного социального обслуживания, иные учреждения (отделения) социального обслуживания инвалидов, а также организации, находящиеся при них.
Отдельными видами помощи инвалиды могут обеспечиваться в социальных столовых, отделениях торгового обслуживания малообеспеченных граждан, в лечебно-производственных трудовых мастерских.
Социальная столовая создается как структурное подразделение учреждения социального обслуживания, предназначенное для оказания помощи инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке из- за малой обеспеченности или в связи с утратой способности к самообслуживанию. Столовые обеспечивают инвалидов горячим питанием, полуфабрикатами или продуктовыми наборами. Отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан действует как структурное подразделение учреждений социального обслуживания, предназначенное для продажи товаров первой необходимости малообеспеченным категориям населения по льготным ценам. Лечебно-производственные трудовые мастерские, подсобные хозяйства при учреждениях социального обслуживания инвалидов предназначены для осуществления лечебно-трудовой активирующей терапии.
Инвалидам может оказываться социально-консультативная помощь, которая направлена на их адаптацию в обществе, создание благоприятных отношений в семье и условий для общения с другими людьми. За оказанием такой помощи инвалид может обратиться в учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывающие социально-консультативную помощь, которыми являются консультативные центры (отделения), т. е. учреждения (отделения), предназначенные для защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов.
В названных учреждениях инвалиды могут получить психологическую поддержку, организацию своего досуга, консультации по вопросам обучения, профессиональной ориентации, трудоустройства, правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания.
Конкретный перечень услуг социально-бытового обслуживания, которые могут быть оказаны инвалиду по месту его жительства, определяется органами государственной власти субъектов РФ с участием общественных объединений инвалидов. Например, в Саратовской области Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в Саратовской области, утвержден постановлением правительства Саратовской области от 20 декабря 2004 г. № 283-П.
Дееспособный инвалид в любое время имеет право отказаться от услуг учреждения социального обслуживания. Для этого необходимо подать соответствующее письменное заявление. За детей-инвалидов, не достигших возраста 14 лет, и недееспособных инвалидов заявление вправе подать их законные представители. В случае отказа от социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения. Данный отказ может повлечь за собой ухудшение состояния здоровья или угрозу для жизни инвалидов и оформляется письменным заявлением, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.
Социальное обслуживание инвалидов, осуществляемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения инвалидом правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг. Например, когда инвалид систематически не открывает дверь социальному работнику и отказывается разговаривать с ним по телефону.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно указанному Закону, инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет - категория «ребенок-инвалид».

Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества: для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих государственным программах, предоставления им социальной помощи и т.д.

В соответствии с Федеральными Законами определяются следующие формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

Социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;



Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

Стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях);

Срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;

Социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

Все большую роль играют нестационарные учреждения, в том числе центры социального обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов.

Согласно Примерному положению о Центре социального обслуживания (от 20 июля 1993 г.) 19 это учреждение социальной защиты населения осуществляет на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.

Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и т.д.

Основными задачами деятельности Центра являются:

Выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.);

Определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной помощи;

Дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;

Предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

Анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;

Привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координации их деятельности в этом направлении.

В настоящее время расширяется система медико-социальной помощи инвалидам.

Так, Федеральный Закон о социальной защите инвалидов конкретизирует понятие медико-социальной экспертизы как определения в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения.

На Государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) участие в разработке комплексной программы профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

4) определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;

5) определение причины смерти инвалида в случаях, когда действующим законодательством предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Закон вводит понятие реабилитации инвалидов как системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им экономической независимости и его социальной адаптации.

Реабилитация инвалидов включает:

Медицинскую реабилитацию инвалидов, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

Профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудового устройства;

Социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Федеральной базовой программой реабилитации инвалидов является гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.

На основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы для инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление и компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности.

Мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов осуществляет Государственная служба инвалидов, представляющая собой совокупность органов государственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня.

Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов происходит через медицинскую помощь, беспрепятственный доступ к информации и к объектам социальной инфраструктуры.

Таким образом, важнейшей задачей государства на современном этапе является создание эффективной системы социального обслуживания как комплекса услуг различным категориям населения, находящимся в зоне социального риска.

Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в решении возникших у них социальных проблем по восстановлению или усилению их способности в самообеспечении и самообслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями.

Основная цель формирования этой системы - повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных гарантий.

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Что понимается под системой социального обслуживания населения?

2. Приоритеты и задачи системы социального обслуживания населения.

3. Виды и типы социального обслуживания населения.

4. Территориальные и специализированные институты социального обслуживания, деятельность социальных работников в данных учреждениях.

5. Социальные институты по работе с детьми и семьями.

6. Учреждения социального обслуживания клиентов с особыми нуждами и специфика работы с ними.

7. Территориальные учреждения по работе с инвалидами: типы и виды социального обслуживания.

8. Учреждения по обслуживанию пожилых людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994 гг.) - М., 1994.

2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. - М.,1997.

3. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. - М.,1994.

4. Социальная работа в условиях перехода России к рыночным отношениям: анализ, прогнозы. - М.,1995.

5. Социальная работа с инвалидами. - М., 1996.

6. Социальная работа с пожилыми людьми. - М., 1995.

7. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. - М., 1997.-T.I.

8. Теория и методика социальной работы: краткий курс. - М., 1994.

9. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. - М., 1994.

10. Теория и методика социальной работы. - М., 1993. - Вып. 1.

11. Теория и методика социальной работы. - М., 1995. - Вып. 1.

12. Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. - М., 1997.

13. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М.Панова. - М.: Юрист, 1997. - 168 с.

14. Пинкус А, МинаханА. Практика социальной работы. - М.: Союз, 1993.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 См.: Топчий Л.В.

2 Бартер Р. Словарь социальной работы. - М.: Ин-т социальной работы, 1994.-С. 113.

3 См.: Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. - М.: Минсоцзащиты России, 1994.

4 См.: Топчий Л.В. Социальные службы России: от оптимального минимума к гармонии разнообразия // Российский журнал социальной работы. - 1997. - №1.-С.8-17.

5 Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации. Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994 гг.). - М., 1994. - С. 32-33.

6 Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. - М.: Издание Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1997. - С. 39.

7 Федотов И.П., Федотова С.Ю. Концепция системных потребностей социально-экономических структур - подход к анализу процессов в обществе // Российский журнал социальной работы. - 1998. - № 1. - С. 10-17.

8 Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации. Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994 гг.). - М., 1994. - С. 33-37.

9 Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994гг.).-М., 1994.-С. 57-67.

10 Ковалев В.Н. Социальное образование: анализ ситуации и путей развития / Социальная работа: теория, технология, образование // МГСУ. - 1996. - № 2. - С. 58.

11 См. Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации. Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994 гг.)-М., 1994. -С. 40-41.

12 См.: Топчий Л.В. Социальные службы России: от оптимального минимума к гармонии разнообразия // Российский журнал социальной работы. - 1997. - №1.-С.8-17.

13 См.: Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994 гг.). - М., 1994. - С. 82-91.

14 Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие. - М.: Наука, 1995.

15 Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994гг.).-М. 1994. -С. 82-91.

16 Манукян Э.А. Территориальные центры социальной помощи семье и детям: опыт, тенденции, перспективы // Российский журнал социальной работы. - 1996.- №2.- С. 39- 43.

17 Шмелева Н.Б. «Третий» возраст и его проблемы: Технологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми // Российский журнал социальной работы. - 1995. - № 2. - С. 63-67.

18 Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994гг.).-М., 1994. - С. 77-81.

19 Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994гг.).-М., 1994. - С. 57-67.

Похожие публикации