Виды слухов и их характеристика таблица. Виды слухов и их характеристика

Слухи -- это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации, придающая ей некоторую особенность), передающаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», и функционирующая исключительно в звуковой форме. Подчеркнем: слухи и сплетни -- это всегда искаженная, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, не проверенная по каким-то причинам информация. С течением времени, разумеется, слухи могут подтверждаться фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в знание, в достоверную информацию.

Согласно общим социально-психологическим определениям, слухи -- это «массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу». В несколько иной, однако также известной социально-психологической трактовке, слухи -- это тот «специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории».

Поскольку слухи -- всегда в той или иной степени недостоверная информация, то один из наиболее очевидных способов построения типологии слухов, как правило, сводится именно к их классификации по степени достоверности содержащейся в слухе информации. С этой, информационной точки зрения, слухи подразделяются на четыре типа -- от абсолютно недостоверных через просто недостоверные, достоверные и близкие к действительности. Еще раз следует подчеркнуть: принято считать, что полностью информационно достоверными слухи практически никогда не бывают, поскольку в самом процессе циркуляции фабула слуха обычно претерпевает психологически закономерные трансформации. Более того, хорошо известно, что в процессе устной циркуляции любая, даже самая достоверная информация постепенно теряет степень своей «достоверности» (тождественности оригиналу) и, рано или поздно, превращается в слухи. Даже средневековый европейский герольд или наш родной, отечественный глашатай, читавший один и тот же монарший указ в разных населенных пунктах с разной интонацией и «выражением», неизбежно превращал текст указа в пересказываемый им слух. При «обращении в слух» письменной информации, это практически всегда становится неизбежным. Тем более это многократно усиливается, когда сказанное вслух начинает передаваться уже не профессионалом-диктором, а пересказываться простыми людьми. Умножающиеся искажения всегда увеличивают степень недостоверности информации. Не случайно в парламентах многих развитых стран мира категорически запрещается принимать законы или поправки к законам, что называется, «на слух» или «со слуха».

Так, искажающе, действует слух в качестве специфического канала передачи информации. Тем более эта особенность проявляется при рассмотрении слухов в качестве особого содержательного явления, изначально далекого от достоверной информации.

Суммируя многочисленные определения, выделим наиболее существенное для понимания слухов в содержательном социально-психологическом плане. Первая особенность слухов -- это недостоверность содержащейся в них информации. Вторая особенность слуха -- обязательное наличие сильного эмоционального компонента. С одной стороны, он искажает информацию, с другой стороны, он как бы компенсирует дефицит достоверности, стимулируя сильное эмоциональное отношение. С точки зрения эмоциональных характеристик, выделяются три основных типа слухов. Первый тип -- это так называемый «слух-желание», то есть слухи, содержащие достаточно сильное эмоциональное желание, отражающие некоторые актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются. Ярким примером слухов такого рода принято считать, в частности, упорно ходившие среди российского крестьянства в середине XIX века слухи о скором освобождении от крепостной зависимости. В некоторых разновидностях подобные слухи связывали освобождение с некоторыми условиями -- говорили, например, что освободят всех участников войны с Турцией (потому многие крестьяне добровольно просились на фронт), что начнут с ветеранов войны с Наполеоном и т. д. С одной стороны, эти слухи отражали стремление крестьян к свободе. С другой стороны, они отражали эмоционально сильную веру в «доброго царя». Неудовлетворенные ожидания порождали массовый протест, бунты и побеги крестьян. Тем самым циркуляция подобных слухов создавала такую ситуацию, в которой царь и правительство действительно оказались вынужденными начать реформу, приняв декрет об отмене крепостного права.

«Слух-желание» осуществляет двоякую социально-психологическую функцию С одной стороны, обычно он соответствует пожеланиям людей и потому как бы поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. С другой стороны, именно такие слухи деморализуют население, создавая завышенные ожидания. Когда с течением времени становится очевидно, что сформировавшимся желаниям не суждено осуществиться, могут возникать противоположные явления -- вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем, кто якобы «наобещал», но не выполнил обещанного. Исходя из этого, подобные слухи активно используются для манипуляции психологией масс. Приведем только два исторических примера, когда «слухи-желания» распространялись среди населения стран-противников. В период «странной войны» с Францией (1939-40 гг.) немцы усиленно распространяли слух о том, что «скоро начнутся переговоры». Это расслабляло готовность французов к сопротивлению, что и было использовано немцами.

Зимой 1942 г. японцы активно распространяли среди населения США слух о том, что в ходе уже начавшейся войны «японцам не хватит бензина даже на полгода». Конкретная цель в такой «войне слухов» была вполне понятна: вызвать разочарование по поводу несбывшегося желания и связанную с разочарованием деморализацию. В целом ряде случаев, как показывает анализ последующего развития событий, такие цели успешно достигались.

Второй тип слухов -- это так называемый «слух-пугало», т. е. слухи, несущие и вызывающие выраженные эмоционально негативные, пугающие настроения и состояния, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются. «Слухи такого типа возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, подготовка военного переворота и т. д.), и их сюжеты варьируют от просто пессимистических до откровенно панических». Особенно широкое распространение слухи такого рода приобретают в ситуациях сложных социальных и политических реформ, смены власти или общественного устройства в целом. Известно, что в таких ситуациях обычно как раз и появляется достаточно ограниченный набор сюжетов, выступающих в качестве стержней пугающих слухов. Некоторые из них видоизменяются в зависимости от культурных, религиозных или национальных традиций, хотя основная часть остается практически неизменной. Среди последних наиболее часто встречаются слухи-пугала о якобы неизбежном повышении цен на продукты питания, их исчезновении и приближающемся голоде. Такие слухи были зафиксированы в России в 1917 и в 1990-91 гг., в Чили в 1971-73 гг., в Никарагуа в 1980 г., в Афганистане в 1980 г. и во многих других сходных ситуациях. Принимая такие слухи за чистую монету, доверяя им, часть населения бросается закупать подчас вообще не нужные им продукты или покупают их в неразумных объемах, в результате чего действительно искажается конъюнктура рынка. Товары быстро исчезают с прилавков или стремительно растут в цене, может действительно возникать голод.

Аналогичным образом распространяются слухи-пугала о «грядущем контрнаступлении реакции», близком военном перевороте, «неотвратимом отмщении» лицам, активно сотрудничающим с новой властью, и т. д. Усиление пессимистических настроений дополнительно стимулируется также весьма типичными для таких ситуаций слухами о якобы имеющихся разногласиях, борьбе за власть в новом руководстве, развитой коррупции и т. д. Примерами слухов подобного рода полна новейшая история России.

В социально-историческом плане любопытные разновидности таких слухов встречались в целом ряде стран со специфическими традициями и проблемами. Например, среди отсталых патриархальных культур с неграмотным в массе населением подлинный ужас вызывали слухи о том, что «пришедшие к власти революционеры планируют уничтожить ("переработать на мыло") стариков и калек» (Эфиопия, 1975 г.), что «новые власти собираются стерилизовать детей» (Мексика, 1974 г. и Индия 1975 г.), что «предстоит обобществление ("коллективизация", "коммунизация") жен» (Россия, 1917 г.) и т. д.

Социально-психологическая функция и сверхзадача слухов такого рода также достаточно понятна. С одной стороны, это вполне определенное запугивание населения. С другой стороны, это попытка активизировать сопротивление новым социальным силам и резко усилить хаос и неразбериху, разрушить социальное спокойствие.

Третий тип слухов -- так называемый «агрессивный слух», т. е. слухи, не просто вызывающие выраженные эмоционально негативные настроения и состояния, отражающие некоторые актуальные нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются, а конкретно направленные на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и вполне определенного поведенческого «ответа», жесткого агрессивного действия. Слухи такого рода возникают в ситуациях пиковых противоречий, в основном связанных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами. Приведем несколько всем известных примеров такого рода слухов: «В Леопольдвиле негры вырезают белое население» (Заир, 1960); «Беспорядки в Панаме вызваны кубинскими агентами» (Вашингтон, 1964); «Новая власть грабит страну, отправляя зерно на Кубу и в Россию» (Никарагуа, 1980).

Агрессивные слухи представляют собой как бы продолжение слухов-пугал. В основе некоторых сюжетов слухов-пугал обычно также имеется немалый агрессивный заряд. Известно, в частности, что достаточно резкие антикооперативные и антиправительственные агрессивные выступления населения провоцировались в различных исламских странах Средней Азии, на Кавказе, в ряде африканских и арабских государств, в Афганистане под влиянием весьма примитивного слуха с сюжетом о «большом одеяле». В разных модификациях такого слуха настойчиво утверждалось, что требуемая новыми, в ту пору считавшимися революционными властями коллективизация заключается в том, что все сельчане, вместе с женами, должны будут спать по ночам в одном специальном помещении, укрываясь «общим одеялом».

Однако основной социально-психологической функцией агрессивных слухов является не просто запугивание, а провокация агрессивных действий. Эти слухи строятся не повествовательно, что в основном обычно свойственно «слухам-желаниям» и «слухам-пугалам», а отрывочно-телеграфно. Это короткие, рубленые фразы, сообщающие о конкретных «фактах», что называется, «взывающих к отмщению». Они несут значительно более сильный эмоционально отрицательный заряд, формируя аффективную общность «мы» («нормальных людей») в противовес общности «они» («зверствующих нелюдей»). Наконец, часто такие слухи непосредственно требуют действенного ответа в виде ответной агрессии. Из примеров последнего периода российской истории можно напомнить многочисленные слухи о зверствах федеральных войск в Чечне, распространяемые чеченцами, и, соответственно, почти аналогичные слухи о зверствах чеченских боевиков в отношении федеральных войск.

Несколько особняком стоит то, что можно считать четвертым типом -- нелепыми слухами. Они могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главным в них является очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются совершенно самопроизвольно, как результат путаницы, свойственной обыденному массовому сознанию. Слухи данного типа особенно часто появляются в периоды переломов массового сознания, когда люди находятся в растерянности в связи с тотальной сменой систем ценностей, представлений, картин мира. Их основная функция заключается в попытках построения нового, более адекватного образа мира из обломков предыдущих и зачатков новых представлений. Тогда и появляются слухи, в которых соединяется несопоставимое. В качестве примера приведем короткое, но впечатляющее описание московских слухов начала прошлого века, приводимое М. А. Булгаковым: «Что в Москве творится -- уму непостижимо человеческому! Семь сухаревских торговцев уже сидят за распространение слухов о светопреставлении, которое навлекли большевики. Дарья Петровна говорила и даже называла точно число: 28 ноября 1925 года, в день преподобного мученика Стефана земля налетит на небесную ось... Какие-то жулики уже читают лекции».

В целом же слухи, особенно их наиболее нелепые разновидности, давно уже стали предметом не только научно-аналитического, но и художественного, литературно-образного осмысления. Немало конкретных примеров разного рода слухов содержится, в частности, во всем известных пародийных песнях А. Галича и В. Высоцкого, в свое время также существовавших и распространявшихся в рамках исключительно «слуховой» субкультуры советского андерграунда. Прекрасный пример агрессивного антисемитского слуха мы находим у А. Галича: «Им кровушки мало, они по запарке зарезали, гады, слона в зоопарке». У В. Высоцкого находится ряд блестящих примеров почти классических «слухов-пугал» вроде: «Ходят слухи, будто все подорожает, а особенно поваренная соль». Или еще: «Вы слыхали? Скоро бани все закроют. Навсегда, и эти сведения верны». Правда, Высоцкий все-таки был оптимистом и дал великолепный пример «слуха-желания»: «Ходят слухи, будто сплетен вдруг не будет, ходят сплетни, будто слухи запретят».

Разумеется, пожелания такого рода абсолютно неосуществимы. Слухи невозможно запретить, как нельзя запретить анекдоты и иные проявления массовой психологии. Слухи будут всегда, поскольку психология масс вечна. По сути же своей слухи и являются одной из базовых форм ее функционирования.

По данным некоторых исследователей, слухи по меньшей мере на 75 % являются точными.

Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения. Информация по каналам передается по вертикали – сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости и по диагонали (табл.).

Нисходящие коммуникации – коммуникации, направленные сверху вниз – от руководителя к подчиненным.

Восходящие коммуникации – коммуникации, направленные снизу вверх – от подчиненных к руководителю.

Невербальное поведение человека связано с его психологическим состоянием и служит средством его выражения. Как бы человек ни старался, он не может удержаться от невербальных сообщений. Невербальное поведение помогает создать образ партнера по общению.

В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов. Основное назначение невербальных средств состоит в дополнении и замещении речи, отражении эмоциональных состояний участников коммуникационного процесса. Оно помогает отточить, скорректировать понимание вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

Кинесические средства общения. Кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. Кинесика – изучение собеседника по его жестам, мимике, позам, походке, взглядам.

Жесты – разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты.

При общении часто наблюдаются следующие жесты:

жесты оценки: почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта; вставание и прохаживание; наклоненная голова;

жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле, закладывание рук за голову;

жесты нервозности и неуверенности: переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть; прикосновение к запонкам, часам, пуговице, сумочке;

жесты самоконтроля: руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую за запястье или предплечье; поза человека, сидящего на стуле вцепившись руками в подлокотники или сжав кулаки, лодыжки при этом сведены вместе;

жесты запрета: сложенные или скрещенные на груди руки; корпус отклоненный назад; манера сидеть верхом на стуле с широко расставленными ногами, дужка очков во рту;

жесты ожидания: потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

жесты доминирования: выставление больших пальцев рук напоказ; резкие взмахи руками сверху вниз;

жесты неискренности и сомнения: защита рта рукой, прикосновение к носу, потирание века, почесывание и потирание уха, почесывание шеи, оттягивание воротничка, поворот корпуса в сторону от собеседника;

жесты разочарования и враждебности: сцепленные пальцы рук (они могут быть подняты на уровень лица, руки со сцепленными пальцами могут лежать на столе, на коленях при сидячем положении или внизу перед собой в стоячем положении).

Мимика – движения мышц лица. В специальной литературе встречается более 20000 описаний выражения лица. Следует отметить, что главной характеристикой мимики выступает ее целостность и динамичность. В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний: гнев, презрение, страдание, страх, удивление, радость – все движения лица скоординированы.

Поза положение человеческого тела, типичное для конкретной среды, культуры; является единицей пространственного поведения человека. Человеческое тело способно принять около 1000 различных устойчивых положений. Поза наглядно показывает восприятие человеком собственного статуса по отношению к статусу других присутствующих лиц. Люди с более высоким статусом, как правило, принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению.

Различают «закрытые» и «открытые» позы. Закрытые, когда человек пытается как-то закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве, воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Открытые же воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Различают также позы раздумья (например, поза роденовского мыслителя) и позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к веку). Есть «наполеоновская» поза: а) стоя, когда руки скрещены на груди и б) сидя, когда обе руки упираются в подбородок.

Походка – стиль передвижения. Исследования показывают, что самая «тяжелая» походка при гневе, самая «легкая» – при радости. Самая большая длина шага при гордости. Вялая, угнетенная походка – при страдании.

Взгляд наиболее естественное средство невербального общения.

Направление взгляда показывает, на кого (или на что) направлено внимание собеседника, а также дает обратную связь, т. е. показывает, как собеседник относится к сообщению.

Взгляд используется для установления взаимоотношений. Когда человек хочет установить более теплые взаимоотношения с собеседником, он ищет его взгляд. Слишком долгий взгляд в ваши глаза настораживает.

Во время общения взгляд говорящего должен встречаться с глазами собеседника около 60-70 % всего времени общения. Меньшее время контакта свидетельствует о недоверии к собеседнику. Не рекомендуется во время деловых бесед и переговоров одевать темные очки, иначе собеседник думает, что его разглядывают в упор. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы межличностной коммуникации, так как они занимают центральное место на лице человека и, кроме того, расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю.

Продолжительность взгляда так же, как и язык телодвижений, зависит от национальной культуры. Так, жители Южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов. Японцы в ходе деловой беседы смотрят не в лицо, а скорее в шею. В связи с этим, прежде чем делать какие-либо выводы, следует учесть национальную принадлежность общающихся.

Характеристики голоса и речи относят к просодическим и экстралингвистическим средствам общения. Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистическая составляющая речи – включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха.

С помощью просодических и экстралингвистических средств регулируются потоки речи, экономятся языковые средства общения. Они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы.

Наблюдения показывают, что плавная, спокойная, размеренная манера речи наиболее привлекательна в общении.

Быстрая речь свидетельствует о взволнованности и обеспокоенности чем-либо. Медленная речь отражает угнетенное состояние, горе, высокомерие или усталость.

Очень важна в деловом общении «энергетика речи»: ее экспрессия и тональная вариативность. Слушателям импонирует такая манера поведения, когда выступающий не суетится, а эмоционально говорит, не скрывая при этом своих чувств и убеждений, передавая их разнообразной интонацией. Зачастую именно в интонации кроется истинный смысл сообщения. То, как мы говорим, во многих случаях важнее того, что мы говорим.

Главная задача, паузы – психологическая. С ее помощью говорящий может привлечь внимание и вызвать интерес у собеседников. Если говорящий делает короткую паузу перед важным сообщением и после, то таким образом он выделяет его. Паузу можно применять между отдельными элементами мысли: фразами, предложениями.

Такесические средства общения. К такесическим средствам общения относят динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что они являются биологически необходимой формой стимуляции общения. Использование этих средств общения определяется рядом факторов, таких как статус партнеров, возраст, пол, степень знакомства.

Выделяют три типа рукопожатия: доминирующее (когда рука сверху, а ладонь развернута вниз), покорное (когда рука снизу, а ладонь развернута вверх), равноправное (когда обе руки остаются в вертикальном положении).

Пожатие прямой, не согнутой рукой – признак неуважения. При этом человек стремится сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.

Пожатие кончиков пальцев аналогично пожатию прямой, не согнутой рукой. Инициатор такого рукопожатия хочет держать партнера по общению на удобном для себя расстоянии.

Пожатие с применением обеих рук выражает искренность или глубину чувств по отношению к партнеру.

Похлопывание по плечу возможно при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Такесические средства общения выполняют функцию индикатора статусно-ролевых отношений, символизируют степень близости общающихся людей.

Пространство выступает в качестве особой знаковой системы и несет смысловую нагрузку. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский ученый Э. Холл. Он же и ввел термин «проксемика» (от англ. proximity – близость). Это та дистанция, которую соблюдают люди при общении (табл.).

Таблица

Дистанции общения, характерные для североамериканской культуры

Аллан Пиз в своей книге «Язык телодвижений» пишет, что дистанции одинаковы для человека среднеобеспеченного социального уровня независимо от того, где он проживает: в Северной Америке, Англии или Австралии.

Взаимоотношения людей осуществляются не только в пространстве, но и во времени. Как человек распоряжается своим и чужим временем, является важным социальным знаком. Точность и пунктуальность поведения говорит об уважении к другому человеку. Если вы заставляете другого ждать, то тем самым вы заявляете о своем праве распоряжаться ситуацией.

В последнее время к слухам увеличился интерес специалистов в самых различных областях деятельности: психологов, социологов, имиджмейкеров, журналистов, специалистов в области паблик рилейшнз, маркетинга, рекламы; специалистов, осуществляющих информационно-пропагандистское обеспечение деятельности государственных и правоохранительных органов. И неудивительно, поскольку слухи выступают важным фактором формирования общественного мнения, имиджа личности, организации, предприятия.
Из статьи читатель узнает о причинах и условиях возникновения слухов, что такое слух и каковы его признаки. Наконец, почему же люди склонны доверять слухам? И еще: оказывается, слухами можно управлять, и в организации этим должны заниматься менеджеры, сотрудники кадровых служб.

Слухи в истории человеческой цивилизации появились так же давно, как и общение вообще. Обмен информацией в форме слухов стимулируется ориентировочным рефлексом. На ранних стадиях развития человечества это был единственный способ обмена значимой информацией, касающейся удовлетворения основных потребностей, - об источниках опасности, жизненно важных ресурсах, о фактах жизнедеятельности иерархически устроенной группы и т. д. По мнению специалистов , возможность передачи информации от одного индивида к другому являлась залогом выживания первобытных сообществ.

Предпосылки функционирования слухов российский психолог Сергей Беззубцев усматривает:

    во-первых, в том, что с развитием цивилизации, усовершенствованием специализации и разделением труда, усложнением внутригрупповых и межгрупповых связей возрастала необходимость в обмене информацией и ее коллективной интерпретации;

    во-вторых, в том, что, сталкиваясь с непонятным явлением и не находя удовлетворительного объяснения самостоятельно, человек с давних пор привык обращаться за помощью к сообществу.

В последнее время к слухам увеличился интерес специалистов в самых различных областях деятельности: психологов, социологов, специалистов в области паблик рилейшнз, маркетинга, рекламы, имиджмейкеров, журналистов; специалистов, осуществляющих информационно-пропагандистское обеспечение деятельности государственных и правоохранительных органов. И неудивительно, поскольку слухи выступают важным фактором формирования общественного мнения, имиджа личности, организации, предприятия. Они являются своеобразным кривым зеркалом, в котором отражаются уже существующие установки, стереотипы, представления, ожидания людей.

Слухи также могут нести серьезное деструктивное начало, негативно влиять на трудовую мотивацию персонала. На фоне слухов может возникать паника, дезорганизация работы жизненно важных технологических циклов. Они зачастую серьезно компрометируют политических лидеров, органы государственного управления, правоохранительные органы, армию, торговые марки, бренды. В некоторых организациях слухи - это наиболее сильные средства коммуникации. Нередко они распространяются быстрее, чем официальная информация .

Но стихией слухов можно управлять. Современные исследования в области организационной психологии, маркетинга доказывают, что слухи можно целенаправленно создавать, например с целью увеличения прибыли. В настоящее время пропаганда с использованием слухов, по оценкам некоторых специалистов в области массовой коммуникации, стоит в одном ряду с пропагандой через прессу, радио, телевидение и кино . Среди профессий, связанных с использованием коммуникативных технологий, появилась такая как специалист по слухам , или слухмейкер . Работа со слухами, в частности борьба с ними, является одной из обязательных задач служб паблик рилейшнз. А внутриорганизационными слухами должны управлять менеджеры, сотрудники кадровых служб предприятий.

Причины и условия возникновения слухов

Прежде чем приступить к рассмотрению причин и условий возникновения, методов и приемов работы со слухами, стоит разобраться, что такое слух. Вопрос не праздный. Многие исследователи предпринимали попытки дать такое определение, но общепринятого пока не существует. Более того, наметились разночтения в понимании слуха в социальной психологии и маркетинге. Необходимо дать рабочее определение, которое бы позволило решать практические задачи, связанные со слухами. Такое определение можно сформулировать, проанализировав признаки слухов.

    Неопределенность достоверности информации. Эта характеристика информации может колебаться в очень широком диапазоне: от правдоподобной до абсолютно недостоверной. Широта спектра достоверности информации, передаваемой слухом, является следствием того, что в процессе распространения сюжет слуха подвергается изменениям в сторону приспособления к психическим нуждам коммуникаторов (рассказчиков) и реципиентов (слушателей). Именно поэтому, по мнению некоторых исследователей, полностью достоверными слухи не бывают. При изустной передаче они неизбежно подвергаются искажениям и всегда чем-то грешат против истины.

    Коллективное авторство, анонимность. Передаваемый изустно слух является продуктом коллективного творчества , коллективной попыткой объяснить проблемную и эмоционально насыщенную ситуацию даже в том случае, если он запущен умышленно. Важнейшей функцией слуха является интерпретация актуальных событий.

    Важной характеристикой слуха традиционно считается его устность . «Слух, - пишет Георгий Почепцов, - принципиально принадлежит неписьменной коммуникации. Он распространяется в устной среде и теряет многие качества, попадая на страницы, например, газеты. Там он служит лишь поводом для опровержения или подтверждения, однако не является при этом уже самостоятельной единицей» . Слух передается устно от человека к человеку. Устность предполагает высокую степень ориентации на получателя сообщения, учет его интересов, потребностей. Слух должен вызывать доверие у слушателя. Сообщения, транслируемые средствами массовой информации, могут рассматриваться как информационный повод для слуха, дающий начало его передаче от одного человека к другому, при этом существенно трансформируясь.

Вместе с тем последние публикации, посвященные слухам, в частности их использованию в маркетинге, дают основания поставить под сомнение принципиальную устность слуха. Почти все авторы, которые касаются темы использования слухов в маркетинге, пишут о возможности и необходимости трансляции слуха в Интернете. Более того, Сергей Беззубцев, рассматривая территориальное пространство слуха, отмечает, что «по мере укрупнения пространственной единицы все большее значение приобретают не личные («сарафанное радио»), а массовые коммуникации - информационные агентства, средства массовой информации, теле- и радиопередачи, Интернет и т. д. Если на уровне одного отдела или небольшой компании вполне достаточно устной передачи слуха, то на корпоративном уровне уже могут быть задействованы письма по электронной почте, записки и заметки в заводском листке и т. д. На отраслевом рынке к делу подключаются выставки, листовки, специализированные СМИ. Глобальный же уровень не может обойтись без помощи массовых коммуникаций» .

Но такая позиция также не может нас удовлетворить, поскольку приводит к утрате явления. Если СМИ начинают транслировать информацию, являющуюся содержанием слуха, без указания на ее происхождение, то чем это сообщение будет отличаться от массива другой информации сомнительной достоверности, которая также публикуется в СМИ? Очевидно, все же необходимо определенное ограничение, отделяющее слух от другой информации, транслируемой средствами массовой информации (ниже пойдет речь о случаях апелляции к слуху в СМИ, его анализе как элементе реальности).

Выход, на наш взгляд, состоит в том, чтобы принять условие, которое предлагает американский специалист в области устной рекламы Годфри Харрис . Он считает, что к устной рекламе можно относить только такие сообщения, которые соответствуют одному из двух условий:

    передаются непосредственно от одного индивида к другому или

    передаются письменно, по электронной почте либо другим способом между людьми, знающими друг друга.

Таким образом, если слух передается письменно или по электронной почте каким-либо образом знакомому человеку, то он в целом сохраняет свои свойства. Но сообщения в средствах массовой информации, с этой точки зрения, не могут считаться слухом. Их можно рассматривать как информационный повод, затравку для слуха.

    Яркость слуха. Информация, содержащаяся в нем, должна вызывать у человека определенную эмоциональную реакцию, в частности удивление, ощущение прикосновения к тайне, страх.

В истории зафиксировано немало ярких событий, порождавших лавину слухов. Во время Второй мировой войны объектом интенсивных слухов, получивших распространение в английских войсках, был командующий немецким Африканским корпусом Эрвин Роммель. Когда он прибыл в Африку, в его распоряжении находились всего две дивизии, а также измотанные итальянские войска, чей боевой дух оставлял желать лучшего. Танков решительно не хватало, поэтому Роммель наладил изготовление муляжей из подручных материалов. Такие фальшивые танки, установленные на обычные армейские «фольксвагены», переезжали с места на место и пугали англичан, пока настоящие боевые машины сосредоточивались для решающего удара. Когда же немцы наконец атаковали, англичане в беспорядке отступили, поскольку были убеждены, что против них действуют крупные силы. В другой раз Роммель обратил в бегство противника, у которого было численное преимущество, приказав привязать к танкам и автомобилям грабли и бороны. Таким способом удалось поднять в воздух столько пыли, что англичане решили, будто против них движется целая танковая армада. Вкопав в песок зенитные орудия, Роммель заманил к ним английские танки. Англичане не только потеряли много машин, но и пришли к выводу, что немецкие танковые пушки обладают невероятной убийственной силой.

Быстрые и эффективные победы командира Африканского корпуса создали ему немало почитателей по обе стороны фронта. Это, естественно, породило многочисленные слухи. Дошло до того, что английский генерал Окинлек попытался запретить упоминать его имя. В приказе британского генерала говорилось: «Существует реальная опасность того, что печально известный нам Роммель станет своего рода наваждением для наших войск. Солдаты рассказывают о нем небылицы, а его имя оказывает на них гипнотическое воздействие. Он ни в коем случае не сверхчеловек, хотя разговоры о его способностях и энергичности не лишены основания. В связи с этим было бы крайне нежелательно, чтобы наши люди приписывали ему сверхъестественные качества. Требую провести разъяснительную работу в войсках и всеми доступными способами внушить личному составу, что Роммель не представляет из себя ничего большего, чем обычный немецкий генерал. Обращаю ваше особое внимание на то, что не следует сейчас употреблять слово «Роммель», имея в виду нашего противника в Ливии. Без конкретизации следует говорить о «немцах», «вооруженных силах противника» или «противнике». Как видим, в приказе предприняты первые попытки противодействия слухам.

    Актуальность (злободневность, интересность) информации, распространяющейся в виде слухов. Слухи, описывая событие или явление, выступающее предметом собственно слухов, отражают также общественное мнение, более общие социальные стереотипы и установки и в целом информационную ситуацию в регионе.

С актуальностью слухов, как элементом массовой коммуникации, связана еще одна особенность. По мнению Георгия Почепцова, слухам свойственна определенная терминальность событий, попадающих в их сферу. Это понятие он не определяет, но из контекста использования следует, что терминальными являются события, привлекающие всеобщий интерес, вызывающие общественный резонанс. К таким событиям относятся: смерть известного певца, самоубийство высокопоставленного чиновника, известие о крупной катастрофе и т. п. Действующими лицами в слухах зачастую оказываются известные личности. «…Определенная яркость содержания слуха достигается как терминализацией представленных в нем событий, так и популярностью героев этих событий» .

Рис. Признаки слуха

Классификация слухов

Актуальность может рассматриваться и как временная характеристика слуха, т. е. то, как долго слух может существовать . В таком понимании актуальность слуха может измеряться днями, месяцами, годами и даже столетиями, когда слухи становятся легендами.

Георгий Почепцов отмечает, что важной коммуникативной характеристикой слухов является самотранслируемость как результат объединения названных признаков. Это качество состоит в том, что слух обязательно подвергается дальнейшей трансляции. Человек, воспринявший слух, становится рассказчиком, ретранслятором этого слуха. Для этого не требуется каких-либо дополнительных условий. К сообщениям, обладающим подобной характеристикой, Георгий Почепцов относит также и анекдоты. «Природа самотранслируемого сообщения такова, что его трудно удержать в себе. Человек в любом случае старается передать его дальше, а передав, испытывает психологическое облегчение» .

Свойству самотранслируемости слухов Георгий Почепцов предлагает несколько объяснений:

    обусловлено содержанием слуха. Как правило, слух содержит информацию, которая интересует всех, но умалчивается средствами массовой коммуникации;

    слухи как косвенное проявление коллективного бессознательного, определенных архетипических* феноменов.

    как ответ на коллективные тревожные ожидания;

    слух является ответом на общественное желание, представление.

Говоря о самотранслируемости слуха, необходимо сделать уточнение, позволяющее избежать излишнего упрощения или, напротив, расширительного толкования понятия слуха, которые встречаются в работах, посвященных использованию слухов в маркетинге.

Итак, слух - это самотранслирующаяся, неофициальная информация с неопределенной степенью достоверности, сообщаемая либо в процессе непосредственного межличностного общения, либо опосредованно передаваемая субъектом знакомым участникам коммуникации.

В определении не отражены признаки актуальности, яркости, направленности на удовлетворение какой-либо потребности, поскольку они объединяются понятием самотранслируемости.

Слухи являются важной содержательной составляющей неформальной коммуникации . Однако отождествлять эти явления нельзя, поскольку содержанием неформальной коммуникации могут быть не только слухи, а, например, искренние сообщения интимного характера о чувствах, переживаниях партнеров и другая информация.

Между научной трактовкой понятия слуха и его обыденным пониманием существует расхождение. Сергей Беззубцев отмечает, что в обыденном сознании слухи чаще всего отождествляются со сплетнями и понимаются людьми как отстраненное явление, не касающееся их непосредственно («где-то ходят слухи»). Этот автор считает, что слух относится к сплетне как родовое понятие к видовому.

Почему же люди склонны доверять слухам? По мнению Сергея Беззубцева, основным фактором, способствующим этому, является информационная перегруженность. Именно этим и объясняется то, что люди в ситуации выбора зачастую руководствуются мнением себе подобных, а не ищут самостоятельных решений. Такое поведение биологически во многих случаях оправданно, поскольку освобождает человека от груза ответственности принимаемых решений, экономит время, дает возможность сосредоточить внимание на других актуальных явлениях.
_______________
* Архетип - термин аналитической психологии, ее центральное понятие. Обозначает суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение. - Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. - Минск: Харвест. - 1997.- С. 34.

ЛИТЕРАТУРА

    Беззубцев С. Слухи, которые работают на вас. - СПб.: Питер, 2003.

    Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.: Гном-Пресс, 1997.

    Социальная психология. Краткий очерк / Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. - М.: Политиздат, 1975.

    Почепцов Г. Г. Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований. - Ровно: «Волинські обереги», 1999.

    Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1999.

    Харрис Г. Слово на вес золота: Пер. с англ. / Годфри Харрис. - М.: Вершина, 2003.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

Слухи относятся к числу наиболее распространенных массо­вых явлений в больших диффузных группах, хотя они имеют и более широкое распространение, непременно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в це­лом.

Слухи - это форма искаженной информации о значимом объекте или событии, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологиче­ской нестабильности.

Термин «слухи» имеет собирательный смысл для обозначения циркуляции в группах различных видов «искаженной информации» - явной лжи, сплетни, полуправды, осознанной демонстрации невежества и незнания, намеренного или ненамеренного искажения фактов, дезинформации и т. д.

Слух - это циркулирующая форма коммуникации с помощью которой, люди удовлетворяют свои потребности в информации недостающей из официальных источников.

Это информация, которая распространяется без свидетельств достоверности и может считаться недостоверной или ложной.

Это самотранслируемое сообщение, функционирующее в каналах межличностных коммуникаций.

Слух – это ответ на общественную потребность. В нем заключается коллективный интерес.

Существенная часть слухов, это ответ на тревожные ожидания.

Это передача эмоционально значимых для основной массы сообщений

Слух реализует потребности путем достраивания фрагментарной картины мира до целой.

Слух представляет собой социально востребованную желаемую информацию.

Характеристики слухов:

Исходные события, попадая в зону актуализации слуха, носят экзистенциональный характер (жизнь, смерть, безопасность, свобода, семья, деньги).

Слух включает у человека систему психологической защиты.

Для слуха характерна однократная воспроизводимость перед слушающим (Средний срок функционирования С. 12-15 дней при населении 300 тыс. человек).

Слух содержит информацию принципиально умалчиваемую официальными источниками.

Слух может быть позитивным, нейтральным, отрицательным.

Типы слухов:

    уменьшающие неопределенность

    деструктивные, возбуждаемые враждой

    позитивные

    актуализирующие страх

    ориентирующие на действие по изменению текущей ситуации

    порочащие

    прославляющие

    защищающие

При этом социально-психологические условия и закономер­ности их возникновения и распространения являются обшими:

Слухи возникают в связи с важными или значимыми для людей событиями и социальными объектами (например, о предстоящей денежной реформе в стране или какой-то уг­розе для нормальной жизнедеятельности людей и т. п.) Ин­формация о малозначимом или значимом только для узкого круга людей событии обычно широко не распространяется;

Слухи зарождаются в условиях неопределенности, когда информация либо совсем отсутствует, либо явно недоста­точна, либо является противоречивой и тем самым прово­цирует неопределенность (например, несогласованная ин­формация о дозах радиоактивного загрязнения территорий от чернобыльской катастрофы, вызвавшая массовые слухи в конце апреля - мае 1986 г.);

Важным условием, способствующим проявлению и распро­странению слухов, является политическая и экономическая нестабильность в общности, в которую входит диффузная группа. Это может быть город, регион или общество в це­лом. Нестабильность влечет за собой массовую тревогу, со­стояние общего дискомфорта, неуверенности в своем буду­щем или будущем своих детей и т. п.;

Благоприятным фактором для возникновения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни, некой сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек страстно стремится передать ее другим людям - это очень благоприятная почва для зарождения слухов.

Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции:

Удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира и стимулируют ее;

Снимают неопределенность или, по меньшей мере, снижают ее степень относительно важных событий, в которой человек не может пребывать длительное время, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;

Слухи не только помогают человеку сориентироваться в си­туации, но и регулируют его поведение, которое в соответствии с ними может изменяться;

Слухи выполняют функцию предвосхищения социальных событий, тем самым, помогая человеку что-то предусмот­реть, внести коррективы в свои представления и отноше­ния к социальным явлениям или в реальное поведение.

Профилактика слухов . Общая ориентация в «социальной ра­боте» со слухами состоит в противодействии отмеченным выше условиям, способствующим их возникновению и распростране­нию. Прикладные исследования и практический опыт в этой об­ласти позволили выработать ряд рекомендаций:

максимальное упреждающее информирование населения о наиболее важных для него событиях, социальных условиях жизни и т. п. (при этом необходимо стремиться к доступности, понятности и непротиворечивости информации, в экстремальных условиях - к организации регулярной ра­боты специальных источников информации по интересую­щим население вопросам);

целенаправленное снижение значимости тех социальных объектов, событий или явлений, вокруг которых прогнозиру­ется возникновение слухов;

положительное информирование об условиях политической, экономической и межнациональной стабильности развития тех регионов, в которые входят большие диффузные груп­пы (город, область, республика или общество в целом);

выяснение подлинных причин возникновения слухов для повы­шения эффективности последующей разъяснительной ра­боты (понимание реальных причин возникновения слухов снижает эмоциональную напряженность, неопределенность и позволяет людям относиться к происходящим со­бытиям более трезво и рационально);

выявление распространителей слухов и нейтрализация их влияния на группу и др.

Практическая задача управления слухами является важной в любых условиях, опасных для нормальной жизни людей, (например предвоенная и военная обстановка, экономические политические кризисы, региональные конфликты, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, крупные аварии, места большого скопления людей и т. п.).

В таких условиях для населения важна определенность воспринимаемой обстановки и событий, а также конкретность действий людей, в первую очередь тех, кто по роду своей работы обязан заниматься управлением подобных массовых явлений.

Как правило, эффект от использования ложной информации, слухов, в манипулятивных целях носит кратковременный характер, в основном в тот период, пока воздействие на аудиторию осуществляется в условиях дефицита информации. Использование слухов в пропагандистских акциях заключается в их планомерном воздействии на ум и чувства группы людей с определенной, имеющей общественное значение целью.

Восприимчивость к слухам определяется тем, что они являются доступным способом удовлетворения информационных потребностей человека, т.е. потребностей в информации, необходимой для социальной ориентации и организации своего поведения.

Психологической основой для возникновения слухов является искажение информации при устной передаче ее людьми друг другу. Характер искажений непосредственно связан с имеющимися у людей социальными установками (их называют преддиспозиционные факторы), т.е. человек подсознательно настроен воспринимать именно то, что он ожидает. Кроме этого, искажение определяется особенностями и механизмами человеческого восприятия, а также отношениями людей в процессе общения.

Кроме этого, к объективным причинам, способствующим появлению и распространения слухов, относят следующее:

ь ограничение оперативной памяти человека;

ь трудность в подборе точных семантических эквивалентов, обозначения предметов и событий, о которых идет речь;

ь отсутствие критичности к поступающей информации.

Среди социальных причин, порождающих слухи, выделяют:

ь отсутствие или дефицит информации по волнующим проблемам;

ь недостаточная оперативность, запаздывание в подаче информации.

За основу типологии слухов берут следующие характеристики: информационная и экспрессивная.

Информационная характеристика представляет объективную степень достоверности слуха. По информационной характеристике все слухи разделяют на:

ь абсолютно недостоверные слухи;

ь недостоверные слухи с элементами правдоподобности;

ь правдоподобные слухи;

ь достоверные слухи с элементами неправдоподобия.

Экспрессивная характеристика - общий тип эмоциональной реакции, на которую рассчитан и которую вызывает слух при его восприятии людьми. По экспрессивной характеристике все слухи разделяют на:

ь слухи-желания - распространяемая информация имеет своей целью или объективно приводит к разочарованию по поводу несбывшихся в последующим ожиданий и вызывает соответствующую деморализацию людей;

ь слухи-пугала - эти слухи обычно деморализуют людей, блокируют реализацию ими своих социальных обязанностей, дезорганизуют целесообразную деятельность. Для возникновения этих слухов необходима социальная среда с преобладающими настроениями тревоги, страха и неуверенности;

ь разобщающие агрессивные слухи - вносят разлад во взаимоотношения людей, нарушают привычные социальные связи и организационно-структурные образования неприязнью, взаимным недоверием и ненавистью.

Похожие публикации