В детстве бил животных. Ваш ребенок мучает животных — что делать в этой ситуации? Воздействие окружения на поведение ребенка

Ваш ласковый, домашний ребенок вдруг начинает с палкой гоняться за кошкой. В другой раз он набирает камни и открывает охоту на дворовых голубей. А уж попавшие в шустрые детские ручки жуки и червяки нечасто могут выбраться оттуда живыми. Неужели у нас растет будущий маньяк или садист, - недоумевают одни родители. Другие вспоминают себя и свои "садистcкие" поступки в этом возрасте, смотрят на себя сегодняшних, вполне адекватных людей и позволяют своему чаду познавать мир во всех его проявлениях.

Недавно в одном известном среди мам сообществе я наткнулась на рассказ мамы о том, как ее "пятилетний сын убил ворону":

"Я в полнейшей прострации и шоке, кажется, все неправильно и неверно. Мой сын вчера измучил и убил ворону. Не случайно, а специально, - пишет она. - Выхожу и вижу: стоит в песочнице и держит ворону с вытекающим глазом. Рядом лежит палка. Я, едва связывая слова от ужаса, спрашиваю: "Что случилось?" - "Я сражаюсь с вороной". - "Ты ее бил палкой?" - "Да, бил и перья выдергивал..." Ко мне возвращается дар речи, и я начинаю говорить много: что это ужасный поступок, как он мог, она же живая... А он смотрит непонимающими голубыми глазами. Вечером общаюсь с ним, как с прокаженным, не специально, просто не могу иначе".

Мама спрашивает совета, как ей правильно себя вести? Ребенок же абсолютно домашний, даже в сад еще не ходит. Любит мультфильмы, иногда воюет палкой с травой и сражается с деревьями. И тут такое... Но это история со счастливым концом. Ворону нашли на следующий день в той же песочнице. Она была жива и почти невредима. Мама с сыном накормили ее хлебом, и мальчик "три раза попросил у нее прощения за то, что ее обидел".

Мой пятилетний Ваня тоже иногда гоняется с палкой за птицами. До сих пор они успешно разлетались в разные стороны. А вдруг однажды попадет. И, если честно, я не знаю, что он будет делать дальше...

Я ругаю своих сыновей за то, что они давят муравьев и пауков. Рассказываю им истории о том, что букашки тоже живые, что им больно и где-то их ждут маленькие детишки. Младший Кирилл в свои 2,5 года пока верит мне на слово и проявляет чудеса милосердия. А вот старший Ваня настроен более агрессивно. В последнее время его так и тянет кого-нибудь ударить или раздавить. И вроде понимает, что это нехорошо, просит прощения и в сто первый раз обещает этого не делать. Но то ли детское любопытство, то ли инстинкт смелого и сильного охотника берут верх, и маме в сто первый раз приходится объяснять: "Ваня, нельзя обижать маленьких".

Тот пост про ворону и пятилетнего мальчика собрал несколько сотен комментариев. Родители сочувствовали маме и советовали не паниковать раньше времени, вспоминая свое бурное детство.

Да и кто в своем детстве не ловил бабочек и не проверял на прочность их крылья, а уж как доставалось кошкам: чего только не привязывали к их хвостам и куда только их не засовывали. Каждый второй вспоминает истории о том, как он отправил в плаванье цыпленка или морскую свинку, понятно, что для последних этот опыт закончился печально. Причем осознание того, что произошло, у большинства приходит уже позже, становится стыдно, грустно и даже страшно. Не самые приятные чувства, но может, нужно через это пройти, чтобы вырасти настоящим человеком.

А пока этого не произошло, я в сотый раз буду объяснять своим детям, что улитка - это не камень, и не нужно бросаться ими через забор. И не надо давить муравьев, которые спешат домой, в свой муравейник. На что дети резонно возражают, что бабушка в огороде "поливает муравьев ядом, чтобы они все умерли". Почему одних насекомых можно убивать, а других нельзя? - спрашивает ребенок. И родителям приходится проявлять чудеса находчивости и эрудиции, чтобы выйти из этого тупика двойных стандартов.

Мнение эксперта

Ольга Маховская, кандидат психологических наук, автор книги "Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить":

Когда ребенок начинает изучать, как устроены жучки, бабочки - это нормальный способ познания мира. Жучки не похожи на других животных, у них больше ног, странная голова. Все это вызывает удивление и естественное желание рассмотреть поближе. Как на это реагировать? Детям до 6-7 лет свойственен антропоморфизм. Они склонны все оживлять. Солнце для них живое, оно ложится спать и встает вместе с ребенком. Поэтому если движущееся насекомое, вызывающее у ребенка желание поймать, разломать и раздавить, сделать героем сказки и "оживить", то в глазах ребенка оно приобретет человеческие черты. У него появятся жучковые переживания. У жучка тоже есть бабушки-дедушки или его ждут дома маленькие детки и он торопится к ним домой с работы, поэтому не надо его ловить, лучше посмотри, как он быстро бежит на своих 8 лапках. Так развивается чувствительность у детей. Кстати, наша литература - хороший в этом помощник: "Муха-Цокотуха" или стихи Агнии Барто, в одном из которых прямо рифмуются слова жук и жизнь. Наше негативное и брезгливое отношение к тем же насекомым как бы разрешает детям преследовать эти маленькие создания. Поэтому родителям надо быть последовательными.

Другое дело, когда агрессия направлена на птиц, собак, кошек. Такие действия надо пресекать немедленно. Здесь срабатывает право родительского запрета без объяснений. Так же, как нельзя засовывать пальцы в розетку. Не надо уповать на долгие объяснения, у ребенка нет особой рациональности. Он с большим трудом устанавливает причинно-следственные связи. Поэтому лучше с самого начала прививать правильные формы поведения. И наказание за то, что ребенок "сломал" жука, должно быть адекватным. Но лучше сразу отвести руку ребенка, объяснить, что живому существу больно, и добавить, что нельзя обижать тех, кто меньше и слабее тебя.

Стоит также объяснить, что живое существо - это не игрушка, которую можно починить. И если повредить у птицы крыло, она не сможет больше летать. Конкретные наглядные примеры лучше осознаются.

Мучение всегда должно вызывать чувство вины, стыда и запоминаться как опыт, который никогда нельзя повторять. Иначе появляется какая-то внутренняя распущенность. Это приводит к тому, что дети начинают колотить друг друга в детском саду. Потом к этому подключаются и родители. Они, увы, часто больше расстраиваются, если ребенок не дал сдачи, чем если он кого-то поколотил. Наверное, так рассчитывают лучше подготовить его к взрослой жизни. Однако если вокруг атмосфера вражды и агрессия не табуирована, она будет перекрывать все остальные эмоции: любовь, счастье. Сильный негатив убивает все остальные чувства. И еще я бы посоветовала родителям честно и объективно взглянуть на отношения в семье. Нередко детская агрессивность связана с родителями - их крики, ругань, может, чрезмерно строгие и жестокие наказания имеют значение...

Почему ребенок обижает животных?

  • Им руководит любопытство исследователя. Такие мотивы встречаются чаще всего у маленьких детей (до 4-5 лет). "Игры" с животными напоминают экспериментирование: сможет ли черепаха перевернуться на живот, удачно ли приземлится кошка, если подбросить ее к потолку?
  • На него оказывают давление сверстники. Такая ситуация распространена среди старших детей (от 6-7 лет), когда нужно заслужить уважение в группе товарищей, выполняя их сложные задания (похоже на обряд посвящения, проверку).
  • Чтобы отвлечься от собственных переживаний и обид. А бывает, детям просто скучно.
  • Ребенок имитирует взрослых, проигрывая свои обиды. В таких ситуациях игра повторяет случаи насилия над ребенком (ребенок может бить животное, выставлять его за дверь, связывать, запирать в шкаф и т.д.).
  • Им движет страх. В опыте ребенка присутствует травмирующая ситуация (например, его сильно поцарапала кошка), поэтому теперь малыш будет "мстить" животному.

Если ребенок обижает животных, он нуждается в:

  • чувстве безопасности, которое создают родители, особенно мать;
  • эмоциональном контакте с матерью и доверии;
  • умении выслушать, не перебивая его речь;
  • адекватной похвале за хорошие дела;
  • спокойной обстановке, когда он доделывает свои дела без родительских поторапливаний.

«В последний свой визит на Манхэттен я провел полдня в Метрополитен-музее, разглядывая картины, изображавшие взаимоотношения людей и животных. Картин таких я увидел немало, но больше всего меня поразил холст итальянского художника шестнадцатого века Аннибала Карраччи. Картина называлась «Дети, дразнящие кота». На картине были изображены двое милых детей и кот. Мальчик придерживал кота левой рукой, а в правой у него был рак. Мальчик дразнил рака, побуждая его вцепиться массивной клешней в кошачье ухо. От ангельских улыбок, свидетельствовавших о том, что игра детям очень нравится, у меня мороз пробежал по коже. О, вопиющая жестокость! Что это — простая детская забава или свидетельство скрытой патологии психики, которая однажды прорвется наружу еще более страшным насилием?

Бессмысленная жестокость по отношению к представителям других биологических видов очень наглядно показывает связь нашего отношения к животным с другими, более обширными вопросами психологии. К примеру, что лежит в основе жестокого обращения с животными — личностные свойства или влияние среды? Некоторые ученые убеждены, что корни жестокости кроются в истории человека как вида и особенно тесно связаны с тем фактом, что нашими предками были, по всей видимости, плотоядные обезьяны, которым нравилось разрывать добычу на части. Впрочем, есть и те, кто убежден, что дети от природы добры, а в бессердечном отношении к животным повинна наша культура, в которой есть место охоте и поеданию мяса. Любят поговорить о жестокости и те, кто отслеживает проблемы морального плана, связанные с взаимодействием человека и животных. Вот, например, охотник получает удовольствие от убийства оленя — а чем оно отличается от удовольствия, которое получает злой ребенок, привязывая жестянку к собачьему хвосту?

Антрополог Маргарет Мид писала, что.одна из самых опасных вещей для ребенка — убить или замучить животное и не понести за это никакой кары.. Ее слова звучат эхом темы, всплывающей то тут, то там на протяжении не одной сотни лет. Джон Локк и Иммануил Кант видели прямую связь между жестоким отношением к животным и насилием, направленным на людей. По сути, Кант считал, что мы должны быть добры к животным по одной-единственной причине: потому, что жестокое обращение с животными ведет к насилию над людьми. Некоторые антропологи убеждены, что жестокое обращение ребенка с животными — это первый шаг на пути к превращению в преступника. Впрочем, эту точку зрения разделяют не все.

Одно из первых систематических исследований, рассматривавших связь жестокого обращения с животными и преступности, было проведено психиатром Аланом Фелтхаузом и ведущим исследователем взаимоотношений людей и животных Стивеном Келлертом. Они опросили группу агрессивных преступников, неагрессивных преступников и людей, не совершивших ни одного преступления. Среди преступников с высоким уровнем агрессии было гораздо больше тех, кто неоднократно мучил животных, нежели в других группах. Степень жестокости тоже была иной — агрессивные преступники заживо пекли котов в микроволновках, топили собак и мучили лягушек.

Ознакомившись с этим и аналогичными исследованиями, я сам стал спрашивать своих друзей, обижали ли они в детстве животных. Результат оказался совершенно непредсказуем. Так, мой приятель Фред, строитель по профессии, признался, что в детстве они с товарищами взрывали лягушек петардами. Когда другому моему приятелю, Генри, было пять лет, мама купила ему маленького коричневого щенка с длинными висячими ушками. Однажды Генри — ныне профессор физики — с друзьями решили поиграть и начали бросать щенка друг другу через штакетник. Щенок то и дело ударялся о штакетины, и спустя несколько дней умер. Генри сказал, что теперь не может вспоминать об этом без слез. А когда я задал Линде вопрос о том, не мучила ли она в детстве животных, она замолчала и стала очень серьезной. Да, призналась она, мучила, но говорить об этом она была не в состоянии. Самым безобидным из всех оказался Иен — он ограничился тем, что жег муравьев с помощью увеличительного стекла.

Я был потрясен, узнав, как много среди моих знакомых людей, обижавших в детстве животных. Однако ни один из них не пошел по кривой дорожке, не стал уголовником, не начал бить жену и не превратился в серийного убийцу. Между прочим, ничего страшного не случилось и с Чарльзом Дарвином, который написал в своей автобиографии, что ребенком «я избил щенка — наверное, просто потому, что наслаждался собственной силой». (Однако дальше Дарвин пишет: «Этот случай тяжкой ношей лег на мою совесть, свидетельством чего может послужить то, что я по сей день точно помню место, где было совершено злодеяние».)

Я и сам не без греха. Ребенком я жил во Флориде, и мы с друзьями любили стрелять из духовых ружей «Дейзи ред райдер», используя в качестве мишеней сухопутных крабов и жаб. Однажды утром я шел куда-то с ружьем и вдруг увидел сидящую на ветке певчую птичку. Я подумал — а стрельну-ка я в нее. Все равно ведь не попаду. Да и что ей мое духовое ружье? Как оказалось, я глубоко заблуждался. Пуфф — и птичка замертво упала на землю. Я был ошарашен. Как велика оказалась разница между уродливым сухопутным крабом и красивой птичкой на дереве! Больше я никогда не стрелял в животных.

Мысль о том, что жестокое обращение с животными в детстве тесно связано с насилием над людьми, так укоренилась в общественном сознании, что появился даже торговый знак «Связь», зарегистрированный Американской ассоциацией гуманизма. Пропагандисты Ассоциации часто начинают публичные выступления с описания различных трагедий. Начать с серийных убийц: все они — Альберт Де Сальво (Бостонский душитель), Джеффри Деймер, Ли Бойд Мальво (один из вашингтонских «снайперов») — в детстве обвинялись в жестоком обращении с животными. Все школьные «расстрелы» в таких городах, как Колумбин (Колорадо), Спрингфилд (Орегон), Джонсборо (Арканзас), Перл (Миссисипи), Падука (Кентукки), также совершались мальчиками, в прошлом обижавшими животных.

Впрочем, подобные примеры с историями никогда меня всерьез не убеждали. Если послушать некоторых пропагандистов «Связи», то можно даже поверить, будто животных обижали в прошлом абсолютно все серийные убийцы и школьные.стрелки.. Между тем это неправда. Проанализировав 354 дела о серийных убийствах, исследователи обнаружили, что почти 80% убийц никогда не обращались жестоко с животными (по крайней мере, данные об этом отсутствуют). Связь же школьных убийств с жестоким обращением с животными еще более сомнительна. В 2004 году спецслужбы США совместно с Департаментом образования провели тщательное исследование психологического профиля виновников тридцати семи школьных «расстрелов». Исследователи обнаружили, что только один из пяти «стрелков» мучил животных, и вынесли следующий вердикт: «Лишь малая доля преступников мучила или убивала животных в период, предшествовавший случившемуся». Таким образом, становится очевидно, что некоторые пропагандисты «Связи» переоценивают связь между жестоким обращением с животными в детстве и преступностью во взрослом возрасте. Впрочем, есть свидетельства того, что какая-то связь между этими явлениями все же существует. Не удается только пока определить, насколько сильна эта связь и почему она возникает.

Есть несколько причин, по которым можно решить, будто жестокое обращение с животными в детстве приводит к дальнейшему развитию склонности к насилию. Первую из этих гипотез я зову «Гипотезой плохих задатков». Известно, что ко времени поступления в начальную школу некоторые дети уже успевают стать обманщиками, жуликами, ворами и агрессорами. Психиатры называют такое поведение кондуктивным расстройством. В 1960-х годах считалось, что для таких детей наиболее характерны три вещи: поджоги, энурез и жестокое обращение с животными. И хотя на самом деле эти три фактора связаны вовсе не так тесно, как тогда казалось, Американская психиатрическая ассоциация все еще включает жестокое обращение с животными в список диагностических критериев при определении кондуктивных расстройств. Согласно гипотезе плохих задатков, жестокость по отношению к животным является не причиной дальнейших преступлений, а признаком серьезных проблем у детей, многие из которых во взрослом возрасте будут демонстрировать различные психопатии.

Более популярная в «Связи» версия называется гипотезой постепенного роста насилия. Сводится она к тому, что, отрывая крылышки бабочке или избивая собаку, ребенок делает первый шаг по пути, который когда-нибудь может привести его за решетку. Прекрасным выражением этой идеи служит название популярной книги Линды Мерц-Перес и Кэтлин Хайд: «Жестокое обращение с животными: путь к насилию над людьми». Одним из следствий этой гипотезы является использование фактов мучения животных для диагностики и выявления потенциальных серийных убийц и школьных «стрелков» прежде, чем их склонность к насилию успеет возрасти многократно.

Так что же, вопрос закрыт? Можно смело утверждать, что жестокое обращение с животными в детстве — верный путь к насилию во взрослом возрасте? Не обязательно. Группа исследователей под руководством Арнольда Арлюка, социолога Северо-восточного университета, предложила необычный способ проверки гипотезы постепенного роста насилия. Исследователи сравнили досье преступников, некогда мучивших животных, с данными по группе законопослушных горожан из той же местности. Если теория роста насилия верна, рассуждали исследователи, тогда мучители животных должны продемонстрировать склонность к действительно жестоким преступлениям, а не к таким заурядным правонарушениям, как торговля наркотиками или угон автомашин.

Результаты исследования свидетельствовали отнюдь не в пользу гипотезы постепенного роста насилия. Да, мучители животных действительно были не подарком для общества. Жить с ними по соседству было сущим наказанием, они совершали гораздо больше преступлений, чем законопослушные граждане из второй группы. Но вот особых пристрастий по части преступлений у них не обнаружилось. Мучитель с равной вероятностью мог быть осужден как за насильственное преступление, так и за ненасильственное, вроде кражи со взломом или торговли наркотиками.

Есть и другие причины, по которым нам следует быть очень осторожными, устанавливая связь между детской жестокостью и насилием во взрослом возрасте. Из базового курса философии (точнее, логики) нам известно, что «если все А являются Б, то это не значит, что все Б являются А». Таким образом, тот факт, что большинство героиновых наркоманов начинали с курения марихуаны, вовсе не значит, что каждый, кто впервые затянулся марихуаной, теперь наверняка превратится в героинщика. Точно так же, даже если каждого школьного «стрелка» и серийного убийцу заставали в детстве за мучением животных (что вряд ли), мы не можем сделать из этого логический вывод о том, что любой ребенок, обрывающий крылышки бабочке, непременно станет убийцей.

Более того, идея о превращении большинства жестоких детей в преступников не подтверждается цифрами. Эмили Паттерсон-Кейн и Хизер Пайпер проанализировали результаты двух дюжин отчетов об исследованиях, содержавших информацию относительно случаев жестокости в детстве у людей с повышенной склонностью к насилию (серийных убийц, преступников на сексуальной почве, школьных «стрелков», насильников и убийц) и аналогичных случаев у людей, не имевших криминального прошлого (учащихся колледжей, тинейджеров, нормальных взрослых людей). Было обнаружено, что животных мучили всего 35% совершивших жестокие преступления, — но среди мужчин в.нормальной. контрольной группе таких было уже 37%! Аналогичные результаты получила и Сюзанна Гудни Леа, социолог. Она изучила детский опыт 570 юношей и девушек, из которых 15% мучили животных, и обнаружила, что дети, постоянно ввязывавшиеся в драки, лгавшие, применявшие оружие и устраивавшие пожары, действительно превращались в жестоких взрослых. Что же до жестокости по отношению к животным, с агрессивным поведением во взрослом возрасте она связана не была.

У Арнольда Арлюка есть талант — слушать других. В его присутствии люди чувствуют себя совершенно свободно и рассказывают о таких вещах, о которых не сказали бы никому другому. Наверное, Арлюку хорошо удавалось бы расследование убийств. Так вот, эту свою способность он использовал для того, чтобы понять, что же двигало студентами колледжа, которые в прошлом мучили животных. Найти бывших мучителей было несложно — Арлюк просто спросил своих учеников, есть ли среди них такие люди. Студенты, с которыми он затем поговорил, в детстве травили рыбу хлоркой, обрывали ножки мухам, обливали бензином и поджигали кузнечиков, швырялись живыми лягушками. Очень типичным оказалось замечание одной из опрошенных девушек: «По-моему, нам просто нечего было делать, скучно и все такое, и мы как будто решали — ну, пойдем, что ли, котов помучаем».

Студенты Арлюка — вовсе не исключение из правил. Недавний опрос, проведенный среди студентов колледжа, показал, что две трети студентов-мужчин и более сорока процентов студенток признались, что в детстве они мучили животных. И тогда Арлюк сделал весьма неожиданное заключение. Он счел, что для большинства детей жестокое обращение с животными является нормальным этапом взросления. Он называет это «стыдным развлечением», запретным плодом наравне с бранными словами и курением. Он считает, что, мучая животных, дети втайне играют в игры, где обретают взрослую власть. Кроме того, во время таких игр возникает связь с товарищами по тайне, с соучастниками преступления. Конечно, случаи мучения животных, о которых рассказали Арлюку его явно нормальные студенты-социологи, были в основном помягче, чем зажаривание котов в микроволновке и швыряние щенков с крыши дома. И в отличие от закоренелых преступников, с которыми работали Фелтхауз и Келлерт, большинство студентов Арлюка сожалели о том, что творили в детстве. Но факт остается фактом — детская жестокость распространена гораздо больше, чем мы привыкли считать.

Итак, щекотливая правда заключается в том, что большинство бессмысленных жестокостей над животными творят не только изначально плохие дети, но и нормальные детишки, которые когда-нибудь станут хорошими гражданами. Сам я считаю, что жестокое обращение с животными заставляет задуматься над одним вопросом — нет, не над тем, почему так жестоки душевнобольные психопаты.

Здесь как раз ответ очевиден: эти люди больны умственно, слепы морально или злы. Есть гораздо более интересный вопрос, выходящий за пределы сферы наших отношений с животными: почему совершенно нормальные хорошие люди делают совершенно плохие вещи?

Для некоторых исследователей и для организаций защиты животных связь между жестокостью по отношению к животным и насилием над человеком превратилась в святыню, которую они защищают с поистине миссионерским пылом. Однако все большее число ученых начинает сомневаться в истинности излишне упрощенного подхода, демонстрируемого «Связью». Их беспокоит то, что пропагандисты «Связи» и средства массовой информации способствуют возникновению иррациональной моральной паники в массах. Противники «Связи» не говорят, что мы должны закрывать глаза на случаи мучения животных. По их мнению, мы должны рассматривать жестокое обращение с животными как проблему потому, что это действительно проблема, а не потому, что дети-мучители обязательно превратятся во взрослых психопатов».

Ребенок растет с каждым днем и каждый день он все больше и больше хочет начинать как то влиять на мир.

Вот он положил ведерко с песком на другую сторону доски, и ее перевесило. Вот бросил камень в бутылку, и она разлетелась на куски. Все это воздействие на окружающую среду. Ребенок хочет видеть, что он может на мир повлиять, посему он это все и делает. Но это все не одушевлено и поэтому быстро наскучивает, и потом он хочет начать влиять не просто на камни во дворе, а начать влиять на живые, одушевленные организмы. Нет, какой то безумной жажды власти нет. Как правило, все это проходит на подсознательном уровне и не сопровождается мыслями о вселенском господстве. Но, тем не менее, это так.

Таким образом, это приводит ребенка к тому, что он начинает воздействовать на окружающих физически. То есть ребёнок дерётся и бьет животных.

Почему ребенок дерется? Если по характеру он достаточно дерзок и не прячется за маму, то, как правило, именно такие начинают драться. Им хочется начать чувствовать какое то влияние, и в зависимости от характера проявляется два разных типа влияния. Одни стараются творить добро, делиться, помогать. Другие же начинают драться. Вначале они в приказном тоне что-то просят, а потом, если тот не повинуется, начинают его бить. Если ребенок сильнее того, кого он бьет (а, как правило, на сильного рука не поднимается, ибо инстинкт самосохранения очень сильно влияет на разум) то таким образом он будет утолять свою жажду к влиянию на мир. А если слабых нет, то тогда они начинают переключаться на тех, кто и вовсе беспомощен. То есть на животных. Они начинают бить животных, заламывать хвосты, выкручивать лапы, иногда даже банально таскать насильно за собой. Все это проявление того, что он имеет влияние на этот мир, пусть даже это какая-то собака. Таким образом можно сделать вывод, что есть две крайности, и от того, в какую крайность пойдет ребенок, можно понять, насколько он хорошо воспитан. Если в доме царит атмосфера добра и взаимопонимания, то, как правило, и ребенок будет более спокоен и уравновешен, и как бы мы ни думали, что ребенок мал и ничего не понимает, все равно, пусть даже он ничего не понимает, он впитывает манеру поведения как губка.

Также одной из причин, почему дети начинают драться и бить, является их неосознанность в действиях. Вначале они ударяют всех ради эксперимента, так, проверить реакцию. Ежели все реагируют одинаково, то есть, к примеру, недовольством, то нескольких раз достаточно, чтобы ребенок усвоил, что так делать не стоит. Если же реакция всегда разная, то эксперимент будет повторяться из раза в раз, а выводы уже делаться не будут.

Также стоит упомянуть, что иногда ребенок дерется, не находясь в наступлении, а напротив обороняясь. Драки разные бывают, если он защищается, защищает других и прочее. Значит все правильно, и он может постоять за себя, но, тем не менее, если он так решает проблемы слишком часто, то стоит призадуматься и объяснить ребенку, что драки - это слишком радикальный метод, и их нужно избегать. Таким образом, можно сделать такие выводы.

Первой причиной, почему ребенок агрессивен, является то, что в доме ребенка есть какая то агрессия. Второй, разумеется, характер ребенка, ибо это проявляется с самых первых лет. А третьей, не до конца понятая суть рукоприкладства как такового, что в итоге приводит к неадекватному агрессивному поведению.

Теперь, поняв суть, можно перейти к делу. Собственно к тому, как же с этим бороться, если это уже началось.

Как мы уже говорили, все зависит от родителей, посему нужно рассмотреть все по-подробнее: все методы, ситуации и поведение родителей в том случае, если проблема присутствует.

Драки бывают разные и поэтому первое, что надо узнать, каков же был тип драки. Если ваш ребенок был нападающим, то это определенно повод заняться его воспитанием в этом плане, ежели защищался кулаками, тоже повод, но в данном случае все не настолько плохо.

Первое, что надо сделать, это поговорить со свидетелями драки. Причем делать это надо вне присутствия ребенка, лучше он потом вам расскажет, как же все было по его версии, и эта версия может отличаться от того, как видят ситуацию взрослые. Если же он способен четко рассказать о том, почему же драка началась, то он, скорее всего, прав. Ежели уклоняется и молчит, значит, понимает, что не прав, либо не придает им, дракам, значения.

В том случае, если драки проходят редко, то беспокоиться родителям не стоит, но если это уже привычка, то тогда необходимы радикальные меры. Если ваш ребенок всех видит врагами, то надо вместе с ним начать искать в сверстниках хорошие качества. Кроме того, стоит еще отправить ребенка в спортсекцию, где гнев он будет отпускать, например, на боксерской груше.

Если драка прошла у вас на глазах, то ваша реакция должна быть максимально продуманна. Стоит защищать вашего ребенка только после разбирательства, кто прав, а кто виноват. Ибо, если просто так начать защищать, то ребенок может подумать, что он особенный и ему можно делать все, что хочет. Но и ругать тут же не стоит, ибо тогда он может стать закрыт к своим родителям и будет драться, просто дождавшись лучшего момента - когда родителей рядом не будет.

Поэтому самое важное для родителей - не встревать в ситуацию, пока она не переросла в нечто большее и пока не угрожает здоровью детей.

Опасные предметы типа палок и камней стоит забирать у ребенка. А обсуждения поступков лучше перенести в дом. А еще лучше предложить ему извиниться перед тем, кого он незаслуженно обидел. Если он действительно был не прав, а извиняться не собирается, то гуляние на этом заканчивается.

Вопрос, почему ребенок дерется и бьет животных, достаточно простой и понятный, но и к нему надо относиться со всей тщательностью.

И педагоги, и психологи, и психиатры утверждают, что ситуации, когда ребенок мучает животных, ни в коем случае не должны оставаться без внимания родителей. Это свидетельствует не только о серьезном пробеле в воспитании ребенка, но и о наличии серьезных психических проблем. Согласно статистическим данным, жестокость и насилие по отношению к нашим «меньшим братьям» повышает риск совершения преступлений против людей в пять раз! Теперь малыш, тянущий за хвост кошку, не кажется вам забавным?

Причины жесткого отношения к животным

Во-первых, сразу же стоит отметить, что в данном случае возраст ребенка имеет значение. Так, малыши до трехлетнего возраста не осознают, что собака или кот – это живые существа, способные точно так же как и люди испытывать боль. Для ребенка домашнее животное – это забавная игрушка, которая умеет двигаться и издавать звуки. По мнению психологов, заводить в доме питомца при наличии маленького ребенка не стоит. А вот если ребенок осознанно бьет животного, то в такой ситуации вмешательство родителей обязательно.

Каковы причины такого поведения? Почему ребенок мучает животных?

  1. Пример родителей . Если для взрослых считается нормой ударить кота, стянувшего со стола котлету, или отшвырнуть ногой нашкодившего пса, то не стоит удивляться, если и ребенок поступает так же. Ранний возраст – это период, когда малыша легко научить контролировать свои эмоции, импульсы, ненависть и злобу, сопереживать и жалеть окружающим, и животным в том числе.
  2. Микроклимат в семье . Отношения между членами семьи могут быть напряженными, агрессивными. Малыш это ощущает, хоть и не всегда осознает. Все свои переживания и обиду на окружающий мир, которым в течение первых лет являются мама и папа, он непроизвольно может изливать на домашних питомцев.
  3. Телевизор и компьютер. Часто родители вынуждены разрешать малышу смотреть и разные передачи, чтобы освободить время для работы или домашних дел. Однако выбор мультфильма должен оставаться за родителями. Для малыша герои на экране – пример для подражания, а хороших, добрых мультиков, к сожалению, не так уж много.
  4. Любознательность . Изучать окружающий мир с разных сторон – природная и вполне естественная потребность ребенка. Вполне возможно, что засовывая котенка в стиральную машину, ребенок всего лишь хочет искупать его.
  5. Патология развития головного мозга. Ситуация крайне сложная и требующая вмешательства специалистов.
Советы и рекомендации

Инструкция

Если ребёнок маленький, ему 2 - 3 года, и он давит насекомых, поднимает за хвост котёнка, бьет ногой щенка, то, таким образом, он, скорее всего, удовлетворяет своё любопытство. В этом случае проблема решается чтением книг про животных или просмотром соответствующих передач.

А если ребёнку уже 6 – 7 лет, родители постоянно учат ребёнка нежному обращению с животными, а ребёнок всё равно продолжает мучить животных и ещё, к большому ужасу родителей, получает от этого удовольствие? Существует мнение, что дети становятся жестокими из-за просмотра мультфильмов и передач со сценами насилия. В этом случае, следует обратить внимание на то, ваш ребенок по телевизору и в интернете

Однако, чаще всего, жестокость к животным носит психологический характер. Таким образом, ребёнок «отыгрывается за взрослых» на более слабых. На жестокость ребёнка толкает внутренняя обида, чаще всего на самых близких.

Психологические особенности детей, склонных к садистским наклонностям, хорошо описаны в системно-векторной психологии. У таких детей обострённое чувство справедливости, обратная сторона которой – обидчивость, если кто-то поступил несправедливо (несправедливо с точки зрения ребёнка). Эти дети послушны, исполнительны, медлительны, часто страдают запорами. Сформировать обиду у таких детей легко, если не принимать во внимание их особенности. Например, ребёнок какой-то период был послушным, исполнял просьбы близких и ожидал похвалы и внимания к себе за такое поведение. Но взрослые восприняли это как само собой разумеющееся и не похвалили. В результате ребёнок начал переживать из-за несправедливого отношения и затаил обиду. Или, ребёнок от природы медлительный и делает всё медленно (одевается, ест, долго сидит на горшке, медленно собирает игрушки и т. д.), а родители постоянно его торопят, иногда могут накричать или ударить за медлительность. И опять появляется обида на родителей.

Если родители заметили что ребёнок над животным, то, скорее всего, у ребёнка обида на самых близких и, таким образом, он компенсирует свой внутренний дискомфорт. Родителям следует быть более внимательным к ребёнку – чаще хвалить, отказаться от физических наказаний, не торопить ребёнка, когда он долго что-то делает, не перебивать его речь, если он долго и медленно что-то рассказывает.

Обратите внимание

Ребёнок не рождается садистом. Им он становиться под влиянием окружающей среды.

Дети дошкольного возраста иногда неправильно обращаются с домашними животными: мучают, дразнят, пугают. При этом страдают не только питомцы, но и малыши, ведь животные бывают агрессивными. И даже вполне миролюбивые создания способны разозлиться или испугаться и оцарапать или укусить ребенка в целях самозащиты.

Инструкция

Если ваш ребенок обижает кошку и не слушает ваших увещеваний, подумайте, что может послужить причиной его агрессивных игр. Возможно, виной тому не темперамент малыша, а мультики и книжки, в которых герои грубы и демонстрируют свою силу и превосходство над слабыми. Тогда понятно, с кого он берет пример и почему не хочет оставить котика в покое. Ведь это единственное существо в доме, над которым ребенок может доминировать. Показывайте малышу только добрые, спокойные мультики, которые соответствуют его возрасту. Ограничьте время перед телевизором в зависимости от возраста. В любом случае смотреть на экран дошколенку можно не более 20 минут ежедневно.

Контролируйте ситуацию. Не бросайте ребенка и кота без присмотра. Как только малыш обидит животное, не начинайте ругать и оттаскивать сына или дочь. Попробуйте сменить тактику и выразите поддержку и сочувствие коту. Пожалейте его, погладьте, возьмите на руки. Делать это нужно, конечно же, если животное не рассвирепело от негуманного обращения. В противном случае ограничьтесь только словами. На некоторых детей внимание другому существую действует сильнее, чем негатив в свой адрес.

Следите за собой. Если кто-то из взрослых выражает пренебрежение к домашним животных, шугает и ругает их, ребенок может перенять негативное отношение, только выразить его на физическом уровне. Питомцев нужно любить, ценить, холить и лелеять. Своим примером покажите, как правильно обращаться с котом, что его нужно гладить только от головы к хвостику, не трогать в области живота и не тянуть за хвост. Приобщите малыша к процессу ухода за ним. Даже если ребенок еще маленький, возможно, он сможет хотя бы насыпать коту в миску корм. Больше читайте и рассказывайте о животных, всегда обращайте внимание ребенка на уличных котов и поясняйте, что им нужна забота и приют.

Возможно, ребенок мучает кота, когда нуждается в вашем внимании. Он уже четко уяснил, что как только животное начинает мяукать в его объятиях, вы прибегаете и ругаетесь. Так как негативное внимание для малыша все равно лучше, чем полное игнорирование со стороны родителей, он повторяет этот сценарий вновь и вновь. Значит нужно с ним больше играть, заниматься, развивать. Конечно, вы не можете круглосуточно заниматься только малышом, ведь у вас есть свои дела. Напитайте сына или дочь своим вниманием и любовью и только потом отправляйтесь по своим делам. Тогда вероятность, что ребенок привлечет вас своим плохим поведением, станет меньше.

Похожие публикации