Урок развития речи «Описание предмета.

Технологическая карта урока

Боченкова Марина Андреевна

Предмет

Русский язык. (Программа: Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов и др.- 2-е изд., стереотипное., - М.: Дрофа. 2012 г. Учебник: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др; под ред. Леканта П.А., Разумовской М.М. – М.: Дрофа,2012).

Класс

5 класс

Тип урока

Урок отработки умений и рефлексии

Технология урока

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Тема

РР. Создание текста типа описания предмета в художественном стиле.

Цель

Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Предметные результаты : научиться определять композиционные и языковые особенности текста типа речи описание , научиться конструировать текст типа описания предмета художественном стиле .

Метапредметные результаты :

Познавательные УУД: формировать умение строить текст заданного типа, стиля.

Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу, сравнивать полученные результаты с заявленной целью, степень ее достижения.

Личностные УУД: формирование и умение создавать реальный и абстрактный образ предмета, формирование познавательного интереса к предмету, развитие устной речи, развитие памяти и логического мышления, обогащение словарного запаса учащихся.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вводный этап

Вызов

Целеполагание

Решение учебной задачи

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: формирование умения осмысливать, какая информация нужна для решения поставленной задачи; анализировать.

Регулятивные УУД : формирование умения определять тему и цели урока.

Личностные УУД:

Умение логически, связно формулировать цель, задачи, тему урока

Познавательные УУД: формирование умения осмысливать, анализировать, сравнивать информацию.

Регулятивные УУД: Оценивает результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Личностные УУД: Проявляет активность, строит грамотно речевые высказывания, соблюдает правила общения

1.Приветствует учащихся.

Здравствуйте! Садитесь!

2.Сегодня у нас урок развития речи, мы продолжаем изучение темы «Текст типа описания».

Если вам предложу составить текст типа описания любого предмета, который вас привлечет, в художественном стиле, справитесь ли вы? Показалось ли вам это задание сложным?

3. Постановка цели, определение темы урока

Попробуем сформулировать тему и цель нашего урока.

Чему мы должны научиться на уроке? Какова наша цель?

4. Составление кластера

Для того, чтобы нам легче было составлять текст типа описания предмета в художественном стиле, нам необходимо обобщить и систематизировать наши знания по этой теме.

В группах по 4 человека составьте кластер. В центре находится сочинение-описание предмета в художественном стиле. Ваша задача: понять и написать, что нам необходимо знать для написания сочинения – описания, поработав с каждым словом из центральной части. Писать в кластере карандашом. На работу 2 минуты.

5. Проверка по эталону:

1)Что такое сочинение? Для чего нужно уметь писать сочинение?

2) Структура сочинения описания.

3) Отличие описания от других типов текста (повествование, рассуждение)

4) Отличия описаний предметов от описаний места, интерьера, внешности, душевного состояния человека.

5) Отличительные особенности художественного стиля.

Какие языковые средства выражения вы знаете?

6) Оформление на письме сочинения: абзацное деление, почерк, аккуратность.

1.Приветствуют учителя.

2.Пытаются понять сложность поставленной задачи.

3. Формулируют тему и цель урока

Тема нашего урока: «Составление текста типа описания предмета в художественном стиле»

Цель урока: научиться составлять текст типа описания предмета в художественном стиле.

4.На раздаточном материале получают незаполненный кластер.

Обсуждают в группах и составляют кластер.

5. Отвечают на вопросы:

1) Сочинение – это особый вид текста, где выражаются собственные мысли по заданной теме, вопросу, проблеме. Сочинение нужно уметь писать для того, чтобы развивать речь, уметь связно излагать свои мысли, развивать логическое мышление и т.д.

2) Структура: 1.Вступление (Откуда? Кто? Зачем? Когда) 2.Основная часть - описание: форма, цвет, материал, общее впечатление, с чем можно образно сравнить. 3) Заключение. Значение предмета и мое отношение к предмету.

3) Основной вопрос: какой?, указание признаков предмета, одна фотография, преобладают прилагательные, существительные, глаголы несов. вид, характеризующие состояние предмета.

4) Отличие от интерьера – можно описать несколько предметов, внешности человека – сложная характеристика не только внешних данных, но и внутреннего состояния, речи и поступков героя.

5) эмоциональность, образность, авторское отношение, использование языковых средств. Эпитет – образное, художественное определение,

Метафора – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому.

Олицетворение – представление в образе живого существа

Сравнение – определение предмета при помощи сопоставления с другим.

6) Необходимо каждую новую мысль отделять абзацем – абзацное деление, писать аккуратно, красивым почерком.

Динамическая пауза

Упражнения для нормализации осанки.

Сегодня в нашей школе день здоровья. Чтобы мы были с вами здоровы выполним упражнения для формирования красивой осанки:

1.Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.
2. Ходьба обычная, следя за осанкой.
3. Ходьба на носках, руки за головой.
4. Ходьба на пятках, руки на поясе.
5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Выполняют упражнения.

Основной этап.

Осмысление

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: формирование умения анализировать, выстраивать логичную цепочку событий и явлений.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные УУД:

Формирование умения работать со словарной статьей, обогащение словарного запаса.

Познавательные УУД: извлечение информации, представленной в текстовой, изобразительной форме и понимание ее.

Личностные УУД: формирование эмоционально- оценочного отношения к прочитанному; формирование восприятия текста, как произведения искусства.

1)Лексическая работа

Попробуйте догадаться, о чем идет речь. Этот предмет необычный. Его название пришло из французского языка и означает в переводе – ношу листы, появился он около 5 тысяч лет назад. Он был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.

Не догадались? Вторая подсказка: Мы привыкли считать его чисто школьным предметом, но его появление на Руси связано с наемными немецкими солдатами московских царей в XVII веке.

3 подсказка. Ему установлен даже памятник в Белгородской области, т.к. выяснилось, что за одиннадцать лет учёбы, школьник переносит в нём до 30 тонн груза!

Как вы по-другому называете портфель?

Как вы думаете слова портфель, рюкзак, ранец являются ли синонимами?

Прочитайте определение данных слов в толковом словаре и обсудите в парах, можно ли данные слова назвать синонимами.

Какой вывод можно сделать?

Показываю картинки с изображением портфеля, ранца, рюкзака. В нашей речи мы употребляем слово портфель, объединяя в его значении значение слов «ранец» и «рюкзак». Мы их не различаем. Само слово «ранец» постепенно выходит из употребления, уступая место слову «рюкзак».

2) Работа с текстом

Прочитаем текст 1

1.О чем говорится в этом тексте? Озаглавьте его.

Помним, что название текста пишется в кавычках.

2. На сколько частей можно его разделить?

3.​О чем говорится в первой части?

4.​Во второй?

5.​ В третьей?

6) К какому стилю речи относится этот текст? Докажите.

Найдите языковые средства, характерные для данного стиля. Приведите примеры.

Как характеризует данная вещь его хозяина?

Найдите в описании те слова, которые передают впечатления от предмета, выражают отношение к нему.

Мы с вами рассмотрели сочинение-описание предмета на примере текста «Мой верный друг».

Составьте черновик сочинения-описания своего портфеля в художественном стиле. На работу у вас 2 минуты.

Прочитаем, что у нас получилось. Какой совет вы могли бы дать…? Что особенно хорошо получилось в сочинении?

Строят предположения

Портфель

Ранец, рюкзак

Высказывают свои мнения

Работа со словарными статьями.

Слова «рюкзак» и «ранец» – синонимы, а слово «портфель» синонимичен к слову «сумка».

Читают текст (раздаточный материал)

1.О портфеле (ранце).

«Мой верный товарищ», «Мой друг портфель» и д.р.

2.Три части

3.Откуда появилась вещь, когда, зачем

4.Описание предмета

5. Отношение к предмету

6. К художественному, т.к. выражено авторское отношение, есть языковые средства выражения.

Сравнение – лямки сравниваются с ушами собаки, сам портфель сравнивается с собакой, олицетворение – физиономия сияет, уши поникли, нос перестал блестеть, метафора – луч радости, эпитет – портфель скорбно-печальный, молчаливая укоризна.

Пишут сочинение.

Заключительный этап.

Рефлексия

Регулятивные УУД: умение сравнивать полученный результат с заявленными целями, оценивать степень их достижения.

Личностные УУД: умение объективно оценивать свои учебные достижения, чувства и внутреннее состояние (личностной рефлексии).

Вспомним какие цели и задачи, мы ставили на уроке. Достигли ли мы их.

Что нового узнали на уроке? Чему научился?

Что было сложно?

Что особенно запомнилось на уроке? Что стало самым большим достижением для меня.

На карточке вы видите мишень, оцените себя по заявленным параметрам, подпишите, что узнали нового, что было интересно и т.д.

Всех благодарю за работу!

Отвечают на вопросы:

Сегодня мы ставили цель – научиться писать сочинение-описание в художественном стиле. Цель достигли. Мы узнали новое то, что слова портфель, ранец, рюкзак не синонимичны, откуда пошло слово портфель и т.д.

Заполняют карточки и вкладывают в тетрадь.

Домашнее задание:

Написать сочинение-описание предмета в художественном стиле на тему «Знакомьтесь, мой друг портфель». Дифференцировано. Повышенный уровень сложности: «Гость из прошлого – портфель», либо «Гость из будущего – портфель».

Текст 1

У каждого из нас есть хозяин, которого по-настоящему мы узнаём первого сентября. От него зависит очень многое, почти вся наша судьба. Кому-то из нас везёт, кому-то не очень, а кому-то совсем тяжко приходится. Мне повезло. Его подарила мне мама на мой день рождения.

Его ласковые глаза следят за мной с молчаливой укоризной, длинные «уши» поникли и даже «нос», кажется, перестал весело блестеть... Он всегда скорбно-печальный, когда я не могу решить задачу. Он с такой грустью носит в себе мои неудачи и поражения! Зато как сияет его собачья физиономия, когда я небрежно сую ему дневник с отличными оценками, луч радости расплывается в его «замочной» улыбке! Его овальная форма с коричнево-серой расцветкой напоминают огромную сторожевую собаку. Он надежный друг, верный товарищ, защитник и помощник в мальчишечьих потасовках, он всегда решительно бросается на спины и макушки недругов! Ни разу в жизни он не надкусил ни одного румяного яблока, не съел ни одного бутерброда с колбасой, доверенных ему моей заботливой мамой.

Я никогда не предам его, несмотря на все вздохи и ироничные взгляды одноклассниц. Девчонкам не понять настоящей мужской дружбы. Верно, мой старый школьный рюкзак?

Рефлексия

Урок развития речи «Описание предмета» 5 класс

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: урок обучающего сочинения.

Уровень подготовки класса : высокий.

Цели урока:

Познавательные:

​ повторить через анализ готовых текстов следующие понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;

​ познакомить с особенностями описания предмета в научном и художественном стилях;

​ показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому;

​ познакомить с языковыми средствами изображения признаков предмета в художественном стиле;

​ показать возможные речевые недочеты сочинения-описания предмета.

Практические:

​ совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль;

​ формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания;

​ формировать умение отличать художественное описание от научного;

​ учить рецензировать написанное;

​ формировать умение строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений.

Общепредметные:

​ развивать наблюдательность, способность видеть признаки предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации;

​ воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира.

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Прежде чем садиться, посмотрите минутку вокруг себя, обратите внимание на то, какие предметы вас окружают в нашей классной комнате, какие из них привлекают ваше внимание постоянно, а какие из них вы почти не замечаете. Подумайте, почему так происходит. Садитесь, пожалуйста.

II. Объяснение нового материала:

Организация восприятия темы:

Вопросы к классу

1.​ Назовите предметы, которые привлекают ваше внимание в классе. Попробуйте объяснить, чем именно. Это связано с их красотой, изяществом, необычностью, обыденностью, безобразием, уродством, загадочностью, неясностью предназначения, цветом, формой, постоянным использованием и т. п.

2.​ Какие предметы вы вообще не замечали и увидели их только сегодня, когда стали специально осматривать класс?

3.​ Когда вы объясняли, чем именно привлек ваше внимание тот или иной предмет, то перечисляли признаки этого предмета. Как называется тип текста, в котором изображаются признаки предмета, явления?

4.​ На какой вопрос отвечают описательные тексты?

5.​ Верно. Тексты описательного типа отвечают на вопрос какой?, основным своим содержанием имеют описание словами признаков изображаемого словами предмета, явления, состояния. Описание признаков может быть разным в зависимости от цели описания. Скажите, в каких жизненных ситуациях человеку требуется умение подробно, точно описать предмет?

6.​ Где мы с вами найдем точное, подробное описание предмета? Предметов?

7.​ А где можно встретить образное описание отдельного предмета?

Вывод: Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни необходимы ему, чтобы экономить время в быту, в хозяйстве, другие - помогают учиться, третьи - облегчают общение с людьми... Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они связаны, как правило, с какими-либо воспоминаниями и являются своеобразными символами событий, встреч, дорогих сердцу людей, милых душе и глазу мест...

Цель урока - учиться описывать такие памятные предметы в художественном стиле. Открывайте тетради по развитию речи, записывайте число и тему урока "Сочинение-описание предмета". Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с текстами, содержание которых является описанием какого-либо предмета, и на примере анализа таких текстов подготовимся к написанию домашнего сочинения.

Осознание сути нового материала (организуется через метод аналитических наблюдений над готовым текстом):

Задание № 1.

Цель: Вспомним строение описательного текста, т. е. его композицию.

Задание: Прослушайте текст, определите его тему и основную мысль, подумайте, на сколько частей по содержанию он распадается. Это отрывок из рассказа К. Бальмонта "На волчьей шубе".

Хозяин усадьбы, если отлучался, как теперь, приказывал старой ключнице хорошенько накормить барчонка и уложить его спать вовремя, в столовой, на волчьей шубе, и печку зажечь, чтобы было тепло и чтоб можно было мальчику потешиться огнем. Волчья шуба была огромная и причудливая. Целых пять волков распростились со своей волчьей жизнью, чтоб она могла быть сделана, и весь мех был очень хороший, светло-серый с беловатым оттенком, каковой весьма ценится знатоками.

Причудливая шуба из пятерного меха была скорее украшением, чем предметом необходимости. Охотник надевал ее лишь иногда, поверх другой теплой одежды, когда он ехал куда-нибудь очень далеко, и во время лютых морозов. А так, обыкновенно, эта шуба служила лишь для дивования немногих посетителей уединенной усадьбы, да вот иногда молчаливый рыжий мальчик спал на ней"

(По К.Бальмонту.)

Вопросы после прослушивания текста:

1.​ О чем говорится в этом тексте?

2.​ На сколько частей по содержанию он распадается?

3.​ О чем говорится в первой части?

4.​ Во второй?

5.​ В третьей?

С какой основной мыслью описывает автор волчью шубу? (Показать причудливость, необычность этой вещи).

Вывод: Таким образом, мы с вами вспомнили, что описательный текст, как правило, состоит из трех частей: начало, основная часть, концовка. При описании предмета в начальной части обычно рассказывается о том, откуда появился предмет, кому он принадлежит или почему о нем дальше пойдет речь; в основной части описываются признаки предмета, каждое предложение этой части добавляет к сказанному новые признаки; конечная часть чаще всего выражает отношение автора к описываемому предмету. В ней часто формулируется основная мысль. (По ходу данного обобщения учитель на доске, а дети в тетрадях записывают структуру описательного текста).

Описание предмета

1.​ Начало (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?).

2.​ Основная часть (Какой:. по форме, величине, цвету, материалу, назначению:?)

3.​ Концовка (отношение).

Задание № 2.

Цель: Чтобы описать предмет точно, подробно, необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но в деталях.

Задание: Откройте пособие по развитию речи на с. 54, упр. 123, прочитаем, как описывает часы Э. Успенский, какие признаки этого предмета он отмечает.

Вопросы после чтения текста:

1. Какие признаки часов описывает автор? (в процессе обсуждения этого вопроса учитель на доске, а дети в тетрадях пополняют опорную запись: по форме, по величине, цвету, материалу...).

2. Найдите слова, при помощи которых Э. Успенский говорит о размере, величине часов.

3. Докажите, что эти прилагательные не только характеризуют величину часов, но и показывают, что автор удивлен, поражен их размером.

Вывод: Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета словами рисуются его признаки по величине, форме, цвету, материалу, строению (устройству). При этом специально подчеркиваются какие-то примечательные, необычные его стороны, детали. Для этого выбираются такие слова, которые могут передать неповторимость предмета и наше удивление, восхищение этой неповторимостью. В каком стиле речи возможно так изобразить словами предмет?

Задание № 3.

Цель: Наша с вами задача - научиться описывать предмет именно в художественном стиле, значит, образно, красочно, с передачей собственных впечатлений о предмете.

Задание: Сравните два текста, описывающих один и тот же предмет - лыжи. Один текст помещен в упр. 134, другой – в упр146

Вопросы после чтения текстов:

1.​ В каком из описаний только сообщаются сведения о перочинном ноже, а в каком - автор делится своими впечатлениями о нем?

2.​ Найдите в описании В. Солоухина те слова, которые передают впечатления от предмета, выражают отношение к нему.

3.​ Что именно в устройстве перочинного ножика восхищало автора, когда он был мальчиком?

4.​ Почему таких слов нет во втором тексте?

5.​ Назовите сведения из текста В. Солоухина, которых нет и не может быть во втором описании. Почему?

Вывод: Значит, описание предмета в научном стиле - это точное, однозначное, полное перечисление его существенных признаков, без какой-либо оценки. Описание в художественном стиле предполагает выражение отношения к изображаемому; в таком описании не так важно перечислить все детали предмета, как важно остановиться на самых ярких, позволяющих создать образ предмета. Вот как, например, описывает старинную шарманку А.И. Куприн в повести "Белый пудель".

Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из "Путешествия в Китай" - обе бывшие в моде лет тридцать- сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной - дискантовой - пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу открывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор, пока ей вдруг приходило желание замолчать.

(А.И. Куприн.)

Задание № 4 .

Послушайте и подумайте, каким приемом создания образности, известным нам по сказкам, пользуется А. Куприн в этом тексте-описании?

Вывод: Верно, приемом олицетворения. Благодаря этому приему шарманка будто оживает, воспринимается живым существом, а описание становится эмоциональным, образным.

Задание № 5.

Цель: Такими же эмоциональными, образными должны быть и ваши будущие сочинения. Чтобы успешно справиться с такой задачей, поучимся видеть ошибки в языковом оформлении сочинений и исправлять их.

Задание: Прочитайте фрагменты трех сочинений на карточке № 2, укажите, какие слова мешают воспринимать эти тексты легко, с интересом.

Фрагмент № 1.

Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.

Фрагмент № 2.

Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтал о заводном зайчике (замена - о такой игрушке).

Фрагмент № 3.

Это не заяц, а чудо! Этого зайца мне подарил папа. Заяц похож на белый комочек.

Вопросы:

Какие слова повторяются в этих фрагментах? Устраните повторы, воспользовавшись одним из следующих способов:

а) исключение повторяющегося слова;

б) замена местоимением;

в) замена синонимичным для данного текста словом или словосочетанием.

Вывод: При написании своего сочинения пользуйтесь этими способами устранения неоправданных повторов одних и тех же слов и выражений.

Итоги урока:

Кратко повторим то, о чём вам следует помнить при написании сочинения дома.

Вопросы:

1.​ Из каких частей состоит описание?

2.​ О чём говорится в первой части?

3.​ В основной?

4.​ В конечной?

5.​ Чем художественное описание отличается от научного?

Домашнее задание:

Упр. 296. Вот так же, как здесь в классе, вы должны будете дома внимательно рассмотреть выбранный вами для описания предмет, вспомнить, как и благодаря кому он оказался у вас, чем этот предмет вам или вашей семье особенно дорог, и написать сочинение в художественном стиле на тему "Моя любимая игрушка", "Самый дорогой подарок" и т. п.

Урок окончен! Всем спасибо!

Прочитайте текст (отрывок из сочинения)

У меня очень много игрушек: куклы, заяц, тигренок, крокодильчик, слоненок, заводные машинки. Но больше всего я люблю медвежонка.

Его подарил мне на день рождения дядя Толя, когда мне было пять лет. Я и назвала его Толей, полюбив с первого взгляда. У медвежонка темно-коричневая плюшевая шерстка, а симпатичная мордочка всегда выражает удивление. Толя смотрит на мир круглыми глазами-бусинками, в которых там много любви и добродушия.



Цели урока

  • повторить понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;
  • познакомить с особенностями описания предмета в научном и в художественном стиле.
  • формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем;
  • учить рецензировать написанное;
  • учить строить текст заданного типа, стиля на основе личных впечатлений.
  • воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира.

Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни помогают ему в быту, в хозяйстве, другие помогают учиться, третьи – облегчают общение с людьми.

Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь : они являются символами каких – либо событий, встреч, дорогих нам людей, милых душе и глазу.


Вспомним типы речи

Какие типы речи вы знаете?

  • описание,
  • повествование,
  • рассуждение

Для чего нужен каждый из них?

  • Описание : описываются люди, предметы, животные.
  • Повествование : рассказывается о каком-то событии.
  • Рассуждение : рассуждается о чём-либо.

Прочитаем сочинение-описание предмета.

Я до сих пор помню, как я готовился к первому походу в школу. Это событие очень волновало меня и мою семью. А подготовка к школе приносила много счастливых незабываемых минут. Мне купили разные принадлежности, среди них был ранец.

Помню, как впервые увидел свой ранец. Он был овальной формы, коричневого цвета с разными яркими аппликациями. Ранец имел три отделы. Для книжек, тетрадей и школьных принадлежностей. Металлические застежки блестели, а маленькая удобная ручка будто приглашала, чтобы я взял ранец к рукам. На ранке были черные неширокие лямки, чтобы можно было его носить за плечами. Ежедневно я разглядывал ранец, примерял, и с нетерпением ожидал дня, когда пойду к школе.

Сейчас у меня другой ранец, но своего первого школьного друга я бережно храню.


План сочинения-описания предмета.

  • Вступление:

Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?

  • Основная часть (какой предмет?):

по материалу, по величине, по форме, по цвету, по строению, по назначению.

  • Концовка:

отношение к предмету .


Работа с текстом

Сравнить 2 текста, которые описывают один и тот же предмет – перочинный нож

Перочинный нож – небольшой карманный складной нож. Он имеет одно или несколько стальных лезвий, в каждом из которых есть углубление для открывания ножа пальцем. Перочинным этот нож называется потому, что первоначально он служил для чинки гусиных перьев.

Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.


Вопросы к тексту

1. В каком из описаний только сообщаются сведения о перочинном ноже, а в каком автор делится своими впечатлениями о нем?

2. Найти слова в тексте, которые передают впечатления от перочинного ножа?

4. Найти те слова в художественном тексте, которых нет и не может быть в научном.


Рецензирование текста

Устранить повторы можно следующими способами:

- исключением повторяющихся слов;

- заменой местоимениями;

- заменой синонимами, словосочетаниями.

Фрагмент № 1

Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.

Фрагмент № 2

Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтала о заводном зайчике (замена - о такой игрушке).

Фрагмент № 3

Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.


Домашнее задание

  • Упр. 302.

Сочинение - описание довольно трудное упражнение. Это связано с тем, что тип создаваемого текста - описание, считается ошибкой наличие признаков повествования или рассуждения. В живой речи редко ребенок использует тип описания как единственный, поэтому сочинения часто получаются искусственными, надуманными. Особенно сложны сочинения-описания внешности человека, которые иногда превращаются в простое перечисление признаков. В то же время сочинение должно иметь замысел, части текста должны быть связаны между собой.

При описании предмета учащимся необходимо показать особенности описания, его признаки. Чтобы определить тип речи надо выделить "данное" и "новое".

В описании предмета "данным" является сам предмет или его части, "новым" - признаки предмета.

В описании предмета "данное" - обычно имя существительное или местоимение, "новой" - чаще всего имя прилагательное, существительное с глаголом, глагол.

Возможны следующие задания:

1. Прочитайте текст. Спишите. Определите тип речи. Назовите способы обозначения признака в данном тексте.

Он оказался размером с наперсток, с желтовато-серым брюшком и зеленой, как свежий тополиный листок, спинкой.

Выпуклые глазки блестели, словно черные стеклянные бусинки. Аширокий рот был озорным, как у первоклассника, который готов смеяться даже на уроках математики. (В. Крапивкин).

Какого стиля текст? Какую роль в данном случае играют уменьшительно ласкательные суффиксы имен существительных?

2. Найдите или составьте сами описание животного.

Описание предмета проводится еще в первом классе. Учащиеся составляют устные рассказы, небольшие (состоящие из двух-трех предложений) тексты.

После объявления темы сочинения "Моя любимая игрушка" (1 класс) многие дети призадумались. Трудно было не только описать, но и проведенная беседа показала, что первоклассники не замечают детали образа, тонкости в наряде своих игрушек. На вопросы они отвечали: "Кукла нарядная, красивая. Ее зовут Лиля" и т.д. И вот здесь учитель должен привлечь их внимание: к внешнему виду куклы, к деталям (несхожесть с другими куклами, ее особенность), к тому какое чувство испытывает ученик при обучении с куклой (радость, грусть, печаль).

Беседа показала, что у детей постепенно создавался образ куклы, его неповторимость, они улавливали его настроение, чувствовали радость, у детей появлялись робкие художественные приемы описания. (40, с. 45) Например,

Пушистик

У нас в классе есть минутка Пушистик. Он часто приходит к нам на урок. Мишенька хлопает в ладоши и радуется верным ответам детей. На уроках он всегда нарядный. Шерсть яркая, кудрявая, волнистая. Глаза и носик, как угольки. Лапки словно зелененькие листочки весной. Сам он очень красивый. Мы его все любим.

Нина Сизова

В 5 классе учащиеся пишут сочинения по картине-натюрморту, где описание предмета является важной составной частью.

В описании места "новое" - предмет, "данное" - их местоположение.

"Новое" в описании места обычно выражается именем существительным, "данное" - наречием со значением места, существительным или местоимением с предлогом. (27, с. 38)

Предлагаем следующие задания:

1. Спишите текст. В каждом предложении найдите "данное" и "новое" и обозначьте их над строкой. Определите тип речи.

Квартира Славы большая и светлая. На полу - ковер. Над столом - красивый абажур. На диване - маленькие пестрые подушки.

2. Прочитайте текст. Определите тип речи и способ связи предложений. Постройте схему текста. Чем выражено "данное" и "новое"?

Комната была похожа на мебельный магазин. В беспорядке стояли шкаф, столы, тумбочки, кресла, сундуки. В углу виднелись округленные контуры рояля. Через всю комнату от железной печи тянулись к окну трубы, подвешенные на проволоке к потолку. На полу валялась картофельная шелуха. В углу облезлая щетка прикрывала кучу мусора, который все собираются вынести, но никак не вынесут. Возле двери стоял рукомойник, под ним - переполненное ведро.

При описании состояния (природы, среды, лица) возможны следующие задания:

  • 1. Прочитайте тексты. Найдите в них общее значение. Под каким общим заголовком можно поместить тексты: "Описание места?", "Описание предмета?", "Описание состояния?
  • 1. Было пасмурно и ветрено. Волны накатывались на песчаную отмель, лизали почерневшие водоросли, вытащенные на берег рыбацким неводом.
  • 2. Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы.
  • 3. В лесу сделалось совсем темно. В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод.
  • 4. Вода в озере стояла тихо-тихо, как это бывает только после дождя. Пахло свежей травой, шалфеем, смолистым аромат сосняка.

В описании состояния используются как предложения с двумя главными членами, так и предложения с одним главным членом, который может быть выражен именем существительным в именительном падеже (Утро. Мороз), безличным глаголом (Морозит. Смеркается), личным глаголом в значении безличного (Быстро темнеет), особым наречием на -о: пасмурно, холодно.

В описании состояния предложения могут члениться на "данное" и "новое", а могут и не члениться.

Членятся на "данное" и "новое" предложения с двумя главными членами при обычном порядке слов (Рябина краснеет. Листья падают с деревьев, шуршат).

Не членятся на "данное" и "новое" предложения с одним главным членом и предложения с двумя главными членами при необычном порядке слов (Наступила осень). В этом случае все предложение является "новым", "данным" нулевое.(14, с. 38)

Типы возможных упражнений:

  • - определение типа речи данного текста. Найти "данное" и "новое" в предложениях;
  • - среди данных текстов найти описание состояния природы, среды, лица;

В художественных произведениях писатели часто изображают неживые предметы как живые, особенно при описании природы, окружающего мира. Это делает текст более эмоциональным и выразительным, помогает читателю "увидеть" природу как живое существо.

Оценка - это выражение нашего отношения (положительного или отрицательного) к действительности. Оценивать можно предметы, признаки, действия, место, состояния и т.д.

Оценка чаще всего содержится в отдельных предложениях, разбросанных по всему тексту.

Основные средства выражения оценки:

  • - прилагательные (прекрасный, славный);
  • - наречия на -о (хорошо, плохо);
  • - отвлеченные существительные (красота);
  • - слова с суффиксами оценки: -еньк-, -очк-, -ик-, -к-, -ушк-, (-юшк-) и др. (серенький, котеночек, хвостишко, тихонечко);
  • - частицы (что за, как, вот, же и др.);
  • - междометия (Ах! Ох! Тьфу! Ну! Ужас!)
  • - синтаксические средства (интонация восклицания, порядок слов и др.).

В 6 классе учащиеся начинают писать сочинения-описания интерьера.

Интерьер - это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная.

Преобладающим типом речи в сочинении-описании интерьера является описание места. Предметы, находящиеся в помещении можно просто назвать, указать на их местоположение, а также описать. Описания помещений могут строиться способом как цепной связи, так и параллельной. Цепная связь может соединяться с параллельной. (14, с. 37)

Часто учащиеся допускаю речевые ошибки (например, тавтология). Язык небогат, однообразен. Сочинения-описания интерьера требуют большой наблюдательности, подбора и использования синонимичных предлогов, названий цвета и т.д.

Поэтому учитель должен обратить внимание на следующие вопросы:

  • 1. Избежание неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит). Использование безглагольной конструкции или замена слова, обозначающими не только наличие предмета, но и его признак (темнеет, виднеется, блестит).
  • 2. Использование разнообразных языковых средств для передачи местоположения предмета ("данного"): около, рядом, с, за, напротив, посередине, в центре, справа от+, у, над, здесь, слева от+, возле, где-то, кое-где.
  • 3. В сочинении не только описывается предмет, но и передается отношение к нему.

Обычно описание интерьера с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль (что?) сочинения. В тетрадях для сочинений можно составить примерный план:

I. Само помещение: (какое?)+

Стены - (какие?)+

Дверь - (какая?)+

Полы - (какие?)+

Окна - (какие?)+

II. Мебель, обстановка.

Стол - (какой?)+

Стулья - (какие?)+

Гардероб (шкаф) - (какой?)+

Зеркало - (какое?)+

Диван - (какой?)+

Затем учащихся можно попросить ответить на вопросы:

Как предметы расставлены? В каком порядке?

Порядок слов в описании помещения определяется основной мыслью высказывания. Если задача высказывания состоит в том, чтобы описать место, рассказать, какие предметы обстановки находятся в комнате, то слова в предложении располагаются в следующем порядке: сначала называется место (где?), затем предмет (что?). Если нужно обратить внимание на состояние помещения, на то, что в комнате порядок и каждая вещь занимает свое место, или, напротив, показать, что в помещении царит полный беспорядок и все лежит не там, где надо, то последовательность слов в предложениях меняется: сначала называется предмет (что?), затем место (где?).

В композиции описания интерьера обычно выделяются две части: в одной из них передается общее впечатление от помещения, в другой называются и описываются предметы, находящиеся в помещении.

обучение написание классификация сочинение

Похожие публикации