Умирают ли люди из за майнкрафта. Поколение Minecraft: почему ваши дети вырастут умнее вас

Работая детским психологом вот уже 20 лет, я наблюдаю, как сменяют друг друга увлечения какими-либо играми или персонажами фильмов. Так, эпоха супергероев в виде Человека-паука или черепашек-ниндзя перетекла в увлечение бакуганами, а за ними пришла эпидемия «зомби апокалипсис» для мальчиков и серии кукол-монстров для девочек. И вот уже два года на гребне новой волны – игра «Майнкрафт».

Это повальное увлечение, и взрослые должны знать о нём. Во-первых, эта эпидемия охватила и детей, и подростков – от 6 до 16 лет. Во-вторых, это игра доступна и на компьютере, и на планшете, и на смартфоне, то есть с ней можно не расставаться сутками. В игре ты сам как будто идёшь, поворачиваешь или поднимаешь голову, как во многих бродилках и стрелялках. Но основное отличие в графике: всё пиксельное, как из мелких кубиков. Что же такого в этой игре? Чем она привлекает детей разного возраста? Взрослым важно понять, что отпрыски ищут и находят в «Майнкрафте»?

Как бы выйти погулять?

В этой игре можно много всего собирать. Что-то из собранного используется для строительства дома (деревни, дворца), что-то – для изготовления оружия или ещё чего-нибудь полезного. Для любителей битв по миру ходит много различных персонажей, с которыми можно сражаться. Можно завести домашнее животное. То есть игра универсальна – на любой вкус. Созидай, разрушай, заботься, ощущай себя значимым, выпускай пар! А также, благодаря этой самой необычной графике, атмо-сфера в игре чем-то напоминает детское восприятие мира: как бы живешь здесь и сейчас. Какие-то персонажи возникают непонятно откуда и уходят непонятно куда. В ночном режиме страшно, а в дневном – спокойно. Мир непостижим: как только ты отворачиваешься от объекта, он перестаёт существовать, и если далеко уйти от облюбованной поляны, то потом можно и не найти свой дом. А если и найдёшь, то мало ли кого там можешь застать.

Твори, выдумывай, пробуй

В игре можно ходить друг к другу в гости, делиться запасами, обороняться от врагов. Есть множество сопутствующих направлений, где начинается простор для творчества и популярности. Можно сделать свой клип, используя персонажей игры, и выложить его тут же на сайте в ожидании лайков. Или написать рассказ по мотивам игры или персонажей.

В этом пространстве есть очень популярные люди, которые регулярно выкладывают что-нибудь новенькое, неизменно пользующееся успехом. Есть свои мифы и легенды: например, если соберёшь больше тысячи подписчиков на своё творчество, то тебе якобы будут платить какую-то сумму за каждого. Также можно освоить программирование в стиле «Майнкрафт» и создавать свои игры, клипы, вселенные.

Конечно, многие начинают играть, так сказать, «за компанию». Все в классе увлекаются – и я тоже не отстаю от коллектива. Но если начали – задерживаются надолго.

Так что давайте посмотрим, что же ощущают дети, зашедшие в это пространство. Прежде всего, успешность и собственную важность: ты что-то создаёшь, защищаешь, можешь продемонстрировать свои достижения. Есть о чём поговорить с другими детьми. Опять же, можно стать востребованным и популярным. А это снова успешность. Есть простор для творческой самореализации. Ведь создание клипа и написание рассказа – то самовыражение, за которое не поставят 4 и 5, но которое кому-то точно понравится. И вот наши дети уходят в мир, где они значимы, и нет взрослых, а есть ориентиры на старших жителей этого мира. Правда ведь, чем-то напоминает детство прежних времён с его дворовой жизнью, в которой были и общение, и испытания, и враги, и интриги? Разница – только в виртуальности происходящего.

Реальность против виртуальности… или вместо?

Я не знаю, хорошо это или плохо. Мир, связанный с жизнью в компьютере, – наша реальность вот уже лет пятнадцать. Появляется множество новых профессий, связанных именно с этой деятельностью. И с этой точки зрения наши дети – в тренде общемировых изменений. И в то же время уже были эксперименты, когда у ребёнка отбирали на сутки планшет – и видели грустную картину: без гаджета не с кем поговорить, да и не о чем, поскольку навык коммуникации лицом к лицу без помощника не выработан. Ощущение успешности пропадает тут же, поскольку в реальной жизни наши дети часто мало где приобретают опыт самостоятельности и значимости. Только если мы специально это организовываем. Но как?

  1. Отдаём их в секции и кружки. Спортивные достижения, овладение инструментом, создание творческих поделок и т. п. дают ощущение успешности и самореализации, которые зависят только от тебя.
  2. Отпускаем в тематические лагеря, походы. Дети получают жизненный опыт, когда нужно самостоятельно заботиться о себе, общаться со сверстниками, договариваться о создании какого-либо проекта, играть не только в компьютерные, но и в настольные и подвижные игры. Также в лагерях постоянно происходит какое-либо творческое самовыражение: выступление на сцене, ролевые игры, придумывание сценариев…
  3. Поручаем что-либо важное в помощи по хозяйству. И если ребёнок не сразу справляется – отмечаем его даже незначительные успехи и подчёркиваем, какой важный вклад он вносит в семью.
  4. Организовываем учёбу так, чтобы дети действительно сами решали, когда и как делать домашнюю работу, и контролировали свой процесс учёбы самостоятельно.
  5. Отпускаем пообщаться с друзьями. Если общение происходит на вашей территории – вводим ограничения на общение с помощью компьютера и других гаджетов. Освободившееся время можно занять настольными играми. Их сейчас огромное количество, ярких и интересных. Иногда достаточно один раз помочь разобраться с правилами.

Тогда есть шанс, что радость и успешность виртуальной жизни станет для детей лишь одним из источников позитивных эмоций.

Согласно данным исследования, которое было проведено компаниями Octoloy и Newzoo, только в течение одного марта месяца вышеуказанная игра собрала около 4 миллиардов просмотров.

Указанная цифра вряд ли удивит многих родителей, безнадежно пытающихся оттащить своих чад от экранов. Ни футбол, ни велосипед, ни пикник в лесу не способны отвлечь юных геймеров от просмотра роликов, где люди строят из маленьких зеленых кирпичиков.

Эту увлеченность родители называют по-разному: одни называют это одержимостью, другие - зависимостью. Однако и те, и другие очень ею обеспокоены.

Мнения расходятся.

В многочисленных статьях и сообщениях онлайн родители жалуются, что Minecraft завладела жизнью их чад, они пренебрегают домашними делами и школьными заданиями, раздражены, когда им запрещают играть. Как результат, многим родителям приходится запрещать эту игру вообще либо строго ограничить время за компьютером. Один отец так пояснил свое решение ограничить время: «Minecraft, как и иные игры, вызывающие зависимость, безгранична, а детство детей - нет. Я бы хотел, чтобы они познавали не виртуальный, а реальный мир».

Другие родители в этой игре большой беды не видят. Как отмечает отец двух мальчиков, его дети часами смотрят видео с разными версиями Minecraft. «В настоящее время они смотрят YouTube намного больше, нежели обычный телевизор. Против ли я? Наверное, немного - да, однако, я полностью осознаю, какое место в жизни моих детей и их сверстников занимает эта игра. Запретить ее - это значит отделить своих детей от друзей», - говорит он.

Интерес к игре имеет также и благоприятные последствия, так как дети хорошо освоили программу, научились создавать свои режимы игры, управлять собственным игровым сервером, создавать и редактировать видео и вести на YouTube свой собственный канал.

Minecraft на YouTube - это безбрежный океан материалов, - это почти 42 миллиона роликов. Minecraft посвящены сотни каналов, из которых самые популярные - SkyDoesMinecraft и Yogscast. Некоторые каналы Minecraft стали самыми настоящими сенсациями. Канал YouTube Stampy с котом-модератором имеет 5,6 миллиона подписчиков и около 3,4 миллиарда просмотров. В минувшем году этот канал был четвертым по популярности на YouTube.

Существуют и каналы для родителей, такие как, к примеру, MineMum, который создан педагогом Бек Оукли, и цель которого заключается в том, чтобы помочь родителям преодолеть минное поле Minecraft. «YouTube является телевидением нового поколения. Он позволяет детям учиться, делиться знаниями. Он развлекает детей. Когда они смотрят на игру других, то получают новый опыт игры, а также могут им делиться с другими», - отмечает она. - Контента неограниченное количество. Он чрезвычайно интересный, обучающий и полезный».

Согласно мнению Оукли, такое увлечение не является серьезной проблемой. Она подчеркивает, что привлекать внимание нужно ко времени, которое проводится детьми за игрой, а также влиянию на их настроение и здоровье. «Очень важно, чтобы родители учили своих детей наслаждаться игрой, при этом не нанося вреда здоровому образу жизни. Родителям нужно научить детей «здоровому» геймерству, которое предполагает, прежде всего, умение вовремя остановиться. Родителям нужно установить правила безвредной игры, а также вознаграждение за выполнение этих правил», - отмечает она.

Стоит отметить, что Minecraft является творением шведского гейм-дизайнера и программиста Маркуса Перссона, который также известен как Notch. Изначально игра не рассчитывалась на юных игроков. Перссона вдохновили такие игры как Dwarf Fortress, и Dungeon Keeper.

Спустя некоторое время программист основал компанию Mojang, выпускавшей в течение некоторого времени игру, а в прошедшем году она была продана Microsoft.

Как игры влияют на мозг человека.

Существует множество исследований относительно влияния на человеческий мозг. Некоторые из них достаточно противоречивы. Исследователи из Китая при помощи МРТ вели наблюдения за мозгом восемнадцати студентов, которые проводили около десяти часов онлайн, в основном играя в игры, такие как World of Warcraft. В сравнении с контрольной группой студентов, которые в день проводили за компьютером не более двух часов, в мозгах геймеров обнаружили меньше серого вещества, которое отвечает за умение рассуждать.

В начале девяностых ученые предупреждали, что учитывая то, что стимулируют только те отделы мозга человека, которые отвечают за движение и зрение, иные части, ответственные за эмоции, обучение и поведение, могут быть недоразвитыми.

Относительно исследований, посвященных игре Minecraft, в статье Роберта Пейзонау и психолога Юна Ли, опубликованной изданием «Quartz», отмечается, что она кажется не такой и творческой, как полагают некоторые родители. «На самом деле, креативность игры заложена в саму программу - это огромное количество комбинаций, материалов и инструментов. А игрокам остается единственная задача - создавать более сложные конструкции. Несмотря на то, что на первый взгляд игра кажется творческой, в действительности это достаточно монотонная деятельность. Большинство детей, которых мы исследовали, испытывали раздражительность после длительного периода игры».

Я не знаю о всех остальных, но когда я рос (в 80-х годах) были люди, которые говорили о видеоиграх громко и часто:

Видеоигры плохи для вас

Из-за них ваши мозги гниют!

Современные дети никогда не узнают, как быть нормальными (взрослыми — прим. ред.) , если они сидят перед монитором и играют весь день!

В то время я думал, что это просто бред сумасшедшего. Это просто игра в конце концов. Будучи ребенком, который рос, слушая эти слова, я изменил свою точку зрения. Не намного и не в худшую сторону.

Из-за игр не гниют мозги!

Главным аргументом в высказывании «Из-за игр ваши мозги гниют! » является то, что «играя, вы не делаете реальные вещи «. Это отдельная темы для дискуссии, но есть исследования, которые доказывают, что из-за игр ни только не гниют мозги, а, наоборот, заставляют их работать более активно. То же самое и для взрослых. Так как майнкрафт является всем известной игрой, я буду использовать ее в качестве примера.

Почти все, что вы можете сделать в Minecraft, требует некоторые способности. К примеру, строя даже самый обычный дом вы задействуете творческое мышление . А что, если мы будем строить большую крепость на горе? Тут уже вы будете планировать постройку с самого начала, что бы не попасть впросак. Игроку придется исследовать территорию, что бы понять, получится ли построить замок именно в выбранном месте. Далее вам потребуется рассчитать сколько ресурсов потребуется для постройки. Если игрок собирается строить крепость в режиме выживания, то ему придется подумать о безопасности, ибо ночью его будут атаковать враждебные мобы,

А после постройки замка нужно будет заняться дизайном внутренних помещений и облагораживанием территории.

Игры не делают людей антисоциальными!

В СМИ очень популярен образ одинокого, замкнутого в себе, сидящего в темной комнате и никогда не произносящего ни слова геймера. Любой, кто хоть раз играл в Minecraft по сети знает, что это полная ложь. Тут я могу точно сказать, что в примере может быть не толь Minecraft. Сейчас разработчики стремятся сделать игру как можно более социальной . К примеру, в Counter Strike: Global Offensive играть без голосовой связи вообще не возможно. В Ingress и Pokemon Go играть одному можно только на начальных уровнях.

По своей сути игра по сети заставляет людей контактировать между собой. Давайте вернемся к примеру с крепостью. Допустим, мы уже все распланировали и теперь должны приступить к постройки. У нас очень много работы и мы хотим пригласить друзей, что бы они помогли нам. Теперь 2 момента становятся очевидными:

  1. Коммуникация в игре жизненно необходима;
  2. Совместные усилия сплачивают людей в дружную команду.

Теперь команда должна решить, кто собирает ресурсы, кто проектирует крепость (если крепость не была полностью продумана), а кто ее строит (и какие ее части), кто будет добывать пищу и кто будет оборонять остальных от враждебных существ. Вдобавок к этому нужно распределить игроков так, чтобы они работали эффективно. Пытаясь собрать такую команду, лидер приобретает бесценный опыт в общении с людьми, который пригодится ему в будущем.

Антисоциальные исследования проходили на протяжении многих лет и в результате была выявлено, что игры с режимом multiplayer помогали игрокам побороть неуверенность в себе и страх перед другими людьми. Около 70% пользователей с радостью общались с другими игроками. В Minecraft игровые сообщества варьируются от нескольких человек, играющих вместе по локальной сети, до целых серверов, где одновременно онлайн находятся более сотни человек. К примеру, на сайте ежедневный охват составляет более 5000 игроков.


Игры — это не плохо!

Я играл в игры на протяжении двух десятилетий. За это время они росли и развивались и, мне кажется, игры улучшают повседневную жизнь, нежели разрушают ее. Некоторые люди делают карьеру на играх. Это мы можем увидеть, посмотрев каналы знаменитых летсплейщиков на YouTube или Twitch. К тому же Minecraft входит в топ ммо-рпг игр (по данным: http://vsemmorpg.ru/top-mmorpg)

Люди всегда играли в игры. С течением времени их форма менялась. Все начиналось с куколок, сделанных из травы. и палок, заточенных острым камнем, а теперь наши игры перенеслись в компьютеры и телефоны. В игры всегда играли, что бы развлечься, но вдобавок к этом игры нас учат некоторым вещам.

Я не знаю, чем видеоигры хуже, чем предшествующие им. А в некоторых случаях они даже лучше!


Что вы думаете о видеоиграх? Вредны ли они или приносят пользу?

Пишите в комментарии свои мысли по этому поводу!


Если увлечение Minecraft прошло мимо вас, то мы сделали адаптацию большого и основательного материала NY Times об этой игре . Ниже вы узнаете зачем вообще перетягивать эти дурацкие кубики, в чем смысла игры, и почему дети, играющие в Minecraft вырастут умнее вас и станут классными программистами.

Джордан хочет установить незаметную ловушку.

11-летний парень в очках в черной роговой оправе вдохновился sci-fi триллером «Бегущий в Лабиринте» и теперь хочет построить такой же лабиринт для своих друзей по игре Minecraft. Джордан соорудил полосу препятствий с водопадом и сжимающимися стенами в стиле Индианы Джонс, но его цель – это непредсказуемая ловушка, которая застанет друзей врасплох. Правда, как ее сделать? Эта проблема не дает ему покоя.

И тут в голове Джордана загорается лампочка – животные! В Minecraft есть свой зоопарк животных, которых игрок волен употреблять в пищу, приручать или просто обходить стороной. Одно из животных – это mooshroom, похожее на корову красно-белое существо, которое бесцельно шатается по карте. Джордан использует эти хаотичные передвижения коров, чтобы скрыть ловушку. Он устанавливает нажимные плиты, которые активируют ловушки, а потом приносит туда несколько коров, которые начинают нарезать круги по местности и случайно активируют ловушки. Джордан воспользовался странным поведением коровы, чтобы создать, по сути, генератор случайных чисел внутри Minecraft. Говоря языком компьютерных инженеров, Джордан хакнул систему, заставив ее сделать нечто новое и хитрое.

«Это как планета Земля, целый мир, который ты строишь самолично, – объясняет парень, проводя нас от начала лабиринта к выходу. – Мой учитель искусств всегда говорил, что игры развивают творческое мышление только у создателей этих игр. Единственное исключение – это Minecraft». Джордан приводит нас к выходу, а над ним запечатлен лозунг «Само путешествие важнее того, что ждет тебя в конце».

С момента своего выхода 7 лет назад, Minecraft стала сенсацией, породившей новое поколение игроков. 100 миллионов зарегистрированных игроков и статус третьей по продажам игры в истории (после Тетрис и Wii Sports) заставили Microsoft в 2014 году выложить за Minecraft гигантские 2.5 миллиарда долларов. Игры-блокбастеры были и раньше, но, как верно замечает Джордан, это другой случай. Mineraft - это и место встречи, и технический инструмент, и театральная сцена, на которой дети строят механизмы, проектируют миры и снимают видео на YouTube. И она не воспринимается как игра в привычном смысле – в то время, как Google, Apple и другие гиганты стараются упростить интерфейсы компьютеров, Minecraft наоборот побуждает игрока исследовать мир, ломать его и собирать заново. Она заставляет включать мозги и работать руками.

Minecraft возвращает нас в 70-е годы, в эпоху ранних ПК типа Commodore 64 и детишек, которые учились кодить в Basiс, чтобы писать софт для себя и своих друзей. И сегодня, когда президент США призывает детей учиться программированию, Minecraft стала для них возможностью подойти к кодингу с черного хода. Не потому, что это нужно, а потому, что это интересно. И если дети 70-х стали теми, кто рисует полотно нынешнего цифрового мира, то что привнесут в мир дети поколения Minecraft?

«Дети, - пишет социальный критик Уолтер Бенджамин, - любят играть там, где проходит понятная им работа. Их непреодолимо манят отходы строительства, садоводства, домашнего хозяйства, ткацкого дела и плотничества». По словам Колина Фаннинга из Филадельфийского музея искусств, европейские философы издревле считали игру с блоками, которую около трехсот лет назад усовершенствовал Фридрих Фрёбель (его называют создателем концепции детского сада), полезной игрой. Начиная строить из блоков, дети учатся синтезировать сложные объекты из простых частей, что в дальнейшем позволяло им лучше видеть закономерности в окружающем мире.

Пионеры педагогики вроде Марии Монтессори использовали деревянные бруски для обучения детей математике. Во время катаклизмов прошлого века вроде Второй мировой войны некоторые архитекторы вроде Карла Теодора Соренсена предлагали превратить развалины в детские площадки, где дети могли бы одновременно играть и строить. А шведские педагоги, боявшиеся, что дети потеряют связь с физическим миром, ввели в школе слойд (в оригинале: sloyd) – уроки столярного мастерства, которые до сих пор преподаются в шведских школах.

В Minecraft дети начинают игру свободными делать что угодно: вокруг девственно-чистое окружение, на котором игрок волен строить, что угодно. А начинается все с деревянных блоков, которые игрок мастерит из попавшихся под руку деревьев. В этом отношении Minecraft больше похож не на видеоигры, а на кубики Лего, которые в послевоенное время заменили традиционные деревянные конструкторы. Хотя сегодня Лего скорее не о фантазии, а о брендах – прилавки магазинов завалены тематическими наборами вроде «Замка Хогвартс» из Гарри Поттера или базы повстанцев из «Звездных Войн».

«Вы покупаете набор, читаете инструкцию, собираете модель и отправляете ее на полку, – объясняет культовый геймдизайнер Питер Молине в фильме о Minecraft. – Раньше Лего было коробкой деталей, которые ты брал, разбрасывал по полу и делал из них магию. Теперь это делает Minecraft».

Будучи шведом, основатель компании Mojang и создатель Minecraft Маркус Перссон перенес шведский слойд в цифровую плоскость. 36-летний Перссон был ребенком компьютерной эры, который в семилетнем возрасте научился писать код на отцовском Commodore 128, а к 20 годам разрабатывал игры и кропел над кодом онлайн-фотохранилища, сидя в своей украшенной компакт-дисками спальне.

Первую версию Minecraft он выпустил в 2009 году. Игровой принцип был прост, как угол дома – каждый раз, когда игрок запускает игру, она генерирует для него новый ландшафт с горами, лесами и озерами. Далее игрок волен копать землю, добывать каменную руду или обрабатывать древесину, чтобы сделать заветный блок. Из этих блоков он может воздвигать постройки, либо же комбинировать их, чтобы получить новый предмет. Соедините пару каменных блоков с древесиной и получите кирку. С ней вы докопаетесь до золота, серебра и алмазов (только не копайте слишком глубоко, до земного ядра). Либо же используйте ее для умерщвления вон того паука, а из его паутины сделайте тетиву для лука или арбалета.

Поначалу игра была забавой нердов-переростков, но в 2011 году на Minecraft подсели все дети мира, и продажи взлетели. И даже спустя 5 лет при цене в 27 долларов за копию, Minecraft остается одной из самых продаваемых игр - с полок магазинов ежедневно расходится порядка 10 тысяч копий! Согласно официальной статистике Microsoft, основной возраст игроков в Minecraft на сегодняшний день составляет 28 лет. 40% из них - женщины.

Со временем Перссон улучшал игру. Сначала появился режим выживания, в котором игроку нужно было строить защитные сооружения, чтобы отбивать регулярные атаки монстров. Затем жители страны Minecraft получили возможность делиться своими картами с друзьями. Следом за этим Перссон открыл игровой код (игроки стали делать моды) и прикрутил мультиплеер. Сегодня за $5 в месяц дети играют в одном мире с сотнями тысяч других игроков, а понятие между сольной игрой и мультиплеером стерлось окончательно.

Игра стала хитом, но Перссон чувствовал себя выжатым лимоном – доставала и свалившаяся на голову популярность, и фанаты, которые постоянно требовали что-то добавить/убрать/поменять, а потом эти же изменения ругали. В 2014 году Маркуса окончательно достала игра, и он передал компанию Mojang в руки Microsoft за скромное вознаграждение в $2.5 миллиарда. А в качестве компенсации купил себе особняк за $70 млн, в котором он отказывается вспоминать о своем детище.

Перссон ушел, но блоки остались. Осталась и полная свобода действий. Наблюдая, как играют мои дети, я видел постройки точных копий Тадж Махала, звездолета Энтерпрайз из «Стар Трека» и замка с железным троном из «Игры Престолов». Но потом оказалось, что настоящая свобода была скрыта не в блоках, а в «редстоуне» - элементе, который добывается из красной руды и является игровым аналогом электропроводки. Мой 8-летний сын Зев показал мне автоматические двери, которые сделал при помощи «редстоуна», а 10-летний Габриэль придумал игру в игре. Он сконструировал гигантскую катапульту, которая при помощи редстоунов швыряла наковальни в других игроков, а те уворачивались от летящих в них снарядов, весело бегая в пределах игровой зоны.

Перссон разработал «редстоун» с оглядкой на обычные электронные цепи. Добавляя к этому блоку включатели и выключатели, вы можете сделать «логические затворы», как их называют компьютерные разработчики. Поместите два переключателя рядом друг с другом, соедините их «редстоуном» - и вот у вас уже есть логический элемент «И»: если переключатель 1 и 2 включены, ток пойдет по проводу. Также можно соорудить логический элемент «ИЛИ», в котором достаточно задействовать только один из переключателей. Если мы посмотрим внутрь обычного микрочипа, то увидим схожую архитектуру.

Этой зимой я был в гостях у 14-летного парня по имени Себастьян. Он хвастался мне своими механизмами, самым крупным из которых была торговая площадка – гигантская стена, возле которой игроки могли продавать вещи, помещая их в специальный желоб. Эта стена была напичкана затворами AND, и у Себастьяна ушло несколько дней на то, чтобы спроектировать стену и найти кучу элементов «И» для нее. «Двигай сюда», – говорит мне Себастьян, ныряя в шахту под аппаратом. Внутри, как архитектор на стройке, показывает мне начинку своего аппарата. «К этим проводам подключены рычаги по разные стороны стены - один с этой, другой напротив. Когда оба включены, они приводят в действие поршень, который присоединяет редстоун к этому блоку вверху в башне-распределителе».

Для работы с «красным камнем» необходимо логическое мышление, усидчивость и умение находить дыры в системе. Например, пятилетняя Натали у себя в замке установила автоматическую дверь, но она не открывалась. Натали ненадолго нахмурилась, а потом принялась искать баг в системе – оказалось, что она неправильно подсоединила один из красных камней, и он посылал ток в другую сторону цепи.

Это то, что программисты называют вычислительным мышлением. И это один из самых важных обучающих эффектов Minecraft. Незаметно для себя дети учатся ежедневной борьбе с багами, знакомой каждому программисту. Ведь не боги горшки обжигают, но боги находят и исправляют ошибки в коде. С этой точки зрения Minecraft является идеально обучающей игрой для современных детей – она затрагивает элементы естественных наук, математику и инженерию, но учит этому посредством игры. В отличие от государственной инициативы «научим детей кодить», на которую правительство США потратило миллионы долларов. Самое забавное, что сам Перссон и его последователи никогда не рассматривали Minecraft в роли педагогического инструмента. «Мы просто делали игру, в которую сами хотели играть», – говорит нынешний главный разработчик Mojang Йенс Бергштен.

Следующий полезный навык, который приобретают игроки в Minecraft – это умение работать в командной строке. В мире, в котором строчки кода заменили глянцевые интерфейсы, обычного человека бросает в пот при виде десятка простых строчек кода. Но не научившись работать с командной строкой, вам никогда не приручить компьютер. В Minecraft дети учатся этому, опять же, не потому, что так надо, а потому, что это весело. Вызовите командную строку «/», вбейте в ней «time set 0» и увидите уходящий за горизонт солнечный хвост. Выучите цепочки команд и сможете колдовать не хуже Гарри Поттера.

Следующий герой статьи – семиклассник Гас из Бруклина, с которым мы познакомились этой весной. Глядя, как Гас играет с друзьями, я замечаю, как он забивает команду «/give AdventureNerd bow 1 0 {Unbreakable:1,ench:[{id:51,lvl:1}],display:{Name:“Destiny”}}». Она дает его персонажу неубиваемый магический лук по имени Destiny. Рабочий стол Гуса пестрит виртуальными стикерами с командами, которыми он пользуется чаще всего. Несколько команд объединяются в блок, который приводит к цепочке действий. Точно так же, как клик по иконке нужной программы запускает блоки кода в ее недрах.

«Minecraft – это одно из тех мест, где молодежь может общаться с более опытными людьми намного старше них, – говорит Мими Ито, создатель платформы Connected Camps при Калифорнийском университете, которая изучает взаимосвязь между обучением и компьютерными играми. – Эти связи становятся ключевыми: у ребят появляется возможность взглянуть на профессиональную сторону дела, а это то, что в школе не покажут». И пускай вас не пугает форма такого взаимодействия незнакомых между собой взрослых и детей – по словам Ито, когда перед группой поставлена интересная задача, возраст отходит на второй план.

Ито обнаружила, что увлечение Minecraft побуждает детей развивать и другие таланты. Например, 15-летний Эли просто хотел поменять несколько игровых текстур, а в итоге дошел до того, что освоил фотошоп в купе с рисованием и теперь выкладывает целые моды на игровом форуме, где ему помогают и взрослые, и дети. «Критика там всегда конструктивна, – говорит Эли. – Игровое сообщество очень помогает».

Возможно, вы будете смеяться, но игра в Minecraft развивает еще и стрессоустойчивость. Mojang еженедельно вносит правки в игру, и однажды утром вы можете проснуться и обнаружить, что после свежего апдейта ваша гигантская железная дорога больше не работает. Ито видит в этом ценный опыт – в практическом и философском смысле дети становятся крепче.

«Minecraft скрипит, а вы пытаетесь починить его, – говорит она. – Это иной тип мышления. Если у вас не работает приложение в iPhone, то вы просто вздыхаете. Если что-то не работает в Minecraft, вы вздыхаете, а потом начинаете чинить неполадку. Не потому, что так надо, а потому, что вам этого хочется. Это похоже на эстетику домашнего пивоварения – пинту светлого можно купить и в магазине, но интереснее сварить ее самому». Учитывая, что Minecraft уже 7 лет, Ян Богост из Georgia Tech с нетерпением ждет в своих классах первых студентов, выросших на игре.

Пятиклассница Ава, которую я встретил на Лонг-Айледне, начала играть в Minecraft 2 года назад. Она запустила «режим выживания», не очень понимая, что делать дальше. «Я думала, что этот скелет добрый, и спросила, как у него дела, – говорит Ава. – Потом я умерла». Дело в том, что Minecraft – это сложная и непонятная игра. В отличие от игр-блокбастеров, здесь нет всплывающих окон и подсказок, никто не водит вас за ручку, показывая, как крутить головой, бегать или приседать. В Minecraft не объясняется ничего: ни что скелеты могут вас убить, ни что вы можете добраться до лавы (которая тоже вас убьет), если пророете слишком глубоко, ни даже то, что вы можете смастерить кирку.

Во время разработки игры у Перссона не было денег на то, чтобы писать инструкции. Вряд ли он догадывался, насколько гениальным оказалось решение отказаться от подсказок: сегодня игроки на форумах ежечасно делятся секретами и стратегиями игры (на Gamepedia висит порядка 5 тысяч статей об Minecraft), книжные издатели выпускают целые тома с секретами игры, и они отлично продаются. Например, одна из книг о красном камне обогнала такие литературные хиты, как «Щегол» Донны Тартт. В своей рецензии писатель и критик Роберт Слоан называет Minecraft «игрой о секретных знаниях».

Самым главным помощником в изучении Minecraft является YouTube. Найдя смерть от рук скелета, Ава отправилась искать ответы именно туда, ведь учиться новому проще всего глядя на то, как это делает мастер. YouTube стал вторым домом для игроков в Minecraft – здесь выкладывают летсплеи, инструкции, обучающие материалы и просто веселые видео. Сегодня слово «Minecraft» является вторым по популярности запросом в YouTube (после «музыка»), а общее количество тематических видео перевалило за 70 млн. Для юных игроков эти ролики стали возможностью отказаться от телевизионной диеты в пользу того, что нравится лично тебе. «Я не понимаю этого, – жалуется мать Авы во время моего второго визита к ним в гости. – Зачем ты смотришь, как играет кто-то другой? Почему не поиграешь сама?»

Недавно Ава вместе со своими друзьями запустила игровой канал на YouTube. Отец купил ей микрофон, а сестра нарисовала табличку «Идет запись» (с другой стороны «Запись не идет, но, пожалуйста, тише). Пока я сижу в ее комнате, Ава звонит своему другу Патрику по скайпу и они начинают запись. Это чистой воды импровизация – они шутят над тем, как Ава тонет в ловушках с лавой, словно заправские радиоведущие или спортивные комментаторы. Если что-то идет не так, они начинают заново. Видя это воочию, я лучше понимаю слова главы игрового подразделения YouTube Райана Вейта о стертых границах между игроком и зрителем.

Некоторые Minecraft-бродкастеры стали действительно известны и неплохо зарабатывают на этом. Эти звезды, в основном, не дети, а молодежь. Например, у 25-летнего Stumpy Cat из Брайтона на канале 7 миллионов подписчиков. У его коллеги Mumbo Jumbo из Брайтона всего миллион. Но этот миллион набрался очень быстро, когда парень залил видео с 20-ю самодельными механизмами для открытия дверей. «Конечно, это не новый Gangam Style, но все равно вышло неплохо», – говорит Mumbo Jumbo, реальное имя которого Оливер Бразерхуд. Сейчас Оливер тратит по 50 часов в неделю на саму игру и запись тематических видео. Это фактически работа.

«Я сказал маме, что увольняюсь с работы почтальона, – вспоминает Mumbo Jumbo. – На вопрос, почему, я показал ей свой канал и свои первые 40 тысяч подписчиков. Это больше, чем трафик корпоративной газеты, которую она консультирует». В следующем году Оливер будет изучать программирование в колледже. По его мнению, программирование очень похоже на Minecraft – ты экспериментируешь, учишься, ошибаешься и спрашиваешь советы на форуме. Кстати, парня приняли в колледж еще до результатов выпускных экзаменов - пропускным билетом в вуз стал его YouTube канал.

В прошлом году 12-летний Лондон запустил отдельный сервер для своих друзей и знакомых. Через пару дней он увидел, что какой-то весельчак ворвался на их праздник и взорвал к чертям все их постройки. Тогда Лондон немного поколдовал с настройками и открыл индивидуальный доступ к серверу для друзей. А теперь попробуйте представить себе это в какой-нибудь World Of Warcraft, где настройками серверов управляют исключительно разработчики. Microsoft же позволяет вам играть на общем сервере, арендовать свой, либо же создать индивидуальную игру и играть по Wi-Fi с товарищем. И здесь начинается самое интересное – как этой свободой воспользуются дети? Будет ли их мир равным и для созидателей, и для разрушителей? И что делать с нарушителями правил?

Социолог Сет Фрей из Дармутского колледжа на протяжении трех лет изучал поведение сотен детей на серверах Minecraft и пришел к выводу, что игра улучшает их социальный интеллект. «Детишки носятся со своими кубиками и вы думаете, что это просто игра, – объясняет Сет. – Но на самом деле они решают один из самых сложных вопросов в истории человечества – как наладить взаимодействие разных социальных групп так, чтобы всем было удобно». В эксперименте, который проводил Сет, большинство участников были парнями-подростками со всеми их комплексами и проблемами полового созревания. «Это худшие люди на Земле, – то ли шутит, то ли серьезно говорит Сет. – И по моему мнению, этот эксперимент по социализации должен был провалиться. Тем удивительнее, что все получилось».

Три года назад муниципальная библиотека города Дэриен, штат Коннектикут, запустила публичный сервер Minecraft, играть на котором могли лишь обладатели абонементов. По словам Джона Блуберга, директора по развитию библиотеки, в первый же месяц у них появилось 900 новых читателей в возрасте до 20 лет. «И это настоящее сообщество, – делится мнением Джон. – Как правило, в день я получаю до десятка звонков в стиле ‘Алло, это Dasher 80, какой-то хрен взорвал мой дом, пока меня здесь не было, разберитесь’ или ‘Алло, меня кто-то обокрал’. Раньше мы сами занимались разрешением конфликтов, но потом заметили, что если детям дать немного свободы, то ближе к концу дня у тебя на автоответчике появляются уже другие сообщение типа ‘Это Dasher 80, мы разобрались с проблемой, игнорируйте мое предыдущее сообщение’».

Многие родители и специалисты считают, что Minecraft – это дополнительное измерение, цифровая песочница, в которой дети учатся социализироваться и уважать чужое пространство (пускай и виртуальное) без присмотра старших. Раньше роль этой песочницей играла улица, а в Minecraft дети хоть и находятся дома, но общаются с друзьями, используя новые технологии. В каком-то смысле Minecraft - это не столько игра, сколько социальная сеть.

Жизнь на сервере Minecraft постоянно требует от детей более сложных технических навыков. 11-летняя Лея бесилась из-за гриферов (так в игре называются вандалы) и однажды попросила у администраторов сервера права на модерацию. Несколько месяцев Лея работала, как полицейский. Программа под названием «command spy» позволяла ей смотреть записи действий игроков: она перемещала всех негодяев в виртуальную зону «тайм-аута» и вскоре ее повысили. «Подразумевается, что я должна давать наказания всем, кто нарушает правила», - сказала она мне тогда. Фактически, Лея исполняла на сервере роль системного администратора.

Но не все так легко приживаются в мире Minecraft. Робкая 17-летняя Тори играет в Minecraft уже 2 года, но в основном в одиночном режиме. Когда она решила попробовать поиграть онлайн, другие игроки, узнав, что она девочка, выложили блоками «СУКА». Друзья-игроки утешали ее и говорили, что такое случается везде. Например, исследование игроков в Halo показало, что над девушками издеваются в два раза чаще, чем над парнями. А из обычного опроса, где 874 человека назвали себя онлайн геймерами, 63% девушек сказали, что они подвергались издевательствам. Некоторые родители из-за этого бесятся и запрещают своим дочкам играть в онлайн-игры, некоторые дочки не обращают на это внимания и просто скрывают пол либо же ставят на аватарки животных. Как Лея.

Как долго продлится популярность Minecraft? Это напрямую зависит от управления Microsoft. Исполнительные директора компании почти не контролируют игру. Все главные вопросы по развитию игры решает Mojang в Швеции. Они могут улучшить игру, а могут, наоборот, свести на нет всю магию, сделав новый интерфейс или изменив систему боев. Однажды Mojang попробовала изменить систему боев, но это вызвало бурю критики – дети не хотели, чтобы их песочницу превращали в обычное поле для драк.

Но пока нет поводов для переживаний, и Minecraft идет в массы. Преподаватели начинают пробовать привносить элементы Minecraft на урок и математики, и истории. Многие библиотеки уже устанавливают на свои компьютеры Minecraft. Например, в Библиотечном центре Бронкса недавно установили серверы Minecraft. Местный библиотекарь дал задание детишкам, у которых не было своих ПК и которые пришли играть в библиотеку, построить парижскую Триумфальную арку за 45 минут. Трое парней начали работать вместе, а четвертый, помладше, разрабатывал свой дизайн. Троица все время поддразнивала друг друга, а через 45 минут, когда арка была готова, они нашпиговали ее динамитом, полюбовались фейерверком из кубиков и ушли играть в другую игру.

В углу четвертый мальчик продолжил трудиться над своей Аркой. Он рассказал мне, что часто остается допоздна, играя в Minecraft с друзьями. Они построили Статую свободы, Всемирный торговый центр и даже копию библиотеки, в которой мы находились. Он щелкал курсором по блокам, составляя перевернутую лестницу, чтобы имитировать округлый свод Арки. Он откинулся на спинку стула, чтобы насладиться проделанной работой. «Я не моргал уже не знаю сколько минут», - сказал он. Модель была закончена и выглядела вполне реалистично.

«Я вообще-то этим горжусь», - сказал он с улыбкой.

«Майнкрафт» — это невероятно популярная компьютерная игра, которая нравится очень многим детям. Однако при этом некоторые родители никак не могут разделить радость своих сыновей и дочерей касательно этой игры. Существует огромное количество причин, по которым дети любят «Майнкрафт», и те же причины заставляют родителей впадать в ступор и задумчиво почесывать затылок. Эти 5 вещей дети очень сильно любят о Minecraft. Но вы даже не подозреваете, что большинство современных родителей просто их не понимают.

Язык «Майнкрафта»

Как вообще можно объяснить язык «Майнкрафта»? К вашему ребенку приходят в гости друзья, они собираются в комнате и начинают общаться про нубов и эндерманов, при этом смеются и хихикают, пока родители слушают и думают, что лучше бы они говорили о спорте. Многие родители даже не увлекаются спортом, но они хотя бы могут поучаствовать в таком разговоре.
Родители хотят участвовать в жизни своих детей, но как только те начинают разговаривать о «Майнкрафте», им сразу начинает казаться, что это латынь. И когда родители просят детей объяснить одно понятие, за этим сразу же появляется необходимость объяснить еще одно понятие, а за ним еще одно. И к тому моменту как вы понимаете, почему вашему ребенку нужно было убить дракона Эндера, половина вашего дня уже прошла. В результате все заканчивается тем, что ребенок рассказывает, а родители просто кивают и надеются, что не согласились только что купить какой-нибудь аддон.

Ютюберы

Недостаточно того, что «Майнкрафт» сам по себе странный для родителей, еще и существует миллион звезд YouTube, которые рассказывают про эту игру, демонстрируют свои достижения, делятся шутками, которые понятны только тем, кто играет в «Майнкрафт». И речь здесь не о каком-либо конкретном ютюбере. Проблему поймут родители, которым приходилось вырывать планшет из рук ребенка, который несколько часов подряд слушал кого-то, кто рассказывает об игре. Да, многие из этих ютюберов зарабатывают за месяц больше, чем родители за целый год, и, может, это и раздражает родителей самую малость, но речь идет не о деньгах. Речь идет о здравом рассудке, и часовые видео подростков, которые в своих комнатах записывают громкие раздражающие фильмы о «Майнкрафте», заставляют взрослых говорить такие банальные вещи, как «Куда катится этот мир?» и так далее. И это ужасно, так как это заставляет родителей чувствовать себя так, как чувствовали себя ранее их родители — старыми и несовременными. И круг замкнулся.

Зависимость

Многие родители не понимают одной вещи: неужели в «Майнкрафт» добавлен никотин или какой-либо другой наркотик? Каждый родитель, чей ребенок играет в «Майнкрафт», понимает, насколько трудно заставить его выключить игру. Дело доходит до слез, криков и даже кулаков. Дети даже начинают ругаться на родителей. Причем так поступают как маленькие дети, так и подростки. Иногда складывается ощущение, что, если в настоящий дом детей ворвутся зомби, им будет все равно, но если это случится с их домом в «Майнкрафте», то наступит конец света. Для многих родителей эта игра выглядит как какое-то пиксельное безобразие, но дети не могут с этим согласиться.

Дезориентация

Если вы попытаетесь наладить связь со своим ребенком, поиграв в «Майнкрафт», то вам нужно не забыть тазик для рвоты. Нет, игра не является отвратительной или гадкой, но при этом она дезориентирует. У вас начинает кружиться голова от всего, что творится вокруг, вы не понимаете, что делать, и оказываетесь в какой-нибудь комнате с киркой в руках. И тогда ваш ребенок начинает над вами смеяться так, как будто вы полный идиот, а не взрослый человек с высшим образованием и престижной работой. И тогда ребенок сам садится за компьютер, его голубые глаза начинают метаться по экрану, пока он исправляет созданную вами ситуацию, и он начинает говорить: «Вот видишь? Видишь?». Но вы по-прежнему не видите разницы между тем, что делали вы, и тем, что делает он.

Попытки понять все усугубляют

Как любой другой хороший родитель, когда ваш ребенок начинает играть в «Майнкрафт», вы пытаетесь лучше понять игру, читая про нее в Сети. Вот отрывок из одной такой статьи, которая называется «Гайд для родителей по игре «Майнкрафт»: «Майнкрафт» — это игра в стиле «песочница», созданная шведским программистом и геймером Маркусом «Нотчем» Перссоном. Мир игры генерируется процедурно, а суть ее заключается в собирательстве ресурсов, создании предметов, строительстве и (при желании игрока) сражениях». Многие родители в своей жизни встречались со странными текстами, но это просто сумасшествие.

Выводы

Вывод можно сделать следующий: большинству детей нравится эта игра, в то время как некоторые родители просто не могут ее понять. И самое печальное заключается в том, что многие родители изначально полагали, что у них не будет проблем с пониманием. Не только «Майнкрафта», а всего, что касается их детей. Когда люди становятся родителями, они не думают, что им когда-либо придется говорить «вот в наши дни» или «почему ты не можешь играть в нормальные игры?», так как это одни из самых неприятных фраз, которые им когда-либо говорили их же родители, когда они были молодыми. Однако в этом и заключается родительство. Это реальность, в которой вы становитесь старше и пытаетесь понять ваших детей, мечтая лишь о том, чтобы они просто делали то, что вы понимаете.

Похожие публикации