Ухудшение зрения - основные причины. Строение глаза

Нарушения зрение - это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту видения. Близорукость, или миопия, дальнозоркость, или гиперметропия, астигматизм - основные виды нарушения зрения. Причем к нарушениям зрения относятся нарушения связанные не только с аномалиями рефракции или аккомодациями.

Сюда относится весь перечень глазных заболеваний, которые приводят к ухудшению остроты зрения. Согласно данным статистических исследований из более чем шестимиллиардного населения нашей планеты страдают нарушениями зрения около четырех миллиардов человек. Причем из них используют средства коррекции, только 1,3 миллиарда.

Расстройство работы зрительного анализатора приводит к формированию преград для большого количества видов занятости. Люди, имеющие плохое зрение, не допускаются к занятиям многими видами спорта, не могут пойти на службу в элитные войска, такие как десант или войска специального назначения. Кроме того, плохое зрение не позволяет пилотировать воздушную технику и многое другое.

Разумеется, все это негативно отражается на психологическом и эмоциональном состоянии человека. По причине плохого зрения для человека сразу же возникают опасности в окружающем мире – это столкновения и падения на тротуаре, опасности на автомобильных дорога и т.д.

Классификация нарушений зрения

расстройство рефракции, которое предполагает угнетение способности глаза четко рассматривать объекты, расположенные на определенной дистанции от органов зрения;
расстройство аккомодации, подразумевающее, к примеру, пресбиопию, или говоря простым языком дальнозоркость, когда человек не может четко рассмотреть объекты, находящиеся на различном удалении;
расстройство периферического или бокового зрения, когда человек не в состоянии разглядеть четко предметы, расположенные по сторонам от органов зрения либо не может рассмотреть движущиеся предметы;
расстройство адаптационной способности глаз, когда, например, зрение ухудшается при попытке приспособиться к условиям быстро изменяющего свою интенсивность освещения;
расстройство способности глаза ориентироваться в условиях сумерек либо в затемненном помещении. Такое нарушение носит в народе название куриная слепота.

Виды нарушения зрения

Нарушение рефракции, т. е. ухудшение способности глаза различать четко предметы, находящиеся на определенном расстоянии от глаза.
Нарушение аккомодации – например пресбиопия, ухудшение четкости при разглядывании различно удаленных предметов.
Нарушение периферического зрения - ухудшение способности видеть объекты расположенные сбоку от глаз, предметов в движении.
Нарушение адаптации – это нарушение зрения характеризуется ухудшением адаптации глаза в условиях с быстро меняющимся освещением. Например, с этим видом нарушения зрения глаз длительное время приспосабливается к темноте, либо вообще не может адаптироваться.
Гемералопия - нарушение способности ориентироваться в сумерках или в темном помещении (nyctalopsia - куриная слепота).

Все виды нарушений зрения можно разделить на две группы – органические и функциональные виды нарушений зрения.

Органические виды нарушений зрения

Органические виды нарушения зрения включают офтальмологические патологии, которые развиваются в сопровождении структурных изменений – это атрофические поражения нерва зрения, блефарит и конъюнктивит, а также некоторые иные. Эти нарушения зрения могут сказываться в неправильном ходе световых лучей в органе зрения.

Функциональные виды нарушений зрения

Функциональные виды нарушений зрения также могут развиваться в сопровождении изменений структурного характера. Но ухудшение зрительной функции в таком случае обусловливается совершенно иной причиной – изменениями хода лучей света, которые, проникая в орган зрения, формируют изображение объекта. Эти виды нарушений зрения имеют отношения в патологиям рефракции.

Особенности нарушения зрения

Близорукость и дальнозоркость

Нормальное зрение называют соразмерным, или эмметропическим. Близорукие люди (миопы) видят близкие предметы хорошо, далекие - плохо, а дальнозоркие (гиперметропы), наоборот. Почти две трети всего человечества имеют дальнозоркость или близорукость, то есть обладают аметропическими глазами.

У близоруких людей вследствие повышенной силы преломляющих сред из-за увеличенного размера глазного яблока лучи света от далеких предметов фокусируются впереди сетчатки. В результате в области желтого пятна не получается ясного изображения, отдаленные предметы видны расплывчатыми. Зато лучи света от близких предметов в близоруком глазе сходятся точно на сетчатке и дают четкое изображение без напряжения или с минимальным напряжением при аккомодации. Близорукие люди могут часами читать, работать с очень мелкими деталями, не чувствуя утомления зрения.

У дальнозорких глаза, наоборот, отличаются слабой преломляющей силой или недостаточными размерами по передне-задней оси. Лучи света от далеких и близких предметов в таком глазе преломляются меньше, чем нужно, и четкого изображения на сетчатке не получается, так как фокус оказывается за сетчаткой глаза. Эти изменения условий фокусировки изображения в глазе, называемые рефракционными.

Дальнозорким и близоруким людям зрение улучшают при помощи очков. Установленное перед дальнозорким глазом выпуклое стекло увеличивает преломляющую силу глаза, фокус световых лучей переводится точно на сетчатку, и глаз работает с меньшим напряжением. Вогнутое стекло, помещенное перед близоруким глазом, уменьшает его преломляющую силу, лучи от далеких предметов сходятся в желтом пятне - зрение вдаль улучшается. Использование очков, однако, неизбежно приводит к ослаблению внутренних мышц глаза, в связи, с чем со временем очки приходится менять на более сильные.

Аккомодация

Способность глаза к аккомодации исследуют с помощью, так называемой глазной эргографии, позволяющей точно определить степень зрительного утомления. Эргография также оказалась ценным методом выявления расстройств динамической рефракции глаза у близоруких детей и подростков, с ее помощью оценивают зрение лиц, занятых на тонких и точных производственных операциях.

Аккомодация глаза - важнейший регулятор функции зрения. С возрастом ее степень постепенно падает, ибо сам хрусталик становится менее эластичным. Возникает явление, называемое пресбиопией, или старческой дальнозоркостью. В связи с ослаблением аккомодации человек стремится отодвинуть книгу или газету от глаз (чтобы облегчить работу цилиарных мышц) или прибегает к помощи очков с выпуклыми линзами.

Астигматизм

Астигматизм - искажение изображения оптической системой, связанное с тем, что преломление или отражение лучей в различных сечениях проходящего светового пучка неодинаково. Вследствие, изображение предмета становится нерезким. Каждая точка предмета изображается размытым эллипсом.

Причины нарушения зрения

Среди распространенных причин также называют:

  • возрастную макулярную дегенерации (ВМД),
  • помутнение роговицы,
  • диабетическую ретинопатию,
  • врожденную слепоту,
  • трахому и онхоцеркоз.

Нарушения зрения чаще всего являются симптомами различных заболеваний:

К факторам, которые могут вызвать нарушения зрения, отнесены следующие:

Дегенерация желтого пятна, ухудшение центральной части сетчатки;
Механические повреждения глаз;
Опухоли, поражающие глаз или окружающие его области;
Наличие диабета;
При наличии гипертонии (повышенное кровяное давление);
При цереброваскулярных заболеваниях – заболеваниях сосудов головного мозга;
Перенесение инсульта;
При атеросклеротических заболеваниях (отложениях холестерина в кровеносных сосудах, в том числе в глазных);
При заражении вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в результате заражения цитомегаловирусом, который оказывает влияние на глаза;
При дефиците витамина А;
При глазных инфекциях.

Причины нарушения зрения при вегетососудистой дистонии

Слабое кровоснабжение

Ухудшение снабжение кровью зрительной системы (глаза, затылочная часть больших полушарий, проводящие пути) может привести к некорректному визуальному восприятию мира. В случае вегетососудистой дистонии, как правило, имеет место плохая работа капилляров.

Дефицит питательных веществ

Нарушение зрения может быть вызвано неполноценным обеспечением мозга и сетчатки глаз питательными веществами. Но ведь такое отклонение является одним из симптомов ВСД. Если мозг недостаточно получает витаминов, кальция, фосфора, магния, кислорода, углерода и других веществ, то работать он будет неустойчиво. Информация от органов зрения, поступающая в него, обработается некорректно.

Тревожное состояние

ВСД – это результат негативных мыслительных процессов, которые ввиду определенных обстоятельств перешли из сознания на подсознательный уровень и закрепились там. Очаги возбуждения мозга, которые заняты обработкой негативных мыслей, могут распространяться на другие участки, захватывая зрительные области больших полушарий. Это мешает правильному преобразованию информации, полученной от органов зрения, в тождественные образы.

При нарушении зрения во время вегетососудистой дистонии больной может иметь следующие симптомы:

Восстановить зрение в данном случае поможет лишь избавление от причин возникновения вегетососудистой дистонии. Вы можете поднять самочувствие и улучшить зрительное восприятие, делая специальные упражнения. Полезны занятия асанами из йоги (перевернутые положения), а также дыхательная гимнастика.

Расстройство зрения может являться симптомом следующих заболеваний:

К каким врачам обращаться при расстройстве зрения

Коррекция нарушений зрения

Основополагающим способом коррекции нарушения зрения является очковая коррекция. Ниже приведен список правил, которым необходимо пользоваться при использовании очков.

Очки необходимо подбирать не реже, чем один раз в год.
Очки должны быть правильно подобраны по форме, размеру. Если они неплотно сидят на лице и постоянно съезжают к кончику носа, то это затруднит видение через них. С другой стороны, если очки сильно сжимают нос, то из-за нарушений проходимости слезного канала могут возникнуть проблемы со слезными железами. К тому же натирание переносицы приносит постоянный дискомфорт. Желательно, чтобы дужки очков были толстыми и прочными.
Линзы очков должны быть обязательно чистыми и прозрачными. Грязь и пятна на линзах могут быть причиной ещё больших нарушений остроты зрения. Линзы не должны иметь царапин, которые возникают, когда очки кладут линзами на твердую поверхность. Царапины чаще возникают на пластиковых линзах. Всего этого легко достичь, если использовать пластиковые линзы со специальными просветляющими, антилипидными покрытиями.
Если очки загрязнены, их нужно мыть тёплой водой, при необходимости используя мягкое мыло. После мытья очки необходимо вытереть чистой мягкой тканью или полотенцем, а лучше всего использовать специальные салфетки из микрофибры, продающиеся в оптических салонах.
Хранить очки нужно в доступном месте и обязательно в футляре, чтобы они не сломались.
Очки должны быть всегда рядом с вами. Нельзя напрягать глаза.

В случае, если методы оптической коррекции не помогают, т. е. тогда когда имеются значительные нарушения зрительной функции в дело вступают специальные службы, которые осуществляют помощь этому типу населения.

Профилактика нарушений зрения

Сохранение хорошего зрения, профилактике болезней которого подчас уделяется недостаточно внимания,– задача достаточно трудная. Помимо регулярного посещения офтальмолога рекомендуется применять следующие методы.

Спорт

Занятия спортом помогут укрепить зрение и вернуть его остроту на начальных этапах развития болезни. В идеале стоит отдать предпочтение такому виду тренировок, где необходима постоянная фокусировка глаз, например, бадминтон, теннис, баскетбол, футбол.

Водные процедуры

Контрастные водные процедуры способствуют улучшению кровообращения в сетчатке глаза. С утра ополосните глаза попеременно теплой и холодной чистой водой примерно 20 раз. Альтернативой могут стать горячие и холодные компрессы, которые необходимо прикладывать по очереди к векам.

Читайте правильно

В положении сидя, держа книгу на достаточном расстоянии. Ребенок может использовать специальную подставку, обеспечивающую оптимальный наклон книги. Чтение лежа недопустимо – в таком положении тела пережимаются сосуды шеи, которые поставляют кровь к мозгу. А если Вы лежите на боку, один край книги оказывается ближе другого, в связи с чем необходимая установка глаз на строку постоянно меняется. Чтение в транспорте также нежелательно. Ваши глаза из-за хаотичных движений автомобиля или автобуса вынуждены постоянно заново фокусироваться на буквах, что способствует увеличению нагрузки на органы зрения.

Витаминная диета

Для сохранения зрения рекомендуется диета, богатая каротиноидами и, в частности, лютеином и зеаксантином. Данные вещества способны накапливаться в сетчатке глаз, повышая ее защиту от вредных внешних воздействий. Кроме каротиноидов положительное влияние на зрение оказывают такие антиоксиданты, как бета каротин, витамин С, витамин Е, а также цинк и омега-3 жирные кислоты. Этими питательными веществами богаты апельсины, морковь, киви, зеленые листовые овощи (брюссельская капуста, шпинат), болгарский перец, а также орехи, бобовые, молочные продукты и яйца.

Упражнения для профилактики нарушений зрения

Специальные упражнения для зрения хорошо влияют на усиление кровоснабжения тканей глаза, повышают тонус, эластичность и силу глазных мышц, укрепляют мышцы век, снимают усталость. Техник выполнения гимнастики для глаз очень много. Предлагаем одну из самых простых. Ее может использовать как ребенок, так и взрослый человек во время перерыва в работе или учебе.

Упражнения для коррекций зрения

Для лечения близорукости американский офтальмолог У. Бейтс предлагает следующие упражнения, которые он разработал после ознакомления с методикой совершенствования зоркости индейцев. Он определил, что феноменальная зоркость североамериканских индейцев не является генетической особенностью, а вырабатывается в раннем детстве с помощью упражнений. Вот некоторые из них.

Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке - карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.
Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего - в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.
Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.
В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.
Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз.

Эти упражнения рекомендуется выполнять 2 раза в день. Спустя месяц сделать паузу на 2-3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует имассирует хрусталики, улучшает кровообра­щение и питание глаз.

Специальные упражнения упражнение для глазодвигательных мышц

Упражнения для глаз (повороты, круговые движения и т. п.) входили еще в древние гимнастические системы. Несомненно, они полезны, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в данной области, хорошо снимают умственное утомление. После них люди чувствуют себя значительно бодрее.

Кроме того, подобные упражнения помогают избавиться от так называемых мешков вобласти нижних и верхних век (как правило, это примета старения кожи и утраты ею упругости). В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

Приведем несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать ее старение (рис. 2.3). Выполнять их следует примерно в течение 10 мин.

  • Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить упражнение 5-6 раз с интервалом 30 с.
  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  • Вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Упражнения, снимающие утомление глаз

Дети с нарушением зрения

Первые годы жизни ребенка – это пора интенсивного развития зрения. Именно в этот период формируется зрение, а значит, в период с 3 до 7 лет достигается наилучший эффект при лечении вовремя выявленных проблем. Поэтому врачи-офтальмологи говорят, что основное, что должны знать родители о зрении своего ребенка – все основные проблемы со зрением детей появляются до 7 лет. После 7 лет зрительная система ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки, связанные со школой и "вылезает на свет" все то, что не было замечено ранее и что можно было предотвратить: близорукость, астигматизм, амблиопия.

При этом с заболеванием бороться уже сложнее, так как потеряно драгоценное время, а потому усилий для получения хорошего результата будет затрачено намного больше. К сожалению, в детских садах обследование зрения проходит номинально, а самостоятельно определить, есть ли у ребенка проблемы, очень сложно. Ведь, если ребенок не испытывает резкой боли, ему зачастую просто не понять, что он плохо видит.

А уже после 12 лет проблемы с нарушением зрения у детей как правило не поддаются терапии и остается только ждать окончания детства, чтобы начать бороться с проблемой по-взрослому, то есть делать лазерную коррекцию зрения и другие операции, которых можно было бы избежать. Понятно, что все это также накладывает определенный отпечаток на психологию этих людей. Кроме того такие люди подвержены всевозможного рода опасностям ввиду плохого зрения. Это и падения, столкновения на улицах, дорожно-транспортные происшествия.

Дети с нарушением зрения: классификация

Уровень нарушения определяется степенью снижения остроты зрения. Она зависит от того, способен ли видеть глаз две ярких точки, находящихся на минимальном к нему расстоянии. В том случае, когда глаза детей способны различать буквы или знаки, расположенные на десятой строке офтальмологической таблицы (расстояние от ребенка до таблицы 5 метров), их зрение считается нормальным и соответствует значению 1,0. Отклонение вниз или вверх от 10 строки соответствует изменению остроты на значение 0,1.

Классификация детей с нарушением зрения предполагает разделение на несколько групп:

Слабовидящие дети – нарушение развития остроты зрения соответствует значениям 0,05-0,2. Но даже при значительном отклонении от нормы дети впитывают информацию посредством зрительных образов. Посещая детский сад и школу, ребенок в полном объеме может воспринимать учебный материал, в том числе нет ограничений к письму или чтению.
Слепые дети – диагностируется полная остановка развития зрения, образное восприятие информации отсутствует. Может присутствовать остаточное зрение, соответствующее значению 0,04 на самый видящий глаз с использованием средств коррекции зрения, иногда способность различать свет сохраняется. По назначению врача рекомендуется домашнее обучение или детский сад и школа компенсирующего типа.
Частично слепые дети – сохраняется возможность различать свет и формировать образы, степень развития остроты зрения соответствует значению 0,005-0,4 Полностью слепые дети (тотальная слепота) – зрительные образы отсутствуют. Детям не рекомендуется посещать сад, требуется индивидуальное обучение и воспитание.

Также классификация включает временное разделение проявления нарушений развития зрения:

Виды нарушений зрения у детей

Нарушение зрения у детей – это проблема, имеющаяся от рождения или возникшая в результате полученных травм. Плохое зрение у детей является серьезным поводом для беспокойства родителей. У ребенка имеются определенные трудности в изучении окружающего мира, такие дети значительно ограничены в общественных контактах, в том числе, когда поступают в детский сад или школу. Наиболее встречаемые виды нарушения зрения у детей:

Близорукость – заболевание может быть как врожденными, так и приобретенным. Механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок. Если близорукий ребенок ходит в детский сад, необходимо проверить, в каких условиях проходят занятия (помещение должно быть хорошо освещенным).
Ложная близорукость – патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы, то есть ее расслабление не происходит в те моменты, когда глаза находятся в состоянии покоя. Дети с подобным нарушением плохо видят предметы, расположенные вдали от них. Сопутствующими симптомами являются головные боли в лобной зоне, быстрая утомляемость глаз. Ребенок, страдающий ложной близорукостью, должен сидеть за первыми партами. Необходимо и специальное лечение, иначе болезнь перейдет в истинную близорукость.
Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.
Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.
Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. При таком нарушении ребенок трудно различает предметы, как находящиеся близко, так и вдали от него, присутствует быстрая утомляемость, глаза начинают болеть при чтении или нахождении за компьютером. Дети с подобным нарушением должны посещать сад компенсирующего типа.
Амблиопия, или «ленивый глаз» - особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребенок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции. Сопутствующими симптомами являются: головные боли, чувство дискомфорта в глазах, быстрая усталость. Исправление данной патологии следует начинать в раннем возрасте.

Причины нарушений зрения у ребенка

Когда родители задаются вопросом, почему у ребенка падает зрение, искать ответ на него необходимо в первичных причинах. Они могут быть врожденные и приобретенные.

Для того, чтобы избежать снижения остроты зрения у ребенка, важно обеспечить поступление в его организм достаточного количество некоторых витаминов и биологически-активных веществ.

Тщательно подобранное с учетом потребностей органов зрения сочетание биологически-активных компонентов защищает глаза ребенка, что особенно важно делать, начиная с 7-ми лет, когда начинаются первые серьёзные зрительные нагрузки в начальной школе. и снижает риск глазных заболеваний.

Особенности развития детей с нарушениями зрения

Человек с ограниченными возможностями ежедневно ощущает трудности. Это является результатом не только его ограниченных возможностей, но и особенностей психического развития. Дети с нарушением зрения с детства отличаются от своих сверстников и требуют особого подхода, как в общении, так и в обучении. Для этого родители должны понимать необходимость и своевременность лечения и обучения.

Психическое развитие

С малых лет дети с нарушениями зрения сталкиваются с трудностями при выполнении элементарных вещей. На фоне этого у них происходит изменение психического развития. Так, общаясь со сверстниками, у которых нет проблем со зрением, ребенок чувствует себя неуверенно, так как ощущает сложности в игре, общении.

Такая неуверенность может способствовать тому, что ребенок рано или поздно замкнется в себе. Взрослея, ребенок будет ощущать большую неуверенность, причиной которой может стать плохая координация движений, ориентация в пространстве. Ребенок начнет чувствовать себя обделенным, что приведет к обострению его психического состояния.

Ребенок, ощущающий непонимание со стороны окружающих, замыкается в себе и не хочет никого пускать в свой мир. Нередко в результате усугубления психического развития ребенок может проявлять агрессию по отношению к окружающим. Агрессия – это своего рода защитная реакция.

К тому же, особенности психического развития ребенка с нарушением зрения заключаются в его излишней эмоциональности, ребенок становится нервным, раздражительным, все время пребывает в стрессе.

Если не оказать должного внимания такому ребенку, то особенности психического развития, в частности, пребывание в постоянном напряжении, могут негативно сказаться на коре головного мозга. В данном случае возможны сбои в балансе процессов возбуждения и торможения.

Физическое развитие

Особенности физического развития детей с нарушение зрения, так же как и психического, имеют некоторые отличия, которые выделяют этих детей среди остальных. Особенностями физического развития детей, имеющих проблемы со зрением, являются: Ребенок отличается от своих сверстников меньшей подвижностью, при этом его движения неловкие, ввиду того что у него присутствуют проблемы с координацией.

Упражнения выполняются медленнее, нежели обычными детьми, при этом страдает ловкость их выполнения. Движения могут быть неточными, неритмичными. Из-за измененного физического развития ребенку сложно ориентироваться в пространстве. Дети, имеющие проблемное зрение, плохо держат равновесие. Ребенку, с детства столкнувшемуся с проблемами зрения и ощутившему отличия своего физического развития, необходимо подобрать правильную программу обучения.

Программа, направленная на особенности физического развития, должна базироваться на следующих принципах: Для улучшения физического развития ребенка нужно уделить должное внимание его здоровью и нервной системе. С каждым днем необходимо совершенствовать возможности детского организма. Прикладывать максимум усилий для того, чтобы в полной мере достичь нормального физического развития.

Несмотря на особенности физического развития ребенка, ему необходимо прививать интерес к различным видам деятельности. Ребенок не должен ощущать страх при выполнении элементарных вещей. Ребенка нужно воспитывать личностью. Если ребенку с нарушением зрения вовремя уделить внимание и заняться его развитием, то от особенностей его прежнего физического развития можно будет избавиться.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения

При незначительном снижении остроты зрения, которое легко поддаётся коррекции, если начать лечение до того, как ребенок пойдет в сад, то к моменту поступления в школу состояние полностью нормализуется.

Дети с патологиями зрения средней тяжести могут чувствовать себя неполноценными, поэтому очень важно, чтобы родитель вселил в него ту уверенность, которой недостает ребенку. Если он посещает обычный детский сад, то необходимо попросить помощи у воспитателей, которые также поддержат малыша в трудную минуту.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения отличается от обычных программ развития. Родители играют основополагающую роль в адаптации ребенка к различным ситуациям. Главными помощниками в познании мира детьми с плохим зрением являются слух и тактильный контакт. Ввиду этого необходимо обращать особое внимание на развитие речевой функции, родители должны много разговаривать с малышом. Читать ему книги, просить, чтобы он пересказывал, описывать ему каждое свое действие и все, что видит взрослый, ведь именно глазами взрослого ребенок с проблемами зрения познает мир.

Выбирать детский сад и школу необходимо очень тщательно. В специализированных учебных заведениях работают педагоги со специальным образованием, которые четко понимают, как необходимо выстраивать обучение и проводить физическое воспитание детей с нарушением зрения.

Наиболее сложный период в жизни каждого ребенка, особенно тех, у которых плохое зрение – это возраст от 1 года и до 7 лет. В этот период происходит стремительное развитие и формирование главных жизненных функций человека. В этом возрасте физические нагрузки на ребенка усиливаются, что обусловлено поступлением в детский сад, посещением различных кружков и секций

Родителям необходимо контролировать состояние малыша, регулярно посещать плановые осмотры у офтальмолога (1 раз в 4 месяца). При этом, чем выше нагрузка на ребенка, тем чаще дети с патологией зрения должны посещать врача.

Начиная с возраста 3 лет, на осмотре специалисты тестируют детей с нарушением зрения разными методами, чаще всего используется таблица Орловой, в которой буквы заменены простыми картинками (звезды, елки, треугольники). При обнаружении нарушений рекомендуется специальная гимнастика, а если ребенок посещает сад компенсирующего типа, то все рекомендации от врача поступят в дошкольное учреждение.

Вопросы и ответы по теме "Нарушение зрения"

Вопрос: Здравствуйте! У меня часто правый глаз видит подпрыгивающую картинку, если его закрываю вижу левым глазом четко, открываю опять четкого изображения нет при этом кружится голова и чтобы рассмотреть лучше приходится наклонять голову. С чем это может быть связано? Заболевание какое-то?

Ответ: Это может быть вызвано множеством причин, как со стороны глаз, так и нервной системы. Вам необходима очная консультация офтальмолога и невролога.

Вопрос: Здравствуйте. Почему после операции по замене хрусталика на искусственный появилось двоение предметов, расположенных далее двух метров.

Ответ: Здравствуйте. Возможно, произошло нарушение правильного положения оптической части искусственного хрусталика. При незначительном смещении (децентрации) линзы у пациентов появляются жалобы на быструю утомляемость после зрительных нагрузок, нередко появляется двоение при взгляде вдаль, могут быть жалобы на неприятные ощущения в глазу. Жалобы, как правило, не постоянные и исчезают после отдыха. При значительном смещении ИОЛ (0,7- 1 мм) больные ощущают постоянный зрительный дискомфорт, имеется двоение преимущественно при взгляде вдаль. Щадящий режим зрительной работы не дает эффекта. При развитии подобных жалоб требуется повторное хирургическое вмешательство, заключающееся в исправлении положения ИОЛ. Обратитесь к своему лечащему врачу.

Вопрос: Здравствуйте. После наркоза у сына с сахарным диабетом 1 типа упало зрение и кружиться голова. Могло это повредить и не грозит ли дальнейшему ухудшению? Признаки проявились через неделю после операции.

Ответ: Здравствуйте. Снижение остроты зрения (снижение зрения) является осложнением хирургии глаза, при других операциях данное нарушение не отмечается. К известным осложнением анестезии относят микроповреждения роговицы глаза, однако это патологические состояние встречается очень редко и не сопровождается изменением остроты зрения. Возможная причина снижения зрения может заключаться в усугублении течения сахарного диабета. Поэтому для точного ответа на Ваш вопрос необходимо заключение офтальмолога (глазного врача), а также определение уровня глюкозы крови. В тоже время, повторюсь ещё раз, что связь анестезии с нарушением зрения маловероятна.

Вопрос: Здравствуйте. После обеда внезапно нарушилось зрение, вижу как бы две картинки левым глазом и правым но они друг на друга не накладываються (не фокусируються). Обратился к окулисту, со зрением все нормально. Посоветовали обратиться к нервопатологу. К нему в нашем городе не попасть. Посоветуйте, что можно сделать? Офтальмолог сказал, что это нарушение нервной системы.

Ответ: Здравствуйте. Изолированное двоение может быть проявлением инсульта, миастении и др заболевений. Но на первом месте исключения стоит инсульт. Это острое состояние, если к неврологу не попасть, советую вам вызвать скорую, ехать в стационар, где необходимо исключить инсульт, это может сделать только невролог.

Вопрос: Здравствуйте. Мне 36 лет. Зрение в норме (100%). Несколько раз, проснувшись среди ночи и резко открыв глаза, я увидела все в красном цвете (вроде как через кровяное пятно), через пару секунд краснота разошлась. Работаю бухгалтером (в конце рабочего дня чувствуется усталость в глазах), поэтому контролирую уровень зрения постоянно. Никаких лекарственных препаратов не принимаю, я имею ввиду системно. Обследований по этому поводу не проходила. Хотелось бы узнать, это какое-то нарушение зрения и с чем это может быть связано?

Ответ: Здравствуйте. Необходимо пройти обследование у невролога на предмет нарушения кровоснабжения головного мозга.

Вопрос: Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, происхождение и причину следующих симптомов. Приступ начинается с нарушения зрения - не могу сконцентрироваться на предметах, появляется пятнами темнота перед глазами, читать и писать не могу. Одновременно возникает чувство онемения в правой руке. Постепенно нарастает боль в голове. Затем это ощущение проходит, остается только сильная боль. Что больше всего меня пугает, приступ сопровождается нарушением речи - не могу вспомнить самые простые слова, теряю мысль. Обычно это состояние длится минут 25. Последний раз был дольше 40 минут и кроме руки онемело пол лица и губы. Головная боль может продлиться часов 6-8, обезболивающие не помогают. Такие приступы бывают по 3-4 раза в год, в последнее время - реже. Мне 20 лет, началось это лет пять назад. Может ли это все быть связанно с шеей? Она хрустит при наклонах, почти всегда болит в той или иной степени.

Ответ: Здравствуйте. Не откладывайте свой визит к неврологу! Вам необходимо комплексное обследование! Состояние может быть связано с изменениями в шейных позвонках, но не понятны речевые нарушения. Может как предобморочные состояния?

Вопрос: Здравствуйте. Скажите пожалуйста, в 42 года вижу далеко хорошо, близко буквы расплываются. Надо ли это лечить?

Ответ: Здравствуйте. Это не требует лечения. Это требует просто оптимальной очковой коррекции для близкого расстояния. С 40 лет в среднем начинаются проблемы с работой на близком расстоянии.

Дата: 24.04.2016

Комментариев: 0

Комментариев: 0

  • Основные виды нарушений
  • Симптомы нарушений зрения
  • Наблюдение у врача-офтальмолога
  • Нарушение зрение: каковы меры профилактики?

Человек природой наделен пятью чувствами, которые позволяют ему познавать окружающий мир. Нарушение зрения частично лишает его такой возможности. В зависимости от его характера может быть потеря четкости восприятия, цветности изображения, в каких-то случаях человек не видит ничего. Слабовидящие люди в наше время — это не редкость, и с этим нужно что-то делать.

Проблемы со зрением у многих начинаются уже с детства, в связи с чем возникает потребность в проведении профилактических мероприятий и своевременном принятии мер, чтобы не допустить нежелательных последствий. Дети с нарушением зрения часто зажаты, нерешительны, их успеваемость в школе заметно снижается.

Основные виды нарушений

Наиболее распространены следующие виды нарушения зрения:

Эта классификация нарушений неполная, в ней перечислены дефекты, которые встретить в жизни можно с достаточно большой вероятностью. Глаза также могут быть травмированы при занятиях активными видами спорта и в различных бытовых ситуациях.

Вернуться к оглавлению

Симптомы нарушений зрения

Дети о своих ощущениях рассказать не могут, в маленьком возрасте они не знают, каким зрение должно быть в нормальном состоянии. Некоторые косвенные признаки должны дать родителям повод для беспокойства и обращения к врачу-офтальмологу:

Если хотя бы один из симптомов проявляется, следует в короткие сроки проконсультироваться с врачом, показав ему малыша.

Вернуться к оглавлению

Наблюдение у врача-офтальмолога

Врач должен провести обследование, основанное на различных тестах, степени остроты зрения, правильности реакции глаза на раздражители, способности к фокусировке, координированного зрения. Специализированное оборудование позволяет выявить косоглазие, наличие затуманенного зрения, астигматизма. После проведенного обследования врачом назначаются лечение, коррекция зрения при помощи правильно подобранных очков или контактных линз.

В дальнейшем необходимо периодически посещать врача-офтальмолога для контроля развития заболевания. В случае неэффективности проводимого терапевтического лечения или корректировки зрения стратегия должна быть изменена.

Особенности детей состоят в том, что их организм продолжает формироваться. Рассинхронизация в развитии отдельных процессов в любой момент может привести к появлению новых нарушений, поэтому следить за правильными проявлениями реакций ребенка нужно постоянно и с большой внимательностью, чтобы не упустить время.

Именно в детстве в силу подвижности изменений довольно высока вероятность того, что имеющиеся нарушения могут быть устранены.

С годами такая возможность проходит, повышается риск того, что нарушение зрения у детей закрепится на всю жизнь. Поэтому затягивать с обращением к специалисту не стоит, а заниматься самолечением не всегда целесообразно.

При нарушении полей зрения лечение может быть довольно эффективным в зависимости от причины его возникновения, квалификации врача и стадии, на которой оно было обнаружено.

Одно из важнейших чувств, которым наделено человеческое тело - это зрение. Благодаря ему человек обретает способность видеть мир вокруг себя, познавать его, учиться и изменять по своим желаниям и потребностям. Человек, лишенный зрения, оказывается в частичной изоляции - ему не доступны зрительные образы, он ограничен в восприятии. Такому человеку не суждено видеть улыбки родных, весенние цветы и осенний листопад, снег, зелень молодой травы и ясное летнее небо. Человек со слабым зрением или полностью слепой ограничен и в своей личной и профессиональной активности. Он не может заниматься многими видами спорта, а плохое зрение зачастую накладывает вето на желание стать военным, летчиком, моряком, водителем, получить многие другие специальности.

Еще страшнее, если нарушение зрения обнаруживается у маленького ребенка. Чем эти нарушения серьезнее, тем труднее ему будет узнавать мир, учиться и развиваться.

Но и для взрослого человека ухудшение зрения несет множество неприятных моментов. Необходимость носить очки, крайне неприятные болезни глаз, сильное искажение изображения, мешающее нормально видеть, читать и писать - все это в основном последствия нашего высокотехнологичного компьютерного образа жизни. Причин у того, что человек жалуется на нечеткое зрение, множество, но подавляющее большинство из них относится к приобретенным заболеваниям и состояниям.

Плохое зрение - это очень широкое обобщенное название состояния, при котором возникает нарушение зрения, приводящее к изменению восприятия формы предмета, оценки расстояния до него. Когда наступает ухудшение зрения, человек жалуется на отсутствие четкости и резкости изображения, предметы «расплываются», теряют свои контуры, становятся мутными. Больной не может разобрать надписи, цифры, обозначения, если же сильно ухудшилось зрение, то зачастую испытывает трудности с передвижением и пользованием обычными бытовыми принадлежностями.

Естественно, что снижение остроты зрения существенно сказывается на качестве жизни больного. Причем степень негативного влияния растет по мере снижения зрения. Так как причин у такого состояния много, важно точно поставить диагноз и по мере возможности вылечить основное заболевание или ликвидировать то, что провоцирует ухудшение зрения.

Можно по-разному классифицировать причины, по которым появляется ухудшение зрения. Если акцентировать внимание на том, что его вызывает, то можно применить следующее деление:

  • Патологии органов зрения врожденного характера. Они могут быть обусловлены генетически, то есть быть наследственными, или же появляться вследствие различных нарушений формирования плода при внутриутробном развитии.
  • Патология элементов органов зрения приобретенного характера, причиной которой могут быть болезни глаз. К снижению качества и остроты зрения могут привести заболевания глаз различной природы, в том числе инфекционные.
  • Нарушение зрения, вызванное травмой глаз, близлежащих органов, мозга. Падение зрения часто бывает следствием сильных сотрясений мозга, ударов по голове, падений, повреждений глаз разнообразными предметами, после политравмы.
  • Поражения зрения, связанные с внешним воздействием: термическим, химическим и радиационным. Сюда относятся ожоги, вызванные химическими средствами, огнем или горючими жидкостями.
  • Ухудшение зрения, спровоцированное некоторыми патологиями или заболеваниями внутренних органов, например, высоким давлением или диабетом.
  • Внешние воздействия нефизического свойства: чтение книг с мелким шрифтом, при плохом освещении, лежа, в движущемся транспорте, слишком длительный просмотр телепрограмм, работа с компьютером, особенно различные игры, использование электронных устройств (смартфоны, планшеты, электронные книги).
  • Возрастные изменения. Чем старше человек, тем выше для него риск появления различных заболеваний глаз, а также снижения остроты зрения. У большинства людей с возрастом развивается так называемая пресбиопия, то есть возрастная дальнозоркость. Именно поэтому много немолодых людей свободно ориентируются на улице, но для чтения, просмотра телевидения или выполнения мелких работ вынуждены пользоваться очками.

Классификация нарушений зрения не всегда имеет четкие границы, так как некоторые проблемы могут быть взаимосвязанными или же вытекать одна из другой.

Иногда у человека могут проявляться симптомы стремительного ухудшения зрения. Это может свидетельствовать об очень опасных повреждениях в организме, например, об отравлении метанолом. При этом есть риск не только необратимого повреждения зрения или полной слепоты, но и летального исхода. При появлении угрожающих симптомов необходимо срочное обращение за медицинской помощью, вызов «скорой помощи».

При нарушении зрения люди часто жалуются на то, что они не могут сфокусировать взгляд на очертаниях предметов. Чаще всего это говорит о наличии специфической проблемы с формированием двух фокусов, которое называется астигматизм. Она сопровождает множество дефектов зрения, может встречаться и при дальнозоркости, и при близорукости. Расфокусированное изображение возникает из-за того, что оптический фокус формируется не на сетчатке, а перед ней. При этом глаз получает не четкий, а расплывчатый сигнал, изображение принимает рассеянный вид, а зрение может сильно ухудшиться.

Одна из самых частых проблем с остротой зрения у современной молодежи - это слишком частое использование компьютера. Если раньше причиной падения зрения было мерцание компьютерного экрана, то сейчас все большее влияние на остроту взгляда оказывает переутомление - множество людей, в основном детей и подростков, часами не отходят от компьютеров. Однообразные действия и фиксация взгляда на экране, замедление моргания и высыхание слизистых оболочек глаз зачастую становятся причинами того, что зрение начинает постепенно ухудшаться.

Виды проблем со зрением

Плохое зрение - проблема серьезная, она должна беспокоить не только тем, что человек не может рассмотреть какие-то детали, а еще и тем, что может сказываться на состоянии других органов. Длительное утомление глаз влечет за собой головные боли, спазмы сосудов головного мозга, головокружение, склонность к обморокам, мигрени и множество других крайне опасных и неприятных состояний и заболеваний. Если ухудшается зрение, необходимо обязательно искать причину того, почему появляются зрительные искажения, и лечить их. Это поможет не только предотвратить снижение остроты зрения, но и выявить некоторые другие заболевания.

Классификация существующих нарушений зрения в разных странах различается, но в основном проводится деление по степени остроты зрения глаза, видящего лучше:

  • Почти норма - 20/30 - 20/60.
  • Умеренное нарушение зрения - 20/70 - 20/160.
  • Тяжелая форма падения зрения - 20/200 - 20/400.
  • Глубокая потеря зрения - 20/500 - 20/1000.
  • Почти полная слепота - свыше 20/1000.
  • Полная слепота - отсутствие восприимчивости к свету.

Важно также учитывать возможную потерю периферического зрения.

Виды нарушения зрения также накладывают свой отпечаток на проблему определения причины такого состояния, так как может иметься сочетание сразу нескольких факторов, например, наличие такого врожденного дефекта строения глаза, как , травмы, приведшей к снижению остроты зрения, а также заболевания органов зрения. Чтобы «докопаться» до причин, почему произошло помутнение зрения, придется пройти немало различных обследований и сдать много анализов.

К наиболее часто встречающимся проблемам относится аметропия глаза. Это понятие включает в себя и дальнозоркость. У огромного количества населения планеты наблюдаются различные формы и степени аметропии. Идеальное зрение - большая редкость, чаще всего встречается зрение около 0 5, то есть минимальное отклонение от нормы. Врачи считают, что оптика до 1 не нуждается в коррекции, то есть в ношении очков или контактных линз, иначе может развиться амблиопия, или « ». При нем глаз, функции которого частично компенсируют очки, начинает «лениться» работать и зрение продолжает падать.

Распространенные виды нарушений зрения дополняются огромным списком болезней. Иногда временная потеря зрения бывает связана с травмой. Например, при обмороке зрение восстанавливается не сразу, больной сначала начинает слышать, и только потом к нему возвращается возможность видеть. При ряде заболеваний появляется только нарушение сумеречного зрения, то есть восприятие снижается по мере уменьшения контрастности окружающих предметов.

Несколько особняком стоит потеря зрения при сахарном диабете, или диабетическая ретинопатия. Это заболевание развивается постепенно и со временем может привести к полной слепоте, поэтому так важно своевременно диагностировать и лечить диабет. В группы риска попадают люди с отягощенной наследственностью и имеющие лишний вес, ожирение, даже если они пока что не имеют жалоб на зрение.

Причинами ухудшения зрения, иногда катастрофического, могут быть и разнообразные болезни, например, или помутнение хрусталика глаза, и . Последнее заболевание неизлечимо и постепенно вызывает сильное снижение остроты зрения. Его развитие можно лишь притормозить специальными каплями и особыми методиками. Катаракту сейчас успешно оперируют, заменяя хрусталик на искусственный и возвращая людям возможность хорошо видеть.

В последние десятилетия одной из наиболее распространенных причин ухудшения зрения стал компьютерный синдром. На начальных стадиях он вызывает сильное пересыхание слизистых оболочек глаз, которое успешно корректируется специальными каплями. Вызывается это состояние излучением компьютерного экрана и рефлекторным замедлением мигания. При этом глаза не получают достаточного количества влаги и страдают от этого. Появляется ощущение «песка в глазах», резь и болезненность. Со временем при большом объеме компьютерного времяпровождения зрение слабеет из-за постоянных перегрузок. В начале процесса падение можно предотвратить, если начать давать глазам отдых, дозировать работу с компьютером, почаще от него отвлекаться и использовать специальные глазные капли.

Плохое зрение как социальная проблема

Нарушение зрения постепенно перестает быть частной проблемой и выходит на уровень государственный. Из-за людей со слабым зрением случаются аварии на транспорте и на производстве, слабое зрение грозит ошибками при сложных и важных операциях и действиях, слабовидящие люди подвергаются намного большему риску, чем граждане с хорошим зрением. Особенно страдают дети - они лишаются возможности заниматься активными видами спорта, связанными с напряжением, сотрясениями или подъемом тяжестей.

У психологически неустойчивых личностей, к которым относятся и подростки, и старики, снижение зрения с высоким риском полной или частичной его потери зачастую приводит к появлению серьезных расстройств психики вплоть до стремления к самоубийству. Государство должно предпринимать меры для того, чтобы снижение остроты зрения из-за болезни или травмы можно было лечить, а для работы с такими больными привлекать не только опытных офтальмологов, но и хороших психологов, а иногда и психиатров.

А вот оказать влияние на компьютерный синдром под силу самому человеку. Родители должны следить, чтобы ребенок не проводил у компьютерного экрана более двух часов в сутки, не сидел в темноте с выключенным светом. Взрослые, в силу рода деятельности постоянно нагружающие глаза, также могут уменьшить влияние компьютера на зрение. Для этого можно носить специальные очки, пользоваться витаминными каплями и «искусственной слезой», а также почаще отрывать взгляд от экрана, меняя фокус зрения. Тогда слова «Не могу рассмотреть, что написано» не станут для вас неприятным и болезненным открытием, а хорошее зрение удастся сохранить до старости.

Плохое зрение снижает качество жизни человека. Дефекты зрительных органов наблюдаются в старших и младших возрастных группах. Ими страдают и многие знаменитости. Врожденные заболевания глаз и другие, приобретенные болезни (нарушение мозгового кровообращения, болезнь Паркинсона) провоцируют изменение остроты зрения. Нарушение функционирования, органические поражения одного из них провоцирует нарушения зрения.

Наши глаза – очень важный и в то же время достаточно уязвимый орган. Чтобы понять, почему падает зрение, необходимо знать, из чего состоит структура глаза.

Зрительный механизм состоит из глазного яблока и зрительного нерва. Зрительный нерв проводит визуальные импульсы в мозг, соответствующие центры которого обрабатывают и используют полученную информацию. Состояние этих центров влияет на визуальное восприятие.

Структура глазного яблока (из чего оно состоит):

  1. оболочки: сетчатка, сосудистая сетка и фиброзный слой (роговица, склера). Это соответственно внутренний, средний и внешний слои;
  2. ядро – представлено студенистой субстанцией, содержащей стекловидное тело, глазной хрусталик, водянистую влагу, это сложная структура.

Роговица представляет собой пленку, покрывающую глаз снаружи. Она прозрачная, ее функции – оптическая и защитная. Склера охватывает глаз изнутри. Это вещество похоже на вареный яичный белок. Некоторые заболевания проявляются изменениями цвета склер (например, пожелтение при гепатите или циррозе печени). Коньюктива – это слизистая структура глаза. Радужка имеет специальные мускулы, которые сокращают и расширяют зрачки, регулируя количество световых раздражителей. На сетчатке фокусируется изображение.

Сетчатка и хрусталик – главные оптические части глазного яблока, ухудшение зрения, потеря зрения часто связываются с их дефектами.

У младших детей глаза более уязвимы вследствие не сформированных окончательно защитных механизмов.

Причины патологических изменений

Плохое зрение бывает врожденным. Нарушение внутриутробного формирования глазных органов приводит к тому, что ребенок рождается со зрительными дефектами. Другая часть глазных заболеваний, потеря зрения (слепота) приобретаются в процессе жизни вследствие ряда факторов. Деятельность глазных органов нарушается различными факторами.

Причины ухудшения зрения:

  • длительная перегрузка глазных органов, особенно если трудовая деятельность связана с компьютером;
  • атония мускулатуры хрусталика. Ослабление его мышц приводит к тому, что падает зрение;
  • иссушение коньюктивы. Редкое моргание во время монотонной работы перед экраном компьютера или просмотра телевизора провоцирует обезвоживание, высушивание глаза и ослабление зрения;
  • расстройство кровотока. Правильное функционирование сетчатки напрямую зависит от состояния местного кровообращения. Его изменения вызывают ухудшение зрения. Причинами могут быть системные заболевания – сосудистые, неврологические, обменные (инсульты, болезнь Паркинсона, сахарный диабет);
  • возрастные изменения тканей глаза у пожилого человека. Светочувствительный пигмент, благодаря которому воспринимается визуальные изображения, с годами разрушается. Поддаются старению и остальные части глаза, что вызывает ослабление зрения;
  • инфекции. Особенно опасными считается бленнорея у самых младших – у новорожденных, отсутствие своевременного лечения которой провоцирует различные дефекты зрения, даже полную слепоту;
  • механические повреждения, химические и термические ожоги глаз вызывают ухудшение зрения, в зависимости от их степени может случиться абсолютная потеря зрения.

Способствуют патологиям недостаточный отдых, отсутствие полноценного сна, наличие вредных привычек, нерациональное питание.

Существует классификация зрительных патологий по возрасту страдающих от них людей (детские, возрастные), классификация в зависимости от степени выраженности и характера изменений (органические, функциональные), классификация по происхождению (врожденные, приобретенные, наследственные) и т. д.

Патологии, связанные с глазами

Миопия, дальнозоркость (гиперметропия), астигматизм, катаракта, глаукома – это распространенные патологии, которые сопровождаются нарушением зрительной функции. Общим их симптомом считается ослабление зрения. Первые три связанны с нарушением фокусировки изображений, эти проблемы со зрением часто возникают у младших школьников.

  1. Миопия (или близорукость) характеризуется плохой видимостью предметов, находящихся на некотором расстоянии. Чем тяжелее форма близорукости, тем хуже человек видит расположенные вдали предметы или даже не видит их вообще. Изображение фокусируется перед сетчаткой. Причинами является изменение роговичной кривизны, удлинение глазного яблока. Ослабление зрения из-за близорукости имеет склонность к прогрессированию. Достаточно часто приобретенная миопия развивается у младших учеников с началом посещения школы, усиленных перегрузок глаз, вследствие чего возникают проблемы со зрением. Чтобы скорректировать плохое зрение, у младших детей используют очки, у старших – специальные линзы, назначают гимнастику для глаз.
  2. Гиперметропия вызывается нарушениями кривизны роговицы, недостаточным размером глазных яблок. Изображение формируется за пределами сетчатки. Человек плохо различает картинки, расположенные вблизи. Из-за дальнозоркости проблемы со зрением также часто возникают у школьников.
  3. Астигматизм спровоцирован деформацией глазной поверхности. Здоровое глазное яблоко является круглым. При астигматизме нарушена его структура – оно становится овальным. Неправильная форма нарушает фокусирующую деятельность глаза. Лучи света проецируются в двух точках, потому человек видит предметы расплывчато. Если вовремя не скорректировать патологию, резко падает зрение, развивается косоглазие. Астигматизм склонен к развитию у младших детей, часто его сопровождают и другие нарушения зрения (миопия, гиперметропия).

Своевременная коррекция этих патологий у детей дает хорошие результаты, учебная деятельность практически не нарушается.

Историческая справка: Систематическое обучение слепых детей в России, интенсивное развитие тифлопедагогики началось в конце XIX века.

Каким образом борются с недугом? Чтобы остановить прогрессирование патологического процесса, применяют диету, улучшающую зрительную способность. Нужно выделять каждый день немного времени на то, чтобы занять ребенка, по назначению врача, зрительной гимнастикой – пригодится игровая форма. В некоторых случаях является хорошим методом лазерная коррекция (после 18 лет).

Сегодня ношение очков у школьников вызывает меньше дискомфорта, поскольку данный аксессуар сейчас в тренде, им пользуются многие стильные знаменитости. Коррекционные линзы приводят к восстановлению нарушенных способностей глаз.

При катаракте наблюдается изменение прозрачности хрусталика, его помутнение.

Причины врожденной катаракты: внутриутробные инфекции, генетические, обменные заболевания. Приобретенной катарактой заболевают люди в возрасте, можно сказать, что это самое распространенное глазное заболевание пожилого населения. Прогрессирование болезни носит неутешительный характер – абсолютная потеря зрения.

Современная офтальмология предлагает оперативное лечение катаракты (устранение причины плохого зрения – помутнения хрусталика). Операция позволяет частично или полностью устранить дефекты зрения.

Характеризуется повышенным внутриглазным давлением. Это опасное заболевание, которым болеют не только пожилые люди, но и представители младших возрастных категорий. У взрослых и детей оно бывает как самостоятельным недугом, так и симптомом других.

Разновидности и формы глаукомы в зависимости от этиологического фактора:

  1. воспалительная;
  2. глаукома, возникающая вследствие выраженного сужения увеитического угла;
  3. кортикостероидная (является следствием терапии гормонами этой группы);
  4. глаукома, связанная со структурными нарушениями, хроническим воспалительным процессом.

Повышение внутриглазного давления и связанное с ним ухудшение зрения являются признаком некоторых заболеваний, например, инсульты.

Его измерение – важный диагностический аспект в неврологической практике, в которой частичная или полная потеря зрения, или изменение его качества бывает предвестником серьезных патологий нервной системы.

Неврологические нарушения: паркинсонизм, инсульт

Заболеванием Паркинсона страдали многие знаменитости: папа римский Иоанн Павел II, политический деятель Мао Цзэдун, художник Сальвадор Дали, поэт А. Вознесенский, актер М. Фокс и многие другие. Возникает болезнь Паркинсона и ее атипичные синдромы вследствие биохимических изменений ЦНС (центрально-нервной системы). Изначально болезнь Паркинсона определялась по наличию характерных признаков.

Историческая справка. Первые упоминания о недуге, очень похожем на паркинсонизм, археологи нашли в древних египетских манускриптах.

Во второй половине двадцатого века более современные лабораторные технологии предоставили возможность изучить патогенез болезни. Название заболевания – в честь английского ученого Дж. Паркинсона, написавшем еще в 1817 году детальный труд на тему «дрожательного паралича». В зависимости от прогрессирования и тяжести, выделяют различные формы и стадии болезни Паркинсона.

Клинические симптомы болезни Паркинсона: дрожание конечностей, ограничение двигательной способности, ригидность мускулатуры, постуральная неустойчивость. Трудовая деятельность ограничена. Атипичная форма – прогрессирующий супрануклеарный парез взора (далее - ПСПВ), поначалу мало отличается от стандартной формы болезни Паркинсона.

Для заболевания ПСПВ характерные такие виды нарушения зрения:

  • ограничение взгляда свыше 50% (верх, вниз);
  • нарушается удерживание взора при взгляде по сторонам;
  • расстройство координации взгляда и движений головы. Чтобы посмотреть в сторону, человек сначала поворачивает голову, а потом выполняет соответствующие движения глазными яблоками;
  • блефароспазм.

От болезни Паркинсона ПСПВ отличается незначительным улучшением состояния пациента на терапию леводопой, стремительное прогрессирование болезни.

Другой распространенной причиной являются заболевания нервной системы, которые сопровождаются острым нарушением мозгового кровотока разной степени. Помимо функциональных патологических изменений в организме, инсульт сопровождается органическими изменениями тканей головного мозга, нарушается его структура. Возникает вследствие прерывания оттока крови (оно может занять всего несколько минут).

Ишемия, продолжающаяся более пяти минут, приводит к необратимым поражениям нервных клеток. Внезапное ухудшение зрения часто выступает предвестником апоплексии.

Характерные клинические симптомы заболевания:

  • асимметрия лица;
  • паралич;
  • расстройство речи;
  • судорожный синдром;
  • разные формы амнезии.

Снижение зрения на одном глазу или сразу на обоих, головная боль, перекашивание лица наступают в первые несколько минут апоплексического удара.

Инсульт наносит значительный вред организму, часто без возможности восстановления всех его прежних функций. Церебральная эмболия, тромбоз сосудов головного мозга – причины плохого зрения, его полной утраты.

Требуется длительная реабилитация для восстановления зрительных функций, когда упало зрение вследствие ишемии. При рецидивирующих приступах или незначительных микроциркуляторных нарушениях наблюдаются неполадки зрительных органов легкой степени.

Это одно из поздних осложнений опасной болезни – сахарного диабета. Является поражением мелких кровеносных сосудов, которые питают сетчатку. Причины нарушения зрения: неадекватное противодиабетическое лечение, токсическое влияние глюкозы (чрезмерно высокого ее уровня) на сосудистые стенки. Стремительное падение зрения вследствие ретинопатии наблюдается у больных с запущенными формами тяжелой степени диабета, сопутствующей гипертензией, у пожилого пациента.

Признаками заболевания является нарушение зрения: «мушки, летающие перед глазами», снижение остроты, четкости видения, двоение в глазах, размытость изображения. Финиш диабетической ретинопатии – полная потеря зрения.

Что нельзя игнорировать?

Люди зачастую не спешат к офтальмологу при незначительных нарушениях зрительных функций. Случается, что упало зрение резко. Некоторые заболевания развиваются без выраженных признаков, нарушение зрения происходит постепенно. Потому, важно проходить ежегодное профилактическое обследование. Чем раньше выявляют болезнь и причины нарушения зрения, тем эффективнее можно устранить их, остановить развитие зрительных недугов. Какие симптомы должны насторожить?

Быстро ухудшается зрение, в частности, снижается его острота. Резкое или постепенное прогрессирующее снижение остроты видения нельзя оставлять без внимания, тем более, если от этого страдает качество его жизни и трудовая деятельность. Патологическое изменение бывает односторонним (потеря зрения на один глаз) или же садится зрение на обоих глазах синхронно.

  • Частичное или полное изменение качества видения. Человек видит предметы расплывчатыми, раздвоенными, их формы не четкие.
  • Боль в глазах различной степени выраженности, которая наблюдается при напряжении или же в состоянии покоя, с опущенными веками.
  • Светобоязнь, чувство сухости, резей в глазницах. Они могут свидетельствовать о различных инфекционных поражениях, некоторые формы которых достаточно опасные (бленнорея).

Если вы заметили у себя или своих близких ухудшение зрения, следует обратиться к офтальмологу. Врач диагностирует имеющиеся дефекты зрения: проведет осмотр глазного яблока, назначит дополнительные методы исследования для определения степени тяжести изменений, сохраненных функций. Какое лечение требуется – решает врач. Прогрессирующая потеря зрения может быть приостановлена при адекватном лечении.

Профилактика

Чтобы избежать проблем, которые бывают связанные с нарушением зрительной функции и нарушающие активную деятельность, и остановить патологический процесс, рекомендуется соблюдать правила гигиены.

Ребенка нужно с детства приучать к выполнению несложных гимнастических упражнений для глаз – эффективно действует ненавязчивая игровая ее форма. Во время работы перед компьютерным монитором (от излучения сильно портится зрение) необходимо делать перерывы, занять глаза упражнениями. Для младших ребят длительность просмотра не должна превышать 1,5 часа в день.

Человек, находящийся в группе риска (например, больной сахарным диабетом), чтобы у него еще сильнее не ухудшилось зрение, должен особое внимание уделять здоровью глаз.

Нельзя заниматься самолечением болезни, нужно внимательно следить за уровнем сахара в крови. Ведь потеря зрения – сильный удар для человека: пропадает интерес к жизни, развивается тяжелая депрессия.

Трудовая деятельность слабовидящих и деятельность совершенно незрячих людей ограничена. Сегодня разрабатываются различные социальные программы для поддержки, адаптации таких людей в обществе зрячих.

Они позволяют рационально занять свободное время слабовидящих.

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения - способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице - 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:

1. слепые - это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения - 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции - очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

1.абсолютно, или тотально, слепые - дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

2.частично слепые - дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

2. слабовидящие - дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:

1.слепорожденные - дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

2.ослепшие - дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствиями внешних и внутренних повреждающих факторов. В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут быть: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки. Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

3.2 Особенности развития детей с нарушениями зрения

Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушения зрения проявляется даже там, где этот дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Систематизация, классификация, группировка материала, так же как и создание условий его четкого восприятия, являются предпосылкой развития памяти при нарушенном зрении.

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и в процессе формирования речь включается в иную систему связей, чем у зрячих. Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфической человеческой деятельности - общения, но имеет свои особенности формирования - изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона, появляется «формализм», накапливается большое количество слов, не связанных с конкретным содержанием. Предметные совместные действия с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулируют соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой - являются условием лучшего познания внешнего мира в процессе активного оперирования с предметами.

Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы становления личности. Компенсация последствий глубоких нарушений зрения участием речи наиболее четко проявляется в чувственном познании, поскольку она уточняет, корригирует и направляет протекание процессов чувственного познания, позволяет более полно и точно воспринимать предметный мир в ощущениях и представлениях.

Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неязыковых средств общения - мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячими. Это отрицательно сказывается на понимании речи зрячего и на выразительности ее у слепого и слабовидящего. В таких случаях требуется специальная работа по коррекции их речи, позволяющая овладеть ее экспрессивной стороной, мимикой и пантомимикой и использовать эти умения в процессе общения.

Необходимыми условиями своевременного выявления любой патологии развития, включая нарушение зрительной функции, являются тщательное наблюдение за ребенком с самого его рождения и хорошее знание нормативных сроков становления основных показателей психического развития. При наблюдении за динамикой психического развития ребенка необходимо адаптировать тестовый материал к сниженным возможностям зрительного восприятия у детей с нарушением зрительной функции. Предъявляемый материал должен иметь большую контрастность, лучшую освещенность, большие угловые размеры.

Для того чтобы эффективно использовать остаточное зрение в процессе обучения, необходимо осуществлять предварительное исследование способностей слепого по крайней мере в трех направлениях, таких, как:

1.клиническое ассистирование и клиническая помощь;

2.самоанализ, самоотчет, самоконтроль и самонаблюдение;

3.обследование актуального, действительного функционирования зрения в реальных условиях школьного обучения.

В ходе офтальмологической консультации должны определяться не только заболевание, острота центрального и периферического зрения и его категория, но и показания к использованию линз, очков, дозировка физической нагрузки или противопоказания к ней и т. д.

Существуют разные формы компенсации слепоты:

1) органическая, или внутрисистемная, компенсация, при которой перестройка функций осуществляется за счет использования механизмов данной функциональной системы;

2) межсистемная, основанная на мобилизации резервных возможностей, находящихся за пределами нарушенной функциональной системы, на установлении и формировании новых анализаторных нервных связей с использованием обходных путей, включением сложных механизмов адаптации и восстановления вторично нарушенных функций.

Создан комплекс специальных коррекционных занятий, осуществляемых в условиях различных форм учебной, игровой, практической деятельности, имеющих целью компенсацию нарушенных или полностью утерянных зрительных функций, а также вторичных отклонений в развитии. Механизм компенсации: в сенсорный акт познания включаются высшие познавательные процессы, используется прошлый опыт, большая роль принадлежит предметно-практической деятельности.

Непременным условием всех работ по развитию зрительного восприятия является создание комфортных, гигиенических и эргономических условий для работы слепого с остаточным зрением.

Похожие публикации