Тест на визуал аудиал кинестетик. Четыре типа восприятия: визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты

Очень интересным стало для меня открытие 4 типов восприятия информации у детей и взрослых. А как учителя заинтересовало вдвойне. Ведь школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории. Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен. Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию.

Тест №1

Для более точного определения ведущего типа восприятия существуют различные тесты. Данный тест представляет собой список из 48 утверждений, на которые нужно ответить «да» или «нет» применимо к себе. Номера утверждений, с которыми Вы согласны, выписывайте в процессе прохождения теста на лист. Чтобы результаты имели наименьшую погрешность, нужно попробовать абстрагироваться от того, что Вы проходите тест и попробовать просто отвечать на вопросы, стараясь погрузиться в свои ощущения по отношению к предложенным ниже фразам. 1 - люблю наблюдать за облаками и звёздами 2 - часто напеваю себе под нос 3 - не признаю неудобную моду 4 - обожаю ходить в сауну 5 - в автомобиле для меня важен его цвет 6 - узнаю по шагах, кто вошёл в комнату 7 - меня развлекает копировать чей-то диалект 8 - много времени уделяю своей внешности 9 - очень люблю массаж 10 - когда есть время, люблю рассматривать людей 11 - плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь ходьбой 12 - рассматривая какую-то одежду в магазине, я убеждён, что мне в ней будет хорошо 13 - когда слушаю старую мелодию, вспоминаю прошлое 14 - часто читаю во время еды 15 - очень часто говорю по телефону 16 - я считаю, что у меня есть склонность к полноте 17 - отдаю предпочтение прослушиванию книги, чем самостоятельному прочтению 18 - после сложного дня моё тело находится в напряжении 19 - с удовольствием и очень много фотографирую 20 - долго помню, что мне сказали друзья и знакомые 21 - с лёгкостью отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь 22 - вечером люблю принимать горячую ванну 23 - стараюсь записывать свои дела 24 - часто разговариваю сам с собой 25 - после длительной поездки в машине долго прихожу в себя 26 - по тембру голоса я могу многое узнать о человеке 27 - очень часто оцениваю людей по манере одеваться 28 - люблю потянуться, расправить плечи, размяться во время работы 29 - слишком жёсткая или мягкая кровать - мучение для меня 30 - мне нелегко найти удобную обувь 31 - очень люблю ходить в кино 32 - могу узнать человека в лицо даже через много лет 33 - люблю ходить под дождём, когда капли постукивают по зонтику 34 - умею слушать то, что мне говорят 35 - люблю танцевать, а в свободное время ещё и занимаюсь спортом 36 - когда слышу стук часов, не могу заснуть 37 - у меня качественная стерео система 38 - когда слышу музыку, начинаю отбивать такт ногой или пальцами 39 - на отдыхе не люблю осматривать памятки архитектуры 40 - не выношу беспорядка 41 - не люблю искусственных тканей 42 - считаю, что атмосфера дома зависит от освещения 43 - люблю ходить на концерты 44 - рукопожатие многое может рассказать о человеке 45 - с удовольствием посещаю музеи и выставки 46 - серьёзная дискуссия - это увлекательное занятие 47 - прикосновение может рассказать гораздо больше слов 48 - в шуме не могу сосредоточиться Аудиал 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48 Визуал 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45 Кинестетик 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47 Расставьте выписанные Вами цифры в те разделы, где они присутствуют в приведённой выше таблице ответов. Подсчитайте, в каком разделе у Вас получилось больше всего цифр (утверждений, с которыми Вы согласны) и увидите свой доминирующий тип восприятия. Если количество цифр примерно равно в каждом из разделов, то у Вас нет какой-то одной доминирующей сенсорной системы и Ваш тип - дигитал (или дискретный).

Тест №2 (короткий)

(А) - аудиал (К) - кинестетик (В) - визуал (Д) -дискрет 1.Вы принимаете важные решения опираясь на... - чувства и интуицию; (К) - то, что лучше звучит; (А) - то, что лучше выглядит и более красиво; (В) - точное и педантичное изучение всех обстоятельств и перспектив. (Д) 2.Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет... - тон и интонации голоса; (А) - могу ли я или нет, ясно видеть точку зрения другого человека; (В) - логика его аргументации; (Д) - насколько вы находитесь в контакте с его чувствами, делится ли он своими переживаниями. (К) 3. Вы проще всего понимаете, что происходит с вами, когда... - смотрите на себя внимательно в зеркало и решаете, что надеть; (В) - ловите свои ощущения; (К) - выражаете это словами; (Д) - прислушиваетесь к тону своего голоса. (А) 4. Для вас самое простое... - подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме; (А) - работать с текстом, выбирая наиболее удачные места, относящиеся к изучаемому предмету; (Д) - выбрать чрезвычайно удобную мебель. (К) - подобрать идеальные сочетания цветов. (В) 5. Лучше всего вы запоминаете... - мелодии и звуки; (А) - логические построения; (Д) - ароматы и вкус (К) - лица, цвета, картины. (В) 6. Вы... - настраиваетесь на звуки в своем окружении; (А) - хорошо умеете осмысливать новые факты и данные; (Д) - очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита ваша одежда, воздействует на вашу кожу; (К) - всегда обращаете внимание на цвет помещения, в котором оказываетесь. (В) Кинестетик, аудиал, визуал или дигитал — как достичь успеха в учебе детям с разными каналами восприятия? Аудиалы Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал. Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора. Нередко аудиалы обладают мелодичным голосом. В незнакомой компании они быстро заводят себе друзей и становятся лидерами. Визуалы — это дети, постигающие мир глазами В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют. По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами. Как работать с детьми-визуалами? Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию. Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом. При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади. Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места. Кинестетики Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения. В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках. В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы. Дети-кинестетики обычно с трудом учатся читать, часто не могут запомнить и применить даже самое простое правило. Зато именно из кинестетиков получаются лучшие актеры, спортсмены и танцоры. Как работать с детьми-кинестетиками? Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку. Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно. Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить физкультминутки. Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе. Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям. Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее". Дигиталы Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи. Как работать с учениками-дигиталами? В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников: Инструкция. Читая материал опросника, отмечайте черты, присущие вашему ребенку. Затем суммируйте и сравните полученные результаты. Одно из определений - аудиал (слуховое восприятие), визуал (зрительное восприятие) или кинестетик (тактильное восприятие) - соберет большее количество отметок. Это определение и будет означать тот способ познания, который наиболее характерен для ребенка. Тестовый материал. 1.Общение. Если мой ребенок хочет что-нибудь сказать, то… Визуал - Он говорит, используя самые простые обороты речи - Он неправильно произносит некоторые слова и звуки - Он пропускает наречия и предлоги Аудиал - Он использует те же обороты речи, что и взрослые - Он использует грамматически правильные предложения - Он рассказывает тщательным образом продуманные истории Кинестетик - Его речь тяжело понять - Он говорит короткими, грамматически неправильными предложениями - Он стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них 2. Любимые игрушки в свободное время. Во время игры мой ребенок… Визуал - Отдает предпочтения головоломкам и настольным играм - Наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором - Узнает о новых вещах, наблюдая Аудиал - Любит слушать аудиозаписи - Любит книги и игру фантазии - Учится новому, читая инструкции Кинестетик - Любит играть на свежем воздухе - Наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке - Почти каждой игрушке находит полноценное применение 3.Сложные двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает что-то делать руками, то… Визуал - Он пишет старательно - Его художественные изделия очень аккуратны и красивы - Он легко вырезает, раскрашивает, склеивает Аудиал - Он пишет достаточно неплохо - Во время работы он разговаривает сам с собой - Его художественные изделия достаточно привлекательны Кинестетик - Ему очень тяжело писать - Многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми - Его художественные работы неопрятны 4.Простые двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает двигаться… Визуал - Настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе - Любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо ему удается - Любит игры с четко установленными правилами Аудиал - Он больше разговаривает, чем играет - Отдает предпочтение играм, требующим вербального общения - Во время какой бы то ни было деятельности, разговаривает сам с собой Кинестетик - Игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр - Имеет хорошую координацию - Не ходит спокойно, а носится 5.Общественные навыки. Когда мой ребенок находится в окружении других детей, то… Визуал - Даже в толпе остается одиноким - Прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие - Долго привыкает к новым людям Аудиал - Буквально расцветает в кругу друзей - Может мешать во время занятий в классной комнате, поскольку, очень много разговаривает - Часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно Кинестетик - Коллективистский, но не очень разговорчивый - Может причинять беспокойство, поскольку во время занятий в классе мешает своим соседям - Любит пошалить 6.Эмоции. Когда ребенка что-то тревожит, то он… Визуал - Вообще не очень эмоционален - Начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других Аудиал - Свободно рассказывает о своих ощущениях - Может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений Кинестетик - Эмоционально зависим и легко обижается - Когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь 7.Память. Когда мой ребенок занимается, он… Визуал - Может воспроизводить буквы и цифры по памяти - Помнит о том, что ему показывали Аудиал - Лучше всего учится, заучивая наизусть - Знает звуки, соответствующие буквам алфавита Кинестетик - Плохо запоминает - Легко отвлекается 8.Школьные навыки. Когда мой ребенок находится в классной комнате, он… Визуал - Следит за опрятностью своей одежды - Следит за чистотой своего рабочего места - В свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел - Медленно привыкает к новой ситуации Аудиал - Его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен - Ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место - Он внимательный и послушный - Он исполняет соло в большинстве дискуссий и часто говорит воспитателю о чьем-то неправильном поведении Кинестетик - Он абсолютно не заботится о своем внешнем виде и нередко бывает весьма неопрятен - Работает в окружении полнейшего беспорядка, способен переворошить свое рабочее место за несколько минут - Проявляет большую активность во время игр - Вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извивается

Тест №4

Аудиал, визуал, кинестетик. (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева Адаптирован для диагностики младших школьников 2-4 класс) Инструкция к тесту. Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны. Тестовый материал. Утверждения «Да» «Нет» 1. Люблю наблюдать за облаками и звездами. 2. Часто напеваю себе потихоньку. 3. Не признаю одежду, которая мне неудобна. 4. Люблю ходить в бассейн 5.Цвет моей авторучки, сумки, пенала для меня не имеет значения. 6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение. 7. Меня развлекает подражание диалектам, разница в произношении слов жителями разных областей. 8. Внешнему виду я придаю серьезное значение. 9. Мне нравится гладить кошку, собаку. 10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми. 11. Плохо себя чувствую, когда нет возможности подвигаться. 12. Когда вижу новую одежду в магазине, всегда, знаю, что мне подойдет. 13. Когда слышу знакомую мелодию, обычно легко вспоминаю, при каких обстоятельствах слышал её в первый раз. 14. Люблю читать во время еды. 15. Люблю поговорить по телефону. 16 .У меня есть склонность к полноте, если много ем. 17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому. 18. После тяжёлого дня мой организм в напряжении. 19. Охотно и много фотографирую. 20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые. 21. Легко могу потратить деньги на красивые, но не очень нужные вещи, потому что они украшают жизнь. 22. Вечером люблю принять горячую ароматную ванну. 23. Стараюсь записывать свои личные дела, чтобы не забыть и не запутаться. 24. Часто разговариваю с собой. 25.После длительной езды в машине долго прихожу в себя. 26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке. 27.Придаю значение тому, как человек одеваться, обращаю на это внимание. 28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться. 29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука. 30. Мне нелегко найти удобную обувь. 31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы. 32. Могу узнать лица, которые когда-либо видел, даже если больше их не встречал. 33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику. 34. Люблю слушать, когда говорят. 35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать. 36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть. 37. Не могу слушать плохую стереоаппаратуру. 38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой. 39.На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры. 40. Не выношу беспорядок. 41. Не люблю синтетических тканей, которые электризуются и треща 42. Считаю, что атмосфера и уют в помещении зависит от освещения. 43. Часто хожу на концерты. 44. Пожатие руки много говорит мне о личности человека 45. Охотно посещаю галереи и выставки. 46. Серьезная дискуссия, спор - это интересно. 47.Через движение можно сказать значительно больше, чем словами. 48. В шуме не могу сосредоточиться. . Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45. . Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48. . Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47. Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия): . 13 и более - высокий; . 8-12 - средний; . 7 и менее - низкий. Интерпретация результатов: Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Просмотр содержимого документа
«Четыре типа восприятия: визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты.»

Четыре типа восприятия: визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты.

Очень интересным стало для меня открытие 4 типов восприятия информации у детей и взрослых. А как учителя заинтересовало вдвойне. Ведь школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?
На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
На что обязательно обращают внимание?
Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.
А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.
Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.
Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.
Специалисты говорят:
- от визуала можно требовать быстрого решения задач;
- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":
- с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":
- визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
- аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
- кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Тест №1

Для более точного определения ведущего типа восприятия существуют различные тесты.
Данный тест представляет собой список из 48 утверждений, на которые нужно ответить «да» или «нет» применимо к себе. Номера утверждений, с которыми Вы согласны, выписывайте в процессе прохождения теста на лист. Чтобы результаты имели наименьшую погрешность, нужно попробовать абстрагироваться от того, что Вы проходите тест и попробовать просто отвечать на вопросы, стараясь погрузиться в свои ощущения по отношению к предложенным ниже фразам.
1 – люблю наблюдать за облаками и звёздами
2 – часто напеваю себе под нос
3 – не признаю неудобную моду
4 – обожаю ходить в сауну
5 – в автомобиле для меня важен его цвет
6 – узнаю по шагах, кто вошёл в комнату
7 – меня развлекает копировать чей-то диалект
8 – много времени уделяю своей внешности
9 – очень люблю массаж
10 – когда есть время, люблю рассматривать людей
11 – плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь ходьбой
12 – рассматривая какую-то одежду в магазине, я убеждён, что мне в ней будет хорошо
13 – когда слушаю старую мелодию, вспоминаю прошлое
14 – часто читаю во время еды
15 – очень часто говорю по телефону
16 – я считаю, что у меня есть склонность к полноте
17 – отдаю предпочтение прослушиванию книги, чем самостоятельному прочтению
18 – после сложного дня моё тело находится в напряжении
19 – с удовольствием и очень много фотографирую
20 – долго помню, что мне сказали друзья и знакомые
21 – с лёгкостью отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь
22 – вечером люблю принимать горячую ванну
23 – стараюсь записывать свои дела
24 – часто разговариваю сам с собой
25 – после длительной поездки в машине долго прихожу в себя
26 – по тембру голоса я могу многое узнать о человеке
27 – очень часто оцениваю людей по манере одеваться
28 – люблю потянуться, расправить плечи, размяться во время работы
29 – слишком жёсткая или мягкая кровать – мучение для меня
30 – мне нелегко найти удобную обувь
31 – очень люблю ходить в кино
32 – могу узнать человека в лицо даже через много лет
33 – люблю ходить под дождём, когда капли постукивают по зонтику
34 – умею слушать то, что мне говорят
35 – люблю танцевать, а в свободное время ещё и занимаюсь спортом
36 – когда слышу стук часов, не могу заснуть
37 – у меня качественная стерео система
38 – когда слышу музыку, начинаю отбивать такт ногой или пальцами
39 – на отдыхе не люблю осматривать памятки архитектуры
40 – не выношу беспорядка
41 – не люблю искусственных тканей
42 – считаю, что атмосфера дома зависит от освещения
43 – люблю ходить на концерты
44 – рукопожатие многое может рассказать о человеке
45 – с удовольствием посещаю музеи и выставки
46 – серьёзная дискуссия – это увлекательное занятие
47 – прикосновение может рассказать гораздо больше слов
48 – в шуме не могу сосредоточиться
Аудиал 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48
Визуал 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45
Кинестетик 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47
Расставьте выписанные Вами цифры в те разделы, где они присутствуют в приведённой выше таблице ответов.
Подсчитайте, в каком разделе у Вас получилось больше всего цифр (утверждений, с которыми Вы согласны) и увидите свой доминирующий тип восприятия. Если количество цифр примерно равно в каждом из разделов, то у Вас нет какой-то одной доминирующей сенсорной системы и Ваш тип – дигитал (или дискретный).

Тест №2 (короткий)

(А) - аудиал
(К) - кинестетик
(В) - визуал
(Д) –дискрет
1.Вы принимаете важные решения опираясь на...
- чувства и интуицию; (К)
- то, что лучше звучит; (А)
- то, что лучше выглядит и более красиво; (В)
- точное и педантичное изучение всех обстоятельств и перспектив. (Д)
2.Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет...
- тон и интонации голоса; (А)
- могу ли я или нет, ясно видеть точку зрения другого человека; (В)
- логика его аргументации; (Д)
- насколько вы находитесь в контакте с его чувствами, делится ли он своими переживаниями. (К)
3. Вы проще всего понимаете, что происходит с вами, когда...
- смотрите на себя внимательно в зеркало и решаете, что надеть; (В)
- ловите свои ощущения; (К)
- выражаете это словами; (Д)
- прислушиваетесь к тону своего голоса. (А)
4. Для вас самое простое...
- подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме; (А)
- работать с текстом, выбирая наиболее удачные места, относящиеся к изучаемому предмету; (Д)
- выбрать чрезвычайно удобную мебель. (К)
- подобрать идеальные сочетания цветов. (В)
5. Лучше всего вы запоминаете...
- мелодии и звуки; (А)
- логические построения; (Д)
- ароматы и вкус (К)
- лица, цвета, картины. (В)
6. Вы...
- настраиваетесь на звуки в своем окружении; (А)
- хорошо умеете осмысливать новые факты и данные; (Д)
- очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита ваша одежда, воздействует на вашу кожу; (К)
- всегда обращаете внимание на цвет помещения, в котором оказываетесь. (В)
Кинестетик, аудиал, визуал или дигитал - как достичь успеха в учебе детям с разными каналами восприятия?
Аудиалы
Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами - типичный аудиал.
Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.
Нередко аудиалы обладают мелодичным голосом. В незнакомой компании они быстро заводят себе друзей и становятся лидерами.
Визуалы - это дети, постигающие мир глазами
В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют.
По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью - около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.
Как работать с детьми-визуалами?
Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее - так визуал легче воспримет информацию.
Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.
При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.
Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.
Кинестетики
Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения.
В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках.
В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.
Дети-кинестетики обычно с трудом учатся читать, часто не могут запомнить и применить даже самое простое правило. Зато именно из кинестетиков получаются лучшие актеры, спортсмены и танцоры.
Как работать с детьми-кинестетиками?
Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.
Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.
Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить физкультминутки. Пара минут активного движения - и ребенок-кинестетик опять готов к работе.
Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение - для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев - успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям.
Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее".
Дигиталы
Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.
Как работать с учениками-дигиталами?
В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику - успех будет обеспечен.

Тест №3 (для первоклассников)

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников: Инструкция. Читая материал опросника, отмечайте черты, присущие вашему ребенку. Затем суммируйте и сравните полученные результаты. Одно из определений – аудиал (слуховое восприятие), визуал (зрительное восприятие) или кинестетик (тактильное восприятие) – соберет большее количество отметок. Это определение и будет означать тот способ познания, который наиболее характерен для ребенка. Тестовый материал.
1.Общение. Если мой ребенок хочет что-нибудь сказать, то…
Визуал - Он говорит, используя самые простые обороты речи - Он неправильно произносит некоторые слова и звуки - Он пропускает наречия и предлоги
Аудиал - Он использует те же обороты речи, что и взрослые - Он использует грамматически правильные предложения - Он рассказывает тщательным образом продуманные истории
Кинестетик - Его речь тяжело понять - Он говорит короткими, грамматически неправильными предложениями - Он стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них
2. Любимые игрушки в свободное время. Во время игры мой ребенок…
Визуал - Отдает предпочтения головоломкам и настольным играм - Наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором - Узнает о новых вещах, наблюдая
Аудиал - Любит слушать аудиозаписи - Любит книги и игру фантазии - Учится новому, читая инструкции
Кинестетик - Любит играть на свежем воздухе - Наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке - Почти каждой игрушке находит полноценное применение
3.Сложные двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает что-то делать руками, то…
Визуал - Он пишет старательно - Его художественные изделия очень аккуратны и красивы - Он легко вырезает, раскрашивает, склеивает Аудиал - Он пишет достаточно неплохо - Во время работы он разговаривает сам с собой - Его художественные изделия достаточно привлекательны
Кинестетик - Ему очень тяжело писать - Многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми – Его художественные работы неопрятны
4.Простые двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает двигаться…
Визуал - Настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе - Любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо ему удается - Любит игры с четко установленными правилами
Аудиал - Он больше разговаривает, чем играет - Отдает предпочтение играм, требующим вербального общения - Во время какой бы то ни было деятельности, разговаривает сам с собой
Кинестетик - Игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр - Имеет хорошую координацию - Не ходит спокойно, а носится
5.Общественные навыки. Когда мой ребенок находится в окружении других детей, то…
Визуал - Даже в толпе остается одиноким - Прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие - Долго привыкает к новым людям
Аудиал - Буквально расцветает в кругу друзей - Может мешать во время занятий в классной комнате, поскольку, очень много разговаривает - Часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно
Кинестетик - Коллективистский, но не очень разговорчивый - Может причинять беспокойство, поскольку во время занятий в классе мешает своим соседям - Любит пошалить
6.Эмоции. Когда ребенка что-то тревожит, то он…
Визуал - Вообще не очень эмоционален - Начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других
Аудиал - Свободно рассказывает о своих ощущениях - Может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений
Кинестетик - Эмоционально зависим и легко обижается - Когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь
7.Память. Когда мой ребенок занимается, он…
Визуал - Может воспроизводить буквы и цифры по памяти - Помнит о том, что ему показывали
Аудиал - Лучше всего учится, заучивая наизусть - Знает звуки, соответствующие буквам алфавита
Кинестетик - Плохо запоминает - Легко отвлекается
8.Школьные навыки. Когда мой ребенок находится в классной комнате, он…
Визуал - Следит за опрятностью своей одежды - Следит за чистотой своего рабочего места - В свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел - Медленно привыкает к новой ситуации
Аудиал - Его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен - Ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место - Он внимательный и послушный - Он исполняет соло в большинстве дискуссий и часто говорит воспитателю о чьем-то неправильном поведении
Кинестетик - Он абсолютно не заботится о своем внешнем виде и нередко бывает весьма неопрятен - Работает в окружении полнейшего беспорядка, способен переворошить свое рабочее место за несколько минут - Проявляет большую активность во время игр - Вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извивается

Тест №4

Аудиал, визуал, кинестетик.
(диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева
Адаптирован для диагностики младших школьников 2-4 класс)
Инструкция к тесту.
Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным
утверждением, и знак "-", если не согласны.
Тестовый материал.
Утверждения «Да» «Нет»
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю одежду, которая мне неудобна.
4. Люблю ходить в бассейн
5.Цвет моей авторучки, сумки, пенала для меня не имеет значения.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
7. Меня развлекает подражание диалектам, разница в произношении слов жителями разных областей.
8. Внешнему виду я придаю серьезное значение.
9. Мне нравится гладить кошку, собаку.
10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.
11. Плохо себя чувствую, когда нет возможности подвигаться.
12. Когда вижу новую одежду в магазине, всегда, знаю, что мне подойдет.
13. Когда слышу знакомую мелодию, обычно легко вспоминаю, при каких
обстоятельствах слышал её в первый раз.
14. Люблю читать во время еды.
15. Люблю поговорить по телефону.
16 .У меня есть склонность к полноте, если много ем.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
18. После тяжёлого дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко могу потратить деньги на красивые, но не очень нужные вещи, потому что
они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ароматную ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела, чтобы не забыть и не запутаться.
24. Часто разговариваю с собой.
25.После длительной езды в машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
27.Придаю значение тому, как человек одеваться, обращаю на это внимание.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобную обувь.
31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
32. Могу узнать лица, которые когда-либо видел, даже если больше их не встречал.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
34. Люблю слушать, когда говорят.
35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные
упражнения, иногда и потанцевать.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. Не могу слушать плохую стереоаппаратуру.
38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
39.На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
40. Не выношу беспорядок.
41. Не люблю синтетических тканей, которые электризуются и треща
42. Считаю, что атмосфера и уют в помещении зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерты.
44. Пожатие руки много говорит мне о личности человека
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия, спор – это интересно.
47.Через движение можно сказать значительно больше, чем словами.
48. В шуме не могу сосредоточиться.
Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик.
Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.
Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия):
13 и более – высокий;
8-12 – средний;
7 и менее – низкий.
Интерпретация результатов: Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Каждый отдельно взятый человек оценивает мир, исходя из собственных ощущений. В психологии принято выделять четыре разновидности восприятия, характерные для людей. К ним относятся: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. У каждого типа присутствуют свои особенности и характеристика.

Общая информация о видах восприятия

Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир:

  1. Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.
  2. Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.
  3. Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.
  4. Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.

Ведущий канал мировосприятия информации у человека позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ему запускаются другие процессы в форме памяти и воображения.

Существует несколько методов, как определить визуала, аудиала, кинестетика и дигитала. Основным является диагностика преобладающей модальности путем тестирования, разработанного С. Ефремцевым. Тест доступен в режиме онлайн для пользователей интернета, желающих узнать свой доминирующий тип восприятия.

Характеристика аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов включает в себя:

  • доминирующий орган, участвующий в восприятии человеком окружающего мира;
  • влияние ведущего канала восприятия на характер;
  • соотношение вида восприятия с типом личности человека;
  • набор отличий одной формы оценки человеком окружающей действительности от других.

Характеристика визуалов

Аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы отличаются друг от друга по характеру, способу общения, внешним признакам. Особенностью визуалов является их восприятие мира посредством зрительных образов. Доминирующий орган чувств у них — глаза. При этом другие формы оценки мира у таких людей развиты не меньше, но им проще и удобнее обрабатывать поступающую информацию именно через зрение.

Выявить визуала можно по характерной мимике. Она служит его отличительной чертой. Многое определяется по взгляду человека:

  • направленный вверх и влево при стремлении вспомнить какую-либо информацию;
  • вверх и вправо при фантазировании;
  • прямо и вдаль при мыслительной деятельности.

Указанные признаки характерны для людей с преобладающим визуальным каналом мировосприятия. По взгляду визуала можно определить, говорит он правду или лжет.

Интересно! Визуалист, пытающийся сказать неправду, смотрит вверх и вправо в случае, когда ему задают конкретный вопрос.

Для визуалов характерны следующие особенности:

  • восприятие информации через образы;
  • выраженная жестикуляция;
  • использование при разговоре слов «видеть», «заметить», «мне кажется», «взгляните», «посмотрите»;
  • восприятие в процессе обучения только визуальной информации в виде графиков, схем, рисунков, фотографий, экспериментов;
  • обращение внимания на внешность других людей, их мимику, жесты, позы;
  • хорошее воображение.

Для визуала важен внешний вид. Он восприимчив ко всему, что видит. Такие люди ценят красоту мира и отдельных его предметов. Они не любят грязь, неряшливость и беспорядок. Если ребенок является визуалом, то в процессе обучения он будет лучше усваивать информацию, преподносимую ему в схематичном и иллюстрированном виде.

Люди данного типа быстрее других осваивают скорочтение и лучше воспринимают информацию в форме текста. Для визуалов также характерна зрительная память. Они лучше остальных запоминают местонахождение предметов, хорошо ориентируются на местности.

Визуалисты предпочитают держать дистанцию при разговоре с другими людьми. Для них важна зона комфорта. Причем расстояние между ними и собеседниками должно быть минимум один метр. Взгляд визуалов блуждает и находится в поиске. Для успешного выполнения поставленных задач таким людям необходимо наличие четких схем, наглядных картинок и образов.

Характеристика аудиалов

Для указанного типа восприятия особое значение представляет информация, полученная через органы слуха. Аудиалом можно назвать человека, который лучше усваивает материал, прочтенный вслух. Особенно это важно для школьников. Дети-аудиалы хорошо запоминают только те сведения, которые были преподнесены им учителем в устной форме.

Для аудиала характерны следующие признаки:

  • использование в речи «слуховых» фраз («слышал», «не могу понять», «скажи», «мне послышалось», «послушай меня»);
  • хорошее восприятие музыки, бесед;
  • неплохой слух;
  • необходимость полной тишины при сосредоточении на чем-либо;
  • высокая требовательность как к своей, так и чужой речи;
  • большая любовь к музыке;
  • чувствительность к разговорам;
  • хорошая слуховая память.

Внимание! При разговоре с аудиалистом важно не повышать тон и не кричать, поскольку это вызывает отторжение у него к собеседнику.

Люди указанного типа считаются хорошими рассказчиками. Они предпочитают обсуждать с другими какой-либо вопрос. Так они лучше усваивают любой материал. Аудиалы больше других ориентированы на общение. Это один из самых коммуникабельных типов людей.

Аудиалисты хуже других запоминают лица людей и не всегда хорошо ориентируются в пространстве. Но они лучше остальных узнают человека по голосу. Определить таких людей удается по взгляду. У них он обычно направлен либо вправо, либо влево.

Аудиалы меньше других склонны к конфликтам и чаще предпочитают не повышать голос. У них он обычно ровный, а речь размеренная и спокойная. Часто встречающаяся профессия среди аудиалистов — музыкант. С учетом общительности и умения вести разговор такие люди добиваются успеха в работе, связанной с ораторским искусством.

Для аудиала имеет значение только конкретный факт без лишних подробностей. Ему важен контакт с человеком, который обладает приятным для него тембром голоса. Они обращают меньше внимания на внешний вид людей, руководствуясь преимущественно слуховыми ощущениями.

Описание кинестетика

Определить такого человека можно по ряду признаков:

  • частое употребление слов с выраженным эмоциональным оттенком («взволнован», «мурашки по коже», «я восхищен»);
  • частые прикосновения к собеседнику;
  • близкая дистанция с человеком при разговоре;
  • непоседливость;
  • эмоциональность;
  • лучшее усвоение информации через движения и осязание.

Кинестетик хорошо познает мир посредством личного опыта. Он предпочитает практику теории. При этом ему важно принять непосредственное участие в процессе. Люди данного типа больше других ориентируются на вкус, запах. Им важно лично потрогать или попробовать предмет, чтобы сделать необходимые выводы.

Кинестетики относятся к числу деятельных людей. Им можно дать точное определение. Это трудоголики, не терпящие бездействия. Кинестетики не отличаются хорошим вниманием, они плохо концентрируются на чем-либо длительное время. По этой причине они не любят рутинную и монотонную работу.

Кинестетикам присущ особый психологический портрет. Несмотря на стремление таких людей находиться на минимальном расстоянии от собеседника во время разговора, они избирательны в общении. Близко к себе кинестетик может подпустить только завоевавшего его доверие человека.

Интересно! Для кинестетика особенно оскорбительно нарушение его личного пространства малознакомым человеком. Это не может пройти бесследно для него.

Как и визуалы, люди данного типа плохо воспринимают устную информацию. Им проще познавать мир за счет наглядных данных и путем личного контакта. Для кинестетика важен именно телесный контакт с близким человеком. На него оказывает серьезное влияние комфорт. Любое неудобство провоцирует у кинестетика сильное раздражение. Такие люди любят разговоры, касающиеся чувств и ощущений. Для них важен эмоциональный обмен с собеседником.

Особенности дигитала

Аудиал, визуал, кинестетик — не единственные типы людей в зависимости от восприятия ими мира. Выделяется четвертый тип, называемый дигиталами. Отличить таких людей от других можно по следующим признакам:

  • руководство логикой и обдумывание действий;
  • четкое планирование деятельности;
  • минимальное проявление чувств при общении;
  • слабые эмоции;
  • стремление к содержательным разговорам и неприятие пустых тем для них;
  • высокое самообладание и спокойствие в условиях стресса.

Дигитала сложнее выявить среди других людей только лишь по тому, какими словами он оперирует в процессе разговора. Для него одновременно характерны некоторые признаки визуала и аудиала.

Для дигитала и кинестетика свойственны различные подходы к восприятию мира. Первый пытается понять суть событий и действий путем логических схем, второй — за счет чувственного опыта.

Процент дигиталов остается невысоким по сравнению с другими типами людей. Это редкий вид восприятия. Ребёнок, являющийся дигиталом, предпочитает точные науки и добивается успеха при их изучении. Он склонен планировать учебный процесс и отличается дисциплинированностью.

Дигиталы успешны в профессиях, требующих логики и точности. Это может быть программирование, моделирование, научная деятельность.

Отличить дигитала можно по их состоянию задумчивости. Он предпочитает вести внутренний диалог с самим собой и осмысливать суть происходящих событий. Для него важны конкретные данные и примеры, а не абстрактные формы. Он склонен анализировать, имеет рациональное и временами нестандартное мышление. Главное различие между дигиталами и другими типами восприятия заключается в приоритете для них только логичных, четких заключений, а не слуховых и зрительных образов.

06.02.2013

Тест Аудиал, визуал, кинестетик, дискрет. Кто вы?

Внешний мир. Как вы его воспринимаете?

В каждом человеке, кроме интроверта и экстраверта, можно выявить один из четырех основных типов характера. Это - кинестетики, визуалы, аудиалы и дискреты. Хочу заметить, что крайне редко попадается чистый тип, чаще двойной, смешанный, в котором преобладает какой-то один.

Наиболее распространенный тип - кинестетики (40% населения), за ними идут визуалы (30%), далее дискреты (20%) и в меньшинстве - аудиалы (10%).

Перед вами четыре высказывания. Они не закончены. Под каждым из них имеются четыре окончания. Обозначьте окончание, которое больше всего подходит Вам цифрой 4, которое немного хуже подходит Вам - цифрой 3 и т. д. Поставьте 1 перед окончанием, которое меньше всего подходит Вам. Проделайте это под каждым из четырех высказываний.

Сосчитайте общую сумму баллов, относящихся к каждой группе, и сравните их. Больше всего баллов соответствует ведущей системе восприятия. Чуть меньше - вспомогательной системе, то есть той, которая тоже довольно активно участвует у вас в сборе информации. На третьем и четвертом местах окажутся менее приоритетные для вас системы.

Но если суммы баллов по всем буквам приблизительно равны, вы умело переключаетесь с одной системы на другую, гармонично сочетаете их и в результате извлекаете максимальный объем нужной информации, что позволяет вам более верно строить поведение в общении и понимать других.

(А) - аудиал

(К) - кинестетик

(В) - визуал

(Д) -дискрет

1.Вы принимаете важные решения опираясь на...

Чувства и интуицию; (К)

То, что лучше звучит; (А)

То, что лучше выглядит и более красиво; (В)

Точное и педантичное изучение всех обстоятельств и перспектив. (Д)

2.Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет...

Могу ли я или нет, ясно видеть точку зрения другого человека; (В)

Логика его аргументации; (Д)

Насколько вы находитесь в контакте с его чувствами, делится ли он своими переживаниями. (К)

3. Вы проще всего понимаете, что происходит с вами, когда...

Смотрите на себя внимательно в зеркало и решаете, что надеть; (В)

Ловите свои ощущения; (К)

Выражаете это словами; (Д)

4. Для вас самое простое...

Подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме; (А)

Работать с текстом, выбирая наиболее удачные места, относящиеся к изучаемому предмету; (Д)

Выбрать чрезвычайно удобную мебель. (К)

Подобрать идеальные сочетания цветов. (В)

5. Лучше всего вы запоминаете...

Мелодии и звуки; (А)

Логические построения; (Д)

Ароматы и вкус (К)

Лица, цвета, картины. (В)

6. Вы...

Настраиваетесь на звуки в своем окружении; (А)

Хорошо умеете осмысливать новые факты и данные; (Д)

Очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита ваша одежда, воздействует на вашу кожу; (К)

Всегда обращаете внимание на цвет помещения, в котором оказываетесь. (В)

Примечание : вполне очевидно, что такой упрощенный и короткий тест, как этот, не даст абсолютно точных данных. Но он может быть применим в различном окружении, включая анализ стилей делового менеджмента , а так же консультации по вопросам брака и семьи.

ВИЗУАЛЫ — это люди, которые «видят» окружающий мир.

Визуалы очень хорошо чувствуют окружающее их личное пространство, и, если вы вдруг вторгаетесь в него, сразу "закрываются", скрещивая руки и ноги. Не терпят прикосновений и тем более объятий. Часто производят впечатление снобов, хотя это далеко не всегда так…

Именно мужчина - визуал любит глазами. Для него главное - как женщина выглядит, насколько красиво ее лицо и пропорциональна фигура.

Визуалы не могут работать без заранее разработанных схем. Приступая к работе они четко должны представлять себе стратегию. Визуалы любят наглядные пособия и грамотно оформленные отчеты. Талантливо систематизируя работу, эти люди умеют правильно распределять задачи между сотрудниками. Визуалы, как правило, не только лучшие специалисты в своем деле, они наиболее активны и лучше многих умеют использовать свою память, но им нельзя говорить "нет" и воздействовать на них криком.

АУДИАЛЫ - это очень редкий тип людей.

Они обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью. При общении им не обязательно смотреть на собеседника или прикасаться к нему, главное - слышать его.

Аудиалы - это люди-магнитофоны. Могут запомнить и воспроизвести любой ваш рассказ до мельчайших подробностей. Но ни в коем случае нельзя прерывать их, т.к. они тотчас замолчат и более не будут с вами беседовать. Внешне аудиал может показаться человеком упрямым и надменным. Но это впечатление обманчиво, аудиалы, как правило, люди очень душевные и внимательные, готовые вас всегда выслушать и помочь советом. Из аудиалов получаются отличные психологи, прекрасные музыканты и лекторы.

КИНЕСТЕТИКИ — «чувствуют» окружающий мир. Люди этой категории не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза, поэтому они часто их опускают. Ответы на вопросы просты, прямолинейны. Решения они принимают, опираясь на свои чувства.

Кинестетики любят посещать сауны, принимать горячие ванны и просто обожают, когда им делают массаж. После неприятного дня долго находятся в состоянии «выжатого лимона». Кинестетики ненавидят неудобную одежду, во всем предпочитают комфорт. Прикосновения они воспринимают лучше, чем слова, и обожают серьезные дискуссии. В свой внутренний мир они пускают только «избранных».

ДИСКРЕТЫ - это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.

Дискреты как бы оторваны от реального опыта - они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит. Для них написанное или проговоренное как бы и является реальностью. Если для всех остальных слова - это доступ к опыту, то для Дискретов весь опыт состоит из слов. Проблема дискретной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке.

Восприятия: визуальный, аудиальный или кинестетический, - используется диагностика доминирующей перцептивной модальности Ефремцова. С ее помощью можно определить, к какому типу людей относитесь вы и ваши близкие. Какими органами вы воспринимаете мир, окружающий вас: на слух, визуально или же на ощупь? Методика определения канала восприятия необходима для того, чтобы лучше понимать себя и других.

Визуалы, аудиалы, кинестетики - это У каждого человека есть ведущий который чаще и быстрее откликается на внешние раздражители и сигналы. Если вы с близким вам человеком принадлежите к сходным типам, то это будет способствовать вашему взаимопониманию, несовпадения могут стать причиной возникновения недоразумений и конфликтных ситуаций.

Типы личности: визуал, аудиал, кинестетик

Зрительное восприятие присуще людям, принадлежащим к визуальному типу характеризует кинестетиков. Слуховое - аудиалов. Есть еще один тип - дигитал, люди, относящиеся к нему, воспринимают окружающий мир, прислушиваясь к собственной логике. Осталось определить, кто вы - визуал, аудиал, кинестетик, дигитал. Тест для диагностики восприятия разработал Ефремцов С.

Визуальное восприятие

Визуалов отличает их взгляд, когда они стараются что-то вспомнить, направлен вверх-вправо. Когда они размышляют над чем-то или воображают образы будущего, они смотрят вверх-вправо. Расфокусированный взгляд, направленный вдаль - это первый признак того, что перед вами находятся визуалы. Аудиалы, кинестетики не так сильно реагируют на видимую часть мира.

Общаясь с визуалами, старайтесь описывать образы, использовать мимику и жестикуляцию. Визуалы в первую очередь обращают внимание на собеседника, а только потом на интонацию. Для визуала очень важно, чтобы на него смотрели во время разговора, иначе ему кажется, что его не слушают.

Аудиальное восприятие

Визуалы, аудиалы, кинестетики по-разному воспринимают окружающий мир. Аудиалы в основном описывают свои ощущения с помощью звуков. Их характеризуют сильные а доминирующим органом восприятия является слух. Аудиалы не любят тишину, у них постоянно звучит музыка, работает телевизор. Человек аудиального типа для лучшего запоминания проговаривает информацию вслух, стараясь лучше ее понять и запомнить. Таким людям не обязательно знать много подробностей, их интересуют только факты.

Кинестетическое восприятие

Кинестетики реагируют на мир, опираясь на свой чувственный опыт, на свои эмоции. Они запоминают движения, ощущения, запахи. В общении кинестетики предпочитают чувствовать физическую близость собеседника. Таким людям сложно длительное время находиться на месте и внимательно слушать. Они любят прикасаться к собеседнику, класть руку на плечо. Многие люди с кинестетическим восприятием часто крутят что-то в руках, теребят или поглаживают.

Дигиталы

Для человека с дигитальным типом восприятия характерны такие качества, как склонность к анализу, логике, рациональность и нестандартность мышления. Для дигитала на первом месте логические заключения и факты, поэтому в разговоре с ним не нужно ничего домысливать и строить гипотезы. Ему близки знаки, символы и цифры, а не слуховые и зрительные образы. Такие люди любят, чтобы все было логично, четко и без лишних деталей.

Таким образом, зная, что собой представляют визуалы, аудиалы, кинестетики, а также дигиталы, можно сделать процесс общения более комфортным.

Путем прохождения теста на восприятие можно установить тип человека по предпочтительному способу контакта с внешней средой. Разные индивидуумы могут различно воспринимать окружающую информацию. Некоторые лучше улавливают данные аудио-формата, другие более восприимчивы к графике, а третьи предпочитают взаимодействовать с миром на основе физического контактирования. Установив собственный предпочтительный канал принятия информации, человек может получить практически полезные сведения. Например, он может обеспечить лучшее восприятие обучающих материалов через чтение или аудио-уроки.

Тест на восприятие цвета позволяет установить способность человека воспринимать цветовой спектр. В пределах одного типа люди могут отличаться уровнем предрасположенности к каждому из способов усвоения информации. Частным примером этого являются цвета, которые всеми воспринимаются на разном уровне. Одни видят полный спектр оттенков, а для других он сужается до минимума. Это не преимущества или недостатки, а особенности мировосприятия. Определение уровня и типа восприятия может нести практическое значение не только при самопознании, но и в рабочей сфере. Например, нейромаркетинг ныне воспринимается как важная составляющая успешного бизнеса.

Через какие органы чувств вы качественнее усваиваете получаемую информацию? Вы визуал или аудиал? А может, кинестетик либо дискрет? Пройдя данный тест, вы выясните, какой канал ведущий именно у вас.

Тест на восприятие цветов позволяет проверить, насколько развито правое полушарие головного мозга, а значит Вы сможете узнать о своих творческих способностях. Вероятно, внутри Вас живет гениальный дизайнер или харизматичный архитектор. Но может статься, что окружающие небеспричинно считают, что у Вас дурной вкус

Тест на восприятие информации позволит определить ведущую сенсорную систему в получении и обработке информации об окружающем пространстве. Кому-то нужно видеть, кому-то слышать, кому-то ощупывать мир для оптимального анализа, синтеза и принятия решения в той или иной ситуации. А, может быть, Вы входите в малочисленную группу дигиталов. Учитывая особенности своего восприятия, Вы сможете эффективнее использовать свои возможности.

Тесты позволяют узнать, стоит ли верить своим ощущению и восприятию, позволят заглянуть в глубину своего Я. Вероятно, Вы чутко реагируете на движения и изменения в окружающем мире и выражение «эффект бабочки» для Вас имеет особый смысл, а, может быть, Вам следует меньше слушать других людей и стать ближе к природе.

Тест на восприятие времени определит, к какому из трех типов личности Вы относитесь. Являетесь ли Вы человеком с развитым «чувством времени», или рискуете испытать муки за «бесцельно прожитые годы» - вероятно, стоит задуматься над этими вопросами в процессе прохождения теста.

Тест на восприятие окружающего мира раскроет, что является значимой ценностью в реальности для Вас. Умеете ли Вы использовать любую возможность для саморазвития и самосовершенствования или Вам кажется, что последний шанс уже упущен? Возможно, Вам стоит пересмотреть свои ценностные ориентиры и научиться жизнелюбию.

Тест на вербальное восприятие информации поможет разобраться, насколько эффективно Вы способны ориентироваться в огромном информационном потоке, который обрушивается на современного человека ежедневно. Являетесь ли Вы ценным работником, способным к быстрому обучению и находящемуся в курсе последних событий, или, наоборот, Вам стоит поработать над собой.

Тест, определяющий развитие каждого из каналов восприятия, поможет Вам понять, как качественнее и эффективнее использовать свои возможности в различных видах деятельности. Возможно, Вам следует просто изменить способ восприятия окружающей реальности, чтобы добиться успеха.

Как ты воспринимаешь окружающий мир: аналитически или инстинктивно? Что важнее: детали или картинка в целом? Тест на зрительное восприятие поможет определить уровень способности адаптироваться.

Похожие публикации