Тайны Питера: Кто и когда построил Исаакиевский Собор? Исаакиевский собор (начало).

11 июня (30 мая ст.ст.) 1858 года состоялась торжественная церемония освящения Исаакиевского собора.

У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба ‑ его строили четыре раза.

Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I. Заложили храм в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, ‑ отсюда и название. Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые. В 1735 году в собор ударила молния и начался пожар. В этом событии увидели "божье знамение", и храм был заброшен.

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого "Медного всадника", памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.

В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император, Александр I, предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект.

С последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Монферрану и было доверено возводить новый Исаакий. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах ‑ Александре I, Николае I и Александре II.

Работу сдерживал целый ряд причин ‑ многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также то, что фундамент ставился на болоте. Пришлось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. На этой мощной опорной подушке и возводился собор. Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии.

Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен. В марте 1822 года в присутствии царской семьи и толпы горожан была поднята первая колонна. Последнюю же поставили только через 8 лет, и лишь тогда началось строительство стен. Когда все уже двигалось к финалу, на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил присущее им пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Каменная громада собора вместе с куполом и крестом поднялась над городом более чем на 100 метров.

Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 11 июня (30 мая по ст. ст.) 1858 года.

Интересные факты .

Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет и на них было задействовано 125 тысяч рабочих ‑ каменщиков, плотников, кузнецов. На каменоломнях острова Пютерлакс под Выборгом шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Работы велись круглый год.

В каменоломнях Карелии осуществлялась добыча огромных гранитных блоков весом от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора добывались на Тивдийских и Рускольских мраморных ломках. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые ‑ в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских ‑ светлосерый с синеватыми прожилками.

Доставка этих блоков к месту строительства, возведение купола и установка 112 монолитных колонн, были труднейшими строительными операциями, потребовавшими от строителей множества технических нововведений. Когда один из инженеров, возводящих Исаакиевский собор, изобрел полезный механизм для облегчения труда строителей, он получил строжайший выговор за то, что не изобрел такую полезную штуку раньше, введя, тем самым, казну в напрасные расходы.

На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.

Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом на основе масла миро. Готовят миро по специальному рецепту, соединяя масло священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Смесь варится на огне, в чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.

Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Неотъемлемой частью золочения куполов собора было использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.

В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Святого, так как император родился в день его памяти - 30 мая по юлианскому календарю .

Торжественное освящение 30 мая (11 июня) года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников) .

Творение Монферрана - четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге.

Высота - 101,5 м, внутренняя площадь - более 4 000 м².

История

Первая Исаакиевская церковь

Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1710 год.

Церковь была построена на берегу Невы, там, где сейчас стоит Медный всадник . Место было выбрано явно неудачно, вода, размывая берег воздействовала на фундамент, разрушая кладку. К тому же в мае 1735 года удар молнии вызвал пожар в церкви и она серьёзно пострадала . Так, например, описывает положение дел в церкви кабинет-министр граф А. И. Остерман , просящий 28 мая (8 июня) 1735 года позволение у синода устроить у него в доме церковь для своей больной жены и определить туда священника:

Церковь Исаакия Далмацкого, у которого дом мой в приходе обретается, в недавнем времени погорела и службы в ней не токмо литургии, но и вечерень, и утрень, и часов, ныне нет .

Уже в июне того же года была составлена смета на исправление церкви. На эти цели было выделено две тысячи рублей, а руководить работами был назначен майор Любим Пустошкин. В соответствующем указе было говорилось:

Церковь Исаакия Далмацкого, как скоро возможно начать ныне, хотя только над алтарём в скорости покрыть досками, а потом и над всею тою церковию подрядить делать стропила и крыши, дабы нынче в ней могла быть служба .

В результате ремонта отстроили заново стены и галереи, вместо железа купол был покрыт медью, а своды заменены каменными. В церкви вновь стали проходить богослужения. Но при призводстве работ стало ясно, что из-за осадки грунта храму требуется бо́льшие исправления или даже совершенная перестройка .

Для обследования состояния церкви Сенат направил архитектора С. И. Чевакинского , который констатировал невозможность сохранения здания. Церковь решили разобрать и построить новую дальше от берега .

Третий Исаакиевский собор

Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора. Литография с рисунка О. Монферрана.

По проекту А. Ринальди собор должен был иметь пять сложных по рисунку куполов и высокую стройную колокольню. Стены по всей поверхности облицовывались мрамором . Макет и чертежи проекта хранятся в музее Академии Художеств. Обстоятельства сложились так, что Ринальди не смог завершить начатую работу. Здание было доведено лишь до карниза, когда после смерти Екатерины II строительство прекратилось, и Ринальди уехал за границу .

Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год

Это сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников. К примеру, приехавший в Россию после длительного пребывания в Англии флотский офицер Акимов написал эпиграмму:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный .

При попытке прикрепить листок с этим четверостишем к фасаду собора Акимов был арестован. Он дорого поплатился за своё остроумие: ему отрезали язык и сослали в Сибирь .

В различных вариантах петербуржцы пересказывали опасную эпиграмму:

Сей храм покажет нам,
Кто лаской, кто бичом,
Он начат мрамором,
Окончен кирпичом.

В конкурсе приняли участие архитекторы А. Д. Захаров , А. Н. Воронихин , В. П. Стасов , Д. Кваренги , Ч. Камерон и другие. Но все проекты были отвергнуты Александром I , так как авторы предлагали не перестройку собора, а строительство нового. В 1813 году на тех же условиях опять был объявлен конкурс, и вновь ни один из проектов не удовлетворил императора. Тогда в 1816 году Александр I поручает инженеру А. Бетанкуру , председателю только что образованного «Комитета по делам строений и гидравлических работ» , заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору О. Монферрану , недавно до этого приехавшему из Франции в Россию. Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей, которые Бетанкур и представил Александру I. Императору рисунки понравились, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором». Одновременно ему поручалась подготовка проекта перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть существующего собора .

Проект 1818 года

Сооружение портиков завершилось к осени 1830 года , когда жители Петербурга уже могли видеть четыре 12-тиколонных портика и алтарную часть старой ринальдиевской церкви.

Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора . Тут применялась кладка из кирпичей, скреплённых известковым раствором. Для бо́льшей прочности применяли гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50-60 см, внутренней - 15-20 см. Она выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, с помощью железных крючьев (пиронов), вставленных в специально высверленные для этого отверстия. Для устройства кровли были изготовлены стропила из кованого железа. Внутри южной и северной стен устроили вентиляционные галереи. Для естественного освещения собора над галереями аттика сделали световые галереи.

Конструктивно купол состоит из трёх взаимосвязанных частей, образованных чугунными рёбрами: нижней сферической , средней - конической и наружной - параболической . Диаметр наружного свода составляет 25.8 м, нижнего - 22.15 м. Для создания теплоизолирующего слоя пространство между фермами было заложено пустотелыми гончарными горшками конической формы. Для этого потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Помимо теплоизоляции, горшки улучшают акустику храма.

Нижний сферический купол был обшит досками, обит просмолённым войлоком и оштукатурен. Внутренний конический купол покрыт медными листами, окрашенными в голубоватый тон, с большими бронзовыми лучами и звёздами, создавшими эффектную картину ночного неба. Снаружи купол покрыт плотно пригнанными друг к другу медными позолочёнными листами.

Золочение куполов собора в 1838-1841 годах проводилось методом огневого золочения , парами ртути отравились и умерли 60 мастеров. Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих - государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев .

Освящение

Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и иных членов императорской семьи. Были выстроены войска, которых император приветствовал перед началом чина освящения; на Петровской и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для народа; соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми .

Внешний вид

Исаакиевский собор и Сенатская площадь с высоты птичьего полета

Исаакиевский собор - выдающийся образец позднего классицизма , в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс , византийский стиль , эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Высота собора 101,5 м, длина и ширина - около 100 метров. Наружный диаметр купола - 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором . При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура . На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора (Монферран умер практически сразу после освящения собора, но в желании архитектора быть погребённым в собственном творении было отказано).

Северный фасад

Северный фронтон. «Воскресение Христа»

Воскресение Христа. 1841-1843. Витраж главного алтаря

В интерьер православного храма был включён по предложению Л. Кленце витраж - изначально элемент убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I . Созданием эскиза витража для Исаакиевского собора занимался немецкий художник Генрих Мария фон Хесс, изготовлением в стекле руководил М. Э. Айнмиллер - глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене . Площадь витража составляет 28,5 квадратных метров, детали скреплены свинцовыми пайками. К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России. Появление в кафедральном храме столицы стеклянной картины с изображением Иисуса Христа произошло в результате взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы. Установка его в главном храме России утвердила витраж в системе оформления православных церквей страны. Витражи получили «законные» права в православных храмах. А изображение Воскресшего Спасителя на алтарном окне Исаакиевского собора стало иконографическим образцом для многих витражей в храмах России, как в XIX веке, так и в наше время .

В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века - 150 панно и картин. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты Брюллов, Басин, Бруни, Шебуев, Марков, Алексеев, Шамшин, Завьялов и другие. Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской Академии художеств профессора В. К. Шебуева, проект декора и общая концепция росписей были разработаны Монферраном. Работы проводились под контролем императора и Синода. Одной из главных проблем стал выбор техники исполнения живописных панно . По первоначальному предложению Кленце (с ним был согласен Николай I) росписи собора должны были выполняться в технике энкаустики . Однако Бруни, привлечённый к обсуждению способа исполнения будущих росписей, после консультаций с Кленце, прошедших в начале 1842 года в Мюнхене, сделал доклад, в котором указал, что эта техника живописи совершенно непригодна для климатических условий Петербурга. Опираясь на мнение реставратора Валати, Бруни высказался за масляную живопись на холсте, обрамлённую медными рамами с дном. Монферран также склонялся в пользу масляной живописи. Бруни поручили выполнить образец росписи энкаустикой по меди, однако вскоре было решено расписывать стены собора масляными красками по специальному грунту, а образа - маслом на бронзовых досках . Согласно распределению работ Брюллов должен был расписать главный купол (самая большая композиция площадью 800 квадратных метров) и паруса в центральном нефе, Бруни - коробовый свод и аттик главного нефа, Басин - приделы Александра Невского и св. Екатерины . Западная часть собора была отведена под сюжеты на темы из Ветхого завета , восточная - зпизодам из жизни Христа.

Высокая влажность в помещении собора препятствовала созданию грунта, стойкого к неблагоприятным внешним воздействиям. Стену под роспись штукатурили, зачищали пемзой, нагревали жаровнями до 100-120 градусов и наносили на неё несколько слоёв мастики . Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины. В отдельных местах грунт отставал от штукатурки. В своём письме от 24 декабря 1849 года Бруни отмечал, что роспись по свежим грунтам невозможна из-за выступающей впоследствии на поверхность живописи из стены «селитряной окиси» . Устойчивый состав был создан только в 1855 году, за три года до завершения живописных работ в соборе .

Так как в соборе из-за перепада температур, высокой влажности и отсутствия вентиляции сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей в первозданном виде, при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено для оформления интерьера использовать мозаику . Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны . Смальта для Исаакиевского собора производилась в мозаичной мастерской Академии художеств . При создании панно было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны набирались из золотой смальты (канторели) . Мозаичные образы выполнялись с оригиналов Т. А. Неффа. Мозаикой заменили картину С. А. Живаго «Тайная вечеря» , росписи парусов главного купола, аттика («Поцелуй Иуды», «Се человек», «Бичевание», «Несение креста» Басина) и пилонов.

Мозаичные картины собора экспонировались на лондонской Всемирной выставке 1862 года, где получили высокую оценку .

Исаакиевский собор в первые годы после Октябрьской революции

После революции храм был разорён. В 1922 году из него было изъято 45 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений. {{Нет АИ 2|Его настоятель протоиерей Леонид Богоявленский был арестован, а храм стал обновленческим . В 1928 году службы прекращены: президиум ВЦИК 18 июня 1928 года постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника» . 12 апреля 1931 года в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев .

Исаакиевский собор во время Великой Отечественной войны

Зенитчики на фоне ночного Исаакия

Следы одного из 148478 снарядов, выпущенных немецкими войсками по Ленинграду в 1941- 44 г.г.

Исаакиевский собор после Великой Отечественной войны

См. также

Литература

  1. A. R. Montterrand Eglise cathédrale de Saint Isaac. - СПб. , 1845.
  2. «Исторія и достопримѣчательности Исаакіевскаго собора ». СПб, 1858. - книга, составленная по источникам Императорской Академии Художеств и одобренная главным строителем Собора, архитектором де Монфераном.
  3. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам . - СПб. , 1865.
  4. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в СПб., составленное по официальным документам. - Л. : Общество по распространению политических и научных знаний, 1962.
  5. А. Л. Ротач Исаакиевский собор - выдающийся памятник русской архитектуры. - СПб. , 1868.
  6. Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974.

Примечания

  1. В. Серафимов, М. Фомин
  2. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 8.
  3. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 10.
  4. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. .
  5. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 11.
  6. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 11-12.
  7. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. .
  8. Ведение Правительствующаго Сената в Св. Синод от 6 (17) июня 1735 года за № 1962. Также и протокол мемории Св. Пр. Синода за ту же дату.
  9. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 12.
  10. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 12-13.
  11. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. 6-7 .
  12. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 13-14.
  13. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 14.
  14. Зощенко М.М. Неудачи, 39 // Голубая книга . - Избранное в 2-х томах. - Художественная литература . - Т. 2. - С. 261.
  15. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 14-15.
  16. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 15-16.
  17. Н. Нагорский Исаакиевский собор. - СПб. : П-2, 2004. - С. 2-3. - ISBN 5-93893-160-6
  18. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. .
  19. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 24.
  20. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 25.

Этот, один из крупнейших православных храмов-музеев С.- Петербурга, который имеет полное название собор преподобного Исаакия Далматского, мы решили посетить во время одной из вечерних прогулок по городу...

В это время суток посетителей совсем мало и можно без лишней толчеи спокойно осмотреть все достопримечательности храма...

Став обладателями входных билетов (по 250 руб. за штуку), мы входим внутрь музея (по особым дням, с разрешения администрации музея в соборе могут проходить церковные службы)....

Внутренне убранство собора сразу же поражает своим великолепием....

Очень часто Исаакиевский собор называют "музеем цветного камня".... И это не случайно, так как внутри его стены и пол выложены мраморными плитами (применялось 14 сортов натурального мрамора), которые были привезены из Италии, Франции, а также и из лучших каменоломней России..

На отделку собора ушло и более 300 кг червонного золота,

а общая сумма, которую выделила царская казна на работы по интерьеру собора составила по тем временам баснословную сумму - 23 миллиона 260 тысяч рублей серебром...

Немного осмотревшись, начинаем знакомиться с историей собора...

Оказывается, прежде чем появился собор, который мы видим сегодня, на этом месте в разное время было построено несколько вариантов церквей...

Вот так выглядела первая Исаакиевская церковь....

Она была построена в 1707 году и представляла собой обычный деревянный сруб размерами 18х9 метров... Ее появление на свет было обусловлено жизненной необходимостью: на расположенных поблизости Адмиралтейских вервях в то время работало более 10 тысяч человек, которые не могли удовлетворить свои духовные потребности... После завершения строительства храм был освящен во имя преподобного Исаакия Далматского, которого очень сильно почитал Петр I (он родился в день его памяти)....

К 1717 году, благодаря суровому климату, церковь начала сильно разрушаться....

Тогда-то и было принято решение: вместо старой, деревянной церкви заложить новую - в камне....

В 1727 году такая церковь уже принимала первых верующих....

Размеры новой церкви уже были 60х30 метров и она имела колокольню высотой 27 метров, которую украшал шпиль высотой 13 метров....

Но и у этого варианта судьба не сложилась.... Во-первых, когда строили церковь, то место ее установки несколько изменили с предыдущим вариантом - перенесли поближе к Неве (туда, где сейчас стоит памятник "Медный всадник"). Храм на самом берегу реки смотрелся великолепно, но архитекторы почему-то забыли, что Неве свойственны широкие разливы, которые и начали постепенно подмывать фундамент церкви.... А, во-вторых, в добавок к этому, в 1735 году во время сильной грозы в собор попал разряд молнии, который привел к большому пожару... В результате чего храм очень сильно пострадал изнутри...

В 1762 году, вступив на престол, Екатерина II издает распоряжение о строительстве нового собора (на месте первого варианта)....

Работа поручается архитектору А. Ринальди, который с большим рвением взялся за дело. Согласно его проекту собор должен был иметь пять куполов и высоченную колокольню.... Но Екатерина II умирает, Ринальди самоустраняется от руководства строительством (за это время здание было построено только до карниза) , и Павел I поручает уже другому зодчему - В. Бренна довести начатое до логического завершения.... Но так как новый император в это время вплотную занимался строительством своей резиденции (Михайловским дворцом), то ему был необходим в больших количествах строительный материал, особенно мрамор.... Чтобы долго не заморачиваться, Павел I решил позаимствовать его со строительства собора.... В результате вновь возведенный храм очень сильно отличался от первоначального проекта: вместо 5-ти куполов - 1, да и колокольня стала ниже вдвое....

30 мая 1802 года третий вариант Исаакиевского собора был освещен в торжественной обстановке....

Все было бы ничего (возможно третий вариант храма просуществовал бы значительное время), но по мнению нового императора - Александра I, архитектурный облик Исаакиевского собора не соответствовал архитектурной концепции присущей в то время центральной части города... По сему, уже в 1809 году, объявляется конкурс на новый проект Исаакиевского собора... В нем принимают участие самые известные архитекторы того времени: Камерон, Кваренги, Воронихин, Захаров... В итоге победителем стал малоизвестный, молодой французский архитектор О. Монферран, который через своего протеже - А.А. Бетанкура попадает на прием к императору и показывает ему свои рисунки с набросками собора.... Императору они понравились и он тут же подписал указ о назначении Монферрана личным императорским архитектором и поручает ему возглавить работы по строительству Исаакиевского собора...

В июне 1819 года состоялась торжественная закладка храма.... Однако и у Монферрана не все шло гладко....Из-за сильной критики проекта со стороны ведущих архитекторов - членов Академии Художеств, которые представили целый список конкретных и существенных замечаний, Монферрану пришлось остановить работы и заняться доработкой проекта... Новый вариант собора, который уже всех устраивал, был окончательно утвержден в 1825 году....

Этот, четвертый вариант Исаакиевского собора мы и имеем возможность видеть сегодня....

В память о главном строителе - в соборе установлен бюст Огюста Монферрана, который выполнен из того же материала, который использовался при строительстве храма..

Учитывая специфику местности, на которой возводился собор внушительных размеров, впервые в отечественной практике для строительства фундамента применялись сваи.... Всего их было забито свыше 10 тысяч штук...

Не менее сложной задачей была и установка 48-ми 17-ти метровых гранитных колонн, каждая из которых весила более 114 тонн...

Для этих целей была разработана специальная конструкция лесов, благодаря которой на подъем одной колонны уходило всего 45 минут...

Модель конструкции этих лесов занимает сегодня почетное место среди экспонатов музея, демонстрируя прогресс технической мысли во времена грандиозного строительства....

По ходу возведения храма архитекторам, инженерам и рабочим приходилось решать многие проблемы: начиная от доставки гранитных монолитов из каменоломней и заканчивая сооружением куполов и их золочением....

Тем не менее, 30 мая 1858 года (если вы помните - это как раз день памяти Исаака Далматского) новый, и последний на сегодняшний день, вариант Исаакиевского собора был торжественно освящен в присутствии императора Александра II....

По своей геометрии собор представляет крест врезанный в квадрат.... За счет этого образовалось четыре портика: южный, северный, западный и восточный....

Высота собора 101,5 метра, ширина - 100 метров....Диаметр купола - 25,8 м... В соборе установлены 112 монолитных колонн разного размера (48 колонн нижнего яруса диаметром 1,85 м и высотой 17 м являются одними из самых гигантских в мире, уступая только Александровским и Помпейским колоннам)...

По периметру купола, который по своим размерам стоит на шестом месте в мире, расположены фигурки ангелов и архангелов, отлитые из бронзы....

На углах и вершинах фронтонов собора установлены статуи апостолов....

Мы как-то с вами немного увлеклись - и оказались снаружи собора....

В спешном порядке снова возвращаемся внутрь храма...

В восточном портике храма находится главный иконостас, представляющий собой грандиозное триумфальное сооружение....

Он вырезан из белого мрамора....

Архитектурным украшением иконостаса являются восемь колонн и две пилястры высотой 9,7 м и шириной 0,62 м, сделанные из малахита и украшенные золочеными капителями....

Главный алтарь храма.... Посвящен Исааку Далматскому...

Пока народ рассосался - можно подойти поближе и внимательно осмотреть его....

Фрагмент Царских ворот....

За Царскими вратами расположен витраж с изображением Воскресшего Спасителя, выполненный на Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене....

Площадь витража почти 30 кв.м.... На его установку в храме потребовалось специальное разрешение Священного Синода: все дело в том, что, как правило, витражи присуще католическим церквям.... Именно после этого случая витражи нашли применение и в православных обителях....

Удается заглянуть и внутрь алтаря...

Здесь можно увидеть золотые изделия от фирмы "Никольс и Плинке"....

Верх Царских ворот украшает бронзовая группа работы Клодта с изображение Христа-Вседержителя во славе...

Над Царскими вратами расположена икона "Тайная вечеря"....

Вообще-то Исаакиевский собор - это еще и музей живописи: здесь находится около 150 панно и картин, к созданию которых привлекались Брюллов, Завьялов, Бруни, Марков, Басин и др.... Специфика расположения собора привела к тому, что внутри храма постоянно существует повышенная влажность, что губительно сказывается на художественных полотнах выполненных по стандартной технологии. Чтобы избежать негативных последствий этого природного фактора было принято решение для оформления интерьера использовать мозаику...

Одно из первых полотен, выполненных по этой технологии - мозаика "Христос Спаситель" , которая находится с правой стороны Царских ворот....

Помимо главного алтаря в Исаакиевском соборе имеются еще два:

Левый алтарь - посвящен Великомученице Екатерине....

Скульптурная группа "Воскресение" (скульптор Н.С. Пименов)....

Рядом с алтарем находится мозаичная икона "Святая Великомученица Екатерина" и бюст Монферрана работы И. Витали 1850 г. ...

Правый алтарь - посвящен благоверному Александру Невскому....

Некоторые мозаичные иконы этого алтаря

И часть его интерьера можно рассмотреть более детально....

Бронзовая композиция "Преображение" (скульптор Н.С. Пименов) над входом алтаря.....

Перед нами иконы "Святой Исаакий" и "Святой Петр"....

"Рождество Богородицы", "Воскресение Господне"...

"Сошествие святого духа на Апостолов", "Воскресение Христово"....

"Тайная Вечеря"....

"Святые праведные Иоаким и Анна" (Штейбен, 1849 г.), мозаичная икона "Святой Петр"....

Чудотворная икона "Богоматерь Тихвинская" - список с древней иконы находящейся в Тихвинском монастыре....

"Воскресение Пресвятой Богородицы" (Штейбен, 1853 г.) и другие....

Отдельно хотелось бы остановиться на воротах Исаакиевского собора....

Они сделаны из дуба, поверх которого установлены бронзовые рельефы... Каждая створка ворот весит около 10 тонн....

Барельефы выполнены Иваном Петровичем Витали (Джованни Витали), который в 1841 году получил большой заказ на скульптурное оформление Исаакиевского собора...

В качестве сюжета для своих работ Витали использовал эпизоды из жизни святых...

После осмотра "нижнего яруса" Исаакиевского собора

неплохо было бы и осмотреть его верхнюю часть...

Первое, что сразу же бросается в глаза - это паникадило (люстра) весом более 2,5 тонн,

ну и конечно же главный купол собора...

Объемный купол "поддерживается" 12-тью ангелами....

Украшением купола является роспись "Богоматерь во славе" работы К. Брюллова (завершил ее П. Басин)....

Площадь росписи составляет свыше 800 кв.м.....

Под самым куполом, на высоте около 80-ти метров на стальных тросах подвешен "небольшой" голубь с размахом крыльев всего-то 1,65 м при общей своей длине 2,7 метра... Это работа скульптора Дылева...

Не менее выразительны и плафоны в других местах Исаакиевского собора...

Например, с восточный стороны храма, над алтарем можно увидеть "Страшный суд" Ф.А. Бруни....

С западной стороны мы видим роспись "Видение пророка Иезекииля"....

Чуть ниже - "Солнце, Луна и звезды с ангелами"...

Чтобы осмотреть все великолепные росписи Исаакиевского собора потребуется много времени и физических усилий (голова достаточно часто закидывается вверх), поэтому в продолжении путешествия по храму мы приведем лишь некоторые из работ (всего в храме можно насчитать 103 стенных росписи и 52 картины, выполненные на холсте).....

Помимо росписей и картин неотъемлемой частью внутреннего убранства Исаакиевского собора являются многочисленные скульптуры, выполненные из меди методом гальванопластики....

На этом наше путешествие по Исаакиевскому собору подходит к своей завершающей стадии...

Подходим к информационному стенду, чтобы еще раз освежить в памяти основные вехи в "жизни" собора,

и направляемся к выходу....

Исаакиевский собор является одной из главных высотных доминант Санкт-Петербурга и символом Северной столицы. Построенный в первой половине 19 века, Собор стал олицетворением духовной силы Российской империи, которая в это время находилась на историческом пике своего могущества, победив «великую армию» Наполеона и став на три десятилетия сильнейшей европейской державой. Исаакиевский собор— это больше чем культовое сооружение, это — памятник великой эпохе, вобравший в себя самые лучшие достижения и высочайшие душевные порывы всего нашего Отечества.

Назван храм в честь византийского монаха 4 в. н.э. — Исаакия Далматского, который обладал даром предвидения и почитается церковью. День его памяти, 30 мая, — совпадает с днём рождения Петра Великого по юлианскому календарю, именно Исаакия Далматского император почитал за своего небесного покровителя, и один из первых храмов Санкт-Петербурга был освящен в честь этого святого.

Данный собор является четвёртым Исаакиевским собором Петербурга. Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 г. Именно здесьв 1712 г. состоялась церемония бракосочетания Петра 1 и Екатерины 1, будущей императрицы. Церковь располагалась напротив Адмиралтейства, где сейчас бьетфонтан.

Камень в основание второй Исаакиевской церкви заложил лично Пётр 1 в 1717 г., и стояла она на месте нынешней Сенатской площади, именно там где находится знаменитый памятник Медный всадник. По облику она напоминала Петропавловский собор. Это сходство ещё более усиливалось благодаря стройной колокольне с часами-курантами, привезёнными Петром 1. Однако, находясь столь близко от реки, фундамент церкви сильно размывался, а после пожара её вовсе разобрали.

Екатерина II повелела перенести собор дальше от Невы, на его современное место. Проект создал Антонио Ринальди, любимый архитектор императрицы. «Мастер мраморных фасадов», как называли Ринальди, подобный приём применил и в строительстве третьего Исаакиевского собора.

Но к моменту смерти Екатерины II, стены были возведены лишь на половину своей высоты и облицованы мрамором. Новый хозяин земли русской, Павел Петрович,матушку не любил, и все её начинания стремился свести на нет. Впрочем, у него были на то причины… Винченцо Бренна было предложено насколько возможно скорее закончить строительство, поэтому стены и своды доделали из кирпича, а от четырёх ринальдиевских куполов решили отказаться вовсе.

Конечно, можно согласиться с автором этой острой эпиграммы. Собор получился приземистым, неказистым и совершенно не соответствовал статусу, ему подобающему. Но это обстоятельство заставило искать пути выхода из положения. Недолгое правление Павла 1 закончилось, и «дней Александровых прекрасное начало» сулило перемены, в том числе и в вопросах градостроительства и застройки Петербурга. Александр 1, воспитанный своей бабкой Екатериной Великой, считал себя продолжателем её дел. Не был обойдён вниманием и Исаакиевский собор. Объявлялись конкурсы на переделку собора, главным условием которых царь постановил максимальное сохранение техфундаментов и стен собора, что успели возвести при Ринальди. Весь цвет русской и даже мировой архитектуры (А. Д. Захаров – создатель современного Адмиралтейства, А. Н. Воронихин – строитель Казанского собора, Ч. Камерон – создатель резиденции Павла 1, и др.)представили свои проекты, однако каждый из них был отвергнут, т.к. не соответствовал главному условию – сохранению стен или хотя бы алтарной части ринальдиевского собора. Начавшаяся Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии, отвлекли внимание от строительства, но к вопросу вернулись позже.Августин Бетанкур, глава Комитета по делам строений и гидравлических работ, предложил рассмотреть проект на тот момент молодого архитектора — Огюста Рикара де Монферрана. Монферран подготовил более 20 набросков, и один из проектов Александру понравился. Согласился Монферран выполнить и условие – максимальное сохранение стен старого собора. Карьера никому не известного француза на русской службе пошла наилучшим образом: он был назначен императорским архитектором и разработал детальный проект реконструкции (а фактически строительства нового) собора.

20 февраля 1818 г. пришло высочайшее утверждение, а летом следующего года состоялась закладка.

Главные усилия по строительству леглина плечи крепостных крестьян. Работа шла в тяжелейших условиях, 13-16 часов в день, в том числе в праздничные и воскресные дни. Более 400 000 строителей со всех концов Империи в разное время принимало участие в работах. Для начала, чтобы укрепить болотистую почву, было забито более 10 000 свай. После этого приступили к возведению портиков. Каждая колонна – это гранитный монолит, высеченный из скалы, весом 114тонн и высотой 17 метров. С помощью специальных лесов конструкции Бетанкура, одна колонна устанавливалась в течении всего лишь 45 минут. Все колонны были установлены с 1828 по 1830 гг.

Затем пришло время стен и купола. Они выполнены из кирпича, облицованы различным камнем. Толщина стен достигает 5 метров. Купол на самом деле состоит из 3 куполов: внутреннего круглого, среднего конического, внешнего параболического. Внутренние конструкции выполнены из металла для облегчения веса, что было новшеством в то время. Внутри купола для термоизоляции и улучшения акустики помещены особым образом 10 000 керамических горшков.

Колоннадой также украшен и внешний барабан собора, диаметр которого 25,8 метра. Кстати, знаменитое здание в Вашингтоне, столице США – Капитолий, архитектурно очень напоминает Исаакиевский собор. И это не случайно. Американской стороне были предоставлены чертежи собора и строение купола выполнено в схожей манере.

Высота Исаакиевского собора 101,5 м., 111,3 м. в длину и 97,6 м. в ширину. Это четвертый по величине в мире купольный собор.Портики украшены барельефами на библейские сюжеты, а также изображениями страниц жизни Исаакия Далматского:восточный(«Исаакий Далматский останавливает Императора Валенса») и западный («Исаакий Далматский благословляет Императора Феодосия»). Каждая архитектурная деталь внешнего и внутреннего убранства глубоко символична и о них необходимо говорить отдельно, что невозможно в подобном формате. Созданием скульптур занимались лучшие зодчие того времени – Клодт, Витали, Логановский и др. Коленопреклонённые ангелы по углам собора держат в руках факелы. До революции 1917 г. они использовались по назначению – в праздничные дни в факелах зажигались специальные газовые горелки, что делало сооружение ещё более монументальным и потрясающим воображение.

Однако настоящее чудо ожидает нас внутри храма. Лучшие художники расписывали своды и стены (К. Брюллов, Т. Нефф и др.). Мастера-мозаичисты и камнерезы создали великолепный интерьер.Карл Брюллов, автор знаменитой картины «Гибель Помпеи», прекрасно расписал купол (Богоматерь в окружении апостолов), …ценой собственной жизни. Работы шли на большой высоте, мастер часто лично поднимался на леса, простудился и заболел. После неудачного лечения в Италии Брюллов умер, так и не вернувшись в Россию. На самой вершине помещён голубь – символ Святого Духа.

Стены облицованы мрамором, а иконостас оформлен колоннами из уральского малахита, выполненными в стиле русской мозаики, царские врата украшены двумя бесценными колоннами из афганского лазурита. В таких количествах лазурит нигде в мире больше не использовался.

Живопись в сыром петербургском климате сохраняется плохо и по предложению
Николая 1 началась работа по замене живописи мозаикой. Эта работа шла с 1851 г. до 1917 г., но так и не была доведена до конца. Использовалось более 12 000 оттенков смальты (сплав стекла и металла) для создания мозаик. На одной из Всемирных выставоквторой половины 19 в. мозаики Исаакиевского собора были признанынеподражаемыми и совершенными произведениями искусства.

Единственным в своём роде является витраж. Для русской церковной архитектуры этот элемент является совершенно не типичным и нигде в церквях его невозможно встретить. Но Николай 1 увлекался европейской готикой и по предложению немецкого архитектора Лео фон Кленце (строителя Нового Эрмитажа и придворного архитектора Баварского королевства) витраж решено было сделать. Особое разрешение Священного Синода понадобилось, чтобы эта идея воплотилась. Немецкий мастер Айнмиллер изготовил этот витраж, размещённый за царскими вратами, в алтаре. Во время богослужений, в кульминационный момент, когда отворялись царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Особую торжественность и трепет придавала система освещения витража – за ним были помещены газовые горелки, и витраж на фоне языков пламени просто оживал.

Церемония освящения состоялась 30 мая 1858 г., в день памяти Исаакия Далматского. Сорок лет ушло на строительство этого выдающегося храма. Огюст Монферран полностью реализовал себя как архитектор в этом проекте, он получил признание ещё при жизни, построил великолепные сооружения (Александрийский столп, особняк Лобанова-Ростовского и др. здания в городах России). Умер великий зодчий спустя месяц после освящения храма… Ирония Клио (музы истории) прошла красной нитью через жизнь этого человека: Монферран в составе наполеоновской армии воевал против России, затем приехал в нашу страну, стал императорским архитектором и даже создал великолепный памятник победе над Францией (Александрийскую колонну), грандиозный Исаакиевский собор; носупруга после смерти мастера приняла решение перевезти его тело во Францию, где могила затерялась. Монферран совершенно не известен на своей родине, но он смог пройти свой творческий путь здесь, в России. К нашей стране зодчий относился с любовью и теплом, своим творчеством он осознанно работал на её благо, считал (это достоверно подтверждается по переписке и документам Монферрана), что создание памятников и зданий должно служить цели воспитания в людях высших моральных принципов, и делал это.

Исаакиевский собор стал главным храмом Российской империи. После Октябрьского переворота 1917 г. собор оставался действующим до 1928 г. Затем тут был устроен антирелигиозный музей. Во время Великой Отечественной войны собор не был разрушен, но серьёзно пострадал. В его подвалах хранились ценности изпригородных дворцов. После победы начались реставрационные работы, а с 1990 г. проводятся церковные службы. Однако здание собора, к счастью, остается в ведении музея.

Потрясающее чувство трепета и подъёма появляется в сердце каждого, кто посещает Исаакиевский собор. Совершенство пропорций, лучшие творения мастеров, гений зодчего соединяются для высокой цели храма быть тем местом, где соприкасаются Небо и Земля. Чтобы почувствовать это стоит посетить Исаакиевский собор.

1 храм: еще в 1707 году в строящемся городе по велению Петра I была поставлена церковь Исаакия Далматского. *Император недаром решил почтить именно его – он родился в день святой памяти преподобного, 30 мая по юлианскому календарю .

Здесь, в наспех построенной сырой и пропитанной корабельной смолой церкви, венчались в 1712 году Петр I и Марта Скавронская (Екатерина I).

2 храм: вторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 год у – первая к тому времени уже обветшала. Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник . Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем . Однако береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году он был сильно поврежден ударом молнии. Тогда пригласили архитектора Савву Чевакинского, чтобы он оценил состояние собора. Он не стал лукавить и заявил, что постройка долго не продержится. Нужно было менять место расположения собора и строить его заново. С этого момента и началась история того Исаакиевского собора, который мы знаем.

3 храм: Савву Чевакинского назначили в 1761 году руководителем строительства нового Исаакиевского собора, но подготовка затянулась, и вскоре архитектор подал в отставку. Его место занял Антонио Ринальди, а торжественная закладка собора состоялась только в 1768 году. Ринальди руководил строительством вплоть до смерти Екатерины II, а после этого уехал за границу. Здание было возведено только до карниза. По указанию Павла I за собор взялся Винченцо Бренна, который изменил проект.

Мрамор для облицовки перенаправили в Михайловский замок, поэтому собор выглядел странно – кирпичные стены высились на мраморном основании . Этот «памятник двух царствований» освятили в 1802 году, но вскоре стало ясно, что он портит облик «парадного Петербурга». При Александре I дважды проходил конкурс на его облагораживание: в 1809 и 1813 годах. Все архитекторы предлагали просто снести его и построить новый, поэтому император поручил инженеру Августину Бетанкуру заняться проектом реконструкции собора лично.

Он перепоручил это дело молодому архитектору Огюсту Монферрану . Мастера тогда имелись в Петербурге и по­опытнее, но француз оказался ловким дипломатом. Он изготовил и передал царю сразу 24 проекта в самых разных стилях, даже в китайском. Такое рвение императору понравилось, и Монферран был назначен придворным архитектором.

4 храм: Новый собор заложили в 1819 году , но проект Огюсту Монферрану пришлось дорабатывать еще шесть лет. Строительство же затянулось почти на сорок лет, что породило слухи о неком предсказании, которое архитектор получил от ясновидца. Якобы колдун напророчил ему, что он умрет, как только достроит собор. И действительно, спустя месяц после церемонии освящения собора архитектор умер.

Еще одна легенда гласит, что Александр II заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Долматского, самого Монферрана держащим голову прямо. Отметив про себя гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего тот расстроился, слег и умер.


Огюст Монферран на фронтоне собора

На самом же деле Монферран умер от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесенного воспаления лёгких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император Александр II не дал на это согласия. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж , где он и был похоронен на Монмартрском кладбище.

Инженерное чудо

В процессе строительства собора было использовано много технологий, оригинальных и дерзких для своего времени. Здание было необычайно тяжелым для болотистого грунта, и для его строительства потребовалось вбить в основание фундамента 10 762 сваи. Это заняло пять лет , и под конец горожане стали шутить на этот счет – мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую – и от нее ни следа. Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!»


Отдельного внимания стоят гранитные колонны собора . Гранит для них добывали на берегу Финского залива , у Выборга. Каменотесы изобрели специальный способ извлечения монолитных глыб: просверливали в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина. В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. 40 человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки. Доставляли камни в город по рельсам, хотя железной дороги в России тогда еще не было.

Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году, а в 1841 впервые в истории 24 колонны весом по 64 тонны каждая подняли на высоту более 40 метров, чтобы установить вокруг купола. На золочение купола ушло более 100 килограммов червонного золота, еще 300 килограммов потребовалось для золочения интерьера . Исаакиевский собор – четвертый в мире по величине , его вес составляет 300 тысяч тонн, а высота – 101,5 метр. Колоннада Исаакия остается самой высокой обзорной площадкой в центре города.

Залог силы Романовых

Невероятно затянувшееся строительство собора не могло не породить массу домыслов и слухов, всем казалось, что в этом долгострое есть что-то таинственное, как в покрывале, которое Пенелопа ткала для Одиссея и тайком распускала.

Заложенный в 1819 году собор завершили только в 1858, но и после освящения храм постоянно нуждался в ремонте и доработке, строительные леса еще долгие годы стояли неразобранными.

В итоге родилась легенда о том, что пока стоят леса – правит и династия Романовых . Сходилось и то, что средства на все доделки выделяла царская казна. Окончательно леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году , незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

Еще один миф гласит, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора – лица членов императорской семьи.

Собор уходит

Невероятная тяжесть собора поражала воображение современников не меньше, чем поражает нас сегодня. Исаакиевский собор – самое тяжелое здание в Петербурге. Много раз ему пророчили обрушение, но несмотря ни на что он держится до сих пор.

Одна из городских легенд гласит, что известный шутник, один из создателей образа Козьмы Пруткова Александр Жемчужников как-то ночью переоделся в мундир флигель-адъютанта и объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием «наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор». Несложно представить, какую панику вызвало это извещение.

Впрочем, легенда о том, что Исаакиевский собор постепенно и незаметно оседает под тяжестью собственного веса, жива до сих пор.

Маятник Фуко

Большевики пытались использовать Исаакий для антирелигиозной пропаганды. Для этого в 1931 году в нем повесили маятник Фуко , наглядно иллюстрирующий вращение Земли. Собранные в храме комсомольцы были в восторге: многие спорили, будет ли сбит поставленный на специальную подставку спичечный коробок или нет . Небесная механика не подводила: плоскость качания маятника зрительно поворачивалась, и коробок исправно падал . Советские газеты почему-то назвали это «триумфом науки над религией». Хотя, как известно, первый опыт Фуко был выполнен с благословения папы римского как раз для того, чтобы доказать могущество Бога.


Бюст архитектора Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней – всех, что использовали при строительстве храма

Исаакиевский собор – музей

В 1963 году завершилась послевоенная реставрация собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а маятник Фуко сняли, так что с тех пор Исаакий работает как музей. Маятник, забавлявший туристов, сейчас лежит в хранилище, в подвалах храма. В центре купола, где раньше крепился трос, возвращена фигура голубя, символизирующая Святой Дух. Здесь пока еще можно увидеть бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней – всех, что использовали при строительстве храма .

В 1990 году (впервые с 1922 года) в храме совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.

В настоящий момент происходит судебное разбирательство по поводу передачи собора Русской православной церкви.

Собор вмещает 15 тысяч человек – ни в один другой храм в России.

Похожие публикации