Святой пророк илия. Икона "Илья Пророк": фото, в чем помогает

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: жития святых
  • Сказание о житие и чудесах пророка Божия Илии.

    Предистория.

    Издревле избранные люди Божии, имеющие свое происхождение от двенадцати сыновей Израиля, составляли одно царство, управляемое нераздельно и единовластно одним царем, начиная от Моисея и Иисуса Навина до Давина и Соломона. Когда же, после смерти Соломона, на царство вступил его сын Ровоам, оказавшийся тяжелым для своих подданных, ибо отягощал их чрезмерными налогами и работами, жестоко наказывал их, даже нередко отправлял их в ссылки, тогда десять племен откололись от него и избрали себе в цари другого - по имени Иеровоам. Иеровоам прежде был рабом Соломона.

    Однажды Соломон хотел придать его смерти за участие в восстании, но Иеровоам убежал в Египет. По смерти же Соломона он возвратился в землю Израильскую и был избран царем тех израильских племен, которые откололись от Ровоама. Ровоам, сын Соломона, царствовал в Иерусалиме над двумя коленами - Иудиным и Вениаминовым; Иеровоам же, раб Соломонов, царствовал над десятью коленами Израильскими. Оставшиеся верными сыну Соломонову два колена были названы царством Иудейским, а десять колен, перешедшие к рабу Соломонову, составили царство Израильское.


    Из книги Византийские иконы Синая.

    Колена Израилевы, хотя и разделились на два царства, однако все они служили одному Богу, сотворившему небо и землю, и не могли иметь другого храма, кроме Иерусалимского, построенного Соломоном, ни других священников, кроме поставленных Богом; поэтому люди из царства Израильского постоянно ходили в Иерусалим для поклонения и жертвоприношения Господу Богу своему. Видя это, Иеровоам, царь израильский, начал беспокоиться: "Если эти люди всегда так будут ходить в Иерусалим для поклонения Богу, то захотят опять перейти к первому своему царю, сыну Соломонову, а меня убьют".


    Икона . Пророк Илия. Галерея икон .

    Размышляя об этом, он начал отыскивать средства, как бы отвратить израильтян от Иерусалима. И надумал он прежде всего отвратить их от Бога.

    Невозможно, - сказал он, - оставить им Иерусалим, если сначала они не оставят Бога.

    Зная, что народ израильский легко склонен к идолопоклонству, Иеровоам придумал для их богоотступления такую коварную хитрость. Он вылил из золота двух молодых телиц, подобно тому, как древние израильтяне по выходе своем из Египта изваяли себе в пустыне золотого тельца, которому и поклонялись вместо истинного Бога. Созвав к себе весь народ израильский и указывая собравшимся на тех двух телиц, Иеровоам сказал: "Израиль! Это - боги твои, которые вывели тебя из земли Египетской. Не ходите более в Иерусалим, а этим богам поклоняйтесь".

    И поставил он тех телиц в различных местах: одну в Вефиле (юг Самарии), а другую в Дане(север Галилеи), построив для них прекрасные храмы и назначив для них жрецов; и даже сам исполнял обязанности жреца. Для большего соблазна грехолюбивых людей Иеровоам приказал, чтобы при тех вылитых из золота телицеобразных идолах в дни установленных в честь их праздников совершались всякие беззакония.

    Так нечестивый царь ради временного царствования сам отпал от Бога, и все десять колен Израилевых отвратил от Него. После этого царя и другие цари израильские со всеми подданными держались того же нечестивого идолопоклонства, как тому научились и привыкли при Иеровоаме.

    Премилосердный же Господь, не оставляющий и оставивших Его людей, но по Своей благости ищущий их обращения, посылал к израильтянам Своих святых пророков, чтобы они обличали заблуждения и увещевали их избавиться от дьявольских сетей и возвратиться опять к почитанию истинного Бога. Среди пророков, в разные времена посылаемых Богом к Израилю, был и великий из пророков святой Илия.

    Житие и чудеса.

    По достоверным сказаниям, родиной святого пророка Божии Илии была страна Галаадская в восточной части Палестины, город же, в котором родился он, назывался Фесвит, отчего Илия и прозван Фесвитянином. Происходил Илия из рода Ааронова. Рождение Илии было ознаменовано видением его отцу, которого звали Савах. В то самое время, когда мать Илии рождала его, Савах увидел белообразных людей, разговаривавших с младенцем, пеленавших его огнем и кормивших его, влагая в уста пламень огненный. Устрашенный таким видением, Савах пошел в Иерусалим и рассказал о видении священникам. Тогда один из них, муж прозорливый, сказал Саваху:

    Не бойся видения относительно твоего сына, но знай, что младенец тот будет сосудом благодати Божией; слово его будет, как огонь, сильно и действенно, будет велика и ревность его по Господе, и жизнь его будет благоугодна Богу, и будет судить он Израиля оружием и огнем.

    Воспитание Илия получил такое, какое подобаетюноше из священнического рода; с самых юных лет предав себя Богу, возлюбил он девственную чистоту, в которой пребывал, как ангел Божий, непорочный перед Богом, чистый душой и телом. Любя же размышлять о Боге, он часто удалялся для безмолвия в пустынные места, где подолгу беседовал с Богом в теплой к нему молитве, пылая к нему, как серафим, пламенной любовью. И сам Илия был любим Богом, так как Бог любит любящих Его.

    И вследствие своей равноангельской жизни, Илия приобрел к Богу великое дерзновение: все, что просил Илия у Бога, он получал. Слыша же и видя, с одной стороны, совершающиеся в развращенном Израиле беззакония: царей - пребывающих богопротивном нечестии, судей и старейшин - поступающих не по правде, народ - служащий мерзостям идольским и коснеющий во всяких духовных и телесных пороках без страха и боязни Бога, приносящий сыновей и дочерей своих в жертву бесам; а с другой, - ревностных чтителей истинного Бога, претерпевающих всяческие притеснения и гонения, даже смерть - о всем этом пророк Божий сильно болел сердцем: он то оплакивал погибель столь бесчисленного множества душ человеческих, то сетовал на жестокое гонение праведных; особенно же он скорбел и страдал душою о бесчестии, наносимом истинному Богу со стороны нечестивых людей, и все более и более исполнялся ревностью о славе Божией.

    Прежде всего Илия молил Бога, дабы обратил Он грешников к покаянию. Но так как Бог требует от грешных людей добровольного обращения, а в ожесточенных сердцем израильтянах не было такого стремления к добру, то пророк Илия, сильно возревновал о славе Божией и о спасении людей, просил Бога наказать израильтян временно, чтобы хотя таким средством отвратить их от нечестия. Но зная в то же время, что Господь по Своему человеколюбию и долготерпению не скор к наказанию, Илия, по великой своей ревности о Нем, осмелился просить Бога повелеть ему, Илии, наказать законопреступников. Премилостливый Господь, как чадолюбивый отец, не хотел опечалить любимого слугу Своего, сыновне Ему служащего и даже самой малой Его заповеди не нарушившего.

    В то время в Израиле царствовал царь Ахав, имея стольным городом своим Самарию. Ахав женился на Иезавели, дочери царя сидонского Ефваала. Иезавель как язычница принесла с собой в новое отечество идола сидонского, бога Ваала (Ваал- главный у хананейских народов бог). Ахав построил для него в Самарии капище, поставил там ему жертвенник, сам поклонялся Ваалу как богу, и всех израильтян принуждал кланяться этому идолу.

    И вот к этому-то царю и пришел пророк Божий Илия и обличал его в заблуждении, что он, оставив Бога Израилева, сам кланяется бесам и вместе с собой весь народ влечет к погибели. Видя же, что царь не слушает его увещаний, святой пророк к словам приложил дело, предав наказанию царя-богопротивника и подданных его. Он сказал:

    Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы ни дождя, разве только по слову моему.

    Сказав это, Илия ушел от Ахава, и по слову пророка небо заключилось и настала засуха: ни одна капля дождя или росы не упала на землю. Вследствие засухи был полный неурожай хлебов, и наступил голод. Ибо когда согрешает один царь, и на всех подданных гнев Божий приходит (как прежде вследствие грехопадения одного Давида страдало все царство). Пророк же Божий Илия ожидал, что Ахав, царь израильский, будучи наказан, сознает свое заблуждение, обратиться к Богу с покаянием, а вместе с собой обратит на путь истинный и развращенный им народ. Но когда святой Илия увидал, что Ахав, подобно Фараону, остается ожесточенным, не только не думает покончить с нечестием, но наоборот, более и более погружается в бездну зла, преследует и даже убивает людей, благоугождающих Богу своей жизнью, то продолжил наказание на другой и на третий год. В это время исполнилось слово первого Боговидца, святого пророка Моисея, сказанное Израилю: "И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом"потому что при заключившемся небе, земля не имела влаги и не давала никакого плода.

    Так как воздух был всегда зноен, и всякий день от палящего солнца стояла сильная жара, то все деревья, цветы и трава завяли - плоды погибли, сады, нивы, поля сделались совершенно пусты, и не было на них ни пахаря, ни сеятеля. Вода в источниках иссякла, малые реки и потоки совсем высохли, а в больших реках количество воды уменьшилось, вся земля сделалась безводной и сухой, и умирали от голода люди, скот и птицы. Такое наказание постигло не только Израильское царство, но и окрестные страны. Ибо когда в городе загорится один дом, пожар распространяется и на соседние дома. Так случилось и в поднебесной: один народ израильский навлек на себя гнев Божий, а страдала вся вселенная.

    Но все это произошло не столько от гнева Божия, сколько по ревности о славе Божией пророка Илии. Ибо премилосердный и человеколюбивый Господь, по безмерной благости Своей, видя бедствие людей и гибель животных, уже готов был послать дождь на землю, но Он удержался от этого, чтобы исполнить решение Илии, и чтобы не оказались ложными слова пророка: "в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову"

    Сказавший же это был настолько объят ревностью к Богу, что и себя не щадил, ибо знал, что когда истощится на земле запас пищи, и ему, как и всем людям, предстоит терпеть голод. Но он пренебрегал этим, ибо предпочитал лучше умереть от голода, нежели помиловать нераскаянных грешников, враждующих против Бога.

    Что же творит всеблагий Бог? Он посылает пророка Илию в некоторое уединенное место, далекое от жилищ человеческих, говоря: "Обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там".

    Сделал же это Господь для того, чтобы Илия на погиб от голода и чтобы с помощь воронов и Хорафского потока возбудить в Илии сострадание к страдающим и погибающим от голода и жажды людям. Вороны в сравнении с другими птицами обладают особенным свойством: они очень прожорливы и не имеют чувства жалости даже к птенцам своим, ибо часто ворон лишь только выведет птенцов, покидает их в гнезде, улетая в другое место и обрекая птенцов на смерть от голода. Только Промысел Божий, пекущийся о каждой твари, спасает их от смерти. И всякий раз, когда вороны, по велению Божию, прилетая к пророку, приносили ему пищу, - утром хлеб, а вечером мясо, совесть в Илии - этот внутренний в человеке голос Божий - взывала к его сердцу: "Смотри, вороны, будучи по природе дикими, лакомыми, прожорливыми, не любящими своих птенцов, как заботятся о твоем пропитании: сами голодны, а тебе приносят пищу. Ты же сам человек, не имеешь сострадания к людям, и не только людей, но и скот и птиц хочешь уморить голодом".

    Также, когда через некоторое время увидел пророк поток высохшим, Бог сказал ему:

    Время уже помиловать мучимую тварь и послать ей дождь, чтобы и тебе самому не умереть от жажды.

    Но ревнитель Божий крепился, он молил Бога, что бы не было дождя до тех пор, пока не будут наказаны еще ненаказанные, и пока не погибнут на земле все враги Божии. Тогда опять Господь, премудро склоняя Своего раба к милосердию, послал его в Сарепту Сидонскую, находившуюся не под властью царя Израильского, к бедной вдове, чтобы он убедился, какое бедствие нанес он не только людям богатым и состоящим в супружестве, но и бедным вдовам, которые не только во время голода, но и в годы урожаев хлеба и всякого земного обилия часто не имеют дневного пропитания.

    Пророк, придя к воротам этого города, увидел вдову, несущую дрова, не более двух поленьев: ибо у нее в кадке была одна только горсть муки и немного масла в кувшине. Так как Илия был мучим голодом, то он попросил у вдовы кусок хлеба. Вдовица же, поведавшая ему о своей крайней бедности в последнее время, сказала, что она хочет для себя и для своего сына из оставшейся муки приготовить в последний раз обед, а потом им предстоит умереть от голода. Человек Божий мог бы этим умилиться и сжалиться над всеми бедными вдовами, страдающими от голода: но великая ревность к Богу побеждала все, и он не оказывал никакого милосердия к погибающей твари, желая прославить Творца и показать всей вселенной Его всемогущую силу. Имея же от Бога по вере своей дар чудотворения, Илия сотворил так, что мука и масло в доме вдовицы оставалось неистощимыми: и он питался у вдовицы до тех пор, пока прекратился голод. Пророк и умершего сына вдовицы воскресил молитвой, соединенной с троекратным дуновением на умершего, как об этом написано в Слове Божием. "После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его из рук ее, и понес в горницу, где он жил, и положил его на своею постель. И воззвал к Господу и сказал: Господи, Боже мой! Неужели ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив. И сказала женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно". (3Цар.17,17-24)

    Существует сказание об этом воскресшем сыне вдовицы, что имя ему было Иона, что именно он, придя в возраст, сподобился пророческого дара и был послан в Ниневию проповедовать покаяние; будучи же поглощен в море китом и через три дня выброшен им, прообразовал собою тридневное Христово воскресение, как в пророческой книге и в житие его подробно повествуется.

    По прошествии трех бездождливых и голодных лет, всеблагий Бог, видя создание Свое совершенно уничтожающимся на земле от голода, умилосердился и сказал рабу Своему Илии: "Пойди, явись Ахаву; я хочу помиловать творение Свое и по твоему слову послать дождь на высохшую землю, напоить ее и сделать плодоносною. Ахав уже склоняется к покаянию, ищет тебя и готов послушаться тебя во всем, что ты прикажешь ему".

    Пророк тотчас же из Сарепты Сидонской отправился в Самарию, стольный город Израильского царства. У царя Ахава был в то время домоправитель некто Авдий, верный слуга ему и человек богобоязненный. Он скрыл от убиения Иезавелью сто пророков Господних, поместив их в двух пещерах, по пятидесяти в каждой, и питал их хлебом и водой. Призвав к себе этого домоправителя, царь Ахав (еще до прихода к нему Илии) послал его поискать травы при высохших потоках, чтобы было чем прокормить уже немногих оставшихся в живых коней и другой скот. Лишь только Авдий вышел из города, то встретил святого пророка Илию, поклонился ему до земли и сказал, что Ахав тщательно искал его во всем царстве своем. Святой Илия отвечал Авдию: "Пойди, скажи господину своему: "Илия здесь".

    Авдий отказывался, говоря: "Когда я пойду от тебя, тогда Дух Господень унесет тебя, не знаю, куда; и если я пойду уведомить Ахава, и он не найдет тебя, то он убьет меня".

    Илия отвечал: "Жив Господь Саваоф, пред которым я стою! Сегодня я покажусь ему!"

    Авдий вернулся и сказал царю. Ахав поспешил выйти навстречу человеку Божию. Когда же он увидел Илию, то от затаенной в нем злобы к пророку не мог удержать жестокого слова и сказал Илии: "Ты ли это - смущающий Израиля?"

    Пророк же Божий безбоязненно отвечал Ахаву: "Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеление Господни и идете вслед Ваалам".

    После этого пророк Божий, имея в себе силу помощи Божественной, приказал царю: "Теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели".

    Тотчас же царь, разослав гонцов по всей земле Израильской, собрал бесчисленное множество народа, и всех нечестивых пророков и жрецов созвал на гору Кармил и сам туда пришел.

    Тогда ревнитель Божий Илия обратился к царю и ко всему израильскому народу с такими словами: "Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте".

    Народ молчал, да и не мог что-нибудь ответить, ибо всякий израильтянин своей совестью был обличаем в заблуждении. Тогда Илия продолжал: "Я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек; пусть дадут нам столько тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают, а я приготовлю другого тельца и положе на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог".

    Выслушав эти слова, весь народ одобрил решение пророка Божия и сказал: "Пусть будет так, слово твое хорошо".

    Когда же в середину собрания были приведены тельцы, святой Илия сказал нечестивым пророкам Вааловым: "Выберите себе одного тельца, и вы первые приготовьте жертву, ибо вас много, а я один, и приготовлю после. Положив же на дрова тельца, огня не возжигайте, но молитесь вашему богу Ваалу, чтобы он с неба послал огонь и сжег вашу жертву".

    Бесстыдные пророки так и поступили. Бросив жребий, они взяли тельца, построили жертвенник, положили на него достаточное количество дров, закололи тельца, разделили его на части, положили их жертвенник поверх дров и начали молиться Ваалу своему, чтобы он послал огонь на жертву их. Они призывали имя его с утра до полудня, крича: "Послушай нас, Ваал, послушай!".

    Но не было ни голоса, ни ответа. Принялись они скакать вокруг жертвенника, но все напрасно. В полдень пророк Божий посмеялся над ними: "Кричите громче, - говорил он, - чтобы бог ваш услыхал вас; должно быть, он сейчас не свободен: или занят чем-нибудь, или с кем беседует, или пирует, или уснул; кричите как можно громче, чтобы разбудить его".

    Лжепророки громким голосом звали Ваала и по обычаю своему кололи голосом звали Ваала и по обычаю своему кололи себя ножами, а другие били себя бичами до крови. Перед наступлением вечера святой Илия Фесвитянин сказал им: "Замолчите и перестаньте; уже время моей жертве".

    Почитатели Ваала перестали. Тогда Илия, обратясь к народу, сказал: "Подойдите ко мне!".

    Все подошли к нему. Пророк взял двенадцать камней по числу колен Израилевых, построил из них жертвенник Господу, затем, обложив жертвенник дровами, разделил тельца на части, положил их на дрова вокруг жертвенника, выкопал ров и приказал людям, чтобы они, взяв четыре ведра, лили воду на жертву и на дрова; так и сделали. Илия приказал повторить; повторили. Приказал в третий раз сделать то же самое, и сделали. Вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водой. И возопил Илия к Богу, обратя взор свой к небу, говоря: "Господи, Боже Авраамов, Исааков и Иаковлев! Услышь меня, Господи, услышь ныне в огне! И пошли с неба огонь на жертву, чтобы все сии люди ныне познали, что Ты един Бог Израилев, а я - раб Твой, и Тебе принес жертву сию! Услышь меня, Господи, ответь мне огнем, чтобы сердца людей сих обратились к Тебе!".

    И упал от Господа с неба огонь и уничтожил все сжигаемое - и дрова, и камни и золу, и даже воду, которая была во рву, - все истребил огонь.

    При виде этого народ пал лицом на землю, взывая: "Господь есть Бог!"

    Илия сказал народу: "Схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся".

    Народ исполнил его приказание, и Илия отвел их к потоку Киссону, и заколол их там, и нечестивые трупы их бросил в воду, чтобы земля не осквернялась ими и чтобы воздух не заражался смрадом от них. После этого святой Илия велел царю Ахаву скорее пить и есть и запрягать коней в колесницу, чтобы отправиться в путь, потому что скоро пойдет большой дождь, который омочит все.

    Когда Ахав сел есть и пить, Илия взошел на гору Кармил. Наклонившись к земле, он положил лицо свое между коленьями своими и молился Богу и ниспослании дождя на землю. Тотчас же по молитве его как бы ключом отверзлись небеса и выпал большой дождь, который омочил всех и жаждущую землю обильно напоил. Тогда Ахав, сознав свое заблуждение, на пути в Самарию оплакивал грехи свои. Святой же Илия, опоясав чресла свои, пеший шел впереди его, радуясь о славе Господа Бога своего.

    Нечестивая царица, жена Ахава, Иезавель, узнав о происшедшем, страшно разгневалась на Илию, и клянясь своими богами, послала сказать ему, что на завтрашний день в тот самый час, в который Илия убил пророков Ваала, она убьет его. Святой Илия устрашился смерти, ибо был человек со всеми свойственными людям немощами, как и сказано о нем: "Илия был человек подобный нам". Из-за угроз Иезавели он бежал в Версавию, в царство Иудейское, и пошел в пустыню один. После дня пути он сел под можжевеловым кустом отдохнуть. Терзаемый печалью, он стал просить у Бога смерти себе: "Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих".

    Пророк сказал так не вследствие скорби от гонения на него, но как ревнитель Божий, не терпящий злобы человеческой, бесчестия Божия и поношения Пресвятого имени Господня: для него было легче умереть, чем слышать и видеть беззаконных, презирающих и отвергающих Бога своего. С такой молитвой на устах Илия лег и уснул под деревом. И вот касается его ангел Господень, говоря: "Встань, ешь и пей".

    Поднявшись, Илия увидал у своего изголовья теплый опреснок и кувшин воды, встал, поел, напился воды и опять уснул. Ангел Господень вторично коснулся его, говоря: "Встань, ешь и пей, ибо дальняя дорога пред тобою".

    Илия опять встал, еще поел, напился воды, и подкрепившись этой пищей, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива, где поселился в пещере. Здесь собеседником ему был Сам Господь Бог, Который явился ему в легком вихре, тихо дующем в чистом воздухе. Когда приближался к нему Господь, предшествовали страшные знамения Его явления: сначала была сильная буря, разрушающая горы и разбивающая скалы, потом шел огонь, в огне не было Господа; после огня - веяние легкого ветра; тут и был Господь. Когда Илия услышал прохождение Господа, он закрыл лицо свое плащом, и вышедши из пещеры, встал около нее. Он услыхал Господа, говорящего ему: "Что ты здесь, Илия?"

    Илия ответил: "Возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее".

    Господь же, утешая Илию в печали его, открыл ему, что не весь израильский народ отступил от Него, но Он имеет семь тысяч тайных рабов Своих, которые не преклоняли колен своих пред Ваалом. Вместе с тем, Господь возвестил Илии о предстоящей в скором времени погибели Ахава и Иезавели и всего дома их и повелел Илии предназначить на Израильское царство достойного мужа по имени Ииуя, который и истребит весь род Ахавов, а Елисея - помазать в пророка. Так, утешив раба Своего, Господь отошел от него.

    Угодник же Божий, по велению Господню, ушел от Хорива, по пути встретил Елисея, сына Сафатова, пашущим землю двенадцатью парами волов; возложив на него свой плащ, святой Илия объявил ему волю Господню, нарек его пророком и приказал ему идти за собой.

    Елисей же сказал Илии: "Позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою".

    Святой Илия не воспрепятствовал этому. Елисей же, придя домой, заколол пару волов, на которых сам пахал, устроил угощение соседям и родственникам, а затем, простившись с родителями, ушел к Илии и стал служить ему.

    В это время царь Ахав, под влиянием своей нечестивой жены Иезавели, к прежним беззакониям прибавил новое.

    У одного израильтянина по имени Навуфей был виноградник недалеко от владения царя Ахава в Самарии. Ахав предложил Навуфею: "Отдай мне свой виноградник, из него будет у меня овощной сад, ибо он близко от моего дома, а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит".

    Навуфей отвечал: "Сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследие отцов моих!"

    Ахав возвратился в дом свой смущенный и оскорбленный ответом Навуфея и от досады не мог есть хлеба. Иезавель же, узнав причину его, подсмеялась над ним: "Ужели такова твоя, царь Израилев, власть, что даже на одном человеке ты не силен проявить свою волю? Но перестань печалиться, ешь хлеб и подожди немного: я сама отдам тебе в руки виноградник Навуфея".

    Сказав это, она написала от имени царя приказание старейшим гражданам израильским и приложила к нему царскую печать. Написано же было, чтобы они возвели на Навуфея ложное обвинение, будто он злословил Бога и царя, и, представив лжесвидетелей, побили его за городом камнями. И совершилось то несправедливое убийство по беззаконному приказанию. После казни ни в чем не повинного Навуфея Иезавель сказала Ахаву: "Теперь наследуй виноградник без денег, ибо Навуфея уже нет в живых".

    Ахав, услыхав об убийстве Навуфея, немного опечалился, а потом пошел в виноградник, чтобы принять его в свое владение (Имение казненных за преступления против царя поступало в пользу царя). На пути встретил его, по велению Божию, святой пророк Илия и сказал ему: "Так как ты несправедливо убил невинного Навуфея и незаконно завладел его виноградником, то посему говорит Господь: на том самом месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь; также и жену твою Иезавель съедят псы, и весь твой дом будет истреблен".

    Ахав, услыхав эти слова, заплакал, снял с себя царские одежды, оделся во вретище и наложил на себя пост. И столь малое покаяние Ахава перед Господом возымело такую силу, что исполнение назначенного наказания всему дому было отложено до тех пор, пока не умрет Ахав. Ибо Господь сказал Своему пророку Илии: "Видишь, как смирился предо Мною Ахав? Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его".

    После этого Ахав прожил три года и был убит в сражении с царем сирийским Венададом. С места битвы он был отвезен на колеснице в Самарию, и кровь, текущую с колесницы, лизали псы, как и предсказал пророк Божий. Так же и все, что предсказано было об Иезавели и всем Ахавовом доме, исполнилось потом в свое время, уж по взятии святого Илии на небо.

    После смерти Ахава воцарился сын его Охозия, который оказался наследником как престола, так и нечестия отцовского, ибо, слушая нечестивую мать Иезавель, он поклонялся и приносил жертвы Ваалу, чем очень прогневал Бога Израилева. Однажды, вследствие неосторожности, Охозия упал из окна своего дома и очень сильно заболел. Он отправил послов к Ваалу, который жил в идоле Ваалоом и давал ложные ответы обращавшимся к нему с вопросами. К тому бесу он и послал спросить о своем здоровье, выздоровеет ли он от болезни. Когда послы Охозии шли к Ваалу, на пути, по велению Божию, предстал пред ними пророк Илия и сказал: "Разве нет Бога в Израиле, что вы идете спрашивать у Ваала? Возвратитесь и скажите пославшему вас царю - так говорит Господь: с постели, на которую ты лег, не встанешь, но умрешь на ней".

    Возвратившись, посланные передали эти слова больному царю. Царь спросил их: "Каков видом тот человек, который вышел на встречу вам?"

    Они отвечали: "Человек тот весь в волосах и подпоясан кожаным поясом по чреслам своим".

    Царь сказал: "Это Илия Фесвитянин".

    И послал он старейшего пятидесятоначальника и с ним пятьдесят человек, чтобы они взяли Илию и привели к нему. Те пошли и увидели Илию на горе Кармил, ибо он привык пребывать преимущественно на этой горе. Увидав Илию сидящим наверху гору, пятидесятоначальник сказала ему: "Человек Божий, царь говорит: сойди".

    Святой Илия отвечал пятидесятоначальнику: "Если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток".

    И тотчас упал с неба огонь и поджег их. Царь послал другого пятидесятоначальника с таким же числом людей, но и с ними случилось то же: упавший с неба огонь подпалил их. Царь послал третьего пятидесятоначальника с пятидесятью мужами. Этот пятидесятоначальник, узнав, что случилось с прежде него посланными, пришел к святому Илии со страхом и смирением, и пав на колени перед ним, умолял его, говоря: "Человек Божий! Вот я и сии рабы твои, пришедшие со мною, стоим пред тобой; помилуй нас: мы не по своей воле пришли, а посланы к тебе; не губи нас огнем, как погубил ты посланных прежде нас".

    И пощадил пророк пришедших со смирением; прежде же приходивших он не пощадил потому, что они приходили с гордостью и властью, хотели взять его как пленника и вести его с бесчестием. Господь повелел святому Илии идти с этими третьими безбоязненно и сказать царю то же, что прежде говорил. Придя же к царю, Илия сказал ему: "Так говорит Господь: так как ты послал спрашивать Ваала о жизни твоей, как будто в Израиле нет Бога, Которого ты мог бы спросить, то за это ты не встанешь с одра, на котором лежишь, но умрешь".

    И умер Охозия по слову Божию, изреченному устами пророческими. После Охозии вступил на царство брат его Иорам, потому что Охозия не имел сыновей. На этом Иораме прекратился род Ахавов, будучи истреблен гневом Божиим во дни святого пророка Елисея, как о том пишется в житии его.

    Когда же приблизилось время, в которое Господь определил взять к себе Илию живым во плоти, Илия и Елисей шли из города Галгала в город Вефиль. Зная по откровению Божию о приблизившемся часе, Илия хотел оставить Елисея в Галгале, смиренно скрывая от него предстоящее свое от Бога прославление. Он сказал Елисею: "Останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль". Святой же Елисей, также по откровению Божию знавший о предстоящем чуде, отвечал: "Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя" - и оба пошли в Вефиль. Сыны пророческие, жившие в Вефиле, подойдя к Елисею наедине, сказали ему: "Знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над головою твоею?"

    После этого Илия сказал Елисею: "Останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон".

    Елисей ответил ему: "Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя", - и пришли оба в Иерихон.

    Сыны пророческие, которые были в Иерихоне, подойдя к Елисею, сказали ему: "Знаешь ли что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над головою твоею?"

    Елисей отвечал: "Я так же знаю, молчите".

    Святой Илия сказал Елисею: "Останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану".

    Елисей же сказал: "Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя", - и пошли вместе. Вслед за ними в отдалении от них пошли пятьдесят человек из сынов пророческих; когда оба пророка дошли до Иордана, Илия взял свой плаш, свернул его и ударил им по воде; вода расступилась на обе стороны, и они прошли оба через реку Иордан посуху.

    Перейдя Иордан, Илия сказал Елисею: "Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя".

    Елисей отвечал: "Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне".

    Илия сказал: "Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет".

    Когда они шли и разговаривали так, вдруг внезапно явилась колесница и кони огненные и разлучили их друг от друга, причем Илия в вихре был взят на небо. Елисей же смотрел и восклицал: "Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!" (Этими словами он как бы говорил: ты, отче, был всей силой для Израиля: твоей молитвой и ревностью ты помогал израильскому царству гораздо более, чем помогали ему великое множество военных колесниц и всадников вооруженных). Елисей уже более не видел Илии.

    Тогда он взялся за одежды свои и в скорби разодрал их. Вскоре упал к ногам его брошенный свыше плащ Илии. Подняв его, Елисей остановился на берегу Иордана, и разделив им подобно Илии воду на обе стороны, перешел посуху и стал наследником благодати, действовавшей в его учителе. Святой же пророк Божий Илия, на огненной колеснице взятый вместе с плотью на небо, до сих пор жив во плоти, хранимый Богом в селениях райских. Его видели три святых апостола во время Преображения Господня на Фаворе, и опять увидят его обыкновенные смертные люди перед вторым пришествием Господа на землю. Избежавший смерти от меча антихристова, и уже не только как пророк но и как мученик удостоится в лике святых большей, чем теперь, чести и славы от праведного мздовоздоятеля Бога, в трех Лицах Единого, Отца и Сына и Святого Духа, Которому честь и слава ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

    (По книге "Святой пророк Илия" издательства "Скиния")

    Один из самых известных библейских персонажей, борец за святость и чистоту веры - наиболее чтимый святой не только в Православии, но также в иудаизме, католичестве, исламе. Илья пророк упоминается множество раз как в Ветхом, так и в Новом Завете. Подобное уважение вполне заслужено - праведник прожил необычную жизнь, показывал подвиги веры, был живым примером святости, совершил много чудес.


    Житие Ильи Пророка

    Происхождение столько великого человека остается для историков загадкой - возможно, Господь неслучайно сокрыл эту часть его жизни. Прославился Илья во время правления царя Ахава, чье имя стало нарицательным. Он был отступником от веры предков, построил идолов и служил им, изгнал из Израиля многих праведников. Но Господь стоял на страже своего великого пророка Ильи. Он оставался тверд, обличал грешников, возвещал им Божью волю.

    В наказание за упорство в грехе на страну была послана великая засуха, которая продолжалась несколько лет. И только великий слуга Божий смог исправить ситуацию.

    • Он пригласил жрецов Ваала, предложил сложить 2 жертвенника.
    • На один язычники возложили жертву, на другой - святой Илья пророк.
    • Поджигать было нельзя - свети огонь предлагалось с неба при помощи молитвы.

    Расчет был простой - чей бог первым попалит жертву, тот и есть истинный Господь. Сколько ни старались язычники, их жертвенник стоял нетронутым. А по молитве Илии была сожжена не только жертва, но и сам каменный престол, выжжена яма с водой, окружавшая его. Народ-отступник тут же покаялся в своих грехах, а пророк свел на землю долгожданный дождь.


    Другие известные чудеса Ильи

    Многие знатоки богословия говорят про Илью пророка как о прообразе Спасителя Иисуса Христа. В их биографиях действительно можно найти схожие черты.

    • Одно время Илие пришлось жить у бедной вдовы, которая имела языческое происхождение - подобно Христу, его не принял собственный народ.
    • Когда у женщины умер единственный сын, пророк воскресил его. Иисус тоже неоднократно воскрешал мертвых во время Своего земного служения.
    • Пока Илия жил в доме вдовы, у ней в кувшине всегда было масло, не заканчивалась и мука. Господь насыщал своих детей, подобно тому, как многократно умножил рыбу и хлеб в пустыне после проповеди Христа.

    За свои великие дела святой получил достойную награду. Когда пришло время, с неба сошла огненная колесница, на которой он был доставлен прямо в небесные обители. Считается, что перед концом земли Илья будет повторно послан к людям, чтобы обличить антихриста. Также он сумеет обратить в христианство оставшихся иудеев.


    Иконы Ильи Пророка

    Столь почитаемый праведник часто изображается на иконах. Илья Пророк имеет вид старца с длинной седой бородой. Одежды его просты, ноги босые, либо может быть обут в сандалии. В руках часто пророк держит длинный свиток.

    Присутствует он на иконе Преображения - известный библейский сюжет, когда три апостола стали свидетелем явления Божественной славы Христа. Рядом с Ним были Моисей и Илия.

    На личных иконах изображается по-разному:

    • может стоять в центре житийного образа, вокруг самые известные сцены из Писания;
    • сцена взятия на небо - Илья на огненной колеснице;
    • пребывание в пустыне - сидит на камне, с неба слетает птица (ворон), держащая в клюве кусок хлеба.

    Для домашней молитвы подойдет любой образ, купленный в церковной лавке.

    Почитание

    На иконах святого Ильи пророка можно найти атрибуты ветхозаветных праведников, каждый имеет собственное значение.

    • Плащ - до сих пор его носят в пустынях, ведь он дает хорошее укрытие от зноя днем, а ночью сохраняет тепло. В те времена многие святые долго находились на молитве, для чего часто покидали суетливые города, удаляясь в пустыню. Плащ означает также странника, ведь по жизни пророк идет как Божий глашатай, отказываясь от собственной жизни.
    • Шапочка (либо капюшон или повязка) - имеет практическое значение, защищая голову от солнечных лучей. В богословском понимании это обозначение Божественной благодати, которая посылается святому, символ его избрания и славы.
    • Длинные волосы - этот атрибут пришел в иконографию неслучайно. В древности существовала секта назареев. Они посвящали себя Богу: не вступали в брак, не употребляли вино, много молились и постились. Один из обетов включал обещание не стричь волосы. Вот почему растительность на лице стала со временем ассоциироваться со служением Господу.
    • Свиток - пророки приходили не просто так, они говорили от Бога. Их поучения оказались очень важны для многих людей. Обычно в качестве текста берется одна из известных цитат данного праведника.

    Храмы Ильи Пророка в России

    На Руси храмы Ильи пророка стали строиться стразу после принятия христианства. Первый был возведен в Киеве, затем святая Ольга возвела церковь в его честь у себя на родине, во Псковской области.

    Известный храм находится в Москве, дата возведения - начало 18 в. Небольшое здание с высокой колокольней находится в Обыденском переулке. Изначально храм был деревянным, но затем возвели каменный, сохранив первоначальный стиль. В церкви есть довольно древние иконы Спасителя и Казанской Божией Матери, чудотворный образ «Нечаянная радость». Здесь венчался А. Солженицын. История прихода замечательна тем, что храм не закрывался даже в годы советской власти.

    Кому оказывает покровительство

    Согласно народным верованиям, седовласый старец умеет управлять молниями, огнем, помогает земледельцам. Нередко в народном сознании пророк путается со святым воином - Ильем Муромцем. 2 августа в России отмечается день ВДВ, поскольку он совпадает с церковным днем Ильи пророка, то этот великий святой считается покровителем десантников.

    Такое совпадение, возможно, не случайно, ведь праведник совершал в жизни очень мужественные поступки. Однако, прежде всего он защищает всех, кто верно служит Богу, может наставить на путь истины, вразумить тех, кто заблуждается. Обратиться к нему могут те, кто хочет сохранить целомудрие и чистоту - ведь праведник не состоял в браке.

    Молитва Ильи Пророка

    Величание Пророку Илии

    Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, /и чтим (еже на Небеса /на колеснице огненней, /преславное восхождение твое.

    Тропарь Пророку Илие

    Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, /свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати, /темже и почитающим его точит исцеления.

    Кондак Пророку Илие, глас 2:

    Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.

    Молитва

    О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена) , дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.

    Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков.

    Про Илью Пророка - храмы и иконы was last modified: Июнь 11th, 2017 by Bogolub

    Священная книга христиан - Библия, имеет деление на две части. Это Ветхий и Новый завет. Самый известный доисторический святой - это Илья Пророк. Насколько же была неординарной его личность, если ее помнят до сих пор!


    Жизнь праведника

    Даже имя переводится как одно из имен Всевышнего - мой Бог. Произношение на оригинальном (древнееврейском) языке весьма отличается от привычного нам. Оно звучит как «Элийяху»). Но от этого не уменьшается значимость этой фигуры для священной истории.

    • Святой Илья пророк был известен современникам как борец за чистоту веры.
    • Во время правления царя Ахава жена монарха установила поклонение языческим богам.
    • Пророки всегда выступали как голос Бога, но в этот раз евреи были упрямы. За это на страну был послан голод.
    • Жрецы Ваала были полностью уничтожены Илией, чем он нажил себе много врагов. Но пророк избежал их мести, ведь он был под защитой Бога.

    Илья был один из двух библейских героев, которые были взяты на небо, не увидев земной смерти. Православное богословие считает, что он еще явится людям перед вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа.


    Почитание

    Илья пророк часто изображается на православных иконах. Тем более, что он считается покровителем десантных войск и моряков. На образе он чаще всего предстает перед нами как седовласый старец в очень простой одежде. Это все символы, которые обозначают пророческое призвание. Такую святыню можно иметь дома тем, кто носит имя Илья или просто почитает данного праведника.

    В России существует много храмов, освященных во имя Ильи пророка. Это напоминает о том, что он широко почитается в России.

    • Святой Илия у славянских народов выступает как повелитель грома и дождя, покровитель урожая, которому молятся о богатых плодах.
    • По русской легенде он страдал расслаблением до возраста 33 года. Затем Господь наделил его особенной силой.
    • Когда Илия едет по небу на своей повозке, люди на земле слышат гром.

    Похожие герои существуют в мифологии других народов.


    Известные церкви во имя Ильи пророка

    В обыденском переулке Москвы расположено здание, построенное в конце 16 в. Здание упоминается первый раз в летописи А. Палицына. С того времени сохранились несколько икон, они до сих пор в храме.

    Святого Илии, вокруг основного изображения расположено 20 миниатюр (клейма), которые изображают сюжеты из жития библейского героя.

    • Казанская Божия Матерь.
    • Ветхозаветная Троица.
    • Чудотворец Николай.

    Современный храм имеет три престола - один во имя св. Илии, другой святых Анны и Симеона, третий - апостолов Петра и Павла. В церкви более 70 икон, в том числе есть и довольно старые.

    Церковь Ильи пророка была перестроена в самом начале 18 века, с тех пор ее облик значительно не изменялся. Сначала хотели делать два этажа, но затем отказались от этой идеи (вероятно, не хватило денег). Зато храм имеет очень высокий иконостас.

    У церкви было много богатых прихожан, которые считали своим долгом поддерживать здание в надлежащем виде, благодаря чему оно прекрасно сохранилось. Также этот храм известен тем, что никогда не закрывался, даже во время революции и второй мировой.

    • Хотя большевики хотели прекратить деятельность церкви в 1930 г., но прихожане не позволили этого сделать. Планировали закрыть приход и перед самым началом войны, но обстоятельства помешали.
    • Сегодня храм посещают, чтобы не только помолиться Илье пророку, но и поклониться чудотворной иконе «Нечаянная радость», которая была перенесена сюда незадолго до конца войны.
    • В начале ВОВ с колокольни был сброшен колокол, о чем свидетельствует разбитая решетка. Высота колокольни - около 40 м.

    Святой Илия - весьма почитается во всем мире, не только в христианстве, но и в исламе, иудаизме. Просить можно о повседневных нуждах и духовном росте.

    Молитва Илье Пророку

    О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена) , дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.

    Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков.

    Аминь.

    Святой Илья пророк - церковь, иконы, молитва was last modified: Июнь 11th, 2017 by Bogolub

    Отличная статья 0

    Пророки - ветхозаветные святые, почитаемые христианской церковью как провозвестники воли Божией. Пророк - это лицо, говорящее от имени Бога, сообщающее народу Божие слова. Эти слова могут быть как предвозвещением будущего, так и наставлением или утешением. В Святом Писании подчеркивается, что пророки призываются Богом, то есть пророчество всегда выступает как дар, как избрание свыше, а не как решение самого пророка о своей судьбе.

    Задача пророческого служения заключалась в разрушении беззакония и в созидании праведности. Пророки не только изъясняли людям закон Божий, но и требовали от них его исполнения. Они обличали грехи человеческие и насаждали нравственность в народе. Господь говорит пророку Иеремии: "Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать". Поэтому, как правило, это люди праведные с сильной волей.

    Жизнь пророка Илии показывает нам, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, это подтверждают слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – то есть там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои слабости, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.

    Не все пророки были готовы взять на себя груз служения и, когда Господь призывал их, некоторые отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что у него нет сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.

    Каждый пророк оставлял после себя духовное потомство – своих учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо, Елисей взял его милоть, то есть плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное знание переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу, который это благодатное свидетельство о Боге также передавал из поколения в поколение. Оно дошло и до нас, и сейчас мы являемся его обладателями.

    События из жизни святого пророка Илии

    Жизнь святого пророка Илии описана в ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Немного найдется святых, в чьей жизни так тесно переплелись бы судьбы героев Ветхого и Нового Заветов, как у пророка Илии.

    Имя Илия, в силу несходства языков и несовершенства переводов с древнееврейского языка на древнегреческий, греческий, старославянский, а затем и на русский язык, образовалось от имени «Элияху», что значит «Мой бог - Господь».

    Выдающийся борец за веру – пророк Илия родился и жил за девять веков до Рождества Христова в Фесфии Галаадской. По словам святителя Епифания Кипрского, отец младенца видел, как Ангелы Божии укутывают его огнем и питают пламенем. Илия рос и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии.

    После смерти царя Соломона государство разделилось на два царства – Иудейское и Израильское. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам. Цари Израиля, боявшиеся утратить власть, стремились оторвать свой народ от Иерусалимского храма. Особенно же язычество возросло при царе Ахаве, жена которого Иезавель – дочь языческого жреца, усиленно вводила культ Ваала. В угоду ей был построен в столице Израиля Самарин храм и жертвенник Ваалу, устроена дубрава в честь Астарты. Иезавель истребляла пророков Господних и содержала при своем дворе большой штат служителей нового культа. Культ изобилия начал развращать народ израильский.

    Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахаву в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Пророк мужественно и с великой ревностью противостоял культу Ваала: «Восстал Илия пророк как огонь, и слово его горело как светильник» (Сир. 48, 1).

    Пророк Илия бесстрашно объявил царю: «Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою. За твое нечестие пред Господом три года не будет в стране ни дождя, ни росы по молитве моей» (3 Цар. 17, 1).

    Ахава не послушался пророческого голоса и не раскаялся. Тогда грозный приговор святого Илии был приведен в исполнение. Три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода. А пророка Илию Господь послал к потоку Хораф, сохраняя его там от рук Иезавели. Из этого потока Илия пил, а пищу ему, по ведению Господа, приносили вороны. Через год и поток высох из-за засухи. Пророк Илия по-прежнему горел желанием возвратить израильтян к истинному Богу. Тогда Господь посылает пророка Илию за пределы Израиля, в Сарепту Сидонскую, к бедной вдове, ожидавшей вместе с детьми голодной смерти.

    Кротость вдовы, ее вера в Промысел Божий и послушание слову пророка позволили Илии совершить два чуда в ее доме.

    Книга 3-я Царств 17: 13-24:

    И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после;

    ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю.

    И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени.

    Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию.

    После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания.

    И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего.

    И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель,

    и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?

    И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!

    И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив.

    И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно.

    Блаженный Феодорит толкует образ Сарептской вдовы как прообраз церкви из язычников.

    Через три с половиной года повелением Господа пророк Илия был послан к царю Ахаве для прекращения бедствия. Согласно Божеским указаниям, на горе Кармил был собран весь народ израильский и пророки Ваала. Пророк Илия сказал народу: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18, 21).

    Пророк Илия предложил принести Богу две жертвы всесожжения – одну от себя, а другую от пророков Ваала. Но не поджигать дрова на жертвеннике, а только заготовить их, чтобы Сам Господь огнем с неба освятил угодную Ему жертву. Более того, свой жертвенный камень пророк Илия повелел залить водой так, чтобы ров, который шел вокруг жертвенника, тоже наполнился водою.

    Первыми стали призывать своего Бога служители культа Ваала: «… призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа» (3 Цар. 18:26). Никакие мольбы и ритуалы не помогли язычникам.

    Велика была верность Господу пророка Илии, велика была и сила его молитвы. «Ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение и дрова и камни и прах и поглотил воду, которая во рве» (3 Цар. 18, 38), и весь народ, видя происходящее, упал на лица свои и сказал: «Воистину Господь есть Бог».

    Здесь стоит упомянуть о том, что жертва всесожжения в Израиле приносилась людьми, уже примиренными с Богом посредством жертв очищения. Она выражала полноту предания себя Богу и служила прообразом крестной жертвы Христовой. Таким образом, пророк Илия в знамении дает Израилю откровение о Боге, предвосхищающее события новозаветного времени.

    Согласно преданию, царь Ахава, в отличие от Иезавель, осознал свое заблуждение и раскаялся в грехах. Пророку Илии, спасаясь от преследования Иезавель, вновь пришлось покинуть Израиль. Придя в пустыню, пророк Илия скорбел о том, что даже великие чудеса не могут обратить народ. Отчаявшись, он стал просить себе смерти: «Довольно уже, Господи, я не лучше отцов моих!» Но у Господа свой промысел. К пророку Илии был послан Ангел – подкрепить его пищей перед предстоящей дорогой. Пророк Илия в посте и молитве шел 40 дней и ночей к горе Божией Хорив, на которой Господь заключил завет с Израилем.

    На священной горе Илия еще острее ощутил скорбь об оставлении завета Божия израильтянами. Он говорил Богу: «Остался я один из Твоих пророков, но и моей души ищут, чтобы отнять ее». Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился «в тихом ветре» (3 Цар. 19, 12) и открыл пророку Илии, что были сохранены семь тысяч верных мужей, не поклонившихся Ваалу. То, что Господь явился пылающему негодованием пророку Илии не в буре, не в землетрясении и не в огне, а в веянии тихого ветра, блаженный Феодорит толкует как откровение Господа пророку о том, что Он за лучшее признал управлять родом человеческим с кротостью и долготерпением. Здесь же Бог повелел пророку Илии предназначить на израильское царство достойного мужа по имени Ииуя, а юношу Елисея посвятить на пророческое служение как своего преемника.

    После этого пророк Илия возвратился в Израильскую землю и, по велению Божию, избрал себе в ученики Елисея, который с тех пор следовал за ним повсюду, оставив родной дом и свое сельское дело. Пророческое служение святого Илии продолжалось еще несколько лет и завершилось восхождением на Небо живым в огненной колеснице. Елисей был свидетелем вознесения: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар. 2:11). Согласно Библии, до него живым на Небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт. 5:24). По предшествующему пророчеству, дух Елисея удвоился от духа Илии. Восхождение пророка Илии живым на небо толкуется как прообраз Воскресения Христа.

    Пророк Илия упоминается и в Новом Завете. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею (предшественником, который своей деятельностью и своим явлением подготовит путь другому событию) страшного второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. Хотя существует мнение, что речь здесь идет о пророке Иоанне Крестителе, который приходил в духе Илии и предшествовал первому пришествию Христа. Ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф. 17:11-12). Ученики решили, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк. 6:28).

    Во время преображения Господня пророк Илия вместе с Моисеем беседовал со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). По словам Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

    «Ильин день». Традиции празднования

    К памяти святого пророка Илии, несмотря на то, что его служение было в далеких краях, русский православный народ всегда относился с большим благоговением. Первый храм в Киеве в X веке еще при князе Игоре был посвящен святому пророку Илии. В Константинополе, где на службе у греческих императоров было много варягов-русов, также была устроена церковь во имя Пророка Илии, которая предназначалась для крещения русских людей. После своего крещения святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм Пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты. После Крещения Руси в 988 году Илиинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В лице святого пророка Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, и потому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день памяти его с молитвой о благословении нового богатого урожая. О глубине почитания праздника Илии свидетельствуют и рукописные церковные календари, в которых этот праздник называется «святое, огненное восхождение на небо пророка Илии». В день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где находятся храмы во имя пророка. Огромное количество пословиц и поговорок, связанных с именем Илии, было создано русским народом.

    День памяти святого пророка Илии в народе носит название «Ильин день». Это славянский народный праздник, приуроченный к церковному дню памяти святого Илии Пророка, который снискал у русского человека глубокое почитание. В народном воображении святой Илия, с одной стороны, суровый, грозный, карающий, в его подчинении дожди, гром, молнии, с другой – щедрый, наделяющий, так как посылает на землю плодородие. Святой пророк Илия также является небесным покровителем российских десантных войск, чей праздник традиционно отмечается 2 августа.

    Пророк Илия был одним из первых святых, которого стали почитать на Руси. Уже в X веке появляются первые русские храмы, возведенные в его честь. А после Крещения Руси храмы во имя его стали возводиться по всей стране, что говорит о глубоком почитании ветхозаветного святого русским народом. Пророк Илия любим русским народом за свою несокрушимую твердость, безупречную строгость благочестивой жизни, пламенную преданность Богу.

    В лице святого пророка Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, и потому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день памяти его с молитвой о благословении нового богатого урожая. Также в представлении славян праздник связывался с темой замужества, поэтому девушки молились в этот день о том, чтобы выйти замуж. В древних рукописных календарях этот праздник называется «святое, огненное восхождение на небо пророка Илии». Русский народ всегда с молитвой обращался к Илии пророку в случае голода из-за засухи или ненастья. При этом все люди обходили с крестным ходом и молебным пением свои поля и селения. Крестным ходом и богослужением обязательно отмечался и день памяти пророка Илии.

    Традиция празднования Дня святого пророка Илии связана с преданием о том, как в 1606 году под набатные звуки колокола московского храма Илии-пророка началось народное восстание против Лжедмитрия I и польских интервентов, вскоре переросшее в национально-освободительное движение, охватившее всю Россию. С XVII века празднование Ильина дня получило государственное значение. В ходе празднования царь Михаил Федорович и Патриарх Филарет, желая показать свое особое отношение к пророку Божию, шли крестным ходом из Кремля к храму Илии-пророка в Китай-городе, останавливаясь по пути на Лобном месте, чтобы совершить молебен. Храм Пророка Илии на улице Ильинка древнейший из Ильинских храмов Москвы, он и дал название этой улице.

    С началом освободительного движения русский народ еще больше поверил в заступничество за Русскую землю пророка Илии, и значение крестных ходов в день памяти святого возросло. Торжественный крестный ход на Ильин день охватывал в то время все Ильинские храмы Москвы.

    Во времена Петровских преобразований и упразднения патриаршества традиция московских крестных ходов пошатнулась и совсем прервалась во времена революции. Более 80 лет не совершались на улице Ильинка в Москве церковные торжества в Ильин день. Был закрыт и разорен и древний Ильинский храм. Лишь в 2003 году были возрождены крестные ходы по улице Ильинка. По словам Святейшего Патриарха, к настоящему времени этот праздник приобрел статус «церковно-общественного мероприятия». Сейчас крестные ходы в этот день совершаются во всех храмах Пророка Илии.

    Ильин день был всенародным праздником, который широко отмечался всеми русскими людьми и сопровождался делами милосердия. В Ильин день была запрещена любая работа, считалось, она не принесет никакого результата и может разгневать Илью-пророка. Еще в России Ильин день считали днем сердитым: в этот день особенно боялись грозы, поэтому люди не решались выходить в поле работать. Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии.

    С Ильина дня, по народным поверьям, начиналось ненастье, он считался границей сезонов, поворотом на зиму. Это подтверждают широкоизвестные поговорки: «На Ильин день зима с летом борются», «На Илью до обеда лето, после обеда осень», «Пророк Илья лето кончает, жито зажинает», «До Ильи тучи ходят по ветру, а после Ильина дня – против ветра», «До Ильина мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается». После 2 августа вода становилась холодной: «Илья льдинку опустил», и уже никто не купался.

    Считалось, что с приходом Ильина дня пора начинать жатву хлебов и заканчивать сенокос. В этот день зажинался первый сноп и делался первый срез пчелиных сот. На Ильин день крестьяне пекли из новой муки хлеб, который потом вместе с бараньей или телячьей ногой несли в храм для благословения. Ильин день праздновался всегда на Руси весело и богато, так как был первый новый сжатый хлеб. Отсюда и пословицы с поговорками: «Пророк Илья в поле копны считает», «Илья пророк – косьбе срок».

    В Ильин день начинался охотничий сезон, поскольку с этого дня в лесах открывались звериные, в частности – волчьи, норы. Если на Ильин день удавалось добыть «серого», – это был признак того, что удача будет сопутствовать весь сезон. С Ильина дня устанавливается умеренное тепло. Световой день идет на убыль, а ночь – на прибавление. «Илья-пророк два часа светлого времени уволок», «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна». Если в Ильин день идет дождь, то считается, что будет мало пожаров, и урожай на следующий год будет богатым.

    Такое количество народных примет и поговорок свидетельствует о том, насколько близок русской душе святой пророк Илия.

    Вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем святых, духовное наследие которых продолжает жить в наше время. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся, хотя бы в малой степени, проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, а чтобы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми.

    Архимандрит Илия в этот день обращается к нам: «Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы. Будем подражать святому Илии примером благим, личным уважением ко всему священному, добрым словом и убеждением, а главное – личной добродетельной жизнью; будем молиться друг за друга, глубоко веруя в силу молитвы. Будем стремиться к тому, чтобы стать такими же ревнителями правды, каким был пророк Илия».

    В рассказе использованы материалы сайтов
    храма Святого пророка Божия Илии,
    что на Воронцовом Поле;
    «Святой Источник»

    Он взят на небо живым. В библии есть конкретные указания, при каких обстоятельствах он ушел в небеса: Явилась колесница огненная с огненными же конями, и понесся Илия в...

    Он взят на небо живым. В библии есть конкретные указания, при каких обстоятельствах он ушел в небеса: Явилась колесница огненная с огненными же конями, и понесся Илия в вихре на небо.

    Илья-пророк. Все слышали это имя, часто употребляемое нашими бабушками. РПЦ отмечает этот праздник в конце августа, второго числа. Парни в голубых тельняшках обязательно вспоминают, что их день совпадает с днем Ильи-пророка. А поскольку он связан с водой, то десантура купается во всех водоемах страны.

    Пророк один из самых известных православных святых. Его упоминают в Коране, в Торе. Даже протестантские секты считают Его святым. Язычество так же отмечает присутствие Илии. Он управляет громом, дождем, хранит урожай, помогает земле сохранять плодородие. Историки считают пророка реально существующим человеком.

    Народная примета на Ильин день – обязательный дождик. Хотя бы маленький. Во многих странах после Ильина дня купания запрещены. Повелось такое несколько тысячелетий назад, но сегодня обычай сохранился. Отправившись на небо в колеснице, упала подкова с копыта коня, остудив воду.

    Искупавшиеся после празднования дня пророка Илии рискуют простудиться и умереть. Предания нарекли его ревностным иудеем, осуждающего идолопоклонство – он даже вступал в споры с царем. Супруга правителя Ахава, Иезавель, установила языческий культ божества Ваала. Пророк вступился за попранную веру иудеев.

    Но царь с царицей не отказались от язычества. Тогда Господь за непослушание наслал изнуряющий зной. Несколько лет дождь не шел в стране. Праведная молитва Илии прекратила ужасную засуху. При большом скоплении народа Израиля Господь сподобил чудо, попав небесным огнем в жертвенный очаг.

    Иудеи покаялись, и восславили Бога, а Илия убил тех, кто совращал людей. Подлинных изображений святого не сохранилось. Верующие считают, что он тот, кто предсказывал приход Миссии. Малахия (пророк) гласит: «Вот, Я пошлю к вам Илию-пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного».

    Как предшественника Христа, его характеризуют чудесные дела. Наказание Господне ушло за грехи идолопоклонства, когда Илия встал на молитву. И хлынул дождь. Он смог воскресить умершего сына вдовицы.

    В доме не заканчивалось масло, и всегда была мука. Христос воскресит мертвых, накормит голодных, напоит жаждущих. Евангелие сообщает, что на Фаворе Он говорил только с Моисеем и Илиёй. Отчего же только с ними говорил Христос?

    Моисей получил скрижали от Бога, Илия был призван Богом. Для чего? Библия молчит. Можно только прислушаться к Иоанну Златоусту, который сказал «Один умерший, а другой живой, предстали перед Христом, чтобы показать — Он имеет власть над живыми и мертвыми. Он Владыка над небом и землей».

    Традиции славянских народов перенесли на Илию функциональные обязанности главного бога язычников — громовержца Перуна. Теперь атрибутами пророка стали огниво, кремень и кресало. Славяне научили Илию высекать гром и молнию. Справедливости ради скажем, что Илию почитали на Руси задолго до крещения.

    Равноапостольная княгиня Ольга, приняв в Константинополе крещение, возвела храм Илие на Псковщине. В Ильин день на селе заканчиваются купания. Этой традиции много тысячелетий. Прощание с летом в августе делают праздник веселым и радостным.

    Последние годы десантники незаметно присвоили святого Илию себе. Он и правда покровительствовал воинам, возможно почитание связано с этим? Пророк ценит верность, защищает преданных Богу. Он знает, как вразумить заблудших.

    Нас разделяют тысячелетия с праведником. Илия-пророк для каждого близок по-своему, но мы просим Его о заступничестве. В православной России Илия любим народом.

    Похожие публикации