Старые традиции. ЯРъ-легенда

Легендарный ресторан "Яръ" - детище французского повара господина Транкиля Ярда - поначалу, 1 января 1826 года, разместился в доме купца Шаванна на углу Кузнецкого Моста и Неглинной. Скоро он стал пользоваться огромной популярностью у гурманов, полюбивших "Яръ" за изысканное меню и отличные винные погреба. Одним из завсегдатаев "Яра" на Кузнецком был Александр Пушкин, запечатлевший память о ресторане в одном из своих произведений.
Позже - с 1848 по 1851 гг. - "Яръ" работал в саду "Эрмитаж", но не в том саду "Эрмитаж", на Петровке, который мы все хорошо знаем, а в старом на Божедомке. Но вскоре открылся как загородный ресторан в Петровском парке, на Петербургском шоссе, во владении генерала Башилова, сдавшего свою усадьбу под ресторацию. Дело в том, что для чистоты нравов в городских ресторанах запрещалось петь цыганам, а за заставами они имели полное право выступать. Купцы и молодежь, проматывающая отцовские состояния, порой устраивали в "Яре" безумные гулянья и частенько попросту громили помещение ресторана, но и эти, не совсем приличные для респектабельного заведения факты не отваживали от него другую публику. В "Яръ" частенько захаживали Брюсов, Чехов, Куприн, Шаляпин, Станиславский, Гиляровский, художники, литераторы, адвокаты...
В 1895 г. "Яръ" приобретает Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся всего своим умом и талантом. Судаков, договорившийся с руководством расположенного неподалеку ипподрома о взаимном обслуживании клиентов. Доходы от этой гениальной идеи дали возможность перестроить ресторан. В 1910 г. он перестраивает «Яръ» (арх.А.Эрихсон): из деревянного дома ресторан превратился в солидный дворец с колоннами, с летним садом на 250 мест, с фонтаном, каменными гротами и беседками, увитыми плющом. Рядом с рестораном были построены дома для служащих.
Ресторан в 1910 году был оценен в 10 миллионов рублей золотом, громадная цифра. Ресторан с его обслуживающими строениями занимал целый квартал, у ресторана была собственная электростанция, собственная водонасосная станция, парк автомобилей, своя конюшня, летняя веранда, цветники, заднюю часть владений обрамляли "горы" - сделанные из привезенных с Кавказа камней.

Дом справа от здания отеля Советский - дом для служащих ресторана. Ранее его боковая башенка-эркер была украшена шпилем. Слева от ресторана находился дом самого Судакова, он, к сожалению, не сохранился.

В дореволюционные времена "Яръ" прославился кутежами, так красочно описанными Гиляровским. Одним из завсегдатаев "Яра" был Савва Морозов. Как-то зимой он поехал в любимый ресторан, но его туда не пустили -какой-то купчик гуляет - ресторан снял "на откуп". Савва попытался возмущаться, дескать, он постоянный клиент, немало денег тут оставил, но в ресторан его все же пустить отказались. Тогда разозлившийся Морозов поехал в Петровский парк, набрал там какой-то голытьбы, привёл к ресторану и велел ломать стену, дабы через нее въехать в ресторан на прямо тройке. Стену ломают, Савва Тимофеевич в тройке сидит, ждёт. На уговоры не поддаётся. Полицию вызывать тоже не хочется - постоянный клиент. Кое-как его уговорила цыганка из хора не рушить ресторацию: "Отец родной, да что ж ты делаешь, мы же без заработка останемся", в общем, уговорили его, он расплатился со всеми "взломщиками", плюнул на все и уехал.
Известнейший миллионер Хлудов приходил в Яръ в сопровождении ручной тигрицы.
А то ещё в "аквариум" купчины играть любили. В огромный белый рояль велели наливать воду до краёв и рыбок туда запускали.
Был в "Яре" и прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей, например, стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало - 100 рублей. Впрочем, всё имущество ресторана было застраховано на солидные деньги.
"Яръ" посещали Григорий Распутин и Феликс Юсупов, Чехов и Куприн, Горький и Леонид Андреев, Бальмонт и Брюсов, Шаляпин, художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов...
После революции ресторан закрыли, с потолков сорвали лепнину, уничтожили фонтан и сад, имущество ресторана вывезли. Судакова арестовали. Судьба владельца Яра трагична - после революции его и его детей часто арестовывали, вызывали ЦК, регулярно "трясли", считая его обладателем огромного состояния, он не мог эмигрировать за границу. Позже Судаков работал простым бухгалтером в обычной советской конторе. Доживать свой век он уехал в деревню. О "Яре" он говорить не любил, эта тема была для него закрытой. После смерти его, якобы, похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище. Таковы взлет и падение владельца "Яра", начавшего свою карьеру с "мальчика" в чайной, добившегося всего своим трудом, умом и талантом, превратившего культовый ресторан практически в империю, и закончившего обычным служащим в государственной организации...
До 1952 года в здании бывшего ресторана размещались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК и Дом летчика. В 1952 году к зданию ресторана "Яръ" по личному указанию Сталина был пристроен гостиничный комплекс в стиле русский ампир. Сейчас прежнее здание выглядит почти неузнаваемым, только по арочным окнам можно идентифицировать судаковский «Яръ». "Яръ" был переименован в ресторан "Советский". Немного позже под бок гостиницы въехал цыганский театр "Ромэн" - дух старого "Яра" и цыганского хора Анны Захаровны оказался притягательным.
Ресторан "Советский" получил широкую известность как «ресторан для привилегированных» - дипломатов, партийной верхушки и приближенных. В эти годы «Советский» не раз отмечался вымпелами и почетными наградами. Бывали здесь и Василий Сталин, и король Испании Хуан-Карлос, и Индира Ганди, и Высоцкий с Мариной Влади, и "Железная Леди" с Конрадом Аденауэром.
Со временем ресторан пришел в упадок, однако с 1998 года он пережил свое очередное рождение под прежним именем – «Яръ». Ресторан был отреставрирован - здесь полностью восстановили дореволюционный интерьер, привели в порядок фрески начала века на потолке и стенах, починили люстру 1912 года, воссоздали фонтан во внутреннем дворике, сделанный по проекту фонтана Большого театра.
Такова история ресторана "Яръ".

Одним из завсегдатаев «Яра» был Савва Морозов.Как-то зимой подъезжает он к любимому ресторану (это было еще до его перестройки), а его и не пускают. Какой-то купчик гуляет - ресторан снял «на откуп» (банкетное обслуживание, то есть). Морозов тогда набрал какой-то голытьбы, привел к ресторану и велел ломать стену - «плачу за все». Стену ломают, Савва Тимофеевич в тройке сидит, ждет, значит, чтобы на вороных и заехать. На уговоры не поддается. Полицию вызывать тоже не хочется - постоянный клиент, столько денег уж оставил в ресторане. Кое-как его уговорила цыганка из хора не рушить ресторацию.

А то в «аквариум» купчины играть любили. В огромный белый рояль велели наливать воду до краев и рыбок туда запускали.

Был в «Яре» и прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей, например, стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало — 100 рублей. Впрочем, все имущество ресторана было застраховано на солидные деньги.

В ресторане была и императорская ложа, правда, Николай II ресторан не посещал, но бывал в нем не раз Григорий Распутин. Впрочем, как и его будущий убийца, князь Феликс Юсупов.

В разное время «Яръ» посещали Чехов и Куприн, Горький и Леонид Андреев, Бальмонт и Брюсов, Шаляпин, художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов...

В конце XIX — начале XX в. в «Яре» работал цыганский хор Ильи Соколова, здесь пели знаменитые цыганские певицы — Олимпиада Николаевна Федорова (Пиша), а позднее — Варвара Васильевна Панина (Васильева).

Посетителей «потчевали всякой снедью» в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. По данным архивов, «Яръ» считался рестораном №1 в России и Европе. Почему в Европе? Да потому, что французские повара «Яра» готовили не хуже своих земляков, а по ассортименту и качеству растительных, животных и особенно деликатесных продуктов Россия в то время намного опережала всю вместе взятую Европу. В «Яре» же выбор продуктов для приготовления различных блюд был неисчислим.

Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям — удовлетворение любых (абсолютно любых) прихотей и поражение воображения — делала ресторан мощным магнитом, притягивавшим к себе волжские и сибирские капиталы с неумолимостью удава.

В 1895 г. «Яръ» приобретает Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся всего своим умом и талантом. В 1910 г. он перестраивает «Яръ» (арх. А. Эрихсон): из деревянного дома ресторан превратился в солидный дворец с колоннами. В этом здании он находится и по сей день. Рядом с рестораном были построены дома для служащих.

«Ямщик, гони-ка к «Яру» - песня, посвященная Судакову, ее пели во время торжественного открытия нового здания ресторна.

В 1998 г. была начата реконструкция ресторана, возрождая былую славу «Яра». На сегодняшний день восстановлен дореволюционный интерьер: отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработала люстра 1912 г. (а также светильники 1952 г.), воссоздан фонтан во внутреннем дворике, сделанный по проекту фонтана Большого театра.

Image caption 79-летний Василий Михайловский держит в руках альбом со своими детскими фотографиями. Он выжил в Бабьем Яру

29 сентября 1941 года 4-летний Цезарь Кац за руку с няней шел по улицам Киева в Бабий Яр. Он балансировал на трамвайных рельсах и просил няню купить ему праздничный шарик.

У малыша было прекрасное настроение. Множество людей вокруг напоминали ему праздничные демонстрации, на которые он недавно ходил с папой.

Вскоре в Бабьем Яру погибнут десятки тысяч евреев. Среди них будут его родственники и отец.

Маленький Цезарь Кац выжил в тот день. Сейчас его зовут Василий Михайловский, ему 79 лет. Он рассказал ВВС свою историю.

"Жиденка утром отведи в Бабий Яр"

У меня было четыре мамы, три фамилии, два отца и одна судьба.

Я родился в 1937 году в еврейской семье Кац. Мама умерла после родов. Мы с братом, который был на 6 лет старше меня, осиротели.

Папа взял нам няню, очень хорошую женщину Надежду Фомину. Он работал в маленькой кофейне на Крещатике, а во время войны занимался эвакуацией штаба округа.

Копірайт зображення unian Image caption Василий Михайловский показывает фото няни, которая спасла ему жизнь

Всю нашу семью - бабушку, детей и няню - папа посадил в поезд, чтобы эвакуироваться. Поезд застрял под Киевом, пропуская эшелоны с оборудованием с заводов. Стоял неделю. У нас закончились продукты. Бабушка отправила няню в наш киевский дом за едой. Когда няня вернулась, поезда уже не было. Так мы с няней остались в Киеве сами и вернулись домой.

Мой папа под Киевом попал в окружение, а затем оказался в концлагере в городе. Ну, как там говорили, коммунисты и евреи - шаг вперед. Его товарищ задержал, так он избежал смерти. Но потом его с какой-то колонной переводили в другой лагерь и по дороге тех, кто шел плохо, стреляли. В папу не попали, но он упал. Колонна пошла дальше, а он поднялся и побежал домой.

Копірайт зображення unian Image caption Памятник детям, погибшим в Бабьем Яру

Мы жили около Майдана, на улице Костельной. Папа прибежал домой и увидел нас. Он только успел поесть и переодеться, и тут стук в дверь - на пороге два полицая. Дворничиха увидела, как папа заходил во двор, и позвала полицаев. Он хотел бежать через черный ход, но больше мы его не видели. Дворничиха вернулась и сказала няне: "Жиденка утром отведи в Бабий Яр".

"Ты погибнешь вместе с ним"

Наша няня была неграмотная. Она не знала, что такое тот Бабий Яр, почему меня надо туда отвести. Собрала утром вещи, что-то поесть, и мы с ней пошли.

На Крещатике людей было много. Я попросил купить мне флажков и шарик. Когда были праздники, мы шли с папой на демонстрацию, он покупал нам игрушки. Конечно, здесь было не до шариков. У меня было хорошее настроение, я балансировал на рельсах. Так и шли.

Копірайт зображення unian

А настроение у людей постепенно ухудшалось. Женщины и дети плакали. Дошли до Лукьяновского рынка, там уже вдоль дороги стояли полицаи и гестаповцы с собаками. Так мы дошли до первого круга окружения перед Бабьим Яром. Там стояли противотанковые заграждения, сделанные из рельсов, "ежи". Улица была перекрыта. Между этими заграждениями был небольшой проход. Немцы не рассчитали, что будет столько людей.

Люди собирались целыми дворами, грузили вещи. А почему? Потому что немцы пустили такой слух, что евреев будут отправлять в другое безопасное место. В городе вывесили объявление, что все евреи должны собраться на перекрестке Дегтяревской и Мельникова, а кто не придет, расстреляют. Оставаться дома нельзя было, все дороги вокруг Киева были перекрыты, вот все и шли. Мы встретили нашу молочницу, и она предупредила няню: "Куда ты идешь с еврейским ребенком, ты погибнешь вместе с ним. Достань свой паспорт".

На первой линии окружения между этими противотанковыми заграждениями был маленький проход, позади собаки бросаются на людей, на нас тоже бросилась собака и забрала нашу сумку с едой. Я разрыдался. Вокруг людей били прикладами, подгоняли. Мы с няней упали прямо на это заграждение. Разбились в кровь, у меня до сих пор остался шрам на всю жизнь. Люди шли через нас, наступали на нас.

Копірайт зображення babynyar.gov.ua Image caption Могильные плиты с бывшего еврейского кладбища в Бабьем Яру

Наверное, в этот момент у кого-то из этого окружения сердце екнуло - меня подняли с земли за воротник, у няни в руке был паспорт, увидели, что она украинка и вытолкали нас из окружения. Мы вышли, спрятались в подворотне. Я уже перестал говорить. Язык отняло. И это было надолго.

Ведро крови и свалка

Две недели мы с няней ходили по городу. Ночевали в руинах, заходили к знакомым, просили есть. Кто-то давал хлеба немного, кто-то картофеля. Как-то моей няне сказали: "Что ты ходишь с еврейским ребенком, его же убьют и тебя убьют".

Она решила отдать меня в приют для бездомных детей, который был на Печерске, на улице Предславинской. Написала в записке "Вася Фомин", положила ее в мой карман и оставила меня перед домом.

Копірайт зображення unian

Меня увидел дворник и повел внутрь. Так я встретился с врачом Ниной Никитичной Гудковой, которая уже занималась 70 сиротами. Она сразу поняла, что я еврейский ребенок, у меня были такие кудри. Меня остригли. Несколько месяцев я не разговаривал. Во время войны я остался сиротой. Сирота - это же человек с оторванным куском сердца, души. Никто за мной не ухаживал, не защищал.

В приюте поставок не было, дети 1-1,5 лет умирали от голода. Мы, постарше, как-то выжили.

Люди из окрестных домов приносили какую-то еду, но этого не хватало. Рядом с этим убежищем была бойня, где заготавливали мясо. Вот рабочие с бойни приносили нам ведро крови и какие-то субпродукты на дне ведра. Старшие дети ходили на свалку к театральному ресторану, собирали остатки пищи. Так мы выжили.

В приюте было еще несколько еврейских детей. Когда приближалась какая-то облава, Нина Никитична прятала нас под лестницу, мы там как мышата сидели. Понимали, что опасность.

Новая семья

После освобождения Киева я попал в другой детдом. Там уже детей находили, забирали. В палате я остался один. Плакал, переживал, спрашивал няню, почему же за мной никто не приходил. Няня из детдома мне говорит: "Расстояние, завтра за тобой кто-то придет".

Копірайт зображення unian Image caption Ежегодно в сентябре в Бабьем Яру чтут память погибших

На следующий день, я подглядывал в кабинет Нины Никитичны и увидел женщину и мужчину с большой бородой. Я бросился к ним, вцепился мужчине в бороду и начал кричать: "Мамочка, папочка, это я, ваш сын, заберите меня".

Они хотели взять девочку, но умилились, я так к ним бросился. Так я стал Василием Михайловским.

Сначала я был Цезарь Кац, с таким именем я родился. Затем стал Васей Фоминым, а сейчас я - Василий Михайловский.

Это были замечательные люди, мои новые родители Василий и Берта Михайловские. Мне повезло, обо мне заботились. Но и у них была не такая простая история. Это был врач из семьи священника, его жена тоже была еврейка. Он всю войну прятал ее и свою тещу от фашистов - закутывал и клал в морг, в тифозное отделение больницы, по селам. Так они выжили.

В 1937 году расстреляли трех его братьев. Его, как сына священника, тоже хотели репрессировать. Он работал в маленьких больницах по селам, постоянно переводился, чтобы не успели на него "накопать" много.

"Горечь и боль"

О Бабьем Яре не вспоминал очень долго. Этот момент, когда мы упали перед Бабьим Яром, может, там даже было сотрясение мозга. Я не мог говорить, долго ничего не помнил об этом.

Всю историю моего спасения и скитаний в Киеве мне впоследствии рассказали няня и мои родственники. Они нашли меня, приезжали в Киев навещать. Своего старшего брата я впервые увидел в 22 года. Он рассказал историю моей семьи.

Копірайт зображення UNIAN Image caption Памятник в Бабьем Яру

А еще, наверное, с Бабьего Яра у меня остался большой страх перед пленными. Как только я видел, как их под конвоем выводили на улицу, весь дрожал и бросался папе на руки.

Я думаю, что недостаточно людей знают о тех ужасах.

В Советские времена Бабий Яр вообще заливали пульпой. В наш двор привозили землю, и часто в ней попадались черепа.

Что тут говорить? Люди даже собраться там не могли, чтобы помянуть. Их гоняли на черных воронках. Это уже потом там поставили памятник. Сейчас уже больше вспоминают о тех зверствах. Мы, кто чудом выжили там, а нас в Киеве несколько всего осталось, выступаем иногда в школах, делимся воспоминаниями.

Столько трагедий было во время войны, помнить о каком-то одном месте трудно. Львовское, минское гетто разгромили, тысячи "бабьих яров" есть.

Я вспоминаю тех людей, кто погиб там, в Бабьем Яру, своего отца, своих родственников. Это очень тяжело, это горечь и боль.

Очень хорошо, что там привели в порядок территорию. На скамейках можно увидеть мам с детьми - это о том, что жизнь продолжается.

ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ДО КОНЦА XV ВЕКА

ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ

20 - 15 тысяч лет назад - начало заселения территории края людьми

II тысячелетие до н . э . - фатьяновская культура

I тысячелетие до н . э . - I тысячелетие н . э . - дьяковская культура

IX в . - первое упоминание племени меря, начало заселения края славянами

862 г . - первое упоминание в летописи города Ростова

988 -1010 гг . - княжение в Ростове Ярослава Мудрого

992 г. - начало христианизации Ярославского края

1071 г . - первое упоминание в летописи города Ярославля

1148 г . - первое упоминание в летописи города Углича

1152 г . - основание города Переславля-Залесского

1207 г . - выделение Ростовского княжества

. 1218 г . - выделение Ярославского княжества

1237 - 1238 гг . - нашествие монголо-татар на Северо-Восточную Русь

4 марта 1238 г . - битва на реке Сить

1240 г . - Невская битва

1242 г. - Ледовое побоище

1257, 1262 гг . - восстания в городах края против монголо-татар

1260 - 1299 гг . - официальные даты княжения Федора Черного в Ярославском княжестве

8 сентября 1380 г . - Куликовская битва, в которой вместе с други­ми русскими войсками приняли участие ярославские полки

II половина XV в . - окончательное включение ярославских земель в состав Московского государства

§1. Древнейшая история ярославской земли

Каменный век

Ученых очень давно интересовал вопрос о времени появления человека на территории нашего края. Суще­ствовали разные точки зрения по этой проблеме. Сейчас благодаря археологии мы знаем: наши далекие предки появились на территории Верхней Волги примерно 13-14 тысяч лет назад. Это время древнего каменного века - палеолита.

Самая древняя стоянка людей этого времени назы­вается Золоторучье. Она находится недалеко от города Углича. Археологи обнаружили здесь разнообразные орудия труда из кремня: резцы, топоры, ножи, прокол­ки и другие предметы. Люди этого периода вели охоту на быков, северных оленей, а также на более мелких лесных животных.

В эпоху среднего каменного века - мезолита (12-10 тысяч лет назад) на территории нашего края жили племена охотников и рыболовов. Эти племена строили свои поселения по берегам рек.

Во время охоты они умели использовать не только копье, но также лук и стрелы. В их жизни большую роль играли рыболовство и собирательство.

Люди жили небольшими родовыми общинами, а для жилья использовали вырытые в земле небольшие полу­землянки.

Примерно 8-6 тысяч лет назад наступила эпоха но­вого каменного века - неолита. Люди этого времени продолжали заниматься охотой и рыболовством. При архе­ологических раскопках были найдены кремневые нако­нечники стрел и копий, костяные гарпуны, рыболовные крючки, деревянные ловушки для рыб. Наши предки зна­ли и различные средства передвижения - лодки, лыжи, сани, плоты.

Одна из стоянок людей эпохи неолита была обнару­жена в 1970-е годы прямо на территории современного Ярославля - в Заволжской части города, напротив Стрелки. Это стоянка Заволжье. Она существовала при­мерно 6-4 тысячи лет назад. Это самое древнее поселе­ние человека на территории Ярославля.

Как видно из приведенных примеров, в эпоху ка­менного века территория нашего края начала заселять­ся первобытными охотниками и рыболовами.

Бронзовый век

На территории Ярославского края известны и племе­на бронзового века. Эти племена были названы фатьянов-скими, потому что первые следы этих племен были обна­ружены у деревни Фатьяново недалеко от Ярославля.

Сейчас известно множество могильников этих пле­мен. Например, Волосово-Даниловский, где было найде­но около 120 захоронений.

Фатьяновцы были скотоводами. Они разводили сви­ней, овец, коров и лошадей. Подсобными занятиями были рыболовство и охота. В погребениях встречались кости медведей, кабанов, оленей и других зверей. Во всех могильниках обнаружены поделки из костей медведя, его зубы и клыки. Вероятно, медведь считался у фатьянов-цев священным животным, покровителем скота. Пере­житки медвежьего культа сохранялись на территории Ярославского края и в дальнейшем.

Фатьяновцы использовали орудия труда из бронзы, но у них долго сохранялись и изделия из камня.

Они сами занимались металлообработкой, умели вы­плавлять топоры, наконечники копий, а также всевоз­можные металлические украшения - колечки, перстни, браслеты.

Гончарным де­лом у фатьяновцев занимались жен­щины. Они лепили из глины сосуды, а затем обжигали их на костре. Пле­мена фатьяновцев находились на ста­дии патриархата, то есть главную

роль в хозяйстве и управлении играли мужчины. Хозяй­ственная деятельность была строго разделена по полу и возрасту. Продолжительность жизни доходила до 40 лет, хотя в некоторых погребениях похоронены люди и в воз­расте от 50 до 60 лет.

Позднее фатьяновские племена столкнулись с мно­гочисленными финно-угорскими племенами и раство­рились в них. А пережитки фатьяновской культуры прослеживаются археологами вплоть до появления на Верхней Волге славянских племен.

Железный век

А как жили наши далекие предки в эпоху железно­го века? Об этом мы также можем судить по материа­лам археологических раскопок. Они свидетельствуют о том, что лесная полоса была заселена тогда многочис­ленными племенами дославянского, финно-угорского населения - дьяковцами. Их назвали так по имени го­родища, найденного археологами у села Дьяково под Москвой.

Городище Березняки (Реконструкция)

Одно из таких городищ суще­ствовало на территории централь­ной части современного Ярослав­ля. Ученые назвали его Медведиц-кое городище. Оно находилось на берегу Медведицкого ручья при­мерно в том месте, где сейчас нахо­дится церковь Спаса на Городу.

Самым известным поселением дьяковцев на нашей территории является городище Березняки, рас­копанное археологами недалеко от Рыбинска в том месте, где в Волгу впадает речка Сонохта. Это городище представ­ляло собой хорошо укрепленный рвом, валом и бревенчатой оградой поселок. В нем обнаружены остатки большого дома в центре поселка, кузницы, нескольких жилых построек,

а также так называемый «домик мертвых» с находками пережжен­ных костей. Возможно, это остатки трупосожжений.

Жители поселка занимались изготовлением железных орудий труда, а также скотоводством. Ар­хеологами были найдены желез­ные топоры, ножи, наконечники стрел, бронзовые и стеклянные украшения.

Еще одно поселение дьяков­цев - Попадьинское селище. В от­личие от городища селищем в археологии называют неукреплен­ный поселок. Этот поселок сущест­вовал на расстоянии около 20 км от Ярославля в районе современного санатория «Красный Холм». Он располагался на возвы­шенном правом берегу Волги в том месте, где в нее впадает небольшая речка Пекша.

Археологи раскопа­ли большесемейный дом. Он представлял собой бре­венчатую постройку дли­ной 20 метров и шириной 6 метров с углубленным земляным полом.

В доме находились три действующих и два забро­шенных очага. Это были углубления в полу около одного метра диаметром, выложенные по окружно-СТИ камнями.

В центре дома была небольшая глинобитная печь, стоявшая на камнях. Такой многоочажный дом говорит о разложении родовых отношений у дьяковцев и о выделе­нии отдельных семей. Эти семьи строили бревенчатые дома с земляным полом и каменными очагами. Размеры таких семейных жилищ составляли около 25 квадратных метров. Всего на поселении существовало 12 построек.

Жители селища занимались скотоводством и земле­делием. Среди домашних животных преобладали свиньи и лошади, мясо которых употреблялось в пищу. Из кос­ти жители делали разнообразные орудия труда, а также резные фигуры животных. Была найдена, например, костяная фигурка медведя. Эта находка связана с рели­гиозными представлениями населения, среди которого продолжал существовать культ медведя. Пережитки этого культа сохранились до X-XI веков и в дальней­шем нашли отражение в ярославском гербе.

Жители Попадьинского селища занимались также рыболовством, об этом говорят находки грузил. Охота давала им пушнину - товар, который обменивался на металл и украшения. Среди находок встречаются при­возные вещи, например, крестовидные фибулы (застежки), которые тогда были распространены в Южной Прибалтике, а также стеклянные бусы.

Попадьинское селище было внезапно покинуто жи­телями в связи с какой-то катастрофой, которая закон­чилась пожаром. Спасаясь от пожара, жители были вынуждены оставить многие вещи, по которым археоло­ги и восстановили жизненный уклад поселка.

Меряне

В VI-IX веках на территории Ярославского Повол­жья обитали племена финно-угорской этнической груп­пы - меря, которые исторически являлись преемниками дьяковцев.

О мерянах нам известно не только по археологиче­ским памятникам. О них сохранились некоторые летопис­ные свидетельства. Известная русская летопись «Повесть временных лет» под 907 годом рассказывает о меря как о племени, которое живет в районе озер Неро и Клещино (Плещеево). В том же году, сообщает летописец, меряне участвовали в походе киевского князя Олега на Византию.

Ярославское Поволжье являлось окраиной земли мери, но и здесь сохранились следы их пребывания. Известное мерянское селище Медвежий угол находилось на Стрелке, в центре современного Ярославля. Именно с ним легенда связывает приезд сюда князя Ярослава Мудрого, убийство медведя и основание города. До сих пор на карте Ярославской области сохранились много­численные мерянские названия населенных пунктов, рек, озер и т. п. Например, Тимерево, Которосль, Курба, Нерль, Неро, Туношна, Толга и другие.

Наиболее известным мерянским поселением на на­шей территории было Сарское городище. Оно существо­вало с VII по XI век в месте впадения реки Сары в озеро Неро. В городище было развито кузнечное, бронзолитей-ное и ювелирное производство.

Археологи обнаружили там большое количество предметов труда, оружия, украшений, клады монет и торговый инвентарь, что говорит о развитых торговых связях поселения. Хозяйство жителей поселения осно­вывалось на земледелии и скотоводстве. Среди домаш­них животных преобладал крупный рогатый скот.

Славянская колонизация края

В IX веке в Волго-Окском междуречье появились первые славянские поселенцы. Они создавали здесь но­вые поселения или оседали на уже обжитых землях. Местные жители - меря - частично были вытеснены славянами, частично вошли в состав нового населения и довольно быстро растворились среди славян.

Самые известные археологические памятники этого периода - Тимеревский, Михайловский и Петровский могильники. Они были открыты еще в конце XIX века недалеко от Ярославля и получили свои названия по близлежащим населенным пунктам.

В XX веке археологи подробно изучили эти памятни­ки и обнаружили много интересного. Рядом с Тимерев-ским могильником было открыто крупное поселение. На его территории на берегу реки Сечки в 1968 году был найден клад серебряных восточных монет - дирхемов, которые относились к VIII-IX векам. Часть клада была утрачена, но все-таки удалось собрать около 1500 монет.

В 1973 году на бе­регу той же речки был обнаружен еще один клад дирхемов числен­ностью около 2760 мо­нет. Ученые установи­ли, что найденные монеты чеканились на огромной территории - Дирхем из Тимеревского поселения в Средней Азии, в Персии, в Сирии, на Аравийском полуострове и в других местах. Эти сведения позво­лили ученым сделать вывод об очень тесных торговых связях на­шей территории со странами Восто­ка через Великий Волжский путь. Среди находок археологи обна­ружили и «скандинавский след». Во время раскопок археологи нашли мужское погребение с мечом, боевым ножом и другими воинскими доспе­хами. Рукоятка меча была укра­шена орнаментом, а на клинке вид­нелась надпись на латыни - ULFBERHT. Это было клеймо известной Рейнской мастерской, что говорило и о торговых связях нашей

земли с Западной Европой.

Найденные вещи, а также изучение погребений лю­дей привели ученых к очень важным выводам. Оказа­лось, что среди захоронений X века 13 % относились к скандинавским, 12 % - к славянским и 75 % - к финно-угорским. Состав населения был смешанным, но пока преобладали меряне.

Уже в XI веке славянский элемент значительно уве­личился, скандинавский почти исчез, а мерянский сильно сократился. Как говорят ученые, славяне ассимилировали мерян. Так шел процесс формирования населения Яро­славского Поволжья.

На первом этапе в славянской колонизации участво­вали ильменские славяне, пришедшие из новгородских земель. Затем в этот процесс включились вятичи, кото­рые шли с юго-запада и юга. Они двигались по Оке и да­лее вверх по ее притокам.

Из Ярославского Поволжья через озеро Неро славя­не попадали на Клещино озеро. Городище Клещин из центра мерянской округи стало для них опорным пун­ктом при освоении Залесского края. Славяне селились на незанятых территориях без военного захвата мерян-ских земель. Археологам не удалось обнаружить следов разрушения мерянских поселений и городищ. Местная мерянская знать вошла в состав славянской знати.

Славянская колонизация сопровождалась культур­ным влиянием на племена мерян. Смешение славянских и мерянских племен облегчалось еще и тем, что разница в их социально-экономическом развитии была невелика.

Это интересно

Среди монет второго Тимеревского клада, кото­рый насчитывал около 2760 восточных монет, ученые обнаружили несколько очень редко встречающихся, уникальных монет. К ним относится, например, дирхем правителя Арабского халифата Идриса II (820-821 гг.), отчеканенный в городе Ватите. На се­годняшний день в мире известны только две такие мо­неты. Одна хранится в нумизматической коллекции Национальной библиотеки в Париже. А вторая, яро­славская, была передана на постоянное хранение в Государственный Эрмитаж в Петербурге.

1. К какому времени можно отнести появление пер­вых людей на территории нашего края? Найдите на карте Ярославской области и покажите места первых поселений человека в крае.

2. Расскажите о хозяйственной деятельности пле­мен каменного века.

3. Расскажите о хозяйственной деятельности жите­лей железного века.

Ярославский край с древнейших времен до конца XV века

4. Каким образом люди древнейшего периода изготав­ливали орудия труда?

5. Расскажите о наиболее известных поселениях древ­них людей в нашем крае (Попадъинское селище, Березняки, Медвежий угол и другие).

6. Найдите на карте Ярославской области географиче­ские названия, имеющие финно-угорское происхожде­ние. Какие этнические группы участвовали в фор­мировании древнерусского населения Верхневолжья?

7. Какие интересные находки были сделаны археоло­гами при раскопках Тимеревского могильника? Рас­скажите о них подробнее.

история ярославской области тьмы, история ярославской области украины
Ярославский край был заселён уже в конце позднего палеолита (около 20-13 тысяч лет до н. э.) после отступления последнего ледника, когда его территория была покрыта приледнековой тундрой, на которой паслись стада мамонтов. Единственным известным памятником той поры на территории области является стоянка около Углича у села Золоторучье.

В мезолите (12-5 тысяч лет до н. э.) на территории края покрылась лесами, в которых обитали первобытные охотники бутовской и иеневской культуры, овладевшие технологиями лука и стрел. дальнейшем эти племена эволюционировали в верхневолжскую неолитическую культуру.

В неолите (5-3 тысячи лет до н. э.) местных кроманьонцев потеснили лаппоидные охотниче-рыболовецкие племена так называемой культуры ямочно-гребенчатой керамики. Ярославском крае обнаружены сотни стоянок этой эпохи.

В начале II тысячелетия до н. э. (бронзовый век) из Среднего Приднепровья сюда вторглись скотоводческие племена, которые подчинили неолитические племена и частично смешались с ними, они получили название фатьяновских, самый большой из найденных в дальнейшем могильников на территории области - Волосово-Даниловский близ деревни Волосово (станция Догадцево), где археолог Д. А. Крайнов в 1962-1970 раскопал около 170 погребений. Фатьяновцев сменяют иранские народы Абашевской культуры

С середины I тысячелетия до н. э. до середины I тысячелетия н. э. край заселяли так называемые дьяковские племена, умевшие обрабатывать железо, занимавшиеся скотоводством и подсечным земледелием, а также рыбной ловлей и охотой. Во второй половине I тысячелетия н. э. территория края заселяется финно-угорским народом меря. Раскопано несколько мерянских городищ (укреплённое поселение) и селищ (неукреплённое), это были центры ремесла и торговли: Сарское городище на реке Саре, впадающей в озеро Неро, городище у Грехова ручья, впадающего в Волгу в 7 км от Углича, Попадьинское (около дома отдыха «Красный холм») (в 20 км от Ярославля), Клещино на Плещеевом озере и другие. IX-X веке Верхнее Поволжье начинает мирно заселяться славянами, это были представители ильменских словен и кривичей, они постепенно смешивались с мерянами.

  • 1 Древнерусский период
    • 1.1 Удельное время
    • 1.2 Татаро-монгольское иго
    • 1.3 Подчинение Москве
  • 2 Имперский период
  • 3 Советский период
    • 3.1 Перед Войной
    • 3.2 период Войны
    • 3.3 После Войны
  • 4 Современность
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 См. также

Древнерусский период

Ростово-Суздальское княжество (сиреневый цвет) - древнейшее государственное объединение на территории Ярославщины в XI веке

Ярославщина относится к ядру русских земель. Первым русским городом на её территории был Ростов, который упоминается в летописи уже в 862 году. Когда в 882 году столица русских земель сместилась в Киев, Ростов превратился в административный центр Северо-Восточной Руси (Ростовское княжество). Среди известных ростовских князей были Борис (один из первых русских святых) и Ярослав Мудрый, построивший в 1010 году город Ярославль. Из Ростова происходил былинный богатырь Алеша Попович. 991 году (всего через три года после Крещения Руси) Ростов стал центром епархии, что подтверждало высокий статус города. Однако на Ярославщине христианство приживалось с трудом. 1071 году здесь вспыхнуло Антихристианское восстание, во время которого был убит Леонтий Ростовский.

Удельное время

Основная статья: Северо-Восточная Русь

Со второй половины XI века на Руси усиливаются центробежные тенденции. С 1054 года по завещанию Ярослава Мудрого Ростов, наряду с другими городами Северо-Восточной Руси, стал владением его сына, переяславского князя Всеволода Ярославича, куда тот посылал наместников. XII веке Ростовской землей правил Юрий Долгорукий. 1125 году он перенёс столицу княжества в Суздаль (Владимирская область) - с тех пор политическая роль Ростова постоянно уменьшалась. Во время правления Юрия впервые упоминается в 1148 году Углич (по местной летописи известен с 937 года), в 1152 году им строится Переяславль (Залесский) на Плещеевом озере близ древнего Клещина, во второй половине XIII века был основан город Романов.

В 1155 году сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский перенес резиденцию во Владимир, с этого времени Ярославщиной управляли владимирские князья. Однако в начале XIII века на удельные княжества распалась и Владимирское княжество. На территории Ярославщины располагаются центры четырех княжеств.

  • Переславское княжество в 1175 году учреждает Всеволод Большое Гнездо. Его преемником становится сын Ярослав - отец Александра Невского, дед первого удельного московского князя Дмитрия и прадед Ивана Калиты, от которого отсчитывают свой счет московские цари.
  • Ростовское княжество в 1207 году создает его сын Константин Всеволодович, однако после кровопролитной липицкой битвы ему удается стать владимирским князем (Ростов он уступил своему сыну Василько).
  • Угличское княжество в 1216 году достается сыну Константина Владимиру
  • Ярославское княжество достается другому сыну Константину Всеволоду.

Татаро-монгольское иго

В феврале 1238 года Северо-Восточная Русь была разорена во время татаро-монгольское нашествия. Переславль оборонялся 5 дней, почти все его жители погибли, Ростов и Углич сдались без боя, но тоже были разрушены, хотя и в меньшей степени, об обороне Ярославля ничего не известно, но он тоже был разрушен. 4 марта 1238 года отряд темника Бурундая столкнулся с русским войском на реке Сить; русские войска были разбиты наголову. Так началась зависимость Северо-Восточной Руси от Золотой Орды. Во второй половине XIII и в начале XIV века города Северо-Восточной Руси не раз подвергались разорению от ордынцев. 1257 году произошла Битва на Туговой горе. «Призыванием» монголо-татар сопровождались и междоусобицы русских князей. Ярославская рать под командованием князя Василия участвовала в Куликовской битве, вдохновителем которой был местный святой Сергий Радонежский.

Подчинение Москве

В 1302 году Переславское княжество присоединяется к Москве. 1463 году территория Ярославской области мирно вошла в состав Великого княжества Московского. Бывшие княжества, преобразовываясь в уезды, после этого управлялись московскими наместниками или воеводами, иногда выдавались в кормление пришлым князьям. 1538 году был основан город Любим. После создания Архангельска, Ярославль стал важным перевалочным пунктом на пути из Москвы к северному порту.

Территория Ярославской области сильно пострадала во время Смутного времени, население было разорено, многие погибли или бежали; особенно тяжёлый урон был нанесён Ростову и Ярославлю. Дважды в апреле 1609 и в декабре 1615 года по области смерчем проносились отряды пана Лисовского. С апреля по июль 1612 года в Ярославле стояло Второе ополчение, откуда оно двинулось на юг, освобождать Москву от поляков. Ярославле окончательно определился и состав правительства - «Совета всея земли». марте 1614 года казаки атамана Баловня разоряли Пошехонский уезд. ноябре того же года из Ярославля на подавление мятежа выступила рать воеводы Валуева. сентябре 1618 года гетман Сагайдачный со своим огромным казачьим войском прошелся по Ярославщине, действуя по приказу польского королевича Владислава.

В 1692 году под начало ярославского воеводы переходят Ростов и Переславль. Накануне петровских преобразований в Ростове создается Славяно-греко-латинская школа в Ростове и почтовое сообщение с Москвой и Архангельском.

Имперский период

Основная статья: Ярославская губерния

В 1708-1710 годах Российское государство было разделено на 8 губерний: Ярославль, Углич, Романов вошли в Санкт-Петербургскую губернию, а Переславль, Ростов и Любим - в Московскую. 1719 году появилось деление на 45 (позднее 50) провинций - на территории современной Ярославской области находились Ярославская и Угличская провинции Санкт-Петербургской губернии и Переславская и Костромская провинции Московской губернии. Провинции делились на 5 дистриктов. 1727 году дистрикты были переименованы в уезды, тогда же Ярославская и Угличская провинции перешли в Московскую губернию. 1777 году в результате губернской реформы на основе большей части Ярославской, Угличской, меньшей части Костромской провинции было образовано Ярославское наместничество (Ярославская губерния), которое разделялось на 12 уездов. Центрами пяти уездов стали старые города: Ярославль, Ростов, Углич, Романов, Любим. Так как центром уезда обязательно должен был быть город, соответствующий статус был присвоен следующим населённым пунктам: посад Молога - город Молога, Рыбная слобода - город Рыбной (позднее Рыбинск), Борисоглебская слобода - город Борисоглебск, село Пертома - город Пошехонье, село Мышкино - город Мышкин, село Даниловское - город Данилов, село Петровское - город Петровск. Все города получили новые гербы и первые регулярные планы застройки. 1786 году кафедра Ростовской епархии (с тех пор это Ярославская и Ростовская епархия) была перенесена из Ростова в Ярославль. 1796 году упразднены наместничества, основной административной-территориальной единицей стали губернии; в Ярославской губернии были изменено число уездов до 10.

Карта Ярославского наместничества. 1792 год.

Вестернизация привела к появлению театров (Российский академический театр драмы им. Ф. Волкова), музеев (Музей при Ярославском естественно-историческом обществе) и учебных заведений как светской (Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского, Демидовский юридический лицей), так и духовной направленности (Угличское духовное училище). На основе синтеза западных и местных традиций создаются народные промыслы (финифть). Вместе с тем меры правительства приводили к сопротивлению, которое приобретало религиозные формы (Бегуны).

В XIX-ХХ веке в Ярославском крае происходит первичная индустриализация. 1850 году создается Ярославская табачная фабрика. 1879 году при участии Менделеева создается Ярославский нефтеперерабатывающий завод. 1870 году железная дорога соединяет Ярославль с Москвой, а в 1872 году - с Вологдой. Появилась местная периодическая печать (газета Северный край и журнал Дубинушка). 1916 году русский промышленник В. А. Лебедевым в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности создает Ярославский моторный завод. Развивается промышленность и в Рыбинске (Русское Рено, Рыбинский завод полиграфических машин). Появился общественный транспорт (Ростовская конка).

Во время Гражданской войн активных боевых действий на территории края не велось за исключением Ярославского и Рыбинского восстаний, нанёсших тяжёлый урон этим городам. Во время Гражданской войны и в последующие годы формировались новые органы власти, неоднократно менялось административно-территориальное деление края. Так, в 1921-1923 годах существовала Рыбинская губерния, в 1929 году была упразднена Ярославская губерния, в 1929-1930 годах на её месте существовали Ярославский и Рыбинский округа Ивановской промышленной области, в 1930 году их территории отошли под прямое управление администрации промышленной области.

11 марта 1936 года Ивановская промышленная область была разделена и образована Ярославская область из 36 районов и 15 городов, в том числе 3 городов областного подчинения - Ярославль, Рыбинск и Кострома. состав области вошла территория бывших Ярославской губернии (без восточной части Ростовского уезда), значительная часть Костромской губернии и Переславский уезд Владимирской губернии. Территория составила 62 тысячи км², а население - 2,1 млн человек. 1944 году из Ярославской была выделена Костромская область. У Ярославской области осталась территория в 36,4 тысяч км², которая с тех пор практически не изменялась.

В первые годы советской власти на Ярославщине усиленно проводится индустриализация. Модернизируются старые заводы и создаются новые. Развивается химическая промышленность (Ярославский резино-асбестовый комбинат, СК-1). целях удовлетворения возрастающих потребностей в электричестве в 1935 году начинается строительство Рыбинской ГЭС, которая привела к появлению на Волге обширного Рыбинского водохранилища и затоплению города Мологи. Строительство велось силами заключённых Волголага. 1930-е годы были проведены коллективизация сельского хозяйства и «раскулачивание». К весне 1941 года было образовано около 3500 колхозов. Накануне Великой Отечественной войны Ярославская область была одной из наиболее промышленно развитых в Центральной России. На конец 1936 года имелось 587 крупных промышленных предприятий, на которых работало более 200 тысяч человек. Большая часть промышленности была сконцентрирована в трёх крупнейших городах: Ярославль - 53 %, Рыбинск - 17 %, Кострома - 11 % объёма производства. 1940-1941 годы были построены важнейшие для области дороги Ярославль - Рыбинск и Ярославль - Кострома. Темпы роста промышленного производства были существенно выше, чем в соседних регионах и превышали средние темпы роста по стране.

Наряду с индустриализацией происходила и культурная революция, увеличилось количество школ и выпуск газет. целях совершенствования идеологической обработки масс создаются учреждения культуры: Ярославский театр кукол и Ярославская областная филармония. Вместе с тем, закрываются православные храмы, их помещения стали использоваться под хозяйственные нужды, сворачиваются реставрационные работы.

С 1924 года единственным вузом области был педагогический институт. 1931 году в Ярославле были открыты вечерний металловтуз и отделение Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. 1930-х годах работала Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа. 1932 году был открыт Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, эвакуированный в Уфу в годы войны. 1943 году в областном центре был открыт медицинский институт, в 1944 году - технологический институт резиновой промышленности и сельскохозяйственный институт, вечерний Институт марксизма-ленинизма. С 1918 по 1975 год на территории области было осуждено по политическим мотивам 18 155 человек, из них расстреляно - 2219 человек. Эти цифры не включают необоснованно раскулаченных, административно высланных и членов их семей. 1937-1938 годах в области было репрессировано 544 руководящих работника областного масштаба, в том числе более 40 руководителей горкомов и райкомов партии, 166 директоров промышленных предприятий, около 40 руководителей и преподавателей учебных заведений; в эти годы было расстреляно 1660 человек, в том числе 423 рабочих, 246 крестьян и 256 служащих.

В период Войны

Основная статья: Ярославская область в Великой Отечественной войне

Во время Великой Отечественной войны более полумиллиона жителей Ярославской области отправились на фронт, погибло свыше 200 тысяч человек (приблизительно каждый десятый житель области). Осенью 1941 года - зимой 1942 года существовала реальная угроза вторжения врага на территорию области; в ней строились два рубежа обороны общей протяжённостью 780 км, часть стратегических предприятий была эвакуирована, велась подготовка к сопротивлению. 1941-1943 годах область подвергалась бомбардировкам, наиболее разрушительные из которых произошли в ночи на 10 и 21 июня 1943 года. Ярославская область приняла около 0,4 млн раненых и около 0,3 млн эвакуированных. Народное хозяйство быстро перестроилось на военный лад и стало важной частью оборонного производства страны. 1942 году в Ярославле открылся военный аэродром Дядьково. За 1940-1944 годы годовой объём промышленного производства вырос на 12,2 %, область поставляла фронту около 760 видов оборонной продукции. Ярославская область, ранее ввозившая более половины потребляемого продовольствия, в 1943-1945 годах сама обеспечивала себя всеми продуктами питания.

После Войны

В годы IV пятилетки (1946-1950) в области реконструировалось и возводилось 15 промышленных объектов, на предприятиях проводилась конверсия военного производства, было завершено строительство Рыбинской ГЭС и наполнение Рыбинского водохранилища, построены Угличский часовой завод, Рыбинский кабельный завод, Рыбинский завод гидромеханизации, механический завод Волгостроя, Рыбинский электротехнический завод, Семибратовский завод газоочистительной аппаратуры. К концу досрочно выполненной пятилетки промышленность области превзошла уровень 1940 года на 46 %. 1950 году в деревне прошло укрупнение колхозов - из 3890 было создано 962. Началась электрификация деревни путём строительства маломощных примитивных электростанций.

В 1957 году появилось телевидение и футбольный клуб «Шинник». 1960-е годы в области начали производить Пошехонский сыр. На берегах Волги заиграл джаз. 1990 году был создан Ярсоцбанк.

Современность

Первым губернатором Ярославской области стал Анатолий Лисицын. 1990-е появился региональный бренд Ярпиво. Усилилась мусульманская диаспора. Начали проводиться рок-фестивали (Доброфест), появились готы. Вместе с тем, обозначились и негативные явления. Жителей Ярославской области потрясло Ритуальное убийство в Ярославле, совершенное сатанистами. Население области медленно начало вымирать. На смену местным жителям стали приезжать мигранты из Армении и Киргизии.

В 2006 году Ярославская область лидировала по количеству интернетизированных школ. Также в области стартовал проект по присвоению регионом сказочного персонажа. Кукобое живет Баба-яга, в Ростове - Алеша Попович и Емеля с щукой, в Переславле - царь Берендей, в Мышкине – Мышка-норушка, в Рыбинском районе - Курочка Ряба, в Пошехонье - Водяной. Ну и здесь же, в Переславских лесах, находится самое сказочное место - Тридевятое царство.

Примечания

  1. Углич
  2. 1 2 3 Мейерович М. Г. Так начинался Ярославль. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1984. - 63 с.
  3. Крайнов Д. А. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. М.: 1972.
  4. Среди нас есть уже хафизы (интервью с руководителем ярославской общины мусульман Кюри Халимовым)
  5. Ярославские готы заявили, что у них нет мировоззрения
  6. Ярославские сатанисты, съевшие 4 подростков, били жертв ножом 666 раз
  7. Ярославцы продолжают вымирать
  8. Ярославская область лидирует по количеству интернетизированных школ
  9. Родиной сказочного мишки избрали Ярославскую область

Ссылки

См. также

  • Список переименованных населенных пунктов Ярославской области

история ярославской области в, история ярославской области казахстана, история ярославской области тьмы, история ярославской области украины

История Ярославской области Информацию О

Похожие публикации