Современная социология.

Введение 3

Глава 1. Современная социология: основные понятия 5

1.1. Сущность современной социологии 5

1.2.Объект и предмет социологической науки. 7

1.3. Функции современной социологии 14

Глава 2. Современные социологические теории 19

Глава 3. Перспективы развития социологии28

Заключение 33

Список использованной литературы 35


Введение

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви­дение, радио, газеты сообщают о результатах социологических оп­росов населения по самым разнообразным проблемам. Социологиче­ские службы парламента, Президента, различных исследователь­ских центров изучают общественное мнение по важнейшим соци­ально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удов­летворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в кол­лективах, удовлетворенность населения транспортным обслужива­нием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежа­щий на поверхности уровень социологических исследований, кото­рый создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных по­требностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общест­венных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозав симость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстраги­руясь от других наук и от по имаемых в ш роком смыс е потреб­ностей практики, то нельзя не уяснить функц и отдельной наук . Именно потребности практик выдвигают на каждом этапе жизн общества новые требован я к гуманитарном знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество-не меха­ническое соединение различных механизмов управления, власт­ных институтов и структур, социа ьных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология - наука об обществе.


Глава 1. Современная социология: основные понятия

1.1. Сущность современной социологии

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

Современная социология - это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различ­ные определения социологии как науки об обществе. «Краткий сло­варь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологиче­ский словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процес­сов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология - это наука, в центре внимания ко­торой находятся социальные общности, их генезис, взаимодей­ствие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рацио­нальное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предме­том социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесь можно возразить. Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук - тео­рией права, политической экономией, историей, психологией, фило­софией и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные спе­циальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную дея­тельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства - только искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.

Следовательно, социология - это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприя­тие единственным средством достоверного познания, обществен­ных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интере­сов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир - социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные дейст­вия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей общество-знания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается со­циологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная со­циология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социоло­гии - выживание человечества и обновление цивилизации, подня­тия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности.

Социология - наука о становлении, развитии и функциониро­вании социальных общностей, о социальных процессах и социаль­ных отношениях между общностями, между общностями и лич­ностью, наука об обществе и общественных отношениях.

1.2.Объект и предмет социологической науки.

Объектом любой науки называют то, что она изучает, то есть ту реальность, которая попадает в поле зрения данной науки. Объект науки следует отличать от ее предмета, под которым понимается то, под каким углом зрения она рассматривает свой объект, какие закономерности в этой связи она выявляет.

К настоящему времени сложилось многообразие трактовок объекта и предмета социологии. Все эти трактовки делятся на три большие группы, представляющие разные стратегические подходы к пониманию природы и содержания социологического знания.

Согласно первому подходу, объект социологии мыслится как общество в целом, а предмет - как закономерности развития общества в виде целостной общественной системы.

Начало такому пониманию предназначения социологии положил еще Огюст Конт. Ныне оно воспроизводится многими зарубежными авторами - Дж. Марковичем, Н. Смелзером, Н. Луманом и др. .

Представители второго подхода полагают, что объектом социологии выступает не все общество, а лишь его особая часть - сфера социальных отношений. Предметом социологии при этом признается специфика закономерностей функционирования и развития этих отношений, их воспроизводства и изменений. В данном случае мы имеем дело с более поздней, сложной и довольно противоречивой системой взглядов на социологическую науку. Сложность и противоречивость данного подхода обусловлена многозначностью понятия "социальные отношения".

Им можно обозначать:

·все взаимодействия людей, возникающие в их общественной жизни (эта широкая трактовка социальных отношений возвращает нас к первому подходу);

·те взаимодействия людей, которые выходят за рамки экономических, политических и духовно-культурных отношений, существуют наряду с ними и относительно автономны от них;

·отношения между большими группами общества - классами, этносами, населением разных стран и регионов;

·отношения между всеми социальными группами, в т.ч. малыми - семьями, трудовыми коллективами, соседскими общностями, дружескими компаниями и т.п.;

·взаимодействия людей и их групп, образующих т.н. гражданское общество, т.е. ту сферу общественной жизни, которая не регулируется государством и бизнесом;

·все взаимосвязи людей, возникающие в ходе их совместной деятельности, имеющие как непосредственно контактный (очный), так и опосредованный (заочный) характер;

·только те взаимосвязи индивидов, которые образуют микросреду ее жизнедеятельности;

·отношения людей в семейно-бытовой жизни, т.е. вне производственной, экономической, учебной и общественно-политической жизни;

·иные стороны и грани взаимоотношений людей и их групп в обществе.

В зависимости от того или иного понимания социальных отношений предлагаются различные трактовки атрибутов нашей науки. Например, Г. В. Осипов объектом социологии считает совокупность социальных связей и отношений, характеризующих взаимодействия людей в качестве представителей общностей, которые занимают в обществе существенно различное положение. Предметом социологии в таком контексте признаются закономерности функционирования и изменения тех связей и отношений людей, которые воспроизводят или меняют ранее сложившееся социальное неравенство людей и их групп . По мнению Ж. Т. Тощенко, объектом социологии выступает гражданское общество, а предметом - закономерности его формирования, функционирования и развития . В. Г. Харчева исходит из того, что объектом нашей науки является социальная жизнь, осознаваемая как система отношений личности, а предметом - закономерности воспроизводства и эволюции личности в роли субъекта общественной жизни . Известный американский социолог Э. Гидденс полагает, что социология призвана изучать социальный опыт субъектов общественной жизни, начиная с индивида и завершая большими группами (общностями) людей, упорядоченность этого опыта во времени и пространстве.

ВАРИАНТ 1

Задание 1 (тема 1)

Приведите примеры современных определений социологии как науки, проанализируйте их

Современная социология - это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки. социология личность статика динамика

Социология - наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденции развития.

«Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью.

Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей.

Социология - отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.

Социология - наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений.

С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир - социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Социология обладает способностью видеть мир как целостную систему, которая рассматривается не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Социология пытается изучить причины и найти пути выхода из кризиса общества. Социология ищет решение проблем не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельных личности.

Социология - это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.

Задание 2 (тема 1)

Назовите основные положения учения О. Конта о социальной статике и социальной динамике

Впервые термин «социология» Огюст Конт употребил в 1839 году, в 47-й лекции «Курса позитивной философии» (том 4). Ученый выделил социологию как отдельную науку. Социология как наука о человеческом обществе являлась самой молодой наукой в составленной Контом энциклопедии наук. По мнению социолога, ее следовало развивать, чтобы с ее помощью не только объяснять закономерности общественного устройства и развития, но и поставить политику на научную основу для содействия прогрессу человека и общества.

Вся социология (до 1839 г., в терминологии О. Конта -- социальная физика) делилась им на две части -- социальную статику и социальную динамику (по аналогии с физикой, где в качестве основных разделов выделяются статика и динамика). Социальная статика изучает общество в состоянии устойчивого равновесия всех социальных элементов, дает его синхронный срез. Социальная динамика обращается к анализу развития общества. Основной закон социальной статики формулируется Контом как закон социальной гармонии, устанавливающий в качестве естественного состояния социального строя гармонию классов.

Конт начинает анализ социальной статики с семьи, рассматривая ее как основную клеточку социального организма. Семья -- это то, что находится между обществом и человеком и сближает их. «Только благодаря семейным обязанностям, -- писал Конт, ~~ человек изменяет своему первоначальному себялюбию и может надлежащим образом подняться к конечной ступени, к общественности»

Распад семьи будет означать распад общества. Семья, по Конту, выполняет самые важные функции в обществе: сохраняет культурное наследие, устанавливает эмоциональные и моральные связи между людьми, определяет баланс, равновесие между устремлениями разных поколений. Поскольку семья -- это первичная, складывающаяся на основе чувств, их силе форма объединения людей, именно из нее вырастают другие формы объединения людей -- племена, народы и т.д. французский социолог не рассматривал экономическую функцию семьи.

Волновало Конта, прежде всего, проблемы морального характера, в том числе применительно к семье.

Все рассуждения Конта о семье, и особенно о женщине, окрашены в архаичные и консервативные тона. Он оправдывает неравенство между мужчиной и женщиной, доказывает, что женщина в интеллектуальном отношении слабее мужчины; вместе с тем она являет собой силу любви, значащую гораздо больше, чем тщеславное превосходство разума. Прекрасна формула, выдвинутая Контом: «Пресыщает любая деятельность и даже мысль, но никогда не пресыщает любовь».

Социальная динамика характеризовала развитие мысли, духа и общества в рамках трех последовательно сменяющих друг друга фаз (стадий, состояний). Первую главу своей книги «Дух позитивной философии» Конт назвал «Закон интеллектуальной эволюции человечества, или Закон трех стадий», и начинает он ее следующим образом: «Согласно моей основной доктрине все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти, последовательно, через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями -- теологическая, метафизическая и научная...»

По утверждению Конта, эти стадии проходят в своем развитии, возвышаясь от низшей к высшей, как через индивидуальное человеческое сознание, так и сознание всего человечества (имеются в виду его история и культура). Первая -- теологическая -- отмечена господством религиозно-мифологического сознания, вторая -- метафизическая -- является чисто разрушительной и поэтому негативной, кризисной и переходной, поскольку она характеризуется господством абстракций и оторвана от реальности! Только третья, позитивная (научная), стадия означает полное и окончательное утверждение нового взгляда на природу и общество. Все три стадии (фазиса, по выражению Конта) предстают у социолога как исторически сменяющие друг друга типы социальной организации человечества.

Особенно важно отметить, что и в социальной статике, и в социальной динамике духовный фактор главенствует. И в первой, и во второй изменения в духовной сфере сопровождаются переменами в остальных областях общественной жизни.

Стадии развития по Конту: теологическая стадия в развитии сознания, а,следовательно, и общества означала, что все явления рассматривались как результат действия сверхъестественных сил. Ее хронологические рамки -- древность и раннее Средневековье. В рамках этой стадии выделялись три периода -- фетишизм, политеизм, монотеизм. Период фетишизма связан с приписыванием жизни внешним предметам, в которых люди видели богов, поклонением неодушевленным предметам, наделявшимся сверхъестественной магической силой. Период политеизма (что означает веру во многих богов), особенно ярко проявившийся в Древней Греции и Риме, был связан с формированием поэтического мировоззрения, развитием художественного творчества. Поэтому, считает Конт, материальная культура в Древнем мире развивалась слабо. Что касается периода монотеизма, то он был характерен для обществ, где господствовала религия одного бога. Типичный пример -- христианство.

Метафизическая стадия характеризовалась направленностью на разрушение в ходе Реформации, Просвещения, революций, войн и т.д. старых верований, составлявших фундамент общественного порядка в эпоху Средневековья. В упадок приходят все авторитеты того времени: власть, религия, господствующие классы.

Что касается позитивной стадии, то ее смысл состоит в коренном преобразовании мыслительных ориентиров, определяющих характер общества. Появляется индустриальный (промышленный) строй, приходящий на смену военному и теологическому состоянию. Характерные черты позитивной эпохи: быстрое развитие материальной культуры (обеспечивающее более легкую и приятную жизнь), рост социальных чувств, солидарность, справедливость и мир. Человеческая мысль стремится теперь объяснить все на основании открываемых законов, представляющих собой наблюдаемые связи между явлениями.

Говоря о социальной статике и социальной динамике, нельзя не отметить соотношение двух узловых понятий в социологии Конта -- порядка и прогресса, Они являются главными проявлениями общественного целого. Первый больше присущ социальной статике, второй -- социальной динамике.

Большое внимание проблеме соотношения порядка и прогресса Конт уделяет в «Системе позитивной политики». Прежде всего, он формулирует девиз позитивизма: порядок и прогресс. Прогресс для Конта оказывается, прежде всего, развитием порядка. Французский социолог выступает как автор теории, в которой различаются и анализируются четыре вида прогресса: материальный, физический, интеллектуальный и моральный.

Последний больше всего способствует поддержанию порядка, совершенствованию общества и человека. Система человеческого совершенствования включает в себя последовательные четыре ступени, соответствующие видам прогресса. Это вначале материальное, затем физическое, вслед за ним интеллектуальное и, наконец, моральное (нравственное) совершенствование. Одним словом, выстраивается своего рода иерархия видов общественного прогресса и человеческого совершенствования.

Задание 3 (тема 11)

Дайте определение понятия "мировая система" и назовите ее основные элементы

Понятие «мировая система» надо понимать в узком и широком смысле. В узком смысле мировая система - это мировая империя - несколько территорий, объединенных военной и политической властью. В широком смысле, мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила название мирового сообщества.

Элементы мировой системы

Американский учёный У. Валлерштайн разделил мировую систему на три части: Ядро, Полупериферия, Периферия

Ядро

Ядро -- страны Западной Европы, Северная Америка, Япония -- включает государства с усовершенствованной системой производства. У них больше всех капиталов, самые качественные товары, самые сложные технологии и средства производства. Дорогую и высокотехнологичную продукцию эти страны экспортируют в периферию и полупериферию.

Государства полупериферии и периферии -- это страны так называемого второго и третьего мира. У них меньше власти, богатства и влияния. Термин третий мир придумали в 1952 французы (tiers monde) для описания группы стран, которые в эпоху холодной войны между США и СССР (соответственно первым и вторым миром) не присоединились ни к одной из враждующих сторон. Среди них были Югославия, Египет, Индия, Гана и Индонезия. Во второй половине 50-х годов термин приобретает более широкое значение. Он стал обозначать все слаборазвитые страны. Таким образом, его смысл наполнился не географическим, а экономическим содержанием. К слаборазвитым странам начали относить страны Латинской Америки, Африки (исключая ЮАР), Азии (за исключением Японии, Сингапура, Гонконга и Израиля). А некоторые страны, такие, как страны Африканской Сахары, Гаити и Бангладеш, обременённые чрезмерной бедностью и нищетой, были зачислены в разряд четвёртого мира. Их отделили от стран третьего мира, т. к. они уже вышли на путь экономического прогресса.

Периферия

Страны периферии -- это самые отсталые и бедные государства Африки и Латинской Америки, сырьевые придатки ядра. Полезные ископаемые добываются, но не перерабатываются на месте, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, она поступает на службу к иностранному капиталу и обслуживает только его интересы (даже если эти люди не уезжают за границу). Политические режимы -- диктаторские или авторитарные -- нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и национальные конфликты. Высший класс не отделен от низшего широким слоем среднего класса.

Поскольку благополучие стран третьего мира зависит от экспорта сырья, технологии и капиталы поступают только извне. Правительства существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока приходят иностранные инвестиции, зачастую оседающие в карманах госчиновников или на их заграничных счетах. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи.

Демографическую ситуацию стран третьею мира характеризуют разноречивые процессы: высокая рождаемость и высокая детская смертность; миграция из перенаселённых деревень в города в поисках рабочих мест.

С 60-х годов страны третьего и четвертого мира взяли в долг у развитых стран несколько миллиардов долларов. Кредиты брали в период экономического подъёма Запада, следовательно, при низких процентных ставках, а отдавать приходится совсем в иных условиях. Совокупный долг Западу превысил 800 млрд. долл., но не видно способов, каким заёмщики могли бы расплатиться с кредиторами. Самыми крупными должниками являются Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Нигерия, Перу, Чили и Польша. Стараясь поддержать на плаву экономику этих стран, западные кредиторы вынуждены рефинансировать займы. Но чаще они сталкиваются с частичной или полной некредитоспособностью той или иной страны. Невыполнение своих долговых обязательств в столь крупных масштабах разрушает международную финансовую систему.

Полупериферия

Полупериферия занимает промежуточную позицию между ядром и периферией. Её страны достаточно развиты индустриально. Как и государства ядра, они экспортируют промышленные и непромышленные товары, но им не хватает власти и экономического могущества стран ядра. Например, Бразилия (страна полупериферии) экспортирует автомобили и моторы для машин в Нигерию, экстракт апельсинового сока и кофе в США. Производство механизировано и автоматизировано, но все или большинство технологий заимствуются у стран ядра. В полупериферию входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силы средним классом

Задание 4 (тема 12)

Охарактеризуйте роль гипотезы в социологическом исследовании

Роль гипотезы в социологическом исследовании, как и в любом научном исследовании, чрезвычайно велика. Социологи любят повторять выражение Д.И. Менделеева, который говорил, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. Гипотеза, во-первых, аккумулирует опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию); во-вторых, она служит своего рода "спусковым механизмом" для перехода к важным эмпирическим процедурам, призванным в конечном итоге дать новое знание об объекте.

Как найти хорошую гипотезу? Многие ученые цитируют по этому поводу шутку М.Р. Коэна, который как-то заметил, что гипотезы возникают у людей, которые думают. До настоящего времени процесс постановки гипотез не удалось формализовать, да и трудно поверить в решение этой задачи. Опираясь на опыт анализа большого количества проведенных социологических и других исследований, можно назвать некоторые источники гипотез.

Это, во-первых, обыденное сознание, которое, как известно. возникает в процессе повседневной жизни людей. Оно включает в себя знания и навыки, складывающиеся в процессе трудовой деятельности, обычаи, непосредственно житейские нравственные нормы и т.п. Иногда возникает вопрос: стоит ли проводить исследование, если утверждаемое в гипотезе и без того известно? Да, стоит, потому что обыденное сознание не может дать обоснованный ответ на многие вопросы.

Другим источником построения гипотез может быть аналогия. Этот метод давно известен в науке. Сущность его заключается в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный, менее доступный.

Сам по себе объект исследования может быть численно очень большим: десятки и сотни тысяч людей, составляющих население региона, области, города; тысячи работников промышленного предприятия, научного учреждения или учебного заведения и т.д. Естественно, исследователь заинтересован опросить каждого из них. Однако есть ли в этом необходимость? Например, если анкетному опросу подлежит группа студентов численностью в 20-30 человек (и даже аудитория в 200-500 человек), то опрос действительно может быть сплошным, то есть охватывать каждого студента. Но когда речь идет о многих тысячах человек, соответственно возрастает число работников, занятых сбором информации, проверкой годности анкет, кодировкой открытых вопросов и т.д. Другими словами, чем больше анкет, тем, естественно, больше времени требуется на их обработку, больше тратится средств и энергии на исследование. Вот почему в тех случаях, когда объект исследования насчитывает 500 и более человек, единственно правильным следует признать применение выборочного метода.

Задание 5 (тема 10)

Что такое социальный тип личности? Какие социальные типы личности вам известны, по какому критерию они определяются? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?

Социальный тип личности - это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Понятие «социальный тип личности» фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность.

Типы личности:

  • 1. теоретический тип - ориентированность на получение новых знаний;
  • 2. экономический тип - основой поведения выступает прагматическая ориентация;
  • 3. социальный - стремление к общению, направленность на социальное окружение;
  • 4. эстетический - склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;
  • 5. политический - стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;
  • 6. религиозный - ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.
  • 2. В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентации
  • 1. традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены очень слабо;
  • 2. у идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость и критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение к авторитетам;
  • 3. для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как выброшенного из потока жизни;
  • 4. реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;
  • 5. гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», стремление «насладиться жизнью» и удовлетворить потребительские желания.
  • 1. Первый тип - "деятели". К ним относятся: рыболовы, охотники, ремесленники, воины, земледельцы, рабочие, инженеры, геологи, медики, педагоги, менеджеры и т.д. Для них главное - активное действие, изменение мира и других людей, а также самого себя. Они живут работой, находя в этом высшее удовлетворение, даже если её плоды и не столь заметны. Потребность в таких личностях была всегда - эти люди активны, знают себе цену, обладают чувством собственного достоинства, осознают меру своей ответственности за себя, за свою семью, за свой народ. Ещё Евангелист Лука приводил слова Христа: "Жатвы много, а делателей мало".
  • 2. Второй тип - мыслители. Эти люди, по словам Пифагора, приходят в мир не для того чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себя традиции рода и его историческую память, всегда пользовался огромным авторитетом. Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Размышления о мире, о его происхождении, о человеке, о личности, о свободе и т.д. требуют много сил и, в какой-то мере, мужества. Поэтому судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего трагичны, т.к. "никакой пророк не принимается в своем Отечестве".
  • 3. Третий тип - люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как "трещина мира" (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, например, что поэт А. Белый, ещё в 1921 году написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а его велики современник А, Блок слышал "музыку" революции задолго до её начала. Таких примеров немало и они говорят о том, что мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом. Возможно, многие люди видят красоту природы, но описать её так, как это делает поэт очень трудно. Поэт, словно волшебник описывает, например, кленовый лист, как живого человека, чувствующего и живущего. А как художник, подбирая палитру красок, творит чудеса на холсте, и показывает, что как, например, море живет, радуется, грустит. Действительно, этот тип личности творит чудеса.
  • 4. Четвертый тип - гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы "вчувствуются" в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швейцер, Ф.П. Гааз, А. Дюнон, Мать Тереза, Иисус Христос и тысячи их последователей в истории и нашей действительности - живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, происхождения, вероисповедания и других признаков.
  • 1. Физическая личность или физическое Я - это тело, или, телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый "предмет" для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности можно также отнести одежду, домашний очаг, произведения ручного и интеллектуального труда - украшения его быта, коллекции, письма, рукописи. По данным элементам можно много сказать о человека, о его увлечениях. Сразу распознать творческую личность. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек есть "целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним".
  • 2. Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которым он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания.При увеличении числителя и уменьшении знаменателя, дробь будет возрастать. По этому поводу Т. Карлейль говорил: "Приравняй твои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоих".
  • 3. И, наконец, духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором все и держится. Это внутренние духовные состояния, отражающие стремление к определенным духовным ценностям и идеалам. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, она не приобретается путем образования или подражания даже лучшим примером
  • 5. На основе критического отношения к социальной реальности формируется четыре типа личностного поведения: нигилист, реакционер, реформатор, революционер.
  • 1. Нигилист -- пренебрежительно относится к повседневным ситуациям настоящего, оценивая его с позиции либо идеализированного будущего, либо идеализированного прошлого. В силу чего он внутренне готов к тотальному разрушению во имя «нового порядка», который «осчастливит» все человечество. Нигилизм довольно часто является результатом краха романтических иллюзий, но может быть и прикрытием эгоистических устремлений и банальной лености.
  • 2. Реакционер (консерватор, ретроград) -- модель личностного по ведения, целью и мотивом которого является стремление сохранить (возродить) патриархальные ценности, воспрепятствовать различного рода новациям.
  • 3. Революционер как тип личности стремится к преобразованию на личного бытия, и, прежде всего к его разрушению. Хотя довольно часть революционеры -- прагматики, однако их прагматизм не направлен на личные выгоды, они, скорее аскеты и готовы к жертвенности ради идеалов революции. Профессиональные революционеры ориентированы на высокую ответственность, постоянную мобилизацию, высокую организованность и героизм. Такой тип личности наибольшее распространение находит в обществах переходного типа, в кризисные, критические периоды истории.
  • 4. Реформатор -- тип ориентации личностного поведения на реализм в оценках ситуации и целей и средств ее преобразования. Для него характерны склонность к компромиссам, решительность и ответственность за выполнение поставленных целей.
  • 6. Известный представитель конфликтологического направления в социологии Р. Дарендорф использует термин Аристотеля homo politicus, то есть человек политический, участвующий в общественной жизни и управлении, разработал свою социальную типологию личности. Он подчеркнул, что личность - это продукт развития культуры и социальных условий и пользуется термином homo sociologihus (человек социологический) выделял его виды :
  • 1. homo faber - человек трудящийся, в традиционном обществе, то есть личность, несущая бремя, наделенное важной общественной функцией;
  • 2. человек массовый - современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;
  • 3. человек универсальный - способный заниматься разными видами деятельности, способный к всевозможным занятиям;
  • 4. человек, зависящий от государства

Вторая половина XIX века – время стремительного перехода России на рельсы новой, индустриальной цивилизации, что обострило как старые социальные проблемы, так и выявило массу новых. Средств традиционной философии для их решения оказалось недостаточно. Актуальным стал запрос на рациональный тип мышления и социально-политического действия. Необходимо было новое, более точное социальное знание, что и выразилось в становлении и развитии социологии. В ее развитии достаточно четко просматриваются три исторических этапа.

Первый этап : 1860–1890-е годы. Как и на Западе, социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины О. Конта. Хотя идеи Конта упоминались уже в 40–50-е гг., особого резонанса они не имели. Широкая популяризация позитивизма начинается в 60-х гг. В 1859 г. выходят две работы П.Л. Лаврова («Механическая теория мира» и «Очерки развития личности»), написанные в позитивистском духе.
В 1867 г. в книге «Огюст Конт и положительная философия» публикуются работы Г. Льюиса и Дж. Милля о Конте. Рецензия на эту книгу Лаврова (1868) во многом задала тон всей последующей российской позитивистской литературе. На рубеже 60–70-х гг. появляются первые собственно социологические работы П .Л. Лаврова и И.К. Михайловского , написанные в русле методологии позитивизма.

Можно, таким образом, сказать, что между 1868 и 1875 годами заключен период легитимизации социологии в России. Конечно, 1875 г. – достаточно условная дата. И все же именно на этом рубеже обозначились первые итоги методологической дискуссии о статусе новой науки, появились публикации, четко зафиксировавшие рождение двух противоположных направлений – объективного и субъективного.

В качестве основоположников российской социологии чаще всего называют П.Л. Лаврова, Е.В. де Роберти, Н. К. Михайловского, С.Н. Южа-кова, П.Ф. Лилиенфельда, А.И. Стронина.

Рассматривая роль позитивизма в становлении российской социологи, следует, однако, подчеркнуть, что увлечение им в России не было простым заимствованием. Напротив, российские социологи, даже объективного направления, никогда не были правоверными позитивистами, относились к идеям Конта и близких ему мыслителей достаточно критично. Более того, такие социологи, как Лавров или Михайловский, сложились как позитивисты во многом еще до знакомства с идеями Конта, Спенсера и др. В позитивизме российских социологов привлекало стремление к научному методу, синтезу знаний, к созданию науки об обществе, и он рассматривался ими как логика современной науки. В духе Конта на первом этапе российской социологии был понят ее предмет: социология рассматривалась как высшая наука, опирающаяся на синтез всех научных знаний и исследующая всеобщие социальные законы. Одновременно недоста-точно точная формулировка объекта социологии приводила к ее аморфности и нечеткости, поскольку каждый исследователь вкладывал в свою «социологию» содержание, соответствовавшее его научным интересам и запасу знаний. Социология тесно переплеталась с социальной философией, рассматривалась как продолжение последней.

При этом весьма прозрачно выявилась политическая ангажированность русской социологии: в России она выступила как радикальный социально-политический проект (революционный или реформистский), предлагавший альтернативы политике властных структур. А потому вовсе не случайно, что в правящих кругах «новая наука» была встречена довольно настороженно, поскольку рассмат-ривалась в качестве атрибута оппозиционного сознания. Многие социологи в той или иной форме преследовались, были вынуждены публиковаться за границей. По этим же причинам длительное время в стране не было специальных исследовательских учреждений, кафедр, журналов. В силу неясности предмета социологии и ее забегания в чужие области она довольно настороженно была встречена и в академической среде. Тем не менее новая наука достаточно быстро развивается, нарастает количество публикаций. Когда в 1897 г. вышел
в свет первый учебный обзор по социологии на русском языке (Н. И. Ка-реев. Введение в изучение социологии), в его библиографии из 880 работ российским авторам принадлежало 260.

Сложился ряд школ и направлений социологических исследований. Среди них можно отметить следующие: натуралистическая социология в различных ее формах (Н.Я. Данилевский, А.И. Стронин, Л.И. Меч-ников и др. ), психологические направления (П.Л. Лавров, Н.К. Михай-ловский, Н.И. Кареев, Е.В. де Роберти и др .), школа М.М. Ковалевского . Заявил о себе экономический материализм (Г.В. Плеханов ). Правда, говорить о школах в социологии из-за отсутствия институциональных основ можно с определенной долей условности. В основном они представляли собой идейную общность, дружеские контакты, литературное сотрудничество и т.п.

Второй этап :1890–1900-е годы. Утверждается мнение, что социология есть одна из многих социальных наук, имеющая собственный предмет исследования и своеобразные задачи. В таком понимании социология все более положительно принимается в научных и общественных кругах, проникает в академическую среду, ее методы начинают широко использоваться в других социальных дисциплинах. В связи с этим следует подчеркнуть, что создание различного рода прикладных социологий было начато именно в России.

Рубеж веков характеризуется осознанием кризиса социологии, причины которого усматривались в неадекватности методологии классического позитивизма потребностям научного познания общества. На передний план выходит анализ философских предпосылок социологического познания. Ведущей социологической школой становится неокантианство (Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий
и др.)
. Утверждается экономический материализм (или марксистская социология ), причем в двух вариантах: ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин ) и неортодоксальный, «легальный марксизм» (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский ), весьма близкий с точки зрения методологии к нео-кантианству. В этот же период начинается, хотя и эпизодическое, преподавание социологии. Попытки же открыть кафедры или факуль-теты социологии наталкиваются на отказ правящих кругов. Нет и специальных изданий. Тем не менее количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся и издаются практически все работы ведущих западных социологов.

К концу второго этапа проблема институционализации социологии начала решаться. По личному разрешению Николая II в Петербурге
в 1908 г. был открыт частный Психоневрологический институт во главе с академиком В.М. Бехтеревым, с первой российской социологической кафедрой, которую возглавляли Ковалевский, де Роберти, позднее – П.А. Сорокин и К.М. Тахтарев. Кафедра провела большую работу по организации обучения социологии, подготовила четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии».

Третий этап : 10–20-е годы XX века. Это период, когда социология четко определяет свой предмет и самое себя как общую теорию социального, из чего вытекает снятие антиномии объективизма и субъективизма.

Ведущей в социологии становится неопозитивистская ориентация (П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая ). Одновременно оформляется своеобразная христианская социология в русле религиозной философии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк ).
В рамках ортодоксального марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация социальной теории (В.И. Ульянов-Ленин ), с другой, выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А. Богданов ).

Нарастает процесс институционализации социологии: в 1912 г. открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; в 1916 г. учреждается русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского; в 1917 г. вводится ученая степень по социологии; в 1920 г. в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П.А. Сорокиным.

Однако развитие российской социологии было прервано в 1922 г. после высылки ведущих ученых-обществоведов за пределы страны. Утверждавшаяся в стране после октября 1917 г. тоталитарная система не нуждалась в социологической науке, тем более что она представляла определенную опасность для режима.

Современные социологические теории

Развитие социологии в XX веке, во многом исходившее из принципов, выработанных М.Вебером и Э.Дюркгеймом, характеризуется возникновением многочисленных школ и направлений, каждое из которых по-своему уникально и требует к себе самого внимательного и серьезного отношения, ибо раскрывает перед нами ту или иную перспективу рассмотрения общества.

Как бы то ни было, но среди различных школ социологии XX века чаще всего выделяют следующие направления: структурный функционализм, конфликтологический подход и, наконец, теории межличностного взаимодействия.

Функционалистская социология . Выступая, во многом наследниками Г.Спенсера, современные социологи-функционалисты, и, прежде всего американский социолог Роберт Мертон (род. 1912), разделяют точку зрения, согласно которой общество в целом и его отдельные части имеют тесную взаимосвязь, которая закрепляется их функциями. Иными словами, в обществе все теснейшим образом связано и увязано друг с другом. Именно поэтому вместо того, чтобы рассуждать о внутреннем содержании социологических фактов и объектов, считают функционалисты, надо просто рассматривать те реальные, наблюдаемые и проверяемые последствия, которые связаны с фактами и объектами. В них, в последствиях, и проявляют себя функции. Однако какие же методологические «инструменты» применяет основатель функционализма в своем анализе?

Прежде всего - принцип социологической «теории среднего уровня». Свое краткое определение «теории среднего уровня». Р. Мертон формулирует следующим образом, что специфика социологии как особого видения социального мира по преимуществу, а, быть может, и исключительно выражается в той неповторимой «локализации» социологии в «промежуточном пространстве», располагающемся между чисто эмпирическими рабочими гипотезами и социально-философскими теориями социума.

Смысл многочисленных понятий функционализма состоит в их стабилизационном значении для развития социологического мышления. В известных социальных условиях дестабилизации именно эта нравственно-психологическая роль функционализма оказывается жизненно важной для выживания социологии как социальной науки и сохранения самоуважения социологов как ученых.

Параллельно и даже несколько раньше функционализма стала развиваться другая большая социологическая школа, возглавлявшаяся американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902–1979), получившая название «структурного функционализма».

Исходной точкой в формировании структурного функционализма стал принцип системного строения общества. Парсонс доказывал, что все социальные системы обладают набором из четырех основных функций. Каждая система вне зависимости от своего уровня осуществляет себя в системе действия. Иначе говоря, социальная система должна действовать, развиваться - в противном случае она умирает. Все социальные системы должны быть так организованы, чтобы быть совместимыми с другими системами; для того, чтобы выжить, система должна обладать поддержкой других систем. Таковы условия существования любой социальной системы вне зависимости от ее масштабов и важности.

Основная идея функционализма – идея социального порядка в обществе, основанного на доминировании согласия над конфликтом.

Конфликтологические теории . В противовес функционалистским подходам, всемерно подчеркивавшим стабилизационные и эволюционистские моменты социального развития, в современной западной социологии существует как бы противоположный стиль социологического мышления, который видит в обществе не консенсус, не сбалансированность мотивов и взаимных интересов, а борьбу различных групп и направлений, в результате которых и формируются социальные структуры и отношения. Значимые корни конфликтологического подхода можно обнаружить в социологическом наследии Карла Маркса.

Одним из видных радикальных социологов стал Райт Миллс (1916-1962) – американский социолог, прославившийся своими исследованиями властвующих элит в современном западном обществе. Представляя современное общество в виде социально-политической и экономической структуры, Миллс доказывал, что реальное влияние на эти структуры оказывается небольшими группами политических деятелей, бизнесменов и военных.

Наиболее полно роль социального конфликта раскрыл другой американский социолог Льюис Козер, который относил конфликт к области сугубо идейных явлений. Конфликты обнаруживают себя в социальном развитии по мере того, как определенные группы соперничают за власть, перераспределение доходов, за монополию на духовное лидерство и т.д. Всякое общество не только потенциально содержит в себе возможность конфликтов, но более того, общество может осуществлять себя только через баланс конфликтов, которые устанавливают принципы социального взаимодействия между группами и индивидами.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф (род. 1929) в своей «теории конфликта» исходил из того, что в каждом обществе существуют осевые линии социальных конфликтов. Конфликт, по его мнению, рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляются «давлению» или господству противоположной им социальной силы. Обосновывая главные положения теории конфликта, Р.Дарендорф утверждал, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. Стремление людей к перераспределению власти, а не экономические причины становятся источником конфликтов, а поскольку одно перераспределение выдвигает на очередь другое, социальные конфликты присущи любому обществу.

Теории межличностного взаимодействия провозгласили, а противовес функционалистам, примат психического над социальным. Разновидности теории взаимодействия воплотились в теории социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау), символическом интеракционизме (Дж.Мид, Г.Блумер, Г.Стоун).

Теория обмена . Весьма увлекательную картину общества нарисовали представители так называемой «теории обмена», и, прежде всего Джордж Хоманс (род. 1910), который высказал предположение, что поведение людей есть не что иное, как постоянный обмен ценностей (как в прямом смысле, так и в переносном). Люди действуют и взаимодействуют только исходя из определенного интереса, заставляющего их взаимодействовать. Что же становится предметом обмена? Что угодно, но обязательно имеющее социальную значимость. Например, свободное время, которым мы делимся со своим партнером. Таким образом, ценность каждого отдельно взятого человека складывается из тех его качеств, которые подлежат обмену. Не трудно понять, что «обмены» - это взаимодействия, следующие принципам определенной символики. Однако в реальности никогда не бывает равных обменов. Это объясняет нам существование социального неравенства.



Символический интеракционизм . Центральное понятие символического интеракционизма – понятие межиндивидуального взаимодействия.. Термин «символический» обозначает, что эта социологическая школа делает акцент на «смысле», который вкладывают действующие лица («актеры»), когда они вступают во взаимодействие, то есть, «интеракцию» (взаимодействие).

Основатель символического интеракционизма, выдающийся американский социолог и социальный мыслитель Джордж Герберт Мид (1863-1931) в своих теоретических построениях исходил из того, что общество и индивидуальное сознание формируется в совокупности взаимодействий. Анализ взаимодействия начинается с понятия жеста. Он является стимулом, на который реагируют другие участники взаимодействия, выступая в качестве символа. Жест - не только и не столько физический жест, сколько «вербальный жест» - слово. То есть, человеческое действие не может быть понято только лишь на основе фиксации его внешних проявлений, для этого необходимо познание внутреннего символического смысла, воплощенного в языке, понятном участникам взаимодействия.

Взгляды Мида на общество и личность получили дальнейшее развитие в «драматургической» социологии Ирвинга Гоффмана , который, следуя театральной терминологии, сделал упор на процессе раскрытия личности в поведении. Вся «площадь» действия, или сцена, разделяется на внешнюю часть сцены, где люди («актеры») представляют себя на зрителях, и внутреннюю часть «сцены», где аудитория уже не осуществляет контроль за происходящим на сцене. Там «актеры» меняют смысл своей деятельности и расслабляются.

Социология символического интеракционизма весьма увлекательна. Она дает неповторимую перспективу рассмотрения всех процессов, происходящих в обществе. Символические интеракционисты развивают свои теоретические обобщения на другом уровне и сквозь призму коллективного поведения прослеживают все основные процессы социальной жизни.

Этнометодология. В прямом переводе термин «этнометодология» означает методы (способы), которые применяют люди в повседневной жизни. Основатель этнометодологии, современный американский социолог Гарольд Гарфинкель разработал главную часть своего метода - анализ разговорных высказываний. Используя звуко- и видеозаписи, этнометодологи изучают то, как повседневные формы речи и диалога обнаруживают скрытые структуры поведения. Для того чтобы проникнуть в это «Зазеркалье» повседневного поведения, Гарфинкель предложил резко нарушать привычные ситуации общения, нарушать устоявшиеся правила взаимодействия и тем самым обращать внимание участников эксперимента не на устоявшиеся «сокращенные» формы поведения, а на «фоновый» смысл, находящийся за этим общением.

Современное развитие социологической теории дает богатую почву для различного рода обобщений. Социология предоставляет каждому человеку, познакомившемуся с ее классическими и новейшими достижениями, основания для самостоятельного анализа тех или иных ситуаций любого уровня и характера. И хотя, как становится ясным, создание одной универсальной социологической теории невозможно, но каждая из существующих теорий может обогатить нас неповторимым, оригинальным углом зрения на то, что происходит в окружающем социальном мире.

В современной социологии, согласно американскому социологу Дж.Ритцеру, существуют четыре основные парадигмы - исходные концептуальные схемы, объективные модели, которые различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.

Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами К.Маркса, Ф.Энгельса. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. В фокусе ее внимания - социальные структуры, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Более точно определить эту парадигму можно как экономический детерминизм.

Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э.Дюркгейма. В рамках этой парадигмы выделяются два противоположных теоретических направления - структурно-функциональный анализ (функционализм) и теория конфликта. Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон, Р.Дарендорф.

Парадигма социальных дефиниций обязана своим возникновением работам М.Вебера. Согласно этой парадигме, социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретические направления: символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология. Наиболее видными представителями являются А.Шюц, Дж.Мид, Г.Гарфинкель, Т.Лукман.

Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известными представителем первой является психолог Б.Скиннер, второй - Дж.Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.

Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории. Д.Ритцер разработал интегральную модель социальной реальности. Она представлена в виде взаимодействия четырех уровней социальной реальности: макрообъективного, макросубъективного, микрообъективного и микросубъективного (Рис.3).

Рис.3. Интегральная модель социальной реальности Д.Ритцера

Значение этой модели состоит в том, что она позволяет, во-первых, установить реальные взаимосвязи между различными уровнями социальной реальности, во-вторых, служит основанием классификации изучаемых явлений, в-третьих, требует применения соответствующей этим явлениям методики и техники.


Современная социология отличается необычайным разнообра-зием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциопогические теории и микросциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными яв-ляются структурный функционализм и теория социального конфликта.

Концептуально-теоретические основы структурного функцио-нализма разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс (1902—1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимо-связанных элементов. В качестве таких элементов могут высту-пать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял пост-роить более или менее полную картину общества. Естественно, при таком подходе менялось и представление о предмете социо-логии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей.

Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. Он считал, что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

Приспособление к окружающей среде (адаптация);

Определение и достижение целей (целедостижение);

Координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);

Снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность — поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — правовые и соци-окультурные институты, латентную функцию — институты се-мьи, образования, религии.

Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением систем-ных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.

В противовес структурно-функциональному подходу, делаю-щему акцент на стабильности социальных систем и эволюцион-ных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.

Льюис Козер (р. 1913)— автор теории позитивно-функцио-нального конфликта, в рамках которой обосновывается главный тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция соци-альной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др. За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институты и нормы, но и стимулируют экономический и технологичес-кий прогресс.

Значительный вклад в развитие современной конфликтологии внес Ральф Дарендорф (р. 1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех положениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими фактора-ми: это борьба за власть, престиж, авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, а другие лишены влас-ти и хотят изменить существующее положение.

Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф вместе стем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разрешаться на основе существующих в обществе норм и правил. Наиболее благопри-ятные условия для регулирования социальных конфликтов су-ществуют, по его мнению, в демократическом, открытом обще-стве, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность.

Если структурный функционализм и конфликтология исследуют социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их социальных взаимосвя-зей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального обмена.

Создателем теории символического интеракционизма считается известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид (1863—1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера (1900—1986). Основные положения символического интеракцио-низма сводятся к следующему:

Люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;

Сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;

Символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения.

Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и как интерпретацию этих символов, представители символического интеракционизма считают, что изучение непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить все соци-альные процессы, происходящие в обществе.

Близким к символическому интеракционизму является фе-номенологическое направление, основы которого разработал австро-американский философ и социолог Альфред Шюц (1899—1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознания. Исследования кон-центрируются на выявлении универсальных структур, возника-ющих в процессе социального взаимодействия. Главная мето-дологическая задача феноменологической социологии — открытие общих, типичных форм организации повседневной жизни, поскольку обыденный мир — «высшая реальность», где человеческая субъективность воплощается наиболее последо-вательно и полно.

К феноменологии непосредственно примыкает этнометодологическое направление в социологии, основателем которо-го считается американский социолог Гарольд Гарфинкель (р. 1911). Этнометодолагия рассматривает социальную реаль-ность как продукт интерпретирующей деятельности людей и сосредоточивает свои усилия на эмпирических исследованиях единичных и локальных актов социального взаимодействия как речевой коммуникации. При этом основное внимание уде-ляется изучению обыденных норм, правил поведения, смыс-лов языка общения, скрытых механизмов межличностных взаимоотношений в повседневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусствен-ное наложение готовых схем на реальное человеческое пове-дение.

Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов которой яв-ляется американский социолог Джордж Хоманс (1910—1989). Своеобразие предложенного им подхода заключалось в приме-нении принципов бихевиоризма (буквально «наука о поведении» от англ. behaviour — поведение) для объяснения социальных яв-лений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники кото-рого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма:

. принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

. принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия;

. принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;

. принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выяви-ло определенные методологические изъяны данного социологи-ческого направления.

Следует отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва макро- и микросоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в развитии современной социологии.

Похожие публикации